17.Деятельностный подход в работах отечественных психологов (С.Л.

Деятельностный подход в психологии

17.Деятельностный подход в работах отечественных психологов (С.Л.

Введение 3

1. Предпосылки возникновения деятельностного подхода в психологии 5

2. Принцип деятельности в психологии 11

2.1. М.Я.Басов: человек — деятель в среде 11

2.2. С.Л.Рубинштейн: единство сознания и деятельности 13

2.3. А.Д.Леонтьев: строение деятельности 16

2.4. Последователи деятельностного подхода 19

3. Представление о личности в деятельностном подходе 31

Заключение 35

Литература 38

Введение

У человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Вся жизнь человека сложена из бесчисленного множества поступков и действий.

Это понимание действительности привело к возникновению отдельного направления в психологии, которое получило название деятельностного подхода. Основное значение этого подхода — это осознание деятельности как определенной системы человеческого существования.

Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, а тем самым ее течение и характер; деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды; она по-иному регулируется; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии; объяснение деятельности требует раскрытия и учета психологических закономерностей. Данное понимание деятельности объясняет социальную значимость рассмотрение темы нашего исследования.

Проблема деятельности в отечественной психологии отражена в трудах многих отечественных психологов. Данная проблематика отражена в работах Л.С. Выготского, М.Я. Басова, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.В. Петровского, С. Л.

Рубинштейна и многих других ученых. В концепциях данных авторов рассматриваются и предлагаются различные концепции и понимание деятельностного подхода.

Научная значимость данного исследования определяется попыткой проанализировать и обобщить основные теории по этому научному направлению.

Знание основных теорий и представлений деятельностного подхода необходимо для овладения практических навыков построения любых видов диагностической, профилактической, коррекционной, терапевтической работы с людьми разных возрастов. Данный аспект объясняет практическая значимость нашей работы.

Применение субъектно-ориентированного подхода в психологии

… ориентированного подхода в современной психологии Субъектно – ориентированный подход является органичным развитием субъектно-деятельностного подхода. Здесь …

 совершенствование общения и деятельности. Основываясь на понимания субъекта, данные психологами различных … значимость работы.

Глава 1 содержит теоретический анализ психологической характеристики субъектно – ориентированного подхода, …

Цель исследования: изучение деятельностного подхода в отечественной психологии.

Объект исследования: деятельностный подход как направление психологической мысли.

Предмет исследования: теории и концепции деятельностного подхода как направления развития отечественной психологической мысли.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть предпосылки возникновения деятельностного подхода в отечественной психологии.

2. Изучить основные теории и направления деятельностного подхода.

3. Охарактеризовать представления о личности в деятельностном подходе.

Методы исследования: теоретический анализ литературы.

1. Предпосылки возникновения деятельностного подхода в психологии

Общей предпосылкой деятельностного подхода в послереволюционной России стала переориентация всей психологической науки на марксизм. Смена ориентиров происходила иногда под давлением внешних обстоятельств, а результаты, зачастую, ничего общего с марксизмом не имели: ” … После октябрьского переворота 1917 г.

 и окончания гражданской войны часть советских психологов, по-видимому, искренне или, напротив, под влиянием политической конъюнктуры пытались разрабатывать психологическую науку с позиций философии Маркса” [23, C.24].

Но эти первые попытки вначале были довольно наивными и малопродуктивными; к тому же общая философская и методологическая культура большинства психологов оставалась тогда невысокой.

Например, К.Н.Корнилов выдвинул в качестве марксистской психологии своё учение о реакциях («реактологию»), обобщающее его экспериментальные исследования, начатые ещё до революции.

Оно представляло собой эклектический синтез интроспективной концепции сознания и бихевиористской трактовки поведения человека как совокупности реакций, осуществлённый в основном в рамках механистической поведенческой теории.

Подобным же образом многие другие психологи считали тогда, что именно реакции и составляют главный предмет психологического исследования. Такая «реакционная» психология, получившая в 20-е годы самое широкое распространение, строилась, тем не менее на основе марксистской философии, точнее, на основе некоторых цитат из К.

Маркса, Ф. Энгельса и Г. В.Плеханова. Но это был, так сказать, наивный марксизм, т. е. попытка чисто внешне применить материалистическую диалектику в психологической науке с тем, чтобы вывести последнюю из методологического кризиса … «[15, C.217].

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

… деятельностного подхода и предпосылки его возникновения в психологии.

Принцип единства сознания и деятельности сущность заключается в совокупности теоретико методологических и конкретно эмпирических исследований в …

, «вращивается» в психику человека, становится психическим (внутренним) действием. В психологической литературе имеется удачный пример интериоризации, связанный с обучением ребенка счету …

В результате «исторической необходимости» признания марксизма философской основой психологии, в Советском Союзе была создана «поведенческая» психология, основные положения которой в то время разделяли многие ведущие учёные: ” … в 20-е годы Л.С.

Выготский, как и большинство других советских психологов, вслед за В.М.Бехтеревым, К.Н.Корниловым и т. д. исходным и главным считал понятие реакции (а не действия или поступка), т. е.

он во многом стоял ещё на бихевиористских или полубихевиористских позициях (впоследствии он в значительной мере отошёл от них) … «[15, C.218].

Таким образом, как генеральное для того времени, в психологии сложилось так называемое поведенческое направление, которое было представлено двумя его конкретными вариантами: реактологией и рефлексологией: ” … доминирование материалистически ориентированных направлений в психологии, которые в 20-е гг. были представлены рефлексологией В.М.Бехтерева и реактологией К.Н.Корнилова … «[15, C.67]…

Заключение

Деятельностный подход в психологии — совокупность теоретико-методологических и конкретноэмпирических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и формирование изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей данного направления рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешнепрактических ее форм.

Методологический анализ теория деятельности А.Н.Леонтьев

… РАБОТА: по дисциплине: Методологические и теоретические проблемы психологии Методологический анализ теория деятельности (А.Н.Леонтьев) Выполнил: студентка группы ПЗ-2007А Денисюк Оксана Юрьевна …

ним феномен предметности позволяет провести четкую разделяющую линию между деятельностным подходом и различными натуралистическими поведенческими концепциями, основывающимися на схемах «стимул — реакция …

Предпосылки деятельностного подхода складывались в отечественной психологии в 20-е гг. XX в. Ими стали:

— необходимость новой методологической ориентации психологической науки, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 10 — 20-е гг.;

— сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности;

— исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности — одна из центральных.

В 30-е гг. складываются два наиболее проработанных варианта деятельностного подхода, представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева — с другой. В настоящее время оба варианта развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.

Большую роль в методологическом обосновании этого направления сыграли работы С. Л. Рубинштейна 20-х и особенно 30-х гг., в которых он формулирует основополагающий теоретический принцип деятельностного подхода — единства сознания и деятельности.

Параллельно А. Н. Леонтьевым и другими членами Харьковской психологической школы в 30-е гг. теоретически и экспериментально разрабатывается проблема общности строения внешней и внутренней деятельности. Различия между двумя вариантами деятельностного подхода отчетливо формулируются в 40 — 50-е гг. и затрагивают в основном два круга проблем.

Во-первых, это проблема предмета психологической науки. С точки зрения С. Л.

Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а «психику и только психику», правда, через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредований, в том числе через исследование деятельности. А. Н.

Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности, более того: она сама является формой предметной деятельности (по П. Я. Гальперину, ориентировочной деятельностью).

1. Предмет, задачи, методы общей психологии

… Рубинштейн сформулировал методологический принцип единства сознания и деятельности, получивший впоследствии в психологии название «деятельностный подход». В самом общем виде его можно … . 5.

Деятельностный подход в отечественной психологии Отечественная психология выдвинула принципиально новый подход к изучению психики человека, основанный на категории предметной деятельности. К сожалению …

Во-вторых, споры касались соотношения собственно внешнепрактической деятельности и сознания. По С. Л. Рубинштейну, нельзя говорить о формировании «внутренней» психической деятельности из «внешней» практической путем интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психической) план уже наличествует. А.

Н. Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. В то же время он утверждал, что при решении проблемы единства сознания и деятельности С. Л.

Рубинштейн не вышел за рамки критикуемой им же дихотомии: сознание по-прежнему рассматривается не в «деятельностном ключе», а как «переживания», «явления», как «внутреннее», а деятельность предстает как нечто принципиально «внешнее», и тогда единство сознания и деятельности выступает только как нечто постулируемое, но недоказываемое.

В заключение можно отметить, что развитие деятельностного подхода и построение частных теорий деятельности менее всего может быть понято как простое навешивание термина «деятельность» на разнообразные феномены. Такого рода процедуры не дают никакого нового понимания.

Современное понимание деятельностного подхода предполагает попытку конкретного объяснения разных типов деятельности и понимания с позиций деятельности тех феноменов, которые непосредственно кажутся недеятельными (например, созерцание, субъективное переживание, захваченность эмоцией и т. д.).

Это предполагает соответствующие теоретические построения, а разворачивание теории возможно только на основании развития некоторой исходной порождающей модели.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980.

Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

… раскрывает сущность деятельности: опредмечивание и присвоение. Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву) Согласно А.Н.Леонтьеву, деятельность имеет иерархическое …

оказался оборотной стороной все той же интроспективной психологии. Бездеятельное сознание заменилось в бихевиоризме ответными …

но и идея, проблема, за которыми также стоят предметы, В процессе деятельности человек опредмечивает свои …

2. Агеев В.В. Деятельность как социальный феномен. — Алматы, 2004. — 289 с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. — М.: МГУ, 1990.

4. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. — М., 2002.

5. Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. — М., 1969.

6. Бехтерев В.М. Объективная психология. — М.: Просвещение, 2001.

7. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. — М., 1982.

9. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976.

10. Гальперин Л. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М., 1985.

11. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Просвещение, 1997.

12. Давыдов В. В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии // Деятельность: теории, методология, проблемы. — М., 1990.

13. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов).

— М., 1972.

14. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.

15. Ждан А.Н. История психологии. — М., 1999.

16. Запорожец А. В., Ветер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. — Восприятие и действие. — М., 1997.

17. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1997.

18. Леонтьев А.Д. Психология смысла. М.1998.

19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2001.

20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. — М., 1993.

21. Ломов Б.Ф. Методологические и педагогические проблемы психологии. — М.:Наука, 1984.

22. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. — М.: Наука, 1995.

23. Марача В. Деятельностный подход глазами философов, методологов и психологов. — М., 2002.

24. Мышление: процесс, деятельность, общение/ Под ред. А.В. Брушлинского. — М., 1982.

А. Н. Леонтьев. Проблема возникновения ощущения

… Н. Леонтьев. Проблема возникновения ощущения I. Проблема Проблема возникновения, т. е. собственно генезиса, психи­ки и проблема ее развития …

нужно исходить из действительного единства психики и деятельности субъекта и исследовать их внутренние взаимосвязи и взаимопревращения … к процессу психического развития.

Подходы к решению проблемы: «антропопсихизм»: что возникновение психики связывается с …

25. Петровсий А.В. Введение в общую психологию. — М.: Издательский дом «Академия», 1995.

26. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. — Ростов-на-Дону, 1996.

27. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко. — 2-е изд. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — с.322−323

28. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.- М.: Просвещение, 2001.

29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002.

30. Современная психология: Справочное руководство. — М.: ИНФРА-М, 1999.- с.330−346

31. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 2003.

32. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. /Под ред. А.Е.Войскунского, А.Н.Ждан, О.К.Тихомирова. — М., 1999.

33. Щедровицкий Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995.

34. Юдин Э. Г. Методология Uнауки. Системность. Деятельность. — М., 1997.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/kursovaya/deyatelnostnyiy-podhod-v-psihologii/

86. Деятельностный подход в отечественной психологии в трудах с. Л. Рубинштейна

17.Деятельностный подход в работах отечественных психологов (С.Л.

Всоветский период развития отечественнойпсихологии деятельностный подход былцентральной концепцией. В рамках этогоподхода разрабатывались теория личности,понимание предметов и задач психологиикак науки, педагогические концепции.

Центральной идеей выступал постулат оединстве сознания и деятельности,которая рассматривалась с марксистскойточки зрения, проповедующей труд какосновную форму взаимоотношения человекасо средой.

Принципы деятепьностногоподхода активно разрабатывались втрудах советских ученых С. Л. Рубинштейнаи А. Н.Леонтьева.

СергейЛеонидович Рубинштейн (1889-1960) развивалследующие идеи деятельностного подхода.

1.Всякое действие человека исходит измотивов и направляется на цель.

2.Деятельность и сознание образуютединство. Сам факт осознания своейдеятельности изменяет характер еепротекания и, таким образом, перестаетбыть простой совокупностью ответныхреакций на внешние раздражители.

3.Осознанность действия зависит ототношения, складывающегося в ходе самойдеятельности. Сознательное действие -это не действие, которое сопровождаетсясознанием.

4.Поведение человека не сводится к простойсовокупности реакций, оно включаетсистему сознательных действий, которыеотличаются от реакции иным отношениемк объекту.

5.Действие – это сознательный актдеятельности, который направляется наобъект, и оно становится поступком памере того, как его отношение к субъектупревратилось 6 сознательное отношение.

6.Деятельность понимается как взаимодействиесубъекта с окружающим миром; это процесс,через который реализуется отношениечеловека к окружающему миру и черезкоторый его психика становится познаваемадля других.

Вработе Рубинштейна «Основы общейпсихологии» – почти все теоретическиеи эмпирические достижений советскойпсихологии 30-х гг. Здесь рассматриваютсяпсихика, сознание и личность контекстеих развития.

87. Понятие о деятельности в трудах а. Н. Леонтьева

АлексейНиколаевич Леонтьев (1903-1979) в своихтрудах развивал общее понятие одеятельности. Он разработал общепсихологическую теорию деятельности,ставшую фундаментальной для отечественнойнауки. Главным трудом, раскрывающимсуть деятельностного подхода, сталаработа Леонтьева -Деятельность. Сознание.Личность». В своей теории деятельностиЛеонтьев выдвигал следующие научныеидеи.

1.Деятельность есть процесс, осуществляющийжизнь субъекта, и его целью являетсяудовлетворение предметных потребностейсубъекта.

2.Предметные потребности определяютсякак внутренние состояния организма.

3.Развитие деятельности приводит квозникновению психического отраженияреальности в ходе эволюции, т. е.деятельность порождает психическуюжизнь.

4.Деятельность, помимо объективногоотражения реальности, переводит образв объективно-предметную форму, котораяможет быть вещественной или идеальной(т. е. нематериальной). Язык являетсяформой отражения образа в индивидуальномсознании.

5.Существует несколько стадий развитияпсихики в онтогенезе:

-элементарная сенсорная психика;

-перцептивная психика (т. е. формированиеобраза);

-стадия интеллекта (т. е. обеспечениеориентации и адаптации организма всреде).

6.В каждом возрасте у человека существуетведущая деятельность. (Это положениепослужило основой для созданной Д, Б,Элькрниным периодизации психическогоразвития ребенка).

7.(Зою совокупность человеческого опытаможно разделить На три Вида: индивидуальный,видовой и социальный, которые наличествуюту каждого человека.

ИдеиА. И. Леонтьева оказали сильнейшеевлияние т развитие большинства отраслейотечественной психологии -социальной,детской, педагогической, инженерной,патопсихологии, зоопсихологии, эргономики.Более того, идеи его положили началоразвитию этих отраслей психологии вСССР. Как и С, Л, Рубинштейн, Леонтьевявляется одним из основателей отечественнойпсихологии.

88.ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙПЕРИОД.

Наравнес общим историческим кризисом в Россиив середине 90-х гг. XX в. сложился и внутреннийнаучный кризис в развитии психологии.

1.Отказ от марксистской ориентации внаучном познании, серьезная критикаотечественных теорий, разработанных всоветское время, в частности теориидеятельности и ее принципа о неразрывнойсвязи сознания и деятельности. Сегодняэта теория, пересмотрев некоторыеположения, не отвечающие современнойреальности, пользуется авторитетом каку нас в стране, так и на Западе.

2.Анализ и корректировка тех теорий,которые были созданы в советский период,и адаптация этих теорий к современнойжизни и выдвигаемым ею требованиям.

3.Распространение аутентичных концепцийсоветских психологов, претерпевшихгонения и запреты, налаживание связи смировой психологической общественностью,потерянной в годы «железного занавеса-,интеграция западных научных подходови концепций.

4.Психологические разработки во многихобластях: исследования познавательныхпроцессов в общей психологии, созданиеновых направлений и выработка отвечающихсовременности идей в теории личностии социальной психологии.

5.Создание в 1995 г. Российского психологическогообщества при президиуме РАН и началовыхода журнала *Психологическоеобозрение'. 31 января 1996 г. в Москвесостоялась Первая всероссийскаяконференция по психологии «Психологиясегодня».

6.Сближение науки с практикой е учетомсовременного развития общества, появлениеновых отраслей практической психологии:психологии менеджмента, рекламы, активноеиспользование психологических знанийв области управления и развитиячеловеческих ресурсов в бизнесе.

7,Развитие психологического консультированияи психотерапии, психологической службыв школе, где основная задача – работа синдивидуальными трудностями человека.

Психологияиз академической науки превращается впрактическую дисциплину, имеющую широкийспектр применения и позволяющуюиспользовать свои знания и наработкие большинстве сфер современной жизни- политике, экономике, праве, медицине,военном деле, образовании, менеджментеи др.

Источник: https://studfile.net/preview/2229723/page:41/

Деятельностный подход в отечественной психологии

17.Деятельностный подход в работах отечественных психологов (С.Л.

Отечественная психология выдвинула принципиально новый подход к изучению психики человека, основанный на категории предметной деятельности.

К сожалению, вопрос о приоритете и значимости вклада в эту проблему тех или иных психологов дискутируется до сих пор. Чаще всего с разработкой деятельностного подхода в отечественной психологии связывают имена М. Басова, Л. Выготского, С. Рубинштейна, А. Леонтьева. Вот два высказывания известных психологов, в которых отражается противоречие. «В 1930 году Л. С.

Выготский бесспорно приходит к созданию теории деятельности». «На всех этапах своего творческого пути и при всех своих достижениях в области психологической науки Выготский был далек от деятельностного подхода (хотя слово «деятельность» он использовал довольно часто, но не в качестве понятия и термина в вышеуказанном значении (психологическом. – Лет.))».

По-видимому, необходимы специальные исследования по данному вопросу, основанные на методах дискурсного анализа, которые еще не нашли достойного применения в отечественной психологии. Текущий же момент позволяет лишь подчеркнуть очевидный факт, что в работах С. Рубинштейна и А.

Леонтьева деятельностный подход получил свои четкие методологические и методические очертания.

В начале 30-х годов прошлого столетия С. Рубинштейн сформулировал методологический принцип единства сознания и деятельности, получивший впоследствии в психологии название «деятельностный подход».

В самом общем виде его можно сформулировать так: психика человека формируется и проявляется в его практической деятельности и, следовательно, подлежит исследованию именно в процессе деятельности. Изучая психологические аспекты деятельности человека, мы изучаем его психологию личности.

При этом изучению подлежит, по выражению С. Рубинштейна, не психика и деятельность, а психика в деятельности.

Дальнейшую разработку деятельностного подхода осуществил А. Леонтьев. В его общепсихологической концепции деятельности подчеркивается, что человеческая жизнь есть совокупность, а точнее, система сменяющих друг друга деятельностей.

На психологическом уровне деятельность есть единица жизни, включенная в систему отношений данного общества. Эволюционный процесс развития психики есть развитие предметного содержания деятельности. Предметный мир все более и более включался в деятельность, расширяя сферу знания человека.

Знание же в свою очередь все более изменяло его предметный мир.

По А. Леонтьеву, в макроструктуре общего потока любой предметной деятельности можно выделить два тесно взаимосвязанных уровневым взаимодействием блока:- операциональный (отдельная, особенная деятельность – действия – операции – психофизиологические функции);

– мотивационный (мотив – цель – условие).

На высшем уровне этого функционального взаимодействия отдельная (особенная) деятельность опосредствуется (т. е. выражается «через») мотивом, т. е побуждается и направляется мотивом. На среднем уровне действие подчиняется сознательной цели (по аналогии соотношению «отдельная деятельность -мотив»). На нижнем уровне операция определяется способами ее осуществления.

Итак, в рамках деятельностного подхода психология рассматривается как наука о порождении, функционировании и структуре психического отражения объективной реальности в процессах деятельности людей. Исходные положения данного подхода заключены в следующем.

Реальная жизнь человека есть чередование во времени различных видов его деятельности.

Психика и деятельность тесно связаны друг с другом. Психику нельзя рассматривать в отрыве от деятельности, а деятельность – в отрыве от психики.

Решающая роль в происхождении сознания и развитии психики человека принадлежит трудовой деятельности. Другими словами, не сознание определяет бытие (деятельность) человека, а бытие (деятельность) определяет сознание.

Именно в деятельности проявляются психические феномены человека. Индивида можно познать лишь в процессе его деятельности.

Деятельность в существенной мере определяет мотивы и ценности индивида, т. е. его общую направленность.

Через деятельность может изучаться не только психика человека в целом, но и отдельные психические процессы. Действительно, любому осознанному психическому процессу соответствует какая-то цель и своя структура. Так, например, целенаправленный процесс обнаружения сигнала слабой интенсивности включает в себя действия различения, выделения сравнения, узнавания.

Источник: https://psyera.ru/deyatelnostnyy-podhod-v-otechestvennoy-psihologii-1200.htm

Деятельностный подход в трудах отечественных психологов

17.Деятельностный подход в работах отечественных психологов (С.Л.

Понятие «деятельность» в отечественной психологии играет центральную методологическую роль. Это значит, что, при описании сущности и процессуальных характеристик психики и личности сторонники подхода опираются на категорию «деятельность».

В современной отечественной психологии деятельностным подходом называют школу советской психологии, теоретический, методологический и эмпирический подход, который исследует психику и сознание человека в процессе их формирования в предметной деятельности. Некоторые теоретики деятельностного подхода рассматривают психику и сознание даже как специфические формы предметной деятельности.

Что такое деятельность?

Деятельность рассматривают как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» (Р. С. Немов). Деятельность обладает такими характеристиками:

– творческий характер деятельности (то есть с помощью осуществления деятельности человек выходит за ограничивающие его рамки, может создать материальные и духовные ценности, способствующие историческому прогрессу),

– продуктивный характер деятельности (человек использует деятельность для создания новых способов удовлетворения потребностей),

– потребностный характер деятельности (порождая новые способы удовлетворения потребностей, человек развивает, усложняет свою мотивационно-потребностную сферу),

– опосредованность деятельности историческим развитием человечества (деятельность человека способна удовлетворять не только естественные, но и духовные, культурные потребности, потребности в знаниях и пр.),

– деятельность изначально, от рождения, не присуща человеку, а развивается в процессе воспитания и обучения.

Предпосылки формирования деятельностного подхода

Деятельностный подход возник в 20-е гг. XX века в период психологического кризиса 10-30-х гг. Сущность психологического кризиса проявилась в невозможности объяснения психических феноменов существующими теориями, в поиске новых направлений и методологических оснований исследования психики и сознания человека.

На Западе в период психологического кризиса родились такие направления, как психоанализ и бихевиоризм. В отечественной же психологической среде, достаточно обособленно развивающейся вследствие исторических условий того времени, зародился деятельностный взгляд на природу психического.

В советской психологии произошел закономерный сдвиг с лабораторных исследований сознания человека на изучение трудовой деятельности. Это объясняется исторически обусловленным поиском философской опоры в марксистко-ленинской философии, в которой категория деятельности занимает ведущее место.

Человек как деятель (подход М. Я. Басова)

Впервые о деятельности как особой категории, которая не может быть отнесена ни каким другим формам активности, заговорил М. Я. Басов. В его теории впервые в качестве предмета исследования выступили не сознание и не поведение, а деятельность.

Он намеренно использовал именно понятие «деятельность», а не «поведение», чтобы отделить свой подход от бихевиоризма и рефлексологии. Он предложил не механически объединять сознание и поведение, а включить их в структуру деятельности.

Деятельность, согласно автору, это особая структура, которая состоит из отдельных актов и механизмов, которые взаимосвязаны друг с другом задачей. Центральной проблемой теории деятельности Басов видел развитие, формирование деятельности.

Он предлагал рассматривать трудовую деятельность как высшую форму деятельности. Кроме труда, этапами формирования деятельности являются игра и обучение.

Деятельностная теория С. Л. Рубинштейна: сознание и деятельность едины

Предметом изучения психологии, С. Рубинштейн считает психику, но опосредованную предметным преобразованием действительности, то есть деятельностью.

Рубинштейном бы сформулирован принцип единства сознания и деятельности – один из базовых принципов отечественной психологии: сознание и психика формируется в деятельности, в деятельности же и проявляются. Другими словами, психика человека не может рассматриваться изолированно, как существующая независимо от внешнего мира субстанция.

Рубинштейн полагал, что ошибкой бихевиористической концепции, которая тоже изучала деятельность и поведение, был излишне биологизированный подход к деятельности. Он же предлагает рассматривать единство сознания и поведения как обуславливающие друг друга.

Внутренняя психическая природа человека, на его взгляд, проявляется только по отношению к какому-либо объекту внешнего мира. Без соотношения переживания с объектом, который его вызвал, невозможно и само переживание. С другой стороны, сущность человеческого поведения определяется внутренним содержанием психики человека (мотивами, целями).

Так, единство сознания и поведения (деятельности) имеет своей основой единство сознания и бытия. Развитие деятельностного подхода А. Н. Леонтьевым: структура деятельности

Взгляды психолога сформировались на базе культурно-исторического подхода Л. С. Выготского. Предметом изучения психологии является деятельность, а психика является одной из форм предметной деятельности, поскольку она (психика) не может быть отделена от опосредующей ее деятельности.

В отличие от С. Рубинштейна, который настаивал на присутствии внутреннего плана в сознании изначально, А.

Леонтьев утверждает, что внутреннее содержание сознания формируется только в процессе интериоризации практической деятельности – то есть внешняя по отношению к сознанию среда формирует сознание.

Структура деятельности включает две взаимосвязанные стороны. Мотивационно-потребностная сторона деятельности состоит из:

– мотива деятельности (немотивированной деятельности не существует, она может лишь обладать скрытым мотивом),

– цели деятельности (как образа результата деятельности),

– условий деятельности.

В свою очередь, существует оперционально-техническая сторона человеческой деятельности, включающая в себя:

– действия (процессы, которые подчинены сознательной цели),

– операции (составляющие такого действия, способы осуществления действия),

– психофизиологические основания деятельности.

Дальнейшие эмпирические разработки деятельностного подхода

В дальнейшем развитие теории деятельностного опосредования сознания развивалось в таких направлениях:

филогенетическом (А. Запорожец, К. Фабри),

историко-антропологическом (С. Рубинштейн, А. Леонтьев, П. Гальперин),

социогенетическом (А. Леонтьев, А. Лурия, М. Коул),

онтогенетическом (Д. Эльконин, В. Давыдов, А. Запорожец),

патопсихологическом (А. Лурия, Е. Хомская, Б. Зейгарник),

функционально-генетическом (Б. Теплов, Б. Ананьев, Н. Бернштейн).

Виды человеческой деятельности

Если в качестве основы классификации деятельности выбрать социальную активность, в которую неизбежно включается человек в своей жизни, то виды этой социальной активности и будут видами человеческой деятельности.

Игра – вид деятельности, который не предполагает получения в ее результате материального или идеального продукта, а имеющий своей целью вовлеченность в некий процесс.

Игра является основным видом деятельности (так называемым, ведущим) у детей дошкольного возраста, и выполняет преимущественно развивающую функцию.

К видам игр относят индивидуальную и групповую, предметные, ролевые, сюжетные игры и игры по правилам.

Обучение – это вид деятельности по приобретению знаний, умений и навыков. Оно является средством психологического развития человека. Обучение (или как процесс – учение) может быть специально организованным или происходить попутно (неорганизованное обучение). У взрослых людей процесс обучения может принимать форму самообразования.

Труд, согласно теории деятельности – это высший вид деятельности человека, обладающий характеристиками целесообразности, осознанности и направленный на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека и социума.

Человеческий труд как вид деятельности имел результатом усовершенствование орудий труда.

А эти улучшенные орудия труда явились условием повышения производительности труда, совершенствования промышленного производства, науки, техники, культуры и искусства.

В психологической теории деятельности к видам деятельности относят еще и общение (вид деятельности, который направлен на обмен информацией между людьми).

Хотя каждый из перечисленных видов деятельности (кроме общения) является ведущим в определенный возрастной период, все они сопровождают человека на протяжении его жизни, принимая специфические формы.

Таким образом, деятельностный подход сформировал научно-методологические основы отечественной психологии, выделив в качестве основной категории исследования деятельность, опосредующую психическую реальность и сознание человека.

Теория деятельности имела огромное значение для развития многочисленных прикладных областей психологии, а именно детской психологии, социальной психологии, психологии труда, психологии управления, психологии различных видов профессиональной деятельности, патопсихологии и других

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_164998_deyatelnost-obshchenie-i-soznanie.html

деятельностный подход в трудах отечественных психологов

17.Деятельностный подход в работах отечественных психологов (С.Л.

Предыдущая12345678Следующая

Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности человека, но и дает понять, как исследование внешней деятельности может стать методом исследования внутренних состояний психики.

Потребность– это внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-либо. Появление мотива ведет к деятельности, направленной на его достижение. Следовательно, потребность дает энергию для деятельности, а мотив ее направляет. Имеет место следующая последовательность: потребность – мотив – деятельность.

Так как возможно исследовать внешнюю деятельность и ее связь с мотивом, возможно изучение внутренних психических состояний на основании того, какая потребность породила мотив. Отсюда следует новая схема: деятельность – мотив – потребность.

Деятельностьсвязана с мотивами и потребностями. Она возникает самопроизвольно при активизации потребности. Деятельность и ее мотив могут не осознаваться, но действие и его цель всегда осознанны. Отличие в том, что деятельность определяется нашим желанием, а действие – необходимостью, так как его результат поможет достичь своей потребности.

Операции, т. е. способы выполнения действия, зависят от условий деятельности. Операции у человека всегда протекают на бессознательном уровне, хотя в случае затруднений они могут осознаваться.

Теория деятельности или деятельностный подход –

школа советской психологии, основанная А.Н.

Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном на культурно-

историческом подходе Л.С. Выготского.

 Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию

параллельно и независимо друг от друга. При этом они

опирались на труды Л.С. Выготского и на философскую

теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

 Базовый тезис теории формулируется следующим

образом: не сознание определяет деятельность, а

деятельность определяет сознание.

Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество).

Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения.

Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект

развивается.

 Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная

реальность, сознание встроено и неразрывно связано

с ним».

К 1930м гг ХХ века сложилось 2 наиболее проработанных варианта деятельностного подхода:

С. Л. Рубинштейн А. Н. Леонтьев
В настоящее время оба варианта развиваются как у нас в стране, так и зарубежом
Анализ деятельности позволил уточнить и сам предмет психологии
В то же время разрабатывалась концепция деятельности Выготского – о строении внешней и внутренней деятельности
В 20е-30е годы сформулировал ведущий принцип деятельностного подхода – «единство сознания и деятельности» Параллельно, Леонтьевым и др. членами Харьковской школы теоретически и экспериментально разрабатывается проблема общности строения внешней и внутренней деятельности.
Различия между 2 вариантами деятельностного подхода отчетливо формулируются в 1940-50-е гг. и затрагивают в основном 2 круга проблем. 1. Это проблема предмета психологической науки
!Рубинштейн: «мы должны изучать не деятельность как таковую, а психику и только психику, но!! через исследование деятельности человека, т. к. именно в деятельности психическое и проявляется, разворачивается, совершенствуется.»Леонтьев считал иначе: «Деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее процессов деятельности» более того: она сама является формой предметной деятельности (по П. Я. Гальперину, ориентировочной деятельностью).
40-50е е г.г.Спор №2 – о соотношении собственно внешней практической деятельности и сознания
По Рубинштейну, нельзя говорить о формировании «внутренней» психической деятельности из «внешней» практической путем интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психической) план уже наличествует. (перед исполнением деятельности, имеется в виду) Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. В то же время он утверждал, что при решении проблемы единства сознания и деятельности Рубинштейн не вышел за рамки критикуемой им же дихотомии: сознание по-прежнему рассматривается не в «деятельностном ключе», а как «переживания», «явления», как «внутреннее», а деятельность предстает как нечто принципиально «внешнее», и тогда единство сознания и деятельности выступает только как постулируемое единство, но недоказываемое.
Позднее: предпринимались попытки разрешить спор
Леонтьев вывел понятие: «сознание-образ» (образ конечного результата деятельности еще до ее осуществления) и «сознание-процесс» (то, что происходит непосредственно в процессе предметной деятельности. Как сознание интериоризирует получаемый в процессе деятельности опыт).  

Суть деятельностного подхода:

Все сходились в том, что психику можно изучать только в процессе деятельности, в развитии. Деятельность и психика – два взаимосвязанных, взаимопроникающих феномена, один без другого существовать не может.

Предыдущая12345678Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/4-36139.html

Medic-studio
Добавить комментарий