16.Правосознание и ответственность личность.: Правосознание – система знаний, оценок и представлений о правопорядке

Лекция 20. Тема 3.11. Правосознание и правовая культура

16.Правосознание и ответственность личность.: Правосознание - система знаний, оценок и представлений о правопорядке

ПЛАН

1.Понятие, структура и виды правосознания.

2.Понятие, структура и функции правовойкультуры.

3.Понятие, формы и методы правовоговоспитания.

4.Правовой нигилизм: понятие, причины,способы преодоления.

5.Правовой идеализм: понятие, причины.

1.Правосознание – форма общественногосознания, отражающая отношение к праву,практике его применения со стороныотдельной личности, социальной группы,обществе в целом.

Структураправосознания:

правоваяпсихология (отражает эмоциональноеотношение людей к праву и практике егоприменения) чувства, эмоции.

правоваяидеология (характеризует научныерассуждения о праве и практике егореализации (взгляды, убеждения).

Видыправосознания:

-по субъектам (индивидуальное, групповое,общественное);

-по уровню восприятия (обыденное, научное,профессиональное).

Функцииправосознания:

познавательная;

оценочная;

регулятивная.

Правосознаниеиграет особую роль в правовой системеобщества, т.к.: является объектом изученияв правотворческом процессе, от егоуровня зависит степень эффективностиприменения права, существенно влияетна характер поведения субъектов.

2.Правовая культура – особая разновидностьобщественной культуры, отражающейуровень правовой жизни общества.

Еепризнаки:

творческаядеятельность, образ мышления;

отражаетпозитивную сторону правовой жизни;

связанас человеческой деятельностью;

определяетсясоциально полезными действиями;

имеетопределенные цели и задачи, выполняетсвои функции;

выступаетгарантией свободы личности, ее прав исвобод;

обеспечиваетправовую активность личности, социальнойгруппы, общества;

характеризуетуровень правосознания, законности иправопорядка;

непосредственносвязана с совершенствованиемправотворческой

иправоприменительной практики.

Видып/к:

По субъектам
индивидуальнаягрупповаяобщественная
По уровню восприятия
На обыденном уровнеНаучного уровняПрофессионального уровня

Структурап/к: правосознание, правовая деятельность,правовые отношения, правомерное поведениесубъектов правовой жизни, законностьи правопорядок, правотворчество иправоприменение, юридическая техника.

Функциип/к:

познавательно-преобразовательная(направлена на создание правовых гарантийсоблюдения нравственных ценностей);

праворегулятивная(обеспечивает эффективность функционированиямеханизма правового регулирования);

ценностно-нормативная(оценка субъектами права правовойдействительности в соответствии с ихпредставлениями);

правосоциализаторская(повышение уровня правосознанияличности);

коммуникативная(создание правовых связей между субъектамиправовой жизни);

-прогностическая (предполагает разработкуосновных направлений совершенствованияправотворческого и правоприменительногопроцесса).

3.Правовое воспитание – деятельность,направленная на повышение уровняправосознания и правовой культуры спомощью правовых средств воздействия.

Субъекты,осуществляющие правовое воспитание:

государство;

госорганыи органы местного самоуправления;

должностныелица;

общественныеорганизации;

СМИ;

трудовыеколлективы;

отдельныеличности (юристы, ученые, преподаватели).

Особенностиправового воспитания:

имеетопределенные цели и представляетцеленаправленную деятельность.

предполагаетналичие определенных средств правовоговоздействия, имеет определенные формывыражения;

направленонa распространение правовых идеалов,принципов, содержащих в своей основеморальные ценности;

приобщаетнаселение к решению проблемгосударственно-правовой жизни;

вырабатываету субъектов определенные взгляды,убеждения по поводу происходящего вобщественной жизни (с точки зренияправа);

обеспечиваетреализацию правовых предписаний,правомерное поведение, законность иправопорядок;

предполагаетобмен правовым опытом.

Формыправового воспитания: правовая пропаганда,правовой всеобуч и т.д. Методы правовоговоспитания – способы разъясненияправовых явлений общественной жизнина основе общепризнанных правовыхидеалов, принципов, идей.

Цельправового воспитания – повышения уровняправового сознания и правовой культурыотдельной личности, социальной группы,общества в целом.

4.Правовой нигилизм – отрицательноеотношение к праву, практике его применениясо стороны отдельной личности, социальнойгруппы, общества.

Причинывозникновения правового нигилизма:

СубъективныеОбъективные
Юридическое невежество, отсталость, правовая невоспитанность, порождающие незнание права, правовую безграмотность, безразличное отношение к правовым предписаниям, недооценку возможностей правовых установлений,за несовершенство з/д, порождающее пробелы в праве, юридические коллизии, несправедливость законов, нарушающих права личности, ее свободу, достоинство, нарушение права со стороны государства, неэффективность организации и функционирования механизма государства.

Формыправового нигилизма: несоблюдениеправовых установлений, неисполнениеправовых установлений, преднамеренноенарушение законодательства.

Способыпреодоления правового нигилизма:

-создание реального механизма обеспеченияправ и свобод личности, установлениесистемы гарантий, направленных на защитучеловека;

-обеспечение законности и правопорядкав обществе с помощью правовых средств;

-совершенствование правотворческого иправоприменительного процесса;

-осуществление правового воспитания.

5.Правовой идеализм – завышенноепредставление о праве, характеризующеесяпреувеличением его роли и возможностейв жизни общества.

Характерныечерты: возлагаются большие надежды направо, имеет скрытый характер, отсутствуютмеханизмы преодоления преувеличенныхпредставлений о праве, нет способов ихустранения, приводит к разочарованиюв возможностях права, порождает правовойнигилизм.

Причинывозникновения правового идеализма:

СубъективныеОбъективные
Правовая безграмотностьНизкий уровень правосознанияНизкий уровень п/кПреодоление правового нигилизмаПринятие скороспешных законовСопровождение принятия закона программными обещаниями при отсутствии реальных возможностей для реализации.

Контрольныевопросы к теме «Правосознание и правоваякультура»

1.Понятие и характеристика правосознания.

2.Структура правосознания.

3.Виды правосознания.

4.Роль правосознания в правовой жизниобщества,

5.Понятие и элементы правовой культуры.

6.Функции правовой культуры.

7.Понятие, субъекты, особенности правовоговоспитания»

8.Формы и методы правового воспитания.

9. Цель и значение правового воспитанияв жизни общества.

10.Характеристика правового нигилизма,

11.Причины правового нигилизма.

12.Формы выражения правового нигилизма.

13.Способы преодоления правового нигилизма.

14.Понятие правового идеализма.

15.Причины правового идеализма.

Завершаяизучение тему “Правосознание иправовая культура” студентам вкачестве зачетной работы предлагаетсяпровести социологическое исследованиепо определению уровня правосознания.

Дляэтого студент должен опросить не менее15 человек

разноговозраста и различного уровня образования,указать их социальное положение, источникполучения информации по конкретномувопросу.

Послепроведения исследования и подведенияитогов студент должен предложить путипозитивного формирования правосознания.

ПОРЯДОКПРОВЕДЕНИЯ

1.Проведение опроса по следующим вопросам(не менее 15 респондентов):

1)кто несет ответственность за плохойпоступок школьника:

родители; -общество;

администрацияшколы; – сам школьник;

классныйруководитель; – никто.

2)с какого возраста наступает уголовнаяответственность:

с11 лет; – с 16 лет;

с14 лет; – с 18 лет.

3)с какого возраста, правонарушителяможно лишить свободы:

– с11 лет; – с 16 лет; – с 18 лет.

4)можно ли избежать уголовной ответственностиза совершенное преступление:

– можно;- нельзя.

5)отвечает ли человек, совершившийпреступление по неосторожности:

– да;- нет.

6)влечет ли уголовную ответственностьнезаконное ношение, хранение, изготовление,сбыт, хищение огнестрельного оружия,боеприпасов или взрывчатых веществ:

– да;- нет.

П.Анализ полученных результатов (составлениетаблиц, схем, графиков).

III.Подведение итогов опроса (предложенияпо формированию позитивного правосознания).

Предоставлениеотчета о проделанной работе.

Источник: https://studfile.net/preview/3601062/page:15/

Правосознание: понятие, структура, виды

16.Правосознание и ответственность личность.: Правосознание - система знаний, оценок и представлений о правопорядке

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия.

Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм.

Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Структура правосознания

Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

Правоваяпсихология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

Индивидуальныезнания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

Личностныеценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

Субъективнаяволяиндивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое — правосознание обширных масс людей.

Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания:

Первыйэлемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.

Второйэлемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

Обыденноеправосознание — правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.

Теоретическое (научное) правосознание — формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.

Профессиональноеправосознание — это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Функции правосознания

Познавательнаяфункция – определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

Оценочнаяфункция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Регулятивнаяфункция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

Прогностическаяфункция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые.

Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания.

Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правосознание и право

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание.

Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии — стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений.

Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов.

Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному.

Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм.

В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве.

Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности.

Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения.

Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания.

Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_72042_pravosoznanie-ponyatie-struktura-vidi.html

Medic-studio
Добавить комментарий