16. Основные виды деятельности специального психолога в аспекте

Основные направления деятельности специального психолога

16. Основные виды деятельности специального психолога в аспекте

В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно в структуре психологической службы. Психологическая служба не имеет однозначного понимания.

Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения.

Во-первых, психологическая служба представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, — создавая особую сферу психологических услуг.

Это система практического использования психологии  для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т. д.

Иными словами, термином «психологическая служба» обозначают всю сферу практической психологии.

Во-вторых, психологическая служба обозначает и систему специальных учреждений, создаваемых в различных социальных институтах и организациях, призванных оказывать квалифицированную психологическую помощь нуждающимся в ней людям.

Специальная психология изучает особенности лиц для которых характерно отклонение от нормального психологического развития.

Основные цели психологической службы – оказание психологической помощи людям и обеспечение удовлетворения спроса населения на те или иные виды психологической помощи.

Итак, целенаправленность психологии на оказание помощи людям выражена в названии «Психологическая служба». Таким образом, психологическая служба – это широкое обобщение психологической помощи.

Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.

Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования:

– реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития ребенка на каждом возрастном этапе;

– подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе ребенка с одной ступени на другую в процессе непрерывного образования;

– учет и развитие индивидуальных особенностей детей – их интересов, способностей, склонностей, характера, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и пр. Недоучет сложного комплекса субъективных переживаний ребенка ведет к нарушению его психического и личностного развития;

– создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата (в детском саду, школе, гимназии, интернате, колледже и пр.

), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех ступенях онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

Успех или неуспех в значимой для человека (любого возраста и в соответствии с возрастом) деятельности влияет на развитие его личности, формирует личностное достоинство, закладывает основу жизненной позиции, в том числе и нравственной, определяет смысл жизни;

– профилактика и выявление различных психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, подростков, учащейся молодежи;

– оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям;

– осознание педагогом-психологом границ своей профессиональной компетенции, понимание ответственности за рекомендации, их осуществление и последствия;

– приобщение детей разного возраста, их родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений к психологической культуре.

Целью работы психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических работников образовательного процесса.

Область и объекты профессиональной деятельности специального психолога — психолого-педагогическое сопровождение лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на базе:

– учреждений образования: в специальных (коррекционных) детских садах и школах, в том числе в учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей, включая детские дома, приюты;

– учреждений здравоохранения: Дома ребенка, учреждения интернатного типа, реабилитационные и профилактические центры и т.п.;

– социальных структур, социальной сферы: учреждения социального обеспечения, реабилитационные центры, центры временного содержания, органы внутренних дел, юстиции и т.д.

Специалист по профилю Специальная психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

– диагностико-аналитическая;

– консультативная;

– психопрофилактическая

– коррекционно-развивающая

– коррекционно-педагогическая

– научно-исследовательская;

– преподавательская

– культурно-просветительская.

Соответственно видам деятельности специальный психолог решает следующие профессиональные задачи в работе с лицами с ОВЗ:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

– компенсация и коррекция нарушений в развитии;

– изучение, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация;

– построение и корректировка индивидуальных программ развития и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики;

– осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения;

– психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей;

– консультирование лиц с ОВЗ, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

– оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;

в области исследовательской деятельности:

– сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

– выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

– планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

в области культурно-просветительской деятельности:

– формирование общей культуры лиц с ОВЗ;

– организация культурного пространства образовательного учреждения; взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;

– пропаганда толерантного отношения к лицам с ОВЗ в обществе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_11409_osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-spetsialnogo-psihologa.html

Основные виды деятельности специального психолога в аспекте решения актуальных задач в системе массового и специального образования

16. Основные виды деятельности специального психолога в аспекте

К практическому психологу в системе образования предъявляются определенные квалификационные требования.

Кроме глубокого знания психологии в объеме, позволяющем вести профессиональную работу, практическому психологу необходимо знания, умение и навыки в области психодиагностики, психотерапии, специальной психологии, патопсихологии, психокоррекции, дефектологии, психологического консультирования и ряда других пограничных с медицинской, педагогикой, социологией, правом. Практический психолог ведет систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка. В ходе его проводит психодиагностические обследования, оценивает характер и темпы психологического развития ребенка, дает рекомендации по его обучению и воспитанию, контролирует их реализацию. Основные направления работы психолога: диагностико-аналитическая, консультативная, психопрофилактическая и коррекционо-развивающая.

1.-психодиагностика – это выявление проблем, в трудности обучения и воспитания отдельных учащихся, выявление особенностей их развития, интересов, способностей, сформированности личностных образований.

Психолог собирает информацию об индивидуально-психологических особенностей детей для себя и своих коллег-учителей, воспитателей, родителей.

Диагностика всегда подчинена главной задаче-разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей ребенка, преодоление трудностей и нарушений в его развитии. Выделяются такие виды диагностики, как:

I – скрининговая – диагностируется группа детей или весь класс;

II – динамическая – это наблюдение динамики развития, определение эффективности обучения, развивающих и коррекционных мероприятий;

III – итоговая – оценивается состоянием ребенка в конце этапа обучения или цикла коррекционной работы.

2.-консультативная работа – консультации проводятся для учителей, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми. Консультацию психолог проводит по поводу уже имеющийся проблемы, когда нужно оказать помощь.

Психолог (1) консультирует администрацию школы, родителей и других по проблемам обучения и воспитания детей; в центре внимания всегда следует удерживать интересы ребенка и стараться избежать личностных проблем консультирования; (2) проводит индивидуальные консультации учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам самоопределения и так далее; (3) консультирует группы учащихся и школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации и так далее; (4) способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей, в том числе на индивидуальных и групповых консультациях, педсоветах, родительских собраниях.

3.-психопрофилактическая – это специальный вид деятельности психолога, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы. В психопрофилактике выделяются 3 уровня:

-I- первичная психопрофилактика – объем работы – практически все люди; цель: забота о психическом здоровье и психических ресурсах; основная задача – коррекция негрубых эмоциональных, поведенческих и других расстройств;

-II- вторичная – объем работы – группа риска; цель: раннее выявление трудностей в учении и поведении; основная задача – преодоление трудностей до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми;

-III- третичная – объем работы – дети с ярковыражеными проблемами; цель: коррекция или преодоление серьезных трудностей и проблем.

4.-коррекционо-развивающая – программы развивающей и психокоррекционой работы включают психологическую и педагогическую части. Последняя разрабатывается психологом совместно с учителем, воспитателем, родителями. Развивающая и психокоррекционая работа может проводиться в процессе специальной практике психологической коррекции выделяются следующие основные направления:

(а) – преодоление социальной и педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания ребенка;

(б) – помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, повышение своего социального статуса, развитии компетентности в вопросах нормативного поведения;

(в) – формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у детей;

(г) – развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;

(д) – формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в психокоррекционой процесс;

(ж) – создание в детском коллективе, где воспитывается и обучается «особенный» ребенок, атмосферы доброжелательности, открытости, взаимоотношения.

Система психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии:

Психологическая помощь детям с проблемами Психодиагностика Психологическая консультатирование Психологическая коррекция Психологическая поддержка Психологическая прогностика+сопровождение

Психологическая помощь оказывает не только психолог, то есть сложно выделить ряд форм психологической помощи:

(1) – педагогическая помощь включает оказание помощи родителям в воспитании детей с нарушением развития. Педагог анализирует вместе в родителями сложившуюся ситуацию и разрабатывает программу мер, направленных на изменение ситуации;

(2) Логопедическая помощь на развитие и коррекцию речи детей с нарушениями;

(3) Социальная помощь;

(4) Диагностическая помощь – процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов: клинициста, педагога, психолога4

(5) Медицинско-реабилитационая помощь, предполагает усилие специалиста на лечение и реабилитацию;

(6) Собственно психологическая помощь – опирается на закономерности психологического развития ребенка, содержит в себе анализ особенностей формирования познавательных процессов. Личности ребенка и разработку адекватных методов многостороннего психологического воздействия на ребенка.

В процессе психологической помощи детям и подросткам с различными нарушениями нужно учитывать сложную специфику их развития, характер сочетания биологических и социальных факторов развития, степени выраженности изменения в личности ребенка, особенностей межличностного общения в семье и обществе.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий, для успешности обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия.

Этапы процесса сопровождения:

1. подготовительный:

а)установление контактов со всеми участниками сопровождения ребенка;

б)определение фронта работы и последовательности процесса сопровождении;

в) подготовка необходимой документации;

г) составление графика работы;

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 96; Нарушение авторских прав

|следующая лекция ==>
Инфантилизм.|

Источник: https://lektsii.com/2-29475.html

1.2. Принципы деятельности специального психолога

16. Основные виды деятельности специального психолога в аспекте

Если основополагающиепринципы деятельности психологаобразования, его роль и позиция поотношению ко всем осталь­ным субъектамобразовательного пространстванеоднократно формулировались впсихологической литературе, то принципыдеятельности специального психологаеще нуждаются в до­полнительнойразработке и уточнении.

В первую очередьэто связано как со значительнымувеличением общего количества детей,нуждающихся в такой специализированнойпомощи, и резким качественным усложнениемизменений, происходящих с различнымикатегориями детей, так и с особенностямисовременной социальной ситуации.

Крометого, особенности развития всейпсихологической науки в конце прошлоговека, огромный поток информации, буквальнохлынувший на оте­чественных психологовиз-за рубежа, требуют значительныхизменений устоявшихся представленийо позициях и принци­пах деятельностипсихолога образования, в том числе испеци­ального психолога.

В последнеевремя многие авторы обрати­ли своевнимание не только на принципы специальнойпсихо­логии как науки, но и надеятельность психолога в специальныхучреждениях образования, тем самымподчеркивая важность осмысления иизучения технологий деятельностипсихолога [40; 67; 98; 128].

Попробуем определитьосновные принципы, подходы к орга­низациидеятельности специального психолога.На наш взгляд, к ним следует отнести:

1. Принциптеоретико-методологического«позиционирования» психолога.

2. Принцип единстваметодологии, диагностической икоррекционной деятельности.

3. Принципструктурно-динамической целостности.

4. Принциптерминологической адекватности.

5. Оценкаэффективности деятельности психологачерез адапта­цию ребенка в образовательнойсреде.

6. Приоритетностьобразовательных задач.

7. Принципмеждисциплинарности и координирующегохарактера деятельности психолога.

8. Этическиепринципы и связанный с ними принциппрофессио­нальной компетенции.

Прежде чем перейтик анализу каждого из этих положе­ний,необходимо отметить, что все они теснейшимобразом связаны и вытекают одно издругого. Разделить их содержа­тельнуюсторону и соподчиненность представляетзначитель­ные трудности. Тем не менеемы хотели бы придерживаться именнотакой последовательности в их изложении.

Теоретико-методологическое«позиционирование» психолога определяетсянеобходимостью определить соб­ственнуютеоретическую позицию, приверженностьк ка­кой-либо определенной теоретическойшколе, научной концепции. Несмотря накажущуюся очевидность и тривиаль­ностьэтого требования, проблема реальногоосознания выбора собственной позициидостаточно сложна.

Несмотря на то, чтовсе мы, перефразируя классика, «птенцыгнезда Выготского», реальная практиказаставляет задуматься, насколькооднозначно строго или, наоборот,эклектично мы используем эти теоретическиеподходы, в рамках какой те­оретическойконцепции проходит наша работа, на какихметодологических принципах построенаорганизация нашей деятельности.

Нередкислучаи, когда специалист, декла­рируясвою принадлежность к одной теоретическойконцепции, в реальной практике диагностикии коррекции Пользуется, не задумываясь,совершенно другими концептуальнымиподходами, иногда принципиальнопротивоположными.

Всё это приводит кметодологической неопределенности,«размывает» цельность не толькотеоретических взглядов, но, что кудаболее серьезно, и практической деятельностиспециа­листов, в конце концов приводяк снижению эффективности работы в целом.

Этoособенно важно, поскольку именно в концеXXвека помнилось большое количестворазличных методологических подходови концепций, подтвержденныхэкспериментальны­ми исследованиями,на основе которых разрабатываютсяди­агностические и коррекционно-развивающиесредства, широко используемые в реальнойпрактике. Все это заставляет предъявлятьособые требования к теоретико-методологическойпозиции психолога, в том числе психолога,работающего в систе­ме специальногообразования.

Принцип единстваметодологии, диагностической икоррекционной деятельности исходит изнеобходимости теснейшей связи междутеоретическими позициями психологом,соответствующей им методологии иконкретными диагностическими икоррекционными средствами, построеннымина той же методологии. Ведь нередкислучаи, когда мы

говорим о«периодизации по Эльконину», «высшихпсихических функциях», другихосновополагающих понятиях, но и го леевремя пользуемся тестами и методиками,разработан­ными к иной теоретическойпарадигме, используем в своей коррекционнойработе подходы и тактики третьей стороны.И примеров такого наихудшего вариантаэклектики достаточно много.

Принцип триединстватеории, диагностики и коррекции даетнам возможность цельности и целостностив изучении развития ребенка, комплексностипсихологической помо­щи.

В соответствиис данным положением определяется ивозможность использования той или инойдиагностической процедуры, методикидля оценки особенностей сформированностипознавательной, регуляторной иаффективно-эмоциональной сфер ребенка,то есть строится диагностичес­кий, ав дальнейшем и коррекционно-развивающийсцена­рий психологической работы.

Одним из практических следствийреализации этого принципа является то,что инст­рументарий психолога (какдиагностический, так и коррекционный)приобретает полифункциональные,интегративные возможности, повышаяэффективность деятельно­сти.

Теснейшим образомс предыдущими связан и принципструктурно-динамической целостностиизучения и рабо­ты с ребенком.

Онвыражается в представлении о том, чтоотдельные стороны психической организации(психические функции и процессы, отдельныесферы) не изолированы, а проявляютсяцелостно, существуют в единой структурнойорга­низации и столь же целостнореагируют на все внешние воз­действия,преобразуя их посредством собственнойвнутренней активности ребенка к развитию,к взаимодействию с окружа­ющейобразовательной средой.

В соответствии сэтим принципом каждая конкретнаяосо­бенность состояния ребенка должнаизучаться и оценивать­ся как с точкизрения возрастной соотнесенности, таки в соответствии с определеннойпоследовательностью развития,взаимодействием и гетерохронией(разновременностью) со­зревания техили иных функций, входящих в единый«ан­самбль» формирования той или инойхарактеристики дея­тельности ребенка.Применение данного принципа позволя­етне только фиксировать отдельные нарушенияили несформированность какой-либосферы, но и определять причины и ситуациюих возникновения, оценивать структу­руи иерархию проблем развития.

Одним из практическихследствий этого принципа явля­ютсясовременные представления о структурепсихического развития, динамике ееформирования и усложнения (в том числеи во временном аспекте), возможномхарактере недо­статочности и нарушенияхподобной структуризации психики привоздействии неблагоприятных условийи факторов, есть в ситуации отклоняющегосяразвития.

И качестве примеровтаких структурных представлений можнопривести функционально-уровневый подходС.А. Домишкевича [35; 133], теорию уровневойорганизации аффективной регуляцииповедения и сознания О.С. Никольской[74].

Терминологическаяадекватность является одной из наиболееболезненных проблем специальнойпсихологии, и не только ее.

Неоднократноподнимались и поднимаются вопросы: какточнее определить, обозначить различныекатего­рии детей, находящихся в полезрения специальной психоло­гии, какправильнее(аккуратнее и гуманнее)определитьсяidмногими понятиями в сфере диагностики,при постановке психологическогодиагноза, организации коррекционно-развивающейработы?

Крайне актуальнойв настоящее время является проблема,связанная с использованием в реальнойпрактике детского психолога адекватнойтерминологии, которую можно чет­киотграничить от понятий смежных дисциплин[67; 110; I18; 121; 133].

Среди специалистов,работающих с детьми с проблемамиразвития, обучения и поведения, насегодняшний день существуют значительныерасхождения в определении, что лее стоитза обобщающим понятием «проблемныйребенок», где, с одной стороны, границыиндивидуальных различий в пределахусловно возрастной нормы, с другой —проблематика развития, выходящая заэти пределы. Дать четкие опреде­лениии обозначить содержание терминов ипонятий, относящихся к этим сферам, —означает раскрыть содержание функционаласпециального психолога. Сразу же исключимиз поля зрения такие термины, как «дети-дебилы», «имбецилы», «шизофреники»,«эпилептики», «ненормальные», •дефективные», как абсолютно не отвечающиени современ­ным гуманистическимпринципам, ни этике специалиста, ми, темболее, психологическому содержанию.Примерно к таким же не соответствующимгуманистическим принципам понятиямотносится и термин «аномальные дети».

В то же времяофициально используемое сейчасопределение «дети с ограниченнымивозможностями здоровья» также, на нашвзгляд, не отражает непосредственнопсихологи­ческого содержания состояниятаких детей.

В нем не содер­житсяпринципиального уточнения: какоездоровье имеется в виду — физическое,психическое, социальное, «позитив­ное»или какое-либо другое. В нашей странене прижился и термин «дети с особымипотребностями» (в некоторых вари­антах«нуждами»).

Он фактически являетсяпрямым перево­дом англоязычноготермина «childrenwithspecialneeds»,что в условиях нашей социокультурнойтрадиции нисколько не определяет, какие,собственно, «нужды» имеются в виду,какие из них «специальные» (или особые),а какие — нет.

И в этом случае возникаетнеобходимость четкой детермина­цииграниц «проблемности» ребенка. В то жевремя понятие «дети с нарушениямиразвития» не выдерживает критики сточки зрения определения, что являетсянарушением, а что — недоразвитием,несформированностью.

В то же время многиеспециалисты смешивают эти два принципиальноразличных понятия, следствием чегоявля­ется терминологическая путаница,распространяемая и на содержаниедеятельности психолога со стольразличными категориями детей.

Используятермин «нарушение разви­тия» каксиноним понятия «отклонения в развитии»,мы тем самым неосознанно искажаем ипсихологическое содер­жание состоянияопределенных групп детей.

К такимкате­гориям, например, можно отнестидетей с умственной отста­лостью идругими видами недоразвития, имеющиехарактер состояния, а не заболевания.Последнее синонимично по­нятию«нарушение».

С другой стороны,такие термины, как «трудности обуче­ния»,«проблемы развития» и более общее —«проблемные дети», не дают возможностиоценить психологическую спе­цификуих состояния, определить содержательныехаракте­ристики диагностической,развивающей или коррекционной работыс таким ребенком.

Термин «дети с особымиобразовательными потребностями»,появившийся в последнее время и совершенносправедливый в плане непосредственнообразо­вания (в данном случае — синонимпонятия обучение), ограничивает, сужаеттерминологическое поле психолога и нерас-к|>ымнет психологического содержаниясостояния детей, поскольку рассматриваетих с точки зрения педагогической, а не« психологической деятельности.

Наиболее адекватныйтермин «дети с отклонениями в развитии»лишь ограниченно удовлетворяеттерминологические И содержательныепотребности психологов-практиков.

Тра­диционно это определениераспространяется на детей с выраженнымиотклонениями, такими, как умственнаяотсталость, сенсорные дефекты (нарушенияслуха, зрения), нарушения опорно-двигательногоаппарата.

В настоящее время, как ужеПоявилось значительное количестводетей, кото­рых нельзя отнести к такимклассическим видам отклонений и развитии,но испытывающих значительные, выходящиеза Нормативные границы, трудностиадаптации, обучения, воспитания иразвития в целом.

В последнее времястал использоваться и другой подход кобозначению детей, испытывающихкакие-либо трудности раз­вития,связанный непосредственно с адаптивнымивоз­можностями детей в образовательномпространстве — «дети с ограниченнымивозможностями адаптации». На наш взгляд,что наиболее обобщенное определениевсех категорий детей, нуждающихся впомощи специального психолога.

Точно такжеадекватность терминологии психологадолжна быть распространена на всеобласти его деятельности: диагностическую,коррекционно-развивающую, консультативнуюи пр. Очевидно, что эта проблема должнарешаться как в вопросах гуманизацииобразования, психологической этики,гик и в результате отработки психологическиадекватной терминологии во всех аспектахдеятельности специального психолога.

Оценка эффективностидеятельности психолога в условияхрегулярного образования детей до сихпор является наиболее разработанной.В то же время в оценке своей деятель­ностинеобходимо руководствоваться какими-либокритериями. С нашей точки зрения, такимкритерием может стать именно успешностьадаптации ребенка в образовательнойсреде.

Из этих представленийи формулируется принцип оценкиэффективности деятельности психологачерез адапта­цию ребенка в образовательнойсреде.

В отличие от педа­гогическойдеятельности, в которой имеютсясобственные критерии оценки эффективности,то есть оценки степени ус­воениязнаний, навыков, умений (бальная оценка,специаль­ным образом организованноепоощрение и т.п.), надежных критериевэффективности психологическойдеятельности до настоящего времени ненайдено.

Большинство предлагаемыхкритериев относится к области субъективного(например, оценка эффективности работыс ребенком по анкетированию родителей,педагогов и т.п.).

Это не дает возможностисопо­ставления результатов каксобственной деятельности психоло­гав разных условиях, при примененииразличных техноло­гий, так и сопоставлениясобственной деятельности с работойдругих специалистов образования. Всеэто в значительной сте­пени снижаеттехнологичность и качество психологическойработы в целом.

В то же время, еслиисходить из одной из наиболее общихзакономерностей дизонтогенеза — тойили иной степени социально-психологическойдизадаптации1 ребенка, то уменьшениеэтой дизадаптированности в результатеспеци­альной психологической помощиможет служить хорошим показателемэффективности психологической работы.

Имен­но этот показатель эффективностипсихологической деятель­ностиспециального психолога был предложенЕ.Л. Шепко [133].

Рассматривая психическоездоровье как интегральный показательблагополучия в психическом развитии,автор пред­лагает оценивать его наоснове такого психологического кри­терия,как степень социально-психологическойадаптации ре­бенка, которая определяетсяв первую очередь как успешностьприспособления к социально-психологическимтребованиям окружающей среды. Изменениестепени дизадаптации под воздействиемкоррекционно-развивающей работыпсихолога и переходе состояния ребенкаиз одной группы «психологическогоздоровья» в другую, менее тяжелую попараметру адаптации, и определяетсякак критерий эффективности психологическойдеятельности. Этот принцип организациидеятельности специального психолога,на наш взгляд, чрезвычайно важен в общейоценке качества работы психолога.

Принцип приоритетностиобразовательных задач оп­ределяетсястатусом психолога в образовательномучрежде­нии.

Не секрет, что отношениек психологу как к последней инстанции,как к специалисту, «который все можети в связи с этим должен…» пока ещепревалирует в сознании многих педагогови администрации.

Это проникает и впрофессиональное самовосприятиепсихологов, что порой выражается впопытках браться за проблемы, весьмадалекие от реальных задач психологии.

На наш взгляд,необходимо понимать статус психологакак вспомогательного по отношению кпедагогу специалиста — специалиста,решающего дополнительные (а не основные)задачи образования. По крайней мере, вситуации обучения в регулярномобразовательном учреждении.

Не вызываетсо­мнения тот факт, что даже решениетаких вспомогательных задач требуетвнедрения психолога и в экспертизуучебных пособий, и непосредственно впедагогические технологии с одной лишьцелью — разумной и взвешенной адаптацииобразовательной среды к ребенку.

Наиболее важнымпоказателем, который должен быть учтенпсихологом в его деятельности, являетсяоценка воз­можностей овладенияребенком соответствующими программнымиразвития и обучения (дошкольной, школьной,любой другой образовательной) иоптимизация образовательных воздействий,связанных с этой возможностью.

Принципмеждисциплинарного подхода икоординиру-11ЧЦ1.Ч) характера деятельностипсихолога фактически вбирает в себяряд таких положений, как комплексностьподхода к ребенку, стереогнозиса ввосприятии проблем ребёнка и другие.

Внаиболее общем виде междисциплинарнойдеятельности специального психологазаключается в том, что, являясь по сутидела, «центровым» и координирующимспециалистом по отношению к ребенку иего пробле­мам, психолог должен знатьи понимать не только отдель­ные отраслипсихологии, но и определенные сферыпедаго­гики, социологии, медицины.

Для специального психолога пониманиеклинического подхода практически вовсем раз­нообразии отраслей медицины(а не только психопатологии и неврологиидетского возраста) является принципиальнонеобходимым.

Этот принципопределяет и необходимость пониманияоценки состояния ребенка с точки зренияразличных облас­тей психологии.Примером такого междисциплинарногосте­реоскопического видения ребенкаявляется интеграция в еди­номобследовании систем нейропсихологическойи патопси­хологической оценки, учетевозможной психоаналитической трактовкинаблюдаемых проявлений и т.п.

Этот же принципотражает необходимость использованияв коррекционной и консультационнойдеятельности различ­ных подходов итактик, в частности одновременной собсле­дованием ребенка психотерапевтическойработы с родителя­ми (см. главу 4 разделаIV).

Особую актуальностьэтот принцип приобретает в настоя­щеевремя, когда появляется возможностьобсуждения состо­яния ребенка соспециалистами различных областей.

Очевид­но, что без многогранной имногопрофильной оценки состоя­нияребенка с разных профессиональных точекзрения порой невозможно не толькоопределить прогноз дальнейшего раз­вития,но и поставить нозологический (медицинский)или психологический диагноз, датьпедагогическую оценку, индивидуализироватьобразовательный маршрут.

Реализация напрактике данного принципа еще в большейстепени закрепляет ведущую роль психологакак организато­ра и координаторавсего процесса сопровождения ребенка.

Не присваивая себе функций диспетчера,психолог может по результатам своихисследований построить последовательностьпроведения обследований ребенкаразличными специалиста­ми и всегокомплекса коррекционной работы сребенком.

Та­ким образом, именно вфункционал психолога необходимо включатькоординационную работу по объединениювсех спе­циалистов в единую команду— четко и отлаженно работаю­щиймеханизм сопровождения.

Нет необходимостив очередной раз говорить об этическихпринципах деятельности психолога. Ониособенно важны в деятельности психологав системе специального образования -специального психолога, который в своейповседневной работе многократносталкивается с бесконечно сложнымиэтичес­кими проблемами (в разговорес родителями, специалистами, и том, каки какими словами он будет защищать праваребёнка).

К этическимпринципам, на наш взгляд, следует отнестии рефлексию собственной профессиональнойкомпетентности. Профессиональнаякомпетентность как составляющая этикилюбого специалиста в настоящее времяприобретает огромное значение.

В условияхне всегда адекватно понимаемойде­мократизации образования, когдав образовательную практи­ку буквальнохлынул поток самых разнообразных практики технологий, важно уметь ограничитькруг своей компетен­ции, чтобы непревысить своих возможностей, в конечномитоге не навредить ребенку.

Источник: https://studfile.net/preview/2419635/page:3/

1.1 Основные направления деятельности специального психолога

16. Основные виды деятельности специального психолога в аспекте

Л.С. Выготский был первым в мировой психологии, выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи.

Благодаря этому стало возможным объединение отдельных ветвей психологии, изолированно изучавших детей и взрослых с такими недостатками, в специальную психологию. Существенный вклад в ее развитие внесли такие крупные отечественные ученые, как Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Р.Е. Левина, И.А. Соколянский, И.М.

Соловьев, Г.Я. Трошин, Ж.И. Шиф и другие. Многие из них были соратниками и учениками Л.С. Выготского.

С.М. Богословский под профессией понимает деятельность, и деятельность такую, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию, и признается за профессию личным самосознанием данного лица [8].

Для того чтобы иметь представление о понятии «профессия» полезно разобраться с такими близкими понятиями, как понятие «специальность» – это деятельность человека, направленная на выполнение им определенных трудовых функций, необходимых для общества, которая дает ему возможность взамен выполненного труда получить необходимые средства существования и развития. То есть это более конкретная область приложения своих сил. Например, в профессии психолог специальностями могут быть: «социальная психология», «клиническая психология» и т.п.

Известный психолог Е.А. Климов рассматривает разные аспекты понятия «профессия»:

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека).

Конечно, уровень жизни может различаться у профессионалов с разной степенью успешности (кто-то научился «хорошо зарабатывать» за свой труд, а кто-то даже не стремится к этому, обнаруживая иные «радости» в профессии), но базовая система ценностей у представителей одной профессии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получаемых «доходов»).

2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности.

3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но прежде всего она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала [10].

4. Профессия как исторически развивающаяся система. Само слово «профессия» происходит от латинского profiteri – «говорить публично».

Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться.

В частности, психология, по сути своей ориентированная на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды использоваться для откровенной манипуляции общественным сознанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии решения их проблем [8].

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции».

Можно выделить два основных вида профессиональной деятельности психологов:

1) научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей).

Научно-исследовательская работа в области фундаментальной и прикладной психологии – один из наиболее распространенных и престижных видов деятельности профессиональных психологов.

Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств.

Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений).

Научно-психологические исследования характеризуются объективностью, обобщенностью, систематичностью, доказательностью, опорой на научные факты и понятия.

2) практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика).

Основная цель практической психологической работы – непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, возникающих в области образования, медицины, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей.

Основные виды деятельности специального психолога – психологическое оценивание, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционная и развивающая работа [1]. Иногда в качестве вида деятельности специального психолога называют психотерапию. Однако этот вопрос относится, прежде всего, к сфере медицинской психологии.

Психологическое оценивание – данное направление деятельности можно назвать диагностической деятельностью специального психолога. Основной задачей психолога здесь является оценка развития каких-либо психологических качеств у конкретного человека, постановка диагноза его психического развития, т.е. проведение психодиагностики.

В научной литературе понятие «психодиагностика» было введено в

1924 г. швейцарским психологом Германом Роршахом [3]. В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека.

В своей работе психолог-диагност ориентируется на определенные нормы (возрастные, патопсихологические или индивидуально-психологические) в проявлении психических функций человека.

Психологическое консультирование. Этот вид деятельности специального психолога используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей.

Основное средство консультирования – это беседа, построенная определенным образом.

В процессе консультации специальный психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.

Цель психологического консультирования – помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения.

Психологическое просвещение. Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры. Для психологического просвещения используются лекции, беседы и семинары.

Также инструментами такого просвещения можно считать информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев. При этом важно учитывать, что для формирования умений полезнее оказываются семинары и практические занятия. Психолог может помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для самообразования.

Формирование стремления к приобретению психологических знаний и желания использовать их в жизни и практической деятельности – важнейшая основа психологического просвещения.

Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека.

Коррекционная работа – это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения.

Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психического развития (например, норме в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы.

Специальный психолог в реальной профессиональной деятельности может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо определенном виде.

В то же время важно знать, что каждый из этих видов практической психологической деятельности обладает существенной спецификой, и конкретный психолог в зависимости от личностных качеств и профессиональной подготовки может успешнее справляться с одним из них.

Если говорить о психодиагностике, то, согласно точке зрения Г. С.

Абрамовой, «эффективность работы специального психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики для исследуемой выборки» [1;12] По-видимому, адекватность применяемых психологом методик может проверяться, в частности, результативностью предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту.

Эффективность психокоррекционной работы связана с учетом следующих важных моментов:

1) динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит, успешность, результативность одного и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;

2) эффективность психокоррекции определяется не ее интенсивностью и количеством произведенных воздействий, а качеством содержания, своевременностью и адекватностью;

3) эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Под деятельностью психолога по отношению к проблемным детям или детям с трудностями и отклонениями в развитии Н.Я. Семаго и М.М.

Семаго понимают оказание специальной психологической помощи, поскольку такая работа не укладывается в рамки стандартных психолого-педагогических технологий, рассчитанных, прежде всего, на некую усредненную «массу» детей [22].

Такая специализированная помощь должна опираться на положения и принципы именно специальной психологии как науки о «нестандартности» и «ненормативности».

Как уже говорилось выше, психодиагностика подразумевает выявление агрессии, тревожности, личностных, мотивационных, познавательных и других особенностей детей. Но на этом этапе работа психолога не заканчивается.

Он должен разработать рекомендации для каждого ребёнка, письменно оформив их, и провести коррекционные занятия с теми учениками, у которых выявлены отклонения от нормы.

Эти занятия проводят индивидуально или с группой в форме тренингов, упражнений или игр для дошкольного и младшего школьного возраста, направленных на устранение проблемы.

Психопрофилактика включает в себя объяснение вреда курения и употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни, предотвращение правонарушений и прочее. Кроме того, специальным психологом ведется просветительская работа с родителями и преподавателями.

Также специалисты выступают на педагогических советах и родительских собраниях с целью рассказать об особенностях психологии детей определённого возраста.

Некоторые психологи в школах индивидуально консультируют родителей и детей по волнующему их вопросу, помогая понять причину проблемы в ходе индивидуальной беседы.

1.2 Требования к личности и профессиональной подготовке профессии специального психолога

специальный психолог профессиональный этический

Не каждый человек пригоден для работы с людьми. Как представитель одной из «помогающих», человеческих профессий психолог имеет дело с личностью, обладающей психической реальностью; в то же время он и сам ею обладает.

Важными личностными характеристиками психолога являются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность.

В структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы основных качеств.

В первую группу включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решительность, активность и др.).

Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения.

Третья группа включает коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречивость как способность внушать и убеждать [18].

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов, можно выделить следующие личностные черты, желательные для специального психолога: концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь; открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость; аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания; энтузиазм и оптимизм; уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции; уверенность в себе, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов; богатое воображение, интуиция; высокий уровень интеллекта [5].

К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления у группового психотерапевта: он «должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций.

С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции.

С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства» [21; 69].

Можно выделить в структуре личности профессионала так называемые интегральные характеристики:

а) профессиональное самосознание специалиста, т.е. комплекс его представлений о себе как профессионале;

б) индивидуальный стиль деятельности и общения – характерное для данного специалиста устойчивое сочетание задач, средств и способов профессиональной деятельности и общения;

в) творческий потенциал, т.е. комплекс уникальных способностей личности, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне [15].

Важнейшее качество деятельности психолога – профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Профессиональные знания психолога – это сведения из общей, возрастной психологии, психологии личности, психодиагностики, педагогической и практической психологии, других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии.

Можно представить профессиональные знания в определенной иерархии:

теоретико-методологические – комплексное знание о человеке как био-социо-психо-космическом существе; основные методологические подходы и принципы исследования психики человека; психологические закономерности воспитания, обучения, развития личности во всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание и принципы профессиональной деятельности психолога;

методические – современные технологии специальной психологической работы с разными возрастными группами детей в различных социально-педагогических ситуациях; практические основы прогнозирования, проектирования, моделирования профессиональной деятельности;

прикладные – способы, приемы, виды психологической диагностики и коррекции, психологического сопровождения и консультирования личности и малой группы в психолого-педагогическом процессе.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».

Их можно классифицировать следующим образом: гностические (поиск, восприятие и отбор информации); проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование); конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств); организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и изменение обучаемых); коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения); оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса); рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения) [25].

Уместно рассмотреть профессиональные умения психолога, отражающие специфику его деятельности, более подробно.

Коммуникативные умения:

– вступать в контакты с разными людьми; устанавливать профессиональные отношения;

– осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами;

– сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности;

– вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в решении их проблемы;

– соблюдать конфиденциальность в работе и такт;

– побуждать человека к действию, творчеству, проявлению милосердия;

– влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме;

-правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.

Прикладные умения:

– исследовательские (анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов);

– психолого-педагогические (анализ социальной ситуации развития ребенка, его психологических проблем, планирование, прогнозирование, формы и методы психологической помощи);

– специально-психологические (психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др.).

Организаторские умения:

– ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем; организовывать подопечных на их выполнение; рационально организовывать свое рабочее время; планировать этапы и средства деятельности; планировать индивидуальную работу с клиентом;

– организовывать отдельные виды психологической работы, выполнение программ и проектов;

– определять нужды клиентов и помогать им найти соответствующие их потребностям службы;

– выявлять и поддерживать полезную инициативу, создавать условия для ее реализации;

– объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости.

Аналитические умения:

– изучать личность, ее микросоциум, ставить психологический диагноз;

– анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, предвидеть и предотвращать жизненные кризисы;

– проектировать конечный результат профессиональной деятельности;

– анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными, выдвигать новые задачи;

– анализировать недостатки своей профессиональной деятельности;

– анализировать опыт и практику работы специалистов психологической службы;

– творчески перерабатывать необходимую информацию;

– анализировать конкретную жизненную ситуацию, причины и истоки проблем.

Педагогические умения:

– обучать других искусству помогать людям;

– выявлять резервные возможности личности, открывать положительное в человеке и организовывать процесс его самопомощи;

– обучать социальным повседневным жизненным навыкам;

– стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям;

– воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство);

– излагать материал доступно, логично, образно, выразительно.

Умения саморегуляции:

– контролировать свои эмоции в любой ситуации, управлять своим настроением, предъявлять к себе повышенную требовательность;

– переносить большие нервно-психические нагрузки, поступаться своими интересами ради интересов подопечного, снимать психологическое напряжение [17].

Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу.

К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Существует несколько основных характеристик, требующихся для этой профессии.

1. Знания, необходимые для оказания профессиональной помощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу. Это знания о поведении человека, социальной политике и программах, ценностях и этике, о способах выработки оценки собственной практики.

2. Навыки анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо оказать ее.

3. Поддержка таких ценностей, как гуманность, справедливость,

самоопределение, конфиденциальность, честность профессиональной деятельности.

4. Сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях.

5. Признание и принятие того факта, что часто один человек должен брать на себя ответственность за создание новых организаций и общественных институтов, если они необходимы для всех.

6. Глубокая и искренняя заинтересованность в клиентах и работе с ними.

7. Настрой на работу в трудных условиях и решение сложных социальных проблем.

В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессиональной деятельности. В научной литературе выделены следующие виды деятельности:

1) репродуктивный – умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам (однако даже самые глубокие знания не являются признаком профессиональной квалификации);

2) адаптивный – достижение нового уровня знаний и умений, включающего в себя знание не только предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания;

3) локально моделирующий знания – умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их;

4) системно моделирующий знания – владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом [19].

Источник: https://psy.bobrodobro.ru/28939

Medic-studio
Добавить комментарий