2.2. Голосообразование (фонация): Механизм голосообразования. При обычном дыхании голосовая щель

2.2. Голосообразование (фонация)

2.2. Голосообразование (фонация):  Механизм голосообразования. При обычном дыхании голосовая щель

Механизм голосообразования. Приобычном дыхании ая щель широкораскрыта и имеет форму равнобедренноготреугольника, основание которогообращено кзади (к черпаловидным хрящам),а вершина — кпереди (к щитовидномухрящу). Вдыхаемый и выдыхаемый воздухпри этом беззвучно проходит черезширокую ую щель (рис. 65).

Рис. 65. Горловая щель нормальнойгортани: А — при фонации; Б — при дыхании(вдох)

При фонации истинные ые связкинаходятся в сомкнутом состоянии. Струявыдыхаемого воздуха, прорываясь черезсомкнутые ые связки, несколькораздвигает их в стороны. В силу своейупругости, а также под действием мышц,суживающих ую щель, связкивозвращаются в исходное, т. е.

срединное,положение, с тем чтобы в силу продолжающегосядавления выдыхаемой воздушной струиснова раздвинуться в стороны, и т. д.Таким образом, при фонации происходятколебания ых связок. Эти колебаниясовершаются в поперечном, а не продольномнаправлении, т. е.

связки перемещаютсякнутри и кнаружи, а не кверху и книзу(рис. 66).

Рис. 66. Схема действия ыхскладок: А — при дыхании; Б — приголосообразовании; В — при фальцете(стрелки указывают направление колебанийых складок)

Колебания ых связок при фонацииможно сравнить с колебаниями пружинныхязычков органной трубы (рис. 67). Поддействием пружин язычки плотно прижимаютсядруг к другу. Нагнетаемая мехом струявоздуха попадает в трубу и давит снизуна язычки. Уступая этому давлению, язычкирасходятся в стороны и пропускают частьвоздуха наружу.

Тогда давление на язычкиснизу несколько уменьшается и они вновьприжимаются под действием пружин другк другу. Воздух продолжает поступатьиз меха в трубу, и весь цикл повторяетсяснова. Размыкания и смыкания язычковвызывают периодические сгущения иразреживания воздуха в верхней частитрубы, т. е.

создают воздушные волны,которые воспринимаются как звукопределенной силы и высоты.

Рис. 67. Схема язычковой трубы

Подобным же образом колеблются иые связки. В результате ихколебаний движение струи воздуха,текущей по трахее под давлением,превращается над ыми связкамив колебания частиц воздуха. Эти колебания,передаваясь в окружающую среду,воспринимаются слуховым органом какзвук голоса.

При каждом расхождении ых связокво время их колебаний при фонациипрорывается очень небольшое количествовоздуха.

Поэтому давление поступающейв окружающую среду звуковой волныничтожно по сравнению с давлениемсвободно выдыхаемой воздушной струи.

В этом можно убедиться посредствомочень простого опыта: при обычном выдохеподнесенная ко рту полоска бумаги сильноотклоняется вперед, а при фонации дажелегкая пушинка возле рта остаетсясовершенно неподвижной.

Механизм шепота. Если во времязвукопроизнесения смыкание ыхсвязок происходит без участия поперечнойчерпаловидной мышцы, то ые связкисмыкаются не на всем своем протяжении:в задней части между ними остается щельв форме маленького равностороннеготреугольника (рис.

68), через которуюпроходит выдыхаемая струя воздуха.Голосовые связки при этом не колеблются,но трение струи воздуха о края треугольнойщели вызывает шум, который и воспринимаетсяв виде шепота.

Следует отметить, что, вотличие от обычной ой речи,шепотное произнесение может осуществлятьсяне только на выдохе, но и на вдохе.

Рис. 68. Положение ых связок пришепоте

Механизм фальцета. Фальцетом (отитал. falsetto — фистула, тонкое звучание)называется неестественно высокиймужской голос.

Механизм образованияфальцета состоит в том, что ыесвязки колеблются не по всей своейтолщине, а лишь тонкими краями, причемколебания совершаются не в поперечном,а в продольном направлении, т. е. вверхи вниз.

При фальцетном звуке ыесвязки смыкаются не полностью и междуними остается веретенообразная щель(рис. 69).

Рис. 69. Положение ых связок прифальцете

Сила, высота и тембр голоса. Как извуки другого происхождения, голособладает силой, высотой и тембром.

Сила голоса зависит в основном отамплитуды (размаха) колебаний ыхсвязок, которая определяется величинойвоздушного давления, т. е. силой выдоха.

При большем наполнении легких воздухоми при большей интенсивности выдыханияполучается и более громкий голос. Однаково всех случаях голос, возникающий вгортани, относительно слаб.

Значительноевлияние на силу голоса оказываютрезонаторные полости надставной трубы(глотка, полость рта, носовая полость),которые являются усилителями звука.

Высота голоса зависит от частотыколебаний ых связок, которая, всвою очередь, находится в зависимостиот длины, толщины и напряжения ыхсвязок. Чем длиннее ые связки,чем они толще и чем меньше напряжены,тем ниже звук голоса. Изменение высотыголоса обеспечивается работой мышечногоаппарата гортани.

При произнесении (илипении) низких звуков натяжение ыхсвязок невелико (натягивающая уюсвязку перстне-щитовидная мышца неработает); активна ая(щито-черпаловидная) мышца, которая присвоем сокращении становится толще итем самым увеличивает толщину ойсвязки. Повышение звука достигаетсяувеличением натяжения ых связокпосредством сокращения перстне-щитовидноймышцы.

Этот механизм действует, однако,лишь до известного предела. Послемаксимального сокращения перстне-щитовидноймышцы дальнейшее увеличение натяженияых связок невозможно. Тогданачинает действовать другой механизм— укорочение колеблющейся частиых связок.

Это достигаетсяпосредством сокращения поперечноймышцы, которая плотно прижимаетчерпаловидные хрящи друг к другу,вследствие чего задние концы ыхсвязок лишаются возможности колебаться.Колеблется только передняя частьых связок, которые, укоротившись,как прижатые пальцем струны скрипки,начинают издавать более высокий звук.

Для дальнейшего повышения голоса вновьначинает усиливаться натяжение ужеукороченных ых связок. Когда женаступает предел натяжению и укорочениюколеблющихся отрезков ых связок,вступает в действие механизм фальцета.

Частота колебаний ых связокобусловливает высоту основного тона.

Наряду с основным тоном в гортаниобразуются и добавочные тоны, илиобертоны, количество и сила звучаниякоторых зависят от особенностей строениягортани, а также от величины и формырезонаторных полостей надставной трубы(глотки, полости рта, носовой полости).Определенное сочетание обертонов иобусловливает индивидуальную «окраску»голоса, или тембр, наличие которогопозволяет узнавать людей по голосу.

Диапазон голоса. Голос человекаможет изменяться по высоте приблизительнов пределах двух октав. Для обычнойразговорной речи достаточно 4—6 тонов.Диапазоны голоса, т. е. пределы возможныхизменений голоса по высоте, у разныхлюдей различны. Для основных типов эти пределы в среднем таковы:

·         Бас – 80-340 Гц

·         Контральто- 170-680 Гц

·         Баритон —96—426 Гц

·         Меццо-сопрано— 216—864 Гц

·         Тенор -128-512 Гц

·         Сопрано -256-1024 Гц

Диапазон голоса у детей значительноменьше, чем у взрослых. С возрастомдиапазон детского голоса увеличивается(почти одинаково у мальчиков и девочек),охватывая примерно следующие границы:

·         От 8 до 10 лет- 320-512 Гц

·         От 10 до 12лет – 290-580 Гц

·         От 12 до 14лет – 256-680 Гц

Как у мальчиков, так и у девочек встречаютсяболее высокие голоса (дискант) и болеенизкие (альт).

Ограниченность диапазона детскогоголоса необходимо учитывать при подборерепертуара для исполнения детьми науроках пения и во время детскихсамодеятельных выступлений.

Регистры голоса. Ряд звуков, сходныхпо механизму образования и характерузвучания, называют регистром. Различаюттри регистра голоса: грудной, головнойи смешанный (микст).

Грудной регистрполучил свое название вследствиетого, что при нем резонирует груднаяклетка, стенки которой дают ясно ощутимуюрукой вибрацию. Грудной голос богатобертонами.

При грудном голосе связкиплотно смыкаются, колеблются всей своеймассой в направлении, перпендикулярномтоку воздушной струи, т. е. в поперечномнаправлении. К грудному регистру относятнизкие тоны голоса.

Головной регистр характеризуетсяголовным резонансом, который можнообнаружить в виде вибрации черепа,положив руку на темя. Типичным образцомголовного регистра является фальцетныйголос. Он отличается бедностью обертонов.Механизм образования фальцета был ужеописан ранее. Головным регистромпользуются на верхних тонах диапазона.

Смешанный голос {микст) богачеобертонами, чем фальцет, но беднее, чемгрудной голос. Голосовая щель закрываетсяне вполне, связки колеблются болееширокой поверхностью, чем при фальцете,а иногда и всей своей массой. К микстуотносятся средние тоны огодиапазона.

В пении используются все три регистраголоса, в разговорной же речи (у взрослых)— преимущественно микст. У детей допериода полового созревания функционируеттолько фальцетный голос.

Атака звука. Образным термином«атака» обозначают способ, которымпользуется говорящий или поющий, чтобыпривести в действие ые связки,находящиеся в покое. Атаку звука называютиногда «взятием» звука, «приступом»,«голосоначалом». Различают три видаатак: твердую, мягкую, придыхательную.

При твердой атаке ые связкиплотно смыкаются до начала звука, затемвыдыхаемый воздух с усилием прорываетсячерез замкнутую ую щель и приводитсвязки в колебание. Для твердой атакихарактерно наличие в самом началезвучания ясно слышимого призвука.Примером твердой атаки может служитьпроизнесение междометий, обозначающихдосаду, недовольство, возмущение: «Ах,какая досада!»

При мягкой атаке момент соприкосновенияых связок и начало прохожденияструи воздуха совпадают, и сразу жепосле соприкосновения связки начинаютвибрировать. Например: «Ах, как здесьхорошо!»

Во время придыхательной атаки выдыхаемыйвоздух начинает проходить через ующель до смыкания ых связок,причем слышен шум трения воздуха о краясвязок, и лишь затем ые связкисмыкаются и начинают вибрировать.

Примером придыхательной атаки являетсяпроизнесение украинского и английскогоили немецкогоh в сочетании споследующим гласным, например в словеТонна (украинское произношение) илив немецком словеhaben.

У грудных детей крик, выражающийнедовольство, сопровождается твердойатакой, а лепет, выражающий удовлетворениеи спокойствие, происходит при мягкойатаке.

В гигиеническом отношении мягкой атакедолжно быть отдано предпочтение, таккак при твердой атаке происходит излишнеенапряжение ых связок.

Мутация. В детском возрасте диапазоны мальчиков и девочек почти неотличаются друг от друга. С наступлениемпериода полового созревания у мальчиковголос резко изменяется и в сравнительнокороткий срок (около 1,5 года) превращаетсяиз детского в голос мужчины. Этот процесссвязан с быстрым ростом гортани и носитназвание мутации, илипереломаголоса.

Время наступления мутации колеблетсяв значительных пределах. В южных странахона начинается обычно раньше (в 10—12лет), в северных — позже (14—15 лет). Удевочек мутация наступает примерно нагод раньше, чем у мальчиков.

Изменение голоса сказывается в первуюочередь на разговорной речи. У мальчика,говорящего фальцетным голосом, начинаютпоявляться низкие грудные звуки. Завремя перелома голос у мальчиковпонижается на целую октаву и даже больше,превращаясь из детского дисканта илиальта в голос мужчины — тенор, баритонили бас.

В этом периоде голос непостоянен,часто срывается, обнаруживая неожиданныепереходы от низких звуков к высоким.Часто голос становится хриплым,приобретает неприятный резкий тембр.При осмотре гортани истинные ыесвязки представляются в это времяпокрасневшими, утолщенными.

К концупериода мутации все эти измененияисчезают и устанавливается нормальныймужской голос.

При недоразвитии половых желез, а такжепри их искусственном удалении (кастрации)мутация не наступает, и голос сохраняетсвой детский тембр на всю жизнь (голосевнухов).

У девочек так же, как и у мальчиков, впериод смены голоса обнаруживаетсяпокраснение ых связок, но тембрголоса не претерпевает таких резкихизменений.

Переход от детского дискантаили альта к женскому сопрано иликонтральто сопровождается понижениемголоса в среднем всего лишь на два тона.

Период мутации протекает у девочекболее гладко, чем у мальчиков, и обычноне вызывает заметных расстройствой функции.

Заниматься пением в период мутации нерекомендуется. Следует считатьнецелесообразным в это время также ивсякую дополнительную нагрузку наой аппарат (участие в драматическомкружке, выступления на вечерах, концертахи т. п.).

Иногда наблюдается так называемаяпатологическая мутация, в видепреждевременной (в возрасте 10—11 лет)или поздней (в возрасте 19—20 лет) мутации.Такие отклонения от нормы бывают обычнопри эндокринных нарушениях. В рядеслучаев мутация, начавшись своевременно,тянется ненормально долго, годами; вэтих случаях говорят о затянувшейсямутации.

При лечении патологической мутациинеобходимо выяснить ее причину. Еслиимеются эндокринные расстройства,необходимо провести соответствующеелечение.

Большое значение имеет правильныйречевой режим, экономное пользованиеголосом. При затянувшейся мутациилечения обычно не требуется.

Устранениедефектов голоса (задержавшегося фальцета,слабости голоса, срывов его, хрипоты ит. д.) достигается путем специальныхдыхательных и ых упражнений.

Источник: https://studfile.net/preview/5765137/page:8/

Голосообразование (фонация)

2.2. Голосообразование (фонация):  Механизм голосообразования. При обычном дыхании голосовая щель

ТЕМА 4. ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ РЕЧИ И ИХ ПАТОЛОГИЯ

ПЛАН

1. Дыхание

2. Голосообразование

3. Образование звуков речи(артикуляция)

4. Основные этапы развития произносительнй стороны у ребенка.

5. Исследование органов речи.

6. Патологии

Периферический речевой аппарат в функциональном отношении обычно сравнивают с язычковой органной трубой, которая, как известно, состоит из трех частей: нагнетающего меха; пружинных язычков, являющихся прерывателем воздушной струи, поступающей из меха; надставной трубы, служащей резонатором.

Роль нагнетающего меха выполняют легкие с системой дыхательных мышц и дыхательными путями (бронхами, трахеей). Роль язычкового прерывателя исполняют истинные ые связки. Надставной трубой служат надсвязочная часть гортани, глотка, полость рта и носовая полость.

Соответственно такому делению речевого аппарата и в речевом акте можно рассматривать три связанные друг с другом функции:

1. образование воздушной струи;

2. голосообразование (фонация);

3. образование звуков речи (артикуляция).

Воздушная струя, необходимая для образования голоса и звуков речи, возникает в процессе дыхательного акта, именно в фазе вдоха. В связи с этим описание деятельности речевых органов целесообразно начинать с процесса дыхания

Дыхание

Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена, т. е. доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. Этот обмен совершается благодаря периодическому обновлению воздуха в легких, которое происходит при попеременном чередовании дыхательных фаз — вдоха и выдоха.

При вдохе происходит расширение грудной клетки вперед, в стороны, вверх и вниз. Это расширение осуществляется благодаря действию вдыхательных мышц, главным образом наружных межреберных мышц и диафрагмы.

При расширении грудной клетки происходит также увеличение объема легких, так как в силу наличия отрицательного давления в плевральной полости легкие пассивно следуют за стенками грудной клетки. При этом легочные альвеолы наполняются воздухом, поступающим из атмосферы через дыхательные пути.

Для осуществления спокойного выдоха достаточно одного лишь расслабления вдыхательных мышц.

Стенки грудной клетки при этом спадаются, диафрагма поднимается, а легкие в силу эластичности стенок альвеол уменьшаются в объеме и выталкивают содержащийся в них воздух через дыхательные пути наружу.

Форсированный (усиленный) выдох происходит при участии выдыхательных мышц, т. е. мышц брюшной стенки и внутренних межреберных мышц.

При обычном спокойном дыхании вдох и выдох производятся через нос. Проходя через полость носа, вдыхаемый воздух, благодаря извилистости носовых ходов и наличию ворсинок в мерцательном эпителии слизистой оболочки носовой полости, очищается от пыли и микробов, увлажняется и согревается.

Для обеспечения нормального носового дыхания необходима свободная проходимость носовых ходов.

При наличии в носу каких-либо препятствий для воздушной струи (увеличение носовых раковин, носовые полипы, искривление носовой перегородки, набухлость слизистой оболочки при насморке, аденоидные разращения в носоглотке и др.) дыхание осуществляется через рот.

В этом случае защитная функция слизистой оболочки носа выключается, и воздух поступает в нижележащие дыхательные пути и в легкие недостаточно согретым и увлажненным, а также мало очищенным от пылевых частиц и микроорганизмов.

Свободная проходимость носовых ходов необходима и для осуществления обонятельной функции носа.

Мельчайшие частицы пахучих веществ, находящиеся во вдыхаемом воздухе, попадая в верхние отделы носовой полости, раздражают обонятельные клетки и вызывают обонятельное ощущение.

Оно играет известную защитную роль, сигнализируя о наличии вредных примесей во вдыхаемом воздухе, и, кроме того, имеет некоторое значение для оценки пищи и питья.

Типы дыхания. Различают три основных типа дыхания: ключичное, реберное (грудное) и диафрагмальное (брюшное).

При ключичном дыхании поднимаются плечевой пояс и верхние ребра, в результате чего происходит расширение преимущественно верхней части грудной клетки.

При реберном, или грудном, дыхании грудная клетка расширяется главным образом вперед и в стороны.

В диафрагмальном дыхании, как показывает само название, наиболее активное участие принимает диафрагма. Сокращаясь и уплощаясь, диафрагма опускается, вследствие чего увеличивается в объеме главным образом нижняя часть грудной клетки; брюшная стенка при этом выпячивается.

Чистого процесса дыхания в действительности не наблюдается, в частности, при любом его типе в большей или меньшей степени активно действует диафрагма.

Поэтому практически можно говорить лишь о преимущественно грудном, преимущественно брюшном или преимущественно ключичном дыхании.

Типы дыхания зависят от пола, возраста, профессии.

Так, у женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин — брюшной; у работников физического труда превалирует брюшной тип дыхания; у лиц, занятых канцелярской и вообще сидячей работой, — грудной тип.

У детей обычно бывает смешанный тип дыхания, т. е. средний между брюшным и грудным. Глубокое, или полное, дыхание сочетает в себе все три типа дыхания.

В течение 1 минуты происходит 16—20 полных дыхательных движений (вдохов и выдохов). Длительность вдоха почти равна длительности выдоха (отношение времени вдоха и времени выдоха составляет приблизительно 1:1,25).

Дыхание при речи. Во время речи органы дыхания, продолжая выполнять свою основную биологическую функцию газообмена, осуществляют одновременно голосообразующую и артикуляционную функции.

Дыхание при речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с обычным спокойным дыханием имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Как известно, речь образуется в фазе выдоха. Для слитного произношения целых смысловых отрезков (фраз, синтагм), облегчающего восприятие связной речи, необходим удлиненный выдох. Вдох же, напротив, должен быть как можно более коротким, чтобы сократить обусловленные им паузы между отрезками речи.

Первая особенность речевого дыхания и состоит в том, что, в отличие от обычного дыхания, фаза выдоха в 5—8 раз продолжительнее фазы вдоха. Удлинение выдоха происходит не только за счет перераспределения времени внутри дыхательного цикла (вдох — выдох), но и за счет увеличения продолжительности всего цикла (рис. 64).

При обычном дыхании число дыхательных движений, т. е. циклов, составляет 16—20 в минуту, а на один цикл соответственно приходится 3—4 секунды. Во время речи число дыхательных движений уменьшается вдвое и составляет 8—10 в минуту. Следовательно, на каждый дыхательный цикл отводится вдвое больше времени.

Это вторая особенность речевого дыхания.

Для того чтобы обеспечить длительный выдох, необходим больший, чем при обычном дыхании, запас воздуха. Объем выдыхаемого воздуха достигает при речи 1000—1500 см3 вместо 500 см3 при обычном дыхании.

Увеличение объема воздуха, используемого при речи, достигается введением дополнительного воздуха посредством более глубокого вдоха, а также путем расходования части резервного воздуха.

Необходимость быстрого и глубокого вдоха обусловливает третью особенность речевого дыхания, которая заключается в том, что вдох при речи производится главным образом через рот, а не через нос, как при обычном дыхании, так как быстрому и глубокому вдоху через нос препятствует узость носовых ходов.

Четвертой особенностью речевого дыхания является то, что выдох во время речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это оказывается необходимым для того, чтобы, во-первых, обеспечить более глубокий выдох и, во-вторых, чтобы образовалось достаточное давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.

Особенности речевого дыхания

Показатели При обычном (спокойном) дыхании При речевом дыхании
Отношение длительности вдоха к длительности выдоха 1:1,25 1:5-1:8
Число дыханий в 1 мин 16-20 8-10
Объем выдыхаемого воздуха 500 см3 1500-2000 см3
Вдох производится Через нос Через рот
Участие выдыхательных мышц Не участвуют Участвуют

Нормальное речевое дыхание вырабатывается у ребенка одновременно с развитием речи. У детей, лишенных слуха и не обученных речи (глухонемых), нередко наблюдаются дефекты речевого дыхания: либо чрезмерное наполнение легких воздухом, либо, наоборот, недостаточно глубокий вдох, а также неэкономное расходование воздуха при речи.

Голосообразование (фонация)

Механизм голосообразования. При обычном дыхании ая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника, основание которого обращено кзади (к черпаловидным хрящам), а вершина — кпереди (к щитовидному хрящу). Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую ую щель

При фонации истинные ые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые ые связки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием мышц, суживающих ую щель, связки возвращаются в исходное, т. е.

срединное, положение, с тем чтобы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т. д. Таким образом, при фонации происходят колебания ых связок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не продольном направлении, т. е.

связки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу

Колебания ых связок при фонации можно сравнить с колебаниями пружинных язычков органной трубы. Под действием пружин язычки плотно прижимаются друг к другу. Нагнетаемая мехом струя воздуха попадает в трубу и давит снизу на язычки. Уступая этому давлению, язычки расходятся в стороны и пропускают часть воздуха наружу.

Тогда давление на язычки снизу несколько уменьшается и они вновь прижимаются под действием пружин друг к другу. Воздух продолжает поступать из меха в трубу, и весь цикл повторяется снова. Размыкания и смыкания язычков вызывают периодические сгущения и разреживания воздуха в верхней части трубы, т. е.

создают воздушные волны, которые воспринимаются как звук определенной силы и высоты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_389677_golosoobrazovanie-fonatsiya.html

Положение ых связок при шепоте

2.2. Голосообразование (фонация):  Механизм голосообразования. При обычном дыхании голосовая щель

Сравнительный анализ механизма голосообразования в норме и при парезах гортанных нервов

Голосообразование (фонация) в норме

Механизм голосообразования. При обычном дыхании ая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника, основание которого обращено кзади (к черпаловидным хрящам), а вершина — кпереди (к щитовидному хрящу).

Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую ую щель (рис. 65).

Рис. 65.

Горловая щель нормальной гортани

: А — при фонации; Б — при дыхании (вдох)

При фонации истинные ые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые ые связки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием мышц, суживающих ую щель, связки возвращаются в исходное, т. е.

срединное, положение, с тем чтобы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т. д. Таким образом, при фонации происходят колебания ых связок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не продольном направлении, т. е.

связки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу (рис. 66).

Рис. 66. Схема действия ых складок: А — при дыхании; Б — при голосообразовании; В — при фальцете (стрелки указывают направление колебаний ых складок)

Колебания ых связок при фонации можно сравнить с колебаниями пружинных язычков органной трубы (рис. 67). Под действием пружин язычки плотно прижимаются друг к другу. Нагнетаемая мехом струя воздуха попадает в трубу и давит снизу на язычки. Уступая этому давлению, язычки расходятся в стороны и пропускают часть воздуха наружу.

Тогда давление на язычки снизу несколько уменьшается и они вновь прижимаются под действием пружин друг к другу. Воздух продолжает поступать из меха в трубу, и весь цикл повторяется снова. Размыкания и смыкания язычков вызывают периодические сгущения и разреживания воздуха в верхней части трубы, т. е.

создают воздушные волны, которые воспринимаются как звук определенной силы и высоты.

Рис. 67.

Схема язычковой трубы

Подобным же образом колеблются и ые связки. В результате их колебаний движение струи воздуха, текущей по трахее под давлением, превращается над ыми связками в колебания частиц воздуха. Эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются слуховым органом как звук голоса.

При каждом расхождении ых связок во время их колебаний при фонации прорывается очень небольшое количество воздуха.

Поэтому давление поступающей в окружающую среду звуковой волны ничтожно по сравнению с давлением свободно выдыхаемой воздушной струи.

В этом можно убедиться посредством очень простого опыта: при обычном выдохе поднесенная ко рту полоска бумаги сильно отклоняется вперед, а при фонации даже легкая пушинка возле рта остается совершенно неподвижной.

Механизм шепота. Если во время звукопроизнесения смыкание ых связок происходит без участия поперечной черпаловидной мышцы, то ые связки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника (рис.

68), через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые связки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается в виде шепота.

Следует отметить, что, в отличие от обычной ой речи, шепотное произнесение может осуществляться не только на выдохе, но и на вдохе.

Рис. 68.

Положение ых связок при шепоте

Голосообразование при парезах гортанных нервов

В клинической практике для обозначения неподвижности ых складок используют термины «паралич» и «парез» гортани. Под парезом подразумевают временное нарушение подвижности мышц гортани и этот диагноз устанавливается пациентам с длительностью заболевания до 6 мес. Возможно восстановление подвижности в сроки от нескольких месяцев до 2 лет.

Паралич — расстройство двигательной функции в виде полного отсутствия произвольных движений вследствие нарушения иннервации соответствующих мышц Паралич гортани – состояние, являющееся одной из причин стеноза верхних дыхательных путей, характеризуется стойким односторонним или двусторонним расстройством двигательной функции гортанив виде нарушения или полного отсутствия произвольных движений ых складок вследствие нарушения иннервации соответствующих мышц, анкилоза перстнечерпаловидных суставов, воспалительного процесса.

Движения ых складок осуществляются в результате координированного сокращения различных групп мышц гортани.

Функция Мышца
Открытие ой щели, отведение ых складок Задняя перстнечерпаловидная мышца
Закрытие ой щели, приведение ых складок Латеральная перстнечерпаловидная мышца Щиточерпаловидная мышца Поперечная и косая черпаловидные мышцы
Натяжение ых складок Перстнещитовидная мышца Медиальная часть щиточерпаловидной мышцы (ая мышца)

При парезе ые складки могут принимать следующие положения (Рис.3):

· Срединное положение

· Парамедианное положение

· Промежуточное положение ых складок отмечается при полном повреждении блуждающего нерва (включая верхний и нижний гортанный нервы), когда неподвижны внутренние и наружные мышцы гортани.

Промежуточное положение («трупное») занимают складки в конечной стадии паралича. Возникает провисание ых складок из-за атрофии ой мышцы.

При параличе задней перстнечерпаловидной мышцы черпаловидный хрящ наклонен вперед.

Рис.3 Положения ых складок при парезе: a-срединное положение; b- парамедианное положение; с-промежуточное положение;d-латеральное (дыхательное) положение. На правом рисунке-парез правой ой складки- ая складка в парамедианном положении

Предсказать окончательное положение ых складок после повреждения верхнего и возвратного гортанных нервов невозможно, так как нервы могут регенерировать, а нарушение функции может оказаться частичным. Патологическое положение ых складок может быть связано с фиброзом ой мышцы, или анкилозом перстнечерпаловидных суставов.

Источник: https://poisk-ru.ru/s23702t17.html

Особенности механизма голосообразования фонации Голосовой аппарат

2.2. Голосообразование (фонация):  Механизм голосообразования. При обычном дыхании голосовая щель

Особенности механизма голосообразования (фонации)

Голосовой аппарат — это система органов, служащая для образования звуков голоса и речи. К нему у человека относятся: органы дыхания, гортань с ыми складками, артикуляционный аппарат и резонаторы. Органы дыхания, создающие воздушное давление под ыми связками, — источник звуковой энергии. Гортань с заключенными в ней ыми связками — источник звуковых колебаний.

Процесс образования звука голоса называется голосообразованием, или фонацией. Звукообразование является результатом сложного и тонкого взаимодействия всех частей гортани, которое осуществляется через широкую сеть нервных связей с головным мозгом.

Звуковые волны возникают в ой щели в результате сопротивления сомкнутых ых связок давлению выдыхаемого воздуха, что вызывает их колебание. Пропустив порцию воздуха, связки снова смыкаются в силу эластичности, затем цикл повторяется. В результате возникают периодические порывы (толчки) воздуха, т. е. звуковые колебания определённой частоты.

Частота колебаний воспринимается как высота звука. В акустике частота звука измеряется в герцах (Гц).

Положение ых связок: связки в расслабленном состоянии (а), связки полностью раскрыты – глубокое и быстрое дыхание (б), связки слегка приоткрыты — шепот (в), связки сомкнуты — обычная речь (г)

Положение ых связок при обычном дыхании и при фонации А-При обычном дыхании ая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника, основание которого обращено кзади (к черпаловидным хрящам), а вершина -кпереди (к щитовидному хрящу).

Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую ую щель. Б- При фонации истинные ые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через них, раздвигает их в стороны. Таким образом, при фонации происходят колебания ых связок.

Эти колебания совершаются в поперечном, а не продольном направлении, т. е. кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.

Механизм шепота Голосовые связки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

Голосовые связки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается в виде шепота.

Следует отметить, что, в отличие от обычной ой речи, шепотное произнесение может осуществляться не только на выдохе, но и на вдохе.

Механизм фальцета Фальцетом (от итал. falsetto -фистула, тонкое звучание) называется неестественно высокий мужской голос.

Механизм образования фальцета состоит в том, что ые связки колеблются не по всей своей толщине, а лишь тонкими краями, причем колебания совершаются не в поперечном, а в продольном направлении, т. е. вверх и вниз.

При фальцетном звуке ые связки смыкаются не полностью и между ними остается веретенообразная щель.

Сила, высота и тембр голоса Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний ых связок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха.

Голос, возникающий в гортани, относительно слаб. Значительное влияние на силу голоса оказывают резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.

Бывает: 1. Сильным, 2. Средним, 3. Слабым.

Высота голоса зависит от частоты колебаний ых связок, которая, в свою очередь, находится в зависимости от длины, толщины и напряжения ых связок. Чем длиннее ые связки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Изменение высоты голоса обеспечивается работой мышечного аппарата гортани.

Частота колебаний ых связок обусловливает высоту основного тона.

Наряду с основным тоном в гортани образуются и добавочные тоны, или обертоны, количество и сила звучания которых зависят от особенностей строения гортани, а также от величины и формы резонаторных полостей надставной трубы (глотки, полости рта, носовой полости). Определенное сочетание обертонов и обусловливает индивидуальную «окраску» голоса, или тембр, наличие которого позволяет узнавать людей по голосу.

Диапазон голоса Диапазоны голоса, т. е. пределы возможных изменений голоса по высоте, у разных людей различны. Для основных типов эти пределы в среднем таковы: • Бас – 80 -340 Гц • Контральто – 170 -680 Гц • Баритон — 96 –426 Гц • Меццо-сопрано — 216 –864 Гц • Тенор – 128 -512 Гц • Сопрано – 256 -1024 Гц

Патология голосообразующего аппарата. Врождённая диафрагма гортани – тонкая перепонка между истинными ыми связками, или под ними, оставляющая небольшой просвет, через который проходит дыхательный воздух. Отмечается большее или меньшее затруднение дыхания, охриплость и другие дефекты голоса.

Острый ларингит- острое воспаление слизистой оболочки гортани. способствует общее и местное охлаждение, а факторами риска являются курение и перенапряжение голоса. Симптомы: • ощущении сухости, царапания в горле, • сухой кашель, • голос становится хриплым, • афония.

Частые острые ларингиты, длительное ое перенапряжение приводят к постепенному развитию хронического ларингита, главным признаком которого является дисфония (изменение голоса) – от небольшого нарушения звучности голоса, до резкой охриплости и даже афонии. Симптомы: чувство «першения» , царапания в горле и сухой кашель.

• «Ложный круп» – значительным припуханием слизистой оболочки гортани под ыми связками, что приводит к сужению дыхательной щели.

Симптомы: «лающий» кашель, затруднённое дыхание в виде приступов удушья- наступают внезапно и ночью, длятся 1 -2 часа, после чего дыхание в большинстве случаев самостоятельно восстанавливается и ребёнок сразу чувствует облегчение. Иногда же требуется срочное врачебное вмешательство.

Узелки на ых связках – ограниченные припухлости, расположенные симметрично на свободном крае истинных ых связок. Это препятствует их полному смыканию во время фонации.

Между связками образуется щель, через которую происходит утечка воздуха, в результате чего голос становится хриплым.

Узелки ых связок наблюдаются иногда у много и сильно кричащих и плачущих детей, у певцов с непоставленным голосом, хористов, чрезмерно форсирующих голос при пении.

Фиброма (полип) гортани представляет округлую опухоль с гладкой поверхностью, образующаяся, как правило, на одной из истинных ых связок, по её свободному краю. Её размер может быть от просяного зёрнышка до горошины. Препятствуя плотному смыканию связок, фиброма вызывает хрипоту голоса. Лечение – хирургическое.

Папиллома гортани – доброкачественная опухоль, имеющая вид бугристых гроздьевидных наростов, похожих на цветную капусту, расположенных на истинных или ложных ых связках. Чаще встречается у детей от 2 до 8 лет, растёт медленно, приводя к прогрессирующей охриплости. В далеко зашедших случаях может наступить полная потеря голоса (афония) и развиться затруднение дыхания. Лечение хирургическое.

Источник: https://present5.com/osobennosti-mexanizma-golosoobrazovaniya-fonacii-golosovoj-apparat/

Medic-studio
Добавить комментарий