2. История возникновения, становления и развития психогенетики как

История психогенетики Лекция 2 История психогенетики

2. История возникновения, становления и развития психогенетики как

История психогенетики

Лекция № 2. История психогенетики. План лекции: • Предпосылки возникновения науки «психогенетика» . • Развитие науки «психогенетика» за рубежом. Вклад Ф. Гальтона в развитие науки. • Развитие науки «психогенетика» В России.

1. Предпосылки возникновения науки «психогенетика» . Психогенетика (ПГ) сложилась недавно, но имеет истоки: Теория эволюции Дарвина: 3 мех-ма эволюции: У особей внутри каждого вида существует изменчивость по морфологическим и физиологическим признакам, + эта изменчивость возникает случайным образом.

Эта изменчивость наследуется – передается от поколения к поколению (наследственность). Существует ограниченность ресурсов необходимых данной популяции => борьба за выживание. Выживает наиболее приспособленный, оставляет более приспособленное потомство (естественный отбор). Эта теория вначале не была принята.

Была слитная теория – если человек высокий + низкий – потомство среднее. Наследственное в-во – кровь, отсюда чистокровный, полукровка. В 1859 г. Дарвин издает книгу о происхождении видов путем естественного отбора. Книга – основа определения движущих сил психики животных и ч-ка. (история развития генетики ч-ка).

1. 2. 3.

Чарльз Дарвин родился 12 февраля 1809 года в Шрусбери, графство Шропшир, в родовом имении Маунт Хаус (англ. Mount House)[3]. Пятый из шести детей состоятельного врача и финансиста Роберта Дарвина англ. Robert Darwin и Сьюзанн Дарвин (англ. Susannah Darwin) (урождённая Уэджвуд англ. Wedgwood). Он является внуком.

Эразма Дарвина по отцовской линии и Джозайи Веджвуда по материнской. Оба семейства в значительной части принимали унитарианство, однако Уэджвуд были адептами англиканской церкви.

Сам Роберт Дарвин был достаточно свободных взглядов, и согласился с тем, чтобы маленький Чарльз получил причастие в Англиканской церкви, но в то же время Чарльз и его братья вместе с матерью посещали Унитарианскую церковь.

К тому времени как он поступил в дневную школу в 1817 году, восьмилетний Дарвин уже приобщился к естественной истории и коллекционированию. В этом году, в июле, умирает его мать. С сентября 1818 года он вместе со старшим братом Эразмом(англ. Erasmus Alvey Darwin) посещает ближайшую Англиканскую Шрусберскую школу (англ.

Shrewsbury School) как пансионер. Перед тем как отправиться со своим братом Эразмом в университет Эдинбурга, летом 1825 года, он выступает в роли ассистента-ученика и помогает отцу в его медицинской практике, оказывая помощь беднякам Шропшира.

2. Развитие науки «психогенетика» за рубежом. Вклад Ф. Гальтона в развитие науки. Начало психогенетики как науки об этиологии индивидуальных различий больше всего связано с именем английского ученого Ф. Гальтона, двоюродного брата Ч. Дарвина, разносторонне образованного ч-ка.

В 1865 он опубликовал статью «Наследственный талант и характер» , положившую начало серии работ по наследственности у ч-ка, в том же году, когда Г. Мендель в Брюннском обществе естествоиспытателей доложил об открытых им законах наследственности. А в 1869 вышла в свет книга Гальтона «Наследственный гений: исследование его законов и последствий» .

В этой книге он пытался решить проблему наследуемости одаренности, анализируя родословные выдающихся деятелей науки, юриспруденции, спорта, военного дела, искусства и т. д. с помощью генеалогического метода психогенетики.

Выделив три степени даровитости и одновременно использовав экзаменационные оценки, полученные поступавшими в Королевскую военную коллегию, он применил к этому материалу уже существовавший тогда закон Кетле «закон уклонения от средних величин» .

Психология Известен своими исследованиями человеческого интеллекта. Им он посвятил целую книгу «Исследование человеческих способностей и их развитие» , в которой описаны основы психологического тестирования.

Генетика Занимался вопросами наследственности, первым начал изучение однояйцевых близнецов. Обнаружил, что некоторые человеческие признаки явственно передаются по наследству. Развивал учение о наследственной обусловленности индивидуальнопсихологических различий между людьми. Именем Ф.

Гальтона Жозеф Декен назвал род растений Гальтония (Galtonia) Decne. семейства Гиацинто вые.

Результаты: люди выдающейся даровитости по отношению к посредственности стоят настолько же высоко, насколько идиоты стоят ниже ее. Мало людей сильно одаренных и слабоумных – в основном одинаковое кол-во. Второй факт –снижение числа даровитых со снижением степени родства – это Гальтон констатировал вполне отчетливо, как доказательство наследственной природы таланта.

Биологической теорией для объяснения полученных свидетельств наследуемости послужила теория пангенезиса Дарвина. Согласно ей, ч-к, как и любой живой организм, состоит из бесчисленного кол-ва независимых частиц – геммул, которые управляются исключительно естественным сродством друг с другом, что и определяет строение живущей формы.

Проблема наследственности стала центральной в научных интересах Гальтона.

В 1876 – статья «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания» , утверждавшая метод близнецов в психогенетике.

В статье обсуждаются и вопросы биологии многоплодия, близнецовый метод генетики, и полученные с его помощью данные о роли природы и воспитания в формировании индивидуальных особенностей людей.

К тому времени уже существовали гипотетические представления о том, что близнецы бывают двух типов моно- и дизиготные.

Гальтону эти работы были, очевидно, неизвестны, и он самостоятельно сформулировал гипотезу о том, что слово «близнецы» объединяются двумя совсем разными феноменами: развитие детей из разных или из одного яйца. Т. е речь идет о монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецах. Факт их существования Гальтон и использовал, впервые в науке, как метод для оценки влияния природы и воспитания.

В 1884 в Лондоне проходила международная выставка. Гальтон открыл там антропометрическую лабораторию за год туда вошло 93337 человек – первое массовое исследование.

Он измеряет: – конституциональные параметры (рост, вес, пропорции); – сенсомоторные (время реакций на визуальные и звуковые стимулы, острота зрения и слуха), по каждому параметру им были получены три показателя: низкий, средний, высокий. Вставал вопрос, что делать с полученными данными. В итоге получили: 1.

З-н распределения – Гаускую (Гаус) прямую – межиндивидуальная вариативность – базовая описательная статистика, позволяющая сравнивать группы. 2. Далее, возможность рассмотреть взаимосвязь му характерами при помощи коэффициента корреляции (находка Гальтона), разработан учениками Гальтона.

Коэффициент корреляции позволяет посмотреть взаимовлияние. Изменяется от -1 до 1. если = 1, то ранговые места совпадают – ч-к имеющий большой рост имеет и большой вес. Если– 1, то чем ниже рост, тем больше вес – нет соответствия рангов, нет взаимосвязи. 3.

Факторный анализ – путем математической процедуры можно попытаться вычленить некие факторы, к-е мы не измеряем, но к-е могут влиять на измеряемые факторы. Сведение всех хар-к к некоторым факторам (меньшему кол-ву) – фактор, лежащий в основе.

В 1883 Евгеника – наука о рождении лучшего, соотношение науки и этики (Гальтон) метод искусственной селекции ч-ка. Делится на: 1. Позитивную (Гальтон) – больше помощи бракам, дающим ценное для общества потомство. 2. Негативное (Флоренский) – создавать препятствия для браков, дающих дефектное потомство. Евгеника – социальная программа.

Информированность о дефектах генетических. Если ч-ка информировать – он, возможно не захочет оставлять большое потомство. В начале 20 – го века Евгеника претерпевает деформацию: в 24 г. – эмиграционный з-н об ограничении въезда латинцев в штате Индиана, з-н о стерилизации шизофреников, алкоголиков. Подобные з-ны в 33 -е г. – Германия.

Далее геноцид евреев, русских, поляков. В этом проявлении Евгеники, ничего не остается от изначальной идеи Все эти работы позволили В. Томпсону и Г. Уайльду утверждать, что Ф.

Гальтон с большим правом, чем кто-либо другой, может быть назван основателем генетики поведения, а его работы вместе с работой Дарвина отнесены ими к I фазе истории генетики поведения.

II ФАЗА – до конца 30 -х годов 20 столетия замечательна успехами в методологии психогенетического исследования. Главное здесь: 1. Появление надежных способов диагностики зиготности близнецов, благодаря чему стало возможным оформление современного близнецового метода как сопоставления моно – и дизиготных пар. 2.

Развитие статистических способов оценки сходства му родственниками, в частности появление продукт-момент корреляции К. Пирсона. Когда речь идет не об альтернативном признаке (например, шестипалости у людей), а о количественном, т. е.

о таком, который присущ всем членам популяции, только с разной степенью выраженности (например, баллы IQ), возможность количественно оценить сходство и различие в парах людей с разной степенью родства приобретает решающее значение. Корреляции Пирсона, а затем работы Фишера и Райта обеспечили решение этой задачи.

Их работы вмести с работами Гальтона положили начало генетики количественных признаков (биометрической генетики), предполагающей решение генетических проблем вариационно- статистическими методами.

Это был важный момент в истории генетики поведения, ибо нормальные поведенческие признаки, контролируемые большим числом генов, просто не могли изучаться в рамках менделевской генетики, имевшей дело с качественными, альтернативными признаками.

В те же десятилетия появилась и стала развиваться психологическая диагностика. Немецкий психогенетик Х.

фон Браккен отметил еще один методический успех того периода – появление метода сравнения раздельно выросших монозиготных близнецов (своеобразного «критического эксперимента» психогенетики). В то же время интенсивно шли работы по генетике поведения животных. III фаза – до конца 60 -х годов.

Этап накопления имперических данных. В 1958 вышла работа «Среда, наследственность и вопрос «как» » американской исследовательницы А. Анастази.

Она сыграла важную роль в оформлении самой постановки вопроса: от бытовавшего ранее стремления (хотя не всегда четко формулируемого) выяснить, что в психике ч-ка от наследственности, а что – от среды. Анастази предложила перейти к вопросу о том, как взаимодействуют эти два фактора в формировании тех или иных психологических функций.

На третьем этапе проводились генетические исследования интеллекта и разных форм умственных дефектов и психиатрических заболеваний, интенсивно изучалась генетика поведения животных. Вышли четыре больших публикации. IV этап современного развития.

Переосмысление данных. По мере интенсификации исследований не только накапливаются позитивные знания, но и обнаруживаются ограничения экспериментальных математических методов, противоречия в эмпирическом материале, появляются новые объекты изучения.

Последние десятилетия в психогенетике ознаменовались и строгим выявлением дефектов некоторых методов (нр близнецового) и серьезной экспериментальной проверкой этих сомнений.

Доминировавший интерес к психогенетическому исследованию интеллекта, постепенно вытесняется изучением изменчивости других характеристик индивидуальности: когнитивных стиле, особенностей темперамента и личности, психофизиологических признаков, а главное – генетических и средовых детерминант индивидуального развития.

Средовые условия понимаются широко, зависит от того, с т. зр. какой науки рассматриваются. В ПГ – все типы средовых влияний: и психологическое, и экономическое и т. д. есть среда, делающая людей внутри семьи похожими и не похожими:

1. Общая среда – те типы влияний, к-е одинаковые для членов одинаковых пар родственников. Что для семьи общая среда – соц. Экономический статус семьи. Для детей – общее отношение родителей к детям, школа (если она общая для обоих) и т. д. 2.

Индивидуальная среда – типы среды, к-е различны у разных членов одной семьи. Если девочка и мальчик – у родителей разные требования, ожидания к ним, разный возраст, разные друзья и р. д. , если МЗ – влияние среды будет и отношение друг к другу.

Формируются новые методы, совершенствуется статистический аппарат, создаются общие модели влияния на различных людей.

3. Развитие науки «психогенетика» В России. Первое в России исследование наследуемости психологических качеств принадлежит академику Петербургской Академии наук К. Ф. Вольфу (1834 – 1894).

Он занимался «теорией уродов» , в частности, вопросом о передаче дефектов потомству, но писал и о возможности наследования других особенностей, прежде всего темперамента. 1891 г – первая русская работа о близнецах, приватдоцент педиатрии Московского университета Н. Ф.

Миллер, «О гомологических близнецах» . Происхождение индивидуальных особенностей интересовало и крупных российских антропологов и педагогов.

В двухтомнике Ушинского есть спец. глава «Наследственность привычек и развитие инстинктов» . Он признавал возможность наследования приобретенных привычек.

К характеру же Ушинский относил индивидуальные особенности «в мыслях, наклонностях, желаниях и поступках» и считал, что среди них есть и продукты его собственной жизни ч-ка и продукты наследственных наклонностей и особенностей.

Позднее Ушинский пришел к выводу, что наследственно передается не сама привычка, а нервные задатки ее, которые могут впоследствии, в зависимости от обстоятельств, либо развиться, либо заглохнуть.

Как самостоятельная экспериментальная научная дисциплина генетика в России стала развиваться после 1917 г. , когда появились первые научные учреждения, специализированные журналы, фундаментальные труды российских генетиков. К 1919 г.

в Петроградском университете была создана первая в России кафедра экспериментальной зоологии и генетики, руководителем которой стал Ю. А. Филипченко (1882 – 1930) – один из основоположников отечественной генетики.

Изучение наследственности психологических особенностей человека проводилось в двух исследовательский учреждениях: в созданном в 1921 г. Бюро по евгенике (Петроград) и в Медико – биологическом институте, организованном в Москве в 1924 г. Руководителем Бюро по евгенике также был Филипченко. В 1922 г.

вышел первый номер «Известий Бюро по евгенике» , посвященный 100 -летию Гальтона.

В нем сформулировали задачи Бюро: изучение вопросов наследственности с помощью анкет, обследований, экспедиций; распространение в широких народных массах сведений о законах наследственности у ч-ка и о целях и задачах евгеники; советы евгенического характера, желающим вступить в брак и вообще всем интересующимся своей наследственностью. Сотрудники Бюро разработали анкеты для сбора генеалогических сведений у разных групп населения. Всего было три выпуска журнала.

В 1928 г в Медико-биологическом институте была организована Кабинет-лаборатория наследственности и конституции ч-ка, которую возглавил С. Г. Левит, в 1935 институт был преобразован в Медикогенетический институт им. Горького, Левит стал его директором, но в 1937 был арестован, а институт расформирован.

В институте был разработан новый и впервые истинно научный подход к генетике чка вообще, его психологических особенностей в частности. Левит начал с утверждения о том, что генетика ч-ка, как и другие частные главы генетики, способна обогатить общую генетику.

Достоинства человека как генетического объекта автор усматривал в следующем: в почти полном отсутствии естественного отбора, что должно привести к «огромному накоплению» менделирующих признаков, в возможности относительно точно изучать генетику психических особенностей, главным образом психических аномалий, в гораздо большей изученности физиологии и морфологии. Далее Левит проанализировал преимущества близнецового метода по сравнению с генеалогическим и статистическим. Одну из задач института Левит видел во всестороннем развитии близнецового метода, предполагая при этом, что работа с близнецами будет «бессрочной» – от рождения до смерти, и изучаться будут все доступные исследованию признаки. Такая работа началась в 1929 г.

Близнецовым исследованиям анатомии, физиологии, патологии и психологии полностью посвящен том 3 «Трудов» института 1934 г. основные результаты работы были опубликованы в 1936 в четвертом томе «Трудов» , теперь уже Медико-генетического института им. Горького.

судя по данным, содержащимся в частности в статье Левита, исследованиями, проводившимися в институте, были охвачены 1350 пар близнецов; использовались и развивались три основных метода: клиникогениалогический, патологический, близнецовый, и соответственно три основных области исследований: патология, биология и психология. Эти суммировавшие и обозначавшие перспективу работы Левита существенно отличны от всего предыдущего. Именно они, вместе с экспериментальными исследованиями этого института, положили начало науки психогенетики в России.

В экспериментальных исследованиях наиболее систематических и психологически содержательных было два: 1. Начатое А. Р. Лурия – целью было выяснение тренируемости комбинаторных функций ребенка, влияние их тренировки на другие психические процессы, устойчивость полученных эффектов. 2. Работа М. С.

Лебединского, это первая отечественная работа с определенным психологическим контекстом, содержащая анализ и общей методологии, и конкретных методов психологического исследования. Здесь обзор проведенных к тому времени близнецовых исследований.

Продемонстрированы все ограничения близнецового метода вообще и применительно к психологическим признакам в частности. Работа Лебединского вместе с другими работами, был очень хорошим началом содержательных психогенетических исследований в России.

Трагические 30 -е оборвали их на многие годы, и второе дыхание генетика поведения получила в нашей стране только в конце 60 -х.

Восстановление систематических исследований по психогенетике можно датировать концом 1972 г. , тогда в Институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР на базе лаборатории дифференциальной психофизиологии, которой руководил Б. М. Теплов, а после его смерти – В. Д.

Небылицын, была создана первая лаборатория, специальной задачей которой стало изучение наследственных основ индивидуально – психологических и психофизиологических различий.

В первые годы в центре внимания лаборатории находилась проблема этиологии свойств нервной системы, в дальнейшем основными объектами исследования стали психофизиологические признаки и психогенетика индивидуального развития.

Единственные в отечественной психогенетике популяционные исследования на изолятах Дагестана и в аулах Туркмении проведены были под руководством академика Дубинина, К. Б. Булаевой. Она исследовала широкий спектр признаков (соматических, психофизиологических и т. д.

) в девяти селениях Дагестана, принадлежащих к пяти этническим группам с разной степенью изолированности, разной этнокультурной и экологогеографической средой. Наиболее существенны два полученных ею факта: 1.

Повышение и фенотипической и генетической изменчивости в наиболее изолированных и аутбредных (популяции, в которых отсутствуют браки му родственниками) популяциях и снижение того и другого в умеренно изолированных. 2.

В общей дисперсии всех исследованных признаков доля внутрипопуляционной именчивости существенно выше, чем межпопуляционной. Популяционный метод был использован и Анохиным для исследования электроэнцефалограммы.

Рекомендуемая литература 1. . Александров А. А. Психогенетика: Учебное пособие / А. А. Александров. — СПб. : Питер, 2007. — 192 с. 2. Асанов А. Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. Ю. Асанов, Н. С. Демикова, С. А.

Морозов; Под ред. А. Ю. Асанова. — М: Издательский центр «Академия» , 2003. — 224 с. 3. Лучинин А. С. Психогенетика: учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений /А. С. Лучинин. — М. : Изд. -во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 158 с. — (Конспекты лекций для медицинских вузов). 4. Равич-Щербо И. В.

Психогенетика. Учебник /И. В. Равич. Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич -Щербо. — М. : Аспект Пресс, 2002. — 447 с. 5. Шевченко В. А. Генетика человека: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /В. А. Шевченко, Н. А. Топорнина, Н. С. Стволинская. — М. : Гуманит. изд.

Центр ВЛАДОС, 2002 с.

Источник: https://present5.com/istoriya-psixogenetiki-lekciya-2-istoriya-psixogenetiki/

История развития психогенетики

2. История возникновения, становления и развития психогенетики как

ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО – ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» в г. Череповце  

Факультет Психологии, педагогики и права

Специальность: Психология 

Заочное отделение   

Контрольная работа    

Дисциплина: Психогенетика

По теме: История развития психогенетики     

Студентки 3 курса

Малининой Виктории Леонидовны                    

г. Череповец, 2011г.

     

 

     Введение

     Этапы развития психогенетики

     История развития генетики поведения в России

История близнецовых исследований

Заключение

     Список использованной литературы

Введение

 

     Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой.

Предметом ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам.

В последние годы в сферу психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.

     Она решает вопрос о происхождении человеческой индивидуальности, о существовании «первичных», «исходных» особенностей психики человека, предшествующих приобретаемому опыту, во-первых, и о возможном влиянии генов на динамику психического развития, его индивидуальные траектории, смену возрастных периодов и т.д. во-вторых.

     Решение этих вопросов определяет конкретно-научную методологию и, кроме того, оказывается встроенным в общее мировоззрение человека.

Оно важно и для решения прикладных задач, связанных с диагностикой и с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка и взрослого.

Неверное решение, неправильное понимание экспериментальных данных психогенетики приводит к социально нежелательным последствиям – от игнорирования педагогом индивидуальности ученика до расистских теорий.

     Психогенетика изучает вопросы наследования поведенческих признаков и психологических функций в популяциях, и по определению эта наука озабочена не отдельными индивидуальностями, а их разнообразием, т.е.

популяционной изменчивостью (вариативностью, дисперсией) изучаемого признака.

Ее интересуют вопросы, касающиеся характеристик распределения индивидуальных значений по изучаемому признаку в популяции, + вопросы о том, влиянием каких факторов – генетических или средовых – можно объяснить наблюдаемую изменчивость.

     Генетика поведения человека сравнительно недавно сложилась как самостоятельная научная дисциплина, и тем не менее она имеет свою богатую предысторию, тесно переплетенную с развитием генетики человека.

История генетики достаточно подробно описана, поэтому в данном реферате мы рассмотрим только на событиях, непосредственно связанных со становлением генетики поведения как самостоятельной науки в России.

     Теория эволюции Ч.Дарвина – один из истоков генетики поведения человека.

Появление эволюционной теории дало толчок к исследованию феномена наследственности, поскольку в основе механизма эволюции лежат изменчивость, наследственность и естественный отбор.

Появление теории эволюции привлекло внимание исследователей к феномену наследственности, поскольку он играет существенную роль в эволюционном процессе.

  1. Этапы развития психогенетики

 

     В истории развития генетики поведения человека можно, конечно достаточно условно, выделить четыре основных периода:

  1. Зарождение генетики поведения человека. Огромную роль на этом этапе развития генетики поведения сыграли работы Ф.Гальтона. Его работы посвящены не только эмпирическим исследованиям наследственности поведения человека, но и разработке основных методических приемов для изучения наследования психологических характеристик. На этом этапе были определены основные подходы и понятия генетики поведения человека.
  2. Становление генетики поведения человека как самостоятельной научной дисциплины. Этот этап характеризуется созданием концепции множественных факторов, которая объединила подходы генетиков и биометриков. Концепция множественных факторов опирается на представление о том, что менделевский механизм дискретного наследования применим и к непрерывно распределенным сложным признакам. Фундаментальное положение концепции заключается в том, что полигенные различия между индивидами могут приводить к фенотипическим различиям.
  3.     Этап накопления эмпирического материала. На этом этапе были разработаны достаточно надежные методы идентификации зиготности близнецов, что повлекло за собой значительное увеличение близнецовых исследований. В это же время впервые были использованы методы приемных детей и разлученных близнецов. Этот этап с 20-х по 60-е годы характеризуется разработкой основных методов генетики поведения и накоплением обширного эмпирического материала.

     С 1960 года, с момента создания «Ассоциации генетики поведения» можно начинать отсчет четвертого современного этапа развития генетики поведения.

С этого момента начинается бурное развитие генетических исследований разнообразных психологических признаков. В начале 80-х годов интерес исследователей привлекают возможности генетики поведения для изучения среды.

В эти же годы центральное место в генетике поведения занимает проблема развития. Появляются и новые методы исследования.

  1. История развития психогенетики

 

     Евгеническое движение.

     19 ноября 1921 года в Институте экспериментальной биологии прошло первое заседание российского научного евгенического общества. На этом заседании председателем общества был избран выдающийся биолог Н.К.Кольцов. В дальнейшем в работе общества принимали участие не только биологи, медики, но и представители других наук, в том числе и психологи. Так, например, в 1922 году Г.И.

Челпанов, основатель первого российского института психологии, дважды выступал с докладами на заседании Русского Евгенического общества. На 20-м заседании общества в феврале 1922 года он выступил с докладом «Значение Гальтона для современной научной психологии», а в марте им был сделан доклад на тему «Проблема культуры талантов (роль наследственности и воспитания)». Г.И.

Челпанов был далеко не единственным психологом, принимавшим участие в работе Русского евгенического общества. Так, в 1923 году с докладом «К вопросу об экспериментально-психологическом исследовании лиц особо одаренных в интеллектуальном отношении» на заседании общества выступал А.П.Нечаев, несколько позже – Г.И.

Россолимо с докладом «Взгляд на современное положение вопроса об исследовании интеллектуальных способностей».

     Своими главными задачами Русское Евгеническое общество считало:

     1) изучение законов наследственной передачи разных свойств, как нормальных, так и патологических;

     2) установление наследственных различий по нормальным и патологическим свойствам разных профессиональных и социальных типов;

     3) исследование экзогенных и эндогенных влияний, определяющих развитие признака;

     4) изучение плодовитости тех или иных типов.

     Для решения этих задач Русское Евгеническое общество предполагало организовать сбор массовых статистических данных по строго методически обоснованным и одноообразным схемам.

План посемейного евгенического обследования включал в себя семейный лист для отдельных признаков, семейный лист для нескольких признаков, типологический лист для изучения однородных типических групп, родовой биографический лист, демографический семейный лист и семейно-родословную таблицу.

     В 1922 году в Москве Н.К.Кольцовым был основан «Русский Евгенический Журнал», который консолидировал достаточно разнообразное евгеническое движение. Всего успело выйти 7 томов (1922 – 1930) журнала.

Для организации евгенических исследований был создан и специальный отдел при Институте экспериментальной биологии. Н.К.

Кольцов достаточно широко понимал задачи евгеники и включал в нее не только составление генеалогий, но и географию болезней, витальную статистику, социальную гигиену, генетику психических особенностей человека, типов наследования цвета глаз, волос и т.д.

     В эти же годы Ю.А. Филипченко в Ленинграде организовал Бюро по евгенике при Комиссии по изучению естественных производительных сил России при Российской академии наук и начал издавать «Известия Бюро по евгенике».

     Евгеническое движение в СССР просуществовало недолго, поскольку цели движения расходились с официальной идеологией. К 1930 году евгеника в СССР прекратила свое существование.

     наследственность психогенетика евгенический

  1. История близнецовых исследований

 

     Первые публикации близнецовых исследований в России относятся к началу 1900-х годов. Это работы С.А.Суханова, Т.И.Юдина, В.В.Бунака, Г.В.Соболевой. В 1900 году С.А.

Суханов опубликовал работу «О психозах у близнецов», в которой проанализировал 30 случаев сходства психоза у близнецов. Эту работу в дальнейшем продолжил Т.И.Юдин, который описал уже 107 случаев психозов у близнецов.

Из этих 107 случаев в 82 случаях были больны оба близнеца, а в 25 случаях только один из пары.

     Однако систематические исследования близнецов начались только в 1929 году в Медико-биологическом институте (в 1935 году он был переименован в Медико-генетический институт).

     Основная задача института, по мнению его директора С.Г.Левита, состояла «в разработке с точки зрения генетики и смежных с нею наук (биометрии, цитологии, биологии развития, эволюционного учения) проблем медицины, антропологии и психологии, равно как разработка проблем теоретической антропогенетики» (Левит С.Г., 1936, стр.5).

Институт придерживался комплексного подхода к решению поставленных задач, для чего в нем были открыты следующие отделения: генетики, цитологии, механики развития и имунобиологии, внутренних болезней, психологии.

Тем не менее основным направлением исследований Института было исследование роли генетических и средовых влияний в этиологии болезней. В Институте изучалась наследственная обусловленность ряда заболеваний, таких, например, как базедова болезнь(С.Г.Левит, И.А. Рывкин), бронхиальная астма (Н.Н.Малкова), евнухоидизм (И.Б.

Лихциер), язва желудка и двенадцатиперстной кишки (А.Е.Левин), диабет (С.Г.Левит, Л.Н.Песикова) и другие. Работниками института были получены интересные данные о роли наследственности в формировании физиологических особенностей детского возраста (Л.Я.Босик), строении некоторых отделов костной системы (И.Б.

Гуревич), особенностей электрокардиограммы(И.А. Рывкин., И.Б. Кабаков). В Институте также большое внимание уделялось разработке математических методов анализа близнецовых исследований (М. В. Игнатьев).

     Психологическое направление работ было предложено А.Р.Лурией, который возглавил психологическое отделение института (С.Г.Левит,1934).

     В институте проводились исследования наследственной обусловленности моторных функций, различных форм памяти, уровня психического развития, внимания, особенностей интеллекта. Особенно интересны исследования по активному воздействию на человека, проводившееся сотрудниками института.

Речь идет об испытании методов питания, лечения и обучения. Для подобного рода исследований использовали метод «контрольного» близнеца, с помощью которого проверялась эффективность различных методов обучения грамоте (А.Н.Миренова, Говядинова), развития конструктивной деятельности дошкольника (В.Н.Колбановский; А.Р Лурия., А.Н.Миренова).

Остановимся более подробно на последней работе.

     Как пишут С.Г.Левит и А.Р.Лурия в статье «Генетика и педагоги» (журнал «За коммунистическое просвещение» от 2 декабря 1934 года), многие педагоги дошкольных учреждений возлагают большие надежды на использование технического конструирования в детском саду.

Однако у них возникают вопросы о методах обучения – какой из них наиболее эффективен для развития конструктивной деятельности ребенка (копирование выстроенных фигурок, построение по контурным моделям, свободное конструирование и т.д.). Для ответа на этот вопрос было проведено специальное исследование пяти пар МЗ близнецов.

Близнецы были разделены на две группы, причем партнеры каждой пары оказались в разных группах. Эти группы обучались разными методами. Детям из первой группы в течение двух с половиной месяцев предлагалось просто копировать построенные из кубиков фигурки. Другая группа близнецов обучалась конструктивной деятельности другим методом.

Им предлагалось строить аналогичные фигурки, но разница заключалась в том, что модели, по которым они должны были строить, оклеивались бумагой, и ребенок должен был мысленно разобрать их на составляющие элементы и уже после такого анализа подыскать необходимые кубики.

По окончании тренировки оказалось, что члены пары, обучавшиеся по второму методу, намного опережали своих партнеров, тогда как до тренировки оба члена пары показывали одинаковые результаты.

Это исследование показало, что тренировка, состоящая из многократного повторения простых наглядных операций, не давала заметного развития конструктивной деятельности ребенка. Обучение, опиравшееся на сложный, еще не развитый у ребенка, наглядный анализ, привело к значительному развитию конструктивных операций (Лурия А.Р., Миренова А.Н., 1936).

Источник: https://www.stud24.ru/psychology/istoriya-razvitiya-psihogenetiki/219316-641878-page1.html

История развития генетики и психогенетики

2. История возникновения, становления и развития психогенетики как

Гуманитарная

Академия

Дистанционное образование

________________________________________________________

РУ.01;2

Рабочий учебник

Фамилия, имя, отчество обучающегося___________________________________________________

Направление подготовки_______________________________________________________________

Номер контракта______________________________________________________________________

ПСИХОГЕНЕТИКА (КУРС 1)

ЮНИТА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ.
ИСТОРИЯ ПСИХОГЕНЕТИКИ. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ГЕНЕТИКИ

МОСКВА 2010

Разработано Т.Н. Демидовой, канд. биол. наук, доц.,

В.А. Лавровой, канд. биол. наук, доц.

Под ред. И.В. Сыромятникова, д-ра психол. наук, проф.

Рекомендовано Учебно-методическим советом в качестве учебного пособия для студентов СГА

КУРС: ПСИХОГЕНЕТИКА

ЮНИТА 1

Рассмотрены научные подходы к изучению наследственности и изменчивости психических свойств у человека. Приведены исторические этапы развития психогенетики. Даны основные методы исследований в психогенетике. Представлены результаты психогенетических исследо-ваний таких личностных свойств как темперамент и интеллект.

Рассмотрены основные методы изучения генетики поведения человека, а также передачи по наследству некоторых генетических заболеваний и психических нарушений. Продемонстрировано взаимодействие генотипа и среды в индивидуальном развитии, и в проявлении некоторых форм дизонтогенеза.

Показано место психогенетики в системе психологических знаний.

Рабочий учебник составлен на основе дидактических единиц учебников, имеющих гриф Министерства образования и науки Российской Федерации или Учебно-методического объединения:

1. Александров, А. А. Психогенетика [Текст] / А. А. Александров. – СПб. : Питер, 2008.

2. Малых, С. Б. Психогенетика [Текст] : учебник для вузов / С. Б. Малых, М. С. Егорова,
Т. А. Мешкова. – СПб. : Питер, 2008.

3. Равич-Щербо, И. В. Психогенетика [Текст] / И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина,
Е. Л. Григоренко. – М. : Аспект-пресс, 2008.

Для студентов Современной Гуманитарной Академии

_____________________________________________________________________________________

© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2010

(настоящее учебное пособие не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано
и распространено в качестве официального издания без разрешения руководства СГА)

Соответствие системы менеджмента качества СГА в сфере создания информационных образовательных ресурсов требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001)
подтверждено Сертификатом соответствия Стандарт-тест

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 5

ЛИТЕРАТУРА.. 6

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ.. 7

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР.. 8

1 ИСТОРИЯ ПСИХОГЕНЕТИКИ.. 8

1.1 Определение психогенетики. 8

1.2 История развития генетики и психогенетики. 9

1.3 Развитие психогенетики в России. 11

1.4 Евгеника. 13

2 БАЗОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГЕНЕТИКИ.. 15

2.1 Основные понятия генетики и ее направления. 15

2.2 Химическая организация генетического материала. 16

2.3 Организация генетического кода. 19

2.4 Экспрессия генов и синтез белков. 21

3 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ.. 22

3.1 Законы Г. Менделя. 22

3.2 Хромосомная теория. 26

3.3 Генетика пола. 27

3.4 Взаимодействие генов. 28

3.5 Формы изменчивости. 29

4 ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ.. 31

4.1 Врожденные формы поведения. 32

4.2 Влияние средовых факторов на поведение. 33

4.3 Взаимодействие генома и среды при развитии поведения. 35

5 МЕТОДЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ.. 37

5.1 Генеалогический метод. 37

5.3 Метод приемных детей. 42

5.4 Популяционный метод. 43

5.5 Цитогенетический метод. 43

5.6 Метод дерматоглифики. 43

6 ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ У ЧЕЛОВЕКА.. 44

6.1 Наследственная обусловленность темперамента. 44

6.2 Наследственная обусловленность интеллекта. 48

6.3 Наследование двигательной активности. 52

7 НАСЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ФОРМ ДИЗОНТОГЕНЕЗА.. 54

7.1 Генные болезни. 55

7.2 Хромосомные болезни. 56

7.3 Генетический анализ шизофрении. 57

7.4 Роль наследственных факторов в развитии психических отклонений. 58

7.5 Психогенетическое исследование дизотногенеза. 59

Стр.

8 ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ.. 60

8.1 Концептуальная основа генетики развития. 60

8.2 Нормативное и индивидуальное в развитии психологических признаков. 61

8.3 Стабильность психологических признаков в онтогенезе. 63

8.4 Изучение генетического контроля когнитивного развития. 64

9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 65

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ.. 67

ТРЕНИНГ КОМПЕТЕНЦИЙ.. 71

ГЛОССАРИЙ.. 79

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Предмет психогенетики. Определение. Этапы развития психогенетики. Евгеническое движение. История психогенетики в России.

Основные генетические понятия. Аутосомные и половые хромосомы человека. Понятия гена, аллеля, локуса. Генотип и фенотип. Норма реакции генотипа. Гомозиготы и гетерозиготы. Доминантный и рецессивный аллели. Молекулярные основы консервативности наследственности. Виды изменчивости.

Методы психогенетики. Близнецовый метод и его разновидности. Генеалогический метод и метод приемных детей. Популяционный метод. Закон Харди – Вайнберга. Моделирование на животных.

Генетико-математические методы анализа изменчивости. Изменчивость признака. Дисперсия – статистическая мера изменчивости. Фенотипическая, генетическая и средовая дисперсии. Коэффициент наследуемости. Корреляции между родственниками. Методы оценки генетических и средовых компонент дисперсии. Модели наследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимов, А. Генетический код. От теории эволюции до расшифровки ДНК [Текст]
/ А. Азимов. – М. : Центрполи-Граф, 2006.

*2. Александров, А. А. Психогенетика [Текст] / А. А. Александров. – СПб. : Питер, 2008 (гриф УМО).

3. Алфимова, М. В. Психогенетика. Хрестоматия [Текст] / М. В. Алфимова. – М. : Академия, 2007 (гриф УМО).

4. Антраментова, Л. А. Введение в психогенетику [Текст] / Л. А. Антраментова, О. В. Филипцова. – 2-е изд. – М. : Флинта, МПСИ, 2007 (гриф Рос. академии образования).

5. Бакай, А. В. Генетика [Текст] / А. В. Бакай, И. И. Кочиш, Г. Г. Скрипченко. – М. : Колос, 2007.

6. Лучинин, А. С. Психогенетика [Текст] / А. С. Лучинин. – М. : Владос-Пресс, 2005.

*7. Малых, С. Б. Психогенетика [Текст] : учебник для вузов / С. Б. Малых, М. С. Егорова,
Т. А. Мешкова. – СПб. : Питер, 2008.

*8. Равич-Щербо, И. В. Психогенетика [Текст] / И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина,
Е. Л. Григоренко. – М. : Аспект-пресс, 2008 (гриф УМО).

9. Ридли, М. Геном : Автобиография вида в 23 главах [Текст] / М. Ридли. – М. : Эксмо, 2008.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

Студент, изучивший юниту 1 по дисциплине «Психогенетика (курс 1)» должен овладеть следующими компетенциями:

1) знать законы наследственности и изменчивости.

2) уметь анализировать взаимодействия генов, составлять решетку Пеннета.

3) уметь прогнозировать потомство; составлять родословную.

4) уметь анализировать родословную при исследовании признака, сцепленного с полом.

5) уметь определять долю наследственности в развитии признака.

6) уметь определять характер наследования признака по предложенной схеме (родословной); расставить генотипы всех членов родословной.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ИСТОРИЯ ПСИХОГЕНЕТИКИ

Психогенетика возникла как одно из направлений генетики человека.

Определение психогенетики

Психогенетика или психологическая генетика – область знаний о наследственности и изменчивости психических свойств. Эта междисциплинарная область знаний, которая развивается на пересечении дифференциальной психологии и генетики.

Предметом ее исследований является выяснение относительной роли наследственности и среды при формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических исследований включаются и генетические аспекты индивидуального развития.

В отечественной психологии для обозначения этой дисциплины в высшей школе прочно закрепилось название «психогенетика».

В зарубежной литературе для нее часто используется также название «генетика поведения» и «генетика поведения человека». В то же время ряд исследователей предпочитает употреблять термин «психогенетика» применительно к человеку, а термин «генетика поведения» – применительно к животным.

Таким образом, возникает некоторое смешение терминов и теряется точность их трактовки. Хотя очевидно, что термин «психогенетика», имеет более широкое значение, а термин «генетика поведения», указывает, что объектом генетического рассмотрения должен стать в основном действие или поступок, а не психологические характеристики.

Например, объектами изучения психогенетики могут быть темперамент, интеллект, сенсорные способности и др.

Генетика поведения – этот раздел чаще определяют как раздел генетики, связанный с изучением различных форм жизнедеятельности как животных, так и человека, все эти проявления объединяются общим термином «поведение».

Генетика поведения включает в себя разные уровни исследования, начиная от молекулярного и нейронного (клеточного) уровня, собственно психологического уровня и заканчивая популяционным уровнем.

Часть этого направления, объектом которого является человек, обозначается как «генетика поведения человека».

Генетика поведения человека занимается проблемами наследственности не только нормальных форм поведения, но и механизмами различных психических заболеваний и отклоняющегося поведения, а также изучает роль среды и генов в процессе развития поведения.

В научной и учебной литературе можно встретить наряду с терминами «психогенетика» и «психологическая генетика» также термины «генетика поведения» и «генетика поведения человека», которые часто употребляются как синонимы, хотя у них имеются определенные различия.

Современное развитие общей генетики, генетики человека, психологиче­ской генетики дает много ценного для профессиональной подготовки и практической деятельности психологов, юристов, педагогов.

О важной роли наследственности в обучении и воспитании свидетельствуют результаты многих исследований прошлого и настоящего времени. Доказана высокая зависимость темперамента, характера и уровня способностей людей от наследственной программы, выявлена генетическая детерминация специальных дарований и талантов.

К сожалению, в нашей стране долгие годы отвергались попытки приложить результаты генетических исследований к психологии и педагогике.

Психологическая генетика – наука синтетическая, она опирается на целый ряд биологических и небиологических наук, таких как генетика человека, психофизиология, генетика поведения, психология, социология, педагогика и многие другие. Известно, что именно на стыке наук рождаются ценные идеи и теории.

История развития генетики и психогенетики

Одним из истоков генетики поведения, так же, как и генетики, является теория эволюции Чарльза Дарвина (1809–1882). Суть этой теории заключается в следующих положениях.

Особи каждого вида несколько различаются между собой (обладают изменчивостью), в связи с ограниченностью необходимых ресурсов они борются за выживание, в результате выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные к окружающей среде организмы.

Таким образом, в основе эволюции лежат три фундаментальных фактора: изменчивость, наследственность и естественный отбор.

Публикация в 1859 г. книги «Происхождение видов путем естественного отбора» произвела революцию во взглядах ученых и привела к широкому распространению и признанию теории Дарвина. Благодаря его работам пробудился интерес к происхождению человека и пониманию его принадлежности к животному миру.

Большое значение для психологии имела идея приспосо-бительного значения психики. Открытия закона эволюции поставили перед психологией задачу определения движущих сил психологического развития, сопоставления психики животных и человека.

Под влиянием идей Дарвина возникли такие области психологии, как психология развития и сравнительная психология.

Первым, увидевшим в эволюционной теории Ч. Дарвина перспективу, касающуюся человека и психологии, был двоюродный брат Чарльза Дарвина – Френсис Гальтон (1822–1911). В 1865 г. Ф. Гальтон опубликовал статью, в которой обосновал идею наследственности таланта и возмож-ности улучшения человеческой породы путем размножения одаренных людей. Ему удалось показать, что:

1) вероятность проявления таланта в семье выдающихся людей намного выше, чем в обществе в целом;

2) вероятность того, что родственник выдающегося человека будет талантливым, возрастает по мере увеличения степени родства. Это позволило Ф.

Гальтону создать первую математическую модель семейного сходства и сформулировать “закон родовой наследственности”. Механизмы действия этого закона стали понятными лишь после открытия законов наследования Г.

Менделем, которые были переоткрыты в начале XX в. К.Э. Корренсом (1864–1933), X.Де Фризом (1848–1935) и Э. Чермаком (1871–1962).

Заслуги Ф. Гальтона заключаются в следующем:

1) использовании близнецов для выяснения роли наследования (в дальнейшем это привело к разработке близнецового метода, позволяющего выявить влияние наследственности и среды на формирование индивидуальных различий);

2) применении основного методического приема: сравнения степени родства и частоты насле-дования признаков. Этот метод, названный генеалогическим, является основным в психогенетике и по настоящее время;

3) использовании методов измерения психофизиологических показателей у человека (острота ощущений, время реакции и т.д.), которые служат для оценки индивидуальных различий между людьми. Им был создан “свисток Гальтона” для определения верхнего порога слуха. Эти исследования заложили основы психологии индивидуальных различий и психометрики.

Таким образом, Ф. Гальтон определил подходы и понятия, ставшие основополагающими в развитии психогенетики.

В 1905 г. В. Бэтсон предложил термин “генетика”, а в 1909 г. В. Иогансен впервые исполь-зовал термин ген (от греческого “genes” – рождающий, рожденный) для обозначения наследственных факторов, ген является единицей наследственности. Ген – участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру полипептида.

Позднее, после открытия роли ДНК в передаче наследственных свойств под геном стали понимать участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке-ферменте, который участвует в формировании определенных признаков. В 1908 г. Г. Харди и В. Вайнберг показали, что законы Менделя объясняют процессы распределения генов в популяциях (от лат. populus – население, народ).

Большой вклад в развитие этой науки внес американский исследователь Томас Морган (1866–1945) с соавторами. Ему принадлежит заслуга создания хромосомной теории наследственности. Главное в этой теории является признание за хромосомами роли основных носителей единиц наследственности – генов. В 1956 г. А. Леван и Дж.

Тио установили, что у человека хромосомный набор состоит из

46 хромосом, а через три года были открыты хромосомные болезни.

Начиная с 1953 г., когда Д. Уотсон и Ф. Крик открыли двухцепочечную спиральную структуру молекулы ДНК, стала бурно развиваться молекулярная, биохимическая генетика человека.

Широко развернувшиеся в 1960–1970-х годах исследования структуры и функций гена, выяснение вопросов регуляции генной активности дали возможность глубже проникнуть в тайны наследственности и изменчивости.

Успешные шаги в генной инженерии открыли перспективы сознательного, научно-обоснованного управления наследственностью и изменчивостью.

Историю развития психогенетики можно условно разделить на пять основных этапов.

I этап (1865 – начало 1900-х) – этап зарождения психогенетики. На этом этапе были опреде-лены основные подходы и понятия нового научного направления. Этот этап в основном связан с научной деятельностью Ф. Гальтона и его учеников. В 1865 г. увидела свет первая научная публикация по психогенетике “Наследственный талант и характер”. В ней Ф.

Гальтон впервые высказал идею о наследуемости психических качеств и о возможности улучшения природы человека, для чего предложил способствовать рождению потомства от одаренных людей.

Вслед за этим вышла его знаменитая книга “Наследственный гений” (1869), а также статьи “Люди науки, их воспитание и характер” (1874) и “История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания” (1876).

II этап (до конца 30-х гг. ХХ столетия) – характеризуется интенсивным развитием методо-логии психогенетики. Близнецовый метод, идея которого впервые была предложена Ф.

Гальтоном, окончательно сложился и прочно вошел в практику. В 1920-е гг.

в методический арсенал психогенетики прочно вошел метод приемных детей, который и сейчас, наряду с близнецовым, является одним из основных в арсенале психогенетики.

Благодаря совместным усилиям генетиков и математиков, совершенствовались вариационно-статистические методы оценки различий количественных психологических признаков.

Такие признаки стали оцениваться с помощью тестирования. Все большее распространение начали получать стандартизованные интеллектуальные и личностные тесты.

Поэтому развитие психогенетики шло параллельно с развитием психодиагностики.

III этап (до конца 1960-х гг.) – период накопления фактического материала.

В генетические исследования включались самые разнообразные характеристики, но доминирующим направле-нием по-прежнему оставалось изучение роли наследственности и среды в вариативности интел-лекта и других когнитивных особенностей.

Значительное место занимало изучение наследствен-ных и средовых причин психических заболеваний (в основном шизофрении) и умственной отсталости. Продолжала развиваться генетика поведения животных. В 1960 г. вышла первая обобщающая монография по генетике поведения.

IV этап (до конца 1980-х гг.) развитие методологии психогенетики с использованием новых технических возможностей ЭВМ.

К этому времени возникла необходимость совершенствования основных экспериментальных схем и методов статистической обработки, т.к. стали более широко и тщательно проводиться исследования, в том числе и долговременные или лонгитюдные.

Все это требовало обработки значительных массивов экспериментальных данных. Без использования компьютеров их обработка была бы невозможна.

В этот же период происходит некоторое смещение доминирующих направлений. Исследования наследуемости интеллекта уступают место исследованиям других характеристик человеческой индивидуальности: когнитивным стилям, темпераменту, личности, психофизиоло-гическим особенностям, различным нарушениям развития.

V этап (90-е гг. ХХ в. по настоящее время или современный этап) Этот этап по времени совпадает с интенсивной работой генетиков над международной научной программой “Геном человека”. Именно этим обстоятельством объясняется и смещение акцентов в психогенетике.

Появилось новое направление, которое учитывает информацию, полученную при изучении генома человека. Используется метод анализа, исходящего из принципа исследования “от поведения к генам”.

Этот подход включает выявление взаимодействия и корреляции между генотипом и средой, а также возможности коррекции генетических нарушений с помощью средовых воздействий.

Таким образом, развитие психогенетики проходило в связи с появлением новых генетических методов исследования, а также новых данных о генетике человека и молекулярной генетики.

Просмотров 1383 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/5-34350.html

Основные этапы становления и развития психогенетики

2. История возникновения, становления и развития психогенетики как

Всю историю становления и развития психогенетики можно условно поделить на пять этапов. Периодизация первых трех этапов была предложена в 1973 г. В.Томпсоном и Г.Уайльдом.

Первый этап (1865 – начало 1900-х) связан с научной деятельностью Ф. Гальтона и его учеников. В 1865 г. увидела свет первая научная публикация по психогенетике “Наследственный талант и характер”. В ней Ф.

Гальтон впервые высказал идею о наследуемости психических качеств и о возможности улучшения природы человека, для чего предложил способствовать рождению потомства от одаренных людей.

Вслед за этим вышла его знаменитая книга “Наследственный гений” (1869), а также статьи “Люди науки, их воспитание и характер” (1874) и “История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания” (1876). Ф. Гальтоном и его учеником К. Пирсоном были разработаны основные вариационно-статистические подходы, которые и поныне используются в психогенетических исследованиях.

Второй этап – до конца 30-х гг. ХХ столетия – характеризуется интенсивным развитием методологии психогенетики. Близнецовый метод, идея которого впервые была предложена Ф. Гальтоном, окончательно сложился и прочно вошел в практику. Были разработаны надежные методы определения зиготности близнецов. В 20-е гг.

в методический арсенал психогенетики прочно вошел метод приемных детей, который и сейчас, наряду с близнецовым, является одним из основных. Благодаря совместным усилиям генетиков и математиков, совершенствовались методы количественной генетики. Это в значительной мере способствовало и развитию психогенетики, поскольку большинство психологических признаков относятся к категории количественных, т.

е. требуют измерения и применения вариационно-статистических методов. Такие признаки нельзя было исследовать без создания соответствующих измерительных инструментов, поэтому развитие психогенетики шло параллельно с развитием психодиагностики. Все большее распространение начали получать стандартизованные интеллектуальные и личностные тесты.

Были введены в научный обиход такие основополагающие понятия, как “валидность“, “надежность”, “репрезентативность”, “шкалирование”. Для оценки степени сходства между родственниками разрабатывались методы корреляционного и регрессионного анализа (К. Пирсон, Р. Фишер, С. Райт). С.

Райтом был разработан метод “коэффициентов путей”, который и поныне широко применяется в психогенетике для анализа причин и следствий в системе коррелирующих признаков. Были заложены основы дисперсионного и факторного анализа, без которых немыслимы современная психодиагностика и психогенетика.

Появилась возможность количественно оценивать относительный вклад наследственности и среды в вариативность психологических признаков. Развивались методы популяционной генетики, без которых психогенетика также не могла обойтись, поскольку изучала причины межиндивидуальной изменчивости в человеческих популяциях.

На третьем этапе (до конца 60-х гг.) психогенетика развивалась экстенсивно. Это был период накопления фактического материала.

В генетические исследования включались самые разнообразные характеристики, но доминирующим направлением по-прежнему оставалось изучение роли наследственности и среды в вариативности интеллекта и других когнитивных особенностей.

Значительное место занимало изучение наследственных и средовых причин психических заболеваний (в основном шизофрении) и умственной отсталости. Продолжала развиваться генетика поведения животных. В 1960 г. вышла первая обобщающая монография по генетике поведения (J. Fuller и W. Thompson).

В этом же году была основана “Ассоциация генетики поведения” (“Behavior Genetics Assotiation”), начал выходить журнал “Генетика поведения” (“Behavior Genetics”). Это означало, что генетика поведения окончательно оформилась как самостоятельная область науки.

Четвертый этап (до конца 80-х гг.) вновь характеризуется смещением акцентов на развитие методологии психогенетики.

На первых этапах наиболее распространенным экспериментальным подходом было применение коэффициентов корреляции или конкордантности для оценки сходства между родственниками с дальнейшим вычислением показателя наследуемости (h2) по некоторым простейшим формулам.

Получаемые при этом статистические характеристики позволяли примерно оценить относительный вклад наследственных и средовых факторов в формирование межиндивидуальной вариативности изучаемого признака. По мере развития экспериментальных и математических подходов обнаружились некоторые недостатки и ограничения основных методов, применяемых в психогенетике.

В первую очередь это касалось наиболее распространенного во всем мире метода близнецов. Возникла необходимость совершенствования основных экспериментальных схем и методов статистической обработки, поскольку ставились под сомнение получаемые результаты.

Стало ясно, что для того чтобы преодолеть возникший кризис, необходимо включать в исследования значительное количество родственников различной степени родства, более тщательно анализировать особенности среды и проводить возрастные, в том числе и лонгитюдные, исследования. Все это требовало обработки значительных массивов экспериментальных данных.

Без совершенствования математического аппарата психогенетики и развития машинной обработки данных это было бы невозможно. Создавшаяся ситуация была разрешена благодаря компьютеризации науки. Быстрое совершенствование компьютерных технологий подтолкнуло исследователей к разработке принципиально новых подходов.

В этот период начали интенсивно развиваться новые генетико-математические методы (структурное моделирование, метод путей). Психогенетика получила для своих исследований мощный инструмент, который позволял в короткие сроки проводить обработку значительных массивов данных и проверять самые сложные гипотезы.

Одной из наиболее популярных компьютерных программ является LISREL (LIneal Structural RELation).
В этот же период происходит некоторое смещение доминирующих направлений. Неослабевающий долгие годы интерес к исследованию наследуемости интеллекта уступает место другим характеристикам человеческой индивидуальности (когнитивным стилям, темпераменту, личности, психофизиологическим особенностям, различным нарушениям развития). Все более тщательно изучаются различные аспекты средовых влияний, создаются специальные методики для изучения семейной среды. Во всем мире начинают закладываться лонгитюдные проекты исследования близнецов и приемных детей, позволяющие проследить траектории развития и генетическую преемственность.

Пятый этап – современный – охватывает 90-е гг. ХХ в. и начало нынешнего, т.е. по времени совпадает с интенсивной работой над проектом “Геном человека”. Именно этим обстоятельством объясняется и смещение акцентов в психогенетике.

Преобладающим направлением сейчас можно считать геномное (если можно так выразиться). Всемирно известный психогенетик Роберт Пломин в одной из последних обобщающих статей назвал современную генетику поведения “поведенческой геномикой” (“behavioral genomics”). Употребив это выражение, Р.

Пломин подчеркнул важность нисходящего (“top-down”) принципа анализа того, как работают гены, связанные с поведением.

Нисходящий путь анализа означает, что в генетике поведения более перспективным является движение “от поведения к генам”, включая взаимодействия и корреляции между генотипом и средой, а также возможности коррекции генетических нарушений с помощью средовых воздействий, т.е. “средовой инженерии”, по выражению Р. Пломина.

Сейчас можно считать доказанным, что большинство психологических и психофизиологических характеристик человека в той или иной мере имеют наследственный компонент, участвующий в формировании всего разнообразия в поведении людей, с которым мы постоянно сталкиваемся.

Не подлежит сомнению, что влияния наследственности на поведение не ограничиваются одним-двумя генами, а включают в себя множество генов, а также негенетические влияния, которые не менее важны, чем гены.

Поэтому поиск генетических маркеров, связанных с поведением, может осуществляться только в отношении главных генов, вносящих основной вклад в изучаемый признак. Сейчас понятно, что таких генов относительно немного.

Даже если в некоторых семьях с наследственной психопатологией удается обнаружить главные гены, это не означает, что генетическая локализация заболевания является окончательной. Еще в 1990 г. в своей статье в журнале “Science” Р.

Пломин писал: “Хотя любой из множества генов может нарушить ход развития поведения, все разнообразие поведения управляется системой из множества генов, каждый из которых обладает малым эффектом” (Plomin R., 1990).

И нормальное, и отклоняющееся поведение настолько разнообразно, что трудно себе представить, чтобы оно формировалось за счет действия малого числа генов. На современном этапе, помимо поиска главных генов, анализа ДНК в семьях с отклоняющимся поведением и различными заболеваниями, не менее важен поиск методов средового, негенетического воздействия с целью профилактики и коррекции возможных нарушений поведения. Это является одной из главных задач современной психогенетики.

Поиск генов, включенных в поведение, влечет за собой множество этических проблем.

Есть опасность, что результаты психогенетических исследований будут использованы для оправдания социального неравенства, ограничения возможностей получения образования или работы, давления на супружеские пары, ожидающие ребенка с возможным риском наследственной отягощенности и т.п.

Все это повышает социальную ответственность ученых, работающих в современной психогенетике, и требует от них сохранения принципиальных позиций и постоянного участия в просветительской деятельности.

ПСИХОГЕНЕТИКА В РОССИИ

После переоткрытия законов Г. Менделя в 1900 г. во всех странах мира интерес к проблеме наследственности резко повысился. Не осталась в стороне и Россия. Первым откликом была серия статей русского ботаника И.П. Бородина, опубликованных в 1903 г. В этих статьях он изложил открытие Г. Менделя и работы первых менделистов.

В это время на Западе шла острая дискуссия между сторонниками учения Г. Менделя и ортодоксальными дарвинистами, к которым принадлежали представители английской биометрической школы. Центром борьбы с менделизмом был новый журнал “Биометрика”, основанный в 1901 г. при идейной поддержке Ф. Гальтона.

Основой расхождений были разные представления об изменчивости. Последователи Г. Менделя утверждали, что она носит дискретный характер, биометристы же считали, что в ее основе лежит непрерывная вариативность, а закономерности, открытые Г. Менделем, являются исключением из общего правила.

Менделизм в России с трудом пробивал себе дорогу. Н.И. Вавилов, один из наиболее известных отечественных генетиков первой половины ХХ в., вспоминал, что на лекциях в 1909-1911 гг. профессора, излагая теорию наследственности, старались ограничить приложение законов Г. Менделя.

Вероятно, на развитии отечественной генетики отрицательно сказалось неодобрительное отношение к менделизму К.А. Тимирязева, который в то время был кумиром в биологической науке. Впоследствии, когда в СССР начались нападки на генетику, выступление К.А.

Тимирязева против менделизма сыграло свою роковую роль и было использовано для оправдания травли известных генетиков: С.С. Четверикова, Н.К. Кольцова, Н.И. Вавилова и др. Тем не менее в России в 10-х гг. начинают закладываться основы для систематического изучения проблем наследственности.

В 1913 г. молодой приват-доцент Петербургского университета Ю.А. Филипченко начал читать первый в России университетский курс по генетике, в 1914 г. появилась первая оригинальная русская сводка по менделизму Е.А. Богданова. По мнению А.Е.

Гайсиновича, генетика как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться у нас в стране с 1917 г. Первым научным учреждением, включившим в свои планы экспериментальное изучение наследственности, был созданный в 1916 г. величайшим русским биологом Н.К. Кольцовым Институт экспериментальной биологии. С 1922 г.

в институте начала работать генетическая лаборатория под руководством С.С. Четверикова.

В ноябре 1921 г. при Институте было создано Русское Евгеническое общество, председателем которого был избран Н.К. Кольцов.

В задачу общества входило изучение законов наследственности, установление наследственных различий между отдельными группами населения (профессиональные и социальные типы), исследование экзогенных и эндогенных влияний на развитие признака, изучение плодовитости тех или иных типов людей. В планы Общества были включены семейные евгенические обследования по стандартным схемам и сбор массовых статистических данных. С 1922 г. начал выходить “Русский евгенический журнал”, в котором публиковались результаты генеалогических исследований, статистические данные и география различных заболеваний, психогенетические исследования. Издание просуществовало до 1930 г. За этот период успело выйти семь выпусков.

В работе Русского Евгенического общества принимали участие и видные психологи того времени. В год 100-летия Ф. Гальтона Г.И. Челпанов, основатель старейшего в России психологического института, дважды выступал на заседании общества: в первый раз в феврале с докладом “Значение Ф.

Гальтона для современной научной психологии”, второй раз – в марте по проблеме “Культура талантов (роль наследственности и воспитания)”. В 1923 г. А.П. Нечаев выступил с докладом “К вопросу об экспериментально-психологическом исследовании лиц особо одаренных в интеллектуальном отношении”, несколько позже на заседании общества был заслушан доклад Г.И.

Россолимо “Взгляд на современное положение вопроса об исследовании интеллектуальных способностей”.

В тот же период в Петроградском университете Ю.А. Филипченко была создана кафедра экспериментальной зоологии и генетики (в 1919 г.) и связанная с ней лаборатория генетики Петергофской естественно-научной станции (в 1920 г.). Именно здесь начались первые исследования по генетике человека и евгенике в Петрограде.

В 1921 году при Академии наук было создано Бюро по евгенике, переименованное затем в Бюро по генетике. С 1922 г. Ю.А. Филипченко начал издавать “Известия Бюро по евгенике”, которые с 1926 г. были переименованы в “Известия Бюро по генетике и евгенике”, а с 1928 г. – в “Известия Бюро по генетике”. С 1922 по 1925 г.

вышло три номера “Известий бюро по евгенике”, содержащие в основном статьи психогенетической направленности. Первый номер был посвящен 100-летию Ф. Гальтона.

К сожалению, научное направление в евгенике во всем мире постепенно сменялось общественным движением экстремистского характера, и евгенические работы становились все менее популярными. В конце 20-х гг. Бюро по евгенике было преобразовано в Бюро по генетике, сам Ю.А.

Филипченко прекратил исследования по генетике человека. В Институте экспериментально биологии исследования евгенической направленности также были прерваны. Можно сказать, что к 1930 г. евгеника в СССР прекратила свое существование, уступив место генетике человека.

Психогенетическое направление получило свое дальнейшее развитие уже в стенах другого института. Им стал Медико-биологический институт в Москве. В 1928 г. здесь была создана Кабинет-лаборатория наследственности и конституции человека под руководством С.Г.

Левита, врача по специальности. В 1935 г. Медико-биологический институт был переименован в Медико-генетический институт им. А.М. Горького. С.Г. Левит стал его директором, однако спустя два года институт был расформирован, а С.Г. Левит репрессирован (см. примечание 10).

За период существования института успело выйти четыре тома научных трудов, в которых были опубликованы результаты исследований по психогенетике, антропогенетике и медицинской генетике. Психологическим отделением института руководил в те годы известный психолог А.Р.

Лурия.

Одной из главных заслуг С.Г. Левита и института в целом было внедрение метода близнецов в генетику человека в СССР. Хотя отдельные близнецовые исследования проводились в России с начала века, они не были систематическими. В Медико-биологическом институте близнецовые исследования носили широкомасштабный характер.

Медики, психологи и педагоги обследовали, консультировали, оказывали медицинскую помощь более чем 1300 парам близнецов. При институте был создан специальный детский сад для близнецов, где они находились под наблюдением психологов и врачей.

Одним из наиболее интересных направлений в работе с близнецами было применение так называемого метода контрольного близнеца для изучения эффективности педагогических, медицинских и психологических воздействий (см. примечание 11).

Можно сказать, что за весьма небольшой срок существования института было создано уникальное по своим возможностям направление и получены впечатляющие результаты.

К сожалению, официальная идеология чинила все большие препятствия развитию генетики в СССР, и потенциальные возможности генетики человека, заложенные в Медико-биологическом институте в 30-е гг., так и не были реализованы. Эти направления генетики были осуждены как якобы основанные на расистских догмах. После закрытия Медико-генетического института исследования по генетике человека полностью прекратились.

Возрождение психогенетики в Советском союзе произошло лишь спустя 35 лет, когда в 1972 г. в Институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне Психологический институт Российской академии образования) была создана лаборатория психогенетики под руководством И.В. Равич-Щербо (см.

примечание 12). Коллектив лаборатории составляли в основном ученики известных отечественных психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, которые в течение ряда лет разрабатывали концепцию свойств нервной системы (СНС) человека.

Главной задачей вновь созданной лаборатории поначалу было изучение роли наследственности и среды в формировании индивидуальных особенностей СНС. Для решения этой задачи велись исследования с использованием метода близнецов.

Сотрудники лаборатории возобновили работу по созданию картотеки московских близнецов, подобно той, что велась в 30-е гг. в Медико-биологическом институте. Постепенно круг исследований расширялся.

Поначалу это были в основном исследования психофизиологических характеристик (ЭЭГ, зрительных и слуховых вызванных потенциалов, потенциалов мозга, связанных с движением), затем добавились когнитивные стили, исследования интеллекта и темперамента. В 1986 г.

в лаборатории было начато первое в России лонгитюдное прослеживание близнецов, которое включало изучение психологических и психофизиологических характеристик. За прошедший период близнецы, принимавшие участие в лонгитюдном исследовании, тестировались 3-4 раза, что позволило получить интересные результаты, касающиеся генетических и средовых факторов, обеспечивающих преемственность развития.

За время существования лаборатории коллективом сотрудников были выпущены монографии, учебники, опубликованы многочисленные статьи в ведущих отечественных и зарубежных журналах (Роль среды и насл…, 1988; Генетика поведения…

, 1995; Егорова М.С., 1995; Малых С.Б. и др., 1998; Равич-Щербо И.В. и др., 1999). В 1999 г.

за цикл работ по психогенетике коллектив лаборатории был удостоен премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Психогенетика как область науки. Предмет психогенетики.

В психологии психогенетика является частью дифференциальной психологии и изучает роль наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических характеристик человека.

В генетике психогенетика (генетика поведения человека) является частью более широкой области – генетики поведения, объединяющей в себе, кроме психогенетики, генетику поведения животных и нейрогенетику.

Генетика поведения (behavioral genetics) объединяет те разделы генетики, которые изучают наследственные основы любых проявлений жизнедеятельности животных и человека, в осуществлении которых принимают участие мозг и нервная система. Генетика поведения включает в себя все уровни изучения, начиная от молекулярного и нейронного, и кончая собственно психологическим.

История возникновения психогенетики.Основой возникновения психогенетики как науки послужила эволюционная теория Ч. Дарвина.

Автором первого научного исследования по психогенетике (“Наследственность таланта” – Hereditary Genius, 1869) и основоположником психогенетики является Фрэнсис Гальтон. Ч.Дарвин и Ф.

Гальтон разделяли теорию “слитной” наследственности, согласно которой вещество наследственности смешивается у потомков подобно двум взаиморастворимым жидкостям.

Евгеническое движение. Евгеника – это область науки и общественное движение конца XIX – начала ХХ века. Целью евгеники было улучшение человеческого рода. Термин “евгеника” был предложен Ф. Гальтоном в 1883 году. В евгенике существовали позитивное и негативное направления.

Основными задачами позитивной евгеники являлось создание условий для поощрения браков людей с желательными качествами, а также изучение наследственности человека и пропаганда медицинских знаний. Негативная евгеника была направлена на пресечение браков и появления потомства у людей с нежелательными качествами.

Мероприятия негативной евгеники включали ограничения иммиграции и насильственную стерилизацию. К концу 20-х годов ХХ века евгеника как наука прекратила свое существование в связи с тем, что в ряде стран (США, Германия) евгенические мероприятия начали носить откровенно экстремистский характер.

В фашистской Германии евгеническими идеями оправдывалось уничтожение целых наций и народностей.

Генетика и общество. Достижения генетики человека и психогенетики, в том числе, влияют на общественное сознание.

Межгрупповые различия (между расами, полами, этническими группами) часто преувеличиваются и ошибочно целиком связываются с наследственностью, что влечет за собой социальную дискриминацию отдельных групп населения.

Бурное развитие генетики человека в конце ХХ века привело к оживлению евгенического движения.

Психогенетика в проекте “Геном человека”.В конце 80-х годов ХХ века был заложен международный проект “Геном человека”, призванный расшифровать нуклеотидные последовательности ДНК человека. Генетика поведения в этом проекте явилась одним из важных направлений исследования.

В 2000 году усилиями ученых всего мира удалось “прочитать” геном человека. В настоящее время молекулярные исследования в психогенетике являются ведущими.

Благодаря этому, психогенетика, опиравшаяся ранее лишь на вариационно-статистические методы, получила мощный методический аппарат для исследования глубинных механизмов наследования поведенческих и психологических характеристик человека.

Психогенетика и генетика поведения животных.Применение моделирования на животных является одним из важных методов изучения наследования поведенческих особенностей человека.

В основе модельных экспериментов лежит общность многих биохимических и физиологических характеристик млекопитающих, включая человека.

В генетике поведения животных применяются методы селекции, экспериментальные скрещивания животных с контрастными формами поведения, манипуляции со средой, изучение мутантных форм и др.

Источник: https://poisk-ru.ru/s11340t1.html

История возникновения и развития психогенетики

2. История возникновения, становления и развития психогенетики как

Основой возникновения психогенетики как науки послужила эволюционная теория Ч. Дарвина. Автором первого научного исследования по психогенетике («Наследственность таланта» — (Hereditary Genius, 1869) и основоположником психогенетики считается Фрэнсис Гальтон.

  1. На первом этапе (1865-1900-е годы) Ф. Гальтоном и его учеником К. Пирсоном были разработаны основные вариационно-статистические подходы к изучению наследственности количественных признаков человека (в том числе психологических).
  2. На втором этапе (до конца 30-х годов XX столетия) совместными усилиями генетиков, психологов, математиков окончательно сформировались основные методы психогенетики – близнецовый, приемных детей, методы корреляционного и регрессионного анализа, анализа путей и др. С развитием психодиагностики в психогенетике началось накопление фактического материала.
  3. Третий этап (до конца 60-х годов) характеризуется экстенсивным развитием. Идет накопление фактического материала. Большое внимание уделяется изучению роли наследственности и среды в индивидуальной вариативности интеллекта и психических заболеваний.
  4. На четвертом этапе (до конца 80-х годов) в психогенетике вновь большое внимание уделяется совершенствованию методологии науки и поиску новых путей исследования. Совершенствование информационных технологий стимулировало применение методов компьютерного моделирования. Доминирующими направлениями становятся изучение роли наследственности и среды в развитии, включая различные виды нарушений развития. Все более популярными становятся лонгитюдные исследования, более подробно анализируются различные аспекты средовых влияний.
  5. Пятый этап (начиная с 90-х годов XX века по настоящий момент) совпадает с интенсивной разработкой проекта «Геном человека».

Геном – совокупность генов, содержащихся в гаплоидном наборе хромосом клетки. В геноме каждый ген представлен одним геном из аллели.

Преобладающим направлением исследований является геномное, включающее поиск конкретных генов, связанных с регуляцией поведенческих характеристик («поведенческая ге-номика»).

Большое внимание уделяется также возможности коррекции генетических нарушений с помощью средовых воздействий («средовая инженерия»).

Современный этап развития психогенетики требует параллельного решения многих юридических, этических и социальных вопросов.

Геномика – комплексная наука, изучающая геномы. В конце 80-х годов XX века был заложен международный проект «Геном человека», призванный расшифровать нуклеотидные последовательности ДНК человека. Генетика поведения в этом проекте явилась одним из важных направлений исследования. В 2000 году усилиями ученых всего мира удалось «прочитать» геном человека.

Разделы геномики:

  • структурная геномика – содержание и организация геномной информации;
  • функциональная геномика – реализация информации, записанной в геноме, от гена – к признаку;
  • сравнительная геномика – сравнительные исследования содержания и организации геномов разных организмов.

Итог структурной геномики – получение последовательности нуклеотидов (сиквенс от англ. sequence), которая представляла бы полностью каждую из хромосом с первого нукле-отида до последнего.

В настоящее время молекулярные исследования в психогенетике являются ведущими. Благодаря этому психогенетика, опиравшаяся ранее лишь на вариационно-статистические методы, получила мощный методический аппарат для исследования глубинных механизмов наследования поведенческих и психологических характеристик человека.

Проект генома человека начат в 1990 г. Первая (черновая) версия последовательности нуклеотидов была закончена в 2000 г. Конечная версия, которая больше не будет совершенствоваться (названная Build35), – закончена в 2004 г.

Последняя версия последовательности содержит 2,85 миллиардов пар нуклеотидов с 341 брешью, то есть в этих местах по каким-то причинам сиквенировать геномную ДНК не удалось.

Сиквенс покрывает около 99% той части генома человека, которая представлена в некомпактизированной форме – эухроматине. Аккуратность сиквенса в конечной версии – 1 ошибка на 100 тысяч позиций подряд. Еще точнее сиквенировать весь геном уже никто не будет.

Папин геном отличается у вас от маминого генома примерно в 1 позиции на тысячу. Предсказанное число генов у человека теперь 30-40 тысяч.

Генетика как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться в России в 10-х годах XX столетия. Первые психогенетические исследования в России были связаны с развитием евгенических идей.

В конце 20-х годов евгеническое направление теряет свою популярность.

Основным центром психогенетических исследований становится Медико-генетический институт в Москве, где начали проводиться широкомасштабные близнецовые исследования.

В связи с политическими репрессиями в СССР в конце 30-х годов отечественные исследования по психогенетике были прерваны вплоть до 1972 года. В 1972 году в стенах старейшего в России Психологического института Российской академии образования была открыта первая самостоятельная лаборатория психогенетики под руководством И.В. Равич-Щербо.

Источник: https://psyera.ru/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-psihogenetiki-176.htm

Medic-studio
Добавить комментарий