18.Психологическая готовность к браку.: Готовность к браку- интегральная категория, вкл целый комплекс

1.3 Психологическая готовность к браку как личностное образование в период взрослости

18.Психологическая готовность к браку.: Готовность к браку- интегральная категория, вкл целый комплекс

В исследованиях,посвященных психологической готовностик вступлению в брак, рассматривается,главным образом, готовность человекавходить в новую жизненную реальность,как отражение деятельного способа егосуществования в мире в любом, особенновзрослом возрасте. Психологическаяготовность как личностное образованиечеловека в контексте периода взрослостирассматривается, преимущественно, сточки зрения готовности к разным аспектамсемейной жизни.

Это следующие видыготовности:

– к началу половойжизни (А.В. Ефимова, О.П. Аккузина и др.);

– к браку и семейнойжизни, готовность к родительству (Р.В.Овчарова [22], С.Ю. Мещерякова и др.);

– к материнству(Р.В. Овчарова [22]; Г.Г. Филиппова и др.);

– готовность котцовству (А.С. Спиваковская, Н.А. Демчуки др.);

– готовность кусыновлению (Г.С. Красницкая [12]).

Проблема готовностик браку в различные периоды взрослоститакже рассматривается через отношениек браку и семье. Для понимания структурыпсихологической готовности к бракурассмотрим взгляды различных ученныхна семейно-брачные отношения во взросломвозрасте.

В своей работеС.И. Голод [5] выделяет три типа семьи:патриархальный (традиционный),детоцентрический (современный) исупружеский (постсовременный).

Семья как целостнаясистема, реализующая совокупностьфункций, обеспечивающих полноеудовлетворение потребностей членовсемьи, состоит из двух основных подсистем:подсистема супружеских отношений иподсистема детско-родительских отношений.Эти подсистемы тесно взаимосвязаны ивзаимообусловлены.

Детско-родительскиеотношения являются важнейшей подсистемойотношений семьи как целостной системыи определяются в качестве непрерывных,длительных и опосредованных возрастнымиособенностями ребенка и родителяотношений [27].

Семейные отношенияхарактеризуются эмоциональнойнасыщенностью и эмоционально-позитивнымхарактером межличностных отношений,устойчивостью, длительностью истабильностью взаимодействия с близкими,совместной деятельностью и сотрудничествомсо взрослым как образцом компетентности,социальной поддержкой и инициированиемк самостоятельной деятельности, чтоделает семью уникальной структурой,которая обеспечивает наиболееблагоприятные условия для личностногои интеллектуального развития ребенка[14, с. 142].

К важнымхарактеристикам семьи относятся семейныеценности. С одной стороны, семейныеценности являются общечеловеческойценностью, с другой – являютсясоциокультурными предпочтениями людейв браке.

Семейные ценности– идеалы, представления о семье, ееособенностях, которые одобряются икультивируются в кругу семьи, а такжеслужат важным фактором регуляциивзаимоотношений между ее членами. Именносемья может явиться источникомформирования ценностей, способствующихадаптации и социализации молодежи [39,с. 128].

По мнению О.В.Хухлаевой [37], благодаря гармоничномусочетанию психологических особенностейпоколений в семье возможно формированиеличности детей, семейной норм и ценностей.

Супружескиеотношения – это глубоко личные отношениямежду мужем и женой, которые представляютсобой основу функционирования и развитиясемьи.

Супружескиеотношения представляют собой основуфункционирования и развития семьи.Характеристики семьи подразделяютсяна объективные, субъективные иинтегральную.

Объективныехарактеристики функционирования семьи:

– эмоциональныесвязи в семье; любовь как основа построениясупружеских отношений;

– мотивациявступления в брак;

– главенство иролевая структура семьи;

– коммуникация всемье;

– способностьсемьи к разрешению проблемных ситуаций.

К субъективнымхарактеристикам относятся:

– удовлетворенностьбраком;

– семейноесамосознание, наличие «семейных мифов»и их содержание.

Интегральнаяхарактеристика: сплоченность семьи[12, с. 60].

Рассмотрим болееподробно мотивацию вступления в брак.Мотив представляет собой осознаннуюпотребность, обогащенную представлениямио способах ее удовлетворения и о целяхповедения, которое способно ееудовлетворить. Мотивы выполняют функциюпобуждения к деятельности и тесносвязаны с удовлетворением потребностейчеловека. Многие авторы называютразличные мотивы вступления в брак [8].

Так, в работе Т.В.Андреевой [1] выделяются следующиемотивы:

1) любовь и секс,которые тесно связаны между собой, ноне являются идентичными;

2) психологическиепричины (желание и потребность иметьдетей, потребность в проявлении любвии заботе, получение психологическойзащиты, эмоциональной поддержки,эмоциональная стабильность и ихпсихотерапия; стремление найти подобногосебе человека, боязнь одиночества,желание реализовать свою потребностьруководить кем-то);

3) экономическиепричины (получение материальных средств,-экономическая поддержка);

4) социальныемотивы(с целью соответствовать социальнымнормам и ожиданиям близких, предоставлениеопределенного социального статусачленам семьи, воспроизводство социальнойструктуры) [1, с. 152].

Согласно Л.И.Олифирович [23], создание успешного бракаобусловлено адекватной мотивациейвступления в брак. К неадекватноймотивации создания брака автор относит:

– брак каквозможность волнения дефицита предполагаетвступление в брак супругов по причинежелания перестать ощущать недостатоклюбви, заботы, внимания, избегая чувствоодиночества и ненужности;

– брак как способотделиться от родительской семьи, гдемолодые супруги путем создания собственнойсемьи подчерчивают свое право насамостоятельную независимую жизнь;

– брак как способпреодолеть внутренний кризис, как способпережить несостоятельность впрофессиональном плане;

– брак как попыткасоответствовать социальным нормам,ожиданиям родственников, как способизбегания давления от социума;

– брак каккомпенсация чувства неполноценности(способ восполнить дефекты Образа-Я,повысить собственную значимость);

– брак какдостижение, предполагающий получениематериальной или другой выгоды;

– вынужденныйбрак, который представляет собой способразрешить жизненные проблемы [23, с. 119].

Таким образом,семья как целостная система, реализующаясовокупность функций, обеспечивающихполное удовлетворение потребностейчленов семьи, состоит из двух основныхподсистем: подсистема супружескихотношений и подсистема детско-родительскихотношений.

Брачно-семейные отношенияхарактеризуются эмоциональными связямив семье, эмоционально-позитивнымхарактером межличностных отношений,устойчивостью, длительностью истабильностью взаимодействия с близкимилюдьми, совместной деятельностью,социальной поддержкой и инициированиемк самостоятельной деятельности.

Созданиеуспешного брака тесно связано с адекватноймотивацией вступления в брак [32].

Проблема изученияпсихологической готовности к бракувызывает научный интерес у исследователейв качестве феномен, включающий задачивозрастного и личностного развития,социализации молодежи, который отражаетособенности социальной ситуации развитиянового поколения в определенныхкультурно-исторических условиях.

Термин «готовность»определяется как активно-действенноесостояние личности, а также установкана определенное поведение [6, с. 57].

По определениюС.В. Ковалева [14], в основе готовности кбраку и семейной жизни лежит длительноепонимание индивидом общественнойзначимости своего поведения, определенныхобстоятельств друг перед другом,ответственность за семью и детей,добровольное принятие неизбежных всемейной жизни забот и ограничениеличной свободы [14, с. 154].

Психологическаяготовность к браку представляет собойсложное структурное образование.Согласно И.Н.

Олифирович [23], готовностьк семейной жизни является многофакторнымобразованием, которое обусловленовлиянием семейной и социальной средыи проявляется на индивидуальном уровнев виде совокупности эмоциональных,когнитивных и поведенческих характеристик,определяющих способность человека кпостроению семейных отношений [23, с.94].

Такие исследователикак И.В. Гребенников [6], Т.В. Андреева[1], В.А. Сысенко [33] выделили три основныеступени готовности молодых людей кбраку:

– физическаязрелость, характеризующаяся способностьюмолодых людей к зачатию ребенка безущерба для здоровья, а для девушки –способность выносить и родить здоровогоребенка.

– социальнаяготовность, характеризующаяся завершениемобразования, приобретением профессииили продолжением получения высшегообразования, началом самостоятельнойтрудовой деятельности. Эта готовностьпредполагает принятия ответственностидруз задругу, семью, детей;

– этико-психологическаяготовность к браку, которая включаетсформированный идеал семьи, представленияо целях брачных отношений, осознаниесобственных мотивов вступления в браки взаимных ожиданий от него,супружеско-родительских обязанностей[1; 6; 33].

Готовность квступлению в брак также является системойпсихологических характеристик, которыеобеспечивают успешное вступление вбрак. В работе А.Н. Сизанова [30] выделяютсяследующие компоненты готовности людейк семейной жизни:

– психологический,который представлен единством целей исходством взгляд на устройство жизни(в том числе и семейной), умение создатьнеобходимый психологический климат всемье, устойчивостью характера и чувств,развитыми волевыми качествами личности;

– мотивационный,где любовь выступает основным мотивомсоздания семьи, включены стремление ксамостоятельности, материальнаянезависимость от родителей, ответственностьза семью, взаимное желание воспитыватьдетей;

– педагогический,который представлен наличием знаний озакономерностях развития и воспитаниядетей, умением передавать жизненныйопыт, умением планировать семейныйбюджет, организовывать быт и досуг, атакже создавать уют;

– социально-нравственный,представленный гражданской зрелостью(образованием, профессией, степеньюнравственного сознания, возрастом),экономической самостоятельностью,состоянием здоровья [30, с. 35].

Психологическаяготовность к браку тесно связана спрочностью брака. По мнению А.Г. Харчеваи М.С. Мацковского, условиями прочногобрака являются:

– способность неперекладывать ответственность за своеповедение;

– взаимное желаниеудовлетворять интересы супруга;

– открытость кобсуждению семейных проблем;

– способностьпроектировать оптимальную и реалистичнуюмодель своей будущей семьи;

– установка насовместное создание уюта в доме;

– моральныекачества, наличие ответственности,верности, честности, доброты, чувствадолга перед супругом, детьми;

– осознаниенеобходимости рационального распределениясемейных и социальных обязанностей[21, с. 205].

По мнению Н.В.Маляровой, готовность к бракухарактеризуется:

– готовностьюличности принять на себя новую системуобязанностей по отношению к своемубрачному партнеру и будущим детям;

– навыкамимежличностного общения, установкой насотрудничество;

– самоотверженностьюпо отношению к партнеру;

– эмпатией;

– эстетическойкультурой чувств и поведения личности;

– способностью ксаморегуляции;

– конфликтологическойкультурой [22, с. 114].

На формированиепозиции взрослых людей относительнобрака и семейной жизни оказываетзначительное влияние родительскаясемья. Ребенок перенимает от родителейформу поведения, подсознательныереакции, разного рода позитивные илинегативные привычки, определенныекачества, модель брачных отношений.

Важным аспектомпсихологической готовности к бракуявляются семейные представления иожидания у молодежи по поводу семейнойжизни.

Семейные представлениямолодых людей в значительной мереоказывают влияние на выбор будущегосупруга. Они возникают как фрагментарныекопии идеала семьи, который существуетв обществе, и преломляются психическойуникальностью личности [17, с. 86].

Представления осемье отражаются как на самом фактесоздания семьи, так и на характереразвития взаимоотношений между супругами.Брачные экспектации являютсяпсихологической основой супружескихотношений.

Брачные экспектации– это системо-образующее звено супружескихвзаимоотношений, которое представляетсобой проекции конкретизированныхбрачных потребностей супругов наповедение друг друга [17, с. 87]. Исходя изэтого определения, брак можно определитькак соглашение (или договор) междусупругами о взаимном соответствиибрачным экспектациям друг друга.

Проведенныеисследования Ю.А. Карватом ценностныхориентаций молодых людей свидетельствуюто том, что семья по-прежнему входит вчисло доминирующих ценностей юношей идевушек.

Так диагностика ценностнойсферы студентов-первокурсников Брестскогогосударственного техническогоуниверситета при помощи методики М.

Рокича «Ценностные ориентации»демонстрирует следующие результаты:среди терминальных ценностей юношейсемья занимает пятое место в списке, удевушек – третье место, что объясняетсягендерными различиями [13, с. 15].

В зрелом возрастесемья для женщин остается ведущейценностью, однако занимает уже не первоеместо.

В период зрелости, женщины ужереализовали себя, как матери и жены:дети выросли, муж становится либо опоройв дальнейшей совместной жизни, либопроисходит развод.

Указанные факторыпозволяют женщине в период зрелостисосредоточиться на достижении значимыхрезультатов в карьере. Соответственнотакое положение вещей вызывает сменусистемы ценностей у женщин.

Таким образом, вструктуре психологической готовностик браку выделяют несколько компонентов:социально-нравственный, педагогический,мотивационный, психологический. Взависимости от возраста человекаменяется степень его психологическойготовности к браку.

Также важность семьикак социального института для женщинзависит от их возраста: для молодыхженщин брак часто выступает как конечнаяцель отношений; для женщин уже прошедшихинститут брака и реализовавших себя вэтом вопросе, включая такой аспект бракакак деторождения во взрослом возрастена первый план выходит профессиональныйрост.

Источник: https://studfile.net/preview/6889974/page:4/

7. Основные компоненты психологической готовности молодых людей к браку – psycho

18.Психологическая готовность к браку.: Готовность к браку- интегральная категория, вкл целый комплекс

     Готовность  к браку — интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:1. Формирование определенного нравственного комплекса — готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.2.

Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру.

Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, — эмпатийный комплекс.

Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера.5.

Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Е. С.

Калмыкова считает, что умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимного приспособления молодоженов.

    Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что в свою очередь связано с особенностями формирования у них установок, ориентации на вступление в брак.

Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заключению — это далеко не одинаковые понятия. По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь.
    К ним относятся:- готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;- понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;- стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;- умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.

    В. А. Сысенкосчитает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагающее несколько составляющих.

1. Способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, активно делать добро.2. Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком. 3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.4. Высокая этическая и психологическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

    Все эти способности являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.

    Наряду с традиционными взглядами на брак и семью (с точки зрения распределения основных ролей и функций, власти и ответственности), во взглядах современной российской студенческой молодежи выявлены две основные тенденции, влияющие на их социально-психологическую готовность к браку. С одной стороны, студенческая молодёжь (как юноши, так и девушки) стремится к формированию эгалитарных союзов, когда уравнивается вклад в семью каждого ее члена: происходит смещение и взаимопроникновение гендерных ролей, многие семейные функции не имеют чётко выраженных гендерных различий. С другой стороны, для современной студенческой молодёжи увеличивается значимость проявлений собственной индивидуальности в отношениях. Таким образом, студенты, как правило, видят желаемый семейный союз как общение равных и независимых партнеров.
    В целом, психологическая готовность к браку и созданию семьи представляет собой установку и способность личности к реализации целого комплекса требований, обязанностей и социальных норм поведения в рамках семейной жизни. При этом можно выделить два блока: социально-ролевой и личностный. К социально-ролевому блоку относятся значимость сексуальных отношений, установка на общность интересов партнёров; значимость внесемейной социальной активности; готовность решать бытовые вопросы; отношение к  родительско-воспитательной функции; значимость эмоционально-психотерапевтической функции семьи; способность конструктивного выхода из конфликтной ситуации; в личностный блок включены выраженность в межличностном взаимодействии партнеров таких качеств, как понимание любви как высшей ценности; смелость; материальная заинтересованность; доминантность; уверенность в себе; требовательность; ответственность; нежность; уступчивость; доверчивость; привлекательность.

Источник: https://www.sites.google.com/site/kjniylibtkujvg/home/osnovnye-komponenty-psihologiceskoj-gotovnosti-molodyh-ludej-k-braku

Психологическая готовность к браку лиц юношеского возраста

18.Психологическая готовность к браку.: Готовность к браку- интегральная категория, вкл целый комплекс

Психологическая готовность к браку лиц юношеского возраста

Редозубова Светлана Викторовна

студент 4 курса факультета психологии Куйбышевского филиала Новосибирского государственного университета, г. Куйбышев, Новосибирской области

E-mail: svetlana6000@mail.ru

Петровская Вера Геннадьевна

научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета, г. Куйбышев, Новосибирской области

E-mail: 

” target=”_blank”>

В современном мире всё чаще мы наблюдаем, как меняется отношение к семье. На сегодняшний день заметно падает популярность законного брака. Популярным стало жить не в традиционном браке, а, например, в «гражданском».

Сегодня в Европе лишь каждая четвертая семейная пара регистрирует свой брак. В России около трети всех пар ―или трех миллионов семей ―живут в гражданском браке, и таких браков становится все больше.

Интерес к изучению темы семьи до сих пор не ослабевает, и мы постараемся определить готовность молодежи к браку и семейной жизни в целом.

В научной работе всегда важна терминологическая определенность, поэтому сначала рассмотрим сущность понятия «готовность».По мнению С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, готовность ― это «состояние, при котором всё сделано, всё готово для чего–нибудь» [1].

В психологическом словаре понятие готовность рассматривают как «…активно ― действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи.

Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия» [2].

Теперь выясним, что такое «психологическая готовность к браку». Многие авторы пытаются определить сущность этого понятия, так, например, И.В. Гребенников включает в это понятие различные виды готовности, такие как физическая и социальная зрелость, этико–психологическая и сексуальная готовность.

Под физической зрелостью понимается половая зрелость. Социальная зрелость наиболее убедительное свидетельство вступления молодых людей в пору взрослости. Этическая и психологическая готовность вступающих в брак включает в себя большое количество факторов, которые между собой взаимосвязаны.

Молодых людей не считают подготовленными к браку, если у них нет четкого представления, что такое семья, зачем они вступают в брак, какие взаимоотношения они будут строить, какие обязанности на них налагаются и т. д. Важным показателем этой готовности является осознанность мотивов вступления в брак.

Например, сексуальная подготовленность подразумевает наличие соответствующих знаний.

Близкую точку зрения высказывают такие авторы, как В.А. Сысенко, Б.А. Душков, А.Н. Сизанов, Б.Ю Шапиро и другие.

Существуют и другие представления о готовности к браку, например, Н.В. Маляров под готовностью молодежи к браку понимает систему социально-психологических установок личности, определяющую эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку ―это целостная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1.  формирование определенного нравственного комплекса;

2.  подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;

3.  способность к самоотверженности по отношению к партнеру;

4.  наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, ―эмпатийный комплекс;

5.  высокая эстетическая культура чувств и поведения личности;

6.  умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения» [3].

Анализирую все выше сказанные определения, мы определяем психологическую готовность как личностное образование, основными системными компонентами которого являются ценностные ориентации, брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях.

Мы придерживаемся мнения И.В. Гребенникова, что психологическая готовность к браку ―это определенная степень личностной зрелости, что помогает мобилизовать ресурсы, при семейной проблематике. Сходным с мнением И.В. Гребенникова также понятие готовности к браку у С.М. Питилина.

Он включает в него следующие критерии: физическая готовность, личностная готовность, мотивационная готовность, эмоционально–волевая готовность, социально–психологическая готовность, биологическая и сексуальная готовность.

В результате исследования были выделены интегративные характеристики высокого, среднего и низкого уровней формирования готовности студентов к браку и семье, которые характеризуются степенью стремления к самопознанию и самораскрытию себя как потенциального участника брачно–семейных отношений, активностью в межличностном взаимодействии. Способностью к саморегуляции на основе интегрального локус контроля, осознанностью и устойчивостью иерархий ценностей и приоритетов, значимостью успешного супружества в жизненном самоопределении, наличием идеальной реалистичной модели брачно–семейной саморегуляции, балансом терминальных и инструментальных ценностей, субъективной успешностью в партнерстве, осознанием значимости другого, активным проявлением инициативы в развитии личностной готовности к браку и семье [3].

Также в литературе можно выделить два подхода к определению готовности к браку и семейной жизни. Представители первого подхода [Борлакова Б.М., Галимова Н.М., Ковалева О.Ф., Питилин С.М., Зритнева Е.И. и др.] настаивают на определении готовности молодежи к семейной жизни до их вступления в брак.

Представители второго подхода [Решетов П.А. и др.] ориентируются только по установлению конечного результата ― успешности брака, гармонии межличностных отношений в семье, правильному воспитанию детей, но при таком подходе сложность заключается в отсутствии возможности оценить результаты подготовки, т. к.

они отодвинуты во времени.

На разных возрастных этапах готовность различная, но особую роль в плане формирования психологической готовности к брачным отношениям играет юношеский возраст. Границами которого в след за Л.С. Выготским мы считаем17―21 год.

Следует помнить, что человек биосоциальное существо, поведение которого предопределяют природные и внеприродные (культурные) «программы поведения». И чтобы успешно справиться со всеми семейными ролями, он должен достигнуть определенной стадии зрелости в каждом из этих состояний.

Например, начало физиологической зрелости (возможность рождения ребёнка) за последние годы не снижается и держится на уровне тринадцати―четырнадцати лет. Другим показателем является зрелость социальная. Если наши предки в этом возрасте уже были социально адаптированы, то в настоящее время картина изменилась.

Социальной зрелости предшествует довольно таки длительный период детства, получение образoвания общего и профессионального, служба в армии молодого человека и т. д. Так что в настоящее время человек способен стать самостоятельным лет с 22, а может и с 25.

Исходя из этого, и выстраивается брачно-семейное поведение современных людей.

Если же взять современных юношей и девушек в возрасте от 18 лет, то это совершенно не готовые к самостоятельной жизни молодые люди. В их жизнь только приходит период социальной зрелости, у них высокий пик потребности в общении.

Очевидно, что возникновение семьи затруднит профессиональное становление молодых супругов, весьма ограничит круг и формы общения, потребует от личности переориентации на семейные потребности.

А появление малыша дополнительно обостряет все семейные напряжения.

Но опять же, если взять тот факт, что физиологически наиболее благоприятным возрастом для рождения первого ребенка является 18―25 лет, а к 30 годам женщина стремится закончить репродуктивную функцию, то природные рамки благоприятного для женщины периода образования семьи и рождения ребенка не так уж и широки.

В настоящее время продолжительность жизни увеличилась, вместе с тем верхняя граница детства и, следовательно, социального взросления, отодвинулась. Существует даже точка зрения, что затянувшееся детство и возникающая в связи с ним инфантильность молодых людей ― необходимые условия приспособления современного человека к долгой жизни, по принципу «всё ещё успеется в своё время».

Если брать общество, то это так, но природа не стремится менять свои установки вслед за людьми.

У природы всё также детство заканчивается физиологическим созреванием, подростковый возраст ― это период расцвета, созревания и тренировки чувств, а юность ― наилучшее время для вступления в брак и создания гармоничной семьи. Таким образом, юность характеризуется высоким показателем физической готовности к браку и семейной жизни.

В настоящее время многие исследователи [Зацепина В.И., Андреева Т.В., и др.] указывают на ряд особенностей, которые характеризуют установки и ожидания по поводу брака и партнера.

Так, например, в подростковом возрасте происходит так называемое разделение и противопоставление понятий любви и брака. Происходит явное вытеснение любви в браке на фоне предшествующего всевластия.

Тем самым молодые люди могут воспринимать семью как препятствие чувствам и лишь вследствие, путем проб и ошибок, прийти к постижению психологической ценности брака.

Следующее, что характеризует брачно-семейные представления молодых людей, это их явная потребительская нереалистичность. В.И.

 Зацепина, указывает, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам превосходил «среднего» реального юношу из непосредственного окружения девушек ― студенток, аналогично юношам ― студентам идеальная спутница жизни представляется в виде девушки, которая была бы не только лучше реальных, но и превосходила бы их красоте, уму, веселью, честности и трудолюбию.

Также для молодых людей свойственно некое расхождение качеств желаемого спутника жизни предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга которого этот спутник, в общем-то, и должен выбираться. Качества, которые молодые люди считают идеальными для супруга, в реальной жизни не имеет никакого значения.

Анализ предбрачных представлений девушек ― студенток показал большее, чем у юношей, рассогласование между качествами предпочитаемого партнера по общению и характеристиками будущего (желаемого) супруга. Следует отметить, что студенты (и студентки) сильно отличаются по степени соответствия образов друга и мужа.

В настоящее время наблюдается приоритет личных качеств партнера, а не социальных характеристик при выборе супруга. Т.В.

 Андреева установила, что значительная часть молодых девушек предъявляют огромный список всех теоритически возможных качеств личности ― от красоты, ума, сильной воли и прекрасных свойств характера до финансовой обеспеченности и независимости.

При всём при этом требования девушек категоричны и весь смысл сводится к тому, чтобы партнер ставил её интересы в центр своей жизни. Неудовлетворение хотя бы частью этих ожиданий приходит к разрыву отношений, не смотря на наличие детей.

Вернемся ещё раз к компонентам психологической готовности и рассмотрим их подробнее. В современном обществе принято считать, что с окончанием физического развития человека у него наступает возраст, подходящий для брачных отношений.

У молодых людей в юношеском возрасте заканчивается пубертатный период, и современные исследователи считают его очень важным и ответственным в жизни человека. Это означает способность молодых людей к рождению ребёнка без ущерба для его здоровья, да и собственного здоровья тоже.

Половая зрелость, несомненно, является одной из самых важных основ супружеской жизни, но она совсем не означает, что молодые люди готовы к гармонической, сексуальной жизни в браке и также не является показателем психологической и социальной готовности к браку.

Ещё не менее важными являются этическая и экономическая готовности к браку и семейной жизни, не обойтись и без овладения навыками воспитания детей и в том числе самовоспитания. Поэтому зачастую сложно определить в каком возрасте молодой человек социально и морально готов к брачным отношениям, а в каком ещё смотрит на жизнь и на брак глазами ребенка.

Далее рассмотрим социальную готовность к браку. Многие авторы к социальной готовности относят следующие показатели: получение образования, устройство на работу или получение высшего образования, жизнь отдельно от родителей и начало самостоятельной трудовой деятельности.

С этим очень тесно связана социально-экономическая готовность к браку, которая включает в себя самостоятельное зарабатывание денег, чтобы обеспечить членов семьи и себя в том числе. Но часто молодые люди не стремятся быть финансово–независимыми. Это является препятствием на пути к созданию семьи.

Социальная готовность к браку предполагает осознание девушками и юношами ответственности за семью, за супруга, за детей. Таким образом, можно сказать о несформированности это компонента у юношей и девушек.

Ключевым моментом в гармонизации отношений молодых людей является этико–психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой.

Молодые люди должны быть подготовлены к браку, у них должен быть сформирован некий идеал семьи, они должны знать чего ждут они от брака и семейной жизни в целом. Также оба супруга должны пытаться создать благоприятные условия для жизни в семье каждого его члена.

Зачастую мы с семьей связываем своё стремление быть счастливыми, и очень важным является с раннего возраста прививать детям правильное представление о личном счастье и семье. На отношения партнеров, на семейную жизнь оказывает преимущественное влияние мотивы вступления в брак.

Осознaние этих мотивов является важным компонентом этико–психологической готовности к семейной жизни.

Основным мотивом вступления в брачные отношения является чувство любви. Однако существуют и иные мотивы: по рассудку (мотивы: «чтобы не засидеться в девках», «пришло время жениться» и т. п.); по материальным соображениям.

Мотивационная готовность предполагает самостоятельность (наличие бытовых навыков, материальную независимость от родителей, умение решать жизненно важные вопросы) и ответственность за свою семью, готовность к рождению и воспитанию малыша.

Также можно говорить о неготовности современной молодежи к браку по показателям данного компонента.

Резюмирую выше сказанное, можно утверждать, что в юношеском возрасте обнаруживается диссонанс: на достаточно высоком уровне физический компонент, остальные достигли лишь среднего, а то и низкого уровня.

Список литературы:

  1. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. РАН Ин-т русского языка. / С.И. Ожегов. ― 4-е изд., доп. ― М.: Азбуковник, 2001. ― 944 с.
  2. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): словарь / авт.-сост. Б.А. Душков, Б.А. Смирнов, А.В. Королёв; под ред. Б.А. Душкова ; прил. Т.А. Гришиной. ― 2-е изд., доп. и перераб. ― М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. ― 848 с.
  3. Семья + Карьера. Семья ― Карьера: или как быть успешным и не быть одиноким? [Электронный ресурс]: настольная книга для всех, кто хочет быть счастливым / С.В. Жолудева и др. ― Режим доступа: URL: http://pi.sfedu.ru/rspu/structure/university_departments/chairs/organizational_psychology/book_f_c.pdf (дата обращения: 03.12.2012).

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/vi/30371

Medic-studio
Добавить комментарий