18.Факторы зависимого поведения личности.: Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях

«ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО (ЗАВИСИМОГО) ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ»

18.Факторы зависимого поведения личности.:  Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях

«ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО (ЗАВИСИМОГО) ПОВЕДЕНИЯ

У ПОДРОСТКОВ»

Киосева Елена Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

Яшалтинский район Республика Калмыкия

Проблема зависимого (аддиктивного) поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Особенно эта проблема затрагивает молодёжь.

В погоне за новыми, яркими ощущениями или в попытках противостоять воздействию повседневного стресса люди часто прибегают к формам поведения, которые могут вызвать зависимость. Например, кто-то употребляет алкоголь, когда расстроен, а кто-то пробует наркотик, чтобы испытать новые ощущения.

Сначала такое поведение часто кажется безобидным и не вызывает беспокойства, однако всегда есть высокий риск того, что оно перерастёт в болезненную зависимость. Видимость того, что не стоит беспокоиться,  иногда создаёт и отношение в обществе.

Например, в отличие от наркомании алкоголизм в нашей стране является если не одобряемой, то социально приемлемой формой поведения. То же самое можно сказать и о табакокурении.

Человек обычно стремится к психологическому и физическому комфорту. В повседневной жизни такое комфортное состояние не всегда достижимо или оказывается недостаточно стойким.

Различные внешние факторы, неприятности на работе, ссоры с близкими, недостаточное понимание в семье, разрушение привычного стереотипа (сокращение штатов, смена работы, уход на пенсию и т. п.), особенности биоритмов (сезонных, месячных, суточных и др.

), сезонность года (весна, осень) оказывают влияние на общий тонус организма, подъём или снижение настроения, работоспособность.

Люди по-разному относятся к периодам сниженного настроения, как правило, они находят в себе силы справиться с ними, используя свои внутренние ресурсы, общаются с друзьями и близкими, считая периоды спада естественными циклами жизни.

Для других же колебания настроения и психофизического тонуса воспринимаются как труднопереносимые. В последнем случае речь идёт о людях с низкой переносимостью фрустраций, т. е., дезадаптированных личностях.

Этому могут способствовать как индивидуальные личностные особенности (тревожность, зависимость, неадекватность самооценки и др.), так и акцентуации характера.

Зависимое поведение в специальной литературе имеет ещё одно название – аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction – склонность, пагубная привычка.

Аддикция – это способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, то «пространство», которое позволяет «отдохнуть», «порадоваться» и опять вернуться (если получится) к реальной жизни.

Подходящий аддиктивный агент (сигарета, алкоголь, наркотик) приходит «на помощь», изменяя состояние без особых усилий, приручая человека к рабству души и тела.

Аддикция – это психологические причины личных катастроф, разрушений и заболеваний.

Зависимое поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.

В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации».

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной: от практически нормального поведения до тяжёлых форм зависимости, сопровождающихся выраженными соматической и психической патологиями.

Типы аддиктивного поведения:

– алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение (химическая аддикция);

– азартные игры, компьютерная аддикция, сексуальная аддикция, длительное прослушивание музыки, основанной на ритме;

– нарушение пищевого поведения;

– полное погружение в какой-то вид деятельности с игнорированием жизненно важных обязанностей и проблем и др.

Для человека и общества не все эти виды аддиктивного поведения равнозначны по последствиям.

Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и причинах (факторах) аддиктивного поведения.

Как правило, ведущая роль в происхождении аддиктивного поведения приписывается семье; особенности воспитания, а также младенческая травма в первые два года жизни (болезнь, утрата матери или её неспособность удовлетворять эмоциональные потребности ребёнка, жёсткий режим питания, запрещение «баловать» ребёнка, желание сломить его упрямый нрав и др.) связаны с последующим зависимым поведением детей. Как часто вместо телесного контакта («привыкнет на руках сидеть») и эмоционального тепла ребёнок получает соску-пустышку или очередную бутылочку с питьём. Неживой объект «помогает» ребёнку справиться со своими переживаниями и заменяет человеческие отношения. Дома, в родительской среде ребёнок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребёнок не находит у родителей поддержки, телесных поглаживаний, эмоционального тепла, то испытывает чувство психологической незащищенности, недоверия, которое переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни. Всё это и заставит в будущем искать комфортного состояния посредством приёма определённых веществ, фиксации на определённых предметах и активностях. Если семья не дала ребёнку необходимой любви, то со временем он будет испытывать трудности в поддержании самоуважения (вспомним актуальную беседу алкоголиков «Ты меня уважаешь?»), в неумении принимать и любить самому.

Очевидно, что не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности. Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

–  в поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решений проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность;

– в аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность;

– искажение мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищённости, самоутверждении, свободе, принадлежность к временной перспективе;

– наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»: произвольное отражение – «Я – неудачник», «Я – супермен»; селективная выборка – «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»; сверхраспространённость – «Все наркоманы, так как принимают лекарства»; абсолютное мышление – «Всё или ничего», «Мир чёрный или белый»; персонализация – «Эта реплика не случайна, она относится ко мне».

Аддикция – это способ контролировать и устранять периоды спада. Используя какое-либо средство или стимул, искусственным образом изменяющее психическое состояние, повышающее настроение, личность добивается желаемого, удовлетворяет стремление, однако в дальнейшем этого уже недостаточно. Аддикция – процесс, который имеет начало, развивается и имеет завершение.

Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции (например, в беспокойстве о том, чтобы был постоянный запас сигарет, наркотика). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать.

Усиливается механизм рационализации – интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «кто пьёт, того болезни не берут»).

При этом формируется так называемое магическое мышление (в виде фантазий о собственном могуществе или всемогуществе наркотика) и «мышление по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («всё нормально», «я могу себя контролировать», «все наркоманы – хорошие люди»).

Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление – образом жизни. Жизненное пространство сужается до ситуации получения объекта. Всё остальное – прежние моральные ценности, интересы, отношения – перестают быть значимыми.

Желание «слиться» с объектом настолько доминирует, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство. Неудивительно, что ложь зачастую становится неизменным спутником зависимого поведения.

Критичность к себе и своему поведению существенно снижается, усиливается защитно-агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадаптации.

Пожалуй, одним из самых негативных проявлений аддиктивной установки является отрицание болезни или её тяжести. Нежелание аддикта признавать свою зависимость («я – не алкоголик», «если захочу, брошу курить») осложняет его взаимоотношения с окружающими и существенно затрудняет оказание помощи, а в ряде случаев делает зависимость непреодолимой.

Субъективно аддиктивное поведение переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность.

Существуют различные формы психопрофилактической работы.

Первая форма – организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности.

Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

Профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость.

Вторая форма психопрофилактической работы – информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов.

Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений.

Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.

Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:

– тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников);

– тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей);

– тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).

Четвёртая форма – организация деятельности, альтернативной зависимому поведению. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее.

Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают: раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая форма – организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия – всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Источник: https://infourok.ru/profilaktika-addiktivnogo-zavisimogo-povedeniya-u-podrostkov-1895987.html

Психологические нарушения у молодежи с пивным алкоголизмом

18.Факторы зависимого поведения личности.:  Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях

Психологические нарушения у молодежи с пивным алкоголизмом

Введение

Изучение и профилактика негативных явлений в поведении людей в любом обществе является проблемой первостепенной важности. Особую значимость эта проблема приобретает в государствах, находящихся в состоянии социально-экономического кризиса.

В связи с этим актуальность исследования определяется широтой распространенности в последнее время нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста.

Отмечается, что на процесс образования поведенческих нарушений может оказывать влияние достаточно большой круг культурных, экономических, социальных, медицинских, педагогических факторов.

Однако, о влиянии психологических факторов при анализе причин негативного поведения детей, планировании профилактических и воспитательных мероприятий часто лишь упоминается и признается, но, по мнению психологов, фактически игнорируется. (Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста.- Мн.: НИО, 1997.- 198 с.)

Структура психических и поведенческих расстройств, с которыми приходится сталкиваться психиатрам, психотерапевтам и клиническим психологам в современных условиях, кардинально и стремительно изменяется.

На данном этапе развития психологии аддиктивные расстройства являются наименее разработанными в теоретическом и терапевтическом планах. В МКБ-10 расстройства зависимого (аддиктивного) поведения не выделены в отдельную рубрику.

Видимо, этот факт связан с тем, что до настоящего времени всерьез не ставился вопрос о сходстве и истинной коморбидности всех форм патологического аддиктивного поведения, отсутствовали научные предпосылки для утверждения, что механизмы их формирования едины.

Исследования проводились разрозненно, по каждой из форм девиаций отдельно, не велось комплексных, методически выверенных изысканий. Несмотря на это, результаты отдельных работ (В.Д. Менделевич, 1998,2002,2003; А.С. Андреев, А.И. Ковалев, А.О. Бухановский, А.Я. Перехов, О.А. Бухановская, Е.В. Дони, 2001; В.А.

Дереча, 2001; А.Ю. Егоров, 2005) указывают на тот факт, что вероятность существования единых этиопатогенетических механизмов расстройств зависимого (аддиктивного) поведения высока. (Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.–768 с.)

Конспект № 10 «Педагогическая помощь и психологическая коррекция поведения детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере»

… здоровым и больным или подвижным и неповоротливым ребенком. У ребенка с нарушениями поведения очень часто появляется желание помогать, пользоваться … коррекционного воздействия.

Психодиагностическое исследование включает описанные в предшествующей части книги методы исследования, вы­бираемые в … , они бывали неуправляемы.

По-видимому, этот факт связан с возможностью помогать слабым, пожилым больным, …

По данным Всемирной организации здравоохранения, алкогольная проблема, рассматривается только в медицинском аспекте. Роль злоупотребления алкоголем в современном обществе особенно возрастает с учетом связанных с этим явлением психологических и социально — экономических последствий. (http://www.narcom.ru/cabinet/online/3.html)

Алкоголь стал элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу.

Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением.

Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством. (http://www.it-med.ru/library/a/anomaliy.htm)

Потребление спиртных напитков в России значительно превышает мировые показатели: причем, если в 2005 году на каждого жителя нашей страны приходилось 12,1 литра абсолютного алкоголя, то за январь–октябрь 2006 года количество достигло уже 10 литров. По уровню потребления алкоголя Россия значительно опережает многие европейские страны.)

Однако наибольшую тревогу вызывает сегодня появление «пивного алкоголизма». В нашей стране проблема пивной алкоголизации населения, наряду с другими формами саморазрушающего поведения, приобрела особо угрожающие размеры. За последние годы потребление пива приняло массовый характер и продолжает расти.

В течение последних пяти лет ежегодные объёмы продаж пива значительно увеличились. (Бессонов Л. «Напиток вкусен, но коварен» // Аргументы и факты. — 2002.-№ 10 (март) — с. 4.) Возраст, в котором пиво пробуют впервые, снизился с 16 лет до 12−14.

По данным статистики, в последние годы процент подростков с диагнозом «алкоголизм» в возрастной группе 12−16 лет составил 5%, 17−25 лет — 10%, причем многие из них впервые попробовали алкогольные напитки в 8−9 лет.)

Алкоголизм и девиантное поведение

… ВПО «Омский государственный педагогический университет» Факультет психологии и педагогики Алкоголизм и девиантное поведение доклад Выполнила: студентка 35 гр. Балчирбай Ш.Ю. Омск …

которым они относят: возбудимость, взрывчатость, заострение характерологических черт, свойственных пубертатному возрасту, быстрое развитие нарушений социальной адаптации, узкий круг интересов, асоциальные тенденции …

С одной стороны, пиво — это слабоалкогольный напиток.

Производители пива рекламируют таким образом свой товар, не смотря на то, что за последнее время содержание алкоголя в пиве достигает в некоторых сортах 14%.

С другой стороны, пиво вызывает зависимость, которая ведет к аддиктивному поведению. (http://www.consultant.ru/search/?w=sch&word=%EE%EA&qt=ef&trs=srt&page=10&q=%EF%E8%E2%EE&x=0&y=0)

Источник: https://forpsy.ru/works/referat/psihologicheskie-narusheniya-u-molodeji-s-pivnyim-alkogolizmom/

Medic-studio
Добавить комментарий