16.5 Индустриальная эпоха: Исторические рамки: 1800-1950 гг. н.э. Общая численность населения:

Хронологические периоды и эпохи в истории человечества

16.5 Индустриальная эпоха:  Исторические рамки: 1800-1950 гг. н.э. Общая численность населения:

Исторические эпохи и стадии развития человечества в правильной хронологической последовательности

Исторические периоды и эпохи 

Первобытное общество

до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта)  

Палеолит и мезолит

Неолит

Бронзовый век

Железный век

Древний мир

3000 г. до н. э. — 476 г. н. э. (падение Римской империи)  

Эллинизм

Древний Рим

Средние века

476 — конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий)

Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков)

Высокое (классическое) Средневековье (середина XI — конец XV веков)

Раннее Новое время (или позднее Средневековье)

конец XV в. — 1789 (начало Великой французской революции)

Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Началом эпохи Возрождения считается начало XIV века в Италии, XV—XVI век—в других странах Европы.
Окончанием эпохи историки считают последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.

Возрождение делят на 4 этапа:Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век) Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

Эпоха великих географических открытий ( XV век – XVII век)

Реформация (XVI век— начало XVII века)

Часть эпохи Просвещения

Новое время

1789 — 1918 (окончание Первой мировой войны)

Часть эпохи Просвещения
Относительно датировки этой мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века.

В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815).

В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).

Промышленный переворот (вторая половина XVIII века -XIX век)

XIX век

Новейшая история

1918 — наши дни 

Исторические эпохи в искусстве

 Примерное обозначение эпох в хронологическом порядке

Период (эпоха)Временной отрезок
 Древний период с момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э.
 Античность с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э.
 Средневековье
     романский стиль  6-10-й  века
     готика  10-14-й века
  Возрождение  знаменитые 14-16-й века
  Барокко  16-18-й века
  Рококо  18-й век
  Классицизм формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век
  Романтизм первая половина 19-го века
  Эклектизм  вторая половина 19-го столетия
  Модернизм  начало 20-го века
 Модерн- довольно обобщенное название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения.

Летоисчисление и хронология

Общепринятой в большинстве стран является хронология на основе Христианской эры («наша эра» — с момента предполагаемого рождения Иисуса Христа).Наша эра, н. э.

(также называют “новая эра”) — текущий период времени, начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям. Предшествующий ему (заканчивающийся до начала первого года) — период до нашей эры, до н. э.

Название часто используется в религиозной форме «от Рождества Христова», сокращённая запись — «от Р. Х.», и, соответственно, «до Рождества Христова», «до Р. Х.».

Нулевой год не используется ни в светской, ни в религиозной нотациях — так было заведено Бедой Достопочтенным в начале VIII века (ноль тогда вообще не был распространён в культуре). Однако нулевой год применяется в астрономической записи (англ. Astronomical year numbering) и в стандарте ISO 8601.

По мнению большинства учёных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана ошибка в несколько лет.

Века по тысячелетиям

ТысячелетияВека
До нашей эры (до н. э.)          
12-е тысячелетие до н. э.CXXCXIXCXVIIICXVIICXVICXVCXIVCXIIICXIICXI
11-е тысячелетие до н. э.CXCIXCVIIICVIICVICVCIVCIIICIICI
10-е тысячелетие до н. э.CXCIXXCVIIIXCVIIXCVIXCVXCIVXCIIIXCIIXCI
9-е тысячелетие до н. э.XCLXXXIXLXXXVIIILXXXVIILXXXVILXXXVLXXXIVLXXXIIILXXXIILXXXI
8-е тысячелетие до н. э.LXXXLXXIXLXXVIIILXXVIILXXVILXXVLXXIVLXXIIILXXIILXXI
7-е тысячелетие до н. э.LXXLXIXLXVIIILXVIILXVILXVLXIVLXIIILXIILXI
6-е тысячелетие до н. э.LXLIXLVIIILVIILVILVLIVLIIILIILI
5-е тысячелетие до н. э.LXLIXXLVIIIXLVIIXLVIXLVXLIVXLIIIXLIIXLI
4-е тысячелетие до н. э.XLXXXIXXXXVIIIXXXVIIXXXVIXXXVXXXIVXXXIIIXXXIIXXXI
3-е тысячелетие до н. э.XXXXXIXXXVIIIXXVIIXXVIXXVXXIVXXIIIXXIIXXI
2-е тысячелетие до н. э.XXXIXXVIIIXVIIXVIXVXIVXIIIXIIXI
1-е тысячелетие до н. э.XIXVIIIVIIVIVIVIIIIII
Наша эра (н.э.)
1-е тысячелетие н.э.IIIIIIIVVVIVIIVIIIIXX
2-е тысячелетие н.э.XIXIIXIIIXIVXVXVIXVIIXVIIIXIXXX
3-е тысячелетие н.э.XXIXXIIXXIIIXXIVXXVXXVIXXVIIXXVIIIXXIXXXX

Века и годы до н.э

Какие годы относятся к каким векам

 Века (столетия) до н.э. Годы
5-е тысячелетие до нашей эры
L (50)4901 – 5000 гг до н.э.
XLIX (49)4801 – 4900 гг до н.э.
XLVIII (48)4701 – 4800 гг до н.э.
XLVII (47)4601 – 4700 гг до н.э.
XLVI (46)4501 – 4600 гг до н.э.
XLV (45)4401 – 4500 гг до н.э.
XLIV (44)4301 – 4400 гг до н.э.
XLIII (43)4201 – 4300 гг до н.э.
XLII (42)4101 – 4200 гг до н.э.
XLI (41)4001 – 4100 гг до н.э.
4-е тысячелетие до нашей эры 
XL (40)3901 – 4000 гг до н.э.
XXXIX (39)3801 – 3900 гг до н.э.
XXXVIII (38)3701 – 3800 гг до н.э.
XXXVII (37)3601 – 3700 гг до н.э.
XXXVI (36)3501 – 3600 гг до н.э.
XXXV (35)3401 – 3500 гг до н.э.
XXXIV (34)3301 – 3400 гг до н.э.
XXXIII (33)3201 – 3300 гг до н.э.
XXXII (32)3101 – 3200 гг до н.э.
XXXI (31)3001 – 3100 гг до н.э.
 3-е тысячелетие до нашей эры 
XXX (30)2901 – 3000 гг до н.э.
XXIX (29)2801 – 2900 гг до н.э.
XXVIII (28)2701 – 2800 гг до н.э.
XXVII (27)2601 – 2700 гг до н.э.
XXVI (26)2501 – 2600 гг до н.э.
XXV (25)2401 – 2500 гг до н.э.
XXIV (24)2301 – 2400 гг до н.э.
XXIII (23)2201 – 2300 гг до н.э.
XXII (22)2101 – 2200 гг до н.э.
XXI (21)2001 – 2100 гг до н.э.
2-е тысячелетие до нашей эры  
XX (20)1901 – 2000 гг до н.э.
XIX (19)1801 – 1900 гг до н.э.
XVIII (18)1701 – 1800 гг до н.э.
XVII (17)1601 – 1700 гг до н.э.
XVI (16)1501 – 1600 гг до н.э.
XV (15)1401 – 1500 гг до н.э.
XIV (14)1301 – 1400 гг до н.э.
XIII (13)1201 – 1300 гг до н.э.
XII (12)1101 – 1200 гг до н.э.
XI (11)1001 – 1100 гг до н.э.
 1-е тысячелетие до нашей эры  
X (10)901 – 1000 гг до н.э.
IX (9)801 – 900 гг до н.э.
VIII (8)701 – 800 гг до н.э.
VII (7)601 – 700 гг до н.э.
VI (6)501 – 600 гг до н.э.
V (5)401 – 500 гг до н.э.
IV (4)301 – 400 гг до н.э.
III (3)201 – 300 гг до н.э.
II (2)101 – 200 гг до н.э.
I (1)1 – 100 гг до н.э.

Века и годы н.э

Какие годы относятся к каким векам

Века (столетия) н.э  Годы
 1-е тысячелетие нашей эры  
I (Первый век)1 – 100 гг
II (Второй век)101 – 200 гг
III (Третий век)201 – 300 гг
IV (Четвертый век)301 – 400 гг
V (Пятый век)401 – 500 гг
VI (Шестой век)501 – 600 гг
VII (Седьмой век)601 – 700 гг
VIII (Восьмой век)701 – 800 гг
IX (Девятый век)801 – 900 гг
X (Десятый век)901 – 1000 гг
XI (Одиннадцатый век)1001 – 1100 гг
XII (Двенадцатый век)1101 – 1200 гг
XIII (Тринадцатый век)1201 – 1300 гг
XIV (Четырнадцатый век)1301 – 1400 гг
XV (Пятнадцатый век)1401 – 1500 гг
XVI (Шестнадцатый век)1501 – 1600 гг
XVII (Семнадцатый век)1601 – 1700 гг
XVIII (Восемнадцатый век)1701 – 1800 гг
XIX (Девятнадцатый век)1801 – 1900 гг
XX (Двадцатый век)1901 – 2000 гг
XXI (Двадцать первый век)2001 – 2100 гг

Смотрите также 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Основные исторические эпохи и периоды развития мирового искусства.

ГЛАВНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Лучшие сайты, сервисы, приложения, видеоканалы для школьников

Источник: https://infoselection.ru/infokatalog/obuchenie-i-znaniya/znaniya-i-nauka/item/266-khronologicheskie-periody-i-epokhi-v-istorii-chelovechestva

Исторические эпохи по порядку. Эпохи в искусстве по порядку

16.5 Индустриальная эпоха:  Исторические рамки: 1800-1950 гг. н.э. Общая численность населения:

Историческая периодизация – незаменимая вещь как в науке, так и в повседневной жизни. Существуют определенные эпохи, которые охватывают конкретные временные промежутки.

Их названия были придуманы совсем недавно, после того как человек смог посмотреть в ретроспективу, оценить и разделить на этапы прошедшие события.

Сейчас мы рассмотрим все эпохи по порядку, узнаем, почему они именно так были названы и чем они характеризуются.

Почему существует историческая хронология?

Данный прием был разработан исследователями неспроста. Во-первых, каждый отдельный период характеризуется особыми культурными направлениями. Для каждой эпохи свойственно свое мировоззрение, мода, структура общества, тип построения бизнеса и многое другое.

Рассматривая эпохи человечества по порядку, можно также обратить внимание на то, что для каждой из них характерны отдельные виды искусства. Это и музыка, и живопись, и литература. Во-вторых, в истории человечества действительно были так называемые переломные моменты, когда кардинально менялась мораль, устанавливались новые законы.

Это, конечно же, влекло за собой смену пристрастий, которые проявлялись в искусстве. На такие перемены могли влиять революции, войны, научные открытия, учения великих философов и деятелей церкви. И сейчас, прежде чем мы рассмотрим все исторические эпохи по порядку, отметим, что подобную кардинальную перемену наше общество пережило совсем недавно.

Научно-технический прогресс полностью перевернул наши представления об общении, источниках информации и даже о работе. И причиной тому является Интернет, без которого десять лет назад все обходились, а сегодня он является частью жизни каждого.

Античный период

Историю первобытного общества мы опустим, так как единой идеологии в то время, религии или хотя бы системы письменности попросту не существовало.

Поэтому, когда рассматриваются эпохи человечества по порядку, начинают именно с античного периода, ведь в это время появились первые государства, первые законы и мораль, а также искусство, которое мы изучаем до сих пор. Период начался примерно в конце 8-го века до н. э. и продлился до 476 года – даты падения Римской империи.

В это время появилась не только политеистическая религия с четкой фиксацией всех божеств, но и система письменности – греческая и латинская. Также в этот период в Европе зародилось такое понятие, как рабство.

Ренессанс

Эту эпоху принято выделять как отдельную, но многие историки полагают, что Возрождение – это, так сказать, светская сторона средневековья. Суть заключается в том, что в конце 14-го века люди стали взывать к гуманности.

Вернулись некоторые античные правила и мораль, инквизиция постепенно сдала свои позиции. Это проявлялось и в искусстве, и в поведении общества. Люди стали посещать театры, возникло такое понятие, как светский бал.

Ренессанс, как и Античность, зародился в Италии, и сегодня тому подтверждением являются многочисленные памятники архитектуры и искусства.

Барокко

Когда мы рассматриваем непосредственно эпохи истории человечества по порядку, барокко, хоть и недолго продлилось, заняло важную ветвь в становлении искусства. Ниже мы рассмотрим его более подробно, но пока что отметим следующее. Эта эпоха стала логическим завершением Ренессанса.

Можно сказать, что тяга к светским развлечениям и прекрасному разрослась до невероятных масштабов. Появился архитектурный одноименный стиль, которому свойственна помпезность и вычурность. Подобная тенденция проявилась и в музыке, и в рисунке, и даже в поведении людей.

Эпоха барокко продлилась с 16-го по 17-й века.

Классицизм

Во второй половине 17-го века человечество решило отойти от столь пышной праздности. Общество, как и искусство, которое оно творило, стало канонизированным и подогнанным под четкие правила. Классицизм стал проявляться в оформлении зданий и интерьера.

В моду вошли прямые углы, ровные линии, строгость и аскетичность. Театр и музыка, которые были на пике своего культурного развития, также были подвержены новым реформам. Появились определенные стили, которые направляли авторов в то или иное русло.

Ниже мы рассмотрим эпохи в искусстве по порядку и более детально узнаем, что собой представлял классицизм.

Романтический период

В 18-м веке люди словно заразились манией красоты и неземных фантазий. Этот период считается самым загадочным в истории человечества, эфемерным и оригинальным.

В обществе появилась тенденция, в соответствии с которой каждый человек – это отдельная духовно-творческая личность, со своим внутренним миром, переживаниями и радостями. Как правило, когда историки представляют культурные эпохи в хронологическом порядке, одно из самых важных мест отводится именно романтизму.

В этот период, который продлился до 19-го века, появились уникальные шедевры музыки (Шопен, Шуберт и др.), литературы (знаменитые французские романы) и живописи.

Просвещение

Параллельно с романтизмом в искусстве совершенствовалось и само общество. Когда перечисляют все эпохи по порядку, как правило, за классицизмом ставят именно Просвещение. Наряду с развитием науки и искусства в конце 17-го века в обществе с огромной скоростью начал повышаться уровень интеллекта.

Это выражалось в отказе от ортодоксальных религиозных норм. Взамен сакральных знаний пришла логика и светлый разум. Это здорово подорвало авторитет аристократии и правящих династий, которые во многом ссылались на помощь церкви. Эпоха Просвещения стала точкой зарождения новой философии, основанной на математике и физике.

Произошел ряд астрономических открытий, которые опровергли многие религиозные догмы. Эпоха Просвещения коснулась не только Европы, но и России, а также Дальнего Востока, и даже Америки. В этот период во многих державах отменили крепостное право.

Также стоит отметить, что в 18-19-м веках впервые в научных и государственных заседаниях стали принимать участие женщины.

Новейшее время

Мы кратко перечислили все исторические эпохи по порядку и подошли к 20-му столетию. Этот период знаменит расцветом различных направлений в искусстве, многочисленными государственными переворотами и сменами режимов власти. Потому с исторической точки зрения данная эпоха называется Новейшим временем.

С начала 20-го века, можно сказать, общество стало полностью равноправным. Искоренилось рабство во всем мире, установились четкие границы государств. Такие условия стали оптимальной средой для развития не только искусства, но и науки.

Мы ныне живем в эту эпоху, поэтому, для того чтобы ее детально рассмотреть, достаточно лишь оглянуться.

Краткие итоги

После того как мы представили все эпохи всемирной истории по порядку, описали их, узнав, каким было наше общество в том или ином веке, переходим к изучению прекрасного. Ведь параллельно со становлениями законов и границ государств формировалось искусство, которое для многих является основным определяющим фактором для разделения истории человечества на отдельные периоды.

Ниже мы представим эпохи в искусстве по порядку, охарактеризуем их и сможем сопоставить четкую картину того, как формировалось наше общество с самого начала времен. Для начала мы обобщенно перечислим основные «эры», а после разделим их на отдельные отрасли.

Ведь не всегда музыкальные периоды совпадают по временным рамкам с одноименными периодами в литературе или, скажем, в живописи.

Искусство: эпохи в хронологическом порядке

  • Древний период. С момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э.
  • Античность – с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э.
  • Средневековье: романский стиль и готика. Первый датируется 6-10-м веками, а второй – 10-14-м вв.
  • Возрождение – знаменитые 14-16-й века.
  • Барокко – 16-18-й века.
  • Рококо – 18-й век.
  • Классицизм. Формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век.
  • Романтизм – первая половина 19-го века.
  • Эклектизм – вторая половина 19-го столетия.
  • Модернизм – начало 20-го века. Стоит отметить, что модерн – это общее название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения, о которых расскажем ниже.

О чем расскажет перо… у истоков письменной речи

Теперь рассмотрим литературные эпохи в хронологическом порядке: древний этап (Античность и Восток), Средневековье, Ренессанс, Классицизм, Сентиментализм, Романтизм, Реализм, Модернизм и современность.

Впервые литературные творения стали появляться в Греции, Риме, а также в странах Востока. Именно в этих державах возникла первая письменность. В античном мире стали появляться мифы – про Геракла, про Зевса и прочих богов, про титанов и гигантских птиц.

Позже появились первые философы, мыслители и писатели. Это Гомер, Сафо, Эсхил, Гораций. Данный жанр ныне именуется лирикой, но часто на такие рассказы ссылаются как на исторический достоверный источник. Мир Древнего Востока знаменит лишь своими поучительными стихотворениями.

Однако не будем забывать, что именно в этой части света в древние времена появилась важнейшая книга человечества – Библия.

Средние века и эпоха Возрождения

Четкой границы между этими периодами нет, да и она не нужна. Ведь в годы, когда Европа только начала образовываться как государственная система, людям было не до искусства. Первые проявления творчества в средние века душились церковью. Потому литературное наследство, которое досталось нам с тех лет, – это лишь рыцарский эпос.

Тут можно назвать «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Роланде» и «Песнь о Нибелунгах». Несколько веков спустя наступает Возрождение, и миру становятся известными такие фамилии, как Шекспир, Данте, Боккаччо, Сервантес. Их рассказы можно назвать свободными, так как нет четкой структуры, а в центре событий находится человек и его чувства.

Это и есть главная характеристика эпохи Ренессанса.

Формирование строгих канонов

Когда мы перечисляем эпохи по порядку, век за веком, все становится на свои места, кроме Классицизма. Он будто существует вне времени, пространства, на фоне остальных течений.

С того момента, как классика стала основой для творчества европейских авторов, появился ряд закономерностей в написании литературных произведений. Они четко делились на жанры: ода, сатира, трагедия, комедия, эпопея, басня.

Можно сказать, что с тех пор были установлены границы творчества, которыми мы пользуемся и сегодня (обратите внимание хотя бы на кинематограф).

Сентиментализм и романтизм

Эти два течения будто дополняют друг друга. Они славятся своими романами, где описываются переживания героев, их душевное состояние, вкусы и интересы.

Среди авторов романтизма красными буквами прописаны такие фамилии, как Бальзак, Диккенс, Гофман, Виктор Гюго, сестры Бронте, Марк Твен, В. Скотт и многие другие.

В более поздние годы романтизма творили такие авторы, как Оскар Уайльд и Эдгар Аллан По. Их рассказы уже лишены сентиментальности, но наполнены глубокой философией.

Реализм и модернизм, а также современная литература

На стыке 19-го и 20-го веков появилось множество течений в литературе. В нашей стране они получили название Серебряного века, в других просто именовались в соответствии со стилем конкретного произведения. Наиболее популярным стал символизм и декаданс. Представителями этих направлений стали такие авторы, как Верлен, Бодлер, Рембо, Блок.

В России немалой популярностью пользовался акмеизм. Его главной представительницей была Анна Ахматова. С тех пор литература стала максимально реалистичной. Люди отказались от внутренних переживаний и иллюзий.

С начала 20-го века и до наших дней авторы описывают любые события с максимально реалистичной точки зрения, учитывая все новшества прогресса.

Изобразительное искусство

Теперь пришло время рассмотреть все эпохи в живописи по порядку. Отметим сразу, что их тут куда больше, чем в литературе, потому к каждой из них обратимся кратко и лаконично.

  • Пещерная живопись.
  • Искусство Древнего Египта и стран Ближнего Востока.
  • Крито-микенская культура.
  • Античные рисунки и письменность.
  • Средневековье: иконопись и готические иллюстрации на религиозную тематику.
  • Возрождение. Яркими представителями являются Микеланджело, да Винчи и др.
  • С 18-го века в живописи появляется стиль барокко. Ярко выражен в картинах Караваджо.
  • Классицизм, который и в изобразительном искусстве формировался с 16-го века, воплотился в работах Пуссена и Рубенса.
  • Романтизм проявил себя в полотнах Делакура и Гойи.
  • В конце 19-го века появился импрессионизм. Ярким его представителем считается Ван Гог, а наряду с ним выступают Гоген, Лотрек Мунк и другие.
  • В 20-м веке живопись поделилась на соцреалистичную и сюрреалистичную. Первое течение развивалось исключительно в России. Второе же покорило весь мир. Оно наглядно просматривается в картинах С. Дали, П. Пикассо и других художников этого времени.

Источник: https://FB.ru/article/175441/istoricheskie-epohi-po-poryadku-epohi-v-iskusstve-po-poryadku

Экономика здравоохранения основы и движение средств томас Э. Гетцен Университет Тэмпл Оглавление

16.5 Индустриальная эпоха:  Исторические рамки: 1800-1950 гг. н.э. Общая численность населения:

Исторические рамки: 1800-1950 гг. н.э. Общая численность населения: с 0,4 млрд. до 1,6 млрд.

человек Уровень прироста населения (время, за которое происходило удвоение численности населения): 65% (108 лет) Средняя продолжительность жизни: 35 лет Экономическая организация: промышленное производство Распределение дохода: смешанное Система здравоохранения: узкопрактическое Затраты на здравоохранение: 2-4%

В начале индустриальной эпохи жизнь была нелёгкой и зачастую становилась ещё сложнее для тех, кто переезжал в крупные города, чтобы работать на фабриках и заводах. Переполненные людьми трущобы и суровые условия труда приводили к возникновению болезней. В то время как живущие на фермах могли разнообразить свой рацион, возделывая сады и охотясь от случая к случаю, еда в городах была скудной и лишённой витаминов. Когда деревня оказалась закрытой (оказалась во власти землевладельцев, а не общины), люди начали переезжать в города и увеличилась опасность инфекционных заболеваний. В Англии средняя продолжительность жизни, составлявшая в 1600 г. 38 лет, уменьшилась за последующее столетие и так и не восстановилась на прежнем уровне вплоть до 1850 года316. И всё же, промышленная революция взяла своё: рост производительности труда привёл к повышению среднего уровня жизни. Произошёл резкий скачок скорости прироста населения, составившей в 1750-1800 гг. 0,43% – вдвое больше, чем в предыдущие три столетия, затем прирост населения составил 0,53% – в 1800-1900 гг., 0,88% в год – в 1900-1950 гг. и, наконец, с 1950 г. он вырос до 1,8% в год. Численность населения Земли увеличилась в 4 раза – с 750 млн. до 2,5 млрд. человек. Общая продолжительность жизни выросла за последние два столетия больше, чем за предшествовавшие им 2 тысячи лет: с 27 до 35 лет. И этот подъём был ещё заметнее в наиболее развитых странах, таких, например, как Швеция, где средняя продолжительность жизни возросла с 37 лет (в 1750 г.) до 71,3 лет в 1950 г.

Есть две причины, по которым мрачные предсказания Мальтуса не сбылись. Первая заключается в том, что технический прогресс оказался не краткосрочным улучшением, а продолжительным процессом. Одно изобретение влекло за собой другое, и производительность труда росла в геометрической прогрессии. В эпоху земледелия производственные затраты в основном включали в себя рабочую силу и землю.

Общее количество земли неизменно, а любое увеличение количества доступной рабочей силы приводило к тому, что надо было кормить всё больше людей. В индустриальную эпоху производственное оборудование, квалифицированные рабочие и доступ к информации стали куда важнее, чем земля и низко-квалифицированные работники сельского хозяйства.

К 1950 году один фермер, сидящий в оснащённой кондиционером кабине современного комбайна и собирая урожая генетически модифицированной пшеницы, обработав 100 акров, мог прокормить столько же людей, сколько в 1750 – целая дюжина крестьян.

Если в эпоху земледелия ежегодный рост производительности труда составлял около 1%, то в индустриальную эпоху эта цифра очень скоро утроилась, а порой даже рост производительности составлял 5% в год. Другой причиной тому, что предсказанного Мальтусом сокрушительного роста численности населения не произошло, стало то, что с понижением смертности понизилась и рождаемость.

Дети стали погибать реже, и родители предпочитали рожать меньше детей, но при этом вкладывать больше средств в их образование, здоровье и питание. Принимая решение о том, сколько иметь детей и как о них заботиться, люди руководствовались интересами своей семьи.

Все вместе, их решения привели к революции в обществе, а также вызвали изменения в характере рабочей силы и ускорили технический прогресс. В результате всё это привело к повышению заработной платы и улучшению условий жизни.

Почему же Ирландия пережила свою катастрофу «по Мальтусу» и потеряла при этом две трети своего населения, в то время как все остальные европейские страны в индустриальную эпоху переживали стремительный подъём? Ирландия не являлась независимым государством – она считалась английской колонией, управляемой лендлордами, не живущими в своих имениях.

Доходы от Ирландских поместий не шли в бюджет страны – они либо вкладывались в строительство фабрик и заводов в Англии, либо через акционерные компании уходили далеко за рубеж. Ирландские фермеры были не владельцами, а лишь арендаторами своих земель и обрабатывали поля в пользу лендлордов.

По мере того, как увеличивалась урожайность, росла арендная плата за землю, позволяя фермерам иметь средства, достаточные лишь для элементарного поддержания жизни – совсем как в эпоху земледелия.

Лишённые хоть какой-то части прибыли, фермеры-арендаторы были лишены и какого-либо стимула увеличивать урожайность, и возможности копить деньги и увеличивать благосостояние следующих поколений своей семьи. Единственным способом получить хоть какую-то выгоду от возросшей производительности труда для фермеров было рожать как можно больше детей, что они и делали.

Тем же ирландцам, которые хотели покинуть деревню и отправиться за лучшей жизнью в город, приходилось уезжать из страны и отправляться в Нью-Йорк. Отсутствие у граждан страны права на собственность и сдерживающая развитие колониальная организация экономики стали теми важными факторами, которые не позволили Ирландии в XIX веке войти в число развитых промышленных стран.

Прогнозы Мальтуса, конечно, не были такими мрачными и такими ложными, как их стремятся представить многие критики. Мальтус полагал, что, приводя цепочки логических умозаключений относительно демографической ситуации в деревне, он сможет побудить людей не спешить заключать браки и не заводить множество детей.

Надо сказать, что уровень рождаемости действительно снизился, но совсем по другим причинам. Дело в том, что женщины получили больше возможностей для развития и стали меньше времени посвящать воспитанию детей. Дети стали реже гибнуть, и уже не надо было рожать так много детей, чтобы быть уверенным, что хотя бы один или два из них доживут до зрелого возраста.

Зависимость от количества детей теперь уступила место зависимости от объёма сбережений. И, пожалуй, самым важным было то, что дети из дополнительной формы дохода (в качестве потенциальных работников в семье) превратились в одну из статей расходов (принося радость, но и требуя значительных затрат).

Все эти изменения приводили либо к тому, что либо увеличивалась стоимость воспитания детей, либо уменьшался спрос на них. Если в 1750 г. В Англии общий коэффициент рождаемости был в среднем 5,3 родов на одну взрослую женщину, то к 1850 г. он уменьшился до 4,6, а в 1960 г.

составил 1,9 (а это ниже необходимого уровня в 2,0 – так что, со временем численность населения Англии сократилась бы, если бы не иммигранты из других стран).

Процесс экономического развития, как правило, связан с серьёзными изменениями в численности и составе населения страны, эти изменения называют «демографическим сдвигом».

В обществе, находящемся на аграрной стадии развития, многие дети умирают, не достигнув зрелого возраста. Высокому уровню смертности (4-5%) соответствует высокая рождаемость (также 4-5%), поэтому общая численность населения остаётся практически неизменной или медленно увеличивается. Этот баланс между смертностью и рождаемостью резко меняется в процессе экономического развития.

С увеличением благосостояния людей, уровень смертности снижается до 1-2%. А так как рождаемость по-прежнему остаётся высокой, происходит резкий рост численности населения (из-за разницы между уровнем рождаемости и уровнем смертности) до 2-4% в год, а этого достаточно, чтобы с каждым новым поколением (каждые 15-40 лет) происходило удвоение численности населения. Однако такой всплеск роста численности людей не может длиться бесконечно. Хотя постоянный рост прибыли в экономике не обязательно вызывает спад рождаемости, на деле этот спад наблюдается практически в любой развитой стране. Когда дети перестали быть потенциальным производительным активом семьи и стали дорогостоящей частью семейных расходов, люди стали концентрировать больше внимания и вкладывать больше средств в меньшее количество детей317. Этот спад рождаемости произошёл без применения современных средств контроля над ней. Более поздние браки, длительное грудное вскармливание, участившиеся аборты и прочие факторы использовались многими странами для ограничения численности населения до желаемого уровня, в этих странах даже не приходилось прибегать к помощи контрацепции. С продолжением экономического развития, низкий уровень смертности (1-2%) сопровождается низким уровнем рождаемости (1-2%), так что общая численность населения вновь оказывается постоянной или медленно растущей, и таким образом, завершается процесс демографического сдвига (см. график 16.2).

Всплески роста численности населения в эпоху земледелия случались тогда, когда освоение новых территорий вызывало повышение уровня рождаемости, в то время как при демографическом сдвиге рост численности населения объясняется снижением уровня смертности. Эти два варианта демографического развития в долгосрочной перспективе влияют на средний уровень благосостояния людей. Когда происходит освоение новых территорий, каждый из первооткрывателей получает гораздо больше земли, чем мог иметь в той стране, откуда он приехал, и таким образом, обладает большей предельной производительностью труда и большим уровнем благосостояния. Это преимущество со временем стирается, так как на новой территории появляется всё больше и больше людей. Постепенно новые земли становятся такими же перенаселёнными, как и старые, давно освоенные, предельная производительность труда возвращается на уровень прожиточного минимума, и, хотя общая численность населения становится больше, уровень жизни людей не очень сильно повышается. И напротив, экономические изменения, происходящие при демографическом сдвиге, вместо того, чтобы нивелироваться со временем, только усиливаются в каждом новом поколении. Здоровые взрослые люди могут хорошо и много работать, накапливая таким образом больше излишков, чтобы вкладывать их во что-то, в то же время, меньшее количество детей в семье означает, что каждый ребёнок получает больше в отношении образования, питания и наследства. Все эти достижения ведут к дальнейшему снижению уровня смертности, уменьшению количества детей в семье и т.д. Каждое поколение живёт лучше и богаче предыдущего, и материальные блага каждой семьи распределяются между всё меньшим и меньшим количеством потомков, и так до тех пор, пока не произойдёт демографический сдвиг. К этому моменту часть доходов семьи, необходимая для покупки еды, сокращается с 80% до 20%. Наличие достаточного количества пищи не является больше основным фактором, влияющим на демографическую ситуацию и на производительность труда.

В обществе, состоящем из охотников и собирателей, не может быть богатых людей. Всё племя в целом существует на одном уровне, достаточном для выживания, и лишь небольшое количество имущества накапливается в виде оружия и религиозных объектов. Один или два неудачных года подряд могут привести к катастрофе.

В аграрном обществе, напротив, существует иерархия и зачастую накапливается много имущества, большая часть которого концентрируется в руках правящей верхушки. Население состоит по большей части из деревенских крестьян.

По мере развития аграрной цивилизации, увеличивается количество торговцев, военных, ремесленников, купцов и других представителей буржуазии, живущих как свободные «граждане», в городах (в основном в маленьких), и, тем не менее, они всегда остаются в меньшинстве. Власть короля является абсолютной, и основная часть богатства страны находится под его контролем.

Чтобы произошёл процесс индустриализации, большая часть населения должна переехать жить в города. Оставляя землю, люди перестают принадлежать землевладельцу и становятся наёмной рабочей силой на фабриках и заводах.

По мере того, как бизнес и бюрократический аппарат приходят на смену феодальным поместьям как способу организации производства, плоды экономического развития получают всё большее распространение. Не смотря на то, что ставки заводских рабочих поначалу тоже находятся на уровне прожиточного минимума, реальные заработки быстро повышаются, и происходит это по двум причинам.

Во-первых, снижение уровня рождаемости, произошедшее в результате демографического сдвига, приводит к тому, что всё меньше новых рабочих появляется на рынке труда, таким образом, спрос на рабочую силу растёт быстрее, чем предложение, и в итоге возникает давление на заработную плату в сторону её повышения. Во-вторых, рынок рабочей силы становится более специализированным.

На первых порах угроза голода заставляла низко-квалифицированных рабочих покидать свои фермы и отправляться в город в поисках зарплаты, позволяющей достичь прожиточного минимума. Однако в дальнейшем предприятия начинали с помощью прогрессивной оплаты труда привлекать в город высококвалифицированных механиков, служащих и управляющих.

Эти высокооплачиваемые рабочие и лавочники могли позволить себе некоторую роскошь. Они также могли откладывать деньги на пенсию, внося, таким образом, свой вклад в объединение средств, нужных для капиталовложений и организации новых предприятий.

Хотя зависимые от феодала деревенские кузнецы и гордились плодами своей работы, большая часть доходов от неё доставалась их хозяину. В индустриальную эпоху у инженеров-механиков появился стимул совершенствоваться в своей работе, так как, чем больше и лучше они работали, тем больше получали. Более того, они могли рискнуть и внедрить какое-либо нововведение или даже открыть своё собственное дело, чтобы стать богаче. И даже если их попытка проваливалась, они теряли только некоторую сумму денег, но не жизнь. После этого рабочий мог устроиться на другую работу, чтобы продолжать кормить свою семью318.

В городах-государствах и империях эпохи земледелия, короли и феодалы пользовались централизованной бюрократической системой, чтобы повышать налоги, строить дороги и поддерживать армию.

Чтобы строить фабрики и заводы и внедрять новые технологии, в эпоху индустриализации требовались усилия разобщённых предпринимателей, которые управляли своими предприятиями не от имени короля, а от своего собственного имени.

Работая независимо друг от друга или в небольших объединениях, предприниматели убеждали инвесторов вкладывать капитал именно в их производство и старались привлечь высокой зарплатой квалифицированных работников. К концу индустриальной эпохи даже те, кто обладал весьма скромным заработком, могли позволить себе учиться в школе, начинать свой бизнес и откладывать деньги на пенсию.

Произошли поразительные изменения в системе распределения доходов и богатства: основная часть средств оказалась в руках многочисленного и всё расширяющегося среднего класса, состоящего из рабочих, работников торговли и мелких предпринимателей.

В 1750 году практически весь рынок искусства, образования, путешествий, жилья – почти всего, кроме еды – был ориентирован на высший класс общества – те 2% семей, которые были действительно богатыми. К 1950 году рынок подобных товаров и услуг в США, Англии, Германии и других развитых странах был нацелен на средний класс. Богатые люди приобретали предметы роскоши в немногочисленных специализированных магазинах, в то время как миллионы отоваривались в универмагах (см. график 16.2)319.

Общественная иерархия, существовавшая в эпоху земледелия, разрушалась из-за радикальных изменений в экономике и общего увеличения заработков. Толпа, ранее находившаяся на дне общества, теперь уступила место разрастающемуся среднему классу, активно участвующему в денежной экономике.

Этот сдвиг в общественной и экономической структуре даже в большей степени, чем открытия как таковые, стал движущей силой того экономического роста, который сопутствовал промышленной революции.

По сей день в мире существует много бедных аграрных стран, борющихся за переход к положительному экономическому и демографическому развитию.

И дело не в том, что им не хватает новых технологий (о которых можно узнать из книг, заказать по каталогу или использовать сообща в рамках совместного предприятия).

Проблема заключается в том, что в этих странах отсутствует право на собственность, общественный порядок и соответствующая система управления – то, что позволило бы создать условия для продуктивного применения этих технологий320. Возможный голод продолжает угрожать здоровью людей не из-за нехватки необходимой информации, оборудования или средств для вложения в производство, а из-за отсутствия правильной организации экономики.

Health Economics: Fundamentals and Flow of Funds (Экономика здравоохранения: Основы и Финансовые потоки) является «букварем» экономического анализа и производства услуг здравоохранения.

Данный учебник рассчитан на студентов, получающих образование в сфере медицины, здравоохранения и управления, желающих усвоить основные экономические аспекты изучаемой ими сферы без длительной предварительной подготовки; студентов, только начинающих изучать экономику, желающих подробно изучить прикладную область без необходимости прибегать к объемным математическим вычислениям; более продвинутых студентов, изучающих экономику, которым могут быть знакомы техники анализа, но присущ недостаток знаний многих институциональных особенностей, которые делают здравоохранение такой уникальной и особенной областью. Эта книга основывается на работе многих ученых, но в соответствии со своей целью быть основой для представления студентам в большей степени принципов и концепций экономики здравоохранения, чем литературы этой области и методов исследования, установление авторства, сноски и ссылки преднамеренно ограниченны. Перечень дополнительной литературы и более продвинутых источников представлен в конце каждой главы, а также на сайте www.wiley.com/college/getzen.

В первых двенадцати главах используется подход финансовых потоков для описания средств стимулирования и организационной структуры системы здравоохранения. Транзакции между пациентами и докторами проанализированы с целью проследить как формируется прибыль, покрываются издержки, заключаются (подразумеваются) контракты и формируются правила регулирования. Долгосрочные последствия обмена услуги на деньги детально раскрыты, посредством исторического развития тех отличительных особенностей, которые характеризуют производственную организацию здравоохранения: лицензирование, страхование третьей стороной, некоммерческие больницы, государственное регулирование. Последние семь глав рассматривают более широкую макроэкономическую перспективу с целью изучить динамику изменений в системе здравоохранения и рассмотреть определяющие факторы государственных расходов на здравоохранение, а также влияние государства на государственное и частное здравоохранение. Вводная глава описывает общие финансовые потоки, схематично показывает сложность транзакций в сфере здравоохранения, а также представляет основные принципы, формирующие инструментарий для экономического анализа. Глава 2 рассматривает экономическую концепцию спроса и сравнивает ее с медицинской концепцией потребности. Глава 3 применяет основные принципы спроса и предложения, маржинализма и равновесия, используя подход затрат и выгод в контексте клиники. Более детальное рассмотрение организации здравоохранения начинается в главах 4 и 5, посвященных страхованию и компенсации третьими сторонами, которые стали основным источником финансирования здравоохранения. Доктора, агенты, пациенты – основные игроки во всех транзакциях, являются предметом следующих двух глав. Главы 8 и 9 посвящены компенсациям, регулированию, а также структуре затрат больниц. HMO (Организации медицинского обеспечения) и другие договорные сетевые организации, которые управляли здравоохранением описываются в главе 10, где особое внимание уделено механизмам оплаты и доступа к капиталу. Обзор поставщиков услуг завершается главами посвященными длительному медицинскому обслуживанию и фармацевтике. Фармацевтические компании представляют собой пример современной «информационной экономики», где постоянные затраты на исследование и маркетинг превосходят затраты на продукцию, и где конкуренция опирается на постоянную инновацию. Для того, чтобы понять взаимодействие составляющих, необходимо поместить здравоохранение в макроэкономическую среду, которая включает перераспределение, налогообложение, инфляцию и рост. Глава 14 рассматривает роль государства, а глава 15 исследует общественные блага как частную форму несостоятельности рынка, которая требует вмешательства. Экономическая история здравоохранения представлена в главе 16, в основу положены вклад демографии и работа по клиометрике авторов Fogel и North. Глава 17 представляет международное сравнение расходов на здравоохранение, используя данные по странам: Кения, Судан, Мексика, Польша, Германия и Япония в качестве иллюстративного примера. Динамика расходов на здравоохранение представлена в главе 18 как применение гипотезы постоянного дохода. Эта модель используется для эмпирической оценки эффективности некоторых попыток контролировать затраты на здравоохранение. Последняя глава посвящена вероятным тенденциям по расходам на здравоохранение, предполагая, что первоначальным барьером на пути к повышению эффективности являются низкие ассигнования. Экономика здравоохранения увлекательна в изучении, но непроста в обобщении и в отражении с помощью четких уравнений. От части это обусловлено тем, что изучение экономики здравоохранения довольно ново и до сих пор находится в процессе совершенствования, но, в первую очередь, причиной этому, является то, что доктора и больницы ведут непростую деятельность, и доходят до сути того, что значит быть человеком. Какова цена жизни? Кто платит за боль, и что значить доверять хирургу, который получает выгоду от болезни? Поскольку наибольшая часть медицинского обслуживания финансируется из налогов и страхования, прямой связи между плаченными и затраченными ресурсами нет. Как следствие, «цены» становятся более неопределенными и обычно в меньшей степени соответствуют проведенной операции, чем непрерывным отношениям доверия и профессионального поведения. Важно понимать, как экономические силы продолжают работать, когда рынок непрямой и неэффективный, и как другие организационные принципы (профессионализм, лицензирование, посредничество, регулирование) действуют как замена цены. В то время, как большинство отличительных особенностей рынка здравоохранения существуют для того, чтобы сделать людей более состоятельными, эти особенности были отточены теми группами, у которых была возможность изменить правила в своих интересах, являясь предметом влияния экономической и политической конкуренции. Проследить экономические причины и развитие организации здравоохранения, а также сделать вышеупомянутые силы более очевидными и годными для анализа – является целью данной книги.

Источник: http://lib.znaimo.com.ua/docs/5/index-15125.html?page=92

Индустриальная эпоха

16.5 Индустриальная эпоха:  Исторические рамки: 1800-1950 гг. н.э. Общая численность населения:

страница -> И -> Индустриальная эпоха

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭПОХА, эпоха глобальных технологических, социально-экономических и политических трансформаций, связанных с индустриальными революциями.Раньше всего началась в Британии (сер. 18 в.). В большинстве европейских стран и в Северной Америке пришлась на 19 — 1-ю пол. 20 в. В 1950-х гг.

сменилась постиндустриальной эпохой. Страны третьего мира вступили в неё во 2-й пол. 20 в.

В 19 в. индустриализации способствовали внешние условия: отсутствие в Европе крупных военных конфликтов в 1815—1914 гг.

; относительная финансовая стабильность, система золотых стандартов и твёрдые валютные курсы; утверждение рыночных отношений в Европе и Северной Америке.

Индустриальная эпоха. Фабрика картона в Манчестере.

черта эпохи — смена экономики, основанной на ручном труде (мануфактура), экономикой, базирующейся на машинном производстве (фабрика). Предпосылками этого стали: изобретение Д.

Уаттом парового двигателя (первоначально применялся для откачки воды из рудников), переход к использованию коксующегося угля вместо древесного при выплавке металла (сначала свинца и меди); внедрение станков, целиком сделанных из металлических деталей (промышленный переворот, ряд исследователей называет его 1-й промышленной революцией).

Из текстильной промышленности (кольцепрядильные машины для хлопкопрядения) механизация распространилась на другие отрасли.
Новый этап индустриализации начался в сер. 19 в.

Он был связан с появлением пароходов и железных дорог; в конце века стали использовать двигатели внутреннего сгорания и электроэнергию; зародилась химическая промышленность (2-я промышленная революция). В результате экономика Европы утратила преимущественно аграрный характер, индустриальный сектор стал доминировать.

Основной формой организации производства теперь была фабрика — промышленное предприятие, основанное на применении машин. Это позволило значительно увеличить производство и повысить производительность труда, привело к расширению рынка труда и миграции рабочей силы из деревни в город.

Интенсивно шёл процесс урбанизации. Первым в мире индустриальным городом стал Манчестер, центр британской хлопковой промышленности. В 1914 г. более трети англичан проживало в городах, в Германии и США городское население насчитывало ок. 20%.

Индустриальная эпоха ознаменовалась демографической революцией. Уже во 2-й пол. 18 в. в Западной Европе началось снижение уровня смертности (в ведущих европейских странах за 19 в. — с 25 до 15 %).

Этому способствовало улучшение условий жизни, успехи медицины в борьбе с эпидемиями, появление санитарного контроля, пропаганда гигиены. Снижение уровня смертности в сочетании с сохранением высокого уровня рождаемости обусловило быстрые темпы роста народонаселения в Европе. В 19 в.

оно увеличилось в 2 раза (с 200 млн. в 1800 г. до 430 млн. в 1900 г.), в Британии — в 3,5 раза. Благодаря сокращению детской смертности произошло значительное омоложение европейского общества.

Серьёзные изменения претерпела социальная структура. Индустриализация привела к резкому росту среднего (буржуазия) класса и рабочих, усилению их роли в жизни общества. Доминирование земельной аристократии в экономике, обществе и политике постепенно ослабевало.

Расширение избирательного корпуса и утверждение парламентской демократии открывало среднему классу во 2-й пол. 19 в. путь к политической власти (парламентская реформа в Британии в 1832 г., конституция 1875 г. во Франции).

Концентрация рабочих на фабриках способствовала их объединению в профсоюзы (в Британии разрешены в 1824 г.), развернувшие борьбу за экономические права трудящихся; её основной формой были стачки. Вскоре рабочее движение стало приобретать политическую окраску. В 1842 г.

английские рабочие попытались организовать первую всеобщую стачку за политическую реформу (охватила только северные районы страны). В кон. 19 в. в странах Европы сформировались и добились представительства в парламентах рабочие (социал-демократические) партии (наиболее успешно во Франции, Германии и Австрии).

Во Франции социалисты вошли в правительство (А. Мильеран в 1899 г.) и даже возглавили его (А. Бриан в 1909 г.); в 1906 г. победившие на выборах либералы включили в свой кабинет рабочего (Д. Барнс).

Характерная черта индустриальной эпохи — массовое использование в машинном производстве труда женщин, детей и подростков, работавших в ужасных условиях (особенно в угольных шахтах и на текстильных фабриках). Их заработок более чем в 2 раза уступал заработку мужчин.

Они нередко становились жертвами несчастных случаев, не получая при этом ни компенсации, ни пенсий. Эта система вызвала острую критику в обществе и привела к принятию рабочего законодательства. Британия запретила в 1833—1847 гг. детский труд и ограничила труд подростков и женщин; в 1842 г.

было полностью запрещено использование подростков и женщин на работах в подземных шахтах; в 1875 г. установлена 55-часовая рабочая неделя для взрослых. Германия в начале 1890-х гг. запретила труд подростков до 13 лет и ввела 11-часовой рабочий день для женщин. Австралия в кон. 19 в.

запретила труд подростков младше 14 лет и сократила рабочее время в воскресные и праздничные дни. Франция в 1900 г. установила максимальную продолжительность рабочего дня в 10 часов.
Индустриализация вела к разорению большинства ремесленников (их продукция по качеству и стоимости не могла конкурировать с фабричной). В Британии в 1810-х гг.

развернулось движение луддитов, направленное против машин как таковых (разрушали фабрики и уничтожали станки). В общественной мысли у индустриального прогресса и капиталистической системы наряду с защитниками (А. Смит и др.) нашлись и серьёзные противники. К.

Маркс и его последователи делали акцент на том, что индустриализация поляризует общество (буржуазия — пролетариат); они предрекали неизбежную социалистическую революцию. Представители романтизма идеализировали естественный мир (природу) и противопоставляли его миру чудовищных машин и механизмов.

Источник: http://www.history-names.ru/i/industrialnaya_epoha.shtml

Medic-studio
Добавить комментарий