17. Четыре онтогенетические жизненные позиции человека(по Э.Берну,

Жизненная позиция. Определяем приоритеты в отношениях

17. Четыре онтогенетические жизненные позиции человека(по Э.Берну,

Не отношения определяют ценности, а ценности определяют отношения. Иначе незыблемое рвётся в паутине ускользающего.

Олег Денисенко

Взаимодействие с людьми может быть настоящим адом. Или прекрасной духовной практикой.

Экхарт Толле

 Данный тест-опросник предназначен для выявления основных жизненных позиций человека. Под жизненной позицией здесь подразумевается элемент жизненной стратегии, сознаваемый или неосознаваемый, определяющий базовое поведение в межличностном общении человека.

Тест построен таким образом, что помогает оценить, как себя, так и другого человека.

За основу взяты четыре типа жизненных позиций, предложенные американским психологом (создателем транзактного анализа и автора таких бестселлеров психологической литературы, как «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди») — Эриком Берном.

Четыре типа жизненных позиций по Э. Берну:

«Я хороший — ты хороший»

«Я хороший — ты плохой»

«Я плохой — ты хороший»

«Я плохой — ты плохой»

Эту методику могут использовать не только практикующие психологи в своей профессиональной деятельности, но и все, кому небезынтересна тема самопознания и духовного роста.

Методика не содержит в себе шкалы лжи. Поэтому в ситуациях, когда достоверность ответов может быть поставлена под сомнение, желательно использовать методики, определяющие искренность ответов.

Например, может быть применена практика мускульного тестирования, которой я обучаю в «Школе Коучинга» и на тренингах «МАКсимальная жизнь».

Тест же на определение жизненной позиции состоит из двенадцати незаконченных фраз, для каждой из которых имеется три возможных варианта продолжения. В каждом конкретном случае необходимо выбрать только один вариант продолжения.

Отвечая на вопросы, не следует торопиться. Наоборот, желательно спокойно и вдумчиво прийти к объективно верному ответу.

Тест дает обильную пищу для размышлений при составлении психологических портретов, а также хорошо подходит для анализа социально-психологического климата в коллективе, и выявления проблем межличностного общения.

Кроме анализа жизненной позиции данную методику можно использовать для диагностики качества личной самооценки. Также вы можете оценить «себя в прошлом, настоящем и будущем», «идеального себя», оценить тенденции личного развития.

Итак, инструкция:

Сейчас вам предстоит прочитать двенадцать незаконченных утверждений.

Для каждого утверждения выберите один из трех предлагаемых вариантов.

Не торопитесь с ответом. Хорошо вдумайтесь в смысл написанного.

Представьте несколько типичных примеров из собственной жизни.

Выбор наиболее подходящего варианта ответа совершайте на основании статистического максимума (т.е. наиболее часто происходящих вариантов)

ТЕСТ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ

1. В сложных ситуациях я…

а) никогда не требую помощи у друзей

б) требую помощь у друзей как должное

в) так расписываю ситуацию, что друзья сами приходят на помощь

2. В оценке третьих лиц (отсутствующих людей)…

а) не скуплюсь на «мрачные» краски

б) субъективен, подвержен настроению

в) сдержан, не склонен к оценке

3. Дружу в основном с теми людьми…

а) с кем приятно вместе расслабиться, повеселиться

б) кто нуждается в моем совете, наставлении, помощи

в) кого считаю честным, порядочным

 4. Стараюсь отдавать другому…

а) больше, чем получаю от него сам(а)

б) меньше, чем получаю от него сам(а)

в) примерно столько же, сколько получаю от него сам(а)

  5. Принцип «Ты мне — я тебе»…

а) систематически применяю в жизни

б) учитываю (помню), но друзьям не высказываю

в) отвергаю как недостойный

 6. Дружеских отношений с более влиятельными людьми…

а) избегаю

б) не избегаю

в) добиваюсь

7. Периодические знаки внимания от друзей…

а) требуются

б) требуются символически

в) не требуются

8. Если есть возможность оказать реальную помощь какому-нибудь человеку, то…

а) оказываю её сразу, особенно не раздумывая

б) долго взвешиваю (раздумываю, а нужна ли эта помощь вообще)

в) жду момента, когда человек будет нуждаться в этой помощи более всего

 9. Стремлюсь (хочу) дружить…

а) всю жизнь, пока это возможно

б) пока это нужно

в) пока не разочаруюсь в человеке

10. Потребностям окружающих людей

а) не придаю особенного значения, потому что в своих не разобрал(ся, ась)

б) придаю значение, особенно тем, которые следует исправить

в) придаю большое значение, потому что это важно для дружбы и сотрудничества

11. Внешний вид окружающих людей

а) важен, потому что отражает их социальный статус

б) важен, потому что отражает внутренний мир

в) особенно не важен для дружбы и сотрудничества

12. В ситуациях, требующих скрыть своё недружелюбное отношение

а) скрываю его довольно легко и непринужденно

б) скрываю, придавая общению деловитость

в) скрываю лишь за счёт больших усилий

Ответили? Прекрасно.

Теперь обрабатываем результаты

Сравните свои ответы с ключом, данным ниже.

      КЛЮЧ:

ХХ         1а 2в 3в 4в 5в 6б 7в 8а 9а 10в 11в 12а

ХП         1б 2в 3б 4а 5б 6а 7б 8а 9б 10б 11б 12б

ПХ         1в 2б 3в 4б 5б 6б 7а 8б 9в 10а 11б 12в

ПП         1б 2а 3а 4б 5а 6в 7в 8в 9б 10в 11а 12в

За каждое соответствие даётся один балл. Обратите внимание, что один ответ может породить сразу два балла: например, для 1б галочка будет ставиться и в шкалу ХП, и в ПП.

Максимально возможное количество баллов для одного типа — 12. Тип жизненной позиции, набравший наибольший балл, признаётся ведущим.

Если разница между первым и вторым местом превышает три, то можно говорить о ярко выраженном типе.

ОПИСАНИЯ ТИПОВ

    «Я хороший — ты хороший» (ХХ)

В процессе взаимодействия с другими людьми вы проявляете добрую волю, не требуя ничего взамен. Отдаете и то, что можете отдать, и то, что считаете полезным и приятным для другого. Не любите давать другим людям оценки. Не требуете постоянного внимания к себе, и способны хранить отношения многие годы.

В сложных ситуациях нуждаетесь в дружеском совете, но при этом очень редко просите о помощи. Вы уверены, что если другой человек способен посодействовать, то непременно поможет.

Однако для поддержания хороших отношений периодически можете просить о чём-то не очень важном. Отношения с другими строите исключительно на положительных эмоциях. Категорически не приемлете отношений «пинг-понга»: «Ты мне — я тебе».

«Я хороший — ты плохой» (ХП)

В общении с другими вы весьма сдержаны. Хорошо контролируете свои эмоции. Зачастую малоэмоциональны, однако можете использовать эмоции в качестве средства достижения цели.

В общении выставляете акценты на улучшение другого, его исправление. Любите, когда ваши слова достигают цели и ваш личный вклад в «воспитании» не остается незамеченным. Не любите много болтать, стремитесь к мастерству и совершенству в использовании своей речи. Стараетесь, чтобы речь была максимально эффективной, ищете к каждому свой ключик.

Любите спекулировать темой долга. Если вам что-то требуется от другого человека, то вы прямо заявляете, «ты должен», намекая при этом на какие-то свои особые заслуги, значимость.

Любите власть. Часто ваши действия внешне кажутся лишёнными здравого смысла, потому что внутренняя логика иногда бывает очень вычурна.

 «Я плохой — ты хороший» (ПХ)

Стараетесь получить как можно больше от окружающих, при этом редко проявляя добрую волю и не всегда давая что-то взамен. Уверены в том, что «сильно задолжали» окружающим, но испытываете от этой уверенности удовольствие, которое часто носит некий трансовый, мистический оттенок.

Любите поспекулировать на тему любви и дружбы.

Не ведёте «строгий учёт добрых дел», которые сделали для кого-то, либо кто-то сделал для вас, однако имеете чёткий перечень «хороших» людей, которые готовы что-то дать. Систематически по этому перечню рассылаете мелкие требования, поддерживающие «тонус отдавать».

Любите поговорить, и на словах можете горы свернуть для своих партнёров или друзей. Постоянно требуете внимания, и можете привязаться к другому человеку на долгие годы, если тот не потерял «тонуса отдавать».

Любите разного рода трансовые переживания, и, по возможности, строите на них свои отношения с другими людьми.

Любите давать оценки «личностным качествам окружающих», а также их поведению.

«Я плохой — ты плохой» (ПП)

Эта жизненная позиция характерна для криминальных личностей, но не только. С одними людьми отношения (деловые) строятся на отрицательных эмоциях: страхе, тревоге, ненависти и пр. С другими же людьми человек строит отношения на гедонистической почве, так как вместе легче получается удовлетворение (секс, азартные игры, наркотики и т.п.).

Человек, стоящий свои отношения с окружающими по принципу «Я плохой — ты плохой», никогда не проявляет добрую волю в отношениях. Если же иногда проявляет «широту души», то либо потом начинает жалеть об этом, либо же начинает ждать от других ответных аналогичных поступков. Серьёзно считает, что никто из людей не делает ничего «просто так».

В общении с другими склонен неодобрительно отзываться о людях, которые при этом отсутствуют, не жалеет чёрных красок. Если же и одобряет кого-то, то преследует некие корыстные цели.

Чем больше общается, тем больше находит в других людях недостатков. Неспособен на длительную привязанность. Старается не отдавать больше, чем получает.

Ведёт в своей голове или даже на бумаге строгий учёт всех «добрых дел», которые сделал он и для него.

***

Конечно же, ни один тест не в состоянии полностью описать всю многогранность человеческой личности.

И, как вы могли заметить, данный тест не претендует на «исчерпывающую полноту описания всего-всего-всего», что касается человеческих отношений, но при этом, в состоянии довольно просто и наглядно пролить свет на многие важные аспекты наших отношений с другими людьми.

Как вы считаете?

А для тех, кто привык все брать по максимуму, есть специальный тренинг! Смотрите здесь ==>

Как всегда – буду рад увидеть ваши комментарии. Например, какие бы вопросы (и варианты ответов) к данному тесту добавили лично вы?

Источник: http://chakras1.dowlatow.ru/test-na-otnosheniya/

Три состояния человека по теории Э. Берна. Ролевые позиции в педагогическом общении

17. Четыре онтогенетические жизненные позиции человека(по Э.Берну,

Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМОБЩЕНИИ

ПЛАН

1. Три состояния человека по теории Э.Берна.

2. Ролевые позиции в педагогическомобщении.

1. Три состояния человека по теории Э.Берна.

Американский психолог и психотерапевтЭрик Берн разработал теорию трансактногоанализа общения.

В основе трансактногоанализа лежит философское предположениео том, что каждый человек будет «впорядке» тогда, когда он будет самдержать свою жизнь в собственных рукахи сам будет за нее нести ответственность.

Трансакция это действие (акция),направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э. Бернабыла создана в ответ на необходимостьоказания психологической помощи людям,имеющим проблемы в общении.

Э. Берн выделяет следующие три составляющиеличности человека, которые обусловливаютхарактер общения между людьми:родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель–Р) состояние«Я», которое подразделяется назаботливое родительское состояние «Я»и критическое родительское состояние«Я».

Родительское «Я», состоящее изправил поведения, норм, позволяетиндивиду успешно ориентироваться встандартных ситуациях, «запускает»полезные, проверенные стереотипыповедения, освобождая сознание отзагруженности простыми, обыденнымизадачами.

Кроме того, Родительское «Я»обеспечивает с большой вероятностьюуспеха поведение в ситуациях дефицитавремени на размышления, анализ, поочередноерассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослое–В) состояние «Я»воспринимает и перерабатывает логическуюсоставляющую информации, принимаетрешения преимущественно обдуманно ибез эмоций, проверяя их реальность.

Взрослое «Я», в отличие от Родительского,способствует адаптации не в стандартных,однозначных ситуациях, а в уникальных,требующих размышлений, дающих свободувыбора и, вместе с этим, необходимостьосознания последствий и ответственногопринятия решений.

Детское (Дитя–Д, или Ребенок) состояние«Я» следует жизненному принципучувств. На поведение в настоящем влияютчувства из детства. Детское «Я» такжевыполняет свои, особые функции, несвойственные двум другим составляющимиличности.

Оно «отвечает» за творчество,оригинальность, разрядку напряжения,получение приятных, иногда «острых»,необходимых в определенной степени длянормальной жизнедеятельности впечатлений.

Кроме того, Детское «Я» выступает насцену, когда человек не чувствуетдостаточно сил для самостоятельногорешения проблем: не способен преодолетьтрудности или противостоять давлениюдругого человека.

Это «Я» подразделяется на естественное детское «Я» (спонтанныереакции типа радости, печали и т. д.),приспосабливающееся детское «Я»(приспосабливающийся, прислуживающийся,боязливый, виноватый, колеблющийся ит. п.), возражающее детское «Я».

С позиции родителя «играются»роли отца, старшей сестры, педагога,начальника; с позиции взрослого– роли соседа, случайного попутчика,подчиненного, знающего себе цену, ит. д.; с позиции ребенка – ролимолодого специалиста, артиста – любимцапублики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаютсявсе три составляющие, однако при условииплохого воспитания личность можетдеформироваться так, что одна составляющаяначинает подавлять другие, чтообусловливает нарушение общения ипереживается человеком, как внутреннеенапряжение. (Таблица 1.)

Каждое из состояний «Я» выполняетопределенные функции и вследствие этогоявляется жизненно необходимым.

Дисгармонии, нарушения общения связанылибо с подавлением одного из них, либос проявлением в тех ситуациях, которыеоно не должно контролировать.

Дляоптимального функционирования личности,с точки зрения трансактного анализа,необходимо, чтобы в личности былигармонично представлены все три состояния«Я».

Таблица 1

Инстанции «Я» и типичные способыповедения и высказывания

Инстанция «Я»Типичные способы поведения, высказывания
12
РодительЗаботливыйродительУтешает, исправляет, помогает:«Это мы сделаем», «Не бойся», «Мы все тебе поможем»
КритическийродительГрозит, критикует, приказывает:«Опять ты опоздал на работу?»,«У каждого на столе должен быть график!»
ВзрослыйСобирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решение:«Который час?», «У кого же может быть это письмо?», «Эту проблему мы решим в группе»
РебенокСпонтанныйребенокЕстественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение: «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе», «Вы это сделали просто замечательно!»
ПриспосабливающийсяребенокБеспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение:«Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»
БунтующийребенокПротестующее, бросающее вызов поведение:«Я это делать не буду!», «Вы этого сделать не сможете»

2. Ролевые позиции в педагогическомобщении.

С психологической точки зрения содержаниепедагогического общения может бытьочень многообразным по ролевым позициямпартнеров, и для всего диалога можетиметь решающее значение то, насколькоправильно выбрана позиция педагогом:

1) Отношение педагога к учащемусякак «родитель – дитя».

«Ты – тупой!», «Ты – трус!», «Ты –безответственный человек!», «Негодяй!»и т. п.

Среди неадекватных способов оценкиучащихся педагогами отмечается манераоценивать (как негативно, так и позитивно)личность ребенка в целом, а неконкретно его поступки.

Этими словами педагог уже программируетподростка на все дурное и низкое.

Если родитель постоянно позитивнооценивает личность учащегося в целом,а не его поступки, то у подростка возможноформирование истероидных черт характерав виде гипертрофии потребности ввосторженном, восхищенном признанииего личности.

2) Отношение педагога к учащемусякак «Родитель – взрослый».

обращение к подростку, как к взрослому

Это наиболее трудный жанр педагогическогообщения, но в то же время здесь отчетливовыступает педагогическое мастерствоучителя. Основная трудность заключаетсяв том, чтобы не допустить ошибок двоякогоплана.

Первая – чтобы, воздействуя на ученика,не поставить его в позицию «дитя», потомучто речь идет об обращении к нему, какк взрослому, вторая – самому педагогусохранять позицию «Взрослого».

Например, если вы даете задание: «Воттебе веник, подмети кабинет, сделай этотак-то и так-то», то это будет стиль –«Родитель–дитя», а если вы поручаетенавести порядок в кабинете, а как онбудет делать, предоставляете решать иотвечать за решение ему самому, то этоуже отношения стиля «Родитель–взрослый».

3) Отношения педагога к учащемусякак «Взрослый – родитель».

«Я прошу тебя, потому чтоты – не забудешь».

Ребенка мы превращаем не просто в“помощника педагога”, а в защитникаинтересов педагога.

Например, вы поручаете ученику следитьза временем. В данном случае важновыдержать определенный тон общения сподростком, в котором присутствует иозабоченность, и подчеркнутаязаинтересованность в помощи именноданного учащегося: «Я прошу тебя,потому что ты – не забудешь».

4) Отношение педагога к учащемусякак «Взрослый – взрослый».

Правило 3 «П»: понимание, приятие,признание

Правило, которого следует придерживатьсяпедагогу в этой позиции, – Правило 3«П»: понимание, приятие, признание.

Понимание означает умениеувидеть подростка «изнутри», умениевзглянуть на ситуацию одновременно сдвух точек зрения: своей собственной иподростка.

Приятие – означает безусловноположительное отношение к подростку,его индивидуальности – независимостиот того, радует он взрослых в данныймомент или нет; признание его уникальности.

Признание – это, прежде всего,право подростка в решении тех ли иныхпроблем.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

I. Тест «Родитель – Взрослый – Дитя».

Инструкция. С помощью теста попробуйтеопределить, как сочетаются эти три «Я»в вашем поведении, оценивая приведенныевысказывания в баллах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то яумею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди,должны устраивать семейную жизнь своихдетей.

4. Я иногда преувеличиваю свою рольв каких-то событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться,как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю всепроисходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, акак хочется.

11. Принимая решение, я стараюсьпродумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учитьсяу старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше,чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следоватьуказаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценкичеловека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в спорелишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор,пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правиланезависимо от обстоятельств.

Обработка результатов тестирования.

Подсчитайте отдельно сумму баллов построкам:

I (состояние «Ребенок»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

II (состояние «Взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17,20.

III (состояние «Родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18,21.

Если у Вас получится формула II, I, III,то это значит, что Вы обладаете чувствомответственности, в меру импульсивны ине склонны к назиданиям и поучениям.

Если у Вас получится формула III, I, II,то для Вас характерна категоричностьв суждениях и действиях, возможноизлишнее проявление самоуверенностипри взаимодействии с людьми, чаще всегоговорите без сомнения то, что думаетеили знаете, не заботясь о последствияхваших слов и действий.

Если на первом месте в формуле состояниеI («Ребенок»), то вы можете проявлятьсклонность к научной работе, хотя и невсегда умеете управлять своими эмоциями.

II. Ролевой тренинг.

В парах разыгрываются коммуникативные ситуации, зрители пытаются определитьролевую позицию каждого участника(родитель – взрослый – дитя):

1. «Просьба» – участнику нужнопопросить что-то для него очень важноеу человека, который не склонен сразуудовлетворить его просьбу.

2. «Требование» – потребоватьчто-либо у человека, который не склоненвыполнить это требование.

3. «Обида» – высказать свою обидудругому человеку, который, возможно,считает, что она вполне заслужена (т. е.сам виноват).

4. «Неудовольствие» – выразитьсвое неудовольствие человеку, которыйсчитает, что поступил правильно.

5. «Оправдание» – принестиизвинение за опоздание.

III. Упражнение. «Социальные ситуацииобщения».

Цель: рассмотреть социальные ситуацииобщения, вызывающие у людей наибольшиепсихологические трудности, найти приемыправильного обращения одного партнерак другому в подобного рода ситуациях.

Таблица 2

Характеристикасоциально-психологической ситуацииКак обычно ведет себя в этойситуации человек, хорошо владеющий умениями и навыками общенияПримеры правильного вербального обращения к партнеру пообщению в подобнойситуации
123
Обращение к другому человеку с просьбойПрямое высказывание своей просьбы в вежливой форме, без каких бы то ни было колебаний, смущения и извинений перед партнером«Я был бы искренне признателен, если бы Вы помогли мне решить этот вопрос»
Отказ в просьбе, обращенной лично к вамПрямое, недвусмысленное высказывание, содержащее вежливый и аргументированный отказ выполнять просьбу«Искренне сожалею, но не могу выполнить Вашу просьбу по той причине, что…»
Высказывание одобрения, комплиментов в адрес человекаПрямое, искреннее высказывание с добрыми чувствами и улыбкой на лице, свидетельствующей о безусловно положительном отношении к данному человеку или совершенному им поступку«Мне нравится Ваш поступок»; «Я вами восхищен»; «Мне в Вас особенно нравится…»
Осуждение человека, высказывание в его адрес критики или неодобренияПрямое, недвусмысленное, но вежливое заявление, определенно указывающее на то, что Вы недовольны данным человеком, не одобряете его поступок«Я не могу, к сожалению, согласиться с Вами»; «Я не одобряю Ваш поступок и делаю это по той причине, что…»
Выражение понимания позиции другого человека, но без ее одобрения и принятияВысказывание, в котором выражено понимание позиции другого, признание за ним права придерживаться ее, но без ее принятия и одобрения как правильной«Мне понятна Ваша позиция, в ней есть своя логика»; «Я могу понять, почему Вы так поступили, но лично я принять это и согласиться не могу, поэтому намерен Вас критиковать»
Обращение к кому-либо с просьбой высказать свое мнениеОткрытое и прямое высказывание, содержащее просьбу высказать свое мнение другому лицу, не скрывая своей позиции, отношения и оценки в связи с обсуждаемым вопросом«Я хотел бы знать, что лично вы думаете по данному вопросу»

Источник: https://gigabaza.ru/doc/67568.html

Эго-состояния человека по Эрику Берну. Примеры

17. Четыре онтогенетические жизненные позиции человека(по Э.Берну,

Трансактный анализ Берна помогает понять причины наших проблем, возникающих и проявляющихся на уровне общения. Основа трансакционного анализа – три эго-состояния (Я-состояния. Лат. ego — «я»), взаимодействие которых определяет психологию поведения, качество нашей жизни, общения и здоровья.

Эрик Леннард Берн

Эрик Берн анализировал общение, разбив его на «единицы общения» или «трансакции». Отсюда и название метода – трансактный анализ.

Теория даёт ответы на вопросы, определяющие качество нашего общения [2]:

  1. Что есть наши эго-состояния?
  2. Какие эго-состояния мы несём с собой в течение всей жизни?
  3. Как убрать «мусор» из нашей головы, на что определить внимание в общении?
  4. Как проявляют себя наши состояния в различных ситуациях и моделях поведения?
  5. Как «сбалансировать» наши эго-состояния так, чтобы они работали на созидание?

Предмет трансакционного анализа в психотерапии – изучение эго-состояний – целостных систем идей и чувств, проявляющих себя в нашем общении через соответствующие модели поведения.

Используя «единицы взаимодействия» – трансакции, сложнейший язык человеческих взаимоотношений мы можем представить на языке взаимодействий трех базовых эго-состояний.

Научиться понимать язык нашего эго может даже человек, далекий от психотерапевтической практики. Говорить на этом языке – значит овладеть искусством общения в совершенстве.

Эго-состояния

Для многих из нас утро – это привычная последовательность действий: ванная – завтрак – поход на работу. Каждое из них совершается без раздумий, «на автопилоте». В такие моменты мы пребываем в состоянии контролирующего самого себя «Родителя».

В пути мы раскрепощаемся, беспричинно радуемся своему настроению, солнцу и пению птиц, свежести бодрящего воздуха и отличному утру, – мы позволяем проявиться своему внутреннему «Ребёнку».

Вдруг, метро, на котором мы обычно добираемся до офиса – закрыто. Мы вынуждены решать конкретную задачу – выбрать путь: доехать автобусами, поймать такси или поработать дома. Мы переключаемся из состояния «родительского автопилота» на «ручное управление», передавая инициативу «Взрослому».

Всего за несколько минут, по дороге в офис, мы побывали в разных состояниях эго – наших «Я».

В каждый момент жизни наши чувства, мысли, слова, реакции и действия определяются одним из трех возможных эго-состояний:

Трансактный анализ Эрика Берна – это готовый набор инструментов для анализа состояний нашего Я. Каждый из нас может научиться использовать их, не погружаясь в дебри бессознательного.

Внимательно понаблюдайте за мамой/папой минут 10. Заметите, как проявятся как минимум два эго-состояния. Только что она поучала дочь с позиции «Родителя», через доли секунды отреагировала на замечание мужа с позиции «Ребёнка». А спустя несколько минут, задумавшись, заговорила с ним как «Взрослый».

Смена эго-состояний может происходить и происходит быстро и часто, а время от времени все состояния или же два из трех проявляются одновременно.

В состоянии «Я-Родитель» человек копирует родительские образы поведения или образы авторитетов. Ощущает, мыслит, ведет беседу и реагирует на происходящее точно так же, как это делали родители в его детстве.

Согласно Берну, контролирующее состояние «Родителя» исполняет функцию совести и воздействует на человека даже в те моменты, когда его внешнее поведение определяют состояния Взрослого или Ребёнка.

Зачастую, состояние «Родителя» используется в качестве модели при воспитании собственных детей. Поэтому новоиспечённый родитель, как правило, ведёт себя так же как с ним вели себя его родители. Если его ругали за разбитые тарелки, вскоре и он начнёт ругать своих детей.

Эта реакция у него будет автоматическая, ему нужно учиться останавливать себя и включать внутреннего Взрослого.

«Родитель» проявляет себя в нашей способности делать что-то автоматически, в общих фразах и в манерах. Он любит констатировать: «Нельзя», «Необходимо», «Должен».

Что случается, если эго «Я-Родитель» с годами доминирует?

Человек, в состоянии которого жестко доминирует эго-родитель, легко впадает в другую крайность: пытается везде и всегда контролировать ситуацию. В случае неудачи, корит и пилит себя по любой причине, во всём, что с ним происходит ищет и находит свою вину.

Если подобный сценарий преобладает годами и десятилетиями, он становится причиной психосоматических расстройств. В этом случае состояние «Я-Родитель» проявляет себя как деструктивное и протекает с тяжелыми последствиями.

Пока родитель существует, сбежать от его контролирующего влияния на уровне закладываемых в детстве родительских программ-предписаний личность не сможет. Единственный способ вырваться из оков – переписать устаревшие родительские программы.

Контролирующий и Заботливый Родитель

Заботливый Родитель – «живущий» в вас или в окружающих – это одно из самых счастливых состояний, которые может проявлять и испытывать человек.

Он способен помогать, прощая ваши обиды и несовершенства. Он находит в этом удовольствие, поэтому такая помощь всегда окажется вовремя и воспринимается естественно, без напряжения.

Всё что требует взамен Заботливый Родитель – это чуточку внимания к своей персоне.

Контролирующий Родитель всегда и везде стремится «Вышибить клин клином». Человек в этом состоянии будет снова и снова обращать внимание на ваши ошибки и слабости, подчеркивать своё превосходство и наставлять на путь истинный по поводу и без повода.

Я-Ребёнок

В каждом из нас до седых волос продолжает жить ребёнок.

Время от времени, он проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски – оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет.

В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности. По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.

Именно эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной.

Пребывая в этом состоянии в любом возрасте мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве.

Спонтанность, интуицию, искру творчества – ярче всего проявляющиеся в детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проявляем в состоянии Ребёнка.

Жестко доминируя в зрелом возрасте, состояние Ребёнка может стать источником серьезных проблем.

Потерпев даже мимолетную неудачу человек в состоянии «Я-Ребёнок» тут же находит козла отпущения – несовершенный мир, неискренних друзей, тупое начальство, вечно жалующуюся на жизнь семью или, за неимением более конкретных объектов, – карму и родовое проклятье.

Следствие таких рассуждений – обвинительный приговор, который он выносит людям, миру и самому себе, разочарование жизнью, пренебрежение возможностью использовать полученный опыт для исключения подобных ошибок в будущем.

Как и в случае доминирования позиции «Я-Родитель», растянувшееся во времени постоянное пребывание в состоянии «Я-Ребёнок» и накапливание отрицательных эмоций в виде обид и ожесточения – фундамент для серьезных психосоматических заболеваний. Таких же последствий можно ждать, активно и систематически подавляя в себе «Ребёнка» из состояния «Я-Взрослый».

Свободный и адаптивный Ребёнок

В зависимости от той роли, которые сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным.

Пока мы сохраняем в себе Свободного Ребёнка, мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям.

Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями.

Мы готовы расплыться в широкой улыбке отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всем, что происходит с нами и вокруг нас.

Адаптивный Ребёнок – это постоянные сомнения и комплексы. Его легко определить в окружении по «маске Жертвы» – постоянно озабоченному и тревожному выражению лица.

Обычно эта маска полностью соответствует его внутреннему состоянию – напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения, борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу.

Жизнь для него – это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория чаще выбирает не он.

Я-Взрослый

В состоянии «Я-Взрослый» человек оценивает окружение и происходящее с ним объективно, способен просчитать вероятность и возможность тех или иных событий исходя из накопленного опыта.

Находясь в этом состоянии, человек живёт по принципу «Здесь и сейчас», обмениваясь с миром чувственной и логической информацией подобно компьютеру – в режиме реального времени.

В состоянии «Я-Взрослый» пребывает пешеход, переходящий улицу, хирург, проводящий операцию, или ученый, делающий доклад. Главные слова у Взрослого: «Это целесообразно», «Могу – не могу», «Давайте посчитаем», «Где польза?».

Состояние «Я-Взрослый» предполагает адекватную оценку действительности и своих поступков, принятие ответственности за каждый из них. В позиции «Я-Взрослый» человек сохраняет возможность учиться на своих ошибках и использовать накопленный опыт для дальнейшего развития. Он не распинает себя за допущенные промахи, а принимает ответственность и идёт дальше.

Вместо того, чтобы тащить за собой тяжкий эмоциональный хвост ошибок и поражений, он использует новый шанс и находит верный путь для их исправления с минимальными энегозатратами.

С другой стороны, находясь под постоянным контролем со стороны «Родителя» и «Ребёнка», «Я-Взрослый» теряет способность принимать взвешенные решения.

И тогда весь свой заработок за полгода «Взрослый», попавший под влияние «Ребёнка», потратит на пышное празднование Нового Года.

Педант

Если поле «Взрослого» замусорено хламом предписаний «Родителя», а «Ребёнок» блокирован, без возможности повлиять на «Взрослого» – перед нами классический педант, человек, лишенный умения и желания играть.

Сухарь, напоминающий ходячую механическую схему.

И тогда хронический дефицит ярких положительных эмоций может спровоцировать взрыв аморального поведения, карать за которое вплоть до психосоматических расстройств будет строгий внутренний «Родитель».

Бессовестный лицемер

Представим ситуацию, когда поле «Взрослого» утопает в неумеренных детских желаниях, а «Родитель» при этом блокирован, без возможности их ограничить. Поступки такого человека в социуме определены целью: полностью удовлетворить потребности своего «Ребёнка», в то время как «Родитель» пытается жестко контролировать окружение.

Мы имеем дело с лицемером – человеком, лишенным совести. Получив власть, такой человек легко преображается в садиста, пытающегося удовлетворять потребности за счёт интересов своего окружения. Со временем, конфликт на уровне социума проецируется на внутренний мир с трагическими последствиями для психического и физического здоровья.

Неуправляемый

Если поле «Взрослого» пребывает под постоянным контролем «Родителя», и при этом отягощено страхами «Ребёнка» – мы имеем дело с человеком, лишенным возможности управления. Его позиция «Я понимаю, что поступаю неверно, но поделать ничего не могу».

В зависимости от того, какая составляющая эго берёт верх в данный момент, человек, не управляющий собой может проявлять себя то святошей, то законченным развратником. Такой внутренний расклад – идеальная питательная среда для невроза и психоза.

Расставим акценты

Зрелой личностью можно назвать человека, в поведении которого доминирует позиция «Я-Взрослый».

Если с годами позиции «Я-Родитель» или «Я-Ребёнок» остаются доминантными, мироощущение и поведение человека в социуме перестают быть адекватными.

Личности, претендующей «на зрелость», следует сбалансировать все три исходных состояния и сознательно сместить акцент на позицию «Я-Взрослый».

Вместе с тем, как считает Эрик, даже развив в себе конструктивную доминанту «Взрослый», и достигнув искусства сдерживать свои эмоции, полностью и жестко изолировать в себе «Ребёнка» и «Родителя» не продуктивно. Время от времени они должны проявляться хотя бы для того, чтобы в нашем «жизненном супе» всегда хватало соли, перца и здоровой самокритики.

Чтобы избежать стойких неврозов в будущем, «Взрослому» не стоит слишком часто и надолго передавать инициативу «Родителю» или «Ребёнку». А чтобы навсегда забыть о таком печально известном продукте цивилизации, как неврозы, нам предстоит:

  • Восстановить нормальный баланс отношений между всеми тремя аспектами своего эго.
  • Избавиться от родительских программ.
  • Узнать и переписать сценарий своей жизни.

В той или иной форме мы принимаем участие в общении в роли Взрослых, Детей или Родителей, поскольку надеемся обрести желаемое. Каждая трансакция, составленная из единичного стимула и единичной вербальной/невербальной реакции – не что иное, как единица социального действия.

Зная, от имени какого из наших «Я» мы ведём беседу и на какую реакцию собеседника можем рассчитывать, мы можем влиять на конечный результат и качество общения. А психологическая гибкость, состоящая в умении адекватно оценивать ситуацию и передавать управление какой-либо одной стороне личности – залог нашего психического и физического здоровья.

Умение правильно использовать свои мысли, интонации, слова, выражения в повседневных диалогах – это величайшее искусство налаживать обратную связь с собеседником, слушать и слышать то, что он хочет донести или, напротив, скрыть. Овладеть этим редким умением, необходимым в сбалансированной и счастливой жизни поможет трансактный анализ Эрика Берна.

«Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди» – книги американского психотерапевта Эрика Берна [1], ставшие бестселлером и практическим руководством для нескольких поколений практикующих психологов. Берн впервые сформулировал базовые принципы трансакционного или трансактного анализа, составляющие основу межличностных отношений.

Наблюдайте за собой, учитесь различать свои «Я».

Источник: https://goal-life.com/page/kniga/erik-bern/ego-sostoyaniya-cheloveka-po-bernu

Тест Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну

17. Четыре онтогенетические жизненные позиции человека(по Э.Берну,

Основоположником трансактного (транзактного) анализа общения  является Эрик Берн.

Теория трансактного анализа Э. Берна исходит из того, что транзакция — единица акта общения, в течение которой со­беседники находятся в одном из трех состояний ''Я”.

В процессе взаимодей­ствия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния челове­ка: состояние “родителя”, “взрослого”, “ребенка”. Эти три состояния сопровождают человека всю жизнь.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств.

Тест Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну:

Инструкция к тесту:

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три “Я” в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь сво­их детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я — увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

https://www.youtube.com/watch?v=q9IZ9QRTqLo

Ключ к Тесту Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну

I (состояние ''ребенок''):    1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

II (состояние ''взрослый''): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

III (состояние ''родитель''): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Интерпретация, обработка результатов Теста Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам.

Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель – Р) состояние Я подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я.

Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, “запускает” полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами.

Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый – В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность.

Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя – Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности.

Оно ''отвечает'' за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда ''острых'', необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений.

Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.

), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я.

Признаки актуализации различных эго-состояний

1. Эго-состояние ребенок

Вербальные признаки: а) восклицания: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.

Обращение Вы – Ты и Ты – Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки: непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.

2. Эго-состояние взрослый

Вербальные признаки: в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.

Обращение Вы – Вы и Ты – Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.

3. Эго-состояние родитель

Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.

Обращение Ты – Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).

Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во “взрослое” состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Сочетания Эго-состояний

Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса (в зависимости от количества набранных баллов), получаем формулу. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения Э. Берна, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

Если у вас получится формула II, I, III, или ВДР то это значит, что вы обладаете чув­ством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и по­учениям.

Если у вас получилась формула III, I, II, или РДВ то для вас характерна категорич­ность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенно­сти при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что ду­маете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.

Если на первом месте в формуле состояние I или Д-состояние (''ребенок''), то вы можете про­являть склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.

Раздел: тесты по психологии с ответами.

Тесты по психологии личности.

Тест Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Назад: Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной.
  • Вперед: Тест: астеник, нормостеник, гиперстеник – какой ты тип?

Источник: https://psycabi.net/testy/237-test-transaktnyj-analiz-e-berna-test-rebenok-vzroslyj-roditel

Medic-studio
Добавить комментарий