17. Взаимодействие генотипа и среды в развитии. Основные типы

Лекция. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака

17. Взаимодействие генотипа и среды в развитии. Основные типы

План.

1. Качественные и количественные признаки организма

2. Влияние условий среды на качественные признаки

3. Влияние условий среды количественные признаки.

4. Норма реакции

1. Качественные и количественные признаки.Все признаки ор­ганизма можно разделить на две группы — качественные и ко­личественные. Окраска цветков, форма плодов, масть живот­ных, цвет глаз, половые различия — все это качественные при­знаки.

При изучении качественных признаков не возникает за­труднений в их классификации. Фенотипические классы потом- ков, появившиеся при расщеплении, легко различимы: черная или бурая корова, красная или черная лиса, белые или фиоле­товые цветки у душистого горошка и т. д.

Однако изменчивость (разнообразие) носит не только качест­венный, но и количественный характер. Яйценосность кур, мо­лочность коров, масса семян пшеницы — это примеры так на­зываемых количественных признаков. Большинство признаков, важных при разведении животных и выращивании растений, носит количественный характер. Количественные признаки мож­но изучать с помощью измерения и подсчета.

Живые организмы постоянно испытывают действие разно­образных факторов среды, в которой они обитают. Среда вли­яет на формирование и количественных, и качественных приз­наков.

2. Влияние условий среды на качественные признаки.Многие качественные признаки в меньшей степени, чем количествен­ные признаки, подвержены влиянию условий среды. Например, в семье, где отец и мать имеют голубой цвет глаз, рождаются только голубоглазые дети.

При этом не имеет значения, в ка­ких условиях живет данная семья. Однако можно привести не­мало примеров, демонстрирующих влияние среды. У примулы окраска цветков определяется аллельной парой Rr.

Гомозигот­ные растения RR обычно имеют красные цветки, но если в мо­мент формирования бутонов растение перенести из обычных ком­натных условий в теплую влажную оранжерею с температурой 30—35 °С, то появятся белые цветки.

Возвращение в комнат­ные условия не изменяет их белой окраски, но вновь распус­тившиеся цветки будут красными. Понятно, что в этом случае изменился признак, а не ген.

Другим примером, показывающим влияние условий внешней среды на развитие качественных признаков, может служить из­менение окраски шерсти у горностаевого кролики.

Горностаевые кролики (chch) и кролики-альбиносы (ее) при рождении не окрашены.

Альбиносы остаются совершенно белыми в течение всей жизни, а у горностаевых кроликов лапки, хвост, уши и мор­дочка со временем окрашиваются в черный цвет.

Если у горностаевого кролика (рис. 40) сбрить шерсть на ка­ком-либо участке тела, то окраска вновь выросшей шерсти бу­дет зависеть от температуры среды.

Так, если сбрить белую шерсть на боку или на спине и содержать животное при темпе­ратуре выше 2 °С, то на этом месте снова вырастет белая шерсть. При температуре воздуха ниже 2 °С вместо белой шерсти выра­стет черная.

Но если сбрить шерсть на ухе, то в обычных ус­ловиях там снова вырастет черная шерсть; под согревающим компрессом (при температуре 30 °С) на выбритом участке выра­стет белая шерсть.

Эти опыты объясняют, почему горностаевые кролики рожда­ются совершенно белыми: в эмбриональный период они нахо­дятся в условиях высокой температуры.

3. Влияние условий среды на количественные признаки.Раз­витие количественных признаков очень сильно зависит от вли­яния условий среды. Масса тела у крупного рогатого скота, как и У Других животных, — типичный количественный признак.

Установлено, что генотип оказывает важное влияние на форми­рование признака. Именно благодаря различиям в генотипе по­роды крупного рогатого скота резко отличаются по среднему значению, например, массы одного животного.

Однако условия среды, например количество и качество корма, играют не ме­нее важную роль в формировании этого признака (рис. 41).

Известно, что количество и качество молока в сильной сте­пени зависят от правильности кормления коровы. Но значит ли это, что удой зависит только от кормления? Нет, такой вывод неверен. Известно, что некоторые породы скота дают в обыч­ных условиях в год 8001200кг молока.

Улучшение кормле­ния и содержания этих животных может резко повысить их продуктивность до 2500 кг молока. Ухуд­шение условий может привести к тому, что ценная порода скота, дающая 4500— 5000 кг в год, снизит продуктивность до 2500 кг и даже ниже.

Однако поднять продуктивность скота до 4000—5000 кг, улучшая только условия содержания, не­возможно.

4. Норма реакции.Итак, признаки раз­виваются в результате взаимодействия ге­нотипа и среды. Один и тот же генотип может в разных условиях среды давать разное значение признака.

Пределы, в которых возможно изменение признаков у данного генотипа, называют нормой ре­акции. Иначе говоря, организм наследу­ет не признак как таковой, а способность формировать определенный фенотип в конкретных условиях среды, т. е.

норму реакции (рис. 42).

На примере с молочным скотом мож­но отметить, что норма реакции молоч­ности местных пород скота колеблется от 1000 до 2500 кг, а у ценных пород она значительно выше — от 4000 до 6000кг молока в год и даже более. В таких случаях говорят, что приз­нак молочности у коров обладает широкой нормой реакции. Таким образом, фенотип каждой особи есть результат взаи­модействия ее генотипа с условиями окружающей среды.

Лекция. Закономерности изменчивости. Модификационная и наследственная изменчивость

План.

1. Модификационная изменчивость.

2. Типы наследственной изменчивости.

3. Применение наследственной изменчивости в с/ х.

1. Модификационная изменчивость.Разнообразие фенотипов, возникающих у организмов одинакового генотипа под влияни­ем условий среды, называют модификационной изменчивостью. Спектр модификационной изменчивости определяется нормой реакции.

Примером модификационной изменчивости может слу­жить изменчивость генетически сходных (идентичных) особей. Многие виды растений, например картофель, обычно размножа­ются вегетативно, в этом случае все потомки обладают одина­ковым генотипом.

Значит ли это, что все растения, выросшие на поле и происходящие от одного клубня, будут одинаковы? Нет, многие растения существенно отличаются по высоте, кус­тистости, количеству и форме клубней и другим показателям.

Эти фенотипические различия между генетически идентич­ными растениями обусловлены тем, что их развитие происхо­дило в различных условиях среды. Даже в пределах одной гряд­ки есть различия в уровне освещенности, увлажнения почвы, в количестве сорняков.

Эти различия сказываются на развитии растений. Условия внешней среды изменяют особенности про­явления генов, но не сами гены. Многие гены отвечают за син­тез ферментов.

Количество и набор микроэлементов в почве мо­гут сильно менять (модифицировать) активность ферментов и, следовательно, сказываться на росте и развитии растений.

Од­нако эти модификации не наследуются, потому что гены, отве­чающие за развитие растений, не меняются в ответ на измене­ния температуры, влажности, характера питания. Вывод, что признаки, приобретенные в течение жизни организмов, не на­следуются, сделал крупный немецкий биолог А. Вейсман.

Иногда модификационная изменчивость называется ненаслед­ственной. Это верно в том смысле, что модификации не насле­дуются. Следует помнить, однако, что сама способность живых организмов к адаптивным модификациям — приспособительным изменениям — генетически обусловлена, выработана в резуль­тате естественного отбора.

2. Типы наследственной изменчивости.Наследственная измен­чивость — основа разнообразия живых организмов и главное условие их способности к эволюционному развитию. Механиз­мы наследственной изменчивости разнообразны.

Основной вклад в наследственную изменчивость вносит генотипическая измен­чивость; существует также и цитоплазматическая изменчи­вость. Генотипическая изменчивость в свою очередь слагается из мутационной и комбинативной изменчивости.

Ком­бинативная изменчивость — важнейший источник того беско­нечно большого наследственного разнообразия, которое наблю­дается у живых организмов.

В основе комбинативной изменчивости лежит половое раз­множение организмов, вследствие которого возникает огромное разнообразие генотипов. Генотип потомков, как известно, пред­ставляет собой сочетание генов, которые были свойственны ро­дителям. Число генов у каждого организма исчисляется тыся­чами.

При половом размножении комбинации генов приводят к формированию нового уникального генотипа и фенотипа. У лю­бого ребенка можно обнаружить признаки, типичные для его матери и отца. Тем не менее даже среди близких родственни­ков не найти двух абсолютно одинаковых людей. Исключение составляют однояйцевые близнецы.

В чем причины этого огром­ного разнообразия? Они лежат в явлении комбинативной измен­чивости. Рассмотрим основные ее истоки.

Независимое расхождение гомологичных хромосом в первом мейотическом делении — первая и важнейшая основа комбина­тивной изменчивости. Именно независимое расхождение хромо­сом, как вы помните (см. § 25), является основой третьего за­кона Менделя.

Появление зеленых гладких и желтых морщи­нистых семян во втором поколении от скрещивания растений с желтыми гладкими и зелеными морщинистыми семенами — пример комбинативной изменчивости екомбинация генов, основанная на явлении перекреста хро­мосом, — второй, тоже очень важный источник комбинативной изменчивости.

Рекомбинантные хромосомы, попав в зиготу, вы­зывают появление комбинаций признаков, нетипичных для ро­дителей.

Третий важный источник комбинативной изменчивости — случайная встреча гамет при оплодотворении. В моногибрид­ном скрещивании возможны три генотипа: АА, Аа и аа. Каким именно генотипом будет обладать данная зигота, зависит от слу­чайной комбинации гамет.

3. Все три основных источника комбинативной изменчивости действуют независимо и одновременно, создавая огромное раз­нообразие генотипов.

Однако новые комбинации генов не толь­ко легко возникают, но также и легко разрушаются при пере­даче из поколения в поколение.

Именно поэтому часто в потом­стве выдающихся по качествам жцвых организмов появляются особи, уступающие родителям.

Для закрепления желательных признаков селекционеры ис­пользуют близкородственные скрещивания. Благодаря таким скрещиваниям возрастает вероятность встречи одинаковых га­мет, и могут возникнуть потомки с комбинацией генов, близ­кой к родительской комбинации. Таким путем созданы некото­рые породы животных и сорта растений.

Лекция. Мутационная изменчивость.

План.

1. Геномные мутации.

2. Хромосомные мутации.

3. Генные мутации.

4. Экспериментальное получение мутаций.

Мутации — это случайно возникшие стойкие изменения ге­нотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдель­ные гены. Они могут быть и полезны, и вредны, и нейтральны для организмов.

Основные положения мутационной теории,осно­вы которой были заложены нидерландским ботани­ком и генетиком Де Фризом (1848—1935):

— мутации — это дискретные изменения наслед­ственного материала;

— мутации — редкие события;

— мутации могут устойчиво передаваться из поко­ления в поколение;

— мутации возникают ненаправленно (спонтанно) и, в отличие от модификаций, не образуют непрерыв­ных рядов изменчивости;

— мутации могут быть вредными, полезными и ней­тральными.

1. Геномные мутации.Геномными называют мутации, приво­дящие к изменению числа хромосом. Наиболее распространен­ным типом геномных мутаций является полиплоидия — крат­ное изменение числа хромосом. У полиплоидных организмов гаплоидный (п) набор хромосом в клетках повторяется не 2 ра­за, как у диплоидов, а 4—6 раз, иногда значительно больше — до 10—12 раз.

Возникновение полиплоидов связано с нарушением митоза или мейоза. В частности, нерасхождение гомологичных хромо­сом в мейозе приводит к формированию гамет с увеличенным числом хромосом.

У диплоидных организмов в результате тако­го процесса могут образоваться диплоидные (2ге) гаметы. Полиплоидные виды растений довольно часто обнаружива­ются в природе; у животных полиплоидия редка.

Некоторые по­липлоидные растения характеризуются более мощным ростом, крупными размерами и другими свойствами, что делает их цен­ными для генетико-селекционных работ.

2. Хромосомные мутации.Хромосомные мутации — это пере­стройки хромосомы. Многие из хромосомных мутаций доступ­ны изучению под микроскопом. Пути изменения структуры хро­мосом разнообразны. Участок хромосомы может удвоиться или, наоборот, выпасть, он может переместиться на другое место и т. д. Рассмотрим основные типы хромосомных мутаций:

Хромосомные мутации приводят к изменению функциониро­вания генов. Они играют серьезную роль в эволюционных пре­образованиях видов.

3. Генные мутации.Генные, или точковые, мутации — наибо­лее часто встречающийся класс мутационных изменений. Ген­ные мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.

Они приводят к тому, что мутантный ген либо перестает работать и тогда не образуются соответству­ющие РНК и белок, либо синтезируется белок с измененными свойствами, что проявляется в изменении каких-либо призна­ков организма.

Вследствие генной мутации образуются новые аллели. Это имеет важное эволюционное значение.

Мутации — редкие события. На 10 000 — 1 000 000генов оп­ределенного типа в среднем возникает одна новая мутация. Хо­тя мутационные события происходят редко, но благодаря посто­янству естественного мутационного процесса и способности ви­дов накапливать мутации генотипы всех без исключения особей содержат значительное количество генных мутаций.

Генные мутации следует рассматривать как результат «оши­бок», возникающих в процессе удвоения молекул ДНК.

Изучение мутационного процесса показало, что изменяться — мутировать — могут все гены, контролирующие развитие любо­го признака организма. Многие генные мутации вредны для ор­ганизма, часть нейтральны, а некоторые из них в определенных условиях жизни могут становиться полезными.

4. Экспериментальное получение мутаций.Отечественные гене­тики первыми обнаружили, что ультрафиолетовые лучи и неко­торые вещества — мощные факторы, способные' вызвать мута­ции у самых различных организмов.

Резкое повышение числа вновь возникающих мутаций вы­зывает действие лучей Рентгена. Американский генетик Г.

Мёллер, работавший несколько лет в нашей стране, разработал ме­тоды учета возникающих мутаций и впервые эксперименталь­но доказал эффективность лучей Рентгена для повышения час­тоты мутационного процесса в сотни раз.

Большую генетическую опасность для всех живых организ­мов несет радиоактивное излучение, что стало причиной заклю­чения договора о прекращении испытаний ядерного оружия в воздухе, на земле и в воде.

В настоящее время интенсивно ведутся работы по созданию методов направленного воздействия химических и физических факторов на определенные гены. Эти исследования очень важ­ны, так как искусственное получение мутаций нужных генов имеет большое практическое значение для селекции растений, животных и микроорганизмов.

Мутагенные факторы среды подразделяются на три группы: физические, химические и биологические. Ионизирующее излучение — самый эффективный фи­зический мутаген.

Значительно меньшим мутагенным воздействием характеризуется ультрафиолетовое из­лучение. Слабым эффектом обладает повышенная тем­пература. Химические мутагены вызывают главным образом точковые, или генные, мутации.

К биологиче­ским мутагенам относится воздействие некоторых ви­русов.

Общие свойства мутагенов:

— универсальность, т. е. способность вызывать му­тации во всех живых организмах;

—- отсутствие нижнего порога мутационного дей­ствия, т. е. способность вызывать мутации при дейст­вии в любых малых дозах;

— ненаправленность возникающих мутаций,

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a2968.html

Взаимодействие генотипа и среды как движущая сила развития. Модель К.Уоддингтона

17. Взаимодействие генотипа и среды в развитии. Основные типы

 Генотип – это сумма генов данного организма, его индивидуальная генетическая конституция, которую он получает от своих родителей. Генотип относительно стоек не протяжении всей жизни индивидуума. Изучение генотипа невозможно и неадекватно без изучения среды, в которой он находится.

Формирующаяся индивидуальность не делится на то, что в ней от среды, и на то, что – от генотипа. Развитие по сути своей является процессом переплетения и взаимодействия генов и среды, развитие и есть их взаимодействие. В контексте психогенетического изучения средовых особенностей чрезвычайно важны три момента.

Во-первых, генетические исследования постоянно указывают на критическую роль средовых факторов в формировании психологических различий между людьми. Во-вторых, в контексте генетики количественных признаков понятие среды определяется намного шире, чем в психологии.

Согласно этому определению, понятие “среда” включает все типы средовых влияний – общесемейные, индивидуальные и любые другие (включая ее физические и физиологические компоненты, пренатальные условия, диету, болезни раннего детства и т.д.), в то время как в психологии средовые условия обычно приравниваются только к социально-экономическим и психологическим условиям взросления ребенка.

В-третьих, психогенетика концентрирует свои усилия на вопросе о том, что есть (в данный момент в данной популяции), а не на вопросе о том, что может произойти.

Любой ген активизируется только при наличии соответствующей ему среды. Без неё активность гена может либо не проявиться вообще, либо резко снижаться (на этом основано даже предупреждение некоторых наследственных заболеваний). Именно взаимодействие генотипа и среды даёт фенотип – конкретное выражение внешне наблюдаемого признака – анатомического, физиологического и т.д.

В психическом развитии ведущую роль играет взаимодействие генотипа и среды. Изучение результатов взаимодействия разных генотипов с различными средовыми условиями приводит к выводу, что существует некая норма реакции – свойственный данному генотипу характер реакции на изменения условий среды, определяющий пределы изменения фенотипического признака.

Различают три вида генотип-средового взаимодействия:

пассивное, которое не предполагает целенаправленных действий со стороны индивида (например, ребенок эмоционально нестабильных родителей получает и гены, и семейную среду, способствующие развитию у него нейротизма);
реактивное, имеющее место в том случае, когда среда “подстраивается” под генотип (например, если часто плачущий ребенок получает положительное подкрепление – игрушки, сладости, – то такая форма поведения закрепляется);
активное, которое выражается в целенаправленных действиях индивида, связанных с поиском или созданием среды, способствующей реализации генотипа в фенотипе.

2. Понятие канала эволюции применительно к стадиям развития и вариантам фенотипа было введено Уоддингтоном. Основная мысль: признавал качественную специфичность  закономерностей макроэволюции, оставляя тем не менее за обычными генетическими факторами и естественным отбором роль главных двигателей эволюционного процесса.

Разработал концепцию эпигенетического ландшафта. Он пытался разрешить проблему вариативности и стабильности в реализации генетической программы развития.

По Уоддингтону, существуют структурно-устойчивые, канализованные пути развития, которые ветвятся в фазовом пространстве: «Фенотип можно рассматривать, по существу, как возможность выбора из нескольких путей реализации информации, передаваемой через ДНК».

Канализованная траектория, притягивающая близлежащие траектории, получила название креод (= аттрактор). Этот термин впоследствии активно использовал Р.Томв теории катастроф, подразделяя фазовое пространство на зоны устойчивости, перемежаемые иными, где поведение неустойчиво и непредсказуемо.

Гомеорезом же автор назвал способность живой системы поддерживать такую траекторию.Топологическая конфигурация креодов и переходов между ними задает ландшафт развития – когерентную, согласованную систему аттракторов и катастроф.

Движение по ландшафту развития – это и есть собственно траектория развития, закономерная и уникальная одновременно.
Метафора эпигенетического ландшафта может служить универсальным образом изменчивости развития.

Деформация ландшафта (качественное изменение топологии фазового пространства) равносильна изменению спектра аттракторов, то есть качественным изменениям «линии поведения» (У.Р.Эшби). С привлечением этой метафоры можно описать, например, критические возрастные периоды, когда нарушается наблюдаемая стабильность развития, снижается уровень психологической интеграции, растет дисперсия индивидуальных свойств и повышается чувствительность к средовым воздействиям.

Основные положения эпигенетической теории эволюции были сформулированы в 1987-ом году М.А. Шишкиным на основе идей И. И. Шмальгаузена и К. Х. Уоддингтона.

В качестве основного субстрата естественного отбора теория рассматривает целостный фенотип, причём отбор не только фиксирует полезные изменения, но и принимает участие в их создании.

Основополагающее влияние на наследственность оказывает не геном, а эпигенетическая система (ЭС) — совокупность факторов, воздействующих на онтогенез.

От предков к потомкам передаётся общая организация ЭС, которая и формирует организм в ходе его индивидуального развития, причём отбор ведёт к стабилизации ряда последовательных онтогенезов, устраняя отклонения от нормы (морфозы) и формируя устойчивую траекторию развития (креод).

Эволюция же по ЭТЭ заключается в преобразовании одного креода в другой при возмущающем воздействии среды. В ответ на возмущение ЭС дестабилизируется, в результате чего становится возможным развитие организмов по отклоняющимся путям развития, возникают множественные морфозы. Некоторые из этих морфозов получают селективное преимущество, и в течение последующих поколений их ЭС вырабатывает новую устойчивую траекторию развития, формируется новый креод.

Согласно одному не устоявшемуся пока мнению, внешний облик современного человека и его поведение возникли в процессе эволюции как результат приспособления и естественного отбора. Выдающийся эмбриолог К. Г.

Уоддингтон в книге «Стратегия генов» осмыслил эти приспособления с точки зрения системы, взаимоотношений между генетическими планами развития, их проявлением в характеристиках человека и влиянием среды.

Генетическая предопределенность физического развития человека настолько глубоко заложена, что выраженная его задержка является признаком больших неполадок. Например, формирование в ходе эмбрионального развития двух рук, двух ног и пяти пальцев на каждой конечности жестко канализировано.

И только очень сильный средовый фактор, действующий в период формирования конечностей, может отклонить линию их развития от генетически заданного направления (лекарства, принимаемые матерью). Например, с точки зрения строгих энвайронменталистов появление различий в поведении детей вызвано разными впечатлениями.

Одни дети начинают улыбаться раньше потому, что родители больше общаются с ними, другие становятся более замкнутыми и стеснительными, потому что родители их слишком оберегают, у третьих богаче словарный запас, так как родители постоянно разговаривают с ними.

Такой подход почти полностью игнорирует вероятность генетических влияний на различия в поведении детей.

Средовые воздействия, значимые для формирования индивидуальных особенностей психики, для каждого человека специфичны. Находясь формально в “одинаковой” среде (например, в одном школьном классе), каждый ребёнок выбирает в качестве актуальных для себя разные её компоненты.

Этот выбор происходит непроизвольно, на основании и генетически обусловленных особенностей (например, свойств темперамента), и всего предшествующего опыта.

Поскольку конкретное – фенотипическое значение признака у конкретного человека обязательно есть результат взаимодействия генотипа и среды, то, измерив его (например, объём памяти), нельзя считать, что это и есть “наследственно данная” величина; она с равной вероятностью может быть и результатом средовых влияний.

По наследственности передаётся не конкретное выражение признака, а некоторая “норма реакции” – вид реакции данного генотипа на данную среду; поэтому реализация её существенным образом зависит от негенетических факторов. Различия между людьми по многим психологическим особенностям в большей или меньшей мере зависят от факторов наследственности.

Однако есть все основания считать, что всё, относящееся к собственно личностным особенностям, – мировоззрение человека, нравственные и этические ценности и т.п. – наследственностью прямо не определяется. Эти качества есть прежде всего результат воспитания в самом широком смысле слова, однако само воспитание должно учитывать такие особенности организма, которые могут быть и наследственно обусловлены.

Источник: https://students-library.com/library/read/61969-vzaimodejstvie-genotipa-i-sredy-kak-dvizusaa-sila-razvitia-model-kuoddingtona

36. взаимодействие генотипа и среды в развитии

17. Взаимодействие генотипа и среды в развитии. Основные типы

6.7. Взаимодействиегенотипа и среды в развитии

Генотип-средовоевзаимодействие проявляется в том, чтоодинаковые условия среды в разнойстепени благоприятны для людей сразличными генотипами. Иными словами,представление о генотип-средовомвзаимодействии позволяет выяснить, вкакой степени результаты воздействийсреды зависят от генетических различиймежду людьми.

Одним из видоввзаимодействия генотипа и среды являютсятак называемые гено-средовые корреляции.В онтогенезе генотип и среда тесносвязаны между собой.

Ребенок получаетот родителей не только генетическиобусловленные задатки каких-либоспособностей, но и среду, которая можетспособствовать их интенсивному развитиюили, напротив, препятствовать ему.

Огено-средовой корреляции говорят в техслучаях, когда есть совпадение некоторыхспособностей, обусловленных генотипом,со средовыми условиями их реализации.

Предположительносуществуют три типа корреляций междугенотипом и средой: пассивный, реактивныйи активный. Если ребенок «наследует»вместе с генами средовые условия,соответствующие его способностям исклонностям, говорят о пассивнойгено-средовой корреляции.

При этомподразумевается, что родители создаютребенку условия, которые зависят отособенностей их генотипа. Например,уровень интеллекта родителей определяетих образ жизни и интересы, а это, в своюочередь, влияет на их отношения с детьми,на то, как они проводят время и на чтоориентируют ребенка.

Поскольку родителии дети имеют половину общих генов,получается, что среда таким образомкоррелирует с генотипом и родителей, идетей.

Пассивнаягено-средовая корреляция может бытьположительной и отрицательной. Примеромподобной корреляции служат случаи,когда обладающие музыкальнымиспособностями родители создают всеусловия, чтобы ребенок получил музыкальноеобразование. При этом средовые условияположительно связаны с генотипом детейи родителей. Отрицательная корреляциявозникает в тех случаях, когда родителипо-

206

207

чему-либо создаютлучшие условия для занятий тому ребенку,который проявляет меньшие способности,пытаясь дополнительными усилиямиподнять уровень достижений этогоребенка.

Реактивнаягено-средовая корреляция возникает втех случаях, когда разные генотипы,проявляясь в поведении, вызываютразличную реакцию окружающих. Например,родители, далекие от музыки, узнав, чтоу ребенка хорошие способности, стараютсясоздать ему все условия для обучения.

То же справедливо и для отклоняющегосяповедения: если ребенок отличаетсядурными наклонностями, которые вопределенной степени зависят отиндивидуальных особенностей егогенотипа, а отношение взрослых к немуотрицательно, то это подкрепляет теповеденческие особенности, которые снаибольшей вероятностью формируютсяна основе подобного генотипа.

Ситуация, когдаребенок сам активно ищет условия,соответствующие его генетическиобусловленным склонностям, называетсяактивной гено-средовой корреляцией.Ориентация человека на то, что его большевсего интересует, что у него лучше всегополучается, рассматривается как влияниена деятельность человека мотивационных,личностных и интеллектуальныхособенностей, присущих данному генотипу.

Предполагается,что роли каждого из трех перечисленныхвидов взаимодействия с возрастомизменяются. Пассивное в процессевзросления становится все менеесущественным.

По мере того как дети всеболее активно овладевают способамивзаимодействия с окружающим миром иформируют индивидуальные стратегиидеятельности, происходит переход кактивному взаимодействию, котороевыступает в качестве наиболеенепосредственного выражения генотипав индивидуальном развитии человека.

Из сказанногоследует, что человек в своем развитиивыступает н& только как объект, пассивнореализующий влияния собственногогенотипа в существующей среде. В процессеовладения индивидуальным опытомактивность человека делает его субъектомразвития.

Однако немалую роль в выборенаправления этой активности играетгенотип, обусловливая восприимчивостьчеловека к одним видам средовыхвоздействий и ее отсутствие к другим.

Предположительно особая роль генотипасостоит в селекции средовых условий ив определении степени их влияния наразвивающегося индивида, что фактическиделает генотип движущей силой приобретенияиндивидуального средового опыта.

Притаком подходе приходится зановопереосмыслить значение средовых условий,признав необходимость разделить их надве категории: значимые и не значимыедля индивида. Только те условия среды,которые воспринимаются и интериоризуютсяиндивидом, имеют значение для егодальнейшего развития. Из этого следует,что индивид сам создает свою среду,причем осуществляемый им выбор средовыхусловий в значительной степени зависитот его генетических особенностей.

Сказанное вышеиллюстрируют слова известногоамериканского психолога С. Скарр.Опираясь на психогенетическиеисследования, она ут-

верждает следующее.Обычные различия между семьями (впределах нормы) мало влияют на психическоеразвитие детей. Родители со скромнымивозможностями оказывают на своих детейпочти такое же влияние, как и культурноутонченные, далеко превосходящие среднийуровень.

Последнее обстоятельство даетродителям больше свободы в выбореудобных для них способов воспитаниядетей и освобождает от чувства вины,если они по каким-либо причинам уклоняются(в допустимых пределах) от социальнопредписываемых норм родительскогоповедения.

Другими словами,психическое развитие детей, какподчеркивает С. Скарр, в конечном счетезависит не столько от того, куда ихпредпочитают направлять родители(спортивная секция или музей), сколькоот генетической программы развития, атакже от богатства возможностей идостаточно хорошего окружения, котороеобеспечивает ребенку условия, чтобыстать самим собой.

Если обобщитьизложенные выше представления, то онисводятся к следующему:

. индивид самформирует свою среду;

. формированиеэтой среды в значительной степениопределяется теми свойствами человека,вариативность которых связана сгенотипом;

• окружающаясреда, в том числе отношение родителейк детям, вносит небольшой вклад вформирование индивидуально-психологическихособенностей детей, поскольку родителилишь реагируют на генетически обусловленныеособенности поведения своих детей.

Перечисленныеположения представляют собой сутьпозиции, именуемой генетическимдетерминизмом, в отличие от средовогодетерминизма, который решающую роль впсихическом развитии отводит факторамокружения.

Генетический детерминизм исоставляющий ему оппозицию средовойдетерминизм занимают видное место вобсуждении проблемы происхожденияиндивидуально-психологических различий.

Многочисленные эмпирические данныепсихогенетики, казалось бы, существенноукрепили позиции генетическогодетерминизма, несмотря на упорнуюкритику со стороны представителейоппозиционного подхода – энвайроменталистов.Историю дискуссий по этой проблемеможно найти в книгах М.С.Егоровой (1995);К.Купера (2000); М. С. Егоровой с соавт.(2004).

В последнее время,однако, в рамках эмпирических материалов,отражающих динамику развития ЦНС вонтогенезе, появляются данные,свидетельствующие о значительной ролиактивности индивида и приобретаемогона ее основе специфического опыта вформировании собственной нервнойсистемы. Этот подход связан с идеямиконструктивизма. Например, С. Сегаловиц(Segalowitz, 2003) выделяет три основных аспектареализации конструктивизма в развитииЦНС:

1) опыт, приобретаемыйребенком, должен влиять на выборнаправления, в котором преимущественноосуществляется созревание Мозга;

208

209

2) период, в течениекоторого мозг зависит от приобретаемогоопыта, должен охватывать полный циклразвития, соразмерный с продолжительностьюжизни человека;

3) влияние опытаподдается управлению, т.е. человек спомощью осознанных выборов элементовопыта может направлять развитие своейнервной системы.

Новые представленияо взаимодействии биологических(генетических) и социокультурных влиянийв развитии психических функций, в первуюочередь интеллекта, содержится вконцепциях «конструктивного эпигенеза»(Bidell, Fisher, 1996) и «межличностнойнейробиоло-гии» (Siegel, 1999).

В контекстепервой концепции рассматриваетсяконструктивный эпигенез, суть которогосоставляет самоорганизация интегральныхсистем, включающих субсистемы разныхуровней: генетического, нейрофизиологического,когнитивного и социокультурного.

Центральный механизм в процессеконструктивного эпигенеза – этокоординация и интеграция перечисленныхсубсистем, которая влечет за собойформирование интегральных систем.

Поскольку интегральные системы поопределению предполагают координированнуюактивность компонентов внутри целойсистемы, появление новых интегральныхсистем требует, чтобы компоненты былиприведены в состояние координированногодействия, чтобы сформировать интегральноецелое.

Последовательность эпигенетическихперемен, наблюдаемых как в физическом,так и в психическом развитии, нельзяобъяснить линейными, причинно-следственнымисвязями, независимо от того, какиекомпоненты включены в образование этихсвязей (генетические факторы, средовыесобытия или те и другие, взятые вместе).

Ведущая роль в появлении качественноновых структур и функций в ходе развитияпринадлежит самоорганизующейсяактивности. Активная координация, такимобразом, замещает однолинейную траекториюиндивидуального развития особи,принадлежащей к популяции.

Самоорганизацияактивности представляет собой ключевоймеханизм в переходе от межличностнойк внутриличностной регуляции активности.Подобная совместная регуляция ведет кеще одному важному следствию: траекторияиндивидуального развития каждогочеловека приобретает индивидуализированныйхарактер.

В противопоставлениис биологическим детерминизмом обосновываетсвою позицию и Д. Сигел (Siegel, 1999), указываяна то, что взаимодействие с окружающейсредой, в первую очередь взаимосвязи сдругими людьми, непосредственно влияетна формирование структур и функцийголовного мозга.

Следует отметить, чтоидеи Сигела можно рассматривать какпереложение на почву нейробиологиипредставлений Л. С. Выготского и А. Р.Лурия о развитии высших психическихфункций и их мозговых эквивалентах.

Только теперь эти концептуальныеположения опираются на обширный массивнейрофизиологических данных.

Идея самоорганизующейсяактивности как принципа развития ЦНС,стимулируемой и направляемой средой,в первую очередь взаимодействием созначимыми другими, хорошо согласуетсяс субъектно-дея-тельностным подходомС.

Л.Рубинштейна и А.В.Брушлинского. Онаподчеркивает, что человек выступаеткак субъект развития по отношению нетолько к собственной психике, но и ксобственному мозгу и в конечном счетек собственному генотипу.

Вопросы

1. Как соотносятсянормативное видоспецифическое развитиеи формирование индивидуальных различий?

2. Почему показательнаследуемости не может иметь фиксированногозначения?

3. Какой методпозволяет оценить, насколько связанымежду собой генетические компонентыдисперсии признака в разных возрастах?

4. Какие типы влиянийсреды выделяют в психогенетике?

5. В чем состоитсмысл амплификационной модели реализациигенетических влияний в онтогенезе?

6. Какое значениеимеет активная гено-средовая корреляциядля психического развития человека?

7. Почему дети изодной семьи по складу личности частоне похожи друг на друга?

8. Как изменяетсясоотношение генотипа и среды в детерминацииинтеллекта в ходе развития?

9. Какие компонентысреды играют решающую роль в происхожденииособенностей личности и темперамента?

10. Что такоегенетический детерминизм?

Рекомендуемаялитература

Егорова М. С.Генетика поведения: Психологическийаспект. – М., 1995.

Егорова М. С.Психология индивидуальных различий. -М., 1997.

Егорова М. С,Марютина Т.М. Развитие как предметпсихогенетики // Вопросы психологии. -1992. -№ 5-6. -С. 5-15.

Егорова М.С.,Зырянова Н.М., Паршикова О.В., ПъянковаС.Д., Черткова Ю.Д. Генотип. Среда. Развитие.- М., 2004.

Купер К. Индивидуальныеразличия. – М., 2000.

Левонтин Р.Человеческая индивидуальность:Наследственность и среда: Пер. с англ.- М., 1993.

Лурия А. Р. Обизменчивости психических функций впроцессе развития ребенка // Вопросыпсихологии. – 1962. – № 3. – С. 15-22.

Малых С. Б., ЕгороваМ. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики.- М., 1998.

Матени А. (младший).Генетические основы развития детей //Детство идеальное и настоящее: Сборникработ современных западных ученых: Пер.с англ. / Под ред. Е. Р. Слободской. -Новосибирск, 1994. – С. 90-103.

Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. – М, 1999.

210

Источник: https://studfile.net/preview/3054708/

3. Взаимодействие генотипа и среды

17. Взаимодействие генотипа и среды в развитии. Основные типы

Досих пор рассматривалась роль генетическихи средовых факто­ровв формировании индивидуальных различийв самых разных пси-хологическиххарактеристиках. Но обсуждение вопросао природе ин­дивидуальныхразличий в психологических функцияхне будет полным еслиограничиться только выделением ихгенетических и средовых компонент.

Генетическиефакторы могут проявиться только всредовых усло­виях.Более того, особенности этого проявления(или экспрессия генов) могутменяться в зависимости от средовогоконтекста.

Каким же обра­зомгенотипические предпосылки проявляютсяв психологических ха­рактеристиках,как генотип становится фенотипом? Длятого, чтобы понятьэто, необходимо попытаться ответить нетолько на вопрос „Сколько?,,(или какова величина детерминантфенотипической дис­персии?),но и на вопрос „Как?,, (как взаимодействуютгенотип и среда впроцессе формирования психологическиххарактеристик?).

Исредовые теории в психологии, и генетикаповедения традицион­но не былиориентированы на анализ взаимодействияорганизма и сре­ды.

Психологи, описывающие средовой контекстформирования пси­хологическихособенностей, интересовались, преждевсего, выделени­емконкретных средовых факторов, которыевлияют на ту или иную психологическуюхарактеристику, и значительно режепытались иссле­доватьмеханизмы этого влияния.

Генетики,исследующие природу пси­хологическиххарактеристик, не могли уделять вопросувзаимодейст­виясерьезного внимания, потому чтогенетические методы имеют зна­чительноменьшую разрешающую способность длявыделения гено-тип-средовоговзаимодействия, чем для выделениясобственно показателейнаследуемости и среды, и потому чтопараметры среды как таковыене включались в большинство генетическихисследований. (Имеетсяв виду учет в эксперименте реальныхсредовых показателей, ане выделение в фенотипической дисперсиилатентных средовых компонент).

Лишьв последнее десятилетие проблемывзаимодействия генотипа исреды стали предметом постоянногообсуждения и в психологии, и в генетикеповедения. Хотя экспериментальныеисследования, посвящен­ныеэтой проблематике, и по сей деньнемногочисленны, они, тем не менее,позволили описать возможные механизмывзаимодействия ге­нотипа и среды. Этитеоретические схемы и представлены вданном разделе.

228

3.1. Варианты взаимодействия генотипа и среды

Существуетдва основных варианта взаимодействиягенотипа и сре­ды.Один из них предполагает, что средовыеусловия оказывают раз­ноевлияние на человека в зависимости отего генотипа. Второй – осно­вываетсяна том, что между генотипическими исредовыми факторами естькорреляция. Рассмотрим их подробнее.

(1).Пониманиевзаимодействия генотипа и среды какразличной реак­тивностииндивидов на средовую стимуляцию.

Этотвариант генотип-средового взаимодействиякасается тех слу­чаев,когда при одних и тех же средовых условияхрезультаты средово­говлияния оказываются разными из-загенетических различий между людьми.

Так, обучаясь математике в одном и томже классе у одного и тогоже учителя, дети достигнут разныхрезультатов в зависимости от ихспособностей к этой дисциплине. Болееспособные дети окажутся более„реактивными”, быстрее будут усваиватьпредлагаемый учебный материал.

Поскольку математические способностииспытывают зна­чительноевлияние генотипа, можно сказать, чтогенотипические пред­посылки этихспособностей имеют тенденцию по-разномупроявляться водинаковых средовых условиях.

Этотвариант взаимодействия генотипа и средысхематически изо­браженна рисунке 38а.

Сравнимдвух детей – с генотипом 1 (допустим, свысокими матема­тическими способностями)и с генотипом 2 (с низкими математически­миспособностями).

В благоприятных средовыхусловиях (у хорошего учителяматематики, в математической школе)уровень достижений и у того,и у другого ребенка будет выше, чем вусловиях, не способствую­щихразвитию математических способностей(сравним среду 1 и сре­ду 2).

Однако и вблагоприятных, и в неблагоприятныхсредовых усло­виях индивид с генотипом1 будет превосходить индивида 2 по уровнюуспешностиобучения.

Такойтип взаимодействия не единственновозможный. Реакция на разныеварианты средовых условий у людей сразными генотипами можетбыть прямо противоположной. Например,экстраверты будут гораздо успешнееинтровертов в условиях, требующихпостоянного общения,а интроверты окажутся продуктивнее,если деятельность не будетпредполагать многочисленных контактовс людьми (см.рис. 386).

Средовыеусловия могут определять, проявятся лигенотипические Различиямежду людьми в их фенотипах.

Например,дети, генетически Различающиесяпо своему эмоциональному статусу, могутне разли­чатьсяпо особенностям своего поведения, живяв стабильных услови­ях.

Если же в условиях их жизни произойдутрезкие изменения (переход вДругую школу, развод родителей), уровеньадаптации детей с высо­койэмоциональностью может резко снизиться(см.рис. 38в).

229

Среда 1

Среда 2

Рис. 38. Взаимодействие генотипа и среды как различная реактивность индивидов на средовую стимуляцию

При исследовании этого варианта взаимодействия генотипа и сре­ды (т.е.

взаимодействия генотипа и среды как различной реактивности разных генотипов на одну и ту же средовую стимуляцию) чаще всего используется модель двухфакторного эксперимента (два генотипа в двух средовых ситуациях).

Из генетических методов условиям двухфактор-ного эксперимента лучше всего удовлетворяют метод разлученных близ­нецов и метод приемных детей.

Как было показано в начале главы, применение метода приемны

детей позволяет надежно разделить влияние генотипических и средо­вых факторов на некоторую изучаемую психологическую характерис­тику: дети имеют общие гены со своими биологическими родителями, но не имеют с ними никаких контактов (никакого средового сходства); со своими родителями-усыновителями дети имеют общую среду, но не имеют никакого генетического сходства.

Применяя метод приемных детей для анализа генотип-средового взаимодействия, генотип усыновленных детей определяют по феноти­пу их биологических матерей, а их средовые условия оценивают, взяв любой показатель условий жизни у родителей, их усыновивших, или любую характеристику родителей-усыновителей. Например, можно каждую из двух выборок матёрей (биологических матерей и матерей, усыновивших детей) разделить на две группы, в зависимости от уровня их интеллекта (см.таблицу 22).

Таблица 22

Двухфакториая схема анализа взаимодействия генотипа и среды

Интеллект биологических матерей (генотип)Интеллект матерей-усыновителей (средовые условия)
НизкийВысокий
Низкий Высокийгруппа 1 группа 3группа 2 группа 4

При этом предполагается, что группа детей, имеющих и биологи­ческих матерей и матерей-усыновителей с низким интеллектом (в таб­лице эта группа обозначена цифрой 1), имеет и генотипические и сре­довые предпосылки для низкого развития интеллекта. Дети, входящие в группу 4, имеют и генетические и средовые предпосылки для разви­тия высокого уровня интеллекта.

В группах 2 и 3 направление средово­го и генотипического влияний противоположно. Подставив в таблицу вместо цифр 1-4 средние показатели интеллекта детей, полученные в исследовании приемных детей, мы сможем определить, есть ли взаимо­действие генотипа и среды и, если есть, то какого типа (например, та­кое, как было показано на рисунке 386 или на рисунке 38в).

При проведении двухфакторного анализа данных в Колорадском исследовании приемных детей на основании сравнения 200 семей с при­емными детьми и такого же количества контрольных семей было пока­зано, например, что такой показатель темперамента как активность испытывает влияние генотип-средового взаимодействия, аналогичное тому, которое показано на рисунке 38в (Plomin R., DeFries J.C., Fulker D.W., 1988). Высокая активность детей диагностировалась в тех случа­ях, когда имелось сочетание высокой активности и биологических ма-

терей,и матерей усыновителей. При низкойактивности матерей-усыновителейразличия между детьми, имеющимивысокоактивных и низкоактивныхбиологических матерей, не было.

(2).Взаимодействиекак ковариация (или корреляция) организмаисреды.

Генотип-средоваякорреляция представляет собой нелинейныйком­понентв аддитивной модели наследования иописывает такие ситуа-ции,при которых дети, обладающие разнымигенетически обусловлен­нымипсихологическими особенностями,испытывают к тому же и раз­ноевоздействие среды, причем воздействиесреды не является незави­симымот их генотипа.

Огенотип-средовой корреляции говорят втех случаях, когда есть совпадениенекоторых способностей, дисперсиикоторые предположи­тельно генетическиобусловлены, со средовыми условиями ихреализа­ции.

Можно привести следующий примергенотип-средовой корреля­ции:математически одаренные дети отбираютсядля более серьезного занятияматематикой и, таким образом, средовыеусловия детей с мате­матическимиспособностями помогают и развитию этихспособностей.

Детимогут сами выбирать средовые воздействияили же просто из­бирательновоспринимать условия, создаваемыевоспитателями. В за­висимостиот активности ребенка в этом процессевыделяется три вида генотип-средовойкорреляции – пассивная, реактивная иактивная (Р1о-minR.,DeFriesJ.C.,LoehlinJ.C.,1977).

(а)Примером пассивной генотип-средовойкорреляции служат та­киеситуации, когда родители создают ребенкусредовые условия, кор­релирующие сгенотипами родителей. Допустим, интеллектродителей -характеристика, которая связана сгенотипом, – определяет их инте­ресы.

Это, в свою очередь, накладывает отпечатокна то, как родители и дети проводятсвободное время, какие книги читают,что вместе об­суждают.

Поскольку дети и родители имеют общиегены, получается, что среда ребенка,коррелируя с генотипом родителей,одновременно коррелируети с его генотипом.

Пассивнаягенотип-средовая корреляция может бытьположитель­нойи отрицательной.

Примером положительнойкорреляции является такая ситуация,когда, например, обладающие музыкальнымиспособ­ностями родители, создают домавсе условия для того, чтобы ребенокполучилмузыкальное образование.

В этом случаесредовые условия ребенкаположительно коррелируют с родительскимгенотипом и, со­ответственно,с их собственным генотипом.

Пассивнаягенотип-средовая корреляция может бытьи отрицатель­ной. Она обнаруживаетсяв том случае, если, продолжая пример сму­зыкальными способностями, родителисоздают большие возможности длязанятия музыкой тому ребенку, у которогоэти занятия идут ху*е(болееобогащенная среда для менее способногоребенка).

232

(б) Реактивнаягенотип-средовая корреляция описываетситуации,когдаразличные генотипы вызывают различнуюреакцию окружаю­щих.

Например, к старательным и внимательнымпервоклассникамучителяотносятся более благожелательно, чемк несобранным детямилик детям, имеющим недостаточныекоммуникативные навыки.

От­ветнаяреакция на поведение детей подкрепляетопределенные типыповедения ребенкаи в большей степени (или, наоборот, вменьшей)способствуетих дальнейшему развитию. Если эти типыповедения име-jotсвязьс генотипом, то можно говорить о реактивнойгенотип-средо­войкорреляции.

(в) Активнаягенотип-средовая корреляция связана снаправленнымотбороминдивидом собственных средовых условий.Ориентация че­ловекана то, что его больше интересует, что унего лучше получается,рассматриваетсяв рамках данной схемы как влияние надеятельностьчеловекагенетической предрасположенности ктому или иному родузанятий.

Роликаждого из трех видов генотип-средовойклрреляции меняют­сяс возрастом. Пассивная – в процессевзросления становится все ме­нее именее важной в детерминации поведениячеловека, а активная -наоборот,становится определяющей и наиболеенепосредственным вы­ражениемгенотипа в индивидуальном опыте человека.

Исследованиепроцессов взаимодействия между организмоми сре­дой,как правило, ограничивается выяснениемтого, как окружающие ребенкаусловия влияют на его развитие, т.е.

экспериментальные рабо­тыориентированы на наблюдение только запервым из двух вариан­товвзаимодействия (разная реактивность водинаковых средовых ус­ловиях).

В тех случаях, когда можно предположитьсуществование не только взаимодействия,но и ковариации (или корреляции), обычноне хватаетданных для того, чтобы о ней судить.

Так,например, при исследовании так называемого„трудного” тем­перамента(например, детей с высокой импульсивностьюили с несба­лансированностьюреактивности и активности) былоустановлено, что „трудные”дети иначе, чем дети, не обладающиечертами трудного тем­перамента,реагируют на многие средовые условия- на стиль роди­тельскоговоспитания, на сложности в отношенияхмежду родителями, на непредвиденныетрудности. Но нельзя исключать вероятноститого, чторазличается не только реакция детей насредовые условия. Отно­шениеродителей к этим детям также может бытьдругим. Однако дан­ныхдля проверки этого и аналогичныхпредположений нет.

233

Источник: https://studfile.net/preview/4582528/page:45/

Взаимодействие генотип-среда. Типы корреляций генотип-среда

17. Взаимодействие генотипа и среды в развитии. Основные типы

Генотип-средовое взаимодействие проявляется в том, что одинаковые условия среды в разной степени благоприятны для людей с различными генотипами. Иными словами, представление о генотип-средовом взаимодействии позволяет выяснить, в какой степени результаты воздействий среды зависят от генетических различий между людьми.

Одним из видов взаимодействия генотипа и среды являются так называемые гено-средовые корреляции. В онтогенезе генотип и среда тесно связаны между собой.

Ребенок получает от родителей не только генетически обусловленные задатки каких-либо способностей, но и среду, которая может способствовать их интенсивному развитию или, напротив, препятствовать ему.

О генно-средовой корреляции говорят в тех случаях, когда есть совпадение некоторых способностей, обусловленных генотипом, со средовыми условиями их реализации.

Предположительно существуют три типа корреляций между генотипом и средой: пассивный, реактивный и активный. Если ребенок «наследует» вместе с генами средовые условия, соответствующие его способностям и склонностям, говорят о пассивной генно-средовой корреляции.

При этом подразумевается, что родители создают ребенку условия, которые зависят от особенностей их генотипа. Например, уровень интеллекта родителей определяет их образ жизни и интересы, а это, в свою очередь, влияет на их отношения с детьми, на то, как они проводят время и на что ориентируют ребенка.

Поскольку родители и дети имеют половину общих генов, получается, что среда таким образом коррелирует с генотипом и родителей, и детей.

Пассивная генно-средовая корреляция может быть положительной и отрицательной. Примером подобной корреляции служат случаи, когда обладающие музыкальными способностями родители создают все условия, чтобы ребенок получил музыкальное образование.

При этом средовые условия положительно связаны с генотипом детей и родителей.

Отрицательная корреляция возникает в тех случаях, когда родители по чему-либо создают лучшие условия для занятий тому ребенку, который проявляет меньшие способности, пытаясь дополнительными усилиями поднять уровень достижений этого ребенка.

Реактивная генно-средовая корреляция возникает в тех случаях, когда разные генотипы, проявляясь в поведении, вызывают различную реакцию окружающих. Например, родители, далекие от музыки, узнав, что у ребенка хорошие способности, стараются создать ему все условия для обучения.

То же справедливо и для отклоняющегося поведения: если ребенок отличается дурными наклонностями, которые в определенной степени зависят от индивидуальных особенностей его генотипа, а отношение взрослых к нему отрицательно, то это подкрепляет те поведенческие особенности, которые с наибольшей вероятностью формируются на основе подобного генотипа.

Ситуация, когда ребенок сам активно ищет условия, соответствующие его генетически обусловленным склонностям, называется активной генно-средовой корреляцией.

Ориентация человека на то, что его больше всего интересует, что у него лучше всего получается, рассматривается как влияние на деятельность человека мотивационных, личностных и интеллектуальных особенностей, присущих данному генотипу.

Предполагается, что роли каждого из трех перечисленных видов взаимодействия с возрастом изменяются. Пассивное в процессе взросления становится все менее существенным.

По мере того как дети все более активно овладевают способами взаимодействия с окружающим миром и формируют индивидуальные стратегии деятельности, происходит переход к активному взаимодействию, которое выступает в качестве наиболее непосредственного выражения генотипа в индивидуальном развитии человека.

Из сказанного следует, что человек в своем развитии выступает не только как объект, пассивно реализующий влияния собственного генотипа в существующей среде. В процессе овладения индивидуальным опытом активность человека делает его субъектом развития.

Однако немалую роль в выборе направления этой активности играет генотип, обусловливая восприимчивость человека к одним видам средовых воздействий и ее отсутствие к другим.

Предположительно особая роль генотипа состоит в селекции средовых условий и в определении степени их влияния на развивающегося индивида, что фактически делает генотип движущей силой приобретения индивидуального средового опыта.

Источник: https://studopedia.su/16_54210_vzaimodeystvie-genotip-sreda-tipi-korrelyatsiy-genotip-sreda.html

Medic-studio
Добавить комментарий