2) Принцип ненанесения ущерба человеку.: Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из

Специального психолога

2) Принцип ненанесения ущерба человеку.: Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из

План

1. Уровни этических проблем в специальной психологии.

2. Этические принципы деятельности специального психолога.

3. Этические требования к специальному психологу.

2.3.1. Уровни этических проблем в специальной психологии

При рассмотрении основных этических регуляторов деятельности практического психолога можно было бы выделить следующие уровни:

Правовой уровень, основанный на таких документах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция (Основной Закон) РФ», «Закон РФ об образовании», «Должностная инструкция педагога-психолога», и других нормативных документах, вплоть до «Уголовного кодекса РФ».

Моральный уровень, отраженный в многочисленных (но, к сожалению, еще менее однозначных и обязательных) этических «Кодексах», «Уставах» и даже «Стандартах», где часто отмечаются такие принципы, как «Не навреди!», «Не навешивай ярлыков», «Принимай клиента таким, каков он есть», «Сохраняй профессиональную тайну (принцип конфиденциальности)», где часто подчеркивается «Неоспоримый приоритет интересов клиента» и т.п.

Нравственный уровень, предполагающий определенную ценностно-смысловую зрелость психолога, сформированное (а лучше сказать – выстраданное) ценностно-нравственное ядро личности.

Сам нравственный уровень возможен лишь тогда, когда у психолога, с одной стороны, нет стремления навязывать именно свою точку зрения клиенту (как и в случае с культурой, можно было бы сказать, что нравственность начинается с признания иной мировоззренческой позиции), но, с другой стороны, нравственность предполагает и свою собственную точку отсчета (нравственный критерий) при отношении психолога к тем или иным событиям окружающего мира и к самому себе.

2.3.2. Этические принципы деятельности специального психолога

Профессиональная деятельность психолога – это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.

1. Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения.

Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности.

При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

2.Принцип не нанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность, исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа не нанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу.

Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главный этический принцип психолога – «не навреди». Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога.

Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека.

3.Принцип научной обоснованности и объективности. Психолог может применять только валидные и надежные методы и средства. Необходимо использовать методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными.

4. Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

5.Принцип соблюдение профессиональной конфиденциальности. Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик.

Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обуславливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне.

Дело профессиональной чести психолога – препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

Необходимо соблюдать конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого или (клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения.

Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности.

В то же время в рамках отдельных типов профессиональной психологической работы существуют и особые проблемы.

Поэтому нередко рассматриваются специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.

В связи с осознанием важности этической регуляции психологического исследования и практики в последние годы психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 г. Американской психологической ассоциацией были официально приняты «Этические стандарты психологов» – своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 г.

Британское психологическое общество приняло «Кодекс поведения» для психологов. Вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других европейских странах.

В нашей стране также активно обсуждаются проблемы профессиональной этики психологов и разрабатываются документы, которые могли бы регламентировать этическую сторону в их деятельности.

2.3.3. Этические требования к специальному психологу

Крайне важны этические требования к психологу сферы коррекционного образования, поскольку практическая деятельность специального психолога более всего ориентирована именно на нее (Р. С. Немов):

· психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых имеет необходимое образование и квалификацию;

· психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психокоррекционных и психодиагностических методик, в своих выводах и рекомендациях;

· в случае применения методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях;

· психолог препятствует использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально неподготовленными людьми, предупреждает об этом тех, кто по незнанию пользуется их услугами;

· психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев экспертизы, оговоренных законом;

· если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица – представителя органа образования, врача, судьи и т.п., психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих;

· данные индивидуального обследования подростков, юношей и девушек психолог имеет право передавать другим лицам лишь при согласии на это самих испытуемых, при этом испытуемый имеет право знать, что и кому сообщается;

· допускается сообщение другим лицам только таких данных о детях, которые не могут быть использованы им во вред;

· психолог несет персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1996.

2. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. – 1992. – Т.13. – №5. – С. 104-110.

3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М.,2002.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М., 2006.

5. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. – М., 2005.

6. Климов Е. А. Введение в психологию труда. – М.: ЮНИТИ, 1998.

7. Кодекс профессиональной этики психологов Общества Психологов ВНР // Вопросы психологии. – 1983. – №6. – С.130-133.

8. Крылов А.А., Юрьев А.И. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990.

9. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996.

10. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т.Б. Епифанцева. – Ростов-на-Дону., 2006.

11. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

12. Прилепко Ю.В., Козловская Г.Ю. Введение в профессию специальный психолог. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 184 с.

13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М., 2005.

14. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. – М., 1988.

15. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб, 2006.

Вопросы и задания

1.Уточните по словарю определение следующих терминов: личность, специальный психолог, этика, кодекс, компетентность, закономерности, компенсация.

2.Что для вас является критерием профессиональной компетентности психолога.

3. В чем отличие закономерностей отклоняющегося развития первого, второго и третьего порядка.

4.Напишите реферат на тему «Основные профессиональные и личностные качества специального психолога»

5. Раскройте взгляды различных ученых на закономерности отклоняющегося развития.

6. Заполните таблицу «Профессиональный портрет психолога».

Профессиональные качества Личностные качества
Специальный психолог
Практический психолог

7. Сформулируйте свой этический кодекс, пользуясь таким правилом: в левой колонке продолжите несколько раз предложение «Я никогда не сделаю другому человеку…». А в правой колонке то же самое сделайте с предложением: «Я всегда сделаю для другого человека…».

На обратной стороне листа продолжите выполнение задания – измените предложение в левой колонке так: «Я никогда не сделаю себе …», а в правой колонке: «Я всегда сделаю для себя.»

Сравните эти ответы сами или предложите оценить их группе. Докажите необходимость рефлексии на содержание личного этического кодекса.

8.Перечислите основные нормативные документы, касающиеся психологической службы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

9.Выполните аннотирование 4 статей из журналов «Коррекционная педагогика», «Специальная психология», «Клиническая и специальная психология» и материалов конференций по проблемам специальной психологии за последние 5 лет.

10.Составьте блок-схему главы «Нормальное, аномальное и отклоняющееся развитие» из книги Шаповал И.А. «Специальная психология».- М., 2005.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_76532_spetsialnogo-psihologa.html

Психология: введение в профессию

2) Принцип ненанесения ущерба человеку.: Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из

Этика – это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы. В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.

О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.

Профессиональная деятельность психолога – это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.

1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения.

Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности.

При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей – психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: “Нет, я не работаю над этими вопросами, вам

239

лучше обратиться к другому специалисту”, – не является показателем его профессиональной некомпетентности. Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы.

Принцип профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы.

В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности.

При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу.

Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии.

Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.

Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов.

Поэтому главный этический принцип психолога – “не навреди”. Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека.

Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики,

240

приемы, технологии работы. Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомленные о полученных результатах, предупреждать неправильные действия заказчика.

Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком.

Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц.

Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального положения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому.

Для этого психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными.

Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы на профессиональную деятельность.

241

Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого, клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.

Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практических психологов – позиция покровительства и опеки.

При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии: что такое “правильно” и что такое “неправильно”. Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие.

Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.

Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность.

Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения.

Неквалифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.

При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь

242

психолога заказчику должна носить рекомендательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профессиональной компетентности.

Психолог должен избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов. Например, профессиональный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психологов иногда обнаруживает такую тенденцию.

Нужно признать, что деятельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления. Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становиться единственным защитником интересов учащихся.

Наиболее продуктивной формой деятельности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оставаться “за бортом” при осуществлении психологом своей деятельности.

Еще более важно такое поведение психолога, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учеников, сам стремится знать и понимать психологические проблемы учеников.

5) Соблюдение профессиональной конфиденциальности.

Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога – препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

Психолог должен хранить и конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика,

243

клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения.

Для более надежного гарантирования конфиденциальности материалов исследования полезно использовать систему кодирования.

При этом необходимо на всех материалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв.

Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по условиям работы.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования.

Важно четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю. Необходимо тщательно взвешивать целесообразность передачи заказчику тех или иных сведений, полученных в процессе исследования. Для психолога недопустимо разглашение данных психологического обследования за пределами согласованных с заказчиком и испытуемым условий.

Сведения, полученные от клиента на основе доверительных отношений, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам. Особенно это важно в тех случаях, когда анонимность результатов была оговорена в процессе обследования и гарантирована испытуемому, а также тогда, когда сведения могут нанести вред репутации испытуемого.

Это -профессиональная тайна психолога. Особенно тщательно необходимо следить за тем, чтобы конфиденциальные сведения, полученные в ходе психологического исследования, не стали известны некомпетентным лицам, а также не использовались в явном виде в публикациях и лекциях.

В некоторых случаях в интересах испытуемого или организации результаты психологического обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных лиц. При

244

этом важно предварительно поставить в известность об этом самого испытуемого и получить от официальных органов гарантию нераспространения сообщаемой информации.

В то же время психолог должен ориентироваться на принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации, то есть предоставлять только ту информацию, которая необходима и достаточна для решения задач организации и личности. Однако и здесь психолог должен быть уверен, что его информация будет использована заинтересованными лицами для достижения гуманных целей, а не для другой, хотя бы и очень важной, цели.

В среде профессиональных психологов и социологов обычно принято считать, что обязанность строго хранить профессиональную тайну теряет свою силу, если имеется согласие испытуемого на ее разглашение. Однако следует подчеркнуть, что и в этом случае психолог должен по возможности не разглашать сведения, если они могут навредить испытуемому. Осознать меру вреда – профессиональный долг психолога.

При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до сведения заказчика. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать.

Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению за пределами тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участникам обследования.

Некоторые сведения общего характера могут сообщаться и испытуемым. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, чтобы он рассказал о результатах диагностической работы.

В этом случае психолог может предоставить некоторую часть информации. Но делать это надо обязательно в индивидуальном порядке. Сведения должны относиться к вопросам самопознания, саморазвития и преподноситься в тактичной форме. Развивая идею Г.

Лессинга, можно сказать: “Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду…”

245

В связи с осознанием важности этической регуляции психологической практики в последние двадцать лет психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 году Американской психологической ассоциацией были официально приняты “Этические стандарты психологов” – своеобразный кодекс профессиональной этики.

В 1985 году Британское психологическое общество приняло “Кодекс поведения” для психологов. Вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других европейских странах.

В нашей стране также активно обсуждаются проблемы профессиональной этики психологов и разрабатываются документы, которые могли бы регламентировать этическую сторону в их деятельности.

246

Источник: http://bibl.tikva.ru/base/B337/B337Chapter17-3.php

2) Принцип ненанесения ущерба человеку

2) Принцип ненанесения ущерба человеку.: Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из

Психолог осуществляетсвою деятельность, исходя, прежде всего,из интересов заказчика. Однако при этомследует придерживаться принципаненанесения ущерба любому человеку,так или иначе включенному в исследованиеили практическую работу. Важно иметьввиду необратимость многих психическихпроцессов. Поэтому главный этическийпринцип психолога – “не навреди”.

Сформулированный Гиппократом применительнок врачебной этике, он имеет исключительноважное значение и в деятельностипсихолога. Процесс и результатыдеятельности психолога не должнынаносить вреда здоровью, состоя­нию,социальному положению, интересамчеловека. Психолог должен использоватьбезопасные и наиболее приемлемыеметодики, приемы, технологии работы.

Ондолжен проявлять особую заботу о том,чтобы клиенту не нанесли вред люди,осведомленные о полученных результатах,предупреждать неправильные действиязаказчика.

Для этого психолог формулируетсвои рекомендации, организует хранение,использование и публикацию результатовисследования таким образом, чтобы ониприменялись только в рамках задач,поставленных заказчиком.

Если клиент(испытуемый) болея, то применение методовисследования или практическойпсихологической работы допустимо толькос разрешения врача или с согласия другихлиц, представляющих интересы клиента.Выполнять психотерапевтическую работус больным психолог может толькосогласованно с лечащим врачом и приналичии специализации по медицинскойпсихологии.

3) Принцип объективности

Психолог не должендопускать предвзятого отношения клюбому человеку. Необходимо заниматьобъективную позицию, не зависящую отсубъективного мнения или требованийтретьих лиц.

Недопустимо формулированиевыводов и выполнение психологическойработы на основе субъективного впечатленияот испытуемого, его юридического илисоциального положения, положительногоили отрицательного отношения заказчикак испытуемому.

Для этого психолог долженприменять методики, адекватные целями условиям проводимого исследования,возрасту, полу, образованию, состояниюиспытуемого. Методики должны бытьстандартизированными, нормализованными,надежными, валидными, адаптированными.

Психолог должен применять методыобработки и интерпретации данных,получившие научное признание. Результатыработы не должны зависеть от личностныхкачеств и личных симпатий психолога.Полученные результаты всегда должныбыть научно обоснованны, выверены ивсесторонне взвешены. Психологруководствуется только интересамидела.

В своей работепсихологу важно разграничивать сферуличной и профессиональной жизни. Он недолжен переносить свои личные отношенияи проблемы на свою профессиональнуюдеятельность.

Нежелательнытесные личные отношения между психологоми клиентом. Важно, чтобы психолог могсохранить объективную и отстраненнуюпозицию, необходимую для эффективногорешения проблем клиента.

4) Принцип уважения клиента

Психолог долженуважать достоинство испытуемого, клиентаи проявлять честность в общении с ним.В процессе психологической работыпсихолог должен стремиться к поддержаниюу клиента чувства симпатии и доверия,удовлетворения от общения с психологом.

При проведенииисследования необходимо сообщать о егоцели (в достаточно общей и доступнойформе), своевременно предупреждатьиспытуемого о том, в каких целях будетиспользоваться полученная информация.

Оптимальным стилемотношений практического психолога иклиента является взаимодействие наравных. Клиент должен чувствовать себяполноправным партнером психолога. Однаиз распространенных ошибок практическихпсихологов – позиция покровительстваи опеки.

При этом психолог, считая себязнатоком жизни, начинает воздействоватьна клиента так, чтобы тот принял егокритерии того, что такое “правильно”и что такое “неправильно”. Этоприводит к тому, что психолог начинаетоценивать действия человека как хорошиеили плохие.

Это проявление непрофессионализма,склонности действовать исходя изжитейской психологии.

Практическомупсихологу важно избегать оценочныхвысказываний по поводу действий клиентаи воздерживаться от прямых советов ему,поскольку в этом случае он берет на себяответственность за его судьбу и личность.

Для развития человека необходимо, чтобыон осознавал и проявлял личнуюответственность за принимаемые решения.

Неквалифицированный психолог склоненк шаблонным оценкам действий клиентаи стереотипному стилю реагирования наситуации клиентов.

При проведениипросветительской работы, во времялекций, семинаров психолог не долженпроявлять чувство превосходства,назидательность, директивность тона иповедения. Недопустим профессиональныйснобизм. Помощь психолога заказчикудолжна носить рекомендательный,ненавязчивый характер, быть максимальноделикатной и уважительной по отношениюк его профессиональной компетентности.

Психолог долженизбегать провоцировать конфронтационныеотношения клиентов. Например,профессиональный такт психолога должензаключаться и в том, чтобы непротивопоставлять ученика и учителя впедагогическом процессе. Опыт работынекоторых психоло­гов иногдаобнаруживает такую тенденцию.

Нужнопризнать, что деятельность некоторыхучителей и стиль работы отдельных школдают основание для такого противопоставления.Однако психолог не должен вставатьмежду учителем и учеником и становитсяединственным защитником интересовучащихся.

Наиболее продуктивной формойдеятельности психолога будет ознакомлениеучителя с проблемами ученика. Учитель,каким бы он ни был, не должен оставаться”за бор­том” при осуществлениипсихологом своей деятельности.

Ещеболее важна такое поведение психолога,когда им создается иллюзия, что педагогкак бы сам ведет психологическую работусреди своих учени­ков, сам стремитьсязнать и понимать психологическиепроблемы учеников.

Источник: https://studfile.net/preview/7147477/page:48/

Этические принципы и правила работы психолога

2) Принцип ненанесения ущерба человеку.: Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из

Крылов А.А., Юрьев А.И.

(В кн.: «Практикум по общей и экспериментальной психологии» / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А., 2- е изд.-е, СПб., Москва, Харьков, Минск, 2000. С.545-552).

Современный уровень психологической науки и практики, выросшая степень их влияния на социальные и экономические процессы, настоятельно требуют специальной регламентации действий психологов, как в процессе исследовательской работы, так и в ходе практической реализации их рекомендаций. Неправильные действия психологов могут не улучшить, а ухудшить психологический климат в коллективе, усугубить состояние и положение консультируемого человека, скомпрометировать, в конечном счете, психологическую науку.

Повышение эффективности работы психологов в различных отраслях народного хозяйства, образования и здравоохранения, исключение случаев дискредитации психологии требуют введения в практику этических принципов и правил работы психолога. Это означает, что сегодня уровень профессионализма психолога определяется не только его теоретическими знаниями, методологической и методической подготовкой, но и способностью строить свою деятельность с учетом этических норм.

В перспективе, очевидно, отечественным психологам предстоит ввести в свою деятельность такую же строгую регламентацию, какой придерживаются наши зарубежные коллеги практически во всем мире.

Введение аттестации психологов, работающих в научно-практической области, выдача лицензий для психологической практики стоят на повестке дня. Обязательным условием при этом является знание и соблюдение этических принципов работы психолога.

  1. Обязанности и права психолога
  2. Психолог должен принимать активное участие в решении вопросов научной, социальной,      производственной жизни:

    1. Повышать средствами психологии производительность труда и качество продукции, снижать материальные, энергетические, временные затраты и затраты рабочей силы.
    2. Содействовать психологическими средствами внедрению социальных, технических и других нововведений.
    3. Улучшат качество подготовки специалистов путем применения психологической профориентации, профконсультации, профотбора, профобучения и психопрофилактики.
    4. Добиваться снижения текучести кадров, формирования стабильных коллективов, регулировать миграции населения, опираясь на психологические закономерности этих явлений.
    5. Добиваться возвращения к активной трудовой и социальной жизни людей, нуждающихся в психологической реабилитации, психологической консультации по профессиональным вопросам и по проблемам личной и общественной жизни.
    6. Стремиться к достижению у рабочих и специалистов удовлетворенности своим трудом за счет психологической оптимизации параметров окружающей среды, оборудования, технологических процессов.
    7. Прогнозировать социально-психологические последствия социальных, научных и технических инноваций.
    8. Развивать теоретическое и методическое обеспечение психологической науки.
    9. Руководствоваться в своей деятельности этическими принципами и правилами и законом «не навреди».

  3. Психолог имеет право, применяя методы психологической науки:
    1. Получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых.
    2. Формулировать рекомендации по оптимизации деятельности рабочих и специалистов и распределению их по рабочим местам.
    3. Участвовать в работе комиссии по обсуждению и согласованию проектов, уставов, законов и пр.
    4. Проводить исследование причин происшествий, аварий, различного рода событий и докладывать результаты на заседаниях комиссий по их расследованию.
    5. Принимать участие в работе по совершенствованию методов воспитания, обучения и внедрять их в практику.
    6. Участвовать в работе приемных, квалификационных, аттестационных комиссий в качестве их члена.
    7. Изучать и добиваться в случае необходимости изменения эксплуатационных характеристик оборудования, параметров технологических процессов, окружающей и рабочей среды.
    8. Использовать материалы своей работы в процессе индивидуально-психологического консультирования на предприятиях, в школах, в консультациях, и в лечебных учреждениях, сообщать о них на конференциях, съездах и в печати.
    9. Разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

    II. Организация деятельности психолога

  4. Субъекты и объекты психологической деятельности.
    1. В качестве психолога выступает лицо, имеющее специальное психологическое образование, подтвержденное государственным дипломом и представляющее научно-исследовательскую, учебную, производственную, лечебную, кооперативную или другую организацию.
    2. В качестве заказчика выступают руководитель государственной или кооперативной организации или частное лицо, обратившееся к психологу за консультацией психологического характера, ознакомленные с принципами и правилами работы психолога и согласные с ними. В качестве заказчика может выступать или сам психолог, если ему поручено осуществление на основе результатов исследования психокоррекционного воздействия, или сам испытуемый, если на основе результатов исследования он намерен осуществлять в той или иной форме самосовершенствование (аутотренинг и пр.).
    3. В качестве испытуемого выступает лицо, согласившееся быть объектом психологического исследования или в личных, или в научных, или в производственных, или в социальных интересах. Испытуемый – условное обозначение консультируемого, или обучаемого, или тренируемого, или больного, или отбираемого, или аттестуемого, или исследуемого в интересах науки человека.
    4. В качестве результатов исследования психолога выступает теоретический, методический, экспериментальный материал, зафиксированный в форме отчетных документов принятого образца, полно, достоверно и объективно отображающий испытуемого с точки зрения задач заказчика. Результаты исследования, будучи сознательно или непреднамеренно преданы гласности, приобретают характер самостоятельного компонента психологической деятельности, позитивные и негативные последствия которой должны быть предусмотрены и регламентированы.
  5. Субъектно-объектные отношения в психологической деятельности
  1. Психолог получает заказ от заказчика, составляет во взаимно согласованной форме техническое задание на исследование (работу), договаривается о распределении прав и обязанностей между психологом, заказчиком и испытуемым, о взаимных обязательствах в совместной деятельности.
  2. Психолог выбирает адекватные задачам психологической деятельности теоретические концепции, методы работы, конкретные методики исследования и работы с испытуемым, способы обработки первичных данных для формирования результатов исследования.
  3. Психолог осуществляет непосредственную работу с испытуемым в форме беседы, анкетирования, интервьюирования, тестирования, электрофизиологического исследования и др. или опосредованную в форме биографического метода, метода наблюдения и др.
  4. Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными коллегами, формулирует выводы и заключения по интересующим заказчика факторам, влияющим на производственную, учебную, личную жизнь испытуемого.
  5. Психолог передает заказчику свои заключения и рекомендации, касающиеся испытуемого и отвечающие на вопросы заказчика, основывающиеся на результатах исследования в форме письменного документа, устного сообщения, публикации в печати.
  6. Заказчик применяет к испытуемому рекомендации психолога в виде мер психо-коррекционного, психолого-педагогического, обучающего, административного воздействия, изменяет применительно к особенностям испытуемого эргономические и инженерно-психологические факторы рабочей среды, параметры оборудования, условия трудовой деятельности. Во-многих случаях психолог сам применяет к испытуемому разработанные им на основании предварительного исследования рекомендации (психотерапия, консультирование, тренинг и др.).

Ш. принципов и правил работы психолога.

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества, являются определяющими для деятельности психолога.

Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.

  1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому
  2. требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию, или социальному положению.

    Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения.

    1. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого.
    2. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав, свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ.

      Работа с испытуемым допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о применяемых методах и способах использования полученной информации.

    3. Правило безопасности для испытуемого применяемых методик
    4. .

      Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

    5. Правило предупреждения неправильных действий заказчика относительно испытуемого
    6. . Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком и которые могли бы ухудшить положение испытуемого. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

  3. Принцип компетентности психолога
  4. требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психо-коррекционных или других воздействий. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым, результатами исследования.

    1. Правило сотрудничества психолога и заказчика.
    2. Психолог

      обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределе своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие заказчика руководствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера.

  • Правило профессионального общения психолога и испытуемого.
  • Психолог

    должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Если испытуемый болен, то применение любых методов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

  • Правило обоснованности результатов исследования психолога.
  • Психолог

    формулирует результаты исследования в терминах им понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

  • Принцип беспристрастности психолога
  • не допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.

    1. Правило адекватности методик, применяемых психологом.
    2. Психолог

      может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными и валидными, адаптированными к контингенту испытуемых.

    3. Правило научности результатов исследования психолога.
    4. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к испытуемым определенного типа, социального положения, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

    5. Правило взвешенности сведений психологического характера, передаваемых заказчику психологом.

    Психолог передает заказчику результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности испытуемого вне тех задач, которые были поставлены перед психологом. Психолог руководствуется только интересами дела и не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика, коллектива, в котором они сотрудничают.

  • Принцип конфиденциальности деятельности психолога
  • означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и испытуемым.

    1. Правило кодирования сведений психологического характера. Психолог

    обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого, и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.

  • Правило контролируемого хранения сведений психологического характера.
  • Психолог

    должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

  • Правило корректного использования сведений психологического характера. Психолог
  • должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

  • Принцип осведомленного согласия требует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.
  • Источник: http://psy.msu.ru/science/public/psy_prof/ethics.html

    Профессиональная деятельность психолога

    2) Принцип ненанесения ущерба человеку.: Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из

    • 24 дек. 2014 г.
    • 3972 Слова

    Профессиональная деятельность психолога – это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности.

    Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога. 1) Принцип профессиональнойкомпетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности.

    При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

    Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей – психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами.

    Для квалифицированного психолога ответ клиенту: “Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другомуспециалисту”, – не является показателем его профессиональной некомпетентности. Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы.

    Принцип профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеетпрактическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности.

    При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологическойнауке и практической психологии.

    Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег. Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке.

    При этом он стремится избегать профессионального жаргона ичрезмерного употребления специальных терминов. 2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу.

    Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов.Поэтому главный этический принцип психолога – “не навреди”. Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека.

    Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики, приемы,технологии работы. Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомленные о полученных результатах, предупреждать неправильные действия заказчика. Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком. Если клиент(испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

    3)…

    Читайте полный текст документа

    Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

    {“thumb_default_size”:”160×220″,”thumb_ac_size”:”80×110″,”isPayOrJoin”:false,”essayUpload”:true,”site_id”:4,”autoComplete”:false,”isPremiumCountry”:false,”userCountryCode”:”DE”,”logPixelPath”:”\/\/www.smhpix.com\/pixel.gif”,”tracking_url”:”\/\/www.smhpix.com\/pixel.

    gif”,”cookies”:[],”essay”:{“essayId”:66374098,”categoryName”:”Социология”,”categoryParentId”:null,”currentPage”:1,”format”:”text”,”pageMeta”:{“text”:{“startPage”:1,”endPage”:16,”pageRange”:”1-16″,”totalPages”:16}},”access”:”free”,”title”:”Профессиональная деятельность психолога”,”additionalIds”:[],”additional”:[],”loadedPages”:{“html”:[],”text”:[1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16]}},”user”:null,”canonicalUrl”:”https:\/\/www.skachatreferat.ru\/referaty\/Профессиональная-Деятельность-Психолога\/66374098.html”,”pagesPerLoad”:50,”userType”:”member_guest”,”ct”:0,”ndocs”:”400.000″,”pdocs”:””,”cc”:”10_PERCENT_1MO_AND_6MO”,”signUpUrl”:”\/join.php”,”joinUrl”:”\/join.php”,”payPlanUrl”:null,”upgradeUrl”:”\/contribuir?newuser=1″,”freeTrialUrl”:null,”showModal”:null,”showModalUrl”:null,”joinFreeUrl”:”\/contribuir?newuser=1″,”siteId”:4,””:{“clientId”:””,”version”:”v2.9″,”language”:”ru_RU”},”analytics”:{“googleId”:”UA-18439311-1″}}

    Источник: https://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%94%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0/66374098.html

    Профессиональная этика психолога

    2) Принцип ненанесения ущерба человеку.: Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из

    Толкование

    профессиональная этика психолога

    психолог: этика профессиональная – реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения — как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

    В первую очередь это — универсальные этические принципы и нормы, значимые для всех категорий ученых:

    1) научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных;

    2) отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований;

    3) отказ от поспешных выводов на основе непроверенных данных;

    4) отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами, и пр. Сверх того:

    5) ученый-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство испытуемых или их интересы;

    6) ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения сообщенных сведений;

    7) ему следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования.

    Когда во избежание сознательного или неосознаваемого искажения даваемых сведений требуется скрыть от испытуемого научные цели, о них следует сообщить по завершении эксперимента.

    Если исследование предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных переживаний, испытуемому нужно предоставить безоговорочную возможность отказаться от дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения.

    Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права снять с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику.

    Словарьпрактическогопсихолога. — М.:АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

    • профессиональная этика в психодиагностике
    • измерения в психологии

    См. также в других словарях:

    · Профессиональная этика психолога ПОО — Деятельность психолога базируется на принципах законности, гуманизма, соблюдения прав человека, уважения к его личности, профессионализма и ответственности за результаты своей работы, а также профессиональной независимости и разумной… … Энциклопедия современной юридической психологии

    · этика психолога профессиональная — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью (см.… … Большая психологическая энциклопедия

    · профессиональная этика в психодиагностике — (психодиагностика: этика профессиональная) Практическая психодиагностика весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе… … Большая психологическая энциклопедия

    · Профессиональная этика (professional ethics) — Этика представляет собой совокупность норм, к рые регулируют личное и профессиональное поведение и разраб. в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, орг ций, участников исслед., профессиональных групп и об ва в целом.… … Психологическая энциклопедия

    · этика психолога профессиональная — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения, как во взаимоотношении с коллегами , научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    · психолог: этика профессиональная — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. В… … Большая психологическая энциклопедия

    · психодиагностика: этика профессиональная — практическая психодиагностика весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе ставится медицинский или судебно психологический… … Большая психологическая энциклопедия

    · Конфиденциальные сообщения, защищенные свидетельской привилегией (privileged communications) — Решающим фактором для готовности клиента раскрывать личную информ. яв ся частный характер, приватность общения с психологом. Поэтому недостаточная защищенность клиента в коммуникации может помешать извлечь максимальную пользу из общения с… … Психологическая энциклопедия

    · Удостоверение квалификации (credentialing) — Психология яв-ся строго контролируемой профессией. Во всех районах в Северной Америке процедуры лицензирования, аттестации и упорядочения деятельности психологов определяются законодательно. Законы об аттестации оговаривают правила использования… … Психологическая энциклопедия

    · Компетентность в психологии (competency in psychology) — В условиях потребительского об-ва вопрос о компетентности возникает достаточно часто. Люди хотят иметь профессионально собранный и работающий автомобиль. Они желают, чтобы их телевизоры чинили компетентные специалисты. Когда засоряется и течет… … Психологическая энциклопедия

    Книги

    • Профессиональная этика, О. В. Одинцова. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 – Психология (квалификация “бакалавр”). В книге раскрыта сущность… Подробнее Купить за 603 руб
    • Профессиональная этика, Ольга Одинцова. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 – Психология (квалификация”бакалавр”).В книге раскрыта сущность… Подробнее Купить за 540 руб
    • Профессиональная этика, Одинцова О.В.. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 – Психология (квалификация «бакалавр»). В книге раскрыта сущность… Подробнее Купить за 482 руб

    Другие книги по запросу «профессиональная этика психолога» >>

    17.3. ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    ПСИХОЛОГА

    Этика – это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы. В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.

    О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.

    Профессиональная деятельность психолога – это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.

    1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения.

    Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности.

    При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

    Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей – психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами.

    Для квалифицированного психолога ответ клиенту: “Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту”, – не является показателем его профессиональной некомпетентности.

    Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы.

    Принцип профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности.

    При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу.

    Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии.

    Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.

    Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

    2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов.

    Поэтому главный этический принцип психолога – “не навреди”. Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека.

    Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики,

    приемы, технологии работы. Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомленные о полученных результатах, предупреждать неправильные действия заказчика.

    Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком.

    Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

    3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц.

    Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального положения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому.

    Для этого психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными.

    Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

    В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы на профессиональную деятельность.

    Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

    4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого, клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

    При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.

    Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практических психологов – позиция покровительства и опеки.

    При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии: что такое “правильно” и что такое “неправильно”. Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие.

    Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.

    Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность.

    Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения.

    Неквалифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.

    При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь психолога заказчику должна носить рекомендательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профессиональной компетентности.

    Психолог должен избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов. Например, профессиональный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психологов иногда обнаруживает такую тенденцию.

    Нужно признать, что деятельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления. Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становиться единственным защитником интересов учащихся.

    Наиболее продуктивной формой деятельности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оставаться “за бортом” при осуществлении психологом своей деятельности.

    Еще более важно такое поведение психолога, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учеников, сам стремится знать и понимать психологические проблемы учеников.

    Источник: https://megaobuchalka.ru/1/29219.html

    Medic-studio
    Добавить комментарий