16. Психологические методы работы с конфликтами разного типа.

3.4. Психологические методы в конфликтологии

16. Психологические методы работы с конфликтами разного типа.

Конфликтология,как сравнительно молодая наука, объективновынуждена использоватьдля изучения конфликта методы,разработанные в других отраслях знаний,в первую очередь методы психологии.

Наблюдение-метод исследования конфликта путемцеленаправленного, организованного,непосредственного восприятия ификсирования конфликтных событий.Применяется для изучения конфликтовразличного уровня – от внутриличностногодо межгосударственного.

Удобствоиспользования метода обес­печиваетсятем, что в ходе наблюдения конфликтвоспринимается непосредствен­но.

Это может быть обеспечено или участиемв конфликте (наблюдатель выступаетоднимиз оппонентов), или восприятием конфликтасо стороны (свидетель, второ­степенныйучастник, медиатор).

Эксперимент-метод научного познания, отличающийсяактивным вмеша­тельствомв ситуацию со стороны исследователя-конфликтолога,осуществля­ющегопланомерный и активный контроль заодной или несколькими перемен­нымии регистрацию происходящих измененийв изучаемом явлении.

Методопроса предлагаетиспытуемым согласиться или не согласитьсяс со­держаниемопределенного набора предложений,подготовленных в виде стандар­тизированнойанкеты. Используются анкетирование,беседы, массовые и эксперт­ные опросы.

Математическоемоделированиемежгрупповых конфликтов позволяетзаме­нитьнепосредственный анализ конфликтованализом свойств и характеристик ихматематических моделей. Математическоемоделирование с привлечением средстввычислительной техники позволяетперейти от простого накопления ианализа фактов к прогнозированию иоценке событий в реальном масштабевремени.

Личностныетесты. Приотсутствии тестов, специальнопредназначенных для определениямежличностной конфликтности человека,специалисты используют ряд апробированныхтестов, которые фиксируют выраженностькачеств, свойств исостояний, свидетельствующих о повышеннойконфликтности личности.

Дляисследования межгрупповых имежгосударственных конфликтов все чащеприменяетсяметод математического моделирования.Его значимость связана с тем, чтоэкспериментальные исследования такихконфликтов трудоемки и сложны.

Тесты коммуникативных способностей

Коммуникативныеспособности – это знания, умения инавыки, связанные с процессом общениялюдей. Они включают в себя умения слушатьи понимать человека, устанавливать сним хорошие личные и деловые взаимоотношения,оказывать на него психологическоевлияние.

В том случае, еслидля точной диагностики коммуникативныхпроблем клиента и формулированиясоответствующих практических рекомендацийэтого окажется недостаточно, можнобудет обратиться к одному из следующихспециальных психологических тестов,рассчитанных на оценку коммуникативныхспособностей.

1. Тесты:Спилбергера, Тейлора, Филлипсана исследование тревожности. Онипозволяют по уровню тревожности косвенносудить о развитости коммуникативныхспособностей и о коммуникативныхпроблемах, имеющихся у человека.

Если уровеньличностной тревожности у человекадостаточно высокий, то, вероятнее всего,проблемы коммуникативного характерау него проявляются в самых различныхжизненных ситуациях. Если высокимокажется уровень так называемойситуативной тревожности, то, по-видимому,коммуникативные трудности возникаюттолько в некоторых, специфическихситуациях общения с людьми.

2. Тестна агрессивность(модификация известного теста Розенцвейга),методикадиагностики уровня агрессивности А.Ассингера, методика диагностикипоказателей и форм агрессии А.Басса иА.Дарки.

Поуровню агрессивности человека,установленному при помощи данноготеста, можно судить о том, есть ли у негопроблемы коммуникативного характера.

Если агрессивность данного человекадостаточно высока, то такие проблемы унего есть почти наверняка.

3. Существуют тестыдля изучения предрасположенностиличности к конфликтному поведению: вашспособ реагирования в конфликте К.Томаса;конфликтная ли вы личность; самооценкаконфликтности; тактика поведения вконфликте.

4. Если возниклопредположение о том, что человекунедостает каких-либо существенныхкоммуникативных личностных качеств,то это можно практически проверить припомощи следующих методик: тестана оптимизм, теста на объективность вотношениях к людям, теста на независимость,теста на поиск выхода из затруднительныхжизненных ситуаций, теста на качествалидера, теста на эффективность лидерства.

Заметим, однако,что все упомянутые методики не даютабсолютно точной и исчерпывающейинформации о характере коммуникативныхпроблем, имеющихся у человека. Они лишьподтверждают или опровергают результатыпредварительной беседы, проведенной счеловеком, а также выводы, сделанные наоснове непосредственного наблюденияза его поведением во время беседы.

Источник: https://studfile.net/preview/5677080/page:12/

Глава 14.Психологические методики в конфликтологии

16. Психологические методы работы с конфликтами разного типа.

Методики диагностики конфликтности на разном уровне взаимодействия

Изучение самооценки конфликтности

Методика С.М. Емельянова[31, с. 102 – 104]

Инструкция.

Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для оценки 10 пар утверждений.

Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки, отмечая кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале.

7 баллов означает, что оцениваемое качество проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

Текст опросника

1.Рветесь в спор Уклоняетесь от спора
2.Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном
3.Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего
4.Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов
5.Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента
6.Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку В напряженной обстановке чувствуете себя неловко
7.Считаете, что в споре надо проявлять свой характер Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции
8.Не уступаете в спорах Уступаете в спорах
9.Считаете, что люди легко выходят из конфликта Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта
10.Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины

Процедура обработки и интерпретации данных.

На каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра четыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.

Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов — на высокую; 50 баллов — на выраженную конфликтность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.

Найдите среднее значение по результатам оценки всех членов группы. Это значение отражает самооценку групповой конфликтности.

Личностная агрессивность и конфликтность

Методика Е. П. Ильина и П. А. Ковалева[44, с. 401 – 404]

Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

Инструкция.

Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в карте опроса (приводится ниже) в соответствующем квадратике поставьте знак “+” (“да”), при несогласии — знак “-” (“нет”).

Процедура обработки и интерпретации данных.

Для удобства обработки ответов (мнений по утверждениям) целесообразно, чтобы испытуемые свои ответы (“да”, “нет”) заносили в карту опроса:

Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: “вспыльчивость”, “наступательность”, “обидчивость”, “неуступчивость”, “компромиссность”, “мстительность”, “нетерпимость к мнению других”, “подозрительность”. За каждый ответ “да” или “нет” в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.

Ключ.

Ответы “да” по позициям 1, 9, 17, 65 и ответы “нет” по позициям 25, 33, 41, 49, 57, 73 свидетельствуют о склонности субъекта к вспыльчивости.

Ответы “да” по позициям 2, 10, 18,42, 50, 58, 66, 74 и ответы “нет” по позициям 26, 34 свидетельствуют о склонности к наступательности, напористости.

Ответы “да” по позициям 3,11,19, 27, 35, 59 и ответы “нет” по позициям 43, 51,67, 75 свидетельствуют о склонности к обидчивости.

Ответы “да” по позициям 4,12,20, 28,36, 60, 76 и ответы “нет” по позициям 44, 52,68 свидетельствуют о склонности к неуступчивости.

Ответы “да” по позициям 5, 13, 21, 29,37, 45, 53 и ответы “нет” по позициям 61, 69, 77 свидетельствуют о склонности к компромиссности.

Ответы “да” по позициям 6, 22, 38,62, 70 и ответы “нет” по позициям 14, 30,46, 54, 78 свидетельствуют о склонности к мстительности.

Ответы “да” по позициям 7,23, 39, 55,63 и ответы “нет” по позициям 15, 31,47, 71, 79 свидетельствуют о склонности к нетерпимости к мнению других.

Ответы “да” по позициям 8, 24, 32,48, 56,64, 72 и ответы “нет” по позициям 16,40, 80 свидетельствуют о склонности к подозрительности.

Сумма баллов по шкалам “наступательность (напористость)”, “неуступчивость” дает суммарный показатель позитивной агрессивности, субъекта.

Сумма баллов, набранная по шкалам “нетерпимость к мнению других”, “мстительность”, дает показатель негативной агрессивности субъекта.

Сумма баллов по шкалам “компромиссность”, “вспыльчивость”, “обидчивость”, “подозрительность” дает обобщенный показатель конфликтности.

Карта опроса.

№п/п да нет № п/п да нет № п/п да нет №п/п да нет

Текст опросника.

  1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  2. В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.
  3. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
  5. Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
  6. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.
  7. Я часто злюсь, когда мне возражают.
  8. Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
  9. Я гораздо .более раздражителен, чем кажется.
  10. Мнение, что нападение — лучшая защита, — правильное.
  11. Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.
  12. Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.
  13. Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.
  14. Я считаю, что добро эффективнее мести.
  15. Каждый человек имеет право на свое мнение.
  16. Я верю в честность намерений большинства людей.
  17. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  18. В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему мою точку зрения.
  19. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.
  20. Если кто-то “корчит” из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.
  21. Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
  22. Я считаю, что лозунг из мультфильма: “Зуб за зуб, хвост за хвост” справедлив.
  23. Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.
  24. С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.
  25. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
  26. Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
  27. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
  28. Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.
  29. В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
  30. Я уважаю людей, которые не помнят зла.
  31. Утверждение: “Ум — хорошо, а два — лучше” — справедливо.
  32. Утверждение: “Не обманешь — не проживешь” тоже справедливо.
  33. У меня никогда не бывает вспышек гнева.
  34. Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.
  35. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.
  36. Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.
  37. Я стараюсь избегать обострения отношений.
  38. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
  39. Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
  40. Я осуждаю недоверчивых людей.
  41. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.
  42. Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
  43. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.
  44. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса.
  45. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
  46. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.
  47. Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
  48. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
  49. В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
  50. Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им “рта не даю открыть”.
  51. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
  52. Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.
  53. В решении любой проблемы я предпочитаю “золотую середину”.
  54. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
  55. Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все ему.
  56. Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
  57. Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
  58. Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.
  59. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
  60. Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.
  61. Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.
  62. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
  63. Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.
  64. Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти.
  65. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.
  66. При игре в шахматы или настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.
  67. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
  68. Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется правильной —моя или чужая.
  69. Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
  70. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
  71. Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.
  72. Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
  73. Обычно меня трудно вывести из себя.
  74. Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.
  75. Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
  76. Будь я на базаре продавцом, я не стал бы уступать в цене за свой товар.
  77. Пойти на компромисс — значит показать свою слабость.
  78. Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?
  79. Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
  80. Я никогда не подозреваю людей в нечестности.

Опросник К. Томаса “ Предпочитаемые стратегии поведения в конфликте”

Адаптированный вариант Н.В. Гришиной[151, с. 398 – 402]

Методика предназначена для измерения личностной предрасположенности к той или иной тенденции поведения в конфликтной ситуации.

Инструкция.

Вам предлагается ряд утверждений. В каждой из 30 пар вариантов поведения в конфликтной ситуации необходимо выбрать высказывание а или б.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/27913.html

Medic-studio
Добавить комментарий