15.Организация и проведение психологического эксперимента.

Организация и проведение психологического эксперимента

15.Организация и проведение психологического эксперимента.

В эксперименте и в ходе измерения испытуемый активно выполняет задания, а при наблюдении и опросе никакой задачи ему не ставится, он ведет себя естественным образом.

Существует еще один важный критерий (он разделяет методы организации исследования на две большие группы).

Это — критерий соответствия метода признакам идеального исследования, как он понимается в современной методологии науки.

По этому критерию различаются методы организации исследования:

1. Экспериментальное исследование, систематическое наблюдение или корреляционное исследование.

Особенность их состоит в том, что исследователь пытается установить причинную или корреляционные связи между основными переменными, контролируя внешние переменные.

Для этого он целенаправленно отбирает группы испытуемых или наблюдаемых индивидов, планирует определенным образом последовательность своих действий.

2. Естественные эксперимент и наблюдение, беседа, клинический метод, метод описания частных случаев и др. Они применяются для выявления особенностей поведения человека.

Служат источником для эмпирических обобщений и выдвижения индуктивных гипотез, которые в дальнейшем могут стать материалом для теоретических рассуждений и проверяться в критических экспериментах.

Способы контроля переменных (независимой, зависимой, внешних) систематически не применяются, хотя возможно использование сложных техник фиксации данных (карт наблюдения, аудио- и видеоаппаратуры, тестов и др.).

3. Квазиэксперимент. «Промежуточный» между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных. Часто его отождествляют (в частности, Ф.-Дж.

МакГиган) с методом систематического наблюдения, при котором экспериментатор не воздействует на исследуемый объект. Но такая точка зрения не оправданна.

Другое дело, что воздействие может быть выделено в природе как независимое от исследователя, естественно происходящее, но в этом случае мы получаем исследовательский метод, занимающий именно промежуточное положение между экспериментом и наблюдением.

Под квазиэкспериментом принято понимать такой метод, при котором не удается полностью реализовать схему, предписываемую идеальным исследованием, но эти отношения частично компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных планов.

Ф.-Дж. МакГиган противопоставляет экспериментальный метод следующим:

1) классическому клиническому методу;

2) естественному наблюдению;

3) опросу;

4) архивному исследованию;

5) установлению корреляционной связи;

6) квазиэксперименту.

М. В. Мэтлин приводит иной список методов, противопоставляемых экспери-менту:

1. Естественное наблюдение, к которому примыкает полевое исследование и поле-вой (естественный) эксперимент.

2. Опрос (servey methods).

3. Корреляционное исследование.

4. Архивное исследование.

5. Изучение отдельных случаев (case-study method или case-history technique).

П. К. Козби противопоставляет эксперименту корреляционный метод, а также доэкспериментальные методы: опрос, полевое наблюдение и полевой эксперимент. Отдельно он рассматривает методы измерения поведения, относя к ним архивный метод, самооценку (самоопрос) и тестирование.

Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испытуемых. В неэкспериментальных исследованиях, как правило, все группы равноценны, поэтому проводится их сравнение.

По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования.

Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных.

Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В.

В случае, если существует информация о качественной связи между двумя переменными, выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функциональной количественной связи между независимой и зависимой переменными.

Алгоритм исследования в целом выглядит так:

1. Выдвигается гипотеза о качественной причинной связи А и В.

2. Проводится поисковый эксперимент.

3. В случае неподтверждения гипотезы выдвигается другая качественная гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если же качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количественная функциональная гипотеза.

4. Проводится подтверждающий эксперимент.

5. Принимается (или отвергается) и уточняется гипотеза о виде связи между переменными.

«пилотажное исследование» применяется для обозначения пробного, первого эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д

Полевое исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни, например между статусом ребенка в группе и количеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате.

Приведем основные этапы психологического экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.

1. Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода.

Однако первым этапом собственно исследования является первичная постановка проблемы.

Исследователь должен уяснить себе, чем он неудовлетворен в современном психологическом знании, где он ощущает пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения поведения человека и т.д.

Эмпирическое исследование проводится в трех основных случаях:

— проверка гипотезы о существовании явления;

— проверка гипотезы о существовании связи явлений;

— проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.

1. После первичной постановки проблемы наступает этап работы с научной литературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления.

2. На следующем этапе происходит уточнение гипотезы и определение переменных. Первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее.

Например, вопрос о том, что в большей мере — наследственность или среда — влияет на уровень развития общего интеллекта, ограничивает множество общих теоретических предположений.

Аналогично, если поставить проблему — какой анализатор выполняет функцию интегратора сенсорной информации на ранних стадиях развития психики ребенка, — ответ будет ограничен списком анализаторных систем и «нулевым» ответом («никакой»).

4. Исследователь должен выбрать экспериментальный инструмент, который позволял бы ему:

а) управлять независимой переменной;

б) регистрировать зависимую переменную.

Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять константность величины их воздействия на зависимую переменную.

5. Планирование экспериментального исследования является центральным этапом всей процедуры. В первую очередь речь идет о выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную. Планирование необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента. Специалисты рекомендуют многочисленные техники контроля внешних переменных.

6. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Всю совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обозначают как популяцию, или генеральную совокупность.

Множество людей или животных, принимающих участие в исследовании, называют выборкой.

Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распространяются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.

7. Проведение эксперимента является, очевидно, наиболее ответственной частью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способностей к экспериментированию. Любой самый лучший замысел можно испортить небрежным проведением эксперимента.

В ходе эксперимента исследователь организует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.

), проводит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испытуемого.

Кратко охарактеризуем основные этапы проведения эксперимента.

а) Подготовка эксперимента. Исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование. Если это необходимо, проводится несколько пробных опытов для отладки процедуры эксперимента.

Важнейшим моментом является разработка и уточнение инструкции. Она должна состоять из кратких предложений, каждое из которых включает не более 11 слов. В инструкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки.

Ее проверяют на понятность и простоту, проводя предварительный опыт на 5-10 испытуемых.

б) Инструктирование и мотивирование испытуемых. Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте.

Это может быть денежная оплата (характерно для американской и бывшей советской психологии), информация о его способностях и личностных чертах, помощь в решении личных проблем и т. д.

Поскольку ситуация эксперимента для большинства испытуемых непривычна, они испытывают тревогу, их внимание может флуктуировать. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особенностей темперамента, знания языка и т. д.

Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, и повторить ее при необходимости, избегая, однако, дополнительных развернутых комментариев.

в) Экспериментирование. Вначале следует убедиться в дееспособности испытуемого, в том, что он здоров и желает участвовать в эксперименте. Перед экспериментатором должна лежать инструкция, в которой зафиксирован порядок его действий в ходе исследования.

Обычно в эксперименте принимает участие и ассистент. Он берет на себя вспомогательные задачи. Чаще всего именно ассистент ведет протокол, в котором фиксируются ответы испытуемого.

Кроме того, ассистент ведет общее наблюдение за поведением испытуемого и его состоянием, а также за всеми отклонениями от стандартной процедуры эксперимента. Он же следит за работой аппаратуры.

Если эксперимент проводится с использованием компьютера, то внимание ассистента и экспериментатора освобождается от ряда рутинных процедур. Эксперимент в зависимости от целей исследования может быть частично или полностью автоматизированным.

8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов — следующий этап исследования.

Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше — при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую. Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного:

а) о сходстве или различии двух и более групп;

б) о взаимодействии независимых переменных;

в) о статистической связи независимых и зависимых переменных;

г) о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследованию).

9. Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В».

10. Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала. Существуют определенные требования к оформлению рукописной научной работы, наглядному представлению результатов и структуре изложения.

Экспериментальное исследование проводится по определенной схеме. Важнейшие этапы его проведения: формулировка проблемы и выдвижение гипотезы, конструирование методики и подбор аппаратуры, отбор испытуемых, создание плана для контроля переменных, проведение эксперимента, обработка и интерпретация результатов, подготовка научного отчета.

Исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надежностью, а результаты исследования в соответствующей форме представлены на суд научной общественности. Ибо исследователь, как гласит старая поговорка, — это человек, испытывающий склочный интерес к работе коллег.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s15123t10.html

Организация и проведение экспериментального исследования в психологии. Особенности психологического эксперимента. Факт и артефакт в психологическом исследовании

15.Организация и проведение психологического эксперимента.

1. Определение темы исследования – область в которой будет вестись исследование, определение круга проблем, выделение предмета, объекта и методов исследовании.

2. Работа с научной литературой.

3. Уточнение гипотезы и определение переменных.

4. Выбор экспериментального инструмента.

5. Планирование экспериментального исследования.

6. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с выбранным экспериментальным планом.

7. Проведение эксперимента. Этапы проведения эксперимента:

1. Подготовка эксперимента

2. Инструктирование и мотивирование испытуемых.

3. Экспериментирование.

4. Выбор методов статистической обработки, её проведение и интерпретация результатов.

5. Выводы и подтверждение статистических результатов, подтверждение или опровержение статистической гипотезы.

6. Конечный продукт – научный отчёт, рукопись, статьи, монографии и т.д.

Особенности:

Психологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых.

Экспериментальный метод в психологии Эксперимент – это метод проверки гипотез путем варьирования независимой переменной и регистрацией зависимой переменной. Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях: • Возможность выбрать момент начала события. Возможность в любое время вызвать интересующие процессы.

• Повторяемость изучаемого события. Возможность организации повторяемости изучаемого процесса. • Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными. Экспериментатор всегда может добиться изменения результатов, меняя параметры. Возражения против эксперимента: • Считается, что эксперимент – очень механическая вещь.

• В эксперименте можно исследовать только простейшие процессы. • В эксперименте присутствует лабораторный эффект (человек в эксперименте ведет себя не так как в жизни).

Роберт Вудвортс, опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии, определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.

Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.

В эксперименте должна быть только одна независимая переменная. В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам.

Таким образом, окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так: Выделяют следующие этапы проведения эксперимента: • Планирование эксперимента, подготовка опыта (создание и апробация измерительной аппаратуры, оборудование места). • Инструкция. Должна вырабатывать у испытуемых хорошее отношение к исследованию, мотивировать их на участие в эксперименте.

В то же время она не должна говорить точно о тех факторах, которые будут исследоваться. • Фаза стимуляции. Влияние независимых переменных. • Стадия регистрации данных. Создается матрица сырых данных. Если в эксперименте используется наблюдение, важно чтобы наблюдателей было больше. Автор эксперимента обычно в регистрации данных не участвует. • Табулирование первичных данных.

Классификация экспериментов: 1. Констатирующий (пилотажный) эксперимент. Цель – уточнение, проверка предварительно неоформившихся гипотез. Берется маленькая группа, и на этой группе пробуем свою идею (действует она или нет). 2. Причинно-следственный эксперимент. Цель – установление и открытие причинно-следственных связей между независимой и зависимой переменными. 3.

Критический эксперимент. Проводится в случае, если получили столкновение результатов. Цель – установить какие факторы вызывают появление сталкивающих результатов. Найти, где произошла ошибка. Выбирается явление, которое противоречит психологической данности и анализируется, почему это так. Цель – выявить факторы, которые дополнительно влияют на независимую переменную. 4.

Психометрический (тестовый) эксперимент. Это методы, использующие шкалирование или измерение.

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования, • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную), • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей). Методы контроля: 1. Метод исключения (если известен определенный признак – дополнительная переменная, то его можно исключить). / Исключение людей, любящих вино. 2. Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя). / Нельзя было избежать воздействия 1-ой и 2-ой рюмки.

3. Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т.п. / Выявление профессионального выгорания – проверяются влияющие факторы в разных профессиях.

Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение.

Основоположником изучения социально-психологических аспектов психологического эксперимента стал С.Розенцвейг. В 1933 г. он опубликовал аналитический обзор по этой проблеме, где выделил основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента:

1. Ошибки “отношения к наблюдаемому”. Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.

2. Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента.

3. Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.

В настоящее время эти источники артефактов не относятся к социально-психологическим (кроме социально-психологической мотивации).

Испытуемый может участвовать в эксперименте либо добровольно, либо по принуждению.

Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов. Среди наиболее известных — “эффект плацебо”, “эффект Хотторна”, “эффект аудитории”.

Эффект плацебо был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, что препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.

Эффект Хотторна проявился при проведении социально-психологических исследований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемым как проявление внимания к нему лично.

Участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы.

Эффекта Хотторна можно избежать, если не сообщать испытуемому гипотезу исследования или дать ложную (“ортогональную”), а также знакомить с инструкциями как можно более безразличным тоном.

Эффект социальной фасилитации (усиления), или эффект аудитории, был обнаружен Г.Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу.

Факт, квазифакт, артефакт.

Факт как “базис предметного знания”, как результат исследования, как одна из альтернатив, составляющих гипотезу, не отвергнутая при применении процедуры фальсификации.

Факторы, определяющие факт как результат исследования; роль теоретических установок исследователя, инструмента, взаимооттношений наблюдателя с наблюдаемым объектом. Конструирование конкретного факта в процессе исследования; факт как “сплав” эмпирических и теоретических составляющих.

Факт как конструкт, замещающий потенциально бесконечное поле эмпирических результатов.

Процесс формирования факта и его соответствие всей совокупности норм и ценностей института науки — общенаучному гипотетико-дедуктивному методу, нормативам исследования, дисцилинарным и парадигмальным теоретическим установкам. Стадии конструирования факта – от формулировки теоретических гипотез – к обоснованию нового факта (на примере анализа работы Б.В.Зейгарник, проведенного К.Левиным).

Квазифакт как результат единичного наблюдения, исследования действительно уникальных объектов, к которым невозможно применить процедуры построения обобщенного, надежного, валидного, объективного знания. Квазифакты как результаты, полученные на наиболее ранних этапах исследования.

Артефакт как следствие ошибок и/или недостаточного контроля каких-либо условий проведения исследования. Источники артефактов. Типология артефактов (по Д.Кэмпбеллу).

Артефактные выводы как следствие нарушения логики объяснения (дедуктивно-номологическая модель). Артефакты инструментального происхождения.

Артефакты как явления, выходящие за пределы предсказаний и объяснительных принципов теории (парадигмы). Способы контроля артефактов.

7. Планирование эксперимента. Основные экспериментальные планы. Экспериментальные переменные и способы их контроля.

Планирование экспериментов Планирование эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента.

Грамотно составленная схема исследования, план, позволяет добиться оптимальных значений валидности, надёжности и точности в исследовании, предусмотреть нюансы, за которыми сложно уследить при бытовом «спонтанном экспериментировании».

Зачастую, чтобы скорректировать план, экспериментаторы проводят так называемое пилотажное, или пробное, исследование, которое можно рассматривать как «черновик» будущего научного эксперимента.

Экспериментальный план создаётся для того, чтобы ответить на основные вопросы о: • количестве независимых переменных, которые используются в эксперименте (одна или несколько?); • количестве уровней независимой переменной (изменяется ли независимая переменная или остаётся постоянной?); • методах контроля дополнительных, или возмущающих, переменных (какие необходимо и целесообразно применить?): o метод прямого контроля (прямое исключение известной дополнительной переменной), o метод выравнивания (учитывать известную дополнительную переменную при невозможности её исключения), o метод рандомизации (случайный отбор групп в случае неизвестности дополнительной переменной). Одним из самых важных вопросов, на которые должен ответить экспериментальный план, — определить, в какой последовательности должно происходить изменение рассматриваемых стимулов (независимых переменных), воздействующих на зависимую переменную. Последовательность предъявления стимулов — очень важный вопрос, напрямую касающийся соблюдения валидности исследования: к примеру, если постоянно предъявлять человеку один и тот же стимул, он может стать менее восприимчив к нему. Виды планов: 1. Простые (однофакторные) планы – предусматривают изучение влияния на зависимую переменную только одной независимой переменной. Преимущество таких планов состоит в их эффективности при установлении влияния независимой переменной, а также в лёгкости анализа и интерпретации результатов. Недостаток заключается в невозможности сделать вывод о функциональной зависимости между независимой и зависимой переменными. – Опыты с воспроизводимыми условиями. В сравнении с опытами с привлечением двух независимых групп такие планы требуют меньшего количества участников. План не подразумевает наличия разных групп (например, экспериментальной и контрольной). Цель таких опытов — установить воздействие одного фактора на одну переменную. – Опыты с привлечением двух независимых групп (экспериментальной и контрольной) – опыты, в которых экспериментальному воздействию подвергается лишь экспериментальная группа, в то время как контрольная группа продолжает делать то, что она обычно делает. Цель — проверка действия одной независимой переменной. 2. Комплексные планы составляются для экспериментов, в которых изучается либо воздействие нескольких независимых переменных (факторные планы), либо последовательное воздействие различных градаций одной независимой переменной (многоуровневые планы). – Планы для многоуровневых экспериментов. Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два её значения, считается скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований используется три или более значений независимой переменной, — такие планы часто называют однофакторными многоуровневыми. Такие планы могут использоваться как для исследования нелинейных эффектов (то есть случаев, когда независимая переменная принимает более двух значений), так и для проверки альтернативных гипотез. Преимущество — в возможности определить вид функциональной зависимости между независимой и зависимой переменными. Недостаток заключается в больших временных затратах, а также в необходимости привлечь больше участников. – Факторные планы подразумевают использование более чем одной независимой переменной. Таких переменных, или факторов, может быть сколько угодно, но обычно ограничиваются использованием двух, трёх, реже — четырёх. Факторные планы описываются с помощью системы нумерации, показывающей количество независимых переменных и количество значений (уровней), принимаемых каждой переменной. Например, факторный план 2х3 имеет две независимые переменные (факторы), первая из которых принимает два значения («2»), а вторая — три значения («3»). 3. Квазиэкспериментальные планы — планы для экспериментов, в которых вследствие неполного контроля за переменными нельзя сделать выводы о существовании причинно-следственной связи. Эти планы часто применяются в прикладной психологии. – Планы ex post facto. – исследования, в которых сбор и анализ данных производится после того, как событие уже свершилось, многие относят их к квазиэкспериментальным. Суть исследования в том, что экспериментатор сам не воздействует на испытуемых: в качестве воздействия выступает некоторое реальное событие из их жизни. При планировании исследования имитируется схема строгого эксперимента с уравниванием или рандомизацией групп и тестированием после воздействия. – Планы экспериментов с малым N также называют «планами с одним субъектом», так как индивидуально рассматривается поведение каждого испытуемого. Одной из главных причин использования экспериментов с малым N считается невозможность в некоторых случаях применить результаты, полученные из обобщений на больших группах людей, ни к одному из участников индивидуально (что, таким образом, приводит к нарушению индивидуальной валидности). Интроспективные исследования Эббингауза можно отнести к экспериментам с малым N (только исследуемым им субъектом был он сам). План с одним субъектом должен учитывать как минимум три условия: 1. Необходимо точно определить целевое поведение в терминах событий, которые легко зафиксировать. 2. Необходимо установить базовый уровень реакции. 3. Необходимо произвести воздействие на испытуемого и зафиксировать его поведение. 4. Планы корреляционных исследований — исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи (корреляции) между несколькими (двумя или более) переменными. От квазиэкспериментального отличается тем, что в нём отсутствует управляемое воздействие на объект исследования. В корреляционном исследовании учёный выдвигает гипотезу о наличии статистической связи между несколькими психическими свойствами индивида или между определёнными внешними уровнями и психическими состояниями. Испытуемые должны быть в эквивалентных неизменных условиях. Виды корреляционных исследований: • Сравнение двух групп • Одномерное исследование • Корреляционное исследование попарно эквивалентных групп • Многомерное корреляционное исследование • Структурное корреляционное исследование • Лонгитюдное корреляционное исследование* Планирование включает в себя два этапа. 1. Содержательное планирование эксперимента: – Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования. – Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования. – Выбор необходимого метода эксперимента. – Решение вопроса выборки испытуемых: 1- Определение состава выборки. 2- Определение объёма выборки. 3- Определение способа формирования выборки. 2. Формальное планирование эксперимента: – Достижение возможности сравнения результатов. – Достижение возможности обсуждения полученных данных. – Обеспечение экономичного проведения исследования.

Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.

Переменные в эксперименте Эксперимент отличается от наблюдения вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего целенаправленное манипулирование факторами и регистрацию соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Факторы, участвующие в экспериментальном исследовании, называются переменными.

Они подразделяются на два типа: независимая переменная и зависимая переменная. Переменная, которой манипулируют, подвергают изменению, называется независимой переменной. Независимая переменная — это некое условие, которое экспериментатор систематически изменяет, чтобы оценить его влияние на другую переменную.

Переменная, предположительно меняющаяся в ответ на изменения независимой переменной, называется зависимой переменной. Иными словами, эксперимент — это метод исследования, при котором исследователь изучает влияние одного класса переменных (независимых переменных) на другой класс переменных (зависимых переменных).

При этом предполагается, что зависимая переменная должна изменяться как функция изменений независимой переменной. Измеряемые изменения зависимой переменной рассматриваются как «зависимые» от манипулирования независимой переменной. Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам.

Таким образом, окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так: Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных: 1. Независимая переменная 2. Зависимая переменная 3.

Дополнительные переменные (или внешние переменные) Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов.

Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов.

Для того чтобы сделать вывод об эффективности эксперимента, необходимо, чтобы результаты измерений, происходящих в ходе эксперимента, могли быть сравнимы с некоторым эталоном. С этой целью наряду с экспериментальной группой в эксперименте участвует контрольная группа.

Экспериментальная группа — это группа испытуемых, вовлеченных в экспериментальную ситуацию, т. е. поставленных в условия, при которых они подвергаются воздействию независимой переменной, которая, согласно предположению, должна оказывать влияние на мысли, чувства или поведение. Контрольная группа — это группа испытуемых, не подвергаемых действию независимой переменной в эксперименте. Показатели зависимой переменной у этих испытуемых сравниваются с таковыми у испытуемых из экспериментальной группы, которые подвергались воздействию независимой переменной, на основе сравнения делается вывод о том, определяет ли независимая переменная изменения завис

Психология труда



Источник: https://infopedia.su/4x7506.html

Организация психологического эксперимента – Психологос

15.Организация и проведение психологического эксперимента.

Психологический эксперимент начинается с инструкции, точнее – с установления тех или иных отношений между испытуемым и экспериментатором.

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки: с кем должен проводиться эксперимент, чтобы результаты его могли считаться достоверными.

Финал эксперимента – это обработка его результатов, интерпретация полученных данных и представление их психологической общественности.

Надежность эксперимента: валидность

Валидность эксперимента – уверенность в том, что эксперимент измерил именно то, что исследователи хотели измерить. См.→

Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов.

Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи. См.→

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать.

Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком.

Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она должна чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной

Проблема выборки

О выборке см. основную статью Выборка.

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, т. е.

исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка[7]. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых.

Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

Этапы психологического эксперимента

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:

1. Первичная постановка проблемы

  • Постановка психологической гипотезы

2. Работа с научной литературой

  • Поиск определений базовых понятий
  • Составление библиографии по тематике исследования

3. Уточнение гипотезы и определение переменных

  • Определение экспериментальной гипотезы

4. Выбор экспериментального инструмента, позволящего:

  • Управлять независимой переменной
  • Регистироватьзависимую переменную

5. Планирование экспериментального исследования

  • Выделение дополнительных переменных
  • Выбор экспериментального плана

6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом

7. Проведение эксперимента

  • Подготовка эксперимента
  • Инструктирование и мотивирование испытуемых
  • Собственно экспериментирование

8. Статистическая обработка

  • Выбор методов статистической обработки
  • Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
  • Проведение статистической обработки

9. Интерпретация результатов и выводы

10. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Методы контроля

  1. Метод исключения (если известен определенный признак – дополнительная переменная, то его можно исключить).
  2. Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя).
  3. Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т.п.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/organizaciya-psihologicheskogo-eksperimenta

Организация и проведение экспериментального психологического исследования

15.Организация и проведение психологического эксперимента.

        1. Этапы ЭПИ.

        2. Подготовка ЭПИ.

        3. Основной этап ЭПИ (этап исполнения).

        4. Обработка данных ЭПИ.

        5. Анализ и интерпретация данных ЭПИ.

Любойвид ЭПИ имеет в своем составе относительнологически законченные части, которыеносят название «этапы исследования» .Условно можно выделить четыре этапа:

1)подготовительный, или организационный;

2)основной, или этап исполнения исследования;

3)этап обработки полученных данных;

4)этап анализа и интерпретации результатовисследования.

Подготовительный(организационный) этапявляется начальным этапом психологическогоисследования и лежит в основе организацииэксперимента. Он имеет большое значениев эксперименте, поскольку от правильноговыбора направления исследования, методовего проведения, средств обеспечения(что входит в содержание этого этапа)зависит ход и исход эксперимента.

Основнойэтап (этап исполнения) являетсянаиболее ответственным и трудоемкимэтапом психологического эксперимента.Это обусловлено тем, что его содержаниемявляется сбор психологических фактов,а факты – это, образно говоря, воздухученого, без них эксперимент несостоятелен.

Этапобработки данных экспериментапредполагает организацию и проведениеработы по группировке полученнойфактологической информации, вычислению(расчету) основных показателей исследуемыхпсихологических явлений, выявлениюосновных тенденций.

Этапанализа и интерпретации полученныхрезультатов– заключительный этап психологическогоэксперимента. Его основным содержаниемявляется качественное (описательное)объяснение полученных результатов,анализ количественных показателейисследуемых явлений, на основе чегоделается заключение о правомерностивыдвинутого предположения и направлениидальнейших исследований.

2. Подготовка эпи

Подготовительныйэтап экспериментального псиихологическогоисследования включает в себя:

  1. определение проблемы исследования;

  2. формулировку целей и задач исследования;

  3. точное определение объекта и предмета исследования;

  4. четкую формулировку проверяемых в исследовании гипотез;

  5. выбор и разработку методов исследования;

  6. составление плана проведения эксперимента.

Проблема– осознание субъектом невозможностиразрешить трудности и противоречия,возникшие в данной, ситуации, средстваминаличного знания и опыта. Проблемы,выбираемые для эксперимента, должныотвечать критериям актуальностиисследования, новизны и практическойзначимости.

Актуальностьозначает необходимость решения проблемыв данный момент времени, ее своевременноесоответствие потребностям дня.

Новизнаотносится к предполагаемому решениюпроблемы и устанавливается в результатеизучения попыток ее решения.

Практическаязначимость определяется тем, на скольконайденное решение проблемы позволяетизменить реальное состояние дел в лучшуюсторону.

Так,в качестве примера проблемной можетбыть тема “Особенности устойчивостивнимания у детей с различным уровнемумственного развития”.

Данная проблемаявляется актуальной, поскольку организацияпроцесса обучения учащихся во многомзависит от степени развития их психическихпознавательных процессов (памяти,мышления, воображения, ощущений,восприятий).

Актуальность ее определяетсяи тем, что в ряде случаев в одном и томже классе учатся и умственно отсталыедети, и дети с нормальным уровнем развитияспособностей, а в условиях фронтальнойформы обучения учителю не всегда удаетсянайти приемлемый темп изложенияматериала.

Новизна состоит в том, что врезультате исследования предполагаетсявыработка новых, не имевшихся до этоговремени форм учебно-воспитательноговзаимодействия учителя с учащимися, апрактическая значимость проблемы – врекомендации по перестройке установившегосяучебного процесса на основе учета уровняумственного развития детей.

Цель– это те, научные и практическиерезультаты, которые должны быть достигнутыв итоге проведения исследования.

Несмотряна некоторое сходство (направлениеисследований), между проблемой и цельюсуществуют и различия. Формулировкапроблемы обычно является общей, аформулировка цели – достаточноконкретной. Если в проблеме лишьконстатируется некоторый трудноразрешимыйвопрос, то формулировка цели содержитв себе результаты, которые должны бытьполучены в процессе решения даннойпроблемы.

Задачивотличие от цели представляют собойсодержание всех последовательных этаповорганизации и проведения исследования.

Однимиз требований, предъявляемых к постановкеи формулировке целей и задач исследования,является четкость, определенность,конкретность. При нарушении этоготребования довольно трудно установитьв процессе исследования, достигнута ликонечная цель эксперимента и полученыли те результаты, на которые рассчитывалисследователь.

Объектисследования– это определенная совокупность свойстви отношений, которая существует независимоот познающего, но отражается им, служитконкретным полем поиска.

Объектисследования в педагогике и психологии– это некий процесс, некоторое явление,которое существует независимо отсубъекта познания и на которое обращеновнимание исследователя.

Предмет.Впредмете исследования фиксируется тосвойство или отношение в объекте, котороев данном случае подлежит глубокомуспециальному изучению. В предметвключаются только те элементы, связи иотношения объекта, которые подлежатизучению в данной работе. Определениепредмета – установление границ поиска.

Гипотеза– это утверждение, научное суждениевероятностного (предположительного)типа, выдвижение и проверка котороготребует веских оснований научного ипрактического характера.

Невсе предположения вероятностногохарактера могут рассматриваться вкачестве гипотез. Так, например, не можетбыть гипотезой утверждение, справедливостькоторого очевидна без доказательства,или суждение, которое ни доказать, ниопровергнуть не представляется возможным.

Поэтому одним из приемов проверкивыдвижения в качестве гипотезы тогоили иного суждения является выдвижениепротивоположного гипотетическомуправдоподобного суждения.

В большинствеэкспериментальных исследований имеетсяне одна, а несколько разных, логическисоподчиненных гипотез, образующихиерархическую структуру.

Верхнюю ступеньв этой иерархии обычно занимает общаягипотеза, за ней следуют частные,раскрывающие содержание и конкретизирующиеобщую гипотезу, а из частных гипотезвытекают рабочие гипотезы (суждения),непосредственно проверяемые вэксперименте.

Гипотезадолжна соответствовать следующимтребованиям:

-формулировка гипотезы максимальноточна и сравнительно проста, не содержитнеопределенных, неоднозначно трактуемыхтерминов и понятий;

-гипотеза принципиально проверяема,т.е. доказуема экспериментальным путем;

-гипотеза объединяет весь круг явлений,на которые распространяются содержащиесяв ней утверждения.

Изэтого следует, что формулировка научносостоятельной гипотезы требует отисследования достаточно глубокогоосознания проблемы и некоторыхинтеллектуальных усилий.

Привыдвижении и формулировке гипотезцелесообразно пользоваться индуктивнымспособом, когда исследовательруководствуется правилом идти отчастного к общему, и дедуктивным способом,когда ход рассуждений обратный – отобщего к частному.

Приформулировке гипотез весьма важнымявляется соблюдение логическихтребований, предъявляемых к определениюнаучных понятий.

Прежде всего следуетстремиться к тому, чтобы объем и содержаниепонятий соответствовали фактам, критериями признакам, которые исследовательнамерен использовать для доказательствавыдвинутых гипотез.

Язык на которомформулируются гипотезы, должен быть,конкретен и ясен, не содержать в себедвусмысленностей.

Выбори разработка конкретных методов испособовпроведения экспериментальногопсихологического исследования зависитот целого ряда факторов.

Так,прежде всего он определяется цельюисследования и в зависимости от нееисследование может быть построено потипу констатирующего эксперимента,когда необходимо установление новыхпсихологических фактов, связей междуними, психических закономерностей:обследовательско-диагностического,когда устанавливается наличие и уровеньразвития определенного психическогоявления; корректирующего, при которомсовершенствуется (формируется) какое-топсихическое свойство, психическийпроцесс (процессы) личности.

Поусловиям проведения экспериментальноеисследование может быть лабораторногоили естественного типа.

Взависимости от технической оснащенностиэкспериментальное исследование можетбыть аппаратурного и неаппаратурного(бланкового) типа, с использованиемкомпьютерных технологий и без них.

Всеметодики должны быть валидными, надежными,репрезентативными. Желательны ихапробация с целью проверки и уточненияпроцедуры использования, разработкаинструкции для пользователей, составлениеалгоритма обработки и формы представленияполучаемых результатов, определениевремени, необходимого для обследованияиспытуемого (группы испытуемых).

Исходяиз особенностей проведения экспериментаэкспериментатор подбирает илиразрабатывает способы обработкиполученных в ходе исследования данных,а также определяет возможные вариантыанализа и интерпретации полученныхрезультатов.

Всоответствии с целями исследования,возможностями проведения экспериментана аппаратурной основе, особенностямиприменяемой аппаратуры экспериментаторосуществляет подбор аппаратурныхсредств, разрабатывает алгоритм ихиспользования в ходе проведенияэксперимента, инструкции по проведениюисследования, определяет способыобработки и анализа полученныхрезультатов.

Планированиеэксперимента– заключительное звено подготовительногоэтапа ЭПИ.

Значительнаячасть работ, входящих в его объем,включена и рассмотрена при анализесодержания предыдущих компонентовподготовительного этапа. К ним относятсяконкретизация и уточнение цели, задач,объекта, предмета, рабочих гипотез,выбор способа их выполнения и обработкиданных ЭПИ. Дополнительно к этомуследует:

-определить место проведения эксперимента;

-определить время начала экспериментаи порядок смены групп (испытуемых) вовремени;

-разработать инструкцию и продуматьхарактер поведения экспериментатораво время эксперимента;

-осуществить подбор контингента испытуемыхи предварительное знакомство с ними,на основе чего сформировать экспериментальнуюи контрольную группы;

-заготовить необходимое количествобланков, ответов, опросников.

Взаключение подготовительного этапаэксперимента разрабатываются его общийплан и программа.

Они обычно представляютсобой письменные документы, в которыхопределены цель, задачи исследования,основные этапы его проведения, ихпоследовательность, необходимоеоборудование, приборы, время, необходимоедля практической реализации каждогоэтапа, сроки выполнения, ожидаемыерезультаты и формы их представления.Эти документы являются руководством кдействию и одновременно выступают каксредство контроля за ходом проведенияэксперимента.

  1. Основной этап ЭПИ (этап исполнения).

Основнойэтап эксперимента, или этап исполнения,это наиболее трудоемкий, сложный,ответственный и длительный (по времени)этап исследования. Он направлен на сборисследователями психологических фактов,являющихся основой, фундаментомпсихологического исследования.

Начинаетсяэксперимент с проведения так называемого«пилотажного» (пробного) исследования.Его задачей является проверка продуманностии подготовленности эксперимента,правильности определения проблемыисследования, точности формулировкигипотез, правильности подборапсихологических методик, способовстатистической обработки получаемыхданных, интерпретации и представленияполученных результатов.

«Пилотажное»исследование нередко обнаруживаетсущественные недочеты в общем замыслеи отдельных элементах планируемогоэксперимента, которые трудно предвидетьи учесть заранее.

Еслипроведенный «пилотажный» экспериментдал положительные результаты, то послеустранения обнаруженных недостатковприступают к проведению основногоэксперимента. Если же в процессе«пилотажного» исследования в замыслеосновного эксперимента обнаруженысерьезные недостатки, то его перерабатываюти проверяют заново в ходе повторного«пилотажного» исследования.

Восновном эксперименте собирают первичныеданные, необходимые для доказательствавыдвинутых гипотез. Сбор данныхэксперимента рекомендуется осуществлятьв соответствии с одной из заранеепродуманных логических схем доказательства,гарантирующих установление именнопричинно-следственных зависимостеймежду изучаемыми переменными.

Основнаялогическая схема, позволяющая установитьпричинно-следственные зависимости,включает в себя проведение исследованияне в одной, а в двух и более группахиспытуемых, одна из которых являетсяэкспериментальной, а другие – контрольными.

При этом экспериментальная группапредназначается для установлениядостоверных статистических зависимостеймежду изучаемыми переменными, аконтрольные группы – для того, чтобы,сравнивая получаемые в них результатыс теми, которые зафиксированы вэкспериментальной группе, отклонятьвсевозможные статистические зависимости,кроме устанавливаемых причинно-следственныхсвязей. В простейшем случае реализацииэтой схемы берется одна экспериментальнаяи одна контрольная группа. В экспериментальнойгруппе выделяется и целенаправленноизменяется переменная, котораярассматривается как вероятная причинаобъясняемого явления, а в контрольнойгруппе такое изменение не осуществляется.По завершении эксперимента оцениваютсяи сравниваются между собой изменения,которые в экспериментальной и контрольнойгруппах произошли в другойпеременной-зависимой. Если окажется,что в экспериментальной группе этиизменения больше, чем в контрольной, тоделается вывод о том, что подлинной ихпричиной являются те вариации независимойпеременной, которые имели место вэкспериментальной группе.

Р.С.Немовым рассматривается нескольковариантов логических схем.

1.Метод единственного различия, схематическипредставленного следующим образом:

А,Б, В, Г → Д, Е.

А,Б, В, Г + → Д, Е +.

2.Метод сопутствующих изменений, являющийсяобобщенным вариантом метода единственногоразличия.

А,Б, В, Г → Д, Е.

А,Б, В, Г + → Д, Е +.

А,Б, В, Г + + → Д, Е + +.

А,Б, В, Г + + + → Д, Е + + +.

3.Метод единственного сходства.

А,Б, В, Г → Д, Е.

И,К, Л, Г → М, Е.

Н,О, З, Г → П, Е.

С,Т, У, Г → Ф, Е.

Установлениюпричинно-следственных связей, помиморассмотренных общих логических схем,способствует план организацииэксперимента.

Такихпланов может быть два:

1)Эксперимент, организованный по плану«только после». В подобного родаисследовании экспериментальные иконтрольные группы оцениваются толькопо окончании эксперимента;

2)эксперимент, организованный по планутипа «до и после». В данном случаепредполагаемые причины и следствияоцениваются и до, и после эксперимента,причем регистрация психологическихфактов осуществляется как вэкспериментальной, так и в контрольнойгруппе.

Такой способ организации ипроведения эксперимента предпочтительнеепредыдущего, поскольку дает возможностьне принимать гипотезу о том, чтообнаруженные по окончании экспериментаразличия между экспериментальной иконтрольной группами были вызваны темиразличиями между ними, которые имелисьеще до начала проведения эксперимента.

Обработкаданных ЭПИ производится на основекачественных и количественных методов.

Качественные(описательные, содержательные) методыобработки включают:

-первичпый анализ – выделение ирассмотрение каждого отдельного случая,исключение данных, далеко выходящих зарамки основного массива полученныхданных;

-первичный синтез – установление связеймежду данными первичного анализа ивыдвинутой гипотезой;

-сравнительный (вторичный) анализ –выделение устойчиво повторяющихсяфактов;

-вторичный синтез – объединение этихфактов, сопоставление с гипотезой инахождение существующих закономерностей.

Количественные(математические) методы обработки данныхэксперимента предполагают получениечисловых показателей измеренияпсихических явлений. Однако получениечисловых значений психических явленийсвязано с рядом трудностей, приводящихк специфике использования математикив психологии:

-проблематичным является выделениеточки отсчета (нуля).

-определенную трудность представляети выбор единиц измерения.

-измерение опосредовано, т.е. измеряютсяне сами психические явления (образы,мысли), а характеристики поведения,физиологические проявления, называемыепоказателями;

-измерения носят вероятностный характерв связи с тем, что психические закономерностиопределяются большим количествомфакторов, учесть которые практическиневозможно; кроме того, причинно-следственныесвязи носят случайный характер.

-измерения базируются не на единичномфакте, а на множестве показателей этогофакта, т.е. носят статистический характер,поэтому исследователь обрабатывает,как правило, большое количествопоказателей (минимум 30) психологическогофакта, полученных на выборочныхсовокупностях (выборках) в процессесбора психологических фактов;

-само понятие «измерение» носит условныйхарактер, поскольку объект измерениянестабилен, вариативен.

Крометого, числовое значение лишает процессизмерения качественной оценки, в этомотношении измерительный инструментарийнельзя признать универсальным, отражающимреалии. В связи с этим важное значениепри обработке данных приобретает выборизмерительного инструментария, т.е.шкалы.

Шкала– это алгоритм, с помощью которогокаждому наблюдаемому объекту соответствуетнекоторое число.

Чащевсего в процессе измерения и обработкиданных измерения используют следующиешкалы:

-шкала наименований;

-шкала порядка;

-шкалы интервалов;

-шкалы отношений.

Всеметоды математико-статистическойобработки данных измерения условноделятся на первичные и вторичные.

Первичныминазывают методы, с помощью которых можнополучить показатели, непосредственноотражающие результаты производимых вэксперименте измерений. Применениепервичных методов обработки данныхэкспериментального исследования даетвозможность получения первичныхрезультатов эксперимента на основерешения задач математической статистики:

  • определения центральной тенденции выборочной совокупности измерений (выборочного среднего);

  • оценки среднестатистического отклонения измеряемой величины от ее центральной тенденции (выборочного среднего).

Вторичныминазываются методы статистическойобработки, с помощью которых на базепервичных данных выявляют скрытые вних статистические, закономерности. Впрактике психологических исследованийнаибольшую значимость приобретаютследующие типы задач:

  • определение динамики изучаемого психического явления на основе применения методов дисперсионного и регрессионного анализа;

  • установление и оценка степени статистических связей, существующих между психологическими переменными величинами, исследуемыми в данном эксперименте, на основе применения методов корреляционного анализа, факторного анализа, сравнения выборочных данных.

  1. Анализ и интерпретация данных ЭПИ.

Анализрезультатов психологическогоэкспериментального исследованияначинается с категорирования полученныхв ходе обработки данных. Если эти данныекачественного характера, то анализ иинтерпретация результатов проводитсячаще всего на основе генетическогометода, предполагающего рассмотрениеизучаемого явления в развитии, динамике.

При этом выделяются фазы, стадии,критические моменты становленияпсихического явления, объясняютсяпричины и следствия изменений этихявлений, устанавливаются «вертикальные»генетические связи между уровнямиразвития. Правильность делаемых выводовво многом зависит от интуиции, эрудициии профессионализма исследователя,логики его рассуждений.

Наиболее широкоеприменение данный метод находит припроведении экспериментов в областипсихологии развития.

Приналичии данных количественного характераполученных в ходе обработки, болеепредпочтительным является структурныйметод анализа, предполагающийструктурирование (расположение)полученных количественных показателейв порядке, соответствующем логикедоказательства выдвинутой гипотезы, исодержательное толкование полученныхрезультатов. Реализация структурногометода основана на сочетанииколичественно-качественного анализаполученных в ходе экспериментальногоисследования данных и их обработки.

Выборколичественных показателей при анализерезультатов исследования в общем случаеобусловлен целями исследования идетерминирован построением доказательствавыдвинутой гипотезы (гипотез) исследования.

Результаты,полученные в ходе количественного икачественного анализа данных эксперимента,являются фактами, используемыми длядоказательства справедливости выдвинутыхгипотез.

В качестве аргумента доказательствавыступает безупречность логикиисследователя, приходящего в процессерассуждений, сопоставлений полученныхфактов к определенным умозаключениям-выводам,дающим возможность подтвердить правильность сформулированных гипотез.

Наоснове анализа результатов исследованияосуществляется формулировка выводов.Основные рекомендации к формулировкесводятся к следующему:

1)краткость и конкретность утверждений;

2)строгое соответствие тому, чтодействительно доказано;

3)опора на факты, существование которыхдо начала проведения эксперимента лишьпредполагалось;

4)объем и содержание понятий, выводовдолжны соответствовать объему исодержанию понятий, имеющихся вформулировках экспериментальныхгипотез.

Наоснове сделанных выводов формулируютсяпрактические рекомендации и намечаетсяпрограмма последующей реализации.

Рекомендации могут быть представленыв виде формирующе-корректировочнойсистемы мероприятий, направленных насовершенствование личностных качествиспытуемых (эмоциональной устойчивости,смелости, целеустремленности и т.д.

),изменение учебных планов и программ,формирование определенного уровняразвития познавательных психическихпроцессов, воспитание определенныхнавыков (самоконтроля эмоциональногосостояния, снятия психической напряженностии др.

) Программа внедрения рекомендацийпредполагает разработку плана мероприятий,последовательности его реализации,определение объема предварительныхработ по его осуществлению, расчета сили средств (в том числе и материальных),форм внедрения, ожидаемого эффекта (втом числе и экономического), возможныхнаправлений дальнейшего исследования.

Любоеэкспериментальное исследование нельзясчитать полностью завершенным, так каконо является лишь определенным этапом,звеном, шагом на пути установленияабсолютной истины, постижение которойвесьма проблематично и вряд ли возможно.

Источник: https://studfile.net/preview/1792421/page:7/

Medic-studio
Добавить комментарий