16. Близнецовый метод исследования и его разновидности.

Разновидности метода близнецов

16. Близнецовый метод исследования и его разновидности.

С помощью определенных разновидностей близнецового метода

можно решать и собственно психогенетические задачи, и иные, не

относящиеся непосредственно к проблеме наследственности и среды

(т.е. не выделяющие тот и другой компонент дисперсии), но либо

использующие близнецовые пары как информативную модель, либо

изучающие их как особую популяцию и тем самым обслуживающие

сам метод (например, тестирующие гипотезу о равенстве средовых

влияний в парах МЗ и ДЗ близнецов).

Основных разновидностей метода четыре: разлученных близнецов,

семей МЗ близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары. Пер-

вые две позволяют решать генетические задачи, две других использу-

ются для иных целей. Последовательно разберем их.

Метод разлученных близнецов заключается в оценке внутрипарного

сходства исследуемого признака у близнецов, разлученных в детстве

и, следовательно, воспитывавшихся в разных средах. Наибольшую

ценность представляют пары МЗ близнецов (МЗр), разлученных в пер-

вые месяцы или годы жизни; два генетически одинаковых человека

растут в разных средовых условиях; тогда их сходство, если оно кон-

статируется, не может быть объяснено сходством среды, а получае-

мые корреляции есть непосредственная мера наследуемости признака.

Это — своеобразный «критический эксперимент» психогенетики.

Первая женская пара разлученных в возрасте 1 месяца МЗ близне-

цов описана П. Попенье [369], и вслед за ним данная пара была более

полно обследована X. Мюллером [341], когда женщинам было по 30

лет. Они имели сильно различающееся школьное образование (разни-

ца в 9 лет обучения) и очень близкие оценки интеллекта (с разницей

всего в 1 балл) [цит. по: 175, 206]. Мюллер первым оценил значимость

этой «экспериментальной модели», подаренной жизнью, о чем, по

словам Т. Бушара, свидетельствует даже подзаголовок его статьи: «Пре-

дел, до которого умственные черты не зависят от наследственнос-

ти, — как он тестируется в случае идентичных близнецов, воспитан-

ных порознь». Бушар считает, что «Мюллер сформулировал методо-

12-1432

логические положения, не полностью понятые даже теперь, 70 лет

спустя» [206].

В 1937 г. была опубликована работа X. Ньюмена, Ф. Фримена и К.

Холзингера, которым удалось собрать уже 19 пар разлученных МЗ близ-

нецов [344]; сейчас в таблице, суммирующей исследования интеллек-

та у МЗр по 1992 г., значатся 162 пары [206]*.

Критика этого варианта близнецового метода касается оценки дей-

ствительного различия сред, в которых воспитывались разлученные

МЗ близнецы. Достаточно часто близнецы воспитываются в родствен-

ных семьях, видятся друг с другом, иногда даже посещают одну и ту

же школу. Анализ данных Д. Шилдса, произведенный Л. Кэмином [303],

показал, что все эти обстоятельства повышают сходство МЗр близне-

цов. Работа Л. Кэмина ценна тем, что она обратила внимание на необ-

ходимость оценки реальных форм разлучения МЗ близнецов.

Например, из 40 пар разлученных МЗ близнецов, обследованных Шилд-

сом, 27 пар воспитывались в родственных семьях; у них корреляция по интел-

лекту равна 0,83. У остальных 13 пар, близнецы которых были размещены в

чужие семьи, эта корреляция существенно ниже —0,51. Более того, если один

близнец рос с матерью, а второй — у ее родственников, то сходство по ин-

теллекту было выше по сравнению со случаями, когда второго близнеца вос-

питывали родственники отца (r = 0,94 и r = 0,56 соответственно). Однако и

в том случае, когда среда воспитания близнецов существенно различалась,

внутрипарная корреляция по интеллекту была достаточно высокой: r = 0,45.

Поскольку разные аспекты среды значимы для разных аспектов

развития и, кроме того, средовые влияния опосредуются индивиду-

альностью ребенка (гипотеза средовой и органической специфичнос-

ти), оценка средовых параметров не должна быть глобальной. Поэто-

му, во-первых, здесь вновь встает вопрос о релевантности параметров

среды изучаемому признаку, т.е. о том, какие средовые факторы надо

оценивать в случае, если объектом генетического исследования явля-

ется, например, интеллект, и какие — если исследуется другая пси-

хологическая черта. Во-вторых, возможно, что МЗ близнецы в силу

генетической идентичности «выбирают» в качестве актуальных анало-

гичные элементы среды, т.е. формально разные среды могут содер-

жать сходные психологически значимые элементы, но это будет ре-

зультатом, а не причиной сходства МЗ близнецов.

Метод семей МЗ близнецов, или метод монозиготных полусиблин-

гов (the monozygotic half-sibling method [363]), заключается в сопос-

тавлении детей в семьях, где матери или отцы являются монозигот-

ными близнецами. Эти дети имеют весьма своеобразный генетичес-

* Данные С. Бэрта [221], собравшего одну из самых больших выборок МЗр

близнецов (53 пары), не учитываются из-за имеющихся сомнений в их достовер-

ности [см. 303, 252].

кий статус: тетя (или дядя) с точки зрения генетической — то же

самое, что мать (или отец), т.е. они, не будучи сиблингами, не явля-

ются и двоюродными братьями и сестрами, поскольку имеют только

по одному генетически различающемуся родителю, поэтому их име-

нуют полусиблингами (half-siblings).

задача, для решения которой этот вариант метода дает

ценный материал, состоит в выявлении так называемого материнско-

го эффекта. Этим термином обозначается преимущественное влияние

матери на фенотип потомков, возникающее не только благодаря пе-

редаче генов, но и по иным причинам, к которым относятся и психо-

логические, постнатальные факторы (идентификация ребенка с ма-

терью, особенности их взаимодействия), и биологические, внутриут-

робные (состояние материнского организма во время беременности,

цитоплазматическая наследственность).

Наличие материнского эффекта в психологической черте должно

проявиться в большем сходстве детей, имеющих матерей — МЗ близ-

нецов, по сравнению с детьми, у которых отцы-МЗ близнецы.

Особый интерес вызывают эффекты цитоплазматической наследствен-

ности, которые можно обнаружить (в психологических признаках человека)

пока только таким путем. Дело в том, что, помимо генов, заключенных в хро-

мосомах ядра клетки, носителями наследственной информации являются не-

которые структуры, находящиеся вне ядра, в цитоплазме клетки (соответствен-

но эти два вида наследственности и называются «ядерной», или «хромосом-

ной», и «цитоплазматической»).

Объем цитоплазмы в женской яйцеклетке не сопоставим с ее объемом в

сперматозоиде: по некоторым данным, в яйцеклетке он во много тысяч раз

больше, чем в спермии, состоящем практически полностью из ядра и оболоч-

ки. Вот почему все передающееся потомству через цитоплазматические струк-

туры идет от матери — это и есть генетический материнский эффект.

В экспериментах, например, с насекомыми материнский эффект обнару-

живается при реципрокных скрещиваниях; у человека вообще и примени-

тельно к количественным психологическим признакам особенно он, очевид-

но, имеет меньшее значение. Но тем не менее возможность таких влияний

существует, и для их исследования оптимальным оказывается данный вари-

ант метода близнецов. Пока подобных работ очень немного, они посвящены

пространственным способностям, скорости перцепции [381, 422] и дали не-

сколько противоречивые результаты.

Помимо материнского эффекта эта экспериментальная модель

позволяет более детально изучить феномен ассортативности, т.е. не-

случайного подбора супружеских пар (похожи ли супруги у генети-

чески одинаковых людей?), и сцепление с полом. В последнем случае

полусиблинги-мальчики должны быть более похожими, если монози-

готы — их матери (поскольку свою единственную Х-хромосому каж-

дый их них получит от генетически идентичных женщин), и менее

похожими — если отцы. У девочек-полусиблингов картина должна

быть обратной.

12*

Основное ограничение метода заключается в том, что генетичес-

ки идентичные родители могут создавать в своих семьях сходную сре-

ду, в которой взаимодействия в диадах ребенок Х МЗ родитель и ребе-

нок Х МЗ дядя (тетя) будут весьма похожими, а у ДЗ родителей со

своими детьми и племянниками будет такое же средовое и генетичес-

кое сходство, как у родителей и детей в обычной семейной ситуации.

Поэтому данный вариант близнецового метода может успешно ре-

шать некоторые частные вопросы, однако для разделения генетичес-

кой и средовой дисперсии признака он имеет меньшую разрешаю-

щую способность, чем другие методы психогенетики [363].

Метод контрольного близнеца (взаимоконтроля близнецов, конт-

роля по партнеру, близнеца-свидетеля) основан на том, что МЗ близ-

нецы, — генетически одинаковые люди, имевшие общую эмбрио-

нальную и в обычных условиях семейную среду, — являются идеаль-

ным контролем друг к другу. Если группу МЗ близнецов разделить на

две выборки так, чтобы в каждую вошли по одному близнецу из каж-

дой пары, то исследователь получит уникальную ситуацию — две вы-

борки, уравненные и по генетической конституции, и по основным

средовым (общесемейным) параметрам. Далее можно, например, одну

группу тренировать, а другую — нет или тренировать их в разном

возрасте, как это было сделано в работе А. Гезелла, впервые приме-

нившего данный метод и прослеживавшего вместе с коллегами раз-

витие одной женской пары МЗ близнецов с первых месяцев жизни до

14 лет [272, 273, 274, 275]. Они получили материал, свидетельствую-

щий о зависимости эффективности обучения (двигательного и рече-

вого) от возраста. Одновременно можно оценить и длительность удер-

жания эффекта тренировки: поскольку в раннем детстве созревание

существенно определяется генетической программой, тип и темп его

у МЗ близнецов в основном одинаковы. В упомянутых работах А. Гезел-

ла и его сотрудников показано, например, что разница в речевом

развитии, стимулированном тренировкой в возрасте 1,5-2 лет, стер-

лась в течение трех месяцев.

Шведский исследователь А. Незлунд [цит. по: 434] оценил таким

методом разные способы обучения чтению и показал, что одного,

оптимального для всех способа нет, их эффективность зависит от уровня

интеллектуального развития ребенка.

В упоминавшихся (см. Введение) работах Московского Медико-

генетического института этот метод (5 пар МЗ близнецов 5-6 лет)

тоже использован для анализа не только эффекта обучения, но и кон-

структивной деятельности. Показано, что обучение при помощи ме-

тода «моделей» эффективнее, чем простое копирование: не только

улучшается сама конструктивная деятельность, но и перестраиваются

другие психические функции ребенка. Позже, в 1956 г., была опубли-

кована работа А.Р. Лурия и Ф.Н. Юдович о развитии речи, где МЗ

близнецы также служили контролем друг к другу [102].

Р. Пломин с соавторами [363] отмечал, что таких работ очень

мало — «менее дюжины», но и их, тем не менее, делят на три группы.

В первую входят наиболее ранние работы, в которых исследуется вза-

имодействие между созреванием и тренировкой, при этом близне-

цов-партнеров обучают одному и тому же, но в разных возрастах. К дан-

ной группе относятся, например, упоминавшиеся работы А. Гезелла с

сотрудниками. Во второй группе работ сравнивается эффективность

разных способов обучения, в качестве примера может служить упомя-

нутое шведское исследование обучения чтению. Авторы третьей, наи-

более обширной группы работ изучают вопрос о том, насколько

существенными могут быть различия, создаваемые средой у генети-

чески идентичных индивидуумов. Примером могут служить экспери-

ментальные методы изменения средовых воздействий, использован-

ные в упоминавшихся исследованиях Московского Медико-генети-

ческого института.

Метод близнецовой пары. Еще в 30-х годах появились работы, в

которых рассказывалось об особой психологической ситуации в парах

близнецов, особом «эффекте пары», или «эффекте близнецовости».

Они были выполнены и в психоаналитической традиции, и в психо-

логии развития, и, специально, в русле психогенетических исследо-

ваний. Основными характеристиками этой особой психологической

ситуации являются две борющиеся тенденции: к идентификации со

своим со-близнецом и, наоборот, к индивидуализации каждого члена

пары. Первая приводит к ощущению себя сначала членом пары и лишь

затем — отдельной личностью; вторая, в крайних случаях, может при-

вести к выраженным конфликтным отношениям близнецов, своеоб-

разному протесту против «второго — такого же». С возрастом первая

тенденция обычно ослабевает, уступая место второй, причем у близ-

нецов-мужчин данный процесс происходит легче, чем у женщин.

На этом фоне существуют более тонкие оттенки внутрипарных

отношений. Например, еще в 1934 г. X. фон Браккен описал феномены

гармонического и дисгармонического соперничества близнецов: «со-

ревнование друг с другом» и «соревнование друг против друга». Сна-

чала предполагалось, что первое характерно для МЗ близнецов, вто-

рое — для ДЗ, однако в дальнейшем это не подтвердилось; оба типа

диадических взаимодействий встречаются и у тех, и у других. Он опи-

сал и некоторые специфические для пары социальные роли: «мини-

стра внешних сношений», осуществляющего общение с внешним

миром, и «министра внутренних дел» («совесть пары»). Позже ролевые

отношения, существующие в повседневной жизни близнецов, были

описаны итальянским исследователем Л. Геддой и другими зарубеж-

ными авторами, а среди отечественных В.В. Семеновым [132, 137] и

Н.В. Искольдским [65, 66]. Они же продемонстрировали, как распре-

деление ролей влияет на оценку внутрипарного сходства и, соответ-

ственно, на величину коэффициента наследуемости, о чем уже го-

ворилось ранее. А в работах И.И. Канаева [69, 70] было показано, как

роли «старшего» (родившегося первым) и «младшего», ведущего и ве-

домого, формируют различия в психологическом облике близнецов.

Однако наиболее детально близнецовую ситуацию исследовал

Р. Заззо и описал в 1960 г. в книге «Близнецы: пара и личность»

(на русский язык она, к сожалению, не переведена; краткий анализ

см.: [152]). Он ввел и само понятие «близнецовая ситуация», показал

ее проявления и обосновал необходимость ее изучения.

Сам Р. Заззо назвал исследование близнецовых пар «третьим мето-

дом» наряду с методами «контрастных групп» Гальтона (имеется в

виду сопоставление групп МЗ и ДЗ близнецов) и «контрольного близ-

неца» Гезелла [459]. Согласно Р. Заззо, на фоне сходства близнецов,

порождаемого и генетическим сходством и тем, которое формируется

широкой средой, выделяется еще один фактор, создающий и специ-

фическое сходство, и различия в глубине его, — близнецовая ситуа-

ция, своеобразный «микрокосм», результатом действия которого мо-

жет стать и конвергенция, и дивергенция развития.

С помощью этого варианта метода решаются две задачи. Первая из

них — общепсихологическая: поскольку индивидуум существует только

внутри некоторых систем связей (например, в диаде) и «в этом смыс-

ле можно сказать, что мы все «близнецы»» [459, с. 25], постольку

близнецовая пара, особенно генетически идентичные МЗ близнецы,

может быть прекрасной моделью для изучения процессов индивидуа-

лизации, влияния конкретных средовых (внутрипарных и семейных)

факторов на формирование тех или иных психологических черт и т.д.

Вторая задача по существу есть проверка, во-первых, валидности са-

мого близнецового метода, а также постулата о равенстве средовых

влияний в парах МЗ и ДЗ близнецов и, во-вторых, вопроса о том,

репрезентативна ли среда близнецов среде, в которой развиваются

одиночнорожденные дети. Если условия развития и жизни близнецов

высоко специфичны, имеют собственные, только им присущие зако-

номерности, то близнецы перестают быть выборкой, репрезентатив-

ной общей популяции, и не могут быть использованы для изучения

общих закономерностей.

К двум указанным задачам необходимо, на наш взгляд, добавить

третью, связанную с жизнью самих близнецов. Чрезмерная, неком-

пенсируемая идентификация себя со своим со-близнецом, или пары

как целого, как особой «единицы», приводящая к отсутствию личной

идентичности, может стать причиной формирования личностных черт,

затрудняющих социальную адаптацию и в детстве, и во взрослом воз-

расте. Кроме того, отмеченные еще Р. Заззо и затем А. Р. Лурия особен-

ности речевого развития близнецов, точнее формирование прими-

тивной, синпрактической речи («криптофазия», по Заззо), может

привести к отставанию и в общем интеллектуальном развитии [см.: 97].

Поэтому

изучение

специфических

психологических

характеристик

близнецовой пары необходимо и для проведения консультационной

работы с родителями, имеющими детей-близнецов.

* * *

Методы, которыми располагает психогенетика, позволяют весьма

надежно решать ее главную задачу: выяснение той роли, которую иг-

рают факторы наследственности и среды в формировании межинди-

видуальной вариативности психологических и психофизиологических

признаков, индивидуальных траекторий развития и т.д. Особенно це-

нен имеющийся в литературе анализ ограничений каждого метода,

который позволяет либо контролировать помехи, либо компенсиро-

вать их объединением разных методов. Это — обязательное условие

продуктивного развития любой точной науки.

Кроме того, методы психогенетики позволяют более надежно ре-

шать ряд негенетических задач, связанных с выделением актуальных

для различных психологических черт средовых переменных, с более

точной оценкой эффектов внешних воздействий и многих других.

Г л а в а V I I I



Источник: https://infopedia.su/16x161cc.html

Близнецовый метод

16. Близнецовый метод исследования и его разновидности.

Близнецовый метод был предложен Ф. Гальтоном в 1865 году, но окончательная разработка его основ была проведена Г. Сименсом в 1924 году. Сименс разработал надежный способ диагностики зиготности (метод полисимптомного сравнения), базирующийся на оценке сходства и различия близнецов по целому ряду параметров.

Каждый параметр в отдельности не позволяет вынести суждения о зиготности близнецов, но использование комплекса параметров позволяет проводить более надежную диагностику. Кроме этого он предложил использовать в качестве объекта исследований не только МЗ близнецов, но и ДЗ близнецов. Принципы, заложенные Г.

Сименсом в основу близнецового метода не претерпели сколько-нибудь существенных изменений до настоящего времени.

Близнецовый метод в классическом варианте основывается на нескольких допущениях.

Во-первых, предполагается равенство сред для партнеров как в парах МЗ, так и парах ДЗ близнецов.

В этом случае если изменчивость признака полностью определяется средой, то и МЗ и ДЗ близнецы должны иметь по этому признаку одинаково высокие внутрипарные корреляции близкие к 1,0.

Если же изменчивость признака целиком зависит от генотипа, то коэффициент корреляции в группе МЗ близнецов должен быть близок к 1,0, а в группе ДЗ близнецов приблизительно равен 0,5 (т.е. степени родства ДЗ близнецов, схожести их генотипа).

Во вторых, предполагается отсутствие систематических различий между близнецами и одиночнорожденными. В обратном случае результаты близнецовых исследований нельзя переносить на популяцию в целом. Так же не должно быть систематических различий между самими типами близнецов.

Если положение о равенстве средовых условий развития МЗ и ДЗ близнецов не соблюдается, то оценки компонент фенотипической дисперсии (наследуемость, дисперсии эффектов общей и различающейся среды) искажаются. Подобное искажение может происходить в ряде случаев:

1) Средовые условия могут увеличивать внутрипарное сходство МЗ близнецов. Подчеркивание сходства окружающими может привести к появлению дополнительного (негенетического) сходства между членами МЗ пары близнецов. Это противоречит принятому допущению о равенстве общих сред для МЗ и ДЗ пар, так как для ДЗ пар подобное подчеркивание сходства менее характерно.

В случае изучения признака слабо зависящего от специфических особенностей среды (например – психофизиологических характеристик) погрешность будет невелика.

Но если признак чувствителен к такого рода особенностям близнецовой среды, то близнецовый метод малопригоден для его изучения так как нарушается принцип равенства сред и общая среда будет вносить больший вклад в сходство МЗ близнецов, чем в сходство ДЗ близнецов.

2) Средовые условия могут уменьшать внутрипарное сходство ДЗ близнецов. Так, в ряде исследований показано, что средовые условия развития имеют тенденцию увеличивать различия ДЗ близнецов: родители склонны акцентировать различия ДЗ близнецов (например, успехи в разных видах деятельности); сами близнецы стремятся подчеркнуть свою непохожесть.

Это приводит к эффекту диссимиляции – постепенному различию ДЗ близнецов.

Если изучаемая психологическая характеристика формируется при участии способствующих диссимиляции средовых факторов, то показатель наследуемости будет завышен как и в первом случае, поскольку общая среда будет вносить меньший вклад в сходство ДЗ близнецов, чем в сходство МЗ близнецов.

3) Условия развития могут равным образом уменьшать сходство партнеров как МЗ, так и ДЗ пар. Часть их связана с периодом внутриутробного развития и родов, часть приходится на последующие этапы развития.

Во время внутриутробного развития близнецы часто оказываются в неравных условиях. Так, все питательные вещества и кислород поступают в плод через плаценту. Все ДЗ близнецы и примерно одна треть МЗ близнецов имеет раздельные хорионы и плаценты. Остальные две трети МЗ близнецов имеют общие хорион и плаценту.

В этом случае в плодных оболочках так называемых монохорионных близнецов образуются различные соединения (шунты) между сосудистыми системами близнецов. В случае формирования артерио-венозного шунта происходит соединение артерии одного близнеца с веной другого.

При этом одному из близнецов может не доставать богатой кислородом и питательными веществами артериальной крови, возможный же избыток того и другого у второго близнеца также может не способствовать нормальному развитию.

К счастью, обычно возникает несколько примерно равных по мощности шунтов компенсирующих друг друга. Если же компенсация недостаточна, то один из близнецов развивается в условиях дефицита кислорода и питательных веществ.

В этом случае при рождении наблюдается значительная разница между близнецами, в первую очередь в весе. Подобная разница может наблюдаться и у ДЗ близнецов и дихорионных МЗ близнецов из-за неравномерного сдавливания плацент при многоплодной беременности.

Этап родов также может обусловить сильные средовые различия для близнецов. Близнец, рождающийся первым имеет больший шанс получить родовую травму.

В то же время второй близнец чаще всего занимает в матке неправильное положение что приводит к необходимости искусственного родовспоможения.

Кроме того второй близнец дольше находится в родах и соответственно дольше и острее испытывает кислородное голодание, что отрицательно сказывается на развитии нервной системы.

Средовые различия между близнецами возникают и на последующих этапах развития даже при воспитании в одной семье.

К этому чаще всего приводит предвзятое отношение родителей к каждому из близнецов, при этом физические особенности, возникшие на этапе внутриутробного развития и родов усугубляются.

Также часто происходит разделение обязанностей между близнецами (случай комплементарных отношений), разделение пар по принципу “лидер – ведомый”.

Таким образом, если средовые условия оказывают различное влияние на формирование изучаемой характеристики у МЗ и ДЗ близнецов, то показатель наследуемости этой характеристики может оказаться искаженным: заниженным, если общая среда вносит меньший вклад в сходство МЗ близнецов, чем в сходство ДЗ близнецов; завышенным – в противоположном случае.

Разновидности близнецового метода

Классический близнецовый метод.

В этом случае используется такая схема эксперимента, при которой выраженность исследуемого признака сопоставляется в парах МЗ и ДЗ близнецов и оценивается уровень внутрипарного сходства партнеров.

Метод контрольного близнеца.

Этот метод используется на выборках МЗ близнецов. Так как МЗ близнецы весьма сходны по многим признакам, то из партнеров МЗ пар можно составить две выборки, уравненные по большому числу параметров. Такие выборки используют для исследования влияния конкретных средовых воздействий на изменчивость признака.

При этом отобранная часть близнецов (по одному из каждой пары) подвергается специфическому воздействию, другая же часть является контрольной группой.

Поскольку в эксперименте участвуют генетически идентичные люди, то этот способ можно считать моделью для изучения воздействия различных средовых факторов на одного и того же человека.

Лонгитюдное близнецовое исследование.

В этом случае проводится длительное наблюдение одних и тех же близнецовых пар. Фактически это сочетание классического близнецового метода с лонгитюдным. Широко используется для изучения влияния средовых и генетических факторов в развитии.

Метод близнецовых семей.

Является сочетанием семейного и близнецового метода. При этом исследуются члены семей взрослых близнецовых пар. Дети МЗ близнецов по генетической конституции являются как бы детьми одного человека. Метод широко используется при изучении наследственных причин ряда заболеваний.

Исследование близнецов как пары.

Предполагает исследование специфических близнецовых эффектов и особенностей внутрипарных отношений. Используется как вспомогательный метод для проверки справедливости гипотезы о равенстве средовых условий для партнеров МЗ и ДЗ пар.

Сопоставление близнецов с неблизнецвми.

Также вспомогательный метод, позволяющий оценить существенность разницы между близнецами и неблизнецами. Если разница между близнецами и остальными людьми не является значимой, то близнецы и остальные люди относятся к одной генеральной выборке и, следовательно, результаты бллизнецовых исследований можно распространять на всю популяцию.

Так, было отмечено некоторое отставание членов близнецовых пар в развитии от одиночнорожденных. Особенно эта разница заметна в раннем возрасте. Но сопоставление результатов исследования членов близнецовых пар, чей партнер умер в раннем детстве и одиночнорожденных не выявил существенной разницы в уровне развития.

То есть особенности развития близнецов обусловлены не столько трудностями эмбрионального развития, сколько с особенностями воспитания близнецов как пары (семейные трудности при рождении близнецов, замкнутость близнецов в паре и т.п.).

Таким образом, близнецы несколько отличаются от всей популяции, но с возрастом эта разница заметно сглаживается и близнецы по большей части становятся сопоставимы с остальной популяцией.

Метод разлученных близнецов.

Из-за особенностей развития ДЗ и МЗ пар близнецов классический близнецовый метод и его разновидности принято считать “нежесткими” экспериментами: в них невозможно однозначно разделить влияние генетических и средовых факторов, так как в силу ряда причин условия развития близнецов по целому ряду причин оказываются несопоставимыми.

Поэтому эксперименты проведенные по вышеприведенным схемам требуют дополнительной верификации. Она может быть двух видов. Во-первых, можно проверить гипотезу о сходстве среды МЗ и ДЗ близнецов, то есть доказать, что на исследуемую характеристику не влияют различия в среде МЗ и ДЗ близнецов. Но подобная проверка весьма трудна и обладает невысокой надежностью.

Во-вторых, данные исследований можно сопоставить с результатами исследований по “жестким” схемам, которые позволяют точно отделить влияние средовых факторов от генетических. Одним из таких методов и является метод разлученных близнецов.

В этом методе проводится внутрипарное сравнение близнецов, разлученных в раннем возрасте. Если МЗ близнецы были разлучены подобным образом и росли в разных условиях, то все их сходство должно быть определено их генной идентичностью, а различия – влиянием средовых факторов.

Метод частично разлученных близнецов.

Этот метод состоит в сравнении внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов, живущих какое-то время врозь.

В этих исследованиях также можно определить в какой степени справедлив постулат о равенстве сред МЗ и ДЗ близнецов.

Так, если МЗ близнецы живущие отдельно становятся все менее схожи друг с другом по некой психологической характеристике, а ДЗ близнецы, живущие врозь, не отличаются по внутрипарному сходству от вместе живущих ДЗ близнецов, то можно сделать вывод, что средовые условия МЗ и ДЗ неравноценны, а выводы о наследуемости изучаемой характеристики завышают показатель наследуемости этой характеристики.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

Источник: https://Psylist.net/praktikum/39.htm

Близнецовый метод и его разновидности

16. Близнецовый метод исследования и его разновидности.

один из основных типов исследований в психогенетике (Гальтон). Логические основания: 1)существует два типа близнецов – монозиготные (МЗ) с идентичным генотипом и дизиготные (ДЗ), генотипы которых различаются, как у обычных братьев и сестер; 2) постулируется примерное равенство постнатальных средовых влияний для членов МЗ и ДЗ пар.

Сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. Если признак контролируется генотипом, то сходство МЗ должно значительно превосходить сходство ДЗ близнецов.

Такой вариант близнецового метода получил название метода парных сравнений (или контрастных групп).

Близнецовый метод имеет недостатки, связанные с особенностями пре- и постнатального периода развития близнецов. Существенной причиной ошибок при использовании близнецового метода является недостаточная корректность допущения о равенстве средовых влияний для МЗ и ДЗ близнецов.

Классический близнецовый метод . В этом случае используется такая схема эксперимента, при которой выраженность исследуемого признака сопоставляется в парах МЗ и ДЗ близнецов и оценивается уровень внутрипарного сходства партнеров.

Метод контрольного близнеца используется на выборках МЗ близнецов. Так как МЗ близнецы весьма сходны по многим признакам, то из партнеров МЗ пар можно составить две выборки, уравненные по большому числу параметров. Такие выборки используют для исследования влияния конкретных средовых воздействий на изменчивость признака.

При этом отобранная часть близнецов (по одному из каждой пары) подвергается специфическому воздействию, другая же часть является контрольной группой. Поскольку в эксперименте участвуют генетически идентичные люди, то этот способ можно считать моделью для изучения воздействия различных средовых факторов на одного и того же человека.

Лонгитюдное близнецовое исследование проводится длительное наблюдение одних и тех же близнецовых пар, используется для изучения влияния средовых и генетических факторов в развитии

Метод близнецовых семей исследуются члены семей взрослых близнецовых пар. Дети МЗ близнецов по генетической конституции являются как бы детьми одного человека. Метод широко используется при изучении наследственных причин ряда заболеваний.

Исследование близнецов как пары . Сопоставление близнецов с не близнецами позволяет оценить существенность разницы между близнецами и неблизнецами.

Метод разлученных близнецов проводится внутрипарное сравнение близнецов, разлученных в раннем возрасте. Если МЗ близнецы были разлучены подобным образом и росли в разных условиях, то все их сходство должно быть определено их генной идентичностью, а различия – влиянием средовых факторов.

Соотношение эволюционного и революционного путей развития психики

Первоначально, исходя из теории Дарвина, психологи считали, что развертывание психики происходит постепенно, эволюционно. При этом существует преемственность при переходе от стадии к стадии, а темп развития строго фиксирован, хотя частично и может ускоряться или замедляться в зависимости от условий.

Работы Штерна, в частности его идея о том, что темп развития психики индивидуален и характеризует особенности данного человека, несколько поколебал этот взгляд, зафиксированный Холлом и Клапаредом.

Однако естественнонаучные постулаты, доказавшие связь психического с нервной системой, не давали возможности подвергнуть сомнению поступательный характер развития психики, связанный с постепенным созреванием нервной системы и ее совершенствованием.

Однако работы генетиков, рефлексологов, психиатров, психоаналитиков, показали, что нервная система человека является продуктом его социального развития.

Это доказывали и эксперименты бихевиористов, продемонстрировавшие гибкость и пластичность психики при формировании и переформировании поведенческих актов, также как и работы Павлова, Бехтерева, которые устанавливали достаточно сложные условные рефлексы у маленьких детей и животных.

Таким образом было доказано, что при целенаправленной и четкой организации среды возможно добиться быстрых изменений в психике ребенка и существенно ускорить темп его психического развития, например при обучении определенным знаниям и умениям.

Это привело некоторых ученых к мысли о том, что возможны не только эволюционные, но и революционные, скачкообразные периоды в развитии психики, при которых происходит резкий переход накопленных количественных изменений в качественные.

Подходы к определению возрастной нормы

Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе.

В современной психологической науке принято рассматривать несколько видов возраста человека: хронологический, биологический, социальный, психологический, субъективный.

Источник: https://megaobuchalka.ru/16/53059.html

Гены и среда: как близнецы помогают в изучении поведения

16. Близнецовый метод исследования и его разновидности.

Генетика – не только наука цифр и лабораторий, это еще и наука, имеющая точки соприкосновения со многими гуманитарными дисциплинами. Например, психогенетика – одна из наиболее интересных междисциплинарных областей современного знания.

Одним из главных инструментов психогенетики является метод близнецов.

5 фактов о близнецовом методе, его потенциале, ограничениях и успехах рассказывают научные сотрудники Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ Ксения Шарафиева и Дарья Мацепуро и заведующая лаборатории, профессор Юлия Ковас.

 1173 • • 24.01.2019

1. В чем суть близнецового метода?

Метод близнецов или близнецовый метод – ключевой метод, использующийся в психогенетике (науке о наследственности и средовых влияниях на поведение).

Метод заключается в сравнении однояйцевых (монозиготных – МЗ) и разнояйцовых (дизиготных – ДЗ) близнецов.

Монозиготные близнецы – это фактически 100% генетические копии друг друга, а дизиготные близнецы генетически похожи в среднем на 50%, как обычные родные братья и сёстры.

При этом и те, и другие близнецы разделяют общую среду, например, они развиваются в одной утробе, воспитываются в одной семье, обучаются зачастую в одной школе или даже в одном классе.

Это означает, что наличие различий в физических и психологических характеристиках и поведении между монозиготными близнецами объясняется влиянием среды, а различия у дизиготных близнецов объясняются и влиянием среды и генетическими влияниями. Близнецовый метод направлен на выявление средовых и генетических влияний на различные признаки.

Современные исследования, выполненные методом близнецов, указывают на то, что почти все признаки частично зависят от генетических факторов, причем некоторые признаки показывают более сильное генетическое влияние (например, рост), другие – менее сильное влияние (например, черты личности). Большинство признаков являются сложными – их наследуемость обусловлена большим количеством генов, например, в случае с аутизмом.

Иллюстрация Георгий Сапего

2. Кто открыл близнецовый метод?

Идея близнецового метода была сформулирована Ф. Гальтоном еще в 1865 году. А в 1876 г. появилась его статья «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания. В статье обсуждаются и вопросы биологии многоплодия, и близнецовый метод генетики, и полученные с его помощью данные о роли «природы» и «воспитания» в формировании индивидуальных особенностей людей.

В России первые системные психогенетические исследования с использованием близнецов начались через полвека – в 1929 г. в Медико-генетическом институте. Исследовательская группа под руководством С.Г.

Левита создала самый большой (на тот момент) в мире близнецовый регистр, включавший более 1 000 пар близнецов. Ученые также организовали «близнецовый» детский сад для проведения исследований. Однако эта работа была остановлена и запрещена в конце 1940-х в результате «лысенковщины».

Впоследствии исследования в области генетики поведения в СССР прекратились на 25 лет.

3. Какие открытия были сделаны при помощи близнецового метода?

Близнецовый метод используется и в здравоохранении для изучения процессов наследуемости различных заболеваний и предрасположенностей, и в гуманитарных науках. В мире на сегодняшний день существует целый ряд масштабных лонгитюдных близнецовых исследований.

Например, ряд психогенетических исследований посвящен анализу индивидуальных различий в способностях к обучению и школьной успеваемости по отдельным предметам. Так, для способности к чтению получены оценки наследуемости около 40-60%, а оценки влияния общей среды варьируют от 25 до 45%.

Похожий вклад генетических и средовых факторов в индивидуальные различия получен и для способностей в математике.

Другие исследования, проведенные с использованием близнецового метода, были направлены на изучение индивидуальных различий в чувстве числа (способности правильно оценивать количество предметов с первого взгляда, не считая их).

Индивидуальные различия в чувстве числа обнаруживаются в раннем возрасте, сохраняются в более позднем развитии и связаны с общим интеллектом. Исследования показали, что генетический вклад для чувства числа составляет только 32%, индивидуальные различия во многом объясняются неразделенным влиянием среды.

Еще одно интересное исследование было проведено под руководством Юлии Ковас. В нем приняли участие 13 тысяч близнецов в возрасте от 9 до 16 лет из России, Великобритании, США, Германии, Японии и Канады.

Ученые пытались ответить на вопрос, в чем причины мотивации к обучению у школьников, почему им нравится или не нравится учиться, и насколько для них интересен тот или иной предмет школьной программы. Результаты исследования были опубликованы в журнале Personality and Individual Differences.

Выяснилось, что даже монозиготные близнецы, которые растут в одной семье и учатся в одном классе, могут сильно отличаться по своей мотивации.

По словам руководителя исследования, это говорит о том, что существует масса каких-то средовых воздействий, которые не работают на уровне семьи или класса, а индивидуально специфичны. Генетические факторы также вносят вклад в индивидуальные различия в мотивации.

4. Какие разновидности близнецового метода используются сегодня?

Существует несколько основных разновидностей близнецового метода: классический (сравнение сходства монозиготных и дизиготных близнецов), метод разлученных близнецов, изучение семей (например, детей) МЗ близнецов, метод контрольного близнеца, близнецовой пары.

Метод разлученных близнецов заключается в оценке внутрипарного сходства исследуемого признака у близнецов, которые были разлучены в детстве и, следовательно, воспитывались в разных средах.

Наибольшую ценность представляют пары МЗ близнецов (МЗр), разлученных в первые месяцы или годы жизни, поскольку это означает, что два генетически одинаковых человека растут в разных условиях.

В таком случае их сходство не может быть объяснено сходством постнатальной среды, следовательно, полученные корреляции – во многом отражает наследуемость признака.

Критика этого варианта близнецового метода заключается в сложности оценки действительного различия сред, в которых воспитывались МЗ близнецы.

Метод семей МЗ близнецов, или метод монозиготных полусиблингов заключается в сопоставлении детей в семьях, где матери или отцы являются монозиготными близнецами. Эти дети имеют своеобразный генетический статус: тетя (или дядя) с точки зрения генетической — то же самое, что мать (или отец).

задача, для решения которой этот метод дает ценный материал, состоит в выявлении так называемого материнского эффекта. Этим термином обозначается преимущественное влияние матери на фенотип потомков, возникающее не только благодаря передаче генов, но и из-за психологических, постнатальных, а также биологических и внутриутробных факторов.

Наличие материнского эффекта в психологической черте должно проявиться в большем сходстве детей, имеющих матерей — МЗ близнецов, по сравнению с детьми, у которых отцы-МЗ близнецы.

Интерес также вызывают эффекты цитоплазматической наследственности, которые можно обнаружить (в психологических признаках человека) пока только при помощи метода семей МЗ близнецов.

Дело в том, что, помимо генов, заключенных в хромосомах ядра клетки, носителями наследственной информации являются некоторые структуры, находящиеся в цитоплазме.

Метод контрольного близнеца (взаимоконтроля близнецов, контроля по партнеру, близнеца-свидетеля) основан на том, что МЗ близнецы являются идеальным контролем друг к другу.

Если группу МЗ близнецов разделить на две выборки так, чтобы в каждую вошли по одному близнецу из каждой пары, то исследователь получит уникальную ситуацию — две выборки, уравненные и по генетической конституции, и по основным средовым (общесемейным) параметрам.

Далее можно, например, одну группу тренировать, а другую — нет или тренировать их в разном возрасте, как это было сделано в работе А. Гезелла, который впервые использовал метод, изучая развитие одной женской пары МЗ близнецов с первых месяцев жизни до 14 лет.

Они получили материал, свидетельствующий о зависимости эффективности обучения (двигательного и речевого) от возраста.

Метод близнецовой пары. Еще в 30-х годах появились работы, в которых рассказывалось об особой психологической ситуации в парах близнецов, «эффекте пары», или «эффекте близнецовости».

Основными характеристиками этой особой психологической ситуации являются две противопоставленные тенденции: к идентификации со своим со-близнецом и, напротив, к индивидуализации каждого близнеца.

Первая приводит к ощущению себя сначала членом пары и лишь затем — отдельной личностью; вторая, в крайних случаях, может привести к выраженным конфликтным отношениям близнецов, протесту против «второго — такого же». С возрастом первая тенденция обычно ослабевает, уступая место второй, причем у близнецов-мужчин данный процесс происходит легче, чем у женщин.

5. Я близнец – как стать участником исследований?

Лаборатория когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета – один из ключевых научных центров в России, где активно используется близнецовый метод.

В 2011 году на базе лаборатории при участии Российско-британской лаборатории психогенетики Психологического института РАО был создан первый в России близнецовый регистр – Российский школьный близнецовый регистр “Прогресс”.

Близнецовый регистр – это важный ресурс, инструмент изучения того, как индивидуальные различия влияют на процесс обучения. С его помощью воплощаются в жизнь междисциплинарные исследования мирового уровня, проводятся молекулярно-генетические кросс-культурные исследования для понимания механизмов когнитивного развития.

Для участия в данном проекте приглашаются родители близнецов и преподаватели общеобразовательных школ. Для регистрации близнецов школьного возраста необходимо заполнить форму регистрации на сайте. 

А в 2015 году стартовал международный научно – исследовательский проект, направленный на изучение природы индивидуальных различий в познавательных процессах. Цель исследования в длительной перспективе – анализ причин успешности и неуспешности людей в освоении математики и других когнитивных функций.

Задачей также является разработка новых, более «математически дружелюбных» программ образования от школы до университета.

Проект осуществляется совместно с лабораторией InLab, Голдсмитс Университета Лондона; лабораторией возрастной психогенетики и Российско-британской лабораторией психогенетики Психологического института Российской академии образования; и инновационным центром исследований нарушений способностей к обучению Университета Огайо. В рамках проекта исследования нейрофизиологических механизмов индивидуальных различий в познавательных процессах проводятся именно с помощью близнецового метода.

Иллюстрация Георгий Сапего

Если вы являетесь близнецами в возрасте от 17 до 30 лет и хотите принять участие в данном проекте, то вам нужно заполнить онлайн форму регистрации, которую вы можете найти на официальной страничке проекта по ссылке.

Также всю информацию о деятельности Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики, как структурного подразделения Международного центра исследований развития человека, можно получить на сайте.  

Источник: https://genetics-info.ru/blogs/geny_i_sreda_kak_bliznetsy_pomogayut_v_izuchenii_povedeniya-5c7a6dda6f6e8/

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

16. Близнецовый метод исследования и его разновидности.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Введение

Генетика человека как наука посвящена выяснению биологических основ человека как вида. Так как прямой генетический эксперимент не применим по отношению к человеку, то явление близнецовости как бы возмещает недостаток сведений в области изучения его индивидуальных особенностей.

Актуальность темы:данная тема актуальна, так как близнецовые исследования позволяют оценивать влияние различных условий внешней среды на одинаковый генотип и проявления разных генотипов в одних и тех же условиях, дают ряд данных для теории биологии и открывают пути решения важных практических вопросов в области педагогики и медицины.

Поэтому для решения данных вопросов необходимо точное установление типа зиготности близнецов.

Цель данной работы:

1. Определить тип зиготности близнецов, обучающихся в МКОУ Вознесеновская СОШ.

2. Выявить соотносительную роль наследственных и экзогенных факторов в формировании личностных особенностей человека с применением близнецового метода изучения наследственности.

В связи с этим, при проведении данного исследования мною были поставлены следующие задачи:

– Знакомство с литературными данными, посвящёнными данной проблеме;

– Выявление частоты встречаемости близнецов на примере МКОУ Вознесеновская СОШ;

– Исследование степени конкордантности и дискордантности близнецов;

– Определение типа зиготности близнецов;

Этапы исследовательской работы:

  1. Определение частоты встречаемости близнецов

  2. Исследование фенотипов близнецовых пар

  3. Дактилоскопический анализ пальцевых узоров

  4. Психологическая диагностика личностных качеств испытуемых

1.Близнецовый метод, как основной метод психогенетики

1.1. История становления близнецового метода

Близнецовый метод – стратегия исследования, предложенная Фрэнсисом Гальтоном в 1875 г. Он характеризуется сравнением психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод, основан на предпосылке, что средовое влияния, оказываемое на близнецов, имеет примерное равенство.

Близнецовый метод предназначен для выявления влияния генотипа и среды на изучаемые психологические качества. При контролировании данного свойства генотипом сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных.

Первая попытка использовать близнецов для решения проблемы «природа и воспитание» принадлежит, как уже было сказано, Френсису Гальтону, который интуитивно предугадал то, что спустя несколько десятилетий стало непререкаемой научной истиной и серьезным методом исследования.

Для доказательства ведущей роли наследственности в формировании организма Гальтон использовал новый, им разработанный и введенный в науку метод близнецового анализа. Он первым различил два типа близнецов: однояйцовые и двуяйцовые. Первых в его исследовании было 35 пар.

Они не различались по внешности, цвету, глаз и волос, росту, весу, силе, но различались по почерку. Признаки сходства не ослабевают с возрастом: пожилые однояйцовые близнецы похожи друг на друга, как близнецы в детстве. Они даже заболевают одними и теми же болезнями.

Благодаря “близнецовому методу” ученые выявили основной круг заболеваний, которые передаются по наследству. Четко прослеживается генетическая предрасположенность при таких заболеваниях, как сахарный диабет, эпилепсия, бронхиальная астма, ревматический артрит, атеросклероз, гипертония.

А еще дальнозоркость и близорукость, искривление роговой оболочки глаза, склонность к варикозному расширению вен, язве желудка и грыже (см. приложение 1) Даже аппендицит (были случаи, когда разлученные близнецы одновременно переносили операции на слепой кишке).

Что же касается психологического и интеллектуального сходства, то Гальтон приводит в качестве его доказательства один анекдотический пример: два близнеца купили на день рождения друг другу в качестве подарков одинаковые бокалы для шампанского, причем один из них сделал эту покупку в Англии, а другой в Шотландии. Изучая наследственную предрасположенность к рождению близнецов, Гальтон пришел к выводу, что у родственников близнецов в два с половиной раза больше шансов стать близнецами, чем у прочих.1.2. Виды близнецов

Как известно, раз в 28 дней у женщины образуется яйцеклетка – одна. Она развивается, достигает стадии готовности к оплодотворению и, если оплодотворение не произошло, разрушается, чтобы уступить место новой яйцеклетке.

При каждом половом акте к одной яйцеклетке устремляются десятки миллионов сперматозоидов.

Когда одному счастливчику из этих миллионов удается проникнуть в яйцеклетку, случается то, что по справедливости считают великим таинством зарождения новой жизни.

Когда говорят о таинстве, имеют в виду высший смысл. Но наряду с этим есть немало таинственного, непонятного и на уровне биологическом. Например, почему порой образуется не одна яйцеклетка, а две или даже три, а то и четыре. Правда, очень редко. Но если они образуются и встречаются со сперматозоидами, то зарождается не одна, а две жизни (см. приложение 2).

Или даже больше. Потом эти оплодотворенные клетки, как и полагается им, делятся, попадают в матку, и там каждый плод развивается самостоятельно. Им, конечно, бывает тесновато, маминой «подпитки» тоже хватает не всегда. Вот и появляются на свет разнояйцовые близнецы более слабыми и субтильными по сравнению с обычными младенцами.

Но потом они, как правило, входят в норму. Считается, что оба близнеца бывают, зачаты одновременно. Процесс проследить, конечно, трудно, почти невозможно. С точки зрения генетики двуяйцевые близнецы – обычные братья и сестры.

Они происходят из двух различных материнских яйцеклеток, оплодотворенных двумя различными отцовскими семенными клетками, то есть из двух различных зигот. Они отличаются от других братьев и сестер только одновременным зачатием, соседством в организме матери и, конечно, общим днем рождения.Следует указать на особые случаи зарождения двуяйцевых близнецов.

Не исключено, что две яйцеклетки могут быть оплодотворены семенными клетками разных половых партнеров, если половые сношения с двумя мужчинами последовали одно за другим через короткое время.

Само собой разумеется, результат такой «двойственности событий» довольно редко обнаруживается. Ведь двуяйцевые близнецы могут выглядеть очень по-разному. Однако его нельзя не заметить, если, например, отцы относятся к разным расам.

В США известен случай, когда один из двуяйцевых близнецов появился на свет с белым цветом кожи, другой – с черным. Исследования крови и диагнозы на сходство не допускали никаких сомнений: у близнецов были разные отцы. Рождение однояйцовых близнецов окружено еще большими загадками. Как же это происходит? Схема зачатия вполне стандартна (см.

приложение 2): одна яйцеклетка плюс один сперматозоид. Но скоро после обычного таинства происходит еще одно, совсем загадочное: зародыш, уже прошедший определенные этапы формирования, вдруг расщепляется на две абсолютно идентичные половинки. Почему происходит такое расщепление, объяснить пока не может никто.

Это таинство зарождения двух жизней. Если расщепление случилось в первые пять дней после зачатия, то развитие обоих плодов происходит подобно тому, как оно идет у двуяйцевых близнецов – у каждого своя плацента и т.д. Если расщепление произошло на пятый – седьмой день, то плацента на двоих одна и сходство у детей будет полным.

Однояйцевые близнецы всегда однополые, у них полностью совпадают факторы сыворотки и группы крови, признаки физического строения и функции организма.

1.3.Частота встречаемости близнецов

Является ли рождение близнецов редкостью? С точки зрения повседневных наблюдений это, вероятно, так. Но количество близнецов в мире исчисляется миллионами.

Близнецовая статистика располагает интересными данными, на основе которых могут быть построены гипотезы относительно происхождения близнецов. В настоящее время в среднем на каждые 100 родов в мире приходится одно рождение близнецов.

Можно предположить, что в 80-е годы на земле проживает около 50 миллионов пар близнецов. Внушительная цифра!

Приблизительно одну треть всех близнецов составляют однояйцевые (ОБ), две трети — двуяйцевые (ДБ). Распределение по полу почти равномерное. Между различными народами, регионами и расами статистика обнаруживает заметные расхождения. Процент однояйцевых близнецов, за исключением африканских популяций, колеблется незначительно.

Из 300 рождений можно рассчитывать на одно рождение однояйцевых близнецов. Таким образом, еще не до конца выясненный причинный фактор появления на свет однояйцевых близнецов следует оценить как довольно постоянный. Очевидно, это явление почти не подвержено влияниям окружающей среды. Совсем по-другому дело обстоит с двуяйцевыми близнецами.

На 10 000 рождений в Японии, например, приходится только 23 пары двуяйцевых близнецов, тогда как в Нигерии — 400, то есть в 17 раз больше. Низкий процент двуяйцевых близнецов также в Китае и Индии. Это указывает на принципиально иной вид происхождения двуяйцевых близнецов и может свидетельствовать о реальном воздействии окружающей среды.

Следовательно, большие колебания в частоте рождений близнецов происходят почти исключительно за счет двуяйцевых. Однако еще предстоит выяснить, насколько это обусловлено принадлежностью к определенной расе. Многое говорит скорее в пользу влияния таких факторов, как климат, питание и др.

Количество двуяйцевых близнецов среди цветного населения США, например, намного ближе к их количеству среди белого населения, чем среди родственного по расе населения Африки. Значительные различия в рождении двуяйцевых близнецов между Данией, Италией и Испанией также можно объяснить экологическими факторами.

Сильно отклоняется от средних величин частота рождений двуяйцевых близнецов в Румынии — 2,74%. В Италии установлены значительные региональные различия даже внутри страны: снижение количества двуяйцевых близнецов с севера на юг. В то время как для Северной Италии количество двуяйцевых близнецов составляет 1,8%, в центральных районах оно равняется 1,2%, а на Юге — только 0,8%.

Можно наблюдать сезонные колебания в рождении двуяйцевых близнецов в Финляндии. Двуяйцевые близнецы рождаются там чаще весной, то есть зачатие их происходит в летние месяцы. Так как это особенно часто случается в самой северной части страны, в Лапландии, то существует предположение, что длинные солнечные дни стимулируют производство гормонов и приводят к множественной овуляции у женщин.

Однако в других странах такие явления установить не удалось. Эти результаты убедительно говорят в пользу гипотезы о преимущественно экологической обусловленности различий по рождению двуяйцевых близнецов между народами и расами. Снижение рождений двуяйцевых близнецов в Германии в последние десятилетия тоже может быть объяснено влиянием окружающей среды, а не генетическими факторами.

Так, в старших возрастных группах двуяйцевые близнецы встречаются чаще. Процент рождений близнецов в течение десятилетий непрерывно снижается. По медицинской статистике, в Москве за 1956—1973 гг. рождаемость близнецов также снижалась (см. приложение №3). Чем объясняется это явление, до настоящего времени еще окончательно не выявлено.

Результаты некоторых исследований указывают на взаимосвязь с процессом акселерации. Наблюдаемое уже несколько десятилетий интенсивное ускорение роста и изменение развития у детей и подростков, безусловно, предполагают значительную перестройку всей гормональной системы. Это сильно влияет на генеративные процессы созревания. Вполне возможны воздействия на гормональную сферу молодых женщин, которые имеют тенденцию к снижению множественных овуляций.

  1.  
    1. Методы изучения близнецов

Близнецы – это не только удивительное явление природы и уникальная модель для научных исследований генетических проблем в различных областях знания, При изучении близнецов используются несколько методов. Коротко остановимся на важнейших из них.

Сравнение однояйцевых близнецов между собой (внутрипарное сравнение).

Предпосылкой для сравнения однояйцевых близнецов между собой по определенным физическим или психическим признакам является их генетическая идентичность, то есть наличие у них одинакового наследственного потенциала. Поэтому все различия между ними должны объясняться воздействиями внешней среды в самом широком смысле слова.

Если речь идет о физических признаках, то, прежде всего, следует иметь в виду течение беременности, влияние родовых травм, питание, болезни и др., различия же в психических проявлениях обусловлены, прежде всего, влиянием окружающей среды.

Если происхождение различного выражения одних и тех же признаков можно объяснить воздействиями внешней среды, то с одинаково выраженными признаками дело обстоит не так однозначно. В принципе, при оценке этих признаков у однояйцевых близнецов следует исходить из диалектического взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды.

Особенно это относится к рассмотрению психических признаков. Этот методический вариант особенно часто используется в медицине.

Экспериментальное сравнение однояйцевых близнецов. Такое исследование выходит за пределы простого сравнения близнецов. Здесь речь идет о классическом эксперименте по организации его проведения и целеустановке.

В то время как один близнец подвергается определенным экспериментальным воздействиям (программа тренировки, специальный метод преподавания или обучения, прием лекарственных средств или других препаратов), другой освобождается от этого.

Следовательно, один из близнецов является испытуемым в эксперименте, другой служит контрольным лицом. Отсюда название – контрольно-близнецовый метод.

Первыми этот метод в 1929 г. применили американские психологи Гезелл и Томпсон. Одного близнеца тренировали в подъеме по лестнице в возрасте 46-52 недель, другого – 53-54 недель. Ожидаемый рывок вперед у первого, правда, был зафиксирован, но уже на 55-й неделе второй его догнал.

Позднее было исследовано развитие других моторных навыков, методов запоминания, запечатления и воспроизведения содержания памяти, обучения чтению.

Совершенно очевидно, что получить генетическую идентичность экспериментальной и контрольной группы можно, только сравнивая однояйцовых близнецов. Никаким другим путем этого достигнуть нельзя.

Такие эксперименты имеют большое значение для медицины, психологии, педагогики.

Сравнение однояйцевых близнецов с двуяйцевыми. Этот метод важен, прежде всего, для психологии, так как сравнения только однояйцовых пар бывает недостаточно при постановке большинства психологических вопросов.

Ученые, исходя из того, что однояйцевые близнецы, как и двуяйцовые близнецы, с первого дня жизни растут в относительно одинаковых условиях, выясняют, например, имеют ли пары однояйцевых близнецов по тем или иным признакам большее сходство, чем пары двуяйцевых близнецов.

Раньше это просто приписывалось действию наследственных факторов. Но, как уже подчеркивалось выше, у однояйцевых близнецов и двуяйцевых близнецов не существует в равной степени одинаковой окружающей среды.

Воспитатели и партнеры по контактам сильнее побуждают однояйцевых близнецов к идентичному поведению, чем двуяйцевых. Чтобы делать выводы о наследственных факторах, надо исключить такие воздействия социальной среды.

Сравнение близнецов с другими братьями и сестрами. Привлечение к исследованиям других братьев и сестер – не близнецов – может иметь также значительную научную ценность. Двуяйцевые близнецы генетически похожи между собой не больше, чем другие дети в семье.

Схожесть их интересов, установок, способностей, совпадения в мышлении и поведении можно объяснить отсутствием возрастной разницы в несколько лет, одинаковыми условиями внешней среды с первого дня жизни.

Сравнивая близнецов в такой ситуации, можно проанализировать влияние внешней среды на формирование и развитие личности человека.

Сравнение однояйцевых близнецов, выросших раздельно, с выросшими вместе. Это в высшей степени интересный аспект в изучении близнецов.

Разлученные в раннем детстве и выросшие в разных семьях или детских домах однояйцовые близнецы по многим личностным признакам развиваются различно и тем самым отличаются от близнецов, выросших вместе.

Заметные различия у раздельно выросших генетически идентичных пар однояйцевых близнецов возникают исключительно за счет влияний среды.

2. Использование близнецового метода в обследовании обучающихся в МКОУ Вознесеновская СОШ.

2.1 Определение частоты встречаемости близнецов

Важной задачей моего исследования было определение частоты встречаемости близнецов в повседневной жизни. Статистически достоверно зафиксировано, что на каждые 100 родов приходятся одни близнецовые, а среди близнецевых родов ровно одна треть приходится на рождение однояйцевых близнецов.

На каждые 130 рождений близнецов – одна тройня, на два миллиона обычных родов – одна четверня. Наибольшее число рождений разнояйцевых близнецов наблюдается у матерей в возрасте 35 – 40 лет. В то же время частота рождения однояйцевых близнецов не зависит от возраста матери и сохраняется в течение всего детородного периода примерно на одном уровне с вероятностью 0,3%.

Теоретические сведения подтверждаются данными родильного дома г. Лиски за 2009 год (см. таблицу № 1).

Таблица №1

Общее количество новорождённыхКоличество близнецовПол
женскиймужской
11401284

Так же я выяснил, что в МКОУ Вознесеновская СОШ обучается 104 человек. Среди них выявлено 2 близнецевые пары. Данные наглядно представлены в таблице №2:

Таблица № 2

Общее количество обучающихсяКоличество близнецовПол
женскиймужской
104 чел.440

Используя полученные данные, я рассчитал частоту встречаемости близнецов. Она составила 0,04.

2.2. Определение степени конкордантности и дискордантности близнецов. 2.2.1.Исследование фенотипов близнецов

Следующим этапом моего исследования было установление степени конкордантности (сходства) или дискордантности (несходства) близнецов по различным признакам. В качестве испытуемых были использованы ученики 9 класса Красиковы Кристина и Виктория и ученицы 7 класса Попова Анна и Мария.

Так как известно, что фенотип – это совокупность свойств и признаков организма, которые формируются в результате взаимодействия генотипа особи и окружающей среды, то исследование фенотипов близнецов позволяет оценить роль среды в реализации генетической информации, а так же определить тип зиготности близнецов. Исследователями (Е. Вейтц, Н. Сименс, О.

Фершуер) был разработан простой, удобный и сравнительно надежный метод идентификации однояйцевых и двуяйцевых близнецов, основанный на сравнении определенных физических признаков, которые в высокой степени наследственно обусловлены.

Так называемый полисимптоматический диагноз сходства исходит из таких физических признаков, как цвет глаз, цвет и качество волос, оттенок кожи, веснушки, форма носа, губ, ушей, расположение зубов, группа крови. При сравнении учитываются также размеры тела, например рост, вес, объем черепа и др. Однако у однояйцовых близнецов эти признаки могут не совпадать.

Чем сильнее совпадают признаки у пары близнецов, тем больше вероятность, что это однояйцовые близнецы. Большой интерес для меня вызвало исследование фенотипов близнецовых пар (см.приложение 4). Результаты исследования представлены в таблицах.

Таблица №3 «Исследование фенотипов учащихся 9 класса Красиковых Кристины и Виктории»

ПризнакКрасикова КристинаКрасикова Виктория
Дата рождения

Источник: https://school-science.ru/2/1/30089

Разновидности близнецового метода

16. Близнецовый метод исследования и его разновидности.

Существуетнесколько вариантов работы с близнецами,которые используются для различныхцелей. К числу наиболее распространенныхи основных относятся: классическийблизнецовый метод; метод разлученныхблизнецов; метод близнецовых семей. Квспомогательным относятся следующиемодификации: сопоставление близнецовс неблизнецами; исследование одиночныхблизнецов; исследование близнецов какпары.

1)Кклассическому варианту близнецовогометодаотноситсятакая схема, при которой выраженностьисследуемого признака сопоставляетсяв парах МЗ и ДЗ близнецов и оцениваетсяуровень внутрипарного сходства партнеров.Принцип применения этого вариантаблизнецового метода был разобран впредыдущем разделе.

2)Методконтрольного близнецаиспользуетсяна выборках МЗ близнецов. Поскольку МЗблизнецы очень сходны по многим признакам,из них можно составить две выборки,уравненные по большому числу параметров.

Такие выборки используют для изучениявлияния конкретных средовых воздействийна изменчивость признака. Для этогоотбирается по одному МЗ близнецу изкаждой пары для специфического воздействия(двигательная тренировка, экспериментальноеобучение, лечебные процедуры и т.п.).

Остальные близнецы такому воздействиюне подвергаются и служат контрольнойгруппой. Таким способом можно, например,сравнивать эффективность разных программобучения.

Поскольку в экспериментепринимают участие генетически идентичныелюди, можно считать такой способ сравнениямоделью для изучения воздействия разныхфакторов среды на одного и того жечеловека.

3)Лонгитюдноеблизнецовое исследование.Приэтом варианте близнецового методапроводится длительное наблюдение -прослеживание одних и тех же близнецовыхпар.

Фактически это сочетание классическогоблизнецового метода с лонгитюдным .Метод открывает широкие возможностидля изучения генетических и средовыхфакторов в развитии.

В настоящее времяшироко применяется и в зарубежных, и вотечественных исследованиях.

4)Методблизнецовых семейпредставляетсобой сочетание близнецового метода ссемейным. При этом исследуются членысемей взрослых близнецовых пар. ДетиМЗ близнецов по своей генетическойконституции являются полусибсами, т.е.как бы детьми одного и того же человекаот разных браков.

Этим методом, изучаямужские и женские пары МЗ и их потомство,можно исследовать, например, влияниематеринского эффекта. Этот метод широкоиспользуют также при изучениинаследственных причин ряда заболеваний,при которых один из МЗ близнецов можетбыть поражен болезнью, а другой – нет.

Например, было показано, что при шизофренииэмпирический риск заболевания примерноодинаков для родственников МЗ близнецов,независимо от того, поражены ли обапартнера или только один из них.

5)Методразлученных близнецовявляетсясамым «жестким» методом. Он похож наметод приемных детей.

Из-за особенностейразвития МЗ и ДЗ близнецов классическийблизнецовый метод и его варианты принятосчитать «нежесткими» экспериментальнымисхемами: в них невозможно абсолютнооднозначно развести влияние генетическихи средовых факторов, поскольку условияразвития МЗ и ДЗ близнецов по целомуряду особенностей оказываютсянесопоставимыми.

Вследствие этогорезультаты исследований, проводящиесяпо «нежестким» схемам, требуютдополнительной валидизации . Она можетбыть двоякого рода. Во-первых, в процессепроведения исследования можно проверятьправильность постулата о сходстве средыМЗ и ДЗ близнецов, т.е.

доказывать, чтона данную изучаемую характеристику невлияют различия в условиях развития МЗи ДЗ близнецов. Сделать это довольнотрудно, т.к. не всегда можно точноопределить, что влияет на формированиетой или иной психологической характеристики,а что – нет, но учет по крайней мереизвестных влияний повышает надежностьрезультатов.

Во-вторых, результаты такихисследований можно сопоставлять срезультатами, полученными в экспериментах,проведенных по «жестким» схемам, которыепозволяют надежно развести влияниесредовых и генетических факторов. Кчислу таких экспериментальных схемотносится метод разлученных близнецов.

Методразлученных близнецов предполагаетсравнение внутрипарного сходстваблизнецов, которые были разлучены враннем возрасте и никогда не встречалисьдруг с другом.

Если МЗ близнецы, имеющиеабсолютное генетическое сходство,растут в разных условиях, ходят в разныешколы и не имеют никаких возможностейоказывать друг на друга влияние, то ихсходство будет полностью результатомих генетической идентичности, а несходство- целиком определяться их средовымиусловиями .

Однако считать разлученныхблизнецов полностью свободными отвлияний общей среды неправомерно,поскольку они всегда разделяют общиеусловия внутриутробного развития,которые могут привести к негенетическомувнутрипарному сходству. Несмотря навсе преимущества, этот вариант близнецовогометода также не является идеальнойжесткой схемой. Все же эта схемаблизнецового метода (рис.

2а и б) даетвозможность сделать более надежныевыводы о генетических и средовыхисточниках индивидуальных различий,но по причинам, о которых нетруднодогадаться, ее крайне трудно реализовать.

Разделение детей, родившихся в однойсемье, обычно является следствиемособых, и как правило, трагическихобстоятельств – смерти родителей илиих полной экономической несостоятельности,не позволяющей прокормить членов своейсемьи. К счастью, такие случаи достаточноредки, но соответственно невелики ивозможности для применения методаразлученных близнецов: даже в техисследованиях, авторы которых собиралиразлученных близнецов по всему миру,насчитывается немногим более 100 пар.

Рисунок2. Генетические и средовые факторы,определяющие сходство разлученныхблизнецов

Ввыборках разлученных близнецов, описанныхк настоящему времени, в очень широкихпределах варьируют возраст испытуемых(от подросткового до преклонного);возраст, в котором близнецы былиразлучены; время, которое прошло с техпор, как близнецы нашли друг друга.

Крометого, разлучение часто оказываетсянеполным, а средовые условия, в которыхживут близнецы, – похожими (например,близнецы живут у разных родственниковв сходных условиях и время от временивстречаются).

Все это вносит в исследованияразлученных близнецов разнообразныеискажения, как правило увеличивающиенегенетическое сходство разлученныхМЗ близнецов и снижающие разрешающиевозможности этого метода.

Добавим также,что негенетическое сходство можетувеличиваться и за счет общего материнскогоэффекта в период внутриутробногоразвития, когда многие факторы среды,например характер питания матери, ееэмоциональное состояние, характерпротекания беременности и т.д., являютсяобщими для обоих близнецов.

Случаевразлучения близнецов очень немного,все они связаны с катастрофами семьи.Поэтому научные работы, выполненные наоснове этого метода, очень немногочисленны,а размеры выборки невелики. Невозможноконтролировать влияние фактора времениразлучения близнецов: оно оченьварьируется. Поэтому трудно учестьвлияние предшествующей совместнойжизни на их развитие.

Многие исследователисчитают этот метод недостаточно валидным.Часто применяется более мягкая модификацияэтого приема – методчастично разлученных близнецов:изучаются близнецы, которые уезжаютдруг от друга и редко общаются.Предполагается, что длительностьизоляции их друг от друга являетсяфактором средового воздействия.

Еслиразличия близнецов увеличиваются современем, то это свидетельствует овлиянии среды на этот признак.

6)Методчастично разлученных близнецовсостоитв сравнении внутрипарного сходства МЗи ДЗ близнецов, живущих какое-то времяврозь. Став взрослыми, близнецы вступаютв брак, разъезжаются по разным городам.Их контакты становятся эпизодическими.

Если близнецы, живущие долгое времяврозь, не отличаются по внутрипарномусходству от близнецов, живущих вместе,можно сделать вывод, что средовые условияне изменяют степени сходства близнецов.

Если сходство близнецов друг с другомпо какой-либо психологическойхарактеристике уменьшается в зависимостиот продолжительности того периода, втечение которого близнецы живут врозь,можно сказать, что средовые условиявоздействуют на изучаемую характеристику.

В исследовании частично разлученныхблизнецов можно также определить, вкакой мере соблюдается постулат оравенстве сред МЗ и ДЗ близнецов.

Так,если МЗ близнецы, живущие врозь, становятсявсе менее похожи друг на друга по какой-топсихологической характеристике, а ДЗблизнецы, живущие врозь, не отличаютсяпо внутрипарному сходству от ДЗ близнецов,живущих вместе, можно сделать вывод,что средовые условия МЗ и ДЗ близнецовнеравноценны, а выводы о наследуемостиизучаемой характеристики, полученныев классических близнецовых исследованиях,завышают показатель наследуемости этойхарактеристики.

Совокупностьпсихогенетических методов позволяетрешать широкий спектр как общепсихологических,так и дифференциально-психологическихнаучных задач.

Эмпирическиепсихогенетические методы неотделимыот статистических методов психогенетикии теоретических структурных модулей,которые хорошо представлены в монографияхи учебниках.

Современнаяпсихогенетика и кросскультурнаяпсихология образуют оппозиционную идополнительную пару методов, позволяющихвыявлять индивидуально-психологическиеособенности и детерминанты психическогоразвития личности

Источник: https://studfile.net/preview/5702384/page:17/

Medic-studio
Добавить комментарий