19.Возникновение и развитие бихевиоризма. Бихевиоризм и

Основные этапы развития бихевиоризма (стр. 1 из 3)

19.Возникновение и развитие бихевиоризма. Бихевиоризм и

Оглавление

1. Введение

2. Первый этап развития бихевиоризма (Д. Уотсон, Э. Торндайк)

3. Второй этап развития – необихевиоризм

3.1 Теории Э. Толмена и К. Хала

3.2 Теория оперантного бихевиоризма

3.3 Теории социального научения

3.4 Теория социального обмена

4. Заключение

Список литературы

Приложение

1. Введение

Бихевиоризм – первое направление в истории развития психологии, которое предложило научные методы исследования поведения человека.

Это направление в психологии возникло в начале ХХ века. В тот, момент, когда психология переживала серьезный методологический кризис, который был вызван отсутствием объективных методов исследования психики.

Предложенные функциональной психологией, структурализмом или Вюрцбургской школой методы при более пристальном рассмотрении оказывались далекими от объективности, что доказывалось и теми разногласиями, которые возникали при обсуждении полученных результатов.

Разные научные интересы, методологические принципы и социальная ситуация, в которой творили ученые первых десятилетий XX в., не позволяли прийти к общему пониманию целей, предмета психологии и ее методов.

Вследствие этих причин в 20-е годы ХХ столетия психология разделилась на отдельные ветви, развивающие и отстаивающие свои концептуальные линии содержания и структуры психики. В тот момент появились три ведущих направления – бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.

Бихевиоризм, используя эксперимент и наблюдение, изучает поведение.

Гештальт, применяя новые методы, разработанные по аналогии с методами изучения физического поля, исследует структуры поля психического.

Глубинная психология при помощи психоанализа вникает в бессознательные структуры психики.

Изучим историю развития бихевиористской концепции.

2. Первый этап развития бихевиоризма (Д. Уотсон, Э. Торндайк)

Основателем бихевиористской концепции является Д. Уотсон. Уотсон делала акцент на видимом поведении, он считал, что видимое поведение, а не внутренний опыт, является надежным источником информации.

Эта сосредоточенность на видимых событиях было не чем иным как реакцией в противовес акценту структуралистов на интроспекцию. Бихевиористы также подчеркивали важность окружающей среды в формировании поведения личности.

Они в первую очередь рассматривали связи между видимым поведением и стимулами от окружающей среды.

Большое влияние на бихевиористское движение оказали работы физиолога И.П. Павлова. В своем широко известном исследовании Павлов звенел колокольчиком каждый раз, когда давал собаке еду. Пасть собаки наполнялась слюной, когда животное чувствовало запах пищи.

После того, как Павлов повторял эту процедуру много раз, у собаки начинала выделяться слюна, когда животное слышало звук колокольчика, даже если ей не давали еды.

Этот эксперимент показал, что рефлекс, например, наполнение слюной, может начать ассоциироваться с каким-либо стимулом, отличным от того, что вызывал его вначале, в данном случае, со звуком колокольчика вместо запаха пищи.

Процесс научения, посредством которого реакция начинает ассоциироваться с новым стимулом, называется психологической обработкой с использованием условных рефлексов.

Уотсон и другие бихевиористы осознавали, что поведение человека также может быть изменено с помощью условных рефлексов. Более того, Уоатсон считал, что у человека можно вызвать почти любую реакцию путем изменения окружающей среды.

Как уже было сказано, бихевиоризм сделал предметом своего исследования поведение, с чем связано и новое название психологии (behavior – поведение). При этом под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

Такое изменение предмета исследования объяснялось задачей сделать психологию объективной наукой. Это стремление отвечало духу времени и стало причиной того методологического кризиса психологии, о котором уже говорилось выше.

Уотсон выдвинул идею о необходимости пересмотреть задачи психологии, которая не может ставить перед собой цель стать объективной и экспериментальной наукой, не имея объективного метода исследования основного предмета.

По мнению Уотсона, необходимо пересмотреть этот предмет, заменив его тем, который будет связан с психической сферой человека и одновременно доступен объективному наблюдению и экспериментальному исследованию. Именно таким предметом и служит поведение, которое, как доказали в своих работах А. Бэн, Г. Спенсер, И.М.

Сеченов и другие ученые, является такой же составляющей психики, как сознание. Следуя этим теориям, Уотсон доказывал, что поведение представляет собой единственный объект, доступный изучению, а потому психология должна исключить сознание из своего предмета, оставив в нем только поведение.

Анализ структуры и генезиса поведения, факторов, которые помогают и препятствуют становлению связей между стимулом (S) и реакцией (R), стал центральным для бихевиоризма.

Идея о том, что в основе развития поведения лежит формирование все новых связей между стимулами и реакциями, привела бихевиористов к убеждению, что ведущим фактором в процессе генезиса является социальный, окружающая среда.

Этот подход, названный социогенетическим (в отличие от биогенетического, в котором ведущим фактором выступает наследственность), получил наиболее полное воплощение именно в классическом бихевиоризме.

Таким образом, формирование психики, содержания сознания происходит в процессе жизни человека под влиянием той информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которые поставляет среда.

При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. Значит, адаптация в этой школе, как и в функционализме, является главной детерминантой, определяющей направление психического развития.

Само психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т. е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно.

Работы Торндайка и Уотсона положили начало большому количеству экспериментов, изучающих различные аспекты формирования поведения.

Эти исследования показали, что нельзя объяснить всю психическую жизнь исходя из схемы S —> R, невозможно совершенно не учитывать внутреннее состояние живого существа.

Это привело к модификации классического бихевиоризма и появлению так называемого необихевиоризма.

3. Второй этап развития – НЕОБИХЕВИОРИЗМ

В 30-е годы наряду с ортодоксальной линией развития выделилась линия развития необихевиоризма, связанная в первую очередь с именами Э. Толмена, К. Халла и отмеченная усложнением традиционной бихевиористской схемы S—Rза счет введения промежуточных переменных[1].

3.1 Теории Э. Толмена и К. Хала

Эдвард К. Толмен, заложил основы необихевиоризма Он пришел к выводу, что для научения не обязательно немедленное подкрепление.

Кроме того, Толмен, в отличие от Уотсона, принимал в расчет не только внешнее поведение организма по схеме “стимул – реакция”, но и учитывал процессы, происходящие в самом организме.

Он, в частности, ввел понятие когнитивных карт, т. е. представление о неких схемах поведения, возникающих в центральной нервной системе.

Подобно «классическим бихевиористам», он отстаивал положение о том, что исследование поведения должно вестись строго объективным методом, без произвольных допущений о недоступном этому методу внутреннем мире сознания.

Однако Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой «стимул-реакция» и игнорировать факторы, которые играют незаменимую роль в «промежутке между ними». Эти факторы он и назвал «промежуточными переменными».

Таким образом, схема Уотсона S-R была переделана в S-O-R, где О – внутренняя переменная.

Толмен рассматривал поведение не как цепочку из отдельных реакций, а с точки зрения его целостной, молярной, по определению Толмена (а не молекулярной, как у Уотсона), организации. Целостное поведение Толмен описывал как систему, имеющую определенную цель и связанную со своим окружением сетью познавательных отношений.

В отличие от других бихевиористов Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Скрытое, ненаблюдаемое научение имеет место, когда подкрепление отсутствует.

Тем не менее, оно способно изменять поведение, о чем говорят последующие реакции организма. Теория Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма к среде.

Среди этих факторов следует особо выделить целевую регуляцию действий живых существ, их способность к активной познавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выработке двигательных навыков.

После экспериментов Толмена стала очевидной недостаточность прежних воззрений на поведение.

Потребовались их пересмотр и специальное изучение объективными методами проблем, которые прежняя психология считала доступными только для внутреннего наблюдения самим субъектом.

Толмен был крупным психологом, однако ему не удалось в полной мере использовать свои открытия, оказавшиеся слишком сложными и преждевременными в 20-30-х годах. В 40-50-е годы одной из ведущих концепций необихевиоризма стала концепция К. Халла[2].

Кларк Л. Халл занимаясь теоретическими и экспериментальными исследованиями поведения и научения, так же находился под влиянием идей И. Павлова, Э. Торндайка и Дж. Уотсона. Но именно благодаря К.

Халлу окончательно была сформулирована необихевиористская модель поведения, которая стала выражаться как С – О – Р, т. е. стимул – организм – реакция.

Тем самым, центральный постулат радикального бихевиоризма – отказ от рассмотрения процессов, протекающих в организме, ушел в прошлое.

Источник: https://mirznanii.com/a/198167/osnovnye-etapy-razvitiya-bikheviorizma

Ответы к гос.экзамену по специальности 050706 – Педагогика и психология – файл 1.doc

19.Возникновение и развитие бихевиоризма. Бихевиоризм и
Ответы к гос.экзамену по специальности 050706 – Педагогика и психология
скачать (2103.5 kb.)

1.doc2104kb.18.12.2011 07:19скачать

содержание
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   …

  30 Реклама MarketGid:

Бихевиоризм сделал предметом своего исследования поведение – объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

Основоположник Дж.Уотсон (1878-1958). Поведение – это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Поведение трактуется механистически, т.к.

сводится лишь к его внешним проявлениям. Основная задача бихевиоризма – при наблюдении за поведением при данном стимуле можно было сказать наперед о реакции.

Уотсон классифицирует реакции на приобретенные и наследственные, внутренние и внешние, а также выдвигает гипотезу о таких механизмах, которые называет принципом обусловливания, называя все наследственные реакции безусловными рефлексами, а приобретенные – условными. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляет собой неуправляемый процесс.

Основы необихевиоризма заложил Э.

Толмен (1886-1959): поведение – это целостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью, выражающейся в готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями.

Он признавал совместимость бихевиоризма с гештальтпсихологией и глубинной психологией.

Толмен выделял 3 разновидности детерминант поведения: независимые переменные (первоначальные причины поведения) стимулы и исходное физиологическое состояние организма; способности – видовые свойства организма; вмешивающиеся внутренние переменные – намерения и познавательные процессы. Когнитивная карта – структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих извне воздействий.

К.Халл (1884-1952) – не учитывает фактор сознания, но вместо схемы стимул-реакция вводит формулу предложенную Вудвортсом стимул-организм-реакция, где организм – это некоторое протекающее внутри него невидимые процессы (это результаты предшествующего научения навык, драйв).

Основной детерминантой поведения Халл считал потребность, она вызывает активность организма, его поведение, от силы потребности зависит сила реакции, потребность определяет характер поведения, различного в ответ на разные потребности.

Важным условием для образования новой связи является смежность стимула, реакций и подкрепления, которое снижает потребность (закон эффекта Торндайка), сила связи зависит от количества подкреплений и есть функция его, и она зависит от отсрочки подкрепления.

– выдвигает в качестве предмета исследования поведение организма.

Формирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторное и условнорефлекторное вызываемые стимулами (S) – респондентные, и оперантное – поведение, строящееся на пробах и ошибках, некоторые приводят к полезному результату, который закрепляется, эти реакции вызываются не стимулом, а выделяются организмом. Скиннер предлагает свою теорию научения, главным средством формирования поведения выступает подкрепление. Программное обучение – учебный материал расчленяется на мелкие порции, каждая доступна для учащихся, каждый шаг подкрепляется.

Возраст — одна из фундаментальных и сложных категорий психологии. Можно выделить два уровня анализа этого понятия:

Абсолютный (или календарный, хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, пней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение абсолютного возраста называется датировкой. Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционногенетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения. Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, — за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше фонологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его фонологический возраст.

Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета.

Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение.

Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.

Предметом психологического исследования является психологический возраст человека, а основной задачей в связи с этим выступает поиск системы отсчета и хронологических единиц измерения, т.е. построение периодизации психического развития.

Цель любой периодизации — обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос заключается в том, что обусловливает качественное своеобразие.

В истории психологии неоднократно предпринимались попытки построить периодизацию психического развития. Их систематизация была предпринята Л.С.Выготским в работе «Проблема возраста».

Все существующие к тому времени периодизации ученый разделил на три группы, и сделал это настолько методологически удачно, что в предложенную систематизацию, как правило, успешно вписываются современные периодизации.

Первую группу составили периодизации, созданные не путем расчленения самого процесса развития на этапы, а по аналогии со ступенчатым построением других хронологических систем. Таковой является, в частности, известная периодизация С.Холла, созданная по аналогии с представлениями о ступенях развития общества.

Он выделял стадию рытья и копания (0—5 лет), стадию охоты и захвата (5—11 лет), пастушескую стадию (8—12 лет), земледельческую стадию (11—15 лет), стадию промышленности и торговли (15—20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом охоты и рыболовства, временем завершения дикости и начала цивилизации, порой романтизма и т.п.

Ко второй группе (самой многочисленной) Л.С.Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (реже нескольких) отдельно взятом признаке развития. Пример периодизации такого типа являет собой схема П.П.

Блонского, построенная с учетом дентиции (появления и смены зубов) и соответственно включающая в себя беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.

К этой же группе можно отнести и периодизацию психосексуального развития 3.Фрейда, предполагающую следующие фазы развития личности:

оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны — в области рта; формы поведения — захват, удержание, сосание, кусание; анальная фаза (2— 3-й годы жизни): эрогенные зоны — в области заднего прохода; формы поведения — интерес к функциям отправления; фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны — в области первичных половых органов; формы поведения — исследование своих гениталий; латентная фаза (с 5—6 лет до 11—12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются, и специфические формы поведения отсутствуют; 5) генитальная фаза (фаза половой зрелости): активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.

Особое место в периодизациях второй группы занимает периодизация Ж.Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта представляется в периодизации фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывается посредством четырех стадий:

предоперациональной стадии мышления (сенсо-моторного интеллекта) с его рефлексами и приспособительными реакциями; стадии предпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами); стадии конкретных операций; стадии формальных операций.

По аналогии со стадиями, выделенными Ж.Пиаже, в основе периодизации Л.Колберга лежит становление морали.

С этих позиций в периодизации выделяются доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения), уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы).

В третью группу Л.С.Выготский включил периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого психического развития. К этой группе можно отнести периодизацию Э.Эриксона, важным достоинством которой является охват всей жизни личности, а не только ранних возрастов. Э.Эриксон выделил 8 фаз развития:

первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению; вторая фаза (раннее детство: 2—3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением; третья фаза (дошкольный возраст: 4—5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины; четвертая фаза (школьный возраст: с 6-ти до 11—12 лет, т.е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности; пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности; шестая фаза (молодость: 20—30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией; седьмая фаза (зрелость: 30—40 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем; восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость): от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью и отчаянием.

Л.С.Выготский предложил также собственную периодизацию. Он выделил в развитии стабильные и критические возрасты (периоды).

В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

По мнению Л.С.Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются:

  1. кризис новорожденности;
  2. стабильный период младенчества;
  3. кризис первого года жизни;
  4. стабильное раннее детство;
  5. кризис трех лет;
  6. стабильный дошкольный возраст;
  7. кризис семи лет;
  8. стабильный младший школьный период;
  9. пубертатный кризис;
  10. стабильный подростковый возраст;
  11. кризис 17 лет, и т.д.

В основе периодизации А.Н.Леонтьева лежит собственно тип ведущей деятельности. Соответственно в ней выделяются:

  • младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого;
  • раннее детство с предметной деятельностью;
  • дошкольное детство с игрой;
  • школьный возраст с учением;
  • подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками;
  • юношеский возраст с учебно-профессиональной деятельностью.

Д.Б.Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев, в их числе:

  • социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;
  • основной (ведущий) тип деятельности;
  • основные новообразования развития;
  • кризис.

Разделяя каждый период на две стадии, Д.Б.Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Ученым был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации всегда возникают противоречия. Этапы и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину: – этап раннего детства состоит из двух стадий: младенчества с кризисом новорожденности (мотивационно-потребностная сфера личности) и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни (операционально-техническая сфера); – этап детства начинается кризисом 3-х лет, знаменующим начало дошкольного возраста (мотивационно-потребностная сфера). Вторая стадия открывается кризисом 7-ми лет и переходит в младший школьный возраст (операционально-техническая сфера); – этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11—12-ти лет, и стадию ранней юности (операционально-техническая сфера), связанную с кризисом 15-ти лет. По Д.Б.Эльконину, кризисы 3-х и 11— 12-ти лет— это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы первого года, 7-ми и 15-ти лет— кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   …   30 Скачать файл (2103.5 kb.)
Нажми чтобы узнать.

Источник: http://gendocs.ru/v36708/%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%BA_%D0%B3%D0%BE%D1%81.%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%83_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_050706_-_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B8_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F?page=7

Идеи и представители бихевиоризма

19.Возникновение и развитие бихевиоризма. Бихевиоризм и

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) – ответвление в психологии, которое изучает поведение живых существ и способы влияния на него. В более узком понимании эта наука исследует внешнее поведение, не делая различия между людьми и животными.

Классический бихевиоризм Дж. Уотсона сводит психологические проявления к реагированию организма к двигательным. Мышление сводится к речевому акту, а эмоции к внутренним изменениям в организме. Сознание принципиально не включено в список изучения бихевиоризмом. Так как оно не изображает поведенческих показателей. Основная черта поведения принимается связь стимула и реакции (S – R).

Представители бихевиоризма

Основным основоположником бихевиоризма  выступает Эдвард Ли Торндайк. В основном, он проводил исследования поведения животных. Для этого Торндайк в 1911 году придумал эксперимент «проблемная клетка» из которого животное, методом проб и ошибок, должно найти выход.

Сенсационную лекцию «Психология с точки зрения бихевиориста» создал психолог из США Джон Бродес Уотсон в 1913 году, чем положил официальное начало бихевиоризма. Он был убеждён, что любое поведение можно измерять или модифицировать. Мысль Уотсона состояла в объективности и полезности психологии для общества. А его цель – в предсказании реакции и определении природы действующего стимула.

Уотсон совместно с Рейдер провели эксперимент под названием «Маленький Альберт», в центре которого был 11-ти летний мальчик. Этот эксперимент иллюстрировал формирование человеческого страха и тревоги.

У. Хантер в 1914 году создал схему «Отсроченная» для изучения манеры поведения. Он показывал обезьяне банан, а потом прятал в один из ящиков и закрывал от нее их ширмой. Через пару секунд снимал ширму. Обезьяна безошибочно находила банан. Так стало ясно, что животные способны не только на непосредственную реакцию на импульс, но и на отсроченную.

Л. Карл пошел еще дальше. Он при помощи экспериментальных опытов вырабатывал у разных животных умения, потом удалял им различные части мозга, для выяснения существует ли зависимость от удаленных частей мозга выработанного навыка. Вывод состоит в том, что все части мозга равнозначны и могут заменять друг друга.

В СССР  бихевиоризм принимался как буржуазное извращенство в психологической науке. Активным ненавистником его был А.Н. Леонтьев.

Критика состояла в отрицании не наблюдаемых внешних факторов (цели, мотивы, предубеждения и т.п.) в поведении человека. Однако к бихевиоризму были близки по смыслу «объективная психология»П.П.

Болонского и «рефлексология» В.М. Бехтерева, которые существовали в СССР в 1929-1930-е годы.

До середины 1950-х годов бихевиоризм занимал одно из главных мест в психологии.

В1971 году Беррес Ф. Скиннер презентовал книгу «По ту сторону свободы и достоинства», в которой он утверждал, что свободная воля – это иллюзия.

Идея бихевиоризма

Важную нишу бихевиоризма занимает стимул. Он подразумевает данную ситуацию, которая выстраивает подкрепление реакции. В виде этих реакций выступают эмоциональное и устное реагирование окружающего общества. Но при этом личностные переживания не остаются незамеченными, а переносятся в зависимое положение от внешних факторов.

Научный исследователь Джон Уотсон вынес  основные пункты, на которых строится бихевиоризм:

Целью наблюдения психологии есть поведение и реакции всех живых существ. Именно такие проявления будут изучены.

Все физиологические и психологические проявления исходят от типа поведения.

Реагирование людей и животных нужно исследовать как единый двигательный показатель на внешние раздражители – стимулы.

Исследовав показатели стимула, можно предугадывать следующий ответ. Основная задача бихевиоризма – научится предсказывать действия личности. Так поведение индивида можно контролировать.

Все виды реакций человека состоят из  приобретенных форм (условные рефлексы) или переходят по наследству (безусловные рефлексы)

Повадки человека – это итог обучения. Т.е. многократное повторение ответного реагирования отпечатывается в памяти. Впоследствии этого могут быть воспроизведены. Так формирование навыков происходит через выработку условных рефлексов.

Мышление и речь также входят в список навыков.

Память служит хранением приобретенных умений.

Становление психических реакций происходит на протяжении всей жизни. Такое развитие зависит от условий проживания, социального общества и внешних раздражителей.

Систематизация возрастного развития не присутствует. Общих признаков в процессе формирования детской психики на разных этапах возраста отсутствуют.

Эмоции означают ответ организма на положительные и отрицательные стимуляторы окружающего пространства.

Уотсон предполагал, что человека можно обучить всему. По его мнению генетические, личностные и умственные факторы не помешают обучению.

Если углубится, то суть бихевиоризма в создании лаборатории социума.

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм служит предметом изучения поведения субъектов. Человеческое поведение изучается с рождения индивида  до конца его жизни. Исследование проводится с объективной точки зрения, что приводит к игнорированию сознания, ощущений, воли и воображения. Из-за этой точки зрения, бихевиористы исключили понятия подсознания и всё, что связано с ним.

Цель бихевиоризма состоит в изучении поведения субъекта, чтоб в будущем превзойти его и предсказать его ответ на определенные события. Достигнуть такую цель сложно, но реально. До нынешнего времени такая практика смогла состояться только на бессистемно используемых методах общественного действия.

Из-за множественных реакций, наука старается их изменить. Выясняется, что количество безусловных ответов организма, при рождении, не велико. Это отрицает теорию инстинкта. Большая часть инстинктов, названными старой школой психологии, сейчас относятся к условным.

Бихевиористы не ищут генетические наследия поведенческих реагирований или наследстве особых способностей (например музыкальных или художественных).

Они считают, что каждый ребенок рождается с одинаковым количеством возможностей и при определенных внешних обстоятельствах можно его направить на изучение любой узкой отрасли.

Важной деталью бихевиоризма является стимул (S) – реакция (R). Зоопсихолог Эдвард Ли Торндайк отталкивался от теории личности (набор поведенческих реакций) и открыл закон эффекта. Он указал, что между побуждением и ответной реакцией есть связь, которая подпитывается стимулом.

Теория бихевиоризма состоит в том, что личность обладает навыками и рефлексами, которые она приобрела в окружающей себя среде. Получается, что индивид есть организованной структурой и почти стабильной системой разных умений.

Бихевиоризм в психологии рассматривает личности как субъект, у которой есть реакция, функции и возможность к обучению. Получается запрограммированный человек на воспроизведение разных действий, поведения и рефлексов.

Необихевиоризм

Эта наука принадлежит американской психологии, которая появилась в 1930-х годах ХХ в.

Необихевиоризм выступил в качестве свидетеля кризиса классического бихевиоризма, который не смог объяснить цель полноты поведения. Эта наука пользовалась идеями гештальт-психологии, фрейдизма (Э.Ч.

Толмен) и павловского о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл). Цель необихевиоризма состоит в преодолении ограниченности изначальной теории бихевиоризма.

Но эта нео-отрасль пыталась сохранить основную установку на биологизацию человеческой психики.

Необихевиоризм не пытался уйти далеко от классического бихевиоризма. Американский психолог Э.Ч. Толмен поддерживал положение, что исследование должно проводится строго по объективному методу, а не опираться на недоступные этому способу мире подсознания.

Но ещё в 1960-тые годы Толмен усовершенствовал формулу бихевиоризма и назвал ее когнитивным бихевиоризмом. К стимулу и реакции он добавил «промежуточные переменные», без которых он не представлял метод исследования поведения. Так появилась когнитивное представление.Он ввел гипотезы, цели, намерения и познавательные карты.

В итоге получилась формула: S (стимул) – V (промежуточные переменные) – R (реакция).

Плюсы бихевиоризма:

  1. Объективный взгляд;
  2. Практика научных методов;
  3. Предметом изучения вошло поведение;
  4. Эффективные способы терапии нарушенного поведения.

Минусы бихевиоризма:

  1. Устаревшая методология и литература;
  2. Механический детерминизм;
  3. Нет отличия между человеком и животным.

Данная научная отрасль подходит для простых ситуаций психотерапии: избавления от популярных фобий (страхов), плохих привычек, моделирование плохого поведения. В сложных “личностных” случаях использование бихевиоральных способов дает не долгий эффект. Существуют исторические предпочтения: Америка пользуется бихевиоральными подходами всем другим, в России бихевиоризм не популярен.

Источник: https://onona.online/psihologiya/biheviorizm

IX. Бихевиоризм: становление и развитие в хх в

19.Возникновение и развитие бихевиоризма. Бихевиоризм и

Бихевиоризм(в пер. с англ. behavior– поведение)как самостоятельное направление возникв США в 1913году послетого, как его теоретический лидери основательДжон Броуди Уотсон (1878-1958)выступил с критикой интроспективнойпсихологии и предложил пересмотретьпредмет науки.

Программная статьяУотсона «Психология,как ее видит бихевиорист» (1913)стала манифестом новой психологии, вкоторой вместо сознания предметомутверждается поведение,а вместо субъективного метода интроспекции– методыобъективного наблюденияза внешними реакциями без обращения ксознанию.

Научныепредпосылки бихевиоризмавосходяткак философским, так и к естественнонаучнымтрадициям.

Изфилософских идейбихевиоризм заимствует следующие: 1)механицизм– утверждение, что все естественныепроцессы определены на механистическомуровне и могут быть объяснены на основезаконов физики и химии (Т.Гоббс, Р.Декарт,Д.

Гартли); 2) позитивизм– доктрина, которая признает толькоестественные явления или объективнонаблюдаемые факты (О.Конт); 3) функционализм,предметом изучения которого являетсяадаптивная роль сознания в реальномповедении (Ф.Брентано, У.Джеймс, К.Штумпф).

Кважнейшим естественнонаучнымпредпосылкамбихевиоризма относятся идеизоопсихологии,в которых поведение животных анализируетсябез обращения к мышлению, на основаниивнешне наблюдаемых реакций (К.Морган,Ж.Леб и др.). Э.Л.

Торндайк, изучая поведениеживотных в проблемных ящиках, пришел квыводу, что научение происходит безучастия сознания, методомпроб, ошибок и случайного успеха.В поведении закрепляются только успешныереакции. Свою концепцию (коннекционизм)Э.

Торндайк применил к поведению человека.

Решающеевлияние на становление бихевиоризмаоказали физиологическиеидеи ИванаПетровича Павлова (1849 – 1936) и ВладимираМихайловича Бехтерева (1857 – 1827).

Открытые российскими учеными условныерефлексы (И.П.Павлов) и сочетательныерефлексы (В.М.

Бехтерев)обосновали возможность объективногоизучения психических процессов черезвнешне наблюдаемые реакции (моторныеи секреторные),без обращения сознания.

Вразвитии бихевиоризма выделяют триэтапа:

  1. Классический бихевиоризм – с 1913 по 1930 годы (Дж.Уотсон). Поведение определяется как непосредственная реакция на внешний стимул по универсальной схеме «С – Р».

  2. Необихевиоризм – с 1930 – 1960 годы (Э. Толмен, К.Халл, Б. Ф. Скиннер и др.).

    В классическую схему поведения («С – Р») вводятся промежуточные переменные как внутренние состояния организма, влияющие на итоговую реакцию. Схема поведения в необихевиоризме – «С – О – Р».

    В разных концепциях необехиворизма промежуточную переменную («О») представляют разные факторы (знания, цели, потребности, подкрепление и др.).

  3. Социальный бихевиоризм – с начала 60-х годов (Дж. Мид,

Дж.Роттер,Д.Доллард, А.Бандура и др.). Итоговоеповедение, по прежнему определяется промежуточнойпеременной,которая, в отличие от представленийнеобихевиористов, имеет отношение нек организму, а к жизни человека в обществе(отношения с людьми, детский опыт, локусконтроля, поведение референтных лиц ипр.).

Рассмотримболее подробно содержание этаповэволюции бихевиоризма.

Итак,на первомэтапе,поведение описывается как системареакций, детерминированных внешнимивоздействиями. Схема поведения поДж.Уотсону: «Стимул – реакция» вернакак для простейших ситуаций (чиханиена распыление молотого перца), так и длясложных (выбор президента или работы).

Никаких ссылок на сознание не допускается,вместе с тем, любой факт поведениярасценивается как отражение субъективныхсодержаний сознания и свойств личности.Задача психологии заключается впрогнозировании и управлении поведениемчерез сведение поведения к единичнымзвеньям «стимул – реакция», анализстимулов и целенаправленную стимуляцию.

Объективный предмет исследуетсяобъективными методами: наблюдение,тестирование, формирование условныхрефлексов.

Развитиеличности, с точки зрения Дж.Уотсона,заключается в расширении репертуараповеденческих реакций, которое достигаетсяпутем научения. Генетический факторимеет значение только до обучения враннем возрасте, в дальнейшем же, любоеповедение, в том числе и способностичеловека, является исключительнорезультатом научения.

Очевиднаямеханистичность программы классическогобихевиоризма вызвала к жизни вариантынеобихевиористскихконцепций, вкоторых упрощенная трактовка поведенияпо схеме «стимул – реакция» усложняласьвведением внутренних процессов,развивающихся в организме в ответ навнешний стимул и влияющих на реакцию.

Второйэтап, этапнеобихевиоризма, был открыт экспериментами,утверждающими фактналичия некоего промежуточного состоянияорганизма между стимулом и реакцией.Так, УолтерХантер в1922 году опубликовал результатыэкспериментовс отсроченными реакциями. Хантерпроводил опыты с обезьянами.

Оказалось,что, если на виду у обезьяны в один издвух ящиков спрятать банан, затем междуобезьяной и ящиком поставить ширму, то,когда эту ширму уберут, обезьянанаправится именно к тому ящику, в которыйу нее на глазах положили банан.

Такоеповедение свидетельствовало о том, чтоживотное не механически реагирует настимул, а способно к отсроченной реакции,значит между стимулом и реакциейсуществует установка,определяющаянаправленность поведения.

СтудентД.Уотсона КарлЛешли (1929) как и У.Хантер, полагал, что междустимулом и реакцией есть еще некоесостояние организма,влияющее на поведение.

Он, также, работалс приматами и изучал роль мозга внаучении, формируя у обезьяны навык, азатем, удаляя различные участки корыголовного мозга с целью выяснить, зависитли от них этот навык. На основаниирезультатов К.

Лешли заключил, чтоголовной мозг всегда находится в активномсостоянии и опосредствует реакцииорганизма на внешние стимулы.

Сэтого времени спецификой бихевиоризмастало исследование процесса научения.Классический период необихевиоризмаоткрыл ЭдвардТолмен(1886-1959), представившийв 1932году когнитивнуютеорию научения(в работе «Целенаправленноеповедение у животных и человека»).

Как видноиз названия теории, Э.Толмен вместопостулата непосредственности вводитмежду внешним раздражителем и ответнымповедением промежуточнуюпеременную,связанную с познавательными процессами,а именно – целями, мотивами и ожиданиямиживотного. Таким образом, Э.

Толменпротивопоставил реактивномуповедениюцеленаправленное,а условно-рефлекторному (то естьмоторному) научению – знание пространства.

Механизм научения заключается в том,что при встрече организма с одним и темже стимулом среды, между этой точкойпространства и ожиданием организмаформируется связь – знаниеорганизма о данной точке пространства,или гештальт-знак.

В опыте животное вырабатывает целуюсетьгештальт-знаков повсем точкам среды, или когнитивнуюкарту.Следовательно,поведение организма в пространстве определяетсяне выученными (рефлекторными) движениями,а наличием когнитивной карты, состоящейиз знаний, гипотез и других внутреннихсостояний.

Оставаясь на позицияхбихевиоризма, внутренние переживанияорганизма Э.Толмен регистрировалисключительно по объективным изменениямв ответном внешненаблюдаемом поведении(например, голод определялся по количествусъеденной пищи или по временнымпромежуткам между кормлениями). Э.Толменэкспериментально установил фактлатентногонаучения – ненаблюдаемогои неподкрепляемого научения, объективноизменяющего поведение.

КларкЛеонард Халл (1884-1952)в своей концепцииредукции потребностей свелсоциальное поведение человека кудовлетворению органических потребностей.К.

Халл считал, что основным факторомнаучения является подкреплениеповедения,ведущего к редукции (снижению)потребности.Например,потребность человека в пище энергизируетего поведение и разряжается посредствомвнешних стимулов, то есть, нахожденияпищи.

Этот внешний стимул – естьподкрепление такого поведения, котороеведет к удовлетворению. К.

Халл выделилдва вида подкреплений – первичные(удовлетворяют биологические потребности)и вторичные (изначально нейтральныестимулы среды, но обусловленные первичнымипри сочетании в пространстве и времени).Вслед за И.П.Павловым и Дж.Уотсоном, Халлутверждал, что на основе вторичногоподкрепления могут быть выработаныновые навыки.

БерресФредерик Скиннер(1904-1990) предложилтеорию научения, основанную на оперантномподкреплении («операнта»– активное воздействие на среду). Согласнотеории оперантного научения, в поведениификсируются те действия, которые получаютподкрепление.

Исходя из этого, человекили животное контролируют свое поведение,ориентируясьна его вероятные последствия(позитивныеили негативные).Соответственно, неподкрепляемые действияне закрепляются и не воспроизводятсяв поведении. Принципиальным отличиемоперантной схемы подкрепления Б.Скиннераот классической схемы формированияусловного рефлекса (И.

П.Павлов,В.М.Бехтерев, Д.Уотсон) является перенособусловливания со стимула на реакцию,то есть не стимул подкрепляют (другим,нейтральным стимулом), а желательноедействие, операнту. Экспериментальноразработанные законы оперантногонаучения Б.Скиннер перенес на практикушкольного обучения, овладения речью,модификацию поведения в обществе и др.

,разработав программу бихевиоральногоконтроля общества, методик модификацииповедения и обучающих машин.

Третийэтап вэволюции бихевиоризма – социальныйбихевиоризм– сместил исследовательский интересс биологического аспекта жизнедеятельностичеловека на его социальную сущность.

Так,Джордж Мид(1863 – 1931)для объяснения поведения и механизмовнаучения предложил теориюожиданий,согласно которой поведение представляетсобой выполнениесоциальных ролей,выполняемых сучетом ожиданий окружающих. Такимобразом, итоговое поведение человеказависит не от внешнего стимула (поДж.Уотсону), а преломляется черезпромежуточную переменную – ожиданияокружающих.

ДжонДоллард(1900 – 1980) всвоей теориифрустрацийв качестве промежуточной переменнойпредположил накопленныйс детства фрустрационный опыт, которыйразряжается под действием внешнегостимула в неоднозначно заданные реакции.

Детские фрустрации энергезируютповедение и разряжаются посредствомвнешнего подкрепления в зрелом возрасте.Следовательно, на один и тот же раздражительлюди будут реагировать по-разному, взависимости от детского опыта.

В даннойтеории прослеживаются как психоаналитическиепредставленияо влиянии детского опыта и неудовлетворенныхпотребностей, так и концепцияредукции потребностей К.Халла. В1950 г.г. Джон Доллард совместно с НиломМиллером разработал психотерапию,основанную на социальном научении.

Сутьпсихотерапии заключалась в отученииот невротического поведения и научениенавыкам нормального поведения черезанализ и изменение подкрепления (подобнотому, как хороший учитель может исправитьнавыки письма и довести их до совершенства).

РоттерДжулиан(1916 – ) осложняетсхему поведения понятием «локусконтроля».Согласно концепции Д.Роттера, поведениеопределяется тем, на кого человеквозлагает ответственность за происходящеес ним (здоровье, отношения, доходы ит.д.).

Интерналы(внутреннийлокус контроля) уверенны, что смогутпроконтролировать и повлиять наполучаемые подкрепления, поэтому вповедении они успешны, активны, болеездоровы физически и психически.

Экстерналы(внешний локус контроля), напротив, уверены, что подкрепление определяетсятолько внешними факторами, судьбой,случаем и т.п., поэтому они часто конформны, мало эффективны, пассивны,более беспомощны.

Наименееэкстремальной формой бихевиоризмаявляется социальнаякогнитивная теорияАльбертаБандуры (1925-1988).Основу этой теории составили представленияБ.Скиннера об оперантном подкреплении,перенесенные с биологизаторской позициив социальную плоскость.

Бандураэмпирическим путем установил, чточеловек может освоить практически всевиды поведения без непосредственногоподкрепления, но посредством косвенногоподкрепления,то есть, наблюдая за поведением другихлюдей и последствиями этого поведения.

В основе – способность прогнозироватьи оценивать последствия того, что ещене пережито им на личном опыте, нонаблюдается у других людей. Такой типнаучения называется викарнымнаучением.Помимо внешнего косвенного подкрепления,А.

Бандура установил влияние на поведениевнутреннего подкрепления – самоподкрепление,представленноечувством собственной эффективности.Эффективность личности – это чувствасамоуважения, собственного достоинства,адекватности и проявление умения решатьжизненные проблемы. Эмпирически А.

Бандураподтвердил, что люди, обладающие высокойличной эффективностью считают, что онив состоянии справиться с неблагоприятнымисобытиями и обстоятельствами жизни.

Люди с низкой личной эффективностьюпри столкновении с различными жизненнымиситуациями чувствуют свою беспомощность;они считают, что у них слишком мало илисовсем нет сил для того, чтобы повлиятьна сложившуюся ситуацию. Большое значениедля психотерапевтической практикиимеют методы модификации поведения,предложенные А.Бандурой – тренинг«коррекция отклоняющегося поведения»и методсистематической десенсибилизации.

Итак,не смотря на серьезную критику бихевиоризмаза биологизаторство, механицизм,крайний позитивизм и антиментализм вподходе к человеку, историческую рольи научно-практический вклад этогонаправления в развитие психологиитрудно переоценить.

Именно на почвебихевиоризма психология получила статусобъективной науки. Позже представителямиэтого направления активно разрабатывалисьтеории научения, востребованные в самыхразных практических сферах человеческойжизни.

По сей день относятся к разрядунаиболее эффективных практическиеметоды обучения социальным навыкам ипсихотерапии, разработанные бихевиористами.

Источник: https://studfile.net/preview/3536983/page:21/

Методы влияния на человеческие поступки через призму бихевиоризма

19.Возникновение и развитие бихевиоризма. Бихевиоризм и

Сам термин «бихевиоризм» происходит от английского слова «поведение» — это направление психологии, который изучает основы поведения человека, причины тех или иных поступков, а также методы влияния. Классический бихевиоризм включает в себя также наблюдение за животными. Что примечательно, эта ветвь психоанализа не видит существенных отличий между поведением человека и братьев наших меньших.

История возникновения

Впервые о бихевиоризме американский психолог Джон Уотсон заявил в 1913 году в своем докладе «Психология, какой ее видит бихевиорист». Его основная идея заключалась в том, что психолог должен изучать поведение, отделяя его от мышления или психической деятельности. Он призывал наблюдать за человеком, точно так же, как за любым предметом исследования естественных наук.

Уотсон отрицал значимость изучения сознания, ощущений, эмоций пациента, потому что считал их недостаточно объективными и пережитками философского влияния. Ученый стал в своем роде первооткрывателем науки только из-за того, что озвучил идею, которая активно обсуждалась в научных кругах. Огромное влияние на становление теории сыграло учение о рефлексе (И. П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М.

Бехтерев).

За время обучения в университете Джон Уотсон посвятил много времени наблюдению за поведением животных. В своей статье о бихевиоризме он раскритиковал популярный в то время метод интроспективного анализа (самоанализ без дополнительных методов исследования).

Его целью было умение предсказывать поведение человека и направлять его. В лабораторных условиях он вывел понятия «стимул-реакция». Это вытекает из учения о рефлексах как ответа на внешний или внутренний раздражающий фактор. По мнению ученого любая поведенческая реакция может быть предугадана, если врачу известны стимул и реакция пациента на него.

Реакция научного мира

Джона Уотсона можно по праву назвать лидером бихевиористичекого движения. Его идеи так пришлись по вкусу психологам, что его мировоззрение приобрело массу поклонников и сторонников. Популярность метода классического бихевиоризма также объясняется его простотой: никаких дополнительных исследований, простое наблюдение и анализ результатов.

Наиболее известными учениками считаются Уильям Хантер и Карл Лешли. Они работали над изучением отсроченной реакции. Ее суть заключалась в предоставлении стимула « сейчас» и получения реакции «потом».

Наиболее распространенный пример: обезьяне показывали, в котором из двух ящиков находится банан; затем на время ставили ширму между животным и лакомством, убирали и ждали решения поставленной задачи.

Тем самым было доказано, что приматы способны к отсроченной реакции.

Карл Лешли позже пошел по другому пути. Он изучал связь между реакцией на раздражители и различными участками центральной нервной системы.

В своих опытах на животных он развивал определенный навык, а затем удалял различные части мозга. Он хотел выяснить зависит ли стойкость навыков от участков коры головного мозга.

В ходе его экспериментов было установлено, что все участки мозга равноценны и взаимозаменяемы.

В 40-х годах этого же тысячелетия бихевиоризм трансформировался и дал жизнь новому направлению в психологии – необихевиоризму.

Он появился потому, что классический бихевиоризм не мог дать исчерпывающие ответы на постоянно возникающие вопросы. Уотсон не учел, что поведение людей намного сложнее поведения животных.

И один стимул может вызвать огромное множество «откликов». Поэтому необихевиористы ввели «промежуточные переменные»: факторы, влияющие на выбор линии поведения.

Отцом необихевиоризма является Б.Ф. Скиннер. Его мировоззрение отличалось от классических представлений бихевиоризма тем, что он не считал неподтвержденные объективно данные научными. Он не ставил перед собой цель воспитания, его больше интересовали мотивы и побуждения, движимые человеком.

Суть метода

Бихевиоризм несет в себе простую идею, что человеческим поведением можно управлять. Этот метод основан на определении зависимости стимул-реакция.

Основоположниками этого направления было выдвинуто мнение, что выбранное поведение человека является ответной реакцией на окружающую действительность. Уотсон пытался это продемонстрировать на примере поведения младенцев. Наиболее известен опыт с белой крысой.

11-месячному ребенку давали играть с лабораторным животным, которое не проявляло никакой агрессии, и малыш был вполне счастлив. Через некоторое время, когда ребенок вновь брал в руки животное, за его спиной сильно стучали палкой по металлической пластине. Младенец пугался громких звуков, бросал животное и плакал.

Вскоре его пугал сам вид белой крысы. Таким образом, ученый искусственно сформировал негативную связь «стимул-реакция».

Бихевиоризм ставит перед собой цель управлять и предсказывать поведение человека. Этим по сей день успешно пользуются маркетологи, политики, менеджеры по продажам.

Поклонники этого направления определяют прямую зависимость от воздействия общества и окружающей среды на становление человека как личности.

К минусам данной теории можно смело отнести то, что никто не учитывает генетическую предрасположенность (например, тип темперамента передается по наследству) и внутренние мотивы, которые оказывают не последнее влияние на принятие решений. Ведь нельзя проводить параллель между поведением животного и человека, не учитывая различие психики и сигнальных систем.

Джон Уотсон считал, что если правильно подобрать стимулы, то можно запрограммировать человека на определенное поведение и выработать в нем необходимые качества личности и черты характера.

Это ошибочное мнение, так как во внимание не берется индивидуальные особенности каждого и внутренне стремления, желания, побуждения.

Отвергая идею различия и человеческой индивидуальности, все усилия приверженцев классического бихевиоризма направлены на создание послушной и удобной машины.

Методы

Гуру бихевиоризма использовал в своей практике следующие методы:

  • Простое наблюдение;
  • Тестирование;
  • Дословная запись;
  • Метод условных рефлексов.

Метод простого наблюдения или с использованием техники стал основным и полностью соответствовал главной идее этого направления в психологии – отрицание интроспекции.

Тестирование было направлено на более детальное изучение поведения человека, а не его психологических особенностей.

А вот с методом дословной записи все оказалось немного сложнее. Его использование говорит о несомненной пользе интроспекции.

Ведь даже при своих убеждениях, Уотсон не мог отрицать важную роль наблюдения за глубинными психологическими процессами.

В его понимании речь и словесное выражение мыслей было сродни действиям, за которыми можно наблюдать и которые можно анализировать. Записи, которые нельзя было объективно подтвердить (мысли, образы, ощущения) в расчет не принимались.

Ученые наблюдают за испытуемым в естественных для него условиях и в искусственно создаваемых в лаборатории ситуациях.

 Большую часть своих экспериментов они проводили на животных и выводили определенные закономерности и связи в их поведении. Полученные данные они переносили на человека.

В опытах с животными исключалось влияние промежуточных факторов и внутренних скрытых мотивов, что упрощало обработку данных.

Метод условных рефлексов позволяет отследить прямую связь с учениями Павлова и Сеченова. Уотсон изучал закономерности между «стимулом» и реакцией на раздражитель и сводил их к простейшему союзу «стимул-ответ».

Бихевиоризм в психологии сводится к упрощению ее до уровня наук, которые довольствуются исключительно объективными фактами и данными. Этот раздел психологии стремится исключить ментальную составляющую и инстинктивное поведение человека.

Поведенческая психотерапия

Бихевиоризм как теоретическая ветвь психологии трансформировался в поведенческую психотерапию, которая стала одним из ведущих методов решения проблем.

Когитивно-бихевиориальная терапия направлена на решение психологических проблем, причиной возникновения которых были неправильные или вредные убеждения и аффирмации.

В начале прошлого столетия Эдвард Торндайк сформулировал два основных закона, которые успешно применяются и в современной психотерапевтической практике:

  1. Закон эффекта: чем сильнее удовольствие, которое вызывает определенное действие, тем сильнее связь «стимул-реакция»; соответственно, негативно окрашенные эмоции делают эту связь более слабой;
  2. Закон упражнения: повторение какого-либо действия облегчает его выполнение в дальнейшем.

В этой практике пациент играет ведомую роль: он отвечает на вопросы психолога, выполняет рекомендованные упражнения. В ходе лечения члены семьи принимают живое участие в терапевтических мероприятиях: они поддерживают пациента, помогают ему выполнять «домашние задания».

Бихевиоризм привнес в это направление психотерапии принцип «минимального вторжения». Это означает, что вмешиваться в жизнь пациента врач должен только в той степени, которая необходима для решения конкретной задачи. Отправной точкой является определенная проблема, которая требует разрешения (принцип «здесь и сейчас»).

Бихевиориальная терапия имеет в своем арсенале множество методов:

НазваниеСуть метода
Имитационное обучениеПациент имитирует модель поведения. За образец может быть принят герой литературного произведения, фильма, известная личность. Иногда можно использовать дополнительные стимулы.
Ролевой тренингЦель ролевой игры: пациент проживает трудную для него ситуацию, адаптируется к ней, ищет пути решения. Хорошие результаты приносит использование такого метода в группах пациентов.
Методы отучиванияФормирование стойкой неприязни к какому-либо «стимулу»
Методы устраненияПациент должен научиться полностью расслабляться в момент стресса, что подкрепляется положительным влияние извне (приятная музыка, изображение)
Имплозивная терапияПациента раз за разом подвергают влиянию отрицательных факторов, провоцируя возникновение стресса. Со временем он «привыкает» к неприятной ситуации и она утрачивает свою остроту

Поведенческая терапия не применяется с людьми в состояниях тяжелой депрессии, при остром психозе и в случаях глубокой умственной отсталости.

Применение в педагогике

В России бихевиоризм не пользуется большой популярностью, тогда как в Америке это направление психотерапии успешно применяется, откуда представители этого направления родом.

Бихевиоризм нашел свою нишу в педагогике. Каждый учитель старается воздействовать на ученика, развивать в нем хорошие качества и побуждать к хорошему поведению.

В педагогике успешно применяется метод подкрепления положительной реакции и наказание за негативную. Учителя используют наказание как способ объяснить «чего делать не надо». Но это палка о двух концах: школа не говорит о том, что надо делать, а лишь подчеркивает то, как не стоит себя вести. Поэтому не стоит забывать, что «метод пряника» куда более эффективен и приносит больше плодов.

Бихевиоризм являет собой попытку свести все многообразие психологии поведения к анализу поступков, не учитывая внутренние «движения». Это учение дало жизни когнитивно-поведенческой терапии, необихевиоризму, рационально-поведенческой-эмоциональной терапии.

Источник: https://ODepressii.ru/obschee/biheviorizm.html

Краткая характеристика становления и развития бихевиоризма

19.Возникновение и развитие бихевиоризма. Бихевиоризм и

IX. Бихевиоризм: становление и развитие в ХХ в.

Дополнительная

Основная

1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.

2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд.»Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).

3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.

4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.

5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. – М.: Академия, 2008. – 416 с.

6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

1. Антология фрагментов классических текстов западноевропейской философии [Электронный ресурс: http://www.auditorium.ru/books/1378/Berkeley/Ber.html] / Авт. колл.: Ф.Н. Блюхер, С.Л. Гурко, А.М. Руткевич и др. – Электр. дан. – М., 2002.

2. Вундт В. Проблемы психологии народа // Преступная толпа. М., 1998.

3. Вундт В. Очерки психологии. М., 1912.

4. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.95 – 105.

5. Выготский Л.С. Причины кризиса в психологической науке // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.148 – 150.

6. Джемс У. Поток сознания // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С. 106 – 118.

История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., 1992.

Кузьмин Е.С., Якунин В. А. Развитие психологии внутри естествознания. Л., 1985.

Лихи Томас. История современной психологии – 3-е изд. – Спб.: Питер, Серия «Мастера психологии». – 2003.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – Т.1,2.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии [Текст]. М.: Смысл, 1997.

Теплов Б.М. Об интроспекции и самонаблюдении // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. – М.: РПО, 1999. С. 126 – 132.

Челпанов Г. И. Введение в экспериментальную психологию. М., 1924.

Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб,. 1998.

Якунин В.А. История психологии.- СПб, 1998.

Brentano F. Psychologie von empirischen Standpunkte. Leipzig, 1874.

Boring E.G. A history of experimental Psychology. N.Y., 1950.

Методология бихевиористской концепции была заложена американским ученым Дж.Уотсоном (1878-1958) в работе «Мир, как его видит бихевиорист» (1913).

Бихевиоризм сделал предметом своего исследования поведение, с чем связано и новое название психологии (behavior – поведение).При этом под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

Такое изменение предмета исследования объяснялось задачей сделать психологию объективной наукой. Это стремление отвечало духу времени и стало причиной того методологического кризиса психологии, о котором уже говорилось выше.

Вслед за функционалистами бихевиористы считали, что необходимо изучать целостные реакции организма как функции, направленные на обеспечение какого-то процесса или достижение определенной цели.

Предшествующие влияния: 1) философские концепции – механицизм – утверждение, что все естественные процессы определены на механистическом уровне и могут быть объяснены на основе законов физики и химии и позитивизм – доктрина, которая признает только естественные явления или объективно наблюдаемые факты. 2) исследования в области зоопсихологии, которые показали непрерывность перехода от разума животных к разуму человека (К.Морган,А.Бине, Ж.Леб и др.) 3) теория научения Э.Л.Торндайка – открытые им метод проб и ошибок, проблемный ящик и законы научения стали ведущими в работах бихевиористов. 4) исследование рефлексов российскими физиологами условные рефлексы (И.П.Павлов), сочетательные рефлексы (В.М.Бехтерев) 5) функциональная психология – объективность и прикладной характер исследований.

Этапы развития бихевиоризма: 1) классический бихевиоризм Дж.Уотсона – продолжался примерно с 1913 по 1930 год.

задача – свести поведение к единичным парам «стимул-реакция», акты поведения любой сложности, эмоции, мышление могут быть сведены к моторным или железистым реакциям низшего уровня.

Используются методы наблюдения, дословной записи, условных рефлексов. Дж.Уотсон оказал огромное влияние на весь хлд развития психологии на долгие годы вперед.

2) необихевиоризм (1930-1960) – охватывает работы Э.Толмена,Э.Гатри, К.Халла, Б.Ф.

Скиннера, которые сходились в следующих положениях: сердцевиной психологии является исследование процесса научения; большинство видов поведения подчиняются законам условных рефлексов; психология должна основываться на принципе операционализма, согласно которому физическую концепцию можно описать в точных терминах, относящихся к набору операций или процедур её определяющих. Э.

Толмен (1886-1959) выделил промежуточные переменные – ненаблюдаемые факторы организма фактически детерминирующие поведение (например, голод) и предложил теорию латентного научения, которое не поддается наблюдению, когда происходит, чем оказал серьёзное влияние на развитие теории научения. К.

Халл(1884-1952) согласно его взглядам, подавление или удовлетворение побуждений является единственной основой для подкрепления.

Он разработал законы подкрепления: закон первичного подкрепления – когда связь между стимулом и реакцией сопровождается снижением потребности организма, то возрастает вероятность, что при последующем возникновении такого же стимула будет возникать такая же реакция; закон вторичного подкрепления – любой стимул, который последовательно ассоциируется с подкрепляющей ситуацией, посредством этой ассоциации будет приобретать способность вызывать обусловленное сдерживание, таким образом снижая интенсивность стимула и самостоятельно производя результирующее подкрепление. К.Халл защитил, укрепил и расширил подход объективного бихевиоризма в психологии. Б.Скиннер (1904-1990) разработал методы целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения, изучал оперантное поведение – при оперантном обучении подкрепляется не стимул, а поведение, операции, которые совершает субъект в данный момент и которые приводят к нужному результату. Большое значение имеет и тот факт, что сложная реакция при этом разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приводящих к нужной цели. Выделил законы оперантного обучения, программированного обучения, чем позволил оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых детей. Эти программы имели огромные преимущества перед традиционными программами обучения, так как давали возможность учителю контролировать и в случае необходимости исправлять процесс решения задачи, мгновенно замечать ошибку учащегося. оказал огромное влияние на психологию, и в современной американской психологии Скиннер является одним из наиболее авторитетных ученых. При этом наибольшее влияние его теория оперантного поведения оказала на практику, позволив пересмотреть процесс научения и разработать новые подходы и новые программы обучения.

3) теория социального научения (после 1960г.) – анализ процесса социализации, факторов, определяющих и направляющих приобретение социального опыта и норм поведения, определил содержание концепций широкого круга ученых (А.Бандура, Дж.Роттер, Д.Доллард, Д.Мид). Теория Д.

Мида называется также теорией ожиданий, так как, по его мнению, люди проигрывают свои роли с учетом ожиданий окружающих. Именно в зависимости от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному играют одни и те же роли.

Он впервые обратился к проблемам социального научения и оказал значительное влияние на многих выдающихся психологов. Д.Доллард (1900-1980) высказал идею о связи агрессии с фрустрацией, которая легла в основу его теории фрустраций.

Согласно этой теории, сдерживание слабых проявлений агрессивности (которые явились результатом прошлых фрустраций) может привести к их сложению и создать очень мощную агрессивность.

Доллард также предположил, что все фрустрации, которые переживаются в детском возрасте и которые, согласно фрустрационной теории, всегда ведут к агрессии, могут привести к агрессивности в зрелом возрасте. Главные исследования Дж.

Роттера(1916-) связаны с изучением индивидуальных различий в представлениях людей об источниках подкрепления, которые зависят от того, на кого люди возлагают ответственность за происходящее с ними. Он ввел понятие ожидания, т.е.

уверенности (или субъективной вероятности) в том, что определенное поведение в данной психологической ситуации будет подкреплено. Часть людей уверена, что они могут повлиять на получаемые подкрепления, и это люди с интернальным (внутренним) локусом контроля. Другая часть считает, что подкрепления -дело случая или судьбы, это люди с экстернальным локусом контроля. Было показано также, что локус контроля закладывается в детстве и в значительной мере определяется стилем воспитания. Дж.Роттер разработал широко применяемый тест «Шкала интер-нальности-экстернальности», а также ряд других популярных личностных тестов.

Наиболее значительные труды в области социального научения принадлежат А. Бандуре (1925-1988). Он ввел в психологию понятие косвенного подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других людей и последствиями этого поведения.

Таким образом, значительную роль в социальном научении играют когнитивные процессы, то, что думает человек о заданной ему схеме подкрепления, предвосхищая последствия конкретных действий. Исходя из этого, Бандура уделял особое внимание исследованию подражания. В работах А.

Бандуры впервые исследовались и механизмы самоподкрепления, связанные с оценкой собственной эффективности, умения решать сложные проблемы.

Эти исследования показали, что человеческое поведение мотивируется и регулируется внутренними стандартами и чувством своей адекватности (или неадекватности) им.

Бихевиоризм стал ведущей психологической школой XX в. в США. Свое значение он не потерял и до настоящего времени, несмотря на различные (и часто серьезные) критические замечания со стороны представителей других направлений. Хотя в течение последних 60 лет произошла серьезная модификация принципов бихевиоризма, заложенных Уотсоном, основные постулаты этой школы остались неизменными.

Это идея о преимущественно прижизненном характере психики (хотя в настоящее время признается и наличие врожденных элементов), мысль о необходимости исследовать главным образом доступные эксперименту и наблюдению реакции (хотя содержание внутренних переменных и их значение не отрицается), а также убежденность в возможности воздействовать на процесс формирования психики рядом продуманных технологий.

Уверенность в необходимости и возможности направленного обучения, формирующего определенный тип личности, а также методы, осуществляющие процесс научения, являются одним из самых важных достоинств этого направления. Теории научения (оперантного, социального, ролевого), а также различные тренинги, позволяющие корректировать поведение, обеспечили жизненность бихевиоризма и его распространение в мире.

Практические задания

1. Составьте матрицу идей по форме:

Ученый Схема поведения
Джон Уотсон*стимул ——реакция
Э. Толмэн*стимул — промежуточная переменная (знания, цели)—реакция
К.Халл
Б.Скиннер
Д.Мид
Дж.Роттер
Д.Доллард
А.Бандура

* – «звездочкой» отмечены примеры для дальнейшего заполнения таблицы

2. Составьте терминологический словарик по теме «Бихевиоризм и необихевиоризм» (не менее 10 терминов).

3. Составьте возможные примеры устранения страха авиаперелетов в соответстви с представлениями:

а) Э.Толмена, б) Б.Скиннера, в) А.Бандуры.

4. Заполните схему:

Идейная предпосылка бихевиоризма Авторы указанных идей Преломление указанных идей в бихевиоризме и необихевиоризме
Механицизм
Позитивизм
Проявление психики через тело
Классическое обусловливание
Эволюционные идеи
Экспериментальные исследования поведения животных
Идеи функциональной психологии

Контрольные вопросы

1. Какие тезисы классической психологии В.Вундта оспаривает основоположник бихевиоризма Дж.Уотсон?

2. Назовите этапы развития бихевиоризма.

3. Перечислите идейные предпосылки бихевиоризма.

4. Классический бихевиоризм Д.Уотсона: основные идеи и их влияние на общественную жизнь.

5. Назовите предпосылки модификации бихевиоризма.

6. Каково значение экспериментов К.Лешли и У.Хантра для введения промежуточных состояний, влияющих на итоговую реакцию организма?

7. Выделите основные понятия и характеристика когнитивного бихевиоризма Э.Толмэна.

8. Основные понятия и характеристика концепции редукции потребностей К.Халла.

9. В чем заключается принципиальное отличие оперантного подкрепления от классической схемы формирования условного рефлекса? Теория оперантного научения Б.Скиннера. Модификация поведения.

10. Специфика социального бихевиоризма. Основные представители и теории (Д.Мид, Д.Доллард, Д.Роттер и др.).

11. Социальная когнитивная теория А.Бандуры. Понятие косвенного подкрепления. Референтные модели поведения. Эффективность личности. Методы модификации поведения.

Рекомендуемая литература

Источник: https://studopedia.su/14_128306_kratkaya-harakteristika-stanovleniya-i-razvitiya-biheviorizma.html

Medic-studio
Добавить комментарий