2.3. Физиологические особенности и классификация физического труда

Физиология труда. Физиологическая классификация основных форм трудовой деятельности

2.3. Физиологические особенности и классификация физического труда

Физиология труда – специальный раздел гигиены труда (физиологии), изучающий изменения функционального состояния организма человека под влиянием трудовой деятельности с целью разработки и обоснования физиологических мероприятий по оптимизации трудового процесса, способствующих поддержанию высокой работоспособности и сохранения здоровья человека.

Общепринята следующая классификация основных форм трудовой деятельности:

1. Труд, требующий большой мышечной активности. Имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т. д.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.

2. Механизированная форма труда. Требует специальных знаний и двигательных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения. Однако, однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда.

3. Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством. Недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков

4. Конвейерный труд. Отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций.

Главный недостаток – монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному источению.

При однообразных повторяющихся раздражителях в корковой деятельности преобладает процесс торможения, что ведёт к рассеиванию внимания, падению скорости реакции, быстрому утомлению.

5. Труд, связанный с управлением производственными процессами и механизмами. Человек выступает в роли оператора, и чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше его участие.

6. Умственный труд. Восприятие и переработка большого количества информации с включением памяти, внимания, активизация процесса мышления.

Формы умственного труда: а) операторский – контроль за работой машин. Отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением; б) управленческий (руководители предприятия).

Характеризуется большим ростом объёма информации при нехватке времени для её переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями; в) творческий труд (научные работники, преподаватели, писатели, конструкторы). Наиболее сложная форма, так как требует большого объёма памяти, напряжения, внимания.

Приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций; г) труд преподавателей и медицинских работников – постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению; д) труд учащихся и студентов – необходима концентрация памяти, внимания. Присутствуют стрессовые ситуации (экзамены, зачёты).

Как видно, многообразие форм трудовой деятельности сводится к двум основным.

Физический труд – характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно – сосудистую, нервно – мышечную, дыхательную и др.).

Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Основным его показателем является тяжесть.

Энергозатраты при физическом труде, в зависимости от тяжести работы, составляют 4000 – 6000 ккал в сутки.

Умственный трудобъединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.

Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно – сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти.

Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500 – 3000 ккал в сутки. Вес мозга составляет 2% от массы тела, а потребляет он энергии (15 – 20)% от общего обмена в организме.

100 г коры головного мозга потребляет кислорода в 5 – 6 раз больше, чем скелетная мышца такого же веса при физической работе.

Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100% у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, т. к. после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, умственная работа не прекращается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на три класса (рис. 4.1.):

1. Оптимальные условия труда. Сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокой производительности труда. При этом за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.

2. Допустимые условия труда. При них вредные воздействия не превышают уровней, установленных для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются при отдыхе, и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдалённом периоде на состояние здоровья работающих и их потомства.

1 и 2 классы соответствуют безопасным условиям труда.

3. Вредные условия труда, при которых наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы, оказывает неблагоприятное влияние на организм работающего и его потомство.

4. Опасные условия труда. Воздействие вредных факторов в течение смены создаёт угрозу для жизни, и существует высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Физиологическое напряжение организма в процессе трудовой деятельности через некоторое время после начала работы вызывает появление признаков утомления: снижение уровня работоспособности человека под влиянием работы. Утомление может быть быстрое, при очень интенсивной работе (работа каменщика, грузчика), или медленное, при длительной монотонной работе (труд водителя, работа на конвейере).

Утомление – состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, ухудшением количественных и качественных показателей работы.

Утомление по своей биологической сущности – нормальный физиологический процесс, который выполняет определённую защитную функцию в организме, предохраняя его от перенапряжения и возможного в связи с этим повреждения. Если человек возобновляет работу на фоне медленно развивающегося утомления, то это приводит к переутомлению, то есть к хроническому утомлению, которое не ликвидируется за обычный период отдыха.

Выводы: 1. Невозможно создание такой техники или технологии, риск от которой равен нулю!!! 2. Никакая деятельность не имеет риска равного нулю!!!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_99741_fiziologiya-truda-fiziologicheskaya-klassifikatsiya-osnovnih-form-trudovoy-deyatelnosti.html

Особенности физиологии физического труда)

2.3. Физиологические особенности и классификация физического труда

⇐ Предыдущая22232425262728293031Следующая ⇒

Трудовую деятельность можно прежде всего разделить нафизический и умственный труд.

Физический труд–выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую истатическую.

Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя.

Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей,при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной, при локальнойдинамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д.

Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека.

Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды.

Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20…25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений.

Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано.

Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

Наполуавтоматическомиавтоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формыинтеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся.

Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение.

Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников).

Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

157.(Понятие «обмен веществ». Затраты энергии)

Обмен веществ является одним из основных жизненных свойств организма. Совокупность химических реакций в организме, необходимых для жизнедеятельности, называется обменом веществ.

Обмен веществ заключается в поступлении в организм из внешней среды различных веществ, в их усвоении, изменении в выделении из организма продуктов распада. В результате обмена веществ происходит превращение энергии.

Потенциальная энергия сложных органических соединений при их расщеплении освобождается и превращается в организме в тепловую, механическую и электрическую.

Энергия, необходимая человеку для совершения различных видов работы, высвобождается в его организме в процессе окислительно-восстановительного распада углеводов, белков, жиров и других органических соединений, содержащихся в продуктах питания.

Окислительно − восстановительные реакции в живых организмах могут протекать как с участием кислорода (аэробное окисление), так и без участия кислорода (анаэробное окисление).

Анаэробное окисление характеризуется меньшим количеством высвобождаемой энергии и имеет ограниченное значение у высших организмов.

При аэробном окислении 1 г жира в организме высвобождается 38,94, а при окислении 1 г белка или 1 г углеводов − 17,16 кДж энергии.

Высвобожденная энергия частично расходуется на совершение полезной работы, а частично (до 60 %) рассеивается в виде теплоты в живых тканях, нагревая тело человека.

Показателем интенсивности обмена веществ и энергетических затрат организма является определение освободившейся в организме тепловой энергии.

Для характеристик суммарного энергетического обмена используют понятия основного обмена и обмена при различных видах деятельности.

Основной обмен характеризуется величиной энергетических затрат в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12…16 ч после приема пищи в положении лежа).

Расход энергии в этих условиях составляет 87,5 Вт для человека массой 75 кг.

При изменении положения тела либо при совершении любой работы энергетические затраты повышаются по сравнению с основным обменом

Дополнительные затраты энергии зависят от:

· рабочей позы тела;

· интенсивности мышечной деятельности;

· информационной насыщенности труда;

· степени эмоционального напряжения и других факторов.

Источник: https://lektsii.org/9-69175.html

Классификация физического труда. Физиологические особенности умственного труда

2.3. Физиологические особенности и классификация физического труда

21. Классификация физического труда. Физиологические особенности умственного труда

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигат аппарат и все функциональные сист организма. Основной показатель физического труда- потребление кислорода

В зависимости от потреблен кислорода можно разбить на 3 осн группы:

-легкие работы(потребл кислорода не более 0,5л в мин)

-ср тяжести(выше 0,5-1л в мин)

-тяжелые(выше 1л в мин)

Категории тяжести физич труда:

I- легкая физич работа:

Iа –энергозатраты до 139Вт(120 ккал\ч)-работы выполняемые сидя,небольшое физическое напряжение (часовщики, секрктарь, швеи и т.д.)

Iб-энергозатраты от 140до 174Вт(121-150 ккал\ч)-работы, выполняются сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением

-IIработа ср тяжести:

IIа-175-232Вт(151-200ккал\ч)-связ с постоянной ходьбой, перемещением изделий до 1кг (столяры, плотники,…)

IIб-233-290Вт(201-250ккал\ч)-связ с ходьбой, перенос небольш тяж до 10кг, сопровожд умеренным трудом (токари, слесари,…)

III-тяж физич работы более 290Вт(больше 250ккал\ч)-с постоян передвижением, перемещением, перенос значит тяжести свыше 10кг

При умственном труде основная нагрузка приходится на высший отдел нервной системы, кору больших полушарий головного мозга.

Формы умственного труда:

-операторский,

-управленческий,

-творческий.

Операторский труд-работа на пульте упр, наблюдение за трудом, технич производство.

Управленческий- руководители учреждений, диспетчеры, преподаватели и тд.

Творческий- научные работники, художники, артисты, дизайнеры, композиторы, архитекторы.

Напряженность внимания- хар-ка умственного труда.

Умственный труд дул на 4 категории:

1.напряженный(треб концентрации вним до 25%раб врем)

2.малонапряжен(до 50%)

3.напряженный(до 75%)

4.очень напряженный(свыше75%)

22. Производственное утомление и переутомление

Производственное утомление-это сост организма возникающие вследствие выполнен физич или умствен работы и появляющиеся во временном снижении работоспособности, в ухудшении двигат и вегетативн функций их дизкоординации и появлен чувства усталости.

Признаки утомления:

-техникоэкономические(результативность)

-физиологические

-психологические

-медицинские

Физиологические признаки:

-увелич времени зрительно-моторной реакции

-дрожание в пальцах

-головокружение

-уменьшение выносливости

-повышение потоотделения

-повыш температуры

-учащение дыхания,пульса

-повыш артериального давления

Психологические признаки:

-субъективное чувство усталости

-рассеянность внимания

-плохое восприятие

Медицинские признаки:

-повыш травмотизм

-заболеваемость

«Гуморально-локалистическаятеория»(Галилео Галилей)-появление слабости и усталости в мышцах, происх под влиянием самой работы.

«Центрально-нервная теория»(Ухтомский)-утомляются не мышцы, а только нервная система.

Переутомление-потологическое состояние развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения.

3 стадии переутомления:

I-жалобы периодические на физиологич измен в организме(наруш сна:плохое медлен засыпание, частое пробуждение, отмечается чувство отсутствия отдыха после сна, сниж аппетита, сниж концентр вним, сниж работоспособности организма к физич нагрузкам)

II-многочислен жалобы на функциональн наруш во многих органах и системах организма, сниж работоспособности, наруш в сердечно-сосудистой системе, апатия, вялость,сонливость, повыш раздражительность, сниж аппетита, имеются жалобы на легкую заметную врабатываемость, потеря остроты мышечного чувства,проявл неадекватная реакция на физич нагрузку, прогрессирует растр сна (удлин врем засып, сон станов нервным, беспокойным, частые сновидения с кашмарами), наруш суточный динамич стереотип, развивдинамич дисфункция, наруш венозный сосудистый тонус

III-резкое ухудшение общего сост, ослабление тормозных процессов, нервная возбудимость, бессонница, апатия, сонливость днем, произвольный отказ от работы.

23. Кодирование информации

Кодирование формой.

Требования:

-контур или силуэт

-знак должен представлять собой замкнутую фигуру

-дополнительные детали знака характеризуют дополнительные понятия о характеристиках, свойствах и состояниях объекта.

-знаки должны быть ассоциативны(форма знака ассоциируется с формой самого объекта или процесса, знак может представлять собой абривиатуру названия соответствующего объекта) , знак однотипен с используемым соответствующим условным обозначением объекта.

Максим. основание кода ограничено выбранным алфавитом.

Основание кода определяется исходя из кол-ва объекта и их характеристик. Необходимо стремиться к минимализации длины основания кода.

Предпочтительные варианты использования:

-для кодирования класса и вида объекта

-для задач поиска и опознавания

-для выделения текстовой информации (табличный и структурный способ)

 Кодирование размером

При кодировании размером устанавливается соответствие между площадью(объектом) или линейными размерами знака и характеристиками объекта (размер, значимость, удаленность, высота и т.д.).

Максимальное основание кода- 5

Предпочтительный вариант использования:

-для передачи информации, характеристик объекта(1).

 Кодирование пространственной ориентации

Поворот объекта ,который что-то характеризует, но не обязательно поворот

Максимальное основание кода- 8

Предпочтительный вариант использования:

-для передачи информации о направлении движения объекта либо отклонение от курса.

 Кодирование длинной линии.

Максимальное основание кода- 6

Предпочтительный вариант использования:

-для передачи информации о скорости движения объекта

-для представления информации о пройденном расстоянии.

 Кодирование количеством объектов

Максимальное основание кода- 5-10

Максимальное кодирование точками- 5

Максимальное кодирование кубиками- 10

Предпочтительный вариант использования:

-для отображения количественных характеристик объекта

-для визуального сравнения.

 Кодирование буквенно-цифровое

Основание кода не ограничено

Предпочтительный вариант использования:

-для передачи информации о дискретно-изменяющихся количественных параметров объекта

-для обозначения классов и типов объектов

-для обозначения наименования объектов.

 Кодирование яркостью

Максимальное основание кода- 4

Предпочтительный вариант использования:

-для передачи информации о состоянии объекта для выделения функциональных зон.

Яркость каждого элемента должна отмечаться от ведомого обозначенного минимум в 2 раза.

 Кодирование цветом

Максимальное основание кода- 11

Предпочтительный вариант использования:

-для передачи информации о состоянии или значимости объекта

-для задач поиска и опознавания объекта, при высокой плотности информации.

Существует стандартное отношение к цветам:

-желтый(дополнительно белый) предупреждающая информация, носит осведомительный характер, дает рекомендации для выполнения тех или иных действий, но оставляет за пользователем право выбора окончательных решений

-зелёный(дополнительно синий) приписывающая информация, носит командный характер, требует или разрешает выполнения строго определенных действий, указывает на выполнение тех или иных действий.

-красный (дополнительно оранжевый) запрещающая информация, носит аварийный характер, накладывает строгие ограничения на выполнение или запрещает те или иные действия, указывает на неготовность к работе или неисправность.

Недопустимые сочетания близких цветов(шкала по степени убывания)

-синий на белом

-черный на желтом

-зеленый на белом

-черный на белом

-зеленый на красном

-красный на желтом

-красный на белом

-оранжевый на черном и т.д.

Кодирование цветом воспринимаются человеком хорошо- важная информация кодирование цветом.

 Кодирование частотой мелькания

Максимальное основание кода-4.

Диапазон для кодирования мелькания- 0,5-6Гц.

Предпочтительный вариант использования:

-для привлечения внимания в исключительных случаях

-для выделения полезного сигнала

-для задач поиска

Наивысшая частота мелькания используется для наивысшей срочности

Частота мелькания для предупредительной информации- 0,5-5

Частота мелькания для аварийной информации-5-6Гц.

Частота мелькания должна различаться не меньше чем в 2 раза.

 Кодирование символом

Выделение каким-то специальным знаком необходимого объекта или состояния

Максимальное основание кода- не больше 7

Предпочтительный вариант использования:

-для передачи информации о значимости объекта

-для привлечения внимания оператора

-для задач поиска

 Многомерное кодирование

Алфавит, построенный путем объединения нескольких видов кодирования.

Сочетание кодов используется в следующих кодах:

-когда пропуск или несвоевременное восприятие информации оператора приводит к развитию аварийной ситуации

-в случае большого (больше 5) числа учитываемых признаков подлежащих контролю параметров в условиях дефицита времени.

-при суммировании большого объема однородной информации

-при качественном сравнении взаимосвязанных данных.

 Кодирование многослойное

Это когда какому-то выбранному виду кодирования добавляется элемент его градиентного изменения.

… призвана уравновешивать физические возможности человека и требования и темп работы. Многочисленных заболеваний и затрат времени и средств можно избежать, если применять принципы эргономики в домашнем офисе, приобретать эргономичную офисную мебель и компьютерные принадлежности и не забывать о таких полезных рабочих навыках, как регулярные перерывы.   Эргономика и зрение Некоторые, …

… — его интенсивности. Вместе эти факторы энтропии определяют объемы природопользования, от которых, в свою очередь, зависит и объем вредных выбросов, то есть экологичность экономики.

Выводы Проблемы эргономики связаны с особенностями ее развития как науки, которое проходило в три этапа.

Первым из них был этап корректировки, который предусматривал организационный подход “от машины к человеку”. …

… и нервного напряжения систем, например диспетчерских пунктов управления полетами, где от поведения оператора зависят судьбы человеческих жизней и громадных материальных ценностей.   2.

Роль эргономики в создании безопасных условий труда По мнению философов, самым адекватным определением человека является Homo agens, т.е. человек действующий.

Деятельность – специфическая для человека форма …

… и, как следствие, приводит к их быстрой утомляемости. 2.3.

Параметры микроклимата Параметры микроклимата могут меняться в широких пределах, в то время как необходимым условием жизнедеятельности человека является поддержание постоянства температуры тела благодаря терморегуляции, т.е. способности организма регулировать отдачу тепла в окружающую среду. Принцип нормирования микроклимата – создание …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/197273/6

1.Текст лекции: «Физиологические особенности и классификация физического и умственного труда» – PDF Скачать Бесплатно

2.3. Физиологические особенности и классификация физического труда

Классификация условий труда Труд целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека

Подробнее

Физиология труда Доктор медицинских наук, профессор Н.П. Сетко Физиология труда специальный раздел гигиены труда (физиологии), изучающий изменения функционального состояния организма человека под влиянием

Подробнее

РАЗДЕЛ 2: «ИСТОЧНИКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ, ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА» ЗАНЯТИЕ 2.1 «Классификация условий труда» 1. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового 2. Классификация

Подробнее

2 Глава 2 ОХРАНА ТРУДА 2.0. Предмет охраны труда 3 2.0.1. Общие понятия об охране труда. 2.0.2. Законодательные основы охраны труда. 2.0.3. Производственная санитария. 2.0.4. Техника безопасности.

Подробнее

было, следовательно, двигательная активность студентов не повлияла на концентрацию их внимания. Таблица 1 Результаты корректурной пробы (тест Бурдона) Группы I замер II замер Контрольная 3,5 1,4 Экспериментальная

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Н.Д. ЛУКЬЯНЧЕНКО Л.Л. БУНТОВСКАЯ Рекомендовано Министерством образования и науки Украины в качестве учебного пособия для студентов

Подробнее

ОСНОВНЫЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ УСЛОВИЙ ТРУДА Вредный производственный фактор фактор среды и трудового процесса, который может вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности,

Подробнее

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ СССР УТВЕРЖДЕНО Главным государственным санитарным врачом СССР 12.08.1986 413786 ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДА (по показателям вредности и опасности факторов

Подробнее

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050100 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФИЛЬ БИОЛОГИЯ» ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО

Подробнее

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060601 «МЕДИЦИНСКАЯ БИОХИМИЯ» ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 1 КУРС, ВЕСЕННИЙ

Подробнее

РАЦИОНАЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ УДК 796:378.17 Наговицина О.П ст. преподаватель кафедры физического воспитания и спорта ХНЭУ им. С.Кузнеца Важную роль в решении

Подробнее

1.3. Перечень тестовых заданий к промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Тестовые задания Выберите один (или несколько) правильных ответов. 001. Основные группы производственных факторов,

Подробнее

ПГСХА им. Акад. Д.Н. Прянишникова Кафедра физической культуры Лекция 5. Тема: «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Физическая культура в обеспечении работоспособности»

Подробнее

ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА Методические указания выполнения практической работы 3 по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Омск 2012 1 Министерство образования

Подробнее

Развитие выносливости фехтовальщиков и ее значение В этой статье рассматриваются аспекты интегральной подготовки спортсменов, специализирующихся в видах выносливости. Анализ литературных источников по

Подробнее

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА (Продолжительность практической работы 2 часа) Цель работы Изучение характера и степени влияния условий производственной

Подробнее

Вопросы теории физической культуры 3 курс, ΙΙ семестр. 1-ая лекция «Использование знаний, умений и навыков в области физвоспитания в повседневной жизни». 1. Частота сердечных сокращений в покое и при занятиях

Подробнее

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО

Подробнее

ТЕСТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060601 «МЕДИЦИНСКАЯ БИОХИМИЯ» ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР Тема «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

Подробнее

1 вариант 1. Назовите основное (-ые) физическое (-ие) качество (-а) личности человека: 1) способность поднять большой вес 2) способность передвинуть тяжелый груз с места на место 3) сила, выносливость,

Подробнее

дистанции в ходьбе и беге. Полностью исключены лазанье по канату, подтягивание и акробатические упражнения. Очень важным является создание на занятиях благоприятного психологического микроклимата. Для

Подробнее

Тесты по физической культуре для учащихся 9-11 классов. Внимательно прочитай задание, подумай и выбери правильный ответ. 1. Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в: укреплении

Подробнее

5.3 Тяжесть и напряженность труда. 1 Цели: В результате изучения этого раздела Вы будете знать: понятие тяжести трудового процесса; показатели тяжести трудового процесса; понятие напряженности труда; показатели

Подробнее

БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОГО СУДЬИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ О. А. Васильев И.В. Лазарев А. А. Ромашов

Подробнее

ЗАНЯТИЕ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 ч) Ключевые слова: БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СРЕДА ОБИТАНИЯ, КОМФОРТНОЕ, ДОПУСТИМОЕ, ОПАСНОСТЬ, ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

Подробнее

Дудоров В.Е., Точкина И.С. Роль безопасных условий труда в повышении качества трудовой жизни // Материалы по итогам I-ой Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы современных научных исследований:

Подробнее

Степанова И.У. учитель-логопед МБДОУ ДСКВ 18 «Орлёнок» В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую

Подробнее

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г. В. ПЛЕХАНОВА СТАТИСТИКА ТРУДА И ПЕРСОНАЛА О.А. Махова, к.э.н., доцент кафедра Статистики Составные элементы системы организации труда иерархия подчиненности

Подробнее

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ АСПЕКТОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Т.В. Мискевич (МГУ имени А.А. Кулешова) Двигательная активность имеет большое значение в организации рационального образа жизни.

Подробнее

Здоровый образ жизни. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра безопасности жизнедеятельности

Подробнее

Лекция 3 Классификация основных форм деятельности человека и условия их эффективной реализации Физический труд Физический труд характеризуется большой нагрузкой на опорнодвигательный аппарат и функциональные

Подробнее

«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться» Ж.Ж. Руссо. О необходимости двигательной

Подробнее

8. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Первый семестр 1. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества. 2. Основные критерии, определяющие уровень

Подробнее

3.3 Тяжесть и напряженность труда 1 Цели: В результате изучения этого раздела Вы будете знать: понятие тяжести трудового процесса; показатели тяжести трудового процесса; понятие напряженности труда; показатели

Подробнее

Гамурзиева Дана Алихановна студентка Шеронов Виктор Викторович старший преподаватель Южно-Российский институт управления (филиал) ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

Подробнее

Кафедра юридической психологии дисциплина «Психология труда» Тема 6. Работоспособность человека Утверждена на заседании кафедры юридической психологии Протокол 6 от 07 декабря 2017 г. Выполнил: доцент

Подробнее

III международная конференция Современные тенденции социального обслуживания и обеспечения пожилых людей и инвалидов, В России отмечаются одни из самых высоких в мире показатели заболеваемости специалистов

Подробнее

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению индивидуальной оздоровительной программы (ИОП) Нормативные документы Приказ 4540/1 от 12.12.2013 г. «Об утверждении графика проведения аттестационных испытаний

Подробнее

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ВРЕМЕННО ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК 1. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры. 2. Физическая культура и спорт как средство сохранения и укрепления

Подробнее

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030401 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 4 КУРС, ВЕСЕННИЙ

Подробнее

1. Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%a2%d0%b0%d0%bd%d0%b5%d1%86 2. Сырцова М.В., Стрельцова И.А. «Влияние танцев на организм человека»

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Подробнее

Вопросы теории физической культуры 3 курс, I семестр 1-ая лекция «Естественно-научные, социально-биологические основы физической культуры.» 1. Суперкомпенсация. 2. Понятие о возбуждении и торможении в

Подробнее

Аннотация к программе дополнительного образования «Фитнес-аэробика» Основная педагогическая направленность воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В концепции

Подробнее

– усиленной нагрузкой на анализаторные и эффекторные функциональные системы организма (перегрузки зрительного и слухового анализатора, избыточность информации, перегрева и переохлаждения, физическая нагрузка

Подробнее

ИНСТРУКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА ТРУДА 2 1. Основные задачи гигиены труда и производственной санитарии Основная задача гигиены труда заключается в том, чтобы изучить влияние трудового процесса

Подробнее

Л.В. Голиков Физическая культура работников умственного труда Значимость физической культуры в жизни человека неизмеримо возросла в последние десятилетия. Это связано с тем, что в наше время резко сократилась

Подробнее

Консультация для родителей «Особенности физического развития детей четвёртого года жизни» Каждый возрастной период имеет свою определённую специфику развития. Свои особенности и у детей четвертого года

Подробнее

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 283» Программа: 1. Современные подходы физического развития дошкольников, основанные на методах, соответствующих сенситивному

Подробнее

УДК 796 Cавельева О. В., старший преподаватель ФГБОУ Самарский государственный экономический университет Россия, г. Самара Сарвилина В. П., студентка 1 курса, направление Экономика, кафедра «Институт теоретической

Подробнее

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для ООП 43.03.03 «Гостиничное дело» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Цель дисциплины (модуля) «Безопасность жизнедеятельности»

Подробнее

Упражнения на расслабления мышц Быстрый темп нашей жизни, стрессы на работе и в семье, сидячий или малоподвижный образ жизни приводят к перенапряжению, негативному отношению к коллегам, родным, друзьям,

Подробнее

Вопросы для 4 курса. 1.Контроль и самоконтроль физического состояния 1. Какая форма грудной клетки чаще всего наблюдается у спортсменов? 2. Какова основная цель врачебного контроля в процессе физического

Подробнее

пп Календарно тематическое планирование по биологии. 8 класс. Тема урока Количество часов Планируемые сроки проведения (месяц, неделя) 7 Класс (Царство Животные). 2 ч 1. Происхождение млекопитающих. Особенности

Подробнее

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения, творческой, физкультурно-спортивной. Здоровьесберегающие технологии

Подробнее

УРОК 6 Тема: Низкая физическая активность как фактор риска заболеваний Гиподинамия весьма распространенное состояние, которое можно наблюдать не просто у большого, а у огромного количества людей. В современной

Подробнее

Аннотация Дисциплина «Физическая культура и спорт» входит в базовую часть блока 1 («Дисциплины (модули)») программы подготовки по направлению 48.03.01 «Теология» (уровень бакалавриата). Целью освоения

Подробнее

Практическая работа 1 Физиология труда Актуальность темы. Трудовая деятельность современного человека чрезвычайно разнообразна по характеру выполняемой работы. Интенсивный труд на многих производствах

Подробнее

Примерная тематика рефератов для студентов специального отделения и временно освобождѐнных от практических занятий по физической культуре 1 семестр. 1. Диагноз и краткая характеристика заболевания студента.

Подробнее

В последнее время появился ряд новых, нетрадиционных в массовом оздоровительном движении видов двигательной активности. Стретчинг (гимнастика поз) направлена на развитие у детей физических, коммуникативных

Подробнее

Лекция 2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА 2.1. Социальное значение охраны труда Социальное значение охраны труда заключается в содействии росту эффективности общественного производства путем

Подробнее

Контрольные вопросы и задания к зачёту по учебной дисциплине 1. Характеристика основных факторов риска для здоровья. 2. Социально-психологические причины неадекватного отношения различных категорий населения

Подробнее

ТРЕБОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ О.Н. Буланов Черниговский национальный педагогический університет имени Т.Г.Шевченко, oleg.bylia@i.ua Введение. Физический труд является

Подробнее

Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирская Государственная Геодезическая Академия Кафедра безопасности жизнедеятельности ТЕСТ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕДИКО- БИОЛОГИЧЕСКИЕ

Подробнее

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Подробнее

ЗНАЧЕНИЕ ОБЫЧНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАЗМИНКИ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ Одним из важных условий обеспечения эффективности выполнения физических упражнений (учебных, тренировочных, соревновательных) является

Подробнее

Вопросы для 2 курса. 1. Контроль и самоконтроль физического состояния 1.Какова задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) у здоровых взрослых людей? 2. Какой осмотр при оценке физического развития дает возможность

Подробнее

Темы лекций очно-заочного отделения 1. Физические качества и методика их развития. Аннотация. Задача акцентированного развития и совершенствования основных физических качеств человека силы, быстроты, ловкости,

Подробнее

Приложение к приказу первого проректора по учебной и научной работе от «2013 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Составление индивидуальной оздоровительной

Подробнее

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Требования к подготовке и защите индивидуальной оздоровительной программы 1. Требования индивидуальной оздоровительной

Подробнее

Тема 2.9.1. Основы предупреждения профессиональной заболеваемости Профессиональное заболевание – хроническое или острое заболевание человека, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных)

Подробнее

Профессионально прикладная физическая подготовка в системе обучения технического ВУЗа. Фёдорова Т.Н. Филиал Тюменского государственного нефтегазового университета в г. Тобольске Тобольск, Россия Professional

Подробнее

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ для самопроверки знаний студентов по дисциплине «Производственная санитария и гигиена труда» На каждый вопрос выберите только один ответ, который Вы считаете наиболее правильным. 1. Производственная

Подробнее

Приложение 9 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (рекомендуемое) КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются

Подробнее

ЭЛЕМЕНТЫ ХАТХА-ЙОГИ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Кукель А.А. Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка, г. Минск

Подробнее

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ НА КОМПЬЮТЕРЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ Приложение 8 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (рекомендуемое) Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при

Подробнее

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в детском саду Воспитатель Л.С.Риязутдинова «Здоровье состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней

Подробнее

Юрченко Ж.С., Процкая М.А. Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия Влияние физической культуры на организм женщины в дородовой и послеродовой периоды

Подробнее

Гигиенические требования к утренней зарядке школьника 1. Физиологическое обоснование гимнастики до занятий Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения

Подробнее

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ Печеркина К.А. Екатеринбург, РГППУ, ПВД-112 Руководитель: доцент Сарапульцева Л. А. Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной

Подробнее

Библиографический список 1.Гришина Ю.И. Знать и уметь. Общая физическая подготовка. 2015г. 2. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. Учебное пособие. Гриф МО РФ. 4-е изд,2016г. 3. История

Подробнее

МДОУ детский сад 11 «Радуга» Презентация Утренняя гимнастика в детском саду Выполнила: инструктор по физической культуре Шульгина Яна Олеговна г.георгиевск 2015 г. Утренняя гимнастика это комплекс упражнений,

Подробнее

увеличивают рессорную функцию стопы и уменьшают нагрузку на суставы. Одежда и обувь обязательно должны быть удобными и комфортными. Таким образом, чтобы нормализовать обмен веществ в организме и предупредить

Подробнее

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра физической культуры Ю. А. Богащенко Н.С. Дядичкина ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА» КРАСНОЯРСК 2007 Учебное пособие «Физическая культура

Подробнее

УДК 796.05 ВЛИЯНИЕ ОРУ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА Кашубин Александр Дмитриевич студент 1го курса гр. ГДс-155 ГИ Научный руководитель: Максимова Татьяна Сергеевна, преподаватель Кузбасский

Подробнее

101 УДК 796 РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ – ЭКОНОМИСТОВ Комарова Виктория Алексеевна Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Подробнее

Соловьева Наталья Викторовна, старший преподаватель, кафедра физической культуры ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск, Республика Карелия, Россия ПРАКТИКИ ДЫХАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ

Подробнее

Дети с двигательными нарушениями в массовой школе Левченко И.Ю. доктор психологических наук, профессор, зав.кафедрой специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова В школу поступил

Подробнее

НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕМ, кому по медицинским показаниям запрещено работать на ПК КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном

Подробнее

Лабораторная работа 1 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места 1. Цель работы Целью работы является ознакомление с

Подробнее

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Спортивные танцы» разработана для системы дополнительного образования и направлена на развитие двигательных

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Разрешено Минздравом Республики Беларусь для практического использования Первый заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь 14 января 2003

Подробнее

Презентация на тему: «Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста. Лечебное плавание» В последнее время произошло снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности

Подробнее

УДК 796.011.1 Доронина В.В. Студент 4 курса Инженерно-экономический институт Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва Россия, г. Красноярск Зотин В.В. Ст. преподаватель

Подробнее

Проведение мониторинга развития нормально развивающихся детей с помощью аппаратных методов психофизиологического тестирования (ПАКПФ-02) В ходе экспериментального исследования была использована программа

Подробнее

Выносливость это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного

Подробнее

Пояснительная записка Программа кружка «Танцевальный флешмоб» предназначена для детей дошкольного возраста 3-7 лет. Имеет физкультурно-спортивную направленность. Решает задачи физического воспитания детей

Подробнее

Кудрицкий В. Н., Козлова Н. И. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Брестский государственный технический университет, Брест, Беларусь Профессионально-прикладная

Подробнее

Здоровьесбережение на уроках в начальной школе Подготовила презентацию учитель начальных классов Башкуева Елена Леонидовна ГБОУ Романовская школа «Забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности,

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/27447669-1-tekst-lekcii-fiziologicheskie-osobennosti-i-klassifikaciya-fizicheskogo-i-umstvennogo-truda.html

Medic-studio
Добавить комментарий