15. Классификация методик психодиагностики.: Классификация методов психодиагностики призвана облегчить

Содержание
  1. Классификация методов психодиагностики. – Шпоры по дисциплине психодиагностика
  2. Основания и критерии классификации психодиагностических методов
  3. Конспект: Методы психодиагностики и их классификация
  4. Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития
  5. Список использованной литературы
  6. ������������� ������� ����������������, �� ����������� � ����������
  7. 1.������������� ������� ����������������
  8. 2. ������������� �������������������� ������� �� �. ��������; �.�. �����, �.�. ��������; �.�. ��������, �.�. �������
  9. ����������
  10. ������ ������������ ����������:
  11. Классификация психодиагностических средств по степени формализации
  12. 2.3. Классификация психодиагностических методик

Классификация методов психодиагностики. – Шпоры по дисциплине психодиагностика

15. Классификация методик психодиагностики.: Классификация методов психодиагностики призвана облегчить

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:

формализованныеметодики и малоформализованые

1)формализованныеметодики- входят 4 класса

1)ТЕСТЫ

 Тесты можно классифицировать:

1) По форме (делятся на):= индивидуальные и групповые; = устные и письменные;= бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; =вербальные и невербальные

2) По содержанию (делятся на):= тесты интеллекта(групповыме и индивидуальные, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными, вербальные критериально-ориентирован-ные тесты )

= тесты способностей (Общие и специальные)= тесты личности (тесты действия и ситуационные тесты).= тесты достижений,= тесты объективного контроля успешности – школьной, профессиональной, спортивной

2) ОПРОСНИКИ

1)Личностные опросники

Классифицируются:

по форме: =групповыми = индивидуальными, =письменными, бланковыми или компьютерными.

по характеру ответов .:= опросники с предписанными ответами (или закрытые опросники)

= опросники со сводными ответами (или открытые опросники).

 По содержанию: =опросники черт личности, =опросники типологические, =опросники мотивов,

=опросники интересов,= опросники ценностей,= опросники установок.

2) Опросники-анкеты

Классифицир-ся:

по содержанию и по конструкции задаваемых вопросов.

Различают :

=анкеты с открытыми, закрытыми и полузакрытыми вопросами = биографические анкеты

 3) МЕТОДЫ ПРОЕКТИВНОЙ ТЕХНИКИ

бывают :

предметными или бланковыми.

 Принято различать следующие группы проективных методов:

= метод структурирования =метод конструирования

 =метод интерпретации =метод дополнения= метод катарсиса =метод изучения экспрессии

= метод изучения импрессии

 4) ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

 По своей форме:

= аппаратурными = бланковые методы (метод «Карандаш и бумага»)

2) малоформализованные методики

 1) НАБЛЮДЕНИЕ

Виды наблюдений.

=Наблюдения хронологические: лонгитюдные, или «продольные» ; периодические ; единичные, или однократные

 М.б. в зависимости:

1) от ситуации наблюдения:

 =полевые =лабораторные =спровоцированные в естественных условиях.

 2)от позиции наблюдателя по отношению к объекту м.б.:

 =открытым или скрытым (например, через стекло Гезелла),

=наблюдением со стороны или включенным (исследователь является членом группы, полноправным ее участником), м.б. открытым или скрытым

 2) БЕСЕДА

один из видов беседы является интервью.

Интервью

1)По форме интервью м.б.:= свободное =стандартизованное = частично стандартизованное

2)В зависимости от целевого назначения интервью :

= диагностическое (м.б.:управляемым и неуправляемым («исповедальным»))

= клиническое.

 3)АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (контент – анализ)

По учебнику: Акимовой, Гуревич « Психологическая диагностика»

 Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:

формализованныеметодики малоформализованные методики
Общая характеристикаХарактерно: определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность.Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.Они дают: очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и так далее). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения проводятся в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.
формализованныеметодики входят 4 класса методик:малоформализованные методики
Тесты Тесты можно классифицировать:1) По форме (делятся на):= индивидуальные и групповые;= устные и письменные;= бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; =вербальные и невербальные2) По содержанию (делятся на):= тесты интеллекта,
  • М.б. групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными, вербальные критериально-ориентирован-ные тесты

= тесты способностей,= тесты личности;

  •  тесты действия и ситуационные тесты.

= тесты достижений,.= тесты объективного контроля успешности – школьной, профессиональной, спортивной

 Наблюдение Виды наблюдений.=Наблюдения хронологические

  • лонгитюдные, или «продольные»
  • периодические
  • единичные, или однократные

 М.б. в зависимости:1) от ситуации наблюдения: =полевые=лабораторные=спровоцированные в естественных условиях. 2)от позиции наблюдателя по отношению к объекту м.б.: =открытым или скрытым (например, через стекло Гезелла),=наблюдением со стороны или включенным (исследователь является членом группы, полноправным ее участником), м.б. открытым или скрытым

 Опросники 1)Личностные опросникиКлассифицируются:по форме: =групповыми= индивидуальными,=письменными, бланковыми или компьютерными.По характеру ответов .:= опросники с предписанными ответами (или закрытые опросники)= опросники со сводными ответами (или открытые опросники). По содержанию:=опросники черт личности, =опросники типологические, =опросники мотивов,=опросники интересов,= опросники ценностей,= опросники установок.2) Опросники-анкетыКлассифицир-ся:по содержанию и по конструкции задаваемых вопросов.Различают :=анкеты с открытыми, закрытыми и полузакрытыми вопросами= биографические анкеты Беседа один из видов беседы является интервью.ИнтервьюПо форме интервью м.б.:= свободное=стандартизованное= частично стандартизованноеВ зависимости от целевого назначения интервью := диагностическое м.б.:

  • управляемым и неуправляемым («исповедальным»).

= клиническое.

Методы проективной техникибывают :предметными или бланковыми.(носят в основном индивидуальный характер) Принято различать следующие группы проективных методов:= метод структурирования =метод конструирования =метод интерпретации =метод дополнения= метод катарсиса =метод изучения экспрессии= метод изучения импрессииАнализ продуктов деятельности. (контент – анализ)
Психофизиологические методы По своей форме:= аппаратурными= бланковые методы (метод «Карандаш и бумага»)

Приведенная классификация не является исчерпывающей.

Пр.: Ее можно расширить за счет деления методов на классы.

Класс психодиагностических методов, где:

1) ответы испытуемых всегда оцениваются как правильные или неправильные, составляют : тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и некоторые личностные тесты действия (например, замаскированных фигур Уиткина).

 2) понятие правильного или неправильного ответа не существует: относятся большинство личностных опросников, проективные техники и психофизиологические методы.

Классификация Шванцара:

I. по используемому материалу:

1. Вербальные (задания формулируются словами).

2. Невербальные (пр: прогрессивные матрицы Ровена).

3. Манипуляционные (пр: Векслер, кубики Коса).

4. Тесты бумаги и карандаша (пр: тест шифровки фигур).

II. по количеству получаемых показателей:

1. Простые показатели (пр: Айзенк).

2. Комплексные показатели (пр: ОФДСИ Русалова).

III. по качеству ответа:

1. Тесты с правильным решением (пр: тесты интеллекта).

2. Тесты с возможностью различных ответов (пр: опросники).

IV. по психической активности обследуемых:

1. Интраспективные методики – предполагают ответы испытуемых, в которых сообщается о личном опыте субъекта, о его отношении к чему-либо (анкеты и беседы).

2. Экстраспективные – те методики, которые представлены различного рода наблюдениями.

3. Проективные – методики, в которых исследуемый проецирует неосознаваемые свойства личности на малоструктурированный, многозначный материал.

4. Исполнительные – те, в которых обследуемый осуществляет какое-либо действие, и уровень выполнения этого действия является показателем свойств личности.

Классификация Бодалева, Столина:

I. Методический принцип.

1. Объективные тесты – где существуют правильные ответы.

2. Стандартизированные самоотчеты:

 – тесты-опросники,

 – открытые опросники,

 – шкальные техники,

 – семантичекий дифференциал,

 – субъективная классификация,

 – индивидуально ориентированные техники.

3. Проективные техники.

4. Диалогические техники:

 – беседы,

 – интервью,

 – диагностические игры.

II. Мера вовлеченности диагноста в диагностическую процедуру и мера его влияния на результат психодиагностики.

1. Объективные методики – минимальная степень вовлеченности диагноста в процедуру диагностики.

2. Диалогические методики – большая степень вовлеченности.

 – беседы,

 – интервью,

 – диагностические игры,

 – некоторые проективные методики.

Источник: https://students-library.com/library/read/64209-klassifikacia-metodov-psihodiagnostiki

Основания и критерии классификации психодиагностических методов

15. Классификация методик психодиагностики.: Классификация методов психодиагностики призвана облегчить

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику (психологу) выбор методики, максимально соответствующей его задаче.

Поэтому классификация должна отражать связь методов, с одной стороны – с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны – с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются.

Наиболее общими критериями, по которым можно разделить методы практической психодиагностики на отдельные группы, являются:

1. Тип применяемых в методике тестовых задач:

опросные (в них используются вопросы, адресуемые испытуемым);

утверждающие (употребляются некоторые суждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие);

продуктивные (применяется тот или иной вид собственной творческой активности испытуемого: вербальной, образной, материальной);

действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии);

физиологические (диагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).

2. По адресату тестового материала:

сознательные (апеллируют к сознанию испытуемого);

бессознательные (направлены на неосознаваемые реакции человека).

3. По форме представления тестового материала:

бланковые (представляют тестовый материал в письменной форме, либо в форме рисунков, схем и т.п.);

технические (презентируют материал в аудио-, видео- или киноформе, а также через иные технические устройства);

сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).

4. По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов:

объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания экспериментатора или испытуемого);

субъективные (данные зависят от особенностей экспериментатора или испытуемого).

5. По критерию наличия тестовых норм: имеющие и не имеющие подобные нормы.

6. По внутренней структуре:

мономерные (диагностируется и оценивается единственное качество или свойство);

многомерные (предназначены для выявления и оценки сразу нескольких психологических качеств).

Одна и та же методика может одновременно рассматриваться и квалифицироваться по различным критериям, поэтому может быть отнесена сразу к нескольким классификационным группам. Наиболее часто употребляется подход, при котором все психодиагностические методики делятся на стандартизированные (формализованные) и экспертные (малоформализованные, клинические).

Методы психодиагностики должны удовлетворять следующим требованиям.

Стандартизированные (тесты):

а) цели, предмет и область применения методики должны быть однозначно сформулированы;

б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов;

в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим и критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;

г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность;

д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью;

Экспертные:

а) инструкция по применению конкретного метода (методики) снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;

б) инструкции к проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (тестов, рисунков, звуко – или видеозаписей и т.п.);

в) процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы передавать конечный результат другому эксперту;

г) пользователи-разработчики должны иметь возможность воспроизвести (повторить) нормативные исследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных.

7. ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ
МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

К стандартизированным (формализованным) методам относятся тесты, анкеты, опросники, проективные техники и психофизиологические процедуры обследования.

Под стандартизированностью методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

Эту группу методов отличает:

– регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций и способов их предъявления, бланков, предметов или аппаратуры, используемых при обследовании, условий проведения испытания), способов обработки и интерпретации результатов;

– стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов);

– надежность и валидность методик.

Валидность– это одно из основных психометрических свойств методики, обозначающее ее обоснованность и указывающее на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству.

В широком смысле валидность включает сведения о поведении и психических явлениях, которые находятся в причинной зависимости от диагностируемого свойства.

Различают различные виды валидности: конструктивную, внутреннюю, внешнюю, эмпирическую.

Надежность психодиагностической методики – качество методики, связанное с возможностью получать с ее помощью достаточно стабильные результаты, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств (синоним – “точность теста”).

С этими показателями тесно связана и такая характеристика методик, как точность.

Точность методикиотражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагно-стического эксперимента.

Положительными сторонами формализованных методов являются:

– учет объективных показателей и возможность их перепроверки;

– меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога на диагностический процесс;

– оперативность и экономичность;

– количественный дифференцированный характер оценки, возможность различать категории обследуемых;

– возможность компьютеризации процедуры обследования и обработки результатов;

– возможность проведения группового обследования.

В качестве недостатков отмечается:

– жесткая регламентация процесса получения психодиагностической информации;

– расчленение личности обследуемого на отдельные изолированные показатели;

– отсутствие доверительной обстановки (при тестировании);

– опора в основном на количественные показатели;

– статичность получаемой структуры индивидуальности.

Охарактеризуем более подробно каждый из методов, относимых к высокоформализованным (стандартизированным).

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 2843. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/4-71495.html

Конспект: Методы психодиагностики и их классификация

15. Классификация методик психодиагностики.: Классификация методов психодиагностики призвана облегчить

Предмет психодиагностики

Психодиагностика – это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

  1. Сбор данных.

  2. Переработка и интерпретация данных.

  3. Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития

История современной психодиагностики начинается с первой четверти ХIХ в., т.е. с начала клинического периода в развитии психодиагностических знаний. Врачи – психиатры начали вести в клиниках систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений.

В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Но эти методы носили качественный характер, поэтому по одним и тем же данным разные врачи часто делали разные выводы.

Только во второй половине ХIХ в., когда немецкий психолог Вундт создал первую в мире психодиагностическую лабораторию, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы, методы психодиагностики приобрели количественный характер.

Методы психодиагностики и их классификация

В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например физике. Это требования операционализации и верификации.

Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

Классификация методов по Ананьеву Борису Герасимовичу:

1. Организационные методы:

  • сравнительный метод, состоящий в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,
  • лонгитюдный метод, когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, – до десятков лет.
  • комплексный метод, когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.

2. Эмпирические методы. Слово эмпирический означает основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов. Более подробно об этих методах см. ниже.

3. Методы обработки данных.

  • методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.
  • методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.

4. Интерпретационные методы.

Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.

  • Генетический (фило – и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются “вертикальные” связи между уровнями развития.
  • Структурный метод устанавливает “горизонтальные” связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.

Краткие характеристики психодиагностических методик

Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;

эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.

Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.

Объективно-манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 1)

Таблица 1. Классификация психодиагностических методик

Критерий

Наменование методики

Краткая характеристика

По типу применяемых тестовых задач

Опросные

Используются вопросы, адресуемые испытуемым

Утверждающие

Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться

Продуктивные

Применяют собственную творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную

Действенные

Задание выполнить нек-рый комплекс практических действий

Физиологические

П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических р-ций организма

По адресату используемого тестового материала

сознательные

Апеллирующие к сознанию испытуемого

бессознательные

Направленные на неосознаваемые реакции человека

По форме представления тестового материала испытуемым

бланковые

Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.)

технические

Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или ч/з иные технические устройства

сенсорные

Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств

По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики

объективные

Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора

субъективные

Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример – интроспекция

По наличию в методике тестовых норм

Имеющие тестовые нормы

Не имеющие тестовых норм

По внутренней структуре методики

мономерные

В них диагностируется и оценивается единственное качество

Многомерные

Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека

По типу анализа экспериментальных данных

качественный

Диагностируемое св-во описывается ч/з известные научные понятия

количественный

Диагностируемое св-во описывается ч/з относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми

Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

Такими требованиями являются

Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя – означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

Критерии валидности:

Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.

Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.

Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.

Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.

Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998. 368 с.

2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: “ВЛАДОС”, 1998.-632с.

3. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: В 2 кн.-М.: изд. ВЛАДОС, 1998.-Кн. 1-384 c:

4. Словарь практического психолога/сост. С.Ю Головин.- Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

5. Современный словарь по психологии.-Мн.: “Современное слово”, 1998. – 768 с.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-metodi-psihodiagnostiki-i-ih-klassifikaciya-2606460.html

������������� ������� ����������������, �� ����������� � ����������

15. Классификация методик психодиагностики.: Классификация методов психодиагностики призвана облегчить

����������� ��������� �� ����������� � ����� ��

���������� � ����� ������� �����. ����������� ���������� ������� ���������� �������� �������� ����� 100 ��� �����, � ������ � 1879 �.

��������� ���������� �������������� �������� ���� ������� �������� ������: ������������ ���� � ���������; ���������� �������� �� ����������� ���� ��������, ������� �� ��� ��� �� ����������, ������� ���������� ������������ ������ ��� ������������. �� �������������� �������, ��� �� ���� �� ���� �������, ��-��������, �� �������� ����������.

��� ����� � ����� �������, ��� ���� �������� ������������. ���� ������� � ��� ��������� �������������������� �������.

���� �� ����� � ���� ������� ��������, �� � ������ ��������������������� �������� ����� ��������� ����� �������: ���� ���� �������� � ��� ����� �������������������� �������, ��������� ���.

���������� � ����� ������ ���������� � ����������� �� �������� � �������� ����� �������, ������� ��� �������.

��� �� �������� ��������� ����������? ����� ������������ ������������ ��������� ����� ������ �� ������� ���������� � ���, ��� ��� ���������� � ������� �����; ������ ���������, ������ ��� ����� ������ ������� ���� �����; ���������� � ���, ��� � �������� ����� �� ��� �������� � ����� ��������� ��������� �� ����������� ����. ����� ������������ � �������� �� ������� ���� ��������� �������� ������ � ���� (��. psyche � ����� + logos � ��������, �������).

���������������� � ��� ������� ��������������� ����� � ������������ ��������� ����� ��������������� ��������, ������� ������� � ����������� � �������������� ������������� ������� ������������� �������������� ��������������� ������������ ��������.

��� �� ���� ������ ������������ ��������� �� ��������� ��������� ������ (���� � �������) � ��������� ��������������� ��� ��������������� ��������. ���������������� ��� �� ������ ����������� ������������ ����������, �� � ������������� ����������.

1.������������� ������� ����������������

������������� ������� ���������������� �������� ��������� ������������� ��������� ����� ��������, ����������� ��������������� ��� ������.

������� ����� ������������� ������ �������� ����� �������, � ����� ������� � � ���������������� ������������ ����������, � ������ ������� � � ������������� ��������, ���� ������� ������� ��� ������ ���������������.

�������� ������� ���� ����� � ������ �������������� ����� ��������������� �������, � ����� �� ���� � �������, ������������ �� ��� �������� � ��������� ������� ��������������� ��������� ��������.

����������, �� ���������� ������������������� ������������ ����� �������� � ����������. �������� ������ �������� �������� ���������������� � ��� ����� ������� ����������� ��� ������� ������ �����.

� ��������� ����� ���������� � � ���������� �� ���������� ���� ��������������� ��������, ������������� ���������������� �����.

�� ���� ��������� �������� ������������ � ��������������� ��������������-��������������� �������������.

�������� ������ ������������ � �����������.

����� �� �������� ��������� � ������ ����������� � ���������� ���������� ������� ������������ �������� ����������. ���������� � ��� ������-���������������� � ������������ ������� ����������� ���������� ������������ �������.

� ������������ ���������� ���������: ��������������, ������������� �� ������ ���������� ��������� ���� ��������, ����������� ������� ���������� ����������� �������������� ��� �������� � ��.

������������ ��������: �����������, ������� ��������� �������������, ������������� ������� ������ ��������� ������� ���������� (�����������, �����, ������) � �.�.

�������� ��������� ����������, � ������� ���������� ���������� ����������, �������� ���������:

– ��������� �������� � ����������� ������� � ������� ����;

– ���� ��������� ����������, �� ��������� ������� ������� ����������� ��������;

– ������ ������, ���������� ������� ������ ������� (��������, �������������);

– �������� ������������ � ��.

������ ����������� ������� ������������ �������� �����������.

����������� � ��� �������� ������������� ������������� � ����������������� ����������� � ����� �������� �������, ��� ������� �������������� �����-���� ���������-��������������� ����.

������������� ������������ ��������: �������� ������� �����������, ����������� ����������, ������ �������������� ������� ����������. � ����������� ���������: ��������������� �������, ������� ������� ��� �������� �������� ��������.

������������ ������ �������������, ������������� � ��������������. ������������ ����������� ��������������� ��������������� ����������� ������� ������� �������� � ����������. ��� ���� ���� ������������ ��������� ���������� �������� ������� � ��������, � ������� ��������� ������������ ��������� ����������� �������.

������������ ����������� ���������� ������� ��������������� �������, ����������� ����������� ����������� ����������� �������, ��������� �� ������������ ������� ���������� �����.

����������� ����������� ��������������� ��������� � �������������� �������� ����������� ������������ � ����������� ��������� ���������, ������� ��������� ���������� �������� �������.

������ ������������� �����. ����� � ��� ��������� ����������, ����������� � ��������� ���������� �����������. ��������� ��������� ���� ������: �������������, ��������, ������.

� �������� ������������� ���������� �������� � ���� ���������� ������� ������������ (������������). �������� ������������ ��������� ���������� ����� ������ ������� ������������ �� �������, ���������� � ������ �����.

����� ������ ������� �� ��������� ���������� � �������� �������������� ��� ��������������� ���������� ������������� ������������� �������.

�������������. ��� ����� ������������, � ������ �������� ����� ���������� ������� ���������� �������. ������ ������������ ����� ����� �������, ������������� �������������, ��� ������� � �����-���� �������.

������ ������ �������� ���������� (���������) ������������ �������. ��� ������������� ��� ��������� ������ �������� (� ����� ������ ����� ������������) � ��������� �������.

����� ��������� ��������� ������� ������������� � ��������������� �������

������������. ��������������� ������� ��������� ���������, ��������� � �������������� ������� ��������, ������������ �����. ���� � ���������������� � ��� ����� ���������� ������������������� ������� ���������, ������� ������������ ���������� � �������� ��������������� �������� �������. ����� ������� �����������: ���� � ����������� � ������������������� ��������� ������� ���������.

��������� �������� ������� �������� ������� � ����������� ��������� ��������, ��������� � ����������� ������� ��������. ����� ����������� ���� ������� ��������� ������� �� ������ ����������� ������� (�����, ��� ������� �������, ������� � ���� ����� ������� ����� �������� ��������� �����).

�� ������� ��������� ������� ������ ���������� ������� ����������������� ������ �� �� ���������� � ���������. ��������� � ������� �����������, ��� �������, � ������� �� ������� ������������, ���������� ������ �� ��������� (�.�. ��������� �������������) ��������� ��������������� ����������. ��������� ������������ ����� ����������� � ����� ������, ���������� ��� ������������.

� ������, ��� ������� ������ ���������������� ������������� ��� ������ ����������. ���:

1. ��������������� ���������������� ����� � ������������ �������� ������� � ������ ������������ ��������, ����������� � ��������, ��� ������ ���� ������������, ������ �������������� � ������ ������.

2. �������� ������������ � ������������� �������� ������� � � ��������� � ���� �������� ����� �� ������ ���� ����� ��������, ������� ����� ��-������� �������������� � ���������� ������.

3. ������������ ����� ���������� �������� ������� � ������ ����� ���������� ������� ��������������������� ����� �� ������ ��������� 1,5-2 �����, �. �. ����� ����� ������� �������� ������ ��������� ���� ����������������� �� ���������� ������� ������.

4. ������� �������� ���� ��� ������� ����� ����������������� ������� ���������� �� ������� �����, – �.�. ����������, �������������� ������� ������������ �����, � �������� ����� ���������� ���������� ������� ��������, �������� ������� ��� ���������������� ��������.

����� ����� � ������� ������� �������� ������� ������������ �����, ������� �� ������� ����������� �� ���� ��������� � ��������������� �������������. ��� ����������� � ������������� ����������� �������������������� ������������ ����������, ����� ������������ �������������������� ������ ���� ������ ����������, �. �. �������� ���� ����������. ������ ������������ ��������

1. ���������� � ���������������, �������������, �������������.

���� ��������� �������������� ����������. ���������� ������������� , ������������, ����������, �������.

���������� �������� ����������� � ���������� � �������� �� ���������� ����������� �������������.

2. ���������� � ������������� ����������� ��������� � ������� ������ �������� ���������� �����������. ���������� �������������������� �������� ����� ���������� ����� ���������:

-����� ��������� �����������, ���������� �� ���� �������� ������� ������

-����� ��������� �����������, ���������� �� ����� � ��� �� �������� � ��������� ��������.

3. ������������� �������� � ��������������� ���, � ����� ������� ���������� � �� ������� ������ �������� ��������� ������ � ������ ���� ��������, ��� ������ �������� ������ �������� �����������.

4. �������� � �������� ����������� �������� ����� ����������� �� �������� ��������� ������������ ��������, ������������ � ���� ��������������������� ������������. ��� ������ �������������������� ��������, ��� ������ � �� ������� ����� ��������� �������� � �������� ������� ����������� ��������, ���� � ������������ ���������������� �� ������ ��������� ����� ������� ������� �������� ������.

2. ������������� �������������������� ������� �� �. ��������; �.�. �����, �.�. ��������; �.�. ��������, �.�. �������

�������������������� ������ ���������� � ������ �� ������ ����������. ��� ��������� �������� ���������������� ������������� ������� ����������������.

1. ������������� ������� �� �.��������.

�.�������� ���������� �������������������� ������ � ������ �� ��������� ����������:

1. �� ������������� ��������� (����������, ������������, ���������������, ����� “������ � ���������” � �.�.);

2. �� ���������� ���������� ����������� (������� � �����������);

3. ����� � “����������” �������� � ����� � ������������ ��������� �������;

4. �� ����������� ���������� ����������:

� ��������������� (��������� ����������� � ������ �����, ����������): ������, ������;

� ���������������� (���������� � ������ ������������� ����������);

� �����������. ���������� ���������� �������������� �������� �������� (���������� ���������, ������� �������� � ��.) �� ���������������������, ������������ �������;

� ��������������. ���������� ������������ �����-���� �������� (�������������, ������������, ��������), �������������� ������� � ������������ ����������� �������� �������� ����������� ���������������� � ���������� ����.

2. ������������� �������������������� ������� �� �.�.�����, �.�.��������.

������ ���� ������������� ���������� �������������������� ������ �� ��������� ����������:

1. �� ��������: �����������������, �������������������;

2. �� ����������:

� ������������������� (����� �������� �� ���� ���������� �.�������� ��� �.�������, ����� ������ ����������);

� ����� ���������������� �����������;

� ����� ����������� ������������ (�����������, �����������, ����� ��� �������);

� ����� ����������;

3. �� ���������, ������� ��������� ����������:

� ���������;

� ���������� (������ �����, “�������� �����” �� ������ ��������);

� ������������ (���������� ��� �������� ������������ �������� � �.�.);

4. �� ���������� �����������: �������������� � ���������;

5. �� ����� ������: ������ � ����������;

6. �� ������� ����������: ����� �� ��������, ����� ��������, ��������� �����. � ������ �������� ������ ������ � ����� ������� �� ����������; ������������� ���������� ��� ����������, ��� � ������ ������� ������;

7. �� ������� ������������ �����: ���������� � ������������ (���������� ���, ��� � ���������� ������ ����� ���� � ������ � ����������� ��� ��������� ������ ������������ ���������� � ���������������� �������; � ������������ ������ ������ ������������ � ����������� ��� ������ ������������� ������������� ����������);

8. �� �������������: ������������� ����� � �������� ������ (�������);

9. �� ��������� ������� �� ������: ����� � ������������� ��������, ����� �� ���������� ��������;

10. �� ������� ������ ������������: ����� �������� � ���������������� �����;

11. �� ��������� ���������� ��������: ����������, ������������.

3. ������������� �������������������� ������� �� �.�.��������, �.�.�������

������ ���������� ������ ���������������� � ������ �� ������ ����������:

1. �� �������������� ���� ������������� ��������, ������� ������� � ������ ������� ������:

� ����������� ����� (� ������� �������� ���������� �����, �� ���� ���������� ���������� �������);

� ����������������� ����������:

� �����-���������, �������� ���������

� �������� ������� (������������� ������������ �.������), ������������ �������������

� �������������-��������������� ������� (���������������) ���� ������� ������������ �������

� ����������� �������

� ������������� ������� (������, ��������, ��������������� ����);

2. �� ���� ������������� � ��������������� ��������� ������ �������������� � ������� ��� ������� �� ��������� ����������������: ����������� � �������������.

������ ��������������� ����������� �������� ������������� �������������� � �������������������, ��������� � ������������� ����������, ������ � ������� �������� �������������.

���� ������������� ��������������� �������� �����, ���������������� �������, �������� ���������������� � ������ ��� �������������, ����� ��������������� ����������. ���� ��������� �����, �� ������� ������������� ���� ��������� �������������������� ������� �� ������ ����������� �� ������ �������������.

����������� �������������
���������������������� ������������������������������������ ����������������������� �������������������� ����������� ��������

����������

����������� ��������������� ����������� ������������ ��� ��������������� ����������, ��������������� ������ ��������� � �������� �������������-��������������� � �������������-�������������������� ������������ ��������. ��� ����������������� ��������������� ����� � ������� ��������������� ��������, ������ ��������� �� ��������� ������������� �������, ����������� � �������������������� ������������, ���� ��������.

���������� ��������� ������������� ������� ����������������. ������ ������� ���������� ������������ ������������� �������������������� ������� �������� ���� ��������������-��������������, ������� �������� �� ����������.

� ������ ����������� ������� ������� ����������� (���������-���������) �� ���������� ����������. � ������ ������������ ������� ����������, ��������, ������� �� ����� � �������� �����������.

��� ���������� ����������� � ������������ ������� �� ����������� ��������� ��������� ���������� ��������� ��������������� ��������. ������� ������ ������������� ���������� ����������������.

�� ���������� ������� ������� ����� ����� �������� � ������������ � ������������� ����������. ����� �������� ���������� ���������� ��� ������������� ��������� �������, ���������� � ������������� ���������� �������������, � ������������� ���������� ��������������.

������ ������������ ����������:

1. ���������� �.�. ����������. ������ �/�: ������, 2003

2. ��������� �.�.�������� � ���������������� �������� ������ �/�, 1996

3.�������� �.�. ������������ ����������:������� ��� ��������� ����� � 4-� ���., �������. � ���.- ������������, 1999

4.����� ���������������� / ��� ���. �.�.��������, �.�.�������. � �. : ���-�� ���, 1988. �. 10-13.

5.��������� �� ����������������: ���������������� ������������ / ��� ���. �.�.�������, �.�.�������. � �. : ���-�� ���, 1984. �. 16-17.

����������   ..  365  366  367   ..

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04500psihologia/000_lekcii_psihologia_08/366.htm

Классификация психодиагностических средств по степени формализации

15. Классификация методик психодиагностики.: Классификация методов психодиагностики призвана облегчить

Психодиагностические средства – это методы и методики, с

помощью которых решаются те или иные диагностические задачи. Классификация методов психодиагностики призвана

облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому такая классификация должна отражать связь методов, с одной стороны – с диагностируемыми психическими свойствами, а

с др.стороны – с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются. Наиболее ценные методики обладают универсальностью: они могут успешно применяться для решения разных задач. Широкий класс методик в психодиагностике называется методом.

Частная методика привязана к решению узкого класса практических задач и направлена на диагностику определенных свойств.

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы: методики высокого уровня формализации или строго формализованные, и методики мало формализованные.

https://www.youtube.com/watch?v=mfiFfEoWeuQ

К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики проективной техники и психофизиологические методики для них характерны: определенная регламентация, объективизация процедуры обследования и испытания, стандартизация, надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию за относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнить индивидов между собой.

К мало формализованным следует отнести наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности.

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию эти методики очень трудоемки и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. В совр. психологии немало различных методов психодиагностики, однако далеко не все из них можно назвать научно обоснованными. Кроме того среди них есть исследовательские и собственно психодиагностические методы.

Выбор метода обследования – один из наиболее сложных этапов диагностики – коррекционной работы психолога. В процессе ответа на конкретный вопрос практики психолог применяет различные методы изучения или обследования учащегося. Поэтому он должен владеть самыми разнообразными методами как высоко формализ. так и низко формализ.

одна из сложностей использования любых стандартных методик заключается в кажущейся легкости постановки точного и надежного диагноза на основе результатов тестирования.

Чтобы более глубоко и тонко определить причину того или иного психологического явления или образования, психолог анализирует в единстве данные, полученные в результате наблюдения, собственных впечатлений и с помощью тестовых и других объективных методик.

+

(по Гуревичу)

Строго формализованные методы:тест, опрос, проективный метод, психофизиологический метод.

Тест – метод исследования личности, построенный на ее оценке по рез-там стандартизированного задания.

По форме проведения тесты м.б.:

– индивидуальные и групповые

– устные и письменные

По хар-ру материала:

– бланковые и компьютерные

По хар-ру действий испытуемых:

– предметные, вербальные, невербальные

По содержанию тесты: тесты интеллекта, способностей, личности, достижений.

Опрос – метод сбора первичной инф-ции посредством общения с вопросами к испытуемым.

Применяются в двух основных формах:

– устные (беседы, интервью)

– письменные (анкетирование)

Личностные опросники: черт личности, мотивов, интересов, ценностей.

Опросники-анкеты служат для получения инф-ции о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (н-р, для получения данных об истории его жизни).

Проективный метод – предназначен для изучения глубинных черт личности.

К ним относятся:

– методики структурирования (тест Роршерха)

– дополнения (завершать незаконченные предложения)

– методики изучения продуктов творчества (все рисуночные тесты)

– методики интерпретации (тест Розенцвейга)

Психофизиологический метод –позволяет с помощью специальных приборов регистрировать диагностически важные показатели (дыхание, мышечный тонус, пульс)

Мало формализованные:наблюдение, анализ продуктов творчества или деят-сти.

Эти методики дают ценные сведения об испытуемом, они изменчивы, трудно поддаются оценке. Очень трудоемки и занимают много времени, в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого специалиста.

Наблюдение – целенаправленное систематическое восприятие объекта на основе регистрации избранных единиц.

По степени формализованности выделяют контролируемое (заранее предусматривает способы регистрации) и неконтролируемое наблюдение (применяются с целью предварительного знакомства с проблемой).

По условиям орг-ции: открытое и скрытое.

По степени участия экспериментатора: включенное и невключенное (как сторонний наблюдатель).

По регулярности проведения: эпизодическое и систематическое.

Анализ продуктов творчества – рисунки, поделки, тетради, аппликации.

Есть метод, который относят либо к строго, либо к мало. Эксперимент– метод, который предполагает создание некоторых искусственных условий.

– лабораторный – в спец создаваемых условиях с применением спец техники

– естественный – в естественных для испытуемого условиях.

Источник: https://studopedia.net/7_13103_klassifikatsiya-psihodiagnosticheskih-sredstv-po-stepeni-formalizatsii.html

2.3. Классификация психодиагностических методик

15. Классификация методик психодиагностики.: Классификация методов психодиагностики призвана облегчить

Психодиагностическиеметодики– это методики, которые позволяютколичественно выражать и оцениватьразличные особенности людей, определяющиесостояние их внутреннего природы ивзаимоотношения с окружающим миром.

Количественное выражение достигаетсячерез организацию специальной стимульнойсреды, в которую помещается испытуемый,регистрацию его показателей и реакцийи преобразование данных показателей воценку диагностируемых свойств.Психодиагностикавключает широкий спектр научных подходов.

Многообразие этих подходов ведет кфункционированию различных типовклассификаций психодиагностическихметодик в зависимости от атрибутов,выделяемых разными авторами в качестверелевантных и значимых для классификации.

Рассмотримнекоторые из них. По К.М. Гуревичу,средства, которыми коррелируетпсиходиагностика, по своему качествуразделяются на две группы: методикивысокого уровня формализациии методикималоформализованные.

Кформализованным методикам относятсятесты, опросники, проективная техникаи психофизиологические методики.

Характерная черта данной группы – жесткаярегламентация процедуры обследования(дословное соблюдение инструкций,строгие способы презентации стимульногоматериала, невмешательство исследователяв работу испытуемого), стандартизация(присутствие норм или других критериевоценки), а также валидность и надежность.Они просты и не требуют спецподготовкиот экспериментатора.

Проанализируемформализованные методики в разбивкепо подгруппам:

  1. по форме проведения: индивидуальные и групповые;

  2. по форме ответов: устные и письменные;

  3. по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.;

  4. по характеру стимульного материала: вербальные, невербальные, смешанные;

  5. по содержанию: тесты интеллекта, способностей, достижений, личности.

  6. по цели: определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п.

  1. личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые);

  2. анкеты.

  1. методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла;

  2. методики конструирования – создание целого из деталей;

  3. методики интерпретации – объяснение события или ситуации;

  4. методики дополнения – завершение рассказа, картинки;

  5. методики катарсиса – игровая деятельность, моделирование ситуации;

  6. методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему;

  7. методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.

Кмалоформализованным методикам относятсятакие техники, как наблюдение, опрос,анализ продуктов деятельности.

Онипредоставляют очень ценные сведенияоб испытуемом, в частности при анализетаких психических явлений, которые струдом поддаются объективизации(переживания, мотивация, личностныепринципы и т.д.

) или постоянно подвергаютсяизменениям (настроение, изменение целейи т. д.). Минус формализованных методик– их трудоемкость (наблюденияосуществляются в течение долгоговремени) и основаны на опыте и интуициипсиходиагноста.

Вобщем и целом, более или менее развернутуюклассификацию психодиагностическихметодик можно составить, лишь выявивобщие критерии, в соответствии с которымиразличные психодиагностические методикибудут объединены в отдельные группы.Такимикритериями являются следующие:

1)тип применяемых в методике тестовыхзаданий;

2) адресат,на которого направлен используемый вметодике тестовый материал;

3) формапрезентации тестового материалаиспытуемым;

4) характерданных, используемых для выводов орезультатах психодиагностики;

5) наличиев методике тестовых норм;

6) внутреннеестроение методики.

Попробуемрассмотреть каждую группу методикотдельно. По типу применяемых тестовыхзаданий психодиагностические методикиделятся на:

  • опросные (испытуемому задаются определенные вопросы), 

  • утверждающие (используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться), продуктивные (делается акцент на вид творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной и т.д.), 

  • действенные (испытуемому дается задание выполнить ряд практических действий, по характеру которых выполняется оценка его личности),

  • физиологические (данная психодиагностика основывается на анализе непроизвольных физических или физиологических реакций человеческого организма).

Такимобразом, для оценки психологическогопортрета определенного человека можноиспользовать его ответы на прямые иликосвенные вопросы, его согласие илинесогласие с некоторыми утверждениями,продукты его устной, письменной, моторной,сенсорной, изобразительной, техническойили другой деятельности, его произвольныеи непроизвольные реакции в ответ наспециальные стимулы и т.д.

Поадресату тестового материала методыпсиходиагностики можно поделить на:

  • сознательные, которые обращаются к сознанию испытуемого

(опросники),

  • бессознательные, которые направлены на неосознаваемые

реакциичеловека (проективные методики).

Поформе презентации тестового материалапсиходиагностические методикиподразделяются на:

  • бланковые (тестовый материал в письменном или какой-либо ином знаковом формате: в виде рисунка, схемы и т. д.),

  • технические(тестовый материал в аудио- или видеоформате, а также посредством иных технических оборудований и компьютера),

  • сенсорные(материал в виде физических стимулов, направленных на органы чувств человека).

Похарактеру данных методики психодиагностикиделятся на:

  • объективные(данные, не зависящие от сознания и желания как испытуемого, так и экспериментатора);

  • субъективные(данные, полностью зависящие от сознания и желания экспериментатора или испытуемого, имеющие отношение к их опыту и зависящие от него).

    К методикам объективного типа относятся тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или реальных продуктов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективная оценка сведена почти к нулю.

    Примером же методики субъективного типа является та техника, которая в частности опирается на выводы, производимые на основании интуиции и внутреннего опыта. По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на:

  • имеющие подобные нормы;

  •  не располагающие ими.

Повнутренней структуре методикипсиходиагностики можно разбить на :

Дляпервых характерно то, что в нихдиагностируется и оценивается единственноесвойство личности, а для вторых – то,что они применяются для оценки сразунескольких психологических качествчеловека (будь то однотипных илиразнотипных).

В последнем случае методикадиагностирования психологии личностиделится на несколько специальных методик– подшкал, которые оценивают частныепсихологические качества.

Примероммономерной методики является известныйтест Спилбергера-Ханина, а примероммногомерной – личностный тест Кеттела.

Приэтом необходимо помнить, что одна и таже психодиагностическая методика можетрассматриваться и квалифицироватьсяс точки зрения разных аспектов и поразличным критериям.

Отсюда следует,что любую методику можно отнести не кодной, а сразу к нескольким классификациям.

Как следствие, выявленные и определенныевыше категории классификации методикпсиходиагностики важно рассматриватьне как взаимоисключающие, а каквзаимодополняющие друг друга, каквозможные и реально существующие аспектыих анализа и разделения на классы.

Отдельноот остальных классификаций стоятпсиходиагностические методики,базирующиеся накачественномиколичественноманализетестовых данных.

При первом виде анализадиагностируемое свойство определяетсяизвестными научными понятиями, а вовтором случае – путем сравнения развитияданного человека с другими людьми.

Внекоторых случаях количественные икачественные виды анализа сочетаютсяв пределах одной и той же методики, чтов итоге дает двойную характеристику –количественно-качественную.

Вдобавокко всему все методы психодиагностикиможно разделить нанаучныеипрактические.Нужно отметить, что данная классификацияусловна, поскольку большинство наиболееприменимых психодиагностических методикиспользуется как в практике, так и внаучных исследованиях.

Разница междуними состоит в том, что научно-исследовательскиеметодики ориентированы в основном навыявление и изучение какого-либопсихологического качества в сугубонаучных целях, а практические – наоценку степени развития личности ииспользования полученных данных впрактических целях.

Вдобавок ко всему,научная методика зачастую являетсязатратной, трудоемкой, дорогостоящейи используется только в рамкахисследования, оказываясь по вышеуказаннымпричинам непригодной для повсеместнойпрактической психодиагностики.

Практическая методика, наоборот, простав применении, универсальна.

Рассмотревразличные критерии и виды классификаций,давайте перейдем к рассмотрению отдельныхвидов психодиагностических методик, аименно тестов по критерию содержания.

Тестыинтеллекта— тесты психологического тестирования,направленные на изучение степениразвития интеллекта у человека. Взападной и отечественной школахпсиходиагностики существуют своиотдельные тесты. Шкала Бине представляетсобой проверку коэффициентаинтеллектуальности (IQ).

В нем определеныграницы нормы, которые свидетельствуюто нормальном интеллектуальном развитиичеловека определенного возраста – от84 до 116 (ниже 84 – показатель низкогоинтеллекта, выше 116 – показатель высокогоразвития).

Тесты интеллекта широкораспространены в западных странах: всистеме образования, а также при приемена работу.

Школьныйтестумственного развития – ШТУР (разработанПсихологическим институтом РАО) дляучащихся 7-9-х классов является примеромотечественной шкалы интеллекта.

Следомза ним идет специальный тест умственногоразвития для абитуриентов и старшеклассников– АСТУР (основан на материале школьныхпрограмм и учебников для изучения уровняумственного развития выпускниковсредней школы).

Он включает в себя рядсубтестов на проверку таких умений изнаний как: осведомленность, двойныеаналогии, лабильность, классификации,обобщение, логические схемы, числовыеряды и геометрические фигуры.

Тестыспособностей представляютсобой выявление потенциальнойпредрасположенности индивида к успешномувыполнению определенного видадеятельности. Они широко применяютсяв практике, в частности в психологическойпрофориентации. Тесты способностейразделяются: а) по видам психическихфункций – сенсорные, моторные тесты, б)по видам деятельности – технические ипрофессионализированные тесты.

Моторныетесты проверяют ловкость, координациюдвижений, моторику и т.д.). К данной группеможно отнести тест ловкости Стромберга,тест скорости манипулирования с мелкимипредметами Крауфорда, тест М. И. Гуревичаи Н. И. Озерецкого и т.д.

Сенсорныетестыиспользуются для определения остротыорганов чувств: зрения, слуха, тактильностии т.д. Здесь выделяют таблицу Снеллена,тест музыкальной одаренности Сишора,тест Винга и т.д.

Тестытехнических способностейанализируют особенности, которыепозволяют эффективно работать сразнообразным оборудованием или егокомпонентами. Наиболее яркий пример -тест Беннета.

Тестыдостиженийрассматривают учебные достиженияиндивида. Их еще называют тестамиуспешности, дидактическими тестами,тестами учителя. Тесты достиженийоценивают успешность овладенияопределенными знаниями, они болееобъективно показывают уровень обученности,чем оценка.

Тестыдостижений стоят отдельно от собственнопсихологических тестов (способностей,интеллекта):

  • с их помощью анализируется успешность овладения конкретным учебным материалом, который ограничен определенными рамками;

  • тесты различаются целями их применения. Тесты достижений отличаются от тестов интеллекта тем, что последние не направлены на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от испытуемого умения обращаться с понятиями, совершать определенные умственные действия, такие как классификации, обобщение, аналогии и т.д.

Выделяюттри вида тестов достижений:

1)тестыисполнения (тесты действия),

2)образцы выполнения работы,

3)письменные и устные тесты.

Тестыдействия –это ряд заданий, наиболее значимых дляуспешного осуществления определеннойпрофессиональной деятельности (тренажеры,моделирование реальной трудовойдеятельности). Сюда относятся Блэкстонскийтест оценки квалификации стенографисток,тест адаптации к конторской работеПурдье, тест изучения навыков печатанияна машинке Терстона и т.д.

Письменныетестынацелены на то, чтобы проверить специальныезнания, информированность (узкаяпрофессиональная направленность),осведомленность и представляют собойкомплекс вопросов, которые представленыиспытуемому на специальных бланках.Преимущество данного метода – этовозможность одновременной проверкицелой группы людей.

Устныетестыпрофессиональных достижений представляютсобой серию вопросов, касающихсяспециальных профессиональных знаний,которые задаются в форме интервью. Ониудобны в применении, универсальны ипросты в интерпретации.

Личностныетесты– это психодиагностические тесты ипроцедуры, специально нацеленные наизучение личностных структур.

Ониизучают особенности мотивации, личностныечерты, установки, саморегуляции,особенности внутреннего мира человека,систему его ценностей или побуждающихфакторов.

К большинству личностныхтестов невозможно применить критериинадежности, валидности и стандартизации.На самом деле личностных тестов множество,рассмотрим лишь самые известнее из них:

1)Шестнадцатифакторныйопросник Р. Кеттелла, или 16-PF – измерение16 факторов личности – личностных черт;

2)Опросник Г. Айзенка – трехфакторнаямодель, включающая шкалы Р, Е и N, попервым буквам английских названийтерминов «психотизм», «экстраверсия-интроверсия»и «нейротизм»;

3) Диагностика мотивационных тенденцийили тест А.Эдвардса – опросник на основании225 пар суждений, образующих 15 шкал:мотивация достижений, принятиеавторитетов, любовь к порядку,демонстративность, автономия, терпимость,самовосприятие, принятие опеки,доминирование, чувство вины, готовностьопекать других, радикализм, стойкостьв достижении целей, гетеросексуальность,агрессивность.

4)Тест репертуарных решеток Келли –методика исследования индивидуальнойкатегориальной структуры личности (24ролевых персонажей: учитель, жена,руководитель, отец, мать и т.д., относящиесяк семи группам: «Я», «семья», «отношения»,«близкие», «авторитет», «ситуативныеперсонажи», «ценности»);

5)Методика распределения времени – С. Я.Рубинштейн – определение предпочтений,интересов и установок личности посредствомсвободного распределения времениопрашиваемым по его усмотрению.

Проективныетехникипредназначены для диагностики личности.Это самая сложная и одновременноинтересная группа методик, для которыххарактерен комплексный подход к оценкеличности, а не выявление отдельных черт.

Испытуемыйдолжен сам интерпретировать, развиватьи определять стимулы. При этомдиагностируются такие качества, какинтересы и установки личности, мотивация,ценностные ориентации, страхи и тревоги,неосознаваемые потребности и побужденияи т.д.

Дляданной группы методик характерноследующее:

1)неоднозначность стимульного материала,который испытуемый должен решать;

2)малая стандартизованностъ проведенияпроцедуры обследования;

3)проективные методы требуют большогоопыта, высокой профессиональнойквалификации, творческого подхода.

Группыпроективных методик:

1)Методики структурирования: интерпретированиестимулов, придание им смысла (тестРоршаха).

ТестРоршаха: Испытуемому предлагается датьинтерпретацию десяти симметричныхотносительно вертикальной оси чернильныхклякс.

2)Методики конструирования: создание издеталей единого целого (тест мира). Тестмира: обследуемому предлагается более200 моделей разнообразных предметов(людей, животных, машин, домов и т.д.), ион создает из моделей некий мир.

3)Методикиинтерпретации: истолкование события,ситуации (тематический апперцептивныйтест (ТАТ)). ТАТ: обследуемому даетсянабор картинок, его задача заключаетсяв составлении сюжетных рассказов наоснове изображенной на каждой таблицеситуации.

4)Методики катарсиса: осуществлениеигровой деятельности (проективная игра,психодрама). Психодрама: терапевтическийгрупповой процесс, в котором используетсядраматическая импровизация для изучениявнутреннего мира человека, развитияпотенциала человека и расширениявозможностей. Исследуются особенностичеловека, отражающиеся в определенномнаписании букв и слов.

5)Импрессивные методики: предпочтениеодних стимулов другим (тест Люшера).Тест Люшера: из предложенных цветоввыберите тот, который Вам больше всегонравится.

6)Адаптивные или методики дополнения:завершение неоконченного предложения,рассказ (тест Сакса-Леви). Тест Сакса-Леви:обследуемому дается задача закончитьпредложения.

Источник: https://studfile.net/preview/6264563/page:8/

Medic-studio
Добавить комментарий