18 Виды психологического консультирования и их особенности.

Виды психологического консультирования

18 Виды психологического консультирования и их особенности.

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, а взаимодействие психолога и клиента происходит в различных условиях, существует множество классификаций видов психологического консультирования (в зависимости от критериев разделения).

Например, в качестве основания для выделения видов психологического консультирования можно использовать характер теоретического подхода, в котором работает психолог-консультант: когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и т.д.

Можно также использовать в качестве основания для выделения внутри психологического консультирования видов степень непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом.

В этом плане можно говорить об очном консультировании и дистантном психологическом консультировании (консультировании на телефоне доверия, консультировании посредством дистантного письма, консультировании посредством открытых ответов психологов на письма читателей в популярных журналах, в Интернете).

В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:

1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем.

Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии.

Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы.

Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента.

Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Чаще всего принято выделять виды психологического консультирования по характеру решаемых задач:

1. Индивидуальное консультирование включающее задачи психотерапии и личностного роста – область, наиболее часто идентифицируемая термином “психологическое консультирование”.

Проблемы, связанные с личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое.

Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, половых отношений и т.д.

2. Семейное психологическое консультирование – психологическое консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях и т.д.

3. Психолого-педагогическое – консультирование учеников и их родителей в периоды обучения в начальной, средней и высшей школе.

Консультирование по вопросам педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами.

К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

4. Возрастно-психологическое консультирование – основная задача которого – контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса».

5. Профессиональное (карьерное, деловое, организационное, экспертное) Профессиональное консультирование включает вопросы выбора профессии, проблемы профессиональной пригодности и профессиональной адаптации, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности.

Деловое – вопросы ведения деловых переговоров и т.п.

Организационное консультирование включает консультирование организаций, персонала организаций, консультирование по про­блемам структуры и развития организаций (подбор, отбор, обуче­ние и развитие), формирование и поддержку организационной куль­туры, кадровое консультирование, консультирование руководите­лей, групповое консультирование по методам принятия решений, по решению конкретных проблем организации (конфликты, инно­вации и т.п.), консультирование по профессионально-кадровому отбору и потенциалу организаций, маркетинговое кон­сультирование и консультирование по поводу организации рекла­мы и рекламных услуг организации или предприятия.

Экспертное психологическое консультирование (индивидуальное и групповое) в профессиональной и деловой сфере (включая бизнес-тренинги и решение задач повышения мотивации) имеет одно принципиальное отличие от других видов консультирования – в нем устанавливаются не диадные (клиент – консультант) а триадные (клиент – консультируемый – консультант) отношения: при экспертном консультировании консультант предоставляет консультируемому информацию, необходимую последнему для взаимодействия с клиентом, т.е. консультант и клиент обычно взаимодействуют только опосредованным через консультируемого, а не прямым образом, как в обычном случае. В связи с такой спецификой, экспертное консультирование неявно, но достаточно заметно тяготеет к т.н. “субъект-обектным” отношениям (использующим схему “оператор – объект воздействия”), каковые нередко базируются на директивных или манипулятивных механизмах межличностного взаимодействия.

6. Консультирование по вопросам психического здоровья, зависимости от психоактивных веществ, кризисное и реабилитационное консультирование. Психологическое консультирование и сопровождение лиц, страдающих зависимостями (химическими и психологическими) и членов их семей.

Психологическое консультирование и сопровождение в кризисных, посткризисных, посттравматических и реабилитационных ситуациях. Сюда относятся вопросы оказания психологической помощи клиентам, находящимся в остром состоянии горя, а также переживающим психотравмирующий опыт: утраты (развод, измена, и т.д.

), тяжелой болезни, угрозы жизни для самого себя, своих близких или других людей. Психотерапевтическая помощь жертвам физического, психологического, сексуального насилия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/13_119967_vidi-psihologicheskogo-konsultirovaniya.html

Виды психологического консультирования, их специфика

18 Виды психологического консультирования и их особенности.

Психологическая консультация может проводиться в ин­дивидуальной и групповой формах. Групповые консульта­ции организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологически­ми проблемами.

Индивидуальные консультации делятся на:

— однократные и многократные;

— консультации по личному обращению;

— в результате вызова, направления;

т без дополнительного тестирования, с дополнитель­ным тестированием;

— без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов;

— изолированные и комбинированные с другими метода­ми психологической помощи (например, социально-психо­логический тренинг в промежутках между консультациями).

Кроме того, возможно выделение различных видов кон­сультаций в зависимости от теоретического подхода, в рам­ках которого работает психолог-консультант (когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и др.).

По характеру решаемых задач различают возрастно-пси­хологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирова­ния.

индивидуального консультирования опреде­ляется заказом клиента. Оно опирается на рефлексию пси­хологом понятий нормы психического развития и позиции взаимодействия с клиентом. С точки зрения Г.С. Абрамовой, знание нормы позволяет психологу дифференцировать со­циальные, этические, нравственные и психологические за­дачи взаимодействия с клиентом и осознанно выбирать стра­тегию работы с ним.

Понятие нормы требует от психолога знания периодиза­ции психического развития, его механизмов на каждом кон­кретном этапе.

В таком случае схема индивидуального кон­сультирования, с точки зрения психолога (клиента), будет представлена следующим образом: содержание задачи взаи­модействия (текст заказа) -» механизмы психического раз­вития (психологическая задача), период психического раз­вития (возможность изменения) -» содержание нормы пси­хического развития (выбор направления изменения).

Следовательно, анализируя возможности изменения кли­ента, психолог работает с задачами и резервами развития дан­ного человека на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития.

Без рефлексии на содержание понятия нормы психического развития и связан­ных с ним понятий пограничных состояний и психического здоровья он утрачивает профессиональное видение ситуации взаимодействия с клиентом и будет строить отношения с кли­ентом в русле житейской или обыденной психологии.

В процессе индивидуальной работы с клиентом психо­логу приходится обращаться к сущности человека при фор­мулировке для клиента психологических задач, решать воп­рос о смысле жизни человека, что требует философского и морально-этического самоопределения психолога-кон­сультанта.

7S

. Групповое (чаще всего семейное) консультирование имеет целью исследование системы реально существующих отно­шений между людьми. этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык субъективной модальности каждого члена группы (что он думает, чувствует, хочет).

Задачей психолога в груп­повом консультировании является нахождение предмета вза­имодействия членов группы, который мог бы связать субъек­тивные модальности членов группы. В ходе консультиро­вания выявляются также типы отношений (на основе какой-либо теоретической концепции), например Э. Берна, 3. Фрейда, В. Сатир, А.

И. Захарова, А.Е. Личко и др., их содержание и устойчивость, иерархию, типы воздействия. Группа в ситуации взаимодействия может выступать как коллективный клиент или как сочетание заказчика и пользо­вателей психологической информации.

Схему исследования группы в психологическом консультировании можно пред­ставить следующим образом:

Предмет взаимодействия группы Психологическая информация и ее модальность
Устойчивые элементы в предмете взаимодействия. Динамические элементы в пред­мете взаимодействия. Современные воздействия членов группы друг на друга. Выработка альтернатив в дейст­виях группы. Типы взаимодействия. Индивидуальное состояние членов группы. Мера воздействия. Задачи и резервы развития всех членов группы.

м воздействия может быть информационно-просветительная работа психолога или совместная работа с другими специалистами над проблемами данной группы.

Специфика консультирования каждой группы (семья, детская группа и т.п.) определяется содержанием предмета взаимодействия. .

Возрастно-психологическое консультирование имеет ос­новной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержа­нии и периодизации этого процесса (Бурменская Г.В., Кара-банова О.А., Лидере А.Г., 1990).

Его задачи отражаются в психолого-педагогическом на­значении:

1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участ­вующих в воспитании в проблеме возрастных индивидуаль­ных особенностей психического развития ребенка.

2. Своевременное первичное выделение детей с различ­ными отклонениями и нарушениями психического разви­тия, направление их к специалистам.

3. Предупреждение вторичных психологических осложне­ний у детей с ослабленным соматическим или нервно-пси­хическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и пси-хоп рофил акти ке.

4. Составление рекомендаций по психолого-педагогичес­кой коррекции трудностей обучения, воспитания и обще­ния для учителей и родителей.

5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.

6. Коррекционная работа в специальных группах с деть­ми, родителями, педагогами. Психолого-педагогическое про­свещение населения.

Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психи­ческого развития ребенка.

В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования полученные сведения группируются в четырех-основных разделах: состо­яние здоровья; сведения об особенностях социальной обста­новки, в которой ребенок растет; данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; дифференцированная ха­рактеристика развития познавательной и эмоционально-лич­ностной сфер ребенка. На основе полученных сведений пси­холог делает выводы:

— общая оценка уровня развития;

— сущность трудностей ребенка; ~ степень их сложности;

— факторы, провоцирующие трудности;

— сферы воздействия с целью снижения остроты про­блемы;

— условно-вариантный прогноз развития. Возрастно-психологическое консультирование проводится

в следующем алгоритме:

1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

2. Беседа с родителями, направленная на получение ин­формации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально­го плана.

3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).

4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

5. Экспериментально-психологическое обследование ре­бенка.

6. Обработка данных, казуальный анализ результатов.

7. Психологический диагноз ребенка.

8. Психолого-педагогическое назначение.

9. Контроль, повторное консультирование. Психологический диагноз отражает уровень актуального

и ближайшего развития ребенка.

1. Уровень актуального развития:

а) возрастно-психологическая характеристика;

б) социальная ситуация развития;

в) уровень развития ведущей деятельности и соответ­ствия ее нормативам;

г) новообразования возраста, их развитие;

д) трудности и отклонения, их причины.

2. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближай­шего развития):

а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;

б) показ условий для оптимального развития.

Источник: https://cyberpedia.su/5xa2fe.html

18. Общее представления о психологическом консультировании. Виды, методы и этапы психологического консультирования

18 Виды психологического консультирования и их особенности.

Психологическоеконсультирование– совокупность процедур, направленныхна помощь человеку в разрешении проблеми принятии решений, относительнопрофессиональной карьеры, брака, семьи,совершенствования личности и межличностныхотношений.

Цельконсультирования – помочь клиентампонять происходящее в их жизненномпространстве и осмысленно достичьпоставленной цели на основе осознанноговыбора при разрешении проблемэмоционального и межличностногохарактера.

Gelso,Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфическиечертыпсихологического консультирования,отличающие его от психотерапии:

  • консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;
  • консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что “человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста” (1968);
  • консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;
  • консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);
  • консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;
  • в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;
  • консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Видыконсультирования:

I.По сферам приложения:

1.детское; 2. подростковое; 3. семейное исупружеское; 4. профессиональное; 5.индивидуальное, ориентированное напроблемы личности;

II.По количеству клиентов: 1. индивидуальное;2. групповое;

III.По пространственной организации: 1.контактное (очное);2.дистантное (заочное) – по телефону,переписка.

Виды психологического консультирования поНемову

Интимно-личностноепсихологическое консультирование,необходимость в котором возникаетдовольно часто и у многих людей. К этомувиду можно отнести консультированиепо таким вопросам, которые глубокозатрагивают человека как личность,вызывают у него сильные переживания,обычно тщательно скрываемые от окружающихлюдей.

Это, например, такие проблемы,как психологические или поведенческиенедостатки, от которых человек во чтобы то ни стало хотел бы избавиться,проблемы, связанные с его личнымивзаимоотношениями со значимыми людьми,различные страхи, неудачи, психогенныезаболевания, не требующие вмешательстваврача, и многое другое.

Сюда же можетотноситься глубокое недовольствочеловека самим собой, проблемы интимных,например половых, отношений.

Следующийпо значимости и частоте встречаемостив жизни вид психологическогоконсультирования – семейноеконсультирование.К нему можно отнести консультированиепо вопросам, возникающим у человека всобственной семье или в семьях других,близких для него людей.

Это, в частности,выбор будущего супруга (супруги),оптимальное построение и регулированиевзаимоотношений в семье, предупреждениеи разрешение конфликтов во внутрисемейныхвзаимоотношениях, отношения мужа илижены с родственниками, поведение супруговв момент развода и после него, решениетекущих внутрисемейных проблем.

Кпоследним относится, например, решениевопросов распределения обязанностеймежду членами семьи, экономики семьи иряда других.

Третийвид консультирования– психолого-педагогическое консультирование.

К нему можно отнести обсуждениеконсультантом с клиентом вопросовобучения и воспитания детей, научениячему-либо и повышения педагогическойквалификации взрослых людей, педагогическогоруководства, управления детскими ивзрослыми группами и коллективами.

Кпсихолого-педагогическому консультированиюотносятся вопросы совершенствованияпрограмм, методов и средств обучения,психологическое обоснование педагогическихинноваций и ряд других.

Четвертыйиз числа наиболее распространенныхвидов психологического консультирования– деловое консультирование. Оно, в своюочередь, имеет столько разновидностей,сколько существует разнообразных дели видов деятельности у людей.

В целомже деловым называется такое консультирование,которое связано с решением людьмиделовых проблем.

Сюда, к примеру, можноотнести вопросы выбора профессии,совершенствования и развития у человекаспособностей, организации его труда,повышения работоспособности, веденияделовых переговоров и т.п.

Методыпсихологического консультирования

Косновным методам психологическогоконсультирования относятся: беседа,интервью, наблюдение, активное иэмпатическое слушание. Помимо базовыхметодов в психологическом консультированиииспользуются специальные методы,разработанные в рамках отдельныхпсихологических школ, опирающихся наконкретную методологию и отдельныетеории личности.

БеседаПрофессиональнаябеседа строится из разного рода приемови техник, используемых с целью достижениясоответствующего эффекта. Важную рольиграют техники ведения диалога, одобрениямнений клиента, стимулированиявысказываний, краткость и ясность речипсихолога и др.

Цели и функции беседы впсихологическом консультированиисвязаны со сбором информации о психическомсостоянии субъекта, установлениемконтакта с клиентом. Беседа можетвыполнять психотерапевтические функциии способствовать снижению тревогиклиента.

Консультативная беседа служитспособом выхода на психологическиепроблемы, существующие у клиента,является фоном и сопровождением всехпсихотехник. Беседа может иметьструктурированный характер, вестисьпо заранее составленному плану, программе.

Такая структурированная беседа называетсяметодом интервью.

Этапыбеседы:

1.Постановкавопросов. Цель – получение информациио клиенте, побуждение его к самоанализу.

2.Ободрениеи успокаивание.Важны для создания и укрепленияконсультативного контакта. Ободрениемвыражается поддержка – основнаясоставляющая контакта («Продолжайте»,«Да, понимаю»). Успокаивание помогаетклиенту поверить в себя («Очень хорошо»,«Вы поступили правильно»).

3.Отражениесодержания: перефразирование и обобщение.Отражениесодержания показывает клиенту, что егоактивно выслушивают и что он понят.

Отражение содержания помогает и самомуклиенту лучше понять себя, разобратьсяв своих мыслях.

Перефразированиеимеет три правила: перефразируетсяосновная мысль клиента; нельзя искажатьили заменять смысл утверждения клиента,добавлять от себя; избегать дословногоповторения.

4.Отражениечувств –вниманиесосредотачивается на том, что скрытоза содержанием. контакта, потому чтопоказывает клиенту, что консультантстарается познать его внутренний мир.

5.Паузымолчания.Молчание – увеличивает эмоциональноевзаимопонимание консультанта и клиента;- предоставляет возможность клиенту«погрузиться» в себя и изучать своичувства, установки, ценности, поведение;- позволяет клиенту понять, чтоответственность за беседу лежит на егоплечах.

6.Предоставлениеинформации. Консультант высказываетсвое мнение, отвечает на вопросы,информирует клиента о разных аспектахобсуждаемых проблем.

7.Интерпретацияконсультанта придает определенныйсмысл ожиданиям, чувствам, поведениюклиента, потому что помогает установитьпричинные связи между поведением ипереживанием. Хорошая интерпретацияне бывает глубокой. Она должна связыватьсяс тем, что клиент уже знает.

8.Конфронтация– всякая реакция консультанта,противоречащая поведению клиента.Конфронтацией добиваются показа клиентуспособов психологической защиты,используемых в стремлении приспособитьсяк жизненным ситуациям, по которымугнетают, ограничивают становлениеличности.

9.Чувстваконсультанта и самораскрытие.

Самораскрытиеконсультанта может быть: выражениенепосредственных реакций по отношениюк клиенту или к ситуации консультирования,ограничиваясь принципом «здесь исейчас»; рассказ о своем жизненномопыте, демонстрация его схожести сситуацией клиента. Консультант посредствомвыражения своих чувств раскрываетсяперед клиентом. Раскрыться в самомшироком смысле – значит показать своеэмоциональное отношение к событиям илюдям.

10.Структурированиеконсультирования – организация отношенийконсультанта с клиентом, выделениеотдельных этапов консультирования иоценку их результатов, предоставлениеклиенту информации о процессеконсультирования.

Разновидностиинтервью:

·стандартизированнное – имеет стойкуюстратегию и четкую тактику;

·частично стандартизированнное –опирается на стойкую стратегию и болеепластичную тактику;

·свободно управляемое диагностическоеинтервью – основывается на стойкойстратегии, но имеет совершенно свободнуютактику, которая зависит от особенностейклиента, отношений и т.д.

Наблюдение– преднамеренное, систематическое ицеленаправленное восприятие психическихявлений с целью изучения их специфическихизменений в определенных условиях иотыскания смысла этих явлений, которыйне дан непосредственно. Консультантдолжен владеть навыками наблюдения завербальным и невербальным поведениемклиента. Первоначальной основой дляпонимания невербального поведенияслужит хорошее знание различных видовневербальных языков .

Активноеслушаниеимеет целью точное отражение информацииговорящего. Данный метод способствуетболее точному пониманию партнерамидруг друга, позволяет создать атмосферудоверительных отношений и эмоциональнойподдержки, а также служит расширениюосознания проблемной ситуации клиентом.Активное слушание предполагаетиспользование ряда приемов:

-заинтересованное отношение к собеседнику,демонстрируемое позой заинтересованногослушателя, доброжелательным взглядом,направленным на собеседника;

-уточняющие вопросы: «Правильно ли японял, что …?», «Вы хотите сказать,что…?»;

-получение ответа на свой вопрос;

-повторения сказанного собеседником«Вы говорите…»;

-переформулирование мысли собеседника:«Другими словами, …»

-поддерживающие реакции: «угу-реакции»,«Да-да», поощрение собеседника в выражениимысли: «это интересно», «говорите,говорите»;

-обобщение: «В целом вы хотите сказать…?»,«Итак, получается…», «Мы поговорилио…», «Можно сделать вывод…».

Метод«активного слушания» является обязательнымметодом психологического консультирования,и овладение всеми его приемами – одноиз требований, предъявляемых кпрофессиональным навыкампсихолога-консультанта.

Эмпатическоеслушание– вид слушания, содержанием которогоявляется точное отражение чувствсобеседника. Применяется в ситуациях,когда собеседнику необходимо поделитьсясвоими переживаниями, и он сам выступаетинициатором разговора.

Эмпатическоеслушание предполагает: избегание оценоки толкования, скрытых от собеседникамотивов его поведения (вместо привычноговысказывания, содержащего упрек иоценку: «Ты сам виноват, что с тобой этослучилось.

У тебя трудный характер»можнопроизнести: «Ты расстроен? Тебя раздражаеттвоя вспыльчивость, нетерпимость?…»);

точноеотражение переживания, чувства, эмоциисобеседника с демонстрацией их пониманияи принятия.

Важнымихарактеристиками и средствами эффективногообщения (в ходе консультации) являются:

-эмпатия – сопереживание, пониманиедругого на уровне чувств, переживаниетех же эмоциональных состояний, которыеиспытывает другой человек;

-рефлексия (осознание того, как онвоспринимается партнером по общению,способность к самоанализу психическихсостояний, действий, поступков),

-идентификация (уподобление, отождествлениесебя с другим человеком, перенесениечеловеком себя на место, в ситуациюдругого человека).

Методкак совокупность психотехник, разработанныхв рамках отдельных психотерапевтическихи личностных теорий:

·метод личностно-центрированногоконсультирования,

·метод экзистенциального консультирования,

·метод психоаналитического консультирования,

·метод поведенческого консультирования,

·метод когнитивного консультирования,

·метод консультирования, фокусированногона решении,

·мультимодальное консультирование ит.д.

Этапыпсихологического консультирования.(Немов)

1.Подготовительный этап.

На этом этапе психолог-консультантзнакомится с клиентом по предварительнойзаписи, имеющейся о нем в регистрационномжурнале, а также по той информации оклиенте, которую можно получить оттретьих лиц, например от работникапсихологической консультации, которыйпринимал заявку от клиента на проведениеконсультации. На данном этапе работыпсихолог-консультант, кроме того, самготовится к проведению консультации,выполняя практически все то, о чем шларечь в предыдущем разделе данной главы.Время работы психолога-консультантана этом этапе составляет обычно от 20 до30 мин.

2.Настроечный этап.На данном этапе психолог-консультантлично встречает клиента, знакомится сним и настраивается на совместную работус клиентом. То же самое со своей стороныделает клиент. В среднем этот этап повремени, если все остальное ужеподготовлено для проведения консультации,может занимать от 5 до 7 мин.

3.Диагностический этап.На данном этапе психолог-консультантвыслушивает исповедь клиента и на основеее анализа проясняет, уточняет проблемуклиента.

Основное содержание данногоэтапа составляет рассказ клиента о себеи о своей проблеме (исповедь), а такжепсиходиагностика клиента, если возникаетнеобходимость ее проведения для уточненияпроблемы клиента и поиска оптимальногоее решения.

Достаточно точно установитьвремя, необходимое для проведенияданного этапа психологическогоконсультирования, не представляетсявозможным, так как многое в его определениизависит от специфики проблемы клиентаи его индивидуальных особенностей.

Практически это время составляет какминимум один час, исключая время,необходимое для проведения психологическоготестирования. Иногда данный этаппсихологического консультированияможет занимать от 4 до 6–8 ч.

4.Рекомендательный этап.

Психолог-консультант, собрав на предыдущихэтапах необходимую информацию о клиентеи его проблеме, на данном этапе вместес клиентом вырабатывает практическиерекомендации по решению его проблемы.

Здесь эти рекомендации уточняются,проясняются, конкретизируются во всехсущественных деталях. Среднее время,обычно затрачиваемое на прохождениеэтого этапа психологическогоконсультирования, составляет от 40 миндо 1 ч.

5.Контрольный этап.На данном этапе психолог-консультанти клиент договариваются друг с другомо том, как будет контролироваться иоцениваться практическая реализацияклиентом полученных им практическихсоветов и рекомендаций.

Здесь же решаетсявопрос о том, как, где и когдапсихолог-консультант и клиент в дальнейшемсмогут обсуждать дополнительные вопросы,которые могут возникнуть в процессевыполнения выработанных рекомендаций.

В конце данного этапа, если в этомвозникнет необходимость, психолог-консультанти клиент могут договориться друг сдругом о том, где и когда они встретятсяв следующий раз. В среднем работа наданном, завершающем этапе психологическогоконсультирования проходит в течение20–30 мин.

Еслисуммировать все, сказанное выше, томожно установить, что на прохождениевсех пяти этапов психологическогоконсультирования в среднем можетпонадобиться (без времени, отводимогона психологическое тестирование) от2–3 до 10–12 ч.

Педагогика

Источник: https://studfile.net/preview/5997103/page:14/

Виды психологического консультирования (стр. 1 из 2)

18 Виды психологического консультирования и их особенности.

План

Введение

1. Виды психологического консультирования

Заключение

Литература

Введение

Консультативная психология имеет в основном те же корни, что и клиническая, – на нее воздействовали те же исторические и общественные силы. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей в совете, консультации по различным вопросам, требующим срочного вмешательства и неотложного решения.

Поэтому в консультативной психологии мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, с их проблемами. Становится привычным обращение к психологу в случае трудностей развития ребенка, семейных или производственных конфликтов.

И это понятно: в последнее время все чаще и острее становится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки.

Хотя консультативная психология во многом подобна клинической, она отличается тем, что делает упор на определенные терапевтические теории, а также на относительно более здоровую клиентуру.

Консультативные психологи могут оценивать и консультировать отдельных лиц или группы относительно их жизненных проблем, карьерных планов, проблем во взаимоотношениях, выбора места учебы и т.д.

Они могут работать консультантами в учреждениях, связанных с бизнесом, образованием, психическим здоровьем и разрабатывать программы их развития.

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются различные люди (взрослые и дети) и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

1. Виды психологического консультирования

Деловое консультирование

Деловое консультирование относится к одному из распространенных видов психологического консультирования. Оно в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей.

В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем.

Сюда к примеру можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствование и развитие у человека способностей, организации его труда, повышение работоспособности, ведения деловых переговоров.

Консультирование по проблемам карьеры начало развиваться в Соединенных Штатах на рубеже XIXи XX веков как ответ на потребность в квалифицированной рабочей силе, вызванной растущей индустриализацией. Основоположником профориентационного направления считается Френк Парсонс.

В 1908 г. он организовал Бюро профориентации в Бостоне и тогда же опубликовал книгу «Выбор профессии», за которой вскоре последовал второй труд «Выбор призвания». Парсонс делал акцент на интегральной оценке индивидуумов, одновременно помогая им понять себя и принять решение.

По мере развития методов психологической диагностики на протяжении Первой мировой войны Парсонс начал использовать тесты в области профессиональной ориентации. Для использования в сфере образования и промышленности в годы между мировыми войнами было разработано множество групповых и индивидуальных тестов на интеллект, достижения, способности, интересы, характеристики личности.

Вторая мировая война дала мощный толчок к росту этого направления. В 1942 году вышли книги, оказавшие огромное влияние на развитие психологического консультирования. Это книги – «Консультирование и психотерапия» К. Роджерса и «Динамика профессиональной ориентации» Дональда Сьюпера.

Роджерс делал акцент на том, чтобы помочь индивидууму осознать его врожденный позитивный потенциал, а Сьюпер рассматривал профессиональную ориентацию скорее как вовлечение человека в процесс развития длиною в жизнь, чем как однократный совет.

Эти работы составили теоретическую основу приложения психологических знаний и психологического вмешательства к решению проблем, возникающих в обыденной жизни.

Названное однажды «путеводителем по профессиям», консультирование по проблемам карьеры расцвело в последние десятилетия благодаря прогрессу в теории и практике оценки, а также растущей потребности в этой службе в условиях все более сложной экономики.

Если ранние тесты «на призвание» пытались определить, какой вид работы подходит конкретному индивидууму в зависимости от его умений и способностей, то сегодняшняя оценка профессиональных возможностей включает в себя и исследование не только умений, но и интересов человека.

Причем ее цель состоит в соотнесении карьерных устремлений индивидуума с его интересами и способностями, а также в установлении соответствия его темперамента определенным видам деятельности.

В консультировании по проблемам карьеры применяются современные развивающиеся подходы к планированию карьеры на всю жизнь.

Интимно-личностное и семейное консультирование

Консультирование в так называемом интимно-личностном аспекте является довольно распространенным видом и возникает у множества людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей.

Это, например, такие проблемы как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то не стало, хотел бы избавится; проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми; различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача и многое другое.

Сюда же относится глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например, половых отношений.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых для посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так напоминает исповедь.

Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным.

Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода для решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Хотя психологи-консультанты могут работать с лицами, имеющие некоторые психические расстройства, предполагается, что при консультировании по личностным проблемам, проводимом с индивидуумом или с группами, в центре внимания находятся текущие проблемы и личностный рост, адаптация и вопросы взаимоотношений, ситуационные кризисы и кризисы развития нормально функционирующих людей. Цель данного вида консультирования состоит в том, чтобы помочь людям пройти через различные жизненные трудности, предупредить развитие серьезных расстройств, улучшить функционирование личности, повысить удовлетворенность жизнью.

Психологи консультанты работают с парами (состоящими в браке или нет), семьями и детьми, помогая им преодолевать трудности, возникающие при близких отношениях, в том числе проблемы общения, содействуя разрешению конфликтов, консультируя по вопросам воспитания детей, близости и взаимного доверия.

Проблемы по вопросам семейного консультирования возникают у людей настолько часто и имеют свои особенности, что в сложившейся на данный момент времени практике психологического консультирования выделилось его особое направление – семейное консультирование.

Основные вопросы, связанные с проведением такого консультирования можно разделить на такие подгруппы:

1. Взаимоотношения клиента с его будущим супругом.

2. Взаимоотношения между супругами в уже сложившейся семье.

3. Взаимоотношение супругов с их собственными родителями и родителями другого супруга.

4. Взаимоотношения родителей и детей в одной и той же семье.

В каждом из общих случаев, соответствующих выделенным подгруппам вопросов, можно выделить по нескольку частных вопросов, которые, в свою очередь, могут включать в себя как деловые, так и личные взаимоотношения людей в семье, а также взаимоотношения между конкретными лицами в семье.

Семейное консультирование требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно – на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут заниматься люди, которые не имели или не имеют семьи.

Как вполне вероятное можно допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли может стать человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить семью, но это ему сделать не удалось.

Его личный опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то, скорее всего, в отрицательном плане.

Вместе с тем, надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом.

Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим людям о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно сделать, чтобы семью сохранить и наладить внутрисемейные отношения.

Однако из этого правила могут быть, наверное, исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам – и неплохими – становились люди, которые сами неоднократно терпели неудачи в семейной жизни.

Психолого-педагогическое консультирование

К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Источник: https://mirznanii.com/a/197160/vidy-psikhologicheskogo-konsultirovaniya

Medic-studio
Добавить комментарий