2.Методы формирования позитивного поведения.: Наиболее распространенным методом формирования желательного

Контрольная работа по

2.Методы формирования позитивного поведения.:  Наиболее распространенным методом формирования желательного

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по социальной психологии девиантного поведения

1.Общая характеристика зависимого поведения.  

Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликт с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую судьбу.

С давних времен различные формы зависимого поведения называли вредными или пагубными привычками, имея в виду пьянство, азартные игры. Под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости.

Все люди испытываю «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Большинство людей питают здоровую привязанность к родителям, друзьям супругам.

Таким образом, зависимое поведение оказывается тесно связанным как злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушением ее потребностей.

В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как:

-алкоголь, -пища, -наркотики, – игры!

2.Методы формирования позитивного поведения.

Наиболее распространенным методом формирования желательного поведения является подкрепление. Следует отметить, что как положительное, так и негативное подкрепление усиливают вероятность возникновения реакции. Позитивное подкрепление главный метод изменения поведения. Условия успеха:

  • подкрепление должно быть индивидуально значимым;
  • подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением;
  • связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой.

Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помощью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помощью символов, жестов). Иногда положительное подкрепление может вознаграждать неправильное поведение.

Например, подросток в ответ на суицидальную попытку может получить награду повышенное внимание и заботу семьи, вместо того чтобы подкреплялось его независимое поведение. Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни.

При работе с детьми для представления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использовать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности. 

Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важными сферами:

  • взаимодействие (отношения);
  • переживания, несовместимые с депрессией (агрессией);
  • действия, повышающие самооценку с помощью ощущений адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое занятие и т.д.).

3.Отклоняющееся поведение, как результат научения.     Основным механизмом формирования поведения человека является научение. Научение- процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию Вероятность возникновения реакции возрастает как после позитивного, так и после негативного подкрепления.

Позитивное подкрепление подразумевает предоставление чего-то (например, похвала, вознаграждение). Негативное подкрепление подразумевает удаление чего-то неприятного из данной ситуации (например,избегание наказания).

Относительно отклоняющегося поведения, употребление алкоголя, например, одновременно подкрепляется и получением удовольствия(ощущение тепла, удовольствие от вкусной еды, прилив энергии, внимание друзей, праздничная атмосфера), и уходом от проблем (снятие напряжения, уменьшение чувства неуверенности в себе, отвлечение от забот и ответственности).

  
Для уменьшения или устранения отклоняющегося поведения среда располагает следующими способами. Это, во-первых, негативное подкрепление (лишение чего-либо важного). Во-вторых, это эмоционально-негативное обусловливание.

Третий способ угашения поведения – оперантное  угашение реакции, когда она просто игнорируется или человек помещается в иную среду, где прежнее поведение невозможно. Доказано, что угашение реакции данным способом более эффективно, чем негативное подкрепление или наказание. 

4.Динамика суицида.       ( в кратце показала по пунктам , типо плана, потому что очень много) 

Рассмотрев основные компоненты структуры суицидального поведения, проследим их развитие в динамике. Очевидно, что вне зависимости от того, идет ли речь о законченном суициде или о незавершенной попытке, основной практический и теоретический интерес представляет период жизни человека, предшествующий суицидальному акту. Этот период времени:

– предсуицид – характеризуется особым психическим состоянием личности, которое обусловливает повышенную вероятность суицидального действия (в этом периоде у людей отмечается фиксация внимания на непреодолимых трудностях, на мыслях об отсутствии потенциальных возможностей решения возникших проблем).

– Попав в конфликтную критическую ситуацию люди испытывают острую необходимость в помощи других людей. При невозможности или недостаточной способности человека к установлению глубокого интимного контакта в кругу близких людей происходит прогрессирующее углубление дезадаптации. При этом возникает одно из самых болезненных и часто наблюдаемых переживаний у суицидентов:

– переживание одиночества, изоляция. Зачастую человек углубляется в размышления о смысле жизни, неоднозначности человеческого существования. У человека возникает чувство, что его жизнь не имеет будущего.

Характерными особенностями поведения людей в этой фазе являются: замкнутость, аутичность, стремление к уединению вплоть до полной изоляции, утрата интереса к окружающему.

Человек как бы отделен психологическим барьером от других людей, полностью поглощен своим “Я”.

5.Биологические предпосылки поведенческих девиаций.

Биологические предпосылки поведенческих девиаций включают: – наследственно-генетические особенности, – врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития и родов), – импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза). 
Биологический фактор регулирует след характеристики индивид бытия: темп созревания-старения, половые различия, возрастные особенности, физическую конституцию, здоровье и выносливость.

ЧезареЛомброзо(1836-1909) предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение чел с его анатомическим строением.

Он выделил 37 характеристик «врожденного преступного типа»:выдающаяся нижняя челюсть,редкая борода, приросшие мочки ушей, сплющенный нос. Особое место среди биологич. теорий занимает эволюционный подход Ч.

Дарвина, основанный на законах естественного отбора и наследственности. Этологический подход Конрада Лоренца объясняет, например, агрессию, прежде всего врожденным инстинктом борьбы засуществование

 Другими биологич. факторами девиантного поведения могу быть: повреждения головного мозга, органические заболевания мозга.

6.Возрастные особенности суицидального поведения.

особенности суицидального поведения характерные для определенных возрастных групп:

– для детей(до 12 лет) характерны импульсивные суицидальные действия , их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку;

– в подростковом возрасте(12-17 лет) причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения с родителями, реже с учителями. Подростки нередко тщательно планируют суицидальные действия.

– в молодом возрасте(17-29 лет) наиболее часто суицид совершают девушки. В подавляющем большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловлены разрывом отношений или ссорой с партнером;

– в зрелом возрасте(30-35 лет) самоубийства значительно чаще встречаются у мужчин. Причиной которых является финансовый крах, безработица , алкоголизм . Женщины чаще совершают суицидальные попытки, обусловленные изменой, уходом мужа или разводом.

– в пожилом возрасте(55-70 лет) суицидальное поведение в большинстве случаев обусловлено резким изменением образа жизни вследствие потери прежнего ролевого значения (окончание трудовой деятельности, конфликты с детьми и т. д.);

7.Поведение как психологическая категория и как свойство индивида.

В психологии термин поведение используется для обозначения вида и уровня активности человека. Современное понимание поведения выходит за рамки реакций на внешний стимул.

Помимо внешней активности человека (движения, действия) есть и внутренние составляющие поведения: мотивация , эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.

 Поведение есть процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, выражающийся в форме внешних действий и поступков.

Человеческого поведения социально формируется и реализуется в обществе и связано с речевой регуляцией. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации – интеграции в социум.Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей. 

При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения: – мотивированность – внутренняя готовность действовать направляемая потребностями и целями личности; – адекватность – согласованность с конкретной ситуацией; – адаптивность – соответствие ведущим требованиям социальной среды; – аутентичность – соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности; 

– продуктивность – реализация сознательных целей.

8.Концептуальные модели зависимого поведения.

1. Моральная модель, объясняющая аддиктивное поведение как следствие бездуховности и морального несовершенства. Восходит к религиозным воззрениям, в соответствии с которыми пагубные привычки являются проявлением греховности человека.2. Модель болезни – зависимое поведение – это заболевание, требующее специальной помощи, при этом аддикт часто освобождается от ответственности.

3. Симптоматическая, т.е. данное поведение – это отдельный поведенческий симптом или привычка.

4. Психоаналитическая модель – аддиктивное поведение является одним из проявлений нарушенной личной динамики.5. Системно-личностная модель – зависимое поведение рассматривается как дисфункциональное, связанное со сбоем в жизненно важных функциях и в системах отношения личности.6.

!!! На современном этапе развития науки предпочтение отдается био-психо-социальной модели. Это значит, что данное поведение должно рассматриваться в нескольких планах:культурологическом,социальном,правовом, психологическом,медико-биологическомФакторы зависимого поведения1.

К внешним социальным факторам, относятся: технический прогресс в области пищевой промышленности и фармоцефтические препараты.2. Появление наркоторговцев. 3. Основная роль в происхождении аддиктивного поведения приписывается семье.4. Половая избирательность зависимого поведения (ЗП):5.

Возрастной фактор: наркоманией страдают лица от 14 до 27 лет, а алкоголизмом – люди более старшего возраста.6. Психофизиологический фактор:7. Выделяют связь зависимости и типа характера (пр: акцентуация, конформность).8. Связь между невротическим развитием личности и адиктивым поведением 9.

Другим индивидуальным фактором может быть низкая стрессоустойчивость или ее отсутствие.

9.Диагностика делинквентного поведения.

Делинкв.поведение –противоправное поведение личности.

Это действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или соц. порядку, и уголовно наказуемы в крайних своих проявлениях.Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще.

Делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм гос. жизни, четко выраженных в правилах или законах общества.Среди подростков, совершивших правонарушение, Долгова, Горбатовская и Шумилкан вы.3 типа:1.Последовательно-криминогенный.

Преступление вытекает из привычного стиля поведения и обуславливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта.2. Ситуативно-криминогенный – нарушение моральных норм, правонарушение обусловлено неблагоприятной ситуацией.3Ситуативный тип – незначительная выраженность негативного поведения. Решающее влияние отводится ситуации, возникающей не по вине индивида.

Существует многообразие классификаций правонарушений. Это многообразие можно представить в нескольких группах делинквентных личностей:

1. Ситуативный правонарушитель2.Субкультурный правонарушитель3. Невротический4.

Органический правонарушитель – совершающий противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и аффективности.5.

Психотический правонарушитель – свершающий деликты вследствие тяжелого психического расстройства6. Психопатический 7. Антисоциальная личность Особенности делинкв. Пов. как формы дев. пов.

1. Это один из наиболее определенных видов отклоняющегося поведения личности.2. Делинк поведения регулируется правовыми нормами, т.е. законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.3. Это одна из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает основам соц.

устройства или общественному порядку.4. Такое поведение осуждается и наказывается в любом обществе и регулируется соц. Институтами.5. Наличие такого поведения обозначает конфликт между личностью и обществом, между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

Делинквентное поведение — правонарушение, провинность—противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Особенности делинквентного поведения:

1. Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности.

2. Делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

Источник: https://www.freepapers.ru/18/kontrolnaya-rabota-po-socialnoj-psihologii/294883.2074828.list1.html

Методы формирования позитивного поведения

2.Методы формирования позитивного поведения.:  Наиболее распространенным методом формирования желательного

Наиболее распространенным методом формирования желатель­ного поведения является подкрепление. В его основе лежит преиму­щественно оперантный принцип обусловливания.

Следует отме­тить, что как положительное, так и негативное подкрепление уси­ливают вероятность возникновения реакции.

Положительные под­крепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отри­цательные подкрепляющие стимулы — удаление чего-то в данной ситуации.

Позитивное подкрепление — главный метод изменения пове­дения. Условия успеха:

— подкрепление должно быть индивидуально значимым;

— подкрепление должно применяться систематически и немед­
ленно вслед за желательным поведением;

— связь между желательным поведением и используемым при
этом подкреплении должна быть достаточно четкой.

Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помо­щью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помо­щью символов, жестов). Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями — людь­ми, которые получают награду за желательное поведение.

Иногда положительное подкрепление может вознаграждать не­правильное поведение. Например, подросток в ответ на суици­дальную попытку может получить награду — повышенное внима­ние и заботу семьи, вместо того чтобы подкреплялось его незави­симое поведение.

Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или про­явление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повсе­дневной жизни.

Метод подкрепления предполагает целенаправлен­ное его применение с целью усиления адаптивных видов поведе­ния и ослабления и устранения неадекватных его форм. Первона­чально проводится идентификация подкрепляющих стимулов.

Для этого необходимо выяснить, что именно является подкрепляю­щими стимулами для конкретного человека. Также можно предло­жить клиенту составить шкалу «приятных событий» или список

условий, улучшающих настроение. При работе с детьми для пред­ставления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использо­вать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности.

Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важ­ными сферами:

— взаимодействие (отношения);

— переживания, несовместимые с депрессией (агрессией);

— действия, повышающие самооценку с помощью ощущений адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое за­

нятие и т.д.).

Консультант и ближайшее окружение могут широко использо­вать выявленные стимулы для подкрепления желательного пове­дения личности с девиацией. Также клиента побуждают использо­вать подкрепляющие стимулы каждый раз при действиях, соответ­ствующих его целям.

С целью формирования более позитивного поведения также используют программы жетонного подкрепления. Жетоны — это ве­щественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие сти­мулы.

Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т.п. Программы жетон­ного подкрепления должны включать в себя четкие правила обме­на, определяющие, какое количество жетонов требуется для полу­чения подкрепляющих стимулов.

Данный метод широко использу­ется в различных учреждениях (больницах, местах заключения). Он достаточно популярен среди детей.

При применении жетонов частота дурного поведения существен­но уменьшается. Однако вслед за отменой жетонного подкрепле­ния может наблюдаться и уменьшение случаев желательного пове-1 дения.

В связи с этим целесообразно постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, заменяя его, например, похвалой и са­моподкреплением.

Клиентам не следует пассивно полагаться на окружающих, они должны определять и активно разыскивать лю­дей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обеспечить им желательное подкрепление.

Программы подкрепления и жетонная система могут включать в себя работу со значимыми другими, например обучение препо­давателей или родителей процедурам подкрепления (для отдель­ных детей или для детских групп). Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, которые, по их словам, они пытаются устранить.

Формирование желательного поведения может осуществляться в форме активного социального обучения адаптивным поведенче­ским реакциям. Нередко уже при проведении поведенческой оценки

выявляется дефицит ведущих социальных навыков.

Клиенты не умеют выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться, демонстрировать уверенность, разрешать конф­ликты, сопротивляться негативному влиянию среды или прини­мать решения.

Репетиция поведения — это один из методов про­фессионального консультирования, широко используемый в слу­чаях отклоняющегося поведения. Данный метод может иметь фор­му тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания си­туаций.

На первых этапах работы выявляются области, в которых кли­енты испытывают трудности, и стимулируется мотивация к обуче­нию. Далее определяются виды желательного поведения, наиболее адекватного в проблемных ситуациях.

Затем клиентам предостав­ляется возможность потренироваться, реагируя на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, играют роль «оппонентов»).

Наконец, клиентов побуждают приме­нять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобряя их в случае успеха и подкрепляя адаптивное поведение.

Тренинг ассертивности, пожалуй, имеет наибольшее значение при проведении репетиции поведения. Д. Вольпе определил ассер­тивное поведение как «приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку» [11,с. 269].

На первых порах использования методики тренинг ассертивно­сти был направлен на отстаивание человеком своих прав иинте­ресов. В последнее время его направленность несколько измени­лась.

Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи эмоцио­нально теплого поведения там, где это уместно.

Таким образом, ассертивное поведение теперь включает в себя социально-прием­лемое выражение как положительных, так и отрицательных чувств.

Тренинг ассертивности основан на выделении трех видов пове­дения:

неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами;

агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других;

ассертивное поведение, при котором выигрывают обе взаимо­действующие стороны.

Недостаток уверенности в себе или агрессивность могут быть либо общеличностным свойством, либо чертой, проявляющейся лишь в специфических ситуациях.

На первом этапе поведен­ческой оценки решается вопрос, в каком виде тренинга клиент нуждается — в общем или в специфическом. На втором этапе формируется мотивация клиентов на сотрудничество.

Полезно изу­чить взгляды и убеждения клиентов, чтобы опираться на них впо-

следствии. Например, нужно помочь членам религиозных культов понять, что они станут более эффективными и как люди, и как верующие, если перестанут отвергать свои потребности и чувства (что всегда связано с психологическими потерями).

На третьем этапе определяют, какой вид альтернативно­го поведения может быть подходящим в определенных ситуациях, например при необходимости оказать сопротивление негативному влиянию референтной группы.

Клиентам можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно. При этом следует принимать во внимание индивидуальные стили поведения клиентов и помогать им формировать такое поведение, которое будет как можно более «естественным» для них.

Реакции, которые представляются уместными консультантам, могут оказаться непод­ходящими для конкретного клиента. Важен также правильный вы­бор времени: клиентов не следует побуждать к решению ассертив-ных задач тогда, когда они еще к этому не готовы.

Следовательно, может возникнуть необходимость построения иерархии ассертив-ных задач, сложность которых постепенно повышается.

На четвертом этапе осуществляется репетиция ассертив- ] ного поведения. Важно фокусировать внимание клиентов не толь­ко на вербальных составляющих поведения, но и на других его компонентах, таких, как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи.

На пятом этапе клиентов побуждают применять приобре­тенные на занятиях знания в реальной жизни, например с помо­щью домашнего задания соответствующего уровня сложности.

В ин- { тервалах между занятиями обучающиеся также могут самостоятель­но пытаться применять адаптивные социальные навыки в реаль­ной жизни. Наличие таких попыток указывает на адекватность по-| ведения клиентов.

Кроме того, пробуя и экспериментируя, клиен­ты определяют, какие еще поправки следует внести в поведение.

Тренинг ассертивности можно применять в форме индивиду­альной, групповой работы или в форме самопомощи.

Группы мовгут быть гетерогенными (например, группа из подростков без про-| блемного поведения и с делинквентным поведением) или гомо­генными (например, группа наркозависимых подростков).

Следует иметь в виду: вследствие сопротивления клиентов позитивным изменениям могут возникать конфликты между консультантом и клиентами, что всегда следует предвидеть как возможную трудность.

В практике поведенческого консультирования наряду с тре-1 нингом ассертивности используются и другие технологии, по-| зволяющие расширять позитивный поведенческий репертуар лич-1 ности.

Это — тренинги уверенности, коммуникативных навыков, при­нятия решения, резистентности к социальному давлению, разреше-1 ния конфликтов.

При этом используются самые разнообразные при- ] емы поведенческой психологии, например ролевые игры и Я

вые упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на модели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дис­куссии, способы самоконтроля и т.д.

Методы, используемые консультантом в профессиональной деятельности, должны быть адекватны как проблемам клиента, так и возможностям консультанта. В настоящее время в работе с личностью, имеющей отклоняющееся поведение, чаще использу­ется интегративный подход, предполагающий комбинацию взаи­модополняющих теорий и методов.

Интегративный подход также определяет сочетание различных форм работы.

Например, для под­ростка с зависимым поведением может быть адекватной следую­щая схема психологической помощи: семейное консультирование — семейная системная психотерапия — социально-психологическая реабилитация подростка и групповая психотерапия — индивидуаль­ная психотерапия в сочетании с семейным консультированием.

Хочется еще раз подчеркнуть, что семейное консультирование и семейная психотерапия являются приоритетным направлением в работе с детьми и подростками [5, 21].

Если сотрудничество с се­мьей по каким-либо причинам затруднено, если семья не может выполнять воспитательных функций, подросток с девиантным поведением должен включаться в другую социальную группу — тре-нинговую, психотерапевтическую или реабилитационную.

Работа с девиантным поведением это работа с нарушенным социальным поведением, поэтому его изменение возможно только через включе­ние личности в поддерживающие и конструктивные социальные сис­темы. Одна из ведущих задач психолога состоит в проектировании социотерапевтической среды, а также новых конструктивных от­ношений личности.

Разнообразие методов и методик не может преуменьшить роль личности консультанта. На всех этапах совместной работы поведе­ние специалиста остается ведущим источником подкрепления по­зитивных изменений в поведении клиента, а личность консуль­танта — основным инструментом его профессиональной деятель­ности.

Считается, что консультанты, проявляющие высокий уро­вень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, вни­мание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно.

Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них положительное воздействие независимо от используемого метода.

Контрольные вопросы и задания

1.Каковы цели и принципы поведенческой интервенции?

2. Сформулируйте возможности и ограничения, преимущества и недо­
статки поведенческого подхода.

3. Перечислите основные методы поведенческой интервенции и обла­
сти их оптимального применения.

4. Какие методы можно использовать для стимулирования мотивации
личности к сотрудничеству и позитивным изменениям?

5. Какие методики коррекции эмоциональных состояний вам известны?

6. В чем сущность и какова процедура методики систематической де­
сенсибилизации?

7. Опишите методики саморегуляции.

8. Самостоятельно выработайте навык саморелаксации (в соответствии
с приведенными методиками) и сообщите результаты.

9. Перечислите приемы когнитивного переструктурирования.

10. Каковы методы угашения нежелательного поведения?

11. Опишите методики подкрепления позитивного поведения.

12. Что такое тренинг ассертивности?

13. Составьте сравнительную характеристику методов поведенческой интервенции с точки зрения их задач, сложности, эффективности, сфер желательного применения (с учетом вашего личного или профессиональ­

ного опыта их использования).

Рекомендуемая литература

1.Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. — М.,
2000.

2. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ,
пособие. — Минск, 1999.

3. Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек. —
М., 1998.

4. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у
подростков: Учеб.-метод, пособие. — М., 1998.

5. Кулаков С.А. На приеме у психолога — подросток: Пособие для практ.
психол. — СПб., 2001.

6. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998.

7. Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. — СПб., 2000.

8. Морли С, Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и
тренинга социальных навыков. — СПб., 1996.

9. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. — М., 1999.

10. Наркомания: Метод, рекомендации по преодолению наркозависи­
мости / Под ред. А. Н. Гаранского. — СПб., 2000.

11. Нельсон-Джоуне Р. Теория и практика консультирования. — СПб.,
2000.

12. Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия куль­ товых травм // Журнал практического психолога. Спец. вып. — М., 2000. —

№ 1-2.

13. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. —
М., 2000.

14. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних
с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой — М., 1999.

15. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарско-
го. – СПб., 1998.

16. Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. Х.Рем-
шмидта. — М., 2000.

ш

ш

17. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

18. Рыжова К А. Поведенческие расстройства у детей: Диагностика, кор­
рекция, психопрофилактика. — М., 1998.

19. Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии: Учеб.-метод,
пособие. — СПб., 1987.

20. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. — СПб.,
1991.

21. Черников А. Системная семейная терапия. — М., 2001.

22. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. —
СПб., 1999.

23. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. —
М., 2001.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной пробле­мой современного общества. Оно выступает одной из ведущих при­чин обращения населения за психологической помощью.

В настоящем пособии предпринята попытка систематизации многочисленных разрозненных научных данных по психологии от­клоняющегося поведения личности (другие, не менее интересные, стороны изучаемой реальности остались за рамками настоящего исследования).

Специалисту, оказывающему помощь людям с по­веденческими девиациями, важно чувствовать уверенность и ком­петентность в таких вопросах, как этиология, механизмы функцио­нирования, условия и закономерности формирования различных форм отклоняющегося поведения.

Особенно важно сформировать адекватные представления и позитивные навыки воздействия на отклоняющееся поведение личности.

Поведенческая психология — активно развивающаяся отрасль. В срав­нении с другими подходами, поведенческая интервенция, возмож­но, является одним из наиболее адекватных и эффективных спосо­бов воздействия на поведение личности.

В то же время в современ­ной практике оказания психологической и психотерапевтической помощи наблюдается тенденция к интеграции разнообразных мето­дов, основанных на различной методологии, для решения конкрет­ных практических задач.

В случае поведенческих нарушений доста­точно широко и успешно используются интегративные подходы,? направленные на решение стратегической задачи, — достижение позитивных личностных изменений.

Решающим фактором, гарантирующим успешность примене­ния любых методов выступает личность самого специалиста, ока­зывающего социально-психологическую помощь. Можно говорить о таких профессионально важных качествах психолога-девиантоло-га, как адаптивность, высокий уровень развития жизненно важных умений, уверенность, искренний интерес к людям, духовность.

Мы надеемся, что настоящее пособие поможет успешному фор­мированию профессионально-личностной позиции специалиста.

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ

Отклоняющееся/девиантное поведение личности — сложный много­уровневый полиэтиологичный процесс.

Отклоняющееся поведение может проявляться в самых разнообразных формах активности личности.

Основные отличительные признаки девиантного поведения — откло­нение от социальной нормы, деструктивность, негативная оценка окру­жающих, повторяемость, усиливающаяся дезадаптация.

Многочисленные концепции отклоняющегося поведения не противо­речат, а гармонично дополняют друг друга, освещая данное явление с различных сторон.

Отклоняющееся поведение личности необходимо рассматривать прежде всего в аспекте ее развития и адаптации к социальной среде.

Стимулирование развития личности и повышение уровня ее социаль­ной адаптации — ведущие цели психолого-социальной интервенции де­виантного поведения.

Теория отклоняющегося поведения призвана служить не навешива­нию ярлыков, но оказанию реальной помощи личности через стимулиро­вание ее готовности к изменениям и сотрудничеству.

Отличительной особенностью психолого-социальной помощи в слу­чае отклоняющегося поведения является ее активный, организующий и позитивный характер.

Эффективность помощи определяется ее своевременностью, адекват­ностью и комплексностью.

Специалисту важно понимать, что его возможности не безграничны: несмотря на прилагаемые усилия, результаты психолого-социального воз­действия на конкретную личность с девиантным поведением могут быть незначительными вследствие множества причин.

Следует также признать, что современные знания о природе отклоня­ющегося поведения личности скорее порождают новые вопросы, чем дают полные ответы на них.

Дальнейшие научные исследования в этой области, накопление опыта практической работы, объединение усилий различных специалистов с усилиями отдельной личности — все это может помочь в преодолении закономерных трудностей.

⇐ Предыдущая10111213141516171819

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6x1afc.html

Методы формирования позитивного поведения – Психология

2.Методы формирования позитивного поведения.:  Наиболее распространенным методом формирования желательного

Наиболее распространенным методом формирования желательного поведения является подкрепление. В его основе лежит преимущественно оперантный принцип обусловливания.

Следует отметить, что как положительное, так и негативное подкрепление усиливают вероятность возникновения реакции.

Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие стимулы – удаление чего-то в данной ситуации.

Позитивное подкрепление – главный метод изменения поведения. Условия успеха: » подкрепление должно быть индивидуально значимым; » подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением; » связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой.

Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помощью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помощью символов, жестов). Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями – людьми, которые получают награду за желательное поведение.

Иногда положительное подкрепление может вознаграждать неправильное поведение. Например, подросток в ответ на суицидальную попытку может получить награду – повышенное внимание и заботу семьи, вместо того чтобы подкреплялось его независимое поведение.

Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Первоначально проводится идентификация подкрепляющих стимулов.

Для этого необходимо выяснить, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного человека. Также можно предложить клиенту составить шкалу “приятных событий” или список условий, улучшающих настроение.

При работе с детьми для представления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использовать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности.

Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важными сферами: » взаимодействие (отношения); » переживания, несовместимые с депрессией (агрессией); » действия, повышающие самооценку с помощью ощущений адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое занятие и т.д.).

Консультант и ближайшее окружение могут широко использовать выявленные стимулы для подкрепления желательного поведения личности с девиацией. Также клиента побуждают использовать подкрепляющие стимулы каждый раз при действиях, соответствующих его целям.

С целью формирования более позитивного поведения также используют программы жетонного подкрепления. Жетоны – это вещественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие стимулы.

Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т.п. Программы жетонного подкрепления должны включать в себя четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения подкрепляющих стимулов.

Данный метод широко используется в различных учреждениях (больницах, местах заключения). Он достаточно популярен среди детей.

При применении жетонов частота дурного поведения существенно уменьшается. Однако вслед за отменой жетонного подкрепления может наблюдаться и уменьшение случаев желательного поведения.

В связи с этим целесообразно постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, заменяя его, например, похвалой и самоподкреплением.

Клиентам не следует пассивно полагаться на окружающих, они должны определять и активно разыскивать людей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обеспечить им желательное подкрепление.

Программы подкрепления и жетонная система могут включать в себя работу со значимыми другими, например обучение преподавателей или родителей процедурам подкрепления (для отдельных детей или для детских групп). Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, который по их словам, они пытаются устранить.

Формирование желательного поведения может осуществляться в форме активного социального обучения адаптивным поведенческим реакциям. Нередко уже при проведении поведенческой оценки выявляется дефицит ведущих социальных навыков.

Клиенты не умеют выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться, демонстрировать уверенность, разрешать конфликты, сопротивляться негативному влиянию среды или принимать решения.

Репетиция поведения – это один из методов профессионального консультирования, широко используемый в случаях отклоняющегося поведения. Данный метод может иметь форму тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания ситуаций.

На первых этапах работы выявляются области, в которых клиенты испытывают трудности, и стимулируется мотивация к обучению. Далее определяются виды желательного поведения, наиболее адекватного в проблемных ситуациях.

Затем клиентам предоставляется возможность потренироваться, реагируя на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, играют роль “оппонентов”).

Наконец, клиентов побуждают применять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобряя их в случае успеха и подкрепляя адаптивное поведение.

Тренинг ассертивности, пожалуй, имеет наибольшее значение при проведении репетиции поведения. Д. Вольпе определил ассертивное поведение как “приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку” [11, с. 269].

На первых порах использования методики тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав и интересов. В последнее время его направленность несколько изменилась.

Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи эмоционально теплого поведения там, где это уместно.

Таким образом, ассертивное поведение теперь включает в себя социально-приемлемое выражение как положительных, так и отрицательных чувств.

Тренинг ассертивности основан на выделении трех видов поведения: » неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами; » агрессивное поведение, при котором люди “усиливаются” за счет других; » ассертивное поведение, при котором выигрывают обе взаимодействующие стороны.

Недостаток уверенности в себе или агрессивность могут быть либо общеличностным свойством, либо чертой, проявляющейся лишь в специфических ситуациях. На первом этапе поведенческой оценки решается вопрос, в каком виде тренинга клиент нуждается – в общем или в специфическом.

На втором этапе Формируется мотивация клиентов на сотрудничество. Полезно изучить взгляды и убеждения клиентов, чтобы опираться на них впоследствии.

Например, нужно помочь членам религиозных культов понять, что они станут более эффективными и как люди, и как верующие, если перестанут отвергать свои потребности и чувства (что всегда связано с психологическими потерями).

На третьем этапе определяют, какой вид альтернативного поведения может быть подходящим в определенных ситуациях например при необходимости оказать сопротивление негативному влиянию референтной группы.

Клиентам можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно. При этом следует принимать во внимание индивидуальные стили поведения клиентов и помогать им формировать такое поведение, которое будет как можно более “естественным” для них.

Реакции, которые представляются уместными консультантам, могут оказаться неподходящими для конкретного клиента. Важен также правильный выбор времени: клиентов не следует побуждать к решению ассертивных задач тогда, когда они еще к этому не готовы.

Следовательно, может возникнуть необходимость построения иерархии ассертив-ных задач, сложность которых постепенно повышается.

На четвертом этапе осуществляется репетиция ассертивного поведения. Важно фокусировать внимание клиентов не только на вербальных составляющих поведения, но и на других его компонентах, таких, как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи.

На пятом этапе клиентов побуждают применять приобретенные на занятиях знания в реальной жизни, например с помощью домашнего задания соответствующего уровня сложности.

В интервалах между занятиями обучающиеся также могут самостоятельно пытаться применять адаптивные социальные навыки в реальной жизни. Наличие таких попыток указывает на адекватность поведения клиентов.

Кроме того, пробуя и экспериментируя, клиенты определяют, какие еще поправки следует внести в поведение.

Тренинг ассертивности можно применять в форме индивидуальной, групповой работы или в форме самопомощи.

Группы могут быть гетерогенными (например, группа из подростков без проблемного поведения и с делинквентным поведением) или гомогенными (например, группа наркозависимых подростков).

Следует иметь в виду: вследствие сопротивления клиентов позитивным изменениям могут возникать конфликты между консультантом и клиентами, что всегда следует предвидеть как возможную трудность.

В практике поведенческого консультирования наряду с тренингом ассертивности используются и другие технологии, позволяющие расширять позитивный поведенческий репертуар личности.

Это – тренинги уверенности, коммуникативных навыков, принятия решения, резистентности к социальному давлению, разрешения конфликтов.

При этом используются самые разнообразные приемы поведенческой психологии, например ролевые игры и игровые упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на додели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дискуссии, способы самоконтроля и т.д.

Методы, используемые консультантом в профессиональной деятельности, должны быть адекватны как проблемам клиента, так и возможностям консультанта. В настоящее время в работе с личностью, имеющей отклоняющееся поведение, чаще используется интегративный подход, предполагающий комбинацию взаимодополняющих теорий и методов.

Интегративный подход также определяет сочетание различных форм работы.

Например, для подростка с зависимым поведением может быть адекватной следующая схема психологической помощи: семейное консультирование – семейная системная психотерапия – социально-психологическая реабилитация подростка и групповая психотерапия – индивидуальная психотерапия в сочетании с семейным консультированием.

Хочется еще раз подчеркнуть, что семейное консультирование и семейная психотерапия являются приоритетным направлением в работе с детьми и подростками [5, 21].

Если сотрудничество с семьей по каким-либо причинам затруднено, если семья не может выполнять воспитательных функций, подросток с девиантным поведением должен включаться в другую социальную группу – тренинговую, психотерапевтическую или реабилитационную.

Работа с девиантным поведением – это работа с нарушенным социальным поведением, поэтому его изменение возможно только через включение личности в поддерживающие и конструктивные социальные системы. Одна из ведущих задач психолога состоит в проектировании социотерапевтической среды, а также новых конструктивных отношений личности.

Разнообразие методов и методик не может преуменьшить роль личности консультанта. На всех этапах совместной работы поведение специалиста остается ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении клиента, а личность консультанта – основным инструментом его профессиональной деятельности.

Считается, что консультанты, проявляющие высокий уровень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно.

Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них положительное воздействие независимо от используемого метода.

Рекомендуемая литература

Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

Рыжова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М., 1998.

Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии: Учеб.-метод. пособие. – СПб., 1987.

Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. – СПб., 1991.

Черников А. Системная семейная терапия. – М., 2001.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. – М., 2001.

Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. 2000.

Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ, пособие. – Минск, 1999.

Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек. – М., 1998.

Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: Учеб.-метод. пособие. – М., 1998.

Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток: Пособие для практ. психол. – СПб., 2001.

Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. – М., 1998.

Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. – СПб., 2000.

Морли С, Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. – СПб., 1996.

Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М., 1999.

Наркомания: Метод, рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. А. Н.Гаранского. – СПб., 2000.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.

Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм //Журнал практического психолога. Спец. вып. – М., 2000. – № 1-2.

Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М., 2000.

Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетни* с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой – М., 1999.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарско- го. – СПб., 1998.

Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. шмидта. – М., 2000.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ

Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.

В настоящем пособии предпринята попытка систематизации многочисленных разрозненных научных данных по психологии отклоняющегося поведения личности (другие, не менее интересные, стороны изучаемой реальности остались за рамками настоящего исследования).

Специалисту, оказывающему помощь людям с поведенческими девиациями, важно чувствовать уверенность и компетентность в таких вопросах, как этиология, механизмы функционирования, условия и закономерности формирования различных форм отклоняющегося поведения.

Особенно важно сформировать адекватные представления и позитивные навыки воздействия на отклоняющееся поведение личности.

Поведенческая психология – активно развивающаяся отрасль. В сравнении с другими подходами, поведенческая интервенция, возможно, является одним из наиболее адекватных и эффективных способов воздействия на поведение личности.

В то же время в современной практике оказания психологической и психотерапевтической помощи наблюдается тенденция к интеграции разнообразных методов, основанных на различной методологии, для решения конкретных практических задач.

В случае поведенческих нарушений достаточно широко и успешно используются интегративные подходы, направленные на решение стратегической задачи, – достижение позитивных личностных изменений.

Решающим фактором, гарантирующим успешность применения любых методов выступает личность самого специалиста, оказывающего социально-психологическую помощь. Можно говорить о таких профессионально важных качествах психолога-девиантолога, как адаптивность, высокий уровень развития жизненно важны* умений, уверенность, искренний интерес к людям, духовность.

Мы надеемся, что настоящее пособие поможет успешному фор мированию профессионально-личностной позиции специалиста-

Отклоняющееся/девиантное поведение личности – сложный многоуровневый полиэтиологичный процесс.

Отклоняющееся поведение может проявляться в самых разнообразных формах активности личности.

Основные отличительные признаки девиантного поведения – отклонение от социальной нормы, деструктивность, негативная оценка окружающих, повторяемость, усиливающаяся дезадаптация.

Многочисленные концепции отклоняющегося поведения не противоречат, а гармонично дополняют друг друга, освещая данное явление с различных сторон.

Отклоняющееся поведение личности необходимо рассматривать прежде всего в аспекте ее развития и адаптации к социальной среде.

Стимулирование развития личности и повышение уровня ее социальной адаптации – ведущие цели психолого-социальной интервенции девиантного поведения.

Теория отклоняющегося поведения призвана служить не навешиванию ярлыков, но оказанию реальной помощи личности через стимулирование ее готовности к изменениям и сотрудничеству.

Отличительной особенностью психолого-социальной помощи в слу-чае отклоняющегося поведения является ее активный, организующий и позитивный характер.

Эффективность помощи определяется ее своевременностью, адекватностью и комплексностью.

Специалисту важно понимать, что его возможности не безграничны: несмотря на прилагаемые усилия, результаты психолого-социального воздействия на конкретную личность с девиантным поведением могут быть Незначительными вследствие множества причин.

Следует также признать, что современные знания о природе отклоняющегося поведения личности скорее порождают новые вопросы, чем дают полные ответы на них.

Дальнейшие научные исследования в этой области, накопление опыта Практической работы, объединение усилий различных специалистов с Усилиями отдельной личности – все это может помочь в преодолении закономерных трудностей.

This file was created

With BookDesigner program

Источник: https://student2.ru/psikhologiya/1467935-metody-formirovaniya-pozitivnogo-povedeniya/

Практическое руководство по формированию позитивного поведения у детей, демонстрирующих проблемное поведение

2.Методы формирования позитивного поведения.:  Наиболее распространенным методом формирования желательного

В прошлой публикации мы говорили о профессиональных стандартах содействия развитию позитивного поведения у детей и подростков. В данной статье предлагаем нашим читателям перейти от теории к практике и ознакомиться с конкретными рекомендациями в отношении формирования позитивного поведения у детей, демонстрирующих проблематичное поведение.

Основной акцент в позитивных поведенческих стратегиях делается на таких реакциях лиц из ближайшего окружения ребенка и сопровождающего его персонала, которые помогают ребенку или подростку обучаться приемлемому поведению посредством предоставления ему безопасного, интересного и соответствующего его уровню развития опыта обучения и условий окружающей среды, обеспечения справедливых и последовательных правил и логичных последствий поведения.

Профилактика и решение проблем в поведении проходят наиболее успешно в условиях окружающей среды, которые являются безопасными, восприимчивыми и предлагают возможности для обучения полезным навыкам и стратегиям приспособления к разнообразным жизненным обстоятельствам и преодоления эмоционального стресса.

Максимальные усилия должны быть направлены на модификацию окружающей среды, в которой ребенок живет, обучается и играет, поскольку непосредственный социальный опыт и физическое окружение может способствовать формированию и поддержке как адаптивного поведения, так и проблематичного поведения.


Безопасный и интересный опыт обучения и окружающая среда.

Дети и подростки должны быть защищены от опасности и иметь вещи, которые им необходимы для поддержания их занятости и участия. Обращая внимание на их положительное поведение в подобные промежутки времени, можно поощрить их к тому, чтобы они обучались приемлемому поведению.

Справедливые и последовательные правила.

Дети и подростки учатся быть ответственными и развивают навык самоконтроля при помощи справедливых и последовательных правил. Люди из их ближайшего окружения и персонал должны разработать такие правила, которым будет легко следовать, и их количество должно быть небольшим. Правила всегда должны указывать на то, ЧТО делать, и не на то, чего НЕЛЬЗЯ делать (запрещающие правила не работают, например, «Не бей свою сестру» необходимо формулировать как «Держи руки при себе»).Четкие инструкции. Ни один ребенок или подросток не может вести себя хорошо постоянно, и все они обучаются и развиваются по-разному. Люди, осуществляющие уход за ними, а также персонал, должны давать четкие, спокойные, своевременные и однозначные инструкции, в таком случае они могут повлиять на поведение ребенка.

Логичные последствия.

Предоставление логичных последствий является одним из лучших методов при работе с умеренным проблемным поведением, которое возникает не слишком часто. Последствия срабатывают лучше всего, если они являются краткими и незамедлительными.

Дети и подростки обучаются тому, как контролировать себя, если люди из их ближайшего окружения используют последствия проблематичного поведения последовательно и немедленно. Если ребенок не следует правилу или четкой инструкции, необходимо подобрать последствие, подходящее для конкретной ситуации.

Важно, чтобы в этот момент взрослый оставался спокойным.

Любое поведение имеет свою функцию, и обычно дети демонстрируют проблемное поведение, чтобы избежать или уклониться от какого-либо занятия/работы, человека или сенсорной стимуляции, или же для получения доступа к чему-либо, например, социальному вниманию, материалам или, опять таки, сенсорной стимуляции. Ребенок или подросток может проявлять нежелательное поведение, чтобы добиться или избежать чего-либо, что может происходить в окружающей среде. При проявлении проблемного поведения стоит собрать данные и информацию в отношении следующих вопросов:

Целевое поведение: Какое поведение необходимо уменьшить? Какое поведение необходимо увеличить?

Окружающая среда / опыт: Что должно присутствовать в повседневной окружающей среде / опыте? Что не должно присутствовать?
Предшествующие факторы / триггеры: Какое событие часто мгновенно происходит сразу после проблемного поведения? Какие из произошедших событий могут играть роль триггера?
Последствия: Что необходимо делать, если поведение, которое нужно уменьшить, проявилось? Что необходимо делать, когда проявляется желательное поведение, которое нужно увеличить? В случае некоторых детей роль предшествующего фактора / триггера для проявления проблемного поведения может играть изменение в привычном и предсказуемом повседневном расписании. В случае других детей нежелательное поведение может вызываться просьбой или инструкцией со стороны людей из ближайшего окружения или члена персонала к занятию нежелаемым видом деятельности. Понимание близкими людьми предшествующих факторов / триггеров проблемного поведения может значительно помочь в предотвращении проявления подобного поведения. В ходе сбора информации и данных в отношении проблематичного поведения стоит учитывать следующие нюансы:

• Присутствует ли в физической или межличностной окружающей среде ребенка что-либо, что может оказывать воздействие на его поведение?

• Частоту поведения, и проявляется ли данное поведение в различных контекстах
• Виды вмешательств, которые успешно использовались для деэскалации поведения
• Давно ли ребенок проходил медицинское обследование? Если он проходит какое-либо лечение, когда оно пересматривалось в последний раз?
• Будет ли полезным для ребенка принять участие в какой-либо дополнительной деятельности, выходящей за рамки учебной программы?
• Есть ли у ребенка какое-либо ограничение в возможностях, которое может оказывать влияние на его понимание? Существуют ли какие либо языковые или культурные факторы?
• Есть ли какие-либо занятия, которые могут помочь ребенку или подростку выстроить свою самооценку? Также полезным будет обращать внимание и учитывать индикаторы эскалации проблемного поведения у детей и подростков: 1. Состояние спокойствия – ребенок демонстрирует готовность к сотрудничеству.2. Триггер – ребенок испытывает или переживает некоторый неразрешенный конфликт.3. Возбуждение – ребенок проявляет увеличение несфокусированного поведения.4. Акселерация/ускорение – ребенок демонстрирует повышенное эмоциональное состояние/поведение.5. Пик – ребенок находится вне контроля.6. Деэскалация – ребенок проявляет смущение/спутанность.7. Восстановление – ребенок проявляет желание заняться деятельностью, которая не предполагает интеракцию, а также нежелание обращаться к вопросу пикового проблемного поведения. Сбор достоверной информации и данных в отношении проблематичного поведения у ребенка содействует определению конкретного поведения, которое необходимо уменьшить или увеличить в его репертуаре, а также помогает формированию более соответствующего позитивного поведения.

Использование плана поддержки позитивного поведения.

Если проблемное поведение у ребенка или подростка обостряется (например, агрессия, уклонение от какого-либо вида деятельности), можно разработать план поддержки позитивного поведения, чтобы реагировать на проблемное поведение соответствующим образом. Если серьезность проблематичного поведения возрастает, в таком случае планирование поддержки поведения должно включать консультации и участие родителей (если это уместно), непосредственного сопровождающего персонала,  социальных работников, школьного персонала и других специалистов, представляющих такие ведомства, как служба психического здоровья детей и молодежи, организации, занимающиеся вопросами сексуального насилия, поставщиков частных терапевтических и поведенческих услуг и т.п. План реагирования на нежелательное поведение предполагает понимание того, почему это поведение происходит, и как наилучшим образом помочь ребенку обучиться более приемлемому поведению. В качестве части плана поддержания позитивного поведения важно установить возможную функцию (или причину) поведения ребенка или подростка. Данная информация собирается посредством наблюдения и сбора данных (например, о количестве эпизодов поведения), а также при помощи оценки сильных сторон и потребностей ребенка. Копию плана можно предоставить всем людям, которые задействованы в процессе его реализации, а также самому ребенку или подростку, если это уместно. Как только функция целевого поведения была установлена, можно завершить оставшуюся часть процесса планирования поддержки желательного поведения:

• Целевое поведение: Какое поведение необходимо уменьшить? (например, агрессивное поведение). Какое поведение необходимо увеличить? (например, безопасные игры со сверстниками)

• Предшествующие случайные события: Какие условия окружающей среды / контексты / триггеры можно модифицировать, чтобы произвести проактивные изменения в окружающей среде / опыте, которые сделали бы целевое поведение ненужным?
• Обучение поведению: Каким новым поведениям люди из ближайшего окружения ребенка и члены персонала могут обучить его, чтобы заменить текущее целевое поведение? Обучение поведению – это то, каким образом окружающие ребенка люди реагируют на его желательное и нежелательное поведение, которое определено планом поддержки поведения.
• Модификация последствий: Каким образом взрослые могут изменить свое поведение в отношении первоначального целевого поведения и нового поведения, которое его замещает? Когда люди из ближайшего окружения ребенка и сопровождающий персонал обучают его новому поведению, они могут рассмотреть следующие стратегии непосредственного воздействия на поведение:

• Перенаправление ребенка с проблематичного поведения

• Изменения в окружающей среде, чтобы она удовлетворяла текущие потребности ребенка
• Устранение привилегий или внимания на короткий промежуток времени
• Поощрение ребенка при выборе им правильного поведения Также могут использоваться и другие стратегии, такие как предоставление ребенку возможностей для обучения тому, как справляться с различными ситуациями. Используйте эти стратегии в такое время, которое не связано с нежелательным поведением:

• Тренинг релаксации

• Стресс-менеджмент
• Техники управления гневом
• Обучение общим навыкам, которые дадут ребенку возможность почувствовать больший контроль над своей жизнью посредством усовершенствования его повседневных навыков самопомощи
• Обучение ребенка принятию решений повысит уровень его самостоятельности и независимости Если поведение ребенка представляет собой риск для него самого или окружающих, план поддержки поведения лучше разрабатывать, консультируясь с соответствующими специалистами, чтобы обеспечить безопасность ребенка и быструю деэскалацию проблемы. После разработки такого плана люди из ближайшего окружения и члены сопровождающего персонала отслеживают изменения в целевом поведении ребенка, а также оценивают более общие изменения в уровне его жизни. Школьные учителя, сопровождающий персонал и социальные работники также могут предоставлять информацию об изменениях, которые произошли в школьном контексте. Для документирования прогресса используются объективные показатели, измеряющие число случаев, в которых ребенок выбрал желательную форму поведения вместо нежелательной, число эпизодов, когда ребенок избегал предшествующих факторов / триггеров, и эпизодов, когда возможности для обучения помогли ребенку в проявлении желательного поведения. Если у ребенка наблюдается лишь минимальный прогресс, в таком случае, возможно, есть необходимость в переоценке плана поддержки поведения. Источник: http://www.communities.qld.gov.au/resources/childsafety/practice-manual/pr-guide-supporting-positive-behaviour.pdf

“,”author”:null,”date_published”:null,”lead_image_url”:”http://4.bp.blogspot.com/-tKHXB5Y67ts/Ut_b-QzpueI/AAAAAAAABUE/VcbBrL1Jw/w1200-h630-p-k-no-nu/feature-1.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://autism-aba.blogspot.com/2014/01/supporting-positive-behaviour.html”,”domain”:”autism-aba.blogspot.com”,”excerpt”:”Формирование позитивного поведения у детей”,”word_count”:1407,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://autism-aba.blogspot.com/2014/01/supporting-positive-behaviour.html

открытая библиотека учебной информации

2.Методы формирования позитивного поведения.:  Наиболее распространенным методом формирования желательного

Наиболее распространенным методом формирования желательного поведения является подкрепление. В его основе лежит преимущественно оперантный принцип обусловливания.

Следует отметить, что как положительное, так и негативное подкрепление усиливают вероятность возникновения реакции.

Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие стимулы – удаление чего-то в данной ситуации.

Позитивное подкрепление – главный метод изменения поведения. Условия успеха:

· подкрепление должно быть индивидуально значимым;

· подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением;

· связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой.

Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помощью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помощью символов, жестов). Вместе с тем, подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями – людьми, которые получают награду за желательное поведение.

Иногда положительное подкрепление может вознаграждать неправильное поведение. К примеру, подросток в ответ на суицидальную попытку может получить награду – повышенное внимание и заботу семьи, вместо того чтобы подкреплялось его независимое поведение.

Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повсœедневной жизни. Метод подкрепления предполагает целœенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Первоначально проводится идентификация подкрепляющих стимулов.

Для этого крайне важно выяснить, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного человека. Также можно предложить клиенту составить шкалу «приятных событий» или список условий, улучшающих настроение. При работе с детьми для представления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использовать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности.

Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важными сферами:

· взаимодействие (отношения);

· переживания, несовместимые с депрессией (агрессией);

· действия, повышающие самооценку с помощью ощущений адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое занятие

и т.д.).

Консультант и ближайшее окружение могут широко использовать выявленные стимулы для подкрепления желательного поведения личности с девиацией. Также клиента побуждают использовать подкрепляющие стимулы каждый раз при действиях, соответствующих его целям.

С целью формирования более позитивного поведения также используют программы жетонного подкрепления. Жетоны — это вещественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые бывают обменены на подкрепляющие стимулы.

Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т. п.

Программы жетонного подкрепления должны включать в себя четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения подкрепляющих стимулов.

Данный метод широко используется в различных учреждениях (больницах, местах заключения). Он достаточно популярен среди детей.

При применении жетонов частота дурного поведения существенно уменьшается. При этом вслед за отменой жетонного подкрепления может наблюдаться и уменьшение случаев желательного поведения.

В связи с этим целœесообразно постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, заменяя его, к примеру, похвалой и самоподкреплением.

Клиентам не следует пассивно полагаться на окружающих, они должны определять и активно разыскивать людей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обеспечить им желательное подкрепление.

Программы подкрепления и жетонная система могут включать в себя работу со значимыми другими, к примеру обучение преподавателœей или родителœей процедурам подкрепления (для отдельных детей или для детских групп). Вместе с тем, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, которые, по их словам, они пытаются устранить.

Формирование желательного поведения может осуществляться в форме активного социального обучения адаптивным поведенческим реакциям. Нередко уже при проведении поведенческой оценки выявляется дефицит ведущих социальных навыков.

Клиенты не умеют выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться, демонстрировать уверенность, разрешать конфликты, сопротивляться негативному влиянию среды или принимать решения.

Репетиция поведения – это один из методов профессионального консультирования, широко используемый в случаях отклоняющегося поведения. Данный метод может иметь форму тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания ситуаций.

На первых этапах работы выявляются области, в которых клиенты испытывают трудности, и стимулируется мотивация к обучению. Далее определяются виды желательного поведения, наиболее адекватного в проблемных ситуациях.

Затем клиентам предоставляется возможность потренироваться, реагируя на определœенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, играют роль «оппонентов»).

Наконец, клиентов побуждают применять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобряя их в случае успеха и подкрепляя адаптивное поведение.

Тренинг ассертивности, пожалуй, имеет наибольшее значение при проведении репетиции поведения. Д. Вольпе определил ассертивное поведение как «приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку».

На первых порах использования методики тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав и интересов. В последнее время его направленность несколько изменилась. Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи эмоционально теплого поведения там, где это уместно.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ассертивное поведение теперь включает в себя социально-приемлемое выражение как положительных, так и отрицательных чувств.

Тренинг ассертивности основан на выделœении трех видов поведения:

· неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами;

· агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других;

· ассертивное поведение, при котором выигрывают обе взаимодействующие стороны.

В практике поведенческого консультирования наряду с тренингом ассертивности используются и другие технологии, позволяющие расширять позитивный поведенческий репертуар личности.

Это — тренинги уверенности, коммуникативных навыков, принятия решения, резистентности к социальному давлению, разрешения конфликтов. При этом используются самые разнообразные приемы поведенческой психологии, к примеру ролевые игры и игровые модели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дискуссии, способы самоконтроля и т.д.

Методы, используемые консультантом в профессиональной деятельности, должны быть адекватны как проблемам клиента͵ так и возможностям консультанта. Сегодня в работе с личностью, имеющей отклоняющееся поведение, чаще используется интегративный подход, предполагающий комбинацию взаимодополняющих теорий и методов.

Интегративный подход также определяет сочетание различных форм работы. К примеру, для подростка с зависимым поведением может быть адекватной следующая схема психологической помощи: семейное консультирование – семейная системная психотерапия – социально-психологическая реабилитация подростка и групповая психотерапия – индивидуальная психотерапия в сочетании с семейным консультированием.

Семейное консультирование и семейная психотерапия являются приоритетным направлением в работе с детьми и подростками. В случае если сотрудничество с семьей по каким-либо причинам затруднено, если семья не может выполнять воспитательных функций, подросток с девиантным поведением должен включаться в другую социальную группу – тренинговую, психотерапевтическую или реабилитационную.

Работа с девиантным поведением – это работа с нарушенным социальным поведением, в связи с этим его изменение возможно только через включение личности в поддерживающие и конструктивные социальные системы. Одна из ведущих задач психолога состоит в проектировании социотерапевтической среды, а также новых конструктивных отношений личности.

Разнообразие методов и методик не может преуменьшить роль личности консультанта. На всœех этапах совместной работы поведение специалиста остается ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении клиента͵ а личность консультанта – основным инструментом его профессиональной деятельности.

Считается, что консультанты, проявляющие высокий уровень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно. Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них положительное воздействие независимо от используемого метода.

Источник: http://oplib.ru/random/view/867141

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/3-42539.html

Medic-studio
Добавить комментарий