15. Структура психокоррекционного комплекса.: Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

Общая психокоррекция. Учебное пособие

15. Структура психокоррекционного комплекса.:  Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

Каждыйблок направлен на решение различныхзадач и состоит из особых методов иприемов.

Психокоррекционныйкомплекс включает в себя четыреосновных блока:

1.Диагностический.

2.Установочный.

3.Коррекционный.

4.Блок оценки эффективности коррекционныхвоздействий. Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности,

выявление факторов риска, формирование общей программы психологическойкоррекции.

Установочныйблок. Цель:побуждениежелания взаимодействовать, снятиетревожности, повышение уверенностиклиента в себе, формирование желаниясотрудничать с психологом и что-либоизменить в своей жизни.

Коррекционныйблок. Цель:гармонизацияи оптимизация развития клиента, переходот отрицательной фазы развития кположительной, овладение способамивзаимодействия с миром и самим собой,определенными способами деятельности.

Блокоценки эффективности коррекционныхвоздействий. Цель:измеренениепсихологического содержания и динамикиреакций, способствование появлениюпозитивных поведенческих реакций ипереживаний, стабилизация позитивнойсамооценки.

28Основные требования к составлениюпсихокоррекционной программы

Присоставлении психокоррекционной программынеобходимо учитывать следующие моменты:

· четко формулировать цели коррекционнойработы;

· определить круг задач, которыеконкретизируют цели коррекционнойработы;

· выбрать стратегию и тактику проведениякоррекционной работы;

· четко определить формы работы(индивидуальная, групповая или смешанная)с клиентом;

· отобрать методики и техники коррекционнойработы;

· определить общеевремя,необходимое для реализации всейкоррекционной программы;

· определить частоту необходимых встреч(ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю,1 раз в две недели и т.д.);

· определить длительность каждогокоррекционного занятия (от 10-15 мин вначале коррекционной программы до 1,5-2ч на заключительном этапе);

· разработать коррекционную программуи определить содержание коррекционныхзанятий;

· планировать формы участия других лицв работе (при работе с семьей – подключениеродственников, значимых взрослых ит.д.);

· реализовать коррекционную программу(необходимо предусмотреть контрольдинамики хода коррекционной работы,возможности внесения дополнений иизменений в программу);

· подготовить необходимые материалы иоборудование.

Позавершении коррекционных мероприятийсоставляется психологическое илипсихолого-педагогическое заключениео целях, задачах и результатах реализованнойкоррекционной программы с оценкой ееэффективности.

29

§2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ

Эффективностькоррекционного воздействия может бытьоценена с точки зрения:

а)разрешения реальных трудностей развития;

б)постановки целей и задач коррекционнойпрограммы.

Необходимопомнить, что эффекты коррекционнойработы проявляются на протяжениидостаточно длительного временногоинтервала: в процессе работы, к моментузавершения

29

ит.д. Так, коррекционная программа можетне претендовать на полное разрешениетрудностей развития, а ставить болееузкую цель в ограниченном временноминтервале.

Оценкаэффективности коррекции может менятьсяв зависимости от того, кто ее оценивает,поскольку позиция участника коррекционногопроцесса в значительной мере определяетитоговую оценку ее успешности.

Например,дляклиента основнымкритерием успешности своего участия впрограмме будет эмоциональноеудовлетворение от занятий и изменениеэмоционального баланса в целом в пользуположительных чувств и переживаний.

Дляпсихолога, ответственногоза организацию и осуществлениекоррекционной программы, главнымкритерием оценки станет достижениепоставленных в программе целей.

Длялиц из окружения клиента эффективностьпрограммы будет определяться степеньюудовлетворения их запроса, мотивов,побудивших обратиться за психологическойпомощью, а также особенностью осознанияими проблем и стоящих перед ними задач,непосредственно связанных с проблемамиклиента.

Анализфакторов и условий, влияющих наэффективность коррекционной работы,показал, что существенное значение длядостижения запланированного эффектаимеет

интенсивностькоррекционных мероприятий.

Коррекционныезанятия должны проводиться не менее 1раза в неделю продолжительностью 1-1,5ч. Интенсивность коррекционной программыопределяется не только продолжительностьювремени занятий, но и насыщенностью ихсодержания, разнообразием используемыхигр, упражнений, методов, техник, а такжемерой активного участия в занятияхсамого клиента.

Науспешность коррекционной работы влияетпролонгированностькоррекционного воздействия.

Дажепосле завершения коррекционной работыжелательны контакты с клиентом с цельювыяснения особенностей поведения,сохранения прежних или возникновенияновых проблем в общении, поведении иразвитии.

Желательно осуществлятьконтроль и наблюдение каждого случаяхотя бы в течение 1-2 месяцев послезавершения коррекционных мероприятий.

Эффективностькоррекционных программ существеннозависит от времени осуществлениявоздействия. Чем раньше выявленыотклонения и нарушения в развитии, чемраньше начата коррекционная работа,тем большая вероятность успешногоразрешения трудности развития.

30Факторы, определяющие эффективностьпсихокоррекции

1.Ожидания клиента.

2.Значение для клиента освобождения отимеющихся проблем.

3.Характер проблем клиента.

4.Готовность клиента к сотрудничеству.

5.Ожидания психолога, осуществляющегокоррекционные мероприятия.

6.Профессиональный и личностный опытпсихолога.

7.Специфическое воздействие конкретныхметодов психокоррекции.

Помере распространения психокоррекционнойпомощи вопрос об оценке ее эффективностистановится все более актуальным. Этоотносится как к временным аспектамработы психолога (быстрое и эффективноевоздействие), так и к качеству коррекционнойработы. Для того чтобы можно было говоритьо сопоставимости результатов коррекционноговоздействия, необходимо помнитьследующее:

-оценка эффективности коррекционноговоздействия требует четкого определенияметодов. В практике зачастую оченьтрудно выделить какой-то один метод,так как в

коррекционныхцелях большинство психологов используютсочетание различных методов;

– даже один и тот же метод в рукахспециалистов разной квалификации даетразные результаты. Для сопоставимойоценки эффективности изучениеэффективности должно проходить нагомогенном материале, причем группаклиентов должна формироваться какслучайная выборка, что является весьмазатруднительным с практической иэтической точек зрения;

-оценку работы должны давать независимыеэксперты, независимые специалисты, приэтом целесообразно, чтобы эксперт небыл бы осведомлен о применяющемсяметоде, что исключало бы возможноевлияние на его оценку собственныхпредставлений о методе;

– следует учитывать структуру личностипсихолога, степень выраженности у негокачеств, необходимых для прогнозированияуспешности воздействия;

– необходимо сравнивать непосредственныеи отдаленные результаты психокоррекционноговоздействия (это особенно важно приличностно-ориентированном воздействии);необходимо учитывать теоретическиепредпосылки психолога, влияющие на егопрофессиональные цели и задачи, а

31также отношение психолога к профессии и его представления о своих профессиональных качествах;

– при групповой форме коррекционнойработы необходимо учитывать профессиональныевозможности психолога, направленныена использование своих индивидуальныхкачеств для оптимизации психокоррекционноговоздействия, оптимальный уровеньактивности психолога при работе сгруппой, его объективное значение взависимости от фазы развития группы.

Какойбы содержательный критерий эффективностини анализировался, в любом случае речьидет о следующих группах переменных,характеризующих психокоррекционноевоздействие:

-субъективно-переживаемые клиентомизменения во внутреннем мире;

– объективно-регистрируемые (экспертом,наблюдателем) параметры, характеризующиеизменения в различных модальностяхмира человека;

-устойчивость изменений в последующей(после воздействия) жизни человека. При оценке эффективности воздействия могут использоваться объективные

психофизиологические методы, регистрирующие вегетативно-соматические,

физиологическиеи психические функции. Поиск критериевэффективности психокоррекционноговоздействия всегда будет требоватьучета своеобразия механизмов нарушений,используемых методов воздействия и техцелей, которые стремятся реализоватьс их помощью.

32

РазделII.ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙПРАКТИКЕ

Глава1. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

§1 КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ

ПСИХОАНАЛИЗЕ

Термин”психодинамика” был введен в 1918 г.Р.Вудвортсем.Согласно определению в центрепсиходинамического подхода находятсявопросы, связанные с динамическимиаспектами психики, т.е. мотивами,влечениями, побуждениями, внутреннимиконфликтами (противоречиями), существованиеи развитие которых обеспечиваютфункционирование и развитие личностного”Я”.

Центральнымпонятием в представлении всех сторонниковпсиходинамического подхода о причинахнарушения в поведении и эмоциональнойжизни клиента является понятие конфликта.Конфликты – причины этих нарушений.

Авторы, принадлежащие к различнымнаправлениям психодинамическогоподхода, по-разному толкуют понятиеконфликта, тем не менее все коррекционныеи психотерапевтические методы направленына разрешение этих конфликтов.

Такимобразом, главной задачей психоанализаявляется доведение до сознания клиентаконфликтной ситуации, связанной снеприемлемостью для него бессознательныхвлечений. При этом полагается, что именноосознание наличия бессознательныхимпульсов и самой конфликтной ситуации- путь решения этих конфликтов.

Описанная3,Фрейдом “Историямаленького Ганса” положила началоиспользованию психоанализа в работе сдетьми разных возрастов. С моментазарождения детского психоанализа егоразвитие шло в основном в двух школах,различающихся по теоретическое взглядами техникам практического

33

приложения,- школыМ. Клайн иклассической(илифрейдистской), между которыми существовалорасхождение в понимании механизматрансфера – центрального процесса,определяющего успех коррекционноговоздействия.

Невозможностьпрямого применения метода вербальныхсвободных ассоциаций в раннем детскомвозрасте (а первые работы проводилисьс детьми в возрасте 4-5 лет) заставилипредставителей детского психоанализаискать новые пути создания эффективныхкоррекционных методик и процедурличностного развития.

В результате врамках психодинамического подхода быливыделены: 1) игротерапияи2) арттерапия,которыев дальнейшем развились уже в самостоятельныеметодики и, выйдя за рамки психодинамическогоподхода, стали существовать в рамкахсобственных подходов.

Ряд авторовпоказывают эффективность недирективнойигротерапии и использование методикигрового психоанализа для работы сдетьми, страдающими страхами, фобиями,расстройствами сна.

Психоаналитикипредъявляют ряд требований как кмаленьким пациентам, так и их родителям:интеллектуальное развитие ребенкадолжно быть выше среднего; родителидолжны проявлять активное стремлениек сотрудничеству с психоаналитиком.

Вработах А. Фрейд,М. Маллера, П. Нолбауэра сформулированыусловия проведения детского психоанализа:

. адаптацияпсихоаналитической техники к возрасту;

. терапевтическийальянс не только “аналитик-пациент”,как при работе со взрослыми, но и

“аналитик-родитель”;. информационныйальянс “родитель-аналитик”(постоянный обмен информацией между

ними).

Целикоррекции. Общаянаправленность коррекции в психодинамическомнаправлении – помощь клиенту в выявлениинеосознаваемых причин тягостныхпереживаний и болезненных проявлений.За счет их проработки (в различныхформах) предполагается возможностьконтроля по крайней мере частичногоовладения поведением, и, как следствиеэтого, возможность личностного ростадля клиента.

Техники.Впрактике психодинамической школыиспользуются различные методы, которыеохватывают почти все аспекты психическойдинамики человека.

Однагруппа методов направленана выявление бессознательных побужденийчеловека, лежащих в основе его поведения.

34

Другаягруппа методов акцентируетвнимание на внутренних силах, которыепомогут человеку справиться с трудностямисамостоятельно.

Спомощью третьейгруппы методов психологстарается довести до сознания пациентато, как он воспринимает действительность.

Инаконец, с помощью четвертойгруппы методов психоаналитикпытается побудить клиента изменитьхарактер своего функционирования вгруппе или мобилизовать свои внутренниересурсы с целью изменения поведения.Выбор и эффективность того или иногометода зависят от целого ряда факторов,среди которых немаловажную роль играютхарактер проблемы клиента, степеньвосприимчивости человека, а такжеличность психолога.

35Классический психоанализ 3. Фрейда

Вклассическом психоанализе структураличности включает в себя три основныхкомпонента:

1. “Едо”,или “Я”, – центральнаяинстанция саморегуляции личности. “Ego ” контролирует поведение, уравновешиваяимпульсы человека с требованиямисоциального окружения, осуществляетрациональный анализ окружающей ситуации,вырабатывает план поведения, ориентируясьна окружающую среду.

2. “5ирегЕдо”, или“СверхЯ”, – моральнаяинстанция личностного “Я”,производящая оценку действий илинамерений с точки зрения их допустимости,с учетом общественных норм, правил,ценностей, идеалов. Представляет собойусвоенную, интериоризованную (какправило, через родителей или ближайшихвзрослых) шкалу ценностей.

3. “Ш”,”Оно”- биологическийкомпонент, первичный источник психическойактивности, вместилище инстинктов,управляемое принципом удовольствия.Сохраняется неизменным на протяжениивсей жизни человека. Это неосознаваемаячасть личностного “Я”, выступающаяимпульсивным энергетическим источникомвлечений и действий.

Изконфликта между “Ш”,”Едо” и“5ирегЕдо” возникаетбоязнь.Фрейдразличал три вида боязни:

1. Невротическую.

2. Реалистическую.

3. Моральную.

Счувством боязни связаны чувства виныи механизмы психологической защиты”Я”. Фрейду принадлежит важнейшаяидея защитных механизмов психики и иххарактеристика.

35

Защитыпроявляются в том, что клиент сопротивляетсявлиянию психолога. Это выражается втом, что его “Едо”защищаетсебя (с целью избежать боязни) от техпереживаний, которые для него неприемлемы.

Формытакогосопротивления могут быть самымиразличными: юмор,молчание, засыпание ит.д. Но наиболее существенным вкоррекционной практике является такаяформа сопротивления, какперенос (трансфер), т.е.перенесение на психолога чувств,вызванных в свое время другими значимымидля клиента лицами.

Данныйфеномен имеет и обратную сторону, т.е.возможен перенос чувств со стороныпсихолога на клиента, в таком случае онназывается “контрперенос”.

Основнымипсихологическими механизмами “Ego”-защиты являютсяследующие: рационализация,отрицание, регрессия, вытеснение,проекция, инпроекция, идентификация,интеллектуализация, образование реакции,замещение, сублимация, компенсация,ритуал, изоляция, частичная компромисснаяреакция.

Целикоррекции. Воснове психоаналитической коррекциилежит представление о том, что аномальноеповедение человека является следствиемнеадекватной интерпретации им своихчувств, потребностей и побуждений.

Исходя из такого понимания человеческогоповедения, основной целью коррекциивыступает помощь клиенту в пониманиии осознании им причин его плохогоприспособления к реальности и оказаниеему помощи в возможности адаптации кней.

Такимобразом, коррекционная работапсихоаналитика строится в двух основныхнаправлениях:

1. Работа с клиентом над осознаваниемнеосознаваемого (мотивов фиксациизащитных механизмов, способов поведения)и принятие клиентом адекватной иреалистической интерпретации.

2. Работа с клиентом по усилению его “Ego”дляпостроения более реалистичного поведения.

Позицияпсихолога. Вклассическом психоанализе роль и позицияпсихолога достаточно жестко фиксированы.Основные требования к личности психолога:невмешательство, отстраненность,нейтралитет, личностная закрытость,умение и способность выдержать “перенос”и работать с “контрпереносом”,тонкая наблюдательность и способностьк адекватным интерпретациям.

Однимиз важнейших требований к психоаналитикувыступает требование осознаниясобственных проблем, реакций

36

иих возможного влияния на клиента.Обязательным условием профессиональнойподготовки психоаналитика являетсяпрохождение длительного и подробногокурса психоанализа.

Требованияи ожидания от клиента. Кклиенту также предъявляется рядтребований.

Во-первых,отнего ожидается принятие самой концепциипсихоанализа.

Во-вторых,отклиента ожидается полная открытость иготовность к длительному (от несколькихмесяцев до многих лет) периоду совместнойработы.

В-третьих,в условиеконтракта вносится пункт, согласнокоторому клиент берет на себя обязательствовоздерживаться от резких перемен вличной жизни на протяжении курсапсихоанализа (а в некоторых случаяхтакой курс может длиться до 20 лет, понесколько пятидесятиминутных сеансовв неделю).

Психоанализ- это система мероприятий, которая можетдлиться долгие годы, прежде чем состояниеклиента улучшится, и он будет способенреалистически управлять собственнойжизнью. Отмечают, что наибольших успеховс его помощью можно добиться у лиц ввозрасте от 15 до 50 лет, которые обладаютвысоким интеллектом и их проблемы имеютскорее невротическую, нежели психотическуюприроду.

Важнымявляется стремление клиента тесносотрудничать с психологом, желание исостояние понять процесс психоанализа.Отмечается также, что чем моложе клиенти чем сильнее у него тревога, тем вышевероятность значительного улучшенияего состояния. Противопоказаниями дляпсихоаналитической работы являетсяналичие психических заболеваний,особенно шизофрении, суицидальныхмыслей.

37Техники

Психоанализзаключается в поиске скрытых болезненныхочагов в пространстве бессознательногои психологической помощи человеку восознании и переоценке тревожащих егопереживаний.

Основныестадии психоанализа

Перваястадия – поискболезненного очага (его вспоминание).На этой стадии используют методыассоциаций, наблюдения за поведениемчеловека, изучение юмора, оговорок,

Источник: https://gigabaza.ru/doc/63525-p4.html

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

15. Структура психокоррекционного комплекса.:  Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1.Диагностический.

2.Установочный.

3.Коррекционный.

4.Блок оценки эффективности коррекционных воздей­ствий.

Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формиро­вание общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимо­действовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с пси­хологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятель­ности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и дина­мики реакций, способствование появлению позитивных по­веденческих реакций и переживаний, стабилизация пози­тивной самооценки.

Основные требования к составления коррекционных программ

При составлении коррекционной программы оформляется пояснительная записка, в которой необходимо:

– указать основные подходы или общую психологическую модель лежащую в основе данной программы;

– описать основные этапы коррекционной программы, цели задачи этих этапов;

– описать осноные принципы положенные в основу коррекционной программы;

– определить тактику формы работы;

Определить в записке общее время коррекции, описать форму участия других лиц в коррекционной работе; писать оборудование; описать специфику проблемы.

Кратко описать основные меттодики и итехники.

– описать предусмотренный контроль динамики и оценку эффективности коррекционной программы.

Основные принципы составления коррекционных программы

1. Принцип системности. Предполагает целостный подход к анализу психических явлений. А так же необходимо исходить из прогноза развития, а не только из сиюминутной проблемы.

2. Принцип единства коррекционных и диагностических задач

3. Принцип причинной коррекции. Приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин труд­ностей и отклонений в развитии клиента.

4. Деятельностный принцип. Организация активной деятельности самих клиентов.

5. Принцип нормативности развития – это учет и описание возрастных психологических новообразований индивид особенностей стадий развития ведущего вида деятельности.

Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудно­стями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

6. Принцип активного привлечения социального окружения (врачи педагоги значимые лица).

7. Принцип комплексности методов – являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

8. Опора на на более развитые психические процессы в коррекции.

9. Принцип усложнения. Каждое задание должно прохо­дить ряд этапов: от минимально простого к максимально сложному.

10. Учет эмоционального разнообразия и эмоциональной сложности материала. Увеличение объема материала постепенно д.б. создана атмосфера благополучия и комфорта.

11. Принцип учета возрастно-психологических и индиви­дуальных особенностей клиента – это соответствие психическо­го и личностного развития клиента нормативному разви­тию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути раз­вития личности — с другой.

Тема 6: Оценка эффективности психокоррекции.

В психологической теории и практики оценки эффективности и результативности коррекционного воздействия задача достаточно сложная решаемая на 2х уровнях:

1. Теоретическая: разрабатываются теоретические подходы к проблеме.

2. Методические. Разрабатывается конкретный инструментарий (диагностические методики).

Вопрос об оценке коррекции актуален и сложен по ряду причин:

– оценка требует сложного определения однозначных методов, а в коррекции чаще всего используется комплексное воздействие;

– один и тот же метод в руках разных специалистов может давать разный результат;

– оценка работы должна даваться объективно т.е. сам психолог на должен иметь предпочтений интересов в методах работы;

– при оценке эффективности необходимо учитывать структуру личности самого психолога наличие у него качеств необходимых для прогнозирования успешности воздействия;

– необходимо сравнить непосредственные результаты сразу после коррекции, с опосредованными т.е. через определенное время.

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена на 2 уровнях: субъективном (анкета клиента, беседа) и объективном (тест методики оценки, опросники); с точки зрения:

             1. Разрешение реальных трудностей развития Клиента;

             2. Постановка целей и задач коррекционных программы

             3. С точки зрения участников коррекционного процесса

Критерии эффективности коррекции:

Для клиента:

– эмоц удовлетворенность и изменение общего эмоционального состояния

Для психолога:

– Достижение поставленных целей и задач психокоррекции

Для окружения клиента

-степень удовлетворения запроса;

– время коррекции.

Оценка результативности и эффективности кор программы производилась методами

-субъективной оценки (анкетирования)

– объективной оценки

Факторы кот определяют эффективность корр. воздействия:

– Ожидание самого клиента

– Обязательно выясняется значение для клиента разрешения данной проблемы

– Характер проблем клиента

– Готовность клиента к сотрудничеству с психологом

– Ожидание психологом осуществляющего коррекционные мероприятий

– Проффессиональный и личный опыт психолога

– Специфическое воздействие конкретных методов коррекции.

Источник: https://studopedia.net/15_58531_psihokorrektsionniy-kompleks-vklyuchaet-v-sebya-chetire-osnovnih-bloka.html

6. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС И ИЗ ЧЕГО ОН СОСТОИТ?

15. Структура психокоррекционного комплекса.:  Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

Материал из Ярославский педагогический университет

Психокоррекционный комплекс состоит из четырёх взаимосвязанных блоков [8,c.28]:

1. Диагностический.

2. Установочный.

3. Коррекционный.

4. Блок оценки эффективности коррекционного воздействия.

Диагностический блок решает задачи выявления особенностей развития ребенка, выявления факторов риска (биологических и социальных) и формирования программы психологической коррекции.

Установочный блок направлен на побуждение ребенка к взаимодействию, снятие тревожности, повышение уверенности в себе.

Коррекционный блок решает задачи:

  • коррекции неадекватных методов воспитания и преодоления социальной запущенности;
  • помощь ребенку в решении психотравмирующих ситуаций;
  • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
  • повышение социального статуса ребенка в коллективе;
  • развитие у ребенка или подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей;
  • развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоцио-нально-волевой регуляции поведения;
  • формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в психокоррекционный процесс;
  • создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания [6, с.27].

При работе с ребенком чаще всего выделяют следующие направления психологической коррекции:

1. Коррекция эмоционального развития ребенка.

2. Коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности.

3. Психологическая коррекция поведения детей и подростков.

4. Коррекция развития личности [6,c.18].

Блок оценки эффективности коррекционного воздействия необходим для выявления изменений развития психических процессов и состояний, поведенческих реакций и самосознания.

Эффективность коррекционного воздействия может быть выявлена исходя из анализа разных источников информации: систематического наблюдения за ребенком, отчетов родителей и воспитателей, диагностики ребенка с помощью тестов и экспериментальных методик, продуктов деятельности ребенка (например, рисунков).

И.И. Мамайчук считает, что может быть ещё прогностический блок, который позволяет определять потенциальные возможности ребенка и проектировать психофизиологические, психические и социально-психологические функции ребенка или подростка [6,c.48].

Однако, с нашей точки зрения, выделение такого блока нецелесообразно, так как перечисленные задачи решаются в процессе диагностики, которая направлена как на выявление ситуации актуального, так и ближайшего развития.

Поэтому прогноз развития и выявление наиболее важных психологических условий является одной из целей диагностического блока.

В начало пособия >>>

ДРУГИЕ ГЛАВЫ ПОСОБИЯ

ВВЕДЕНИЕ

I. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ?

2. КАКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОМОГАЮТ ОРГАНИЗОВАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОРРЕКЦИЮ?

3. ПО КАКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ОБЫЧНО ВЕДЕТСЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РЕБЕНКОМ?

4. КАКИЕ ПОКАЗАНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ СУЩЕСТВУЮТ ПРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ?

5. КАКИЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ?

6. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС И ИЗ ЧЕГО ОН СОСТОИТ?

7. ЧТО ТАКОЕ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?

8. НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ?

9. КАКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ?

10. В ЧЕМ СУТЬ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО ПОДХОДА К КОРРЕКЦИИ?

11. В ЧЕМ СУТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ?

12. В ЧЕМ СУТЬ КОГНИТИВНЫХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ?

13. В ЧЕМ СУТЬ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ?

14. КАКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ?

15. КАКИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ?

16. ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ?

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

II. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

III. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ КУРСА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

V. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Источник: http://yspu.org/6._%D0%A7%D0%A2%D0%9E_%D0%A2%D0%90%D0%9A%D0%9E%D0%95_%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9A%D0%9E%D0%A0%D0%A0%D0%95%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9D%D0%9D%D0%AB%D0%99_%D0%9A%D0%9E%D0%9C%D0%9F%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%A1_%D0%98_%D0%98%D0%97_%D0%A7%D0%95%D0%93%D0%9E_%D0%9E%D0%9D_%D0%A1%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%98%D0%A2%3F

Блоки психокоррекционного комплекса

15. Структура психокоррекционного комплекса.:  Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

Целенаправленное психокоррекционное воздействие на ребенка и подростка с проблемами в развитии осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков:

• диагностический;

• коррекционный;

• оценочный;

• прогностический.

В диагностический блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной среды. Диагностика психического развития ребенка включает в себя:

• всестороннее клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений;

• анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи;

•определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций;

•диагностику социальной среды ребенка (анализ неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности и социальную адаптацию).

Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:

• коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления его микросоциальной запущенности;

•помощь ребенку или подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

• формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

• повышение социального статуса ребенка в коллективе;

• развитие у ребенка или подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

•формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей;

• развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляцмм поведения;

• создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

В достижении этой цели на первый план выступает работа психолога не только с близким социальным окружением ребенка (семьей), но и с педагогами, которые обучают ребенка, и с его одноклассниками, друзьями, знакомыми. Это одна из важных задач, так как социальная интеграция ребенка с проблемами в развитии в обществе является важным фактором всестороннего воспитания личности.

Оценочный блок, или блок оценки эффективности психокоррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у ребенка в результате воздействий.

Критерии оценки эффективности требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявления, анализа целей и используемых методов психологического воздействия.

Результаты психокоррекционной работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятия.

Эффективность работы зависит как от объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам относятся:

• степень тяжести дефекта у ребенка;

• четкость поставленных задач;

• четкость организации процесса;

• время начала процесса;

• профессиональный и личностный опыт психолога. К субъективным факторам можно отнести:

• установки ребенка и родителей на психологическую коррекцию;

• отношение их к коррекции и к психологу.

При оценке эффективности психокоррекционных воздействий необходимо использовать разнообразные методы, в зависимости от поставленных задач.

Например, при анализе эффективности эмоциональных нарушений у детей целесообразно использовать отчеты родителей о поведении детей до и после занятий.

При оценки поведенческих и эмоциональных реакций ребенка целесообразно сочетатьметод наблюдения с проективными методами исследования личности.

При оценке эффективности познавательных процессов у детей можно использовать функциональные пробы, направленные на анализ гностических процессов, результаты педагогических наблюдений. Оценку эффективности психологической коррекции может провести и независимая экспертная комиссия, включающая в себя не только психологов, а также врачей, педагогов и социальных работников.

13. Назовите общие и специальные методы психокоррекции.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

14. Перечислите этапы осуществления психокоррекционной деятельности.

15. Психодиагностичесий этап психокоррекционного процесса

16. Аналитический этап психокоррекционного процесса

17. Установочный  и коррекционный этапы психокоррекционного процесса

18. Этап оценки эффективности психокоррекционных мероприятий.  Завершающий этап психокоррекционного процесса

19.Место и психологическая характеристика коррекционных стратегий в рамках целостного процесса психологического консультирования.

20. Психокоррекционные стратегии работы с нарушениями мотивационно-потребностной сферы.

И.А. Зимняя подчеркивает, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы, является положение о единстве динамической и содержательно – смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа велась В.Н. Мясищевым (проблема системности отношений человека), А.Н.

Леонтьевым (проблема соотношений смысла и значения деятельности), С.Л. Рубинштейном (проблема интеграции побуждений, их смыслового контекста), Л.И. Божович (проблема направленности личности и динамики поведения), П.Я. Гальпериным (проблема ориентировки в деятельности) и другими психологами.

Исходя из этого, мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека (его поведения, деятельности), высшим уровнем которого является сознательно – волевой (В.Г. Асеев).

Все это позволяет определить мотивацию, с одной стороны, как многоуровневую неоднородную систему побудителей (включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, эмоции, нормы, ценности и т.д.), а с другой – говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.

В структуре личности (по К.К. Платонову) особо выделяется направленность личности, которая выражается отношением человека к окружающему миру, что определяется прежде всего потребностями.

В психологии потребность рассматривается как источник активности личности.

Активность личности может быть направлена на установление равновесия со средой, приспособление к воздействию, преимущественно на саморегуляцию, на самосохранение, саморазвитие, созидание нового и т.п.

Психологи признают различные уровни активности человека в поведении и деятельности соответственно уровню организации субъекта: индивид – личность – индивидуальность (Б. Г. Ананьев); организм – индивид – личность (М.Г. Ярошевский); индивид – субъект – личность (Ш.А.

Надирашвили). Основным критерием характеристики уровней активности человека выступает развитие психики от бессознательной до сознательной. Некоторые авторы высшим уровнем психической активности человека называют сверхсознательную активность (П.В. Симонов).

/7, 8/

Таким образом, активность психики состоит в следующем: во-первых, субъективные образы существуют в человеке отдельно от отражаемых объектов, во-вторых, создаются новые образы, проекты будущих материальных реальностей, в-третьих, эти образы могут воздействовать на свой материальный носитель, побуждать человека к действию, корректировать их, формировать потребность в информации о внешней и внутренней среде, изменять окружающий мир. При этом необходимо заметить, что субъективный мир человека отличается от мира окружающего. Потребность и возможность видеть жизнь субъективно вызывают внутренний импульс к преобразованию объективной действительности по мысленному образу.

+ лекции

21. Этапы и методы стратегии работы с механизмом проблемы клиента.

(см. лекции)

22. Принципы составления психокоррекционной программы. Требования к разработке психокоррекционной программы

23.Виды психокоррекционных программ

24. Дайте определение категории «личность» с позиции основных подходов в отечественной психологии. Раскройте содержание основных структурных элементов личности в отечественной психологии.

25.  Назовите основные положения концепции отношений личности В.Н. Мясищева. Дайте характеристику основным сторонам личности в системе отношений в подходе В.Н. Мясищева.

26.Раскройте основные положения целостно-функционального подхода к личности А.И. Крупнова, С.И. Кудинова.

27.Раскройте структурную модель личности и основные положения психоаналитической теории личности З. Фрейда. Сформулируйте соответствующие цели психокоррекционной работы.

Цели коррекции. Общая направленность коррекции в психодинамическом направлении — помощь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля по крайней мере частичного овладения поведением, и, как следствие этого, возможность личностного роста для клиента.

Техники. В практике психодинамической школы используются различные методы, которые охватывают почти все аспекты психической динамики человека.

Одна группа методов направлена на выявление бессознательных побуждений человека, лежащих в основе его поведения.

Другая группа методов акцентирует внимание на внутренних силах, которые помогут человеку справиться с трудностями самостоятельно.

С помощью третьей группы методов психолог старается довести до сознания пациента то, как он воспринимает действительность.

И наконец, с помощью четвертой группы методов психоаналитик пытается побудить клиента изменить характер своего функционирования в группе или мобилизовать свои внутренние ресурсы с целью изменения поведения. Выбор и эффективность того или иного метода зависят от целого ряда факторов, среди которых немаловажную роль играют характер проблемы клиента, степень восприимчивости че­ловека, а также личность психолога.

Источник: https://megaobuchalka.ru/14/21948.html

Психокоррекционный комплекс

15. Структура психокоррекционного комплекса.:  Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

Целенаправленное психологическое воздействие на опредёлённые (конкретные) психические образования [1] личности клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс (посредством «проведения в жизнь» программы психокоррекции), состоящий из пяти взаимосвязанных и последовательно проводящихся блоков: 1-ый диагностический блок, установочный блок, коррекционный блок, 2-ой диагностический блок, и блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приёмов. Психокоррекционный комплекс включает в себя различные методы психологического воздействия, каждый из которых имеет свои специфические механизмы коррекционного действия.

При использовании разнообразных приемов психокоррекционного воздействия психолог не может оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая и т.п.).

Все данные о закономерных чертах, симптомах или свойствах должны быть переплавлены в представления об индивидуальном проявлении всех этих общих закономерностей в реальном поведении или психологическом облике человека, с которым проводится работа. Иными словами, в психокоррекции главным является реализация индивидуального подхода.

Нельзя говорить о психокоррекции группы детей или взрослых в смысле доведения всех участников, хотя бы по одному параметру, до одинаковых показателей, а следует говорить о создании условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника психокоррекции.

Генеральная психологическая задача психолога – создать условия по возможности более полного личностного роста, но, ни в коем случае не подталкивать участников психокоррекции к достижению определенных, заранее регламентированных результатов.

В каждом психокоррекционном процессе есть свои взлеты и падения, ускорение движения и замедление, всплески и ровные участки. Это происходит за счет того, что главным в психокоррекции являются процессы эмоциональные, процессы сильных переживаний, а, как известно, эмоции – это весьма подвижные, динамичные психические процессы.

Ярко эмоционально окрашенные переживания клиента, имеющие место в процессе психокоррекции, создают возможность нового видения старых проблем, нового взгляда на жизненную ситуацию, на самого себя, на близких людей, на всю систему своих отношений, на свою деятельность.

Переворот в сознании, распределение и перестройка элементов сознания и самосознания, определённое достраивание осознания личности – все это результат острых эмоциональных переживаний клиента, которые имеются в психокоррекционном процессе.

Блоки психокоррекционного комплекса (части целостной программы психокорррекционой деятельности).

1. Диагностический блок (первый диагностический блок). Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

На первом этапе необходимо провести психологическую диагностику клиента/клиентов, для того чтобы выявить наличие тех или иных проблем.

Для проведения психокоррекции выбирается от 1 до 12 человек (в зависимости от того, будет коррекция индивидуальная или групповая, и от возрастной категории клиентов), если группа выходит за рамки 12 – 15 человек, то группу необходимо вести двум психологам (или группа сразу делится на две подгруппы). (См. Приложение).

Диагностика должна носить разноплановый характер и должна в себя включать: интервью (беседу), наблюдение, и набор разноплановых психодиагностических методик, соответствующих возрасту клиента/клиентов и отвечающих поставленным рабочим задачам.

После того, как была проведена разносторонняя диагностика и осуществлена её всесторонняя оценка, необходимо составить программу психокоррекционных воздействий, определить форму работы (индивидуальная/групповая), определить направленность, длительность и периодичность психокоррекции.

По профессиональным данным, оптимальный срок коррекции – 15 занятий при частоте 2 раза в неделю. (См. Приложение).

2. Установочный блок.Цель: побуждение у клиета желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

На данном этапе происходит мотивирование клиента и его окружения на сотрудничество с психологом, снятие психологических барьеров и негативных установок по отношению к психологу вообще, и к психокоррекционной работе в частности.

Если на этом этапе клиент категорически отказывается работать, это может означать его нежелание приступить к работе прямо сейчас, или он обратился не по своей воле. В этом случае принуждать его психолог не имеет профессионального права. (См.

Приложение).

3. Коррекционный блок.Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития личности к положительным формам развития, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности.

Это самый большой по времени блок. Он включает в себя набор техник, методик и упражнений, необходимых для проработки проблем и запроса клиента.

Данный набор в большей степени зависит от того направления/направлений, в котором работает психолог (хотя, этот набор формируется, исходя из конкретных задая корррекции) и должен быть ориентирован на возраст клиента/клиентов, на его (их) интеллектуальное развитие и т.п. и пр. (См. Приложение).

4. Повторный диагностический блок (второй диагностический блок). Цель: оценить изменения, которые произошли с клиентом после реализации коррекционных мероприятий.

Повторная диагностика проводится посредством именно тех же метотодических средств, и по тем же психодиагностическим методикам, что и на первом диагностическом этапе, – дабы точно понять, произошли ли какие-либо изменения в психике и поведении клиента. (См. Приложение).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_78608_psihokorrektsionniy-kompleks.html

12.Психокоррекционный комплекс и его блоки (этапы коррекции)

15. Структура психокоррекционного комплекса.:  Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков.

Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический.

2. Установочный.

3. Коррекционный.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:

· четко формулировать цели коррекционной работы;

· определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

· выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

· четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

· отобрать методики и техники коррекционной работы;

· определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

· определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

· подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

14.Основные требования к составлению психокоррекционной программы

– четко формулировать цели коррекционной работы;

– определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

– определение методологии и содержания программы

– выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

– четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

– отобрать методики и техники коррекционной работы;

– определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

– определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

– определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10—15 мин в начале коррекционной программы до 1,5—2 ч на заключительном этапе);

– разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;

– планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

– реализовать коррекционную программу (необходимо

предусмотреть контроль динамики хода коррекционной ра­боты, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

– подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

К основным требованиям (дополнение к первому списку):

1. выявление причин нарушений психического развития ребенка и обязательное проведение диагностического обследования с целью выбора правильного направления в дальнейшей коррекционной работе;

2.оценка личностных особенностей ребенка с целью выбора соответствующих способов мотивации на проведение коррекционной работы, чтобы вызвать желание взаимодействовать, снять тревожность, повысить уверенность в себе и т. д.;

3. планирование основных этапов, форм, методов и средств коррекционной работы;

4.подготовка необходимых материалов и оборудования, отчетной документации.

Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Источник: https://studfile.net/preview/5132700/page:5/

Medic-studio
Добавить комментарий