16. Особенности познавательной сферы детей раннего возраста и ее

Развитие познавательной сферы детей раннего возраста

16. Особенности познавательной сферы детей раннего возраста и ее

В условиях манипулирования предметами, усвоения их основных функций интенсивно развиваются познавательные процессы детей раннего детского возраста: восприятие, мышление, воображение и речь.

Этот возраст интересен тем, что из всех психических функций – восприятие, мышление, память, внимание – доминирует восприятие. Доминирование восприятия обозначает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Доминирование восприятия обозначает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия. По мнению Л.С. Выготского, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение.

К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие. Однако, как отмечает Венгер Л.А. и Мухина В.С., точность и осмысленность этого восприятия еще невелики. Так ребенок 2 лет еще не может достаточно точно определить свойства предметов, их фору, величину, цвет и т.п. Сами предметы он определяет не по сочетанию свойств, а по отдельным бросающимся в глаза признакам.

В ходе выполнения предметных действий ребенок раннего возраста учится сравнивать свойства воспринимаемых предметов с усвоенными образцами. Большое значение для развития умения соотносить отдельные свойства предметов с заданными образцами имеют различные развивающие игрушки (кубик с прорезями, сборно-разборные игрушки).

В раннем детском возрасте уже можно наблюдать у ребенка выделение пространственных отношений между предметами. Восприятие детей этого возраста эмоционально окрашено и тесно связано с практическими действиями. Интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие.

Особенно большое значение имеет развитие речевого, фонематического слуха. Действия слухового восприятия – это не только действия, основанные на слушании, но и на самостоятельном произнесении звуков. (Пример. Андрюша, 2, 7 мес.: «Занги лукава. Они глинные». Мама говорит: «Послушай, д-д-д-длинные».

Повторяет: «Д-д-д-глинные»).

Как считают специалисты, для развития восприятия ребенка раннего детства нужно знакомить его с различными разновидностями форм и цветов предметов.

Исследования показывают, что ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Однако, он еще не может научиться правильно называть эти формы и цвета, зато без труда узнает их Я.

В ходе сенсорного развития ребенка необходимо показывать детям, что форма, цвет и величина – это признаки разнообразных предметов, по которым эти предметы можно узнавать и различать. Это способствует развитию восприятия ребенка раннего детства.

В раннем детстве формируется наглядно-действенное мышление и первичные формы наглядно-образного мышления. Ребенок не только замечает уже имеющиеся связи между предметами, но и начинает самостоятельно устанавливать новые связи и отношения, учитывать их в своих действиях. Например, ребенок строит домик из кубиков в непосредственной близости от двери, которая открывается внутрь.

В определенный момент он понимает, что, если откроется дверь, то домик из кубиков будет разрушен. Он становится на коленки и руками отодвигает свою «постройку» в безопасное место. Выполняя пробы, направленные на достижение цели, и, замечая результаты своих действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи.

Это способствует развитию наглядно-действенного мышления.

Большое значение для развития мышления ребенка раннего возраста имеют орудийные действия – когда предмет используется как орудие (вылавливание игрушки из воды сачком, доставание закатившегося под шкаф мяча палкой или линейкой).

По мере накопления опыта практических действий ребенок перестает осуществлять реальные пробы. Он проделывает их в уме, представляя себе возможные действия и их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление. Оно зарождается на этом этапе развития ребенка, но преобладающим видом становится только впоследствие.

Мозг ребенка пластичен, что позволяет достаточно легко запечетлевать получаемый опыт. Это приводит к тому, что в раннем детстве интенсивно развивается память. Чаще всего память у детей в раннем детстве проявляется в активном восприятии-узнавнии.

Преобладающими видами памяти являются двигательная и эмоциональная память, частично – образная. Значительно возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирующим видом памяти в раннем детстве по-прежнему остается непроизвольная память.

Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует теперь не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. Дети раннего возраста, которым много читают, нередко поражают взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи и сказки. Пример.

Катюше 2 года и 8 месяцев. Перед сном, как обычно мама ей читает сказки. Одной из самых любимых у Кати является сказка Ш. Перро «Красная шапочка». Читая, мама решила сократить сказку и пропустила один абзац. На что тут же услышала: «Непанина титаешь.

Надо дальше титать так: «А Класная Сапатька посла по самой длинной доложке…» И так далее точно по тексту, целый абзац наизусть. Однако, такое запоминание, как отмечают психологии, ничего не говорит ни об общем умственном развитии ребенка, ни об индивидуальных его особенностях.

Это результат пластичности нервной системы, мозга, свойственной всем детям этого возраста.

Воображение развивается очень активно, но оно не связано с реальностью. Оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

Поэтому образы воображения создаются при малейшем намеке на сходство одних предметов с другими.

Несмотря на то, что воображение носит скорее воссоздающий характер, в этом возрасте появляются и первые собственные сочинения ребенка: сказки, рассказы, небольшие стишки.

В раннем детстве ребенок сензитивен к развитию речи.

Качественный и количественный скачок в развитии речи ребенка объясняется возникающим противоречием между желанием ребенка побольше узнать об окружающем мире и невозможностью осуществить это своими силами.

Он вынужден обращаться за помощью к взрослым, но имеющихся в наличии средств общения (жестов, мимики, автономной речи) оказывается недостаточно.

Развитие речи идет по 2 направлениям:

совершенствуется понимание речи взрослых;

формируется собственная активная речь.

Оно связано не только с общением со взрослыми, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Основным средством общения в раннем детстве становится активная речь. В этом возрасте появляется ситуативная речь, которая связана с практической деятельностью. Она понятна, исходя из конкретной ситуации, в которую включены собеседники (описательная речь).

На третьем году возрастает речевая активность ребенка. Ребенок овладевает почти всеми падежами. До 2-х лет у детей в речи используются преимущественно одно- двухсловные предложения, слова не изменяются по падежам.

Однако, часто, усваивая грамматические формы, ребенок допускает ошибки.

Так, иногда по аналогии дети этого возраста могут использовать окончания не тех склонений (Например, «забил молотком» – по аналогии ребенок говорит «забил ложком»)

В раннем детстве дети улавливают оттенки значения речи. Они уже могут вычленить те слова, которые несут пренебрежительный или ласкательный оттенок.

Итак, к концу раннего детства складывается активная речь ребенка и основные структуры языка. К трем годам ребенок овладевает лексикой и грамматикой языка. Речь превращается в основное средство общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Она становится важнейшим средством организации и управления собственным поведением. Развитие речи является основным новообразованием этого возраста.

В этом же возрасте можно наблюдать первые формы проявления самосознания ребенка. Первичное самосознание проявляется в названии себя по имени, узнавании себя и в первичной самооценке. После полутора лет, а иногда и после двух лет ребенок узнает себя в зеркале.

В видеофильме в 2 года легко узнает свои игрушки, комнату, ситуацию, а про себя может сказать «Это мальчик» или назвать себя по имени «Это Саша». Позднее ребенок начинает узнавать свои действия в прошлом: «Да, да! Я это делал!». Теперь он поднялся в своем развитии еще на одну ступеньку: он помнит себя в момент съемки.

Если с ребенком много общаются, он достаточно рано начинает использовать местоимение «я».

Важным компонентом самосознания является самооценка личностью самой себя, своих физических и психических качеств. Зарождаться самооценка у ребенка начинает к концу раннего возраста.

Ребенок начинает осознавать свои собственные желания, отличающиеся от желаний взрослых. Для обозначения себя появляется личное местоимение «Я». Это ведет к потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое «Я».

Однако интенсивного своего развития самооценка достигает лишь в дошкольном возрасте.

Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем. В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям и требованиям взрослых.

Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить свои отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности. Возникает личное действие и личное желание «Я сам».

Если взрослый не организует делового сотрудничества, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.



Источник: https://infopedia.su/15x8f59.html

Особенности познавательного развития детей раннего возраста (стр. 1 из 6)

16. Особенности познавательной сферы детей раннего возраста и ее

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Теоретические основы познавательного развития детей раннего возраста

1.1 Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста

1.2 Познавательное развитие в дошкольном возрасте

1.3 Формирование познавательного интереса в раннем возрасте

2. Организация и методы исследования познавательной деятельности детей раннего дошкольного возраста

2.1 Организация эмпирического исследования

2.2 Методики исследования

3. Результаты эмпирического исследования

3.1 Результаты методики “Задания с кубиками”

3.2 Результаты методики “Задания с геометрическими формами”

3.3 Результаты методики “Задания с соотнесением предметов”

3.4 Результаты методики “Задания с предметами быта”

3.5 Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы с детьми раннего возраста

Выводы

Литература

Актуальность исследования. Проблема познавательного интереса — одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях.

Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности.

Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет.

Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности.

Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка.

Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка. Об огромной побудительной силе интереса и его влиянии на личность человека, его деятельность свидетельствует известный русский педагог В.

П. Вахтеров. Анализируя жизнь и деятельность выдающихся людей, он обнаружил, что некоторые из них оказались в неинтересующей их области ленивыми; напротив, в области, которая их интересовала, они обнаруживали себя людьми живыми, энергичными, яркими, неутомимыми.

Наличие интереса к приобретению знаний и к осуществлению трудовой деятельности имеет в наше время особое значение.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять и усвоить.

В дошкольном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей.

Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний. Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л. С. Выготский.

Он вскрыл движущие мотивы — потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: “Особенности познавательного развития детей раннего возраста”.

Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания дошкольников раннего возраста на занятиях по развитию познавательной активности при помощи реализации взаимосвязи с игрой позволили сформулировать гипотезу исследования: использование интегрированных занятий по развитию познавательной активности, речи и сенсорному воспитанию позволит повысить уровень познавательного развития детей.

Цель исследования: изучить особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и определить основные пути его формирования.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста.

Предмет исследования: познавательный интерес детей раннего возраста.

Задачи исследования:

– рассмотреть характерные особенности детей раннего возраста;

– исследовать освещенность в научной литературе познавательного интереса в психологии и педагогике;

-определить критерии сформированности познавательного интереса;

– рассмотреть методики формирования познавательного интереса.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялся метод теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы.

Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что её данные могут быть использованы в практической деятельности воспитателей детских дошкольных учреждений.

1.1 Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста

Для работы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развития ребенка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения.

Различают возрастные периоды:

период новорожденности (первые две-три недели жизни);

грудной возраст (до года);

преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет);

дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

школьный возраст:

младший (от 7 до 10 лет),

средний (от 11 до 14 лет),

старший — подростковый (от 14 до 18 лет).

Возраст 1 – 3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего, ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

В результате такого “высвобождения” ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия.

На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире.

Вместо вопроса: “что это?” – при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: “что с этим можно делать?” (Р.Я. Лехтман-Абрамович, Д.Б. Эльконин)[1]. Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется.

Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая предметы в свою деятельность.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно слабо, хотя в быту ребенок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров.

Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий.

Источник: https://mirznanii.com/a/198263/osobennosti-poznavatelnogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta

Особенности познавательной сферы в раннем возрасте

16. Особенности познавательной сферы детей раннего возраста и ее

Вес мозга к концу 2 года достигает 1/3 веса мозга взрослого человека, и в 3 года он является наиболее развитой частью детского организма.

Восприятие носит доминирующий характер. Оно аффективно направлено: притягивает внимание то, что вызывает эмоциональную реакцию. Восприятие направлено на предметы, а не на их сенсорные свойства. Этот факт демонстрируется визуальным постоянством: постоянство цвета, размера и формы.

Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать. По Л.С. Выготскому, в раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, которое непосредственно переходит в действие.

Главным признаком предмета для ребенка этого возраста является форма предмета. К 3 годам ребенок может уже усвоить представления о 6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник). Это говорит о достаточно развитой дифференцировке в восприятии формы. Ребенок также имеет представление о 8 цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).

В раннем возрасте интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие, что имеет большое значение для овладения речью.

Данный период является сензитивным периодом для усвоения речи. Большинство исследователей сходятся во мнении, что дети произносят свои первые слова в возрасте от 10 до 13 месяцев. Боле точное время определить довольно трудно, т.к.

родители с нетерпением ожидают первое слово и порой принимают лепет ребенка за осознанные слова, на пример, они обращают внимание на «ма-ма», но игнорируют «ми-са». Исследования утверждают, что в среднем около года дети понимают примерно 50 слов, но сказать их смогут только через 6 месяцев.

Эти слова, как правило, тесно связаны с определенным контекстом или действием. Между 16 и 20 месяцами дети произносят довольно много слов, но они имеют тенденцию расширять или сверхобобщать основные значения слов. В общем, дети расширяют значения слов на основе схожести в движении, размере, форме и материале.

Сначала дети усваивают слова, которые связаны с их собственными действиями или событиями, в которых дети сами принимают участие. В среднем, в возрасте от 2 до 6 лет дети понимают более 14000 слов, они усваивают от 6 до 9 новых слов каждый день.

После года у ребенка формируются элементарные представления.

На протяжении второго года увеличивается объем и скрытый период узнавания: если до года он способен узнавать близкого человека после 2-3 недель разлуки, то после года – даже после 2-х месячного перерыва.

Память проявляет себя в узнавании. Преобладающими видами памяти являются двигательная и эмоциональная. Ребенок лучше запоминает то, что он сделал или пережил. При этом запоминание происходит непроизвольно. Единственным условием запоминания является частота повторения.

Начиная со второго года и до 6-8 лет активно развивается вербальная память, причем вначале формируется механическая (посредством повторения трафаретных ответов), которая позже сливается со смысловой и позволяет ребенку таким образом самостоятельно использовать слова и выражения.

После года ребенок запоминает и узнает особенности пейзажа и может выражать беспокойство, оказавшись в незнакомом месте.

Постепенно память освобождается от опоры на восприятие. После 2 лет начинают запоминаться имена, формируется и произвольное воспроизведение. Появляется сильная эмоционально-ассоциативная память. Л.С.

Выготский писал, что память в раннем возрасте является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции.

Анализ показывает, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью.

Мышление, речь и моторика развиваются у ребенка взаимосвязано.

По мере того как дети приобретают большую физическую силу и большие моторные способности, у них появляется желание использовать свои возросшие возможности для получения новой информации.

А эта исследовательско-ориентировочная деятельность ведет к дальнейшему развитию силы и ловкости. Таким образом, способы поведения и мышления детей можно рассматривать как целостную систему.

Слово приобретает для ребенка предметное значение, с этим связаны первые обобщения. Быстро растет пассивный словарный запас, возникает понимание речи – рассказа. Растет активный словарь. Развиваются другие формы коммуникации- жесты, мимика.

Совершенствуется двигательные навыки и качества. Наиболее заметные изменения в этот период затрагивают грубую моторику, т.е. способность совершать движения большой амплитуды (бег, прыжки, бросание предметов).

Ж.Пиаже посвятил свой наиболее тщательный анализ первым двум годам жизни ребенка. Этот период он назвал сенсомоторным. Основные задачи этого периода – это координация моторной активности и восприятия.

Таким образом, дети развивают способность смотреть на то, что слушают. Более того, они научаются управлять хватанием и ходьбой, используя визуальные, аудиальные и тактильные ощущения.

Таким образом, во время сенсомоторного периода дети интегрируют моторную и перцептивную системы.

Вторая характеристика данного периода состоит в том, что дети развивают способность воспринимать окружающий мир как постоянный, появляется понятие «постоянство объекта». Эта способность позволяет развивать восприятие времени, пространства и причины.

Третья характеристика сенсомоторного периода – неспособность детей представлять мир во внутреннем плане. Они ограничены непосредственным «здесь и сейчас».

Самым заметным отличительным признаком 2-х летних детей является символическая репрезентация, т.е. использование действий, образов или слов для представлений событий или собственных переживаний. Как только дети начинают пользоваться символами, их мыслительные процессы усложняются.

Основным видом мышления ребенка раннего детства является наглядно-действенное мышление. Когда ребенок под руководством взрослого усваивает способы употребления предметов, он усваивает и отношения между ними, возможности воздействия одного предмета на другой.

Уже на уровне наглядно-действенного мышления возникают простейшие формы отвлеченности и обобщенности (См Приложение 2, табл.7).

. В этом же возрасте начинается переход к наглядно-образному мышлению, т.к. по мере накопления опыта мышление ребенка все больше и больше опирается на образы. Благодаря этому он может проделывать реальные действия в уме. Образы обладают для ребенка знаковыми функциями.

Когда у ребенка устанавливается связь между заместителем и обозначаемым предметом, он впервые приобретает возможность представлять себе по рассказу взрослого или картинке вещи, события, действия. У него зарождается воображение.

В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непреднамеренно. Он воспроизводит то, что видел и слышал, т.е. воссоздаваемые им образы берутся из его собственного опыта. Воображение формируется и совершенствуется в игровой, графической и конструкторской видах деятельности. Первоначально оно вплетено в игровую деятельность и неотделимо от игровых действий.

Внимание тесно связано с интересами ребенка к деятельности: ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес, поэтому дети редко способны долго заниматься каким-то делом. На протяжении дошкольного детства время сосредоточения увеличивается от 10-20 минут до 1,5 -2 часа.

Источник: https://cyberpedia.su/17x167a7.html

☀ Развитие познавательной деятельности ☀ детей раннего возраста ☀

16. Особенности познавательной сферы детей раннего возраста и ее

Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера.

Восприятие окружающего мира раннего – младшего дошкольного периода становится более субъективным – ребенок начинает испытывать к предметам и явлениям чувства, позволяющие ему отделять красивое от безобразного, интересное от неинтересного.

Интерес к познанию – отличительная особенность маленьких детей

Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – интеллектуальному. Недоработки на этом этапе могут крайне негативно сказаться на его развитии в дальнейшем.

Какие виды деятельности в этом возрасте нужно развивать в первую очередь и чему уделять особое внимание? Рассмотрим закономерности развития познавательного развития ребенка раннего возраста.

Познавательное развитие малышей – структура и особенности

Новообразования раннего возраста

Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.

  1. Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.
  2. Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.
  3. Целеустремленность. Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.
  4. Творческая деятельность. Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.

Особенности развития детей раннего возраста

У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:

Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.

Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.

Восприятие – основной способ развития малышей

Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.

Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.

Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.

Основы сенсорного развития младших дошкольников

Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова.

Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.

К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.

Развитие речи у дошкольников – схема

Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.

Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:

  1. Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
  2. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности – делиться с родителями своими впечатлениями.
  3. Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
  4. Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
  5. Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
  6. Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
  7. Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.

Модель развивающей среды для детей 2-3 лет

Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности  – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.

Особенности развития памяти у маленьких деток

Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.

Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.

Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие

Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.

Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны.

Игра для малышей – основа познания

Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.

Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/razvitie-poznavatelnoj-deyatelnosti-v-rannem-vozraste.html

Medic-studio
Добавить комментарий