16. Профессиональный тренинг: Профессиональный тренинг – это система воздействий, упражнений,

Тренинг. Тренинг профессиональной осознанности

16. Профессиональный тренинг: Профессиональный тренинг - это система воздействий, упражнений,

Тренинг профессиональной осознанности.

Цели:

1. Способствовать осознанию своей индивидуальностив профессиональной

деятельности.

2. Поиск резервов для более эффективной работы.

3. Обращение своего сознания к собственным переживаниям

в профессиональной деятельности.

Условия проведения:

Программа тренинга рассчитана на 2 дня, рекомендуется для работы,как с педагогами-психологами, так и с педагогами дошкольных учреждений.

Тема данного тренинга очень актуальна, т.к. в последнее десятилетие в нашей стране происходит активное становление психологической службы системы образования, выполняющей особую роль педагогического процесса.

Вместе с тем, многие специалисты отмечают, что качество и успешность профессиональной деятельности психолога во многом зависит от того, сможет ли он построить собственную модель психологической практики.

Это делает профессионализацию в данной сфере деятельности не просто процессом вхождения и освоения профессии, но и одновременно самостоятельным формированием норм этой профессии, ее целей, смыслов, а также способов ее достижения.

После осуществления выбора профессии сущность профессионального самоопределения состоит не столько в новых выборах, сколько в нахождении новых смыслов в избранной сфере. Каждый путь имеет свои достоинства и недостатки. И невольно хочется объединить первые и компенсировать вторые.

Но как? Нам кажется, что помочь в этом может именно осознанность. Иначе выбор порой можете сделать не вы, а ваш автопилот.

А значит нужно учиться постепенно осозновать то, что с нами происходит, чтобы с толком пользоваться возможностями бессознательного и обеспечивать реализацию выбранных сознательно ценностей.

Осознанность – не интеллектуальный процесс!

Осознанность объективна, но не лишена чувств.

Осознающий одновременно и участник, и наблюдатель.

Это пробужденное переживание жизни,

В ней нет двойственности.

Это наблюдение без оценивания.

Но как туда попасть? Пусть это будет для нас сегодня условной целью:

*Изучайте себя? Что вам нравится? Что нет? Что доставляет вам удовольствие? А что напротив?

*Что у вас получается? Что нет? В чем ваша сила? В чем слабость?

*По каким меркам вы оцениваете свои успехи? Какие у вас ценности? И как они выстраиваются по порядку?

1-й день

Задачи:

1. Осознание себя в профессиональном сообществе.

2.Выделление внешних и внутренних мотивов выбора профессии и необходимых личностных качеств.

Правила работы в группе.

– доверительный стиль общения

– соблюдение принципа «здесь и теперь»

– персонификация высказываний

– искренность в общении

-конфиденциальность

-активность

-уважительное отношение к говорящему

-постоянный самоанализ

-личной ответственности

-акцентирование языка чувств

-правило «стоп»

1. Игра – приветствие «Ежик – ежик»

А сейчас мы предлагаем вам поприветствовать друг друга определенным способом. Для этого нам нужно будет встать, назвать свое имя, через определенную фразу и передать эту фразу другому. Давайте я начну приветствие. 5 минут. У нас образовалась профессиональное сообщество ежиков и надеюсь вы не против приступить к непосредственной работе.

2. Упражнение «Ассоциации»

Цель: настроить группу на один лад и создать своеобразный «живой организм», который будет жить в одном ритме.

Инструкция: я сейчас скажу Вам какое-то слово («конфиденциальность»), а задача моего соседа слева – быстро сказать первое слово- ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово-ассоциацию (слова должны быть связаны с нашей проф. деятельностью)

Рефлексия:

  • Имеет ли смысл наша « цепочка» (логический)
  • Почему Вы озвучили именно эту ассоциацию и довольны ли вы ей, хотелось бы ее изменить?
  • Как вы себя чувствовали в ситуации ограничения темы и времени.

А следующее упражнение позволит нам узнать степень…

3. Игра «Самораскрытие» (К. Фопель)

Цель: степень раскрытия каждого из участников в группе. Следующее упражнение позволяет получить данные об этом очень простым способом.

Инструкция: «Мне хочется, чтобы мы выяснили, насколько каждый из нас чувствует себя уверенно в нашем профессиональном сообществе и не боится раскрываться во время совместной работы. Закройте, пожалуйста, глаза и слушайте мои дальнейшие инструкции.

Представьте себе шкалу от 1 до 10. Единица на этой шкале означает, что вы стесняетесь раскрываться, десять — что вы можете быть откровенными и искренними. Теперь решите, каким количеством баллов вы оцениваете свою способность к самораскрытию на наших занятиях.

Когда вы определите это для себя, поднимите, не открывая глаз, соответствующее число пальцев. Держите пальцы до тех пор, пока я не попрошу вас открыть глаза. Я сделаю это, когда последний из вас покажет на пальцах свои баллы.

Теперь откройте глаза и посмотрите, сколько пальцев поднимает каждый.

Вопросы для обсуждения:

– Трудно ли Вам было адекватно оценить себя?

– Не боялись ли Вы мысленно осуждения окружающих?

Спасибо.

4. Упражнение «Я и профессия»

Я так думаю и надеюсь, что Вы со мной согласитесь, что выбор любой профессии связан с ее личностным и профессиональным осознанием. И с помощью этого упражнения хотелось бы узнать:

Какие внешние и внутренние мотивы способствовали выбору данной профессии?

Какие личностными качествами обладаете Вы, для осуществления своей профессиональной деятельности?

И для того, чтобы выполнить упражнение Вам необходимо взять лист и ответить на эти вопросы.

Инструкция: Упражнение проводиться индивидуально и направлено на самоосознание каждого из нас выбора профессии. В течении 5 минут вы думаете и конспектируете для себя, а затем хотелось бы услышать мнение каждого, по первому вопросу.

Спасибо.

Мы ясно увидели мотивы каждого, которые побудили нас выбрать данную профессию и осознать их. А следующее упражнение будет направлено на работу над вашими личностными качествами.

5.Упражнение «Метафоры»

Цель: развитие креативности и эмпатии. Эта двойная цель достигается за счет того, что на разных этапах игры реализуются разные стратегии: на первом этапе в фокусе работы психолога — метафорическое мышление и творческие способности каждого участника в отдельности, на втором – процесс совместного творчества.

Необходимое оборудование: листы бумаги формата А4 и авторучки по числу участников.

Ведущий. Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора.

А ведь есть красивые метафоры — «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнулся с преградой», «витала в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» — как часто это звучит в наших разговорах.

Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.

А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир.

Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим ощущением себя в профессиональной деятельности. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки. Желательно, чтобы на этом этапе игры участники группы сидели за индивидуальными столиками.

1-е задание

Ведущий.. Поставьте на листе цифру «один» и напишите: «Я в профессии это — …» Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной… с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие себя в профессии через метафору из области питания.

Примеры метафор, придуманных участниками:

Жизнь — это винегрет эмоций, мыслей и поступков.

Жизнь — это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевиной.

Ведущему следует положительно отзываться обо всех определениях и не допускать критических или насмешливых замечаний. Это позволит участникам группы почувствовать атмосферу психологической безопасности и проявить свои творческие способности, не опасаясь неудачи и осуждения.

2-е задание

Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «два» и снова написать: «Я в профессии это…» Но теперь нужно закончить это предложение” метафорой какой-либо геометрический фигуры.

Определения снова озвучиваются всеми желающими.

Примеры:

Жизнь — это бесформенный кусок глины, из которого каждый лепит свою, ни на что не похожую фигуру, Жизнь — это ломаная, проведенная нами на полотне реальности.

3-е задание

Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «три» и снова написать: «Я в профессии это…» Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений.

Примеры:

Жизнь — это длинный извилистый путь, на котором происходит множество встреч и даже бывают попутчики, но финиша человек достигает всегда в одиночестве.

https://www.youtube.com/watch?v=wHyg3htJmyY

Жизнь — это множество ниток между человеком и

другими; нитки бывают тонкими и толстыми и иногда рвутся, но если ниток нет, то нет и жизни.

4-е задание

Ведущий. Следующий задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения себя в профессии, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них.

Например, во фразе «Жизнь — это ломаная, проведенная нами на полотне реальности» очевидно, что ключевое слово «ломаная». Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания.

А теперь придумайте метафорическое определение себя в профессии, в котором использовались бы все три слова или словосочетания. После выполнения задания участники также озвучивают свои метафоры. Например:

«Жизнь — это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катать по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце — и то не всегда».

Спасибо, это ваше метафорическое определение себя в профессии пойдет вам в чемодан.

А сейчас предлагаем вам немного отдохнуть.

6. Игра «Гром- ураган- землетрясение»

Цель: упражнение позволяет повысить уровень эмоционального состояния, а также повысить уровень взаимодействия участников группы и начать процесс группообразования.

Инструкция:

Двое берутся за руки и образуют «домик», а третий становится внутрь и является «жильцом».

Когда я скажу «Гром!» , «Жилец» выбегает из «дома» и ищет себе другой «домик».

Когда ведущий говорит «Ураган!», «домик» «взлетает» и пытается найти себе другого «жильца».

При слове «Землетрясение!» все игроки рассыпаются в разные стороны и образуют новые тройки.

Благодаря этой игре у нас образовались подгруппы, в которых мы Вам предлагаем поработать в следующем упражнении.

7. Упражнение «Презентация»

Мы предлагаем в этих же группах выполнить следующее задание:

Каждая группа является вновь открывшимся психологическим центром (конкурирующим). Ваша задача так прорекламировать свои услуги, показать уникальность центра (нечто такое, что не могут предложить другие центры) для привлечения клиентов. (10-15 минут).

В тот момент, когда Вы будете презентовать услуги своего центра другие участники тренинга могут задавать Вам вопросы, дабы удостовериться действительно ли стоит воспользоваться вашими услугами!

Рефлексия:

1. Чувствовал ли каждый из вас себя активным участником в группе?

2.Хотелось ли вам посетить конкурирующий центр, почему?

Вывод: это упражнение является для нас очень актуальным, т.к. за плечами у многих имеется не малый опыт психологической работы, что позволяет нам объединиться для совместной работы в таком центре

Обед.

8.Игра «Напиши свое имя».

Инструкция: Мы предлагаем вам встать и попробовать нарисовать свое имя локтем в воздухе левой рукой, затем правой, тоже локтем свою фамилию…Молодцы! Получите свой поощрительный жетончик, который поможет нам в проведении дальнейшего упражнения.

Посмотрите в ваши листочки, и у кого на листочках написано слово «чай» будут составлять одну подгруппу, а другую составят обладатели слова «кофе».

9. Упражнение «Я и другие»

Цель: Это упражнение поможет вам осознать как вы ощущаете себя в профессиональной деятельности в сравнении с другими

Инструкция: Благодаря предыдущему упражнению у нас сформировались 2 подгруппы, которым сейчас необходимо будет образовать внутренний и внешний круг. Внешний круг будет до тех пор передвигаться по часовой стрелке вперед, пока каждый из участников не вернется на свое место. При этом необходимо произносить следующие фразы:

У меня лучше, чем у тебя получается в профессиональной деятельности…

У меня хуже, чем у тебя получается в профессиональной деятельности…

(5 минут) выполняя это упражнение внимательно слушаем собеседника, ничего при этом не оспаривая и не возражая! Спасибо!…А теперь, когда мы все вернулись на свои места, хотелось бы узнать:

Рефлексия:

– Какие чувства Вы испытывали, когда слышали определенные заключения в свой адрес?

– Хотелось ли вам возразить, вступить в дискуссию?

– Пришлось ли вам пользоваться дежурными фразами?

Спасибо. А сейчас давайте …

10. Игра с мячом «Не все из вас знают, что я…»

Инструкция: Давайте немного абстрагируемся от профессиональной деятельности и вспомним, что мы творческие люди, имеющие свои достоинства. Для этого нам необходимо будет передавать мяч по кругу и тот, у кого он находится продолжает предложение «Не все из вас знают, что я…». Необходимо, чтобы все высказались. Вывод: это упражнение позволяет выявить скрытые ресурсы участников тренинга.

11.Упражнение «Мои профессиональные приоритеты» (напечатать)

Цель: определение приоритета в профессиональной деятельности.

По направлениям деятельности и по субъектам образовательного пространства проранжировать.

Рефлексия:

1. Зачитать свои мысли.

2. Объяснить, почему именно это направление и субъект деятельности был вами выбран.

Спасибо. А сейчас, так как мы уже определили свои приоритеты, нам проще будет наметить себе планы и перспективы на профессиональное будущее. В этом нам поможет следующее упражнение…

12. «Мои перспективы»

Инструкция: Вам необходимо сформулировать основные цели профессионального самосовершенствования, которых Вы хотели бы достичь в ближайшее время. При этом надо продумать конкретные шаги, предполагающие их достижение. Индивидуально, по желанию высказываться. (в чемодан) 15 мин.

13. Упражнение «Мой внутренний мир» – медитация.

Рефлексия: Хотелось бы услышать ваши впечатления о сегодняшнем дне тренинга, оправдались ли ваши ожидания?

2-й день

Сегодняшняя работа предполагает решение следующих задач:

• Способствовать развитию эмоциональной устойчивости и профилактике «эмоционального сгорания».

• Выделению мотивов, способствующих профессиональному саморазвитию.

• Проработка основ этического кодекса и навыков принятия обратной связи.

Рефлексия предыдущего дня: А сейчас мы вспомним вчерашний день. Прошу Вас высказаться: Что понравилось? Что не принято? Чего хотелось бы?

1.Упражнение «Как хорошо, что ты здесь!» («Энергия паузы» К. Фопель стр. 29).

Цель: сблизить участников и внести в работу элемент дружеских отношений; развивать внимание и межполушарное взаимодействие.

Ход: «Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам по-здороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Как хорошо, что ты здесь!».

Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?».

Спасибо!

2.Упражнение «Осознание профессиональных переживаний»

Цель: вспомнить и осознать профессиональные переживания и осмыслить установки их принятия.

Инструкция: вспомните, пожалуйста, 2 проблемные ситуации на работе, которые у вас вызвали сильные переживания. Затем сделайте 2 рисунка (в свободном стиле) каждой из ситуаций. ..

Всмотритесь в ваши рисунки и вспомните, какие причины способствовали возникновению этих ситуаций. Попробуйте осознать каким образом вы вышли из них, что вам помогло конкретно решить эти проблемы (личностные качества или жизненный потенциал)? Запишите их для себя.

Рефлексия:

Вынесли ли вы из этих ситуаций положительный опыт для себя?

Не выбивают ли вас такие профессиональные переживания из рабочей колеи и не теряется ли интерес к профессии?

3. Упражнение «Шаг в правильном направлении» («Энергия паузы» К. Фопель стр. 72).

Цель: назвать преимущества профессии педагога-психолога ДОУ перед другими.

Ведущий должен пройти расстояние от одной стены до другой три раза. В этом ему помогут участники, передвигая его как «пешку». Ведущий делает шаг вперед после каждого правильного ответа участников. Если этот ответ неверный, стоит на месте.

Подводится итог – вот столько существует преимуществ нашей профессии перед другими.

4.Сочинение рассказа

Инструкция: Давайте все вместе сочиним рассказ (или историю) о городе, в котором жили самые непрофессиональные психологи, которые никогда не соблюдали этический кодекс…приступим по кругу…

Вывод: Смех над своими ошибками является одной из форм по профилактике профессионального сгорания.

Сейчас мы предлагаем Вам выполнить не менее серьезное упражнение. Для этого Вам нужно…

5. Игра «Моя бразильская бабушка»

Играющие стоят в кругу.

Ведущий предлагает выучить фразу: «У меня в Бразилии есть бабушка».

Все повторяют эту фразу быстро и ритмично. Теперь надо будет повторять движения. Итак, у меня в Бразилии есть бабушка и у нее вот такие ноги. — Трясет ногами. — Вот такие вот ноги и вот такие вот руки. — Трясет руками. Затем прибавляется выражение лица — улыбка и высунутый язык.

Потом — смешные прыжки. Наконец: «У меня в Бразилии есть бабушка, у нее вот такие вот ноги, вот такие вот руки, такое лицо, она так прыгает и кричит: «У-ля-ля, у-ля-ля».

Когда смех чуть стихает, ведущий говорит: «Да… Какова бабушка — таковы и внуки…»

Задача ведущего в начале игры — быть как можно более эмоциональным и показывать участникам «пример», а затем, когда участники разыграются, дать им волю самовыражения и перейти в позицию наблюдателя, для того чтобы последние слова были уместными.

У каждого из Вас в жизни есть определенные поступки или действия, помогающие Вам снять усталость, стресс – это и является профилактикой сгорания. Поэтому следующее наше упражнение будет направлено на выявление таких примеров.

6.Упражнение « Свободен» (К. Фопель)

Цель: Увидеть собственные внутренние возможности, которые могли быть скрыты пеленой условностей.

Инструкция: Сейчас вы переживете что-то вроде шока, и это, возможно, поможет вам взглянуть на свою жизнь по-новому. У каждого из нас есть множество целей и желаний. Некоторые из них мы осознаем и стремимся к их удовлетворению. О других мы догадываемся, однако предпочитаем оставлять их в полутьме. А часть наших желаний прячется, вероятно, в самых темных глубинах нашего бессознательного.

И вот представьте себе, что вы приняли волшебную таблетку, которая на время устраняет все сдерживаемые факторы, усвоенные правила и моральные нормы. Вы освобождаетесь от робости, нерешительности, тревожности, от внутренней цензуры и любого внешнего давления. Действие волшебной таблетки продолжается в течение недели.

Что вы будете делать все это время? Что вы будете говорить? Как будет выглядеть ваша жизнь? Как вы будете себя чувствовать? Напишите, как вы прожили эту неделю. У вас есть для этого 10 минут.

А теперь подумайте, могли бы вы сделать что-то из того, что вы записали, и без волшебной таблетки. К каким целям вы можете стремиться и без нее?

Запишите свои мысли и озвучьте по желанию. ( 5 минут)

7. Упражнение «Легкомысленные поступки».

Цель: обмен опытом.

Инструкция: каждый из Вас пишет на листочке свои легкомысленные поступки, помогающие ему в стрессовой ситуации. А теперь поделитесь с группой. Кто желает можно для себя конспектировать. Все это убирается в «чемодан».

Рефлексия: Осознали ли Вы, что эти поступки помогут Вам, что они так же носят профилактический характер?

А сейчас мы предлагаем Вам немного расслабиться.

8. Упражнение «Веселая змейка» – массаж спины, активизация плечевого пояса (Е.А. Шкуринская, стр. 127).

Цель: познакомить педагогов-психологов с одним из способов мышечного расслабления, создать психологически-комфортные условия для пополнения личного опыта каждого участника.

Все участники сидят по кругу друг за другом, так чтобы можно было коснуться спины соседа. Выполняют движения под музыку и указания ведущего.

«Сидя, ноги на ширине плеч, друг за другом все активно начинают массажировать спину своего соседа.

1-е упражнение – поглаживание; 2-е постукивание кулачками, кисти рук максимально расслаблены; 3-е – «цыпочки» три пальца соединены вместе и ими осуществляется легкое поколачивание; 4-е – большим пальцем рук легкое прокручивание, как будто мы хотим пощекотать соседа; 5-е – костяшками пальцев ведущей руки повторяем очертание позвоночника снизу вверх (ладонь сжата в кулачок); 6-е – поглаживание. Затем, обхватив плеч своего соседа, аккуратно их потряхиваем вперед-назад, как бы имитируя движения «цыганочка плеч». Затем, взяв под локти своего соседа, начинаем имитировать движения паровоза (правая рука вперед, левая – назад и наоборот)».

9.Упражнение «Я в профессиональном сообществе»

Рефлексия. Вопросы:

1. Тема сегодняшнего занятия …

2. Самые значимые (полезные) для меня эпизоды, упражнения, во время

которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться …

3. Для меня самым большим открытием сегодня было ..

4. На прошедшем занятии мне не понравилось …

5. Мои пожелания ведущим …

Источник: https://infourok.ru/trening-trening-professionalnoy-osoznannosti-1080203.html

Перова Т.В., Фомина Д.М. Профессиональный тренинг в системе внутреннего обучения персонала туристической организации

16. Профессиональный тренинг: Профессиональный тренинг - это система воздействий, упражнений,

Перова Татьяна Валентиновна1, Фомина Дарья Михайловна2
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента
2Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Perova Tatyana Valentinovna1, Fomina Darya Mikhailovna2
1Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), сandidate of pedagogical sciences, associate professor of innovation technology management
2Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), student

Библиографическая ссылка на статью:
Перова Т.В., Фомина Д.М. Профессиональный тренинг в системе внутреннего обучения персонала туристической организации // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81858 (дата обращения: 13.02.2020).

В настоящее время туризм является одной из стремительно развивающихся и ведущих отраслей экономики. За быстрые темпы туризм называют «феноменом столетия».

Таким образом, доля туризма в экономике России в общем ВВП в 2016 году составила по европейской методике 3,4%. Въездной туризм в Россию в 2016 году вырос на 7%, а внутренний турпоток увеличился на 10%. Рост туристической отрасли предопределил дешевый рубль и дорогая валюта.

Происходящие экономические и социокультурные изменения оказывают влияние на состояние рынка труда и систему образования в Российской Федерации, что обуславливает развитие и индустрии туризма как профессиональной сферы деятельности.

Таким образом, совершенствование системы профессиональной подготовки и формирования профессиональной компетентности специалистов сферы туризма должно реализовываться совместно с повышением эффективности производственного процесса.

При этом, профессиональную компетентность специалистов в области туризма необходимо рассматривать как интегрированную характеристику, которая предусматривает способность сотрудника данной сферы решать профессиональные проблемы и задачи, которые возникают в реальных ситуациях профессиональной деятельности на туристических предприятиях, c использованием знаний, умений и профессионального опыта.

Роль профессиональной компетентности сотрудников туристического предприятия обуславливается возможностями осознавать технологические достижения, соответствовать требованиям постоянного повышения качества туристических услуг и необходимостью осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях конкурентной среды.

В результате анализа особенностей подготовки специалистов в области туризма и опыта взаимодействия образовательных учреждений с представителями рынка труда была выявлена необходимость стимулирования сотрудников туристического предприятия к достижению личностного роста в профессиональной деятельности, соответственно усложняющимся задачам. Это бы способствовало их социально-личностному и профессиональному становлению.

Таким образом, с целью обучения навыкам эффективного поведения в различных профессиональных ситуациях и формирования профессиональной компетентности специалистов туризма предлагается использовать возможности тренинга и тренинговых методик в рамках системы внутреннего обучения персонала туристической организации.

В рамках данного исследования под профессиональным тренингом будем понимать систему воздействий, упражнений, которые направлены на развитие, формирование, коррекцию у сотрудников туристического предприятия необходимых профессиональных качеств.

При этом, выступая целью профессионального тренинга, профессиональная компетентность сотрудников туристической организации будет выражаться в способности конкретного сотрудника туристической организации достигать в определенных условиях высоких результатов его профессиональной деятельности, с одной стороны, и способности совершенствоваться в процессе предоставления туристской услуги, решать нестандартные задачи – с другой.

Применение профессионального тренинга в процессе формирования профессиональной компетенции специалистов туризма направлено на решение их профессиональных задач, связанных с разрешением трудных ситуаций профессиональной деятельности.

Признаками сформированности профессиональной компетентности специалистов туризма являются:

–   стабильная, структурированная система ценностных ориентаций;

–  наличие высокой степени удовлетворенности результатами самосовершенствования и самореализации в профессиональной деятельности;

–  повышение эффективности и результативности в профессиональной деятельности;

–  доминирование потребности в самоутверждении в профессиональной деятельности, росте профессионального мастерства.

Таким образом, служба управления персоналом туристического предприятия с целью эффективной организации системы внутреннего обучения персонала может использовать возможности профессионального тренинга для устранения профессиональных затруднений сотрудников туристического предприятия.

Библиографический список

  1. Евтухова Г.А., Перова Т.В. Пути повышения конкурентоспособности туристской организации // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 76.
  2. Перова Т.В. Профессиональное развитие персонала как фактор развития туристской организации // Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2015. С. 40-42.
  3. Перова Т.В. Профессиональный тренинг в процессе подготовки специалистов сферы туризма и гостеприимства // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2015. С. 172-174.
  4. Перова Т.В., Казанцева Г.А. Организационно-методологические особенности социально-психологического тренинга в процессе подготовки специалистов сферы туризма // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 325.
  5. Саакова В.А. Профессиональный тренинг как эффективная форма организации внутрифирменного туристского обучения / Туризм – путь достижения Целей Тысячелетия. СПб.: Невский Фонд. 2008. 141-143 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

автора «Перова Татьяна Валентиновна»

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81858

Организация и проведение профессиональных тренингов в процессе внутрифирменного обучения персонала

16. Профессиональный тренинг: Профессиональный тренинг - это система воздействий, упражнений,

Гузаирова Д. С. Организация и проведение профессиональных тренингов в процессе внутрифирменного обучения персонала // Молодой ученый. — 2019. — №46. — С. 262-264. — URL https://moluch.ru/archive/284/64111/ (дата обращения: 14.02.2020).



Сегодня в условиях быстрого обновления содержания труда особая роль в организации отводится внутрифирменному обучению персонала. Поиск новых методов и форм обучения для развития и совершенствования профессиональных способностей и умений работников подчеркнул значимость профессиональных тренингов и обусловил их организацию и проведение в процессе внутрифирменного обучения персонала.

Как особая форма делового обучения тренинги возникли на Западе в 40-х годах ХХ века, в России появились лишь в начале 90-х годов. Профессиональный тренинг в Национальной психологической энциклопедии рассматривается как система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств [4].

Мы разделяем точку зрения А. Ф. Гузаировой и И. В. Кравец, рассматривающих тренинг как метод интерактивного обучения, который позволяет каждому его участнику продемонстрировать выполнение заданий, обменяться опытом с коллегами и получить обратную связь.

Основной акцент в тренинге ставится на получение знаний и умений, необходимых в профессиональной деятельности [1, С. 20].

Профессиональный тренинг дает возможность моделировать ключевые содержательные и функциональные моменты профессиональной деятельности, активно в нее включаться, что способствует работникам переход на новый уровень, этап и ступень профессионализма.

Такая форма обучения позволяет участникам за короткое время выявить эффективные и неэффективные стратегии своего поведения, стимулировать готовность работников к инновациям, формировать умения профессионального сотрудничества, усовершенствовать свои профессиональные качества, побуждать к процессу постоянного профессионального самосовершенствования.

Н. Н.

Зенько определяет следующие принципы проведения тренинга, классифицируя их по направлениям работы: по созданию необходимой образовательной среды (системной детерминации; реалистичности; избыточности); по стимулированию поведения участников тренинга (активности; исследовательской и творческой позиции; объективности поведения; субъект-субъектной коммуникации); по организационным вопросам (физической закрытости; формирования групп; пространственно-временной организации); по этике взаимодействия участников (гуманизма; конфиденциальности; соответствия содержания тренинга его целевым ориентирам) [2; С.32].

Организация и проведение профессионального тренинга в процессе внутрифирменного обучения персонала состоит из определенного количества действий, которые совершаются последовательно.

На первом этапе определяется тема тренинга в ходе оценки потребности обучения, формируется группа участников, составляется программа тренинга, создаются комфортные условия для эффективного проведения занятий в организации, обеспечив административно-техническую поддержку.

На втором этапе проводятся тренинг, включающий упражнения на знакомство, запись опасений и ожиданий от предстоящих занятий, каждодневную диагностику потребностей группы с целью выявления заинтересованности и участия в проведении данной формы занятия, формулирование целей и задач, предоставление необходимой информации, отработку навыков и получение обратной связи. Н. В. Липаткина отмечает, что для установления эффективной обратной связи необходимыми предпосылками являются следующие условия: неотсроченность обратной связи; конкретность обратной связи; соответствие обратной связи потребностям как получающего, так и предоставляющего обратную связь; реализация обратной связи в контексте группы; конструктивный характер высказываний по поводу свойств, которые реально могут быть изменены [3; С.41].

На третьем этапе подводятся итоги тренинга, и применяется полученный опыт на практике.

Эффективность профессионального тренинга во многом зависит от разнообразия методов интерактивных технологий, применяемых в данной форме обучения. Выбор конкретного метода определяется следующими факторами: содержанием тренинга; особенностями группы; особенностями ситуации; возможностями организации.

Большой интерес для проведения профессионального тренинга представляет ролевая игра, направленная на решение проблемы путем импровизированного разыгрывания разных профессиональных ролей, с которыми участникам приходится сталкиваться в трудовой деятельности. В заключение игры проводится групповая дискуссия, в ходе которой обсуждается адекватность предложенных решений, а также уместность, правдоподобность, целесообразность поведения участников.

Кейс-стади предполагают в ходе тренинга решение специально спроектированных конкретных кейс-заданий по обсуждаемой проблеме. Анализ таких заданий может выполняться как индивидуально, так и в мини-группах.

Мозговой штурм (мозговая атака)как метод накопления нестандартных профессиональных решений, возможных способов описания мнений группы, касающихся определенного вопроса.

После завершения профессионального тренинга с целью получения обратной связи, персоналу, прошедшему обучение, можно предложить заполнить следующую анкету.

Анкета «Оценка результатов тренинга»

Участник тренинга (Ф. И. О.) _____________________________________

Подразделение, должность ______________________________________

Тема обучения ________________________________________________

Дата обучения ________________________________________________

Место обучения _______________________________________________

1. Дайте оценку результатам обучения (по 10- балльной школе: 1 — низший балл, 10 — высший балл).

Критерии оценкиБаллЗамечания/предложения
1. Актуальность темы тренинга
2. Соответствие содержания тренинга вашим ожиданиям
3. Четкость формулирования целей и задач
4. Новизна полученной информации
5. Полнота изложенного материала
6. Понятность изложенного материала
7. Интересная форма обсуждения информации. Назовите их.
8. Насколько обучение способствовало развитию практических навыков? Назовите их.
9. Насколько обучение способствовало совершенствованию профессиональных качеств. Каких именно?
10. Удовлетворенность полученными результатами тренинга
Общее количество баллов
Результативность обучения (%) = общее кол-во баллов/100*100 %

2. Дайте характеристику программе тренинга

Часть тренинга, которая оказалась …Описание части тренинга
для вас наиболее интересной
для вас наименее интересной
наиболее полезной для вашей практической деятельности
наименее полезной для вашей практической деятельности

3. Оцените вашу готовность применить на практике полученные знания и умения (по 10- балльной школе: 1 — низший балл, 10 — высший балл).

До тренинга:После тренинга
Желание, намерение (я хочу)
Понимание (я знаю как)
Способность, умение (я могу)

4. Ваши пожелания по совершенствованию обучения _______________

Дата ___________ подпись _____________

Таким образом, организация и проведение профессиональных тренингов в процессе внутрифирменного обучения персонала активизирует и мотивирует работников переносить полученные знания и умения в профессиональную деятельность, тем самым повышая ее эффективность.

Литература:

  1. Гузаирова А. Ф. Разработка программы внутрифирменного обучения работников организации / А. Ф. Гузаирова, И. В. Кравец // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. — Сб. статей: — Ялта: РИО ГПА, 2016. — Вып. 52. — Ч. 3. — С. 16–25.
  2. Зенько, Н. Н. Теория и методика тренинга. Общие основы организации: практическое пособие / Н. Н. Зенько. Гомель: ГГУ имени Ф. Скорины, 2018. — 47 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elib.gsu.by/
  3. Липаткина Н. В. Проектирование образовательной среды. Учебное пособие / Н. В. Липаткина. Оренбург: Изд-во: Руссервис, 2019. — 98 с.
  4. Словарь по профориентации и психологической поддержке. Национальная психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://vocabulary.ru/termin/professionalnyi-trening.html

Основные термины(генерируются автоматически): обратная связь, профессиональный тренинг, внутрифирменное обучение персонала, форма обучения, тренинг, профессиональная деятельность, высший балл, балльная школа, ваша практическая деятельность, программа тренинга.

Источник: https://moluch.ru/archive/284/64111/

Тренинг как способ профессионального развития персонала

16. Профессиональный тренинг: Профессиональный тренинг - это система воздействий, упражнений,

Натейкина Ю.О.

Магистрант, Национальный исследовательский Томский государственный университет

Тренинг как способ профессионального развития персонала

Аннотация

В статье рассмотрено понятие тренинга как способа профессионального развития персонала, а также рассмотрена уникальность данного способа.

Ключевые слова: тренинг, профессиональное развитие.

Nateikina Y.O.

Undergraduate, National Research Tomsk State University

TRAINING AS A METHOD OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STAFF

Abstract

The article deals with the concept of training as a means of professional development, as well as consider the uniqueness of this method.

Keywords: training, professional development.

Одним из успешных способов профессионального развития персонала является такой способ, как тренинг. Тренинги на формирование и развитие различных компетенций уже успели зарекомендовать себя в практиках организаций как наиболее эффективные способы развития персонала, особенно в новых или меняющихся условиях работы.

Для понимания данного способа профессионального развития персонала необходимо обратиться к толкованию самого понятия «тренинг». Авторы Е.В. Буйло и И.В.

Иванова [1] пишут, что «тренинг – это специально организованный метод интерактивного обучения, используемый в относительно краткосрочной форме групповой работы и обеспечивающий целенаправленное формирование системы общих и профессиональных компетенций». Автор В.А.

Саакова [3] cчитает, что «профессиональный тренинг – это система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию необходимых профессиональных качеств».

Тренинг способствует быстрому и эффективному профессиональному, а также личностному развитию работников организации.

Мощное развитие происходит в основном благодаря тому, что тренинг позволяет овладеть необходимыми компетенциями через игровые ситуации, а также с помощью техники активного общения и слушания.

Иными словами тренинг – это специально созданная модель жизненной ситуации, в процессе которой человек приобретает определенный опыт и не боится совершать ошибки за счет искусственности ситуации.

Разнообразные программы тренинга призваны научить участников справляться с трудностями, преодолевать личностные и профессиональные риски. Цели любой программы тренинга специфичны и предполагают формирование, развитие или совершенствование какой-либо компетентности. Компонентами компетентности авторы считают знания, умения, социальные или профессиональные установки и компетентные действия [1].

Уникальность тренинга как способа развития персонала состоит в том, что с его помощью можно не только развивать компетенции, но еще и ненавязчиво прививать персоналу необходимые организации ценности. Кроме того, А.

Журавлев [2] отмечает, что тренинг может способствовать формированию продуктивной для деятельности установки, так как успеху часто мешают не столько недостаточность необходимых знаний и навыков, сколько непродуктивные установки, задающие принципиально неправильный подход к работе.

Существует множество видов и классификаций тренинга. Большинство авторов выделяют самую распространенную из них – классификация по направленности и способу воздействия на обучающихся, а также по типу изменения поведения у участников.

По этой классификации все тренинги можно разделить на следующие виды: навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, а также бизнес-тренинг. Навыковый тренинг призван сформировать и отработать определенный навык, он подходит тем, кто точно определился с темой, которой ему необходимо овладеть.

Психотерапевтические тренинги призваны изменить сознание человека, победить личностные кризисы человека, а также способствуют личностному росту. Социально-психологический тренинг направлен и на изменения в сознании и формирование определенных компетенций.

Бизнес-тренинг в настоящее время является наиболее популярным способом обучения, так как основывается на совершенствовании навыков конкретных сотрудников.

Тренинг как любой вид обучения имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества: овладение конкретными компетенциями за короткое время, возможность применения в работе полученных знаний и навыков сразу после тренинга, повышение мотивации персонала, сплочение коллектива.

К недостаткам можно отнести: необходимость составления качественной и продуманной программы тренинга, а также посттренинговое сопровождение.

Учитывая все плюсы тренингов как способа профессионального развития, можно предположить, что данный вид обучения сотрудников будет высокоэффективным. Кроме того, он позволит не просто формировать и развивать необходимую нам компетенции персонала, а еще и формировать культуру, ориентированную на желаемые ценности организации.

 

Литература

  1. Буйло Е.В. Тренинг как метод развития коммуникативной компетентности / Е.В. Буйло, И.В. Иванова. // Журнал Научно-методическая работа. – 2014. – №12. – с. 12.
  2. Журавлёв Алексей. Специфика обучения с помощью тренингов // Научные исследования в образовании. – 2013. – №1. – с.49-53.
  3. Саакова В. А. Профессиональный тренинг как фактор повышения эффективности организации труда // Среднее профессиональное образование . – 2007. – №2. – с.60-61.

References

  1. Bujlo E.V. Trening kak metod razvitija kommunikativnoj kompetentnosti / E.V. Bujlo, I.V. Ivanova. // Zhurnal Nauchno-metodicheskaja rabota. – 2014. – №12. – s. 12.
  2. Zhuravljov Aleksej. Specifika obuchenija s pomoshh’ju treningov // Nauchnye issledovanija v obrazovanii. – 2013. – №1. – s.49-53.
  3. Saakova V. A. Professional’nyj trening kak faktor povyshenija jeffektivnosti organizacii truda // Srednee professional’noe obrazovanie . – 2007. – №2. – s.60-61.

Источник: https://research-journal.org/economical/trening-kak-sposob-professionalnogo-razvitiya-personala/

Medic-studio
Добавить комментарий