17. Понятие «девиантное поведение». Критерии определения понятия.

Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»

17. Понятие «девиантное поведение». Критерии определения понятия.

Какое же поведение можно считать «нормальным», а какое «отклоняющимся»? Как считают многие психиатры, «границы «нормального» поведения столь же относительны, как и границы здоровья или границы «нормального» характера» (В.Т. Кондратенко, С.А. Игумнов). П.В.

Ганнушкин отмечал, что в социальной жизни участвует большое количество людей, «находящихся на границе между психической болезнью и психическим здоровьем».

В силу размытости границ оценивать различные поступки, правонарушения необходимо с позиций комплексного биопсихосоциального подхода.

Под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, характерное для большинства людей. Анормальное поведение можно разделить на нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное (Е.В. Змановская). «Нормальным» считается все, что соответствует норме-эталону.

Способы получения нормы называют критериями. Одним из самых распространенных является статистический критерий (метод), который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения математической статистики, нормально все, что встречается часто, т.е.

не реже чем в 50 процентах случаев.

Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни.

Наряду со статистическим критерием в гуманитарных науках также используются специальные критерии оценки нормальности/аномальности поведения личности: психопатологический (используется в медицине), социально-нормативный (используется в общественной жизни) и индивидуально-психологический (отражает индивидуальность каждой личности). Ведущим показателем нормальности поведения, с точки зрения социально-нормативного критерия, является уровень социальной адаптации личности. Нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей социальной среды. Дезадаптация – это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Выделяют социальные (конфликты с законом) и индивидуальные проявления дезадаптации (негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям, неудовлетворенность собой, завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности).

В связи с этим основополагающими качествами личности можно назвать ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение.

Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси социализация – дезадаптация – изоляция поведение нередко заменяется синонимом -девиантное поведение. Сложность определения изучаемого понятия обусловлена, прежде всего, его междисциплинарным характером.

По определению В.Д. Менделевича, психология девиантного поведения – это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции, терапии и профилактики.

Отклоняющееся поведение по мнению американского психолога А. Коэна, – это:

«…такое поведение, которое идёт вразрез с институционализированными ожиданиями, т.е. с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальнои системы».

Рассмотрим отклоняющееся поведение, прежде всего, как проявление индивидуальной активности и отметим его особенности.

  1. Отклоняющиеся поведение личности это поведение которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (законам, правилам, традициям и социальным установкам). Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы, изменяются, что придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. Следовательно девиантное поведение – это нарушение не любых, а наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.
  2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения, социальных санкций, в том числе уголовного наказания; с другой стороны, она может приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности – навешивание на нее ярлыка. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение).
  3.  Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям, существенно снижая качество жизни. Это причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. Угрозу для жизни несёт, например, суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков.
  4. Рассматриваемое поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Данное правило имеет исключения. Например, даже однократная суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.
  5. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни).
  6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. При определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание – алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье – предболезнь – болезнь».
  7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезааптации. Данное поведение вызывает или усиливает данное состояние, хотя оно, в свою очередь, может являться вызывающей причиной отклоняющегося поведения личности.
  8. В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастное половое своеобразие. Следовательно, отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Изменения в обществе приводят к изменению норм, а также видов поведенческих девиаций. Но сами нормы и отклонения от них являются неотемлемой частью любой социальной системы.

Следовательно, на социальном уровне отклоняющеесе поведение – это только одна из возможных форм взаимоотношения между обществом и личностью, на личностном уровне – это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни.

И, наконец, следует уяснить, что девиации могут быть нормальными и полезными для общества, поскольку стимулируют прогрессивные изменения в нем, ломая устаревшие нормы.

Источник: https://psyera.ru/kriterii-opredeleniya-ponyatiya-otklonyayushcheesya-povedenie-501.htm

Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения

17. Понятие «девиантное поведение». Критерии определения понятия.

Основные вопросы

1. Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения.

2. Формы проявления девиантного поведения.

3. Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития.

4. Агрессивное поведение как форма девиантного поведения.

5. Технология профилактической и коррекционно–воспитательной работы с подростками, склонными к девиантному поведению.

6. Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков.

Современная молодежь представляет собой поколение, выросшее в постсоветском обществе. На ее формирование влияли разнородные факторы, в том числе экономические трудности, социальная нестабильность, неопределенность общественных ценностей и идеалов и др. «В этой ситуации среди детей и подростков усилился процесс своеобразной поляризации.

Одна часть молодых людей выбирает общественно полезные и личностно значимые способы поведения. Это законопослушные подростки. Их большинство. Другая проявляет достаточно устойчивую склонность к отклоняющемуся поведению» [8, c. 3].

У учителя, выполняющего обязанности классного руководителя, в связи с этим возникают вопросы: «Каким образом обучать и воспитывать детей и подростков с отклоняющимся поведением? Как осуществлять профилактическую и коррекционную работу с ними? Какую помощь необходимо оказать родителям в воспитании трудного ребенка?» На эти и подобные вопросы отвечает коррекционная педагогика, исследуя проблему отклоняющегося или девиантного (от лат. deviatio — отклонение) поведения детей и подростков (в психолого-педагогической литературе термины «отклоняющееся поведение» и «девиантное поведение» обычно употребляются как синонимы).

Понятие «отклоняющееся (девиантное) поведение» имеет междисциплинарный характер. Как указывает ученый-психолог Е. В. Змановская, данный термин используется в двух основных значениях.

В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам», девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии.

В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельно-

сти, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям», девиантное поведение является предметом социологии, права, социальной психологии [3].

Представители медицины, социологии, психологии, педагогики и других наук дают несколько различающиеся определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения. Но все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе. В коррекционной педагогике (М. И. Рожков, И. П. Подласый, А. В.

Торхова и другие) под девиантным поведением понимают отдельные поступки или поведение в целом, которому свойственны устойчивые отклонения от принятых в данном конкретно-историческом обществе социальных (моральных, правовых, психологических и иных) норм.

Как виды отклоняющегося поведения различают делинквентное (антисоциальное), асоциальное (аморальное), аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. Делинквентное поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, а потому угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.

Аморальное поведение — поведение, характеризующееся нарушением норм и правил морали. Аутодеструктивное поведение — поведение, которое связано с отклонением от медицинских и психологических норм

и, следовательно, угрожает целостности самой личности.

В целом отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Как отмечают исследователи В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнов, понятие «девиантное поведение» так же, как, например, понятия «кризисные состояния», «акцентуации характера», находится между нормой и патологией, не будучи в то же время ни тем, ни другим. Следует принять также точку зрения Е. В.

Змановской о том, что отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция».

В связи с этим исследователи рассматривают девиантное поведение как трудности развития ребенка, неудачную форму адаптации его к среде (дезадаптацию), своеобразную задержку взросления личности с наличием искажений в проживании типичных возрастных кризисов.

Сущность отклоняющегося поведения личности раскрывается через его специфические особенности. Знание этих особенностей поможет педагогу отличить отклоняющееся поведение от других феноменов и при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного ученика (табл. 63).

С учетом вышесказанного уточним ранее приведенное определение: девиантное поведение — это поведение личности, которому свойственно устойчивое проявление нарушений наиболее важных для данного общества социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Такое определение прежде всего ориентировано на практическую работу с детьми, имеющими отклоняющееся поведение. Оно может помочь в реализации таких профессиональных целей, как диагностика отклоняющегося поведения ребенка, планирование профессионального психолого-педагогического взаимодействия с ним, оценка динамики поведения и эффективности работы [3]. Проявления отклоняющегося поведения разнообразны. Существуют разные подходы к классификации отклоняющегося поведения. Например, И. П. Подласый предложил многомерную классификацию, в которой учтены причины, цели, эмоциональные состояния, видимые формы проявления девиантного поведения.

К проявлениям отклоняющегося поведения И. П. Подласый относит: непослушание, шалость, озорство, проступок, негативизм, упрямство, капризы, своеволие, грубость, недисциплинированность, агрессию и правонарушения.

Эти проявления девиантного поведения, по его мнению, вызываются эмоциональной напряженностью разного уровня (от легкого эмоционального возбуждения, двигательного беспокойства и тревожности разной степени тяжести до депрессии, депривации и фрустрации).

Поэтому основной (обычно неосознаваемой) целью откло-

няющегося поведения и является стремление избавиться от эмоционального напряжения. Действительно, шалость, озорство и другие мелкие нарушения прекращаются сразу, как только дана разрядка организму, снято избыточное напряжение [7].

В психолого-педагогической литературе предлагаются и другие подходы к классификации отклоняющегося поведения. В соответствии с подходом С. А. Беличевой девиантное поведение характеризуется как устойчивое нарушение социальных норм, имеющее социально-пассивную или корыстную, или агрессивную направленность (рис. 177).

Девиантное поведение обусловлено общим развитием личности, ее возрастными особенностями и социальным опытом. Это отражено в классификации видов девиантного поведения подростков, предложенной А. Д. Гонеевым (рис. 178).

Девиантное поведение обусловлено общим развитием личности, ее возрастными особенностями и социальным опытом. Это отражено в классификации видов девиантного поведения подростков, предложенной А. Д. Гонеевым (рис. 178).

Каковы факторы и причины девиантного поведения? Исследователи выделяют следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение индивида: внешние условия физической среды (климатический, геофизический, экологический и другие факторы); внешние социальные условия; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения; внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки. К внешним социальным условиям относятся: общественные процессы (государственная политика, социально-экономическая ситуация, средства массовой информации, традиции, мода и др.); характеристики социальных групп, в которые включен индивид (этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа и др.); микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди).

Субъективной причиной отклоняющегося поведения может стать отношение самого ученика или группы к социальным нормам. Например, для подростков отклоняющееся поведение выступает специфическим способом изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.

Для этого они используют особые приемы: сленг, символику, моду, манеру, поступок и т. д. Причиной распространения различных форм отклоняющегося поведения может быть также кризис ценностных ориентаций части молодежи. В этом случае свою жизнь они считают бесполезной, не нужной другим, бесперспективной, бесцельной, неинтересной, разобщенной.

Существенную роль играет действие механизма относительной депривации, то есть ощущение ущемленности своего материального положения по сравнению с положением других. Биологические предпосылки включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида, импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза).

ские процессы играют определенную роль в формировании отклоняющегося поведения. Они определяют силу и характер реакций индивида на любые средовые воздействия. Вместе с тем биологические основы отклоняющегося поведения действуют только в контексте определенного социального окружения.

В целом же отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности [3].

Традиционно причины отклоняющегося поведения подразделяются исследователями на две группы: причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; причины социального и психологического характера. По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу выделяют причины, связанные с возрастными кризисами [2].

Среди причин психологического и социального характера обычно называют: дефекты правового и нравственного сознания; содержание потребностей личности; особенности характера; особенности эмоционально-волевой сферы.

В частности степень распространения девиантного поведения в значительной мере зависит от того, как происходит процесс включения детей в общественную жизнь.

Изъяны, деформации, которые возникают в функционировании всех основных институтов социализации личности семьи, учреждений образования, общественных организаций, неформальных объединений и групп молодежи и других), неизбежно ведут к разного рода отклонениям в поведении детей и подростков.

В группе социальных причин главную роль играют семья (неполная, неблагополучная, алкоголизм или аморальный образ жизни родителей, отрицательный микроклимат в семье, низкий уровень культуры родителей и т. п.) и неформальная группа сверстников с антисоциальными тенденциями.

К психологическим причинам относятся также акцентуации характера. Например, деструктивные и противоправные действия нередко совершаются в состоянии сильных аффектов. В таком состоянии человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение.

Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными (истерическими или истероидными).

Причинами аффективного поведения могут быть: склонность к нему, характер и темперамент; дидактогения, неудачи в учении, конфликты с учениками класса, со всей учебной группой, несложившиеся отношения с учителями, родителями; внутренний конфликт между уровнем притязаний и тем уровнем, на котором ученик пребывает в классе; напряженность жизни и другие.

Ребенок с девиантным поведением обычно характеризуется как «трудновоспитуемый», «сопротивляющийся воспитанию и обучению», социально дезадаптированный. Социальная дезадаптация приводит к педагогической или социальной запущенности.

Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду учебных предметов, негативным отношением к учению, сопротивлением педагогическому воздействию, дерзостью, различными социальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков, осложненные конфликтные отношения с учителями, родителями, сверстниками и другими). Она может сопровождаться социальной запущенностью. В этом случае для подростков характерны отчужденность от семьи и учебного заведения, опасные социальные отклонения. Они формируются под воздействием асоциальных (криминогенных) группировок, усваивают групповые нормы и ценности, что приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок.

В психолого-педагогической литературе (А. С.

Белкин и другие) под социально-педагогической запущенностью понимают стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств, несформированность умений общественного поведения, обусловленные неблагоприятными влияниями микросреды и недостатками педагогического процесса. Возникновение социально-педагогической запущенности — длительный процесс, проходящий несколько стадий (табл. 64).

Существующая педагогическая практика показывает, что социальная дезадаптация — обратимый процесс. При своевременном вмешательстве и коррекции поведение и развитие детей может вернуться или приблизиться к норме.

Исследователи подчеркивают, что большинству «трудных» подростков свойственны отсутствие личностной значимости обучения в учреждении образования; нарушение активности (беспомощность), нарушения и даже отсутствие ценностных ориентаций и нравственных норм.

Ценностные ориентации подростков-правонарушителей характеризуются неразвитостью взглядов на будущее, высоким уровнем социальной дезадаптации; их притязания носят характер материального вознаграждения. Недостаточная зрелость личности проявляется в низком уровне самосознания.

Психическая незрелость, неадекватность самооценки, неточные представления о своих возможностях и занимаемом месте в обществе делают подростка неподготовленным к жизни в обществе и толкают его

на своеобразные пути самоутверждения.

Кроме того, у подавляющего большинства подростков девиантного поведения обнаруживается склонность к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ и более высокий уровень агрессивности.

Доминирующими причинами отклоняющегося поведения подростков и молодежи в современных условиях (по оценке самих молодых людей) являются проявление таких негативных личностных черт, как зависть, корысть, злоба, ненависть, насилие в отношениях между подростками, а также негативные примеры или образцы поведения. Отрицательно влияют на поведение подростков конфликтные отношения с родителями, незанятость,

избыток свободного времени.

Источник: https://studopedia.su/15_105758_ponyatie-deviantnoe-povedenie-vidi-otklonyayushchegosya-povedeniya.html

2 Критерии определения понятия

17. Понятие «девиантное поведение». Критерии определения понятия.

Определениепонятия предполагает выделениесущественных признаков явления.Целесообразно выделить те специфическиеособенности отклоняющегося поведенияличности, которые помогут нам отличитьего от других феноменов, а также принеобходимости констатировать егоналичие и динамику у конкретногочеловека.

1.Отклоняющееся поведение личности – этоповедение, которое не соответствуетобщепринятым или официально установленнымсоциальным нормам. Иначе говоря, этодействия, не соответствующие существующимзаконам, правилам, традициям и социальнымустановкам.

Определяя девиантноеповедение как поведение, отклоняющеесяот норм, следует помнить, что социальныенормы изменяются. Это, в свою очередь,придает отклоняющемуся поведениюисторически преходящий характер. Вкачестве примера можно привестиразличное, в зависимости от эпохи истраны, отношение к курению.

Следовательно,девиантное поведение – это нарушениене любых, а лишь наиболее важных дляданного общества в данное время социальныхнорм.

2.Девиантное поведение и личность, егопроявляющая, вызывают негативную оценкусо стороны других людей. Негативнаяоценка может иметь форму общественногоосуждения или социальных санкций, в томчисле уголовного наказания.

Преждевсего санкции выполняют функциюпредотвращения нежелательного поведения.Но, с другой стороны, они могут приводитьк такому негативному явлению, какстигматизация личности – навешиваниена нее ярлыка.

Например, хорошо известнытрудности реадаптации человека, отбывшегосрок наказания и вернувшегося в”нормальную” жизнь.

Попыткичеловека начать новую жизнь зачастуюразбиваются о недоверие и отвержениеокружающих людей. Постепенно ярлыкдевианта (наркоман, преступник, самоубийцаи т.п.) формирует девиантную идентичность(самоощущение). Таким образом, дурнаярепутация усиливает опасную изоляцию,препятствует позитивным переменам ивызывает рецидивы девиантного поведения.

3.Особенностью отклоняющегося поведенияявляется то, что оно наносит реальныйущерб самой личности или окружающимлюдям. Это может быть дестабилизациясуществующего порядка, причинениеморального и материального ущерба,физическое насилие и причинение боли,ухудшение здоровья.

В крайних своихпроявлениях девиантное поведениепредставляет непосредственную угрозудля жизни, например суицидальноеповедение, насильственные преступления,употребление “тяжелых” наркотиков.

Психологическим маркером ущерба являетсястрадание, переживаемое самим человекомили окружающими людьми.

Данныйпризнак означает, что отклоняющеесяповедение является разрушительным: взависимости от формы – деструктивнымили аутодеструктивным. На наш взгляд,не удовлетворяют данному признаку и неявляются отклоняющимся поведениемтакие близкие социальные явления, какрадикализм, креативность и маргинальность.

Несмотря на то что они также отклоняютсяот общепринятых норм, вызывая раздражениеконсервативно настроенной частинаселения, эти феномены скорее полезныдля общества, чем опасны. Так, радикальнонастроенные личности нацелены накоренные преобразования в обществе,что стимулирует прогрессивные измененияв нем. Креаторы, отличаясь нестандартностью,выступают исследователями ипервооткрывателями.

Маргиналыпротивопоставляют себя большинству,расширяя границы социальных норм.Перечисленные феномены могут сочетаться.Например, поведение подростков нередкоотражает все три тенденции. Подросток,экспериментирующий с пирсингом,татуировкой или даже шрамированием, неможет быть однозначно отнесен к группедевиантов.

Но тот же подросток,употребляющий героин, демонстрируетявно отклоняющееся поведение с высокимриском для жизни. Таким образом,отклоняющееся поведение деструктивнопо своей сути.

4.Рассматриваемое поведение преимущественноможно охарактеризовать как стойкоповторяющееся (многократное илидлительное). Так, если ребенок семи летодин раз взял без спросу небольшую суммуденег у родителей на сладости, безпоследующих эксцессов, определениеданного поведения как отклоняющегосябудет недостаточно корректным.

Напротив,систематическое осознанное воровстводенег подростком будет являться однойиз форм отклоняющегося поведения. Другойраспространенный пример: эпизодическоеупотребление спиртного в ряде случаевпризнается вполне допустимым или дажеполезным.

Данноеправило имеет исключения. Например,даже однократная суицидальная попыткапредставляет серьезную опасность иможет расцениваться как отклоняющеесяповедение личности.

Длятого чтобы поведение можно былоквалифицировать как отклоняющееся, онодолжно согласовываться с общейнаправленностью личности.

При этомповедение не должно быть следствиемнестандартной ситуации (например,поведение в рамках посттравматическогосиндрома), следствием кризисной ситуации(например, реакция горя в случае смертиблизкого человека в течение первыхмесяцев) или следствием самообороны(например, при наличии реальной угрозыдля жизни).

Особенностьюотклоняющегося поведения является то,что оно рассматривается в пределахмедицинской нормы. Оно не должноотождествляться с психическимизаболеваниями или патологическимисостояниями, хотя и может сочетаться споследними. В случае психическогорасстройства имеет место патологическоеповедение психически больного человека.

Патологическое поведение отклоняетсяот медицинских норм, требует первостепенногомедицинского вмешательства и изучаетсяпсихиатрией как, например, девиантноеповедение психически больных.

Патологическое поведение подразумевает,что под воздействием болезненногосостояния способность личности осознаватьи контролировать свои действия существенноснижается.

Вто же время при определенных условияхотклоняющееся поведение может переходитьв патологическое. Например, зависимоеповедение может перерасти в системноезаболевание – алкоголизм, наркоманию.Таким образом, личность с отклоняющимсяповедением может занимать любое местона психопатологической оси “здоровье- предболезнь – болезнь”.

Особенностьюотклоняющегося поведения является то,что оно сопровождается различнымипроявлениями социальной дезадаптации.Данное поведение совсем не обязательноприводит к болезни или смерти, нозакономерно вызывает или усиливаетсостояние социальной дезадаптации.Состояние дезадаптации, в свою очередь,может быть самостоятельной причинойотклоняющегося поведения личности.

Вкачестве последнего признака отклоняющегосяповедения можно отметить его выраженноеиндивидуальное и возрастно-половоесвоеобразие. Отклоняющееся поведениепрежде всего отражает внешнее бытиеличности в социуме. Оно может бытьчрезвычайно разнообразным “изнутри”.Одни и те же виды девиантного поведенияпо-разному проявляются у различныхлюдей в разном возрасте.

Индивидуальныеразличия людей затрагивают мотивыповедения, формы проявления, динамику,частоту и степень выраженности. Например,форма девиации и степень ее выраженностиявляются наиболее очевиднымихарактеристиками отклоняющегосяповедения личности. Они могут варьироватьот вполне безобидных проявлений дототального нарушения жизнедеятельностиличности.

Другаяважная индивидуальная особенностькасается того, как человек переживаетотклоняющееся поведение – как нежелательноечуждое для себя, как временно удовлетворяющееили как обычное и привлекательное.Отношение личности к отклоняющемусяповедению (личностная позиция) во многомопределяет его судьбу.

Возрастныеи половые различия девиантного поведенияне являются предметом нашего изучения,хотя и учитываются при рассмотренииосновных тем. Следует заметить, чтотермин “отклоняющееся поведение”может применяться к детям не младше 5лет, а в строгом смысле – после 9 лет.

Ранее 5 лет необходимые представленияо социальных нормах в сознании ребенкапросто отсутствуют, а самоконтрольосуществляется с помощью взрослых.Только к 9- 10 годам можно говорить оналичии у ребенка способностисамостоятельно следовать социальнымнормам.

Если же поведение ребенка младше5 лет существенно отклоняется отвозрастной нормы, то его целесообразнорассматривать как одно из проявленийнезрелости, невротических реакций илинарушений психического развития.

Исходяиз всего сказанного выше, можно датьследующее определение отклоняющегося(девиантного) поведения – это устойчивоеповедение личности, отклоняющееся отнаиболее важных социальных норм,причиняющее реальный ущерб обществуили самой личности, а также сопровождающеесяее социальной дезадаптацией.

Данноеопределение носит скорее дескриптивный(описательный) характер и прежде всегоориентировано на практическую работус людьми, имеющими отклоняющеесяповедение. (Концептуально-объяснительныемодели данного явления будут рассмотреныв последующих разделах пособия.

) Этоопределение может помочь в реализациитаких профессиональных целей, какдиагностика отклоняющегося поведенияв конкретном случае, планированиепрофессионального воздействия, оценкадинамики поведения личности и эффективностиработы с ней.

Кроме того, оно позволяетдифференцировать девиантное поведениеот других поведенческих феноменов.

Рассматриваядевиантное поведение, мы вынужденыупотреблять слова, вызывающие явнонегативные ассоциации: девиант, аддикт,асоциальное и антисоциальное поведениеи т. п. Вместе с тем в работе с конкретнойличностью мы должны сознательно избегатьиспользования терминов с уничижительнымоттенком, а также навешивания ярлыков.

Следует помнить, что, во-первых,поведенческие проблемы чрезвычайношироко распространены. Во-вторых, границыотклоняющегося поведения зачастуюдовольно трудно определить. Измененияв обществе приводят к изменению норм,а следовательно, и видов поведенческихдевиаций.

Но сами нормы и отклонения отних являются неотъемлемой частью любойсоциальной системы. Следовательно, насоциальном уровне отклоняющеесяповедение – это только одна из возможныхформ взаимоотношений между обществоми личностью. “Искоренение”отклоняющегося поведения как социальногоявления вряд ли возможно.

Более того,при специальном рассмотрении можнодоказать, что девиации нормальны иполезны для общества, посколькустимулируют прогрессивные измененияв нем.

Наиндивидуальном же уровне девиантноеповедение выглядит более проблематичным,так как оказывается связанным с такиминегативными феноменами, как реальныйущерб для жизни самой личности илиокружающих людей, конфликт девиантнойличности с социальным окружением, еесоциальная дезадаптация.

Следовательно,на личностном уровне отклоняющеесяповедение – это социальная позицияличности, выступающая в форме девиантногостиля и образа жизни. Как известно,большинство людей при желании вполнемогут изменить свою позицию по отношениюк обществу.

Контрольныевопросы и задания

Раскройтесодержание термина “поведение” иперечислите основные характеристикиповедения человека.

Каковыкритерии определения понятия “отклоняющеесяповедение”?

Раскройтезначение понятия “дезадаптацияличности”.

Вчем сходство и различие понятий”отклоняющееся поведение” и”патологическое поведение”?

Чтотакое отклоняющееся поведение? Каковыего признаки?

Чтоиз перечисленного далее, на ваш взгляд,является отклоняющимся поведением:курение табака, убийство, супружескаяизмена, употребление героина, суицидальнаяпопытка, ложь, физическое наказаниеребенка, гомосексуальные отношения,чрезмерное увлечение мексиканскимисериалами, игра в карты на деньги, прогулшкольного урока без уважительнойпричины, вооруженный грабеж, хакерство,уход в секту, изнуряющее голодание сцелью коррекции фигуры, грубость.

Раскройтесодержание родственных понятий:”девиация”, “отклоняющеесяповедение”, “социальное отклонение”,”асоциальное поведение”,”антисоциальное поведение”,”аутодеструктивное поведение”,”дезадаптация”, “десоциализация”.

Рекомендуемаялитература

1.Бихевиоризм: Торндайк Э. Принципыобучения, основанные на психологии;Уотсон Дж. Б. Психология как наука оповедении. – М., 1988.

2.Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.- (Основные направления психологии вклассических трудах).

3.Гилжский Я.И., Афанасьев B.C. Социологиядевиантного поведения. – СПб., 1993.

4.Годфруа Ж. Что такое психология. – М.,1992.

5.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика:Учеб. для вузов. – М., 2001.

6.Клейнберг Ю.А. Психология девиантногоповедения. – М., 2001.

7.Кондратенко В. Т. Девиантное поведениеу подростков: Социально- психологическиеи психиатрические аспекты. – Минск, 1988.

8.Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путейк катастрофе (деструктивное поведениев современном мире). – Новосибирск, 1990.

9.Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: нормаи патология. – М., 1982.

10.Личко А.Е. Психопатии и акцентуациихарактера у подростков. – Л., 1991.

11.Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев, 1989.

12.Нельсон-Джоунс Р. Теория и практикаконсультирования. – СПб., 2000.

13.Психология: Словарь / Под ред.А.В.Петровского. – М., 1990.

14.Энциклопедический словарь медицинскихтерминов/Под ред. Б.В.Петровского. – М.,1983.

Источник: https://studfile.net/preview/1722204/page:3/

Девиантное поведение

17. Понятие «девиантное поведение». Критерии определения понятия.

    Введение

    Основным условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обуславливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. Мы бы лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит за рамки допустимого.

Взаимодействие между людьми превратилось бы в настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать от других людей. С нормами принято связывать вознаграждение и наказание. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм-законов.

Законы далеко не нейтральны: они, как правило отражают интересы определенной группы и воплощают ее основные ценности.

    В обществе поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей не редко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение.

    Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у сицологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов.

Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер.

Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

    Рост количества и многообразия форм отклонений от социальной нормы обусловлен кардинальными изменениями во всех сферах жизни общества (социальной, экономической, политической и др.

), а также трансформацией ценностно-нормативной системы, стиранием граней в массовой культуре между социальной нормой и патологией.

Дают о себе знать такие деструктивные формы девиаций, как преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид.

    Преступность в России приобрела новые качества: вооруженность, криминальный профессионализм, организованность и т.д.

Анализ преступности среди отдельных социальных групп граждан, проведенный Следственным комитетом при МВД России, показывает, что на фоне общего снижения преступности на 1,5% динамика преступности в студенческой среде имеет противоположную направленность: количество студентов, привлеченных к уголовной ответственности, возросло в целом по России на 4,6%.

    Вопросы девиантного поведения рассматривались в трудах классиков социологии Э. Дюркгейма, Р. Мертона, А. Коэна. В российской социологической мысли вопросы девиации были представлены работами Д.А. Дриля, Н.Н. Неклюдова, Е.Н. Тарновского, И.Я. Фойницкого, В.Ф. Чижа.

В советский период проблемы девиантного поведения рассматривались в работах М.Н. Гернета, А.А. Герцензона, А.А. Жижиленко и других ученых.

Ими проводились теоретические и эмпирические исследования таких форм девиаций, как алкоголизм, проституция, беспризорность, преступность.

    Дальнейшее развитие социологические исследования социальной девиации получили в работах B.C. Афанасьева, Ю.Д. Блувштейна, А.А. Габиани, Я.И. Ги- линского, И.Н. Гурвича, Г.И. Забрянского, Г.Г. Заиграева, Е. В. Змановской, Ю.А. Клейнберга, В.Н. Кудрявцева, И.И. Карпеца, Б.М. Левина, В.В. Лунеева, И.В. Ма- точкина, С.Л. Серебрякова, Т.В. Шипуновой, A.M. Яковлева.

    Целью исследования является рассмотрение девиантного поведения как социологической проблемы.  

    Понятие «девиантное поведение»

    Специальные социологические теории исследуют отдельные социальные феномены как подсистемы конкретной общественной системы, зависимости объекта изучения от социального целого и взаимосвязи с другими социальными процессами (подсистемами).

    Предметом подобных теорий могут стать социальные явления и институты в определенной сфере общественного бытия (труд, политика, быт, досуг) или же “сквозные”, присущие различным сферам.

    Функционально частные социологические теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей, институтов и методологической основой эмпирических исследований.

    Специфика предмета социологии состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм. 1

    Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, социальные девиации реализуются в конечном счете также путем девиантного поведения.

    Основной задачей данной главы является определение понятия «отклоняющееся поведение». Определить понятие – значит раскрыть его содержание, т.е. выделить совокупность существенных признаков.

Первым этапом определения может быть определение через род – подведение определяемого понятия подболее широкое по объему родовое понятие.

Отклоняющееся поведение – это, прежде всего некая форма поведения личности, следовательно, ему присущи все основные свойства человеческого поведения, с рассмотрения которых мы и начнем свой анализ. 2

    В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале XX в.

, с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул – реакция».

По мере накопления эмпирических данных понимание природы человеческого поведения все более углублялось. Уже в 1931 г.

один из основоположников поведенческой психологии – Джон Уотсон – говорил о поведении как о «непрерывном потоке активности, возникающей в момент оплодотворения яйца и становящейся все более сложной по мере развития организма» 3.

    Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешний стимул. Так, в психологическом словаре поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью»4 .

Под внешней активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции.

Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции 5.

    Под поведением понимается процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.6

    Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути – оно формируется и реализуется в обществе.

Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации – интеграции в социум.

Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей.

    При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения: мотивированность – внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности; адаптивность – соответствие ведущим требованиям социальной среды; аутентичность – соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности; продуктивность – реализация сознательных целей; адекватность – согласованность с конкретной ситуацией.

    Все рассмотренные характеристики родового понятия «поведение» в полной мере распространяются и на такую его разновидность, как «отклоняющееся поведение личности». 7   

    Критерии определения девиантного поведения 

    В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». По справедливому замечанию Ж. Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося. В строгом смысле определение понятий «нормальное»/«аномальное» поведение затруднено, а границы между ними весьма размыты.

    Тем не менее, в науке и в обыденной жизни данные понятия используются повсеместно. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. Аналогично этому, анормальное поведение можно разделить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное.8

     В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону. Способы получения нормы нередко называют критериями.

Одним из самых распространенных и общих является статистический критерий (метод), который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается часто, т. е.

не реже чем в 50 % случаев. В соответствии с законом нормального распределения 2-3 % людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определенному качеству, а приблизительно по 20 % с обеих сторон соответственно – небольшие отклонения.

Следовательно, конкретная форма поведения может признаваться нормальной в том случае, если она встречается у большинства людей.

    Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни.

Например, употребление алкоголя признается нормальным явлением в разумных границах, но отклоняющимся – при злоупотреблении.

С другой стороны, поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся.

    Наряду со статистическим в гуманитарных науках также используются специальные критерии оценки нормальности/аномальности поведения личности: психопатологический, социально-нормативный и индивидуально- психологический.9

    Следующий, социально-нормативный критерий имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется.

Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям. С изменением самого общества изменяются и социальные нормы, действующие в нем. С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности.

При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социальной среды.

Следовательно, одинаково проблемными являются как выраженное игнорирование социальных требований, так и нивелирование индивидуальности, например в форме конформизма – полного подчинения интересов личности давлению среды.

Соответственно, дезадаптация – это состояние сниженной способности принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях. Можно выделить социальные и индивидуальные проявления дезадаптации. Социальными проявлениями дезадаптации являются: сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом; хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах; конфликты с законом; изоляция.

   В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рассматриваться: негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям; завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм; хронический эмоциональный дискомфорт; неэффективность саморегуляции; конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений; когнитивные искажения реальности.

    Последний, индивидуально-психологический, критерий отражает все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности. В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности.

В связи с этим основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение.

Самоопределение в социальном пространстве и самореализация личностного потенциала в нем признаются ведущими задачами индивидуального развития. 

Источник: https://student.zoomru.ru/soc/deviantnoe-povedenie/3500.34274.s1.html

Девиантология. Психология отклоняющегося поведения

17. Понятие «девиантное поведение». Критерии определения понятия.

Прежде чем перейти к определению важного для нас понятия «отклоняющееся поведение личности», мы должны задать эталоны оценки психологических явлений.

В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». По справедливому замечанию Ж.

Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным!» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося [4, т. 2, с. 126].

В строгом смысле определение понятий «нормальное»/«аномальное» поведение затруднено, а границы между ними весьма размыты.

Тем не менее в науке и в обыденной жизни данные понятия используются повсеместно.

При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей.

Аналогично этому, анормальное поведение можно разделить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное.

В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону. Способы получения нормы нередко называют критериями.

Одним из самых распространенных и общих является статистический критерий (метод), который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается часто, т. е. не реже чем в 50 % случаев.

В соответствии с законом нормального распределения 2 — 3 % людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определенному качеству (интеллект, общительность, эмоциональная устойчивость), а приблизительно по 20 % с обеих сторон соответственно — небольшие отклонения.

Следовательно, конкретная форма поведения (например, курение) может признаваться нормальной в том случае, если она встречается у большинства людей. Действительно, довольно сложно отнести курение к отклоняющемуся поведению в Санкт-Петербурге, где курящих людей среди взрослого населения не меньше, а, возможно, больше, чем некурящих.

Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни.

Например, употребление алкоголя признается нормальным явлением в разумных границах (при небольших дозах и частоте), но отклоняющимся — при злоупотреблении.

С другой стороны, поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся, например суицид или преступление.

Наряду со статистическим в гуманитарных науках также используются специальные критерии оценки нормальности/аномальности поведения личности: психопатологический, социально-нормативный и индивидуально-психологический.

Психопатологический критерий используется в медицине. Существует соблазн его применения к отклоняющемуся поведению личности и в других сферах. Возможно, это связано с тем, что исследование девиантного поведения традиционно проводилось в клинических условиях, а медикаментозная терапия в подобных случаях была широко распространена.

С точки зрения психопатологического критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы: нормальные и патологические в значении «здоровье — болезнь».

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов» [14, т. 2, с. 391].

Болезнь — «жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов; болезнь чаще характеризуется общим или частичным снижением приспособительности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного» [14, т. 1, с. 148]. Патология при этом — «любое отклонение от нормы», в смысле медицинской нормы. Или, по-другому, «это общее название конкретных нозологических единиц», т. е. то, что точно соответствует одному из случаев, перечисленных в классификации болезней и их признаков [14, т. 3, с. 302].

В классификации болезней девиантное поведение не выделено в качестве отдельной нозологической единицы, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни строго определенным медицинским понятием.

В то же время девиантное поведение широко рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией, таких, как акцентуации характера, ситуативные реакции, нарушения развития, предболезнь.

Перечисленные формы характеризуются сложностью, сочетанным характером проблем и неопределенностью диагностических признаков.

Например, «акцентуации характера — это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [10, с. 10].

Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. По мнению К.Леонгарда, в развитых странах приблизительно 50 % населения относится к акцентуированным личностям [И, с. 19]. При этом большая часть из них проявляет нормальное поведение и даже имеет особые заслуги перед обществом.

Аналогично, любое расстройство из области психической патологии (психопатии, неврозы, психозы и т. д.) неоднозначно связано с отклоняющимся поведением. В некоторых случаях психические заболевания могут сопровождаться поведенческими нарушениями, вызывая патогенную дезадаптацию. В других случаях психических расстройств поведенческие девиации отсутствуют.

Следующий, социально-нормативный, критерий имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм.

(Понятие социальной нормы, ее виды и механизмы действия будут раскрыты в следующей главе.) В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется.

Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям.

С изменением самого общества изменяются и социальные нормы, действующие в нем. Например, советское государство культивировало такие качества «строителя коммунизма», как чувство долга, идейная преданность, коллективная ответственность, унитарное мышление. Со времен перестройки важную роль стали играть личная инициатива, самостоятельность, гибкость.

С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социальной среды.

Следовательно, одинаково проблемными являются как выраженное игнорирование социальных требований, так и нивелирование индивидуальности, например в форме конформизма — полного подчинения интересов личности давлению среды.

Соответственно, дезадаптация — это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Можно выделить социальные и индивидуальные проявления дезадаптации. Социальными проявлениями дезадаптации являются:

— сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом;

— хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоровье);

— конфликты с законом;

— изоляция.

В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рассматриваться:

— негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция);

— завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм;

— хронический эмоциональный дискомфорт;

— неэффективность саморегуляции;

— конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений;

— когнитивные искажения реальности.

Человек может переживать различные чувства — от легкой тревоги и неуверенности в себе до невыносимых аффектов беспомощности, страха, отчаяния. При этом возможны расхождения между реальным социальным статусом личности и его индивидуальным осознанием.

Последний, индивидуально-психологический, критерийотражает все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности.

В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности.

В связи с этим основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение.

Самоопределение в социальном пространстве и самореализация личностного потенциала в нем признаются ведущими задачами индивидуального развития.

Источник: https://bookap.info/book/zmanovskaya_deviantologiya_psihologiya_otklonyayushchegosya_povedeniya/gl3.shtm

Критерии определения понятия отклоняющееся поведение

17. Понятие «девиантное поведение». Критерии определения понятия.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам.

Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.

Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

Исключения: даже однократная суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности. Выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Термин “отклоняющееся поведение” может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле – после 9 лет.

Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.

Критерии определения понятия «отклоняиицееся поведение»

Прежде чем перейти к определению важного для нас понятия «отклоняющееся поведение личности», мы должны задать эталоны оценки психологических явлений.

В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону. Способы получения нормы нередко называют критериями. Одним из самых распространенных и общих являетсястатистический критерий.

С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается часто, т. е. не реже чем в 50 % случаев.

В соответствии с законом нормального распределения 2 – 3 % людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определенному качеству (интеллект, общительность, эмоциональная устойчивость), а приблизительно по 20 % с обеих сторон соответственно – небольшие отклонения.

https://www.youtube.com/watch?v=D-IR4AKKBEI

Статистический критерий сочетается скачественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся, например суицид или преступление.

Наряду со статистическим в гуманитарных науках также используются специальные критерии оценки нормальности/аномальности поведения личности: психопатологический, социально-нормативный и индивидуально-психологический.

Психопатологический критерий используется в медицине. С точки зрения психопатологического критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы: нормальные и патологические в значении «здоровье – болезнь».

В классификации болезней девиантное поведение не выделено в качестве отдельной нозологической единицы, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни строго определенным медицинским понятием.

В то же время девиантное поведение широко рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией.

Следующий,социально-нормативный, критерий имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни.

В соответствии этим критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется.

Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям. С изменением самого общества изменяются и социальные нормы, действующие в нем.

Последний,индивидуально-психологический, критерий отражает все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности.

В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности.

В связи с этим основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение.

Самоопределение в социальном пространстве и самореализация личностного потенциала в нем признаются ведущими задачами индивидуального развития.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 1746 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/6-17837.html

Определение девиантного поведения

17. Понятие «девиантное поведение». Критерии определения понятия.

Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, или морали

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии и, является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии

Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Во втором значении – предметом социологии и социальной психологии.

Виды девиантного поведения.

Девиантное поведение подразделяется на

ü делинквентное (допреступное)

ü аморальное (безнравственное)

ü криминальное (преступное)

Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий (Беккер Г., Степанов В.Г).

Подростковому возрасту также присущи различные типы нарушенного поведения.

Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних – наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения а также типично подростковые девиации, встречающиеся только при психопатологическом типе – дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение

Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные правонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания.

Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению; снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное отношение к институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения. Л.Б. Филонов (1999) подчеркивает, что недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах.

Причины девиантного поведения:

Можно выделить четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.

1. Борьба за внимание.

2. Борьба за самоутверждение.

3. Желание отомстить.

4. Потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Всякое серьезное нарушение поведения — это крик о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите!»

Чтобы лучше понять специфическую природу отклоняющегося поведения подростков, необходимо рассмотреть то общее, типичное, что характерно представителям данного возраста.

Психология девиаций.

Еще Аристотель писал, что подростковый возраст – это ряд «пубертатных трансформаций». Половые инстинкты создают значительное внутреннее напряжение: повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы. Следовательно, происходящие в организме подростка биологические изменения, ярко выраженные во внешних признаках, могут обусловливать резкие изменения его поведения.

М.

Мид (1928), изучавшая влияние социальных условий на психологические особенности подростков, убедительно доказала, что юность, подростничество, кризис подросткового возраста – факт нашей цивилизации.

Характер протекания подросткового периода жизни зависит от сложности общества, от той дистанции, которую оно устанавливает между возрастными группами, от способов перехода из одной группы в другую.

Многие исследователи пришли к выводу, что подростковый возраст является тем периодом, когда уже отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой.

Это возраст становления самостоятельности, формирования чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых.

Между притязаниями и реальными возможностями есть еще значительные расхождения, и даже противоречия.

Младшему подростку свойственна выраженная эмоциональная неустойчивость, конфликтность и агрессивность, застенчивость и максимализм, склонность к риску, самоиспытаниям.

Поскольку у 37% младших подростков отмечается парциальное присутствие психической ригидности в структуре личности, это ведет к резкому ограничению вариантов поведения, поведенческим срывам, трудностям осознания собственных психологических проблем, актуального состояния мотивов и потребностей.

В происхождении отклоняющегося поведения младших подростков влияние группы сверстников иногда больше, чем влияние особенностей личности. Однако исследователи отмечают, что определенные качества в структуре личности подростка предрасполагают к девиациям, а определенные ситуации развития (фрустрирующие ситуации) и особое стечение обстоятельств способствуют их проявлению.

Рассмотрение проблемы отклоняющегося поведения подростка через призму концепции психического развития ребенка, разработанной Д.Б.

Элькониным, позволяет выявить три ключевые ситуации, характеризующиеся качественным отставанием индивида в освоении социального опыта действий и отношений: либо зацикливание “на игре ради игры”, “учебе ради учебы”, либо существенный дисбаланс в соотношении интимно-личностного общения и учебно-профессиональной. Однако это лишь один из аспектов отклоняющегося поведения.

Исследователи отмечают, что на отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе.

Возможно, что отчуждение подростков от школы происходит вследствие нетактичности, раздражительности по отношению к подростку со стороны педагогов, равнодушия учителей, у которых отсутствуют элементарные знания о причинах и формах проявления педагогической запущенности. 

У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация. Членство в подростковых группах, “кодекс чести” которых опирается на доминирование групповых норм над общечеловеческими, становится залогом девиантного поведения подростка.

Ученые единодушно отмечают огромное влияние на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.

Современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношений подростка к взрослым. Так, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений.

Т.о., к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи “семья-ребенок”, “школа-ребенок” способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.

Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации.

№ 37. Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Пути коррекции

Особенность нашего времени такова, что при высок темпе жизни родители (особенно мать) часто не могут уделить должное внимание детям. Последствия такого дефицита очень разнообразны. Дети с особенным темпераментом дают реакцию в виде гиперактивности.

Выделяют три группы:

· Дети с двигательными дисфункциями и нарушениями восприятия;

· Дети с нарушениями при сохранности моторики и восприятия;

· Дети с комбинированными нарушениями.

Поведенческие особенности: беспокойство, невротические привычки, нарушение сна, аппетита, тики, назойливые движения, двигательная активность, неловкость и т.д.

В школьном обучении: меньшая эффективность, нарушения чтения, правописания, письменной графики. Трудно адаптируются в школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Быстрые, импульсивные, эти дети не умеют сдерживать свои желания, организовывать свое поведение.

Дезадаптирующие особенности поведения свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезе произвольных форм поведения.

Связь с темпераментом: низкая ритмичность, преобладание негативного настроения, реакция «от» над реакцией «к» – как удаление или приближение к объекту, низкая адаптивность, высокая интенсивность реакций.

Причины:

Трудный темперамент в детстве снижает приспособляемость в 17-25 лет. Негативные настроения и плохая адаптированность в большей степени определяются средой, прежде всего, общесемейной    значение стратегии воспитания (прежде всего материнского): либо компенсирующие, либо провоцирующие нежелательные симптомы (проявления).

Ребенок становится «трудным», не потому что у него снижена интеллектуальная активность, а потому что нарушена структура темперамента и, следовательно, поведения, причина которого в особенностях его воспитания, взаимоотношения с родителями и, прежде всего, с матерью.

Особенности эмоциональной сферы.

Важным для понимания природы гиперактивного поведения являются разнообразные симптомы и нарушения эмоциональной сферы.

1. Возбудимы или внутренне напряжены, характерны: смена настроения, переживание чувства страха, проявление тревожности, негативизма.

2. Бедны эмоциональными ощущениями: не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; не глубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.

Часто неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми является причиной такого поведения.

Актуальная и доминирующая тема для ребенка (особенно дошкольника) – любовь матери (любит? – не любит?).

Для гиперактивного ребенка чрезвычайно важен физический и эмоциональный контакт с матерью.

Дети имеют в этом огромный дефицит!   В силу своей повышенной активности, они как бы сами уходят, отстраняются от таких контактов, а на самом деле глубоко нуждаются в них.

        Из-за отсутствия этих важных контактов, чаще всего возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм.

Гиперактивность –понятие психопатологическое, т.е. отражающее болезненное проявление двигательной активности ребенка.

Ребенок не в состоянии контролировать свое поведение, и с трудом поддается контролю извне. В результате, вся его неумелая энергия, оказываясь нецеленаправленной, растрачивается впустую.

В каком-то смысле поведение гиперактивных детей приближается к «полевому» (непосредственно зависящему оттого, что находится в поле зрения), характерному для детей с более тяжелыми нарушениями произвольной регуляции.

В то же время их действия более осмысленны и управляемы, хотя разобщены между собой.

Среди этих детей много «левшей» и тех, кто в равной степени пользуется и правой и левой рукой. Часто причиной может быть гипоксия в утробе матери или родовая травма, или асфиксия. Особые дети – с алкогольным синдромом плода.

Рекомендации к диагностике и коррекции:

В соответствии с общей схемой возрастно-психологического анализа психолог группирует полученные сведения в следующие четыре раздела:

· Информация об истории развития гиперактивного ребенка и состоянии его здоровья;

· Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растет ребенок (семья, группа д\с, другие учреждения);

· Особенности поведения и деятельности ребенка (в процессе обследования, в семье, в д\с, школе и д.р.);

· Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.

На этом основании дается общая оценка уровня развития, описание сущности его трудностей, степень их сложности и группы и т.д. Создается коррекционная программа или предложение по психотерапии.

В дошкольном возрасте основные проблемы сосредоточены в сфере общения.

Диагностические симптомы гиперактивных детей:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчиться и извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр, и в различных ситуациях в коллективе.

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью внимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит то одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим.

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в д\с, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет.

№ 38. Психическое развитие ребенка в условиях социальной депривации.

Понятие депривации.

Термин «депривация», вошедший в психологический сло­варь в се­редине восьмидесятых годов, в буквальном смысле означает «лишение».

По своей сути депривационные фено­мены представляют собой многооб­разные измененные состо­яния сознания, а также различные варианты нарушений нор­мального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.

В силу различных обстоятельств человечество неоднократ­но сталкивалось с депривационными феноменами и могло наблюдать их различные последствия, но собственно научные исследования этого в высшей степени интересного явления начались только в середине 40-х годов двадцатого столетия.

В определении депривации говорится о процессе блоки­рования потребностей, к числу которых, прежде всего, отно­сятся потребность в двигательной активности, в новых впе­чатлениях — перцептивная потребность.

Особое значение в жизни человека также имеют потребности в общении, эмо­циональной поддержке, самореализации, уважении, безопас­ности, творчестве, идентичности, интимности и пр.

Невоз­можность реализовывать их длительное время, как правило, приводит к серьезным дисфункциям сознания.

В данном случае следует подчеркнуть два принципиальны момента. Прежде всего, надо иметь в виду, что депривационные феномены не могут выступать в качестве объяснительно го принципа в научных исследованиях, ибо сами нуждаются тщательном описании и объяснении.

Кроме того, не следует путать депривационные явления с депривационной ситуацией. Последняя представляет собой внешние объективные условия, препятствующие реализации той или иной потребно та человека. Первые же суть явления субъективные, внутрение, присущие сознанию.

И то и другое находится в причин­но-следственных отношениях, но единство не означает их тож­дества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_36702_opredelenie-deviantnogo-povedeniya.html

Medic-studio
Добавить комментарий