15. Типы взаимодействий и механизмы взаимопонимания в процессе

Сценарии и механизмы взаимодействия

15. Типы взаимодействий и механизмы взаимопонимания в процессе

Для каждой ситуации существуют свои правила участия в них и способы понимания действий партнера.

Сценарии – это стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях. Большинство социальных действий, в которые мы вовлечены, имеют форму запланированных последовательностей, в которых все отрегулировано и предсказуемо – как в сценарии фильма.

Вне зависимости от того, кто именно вовлечен в данную ситуацию, последовательность действий, которые всем следует совершать, и то, в какой момент это следует делать, хорошо известна.

Например, сценарий социальной ситуации «на приеме у врача» предполагает жалобы больного, расспросы со стороны врача, процедуры, выполняемые медсестрой, выписывание врачом рецептов и устные рекомендации больному о действиях, способствующих выздоровлению.

Сценарий ситуации «случайная встреча с приятелем» также предполагает определенную последовательность действий: удивление, расспросы, обсуждение нескольких тем, представляющих общий интерес, передача приветов, прощание.

Итак, сценарии как бы фиксируют модели опыта и потому выступают своеобразными гидами для поведения человека в разнообразных ситуациях. Если ситуация знакома, знание сценария помогает автоматически совершать последовательные действия.

Если ситуация незнакома – отсутствие сценария затрудняет адекватное поведение.

В межличностном взаимодействии знание типичных сценариев способствует взаимопониманию между участниками, и напротив, отсутствие таких сходных сценариев может привести к конфликту.

Взаимодействие является тем фундаментальным процессом, который скрепляет партнеров в диадную общность. Основные механизмы, обеспечивающие формирование межличностного пространства взаимодействия, – взаимопонимание, координация и согласование.

Сценарии взаимодействия

стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях.

Если учитывать в качестве относительно самостоятельных такие сферы общения, как когнитивная (ее содержание составляют в первую очередь знания – сведения партнеров друг о друге); инструментальная (включающая умения и навыки, которыми владеют партнеры, используемые ими стратегии и стили осуществления деятельности) и мотивационно-потребностная, то взаимопонимание в большей степени связано с когнитивными процессами, координация – с инструментальными, а согласование – с мотивационно-потребностными.

Основная функция взаимопонимания – формирование общего смыслового поля участников взаимодействия, позволяющего объединить интересы сторон, выработать сходное видение задач в данной конкретной ситуации.

Для этого участники взаимодействия должны быть достаточно осведомлены друг о друге – о социальном статусе, ролевых позициях, групповой принадлежности, привычках, взглядах на мир, об отношении к тем или иным жизненным событиям.

Способами достижения такого знания выступают уточнения, переспросы, повторы, перефразирования, обсуждения и споры по различным жизненным проблемам.

Координация – поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совместимость в действиях, согласованность в операциях.

Согласование – механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения. Его результатом является относительное согласие в целях, смыслах, намерениях, что задает основной тон межличностным отношениям, определяет их эмоциональную окраску.

Взаимопонимание

механизм межличностного взаимодействия, связанный в первую очередь с когнитивными процессами и обеспечивающий формирование общего смыслового поля участниками взаимодействия, объединение интересов сторон, выработку сходного видения задач в конкретной ситуации.

Координация

механизм межличностного взаимодействия, связанный с инструментальными процессами, с поиском средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совместимость в действиях, согласованность в операциях.

Взятые в совокупности взаимопонимание, координация и согласование составляют процесс, в ходе которого партнеры обретают свой предмет общения, на основе которого и строят отношения. Главное здесь то, что каждый из них вкладывает силы в совместный поиск, и эта совместная активность порождает новое содержание.

Для каждого уровня общения стратегически наиболее значимым является определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения каждого участника.

Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций и поведение в соответствие с ней, а также в соответствие с поведением других людей – необходимое условие совместной жизнедеятельности. Подчинение своего поведения разумным канонам ситуации – первый шаг на пути к взаимопониманию.

Насколько человек умен, малознакомые люди оценивают в первую очередь по умению правильно себя вести в соответствующей ситуации.

Скажем, на социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее выражение человеком того, что он действительно чувствует, и не искреннее принятие чувств, выражаемых другими, а правильное, с точки зрения окружающих, поведение в конкретной ситуации. Это – внешний поведенческий уровень понимания.

Целесообразность такого понимания обусловлена тем, что социально-ролевое общение ситуативно. Искренние чувства его участников могут быть вызваны обстоятельствами, имеющими слабое отношение к данной ситуации.

Например, преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше воспринимает ответ, если студент демонстрирует энергично-деловое настроение, а не естественное для него в этот момент чувство тревожности, неуверенности или страха.

Согласование

механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения, направленный на достижение относительного согласия в целях, смыслах, намерениях партнеров по общению.

Если на деловом уровне общения роль эмоциональных проявлений минимальна, то на социально-ролевом и личностном она приобретает решающее значение.

На социально-ролевом уровне более значимыми являются демонстрируемые эмоции, а на интимно-личностном – ведущую роль играет способность партнера принимать в расчет истинные чувства и состояния.

Соответственно, находясь с собеседником в психологически близких отношениях, необходимо учитывать скрываемые чувства, а при социально-ролевых контактах в первую очередь реагировать на демонстрируемые эмоции.

В случае, когда интимно-личностные отношения становятся для человека обременительными, он переходит на язык социально-ролевого или делового общения: подчеркнуто реагирует только на демонстрируемые формы настроения, «не замечая» плохо скрываемых слез или игривых намеков, проявляет завидное «простодушие». При осознаваемой оценке уровня отношений в конечном счете устанавливается определенная согласованность относительно уровня общения.

Таким образом, межличностное взаимодействие представляет собой постоянный процесс «отлаживания» соответствия между интересами каждого из его участников и интересами формирующейся общности.

В ходе данного процесса создается пространство взаимодействия, имеющее вертикальные (пристройка, доминирование, подчинение), горизонтальные (межличностная дистанция), территориальные и временные измерения.

Это пространство в свою очередь определяет характер психологического контакта между партнерами.

Выводы

1. Понятие «межличностное взаимодействие» указывает, во-первых, на действия, которые предпринимают индивиды в отношении друг друга, а во-вторых, на то, как люди соотносят свои цели и организуют их достижение, т. е. как достигается взаимность между участниками общения.

2. В зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отношений выделяют три уровня общения: социально-ролевой (или кратковременное социально-ситуационное общение), деловой и интимно-личностный. Э.

Берн предложил рассматривать шесть способов структурирования времени, представляющие собой способы организации межличностного взаимодействия: уход от общения; ритуалы; времяпрепровождение; совместную деятельность; игры; близость.

3.

Структура любой социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы: 1) роли участников взаимодействия, то есть набор предписаний, касающийся того, как человек должен вести себя, если он занял фиксированную позицию среди людей, относительно которой уже сложились нормативные представления; 2) набор и порядок действий (или сценарные последовательности); 3) правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации. Характеристики конкретной ситуации, в которой протекает общение данных людей, накладывают значительные ограничения на их поведение, чувства и даже желания. Вместе с тем снижение степени их свободы является условием установления и поддержания межличностного контакта, делает возможным в перспективе межличностное общение.

4. Межличностное взаимодействие может быть рассмотрено как процесс конструирования, формирования межличностного пространства.

Оно предполагает: 1) выбор позиции в отношении к другому, пристройку к позициям друг друга, «проверку их на прочность»; 2) четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной; 3) оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

5. К основным механизмам, обеспечивающим формирование межличностного пространства, относятся взаимопонимание, координация и согласование намерений и интересов сторон.

Для каждого уровня общения стратегически наиболее значимым является определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения каждого участника.

Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций и поведение в соответствие с ней, а также в соответствие с поведением других людей – необходимое условие совместной жизнедеятельности.

Основные понятия

Межличностное взаимодействие

Межличностное пространство

Деловой уровень общения

Интимно-личностный уровень общения

Социально-ролевой уровень общения

Сценарии взаимодействия

Взаимопонимание

Координация

Согласование

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличается понятие «межличностное взаимодействие» от понятия «межличностное общение»?

2. Назовите уровни взаимодействия, выделяемые в зависимости от целей, поставленных его участниками, и степени личностной вовлеченности.

3.

Какие дополнительные виды взаимодействий называет Э. Берн в своей классификации способов структурирования времени?

4. Дайте характеристику пространственным составляющим межличностного взаимодействия.

5. Приведите примеры «пристройки сверху» в социальных ситуациях.

6. В чем находит свое выражение горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия?

7. Перечислите последовательность обязательных действий в таких социальных сценариях, как «поездка за город», «получение стипендии», «посещение больного приятеля».

8. С какими социальными сценариями вам приходится чаще всего иметь дело в настоящий момент?

9. Какие процедуры обеспечивают взаимопонимание, координацию и согласование в межличностном взаимодействии?

10. Каковы особенности эмоциональных проявлений на социально-ролевом, деловом и интимно-личностном уровнях межличностного взаимодействия?

Учебные задания

Задание 1. Прочтите отрывок из рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Проанализируйте взаимодействие между героями с точки зрения:

а) уровней межличностного взаимодействия;

б) позиций, выбранных героями, и пристройки к позициям друг друга;

в) используемых вербальных и невербальных средств оформления занятой позиции.

«–Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

– Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез.

Оба были приятно ошеломлены.

– Милый мой! – начал тонкий после лобызания. – Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько.

Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах, ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь… Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка…

А это мой сын, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

– В гимназии вместе учились! – продолжал тонкий. – Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиалътом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе… А это моя жена, урожденная Ванценбах… лютеранка.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

– Ну, как живешь, друг? – спросил толстый, восторженно глядя на друга. – Служишь где? Дослужился?

– Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю.

Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда перевели столоначальником по тому же ведомству… Здесь буду служить.

Ну, а ты как ? Небось, уже статский? А?

– Нет, милый мой, поднимай повыше, – сказал толстый. – Я у же до тайного дослужился… Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…

– Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

– Ну, полно! поморщился толстый. –Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!

– Помилуйте… Что вы-с… – захихикал тонкий, еще более съеживаясь. – Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил… жена Луиза, лютеранка, некоторым образом…

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ножкой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены».

(Чехов А. П. Собрание сочинений: в 12 томах, т. 1. – М.: Правда, 1950.)

Задание 2. В каком из перечисленных ниже видов взаимодействия, в соответствии с концепцией Э. Берна, стороны осознанно или неосознанно стремятся достичь превосходства друг над другом:

а) уход;

б) ритуалы;

в) времяпрепровождение;

г) совместная деятельность;

д) игры;

е) близость.

Задание 3. Если целью общения является подтверждение человеком его статуса, выполнение ожидаемых от него функций, то имеет место (выберите правильный ответ):

а) социально-ролевой уровень общения;

б) деловой уровень общения;

в) интимно-личностный уровень общения.

Дополнительная литература

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киев: Изд-во политической литературы Украины, 1989.

Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. – Тюмень, 1998.

Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию. – М.: Наука, 1994.



Источник: https://infopedia.su/4x2c80.html

Механизмы взаимопонимания в процессе общения

15. Типы взаимодействий и механизмы взаимопонимания в процессе

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается партнером по общения – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.

Впечатления, которые возникают при этом, играют очень важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственности самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны – богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны – чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе.

Представление о себе через представление о другом формируется обязательности при условии, что этот другой дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид соотносит себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений.

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

При построении стратегии взаимодействия приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

Механизмы восприятия взаимопонимания между людьми выглядят следующим образом:

§ Идентификация – буквально означает отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует тесная связь между идентификацией и эмпатией.

§ Эмпатия – определяется как особый способ понимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: присутствует умение поставить себя на место другого человека, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии.

§ Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга. Общая модель образования рефлексивной структуры в ситуации диадического взаимодействия может быть представлена следующим образом:

и эффекты межличностного восприятия.

1) Изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств);

2) Изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин.

§ Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, но в обыденной жизни люди не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу причины поведения или какие-то общие характеристики. Возникает целая система способов приписывания – атрибуция.

§ Атрибуция – приписывание людьми друг другупричин и образцов поведения, а также оценок качеств личности, из-за незнания истинных причин их поведения.

Приписывание осуществляется на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности илитипичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности».

При восприятии людьми друг друга возникают различные эффекты: эффект ореола (галоэффект), эффект новизны и первичности, эффект или явление стереотипизации.

§ Сущность «эффекта ореола» заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее.

Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Данный эффект проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

§ Эффекты «первичности» и «новизны» – касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем: предъявленная ранее информация преобладает, или наоборот – более новая информация оказывается более значимой.

В более широком плане эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации.

§ Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или взаимодействия с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие в частности при познании людьми друг друга, имеют специфическое происхождение и специфический смысл.

Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.

Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека (например, к профессии) – здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям.

С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека – данный подход не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, т.к. помогает сокращать процесс познания.

Во втором случае приводит к возникновению предубеждения – если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия до симпатии.

Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получали название исследования аттракции.

§ Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.н. некоторое качество отношений.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

Контрольные вопросы темы

1. В чем сущность взаимопонимания в процессе общения? Какие подходы к изучению данного социально-психологического феномена Вам известны?

2. Перечислите факторы, препятствующие правильности восприятия и понимания людей. (Ошибки восприятия).

3. Что представляет собой идентификация как механизм взаимопонимания людьми друг друга?

4. Как связаны между собой явления идентификации, эмпатии и рефлексии? Что представляют собой механизмы рефлексии и эмпатии?

5. Что такое интерпретация и атрибуция как процессы межличностной перцепции? Существует ли взаимосвязь между процессами интерпретации и атрибуции? От чего зависит приписывание?

6. Какие эффекты восприятия Вам известны? Опишите каждый из них. Какое влияние они оказывают на процесс межличностной перцепции и взаимопонимание людьми друг друга?

7. Что такое аттракция? От чего зависит аттракция?

Контрольные вопросы раздела

1. Как вы думаете, чему необходимо уделять преимущественное внимание при анализе процесса общения: механизму, в котором организуется этот процесс, или же содержательному аспекту общения?

2. Определите позиции мужа в следующих ситуациях, используя концепцию Э. Берна:

Жена обращается к мужу: «Я порезала палец». Он отвечает:

А) «Сейчас перевяжем»

В) «Вечно у тебя что-то случается»

С) «Что же я теперь должен делать?»

Проверь себя!

1. Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса; коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию – это

а) восприятие и понимание партнера;

б) общение;

в) взаимодействие.

2. Как называется функция общения, содержание которой заключается в готовности к приему и передаче сообщения и поддержание этой готовности?

а) контактная функция;

б) координирующая функция;

в) эмотивная функция.

3. Какая сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания?

а) интерактивная сторона общения;

б) перцептивная сторона общения;

в) коммуникативная сторона общения.

4. Адекватное восприятие человека, умение проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, умение понять мотивы его поведения – это

а) общение фатическое;

б) общение перцептивное;

в) общение невербальное.

5. Особая область исследований, изучающая зрительно воспринимаемый диапазон телодвижений, выполняющих экспрессивно-регулятивную и информативную функции в общении – это

а) такесика;

б) кинесика;

в) проксемика.

6. Особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения – это

а) проксемика;

б) такесика;

в) кинесика;

7. Движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек – это

а) жестикуляция;

б) мимика;

в) визуальное общение.

8. К какой группе жестов относятся жесты сообщения: пиктографы, кинетографы, идеографы?

а) жесты-иллюстраторы;

б) жесты-эмблемы;

в) жесты-адапторы.

9. К какой группе жестов относятся жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции?

а) жесты-аффекторы;

б) жесты-эмблемы;

в) жесты-регуляторы.

10. Механизм межличностного восприятия в основе которого лежит процесс приписываниядругому человеку причинего поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует – это

а) каузальная атрибуция;

б) рефлексия;

в) эмпатия.

11. Процесс неосознаваемого отождествлениясебя с другим, группой людей, образом – это

а) идентификация;

б) эмпатия;

в) рефлексия.

12. Процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения – это

а) перцепция;

б) аттракция;

в) констатация.

13. Термин «социальная перцепция» впервые ввел и научно обосновал

а) Дж. Брунер;

б) Г. Келли;

в) Г. Мид.

Раздел 4. Социальная психология конфликта

Источник: https://studopedia.su/6_38413_mehanizmi-vzaimoponimaniya-v-protsesse-obshcheniya.html

2. Механизмы взаимопонимания в процессе общения

15. Типы взаимодействий и механизмы взаимопонимания в процессе

Рубинштейнговорил, что на основе внешней стороныповедения мы как бы «чи­таем» другогочеловека, расшифровываем значение еговнешних данных. Впечатления, которыевозни­кают при этом, играют важнуюрегулятивную роль в процессе об­щенияпотому, что от меры точнос­ти «прочтения»другого человека зависит успех организациис ним согласованных действий.

Представлениео другом человеке тесно связано с уровнемсоб­ственного самосознания.

Связьэта двоякая: с одной стороны, бо­гатствопредставлений о самом себе определяети богатство пред­ставлений о другомчеловеке, с другой стороны, чем болееполно раскрывается другой человек (вбольшем количестве и более глу­бокиххарактеристик), тем более полнымстановится и представле­ние о самомсебе.

Этот вопрос в свое время нафилософском уров­не был поставленМарксом, когда он писал: «Человек сначаласмот­рится, как в зеркало, в другогочеловека. Лишь отнесясь к челове­куПавлу как к себе подобному, человек Петрначинает относиться к самому себе какк человеку».

По существу ту же мысль, науровне психологического анализа, находиму Л.С. Выготского: «Личность становитсядля себя тем, что она есть в себе, черезто, что она представляет собой длядругих» (Выготский, 1960. С. 196). Сходную поформе идею высказывал и Мид, введя всвой анализ взаимодействия образ«генерализованного другого».

Входе познания другого человекаодновременно осуществляется несколькопроцессов: и эмоциональная оценка этогодругого, и попытка понять строй егопоступков, и основанная на этом стра­тегияизменения его поведения, и построениестратегии своего собственного поведения.

Однаков эти процессы включены как минимум двачеловека, и каждый из них являетсяактивным субъектом. Следовательно,сопоставление себя с другим осуществляетсяс двух сторон: каждый из партнеровуподобляет себя другому.

Значит, припо­строении стратегии взаимодействиякаждому приходится прини­мать в расчетне только потребности, мотивы, установкидругого, но и то, как этот другой понимаетмои потребности, мотивы, уста­новки.

Все это приводит к тому, что анализосознания себя через другого включаетдве стороны: идентификациюирефлексию.

Термин«идентификация»выражаетустановленный эмпирический факт, чтоодним из самых простых способов пониманиядругого челове­ка является уподоблениесебя ему. В реальных ситуацияхвзаимодействия предположение о внутреннемсостоянии партнера строится на основепопытки поставить себя на его место.

Другим,близким по содержанию способом пониманиядругого человека является эмпатия.Только здесь имеется в виду не ра­циональноеосмысление проблем другого человека,а аффективное «понимание». Ситуацияпартнера по общению, не столько«продумывается», сколько «прочувствуется».

Механизм эмпатии сходен с механизмомидентификации: и там, и здесь присутствуетумение поставить себя на место другого,взглянуть на вещи с его точки зрения.Однако взглянуть на вещи с чьей-то точкизрения не обязательно означаетотождествить себя с этим человеком.Если я отождествляю себя с кем-то, этозначит, что я строю свое поведение так,как строит его этот «другой».

Если же япроявляю к нему эмпатию, я простопри­нимаю во внимание линию егоповедения (отношусь к ней сочув­ственно),но свою собственную могу строить совсемпо-иному.

И в том, и в другом случаяхналицо будет «принятие в расчет»поведения другого человека, но результатнаших совместных действий будетразличным: одно дело — понять партнерапо общению, встав на его позицию, действуяс нее, другое дело — понять его, принявв расчет его точку зрения, даже сочувствуяей», но действуя по-своему.

Впрочемоба случая требуют решения еще одноговопроса: как будет тот, «другой», т.е.партнер по общению, понимать меня. Отэтого будет зависеть наше взаимодействие.Иными словами, про­цесс пониманиядруг друга осложняется явлениемрефлексии.

Вот­личиеот философского употребления термина,в социальной пси­хологии под рефлексиейпонимается осознание действующимин­дивидом того, как он воспринимаетсяпартнером по общению.

Это уже не простознание или понимание другого, но знаниетого, как другой понимает меня, своеобразныйудвоенный процесс зеркаль­ных отраженийдруг друга.

Традицияисследования рефлексии в социальнойпсихологии достаточно стара. Еще в концеXIXвека Дж. Холмс,описывая ситуацию диадического общениянеких Джона и Генри, ут­верждал, чтов действительности в этой ситуации даныкак мини­мум шесть человек: Джон,«каким его сотворил Господь Бог»; Джон,каким он сам видит себя; Джон, каким еговидит Генри.

Соответственно три «позиции»со стороны Генри. Впоследствии Т. Ньюкоми Ч. Кулиусложнили ситуацию до восьми персон,добавив еще: Джон, ка­ким емупредставляется его образ в сознанииГенри, и соответст­венно то же дляГенри.

В принципе, конечно, можнопредполо­жить сколь угодно многотаких взаимных отражений, но практи­ческив экспериментальных исследованияхобычно ограничива­ются фиксированиемдвух ступеней этого процесса.

Г.Гибши М. Форвергобозначают участников процессавзаимодействия как А и Б. Тогда успехобщения будет макси­мальным приминимальном разрыве в линиях А – А' – А”и Б – Б' – Б”.

Если оратор (А) имеетневерное представ­ление о себе (А'), ослушателях (Б”) и, главное, о том, какего вос­принимают слушатели (А”),то его взаимопонимание с аудиториейбудет исключено и, следовательно,взаимодействие тоже. Прибли­жениевсего комплекса этих представленийдруг к другу — сложный процесс, требующийспециальных усилий.

Одним из средствявля­ется здесь разновидностьсоциально-психологического тренинга,ори­ентированного на повышениеперцептивной компетентности.

Источник: https://studfile.net/preview/1770902/page:19/

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-51977.html

2.2 Механизмы взаимопонимания

15. Типы взаимодействий и механизмы взаимопонимания в процессе

Основными механизмамивзаимопонимания в процессе общенияявляются идентификация, эмпатия,рефлексия, каузальная атри­буция истереотипизация.

Идентификация иэмпатия. Идентификация — это способпонимания другого человека черезосознанное или бессозна­тельноеуподобление его характеристикам самогосубъекта.

Термин«идентификация», буквально обозначающийотож­дествление себя с другим, выражаетустановленный в ряде экспе­риментальныхисследований тот эмпирический факт,что одним из самых простых способовпонимания другого человека являетсяуподобление себя ему.

Это, разумеется,не единственный спо­соб, но в реальныхситуациях взаимодействия люди пользуютсятаким приемом, когда предположение овнутреннем состоянии партнера строитсяна основе попытки поставить себя на егоместо.

В этом плане идентификациявыступает в качестве одного из механизмовпознания и понимания другого человека.Существует много экспериментальныхисследований самого процесса иденти­фикациии выяснения его роли в процессе общения.

В частности, установлена тесная связьмежду идентификацией и другим, близ­кимпо содержанию явлением — явлениемэмпатии.

Описательно эмпатиятакже определяется как особый спо­собпонимания другого человека. Толькоздесь имеется в виду не рациональноеосмысление проблем другого человека,а скорее стремление эмоциональнооткликнуться на его проблемы.

Эм­патиядолжна быть противопоставлена пониманиюв строгом смысле этого слова: слово«понимание» используется в данномслучае лишь метафорически; эмпатия естьаффективное «пони­мание». Эмоциональнаяее природа проявляется как раз в том,что ситуация другого человека, партнерапо общению, не столько «продумывается»,сколько «прочувствуется».

Механизмзмпатии в определенных чертах сходенс механизмом идентификации: и там, издесь присутствует умение поставитьсебя на место другого, взглянуть на вещис его точки зрения. Однако взгля­нутьна вещи с чьей-то точки зрения необязательно означает отождествить себяс этим человеком. Если я отождествляюсебя с кем-то, это значит, что я строюсвое поведение так, как строит его этот«другой».

Если же я проявляю к немуэмпатию, я просто принимаю во вниманиелинию его поведения (отношусь к нейсочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-другому.

И в том, и вдругом случаях налицо будет «принятиев расчет» поведения другого человека,но результат наших совмес­тных действийбудет различным: одно дело — понятьпартнера по общению, встав на его позицию,действуя с ним заодно, другое дело —понять его, приняв в расчет его точкузрения, даже сочувствуя ей, но действуяпо-своему. И тот и другой аспекты важны,и тот и другой имеют определеннуюэкспериментальную тенденцию своегоисследования в социальной психологии.

Рефлексия.Сточки зрения характеристики общенияоба рассмотренных варианта требуютрешения еще одного вопроса: как будеттот, «другой», т. е. партнер по общению,понимать меня. От этого будет зависетьнаше взаимодействие.

Иными словами,процесс понимания друг друга «осложняется»явле­нием рефлексии. Под рефлексиейздесь понимается осознание индивидомтого, как он воспринимается партнеромпо общению.

Это уже не просто знание илипонимание другого, но знание того, какдругой понимает меня, своеобразныйудвоенный процесс зеркальных отраженийдруг друга, глубокое, последовательноевзаимоотражение, содержанием которогоявляется воспроиз­ведение внутреннегомира партнера, причем в этом внутреннеммире в свою очередь отражается мойвнутренний мир. Отсюда следует, что впроцессах общения идентификация ирефлексия выступают в единстве.

Каузальнаяатрибуция.

Как отмечалось ранее,содержание межличностного восприятиязависит от характеристик, как субъек­та,так и объекта восприятия потому, чтовсякое восприятие есть и определенноевзаимодействие двух участников этогопроцесса, причем взаимодействие, имеющеедве стороны: оценивание друг друга иизменение каких-то характеристик другдруга благодаря самому факту своегоприсутствия. В первом случае взаимодей­ствиеможно констатировать по тому, что каждыйиз участников, оценивая другого, стремитсяпостроить определенную систему поведения.Если бы каждый человек всегда располагалполной, научно обоснованной информациейо людях, с которыми он всту­пает вобщение, то он мог бы строить тактикувзаимодействия с ними с безошибочнойточностью. Однако в повседневной жизнииндивид, как правило, не имеет подобнойточной информации, что вынуждает егоприписывать другим причины их действийи поступков. Причинное объяснениепоступков другого человека путемприписывания ему чувств, намерений,мыслей, и мотивов поведения, называетсякаузальной атрибуцией (от лат. causa— причина, atributio— приписываю). Приписываниеосуществля­ется либо на основе сходстваповедения воспринимаемого мира скакими-то другими образцами, имевшимисяв прошлом опыте субъекта восприятия,либо на основе анализа собственныхмо­тивов, предполагаемых в аналогичнойситуации (и в этом случае может действоватьмеханизм идентификации). Но так илииначе возникает целая система способовприписывания (атрибуций). Исследованиекаузальной атрибуции получило широкоеразвитие в западной социальной психологии(Г.Келли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кенноуз,Р. Нисбет, Л. Стрикленд и др.).

Если на первыхпорах исследований атрибуции речь шлалишь о приписывании причин поведениядругого человека, то позже стали изучатьсяспособы приписывания более широкогокласса характеристик: намерений, чувств,качеств личности.

Мера и степеньприписывания в процессе межличностноговос­приятия зависит от двух показателей:от степени уникальности или типичностипоступка и от степени его социальной«желатель­ности» или «нежелательности».В первом случае имеется в виду тот факт,что типичное поведение есть поведение,предписанное ролевыми образцами, ипотому оно легче поддается интерпрета­ции.

Напротив, уникальное поведение допускаетмного различных интерпретаций и.следовательно, дает простор приписываниюего причин и характеристик. Точно также и во втором случае: под социально«желательным» понимается поведение,соответс­твующее социальным икультурным нормам и тем сравнительнолегко и однозначно объясняемое.

Принарушении таких норм (социально«нежелательное» поведение) диапазонвозможных объяснений расширяется. Этотвывод близок рассуждению С. Л. Рубинштейнао свернутости процесса познания другогочеловека в обычных условиях и его«развернутости» в случаях отклоненияот принятых образцов.

В других работахбыло показано, что характер атрибуцийзависит и от того, выступает ли субъектвосприятия сам участ­ником какого-либособытия или его наблюдателем. В этихдвух различных случаях избираетсяразный тип атрибуции. Г.

Келли выделилтри таких типа: личностную атрибуцию(когда причи­на приписывается личносовершающему поступок), объектнуюатрибуцию (когда причина приписываетсятому объекту, на кото­рый направленодействие) и обстоятельственную атрибуцию(ког­да причина совершающегося приписывается обстоятельствам).

Быловыявлено, что наблюдатель чаще используетличностную атрибуцию, а участник склоненв большей мере объяснить совер­шающеесяобстоятельствами.

Эта особенностьотчетливо прояв­ляется при приписываниипричин успеха и неудачи: участникдействия «винит» в неудаче преимущественнообстоятельства, в то время как наблюдатель«винит» за неудачу, прежде всего, са­могоисполнителя. Особый интерес такжепредставляет и та часть теорий атрибуции,которая анализирует вопрос о приписыванииответственности за какие-либо события,что тоже имеет место при познаниичеловеком человека.

Было такжеустановлено, что этот процесс определяетсяособенностями субъекта восприятия:одни люди склонны в боль­шей мере впроцессе межличностного восприятияфиксировать физические черты, и тогда«сфера» приписывания значительносокращается, другие — воспринимаютпреимущественно психо­логическиехарактеристики других людей, и в этомслучае откры­вается особый «простор»для приписывания. Выявлена такжезависимость приписываемых характеристикот предшествующей оценки объектоввосприятия. В одном из экспериментоврегист­рировались оценки двух группдетей, даваемые субъектом вос­приятия.Одна группа была составлена из «любимых»,а другая— из «нелюбимых» детей. Хотя«любимые» (в данном случае болеепривлекательные) дети делали (намеренно)ошибки в исполнении задания, а «нелюбимые»выполняли его корректно, воспринима­ющийприписывал положительные оценки«любимым», а отрица­тельные —«нелюбимым».

Правда, наряду сэтим в теориях каузальной атрибуцииуделяется внимание и идее контрастныхпредставлений, когда «плохому» человекуприписываются отрицательные черты, асам воспринимающий оценивает себя поконтрасту как носителя самых положительныхчерт.

В качестверазновидности механизма каузальнойатрибу­ции можно рассматриватьмеханизм стереотипизации. Стереотипизация— классификация форм поведения иинтерпретация их причин путем отнесенияк уже известным или кажущимся известнымиявлениям, т. е. отвечающим социальнымстереотипам.

Стереотип в данном контексте— это образ человека, который ис­пользуетсякак штамп.

Стереотипизация можетскладываться как результат обобщенияличного опыта субъектом межличностноговосприятия, к которому присоединяютсведения, почерпнутые из книг, кинофильмов,средств массовой информации, высказы­ванийзнакомых, учителей и т. д.

При этом этизнания могут быть не только сомнительными,но и вовсе ошибочными. Между тем,сформировавшиеся на их основе стереотипымежличностного восприятия очень частоиспользуются как якобы выверенныеэталоны понимания других людей.

Одним израспространенных стереотипов являетсяант­ропологический стереотип,основанный на увязке физическиххарактеристик человека с егопсихологическими особенностями. А. А.

Бодалев получил в этом отношении оченьинтересные данные: из 72 опрошенных имлюдей относительно того, как онивосприни­мают черты других людей, 9ответили, что квадратный подбородок— признак сильной воли, 17 — что большойлоб — признак ума, 3 — отожествляютжесткие волосы с непокорным (жестким)характером, 16 — полноту — с добродушием,для 2 — толстые губы— символ сексуальности,для 5 — малый рост — свидетельствовластности, для 5 — красота — признакглупости, для 1 человека близко посаженныедруг к другу глаза означают вспыльчивость.

Широкое хождениеимеют этнонациональные стереоти­пы,в которых психологическая оценкаопосредована его при­надлежностью ктой или иной расе, нации, этническойгруппе.

Простейшие примеры:«немец-педант», «темпераментный южа­нин».Это примеры нейтральных стереотипов.Однако этнические стереотипы несут всебе и социальную оценку. В современнойРоссии широкое распространение получилстереотип о «лицах кавказскойнациональности» как потенциальныхпреступниках, грабителях и убийцах.

Определенное местов межличностном восприятии занима­юти экспрессивно-эстетические стереотипы,которые определя­ются зависимостьюоценки человека от внешней привлекатель­ностичеловека «эффект красоты»: чем болеепривлекательной кажется внешностьоцениваемого, тем более позитивнымилич­ностными чертами он наделяется.

Причем под внешней привлека­тельностьюподразумевается и физическая красота,и привлека­тельность в одежде, в манередвигаться, выражать эмоции и т. д. Вэксперименте с фотографиями А.

Миллераиспытуемые оцени­вали красивых какболее уверенных в себе, счастливых,искрен­них, уравновешенных, энергичных,любезных, находчивых, более богатыхдуховно, чем «некрасивых».

Впервые термин«социальный стереотип» был введен У.Липпманом в 1922 г., и для него в этомтермине содержался негативный оттенок,связанный с ложностью и неточностьюпредставления. В более же широком смыслеслова стереотип — это некоторыйустойчивый образ какого-то явления иличеловека, которым пользуются какизвестным «сокращением» при взаимодействиис этим явлением.

Стереотипы в общении,возникающие, в част­ности, при познаниилюдьми друг друга, имеют и специфическоепроисхождение, и специфический смысл.Как правило, стереотип возникает наоснове достаточно ограниченного прошлогоопыта, в результате стремления строитьвыводы на базе ограниченной информации.

Очень часто стереотип возникаетотносительно групповой принадлежностичеловека, например, принадлежности егок какой-то профессии. Тогда ярко выраженныепрофессио­нальные черты у встреченныхв прошлом представителей этой профессиирассматриваются как черты, присущиевсякому пред­ставителю этой профессии(«все учительницы назидательны», «всебухгалтеры — педанты» и т. д.).

Здесьпроявляется тенденция «извлекать смысл»из предшествующего опыта, строитьзаключе­ния по сходству с этимпредшествующим опытом, не смущаясь егоограниченностью.

Стереотипизацияв процессе познания людьми друг другаможет привести к двум различнымследствиям. С одной сторо­ны, этоприводит к определенному упрощениюпроцесса познания другого человека; вэтом случае стереотип не обязательнонесет

на себе оценочнуюнагрузку: в восприятии другого человекане происходит «сдвига» в сторону егоэмоционального принятия или неприятия.Остается просто упрощенный подход,который хотя и не способствует точностипостроения образа другого, заставляетзаменить его часто штампом. Во второмслучае стереотипизация приводит квозникновению предубеждения.

Еслисуждение стро­ится на основе прошлогоограниченного опыта, а опыт этот былнегативным, всякое новое восприятиепредставителя, например, той же самойгруппы окрашивается неприязнью.

Возникновение таких предубежденийзафиксировано в многочисленныхэкспе­риментальных исследованиях,но естественно, что они особенноотрицательно проявляют себя не в условияхлаборатории, а в ус­ловиях реальнойжизни, когда могут нанести серьезныйвред не только общению людей междусобой, но и их взаимоотношениям.

Особенноопасными являются этнические стереотипы,когда на основе ограниченной информацииоб отдельных представителях каких-либоэтнических групп строятся предвзятыевыводы отно­сительно всей группы.

Среди механизмовмежличностного восприятия заметнуюроль играют так называемые «эффекты».

Эффект первичности.Суть его состоит в том, что первоевпечатление о человеке, первая по порядкуличностная информа­ция, полученнаяо нем воспринимающим лицом, способнаоказать более сильное и достаточноустойчивое влияние на формирование егообраза. Иногда это явление называютэффектом ореола.

Если, например, первоевпечатление о другом человеке в силусложив­шихся обстоятельств оказалосьположительным, то на его основе вдальнейшем формируется положительныйобраз данного чело­века, которыйстановится в дальнейшем своеобразнымфильтром (ореолом), пропускающим всознание воспринимающего только туинформацию о воспринимаемом, котораясогласуется с первым впечатлением.Если, напротив, первое впечатлениепочему-то оказалось отрицательным, тов сознание воспринимающего попа­даетлишь та информация о воспринимаемом,которая по преиму­ществу отрицательна.Такое происходит, по крайней мере, напер­вых порах межличностного общенияданных людей. Поскольку обстоятельствавстречи этих людей могут оказатьсясамыми раз­ными, случайно зависящимиот обстановки, настроения, состоя­нияэтих людей и многого другого, то ихпервое впечатление друг о друге можетоказаться (и чаще всего оказывается)неправиль­ным. Однако если перваяличностная информация о человекеоказалась правильной, тогда этот эффектиграет положительную роль, способствуетбыстрой и эффективной преднастройкелюдей в общении друг с другом.

Эффект новизны —противоположен эффекту первичнос­ти.Он касается не первого, а последнего попорядку из получен­ных впечатленийо человеке. Та информация, которая в-памя­ти отложилась последней попорядку, также способна оказать сильноевлияние на последующее восприятие иоценку данного человека (за исключениемпервого впечатления).

Над последнимипо порядку сведениями о другом человекеиндивид может пораз­мыслить, спокойнообдумать и взвесить их. Они как бызаменяют, вытесняют из памяти то, чтобыло раньше известно о данном человекеи в текущий момент времени выходит напервый план.

Эффект первичности и эффектновизны своим возникновением обязаны,в частности, уже упомянутому законудолговременной памяти, согласно которомулучше всего запоминается то, что быловначале и в конце.

Особый круг проблеммежличностной перцепции возни­каетв связи с включение в этот процессспецифических эмо­циональныхрегуляторов. Люди не просто воспринимаютдруг друга, но формируют друг по отношениюк другу определенные отношения.

Наоснове сделанных оценок рождаетсяразнообраз­ная гамма чувств — отнеприятия того или иного человека досимпатии, даже любви к нему. Областьисследований, связанных с выявлениеммеханизмов образования различныхэмоциональ­ных отношений к воспринимаемомучеловеку, поручила назва­ние исследованияаттракции.

Буквально аттракция —привле­чение, но специфический оттенокв значении этого слова в рус­скомязыке не передает всего содержанияпонятия «аттракция». Аттракция — этои процесс формирования привлекательностикакого-то человека для воспринимающего,и продукт этого процесса, т. е. некотороекачество отношения.

Эту многознач­ностьтермина особенно важно подчеркнуть ииметь в виду, ког­да аттракцияисследуется не сама по себе, а в контекстетре­тьей, перцептивной, стороныобщения.

С одной стороны, встает вопросо том, каков механизм формированияпривязанностей, дружеских чувств или,наоборот, неприязни при восприятиидругого человека, а с другой стороны —какова роль этого явле­ния (и процесса,и «продукта» его) в структуре общенияв целом, в развитии его как определеннойсистемы, включающей в себя и обменинформацией, и взаимодействие, иустановление взаимо­понимания.

Включение аттракциив процесс межличностного воспри­ятияс особой четкостью раскрывает тухарактеристику чело­веческого общения,которая уже отмечалась выше, а именнотот факт, что общение всегда естьреализация определенных отношений (какобщественных, так и межличностных).Аттракция связана преимущественно сэтим вторым типом отношений, реа­лизуемыхв общении.

Исследованиеаттракции в социальной психологии —срав­нительно новая область.Возникновение этой области исследова­нийсвязано с ломкой определенныхпредубеждений.

Долгое вре­мя считалось,что сфера изучения таки феноменов, какдружба, симпатия, любовь, не может бытьобластью научного анализа, ско­рее,это область искусства, литературы и т.д.

До сих пор встреча­ется точка зрения,что рассмотрение этих явлений наукойнатал­кивается на непреодолимыепрепятствия не только вследствиесложности изучаемых явлений, но ивследствие различных воз­никающихздесь этических затруднений.

Однакологика изучения межличностного восприятияза­ставила социальную психологию«принять» и эту проблематику, и внастоящее время насчитывается довольнобольшое количество экспериментальныхработ и теоретических обобщений в этойоб­ласти. Рассмотрим подробней феноменаттракции.

Источник: https://studfile.net/preview/5715074/page:5/

Medic-studio
Добавить комментарий