2.3 Психологический анамнез: В соответствии с принципами интегративной оценки сбор

Примеры психологического анамнеза

2.3 Психологический анамнез: В соответствии с принципами интегративной оценки сбор

Определение 1

Психологический анамнез – это получение сведений из истории жизни пациента, непосредственно касающихся психологических аспектов проблем со здоровьем и индивидуальных психологических особенностей.

Термин анамнез имеет греческое происхождение и является медицинским термином. В переводе он означает «воспоминание».

Сведения о больном и его заболевании получают во время опроса самого пациента. Данная информация необходима для выбора оптимального лечения и профилактики.

Первоначально понятие психологический анамнез использовалось в медицинской психологии, и специалисты выделяли объективный и субъективный анамнез. Для получения объективного анамнеза сведения о больном получали от окружающих его людей, а сведения, которые давал сам больной, относились к субъективному анамнезу.

Сегодня понятие психологический анамнез вышло за рамки медицинской психологии, и не имеет обязательную связь с процессом болезни. Специалисты употребляют этот термин как синоним понятия «история индивидуального развития ребенка».

Собирается информация о причинах нарушений в обучении, развитии ребенка, его воспитании, о потенциальных возможностях, направленности его интересов для того, чтобы ответить на практический запрос, для этого выдвигается целый ряд гипотез.

На основании выдвинутых гипотез психологи применяют различные методы обследования ребенка и пути коррекции психического развития.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Значение анамнестического метода особенно велико в детской психиатрии.

При установлении умственной недостаточности, важной частью диагноза, например, является точный и детальный анамнез. Надо сказать, что термин анамнез, заимствованный из медицины, не означает переноса в психологию принципов сбора и анализа анамнестических данных.

В интересах медицины и психологии лежат разные стороны развития ребенка даже при одних и тех же фактах. На первый план, с точки зрения психологии, выступает процесс усвоения ребенком социального опыта.

Важными для анализа являются первые годы жизни ребенка, состояние матери во время беременности – это дает возможность выдвинуть гипотезу об особенностях родительско-детских отношений.

Отдельные факты позволяют сделать предположения о характере развития малыша, предположить точки и зоны девиаций этого развития. При сборе этих данных можно строить само обследование уже на уровне диагностической гипотезы.

Психологический анамнез предполагает также выявление семейной и социальной ситуации, в которой происходило развитие ребенка.Если по той или иной причине собрать психологический анамнез невозможно, то подробно описываются жалобы лиц, которые обратились за консультацией, и их наблюдения за ребенком.

Каждый вариант отклоняющегося развития имеет свои специфические особенности психологического анамнеза. Об этом должен знать психолог, работающий в коррекционном учреждении определенного вида и уметь отражать эти особенности в диагностической гипотезе. Он должен так же уметь собирать соответствующие анамнестические данные.

Составление психологического анамнеза и его принципы

При составлении психологического анамнеза существенной трудностью является то, что данные, на которые приходится опираться психологу, сохраняются только в памяти родителей. Как правило, наиболее ярко они помнят особенности поведения, черты характера, занятия, т.е. отдельные эпизоды из жизни малыша.

Очень ограниченными являются характеристики психического развития ребенка, специфические для каждого возрастного этапа и хотя бы косвенно свидетельствующие о каких-либо новообразованиях. Психолог далеко не всегда может установить реальную динамику определенных сторон развития ребенка. При сборе анамнестических данных психолог должен руководствоваться следующими принципами:

  • принцип структурности, т.е. оценки каждого явления через сумму общих сведений;
  • принцип комплексности предполагает учет и анализ всех, полученных в ходе анамнестического исследования, данных;
  • принцип детерминированности или причинной обусловленности проявлений психики личности;
  • принцип целенаправленности.

Анамнестическое исследование оказывает помощь в постановке психологического диагноза для дальнейшей коррекции и развития ребенка.

м анамнестического метода являются все сферы психики ребенка – интеллектуальная, познавательная, эмоционально-волевая, сфера мотивации, коммуникативная и др.

Нормативные показатели описываются в рамках возрастной психологии, опираясь на которую решаются две задачи:

  • во-первых, уровень развития психики на том или ином этапе, сравнивается с нормой, которая опирается на особенности социальной ситуации развития, психологические новообразования, ведущую деятельность;
  • во-вторых, схема анамнестического исследования составляется с опорой на схему возрастной периодизации.

Кроме субъективного и объективного анамнеза, изучается дополнительная информация – медицинская карта, дневник успеваемости, характеристика, имеющиеся образцы деятельности ребенка.

Замечание 2

Главной задачей психолога является установление факторов, определяющих значимые обстоятельства жизни и степень их влияния на развитие психики ребенка.

Значительное место в анализе истории развития ребенка должно отводиться установлению стрессовых или психогенных факторов и факторов риска, например, разлука с матерью или с семьей в целом.

Важным принципом является установление характера и степени влияния на ребенка объективных условий и обстоятельств его жизни.

Постоянно действующие факторы, являющиеся уже хроническими, требуют особого внимания и среди них, прежде всего, виды неправильного воспитания.

Схема психологического анамнеза

Схема психологического анамнеза строится по возрастному принципу.

Первые три раздела включают сведения общего характера, к ним относятся анкетные данные ребенка и сведения о семье, особенности перинатального периода развития ребенка, перенесенные заболевания и состояние здоровья к моменту его обследования, наличие травм, операций, хронических заболеваний.

Далее собирается информация, кто воспитывал ребенка с момента его рождения, кто ухаживал в течение первых 2-х лет жизни.

Посещение детского дошкольного учреждения, с указанием типа – дневное, круглосуточное, специальное. Каковы отношения ребенка в детском коллективе, наличие перемен в обстановке, где рос ребенок, например, частые переезды и реакция на них.

Развитие ребенка до 3-х лет – особенности развития моторики, первые сенсомоторные реакции – когда начал сидеть, стоять, ходить. Сроки появления первых слов, фраз, активность к окружающим предметам, любопытство.

Время овладения предметными действиями, т. е. начало самостоятельного потребления пищи, умение одеваться, раздеваться. Наблюдающиеся трудности в поведении, любимые занятия и игры.

Развитие в дошкольном возрасте – любимые занятия, игры, кому отдает предпочтение среди взрослых и сверстников, знает ли стихи, смотрит ли телевизионные передачи.

Домашние обязанности, совместные формы деятельности с взрослыми, отношения к членам семьи, типичные конфликты и их частота.

Наказания и поощрения в семье, актуальные запреты, досуг, проявляется ли инициатива и в чем. Наличие страхов и нежелательных проявлений.

Следующий этап – младший школьный возраст, когда ребенок пошел в школу, насколько быстро адаптировался, какое учебное заведение посещает – общеобразовательная школа, спецшкола, интернат и др.

Успеваемость, любимые предметы, отношения с одноклассниками и учителями, участие в школьной жизни.

Круг внешкольного общения – кружки, спортивные секции, досуг ребенка. Развитие ребенка в предподростковом и подростковом возрасте – физическое развитие, изменения в поведении и интересах, взаимоотношения в семье, тенденции к самостоятельности, участие в неформальных организациях.

Данные вопросы являются схемой для составления истории развития ребенка и, естественно, отдельные пункты необходимо конкретизировать в зависимости от конкретных условий.

Данная схема не содержит каких-либо указаний на их диагностическое и прогностическое значение. Психолог-консультант с помощью родителей получает информацию для того, чтобы оценить уровень развития ребенка, определить природу его трудностей, их сложность и глубину, выделить факторы, которые способствовали появлению этих трудностей, и определить сферу воздействия с целью их устранения.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/primery_psihologicheskogo_anamneza/

Для чего нужен психологический анамнез, как осуществляется его сбор и с какими целями

2.3 Психологический анамнез: В соответствии с принципами интегративной оценки сбор

Психологический анамнез первоначально использовался в медицинской психологии. Существует его классификация на объективный и субъективный. Объективным считается получение информации от людей, окружающих больного. Субъективным считается получение информации от самого пациента.

Это важно!

В современном мире такое понятие, как психологический анамнез выходит за рамки только медицинской науки и высвобождается от обязательных связей с болезненными процессами, а также употребляется как синоним истории индивидуального развития человека.

Во время сбора соответствующей информации и поисков адекватных ответов на практические вопросы о причинах, спровоцировавших нарушения воспитания обучения, развития ребенка.

Также анамнез в психологии включает в себя сведения о потенциальных возможностях ребенка, о направленности его интересов.

Помимо этого выдвигаются некоторые гипотезы, в соответствии с которыми используются разные способы проведения обследования детей и проводится поиск путей исправления развития нарушенной психики.

Отличия психологического анамнеза

Психологический анамнез отличается от медицинской истории болезни тем, что его основная задача — это получение сведений о личности пациента, как уже сформировавшейся системы отношения пациента к самому себе, к своему заболеванию и к тому, как болезнь изменила привычную жизнедеятельность.

Медицинский анамнез, составленный из субъективных жалоб больного, позволяет раскрывать объективные симптомы заболевания. Психологический при этом призван установить, как болезнь отражается на субъективном мире пациента, как изменяет поведение человека и всю систему личностных отношений.

Как методы исследования внешне медицинский и психологический анамнез похожи — расспрос пациента проводится по одинаковым планам, схема психологического и медицинского анамнеза практически совпадают, но они имеют разные цели, а также последующие использования полученной информации сильно различаются. Психологический анамнез классифицируется на анамнез жизни и анамнез заболевания.

Это важно!

Психологический анамнез заболевания — это та часть анамнеза, которая включает в себя выслушивание жалоб пациента, расспрос об оказании влияния заболевания на отношения больного к окружающему миру.

При этом жалобы  важно тем, в какой манере и какими словами пациент преподносит их врачу.

По характеру высказывания жалоб специалист получает первичную информацию об основных особенностях личности пациента.

Сбор данных анамнеза

В соответствии с правилами интегративной оценки пример психологического анамнеза считается с одной стороны неотъемлемой составляющей выстраивания диагностической психологической гипотезы, с другой стороны — это целая система объективной информации, которая дает возможность установить предполагаемые причины и механизмы развития той или иной патологии.

Важно отметить, что почти все специалисты, занимающиеся сбором анамнестической информации, должны уделять много внимания реализации принципа динамического подхода.

Сбор психологического анамнеза может основываться на уже установленных фактах из истории развития ребенка, то есть данных из медицинского анамнеза.

Но одновременно сбор данных психологического анамнеза обладает своими целями и задачами, представляя собой набор специфических вопросов и тематик, на которых основывается беседа с врачом.

При наличии детально прописанного предшествующего врачебного анамнеза, нет надобности заниматься повторением одинаковых вопросов. В такой ситуации потребуется только уточнить интересующие специалиста стадии и специфику формировании, превращая обычный медицинский анамнез в целую историю развития.

Зачастую психологи, работающие в общеобразовательных учреждениях, в сферах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, являются первыми специалистами, к которым за помощью обращаются родители проблемных детей. В этой ситуации психолог должен проводить оценку всей истории развития ребенка, обращая внимание и на время развития до момента появления на свет.

Это важно!

Умение правильно оценить и проанализировать полученную информацию, которая до этого момента считалась сферой исследования для медицинских работников, считается показателей высокого профессионализма психолога в особенности, когда речь идет о тех специалистах, которые контактируют с детьми с неполноценным развитием психики.

Схема психологического анамнеза и оценка

Образец психологического анамнеза представляет собой историю развития ребенка, которая становится важным источником индивидуализации. Психолог обязан составить причинное описание процессов развития ребенка, а именно:

  1. Выявление источников и основных механизмов основного и самого существенного влияния на процесс формирования личности.
  2. Установление связи событий, произошедших в детском возрасте с особенностями развития психики человека, зафиксированных в данный момент времени.
  3. По мере возможности требуется учитывать специфические особенности реальной психологической картины человека для конкретного возраста. Это может потребоваться по следующим причинам:
  • знание  условий развития ребенка дает возможность установить процесс его психологического формирования, что связано с концепциями онтогенеза человека;
  • зачастую различные по происхождению нарушения развития психики и сложности выявляют сходство, а также имеют близкие диагностические проявления.

Психиатрический анамнез используется и в широком смысле своего значения, то есть организуется сбор информации обо всех условиях жизни пациента, об условиях проведения его деятельности и организации общения. Поэтому при сборе данных учитываются следующие факторы:

  1. Систематизация всей собранной информации, включающей деятельность пациента и его психологические характеристики.
  2. Психолог, проводящий опрос, не должен сосредотачиваться только на сборе данных о негативных особенностях пациента.

В процессе сбора анамнестических данных у ребенка могу возникать некоторые сложности:

  • Сведения, которые могут предоставить родители о своем ребенке, сохраняются в их памяти. При этом надо учитывать, что они обычно запоминают всё только самое значимое и яркое, а вот факты, которые могут иметь прямое отношение к отклонения, запоминаются не полностью, поэтому не всегда получается восстановить достоверную картину.
  • В процессе сбора информации требуется выявление реакции ребенка на происходящие изменения, а также характера приспособления к новым условиям. Такие данные бывает очень сложно получить.
  • При сборе информации следует установить влияние фактором стресса и факторов риска при развитии нервно-психологических патологий, а от пациента требуется откровенность.
  • Специалист в процессе сбора анамнеза должен классифицировать физические сведения из жизни ребенка, которые описывают родители, от интерпретации или оценки таких сведений.

Источник: http://VashNevrolog.ru/metody-diagnostiki/dlya-chego-nuzhen-psixologicheskij-anamnez-kak-osushhestvlyaetsya-ego-sbor-i-s-kakimi-celyami.html

3.3.2. Принципы составления психологического анамнеза

2.3 Психологический анамнез: В соответствии с принципами интегративной оценки сбор

В целях учета возрастных закономерностейпроцесса психиче­ского развитияребенка в основу психологическогоподхода к сбору и систематизациианамнестических данных о ребенке можетбыть положена схема возрастнойпериодизации [183].

По сути, это базо­выйпринцип организации той исключительнообъемной и раз­нородной информации,которую психолог получает от родите­лейотносительно истории развитии ребенка(а нередко и преды­стории его рождения).

Согласно этой схеме характеристикакаж­дого этапа развития подчиненаобщей логике анализа структуры и динамикивозраста, включая, таким образом: 1)описание осо­бенностей социальнойситуации развития ребенка; 2) квалифи­кациюразвития деятельности; 3) оценку уровняразвития позна­вательной деятельностии личности ребенка (на основе показате­лейважнейших психологических новообразований).Подчеркнем в этой схеме исходно широкийохват существенных условий раз­витияребенка. На наш взгляд, психологическийанамнез ребен­ка, необходимый длярешения консультативных задач, не можетсводиться к прослеживанию историивозникновения и развития главным образомнежелательных, негативных особенностейре­бенка, тех проблем и трудностей,которые заявлены в жалобах родителей.

Одна из существенных трудностей,возникающих при составле­ниипсихологического анамнеза, связана снеобходимостью опи­раться на теданные, которые сохранились в памятиродителей.

Как правило, многие особенностиповедения, занятий, черты характераребенка, а также обстоятельства семейнойжизни, от­дельные яркие эпизоды,обнаруживающие характерные реакцииребенка, родители помнят достаточнохорошо.

Однако воссозда­ние вретроспективном плане специфическихдля каждого возра­стного этапахарактеристик психического развитияребенка, хотя бы косвенно свидетельствующихо тех или иных новообразовани­ях,обычно оказывается крайне ограниченным.Далеко не всегда удается установитьреальную динамику определенных сторонраз­вития ребенка.

Важнейшим принципом составления историипсихического развития ребенка являетсяустановление не только системыобъек­тивных условий и обстоятельствжизни ребенка, но главным образомхарактера и степени их влияния на него.

Переживание одних и тех же обстоятельствразными детьми или даже одним и тем жеребенком, но в разном возрасте, нередкоможет быть совершенно различным взависимости от возрастных возможностейпонима­ния, осмысливания их ребенком,от сложившихся у него потреб­ностей,привязанностей, взаимоотношений и т.д.

В связи с этим необходимость установленияотношений между ребенком и раз­личнымизначимыми сторонами его среды (а несамих по себе их внешних особенностей)настоятельно подчеркивается многимипсихологами. В работах Л. С. Выготского,а затем Л. И.

Божович это содержаниевложено в понятие «переживание», несущеев себе единство внешних, объективных ивнутренних, субъективных ус­ловий[16].

Применительно к составлению анамнезаэто означает, что практически все вопросыконсультанта к родителям по поводусобытий и изменений в жизни ребенкадолжны включать попыт­ку выяснитьреакцию ребенка, характер его переживаний,осо­бенности эмоционального отношенияк ним, а далее — характер и средстваприспособления к тем или иным трудностям.В каче­стве примера здесь можнопривести огромный диапазон возмож­ныхиндивидуальных реакций детей на такиесущественные из­менения в ситуацииразвития, как, скажем, помещение в яслиили детский сад, смена места жительства,появление в семье еще одного ребенка,отчима и т.д. Все эти факторы однимидетьми могут переживаться сравнительнолегко или даже воспринимать­ся сугубоположительно как несущие, например,новое интерес­ное содержание и болееширокие возможности общения и дей­ствия,тогда как у других детей могут возникатьтяжелые реакции дезадаптации, переживанияутраты, чувства отверженности и т.д.Выяснение такого рода реакций имеетбольшое диагностическое значение.

В анализе истории развития ребенкасущественное место дол­жно бытьотведено также установлению стрессовых(в терминах психиатрии — психогенных)факторов, а также многообразных факторовриска в отношении разных сторонпсихического разви­тия.

К числунеблагоприятных воздействий на психикуребенка относят разлуку с матерью илисемьей в целом, утрату (смерть) илиболезнь члена семьи или близкогочеловека, появление но­вых членовсемьи (отчима, мачехи и т.д.

), неправильноевоспита­ние, отвержение в семье илидетском коллективе, низкую успевае­мостьв школе, тяжелые соматические заболевания,хронические болезни, травмы, госпитализации,перемены места жительства, чужоеокружение за рамками семьи (язык,культура) и многие другие [67; 134].

Особого внимания требуют хронические,постоянно действую­щие факторы, средикоторых в первую очередь необходимовыделить различные виды неправильноговоспитания.

Разумеется, пси­хологу-консультантуважно выявить не само по себе наличиепере­численных факторов в психологическоманамнезе, а индивидуаль­ную реакциюи механизм их влияния на формированиеличности ребенка.

Иначе возникаетопасность переоценки значения тех илииных факторов в возникновениипсихологических проблем ребен­ка,осложнений его развития.

Эта опасностьсвязана с тем, что анамнез большинствадетей содержит, как правило, указанияна многие неблагоприятные факторы, нодалеко не все из них реали­зуют своевлияние. В случае переоценки их значенияи недостаточ­ного исследования всейсовокупности условий развития истинныеисточники нарушений или проблем ребенкамогут остаться нерас­крытыми.

Устанавливая как объективные обстоятельстважизни ребенка, так и их субъективныепереживания, психолог должен такжестре­миться не менее четко дифференцироватьфактические сведения о жизни ребенка,сообщаемые взрослым, от той интерпретацииили оценки этих сведений, которая всегда(вольно или невольно) при­сутствуетв сообщениях родителей.

На этом моментекак важней­шем в психологическомобследовании специально останавливалсяЛ.С.Выготский: «Обычно мы имеем дело стем, что собираются жалобы в обобщенномвиде и вместо фактов нам сообщаютмне­ния, готовые выводы, частотенденциозно окрашенные. Исследо­вателяже интересуют факты, которые должны емууказать отец и мать…

Сам по себе факт,что отец считает своего ребенка злым,должен быть учтен исследователем, ноон должен быть учтен имен­но в своемзначении, т.е. как мнение отца.

Это мнениедолжно быть проверено в течениеисследования, но для этого должны бытьвскрыты факты, на основе которых полученоданное мнение, факты, которые исследовательдолжен толковать по-свое­му…» [36, с.55].

Источник: https://studfile.net/preview/5898591/page:31/

Как собирать психологический анамнез

2.3 Психологический анамнез: В соответствии с принципами интегративной оценки сбор

Для постановки верного клинико-психологического диагноза, необходимо собрать психологический анамнез, или сведения о пациенте. Составить и систематизировать информацию его можно двумя способами исследований:

  • психобиографическим;
  • клинико-психологическим.

Такой расспрос считается основой рационально-собранной сводки информации. Зачастую это помогает:

  • определить объективные данные о возникновении и развитии болезни;
  •  определить объективные данные о жизни пациента в момент недуга;
  • выяснить внутреннюю модель болезни;
  • сделать анализ полученной информации;
  • определить психологические методы исследования психических процессов, состояний, свойств.

В обязанности клинического психолога входит аккуратный, но одновременно не застенчивый сбор информации. В процессе опроса психотерапевт должен расположить к себе пациента и завоевать его доверие.

Когда больной чувствует, что ему хотят помочь, он более подробно рассказывает жалобы и другие данные, касающиеся разных сторон жизни. Начинающим психологам стоит быть аккуратным в разговоре.

Они не должны приводить примеры из собственной жизни, из жизни родственников, литературы и т.д. Для пациента болезнь кажется уникальной и присущей только ему. Также начинающие клинические психологи должны понимать, что сбор информации не должен напоминать «замочную скважину».

Помимо этого психотерапевту необходимо сопротивляться попыткам пациента «завербовать» его в союзники против врачей, которые, по его мнению, плохо понимают и недооценивают состояние.

Хороший анамнез включает в себя следующую информацию:

  • причина возникновения болезни;
  • характерные черты развития симптомов, которые отражают процесс механизмов недуга;
  • внутренняя модель;
  • психологический дискомфорт в период болезни.

Чаще всего в основе возникновения клинического диагноза лежат психологические причины.

Пример 1

ФИО: Хараченко С.В.

Год рождения: 1970 г.

Образование: среднее специальное

Профессия: медицинская сестра

Диагноз: нарушение функции зрения III—VI степени, сахарный диабет после психологической травмы. В ходе сбора психодиагностики выяснилось, что изменение зрения было последствием сахарного диабета, который появился в 1983 году из-за психологической травмы – смерть четырехлетнего брата (утонул).

В психолого-анамнестические сведения входят:

  • жалобы;
  • субъективные и объективные данные о причине, порядке возникновения и развития болезни;
  • информация о биологическом, психологическом, социальном развитии человека до болезни;
  • информация о семейном анамнезе;
  • детальная информация о биологическом, психологическом, социальном состоянии пациента в период болезни;
  • информация о работе, о разных обстоятельствах жизни (социальные/личные).

Нужно выяснить:

  • изменение местожительства с точки зрения географии;
  • выявление наличия краевой патологии;
  • участие в военных действиях;
  • участие в ликвидации аварий на атомных АЭС;
  • участие в ликвидации аварий в местах стихийных бедствий;
  • и т.д.

Характерные черты сбора анамнеза

Информация о первичных симптомах психотерапевты получают от больных, а сведения о поведении пациента – от родственников, проживающих с ним. Эта информация носит дополнительный характер. Ее собирают после объективного исследования. Чаще всего дополнительные сведения собираются:

  • при травмах нервной системы;
  • при черепно-мозговых травмах;
  • после инсульта.

Стоит отметить, что психотерапевт не должен увлекаться сбором большого количества дополнительной информации.

Лучше всего собрать хороший анамнез при первой встрече, который несет в себе большую психодиагностическую ценность, чем при дополнительном сборе. Детализация анамнеза связана с возникновением диагностической гипотезы.

Она проводится после составления психолого-анамнестических сведений с результатами объективного обследования пациента.

Беседу с пациентом надо начинать со знакомства, при котором психотерапевт должен представиться и объяснить цель нахождения клиента в данном кабинете. Обращение к больному должно быть официальным по имени и отчеству. Для того, чтобы наладить контакт с пациентом, можно спросить его о настоящем/прошлом местожительстве, о проведенном отпуске и т.п.

Для получения информации о жалобах применяют следующие методы, которые чаще всего используются вместе:

  • самостоятельный рассказ пациента;
  • наводящие вопросы.

Психотерапевт при сборе информации должен начинать с наводящих вопросов:

  • Что заставило Вас обратиться к психотерапевту? (при условии, что приход к психологу было желанием самого пациента)
  • Как Вы думаете, почему Ваш врач направил Вас к психотерапевту? (при условии, что приход к психологу было требованием врачей)

Часто пациент говорит об ухудшении состояния, на что психотерапевт должен объяснить, почему он «не лечит и не выписывает лекарства». При такой ситуации позиция психолога должна быть однозначной, так как проблема больного психологического характера, он должен сам желать решить ее.

Задача психотерапевта – выяснить направленность проблемы. Если после этого пациент начал излагать жалобы, то прерывать его не следует. Вопросы задаются в момент растерянности клиента, алогичности рассказа и неумения подобрать необходимые слова.

Во время опроса психотерапевт должен тактично задать несколько главных вопросов с профессиональной точки зрения.

Психолог должен уметь быстро находить уточняющие вопросы, которые не должны быть утверждающими, например:

  • У Вас плохая память?
  • Часто ли Вы испытываете слабость?
  • и т.п.

Уточняющие вопросы задаются после получения ответа. Например, ответ о плохой памяти – уточнение психолога: периодичность, глубина и частота забывчивости и т.д.

В процессе описания неврозов и стрессовых состояний необходимо аккуратно выявить их причину, принимая во внимание индивидуальные реакции пациентов на эти сведения. Необходимо помнить: длительное эмоциональное перенапряжение и интеллектуально-эмоциональное напряжение могут быть причинами развития неврозов. К долгому эмоциональному перенапряжению относят:

  • заботы;
  • неуверенность в себе, в близких;
  • нарциссизм;
  • неудача семейной жизни;
  • нелюбовь к работе;
  • и т.п.

К интеллектуально-эмоциональному напряжению относят:

  • работу водителем;
  • работу учителем;
  • и т.п.

Клинический психолог должен быть осторожен при разговоре с пациентом, который принимал участие, например, в войне. Такие люди очень ранимы и разговор о воспоминаниях может подавить их психологическое состояние.

Замечание 1

Если больной, по словам, например, родственников, не коммуникабелен, плохо рефлектирует на окружающих и т.п. психотерапевт не должен отказываться от контакта с ним.

Нельзя подменять полученную информацию на данные родственников. Язык общения можно найти всегда, например, ответ можно получить при помощи движения головы, записи на бумаге и т.д.

Задача психотерапевта – найти подход к каждому больному.

Пример 2

ФИО: Фомин В.В.

Год рождения: 1964 г.

Образование: незаконченное среднее

Место работы: безработный

Диагноз: частичная атрофия зрительных нервов, гипертрофическая симптоматия сетчатки глаз.

Социальный анамнез: пациент в статусе безработного с 1995 года. Он считает себя нетрудоспособным. Живет с женой, но при этом они находятся в разводе. Имеет 2 детей – 9-ти и 14-ти лет, которые оказывают ему помощь. По словам пациента, жена хочет избавиться от него, а ему некуда идти: мать умерла, отец живет далеко в маленькой квартире. Имеет пристрастие к алкоголю. Его часто навещают друзья.

Психодиагностический анамнез:

  • в процессе анализа проявлял агрессию;
  • наблюдалась резкая смена настроения;
  • отрицал психодиагностического исследование;
  • затруднение обследования заключалось в невозможности использования визуальных методик;
  • из-за предпоследнего пункта исследование строилось на словесном варианте работы, например, «Сравните понятия», «Экстраинтроверсия» и т.п.;
  • отказ от изучения письма.

Для того, чтобы детализировать психодиагностический анамнез, в дополнение использовалось заявление, написанное пациентом.

Подготовка гипотезы диагноза

Анамнез данных о жизни является важной частью подготовки гипотезы диагноза. Они фиксируются в психологической карте для выявления патогенной роли условий жизни, особенно, которые имеют весомое значение для установления этиологии заболевания.

Также большую роль играют данные о профессиональной специфике работы приблизительно во временном промежутке – последние 10 лет. При этом необходимо выявить и оценить:

  • характер работы;
  •  ее напряженность;
  •  разнообразие в заданиях;
  • нарушение ритма отдыха;
  • перенапряжение внимания;
  • длительность интеллектуального напряжения;
  • имеет ли работа опасность для жизни клиента.

Исследование биографии и поведения пациента помогает психотерапевту сформировать представление по поводу:

  • интеллекта;
  • характера;
  • психического состояния.

Вывод

Принцип сбора психолого-анамнестических сведений совершенствуется с ростом психологического опыта, с развитием логического мышления. Результат целостности психотерапевта, его рост, способность к расширению принадлежности пациентов являются его деловыми и профессиональными качествами. Благодаря этому возможно равновесие между принадлежностью другим людям и собственной индивидуальностью.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/klinicheskaja-psihologija/psihologicheskij-anamnez/

Психологический анамнез и его основные разделы. В соответствии с принципами интегративной диагностики сбор психо­логического анамнеза является, с одной стороны

2.3 Психологический анамнез: В соответствии с принципами интегративной оценки сбор

⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 51Следующая ⇒

Общие положения

В соответствии с принципами интегративной диагностики сбор психо­логического анамнеза является, с одной стороны, неотъемлемой частью построения психологической диагностической гипотезы, с другой — пред­ставляет из себя систему объективных данных, позволяющих предположить причину возникновения того или иного варианта отклоняющегося развития.

Сбор психологического анамнеза безусловно может опираться на уже известные факты из истории развития ребенка (например, факты, описан­ные врачом, то есть медицинский анамнез).

Однако сбор психологического анамнеза имеет свои цели и задачи и представляет собой достаточно специ­фический набор «тем», по поводу которых ведется беседа.

В случае деталь­но прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, ранее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие пси­холога этапы и специфику развития.

Как правило, в образовательных учреждениях подробный врачебный анамнез отсутствует. Часто психологи образовательных учреждений, в том числе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители с проблемным ребенком.

В таких случаях психолог буквально «вынуждает­ся» ситуацией оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до момента рождения) самостоятельно.

В любом случае умение оценить и проанализировать информацию, считающуюся до сих пор исклю­чительно прерогативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, в особенности тогда, когда мы говорим о психологах, работающих с детьми с отклоняющимся развитием (т.е. специ­альных психологах).

Безусловно, до начала собственного обследования, в том числе сбора анамнеза, психологу необходимо ознакомиться со всеми предыдущими дан­ными обследования, если таковые имеются, и проанализировать имеющие­ся сведения со своей точки зрения.

В литературе неоднократно поднимался вопрос о необходимости анализа истории развития ребенка [4, 15, 16, 25, 26], проводилась дифференциация медицинского и психолого-педагогичес-кого анамнеза. В отличие от взглядов Г.В.

Бурменской с соавторами [4], использующими понятие «психологический анамнез» вне связи с болезненным процессом как синоним «история индивидуального психического развития ребенка», мы в случае отклоняющегося развития считаем оправданным сближение понятия «психологический анамнез» с анамнестическим подходом, принятым в медицине, отчасти перенося присущие ей принципы сбора и анализа анамнестических данных. В то же время в основу психологического подхода к сбору и систематизации данных о ребенке может быть положена схема анализа каждого этапа развития, квалификация развития деятельности и личности ребенка, широкий охват существенных условий его развития.

Одним из важнейших условий сбора психологического анамнеза явля­ется прослеживание (и вычленение) в истории развития ребенка информа­ции о формировании базовых составляющих психического развития и усло­виях этого формирования.

Отдельные факты развития ребенка и общий анализ позволяют уже до получения объективных данных сделать предпо­ложения о характере их формирования, о тех «точках», «зонах», где про­исходили «сбои» или девиации их развития.

Это позволяет более эффективно как построить диагностическую гипотезу, так и уточнить в дальнейшем психологический диагноз, особенности построения коррекционно-развивающих программ.

В зависимости от уже имеющихся данных о развитии и собственной гипотезы специалиста в каждом конкретном случае те или иные разделы предлагаемой схемы сбора психологического анамнеза могут либо сокращать­ся, либо еще более детализироваться.

С самого начала работы с семьей необходимо учитывать исходный социокультурный уровень родителей, а часто и их личностную специфику. В зависимости от социально-психологических характеристик родителей и се­мьи строится как процесс опроса родителей, так и тактика консультирова­ния в целом.

Важно, чтобы разговор с родителями происходил конфиденциально, то есть без присутствия посторонних лиц, в том числе и самого ребенка. Это время может быть эффективно использовано для того, чтобы ребенок сделал какие-либо проективные рисунки или, если психолог предполагает наличие выраженных отклонений в развитии, просто порисовал или поиграл в другом помещении.

В отдельных случаях, когда ребенок не может остаться в одиночестве, например, при обследовании ребенка младшего дошкольного возраста или без матери, допускается присутствие ребенка, но в этом случае также не­обходимо отвлечь его каким-либо интересным занятием.

В случае, когда ре­бенок «нарочито желает» присутствовать при обсуждении своих проблем, необходимо тщательным образом отслеживать все реакции ребенка на ту информацию, которую сообщают о нем его родители.

В такой ситуацииоботдельных «острых» моментах можно расспрашивать родителей иносказа­тельно, в максимально завуалированной форме.

Вполне очевидно, что в психологическом анамнезе должна быть пред­ставлена семейная и социальная ситуация, на фоне которых протекало раз­витие ребенка в различные возрастные периоды.

В то же время в представ­ляемом нами подходе к сбору психологического анамнеза не предусматри­вается анализ истории развития семьи и ребенка (а также специфика взаимодействия в диаде «мать—ребенок») с позиции традиционного или современного психоанализа.

Такой подход к истории развития «проблемно­го» ребенка и его семьи, безусловно, правомерен в рамках психотерапевти­ческого взаимодействия, но, с нашей точки зрения, малоцелесообразен в деятельности психолога образовательного учреждения.

Как правило, беседа с родителями начинается с предъявления жалоб, и в начале обследования психолог должен отметить, с чьих слов (мамы, папы, бабушки, опекуна и т.п.) описывается история развития ребенка, хотя мы отдаем себе отчет в том, что все сведения, особенно если они подаются с точки зрения только одного из родителей, достаточно субъективны и во многом определяются особенностями семьи.

При невозможности снятия анамнеза (в ситуации детского дома, отсут­ствия родителей в момент обследования при наличии их согласия на обсле­дование и т.п.) более подробно описываются жалобы лиц, обратившихся за консультацией, и их наблюдения за ребенком. Точно так же обязательно должно быть зафиксировано, с чьих слов производится запись.

Условия и особенности протекания беременности и родов

В первую очередь, как правило, выясняются особенности протекания беременности как в физиологическом (угроза выкидыша, повышенное арте­риальное давление, нефропатия, вирусные или инфекционные заболевания в этот период и т.п.

), поскольку эти факторы часто определяют попадание ребенка в группу риска по неврологическим особенностям, а следователь­но, по темпу и особенностям раннего психомоторного развития, выяснение которого является непосредственной сферой интересов психолога, так и в психологическом плане (наличие тревоги в период беременности, конфлик­тные отношения в семье, нежелательность беременности, социально небла­гоприятные факторы, на фоне которых она протекала). Отмечается также наличие хронических заболеваний родителей, генетических предрасположенностей, наследственных заболеваний с обоих сторон, множественные поро­ки развития у других членов семьи, предшествующие выкидыши, мертворождение и каких-либо зависимостей (табакокурение, алкоголизм, наркотическая или токсикоманическая и т.п.).

Отмечается характер и особенности родов: сроки наступления родов (недоношенность или переношенность), наличие осложнений в процессе родов, своевременность первого крика ребенка.

Чрезвычайно важным, с нашей точки зрения, является показатель времени первого прикладывания ребенка к груди, поскольку это является одним из немногих объективных показателей состояния новорожденного.

Исключения, безусловно, могут быть (в частности, при кесаревом сечении и других оперативных вмешательствах), но в современной акушерской практике сроки первого прикладывания к груди являются прямым коррелятом состояния ребенка.

Также выясняются сроки выписки ребенка и его матери из родильного дома – как объективная оценка благополучия протекания первых дней жизни новорожденного (исключением является задержка сроков выписки в связи с осложнениями у матери новорожденного).

⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

Date: 2015-09-24; view: 248; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/7-67563.html

Medic-studio
Добавить комментарий