16. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения.

Классификации видов девиантного поведения

16. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения.

Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами. Основная причина заключается в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций.

Поскольку термин «девиантное / отклоняющееся поведение» используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообразные подходы к выделению его отдельных форм. Среди других важных причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать широкую вариативность человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма».

Норма, как некий абстрактный эталон, труднодостижима в реальной жизни, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

Все перечисленные обстоятельства существенно затрудняют как выделение общих критериев, так и создание единой типологии различных видов отклоняющегося поведения.

В то же время систематизации существуют и широко используются в рамках отдельных дисциплин. Условно можно выделить несколько основных подходов к проблеме классификации поведенческих отклонений: социологический, правовой, педагогический, клинический и психологический.

Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям:

  1.  в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;
  2. по значению последствий — негативные (вызывающие вредные последствия и создающие потенциальную опасность) и позитивные;
  3.  по субъекту — отклонения конкретных лиц, неформальных групп (например, деятельность бандитских группировок), официальных структур, условных социальных групп (например, женский алкоголизм);
  4.  по объекту — экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.;
  5. по длительности — единовременные и длительные;
  6. по типу нарушаемой нормы — преступность, пьянство (алкоголизм), наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция, бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные культы.

В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания (20).

Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опасности.

По характеру и степени общественной опасности деяний их делят на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки.

Преступления, в свою очередь, в зависимости от степени общественной опасности подразделяются на следующие категории: небольшой тяжести с наказанием до двух лет; средней тяжести с наказанием до пяти лет; тяжкие преступления — до десяти лет лишения свободы; особо тяжкие — свыше десяти лет лишения свободы или с более строгим наказанием.

Особенная часть Уголовного кодекса содержит перечень деяний, признаваемых незаконными и уголовно-наказуемыми на территории России в настоящее время. В данном разделе УК преступления делятся на следующие группы:

  • преступления против личности (против жизни и здоровья; против свободы, чести и достоинства личности; против половой неприкосновенности и половой свободы личности; против конституционных прав и свобод человека и гражданина; против семьи и несовершеннолетних);
  • преступления в сфере экономики (против собственности; в сфере экономической деятельности; против интересов службы в коммерческих и иных организациях);
  • преступления против общественной безопасности и общественного порядка (против общественной безопасности; против здоровья населения и общественной нравственности; экологические преступления);
  • преступления против государственной власти (против основ конституционального строя и безопасности государства; против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; против правосудия; против порядка управления);
  • преступления против военной службы;
  • преступления против мира, безопасности человечества.

Таким образом, Уголовный и Гражданский кодексы содержат перечень различных форм отклоняющегося поведения с правовой точки зрения. Время рождает все новые формы правовых отклонений. Это, в свою очередь, вызывает необходимость внесения постоянных изменений в законодательство.

Рассмотренные классификации можно дополнить педагогическим подходом к поведенческим девиациям. На наш взгляд, педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин.

В педагогике понятие «отклоняющееся поведение» нередко отождествляется с понятием «дезадаптация», а его носитель — с термином «трудный ученик».

В свете основных педагогических задач, воспитания и обучения учащихся, отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной, так и социальной дезадаптации.

В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения.

К поведенческим девиациям, проявляющимся непосредственно в учебном процессе, могут относиться: гиперактивное поведение, дисциплинарные нарушения (опоздания, невыполнение школьных правил, прогулы уроков), агрессивное поведение, курение, хулиганство, ложь, воровство.

Признаками более масштабной — социальной — дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, алкоголь, наркотики), нехимические аддикций (компьютерная и игровая зависимость, зависимость от сериалов, интернет-зависимость, пищевые аддикций), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений.

Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, соответствующие медицинским диагностическим критериям, т.

е. достигающие уровня болезни.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):

  • F10-19 — психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (употребления алкоголя; опиоидов; каннабиноидов; седативных и снотворных веществ; кокаина; стимуляторов, включая кофеин; галлюциногенов; табака; летучих растворителей; сочетанного употребления или использования других психоактивных веществ);
  • F50-59 — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи; расстройства сна неорганической природы; половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием; психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом; злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, например стероиды, витамины);
  • F63 — расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм; патологические поджоги — пиромания; патологическое воровство — клептомания; выдергивание волос — трихотиломания; другие расстройства привычек и влечений);
  • F65 — расстройства сексуального предпочтения (фетишизм; фетишистский трансвестизм; эксгибиционизм; вуайеризм; педофилия; садомазохизм; множественные расстройства сексуального предпочтения). Заметим, что в данной редакции гомосексуализм отсутствует.

Указанные разделы содержат перечень конкретных диагностических критериев и признаков, в соответствии с которыми данное поведение можно отнести к болезненному расстройству. Например, рубрика «Патологическое воровство (клептомания)» в международной классификации болезней содержит следующие диагностические признаки:

  • два или более случаев воровства без видимых мотивов или выгоды для индивидуума или другого лица;
  • индивидуум описывает сильное влечение к воровству с чувством напряженности перед совершением поступка и облегчением после него.

Международная классификация болезней (МКБ-10, 1994) также включает типологию поведенческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста: F90 — гиперкинетические расстройства; F-91 — расстройства поведения (F-91.0 — расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением; F-91.

1 — несоциализированное расстройство поведения; F-91.2 — социализированное расстройство поведения; F-91.3 — оппозиционно-вызывающее поведение; F-91.8 — другие; F-91.9 — расстройство поведения, неуточненное); F-92 — смешанные расстройства поведения и эмоций; F94 — расстройство социального функционирования; F-95 — тикозные расстройства; F-98.

0 — неорганический энурез; F-98.1 — неорганический энкопрез; F-98.2 — расстройство питания в младенческом возрасте; F-98.3 — поедание несъедобного; F-98.4 — стереотипные двигательные расстройства; F-98.5 —заикание; F-98.6 — речь взахлеб.

Данные поведенческие расстройства диагностируют при наличии нескольких характерных симптомов, которые при этом должны сохраняться не менее шести месяцев.

В дополнение к основной систематизации используются и более частные классификации. Расстройства поведения в детском возрасте подразделяют на две основные подгруппы: социализированные формы антиобщественного поведения и несоциализированное агрессивное поведение.

Дети и подростки первой группы хорошо адаптируются внутри антиобщественных групп, не проявляют признаков эмоциональных расстройств, совершая антисоциальные поступки в группе.

Представители несоциализированного агрессивного поведения, напротив, находятся в очень плохих отношениях с ближайшим окружением — другими детьми и семьей; для них характерны враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.

Девиантное поведение подростков широко освещается в отечественной медицинской литературе.

Оно, как правило, включает такие формы, как делинквентное (противоправное) поведение; раннее употребление алкоголя и наркотических веществ; девиации сексуального поведения; суицидальное поведение; побеги из дома и бродяжничество.

При этом, разрабатывая преимущественно клинические аспекты нарушенного поведения подростков, исследователи указывают на ведущую роль его социально-психологических детерминант.

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб, им причиняемый; индивидуально-стилевые характеристики поведения.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Рядом авторов выделены три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, злоупотребление наркотиками), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные девиации (например, попрошайничество).

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (19) делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения.

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и, соответственно, внешнедеструктивное поведение.

Во втором случае — внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и, соответственно, внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение авторы, в свою очередь, делят на аддиктивное и антисоциальное. В группе внутридеструктивного поведения выделяются: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.

Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства; конформистское — поведение, лишенное индивидуальности, ориентировано исключительно на внешние авторитеты; нарциссическое управляется чувством собственной грандиозности; фанатическое выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам; аутическое проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

В психологической литературе можно встретить и другие классификации, например, основанные на таких критериях, как вид нарушаемой нормы и характер негативных последствий отклоняющегося поведения. В соответствии с перечисленными признаками мы выделяем три группы девиантного поведения:

  1. антисоциальное (внешнедеструктивное);
  2. асоциальное (смещенно-деструктивное);
  3. диссоциальное (аутодеструктивное).

Антисоциальное (внешнедеструктивное) — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействие, запрещенные законодательством в форме антидисциплинарных, противоправных и антиобщественных деяний. В ряде случаев антисоциальное поведение ассоциируется с противоправным и делинквентным.

Асоциальное поведение (смещенно-деструктивное) — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений.

Данное поведение регулируется социальными группами и морально-нравственными нормами (религиозные нормы, профессиональные требования, профессиональная этика, школьные правила и т. д.).

Асоциальное поведение взрослых может проявляться в следующих формах: нарушение профессиональной этики, агрессивное поведение, сексуальные девиации, бродяжничество, иждивенчество, вымогательство, проституция и др.

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени. В выраженной форме асоциальное поведение совпадает с легкими формами антисоциального поведения и нередко также обозначается как делинквентное.

Диссоциальное (аутодеструктивное) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), нехимические аддикций (игровая, компьютерная, интернет-зависимость и пр.

), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Таким образом, различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси «деструктивное поведение» с двумя противоположными направлениями — на себя или на других.

По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) — просоциальное (относительно деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) — асоциальное (пассивно-деструктивное) — диссоциальное (пассивно-аутодеструктивное) — самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Особое место в ряду девиантологических классификаций занимают так называемые многоосевые подходы. В. В. Ковалев на примере противоправного поведения выделяет три оси и соответствующие им формы девиаций:

  1. на социально-психологической оси — антидисциплинарное, антиобщественное и противоправное поведение;
  2. на клинико-психопатологической оси — непатологические и патологические формы;
  3. на личностно-динамической — реакции, состояние и развитие.

В. Д. Менделевич дифференцирует типы и формы девиантного поведения. К типам относятся:

  1. делинквентный (асоциальный и антисоциальный);
  2. аддиктивный;
  3. патохарактерологический;
  4. психопатологический;
  5. связанный с гиперспособностями.

При этом отдельными формами девиантного поведения являются: агрессия; суицидальное поведение; злоупотребление психоактивными веществами; нарушения пищевого поведения; аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические увлечения (нехимические аддикций); характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.); коммуникативные девиации (аутизм, гиперобщительность, ревность, конформизм и др.); безнравственное и аморальное поведение; неэстетичное поведение. Каждая из форм может быть вызвана любым типом или несколькими типами девиантного поведения.

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.

Сопоставление психологической и медицинской классификаций позволяет сделать вывод о том, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. В ряде случаев один и тот же вид поведения может последовательно приобретать различные формы: безобидная вредная привычка — отклоняющееся поведение, ухудшающее качество жизни — болезненное поведенческое расстройство, угрожающее самой жизни.

Источник: https://psyera.ru/klassifikacii-vidov-deviantnogo-povedeniya_7303.htm

Психологические классификации отклоняющегося поведения

16. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения.
Поведенческая норма и отклонения в поведении

3. Психологические классификации отклоняющегося поведения

Трудновоспитуемость ребенка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру.

Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью ребенка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Психологические классификации выстраиваются на основе критериев:

– вид нарушаемой нормы;

– психологические цели поведения и его мотивация;

– результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

– индивидуально – стилевые характеристики поведения.

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских делят поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. В психологической литературе можно встретить и другие классификации отклоняющегося поведения.

Классификация поведенческих отклонений, основанная на ведущих критериях, таких как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. Выделяют три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное, асоциальное, аутодеструктивное поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение – поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее благополучию людей.

У подростков преобладают следующие виды: кражи, грабежи, вандализм, насилие. В детском возрасте распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, поджоги.

Асоциальное поведение- это поведение, уклоняющиеся от выполнения морально- нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уход из дома, школьные прогулы, ложь, агрессивное поведение, граффити, субкультуральные девиации.

У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство.

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение- это поведение, отклоняющиеся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, аутическое поведение, деятельность с выраженным риском для жизни.

Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. В таких группах наблюдается наркозависимость, самопорезы, компьютерная зависимость и другое.

В детском возрасте имеет место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное просоциальное – асоциальное – саморазрушительное – самоубивающее

В жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуальным и неповторимым.

4. Характеристика отклоняющегося поведения

Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

— дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5 миллиона);

— дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;

— социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;

— подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;

— подростки сексуально распущенного поведения;

— подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

– видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);

– уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;

– внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;

– ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).

Ребенка, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми.

Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Заключение

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функция родителей.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Правильная организация свободного времени способствует улучшению здоровья и физического развития ребенка.

Необходимость в регулировании поведения людей всегда будет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или генетическая предопределенность отклонения.

Список использованной литературы

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М., 1989.

1996. 6. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968

3. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. — М., 1994.

4. Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы: Новое педагогическое мышление. — М., 1989.

5. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.

6. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.,1997.

7.Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).- М.,1998.

8. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. — М.,1996.

Поведенческая норма и отклонения в поведении

… склонных к конфликтам и отклонениям в поведении, было проведено комплексное психологическое тестирование военнослужащих по призыву. Объект исследования: отклонения в поведении военнослужащих.

Предмет исследования: конфликт как фактор формирования отклонений в поведении военнослужащих. Цель исследования: экспериментально показать влияние конфликтов на совершение отклонений в поведении …

… на всех уровнях, кража рабочего времени, уклонения, избегания налогов, подделки ведомостей заработной платы, саботажа и так далее.

Таким образом, девиантное поведение – это любое поведение, официально не одобряемое руководством организации и включающее недозволенные перемещения ресурсов к работникам и руководителям.

Надо заметить, что это явление имеет довольно длительную историю – от Египта …

… предупреждает, что сложившаяся ситуация далее невыносима для ребенка (например, рвота как отторжение неприятной болезненной ситуации в школе). 1.

3 Особенности использования сказки в коррекции отклонений в поведении младших школьников Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Сказкотерапия – …

… В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется.

В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров.

Можно выделить два идеальных типа отклонений: 1) индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/184363/1

ᐅ Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения | Надежда МАЙСАК — психолог в Астрахани

16. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения.

Как отмечает Я.И. Гилинский, мировые процессы глобализации сопровождаются глобализацией различных девиантных проявлений; все виды девиантности функциональны как формы жизнедеятельности, они не элиминированы и продолжают конструироваться социумом и СМИ [3].

Огромное разнообразие видов, типов и форм социальных девиаций требует их систематизации и классификации. Е.В.

Змановская (2006) считает, что в рамках общей теории девиантности созрела необходимость в разработке междисциплинарной классификации девиантного поведения [6].

С целью ее дальнейшего создания проанализируем существующие на сегодняшний день типологии и классификации социальных девиаций.

В конце ХХ века отечественные и зарубежные ученые считали целесообразным подразделять отклоняющееся поведение на следующие типы (разновидности): преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное) [10].

При этом давно ведутся дискуссии по поводу делинквентности, которая, с точки зрения одних ученых (Змановская Е., 2006; Ремшмидт Х., 1992 и др.) может включать все юридически наказуемые деяния, а с точки зрения других (Личко А.Е., 1983; Сафина Г.В., 1993 и др.

) сводиться к мелким антиобщественным действиям и правонарушительному поведению, не несущему за собой уголовной ответственности: агрессивность, лживость, бродяжничество, дерзость и сквернословие, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным [9].

При этом данные качества являются также аморальными, противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям. Т.о., в силу определенных традиций имеет место смешение делинквентного и криминального поведения, наблюдается определенная трудность в разграничении делинквентных и аморальных поступков. В.Д.

Менделевич (2001) подчеркивает, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, а отражающее аномалии характера аморальное поведение — асоциальный, лишь предрасполагая к совершению делинквентных и криминальных проступков [11].

Х. Ремшмидт [14] среди всех отклонений от нормы значимое место отводит асоциальности, включающей в себя криминальность и социальную запущенность. Н. Смелзер [16] описывает наиболее яркие виды девиаций, которые всегда вызывают осуждение: убийство, кровосмешение, изнасилование. Ф.

 Патаки [12] «бесспорными» видами девиантного поведения определяет преступность, алкоголизм, употребление наркотиков, проституцию, самоубийство. В.Д. Плахов наряду с асоциальным и делинквентным выделяет паранормальное поведение [13]. Ц.П. Короленко и Т.А.

Донских поведенческие девиации подразделяют на нестандартное (новое мышление и действия, выходящие за рамки социальных стереотипов) и деструктивное поведение, направленное как на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), так и на дезинтеграцию и регресс самой личности [8].

К группе внешнедеструктивного поведения ученые относят аддиктивное и антисоциальное, а в группе внутридеструктивного поведения рассматривают суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутистическое поведение. Но Н.

Смелзер конформистское поведение считает единственным видом недевиантного (адаптированного) поведения [16]. При этом аддиктивное поведение может быть отнесено к аутодеструктивному, поскольку ведет к саморазрушению личности.

С.А. Беличева [1] среди различных форм социальной дезадаптации и асоциального поведения выделяет докриминогенный уровень и криминогенные проявления.

Она дифференцирует социальные отклонения по степени их общественной опасности (социально одобряемое, социально-нейтральное, просоциальное, асоциальное и антисоциальное), а также по содержанию и целевой направленности: корыстной направленности; агрессивной ориентации и социально-пассивного типа.

Е.В.

Змановская все виды отклоняющегося поведения располагает на единой шкале деструктивности с двумя противоположными направлениями — на себя или на других: антисоциальное (активно-деструктивное) — просоциальное — (относительно деструктивное) — асоциальное (пассивно-деструктивное) — саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) — самоубивающее (активно-аутодеструктивное) [5]. Она считает, что выделение типов девиантного поведения может быть обусловлено масштабами явления, негативными или позитивными его последствиями; длительностью нарушений; типом нарушаемой нормы; целями, мотивацией поведения и пр. Е.В. Змановская предлагает собственную классификацию поведенческих отклонений, отмечая три основные группы: антисоциальное (противоречащее правовым нормам); асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм); аутодеструктивное (саморазрушительное, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности) [5; 6]. Но в данной классификации нет места нестандартным творческим проявлениям, которые не могут быть отнесены к нормативным, поскольку норма — это нечто среднее, адаптированное, наиболее устоявшееся, часто встречающееся и не выделяющееся из общей массы явление.

Среди поведенческих девиаций Ю.А. Клейберг выделяет три основные группы: позитивные (социальное творчество), негативные и социально-нейтральные [7]. Я.И. Гилинский подчеркивает, что негативные девиации дисфункциональны, т.к.

дезорганизуют систему, а позитивные выполняют негэнтропийную функцию, что ведет к устранению устаревших стандартов поведения, служит механизмом развития системы и повышения уровня ее организованности [2]. На основе фиксации общего рисунка поведения на личностном, ситуационном и средовом уровнях Ю.А.

Клейберг выделил статусные, ролевые, деятельностные и ценностные модели девиаций [8]. Наряду с общеизвестными видами девиантного поведения, ученый описал бродяжничество, вандализм и его разновидность граффити, гомосексуализм, навязчивости, «черный юмор» и др.

Следует заметить, что, например, граффити и наполненные пафосом разрушения «садистские стишки» можно отнести и к негативным девиациям, и к социально-нейтральным, способствующим разрядке эмоциональной напряженности, а также к творческим (группа позитивных девиаций).

В.Д. Менделевич строит свою типологию на основе клинического подхода и выделения механизмов взаимодействия индивида с реальностью: борьба (противодействие), болезненное противостояние, игнорирование реальности, уход от реальности.

Это сделало возможным выделение пяти типов девиантного поведения: делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического, психопатологического, на базе гиперспособностей. В.Д.

Менделевич [11] отмечает также клинические формы девиантного (отклоняющегося) поведения, каждая из которых может быть вызвана любым типом или несколькими типами девиантного поведения: агрессия и аутоагрессия; алкоголизация, табакокурение, наркотизация и пр.

злоупотребления веществами; нарушения пищевого поведения; аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические и психопатологические увлечения (от фанатизма — до разновидностей маний); характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.); безнравственное, аморальное, неэстетическое поведение и коммуникативные девиации.

Итак, на сегодняшний день мы располагаем множеством типологий и классификаций девиантного поведения, ни одна из которых не является универсальной и междисциплинарной: Международная классификация болезней (МКБ-10) содержит перечень болезней; Уголовный кодекс — свод криминальных преступлений и т.п. Е.В.

Змановская отмечает, что из-за научного изоляционизма ценные достижения одной дисциплины становятся недоступными для другой [5].

В социально-психологических классификациях в зависимости от предпочтений автора и его принадлежности к определенной научной школе делается акцент либо на некоторых основных типах, или на наиболее распространенных видах, либо на клинических формах девиантного поведения.

Это происходит потому, что ученые используют различные подходы к разграничению нормы и девиации; прибегают к выделению различных оснований для выделения типов и групп девиаций.

Ученые подчеркивают, что девиантное поведение всегда располагает такими зонами, которые смешиваются и могут быть отнесены как к нормальным, так и к болезненным проявлениям, так как нормы в обществе со временем меняются; различные слои населения могут выражать разные точки зрения по поводу нормативности или девиантности некоторых типов поведения (например, курения или убийства во время войны).

Т.о., создание междисциплинарной классификации девиантного поведения связано с определенными трудностями, поскольку нет единых и четких критериев в разграничении нормы и девиации.

Многое зависит от эпохи, периода развития конкретного общества и науки в нем, сохранения идеальных норм, динамики законов и норм определенного сообщества, а также того лица или группы, которые будут осуществлять оценку поведения.

Классификация типов и видов девиантного поведения всегда будет подвергаться изменениям, «обогащаясь» новыми видами и формами вследствие развития человечества, творческой и «неадаптивной активности» его отдельных представителей.

При этом междисциплинарная классификация должна стать «теоретическим каркасом», способствующим разграничению типов, видов и клинических форм отклоняющегося поведения, что позволит правоведам, юристам, криминалистам, социологам, психологам, педагогам, врачам-клиницистам и другим специалистам методически верно проводить научные исследования, а на основе учета механизмов тех или иных видов девиантного поведения (эндогенных, психопатологических, психосоциальных) и степени его опасности для общества осуществлять отбор адекватных средств и методов воздействия на девиантную личность и группу.

В разработанной автором статьи Матрице социальных девиаций типы, виды и разновидности девиантного поведения дифференцированы и представлены в Матрице по характеру направленности и специфике их проявлений (см. табл. 1). По вертикали в таксономической иерархии отражен тип поведения по его направленности: конструктивное — аутодеструктивное — внешне деструктивное.

Степень социальной одобряемости или фактической опасности девиантного поведения для личности и общества отражена в Матрице по горизонтали. Учтено, что тип — это обобщенная модель поведения и один из высших рангов в таксономической иерархии, а вид как таксономическая систематическая единица с общими признаками может иметь множество вариаций (подвидов, разновидностей) [17, с. 593; 608]. Т.о.

, матрица социальных девиаций дает возможность зрительно увидеть и отметить то, что творческое поведение в крайних своих проявлениях может приближаться к антисоциальному, а внешнедеструктивные и криминальные варианты поведения в определенных ситуациях могут одобряться обществом и, следовательно, оставаться безнаказанными.

Этот факт свидетельствует о подвижности социальных норм и трудности разграничения девиантного поведения.

Матрица социальных девиаций может быть дополнена клиническими формами девиантного поведения, зафиксированными в МКБ-10 в Главе V (F) — Органические, включая симптоматические, психические расстройства.

Существует несколько разных версий Класса V (Психические и поведенческие расстройства).

При этом необходим короткий их глоссарий, рекомендуемый для использования работниками первичного звена здравоохранения, смежными специалистами, а также девиантологами.

На сегодняшний день матрица социальных девиаций позволяет юристам, криминалистам, социологам, психологам, педагогам и другим специалистам иметь представление о различных вариантах девиантного поведения, разграничивать их и на основе общей ориентации в первичных диагностических критериях осуществлять отбор наиболее адекватных средств и методов воздействия на девиантную личность и группу — изоляцию, лечение, коррекцию и развитие, психотерапию и/или их комбинации.

Источник: https://n-maisak.ru/2014/01/13/social-deviances-matrix/

Классификация видов отклоняющегося поведения

16. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения.

Условно можно выделить четыре основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, педагогический, клинический и психологический. 1. Социально-правовой подход. В его рамках выделяют социо- логическое и правовое направления. Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления.

Эти явления регулируются по нескольким основаниям:  в зависимости от масштаба — массовые и индивидуальные отклонения;  по значению последствий — негативные и позитивные;  по субъекту — отклонения отдельных лиц, неформальных групп (например, бандформирований), официальных структур, условных социальных групп (например, женский, мужской или подростковый алкоголизм);  по объекту — экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.;  по длительности — единовременные и длительные;  по типу нарушенной нормы — преступность, пьянство (алкоголизм), наркомания, бродяжничество, проституция, хулиганство, коррупция, терроризм, деструктивные культы и др. В праве под отклоняющимся поведением понимается все то, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Правонарушения подразделяются на:  преступления;  административные и гражданско-правовые нарушения; дисциплинарные проступки. 2. Педагогический подход. Педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин. Понятие «отклоняющееся поведение» часто отождествляется с понятием «дезадаптация». Основные педагогические задачи — воспитание и обучение. Поэтому отклоняющееся поведение школьника может носить вид как школьной, так и социальной дезадаптации. В структуру школьной дезадаптации включаются:  неуспеваемость;  нарушение взаимоотношений со сверстниками; эмоциональные нарушения;  поведенческие отклонения в сочетании со школьной дезадаптацией: нарушение дисциплины, прогулы, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь, употребление психоактивных веществ, бродяжничество, совершение преступлений, зависимость от компьютерных игр, религиозных сект и др. Достаточно сложен вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Нередко приходится сталкиваться со следующими негативными поведенческими проявлениями, которые лучше рассматривать как вредные привычки: отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение, мастурбация, гиперактивное поведение и др. 3. Психологический подход. В основу психологического подхода положены социально-психологические различия между различными видами отклоняющегося поведения. При психологической классификации отклоняющегося поведения используются следующие критерии: вид нарушаемой нормы, психологические цели поведения и его мотивация, результаты данного поведения и причиняемый ими ущерб, индивидуальностилевые характеристики поведения.По Ю.А. Клейбергу, все девиации поведения подразделяются на:  негативные (например, употребление наркотиков);  позитивные (например, социальное творчество);  социально-нейтральные (например, попрошайничество). Ц.П. Короленко, Т.А. Донских выделили две группы поведенческих девиаций:  нестандартное поведение (в виде нового мышления, новых идей, действий, выходящих за рамки социального поведения, что играет позитивную роль в историческом развитии общества — деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо области знаний и пр.). Данную группу сложно в полной мере отнести к отклоняющемуся поведению;  деструктивное поведение, которое подразделяется на внешнедеструктивное (направлено на нарушение социальных норм — правовых, морально-этических, культурных) — аддиктивное и антисоциальное; внутридеструктивное — суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое. По Е.В. Змановской, выделяются три группы отклоняющегося поведения:  асоциальное (аморальное) поведение;  антисоциальное (делинквентное) поведение;  аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. Указанная классификация является относительной, условной и оправдана в целях научного анализа. Реально формы девиантного поведения сочетаются и пересекаются. В каждом конкретном случае — оно неповторимо и индивидуально. 4. Медицинский подход. Некоторые виды отклоняющегося поведения могут переходить с крайней границы нормы в болезнь и становиться предметом изучения медицины (пример: назначение наркотических веществ в медицинских целях приводит к злоупотреблению, т. е. психологической зависимости, перетекает в болезнь с признаками физической зависимости, т. е. наркоманию). Отклоняющееся поведение — междисциплинарное понятие, поэтому специалисты немедицинского профиля, занимающиеся проблемой девиаций, не должны выходить за рамки собственной компетенции. Однако они должны иметь представление о видах поведения, регулируемых медицинскими нормами.выраженным индивидуальным и половозрастным своеобразием. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Виды социальных норм

Социальные нормы имеют разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы — записаны в виде законов, правил, инструкций. Однако чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Социальные нормы по сфере регулирования отношений подразделяются на следующие виды: Нравственные (духовные) нормы.

Их носителями являются люди, социальные институты (семья, религиозные конфессии, общественные организации). Существуют они в различных формах — общечеловеческие ценности (мировые религии, художественная культура, научная мысль и др.), народные обычаи, традиции, международные конвенции и декларации. Морально-этические нормы.

Представляют собой ожидания-предписания социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями этих норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководство. Нормы данного вида обычно документально не закреплены. Правовые нормы. Закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс).

Данные нормы регулируются всей государственной системой. Политические нормы. Сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами). Организационно-профессиональные нормы. Регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.

Социальные нормы характеризуются следующими основными свойствами: объективностью, историчностью, схематичностью,

Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на двух критериях — психопатологическом и возрастном.

МКБ-10 (международная классификация болезней 10-го пересмотра) выделяет следующие поведенческие расстройства: 1) у взрослых: F10—F19 — психические расстройства и расстройства поведения, связанные (вызванные) с употреблением психоактивных веществ: алкоголя, опиоидов, каннабиоидов, седативных или снотворных веществ, кокаина, других стимуляторов, включая кофеин, галлюциногенов, табака, летучих растворителей, сочетанным употреблением наркотиков и других психоактивных веществ; F50—F59 — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами: расстройства приема пищи, расстройства сна неорганической природы, сексуальные расстройства, необусловленные органическими нарушениями или болезнями, психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом, злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости; F60—F69 — расстройства личности и поведения в зрелом возрасте: расстройства привычек и влечений (азартные игры, пиромания и др.), расстройства половой идентификации (транссексуализм и др.), расстройство сексуального предпочтения (фетишизм и др.). 2) у детей: F90—F99 — эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте: гиперкинетические расстройства, расстройства поведения (ограниченные рамками семьи, несоциализированные, вызывающие оппозиционные расстройства и др.), смешанные расстройства поведения и эмоций (депрессивное расстройство и др.), расстройства социального функционирования (мутизм, расстройство привязанности и др.), другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте (энурез, энкопрез, заикание, поедание несъедобного, речь «взахлеб» и др.). Любое поведенческое расстройство диагностируется при наличии нескольких характерных диагностических критериев, которые повторяются неоднократно и сохраняются не менее 6 месяцев.

Источник: https://cyberpedia.su/10xc900.html

Medic-studio
Добавить комментарий