15. Профессиональное просвещение. Профессиональное консультирование

Профессиональное просвещение

15. Профессиональное просвещение. Профессиональное консультирование

Профессиональное просвещение предусматривает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию.

Его цель — сообщить учащимся определенный объем сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информировать их о способах и условиях овладения ими; пропагандировать общественную значимость профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность хозяйство экономического региона.

Различают также профессиональное воспитание, под которым понимают воспитание у школьников профессионально важных качеств личности: профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и др.

Профессиональная информация как отдельный относительно самостоятельный элемент профессионального просвещения и профориентации в целом представляет собой систему организации и проведения учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимых знаний о социально-экономических, психологических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Перечислим элементы профинформационной работы системы.

  1. Профинформационный урок, задачами которого являются активизация интереса учащихся к изучению и выбору профессий; воспитание у подростков ответственного и активного отношения к сознательному выбору профессии; выявление правильной мотивации выбора профессиональной деятельности; содействие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся; стимулирование школьников к самовоспитанию профессионально значимых качеств с целью профессионального самоопределения и становления личности.
  2. Профессиографическая встреча, которая является одним из путей изучения профессий учащимися и представляет собой встречу представителя определенной профессии со школьниками. В ходе профессиографической встречи учащиеся вместе с представителем профессии проводят психологический анализ содержания профессионального труда, описывают требования профессии к психологической сфере личности. С помощью учащихся представитель профессии раскрывает социально-экономические и технологические аспекты профессиональной деятельности, а также психологическую структуру своей профессии и анализирует себя как специалиста, отвечая на поставленные им же вопросы: Чем ему нравится избранная профессия? Благодаря чему ему удается добиваться высокой продуктивности в труде? Почему эта профессия нравится не каждому человеку? Почему в этом виде профессионального труда некоторые люди не справляются с отдельными заданиями или выполняют их плохо?
  3. Профессиографическая экскурсия, задача которой состоит в том, чтобы, с одной стороны, ознакомить учащихся со структурой современного производства, его техникой, технологией, организацией труда, с устройством и принципами действия машин, с применением и использованием в технологии производства знаний о различных природных закономерностях, а с другой — научить их самостоятельно анализировать профессии в профориентационных целях. Иными словами, профессиографическая экскурсия — это форма организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ профессиографической информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей.
  4. Профессиографическое исследование, основывающееся на организации самостоятельной деятельности учащихся и предполагающее самостоятельное добывание информации о данной профессии определенными группами школьников с целью составления профориентационной характеристики данного вида профессиональной деятельности. Профессия изучается по пяти аспектам, соответственно которым учащихся разбивают на пять групп: первая исследует общие сведения о профессии, вторая — характеристику процесса труда, третья — санитарно-гигиенические условия труда, четвертая — требования профессии к физической и психологической сфере человека, пятая — требования к профессиональной подготовке.

Важную роль в организации и проведении профориентационной работы с учащимися играют учебно-методические кабинеты профориентации в школах и профтехучилищах. В работу кабинета профессиональной ориентации входит:

  • информирование учащихся о различных отраслях хозяйства; ознакомление с наиболее распространенными профессиями;
  • выявление и развитие профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся к определенным видам трудовой деятельности;
  • формирование у учащихся профессиональных намерений, соответствующих психофизиологическим качествам личности и учитывающих потребности общества в кадрах;
  • организация консультаций для учащихся по вопросам выбора профессии, трудоустройства и продолжения образования; проведение собраний, лекций, встреч, индивидуальных консультаций с учителями и родителями учащихся;
  • изучение и обобщение передового опыта по профориентации школьников; осуществление связи с трудовыми коллективами и общественностью по вопросам профессиональной ориентации.

Источник: 

Щекин Г.В., Организация и психология управления персоналом

Источник: https://psyera.ru/5143/professionalnoe-prosveshchenie

Профессиональное консультирование

15. Профессиональное просвещение. Профессиональное консультирование

Профессиональное консультирование охватывает широкий спектр проблем, касающихся вхождения и последующего взаимодействия человека с миром профессий.

Профессиональное консультирование (professio – род занятий) представляет собой оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Консультант должен обладать как навыками изучения проблем клиента – изучение его интересов, склонностей, когнитивных и личностных особенностей, так знать социокультурную ситуацию, в рамках которой он оказывает помощь – знание мира профессий, требования, которые тот или иной вид деятельности предъявляет к человеку, состояние рынка труда, потребность в специалистах определенного вида и уровня.

Задача профессионального консультирования, таким образом, заключается в том, чтобы помочь человеку сформулировать профессиональные цели, определить область возможных профессий, согласующихся с этими целями, и реализовать свой выбор в условиях реально сложившейся ситуации на рынке труда.

Профессиональное консультирование берет свое начало в конце XIX века в США.

Основателем этого направления в консультировании считается Фрэнк Парсонс, который, будучи озабочен появлением на улицах большого числа не нашедших полезного занятия молодых людей, открыл в 1908 году в Бостоне «Бюро по бесплатной подаче советов по части выбора профессии». Он описал трехшаговый процесс, в ходе которого клиент узнает о себе и о профессиях и затем объединяет то и другое в процессе «принятия выверенного решения».

Ф.

Парсонс писал: «…профессиональная ориентация позволяет с помощью разумного совета, руководства и соответствующей подготовки… предотвратить трату человеческой энергии, которая есть результат следующих явлений: во-первых, легкомысленного отношения к карьере, во-вторых, недостаточной подготовки к жизни, в-третьих, полного незнания своего «Я», своих собственных сил, наклонностей, стремлений, интересов, недостатков, а также их причин, и наконец, недостаточного ознакомления с экономическим положением страны в целом и отдельных районов в частности».

С 20-х годов XX века начинается активное развитие профориентационной деятельности как за рубежом, так и у нас в стране.

В 70-80-е годы в нашей стране были организованы многочисленные профориентационные центры практически во всех регионах.

В настоящее время работу по профессиональному консультированию в системе образования осуществляют школьные психологи, кроме того, работа в этом направлении ведется в Центрах занятости населения и кадровых агентствах.

Выделяют следующие виды профессиональной консультации:

– информационно-справочная – в ходе которой клиенту сообщаются сведения о требованиях при приеме на учебу или работу, об условиях и каналах трудоустройства, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста и т.д.;

– психодиагностическая – направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей клиента, определениях их соответствия требованиях профессии;

– формирующая, в ходе которой осуществляется коррекция выбора профессии в зависимости от индивидуальных особенностей клиента;

– медицинская, заключающаяся в оценке состояния здоровья и определения степени его соответствия требованиям профессии (или ограничений по состоянию здоровья при выборе той или иной профессии).

Профессиональная консультация может проводиться в форме групповой или индивидуальной работы. При групповой консультации проводятся информационные беседы в форме профессионального просвещения. Индивидуальная профконсультация предусматривает два уровня ее проведения: выявление основных мотивов выбора профессии, степени осознанности и ответственности клиента в выборе профессии.

Выделяют следующие группы мотивов выбора профессии школьниками:

1) связанные с общественной значимостью профессии;

2) связанные с процессом и результатом деятельности, ее особенностями;

3) связанные со стремлением к самовыражению и самоутверждению: а) подражание идеалам; б) стремление быстрее утвердиться в жизни;

4) связанные с социальными установками (мода, новизна, семейные традиции, подражание друзьям);

5) связанные с удовлетворением материальных и духовных потребностей.

В профессиональном консультировании используются такие психодиагностические процедуры, как методы изучения профессиональных интересов и склонностей (опросник ДДО, тест Йовайши, тест Голланда и др.); методы изучения индивидуально-личностных особенностей (тест MMPI, тест Кеттелла, опросник Шмишека и др.); тесты на изучение способностей и определение уровня интеллекта.

Е.А. Климовым и С.А. Боровиковой проведена типизация и описаны наиболее встречающиеся варианты профконсультационных ситуаций:

1. Клиент хорошо ориентируется в мире профессий, выбрал одну их них в соответствии со своими интересам, склонностями и способностями, имеет представление о путях получения этой профессии, и обращается к консультанту с целью подтверждения правильности своего профессионального плана.

В этом случае может быть достаточно одной беседы для обсуждения возможных затруднений и наметить запасные варианты.

Однако за внешним благополучием ситуации могут скрываться сложные личные проблемы, для чего можно использовать биографический метод, а также батарею психодиагностических методик и только потом отработать окончательные рекомендации.

2. Клиент имеет несколько вариантов профессионального плана и испытывает трудности с выбором. В этой ситуации необходимо выяснить степень обоснованности его профессионального плана и мотивы выбора, уточнить область интересов, уровень притязаний, оценить степень общего развития и выраженности профессионально важных качеств, и после этого проводить коррекционную беседу.

3. «Конфликтная ситуация» – когда профессиональный план вызывает разногласие либо внутреннее (недооценка своих возможностей, завышенный уровень притязаний и др.), либо внешнее (с родителями, учителями). В этом случае, помимо диагностических процедур следует определить зону конфликта, а при внешнем конфликте провести беседу со сторонами конфликта.

4. Клиент не имеет профессионального плана, не уверен в себе, однако проявляет выраженную склонность к определенному виду деятельности. Следует выявить причины отсутствия плана, очертить круг профессий, соответствующих склонностям клиента и помочь в формировании обоснованного профессионального плана.

5. У клиента нет ни профессионального плана, ни выраженных склонностей к определенному виду деятельности. В таком случае следует провести полное психодиагностическое обследование. Направленное не только на выявление склонностей, но и с целью выявления возможных мобилизационных механизмов для формирования профессионального плана (самооценка, самопознание, волевые процессы, мотивация и т.д.).

6. Ситуация «самопознания» – профессия выбрана, а обращение к консультанту является целью лучше узнать себя.

Важным вопросом в профессиональном консультировании, помимо выбора профессиональной направленности, является консультирование по проблемам поиска работы и трудоустройства.

Стратегии поиска работы классифицируют на формальные (объявления о вакансиях, службы занятости, кадровые агентства), неформальные (контакты с друзьями, родственниками, сослуживцами) и прямые обращения к работодателям (в фирмы, на предприятия, в организации).

В консультировании по этим проблемам наиболее эффективными и распространенными являются поведенческие подходы, тренинги с моделированием ситуаций собеседования при приеме на работу с использованием видеозаписи для обратной связи, тренировка в написании резюме.

Большая часть профессионального консультирования осуществляется в рамках организации, т.е. когда личность является частью организации в рамках системы. Как правило, профессиональное консультирование в организации реализуется в рамках ее кадровой политики.

Кадровая политика включает такие элементы, как анализ содержания труда персонала, планирование и прогнозирование потребностей в персонале, профориентация, подпор, адаптация, обучение и аттестация работников, социальная защита и поддержка работников и др.

Как правило, кадровая политика реализуется в форме различных программ работы с персоналом. Такие программы разрабатываются как собственными специалистами, так и «внешними» консультантами.

Одним из наиболее перспективных направлений в разработке программ работы с персоналом являются программы по развития персонала, которые, как правило, включают следующие виды работ.

Профессиональная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих профессиональных качеств, освоению элементов организационной культуры, принятию новой социальной роли и статуса.

Следовательно, процесс адаптации имеет два аспекта: производственный – приспособление к собственно профессии, условиям труда, и социально-психологический – приспособление к коллективу, групповым номам и т.д. Роль консультанта заключается в активизации адаптационных механизмов клиента.

Одним из основных путей приспособления человека к деятельности является выработка индивидуального стиля деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности представляет собой систему наиболее эффективных приемов и способов организации своей самостоятельной работы, некоторую устойчивую систему особенностей деятельности и индивидуально-личностных характеристик. Индивидуальный стиль деятельности во многом обусловлен типологическими характеристиками.

По этому признаку различают два стиля деятельности:

1) стиль деятельности, связанный с тщательным планированием, который в большей степени присущ лицам со слабой нервной системой и инертностью;

2) стиль деятельности, при котором основное внимание уделяется непосредственному выполнению деятельности, и корректировка выполняется по ходу работы, такой слить в большей степени присущ лицам с сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов.

Аналогично в спорте различают атакующий стиль (сильная и подвижная нервная система) и защитный (слабая и инертная). Однако связь с типологическими свойствами не прямая, а чаще всего опосредованная, он может формироваться через способности, личностные свойства, подражание. Человек выбирает такой способ или прием деятельности, который позволяет ему максимально использовать свои возможности.

Не у всех людей сформирован индивидуальный стиль, особенно негативно это может сказаться на результатах деятельности, если человек старается подражать более успешным работникам, без учета своих особенностей. И задача консультанта в этом случае – помочь клиенту в выработке индивидуального стиля деятельности.

Важным видом профессионального консультирования является консультирование по вопросам карьеры, которое является непременным атрибутом консультирования в организации. Оно включает такие вопросы, как планирование карьеры, принятие карьерных решений, корректировка карьеры и эффективность трудовой деятельности. Эти вмешательства могут осуществляться в форме индивидуальной.

Групповой (по специальным технологиям, таким как «Центр оценки») или цикличной (в рамках специальных программ) работы.

Такого рода вмешательства в структурах муниципального управления строятся на интенсивном использовании методов профессиональной оценки, изучения профессионально важных качеств для различных видов деятельности, а также психодиагностических методиках, позволяющих информировать сотрудников о личностных качествах, необходимых для конкретной работы.

В процессе консультирования по вопросам карьеры решаются проблемы преодоления клиентом колебаний, нерешительности, определение типов карьеры, концептуализация вариантов карьерного роста, решение проблем, связанных с построением и корректировкой карьеры, а также психокоррекция индивидуально-личностных особенностей сотрудников, обеспечивающая повышение эффективности их деятельности.

Консультирование по вопросам карьеры

Планирование карьеры предполагает комплекс мероприятий по профессиональной ориентации работников, включая диагностику профессионально важных качеств и компенсаторные возможности человека. Поиск путей профессионального обучения, переобучения и роста, повышения квалификации, планирование сроков и периодов ротации кадров.

Одним из этапов профессионального пути является формирование профессиональных кризисов, когда дальнейшее развитие человека как профессионала, становится невозможным.

Специфика профессионального, также как и личностного, кризиса состоит в том, что личность сталкивается с необходимостью выработки новых механизмов и стратегий адаптации.

Профессиональный кризис может завершиться как позитивно, так и негативно для личности, что связано с прекращением профессионального роста и вероятностью ухода из организации. Американские ученые Миллер и Кетс де Вриес выделяют три основных кризиса, с которыми личность сталкивается в течение профессиональной деятельности.

Кризис «встречи с реальностью» связан с рассогласованием между ожиданиями работника, как правило, молодого специалиста, от организации и реальностью, с которой он сталкивается в этой организации.

Основными факторами развития кризиса являются: завышенные ожидания работника, касающиеся возможностей и скорости продвижения, система оплаты труда, отношения с руководством и коллегами, чувства недооценки собственной значимости и способностей, содержание трудовой деятельности (рутинная работа, недостаток самостоятельности деятельности и др.). В связи с этим у выпускников профессиональных учебных заведений отмечается достаточно высокий процент увольнений в течение первых 6-12 месяцев с момента поступления на работу. Успешное прохождение этого этапа сменяется вхождением в трудовой процесс, благополучной социализацией и профессиональным ростом.

Кризис «середины карьеры». Хронологически кризис середины карьеры чаще всего совпадает с кризисом середины жизни. Это кризис связан с осознанием личностью своих возрастных профессиональных ограничений, пониманием того, что многие возможности, связанные с развитием карьеры, упущены.

Негативным исходом данного кризиса является застой в профессиональном развитии, человек не видит возможности для самореализации или же достигнув определенных высот, положения, пытается только удержаться на достигнутом, появляется неудовлетворенность своей работой и организацией в целом.

Позитивный исход – принятие ограничений, освоение новой профессиональной роли, например, наставника по отношению к более молодым работникам.

«Предпенсионный кризис» обусловлен острым переживанием резкого изменения в финансовом и социальном положении, связанным с предпенсионным и пенсионным периодами жизни человека.

Основными источниками дезадаптации является осознание своей профессиональной невостребованности, а также сложностью структурирования жизни после прекращения трудовой деятельности.

Одним из позитивных исходов в решении данного кризиса может стать привлечение работников в качестве консультантов при решении ряда организационных проблем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/13_95065_professionalnoe-konsultirovanie.html

15. Направления профессионального просвещения

15. Профессиональное просвещение. Профессиональное консультирование

Профессиональное просвещение – этоспециально организованный процессформирования у оптанта конкретныхзнаний о мире профессий и о профессиональномвыборе.

Это – сообщение сведений о существующихпрофессиях, специальностях, о фебованиях.

которые они предъявляют к работнику,их характере и специфике, о рынке трудав регионах, о наиболее и наименеевостребованных профессиях, о редкихпрофессиях, о путях и условияхпрофессиональной подготовки.

Крометого, профпросвешение предполагаетинформирование людей о закономерностяхпрофессионального самоопределения ио личностных качествах, влияющих навыбор профессии и развитие профессионала.

Профессиональное просвещение способствует формированию

профессионально значимых интересов имотивов, положительного отношения кситуации выбора профессии и сознательногоотношения к профессиональному выборув целом. Оно также является важнымусловием развития склонностей испособностей к различным видам трудовойдеятельности.

Различают два уровня информированностио профессиях: макро- и микроинформированность.К первому уровню относятся сведенияобщего характера, не связанные сконкретной жизненной ситуацией, ковторому -конкретизированные знания.Компоненты информированности, выделенныеА.П. Сейтешевым, представлены в табл. 2.

Таким образом, профессиональноепросвещение предполагает усвоениеоптантом весьма широкого спектра знаний.Источником этих знаний могут статьконкретные люди (значимые близкие,родители, старшие приятели, педагоги ит. Д.

), средства массовой информации(художественные фильмы и телесериалы,реже, книги, специальные и периодическиеиздания), собственный жизненный опыт ипримеры жизни других людей.

Профконсультантможет не только предоставить необходимуюинформацию в готовом виде или активизировать• Состоятельный поиск информацииклиентом. Он помогает систематизироватьимеющиеся знания, разобраться впротиворечивой информации.

Профпросвещение как направлениепрофориентационной работы предполагаетсистему мер по профвоспитаншо,профинформаыии, профпропаганде ипрофагитации, осуществляемую черезпубликации, беседы, лекции, другиемероприятия, проводимые для разныхкатегорий населения.

Профессиональное воспитание – этокомплекс психолого-педагогическихмероприятий, направленных на формированиеу учащихся личностных качеств, лежащих в основе профпригодности, таких как профессиональная направленность,ответственность, дисциплинированность,положительное отношение к труду и т. д.[24]. В процессе профессиональноговоспитания профессиональные интересыдолжны перерастать в соответствующиестремления, идеалы и призвание.

Решение этой задачи в большей степениактуально на этапах допрофессиональногостановления личности и профессиональногообучения, когда происходит социализацияи усвоение культурных традиций общества.Как правило, эта работа ложится на плечипедагогов, учителей и наставников,занимающихся общеобразовательной ипрофессиональной подготовкой будущихработников.

Профессиональное информирование – этосистема мероприятий, направленная наусвоение молодежью (в большей степени)необходимых знаний о социально-экономических,психологических и других условияхправильного выбора профессии [19].

По сути, это – воздействие на психикучеловека с помощью информации, поэтомупри ее подготовке должны соблюдатьсянеобходимые требования:

– полнота (чем более полными и иечерпываюшимнявляются знания человека о профессии,тем осознаннее его выбор);

– достоверность (нещзиукрашенность);

– своевременность.

Для того, чтобы эффективно осуществлятьпрвфинформирование, психолог-профконсультантдолжен сам хорошо разбираться вклассификации профессий, знать общие,типичные требования основных групппрофессий, предъявляемые к человеку.

Профессиональная пропаганда – этосистема профннформационных мероприятий,направленных формярвваяие или коррекциюотношения к профессии (активное швдействиена психику); это – целенаправленнаядеятельность школы, предприятия, СМИно формированию общественного мненияо необходимости осваивать те или иныепрофессии, в том числе и о необходимостисамой профориентационной помощи [19],

Заказчиком такой работы может быть иконкретное предприятие (например, еслионо является градообразующим), и обществов целом, так как позволяет сформироватьположительное отношение к профессиям,в которых имеется острая потребность.

Профессиональная агитация – это средствоидейного психолога педагогическоговоздействия на сознание и настроениемолодежи, их родителе и других группнаселения с целью формирования у нихопределенны*) профессиональных,нравственных и др. общественных ценностейпобуждающих к сознательному и обоснованномувыбору профессии Щ подготовки к ней(здесь идет формирование глубинныхмотивов личности) [19] J

Для людей, занимающихся профпропагандойи профагитацией, важно иметь коммуникативныенавыки, навыки словесного воздействияна человека, а такая} творческий потенциал,поскольку данная работа в чем-то сроднирекламе.

Если профессиональное просвещениеосуществляется в рамках отдельной!учебного заведения и носитличностно-ориентированный характер,та планировать эту работу (в особенностимероприятия по профпропаганде ипрофагитации) целесообразно толькопосле завершения предварительнойпрофдиагностнки. ■',

Источник: https://studfile.net/preview/7455970/page:10/

Medic-studio
Добавить комментарий