2.4.4. Федеральный уровень: Информационные системы федерального уровня предназначены для

Содержание
  1. Государственные информационные системы (ГИСы): практические вопросы защиты информации
  2. Как отличить ГИС от неГИС
  3. Это ГИС. Что делать?
  4. 1. Провести классификацию ИС и определить угрозы безопасности
  5. 2. Сформировать требования к системе обработки информации
  6. 3. Разработать систему защиты информации информационной системы
  7. 4. Провести внедрение системы защиты информации информационной системы, а именно:
  8. 5. Аттестовать ИСПДн:
  9. Методические материалы по построению информационно
  10. Гост р 52656-2006 информационно-коммуникационные технологии в образовании. образовательные интернет-порталы федерального уровня. общие требования, гост р от 27 декабря 2006 года №52656-2006
  11. Предисловие
  12. Введение
  13. 1 Область применения
  14. 2 Нормативные ссылки
  15. 3 Термины и определения
  16. 4 Общие положения
  17. Федеральные информационные системы
  18. Федеральный реестр
  19. Информационный ресурс
  20. Единый портал государственных и муниципальных услуг
  21. Региональные порталы государственных услуг (функций)

Государственные информационные системы (ГИСы): практические вопросы защиты информации

2.4.4. Федеральный уровень: Информационные системы федерального уровня предназначены для

В РФ существует порядка 100 государственных информационных систем, они подразделяются на федеральные и региональные.

Организация, работающая с какой-либо из этих систем, обязана выполнять требования к защите данных, которые в ней обрабатываются.

В зависимости от классификации, к разным информационным системам предъявляются разные требования, за несоблюдение которых применяются санкции — от штрафа до более серьезных мер.

Работа всех информационных систем в РФ определяется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (27 июля 2006 г.). В статье 14 этого закона дается подробное описание ГИСов.

К операторам  государственных ИС, в которых ведется обработка информации ограниченного доступа (не содержащей сведений, составляющих государственную тайну), предъявляются требования, изложенные  в Приказе ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г.

№ 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».

Напомним, что оператор — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Если организация подключена к государственной информационной системе, то приказ ФСТЭК № 17 обязывает аттестовать систему, а для защиты информации должны применяться только сертифицированные средства защиты информации (имеющие действующие сертификаты ФСТЭК или ФСБ).

Нередки случаи, когда оператор информационной системы ошибочно относит ее к ГИСам, в то время как она таковой не является. В итоге к системе применяются избыточные меры по защите.

Например, если по ошибке оператор информационной системы персональных данных классифицировал ее как государственную, ему придется выполнить более жесткие требования к безопасности обрабатываемой информации, чем того требует закон.

Тем временем требования к защите информационных систем персональных данных, которые регулирует приказ ФСТЭК № 21, менее жесткие и не обязывают аттестовать систему.

На практике не всегда понятно, является ли система, к которой необходимо подключиться, государственной, и, следовательно, какие меры по построению защиты информации необходимо предпринять.  Тем не менее план проверок контролирующих органов растет,  планомерно увеличиваются штрафы.

Как отличить ГИС от неГИС

Государственная информационная система создается, когда необходимо обеспечить:

  • реализацию полномочий госорганов;
  • информационный обмен между госорганами;
  • достижение иных установленных федеральными законами целей.

Понять, что информационная система относится к государственной, можно, используя следующий алгоритм:

  1. Узнать, есть ли законодательный акт, предписывающий создание информационной системы.
  2. Проверить наличие системы в Реестре федеральных государственных информационных систем. Подобные реестры существуют на уровне субъектов Федерации.
  3. Обратить внимание на назначение системы. Косвенным признаком отнесения системы к ГИС будет описание полномочий, которые она реализует. Например, каждая администрация Республики Башкортостан имеет свой устав, который в том числе описывает полномочия органов местного самоуправления.  ИС «Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории  Республики Башкортостан» создана для реализации таких полномочий администраций, как «принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального района», и является ГИС.

Если система подразумевает обмен информацией между госорганами, она также с высокой долей вероятности будет государственной (например, система межведомственного электронного документооборота).

Это ГИС. Что делать?

Приказ ФСТЭК 17 предписывает проведение следующих мероприятий по защите информации к операторам ГИС:

  • формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе;
  • разработка системы защиты информации информационной системы;
  • внедрение системы защиты информации информационной системы;
  • аттестация информационной системы по требованиям защиты информации (далее — аттестация ИСПДн) и ввод ее в действие;
  • обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной информационной системы;
  • обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации аттестованной информационной системы или после принятия решения об окончании обработки информации.

Организации, которые подключены к государственным информационным системам, должны выполнить следующие действия:

1. Провести классификацию ИС и определить угрозы безопасности

Классификация ИС проводится в соответствии с пунктом 14.2 17 приказа ФСТЭК.

Угрозы безопасности информации определяются по результатам

  • оценки возможностей нарушителей;
  • анализа возможных уязвимостей информационной системы;
  • анализа (или моделирования) возможных способов реализации угроз безопасности информации;
  • оценки последствий от нарушения свойств безопасности информации (конфиденциальности, целостности, доступности).

2. Сформировать требования к системе обработки информации

Требования к системе должны содержать:

  • цель и задачи обеспечения защиты информации в информационной системе;
  • класс защищенности информационной системы;
  • перечень нормативных правовых актов, методических документов и национальных стандартов, которым должна соответствовать информационная система;
  • перечень объектов защиты информационной системы;
  • требования к мерам и средствам защиты информации, применяемым в информационной системе.

3. Разработать систему защиты информации информационной системы

Для этого необходимо провести:

  • проектирование системы защиты информации информационной системы;
  • разработку эксплуатационной документации на систему защиты информации информационной системы;
  • макетирование и тестирование системы защиты информации информационной системы.

4. Провести внедрение системы защиты информации информационной системы, а именно:

  • установку и настройку средств защиты информации в информационной системе;
  • разработку документов, определяющих правила и процедуры, реализуемые оператором для обеспечения защиты информации в информационной системе в ходе ее эксплуатации (далее — организационно-распорядительные документы по защите информации);
  • внедрение организационных мер защиты информации;
  • предварительные испытания системы защиты информации информационной системы;
  • опытную эксплуатацию системы защиты информации информационной системы;
  • проверку построенной системы защиты информации на уязвимость;
  • приемочные испытания системы защиты информации информационной системы.

5. Аттестовать ИСПДн:

  • провести аттестационные испытания;
  • получить на руки аттестат соответствия.

Существует распространенное мнение, что для прохождения проверки контролирующих органов достаточно наличия организационно-распорядительных документов, поэтому  операторы ГИС зачастую пренебрегают внедрением средств защиты.

Действительно, Роскомнадзор уделяет пристальное внимание именно документам и реализации организационно-распорядительных мер по защите ПДн в организации. Однако в случае возникновения вопросов к проверке могут быть привлечены специалисты из ФСТЭК и ФСБ.

При этом ФСТЭК очень внимательно смотрит на состав технической защиты информации и проверяет правильность составления модели угроз, а ФСБ проверяет реализацию требований, касающихся использования средств криптографической защиты информации.

Олег Нечеухин, эксперт по защите информационных систем, «Контур-Безопасность»

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник: https://kontur.ru/articles/1609

Методические материалы по построению информационно

2.4.4. Федеральный уровень: Информационные системы федерального уровня предназначены для

Методические материалы по  построению информационно- аналитической системы «Учет и контроль потребления ТЭР»

Введение

1. Общая архитектура ИАС

2. Основные функции региональной и Федеральной подсистем ИАС

3. Информационное хранилище ИАС

4. Построение федеральной сети сбора первичной информации

5. Использование ИАС

6. Функции программного обеспечения системы

7. Технические аспекты реализации ИАС

Приложение

Введение

Целью комплекса работ, проводимых Министерством образования России в области информатизации, является создание распределенной отраслевой информационной системы (ОИС), объединяющей в единую сеть Министерство и образовательные учреждения России. Создаваемая информационная система состоит из взаимосвязанных функциональных блоков, одним из которых является информационно-аналитический блок (система) «Учет и контроль потребления ТЭР».

Информационно-аналитическая система (ИАС) предназначена для автоматизации учета и контроля фактического потребления ТЭР, финансовых показателей по оплате за энергоресурсы организациями Минобразования РФ, расчетов нормативного потребления (на уровне Министерства в целом, уровне регионов и отдельных потребителей), а также информационной поддержки руководства Министерства при решении текущих задач управления энергопотреблением в отрасли и формировании лимитов.

Внедрение подсистемы позволит:

  • улучшить контроль и планирование использования финансовых ресурсов, расходуемых на оплату ТЭР, потребляемых учреждениями Минобразования РФ;
  • улучшить контроль исполнения лимитов потребления ТЭР учреждениями Минобразования РФ;
  • автоматизировать документооборот и отчетность по вертикали «Министерство – образовательное учреждение» в области потребления и оплаты ТЭР.

1. Общая архитектура ИАС

Подсистема представляет собой распределенную информационную систему, имеющую несколько уровней иерархии:

  • федеральный
  • региональный
  • уровень образовательного учреждения

Обобщенная структура системы приведена на рис.1.

Система федерального уровня

располагается на серверах Минобразования РФ и предназначена для хранения интегрированной информации о потреблении ТЭР (в натуральных и финансовых аспектах) в региональных разрезах. Система оснащается подсистемой поддержки принятия решений, разрабатываемой на основе блока аналитической обработки исходных данных. Структура подсистемы федерального уровня приведена на рис.2.

Системы регионального уровня

располагаются на вычислительных средствах сети региональных информационных центров и предназначены для хранения интегрированной и детализированной (по отдельным потребителям) информации о потреблении ТЭР в региональном разрезе. Структура подсистемы регионального уровня в максимальном варианте реализации приведена на рис.3, в минимальном варианте реализации – на рис.4.

Системы уровня образовательного учреждения

располагаются на вычислительных средствах отдельных образовательных учреждений и предназначены для хранения информации о потреблении ТЭР в данной организации.

Ядром ИАС является общий информационный ресурс – банк данных, в состав которого входят следующие базы данных (БД):

  • “Потребление топливных ресурсов (БДТР)”;
  • “Кредиторская задолженность (БДКЗ)”;

а также БД со служебной информацией.

ИАС включает также средства доступа к данным (ввод, чтение, редактирование), средства анализа и представления данных, коммуникационные средства.

Платформой ИАС является центральный сервер (сервер Федерального уровня), серверы региональных информационных центров (РИЦ), локальные сети (ЛС Федерального центра и всех РИЦ).

Общее взаимодействие частей архитектуры ИАС осуществляется через сеть Интернет (за исключением взаимодействий внутри ЛС).

Клиенты – пользователи информации ИАС имеют рабочие места в подразделениях Федерального центра и РИЦ; остальные клиенты системы обеспечивают поступление в БД новой первичной фактографической информации и располагаются в учреждениях Минобразования РФ.

Сервер РИЦ обслуживает все учреждения (всех клиентов) данного региона (территории), накапливая первичную информацию в БДТР и БДКЗ. Сервер Федерального уровня принимает от сервера РИЦ всю или сводную информацию по региону, помещая ее в собственные БДТР и БДКЗ.

Основную нагрузку на региональный сервер создают клиенты ввода данных, для Федерального сервера – клиенты для решения информационно-поисковых и аналитических задач, что учитывается при расчете оптимальной конфигурации соответствующих серверов баз данных.

2. Основные функции региональной и Федеральной подсистем ИАС

Подсистема федерального уровня состоит из сервера БД (располагается в НТИЦ ЭТТ МЭИ) и рабочих мест (в Минобразования РФ).

Основные функции подсистемы:

  • автоматизированный сбор информации с региональных подсистем;
  • анализ информации;
  • генерация и распечатка отчетов и бухгалтерских документов;
  • создание шаблонов отчетов;
  • автоматизированная передача информационных массивов в общее информационное хранилище    Министерства;
  • контроль работы региональных центров.

Подсистемы регионального уровня располагаются в базовых ВУЗах РФ.

Основные функции узла регионального уровня:

  • автоматизированный сбор информации с учебных заведений (при помощи специальных программных средств – “сборщиков данных”);
  • анализ информации;
  • распечатка отчетов;
  • автоматизированная передача информационных массивов на федеральный уровень;
  • контроль работы учебных заведений.

С целью снижения материальных затрат и скорейшего развертывания региональной подсистемы, в первой очереди ИАС предлагается создание “облегченной” версии сервера РИЦ. Основные функции:

  • автоматизированный сбор информации;
  • просмотр собранных данных;
  • автоматизированная передача данных на сервер Федеральной подсистемы.

Указанные функции могут быть выполнены без развертывания в каждом РИЦ сервера БД, на обычных ПЭВМ, путем реализации простого, доступного для просмотра контейнера файлов, полученных от “сборщиков данных”.

При этом добавление аналитических функций, функций генерации отчетов и автоматизированного контроля работы учреждений связано с установкой в каждом региональном центре сервера БД.

Данная задача решается во второй очереди ИАС.

В зависимости от материальных и технических возможностей отдельных РИЦ, планируется реализация двух версий банка данных:

  1. На основе MS SQL Server 7.0

  2. На основе MS Access 97/2000 или “персональной” конфигурации MS SQL Server (т.е. упрощенный вариант).

Для каждого варианта необходима централизованная разработка соответствующего комплекта программных приложений, оперирующих информацией БД (приложения ввода, редактирования, анализа и представления информации). Отдельной задачей является репликация данных из БД MS Access в БД MS SQL (на Федеральный сервер); при использовании MS SQL на всех уровнях ИАС данная проблема отсутствует.

3. Информационное хранилище ИАС

Информационное хранилище ИАС включает сервер баз данных (MS SQL Server 7.0) и собственно базы данных (“Потребление топливных ресурсов” и “Кредиторская задолженность»), построенные по реляционной архитектуре.

Сервер баз данных обеспечивает возможность многопользовательского доступа к информации, служебные сервисы администратора банка данных, развитые функции поиска, сортировки и представления информации, например, создание “витрин данных” (Data marts) средствами OLAP Services.

Все информационно-поисковые, аналитические и служебные программные приложения ( в том числе и работающие на удаленных машинах), единообразно взаимодействуют с сервером баз данных в качестве его клиентов.

Базы данных “Потребление топливных ресурсов” и “Кредиторская задолженность» содержат следующие информационные массивы:

  • первичная информация об уровнях потребления и оплате ТЭР учреждениями Минобразования (по формам 1 и 2, см. Приложение);
  • результирующая или сводная информация по регионам (получаемая путем анализа первичных данных);
  • сведения по административному делению РФ (только для Федерального сервера);
  • реестр образовательных учреждений Минобразования РФ (для Федерального сервера – всех, для серверов РИЦ – относящихся к определенному региону или географической зоне действия соответствующего РИЦ).

4. Построение федеральной сети сбора первичной информации

Для обеспечения нормального функционирования системы необходимо развертывание федеральной сети сбора первичной информации. В рамках методического обеспечения системы сбора разработаны формы для ежеквартального предоставления первичной статистической информации об уровнях потребления и оплаты ТЭР образовательными учреждениями (Приложение).

При построении сети сбора данных использовались следующие принципы:

  • Сбор данных с образовательных учреждений в электронном виде с помощью специализированных программных средств и передача их в региональный центр при помощи электронных каналов связи или путем передачи информации на магнитных носителях;
  • Концентрация и первичная обработка статистических данных от образовательных учреждений на региональном уровне;
  • Автоматическая трансляция (репликация данных) от региональных центров в информационное хранилище федерального уровня;
  • Перекрестная проверка информации от региональных центров с использованием каналов связи с внешними организациями (Минэнерго России, Минэкономики России, Госкомстат России).

Структура сети сбора содержит следующие технические средства:

-головной федеральный сервер подсистемы «Учет и контроль потребления ТЭР». Для решения задач сбора информации сервер связан информационными потоками со следующими органами и организациями:

  • Региональные информационные центры, образующие подсистему сбора первичной статистической информации по фактическому потреблению, лимитированию и нормированию потребления ТЭР.
  • Минтопэнерго России – для получения данных по региональным тарифам и сводных данных по потреблению ТЭР (используются в ИАС для перекрестного контроля данных).
  • Минэкономики России – для получения данных по финансовым показателям лимитирования ТЭР (используются в ИАС для перекрестного контроля данных).
  • Госкомстат России – для получения данных по потреблению ТЭР (используются в ИАС для перекрестного контроля данных).

-сервера региональных информационных центров, предназначенные для сбора первичной информации по фактическому потреблению, лимитированию и нормированию потребления ТЭР с подведомственных учреждений региона.

5. Использование ИАС

В ИАС выделяются следующие классы пользователей:

  • администратор (Федеральной или региональной подсистемы);
  • оператор ввода данных (Федеральной или региональной подсистемы);
  • “Разработчик”;
  • “Пользователь”;
  • “Гость”;

Администраторы имеют доступ с правом модификации информации к банкам данных соответствующих серверов, доступ ко всем, в т.ч. служебным функциям ИАС, функциям контроля работы РИЦ или организаций; информации, публикуемой на WEB-сервере.

Разработчик имеет доступ (для чтения) к информации соответствующего банка данных; информации, публикуемой на WEB-сервере; функциям генерации и конструирования отчетов, анализа информации. (При этом модификация информации в БД, публикация новых шаблонов отчетов, приложений для информационного анализа выполняется только администратором).

Оператор ввода данных выполняет функции просмотра информации БД и ввода новых данных с клавиатуры.

Пользователь имеет доступ (только для чтения) к информации БД, а также – к информационно-аналитическим приложениям и стандартным отчетам.

Гость имеет доступ только к информации, специально публикуемой на серверах Федерального центра или РИЦ, или к отдельным разделам информации БД, разрешенным для доступа (только чтение) администратором системы. Разрешается использование определенных администратором аналитических приложений, оперирующих информацией “открытых” разделов БД.

Оператор ввода первичной информации применяет только средства сбора данных (“DOS – сборщик данных”) и имеет доступ к специально публикуемым на WEB-сервере данным (например, обновленным версиям “сборщика”, предписаниям администратора и нормативным документам).

Основная особенность использования системы – непосредственный доступ клиентов к базам данных, обработка запросов в реальном времени. Универсальным решением, стандартизирующим и унифицирующим все указанные типы взаимодействия, является применение ASP (Active Server Page) – технологии.

Доступ к данным осуществляется через программные приложения, выполняемые на сервере. Результирующие данные возвращаются клиенту (пользователю) в виде HTML-страниц, для просмотра которых на стороне клиента не требуется специального программного обеспечения.

Вся информация, содержащаяся в системе, может быть отнесена к категориям “открытой” или “для служебного пользования” и не является предметом государственной тайны. Соответственно, применяются стандартные средства ограничения доступа и аутентификации пользователей WEB-сервера, сервера баз данных и Proxy – серверов Intranet-сетей.

Ответственность за распространение служебной информации, не предназначенной для “широкого” пользования, возлагается на администратора системы.

6. Функции программного обеспечения системы

Разрабатываемое ПО обеспечивает следующие функции:

  • автоматизированный сбор информации с учебных заведений. “Сборщик информации” представляет собой DOS-приложение, предъявляющее минимальные требования к конфигурации и составу системного ПО клиентской ЭВМ. Средство разработки – Foxpro 2.0 – 2.6. Введенные данные сохраняются в формате DBF и импортируются в банк данных РИЦ (на первом этапе – непосредственно в банк данных сервера Федеральной подсистемы). “Сборщик данных” состоит из 2 частей, обеспечивающих соответственно ввод первичных данных для БДТР и БДКЗ.
  • Импорт данных из файлов “сборщиков данных” в соответствующие БДсерверов ИАС. Реализуется с помощью специализированного программного приложения (конвертера данных), выполняемого на сервере.
  • “Ручной” ввод и редактирование данных в БД. Выполняется с помощью автоматизированного рабочего места оператора системы – специализированного программного приложения, работающего на стороне сервера ИАС (как региональной, так и Федеральной подсистемы).
  • Анализ информации. Выполняется с помощью специализированных программных приложений, выполняемых на сервере РИЦ и Федеральной подсистемы.
  • Генерация и распечатка отчетной документации. Выполняется с помощью специализированных программных приложений на серверах ИАС. В первой очереди ИАС форма отчетной документации – фиксированная (соответствует формам 1 и 2, приведенным в Приложении). В дальнейшем обеспечивается возможность “конструирования” произвольных отчетов, создание шаблонов отчетной документации, публикуемых на WEB-сервере.
  • Автоматизированная передача информационных массивов с серверов РИЦ на сервер Федерального уровня. Реализуется средствами SQL – серверов (при соответствии типа сервера в региональном центре и Федеральной подсистеме), или специализированным программным приложением (если в РИЦ применяется СУБД MS Access).
  • Контроль работы региональных центров. Выполняется специализированным программным приложением WEB-сервера Федеральной подсистемы ИАС.
  • Контроль работы учебных заведений. Выполняется специализированным программным приложением сервера РИЦ (на первом этапе – приложением сервера Федеральной подсистемы ИАС).
  • Автоматизация служебных функций администратора Федеральной подсистемы ИАС. (обеспечиваются все возможности доступа к информации сервера Федерального уровня, публикации информации, назначения прав доступа, регистрации региональных центров, контроля работы системы в целом). Выполняется специальным служебным программным приложением.
  • Автоматизация служебных функций администратора РИЦ. Применяются специализированные программные средства, предназначенные для выполнения служебных функций администратора в региональном центре.

Возможно объединение отдельных программных приложений в комплексы и создание автоматизированных рабочих мест (АРМ). Для принятой ASP-технологии создания программных приложений задача интеграции приложений в АРМы сводится к разработке соответствующих “надстроек” – пользовательских интерфейсов, объединяющих в АРМ необходимые программные приложения.

7. Технические аспекты реализации ИАС

7.1. Взаимодействие элементов структуры ИАС.

7.2. Состав системных программных средств. Требования к Федеральной и региональной подсистемам.

7.1. Взаимодействие элементов структуры ИАС

В ИАС выполняются следующие типы взаимодействий:

  • клиентов (пользовательских приложений) с сервером БД непосредственно на машине-сервере Федеральной подсистемы;
  • клиентов (пользовательских приложений) с сервером БД непосредственно на машине-сервере РИЦ (региональная подсистема);
  • аналогично – для клиентов в ЛС Федеральной подсистемы;
  • аналогично – для клиентов в ЛС РИЦ;
  • аналогично – для удаленных клиентов Федерального сервера;
  • аналогично – для удаленных клиентов РИЦ;

Основная особенность всех указанных типов взаимодействия – непосредственный доступ клиентов к базам данных, обработка запросов в реальном времени. Универсальным решением, стандартизирующим и унифицирующим все указанные типы взаимодействия, является применение ASP (Active Server Page) – технологии.

Доступ к данным осуществляется через программные приложения, выполняемые на сервере. Результирующие данные возвращаются клиенту (пользователю) в виде HTML-страниц, для просмотра которых на стороне клиента не требуется специального программного обеспечения, за исключением стандартного браузера (Iexplorer 4).

Возможна также генерация на сервере отчетной информации в стандартных форматах MS Office для более эффективной обработки на клиентской стороне (полученный документ может быть обработан, например, в MS Excel).

Обмен данными между сервером и клиентами базируется на стандартных низкоуровневых протоколах (TCP/IP), для удаленных клиентов требуется применение стандартных средств удаленного доступа (HTTP) и возможность выхода в Internet.

На серверной стороне дополнительно требуется установка только WEB-сервера (MS IIS 4), что не связано с существенными материальными затратами. WEB – сервер также обеспечит в ИАС дополнительные возможности хранения, обработки, поиска, публикации для клиентов документов нормативного характера, справочников и прочих документов и, в конечном итоге, создания документоориентированных БД.

Следующие типы взаимодействий рассматриваются отдельно и требуют индивидуальных архитектурных и технических решений:

  • взаимодействие серверов РИЦ и Федерального центра;
  • взаимодействие клиентов- “сборщиков данных” в организациях и сервера РИЦ.

Первый тип взаимодействия предназначен для репликации данных наФедеральный уровень, второй – для пополнения первичными данными БД РИЦ (или помещения их в контейнер).

При использовании на различных уровнях ИАС одинаковых или однотипных серверов БД задача репликации решается тривиально (средствами серверов), при этом необходимо обеспечить формальную идентичность структур БД на обоих уровнях (часть таблиц на региональном уровне может быть пустыми и не применяться в работе). Репликация из БД, реализованных на MS Access 97, требует разработки дополнительных служебных программных приложений.

Второй тип взаимодействия обеспечивается путем применения (с предварительной его централизованной разработкой) специального автоконвертера данных, выполняемого на сервере РИЦ (или сервере Федерального уровня – на 1 этапе).

Доставка данных “опроса” (или “сбора”) из учреждения выполняется средствами E-mail или простой транспортировкой файлов на дискетах.

Программные средства для сбора данных (DOS-“сборщик данных”) доставляется в учреждения аналогичным способом, а также может быть опубликован на WEB-сервере Федерального или регионального уровня и доставлен клиенту через Internet с помощью обычного браузера (выполнением функции download file).

Дополнительным аспектом взаимодействия в ИАС является поставка/доступ к данным других информационных систем, в том числе к централизованному информационному хранилищу Минобразования РФ.

Возможные ситуации: взаимодействие с БД и ИАС, расположенными на том же сервере, в ЛС центра, на удаленном сервере. Задача решается в каждом конкретном случае с учетом имеющейся специфики, но, в основном, стандартными средствами.

Основная часть взаимодействий данного типа планируется в рамках Intranet-сети Федерального центра.

7.2. Состав системных программных средств. Требования к Федеральной и региональной подсистемам

В состав системного программного обеспечения входит:

А) для Федеральной подсистемы:

  • Операционная система Windows NT/2000 – сервер, Windows 95/98/2000/NT – для клиента;
  • MS SQL Server 7.0 – только на сервере;
  • MS Internet Information Server 4.0 – только на сервере;
  • MS Office – на сервере, в дальнейшем – на отдельных клиентах, например, связанных с генерацией отчетов;
  • MS Internet Explorer 4.0 – на клиенте.

Б) для региональной подсистемы:

Зависит от варианта оснащения РИЦ.

В случае максимальной конфигурации – состав аналогичен рассмотренному выше.

В случае упрощенной конфигурации, может быть исключен MS SQL Server (или применена его упрощенная модификация), снижены требования к операционной системе, исключен WEB-сервер.

 Рис.1

 Рис.2

 Рис.3

 Рис.4

Источник: https://www.cbias.ru/terias/cont/system/struktur.htm

Гост р 52656-2006 информационно-коммуникационные технологии в образовании. образовательные интернет-порталы федерального уровня. общие требования, гост р от 27 декабря 2006 года №52656-2006

2.4.4. Федеральный уровень: Информационные системы федерального уровня предназначены для

ГОСТ Р 52656-2006

Группа П85

ОКС 35.240.99

Дата введения 2008-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования “Московский государственный технологический университет “Станкин” (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 “Информационно-коммуникационные технологии в образовании”

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N 422-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2006 г.

N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, Федерального закона Российской Федерации от 2 июля 2005 г.

N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”.

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”.

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует совершенствованию образовательных технологий, появлению новых форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга обучающихся к электронным образовательным ресурсам с использованием сети Интернет.

Интенсивное создание электронных образовательных ресурсов и развитие системы образовательных порталов обусловило необходимость разработки настоящего стандарта, который входит в комплекс стандартов “Информационно-коммуникационные технологии в образовании”.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к образовательным Интернет-порталам федерального уровня, соответствующие их функциональному назначению в системе образования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 7.82 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления

ГОСТ Р 52653 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.

Термины и определения

ГОСТ Р 52657 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные Интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов

ГОСТ Р 57193 Системная и программная инженерия.

Процессы жизненного цикла систем

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ Р 52653, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 образовательный Интернет-портал федерального уровня: Информационная система, предназначенная для доступа широкого круга пользователей к информационным ресурсам и услугам образовательного характера с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Примечания

1 Образовательный Интернет-портал федерального уровня является основой для развития открытого образования и применения новых форм электронного обучения.

2 Образовательный Интернет-портал федерального уровня может обеспечивать доступ к информационным ресурсам, содержащимся в базах данных других информационных систем, связанных с ним с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3 Информация, размещенная в Интернет-портале федерального уровня, может содержать систематизированные электронные образовательные ресурсы, метаданные, электронные документы нормативного и методического характера и другие сведения.

3.2 жизненный цикл электронного образовательного ресурса: Развитие электронного образовательного ресурса, начиная от замысла и заканчивая снятием с эксплуатации.

4 Общие положения

4.

1 Образовательный Интернет-портал федерального уровня относится к категории государственных информационных систем и должен разрабатываться с учетом действующих федеральных законов и правовых актов государственных органов.

4.

2 Информация, содержащаяся в образовательном Интернет-портале федерального уровня, является государственным информационным ресурсом. Основным наполнением образовательных Интернет-порталов федерального уровня являются электронные образовательные ресурсы и/или их метаданные.

4.

3 Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащиеся в образовательном Интернет-портале федерального уровня, должны соответствовать требованиям законов Российской Федерации в области технического регулирования.

4.

4 До начала эксплуатации образовательного Интернет-портала федерального уровня должны быть надлежащим образом оформлены права на использование его компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

4.

5 Требования к процессам жизненного цикла образовательного Интернет-портала федерального уровня должны соответствовать ГОСТ Р 57193.

4.

6 При использовании в образовательных Интернет-порталах федерального уровня электронных образовательных ресурсов или метаданных электронных образовательных ресурсов должна обеспечиваться их актуализация в течение всего жизненного цикла.

4.

7 Функции оператора образовательного Интернет-портала федерального уровня выполняет заказчик, заключивший государственный контракт на его создание, если иное не установлено в решении о создании данной государственной информационной системы.

4.

8 Защита общедоступной информации, содержащейся в образовательном Интернет-портале федерального уровня, может осуществляться только в целях обеспечения защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также реализации права на доступ к информации.

4.

9 Основной функцией образовательного Интернет-портала федерального уровня является обеспечение различных пользователей информационными ресурсами и услугами образовательного характера в соответствии с их индивидуальными потребностями с помощью системы сервисов.

4.

10 Для выполнения основной функции образовательный Интернет-портал федерального уровня должен содержать следующие типы сервисов:

– сервисы управления электронными образовательными ресурсами, предназначенные для поддержки жизненного цикла электронных образовательных ресурсов;

– сервисы обмена данными, обеспечивающие взаимодействие между Интернет-порталом и другими информационными системами;

– информационные сервисы, предназначенные для оповещения пользователей об изменениях и событиях в предметной области или области интересов пользователя как в содержимом Интернет-портала, так и в окружающей среде.

Пример – Информационный сервис “Новости”;

– коммуникационные сервисы, обеспечивающие функции обмена информацией и совместной работы пользователей и обслуживающего персонала Интернет-портала.

Пример – Коммуникационные сервисы “Форум”, “Электронная почта”;

– персонификационные (идентификационные) сервисы, обеспечивающие функции, необходимые для идентификации и/или, при необходимости, авторизации и аутентификации пользователей портала, а также адаптации визуального оформления и представления информации в соответствии с потребностями пользователя портала;

– навигационные сервисы, предназначенные для поиска и/или повышения эффективности поиска информации.

Пример – Навигационный сервис “Каталог”;

– статистические сервисы, реализующие функции сбора и анализа статистической информации, накапливаемой в процессе эксплуатации Интернет-портала и электронных образовательных ресурсов;

– лингвистические сервисы, предназначенные для адаптации визуального оформления и информационного представления образовательного контента Интернет-портала к естественному языку пользователя.

4.

11 Навигационные сервисы образовательного Интернет-портала федерального уровня должны функционировать с использованием метаданных электронных образовательных ресурсов.

4.

12 Рубрикация информационных ресурсов, размещаемых на образовательном Интернет-портале федерального уровня, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52657 и ГОСТ 7.82.

УДК 681.118.087:006.354ОКС 35.240.99П85
Ключевые слова: образовательный портал федерального уровня, информационная система, образовательное пространство, система образования, электронный образовательный ресурс

Электронный текст документа

подготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальное издание

М.: Стандартинформ, 2018

Источник: http://docs.cntd.ru/document/464655459

Федеральные информационные системы

2.4.4. Федеральный уровень: Информационные системы федерального уровня предназначены для

“Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2012, N 1

Для обеспечения информационной открытости деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, повышения качества и доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг Постановлением N 861 утверждены Положение о Федеральной государственной информационной системе “Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)” и Правила ее ведения (далее – федеральный реестр), а также Положение о Федеральной государственной информационной системе “Единый портал государственных и муниципальных услуг” (далее – единый портал). О том, какие сведения включаются в федеральный реестр, кем они формируются и в каком порядке размещаются на едином портале, расскажем в этой статье.

Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 “О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)”.

Федеральный реестр

Федеральный реестр – это информационная система, созданная для ведения в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, а также функций по осуществлению государственного и муниципального контроля (надзора). Данный реестр состоит из четырех разделов.

Раздел А “Реестр государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов” содержит сведения:

а) о государственных услугах, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов;

б) об услугах, предоставляемых участвующими в предоставлении государственных услуг учреждениями (организациями) и включенных в утверждаемый Правительством РФ перечень услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов;

в) об услугах, предоставляемых государственными учреждениями и иными организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), и включенных в утверждаемый Правительством РФ перечень таких услуг;

г) о функциях, исполняемых федеральными органами исполнительной власти.

Раздел Б “Реестр государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти субъектов РФ” содержит сведения:

а) о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;

б) об услугах, предоставляемых участвующими в предоставлении государственных услуг учреждениями (организациями) и включенных в утверждаемые высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ перечни услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;

в) об услугах, предоставляемых государственными учреждениями и иными организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), и включенных в утверждаемые высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ перечни таких услуг;

г) о функциях, исполняемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Раздел В “Реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления” содержит сведения:

а) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления;

б) об услугах, предоставляемых участвующими в предоставлении муниципальных услуг учреждениями (организациями) и включенных в утверждаемые представительными органами местного самоуправления перечни услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления;

в) об услугах, предоставляемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), и включенных в утверждаемые представительными органами местного самоуправления перечни таких услуг;

г) о функциях, исполняемых органами местного самоуправления.

Справочная информация содержит информацию о федеральных органах исполнительной власти, органах государственных внебюджетных фондов, исполнительных органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, предоставляющих услуги (исполняющих функции), учреждениях (организациях), участвующих в предоставлении услуг или предоставляющих услуги на основании государственного (муниципального) задания (заказа), а также о местах предоставления услуг.

Формирование сведений об услугах (функциях) и представление их для размещения в федеральном реестре осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (далее – участники информационного взаимодействия), действующие на основании административных регламентов и стандартов предоставления услуг (п. 7 Положения о федеральном реестре ).

Положение о федеральной государственной информационной системе “Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)”, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 861.

К сведению. Требования к структуре административного регламента и стандарту предоставления государственных и муниципальных услуг утверждены Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

Участники информационного взаимодействия определяют лиц, ответственных за размещение сведений в федеральном реестре, а также лиц, ответственных за согласование сведений, осуществляют согласование представленных сведений, организуют получение ответственными лицами ключей электронной подписи и ключей проверки электронных подписей (п. 13 Положения о федеральном реестре).

Ответственные лица размещают сведения об услугах (функциях) в разделах федерального реестра путем заполнения его электронных форм.

Представление и согласование этих сведений заверяются электронной подписью соответствующего ответственного лица. При этом руководители и ответственные лица участников информационного взаимодействия несут ответственность за полноту и достоверность сведений, а также за соблюдение порядка и сроков их представления (п. п. 14, 15 Положения о федеральном реестре).

Выполнение операций по заполнению электронных форм федерального реестра и осуществление согласования размещаемых в нем сведений могут быть возложены на одно ответственное лицо (п. 4 Правил ведения федерального реестра ).

Правила ведения федеральной государственной информационной системы “Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)”, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 861.

Обратите внимание! В случае если федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении федерального министерства, сведения, размещаемые ими, должны быть согласованы с указанным министерством.

Однако если указанные органы самостоятельно разрабатывают и осуществляют меры по реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности, то сведения представляются этими органами в электронной форме непосредственно в уполномоченный орган по ведению федерального реестра без согласования с федеральным министерством (п. 8 Правил ведения федерального реестра).

Уполномоченным органом по ведению информационного ресурса федерального реестра является Минэкономразвития, а оператором федерального реестра – Минкомсвязи.

Уполномоченный орган выполняет следующие функции (п. 11 Положения о федеральном реестре):

а) утверждает по согласованию с оператором федерального реестра:

  • методические рекомендации о порядке заполнения электронных форм федерального реестра сведениями об услугах (функциях);
  • методические рекомендации по обеспечению размещения в федеральном реестре сведений, содержащихся в разд. Б и В (в том числе в части справочной информации);
  • правила формирования уникального реестрового номера услуги (функции);

б) осуществляет ведение разд. А (размещает в федеральном реестре поступившие от участников информационного взаимодействия сведения об услугах (функциях) после проверки их содержания на предмет полноты и достоверности, вносит в них изменения и исключает сведения из реестра);

в) определяет по согласованию с оператором федерального реестра направления развития информационного ресурса федерального реестра;

г) осуществляет мониторинг и анализ сведений об услугах (функциях), размещенных в федеральном реестре;

д) обеспечивает участников информационного взаимодействия методической поддержкой по вопросам работы с федеральным реестром, в том числе организует обучение ответственных за работу с федеральным реестром лиц.

Оператор федерального реестра, в свою очередь, публикует сведения об услугах (функциях), содержащихся в федеральном реестре, на едином портале и обеспечивает круглосуточный доступ граждан и организаций к указанным сведениям, сохранность данной информации и невозможность ее несанкционированного изменения, а также организует доступ к федеральному реестру ответственных лиц участников информационного взаимодействия и их информационную поддержку по техническим вопросам и обеспечивает фиксирование и хранение сведений о фактах размещения ответственными лицами сведений об услугах (функциях) в федеральном реестре (п. 12 Положения о федеральном реестре).

Информационный ресурс

Информационный ресурс федерального реестра составляют следующие сведения:

  • о государственной (муниципальной) услуге, услуге учреждения (организации);
  • о государственной (муниципальной) функции;
  • сведения, содержащиеся в разделе справочной информации.

Рассмотрим, какая информация содержится в этих сведениях.

Перечень сведений о государственной (муниципальной) услуге учреждения (организации) приведен в Приложении 1 к Положению о федеральном реестре и включает в себя:

  • наименование услуги;
  • уникальный реестровый номер услуги и дату размещения сведений о ней в федеральном реестре;
  • наименование федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления или учреждения (организации) (далее – органы власти), предоставляющего услугу;
  • наименования органов власти, участвующих в предоставлении услуги;
  • перечень и тексты нормативных правовых актов, регулирующих предоставление услуги, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;
  • способы предоставления услуги;
  • описание результата предоставления услуги;
  • категорию заявителей, которым предоставляется услуга;
  • сведения о местах, в которых можно получить информацию о правилах предоставления услуги, в том числе телефоны центра телефонного обслуживания граждан и организаций;
  • срок предоставления услуги и срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления услуги;
  • срок, в течение которого заявление о предоставлении услуги должно быть зарегистрировано;
  • максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении услуги лично;
  • основания для приостановления либо отказа в предоставлении услуги (если это предусмотрено законодательством РФ);
  • документы, подлежащие обязательному представлению заявителем для получения услуги, способы получения этих документов заявителем и порядок их представления;
  • документы, необходимые для предоставления услуги, находящиеся в распоряжении органов власти;
  • формы заявлений о предоставлении услуг и иных документов, необходимых для обращения за получением услуги в электронной форме;
  • сведения о возмездности (безвозмездности) предоставления услуги, правовых основаниях и размерах платы, взимаемой с заявителя (с указанием методики расчета платы и нормативного правового акта, которым она утверждена);
  • показатели доступности и качества услуги;
  • информацию о внутриведомственных и межведомственных административных процедурах, подлежащих выполнению органом, предоставляющим услугу;
  • сведения о допустимости (возможности) и порядке досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, учреждения (организации), предоставляющего услугу;
  • дату и основания внесения изменений в сведения об услуге, содержащиеся в федеральном реестре;
  • технологическую карту межведомственного взаимодействия (при наличии указанного взаимодействия с органами, участвующими в оказании услуги).

В Перечень сведений о государственной (муниципальной) функции входит следующая информация (Приложение 2 к Положению о федеральном реестре):

  • наименование функции;
  • наименование органа власти, исполняющего функцию;
  • наименования органов власти, с которыми осуществляется взаимодействие при исполнении функции;
  • перечень и тексты нормативных правовых актов, регулирующих исполнение функции, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;
  • предмет государственного и муниципального контроля (надзора);
  • права и обязанности должностных лиц при осуществлении контроля (надзора);
  • права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору);
  • описание результата исполнения функции;
  • категории лиц, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю (надзору);
  • сведения о местах, в которых можно получить информацию о порядке исполнения функции, в том числе телефоны центра телефонного обслуживания граждан и организаций;
  • срок исполнения функции (с учетом межведомственного взаимодействия);
  • основания для приостановления и его предельно допустимая продолжительность для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в рамках исполнения функции;
  • информацию о внутриведомственных и межведомственных административных процедурах, подлежащих выполнению в рамках исполнения функции;
  • сведения о допустимости (возможности) и порядке досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего функцию;
  • технологическую карту межведомственного взаимодействия (при наличии указанного взаимодействия с органами, участвующими в оказании услуги).

В разделе справочной информации размещаются:

  • почтовый адрес и адрес местонахождения органов власти (в том числе их территориальных органов, а также учреждений), предоставляющих услуги (исполняющих функции);
  • сведения о структурных подразделениях органов власти, предоставляющих услугу (исполняющих функцию), и их руководителях, ответственных за ее предоставление;
  • сведения о руководителях учреждений (организаций), предоставляющих услуги, которые включены в утверждаемые в установленном порядке перечни;
  • сведения о руководителях учреждений и организаций, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ) на предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • номера справочных телефонов, факсов, адреса официальных сайтов в сети Интернет, адреса электронной почты, графики работы органов и учреждений (организаций), предоставляющих услуги (исполняющих функции);
  • сведения о платежных реквизитах органов и учреждений (организаций), предоставляющих платные (возмездные) услуги.

Единый портал государственных и муниципальных услуг

Для того чтобы заявитель смог осуществить доступ к информации о государственных (муниципальных) услугах, размещенной в федеральном реестре, и получить указанные услуги в электронном виде, создана информационная система – единый портал.

Чтобы подать заявление о предоставлении государственной услуги, заявитель должен пройти процедуру регистрации и авторизации на едином портале в порядке, предусмотренном оператором единого портала по согласованию с Минэкономразвития (п. 9 Положения о едином портале ).

Положение о федеральной государственной информационной системе “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)”, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 861.

К сведению. Регистрация и авторизация на едином портале осуществляются с использованием информационной системы идентификации и аутентификации, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 08.06.

2011 N 451 “Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме”.

Подача заявления и документов в электронной форме с использованием единого портала осуществляется путем заполнения соответствующих интерактивных форм заявлений и документов.

С использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия эти заявления и документы направляются в информационные системы органов власти и учреждений (организаций), предоставляющих услуги (п. п.

11, 13 Положения о едином портале).

Просматривая информацию, содержащуюся в информационной системе, с использованием единого портала, можно будет следить за ходом рассмотрения заявления и получать результат предоставления услуги (документ или информацию в электронной форме).

Оператором единого портала является Минкомсвязи (п. 2 Положения о едином портале), которое публикует сведения из федерального реестра в следующем порядке (п. 4 Положения о едином портале):

  • сведения из разд. А федерального реестра публикуются оператором на едином портале в электронной форме в течение одного календарного дня со дня подписания их электронной подписью ответственного лица уполномоченного органа по ведению информационного ресурса федерального реестра;
  • сведения из разд. Б и В – в течение одного календарного дня со дня прохождения формально-логической проверки, предусмотренной Правилами ведения федерального реестра;
  • сведения из раздела, содержащего справочную информацию, – в течение одного календарного дня со дня их подписания электронной подписью ответственного лица федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда или уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Порядок оплаты государственной пошлины или иной платы за предоставление услуг с использованием единого портала (в электронной форме) устанавливается Минкомсвязи по согласованию с Федеральным казначейством (п. 16 Положения о едином портале).

Региональные порталы государственных услуг (функций)

Исполнительным органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций), которые должны обеспечивать доступ заявителей к сведениям о предоставляемых ими услугах, а также предоставление данных услуг в электронной форме.

Требования к региональным порталам государственных услуг (функций) утверждены Постановлением N 861, однако сказано, что высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные требования, не противоречащие установленным.

Т.Шильникова

Редактор журнала

“Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение”

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/5358-federalnye-informacionnye-sistemy

Medic-studio
Добавить комментарий