15. Концепция А.Р. Лурии о трех блоках мозга и ее методологическое

Содержание
  1. Интересные факты о мозге
  2. Невозможно интересное видео от самого Сергея Вячеславовича Савельева
  3. Основные проводящие пути ствола головного и спинного мозга
  4. Межполушарные связи
  5. Основные векторы кортикализации психических функций
  6. Концепция А.Р. Лурия о трех блоках мозга
  7. 20. Концепция А.Р. Лурии о 3-х блоках мозга. Примеры нарушения деятельности мозга
  8. Три мозга по Маклину и три функциональных блока мозга по Лурии
  9. Три мозга Маклина
  10. Практические выводы из модели Маклина
  11. Три системы мозга: вербальная vs невербальная коммуникация
  12. Противостояние лимбического мозга и неокортекса
  13. Какой вывод можно сделать?
  14. Рептильный мозг: притуплен, но не забыт
  15. Три функциональных блока мозга по Лурии
  16. Мозг как система из трех функциональных блоков
  17. Теория А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга
  18. Александр романович лурия
  19. Научная деятельность
  20. Основные публикации
  21. В кинематографе
  22. Ссылки
  23. 8.Концепция трех структурно-функциональных блоков мозга а.Р.Лурия

Интересные факты о мозге

15. Концепция А.Р. Лурии о трех блоках мозга и ее методологическое

Мозг как субстрат психических процессов представляет собой единую суперсистему, единое целое, состоящее, однако из дифференцированных отделов (участков или зон), которые выполняют различную роль в реализации психических функций.

Невозможно интересное видео от самого
Сергея Вячеславовича Савельева

Тайна двух полушарий Человеческого Мозга

Можно выделить 3 основных функциональных блока, или три основных аппарата мозга, участие которых необходимо для осуществления речевой деятельности.


I блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации)
Анатомия: Системы, обеспечивающие и регулирующие тонус коры, находятся в стволовых и подкорковых отделах мозга: – ретикулярная формация ствола мозга; – неспецифические структуры среднего мозга, его диэнцефальных отделов; – лимбическая система; – медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга; – стриопаллидарная система.

Функции:

Для того, чтобы обеспечивалось полноценное протекание речевых процессов, человек должен находиться в состоянии бодрствования. Только в оптимальных условиях бодрствования человек может принимать и перерабатывать информацию, вызывать в памяти нужные избирательные системы связей, программировать свою деятельность и осуществлять контроль за протеканием своих психических процессов, корригируя ошибки и сохраняя направленность своей деятельности.

Системы I блока мозга находятся в двойных отношениях с корой, тонизируя ее и в то же время испытывая ее регулирующее влияние в соответствии с поставленными перед организмами задачами.

Эти системы построены по типу неспецифической нервной сети, которая осуществляет свою функцию путем постепенного, градуального изменения состояний и не имеет непосредственного отношения ни к приему и переработке поступающей извне информации, ни к выработке намерений, планов и программ поведения. Значительная часть активности человека обусловлена намерениями и планами, перспективами и программами, которые формируются в процессе его сознательной жизни, являются социальными по своему заказу и осуществляются при ближайшем участии сначала внешней и потом его внутренней речи. Всякий сформулированный в речи замысел преследует некоторую цель и вызывает целую программу действий, направленных на достижение этой цели. Осуществление замысла или достижение цели требует определенной энергии и может быть обеспечено лишь при наличии некоторого уровня активности.

В 1949 году Мэгун и Моруцци обнаружили, что в стволовых отделах головного мозга находится особое нервное образование, которое приспособлено к тому, чтобы осуществлять роль механизма, регулирующего состояния мозговой коры, т.е. способно изменять ее тонус и обеспечивать ее бодрствование.

Это образование построено по типу нервной сети, в которую вкраплены тела нервных клеток, соединяющиеся друг с другом короткими отростками.

По сети этого образования, названного ретикулярной формацией, возбуждение распространяется не отдельными, изолированными импульсами, а градуально, постепенно меняя свой уровень и, таким образом, модулируя состояние всего нервного аппарата.

В настоящее время общепризнанной стала точка зрения о важной и специфической роли не только корковых, но и подкорковых структур в психической деятельности при ведущем участии коры больших полушарий.

II блок приема, переработки и хранения информации (операциональный)

Анатомия: – зрительная область (затылочная – на рисунке ниже обозначена синим цветом); – слуховая область (височная – на рисунке ниже обозначена желтым цветом); – общечувствительная область (теменная – на рисунке ниже обозначена зеленым цветом).

Функции:

По своим функциональным особенностям системы этого блока приспособлены к приему экстероцептивных раздражений, приходящих в головной мозг от периферических рецепторов, к дроблению их на огромное число компонентов (т.е. к анализу их на мельчайшие составляющие детали) и к комбинированию их в нужные динамические функциональные структуры (т.е. к синтезу их в целые функциональные системы). Этот функциональный блок головного мозга обладает высокой модальной специфичностью. Системы этого блока имеют иерархическое строение, распадаясь на первичные (проекционные) зоны, которые принимают информацию и дробят ее на мельчайшие составные части, вторичные (проекционно-ассоциативные) зоны, которые обеспечивают кодирование (синтез) этих составных частей и превращают соматотопическую проекцию в функциональную организацию, и третичные зоны (зоны перекрытия), обеспечивающие совместную работу различных анализаторов и выработку надмодальных (символических) схем, лежащих в основе комплексных форм познавательной деятельности.

Теменная область обеспечивает работу кожно-кинеститеческого анализатора, который связан с различными видами кожной чувствительности, осязанием, мышечно-суставным чувством, и выступает базисом в формировании схемы собственного тела, артикуляции, тонких предметных движений. Также отвечает за пространственную ориентацию.

Старый отдел (задняя центральная извилина) является центром чувствительных проекций тела. Новый отдел включает в себя центры, ведающие сложными видами глубинной чувствительности (мышечно-суставной, двухмерно-пространственным чувством, чувством веса и объема движения, чувством распознавания предметов наощупь. Более новый отдел – содержит в себе центры праксиса. Праксис – ставшие автоматизированными в процессе повторений и упражнений целенаправленные движения, которые вырабатываются в ходе обучения и постоянной практики в течение индивидуальной жизни (ходьба, еда, одевание, механические элементы письма, различные виды трудовой деятельности). От рождения до 20 лет нейроны этой области претерпевают значительные изменения: увеличиваются их размеры, особенно в первые сем лет, меняются форма, характер ветвления. Первый год жизни рассматривается как оптимальный возраст для формирования сенсорной базы последующего развития. В этот период осуществляется развитие моторных и кинестетических зон, а также формируется их связь со зрительно-осязательными процессами.

Затылочная область обеспечивает работу центрального звена зрительного анализатора. Отвечает за переработку зрительной информации, организацию сложных процессов зрительного восприятия.

Развитие нервных структур периферического и центрального звена зрительного анализатора начинается еще во внутриутробном развитии. Ширина коры в затылочной области изменяется от рождения до 20 лет, но наиболее сильный ее рост происходит в течение первого года жизни. Соответствующий взрослому состоянию размер, в зависимости от типа нейронов, достигается к 8-12 и 13-16 годам.

Височная область связана с работой слухового анализатора. Функции: восприятие слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений; анализ и синтез речевых звуков; механизмы памяти.

После рождения наиболее важным этапом является возраст 2 лет, когда височная область ребенка начинает приближаться к величине височной области взрослого человека. После 2 лет наблюдается некоторое замедление в процессе роста и развития клеток коры, ширины коры. К 7 годам величина поверхности коры височной области ребенка почти соответствует размерам коры взрослого человека.

В задних отделах больших полушарий, на стыке височной, теменной и затылочной областей, находится зона TPO, являющаяся зоной “перекрытия”, взаимодействия разных анализаторных систем, и обеспечивает сложные, надмодальные интегративные функции.

Здесь наиболее поздно наступает полная дифференцировка коры и происходят наиболее значительные морфологические перестройки, связанные с несинхронным развитием слоев, подслоев и цитоархитектоники в различных полях. В первые два года жизни ширина полей увеличивается в 2 раза и к 7 годам ширина полей увеличивается в 3 раза.

От 8 до 12 лет рост коры в ширину в левом полушарии более интенсивен, чем в правом.

III блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации)

Анатомия: Префронтальные отделы мозга (на рисунках выше обозначена оранжевым цветом): передние отделы больших полушарий, спереди от передней центральной извилины. Занимают 25-28 % коры, масса = 450 г.

Функции:

Организация произвольных движений; организация двигательных механизмов речи; регуляция сложных форм поведения; регуляция процессов памяти. Человек формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением и регулирует свое поведение, приводя его в соответствии с этими планами и программами; наконец, он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект своих действий с исходными намерениями. “Выходными воротами” этого блока является двигательная зона коры (4-е поле Бродмана), Vслой которой содержит гигантские пирамидные клетки Беца, волокна от которых идут к двигательным ядрам спинного мозга, а оттуда к мышцам, составляя часть большого пирамидного пути. Эта зона коры топографически построена так, что ее верхние отделы являются источником волокон, идущих к нижним конечностям противоположной стороны, средние – к верхним конечностям противоположной стороны, а нижние – волокон, направляющихся к мышцам лица, губ и языка. В значительной степени в этой зоне представлены органы, имеющие наибольшее функциональное значение и нуждающиеся в наиболее тонкой регуляции. Наиболее существенной частью являются префронтальные отделы мозга, которые вследствие отсутствия в их составе пирамидных клеток и наличия большого числа мелких клеток (гранул) иногда называют гранулярной лобной корой. Именно эти разделы мозга играют решающую роль в формировании намерений и программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека. Префронтальная область мозга имеет богатейшую систему связей как с нижележащими отделами мозга и соответствующими отделами ретикулярной формации, так и практически со всеми остальными конвекситальными отделами коры.

Лобные доли мозга обладают мощными пучками восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией.

Эти области новой коры получают импульсы от систем первого функционального блока, “заряжаясь” от него, в то же время они оказывают интенсивное модулирующее влияние на образования ретикулярной формации, придавая ее активирующим импульсам дифференцированный характер и приводя их в соответствие с теми динамическими схемами поведения, которые формируются непосредственно в лобной коре мозга.
Отличительная черта процессов регуляции сознательной деятельности у человека заключается в том, что эта регуляция совершается у него при ближайшем участии речи, поскольку многие высшие психические процессы формируются и протекают на основе речевой деятельности, которая на ранних ступенях развития носит развернутый характер, а затем все более сокращается.

Значимые этапы микроструктурных изменений ансамблевой организации префронтальных отделов лобной области приходятся на 1 год, 3 года, 5-6 лет, 9-10 лет, 12-14 лет, 18-20 лет. Ряд авторов на основе сопоставления данных об увеличении веса мозга, размеров черепа и изменений нервной активности выявили отдельные периоды ускоренного развития лобных долей мозга. В возрасте 3-4 месяцев наблюдается первый такой отрезок, в это время ребенок начинает дотягиваться до окружающих его предметов. Следующее ускорение возникает примерно в 8 месяцев, когда ребенок начинает ползать и искать спрятанные предметы, затем в 12 месяцев, когда наблюдается значительное улучшение в поиске предметов. Промежуток между 1,5 и 2 годами коррелирует с бурным развитием речи. Период между 3 и 6 годами сопровождается последовательным вовлечением речи в качестве средства планирования действий. Последующие периоды активности лобных долей мозга в 9, 12, 15 и 18-20 лет связывают с разными фазами совершенствования мышления.

Основные проводящие пути ствола головного и спинного мозга

В белом веществе ствола головного мозга и спинном мозге располагаются проводники восходящего и нисходящего направлений.

Нисходящие пути проводят к рефлекторным аппаратам спинного мозга двигательные импульсы из коры головного мозга (корково-спинальный, пирамидный путь), а также импульсы, способствующие осуществлению двигательного акта (экстрапирамидные пути) из различных отделов подкорковых образований и ствола головного мозга.

Нисходящие двигательные проводники заканчиваются на периферических мотонейронах спинного мозга посегментно. Вышележащие отделы центральной нервной системы оказывают существенное влияние на рефлекторную деятельность спинного мозга. Они затормаживают рефлекторные механизмы собственного аппарата спинного мозга.

Так, при патологическом выключении пирамидных путей собственные рефлекторные механизмы спинного мозга растормаживаются. При этом усиливаются рефлексы спинного мозга и тонус мышц. Кроме того, выявляются защитные рефлексы и такие, которые в норе наблюдаются только у новорожденных и детей первых месяцев жизни.

Восходящие пути передают из спинного мозга чувствительные импульсы с периферии (с кожи, слизистых оболочек, мышц, суставов…) к вышележащим отделам головного мозга. В конце концов эти импульсы достигают коры головного мозга.

С периферии импульсы приходя в кору головного мозга двумя путями: по так называемым специфическим системам проводников (через восходящий проводник и зрительный бугор) и по неспецифической системе – через ретикулярную формацию ствола головного мозга. Все чувствительные проводники отдают коллатерали ретикулярной формации.

Межполушарные связи

Все психические функции актуализируются благодаря функциональному взаимодействию правого и левого полушария мозга, в ходе которого каждое вносит свой специфический вклад, “индивидуальный талант” в протекание любого этапа, уровня, формы, модальной и семантической организации и т.д.

Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе человека содержит ряд ступеней, эволюционное содержание которых состоит в поэтапном включении – с последующей ассимиляцией – комиссуральных структур разного уровня и филогенетической зрелости в обеспечение целостной психической деятельности.

На первом этапе (от внутриутробного периода до 2-3 лет основополагающими являются транскортикальные связи стволового уровня, мозговые спайки гипоталамо-диэнцефальной области и базальных ядер.

Здесь, в рамках 1-го функционального блока мозга, закладывается базис для межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных и нейрохимических асимметрий, лежащих в основе соматического, аффективного и когнитивного статусов ребенка.

Второй этап – возрастной период от 3 до 7-8 лет – характеризуется выступающей на первый план активизацией межгиппокампальных комиссуральных систем.

Благодаря прогрессирующим афферентным и эфферентным ипси- и контралатеральным проекциям, а также интимным связям со спаечными образованиями свода и прозрачной перегородки; будучи важнейшим образованием лимбической системы, межгиппокампальный комплекс начинает играть ведущую роль в организации межполушарного обеспечения полисенсорной, межмодальной когнитивной и/или эмоционально-мотивационной интеграции.

Завершающим в становлении межполушарных взаимодействий ребенка является этап приоритетного значения комплекса транскаллозальных связей, продолжающийся от 7 до 12-15 лет. Нейрофизиологически это подкрепляется формированием “вольны Уолтера” – центрального механизма произвольного внимания. Прежде мозолистое тело – это главная для человека мозговая комиссура была включена в актуализацию межгемисферного обмена преимущественно между гомотопическими областями задних отделов правого и левого полушарий, наращивая свою контролирующую функцию по отношению к нижележащим комиссуральным уровням. Теперь картина качественно меняется.

Основные векторы кортикализации психических функций

Рис.: Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому (справа налево), от задних отделов мозга к передним (сзади наперед).

Апофеозом церебрального функционального онтогенеза являются нисходящие контролирующие и регулирующие влияния от передних (лобных) отделов левого полушария к субкортикальным. Но, к сожалению, все эти процессы станут попросту невозможными или искаженными, если не будет нейробиологической предуготованности мозговых систем и подсистем, которые их обеспечивают.

Иными словами, развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от того, достаточно ли зрел и полноценен соответствующий мозговой субстрат.

Следовательно, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению.

Но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если таковая отсутствует – наблюдаются искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга.

Более того, доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне.

До того, как вы появились на свет, мозг создает нейронную карту всех частей тела.
Если бы вы могли использовать заряды своего мозга, их бы хватило, чтобы зажечь электрическую лампочку в 10 ватт.
Прикасаясь к чему-то, мы посылаем в мозг импульсы, идущие со скоростью 200 километров в час.
Подсчитано, что в течение дня человеческий мозг порождает примерно 70 000 мыслей.

Вес мозга составляет только 2% от веса вашего тела, однако 20% крови, проходящей через сердце, несет питательные вещества именно к мозгу.
Роберт Фрост: Мозг – удивительный орган. Он начинает работать, как только вы просыпаетесь утром и не прекращает до тех пор, пока вы не приходите на службу.
В 7 лет ваш мозг достигает своего почти стопроцентного размера.

Поначалу мозг каждого человека формируется как женский. Известно, что типичный мужской мозг отличается по биохимическому составу от типичного женского. Бомбардировка мозга эмбриона тестостероном маскулинизирует организм. Если тестостерона на ранних стадиях недостаточно, маскулинизации не происходит.

Центральная нервная система отбрасывает 99% информации, которую регистрируют ваши чувства, чтобы не беспокоить мозг несущественными деталями.
Мозговые волны имеют отношение к вашей привлекательности. Если эти волны каким-то образом совпадают с волнами возможного партнера, то контакт налаживается мгновенно.

По крайней мере, так считают некоторые специалисты, работающие с энцефалографом. Они стремятся понять, возможно ли найти подходящую пару на основе анализов энцефалограмм.
Мозг использует в 10 раз больше кислорода, чем все остальные части тела, вместе взятые.
Существует устойчивое мнение, что человеческий мозг использует примерно 15% своих возможностей.

Каждый день вы используете для работы 7 миллионов клеток мозга.
Для простого распознавания геометрической формы – круга, квадрата или треугольника – ваш мозг задействует около 25 миллионов нервных клеток.
Достаточно понимать лишь 70% того, что вы слышите, – недостающее дополнит мозг.
В течение человеческой жизни клетки мозга постепенно исчезают.

Однако мозг умеет хорошо приспосабливаться. Такая пластичность помогает ему справляться с потерей клеток. Мозг может компенсировать старение или даже травму, изменяя собственную структуру. Обычно в таких случаях меняются количество и эффективность связей между нейронами.
Ваш мозг постоянно отделяет истинную информацию от ложной.

Тесты памяти показывают, что люди легко вспоминают то, что считают правдой, и чаще забывают то, что кажется им ложью.
Возможно, человеческий мозг содержит более чем 1014 синапсов. В нашем организме попросту недостаточно генов, чтобы соответствовать такой сложности.

Исследователи определили, как внегенетические факторы (включая нейронную активность, контакт с другими клетками, радиацию и химические воздействия) влияют на работу мозга, особенно в то время, когда он растет и развивается. Прибегнув к компьютерной терминологии, можно сказать, что наш мозг постоянно перепрограммирует себя в ответ на внешние и внутренние воздействия.
Четвертая часть человеческого мозга связана с функцией зрения.

Источники: Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. Учебное пособие. – М., 2005. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. – СПб., 2010. Бадалян Л.О. Невропатология: учебник для студ. высш. учеб. заведений – М., 2007. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. Учебное пособие. – СПб., 2008. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. – М., 1992. Джуан Ст. Странности нашего мозга. – М., 2009.

Источник: http://www.rightbrains.ru/mozg.html

Концепция А.Р. Лурия о трех блоках мозга

15. Концепция А.Р. Лурии о трех блоках мозга и ее методологическое

Концепция трех структурно – функциональных блоков мозга была предложена А. Р. Лурия (1973), представляет собой модель интегративной деятельности мозга как субстрата психической деятельности.

Согласно данной модели мозг может быть подразделен на 3 основных структурно – функциональных блока, деятельность которых необходима для осуществления любого вида психической деятельности:

1ый блок- блок регуляции мозга, его тонуса и уровня бодрствования.

2ой блок – блок приема (получения), переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира (экстероцептивной).

3ий блок – блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности.

Первый блок. Очевидно, что осуществлять психическую деятельность наилучшим образом человек может только в условиях оптимального бодрствования. В качестве аппарата, выполняющего роль регулятора уровня бодрствования, в модели А. Р. Лурия рассматривается первый структурно – функциональный блок мозга. Его условно называют «энергетическим».

Включает в себя ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, неспецифические структуры диэнцефального мозга, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.

Первый блок в целом, включающий восходящие и нисходящие пути, работает по принципу обратной связи: он обеспечивает изменение тонуса коры и в то же время сам находится под ее контролем.

Блок регулирует:

·  Общие генерализованные изменения активации мозга, длительные – тонические (тонус мозга, необходимый для выполнения любой психической деятельности, уровень бодрствования), являющиеся основой различных функциональных состояний. Их обеспечивает преимущественно ретикулярная формация ствола и среднего мозга.

·  Локальные избирательные изменения активации, необходимые для осуществления высших психических функций, кратковременные – фазические.

Их обеспечивает более высоко расположенные отделы (неспецифические образования диэнцефального мозга, а также лимбические и корковые медиобазальные отделы).

Кроме того, медиобазальные области коры лобных долей больших полушарий обеспечивают регуляцию избирательных форм процессов активации, которая осуществляется с помощью речевой системы.

Первый блок принимает участие в осуществлении любой психической деятельности.

Функции первого блока:

– регуляция процессов активации;

– регуляция цикла «сон – бодрствование»;

– обеспечение потребностно – мотивационной сферы;

– обеспечение модально – неспецифического внимания;

– обеспечение модально – неспецифической памяти (запечатления, хранения и переработки разномодальной информации);

– обеспечение эмоциональных явлений;

– обеспечение сознания в целом.

Кроме того, блок принимает и перерабатывает разную интероцептивную информацию о состоянии внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических процессов.

Второй блок  включает конвекситальные или наружные отделы новой коры, входящие в основные анализаторные системы. Следующие области:

– затылочная и зрительная;                                          

– височная и слуховая;

– теменная или общечувствительная (общей чувствительности).

Нейроны указанных областей реагируют лишь на определенный тип раздражителей, обеспечивая высокую модальную специфичность  второго блока. Перечисленные области представлены первичными, вторичными и третичными полями коры:

а). первичные поля – проекционные

б). вторичные поля – гностические

в). третичные поля – ассоциативные

Первичные поля – выполняют узкоспециализированную функцию отражения стимулов только одной модальности (качества). Обеспечивает идентификацию стимула по его качеству и сигнальному значению.

·  Каждый участок рецепторный поверхности «проецируется» на определенный участок в первичной коре.

·  Величина зоны представительства того или иного рецепторного участка в первичной коре зависит от функциональной значимости органа.

Вторичные поля – как бы надстроены над проекционными. На поверхности мозга вторичные поля граничат с проекционными или окружают их. В них происходит последовательное усложнение процесса переработки информации. Обеспечивает превращение импульсов в функциональную организацию, которая на уровне психики соответствует процессу восприятия. Вторичные поля обеспечивают восприятие (гнозис).

Третичные поля – зоны перекрытия. Третичные поля находятся вне ядерных зон анализаторов. Расположены на границы затылочного, височного и заднетеменного отделов коры и не имеют непосредственного выхода на периферию. Нейроны этих зон мультимодальны, что обеспечивает их реагирование на обобщенные признаки внешних стимулов.

Психологический эквивалент их деятельности – восприятие окружающего мира во всей полноте разномодальных характеристик. Кроме того, выполняют и иную функцию – обеспечивают переход от непосредственного наглядного синтеза к уровню символических процессов. Третичные поля второго блока составляют заднюю ассоциативную зону.

Особой областью, входящей в задний ассоциативный центр является область ТРО, которая обеспечивает сложные интегративные психические функции.

Функции второго блока:

– обеспечение модально – специфических процессов;

– обеспечение сложных форм переработки приходящей извне (экстероцептивной) информации, необходимой для осуществления высших психических функций;

– обеспечение перехода от наглядного синтеза к уровню символических процессов (оперирование со значениями слов, сложными грамматическими и логическими структурами, с системами чисел и отвлеченными соотношениями).

Данный блок считается афферентным.

Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Играет основную роль в активной сознательной психической деятельности, связанной с планированием, осуществлением планов и контролем за их выполнением. Обеспечивает такие аспекты человеческой деятельности как:

– план и программирование действий;

– регуляция действий;

– контроль за деятельностью, сопоставление хода деятельности с программой и коррекция ошибок.

Включает моторные (двигательные), премоторные и префронтальные отделы с их двусторонними связями.

Третичный блок имеет иерархическое строение, но в отличие от второго блока в третьем блоке процессы протекают в обратном порядке – от третичных зон через вторичные к первичным зонам.

Программы формируются в третичных полях, а затем через вторичные (где они детализируются) попадают в первичную двигательную зону, которая посылает подготовительные двигательные импульсы на периферию. Данный блок считается эфферентным.

Первичная зона в составе данного блока, точнее – исполнительный аппарат – это моторная (двигательная) кора. Основная функция моторного поля – обеспечение выполнения двигательных программ.

Вторичными зонами в составе третьего блока являются премоторные отделы. Обеспечивают детализацию, переработку планов, получаемых из префронтальных отделов для последующей передачи в моторную кору.

Третичными зонами коры являются префронтальные отделы. Эта область иначе именуется передней ассоциативный центр. Он выполняет универсальную функцию и фактически надстроен над всеми отделами мозга.

Функции третьего блока:

– обеспечение формирования планов и программ действий и психической деятельности;

– обеспечение регуляции действий и деятельности;

– обеспечение контроля за деятельностью, сличения и коррекции ошибок.

Каждая форма сознательной психической деятельности является сложной функциональной системой и обеспечивается совместной работой всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит в неё свой специфический вклад.

Так, первый блок обеспечивает фактор энергетической и нейродинамической составляющих психической деятельности; второй блок – ее операциональные составляющие; третий блок – фактор произвольной регуляции психической деятельности.

Предыдущая15161718192021222324252627282930Следующая

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/10xd32.html

20. Концепция А.Р. Лурии о 3-х блоках мозга. Примеры нарушения деятельности мозга

15. Концепция А.Р. Лурии о трех блоках мозга и ее методологическое

В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической Деятельности. Эта модель, предложенная А.Р.

Лурией, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной Деятельности.

Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока: I-й – энергетический – блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II-й блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е.

исходящей извне) информации; III-й блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности. Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

Первый – энергетический – блок включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Данный блок мозга регулирует процессы активации: общие генерализованные изменения активации, являющиеся основой различных функциональных состояний, и локальные избирательные изменения активации, необходимые для осуществления ВПФ.

Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической Деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания – общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом.

Первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации.

Первый блок мозга является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. Первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разную интероцептивную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.

Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической Деятельности и особенно – в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом.

Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е.

исходящей из внешней среды) информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.

Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ.

Кора задних отделов больших полушарий обладает рядом общих особенностей, позволяющих объдинить ее в единый блок мозга. В ней выделяют «ядерные зоны» анализаторов и «периферию», или первичные, вторичные и третичные поля. К ядерным зонам анализаторов относят первичные и вторичные поля, к периферии – третичные поля.

Все первичные корковые поля характеризуются топическим принципом организации («точка в точку»), согласно которому каждому участку рецепторной поверхности (сетчатки, кожи, кортиевого органа) соответствует определенный участок в первичной коре, что и дало основание называть ее проекционной. Величина зоны представительства того или иного рецепторного участка в первичной коре зависит от функциональной значимости этого участка. Первичные корковые поля непосредственно связаны с соответствующими релеядрами таламуса.

Функции первичной коры состоят в максимально тонком анализе различных физических параметров стимулов определенной модальности, причем клетки-детекторы первичных полей реагируют на соответствующий стимул по специфическому типу (не проявляя признаков угашения реакции по мере повторения стимула).

Вторичные поля коры получают более сложную, переработанную информацию с периферии, чем первичные. Вторичные корковые поля функционально объединяют разные анализаторные зоны, осуществляя синтез раздражений и принимая непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической Деятельности.

Третичные поля коры задних отделов больших полушарий находятся вне «ядерных зон» анализаторов. К ним относятся верхнетеменная область, нижнетеменная область, средневисочная область и зона ТРО.

Для третичных полей коры характерен «третичный ассоциативный комплекс», т.е. переключение импульсов от клеток II-го слоя к клеткам III-го слоя.

Третичные поля не имеют непосредственной связи с периферией и связаны горизонтальными связями лишь с другими корковыми зонами.

Третичные поля коры многофункциональны. С их участием осуществляются сложные надмодальностные виды психической Деятельности – символической, речевой, интеллектуальной. Особое значение среди третичных полей коры имеет зона ТРО, обладающая наиболее сложными интегративными функциями.

Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности – включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга.

Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами.

К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями.

Многочисленные корково-корковые и корково-подкорковые связи конвекситальной коры лобных долей мозга обеспечивают возможности, с одной стороны, переработки и интеграции самой различной афферентации, а с другой – осуществления различного рода регуляторных влияний. Анатомическое строение третьего блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании замыслов и целей психической Деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической Деятельностью осуществляются с обязательным участием всех 3 блоков мозга.

В начальной стадии формирования мотивов в любой сознательной психической Деятельности (гностической, мнестической, интеллектуальной) принимает участие преимущественно 1 блок мозга.

Он обеспечивает также оптимальный общий уровень активности мозга и осуществление избирательных, селективных форм активности, необходимых для протекания конкретных видов психической Деятельности.

1 блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической Деятельности (переживание успеха – неуспеха). Стадия формирования целей, программ Деятельности связана преимущественно с работой 3 блока мозга, также как и стадия контроля за реализацией программы.

Операциональная стадия Деятельности реализуется преимущественно с помощью 2 блока мозга. Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической Деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.

Источник: http://www.psyworld.ru/students/bilety/texts_clin/20.html

Три мозга по Маклину и три функциональных блока мозга по Лурии

15. Концепция А.Р. Лурии о трех блоках мозга и ее методологическое

Почему считается, что невербальные сигналы достовернее слов? Почему мы часто загораемся какой-то идеей, но затухаем, когда дело доходит до ее реального выполнения? Почему мы зависаем в соцсетях, вместо того чтобы убираться в квартире? Ответить на эти и другие практические вопросы нам поможет теория.

А если быть точнее – теория Пола Маклина (Paul D. MacLean), согласно которой у человека можно выделить не один, а три мозга. Также мы рассмотрим модель А.Р.

Лурии, название которой в чем-то созвучно модели Маклина: система трех функциональных блоков мозга.

Обращаем внимание на то, что в этой статье все вопросы рассматриваются с точки зрения практической психологии. Строение мозга с точки зрения нейробиологии остается за рамками материала.

Три мозга Маклина

Согласно теории Маклина, наш мозг можно разделить на три составляющие, или на три слоя, возникновение которых связано с эволюцией.

  • Первый мозг – ретикулярный, он же рептильный. Один из самых древних и был уже у древних рептилий, откуда и пошло его название. Он отвечает за базовые функции, необходимые для выживания: инстинкты, стремление к удовлетворению основных потребностей (еда, размножение, самосохранение и защита и т.д.). Рептильный мозг стоит на страже и оберегает нас тогда, когда нам нужны наши инстинкты (в том числе на уровне «Дотронулся до чайника – отдернул руку»). Мы практически не можем его контролировать.
  • Второй мозг – лимбический, или эмоциональный; он же мозг млекопитающих. Последнее название получил за то, что есть у представителей этого класса животного царства. Отвечает за эмоции, социальные отношения и пр. Контролировать его мы также практически не можем, в то время как он нас – очень даже. Лимбический мозг видит своей задачей ограждение нас от опасности и удовлетворение базовых требований, только не на физическом, а на эмоциональном уровне. Он стремится к получению сиюминутного удовольствия и не особенно любит, чтобы мы напрягались (если только это не угрожает нам).
  • Третий мозг – неокортекс, или новая кора. Его еще называют визуальным мозгом. У некоторых животных (например, дельфинов) он тоже присутствует, но в меньшей степени, тогда как у человека неокортекс составляет внушительную долю коры головного мозга. Новая кора отвечает за мышление, речь, сенсорное восприятие, интеллектуальное развитие, самосознание, интеллект. Этот мозг думает не только о текущем моменте, но и о будущем, благодаря ему мы строим планы, мечтаем и т.д. Контролировать неокортекс мы можем, только это не всегда нам помогает (см. ниже).

Практические выводы из модели Маклина

Знание теории трех систем мозга позволяет ответить на все вопросы, обозначенные во вступлении к статье. Здесь мы приведем ответы в общем виде, а с конкретными примерами, методами и способами вы сможете ознакомиться в соответствующих статьях нашего сайта. Главное, что выводы из этой теории позволят вам понять, с чем связано то или иное явление и как с ним можно бороться.

Три системы мозга: вербальная vs невербальная коммуникация

Например, почему говорят, что невербальные сигналы достовернее слов? Потому что за невербальные сигналы отвечает лимбический мозг, а за слова – неокортекс.

Как мы говорили выше, неокортекс поддается нашему контролю, тогда как лимбический мозг – практически нет.

Поэтому если на словах человек отвечает положительно, а его жесты выдают отрицательный ответ, это весомый повод усомниться в правдивости речи.

Умение считывать жесты других людей – безусловно полезный навык, который может дать много полезной информации.

Однако в любом хорошем издании, посвященном этой теме, вам обязательно напишут: не ставьте на человека ярлыки прежде, чем выясните все обстоятельства. Например, считается, что если человек притрагивается к носу, значит, он врет.

В некоторых случаях это так, но возможны и другие варианты. Скажем, 15 минут назад у этого человека внезапно пошла кровь из носа, и теперь он инстинктивно проверяет, все ли в порядке.

Противостояние лимбического мозга и неокортекса

Что касается прокрастинации, боязни нового, а также энтузиазма в теории и ничегонеделания на практике, то эти, как и другие подобные ситуации, объединяет противостояние неокортекса и лимбического мозга. Напомним, что последний не любит изменений, стремится оградить нас от эмоциональных травм и предпочитает сиюминутные удовольствия.

Поэтому мы часто прокрастинируем задачи, которые в прошлом уже приводили к неудачам (лимбический мозг защищает нас от неприятных эмоций). Из-за него же порой нам так тяжело дается выход из зоны комфорта: никто не знает, что может там ожидать, и лимбический мозг заранее настраивает нас против такого шага и против изменений (даже положительных).

С противоречием между этими двумя частями мозга связан и тот факт, что мы часто даем себе обещания, а потом не выполняем их. Дело в том, что обещания, цели и планы – прерогатива неокортекса.

Но все это ведет к изменениям и/или откладывает сиюминутное получение удовольствия, что вызывает протест со стороны лимбической системы мозга.

Вот вам что больше хочется: смотреть сериальчик или убираться? Кушать скучную полезную еду или лакомиться пиццей и шоколадным тортиком? Лимбический мозг бастует, и большинство из нас так или иначе поддается на его провокации. Поэтому мы зависаем в Сети с чипсами вприкуску, вместо того чтобы заняться уборкой и придерживаться диеты.

С другой стороны, неокортекс способен вдохновить нас, заразить энтузиазмом, чтобы мы начали что-то делать, и это ощущение распространяется и на эмоциональный мозг.

Но, когда энтузиазм и вдохновение уходят, лимбическая система вспоминает о том, что пора бы расслабиться, и нас снова тянет к сиюминутным удовольствиям.

Вот почем наше бодренькое начало скатывается все к тем же прокрастинации и ничегонеделанию.

Учитывая, что лимбический мозг отвечает за эмоции, а новая кора – за логику, противостояние этих двух систем прослеживается и в ситуациях, когда «умом человек понимает, что к чему, а сердцем чувствует по-другому». Только в таком контексте это должно звучать: «Неокортексом понимаю, но лимбическая система заставляет меня думать другому».

Какой вывод можно сделать?

Впрочем, все описанное выше еще не значит, что единственное, что нам остается – идти на поводу у лимбического мозга. Просто, чтобы добиться большего успеха за более короткое время, стоит учесть данное противоречие.

Одна из самых частых рекомендаций – по возможности успокоить лимбический мозг, не вгонять его в панику. Например, именно из-за его протестов у многих из нас не получается начать новую жизнь с понедельника или с 1 января.

Резкие изменения (и страх неудачи) совершенно не нравятся лимбическому мозгу, и далеко не всем хватает силы воли противостоять его искушениям.

Поэтому часто эффективнее выходить из зоны комфорта постепенно и также постепенно бороться с прокрастинацией (если, конечно, у вас есть для этого соответствующие возможности). Небольшие шаги не вызовут столь яркого протеста лимбической системы.

Кроме того, незначительные изменения, как правило, предполагают, что вы ставите перед собой такие цели, которых можно достичь в краткосрочной перспективе (например, «Учить каждый день по 10 новых иностранных слов»).

Если вы их достигнете, это станет отличной мотивацией к тому, чтобы дальше двигаться в выбранном направлении.

В то время как долгосрочные цели («Выучить иностранный язык») не дадут быстрых результатов, а значит, не станут мотиватором для лимбического мозга, ведь он хочет положительных эмоций здесь и сейчас, а не когда-то там в будущем.

Рептильный мозг: притуплен, но не забыт

Обратимся и к рептильному мозгу. В современном мире он охраняет нас, но активен далеко не в полной мере. Его бОльшая активность была необходима тогда, когда человек выживал в суровой природе.

Сейчас он нам тоже, безусловно, нужен, но на него сваливается не так много работы, как раньше. Между тем иногда слишком активная его работа приводит к психологическим проблемам.

Скажем, порой именно ему обязаны сильным страхам, всепоглощающей ярости и другим предельно ярким, но не всегда продуктивным чувствам.

Три функциональных блока мозга по Лурии

Из-за схожести названий кто-то может предположить, что модель трех функциональных блоков по Лурии и система «Три мозга» по Маклину также схожи. У них действительно есть точки пересечения, однако в целом Лурия и Маклин подходили к мозгу с разных позиций, поэтому и концепции у них различны.

Так, основатель советской нейропсихологии Александр Романович Лурия и его коллеги выделили три функциональных блока мозга, исходя из того, как в нем проистекают высшие психические функции: что при этом происходит, какие отделы мозга задействованы и за что конкретно они ответственны.

Именно поэтому специалисты говорят, что данная модель представляет собой концепцию мозга как материального субстрата психики.

Система из трех функциональных блоков показывает, почему пациенты с теми или иными поражениями могут с легкостью выполнять одни задачи, но испытывают затруднения при выполнении других.

Предлагаем в общих чертах рассмотреть модель А. Р. Лурии, чтобы понять, чем эта система отличается от модели «Три мозга» по Маклину и как у нас в голове осуществляются высшие психические функции.

Мозг как система из трех функциональных блоков

  • Первый блок – энергетический. Он должен обеспечить условия, в которых будет проистекать психическая деятельность. Среди таких условий можно выделить два самых главных – бодрствование и должный тонус (возбуждение) коры. За эту работу отвечает не сама кора, а подкорковые отделы и части мозга, расположенные вблизи ствола, включая лимбическую систему и ряд других структур.
  • Второй блок связан с информацией – ее получением, обработкой, переработкой и хранением. За каждую из этих операций ответственны свои «подблоки», или зоны: первичная, вторичная и третичная. Первичная принимает информацию, поступающую от одного из органов чувств, вторичная обрабатывает ее. В третичной соединяется информация, полученная из разных органов чувств и соответствующих областей мозга. Здесь же происходят операции, связанные с абстрактным мышлением и некоторые другие. С точки зрения анатомии этот блок объединяет затылочную (или зрительную) область мозга, височную (или слуховую) и теменную (отвечает за ориентацию в пространстве, осязание, положение тела и др.).
  • И наконец, в третьем блоке происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое. Функции этого блока: планирование высшей психической деятельности, самоорганизация и регуляция (то есть ее фактическое исполнение), контроль. Собственно, поэтому третий блок и называют блоком программирования, регуляции и контроля. Для данной работы задействуются передние отделы больших полушарий (преимущественно лобные доли).

Подытоживая описанное выше, представим краткое описание системы трех функциональных блоков мозга по А. Р. Лурии:

  • первый блок – обеспечение условий для психической деятельности;
  • второй блок – получение и анализ «входящей» информации (в значительной степени от органов чувств);
  • третий блок – собственно психическая деятельность.

статьей: Присоединяйтесь к нашей группе «ВКонтакте» и к каналу в ЯНДЕКС.ДЗЕНЕ!

Источник: https://experimental-psychic.ru/tri-mozga/

Теория А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга

15. Концепция А.Р. Лурии о трех блоках мозга и ее методологическое

Нейропсихология

Нейропсихология:

1.Отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. (Карвасарский)

2.Область психологии,изучающая мозговые механизмы высших психических функций.

Задача нейропсихологии: определение вклада, условий и факторов мозговой организации психической деятельности человека.

Предмет нейропсихологии:изучение динамической локализации психических функций, соотношение психологических функциональных структур с морфологическими мозговыми макро- и микроструктурами в мозге, но понимаемыми через патологию. (Карвасарский)

Отношение между мозгом как материальным источником психики и идеальными по содержанию психическими процессами м.б. объяснено с помощью 4 критериев:

ü Категория функции. Психика является функцией, деятельностью мозга, направленной на поддержание непрерывного приспособительного процесса организма к внешней природной и физической среде.

ü Категория отражения. Любой психический акт есть результат отражения в мозгу состояния внешней и внутренней среды организма.

ü Категория информации. Все психические процессы информативны по своей природе, причем получение информации (афферентация) и ее обработка мозгом (от элементарного сенсорного эффекта до понятийного мышления с его прагматическими и аксиологическими аспектами) приводит к повышению упорядоченности психической деятельности.

ü Категория активности. Любой психический процесс своеобразно активен, что приводит к его явному или опосредованному воплощению в реальном действии, либо в поведенческом акте.

Направления в нейропсихологии:

Клиническая нейропсихология – является основным направлением, задача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного поражения участка мозга.

Объект исследования: мозг больного или травмированного человека. Предмет: причинно-следственные отношения между повреждением и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней.

Экспериментальная нейропсихология – Задача: экспериментальное, аппаратурное изучение различных форм нарушений псих. процессов при локальных поражениях мозга, исследует распределение псих. функций в эволюционном контексте.

Реабилитационная нейропсихология – задача: восстановление утраченных псих. функций, обучение и перестройка нарушенных функциональных систем.

Психофизиологическая нейропсихология – исследование псих. процессов с помощью объективных методов, использующих для анализа физиологические показатели.

Концептуальный аппарат нейропсихологии составляет теория системно-динамической локализации высших психических функций А.Р.Лурия (о трех основных структурно-функциональных блоках мозга).

1) Энергетический блок или блок регуляции тонуса и бодрствования. Включает ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальные отделы, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.

Регулирует общие изменение активации мозга и локальные избирательные активационные изменения, необходимые для осуществления ВПФ. За первый класс активации несет ответсвенность ретикулярная формация ствола мозга, за второй – более высоко расположенные отделы. Ретикул. формацию открыл Мегоун, 1946г. Нисходящая часть и восходящая часть РФ.

1 блок – регуляция процессов общего и селективного внимания, сознание, процессы неспецифической памяти, элементарные эмоциональные состояния.

2) Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации. Включает центральные части основных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, корковые зоны которых расположены в затылочных, теменных, височных долях.

Основа блока составляют первичные или проекционные поля, выполняющие узкоспециализированную функцию отражения стимулов только одной модальности. Задача: идентифицировать стимул по качеству и сигнальному значению. Функция первичных полей: отражение свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущений.

Вторичные поля представляют собой клеточную структуру, морфологически и функционально надстроенные над проекционными. Функция: последовательное усложнение процессов переработки информации. Третичные (ассоциативные) поля имеют наиболее сложную функциональную нагрузку.

Расположены на границе затылочного, височного и заднецентрального отделов коры. Функция: интеграция возбуждения. Работа 2 блока подчинена законам:

ü Закон иерархического строения (Первичные зоны являются фило- и онтогенетически более ранними.

Поэтому недоразвитие первичных полей у ребенка приводит к потере более поздних функций (принцип «снизу-вверх»), а у взрослого с полносью сложившимся психологическим строем третичные зоны управляют работой подчиненных им вторичных и при повреждении последних оказывают на их работу компенсирующее влияние (принцип «сверху-вниз»). Т.е. развитие идет снизу-верх, а распад сверху-вниз.

ü Закон убывающей специфичности (Наиболее модально специфичными, ориентированными на конкретное свойство объекта явялеются первичные зоны. Третичные зоны вообще надмодальны).

ü Закон прогрессирующей латерализации. (По мере восхождения от первичных к третичным зонам возрастает дифференцированность функций левого и правого полушария).

3) Блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности. Участие всех трех блоков мозга в обеспечении высших психических функций. Включает моторные, премоторные отделы коры. Функция: формирование планов действий, создание программы психического акта и развертка последовательности исполнения его в реальном времени в реальном поведении.

Источник: https://poisk-ru.ru/s26076t15.html

Александр романович лурия

15. Концепция А.Р. Лурии о трех блоках мозга и ее методологическое

Александр Лурия родился в Казани третьим из четырёх сыновей в интеллигентной еврейской семье. Его отец — известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия — занимался частной медицинской практикой; мать — Евгения Викторовна Лурия — была зубным врачом.

Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1922 по 1930 годы член Русского психоаналитического общества. С 1934 года работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы.

С 1945 года — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966—1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р.

 Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

Лурия — основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.

Надо отдать должное А. Р. Лурии: он очень много сделал по организации собственно научных изданий, и я думаю, что журнал «Доклады АПН РСФСР», который во многом определил рост и развитие советской психологической науки в 1950—60-е годы, один из многих памятников ему. (Г. П. Щедровицкий).

Научная деятельность

Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности.

На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии.

Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов.

Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения.

Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.).

Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом.

Лурия часто и с благоговением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вел многолетнюю переписку.

Основные публикации

  • Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1927.
  • Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М., 1930 (в соавт. с Л. С. Выготским).
  • Лурия А. Р. Учение об афазии в свете мозговой патологии. — М., 1940.
  • Лурия А. Р. Травматическая афазия. — М., 1947.
  • Лурия А. Р. Восстановление функций после военной травмы. — М., 1948.
  • Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. — М., 1960.
  • Лурия А. Р. Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.
  • Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. — М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2.
  • Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1962, 2-е изд. 1969.
  • Лурия А. Р. Психология как историческая наука. — 1971.
  • Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
  • Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974.
  • Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. — М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2.
  • Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976.
  • Лурия А. Р. Язык и сознание (idem). — М., 1979.
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста).
  • Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир.
  • Лурия А. Р. Культурные различия и интеллектуальная деятельность.

В кинематографе

  • Фильм Кристофера Дойла «Прочь слова!» во многом основан на исследованиях психики С. В. Шерешевского, описанных Лурией в «Маленькой книжке о большой памяти».

Ссылки

Исследуя в 20-х гг аффек­тивные состояния человека, ЛУРИЯ Александр Романович разра­ботал сопряженную моторную ме­тодику, выявляющую скрытые аф­фективные комплексы.

В дальней­шем, работая с Львом Семёновичем Выготским, Александром Николаевичем Леонтьевым и другими со­ветскими психологами, разрабаты­вал культурно-историческую теорию человеческой психики («Этюды по истории поведения», 1930, в соав­торстве с Л. С. Выготским), осо­бое внимание уделяя проблеме со­циальной обусловленности мышле­ния («Об историческом развитии познавательных процессов», 1974).

Главные теоретические и экспери­ментальные исследования А.Р.

Лурия, посвя­щенные проблемам мозговой лока­лизации высших психических функ­ций и их нарушений при локаль­ных повреждениях мозга, послужи­ли основой формирования концеп­туального аппарата и феноменоло­гической базы нейропсихологии, а также выработки системы методов нейропсихологической диагностики (известных в мировой науке как «батарея луриевских методов») («Основы нейропсихологии», 1973). В последние годы жизни активно разрабатывал проблемы нейропси­хологии памяти и нейролингвистики.

В 40 –е года Лурия изложил новое направление – реабилитационная нейропсихология.

ВПФ – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами, подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.

1. ВПФ формируются в процессе онтогенеза;2. ВПФ опираются на вспомогательные средства, т.е. опосредовано с помощью знаковых систем;3. ВПФ всегда связаны с отражением внешнего мира в предметной деятельности.

Таким образом, локализация ВПФ – это сложная система совместно работающих зон мозга, каждая из которых вносит свой вклад. Эти зоны могут располагаться различным образом. Локализация ВПФ связана с деятельностью трех функциональных блоков:

1. Блок регуляции уровня общей и избирательной активности мозга / блок регуляции тонуса и бодрствования –

С физиологической т.з. бодрствование – оптимальный очаг возбуждения в коре. В НС 2 процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение передается по принципу «все или ничего», «закон силы», и зависит от раздражителя.

Первый блок образован неспецифическими структурами ретикуляции формации ствола мозга, структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга.

РФ – регулирует тонус коры, возбуждение передается градуально (постепенно возрастает и снижается) – для того что бы не перегрузить кору г.м.

2. блок приема, переработки и хранения информации. Мозговые аппараты – в задних отделах коры больших полушарий (височные + теменные доли). Нейроны работают по закону «все или ничего». Высокая модальная специфичность: прием, переработка слуховой, зрительной, кожно-кинестетической информации. Все доли имеют первичные, вторичные и третичные поля.

ПЕРВИЧНЫЕ обрабатывают информацию на уровне ощущений (все нейроны модально-специфичны, работают по принципу «все или ничего», раздражение вызывается только определенным раздражителем). ВТОРИЧНЫЕ – на уровне восприятий (менее модально-специфичны, преобладают ассоциативные нейроны).

ТРЕТИЧНЫЕ – на уровне представлений: ассоциативные зоны (это зоны перекреста всех анализаторов, большое количество мультимодальных нейронов), .

Законы функционирования мозговых аппаратов:

закон иерархичности. Информация, поступающая во второй блок, последовательно обрабатывается от первичных к вторичным полям.закон убывающей модальной специфичности. Уникальные нейроны, уникальные первичные поля . Переход к вторичному полю – убывает модальная специфичность.

законпрогрессирующей латерализации. Специфичность функций левого и правого полушарий. Первичные поля в правом и левом полушарии идентичны (т.е. идентичны их, полей, функций). Вторичные поля отличаются специфичностью функций. Сторонность специализации функций становится выше.

Третичные поля отличаются максимальными функциями в правом и левом полушарии.

3. блок программирования, регуляции и контроля деятельности (блок – двигательный анализатор). Образован моторными, премоторными и префронтальными отделами коры больших полушарий.

Прежде чем приступить к деятельности, человек ее планирует (лобная кора), из-за чего здесь функционирует наоборот: импульс идет от третичных – к вторичным – к первичным полям.

УРОВНИ БЛОКА:

1) префронтальная кора. функции программирования. Первичные и вторичные поля, их нейроны уникальны. Это гранулярная кора (мелкие зернистые клетки – мотивационное разнообразие.) Постановка цели. План. 2) вторичная двигательная кора – премоторные отделы (6, 8 поле) .

От премоторной коры идет экстрапирамидный путь: то, что делает движение согласованным и плавным. Моторная кора — Максимально развит 4-й слой.моторные зоны коры (4 поле).

Эфферентный экстрапирамидный путь, который реализует: тонкие, дозированные во времени и пространстве движения; регулирует все произвольные движения.

Все три блока работают во взаимодействии друг с другом. Лурия: для того что бы деятельности протекала нормально, должны быть сохранены все три блока.

Источник http://www.jewage.org/wiki/ru/Article:Лурия,_Александр_Романович_-_Биография

Источник: https://kafedrapsihologii.ru/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0-%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0-%D0%BB%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BE/

8.Концепция трех структурно-функциональных блоков мозга а.Р.Лурия

15. Концепция А.Р. Лурии о трех блоках мозга и ее методологическое

Внейропсихологии на основе анализаклинических данных была разработанаобщая структурно-функциональная модельработы мозга как субстрата психическойДеятельности. Эта модель, предложеннаяА.Р.

Лурией, характеризует наиболее общиезакономерности работы мозга как единогоцелого и является основой для объясненияего интегративной Деятельности.

Согласноданной модели, весь мозг может бытьподразделен на 3 основныхструктурно-функциональных блока,Рассмотрим блоки мозга.

Блокимозга. 1-йблок называется энергетический,блок неспецифической активации, илирегуляции тонуса и бодрствования. 2-йполучения, переработки и храненияэкстероцептивной (внешней) информации3-й программирования, регуляции и контроляпсихической деятельности. Нужно знатьКак называется и осн. принципы работы,структуры и функции.

1-й блок расположенвертикально, включает: ретикулярнуюформацию ствола среднего мозга, структурыдиэнцефального (промежуточного) мозга,лимбической системы и медиобазальнуюкору лобных и височных долей. Ретикулярнаяформация характеризуется: – градуальным(постепенным) распространением возбуждения- вертикальным строением – выполнениенеспецифической и специфической функций.

И общую активацию и специфическуюактивацию обеспечивает этот блок.Ретикулярная формация делится навосходящий и нисходящий отделы, включающиеактивационные и тормозящие пути.*Конвекситальная кора – то, что сверху.Осн.

функции блока: 1) регуляция процессовактивации 2) регуляция «цикласон-бодрствование» 3) обеспечениепотребностно-мотивационных процессов4) обеспечение модально-неспецифическоговнимания 5) обеспечение модально-неспецифическойпамяти 6) обесп. эмоциональной сферы7) сознание

2-й блок мозгаБлок получения,переработки и хранения экстероцептивной(внешней) информации Включаетконвекситальные (наружные) отделы корыследующих областей: 1) затылочной илизрительной 2) височной (слуховой)3) теменной (общечувствительной) Всеобласти коры делятся на: 1.

первичные –проекционные поля, в них поступаютимпульсы с периферии 17-зрительн,41-слухового, 3-кожно-кинестетические –они явл. корковыми концами анализаторов.Характеризуются осн. принципами: 1)сомато-топический. Состоит в соответствииопред. участка рецепторной поверхностиопред. участку первичного проекционногополя.

2) принцип функциональногопредставительства органа. Орган,выполняющий более важную функциюпредставлен в коре в большей степени.

Объяснить эти принципы можно посредствоманализа моделей, отражающих общуючувствительность в коре («чувствительныечеловечки» Создана Пенфильдом) Функциипервичных полей: Узкоспециализированноеотражение стимулов только одноймодальности (качества) На уровне психикиобеспечивают ощущения Модальнаяспецифичность

2. вторичные– гностические поля зрительный анализатор– 18, 19 слуховой- 22, 42 кожно-кинест.1,2,5,7Надстроены над первичными, получаютинформацию из первичных и из ядерталамуса. Модальная специфичность менеевыражена. На уровне психики обеспечиваютгнозис. 3.

третичные поля – ассоциативные– зоны перекрытия – задний ассоциативныйцентр 21,37,39,40 Важной ассоц. зоной явл.ТПО (39, 40) – Теменно-височно-затылочная.В них имеются мультимодальные нейроны,реагирующие на обобщенные признакивнешней стимуляции. 1) На уровне психикиобеспечивают целостное восприятие окр.

мира во всей совокупности модальныхпризнаков. 2) Обеспечение перехода отнепосредственного наглядного синтеза(обобщенного отражения) к уровнюсимволических процессов: – оперированиесо сложными грамматическими и логическимиструктурами, с системами чисел, созначениями слов и т.д.

Зона обеспечиваетнадмодальный синтез. Эти поля надстроенынад всеми полями.

Работаданного блока описывается тремя законами:1) Закон иерархического строения (первич,вторичн., третичн) Переработка идет отпервичных, через вторичные к третичным.2) Убывающей модальной специфичностиполей 3) Прогрессивной латерализации(относителен)

В целомблок характеризуется модальнойспецифичность, блок рассматриваетсякак афферентный.

Функции2-го блока: 1) прием, анализ и синтезраздражений 2) обеспечение перехода отуровня непосредственного отражения науровень символических процессов

3-й блокПрограммирования, регуляции и контроляпсихической деятельности. Включает:моторную 4 прематорную 6,8 префронтальнуюконвекситальную кору

Первичнаякора (проекционная) – 4 поле–моторно-двигательная (Двигательныйчеловечек»). Для этой коры принципы: 1)сомато-топический. Состоит в соответствииопред. участка рецепторной поверхностиопред. участку первичного проекционногополя. Обеспечение выполнения двигательныхпрограмм.

Вторичные поля 3-го блока –6,8 – прематорная область обеспечиваетдетализацию двигательных программ.Обеспечивает кинетический фактор.Третичные поля – 9,10,11, 45,47 префронтальнаяконвекситальная кора – Переднийассоциативный центр (третичные поля)выполняет универсальную функцию –общая регуляция поведения и психическойдеятельности.

«Надстроены над всемиотделами мозга». Деятельность данныхполей обеспечивает программированиеи контроль психической деятельности.Данные области имеют два скачкасозревания: в 3,5-4 года и 7-8 лет. Окончательносозревают в 11-13 лет.

Третий блокрассматривается как эфферентный намодели обеспечения движений функционированиеблока описывается сл. образом: двигат.программ обеспечивается префронтальной,их детализация – прематорной, выход наперефирию – моторной областью.

Третийблок имеет иерархическое строение, нопроцессы в нем протекают в обратномпорядке: от третичных через вторичныек первичному полю, а далее на перефирию.Функции 3-го блока: программирование,контроль и регуляция сложных формпсихической деятельности.

взаимодействие3-х блоков (Специфика вклада… Любаяпсихическая деятельность обеспечиваетсясложной функциональной морфо-физиологическойсистемой и совместной деятельностьютрех блоков. Но каждый блок вносит свойвклад, которыеи.б. соотнесены со структуройВПФ.

Как известно любая ВПД: 1) начинаетсяс потребности-мотива (больший вклад1-го блока) 2) продолжением являетсяформулирование программы психич.деятельности, формирование образарезультата. Программа включаетпредставление о способах ее осуществления,т.е. об операциях, кот.потребуются.(обеспеч.

3-й блок мозга) 3) осуществлениепрограммы с помощью операций –операциональная фаза (2-й блок) 4) сличениеполученных результатов с образомрезультата (3-й блок).

В случае соответствиядеятельность завершается, в случаенесовпадения программа формулируетсязаново (3-й блок) Контроль за осуществлениемна операциональной стадии обеспечивает3-й блок. Эмоциональное подкреплениесопоставления результата и образарезультата обеспечивает 1-й блок.

Еслисопоставить функции блоков мозга в этоймодели с более крупными факторами, то1-й блок обеспечивает фактор энергетическойи нейродинамической составляющих ПД.2-й блок – фактор ее (ПД) операциональногообеспечения. 3-й блок – фактор произвольнойрегуляции.

Типынейропсихологических факторов:1. Модально-специфические, связанные сдеят-ю модально-специфич. анализаторныхсистем. Обеспечивается деят-ю вторичныхполей (2-го и 3-го блока)!!!2. Модально-неспецифические факторысвязаны с работой структур, входящих в1-й блок мозга, включая медиобазальнуюкору лобных и височных долей.3.

Ассоциативные – связаны с работойассоциативных полей 2-го и 3-го блоков.К ассоциативным относят (дискуссионныйвопрос): пространственный и«квазипространственный» и регуляторный.4. Полушарные факторы – связанные сработой левого и правого полушарий какцелого.

Условно в кач-ве полушарныхфакторов рассматриваются стратегиипереработки информации и регуляциифункции. 5. Факторы межполушарноговзаимодействия. Связаны с деятельностьюсрединных комессур мозга, осн. средикот.явл. мозолистое тело. 6. Факторы,связанные с работой глубинных структурмозга (в частности подкорковых) (изученыв меньшей степени) 7.

Общемозговыефакторы, связаны с общемозговымипроцессами: кровообращение, ликворообращение,нейрохимич. процессами.

31. Трифункциональных блока головного мозга.

Лурия: тринезависимых по функциям отдела мозга.

1. Энергетический блок мозга – функциярегуляции уровня сна и бодрствования.Он включает в себя неспецифическиеструктуры разных уровней: РФ, неспецифическиеструктуры среднего мозга и т.п.

Уровниактивации:

– Поддержание тонуса ЦНС, общиегенерализационные изменения, обеспечивающиеактивацию всего мозга в целом.

– Локальныеизбирательные изменения в активацииотдельных участков мозга. Обеспечениеполучения, хранения и переработкиразномодальной информации.

– Обеспечение мотивационных и эмоциональныхпроцессов.

2. Блокприема, хранения и переработки. Включаетв себя основные анализаторные системы,которые организованы по общему принципу:состоят из периферического и центральногоотделов. (см. 36)

3. Блокпрограммирования, регуляции и контроляза протекающими действиями. Локализация:кпереди от центральной извилины. Основнаяфункция – произвольная регуляция всехвидов

деятельностичеловека, которая реализуется в формепрограмм деятельности, в форме контроляза правильностью выполнения деятельностии в форме ее регуляции.

Источник: https://studfile.net/preview/3836840/page:6/

Medic-studio
Добавить комментарий