2.1.1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РСЧС И ГО, РЕЖИМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Основы управления мероприятиями РСЧС и ГО

2.1.1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РСЧС И ГО, РЕЖИМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

1. Введение…………………………………………………………………………………………………3

2. Глава 1. Сущность и основные положения управления РСЧС и ГО………….5

1.1Система управления РСЧС и ГО. Режимы и методы работы………………….14

3. Глава 2. Основы планирования мероприятиями РСЧС и ГО

2.1. Требования, предъявляемые к планированию………………………………………29

2.2. Методы планирования………………………………………………………………………..31

4. Глава 3. Организация процесса планирования мероприятий РСЧС и ГО…33

5. Глава 4. Организация взаимодействия органов управления при выполнении задач РСЧС……………………………………………………………………………………………….35

6. Глава 5. Организация связи и оповещения в ГО и РСЧС

5.1. Организация связи………………………………………………………………………………45

5.2. Организация оповещения……………………………………………………………………51

7. Заключение……………………………………………………………………………………………59

8. Список использованных источников и литературы…………………………………60

Приложение 1. Схема органов управления РСЧС и ГО. Оперативные подразделения МЧС России………………………………………………………………………61

Приложение 2. Схема структуры органов управления РСЧС………………………62

Приложение 3. Схема состава пунктов управления РСЧС и ГО………………….63

Приложение 4. Схема режимов функционирования РСЧС…………………………64

Приложение 5. Схема структуры КЧС……………………………………………………….65

ВВЕДЕНИЕ

Большое количество ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций, сопровождаемых значительными людскими и материальными потерями, сохраняющаяся опасность возникновения войн и вооруженных конфликтов повышают актуальность защиты населения и территорий в настоящее время.

Поэтому решение новых задач, возложенных на единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и на гражданскую оборону (ГО), невозможно без создания и обеспечения функционирования целостной, эффективной и гибкой системы управления, позволяющей проводить единую государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей. Причем, чем сложнее задачи – тем выше требования к системе управления.

Опыт ликвидации ЧС свидетельствует о большой роли, которую играет эффективная, стройная система управления в вопросах реагирования на возникающие аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

В последние годы особенно сильно проявилось многообразие этих ЧС – от вооруженного конфликта (Чеченская Республика) и разрушительного землетрясения до крупных пожаров и наводнений, многочисленных техногенных аварий и катастроф.

Эффективность работы по предупреждению и ликвидации ЧС в полной мере зависит от деятельности должностных лиц и органов управления РСЧС, организации повседневного управления.

В связи с этим в условиях сложной социально-политической и экономической обстановке в стране требуется не допустить снижения готовности органов управления РСЧС и ГО, обеспечить их тесное взаимодействие при решении возложенных на них задач.

Рациональная структура организационной системы РСЧС в целом и системы управления, в частности, является необходимым условием для эффективного управления ею.

Недостатки в структуре и организации управления приводят к снижению эффективности не только самой системы управления, но и всей организационной системы в целом.

Опыт показывает, что при совершенной организации даже слабый руководитель часто приносит лишь очень небольшой вред. Но слабый руководитель, опирающийся на дефектную организацию, неизбежно проваливается и увлекает за собой все, что ему подчинено.

Таким образом, от организации системы управления и взаимодействия ее частей зависит рациональное функционирование всей системы в любой области деятельности.

Глава 1. Сущность и основные положения управления РСЧС и ГО

Нет сомнения, что искусство управления или наука управления имеют богатую историю. Потребность в управлении возникла еще тогда, когда люди стали жить и охотиться группами, совместно решать такие задачи, как поддержание порядка, установление общих законов и правил поведения, распределения ресурсов, обеспечение собственной безопасности.

Развитие теории управления особо связано с решением таких задач, как управление государством и войсками.

Термину «управление» дается множество определений. В самом широком смысле управление представляет собой воздействие на любой объект или процесс в целях достижения поставленной цели.

Всякий совместный труд требует управления.

Это значит, что управление является обязательным элементом любой коллективной деятельности людей и пронизывает всю деятельность человека, начиная от низших звеньев организации людей и кончая высшими.

Управление – это целенаправленное, систематическое, воздействие на коллективы людей и отдельного человека в процессе их совместной деятельности. Итак, управление подразумевает, прежде всего, воздействие на управляемый объект. Причем воздействие осуществляется в интересах достижения определенных целей.

Систематичность управления отражает, как правило, непрерывность этого процесса. В основе теории управления лежит система категорий.

Во внимание принимаются наиболее общие, наиболее употребительные категории, наполненные конкретным содержанием.

Управление традиционно рассматривают как про­цесс, представляющий собой последовательность целенаправленных действий, входящих в состав управления, осуществление которых приводит, или должно привести к достижению конечной цели.

Такие целенаправленные действия могут представлять собой, например, подготовку, выработку и принятия управленческих решений, организацию их выполнения, координацию работ по выполнению принятых решений, контроль их выполнения и так далее.

Для повышения эффективности способов и приемов управления, применительно к той или иной конкретной области, необходимо более детально рассмотреть содержание управленческой работы.

Рассмотрим типовой перечень действий, входящих в состав процесса управления.

Исходным действием, с которого начинается управление, обычно считают выработку и принятие решения. Это действие предполагает:

– определение цели управления;

– оценку обстановки и исходного состояния, в котором находится объект управления;

– прогнозирование развития ситуации;

– определение и оценку последовательности действий, которые в совокупности должны привести к достижению цели управления;

– принятие наиболее рациональной (по предварительным оценкам) последовательности действий в качестве управленческого решения.

При оценке выбираемого решения основную роль играет определение ресурсных возможностей реализации этого решения. При этом производится определение необходимых для осуществления решения сил и средств, финансовых затрат объема затрат, распределение ресурсов и т.д.

При этом используются методы прогнозирования и планирования.

После принятия решения наступает этап организации его выполнения. При этом определяются условия выполнения работ, и производится распределение задач между исполнителями.

Разрабатываются порядок, формы и методы деятельности. Порядок выполнения работ оформляется документально. Основное внимание уделяется эффективности и экономичности их выполнения.

Производится распределение заданий между исполнителями и создается мотивация их действий. Организуется координация работ, ведется анализ их выполнения.

Координация хода работ, как составная часть процесса управления, направленная на обеспечение выполнения принятого решения, включает организацию и поддержание взаимодействия между исполнителями работ, выявление рассогласований между запланированным и реальным ходом выполнения работ и принятие решений по их устранению, стимулирование совместной работы подчиненных. Координация проводится практически на всем протяжении процесса управления.

Контроль за ходом выполнения принятого решения предполагает проверку правильности и достаточности выполнения работ и фактического достижения поставленных перед ними целей.

Для обеспечения контроля в процессе управления требуется хорошо налаженный учет времени, отработанные нормативы выполнения работ, требования к этим работам и другие материалы.

Для выполнения различных групп действий процесса управления используют, как правило, свои специальные методы, приемы и способы.

Процесс управления требует специальной организации выполнения работ, т.е. технологии управления – порядка (последовательности, регламента) управления.

Основным действием, на основании которого организуется процесс управления, для руководителя любого звена РСЧС или системы ГО является аналитическая работа.

Разумеется, аналитическая работа разных руководителей отличается как по своему содержанию, так и по объему.

Причем, чем выше уровень управления, тем больше внимания должно быть уделено выработке и обоснованию решений, а также контролю их выполнения.

Изменение условий управления, особенно характерное для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ежеминутно выдвигает все возрастающие требования к качеству принимаемых решений при существенном ограничении времени.

Поэтому важнейшую роль в процессе управления играет информация. На ее основе формируются и реализуются решения, ведется оценка их выполнения и организуется взаимодействие исполнителей.

При работе с информацией должно проявиться искусство руководителя, умение выбрать из нее ту часть, которая имеет непосредственное отношение к управляемому процессу в данный момент времени.

Управленческая информация является формой связи между тем, кто управляет и тем, кем управляют.

По сути дела, можно сказать, что основная функция системы управления сводится к сбору, обобщению, обработке и передаче информации. Информация – это основной объект управленческого труда.

“Кто владеет информацией – тот владеет миром” – сегодня это не пустая фраза, а реальность.

Для того, чтобы избежать принятия решений, не соответствующих реальной обстановке, руководитель обязан иметь самую свежую информацию.

Источник: https://mirznanii.com/a/23142/osnovy-upravleniya-meropriyatiyami-rschs-i-go

Система управления рсчс

2.1.1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РСЧС И ГО, РЕЖИМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Управление РСЧС заключается в целенаправленной деятель­ности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем в готовности к решению возложен­ных на них задач и практическому их выполнению в повседнев­ной деятельности, при угрозе возникновения и возникновении ЧС.

Система управления РСЧС строится по территориально-про­изводственному принципу.

Общее руководство функционированием РСЧС осуществля­ется правительством Российской Федерации, непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС Рос­сии. В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС создаются коорди­нирующие органы – комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера» созданы и функционируют:

на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по пре­дупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК);

ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федераль­ных органах исполнительной власти;

на территориальномуровне – комиссии по чрезвычайным си­туациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (КЧС);

на местномуровне – комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

на объектовом уровне (в организациях) – объектовые комис­сии по чрезвычайным ситуациям.

Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее состав утверждаются прави­тельством Российской Федерации.

Основными задачами Межведомственной комиссии по предуп­реждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

формирование и проведение единой государственной полити­ки в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу­аций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;

координация деятельности федеральных органов исполнитель­ной власти по разработке проектов законодательных актов и других нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в уста­новленном порядке проектов указанных документов в правитель­ство Российской Федерации;

подготовка предложений по формированию системы экономи­ческих, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;

проведение единой технической политики в области создания и развития сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций;

определение основных направлений совершенствования и даль­нейшего развития РСЧС;

организация разработки проектов федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предупрежде­ние чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций, и координация работ по вы­полнению этих программ;

координация деятельности федеральных органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации и органов местно­го самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам социально-экономической и правовой защиты, меди­цинской реабилитации граждан, пострадавших в результате ава­рий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, прини­мавших участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

определение основных направлений международного сотруд­ничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами ведомственных комиссий по чрезвычай­ным ситуациям являются:

координация деятельности по разработке и осуществлению организационных и инженерно-технических мероприятии по пре­дотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования отраслей экономики в ЧС;

участие в разработке и выполнении федеральных целевых про­грамм и научно-технических программ в области защиты насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участие в обеспечении готовности ведомственных органов уп­равления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуаци­ях, координация действий при ликвидации чрезвычайных ситуа­ций на объектах, подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, включая эвакуа­цию персонала объектов;

координация действий при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях;

создание и руководство использованием ведомственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

участие в проведении мероприятий по социальной защите на­селения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, а также по реализации прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно уча­ствующих в их ликвидации;

участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности про­изводства, технологических процессов, продукции, а также правил за­щиты персонала организаций и объектов от чрезвычайных ситуаций;

координация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала подведомственных организаций к действиям в ЧС;

организация работы по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей.

При ведомственных комиссиях по чрезвычайнымситуациям могут создаваться штатные структурные подразделения, состав которых определяется министерством, ведомством,организацией в за­висимости от возможных объемов работ по ликвидациивозникших чрез­вычайных ситуаций.

Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федера­ции иорганов местного самоуправления являются:

координация деятельности подсистем и звеньев РСЧС на подведом­ственных территориях;

участие в разработке государственных целевых и научно-техничес­ких программ по проблемам защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций;

участие в разработке и проведении мероприятии по предотв­ращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от по­следствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

участие в обеспечении готовности органов управления, сил и средств субъектов Российской Федерации к действиям в чрезвы­чайных ситуациях;

организация формирования системы экономическихи право­вых мер, направленных на предупреждение ЧС, обеспечение за­щиты населения и территорий;

создание резервных фондов финансовых и материально-тех­нических ресурсов, используемых для покрытия расходов на пре­дупредительные мероприятия, содержания и обеспеченияаварий­но-спасательных и аварийно-восстановительных формирований, ликвидации ЧС и оказания помощи пострадавшим;

координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуа­циям на подведомственной территории;

организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних территорий, региональными центрами МЧС России, военным командованием и общественными организаци­ями по вопросам сбора и обмена необходимой информацией, а в случае необходимости – направление сил и средств для ликвида­ции ЧС;

координация действий сил в ходе возникновения, развития чрезвы­чайных ситуаций, а также в период их ликвидации; организация при­влечения сил и средств к аварийно-спасательным, аварийно-восстано­вительным и другим неотложным работам;

организация обучения и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовки и повышения квалифика­ции специалистов РСЧС.

Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям (руководителей организаций) являются:

организация разработки и проведения мероприятий по предуп­реждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности по­тенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости фун­кционирования объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;

организация работ по созданию иподдержанию в готовности локальных систем оповещения и контроля на потенциально опасных объектах;

координация действий сил при ликвидации чрезвычайных си­туаций на объектах иэвакуации персонала объектов;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для лик­видации чрезвычайных ситуаций и руководство их использованием;

организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а так­же персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям яв­ляются соответствующие постоянно действующие органы управ­ления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в об­ласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС).

На федеральном уровне таким органом управления является МЧС России.

На региональном уровне комиссии по чрезвычайным ситуациям не создаются, а органами управления являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий, которые созданы в каждом регионе для осуществления полномочий МЧС России на территории во­енного округа. Размеры региональных центров определены Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1999 г. № 900 «О военно-административном делении Российской Феде­рации».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 г. № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федера­ции» РЦ ГОЧС является органом управления, специально уполномо­ченным решать вопросы гражданской обороны, задачи по предупреж­дению и ликвидации ЧС.

На региональный центрвозлагаются следующие основные задачи:

реализация единой государственной политики в области граж­данской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций на территории соответствующего региона;

участие, по решению МЧС России, в организации и ведении гражданской обороны, защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций на территории соответствующего региона;

координация функционирования территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке инфор­мацией в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

управление – в пределах своих полномочий – соединениями, воинскими частями и организациями гражданской обороны, дислоцированнымина территории соответствующего региона Российской Федерации, поисково-спасательной службой МЧС России;

планирование в установленном порядке применения войск граждан­ской обороны в соответствии с основными задачами, возложенными на них в мирное время;

закупка материально-технических средств для содержания соеди­нений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и штатно-табельной потребности;

финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрез­вычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из федераль­ного бюджета, а также организация финансирования органов уп­равления по делам ГО и ЧС, укомплектованных военнослужащими, подчиненных соединений и воинских частей войск ГО, поисково-спасательной службы;

обеспечение мероприятий по сохранению информации, состав­ляющей государственную тайну, по развитию специальной свя­зи и защите служебной информации.

Реализация этих задач РЦ ГОЧС осуществляется на основа­нии Временного положения о региональном центре, утвержден­ного министром МЧС России 29 марта 1999 года.

На территориальном уровне органами управления ГОЧС яв­ляются министерства,комитеты, главные управления, управле­ния по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

наместном уровне – органы управления ГОЧС (управления, отделы), создаваемые при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне (в организациях) – отделы, секторы (спе­циально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрез­вычайным ситуациям организаций.

Руководители постоянно действующих органов управления РСЧС (органов управления ГОЧС) по должности являются заме­стителями руководителей соответствующих органов исполни­тельной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, обработки и передачи оперативной информации создают­ся органы повседневного управления – дежурно-диспетчерские службы, включающие в себя:

оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне (цент­ры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные), в том числе Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подраз­деления федеральных органов исполнительной власти, организа­ций.

Для непосредственного управления ликвидацией конкретной чрезвычайной ситуации на базе органов управления ГОЧС мо­гут создаваться нештатные органы управления – оперативные штабы или оперативные группы.

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на повседневных пунктах управления (ПУ).

В целом в системе управления РСЧС предусмотрено создание следующих пунктовуправления:

на федеральном уровне – повседневного ПУ, запасных ПУ -городского и загородного, воздушного ПУ на базе самолета, по­левых ПУ на базе автомобилей высокой проходимости, а также мобильного ПУ;

на региональном уровне – повседневного ПУ, запасного ПУ, воздушного ПУ на базе вертолета, полевого ПУ на базе автомо­билей высокой проходимости;

на территориальном и местном уровнях – повседневного ПУ, полевого ПУ на базе автомобилей высокой проходимости.

Системы связи и оповещения РСЧС представляют собойорганиза­ционно-техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информации и сигналов опове­щения в интересах органов управления ГОЧС. Они базируются на ста­ционарных и подвижных узлах связи органов управления ГОЧС.

Системы оповещения созданы на федеральном, территориаль­ном и местном уровнях управления.

Федеральная система централизованного оповещения обеспечива­ет доведение в автоматизированном режиме установленных сигналов и речевой информации до всех РЦ ГОЧС и структур централь­ного подчинения.

Непосредственное оповещение населения об угрозе или воз­никновении чрезвычайной ситуации в системе оповещения РСЧС осуществляется комбинированным путем, для чего используют­ся электросирены, проводные средства связи и оповещения, мес­тные сети проводного и эфирного радиовещания, телевидение.

Составной частью территориальных систем оповещения яв­ляются создаваемые в районах размещения потенциально опас­ных объектов (атомных станций, гидроузлов, химически опас­ных объектов и др.) локальные системы оповещения. Ответственность за создание указанных систем оповещения воз­ложена на федеральные органы исполнительной власти, в веде­нии которых находятся такие объекты.

Создание локальных систем оповещения на потенциально опас­ных объектах осуществляется на основе Постановления прави­тельства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_95606_sistema-upravleniya-rschs.html

Режимы функционирования РСЧС

2.1.1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РСЧС И ГО, РЕЖИМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Существуют три режима функционирования РСЧС: 1. режим повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях. 2. режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;

3. режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.

Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
в режиме повседневной деятельности: 1. изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС; 2. сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; 3.

разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности; 4. планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности; 5. подготовка населения к действиям в ЧС; 6.

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; 7. руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС; 8.

проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; 9. осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования; 10.

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;

11. ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

в режиме повышенной готовности: 1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий; 2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления; 3.

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них; 4.

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС; 5. уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов; 6.

приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; 7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;

8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в режиме чрезвычайной ситуации: 1. непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий; 2. оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС; 3.

проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; 4. организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС; 5.

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации; 6. организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

7.

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте “а” статьи 3 ФКЗ “О чрезвычайном положении” (попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте “б” указанной статьи (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ),- режим чрезвычайной ситуации.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется: 1. локальной – силами и средствами организации; 2. муниципальной – силами и средствами органов местного самоуправления; 3.

межмуниципальной и региональной – силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;

4.

межрегиональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Финансирование РСЧС

Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств.

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, каким нормативным правовым актом оно было принято? 2. Что такое Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), для чего она создана? 3. Из каких подсистем состоит РСЧС? 4.

Дайте характеристику функциональным подсистемам РСЧС, приведите примеры. 5. Дайте характеристику территориальной подсистеме РСЧС, приведите примеры. 6. Назовите основные задачи РСЧС. 7. На каких уровнях действует РСЧС? 8. Как организован каждый уровень РСЧС? 9. Назовите координационные органы РСЧС. 10. Перечислите постоянно действующие органы управления РСЧС. 11.

Назовите органы повседневного управления РСЧС. 12. Что относится к силам и средствам единой системы? 13. Как осуществляется информационное обеспечение в РСЧС? 14. Какие Вам известны режимы функционирования РСЧС? 15. Как функционирует РСЧС в каждом из режимов деятельности? 16. В каких режимах функционирует РСЧС в условиях чрезвычайного положения?

17.

Как осуществляется финансирование РСЧС?

Источник: http://ohrana-bgd.ru/bgdpravo/bgdpravo1_115.html

Medic-studio
Добавить комментарий