17. Современные направления в исследовании личности.

7. Основные направления в исследовании личности

17. Современные направления в исследовании личности.

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕНАПРАВЛЕНИЕ

+Психодинамическаятеория личностиЗигмунда Фрейда

Главным источникомразвития личности являются врожденныебиологические факторы (инстинкты), аточнее, общая биологическая энергия –либидо (от лат. – влечение, желание).

Этаэнергия направлена, во – первых, напродолжение рода (сексуальное влечение)и, во – вторых, на разрушение (агрессивноевлечение). Личность формируется в течениепервых шести лет жизни.

Доминирует вструктуре личности бессознательное.

РЕЗУЛЬТАТЫПЕРЕСМОТРА ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

+Индивидуальнаятеория личности АльфредаАдлера

Каждыйиз нас ощущает собственную неполноценность.Каждый из нас будет бороться чтобыпреодолеть собств. неполноценность.Слаженность индивидуальной и общественнойжизни зависит от степени развитиясоциальных чувств.

+Аналитическаятеория личностиКарла Густава Юнга

Главным источникомразвития личности Юнг считал врожденныепсихологические факторы. Человекполучает по наследству от родителейготовые первичные идеи – «архетипы».Некоторые архетипы универсальны,например, идея Бога, добра и зла, и присущивсем народам. Но есть архетипы культурно-и индивидуально-специфические.

Юнгпредполагал, что архетипы отражаютсяв сновидениях, фантазиях и нередковстречаются в виде символов, используемыхв искусстве, литературе, религии,архитектуре. Смысл жизни каждого человеканаполнить врожденные архетипы конкретнымсодержанием. По мнению Юнга, личностьформируется в течение всей жизни.

Вструктуре личности доминируетбессознательное, основная часть которогосоставляет «коллективное бессознательное»– совокупность всех врожденных архетипов.

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯИ СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ

Эго-теорияличности ЭрикаЭриксона

Социокультурнаятеория личности Карен Хорни

С позиции Эриксона,именно эго составляет основу поведенияи функци­онирования человека. Онрассматривал эго как автономную структуруличности, основным направлением развитиякоторой является социальная адаптация.

ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕНАПРАВЛЕНИЕ

+Диспозиционнаятеория личности Гордона Олпорта

+Структурнаятеория черт личности Рэймонда Кеттела

+Теория типовличности Ганса Айзенка

Воснове диспозициональногонаправленияв изучении личности лежат две общиеидеи. Первая заключается в том, что людиобладают широким набором предрасположенностейреагировать определенным образом вразличных ситуациях (то есть чертличности).

Это означает, что людидемонстрируют определенное постоянствов своих поступках, мыслях и эмоциях,независимо от течения времени, событийи жизненного опыта. Вторая основнаяидея связана с тем обстоятельством, чтонет двух людей, в точности похожих другна друга, подчеркивая существованиехарактерных черт, отличающих индивидуумовдруг от друга.

Олпортполагал, что каждая личность уникальнаи что ее уникальность наилучшим образомможет быть понята через определениеконкретных черт личности.

НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕНАПРАВЛЕНИЕ

+Теория оперантногонаучения Б.Ф. Скиннера

Скиннер утверждал,что личность – это совокупностьсоциальных навыков, сформировавшихсяв результате оперантного научения.

Человек стремится совершать те операнты,после которых следует подкрепление, иизбегает тех, за которыми следуетнаказание.

Таким образом, в результатеопределенной системы подкреплений инаказаний человек приобретает новыесоциальные навыки и, соответственно,новые свойства личности

СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕНАПРАВЛЕНИЕ

+Социально-когнитивнаятеория личности Альберта Бандура

+Теория социальногонаучения Джулиан Роттер

По мнениюпредставителей этого направления,важную роль в развитии личности играютне столько внешние, сколько внутренниефакторы, например, ожидание, цель,значимость и т.д. Бандура назвал поведениечеловека, детермированное внутреннимифакторами, саморегуляцией. Основнаязадача саморегуляции – обеспечиватьсамоэффективность, т.е.

совершать толькоте формы поведения, которые человекможет реализовать, опираясь на внутренниефакторы в каждый данный момент. Роттердля объяснения поведения человекавводит специальное понятие «поведенческийпотенциал», которое означает мерувероятности того, какое поведение будетсовершать человек в данной ситуации.

Потенциал поведения складывается издвух компонентов: субъективной значимостиподкрепления данного поведения (насколькопредстоящее подкрепление ценно, значимодля человека) и доступности данногоподкрепления (насколько предстоящееподкрепление в данной ситуации можетбыть реализовано).

Бихевиористы считают,что личность формируется и развиваетсяв течение всей жизни по мере социализации,воспитания, научения. Однако ранниегоды жизни человека они рассматриваюткак более важные.

КОГНИТИВНОЕНАПРАВЛЕНИЕ

+Когнитивнаятеория личности Джорджа Келли

Главным источникомразвития личности, согласно Келли,является среда, социальное окружение.Когнитивная теория личности подчеркиваетвлияние интеллектуальных процессов наповедение человека. Главным понятиемв этом направлении является «конструкт»,которое включает в себя особенностивсех известных познавательных процессов(восприятия, памяти, мышления и речи).

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕНАПРАВЛЕНИЕ

+Гуманистическаятеория личности Абрахама Маслоу

+Феноменологическаятеория личности Карла Роджерса

Главным источникомразвития личности представителигуманистической психологии считаютврожденные тенденции к самоактуализации.Развитие личности есть развертываниеэтих врожденных тенденций. Цель жизни- реализовать весь свой врожденныйпотенциал.

Источник: https://studfile.net/preview/7484018/page:3/

Основные направления исследования личности в отечественной психологии

17. Современные направления в исследовании личности.

Общепринятой классификации нет. Можно рассмотреть самое общее деление в соответствии с определением основополагающих категорий:

Московская школа – категория Деятельности. Деятельностный подход – единство сознания и Деятельности. Сложился в 30-е годы. В 40 – 50 гг. происходит разветвление на два подхода:

1. Рубинштейн и его продолжатели. Брушлинский, Славская, Рубинштейн: психология должна изучать только психику.

2. Выготский и последователи: Божович, Славина, Асмолов, Лурия, Леонтьев.

Выготский – культурно-исторический подход, которого нет в зарубежной психологии. Ответ на вопрос, как Личность в своем индивидуальном развитии проявляет свое общественное? Высшие психические функции возникают дважды:

1. На уровне натуральных функций: ощущения, зрение – то, что при рождении.

2. Осознавание: с 3 – 4 лет понимание памяти, до этого она не осознается.

Кризисы возрастного развития должны быть обязательно, так как в этот период появляются новообразования; у взрослых – виды Деятельности (творчество). Сензитивные периоды – наиболее благоприятные.

Леонтьев – Деятельность должна входить в предмет психологии. Переживание он назвал важнейшей единицей развития Личности. Ввел понятие «кризис возрастного развития». Ценности Личности.

Асмолов. История дает заданные параметры для развития Личности. Культура толерантности – она может быть только при совпадении социальных и личностных параметров.

Божович. Главное в развитии – умение управлять собой. «Я вижу цель – я стараюсь достичь». Есть преграды: внутренние, внешние. Внутренние – соподчинение мотивов. Появляется умение регулировать себя (способы беру извне, есть свои). Есть периоды, когда не хватает таких способов. Тогда буду конструировать сам. Оценка строится на том, приносит ли она удовлетворение.

Санкт-Петербургская школа – категория отношений. Теоретическими основами являются работы Бехтерева, Павлова, Сеченова. На стыке психологии и психиатрии – психология Личности.

Мясищев В.Н. Личность рассматривается как система отношений. Имеет своим продолжением теорию психотерапии.

Ананьев – комплексный подход к изучению человека перерос в системное исследование (Ломов). Человека изучают со стороны разных свойств. «Человек, как предмет познания». Закономерности психического развития.

Личность не может развиваться равномерно, она развивается гетерохронно (всему свое время). Это проявляется не только во внешнем виде. Во взрослом периоде идет развитие одной характеристики, а остальные – медленно.

Так идет развитие на протяжении всей жизни.

Тбилисская школа – категория установки.

Узнадзе – установка.

На сегодняшний день принято «смешивать» Личность из разных компонентов разных теорий, «коктейль».

Петровский – теория деятельностного опосредования. Попытка саккумулировать две теории. Отдельно выделяют системный подход (Ананьев, Ковалев).

На протяжении нескольких десятилетий отечественная психология стояла на принципах деятельностного подхода. Суть этого подхода была изложена известным отечественным психологом П.Я. Гальпериным.

Он писал, что деятельностный принцип означает требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деятельности, которая определяет саму необходимость психики, и ее конкретное содержание, и ее строение; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс, а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации.

В отечественной психологии личность изучается с двух точек зрения:

С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психические процессы – внимание, память, мышление – носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера).

С точки зрения изучения личности самой по себе – ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки.

Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых. Это – школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина.

Гипотезы, которые были сформулированы в рамках различных научных парадигм, продолжают теоретически и эмпирически исследоваться.

Определим общий контекст и специфические феномены, которые были выделены в этих школах в связи с изучением проблемы личности.

Л.С. Выготский (1896-1934) – один из методологов психологии, много времени посвятивший разработке программы и приемов эмпирического исследования психики ребенка.

За десять лет интенсивной научной работы в области психологии им было написано свыше 180 работ, среди них такие как “Психология искусства”, “Мышление и речь”, “Педагогическая психология”, “Исторический смысл психологического кризиса” (см. Хрестомат. 7.1).

Центральной категорией, которой Выготский уделял первостепенное внимание была категория сознания. Л.С. Выготский искал новый путь в объяснении психических явлений, во многом опираясь на идеи марксизма. Чтобы понять внутренние психические процессы, нужно было выйти за пределы организма, и искать их объяснение в общественных отношениях человека со средой.

Его концепция была названа культурно-исторической, потому что интерпретацию сознания и психических процессов можно было вывести только из их развития и становления. идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций. Они формируются у ребенка в процессе онтогенетического развития в общении со взрослым.

Развитие, по Выготскому, связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово. В связи с проблемой высших психических функций обсуждается феномен натуральных психических функций, которые являются врожденными и непосредственными. Развитие, согласно Выготскому, идет по двум линиям.

“В развитии ребенка представлены (не повторены) оба типа психического развития, которое мы в изолированном виде находим в филогенезе: биологическое и историческое, или натуральное и культурное, развитие поведения. В онтогенезе оба процесса имеют свои аналоги (не параллели).

Это основной и центральный факт, исходный пункт нашего исследования: различение двух линий психического развития ребенка, соответствующих двум линиям филогенетического развития поведения” (Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 томах. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С.30).

“Оба плана развития – естественный и культурный – совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка” (Там же. С.31).

Натуральные функции – механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление являются феноменами органического развития, которое совершается в культурной среде и превращается в исторически обусловленный биологический процесс.

“В то же время культурное развитие приобретает совершенно своеобразный и ни с чем не сравнимый характер, поскольку оно совершается одновременно и слитно с органическим созреванием, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся, созревающий организм ребенка” (Там же. С. 31). К высшим психическим функциям относятся – логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях. Первые – натуральные – развиваются по принципу стимул-реакция, вторые опосредствуются знаком.

Л.С. Выготский формулирует две гипотезы: 1) об опосредствованности высших психических функций, и 2) о происхождении внутренней деятельности из внешней путем интериоризации.

Эксперименты, проведенные на разных функциях показали, что сначала овладение поведением происходит во внешнем (социальном) плане, в сотрудничестве со взрослым, а затем знаки и сами функции постепенно становятся внутренними.

Этот закон носит название общего генетического закона культурного развития – “…всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая.

Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли” (Там же. С. 145).

Формирование личности, по Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием.

Личность формируется в результате такого исторического развития, и сама по себе исторична. Показателем личности является соотношение натуральных и высших психических функций.

Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность.

А.Н.Леонтьев (1903-1979) – выдающийся отечественный психолог, организатор науки, создатель теории деятельности. Известны такие его работы, как “Очерк развития психики”, “Проблемы развития психики”, “Потребности, мотивы и эмоции”, “Деятельность. Сознание. Личность”. Концепция А.Н.

Леонтьева продолжала линию Л.С. Выготского, утверждая роль социальной детерминации в развитии личности. Основой замысел теории личности А.Н. Леонтьева можно понять исходя из решения им основной критической задачи – преодоления натуралистического понимания личности (см. Хрестомат. 7.2).

Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. Она рассматривается “как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития” (Давыдов В.В., 1983. С. 129). Благодаря феномену деятельности, А.Н.

Леонтьев преодолевает принцип стимульности, согласно которому организм реагирует на воздействия, исходящие от среды.

Принцип предметности деятельности изменяет позицию субъекта в процессе взаимодействия с объектом, поскольку последний трактуется двояко: “первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может” (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. с.84).

Исходной и основной формой деятельности выступает деятельность внешняя, чувственно-практическая.

В процессе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы, которые приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности путем интериоризации; существуют переходы и в противоположном направлении – от внутренней деятельности к внешней путем экстериоризации. Обе формы имеют общее строение.

В предметной деятельности выделяются относительно самостоятельные единицы – действия и операции. Во внутренней деятельности такими являются мотив, цель, условие.

“Особенность анализа целостной деятельности, связанного с выделением ее единиц, состоит в том, что он направлен на раскрытие ее внутренних системных связей и отношений” (Давыдов В.В., 1983. С. 138).

При выделении таких единиц деятельности правомерно задать следующие три вопроса: “Ради чего совершается деятельность?” (мотив деятельности), “На что она направлена?” (цель), “Какими способами реализуется?” (средство).

Личность по Леонтьеву – внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида.

“Понятие “индивид” выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид – продукт филогенетического и онтогенетического развития.

Личность – относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она “производится”, создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности”.

Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности.

Он утверждает, что “исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакой “структуры личности” получить невозможно, что реальное основание личности человека лежит не в заложенных в нем генетических программах, не в глубинах его природных задатков и влечений и даже не в приобретенных им навыках, знаниях и умениях, в том числе и профессиональных, а в той системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями” (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 186).

Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится с понятием значения. А.Н.

Леонтьев утверждает, что значение не может быть использовано как единица анализа личности, поскольку действительность отражается в нем в независимой от индивида, личности форме.

“Значение – это то обобщение действительности, которое кристаллизовано, фиксировано в чувственном носителе его – обычно в слове или в словосочетании. Это идеальная, духовная форма кристаллизации общественного опыта…” (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1980. С. 287).

“Итак, значение – это ставшее достоянием моего сознания … обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже умения как обобщенного “образа действия”, нормы поведения и т.д.”.

А.Н. Леонтьев приводит пример того, как изменяется личностный смысл при изменении мотива деятельности. Например, чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель.

Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен.

Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях по-разному проинтерпретируем смысловое содержание деятельности студента.

Проблема исследования личностных смыслов была тем направлением, в русле которого идеи, сформулированные А.Н. Леонтьевым, продолжают развиваться его сотрудниками и последователями в разных направлениях психологии – общей, клинической, возрастной, инженерной и т.п.

С.Л. Рубинштейн (1889-1960) – выдающийся философ и психолог, занимавшийся проблемами психологии мышления и заложивший методологические основы психологии, автор одного из популярнейших учебников, на котором выросло не одно поколение психологов – “Основы общей психологии”, исследователь, энциклопедист.

Методологические основы психологии увязывались С.Л. Рубинштейном с идеями К. Маркса. В статье “Принцип творческой самодеятельности” он рассматривает познание не как созерцание, а как активную деятельность. На основе этой идеи он формулирует принцип единства сознания и деятельности.

Положение о единстве сознания и деятельности было сформулировано на определенном этапе развития психологии (в 30-40-е г. ХХ в.) с целью разрешения ситуации, которая сложилась в психологии вследствие преимущественного влияния двух направлений – интроспективной психологии и бихевиоризма.

“Утверждение единства сознания и деятельности означало, что надо понять сознание, психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав и сделать таким образом самую деятельность человека предметом психологического исследования” (Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 250). Рубинштейн специально отмечает, что не только деятельность влияет на личность, но и личность, имея право на выбор, занимает активную и инициативную позицию.

Постановка вопроса о связи сознания и деятельности потребовала раскрытия того, как и где образуется эта связь. Личность, по Рубинштейну, является основанием этой связи. За кажущейся простотой постановки вопроса о связи сознания и деятельности стоит сложность преодоления отрыва сознания от личности и подстановки его на место личности.

На первых этапах развития отечественной психологии введение понятия личностного принципа было связано с преодолением идей функционализма, преодоления отрыва личности от сознания и деятельности. На этом этапе основной акцент делался на роли деятельности в развитии личности.

Чтобы перейти от представления о личности как накопителе отдельных функций к исследованию личности как таковой, нужно было определить структуру личности. Личность как целое, согласно С.Л.

Рубинштейну, выражается через триединство: чего хочет человек (потребности, установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере). Если раньше (в 30-40-е г.) понятие личности использовалось для реализации принципа единства сознания и деятельности, то теперь (в 50-е г.

) в работах “Бытие и сознание”, “Принципы и пути развития психологии” оно соотносится с понятием детерминизма. С помощью этого принципа нужно было показать специфику психической деятельности, не отрывая от связей с другими явлениями материального мира.

Сущность детерминизма определяется Рубинштейном через диалектику внешнего и внутреннего. Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отношению к деятельности. Личность и ее психические свойства являются одновременно и результатом, и предпосылкой деятельности.

Важным моментом в исследовании личности, по Рубинштейну, являются особенности ее включения в более широкий контекст – не только в деятельность, но и в жизнедеятельность. “Сущность человеческой личности, – говорит Рубинштейн, – находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю”.

Эта особенность выражается в понятии “субъект жизни”. Это – “личность в более высоком плане”. “Личностью в подчеркнуто специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть своя позиция, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в результате большой сознательной работы” (Там же. С. 679).

Личность как субъект жизни имеет три уровня организации:

1) психический склад – индивидуальные особенности протекания психических процессов;

2) личностный склад – качества характера и способности;

3) жизненный склад – нравственность, ум, умение ставить жизненные задачи, мировоззрение, активность, жизненный опыт.

Особое место в его концепции занимает проблема сознания и самосознания. Рубинштейн противопоставляет свое понимание самосознания идеалистическому, где оно замкнуто на себе.

Это понимание самосознания включает отношение к себе, к миру, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности.

Не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание проявляется через активность субъекта в отношении к миру.

Последняя книга С.Л. Рубинштейна “Человек и мир” вышла в 1997 г. почти через сорок лет после его смерти. Этим событием мы обязаны целому коллективу авторов, прежде всего Андрею Владимировичу Брушлинскому и Ксении Александровне Абульхановой-Славской.

Б.Г. Ананьев (1907-1972) – виднейший отечественный психолог, автор таких работ, как “Человек как предмет познания”, “О проблемах комплексного человекознания”.

Им было разработано понятие возраста как основной единицы периодизации жизненного пути человека. Он ставил задачу исследовать связи биологических особенностей и социальных достижений личности.

Особенностью концепции Ананьева является включение человека в более широкий, чем деятельность, контекст – в контекст человекознания.

Как и в трудах других отечественных психологов, идея социальной детерминации личности занимает в концепции Ананьева одно из центральных мест. Социальный фактор рассматривается им опосредованно, через понятия социального статуса, социальной ситуации, образа жизни и проч.

Он наиболее тщательно исследовал проблему индивидуального развития человека. В этой комплексной проблеме он выделял понятия индивида, личности, субъекта, человека. Личность рассматривается им как наиболее позднее образование по сравнению с индивидом.

Это “связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения… предметной деятельности… Подобно тому, как начало индивида – долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности – долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека” (Ананьев Б.Г., 1980. С.70).

Б.Г. Ананьев предложил антропологический подход к исследованию человека, который был реализован с помощью проведения системных и многолетних генетических исследований.

В этих исследованиях он показывает, что индивидуальное развитие – внутренне противоречивый процесс, зависящий от многих детерминант. Развитие, согласно Ананьеву, это возрастающая интеграция, синтез психофизиологических функций. Эта интеграция обеспечивается различными механизмами.

Структура личности, например, организуется по двум принципам – субординационному, или иерархическому, при котором сложные социальные свойства подчиняют себе более элементарные, психофизиологические, и координационному, при котором взаимодействие свойств строится на паритетных началах.

Проблема интеграции позволила Ананьеву включить психическое развитие в более широкий контекст – онто-, социо- и персоногенез.

В.Н. Мясищев – см. вопрос 45 «Проблемы личности в психологии отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев)».

Д.Н. Узнадзе – см. вопрос 46 «Проблемы личности в теории установки».

В.С.

Мерлин (1898-1982) разработал интегральную теорию индивидуальности, в которой выделял следующие уровни: биохимический, соматический, нейродинамический, психодинамический (уровень темперамента), свойства личности, социальные роли. Между этими уровнями существуют не однозначные, а много-многозначные связи, т.е. свойство одного уровня может быть связано с несколькими свойствами другого уровня.

В структуре темперамента он различает:

– экстраверсию – зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;

– тревожность – предрасположение к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;

– реактивность – интенсивность реакции в ответ на стимул; импульсивность – скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;

– эмоциональную устойчивость – способность к контролю эмоций;

– эмоциональную возбудимость – интенсивность эмоциональных переживаний; активность как поведение, направленное на определенные цели;

– ригидность – неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Вводя понятие индивидуального стиля деятельности, он имел в виду, что это – своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности. Темперамент, по мнению В.С. Мерлина, нельзя изменить, т.к. он обусловлен генетически, но его, тем не менее, можно компенсировать. Наиболее известные его работы – “Очерк по теории темперамента”, “Экспериментальная психология личности”, “Очерк интегрального исследования индивидуальности”.

Источник: https://students-library.com/library/read/65355-osnovnye-napravlenia-issledovania-licnosti-v-otecestvennoj-psihologii

Современные направления в исследовании личности

17. Современные направления в исследовании личности.

Практический аспект формального изучения личности берет свое начало еще в интересе Фрейда к причинам и лечению патологического поведения.

Следовательно, история персонологических изысканий отражает сильный акцент на поведенческих феноменах, наблюдаемых лучше всего в психотерапевтических ситуациях. Эта ориентация особенно характерна для Адлера, Хорни, Юнга и, в какой-то степени, Эриксона.

Интерес к патологическим и защитным аспектам функционирования человека также очевиден в теориях Фромма, Келли, Роджерса, Бандуры и Роттера. Но времена меняются, а с ними — темы и акценты в психологии личности.

Замечательным примером подобных неизбежных перемен является то, что персонологи сейчас куда в большей степени стремятся и могут, чем это было 20 лет назад, изучать социальные проблемы реального мира. Исследованиям в этой области можно предсказать блестящее будущее.

Многие события, происходящие в последние годы, заставляют задуматься о персонологическом изучении социальных проблем, угрожающих будущему человечества.

Гонка ядерных вооружений, экологическое загрязнение, глобальный энергетический кризис, увеличение уровня рождаемости в отсталых странах, эксплуатация и преследование меньшинств, исследование неизвестных территорий суши, моря и космоса заставили нас пересмотреть наше отношение к себе, друг к другу и к нашему окружению.

Куда не посмотришь, везде видишь мир, меняющийся с невероятной быстротой, и человеческие привычки, традиции и ценности меняются вместе с ним. Действительно, одна из главных проблем сегодняшнего дня — неуверенность в том, во что верить и как жить.

Молодые люди особенно растеряны перед лицом открывающейся возможности свободно выбирать ценности, идеологию и стиль жизни в их поиске такого подхода к жизни, который кажется «подходящим».

Неудивительно, что психологи стали интересоваться социальной значимостью своей работы и вкладом, который они в конечном итоге могли бы сделать в решение проблем и спорных вопросов современного мира. Это стремление к социально релевантной психологии, несомненно, будет в значительной мере влиять на изучение личности. Будущим исследователям личности придется значительно расширить диапазон своей деятельности, если они хотят сохранить заметную позицию в науках о поведении. И области применения их открытий тоже будут более разнообразными.

В целом, размышляя над этой ситуацией на фоне событий, происходящих в мире, с уверенностью можно сказать, что внимание будет сосредоточено на следующих вопросах: нищета, расовая и половая дискриминация, контроль рождаемости, отчуждение, самоубийства, разводы, жестокое обращение с детьми, наркомания (включая алкоголизм), преступления и т. д. Проблемы касаются человеческого существования во всей его полноте. Психология, очевидно, будет играть решающую роль в попытках помочь людям сделать жизнь плодотворной и полной смысла. Недавно Бандура сказал: «Так как науку интересуют социальные последствия ее применения, психология должна содействовать пониманию психологических вопросов, имеющих отношение к социальной политике, чтобы гарантировать, что ее открытия используются на пользу человечеству» (Bandura, 1977, р. 213).

Следствием этой предполагаемой тенденции большей вовлеченности в конкретный мир человеческих дел может быть то, что концепции и направления теории личности будут значительно более сложными и эклектичными, чем те, которые известны нам сегодня (Buss, 1984; Lamiell, 1987).

Другой возможный результат — это то, что персонологи будут больше взаимодействовать с социальными психологами, социологами, антропологами и этологами. Следовательно, в области проблем личности будет применяться междисциплинарный подход к исследовательским проблемам.

В свою очередь, большее значение будет придаваться натуралистическим методам исследования (наблюдение и изучение людей в таком окружении, как дом, фабрика, больница и зал судебного заседания).

Полевые исследования в принципе являются идеальным способом изучений личностного функционирования: ведь мы хотим понять поведение вне стен лаборатории! Персонология в конце концов неизбежно распространится на все секторы социального мира.[2]

Наступает век Человека! Наступает время, когда Человек станет центральной проблемой научного знания, независимо от его родовой принадлежности. Тем не менее, остается чувство некоторой незавершенности. И дело даже не в том, оправданные эти прогнозы или нет. Дело в научных основаниях прогнозов.

Почему сейчас, на рубеже веков, так стремительно вырос интерес науки к проблеме человека? Вряд ли это можно объяснить только субъективным интересом самих ученых! Скорее этот интерес обусловлен какими-то закономерностями, объективно действующими в процессе развития научного знания.

И только провидческая мудрость некоторых ученых позволила им по слабо уловимым проявлениям заметить действие этих закономерностей. Что это за закономерности?

Дело в том, что развитие научного знания, т. е. системы наук в целом, осуществляется в рамках так называемой общенаучной парадигмы. В широком смысле парадигма (от греч.

paradeigma – пример, образец) – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Понятие «парадигма», было использовано Т. Куном для объяснения смены научных революций.

С его точки зрения кризис господствующей парадигмы предполагает «отказ научного сообщества от той или иной освященной веками научной теории в пользу другой теории, несовместимой с прежней».

Если это действительно так, то тогда «превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом», о которой писал Б. Г. Ананьев и другие ученые, можно объяснить сменой общенаучных парадигм.

Анализ смены общенаучных парадигм от античности до наших дней, проведенный Ю. В. Яковцом, позволил ему констатировать кризис пока еще действующей индустриальной парадигмы. «Взрывы глобальных кризисов всех сторон жизни общества в последней четверти нашего столетия поставили точку в судьбе индустриальной парадигмы»– говорит автор.

В то же время нельзя не признать, что развитие мирового общества по законам индустриальной парадигмы привело определенную его часть к высотам технотронной цивилизации.

Вместе с тем такой ход развития утвердил примат техники над самим обществом, его культурой и человеком. И общество, и человек стали, по выражению немецкого исследователя П. Козловски, «техноморфными». Воистину высоты цивилизации оказались «зияющими».

Дальнейшее развитие в рамках индустриальной парадигмы лишь стимулирует «взрывы глобальных кризисов», о которых говорит Ю. В. Яковец. Именно поэтому заключает автор «пробил час для становления очередной, постиндустриальной парадигмы».

На необратимость процесса перехода от техногенной цивилизации к антропогенной указывают и другие исследователи, в частности Н. Н. Моисеев и А. В. Толстых.

О принципиальном изменении характера общенаучной парадигмы говорят и зарубежные авторы. Например, уже упоминавшийся мною П.

Козловски пишет о необходимости смены концепции технологического детерминизма концепцией культурного детерминизма, а американец П. Ф.

Дракер полагает, что сегодня ключевыми ресурсами общества становится не труд, капитал или сырье, но знание, носителем которого является человек, определяющее военную и экономическую силу нации.

Таким образом, пропасть между гуманитарной и естественнонаучной цивилизациями, о которой в свое время говорил знаменитый английский ученый и писатель Чарльз Питер Сноу, может быть преодолена в рамках новой постиндустриальной парадигмы, переживающей сейчас фазу становления.

Краеугольным камнем этой парадигмы, по мнению Ю. В. Яковца, является «примат человека, его сознания в системе источников саморазвития общества».

Иными словами, в гуманистическом постиндустриальном обществе на передний план выступает проблема человека, а вслед за нею и науки, его изучающие.

Переориентация общенаучной парадигмы с целей технического или технотронного развития общества на цели культурного (антропогенного) развития не отрицает значимости научно-технических достижений в жизни самого общества. Речь при этом идет об изменении места человека в процессе развития.

Из средства (инструмента) развития он превращается в саму цель его, что придает самому человеку не декларативную, но сущностную ценность. Техника, наука, по словам Н. Н. Моисеева, «окажутся всего лишь материальной базой для решения гуманитарных проблем, проблем будущности человека».

Итак, в центре постинсдустриальной парадигмы оказывается человек и идеалы его развития – психического, нравственного, духовного.

Однако сам человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека, о которой говорил Б. Г. Ананьев, – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой.

В системе этих связей человек изучается и как естественный индивид с присущей ему программой развития и определенным диапазоном изменчивости, и как субъект и объект исторического развития –личность, и как основная производительная сила общества – субъект труда, познания и общения, что подчеркивает его целостную природу. Вместе с тем, по мнению Б. Г.

Ананьева, человек предстает еще и как индивидуальность. При этом он отмечал относительность разделения человеческих свойств на индивидные, личностные и субъектные.

Конечно, человек жив, пока он предстает как целостное образование и любое нарушение его приводит к патологии, крайняя степень которой – смерть, как полное и окончательное разрушение целостности. В то же время одним из ведущих методов научного познания является разложение целого на части. Весьма определенно по этому поводу высказывался еще И. М.

Сеченов: наука «должна расчленить цельное явление до возможных пределов, свести сложные отношения на более простые». Именно таким путем, по его мнению должна идти и психология. В художественной форме эту мысль очень точно выразил И. Гете:

«Кто хочет что-нибудь живое изучить,

Сперва его он убивает, потом на части разлагает

Но связи жизненной ему там не найти».

Таким образом, если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и, наконец, как индивидуальность. Следовательно, всякое противопоставление, а тем более игнорирование либо преувеличение одного из этих параметров человека недопустимо. Недопустимо постольку, поскольку в

противном случае будет деформировано представление о психологии человека как целостного образования. Это замечание чрезвычайно важно для всякого, приступающего к научному изучению человека.

Каждое отдельно взятое знание (об индивиде, субъекте или личности) будет недостаточно и об этом должен помнить исследователь, как бы ни было соблазнительно придать всеобщее значение частным выводам.

Как тут не вспомнить предостережение американского философа науки Поля Фейерабенда: «Наука, говорил он, – одна из многих форм мышления, развитых человеком, и не обязательно лучшая форма.

Это видная, шумная и нахальная форма мышления, но ее внутреннее превосходство существует только для тех, кто уже сделал выбор в пользу определенной идеологии, и кто принял ее без какого-либо анализа ее преимуществ и границ».

Итак, приступая к изучению психологии личности, мы всегда должны помнить, что эта проблема лишь одна из ипостасей, в которой предстает перед нами человек как целостное образование.

В то же время естественен и вопрос о том, почему исторически в психологии именно проблема личности, а не индивида или субъекта вышла на передний план, нередко олицетворяя собой психологическое изучение человека? Что это – отражение обыденного, житейского взгляда на человека, распространенного среди людей, либо в понятии личность более чем в каком ином выражаются сущностные специфически человеческие качества? Ответ на это может быть получен в процессе выяснения природы человека и понимания личности не только в психологии, но и смежных науках ее изучающих.[3]

Заключение

Разработка проблематики личности в психологии – это интенсивно развивающаяся область науки, в которой накапливаются все больше и больше новых данных.

В этой области существует достаточно большой сектор направлений и теорий – от направлений, преимущественно подчеркивающих биологическую, наследственную обусловленность личностных характеристик человека, до направлений, акцентирующих свое внимание на исключительно культурных факторах. Последнее направление носит крайне ограниченный характер вследствие ограниченности в нем трактовки культуры и социальности.

В психологии личности происходят значительное накопление эмпирических данных и разработка методик исследования личности. Формулирование ряда теоретических положений, о которых говорилось выше, пока еще не привело к удовлетворительному знанию о личности человека.

Вместе с тем большинство психологов, имеющих достаточный опыт работы в этой области, все более осознают необходимость перехода от разработки частных, хотя и важных вопросов в области психологии личности к созданию более широких теоретических обобщений.

Источник: https://student.zoomru.ru/psih/sovremennye-napravleniya-v-issledovanii-lichnosti/239675.1901568.s3.html

Шпаргалка по

17. Современные направления в исследовании личности.

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на себя и свои возможности в будущем.

13. Современные исследования Я-концепции

Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда выделяют в ней три структурных элемента:

•  когнитивный – «образ Я»;

•  эмоционально-ценностный, аффективный;

•  поведенческий.

Понятие Я-концепции родилось в 1950-е годы в русле гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого «Я» и его личностного самоопределения в микросоциуме.

Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности (Э. Эриксон). Однако первые разработки в области Я-концепции принадлежат У.

 Джемсу (1991), разделившему глобальное личностное «Я» (Self) на взаимодействующее Я-сознающее (I) и Я-как объект (Me).

Я-концепция – целостное образование, имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты, отличается сложным уровневым строением, по-разному понимаемое различными авторами.

В современной психологии личности можно выделить четыре основных подхода к теоретическим моделям Я-концепций:

•  номотетический (A. Ross; M. Parker; L. M. Soares & A. J. Soares) – Я-концепция рассматривается как одномерный конструкт, описательные характеристики которого в различных сочетаниях используются для объяснения поведения;

•  иерархический (Р. Бернс; А. В. Захарова; И. И. Чеснокова; R. J. Shavelson; R. Bolus) – различные грани Я-концепции выстраиваются следующим образом: в основании находятся частные Я-концепции, вершиной является общая Я-концепция. Общая Я-концепция наиболее стабильна;

•  таксономический (B. A. Bracken; K. K. Howell) – Я-концепция выстроена как серия нескольких высокоспецифических факторов, причем грани Я-концепции относительно независимы друг от друга, хотя существует и некий основной фактор;

•  компенсирующий или уравнивающий (L. M. Soares & A. J. Soares) – поддерживается предположение о существовании общего фактора Я-концепции. Более низкий статус одной грани может быть компенсирован более высоким статусом другой (например, отсутствие восприятия успеха в одной области связано с восприятием успеха в другой).

Отечественные и зарубежные авторы едины во мнении, что развитие Я-концепции характеризуется двумя чертами:

•  возрастающей концентрацией на внутреннем мире, отражающей растущую способность и интерес к рефлексии личных чувств и мыслей,

•  дифференциацией граней Я-концепции в процессе развития.

Таким образом, развитие Я-концепции идет в направлении от физического и конкретного к психологическому и абстрактному, от ситуационных объяснений поведения к стабильным личностным диспозициям.

14. Донаучные представления о личности. Философско- литературный период в

истории психологии личности.

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и др.

Однако теоретические исследова-ния в области психологии личности велись задолго до того времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX века. Этот период можно разделить на следующие этапы:

•  Античность. Античные мыслители предполагали, что душа человека не может быть понята из нее самой. В их объяснениях ее генезиса и структуры обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души.

Первое направление исходило из объяснения психики законами движения и развития материального мира. Здесь в качестве руководящей выступала идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.

Второе направление было создано Аристотелем. Оно ориентировалось не на природу в целом, а только на живую природу. Оно позволило трактовать психическое не как обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а как способ организации поведения живых систем.

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей, которые представлены в виде особых духовных сущностей. Исследований не проводилось, психология входила в рамки философии.

•  Средневековье. Развитие арабоязычной науки (Ибн Сина и физиологическая психология); схоластика, томизм – засилье религии, теологическая психология; Возрождение: Ф. Бэкон и его идея методологии, исходившей из познания причин вещей с помощью опыта и индукции.

•  XVII век. Новую эпоху в развитии психологической мысли открыли концепции, вдохновленные триумфом механики (Р. Декарт – открытие рефлекса, противопоставление тела и души – дуализм; Спиноза и попытки построить психологическое учение о человеке как целостном существе, духовно-телесном).

•  XVIII век. Развитие ассоцианизма как течения, объясняюшего развитие психического мира человека (Гартли); солипсизма (Беркли), предполагающего отрицание любого бытия кроме сознания. Кант и его учение об источниках и принципах научного знания.

Учение Канта, доказывая априорную целостность психического образа объекта, отвергало ассоцианизм, считавший первичным психические атомы, которые объединяются благодаря ассоциациям.

Кант считал, что сознание изначально организовано, обладает структурой и способами построения своего материала.

Особенности периода:

•  психология находится в рамках философии;

•  «наивная психология»;

•  описательная психология;

•  изучение вопросов о нравственной и социальной природе человека;

•  первые попытки определения личности и того, что человек может назвать своим, личным.

15. Оформление психологии личности как науки. Клинический период ( XIX – начало XX века)

В первые десятилетия XIX века наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры.

Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять наблюдаемое поведение.

При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период получил название клинический.

В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированны (тревожность, заторможенность, возбудимость).

Особенности периода:

•  атомистический подход (разложение психологии на отдельные процессы и состояния);

•  метод наблюдения и интроспекции как основной в описании и объяснении особенностей личности;

•  сужение представлений о личности как особом феномене, попытки определения личности;

•  концентрация на определении черт;

•  концентрация на патологии;

•  отсутствие целостного описания личности;

•  единичность и разрозненность сведений;

•  появление первичных экспериментов и математической статистики.

16. Экспериментальный период в развитии психологии личности.

Новая область знания – психология личности не могла строиться на старой, умозрительной основе, или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой; во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования; в третьих, научный эксперимент.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А. Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттеллом. А. Ф.

 Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г.

 Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. Г. Олпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт». Р.

 Кеттелл придал исследованиям личности, проводимым в рамках черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования метод факторного анализа, выделил, определил и описал ряд реально существующих факторов личности, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов.

Особенности периода:

•  концентрация внимания на нормальной личности;

•  определение личности (в норме и патологии);

•  использование эксперимента для исследования личности;

•  разработка тестовых методов оценивания личности;

•  разработка методов и процедур математической статистической обработки экспериментов;

•  разработка теорий личности;

•  разработка структур личности;

•  исследование проблем развития личности.

17. Современные направления в исследовании личности.

Современная психология личности решает восемь основных глобальных вопросов:

•  Как развивается личность человека?

•  Что мотивирует поведение человека?

•  Как человек приходит к тому, чтобы думать и узнавать о себе и окружении?

•  Какова природа социальной жизни человека?

•  Чем объясняется уникальность личности?

•  Каковы основные детерминанты личностного расстройства ?

•  Каковы определяющие характеристики психически здорового взрослого?

•  Почему одни идут в направлении компетентности и зрелости , а другие – некомпетентности и незрелости?

Наиболее приоритетными и наименее изученными в психологии личности можно назвать следующие направления:

•  Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности.

•  Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязи с другими аспектами психологического функционирования.

•  Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение.

•  Изучение развития личности в среднем и старшем возрасте (в настоящее время слабо изучено).

•  Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека.

19. Теория психоанализа

называется также фрейдизмом по имени ее основателя 3. Фрейда. На основании многолетних клинических наблюдений за душевнобольными Фрейд создал теорию (Оно, Я, Сверх—Я), объясняющую сущность личности через влияние бессознательных, иррациональных сил — влечений, инстинктов, навыков и т.п.

Развитие личности в теории психоанализа понимается | 1к история борьбы неосознаваемых влечений человека (Оно) с запретами, диктуемыми его совестью (Сверх-Я), I 1к на сознательном, так и на подсознательном уровне.

Противоречие между борющимися сторонами разреша- « к я с помощью «Я», то есть сознания.

В учении Фрейда особое место занимает теория психосексуального развития личности. Согласно этой теории развитие личности взрослого человека в огромной мере определяется детскими сексуальными переживаниями. По Фрейду, почти все дети проходят пять стадий психосексуального развития:

Оральная стадия — до 18 месяцев, в период кормления грудью. Эрогенная зона — рот. Ребенок получает большое удовольствие от действий, требующих участия губ, языка.

Анальная стадия — с 18 до 36 месяцев, основным источником удовольствия для ребенка служит анальная зона, отказ осуществлять дефекацию (испражнение, акт удаления кала) тогда, когда требуют родители. Этот момент является для ребенка средством реализации свободы.

Фаллическая стадия — с 3 до 6 лет, преобладает интерес к гениталиям (пенису или клитору).

Дети могут рассматривать свои половые органы, испытывать сексуальные побуждения, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, мастурбировать, то есть искусственно раздражать половые органы для удовлетворения сексуальных побуждений.

На этой стадии формируется комплекс Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек), при которых у детей проявляется сексуальное влечение к родителям противоположного пола.

Латентная (скрытая) стадия — с 6 до 10—11 лет, то есть до периода полового созревания. Половые чувства выражены минимально. Внешне мальчики и девочки не проявляют интереса друг к другу.

Генитальная стадия — начинается с наступление полового созревания, половое наслаждение перемещается с самого себя на другого человека. У подростков вначале может быть гомосексуальный период, когда предпочтение отдается обществу сверстников одного с ними пола, но постепенно объектом увлечения становится представитель другого пола. Происходит выбор брачного партнера, создается семья.

Согласно Фрейду, если на какой-то из этих пяти стадий ребенок испытывает острый дефицит внимания или, наоборот, чрезмерную опеку со стороны родителей, то это неизбежно сказывается на характере личности в будущем, ее патологии, неврозах, жизненных проблемах и трудностях.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_18/shpargalka-po-psihologii-lichnosti/318100.2427169.page2.html

Medic-studio
Добавить комментарий