19. Интервью, как основной метод консультативной психологии

Интервью как основной метод психологического консультирования

19. Интервью, как основной метод консультативной психологии

Интервью – способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные

(по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой; уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

Описывая интервью как основной метод психоло­гического консультирования, мы исходим из следую­щих предварительных соображений: психолог-кон­сультант работает с заказом клиента.

Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводит­ся в специально назначенное время или другим специалистом – психодиагностом.

Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует си­туацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Интервью и является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей мобильности его внутреннего мира.

Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает пост­роение предмета взаимодействия психологом и клиен­том. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, со­ставят тему взаимодействия психолога и клиента.

Например, темой могут стать переживания клиен­та или отдельной могут стать действия клиента.

Но существенно важным, для проведения интер­вью является то, что предметом взаимодействия, опре­деляющим отношения клиента и психолога, будет внут­ренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отно­шение клиента к его внутреннему миру — сделать его более динамичным.

Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном контек­сте; например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.

Восстановление контекста появления темы отлича­ет интервью от других методов психологической помо­щи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.

Психолог, работающий с темой заказа и ее контек­стом, должен постоянно контролировать в ходе интер­вью собственные личные проекции на содержание темы, их мы обозначим так — подтекст интервью. Этот подтекст может быть привнесен в интервью самим психологом, если он не вычленяет содержание своих личностных проекций в ходе интервью.

Это ситуации, когда во взаимодействии с клиен­том в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей лично­сти и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).

Итак, в ситуации интервью психолог должен рефлексировать на тему заказа клиента, контекст ее появ­ления и на подтекст своих действий, для построения предмета взаимодействия с клиентом.

Вывод

Интервью является основным методом психологи­ческого консультирования, так как оно является ситу­ацией принятия психологом профессиональных реше­ний в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются важнейшие профессиональные качества психолога — личностная и профессиональная рефлексия на ситуацию взаимо­действия с клиентом.

Консультирование состоит из анализа не только вербальных реакций психолога и клиента. Не менее важна рефлексия психолога и на невербальные инте­ракции с клиентом во время интервью.

При этом не­обходимо учитывать, что невербальный язык отража­ет: условия взаимодействия с клиентом (время и место беседы, оформление кабинета и т. п.

); информацион­ный поток (смысл речевого высказывания может быть

выражен невербально); интерпретацию содержания темы участниками взаимодействия.

Основные навыки внимания психолога проявляются в его визуальном контакте с клиентом (когда и почему индивид переста­ет смотреть в глаза), в анализе языка тела (считается, что наиболее информативным является изменение наклона туловища), в фиксации интонации и типа речи (громкость произносимого и т. п.), а также в учете всех изменений темы.

В успешном интервью между психологом и клиен­том возникают согласованные или симметричные дви­жения.

Для консультанта часто возникает вопрос об оцен­ке эффективности интервью. Особенно остро — как профессиональная проблема — этот вопрос возникает в случаях отрицательной оценки клиентом результатов интервью.

Естественно, что самым важным показателем ус­пешности интервью будут переживания клиента, ко­торые могут быть описаны в обобщенном виде так:

«Я стал другим».

Работа психолога-консультанта требует постоян­ной личностной и профессиональной рефлексии, что предъявляет высокие требования к энергетическим возможностям профессионала, к его нервно-психи­ческой устойчивости.

Список литературы:

1.Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург. М., 2005г.

2.Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М. 2007г

3.Алешина Ю.Е.Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1994.;

4. Бутенко Г.П.Практическая консультативная психология // Вопросы психологии. – 1988. – № 1.;

5.Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб. 2007г.

6.Копьев А.Ф.Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения. – М., 1991

Тесты

1. Техника психологического консультирования, которая применяется в случае, если запутался сам консультант; когда запутался клиент; при работе с рассеянными клиентами; при неясности каких-либо деталей в информации, предоставленной клиентом?

А) Конфронтация;

Б) Поиск альтернатив;

В) Фокусирование;

Г) Открытый вопрос.

2. Интервью это – :

А) метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора;

Б) это беседа равных людей, у каждого из которого есть своя позиция, имеющая право на существование, и определенный круг интересов, который стать общим;

В) психологический вербально – коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентом, посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы.

Г) способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса.

3. Функцией эмпатии является:

А)выяснение скрытых за вопросом тревог, ожиданий и желаний; расширение взгляда, кругозора; увеличение психологического поля поиска ответов;

Б) предрасположение клиента к себе; снятие напряжения; достижение раскованности клиента; обеспечение доверительных отношений;

В) активизирование обсуждения; повышение уровня понимания;

Г) поощрение непосредственно выраженных чувств; усиление, углубление полноты контакта клиента, чтобы он чувствовал то, что говорит в данный момент.

4. Цель психологического консультирования – …

А) создание в ходе специального общения психологически благоприятных условий для актуализации внутренних (скрытых) ресурсов обратившегося;

Б) получение совета консультанта в трудной жизненной ситуации;

В) обучение клиента психологическим приемам влияния и саморегуляции;

Г) изменение личностных особенностей клиента, затрудняющих его адаптацию.

5. Техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе («угу», «да-да», «интересно»), подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений:

А) Самораскрытие;

Б) Рефлексивное слушание;

В) Побуждение к рефлексии;

Г) Активное слушание.

Источник: https://poisk-ru.ru/s31540t14.html

Интервью как основной консультативный метод

19. Интервью, как основной метод консультативной психологии

⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 41Следующая ⇒

Вопросы

1. Общая характеристика интервью и его отличия от других ме­тодов работы психолога-консультанта.

2. Основные стадии интервью и их характеристика.

3. Организационные и методические приемы консультативного
взаимодействия в ходе интервью.

4. Критерии эффективности интервью.

Литература

1. Абрамова, Г. С. Практикум по психологическому консультиро­ванию / Г. С. Абрамова.- Екатеринбург: Деловая книга, 1995.

2. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова.- М.: Академия, 1997.

3. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М: Независимая фирма «Класс», 1999.

4. Алан, Е. Консультирование и психотерапия – сочетание методов, теории и практики / Е. Алан; Пер. с англ. – Новосибирск, 1987.

5. Горностай, П. П. Теория и практика психологического консуль­тирования: Проблемный подход / П. П. Горностай, С. В. Васьковская. -Киев: Наукова думка, 1995.

6. Кочюнас, Р. А.-Б. Основы психологического консультирования / Р. А.-Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 1999.

7. Мей, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мей. -М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

8. Меновщиков, Ю. В. Введение в психологическое консультиро­вание / Ю. В. Меновщиков. – М.: Смысл, 1998.

9. Немов, Р. С. Психологическое консультирование: Учеб. для студентов вузов / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

10. Основы возрастно-психологического консультирования: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов / Под ред. А. Г. Ли-дерса. – М.: Изд-вс МГУ, 1991.

1. Общая характеристика интервью и его отличия от других методов работы психолога-консультанта

Интервью – это один из специальных методов анализа ситуации клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, т. е. с целью создания большей мобиль­ности его внутреннего мира [2,150].

Интервью является основным методом психологического консуль­тирования, поскольку представляет собой ситуацию принятия психологом профессиональных решений в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются важнейшие профессио­нальные качества психолога – личностная и профессиональная рефлексия на ситуацию взаимодействия с клиентом.

Что же отличает интервью от других методов работы практического психолога? При ответе на этот вопрос можно выделить несколько специ­фических особенностей данного метода.

1. Интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает построе­ние предмета взаимодействия психологом и клиентом. Предметом взаимо­действия будет внутренний мир клиента, тему взаимодействия психолога и клиента составят модальности, в которых он (внутренний мир) будет опи­сан. Например, темой могут стать переживания клиента иди его действия.

2. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различ­ных тем изменить отношение клиента к его внутреннему миру – сделать его более динамичным.

3. Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индиви­дуальном жизненном контексте.

Одна и та же тема, например переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном кон­тексте: неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попе­чителя.

Восстановление контекста появления темы отличает интервью от других методов психологической помощи тем, что не только объек­тивные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составляющей заявленной темы.

4. Психолог, работающий с темой заказа и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личные проек­ции на содержание темы (подтекст интервью).

Этот подтекст может быть привнесен самим психологом, если он не вычленяет содержание своих личностных реакций в ходе интервью.

Это ситуации, когда во взаимодей­ствии с клиентом психолог решает свои личные проблемы через проек­цию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей личности и не осознает их. Таким образом, в ситуации интервью

психолог должен рефлексировать на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий для построения предмета взаи­модействия с клиентом.

5. Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с по­мощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы – основной способ воз­действия психолога на клиента в ходе интервью.

⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒

Date: 2016-05-25; view: 702; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/11-87703.html

Психолого-педагогическое консультирование

19. Интервью, как основной метод консультативной психологии

Предыдущая45678910111213141516171819Следующая

К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми. Возникнуть могут проблемы между родителями и детьми младшего школьного возраста.

Особенно часто за консультацией к психологу обращаются родители детей подросткового возраста. У них могут возникать следующие проблемы:

– часто возникающие между подростком и родителями конфликты по самым различным поводам;

– подростки ведут себя вызывающе, не выполняют свои обязанности по дому, не выполняют родительские требования;- родителям кажется, что подросток что-то от них скрывает, часто проводит время вне дома; избегает общения с родителями;- подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не интересуется и не желает заниматься своим развитием.

Вызвать проблемы могут и достаточно взрослые дети. По мнению родителей, они дружат не с теми сверстниками, не в тот вуз хотят поступать. Межличностные проблемы при повторных браках родителей и разводах, наличие детей от другого брака в новом браке кого-то из родителей и пр.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

19. Интервью, как основной метод консультативной психологии
Интервью – способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные(не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами).

Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Существенно важным, для проведения интер­вью является то, что предметом взаимодействия, опре­деляющим отношения клиента и психолога, будет внут­ренний мир клиента.

Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отно­шение клиента к его внутреннему миру — сделать его более динамичным.

Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, Восстановление контекста появления темы отлича­ет интервью от других методов психологической помо­щи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.

Психолог, должен постоянно контролировать в ходе интер­вью собственные личные проекции на содержание темы.Это ситуации, когда во взаимодействии с клиен­том в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей лично­сти и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).

Пятишаговая модель процесса интервью

Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий: раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы — основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.

Первая стадия интервью — структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто марки­руют — «Привет!».

Психолог структурирует ситу­ацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возмож­ностях. При этом психолог решает проблемы установле­ния контакта. Конк­ретные варианты решения этих проблем зависят от” индивидуальных и культурных особенностей клиента. Клиент на этой стадии интервью решает задачи до­стижения психологического комфорта. Эта стадия интервью заканчивается, когда достиг­нуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формули­ровке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).

Втоая стадия интервью обычно начинается ее сбора информации о контексте темы: происходит вы­деление проблемы; решается вопрос об идентифика­ции потенциальных возможностей клиента. Маркиров­ка этой стадии интервью: «В чем проблема?»

Психолог решает следующие вопросы: зачем кли­ент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материа­ле заявленной темы психолог уясняет позитивные воз­можности клиента в решении проблемы. Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так — желаемый резуль­тат. Маркировка этой стадии интервью — «Чего вы хотите добиться ? »

Психолог помогает клиенту определить свой иде­ал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуж­дается также вопрос о том, что произойдет, когда же­лаемый результат будет достигнут. Некоторые клиенты начинают именно с этого эта­па. Если психологу уже ясны цели клиента, то реко­мендации должны быть даны немедленно.

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии — «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»

Психолог и клиент работают с различными вариан­тами решения проблемы. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным. Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие дирек­тивные рекомендации.

Пятая стадия интервью — обобщение предыду­щих этапов, переход от обучения к действию. Марки­ровка этого этапа — «Вы будете делать это?». Психо­лог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью.

Предыдущая45678910111213141516171819Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/1-41907.html

Medic-studio
Добавить комментарий