2. Речь как система сигналов: И.П. Павлов предложил выделить совокупность словесных раздражителей

Речь как система сигналов И. П. Павлов предложил выделить совокупность словесных

2. Речь как система сигналов:  И.П. Павлов предложил выделить совокупность словесных раздражителей

2. 2. Речь как система сигналов

И. П. Павлов предложил выделить совокупность словесных раздражителей в особую систему, отличающую человека от животных.

Согласно Павлову у людей существует две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система – это непосредственные воздействия внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов.

Т. Н. Ушакова, опираясь на эти идеи, предложила выделять три иерархически организованных уровня в строении внутренней речи, разделение которых четко прослеживается в онтогенезе.

Первый уровень связан с механизмами действия и владения отдельными словами, обозначающими события и явления внешнего мира.

Этот уровень реализует так называемую номинативную функцию языка и речи и служит в онтогенезе основой для дальнейшего развития механизмов внутренней речи. В работах М. М.

Кольцовой показано, что следы словесных сигналов в коре мозга ребенка вместе с образами воспринимаемых предметов образуют специализированные комплексы временных связей, которые можно рассматривать как базовые элементы внутренней речи.

Второй уровень соотносится с образованием множественных связей между базовыми элементами и материализованной лексикой языка, так называемой «вербальной сетью».

Объективной и языковой связанности слов соответствует связанность их следов в нервной системе. Эти связи и есть «вербальные сети» или «семантические поля».

Подобные связи «вербальной сети» оказываются стабильными и сохраняются на протяжении всей жизни.

Вербальные сети фактически представляют собой морфофункциональный субстрат второй сигнальной системы.

2. 3. Периферические системы обеспечения речи

К периферическим органам речи относятся:

1. Энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и диафрагма).

2. Генераторная система – звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны (ые связки гортани – тоновый вибратор; щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции).

3. Резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка).

Все характеристики речи, такие, как скорость, сила звука, тембр, окончательно складываются у мужчины после «ломки голоса», а у женщины – по достижении старшего подросткового возраста и представляет собой устойчивую функциональную систему, которая остается практически неизменной вплоть до глубокой старости.

2. 4. Мозговые центры речи

Клинические данные, полученные при изучении локальных поражений мозга, а также результаты электростимуляции структур мозга позволили четко выделить те специализированные структуры коры и подкорковых образований, которые ответственны за способность произносить и понимать речь.

Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков тесно связана с развитием фонематического слуха, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка. роль в адекватном функционировании фонематического слуха принадлежит слухоречевой зоне коры больших полушарий, так называемому центру Вернике.

В нейропсихологии при изучении локальных поражений мозга установлено существование нарушение речевых функций двух категорий: синтагматические, связанные с трудностями динамической организации речевого высказывания и парадигматические, возникающие при поражении задних отделов левого полушария и связанные с нарушением кодов речи (фонематического, артикуляционного, семантического и др.).

Синтагматические афазии возникают при нарушении в работе передних отделов головного мозга, в частности центра Брока. Его поражение вызывает эфферентную моторную афазию, при которой собственная речь нарушается, а понимание чужой сохраняется почти полностью.

Поражение другого отдела передних речевых зон сопровождается динамической афазией, когда теряется способность формулировать высказывание.

При нарушении центра Вернике нарушается фонематический слух, затрудняется понимание устной речи, письмо под диктовку (сенсорная афазия).

2. 5. Речь и межполушарная асимметрия

В настоящее время представляется очевидным, что между двумя полушариями мозга существуют четкие различия в обеспечении речевой деятельности.

Левое полушарие обладает способностью к речевому общению и оперированию другими формализованными символами (знаками), хорошо понимает как устную, так и письменную речь, обеспечивает грамматически правильные ответы.

К уникальным способностям левого полушария относится управление тонким артикуляционным аппаратом, высокочувствительными программами различения временных последовательностей фонетических элементов.

В отличие от правого, левое полушарие не различает интонаций речи и модуляции голоса, не чувствительно к музыке как к источнику эстетических переживаний (хотя способно выделить устойчивый ритм), не способно к идентификации изображений человеческих лиц.

Обобщенную модель взаимодействий полушарий мозга в восприятии речи, разработанную на основе метода дихотического тестирования[1] предложил В.П.Морозов.

Эта модель взаимодействия полушарий мозга в процессе восприятия речи предполагает параллельную обработку речевой информации на основе разных принципов: левое полушарие осуществляет посегментный анализ речевого сигнала, правое использует целостный принцип анализа на основе сравнения акустического образа сигнала с хранящимися в памяти эталонами.

2. 6. Развитие речи и специализация

полушарий в онтогенезе

Известны две концепции, относящиеся к проблеме функциональной специализации полушарий в онтогенезе: эквипотенциальности полушарий и прогрессивной латерализации. Она предполагает изначальное равенство полушарий в отношений всех функций, в том числе и речевой. Об этом говорят данные о высокой пластичности мозга ребенка и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах развития.

Пластичность в первую очередь проявляется в возможности восстановления речевых функций при локальных поражениях левого полушария путем переноса центров речи из левого полушария в правое.

В соответствии со второй концепцией специализация полушарий существует уже с момента рождения. Установлено, что у плода, т.е. за долго до реального развития речевой функции, можно обнаружить проявления межполушарной асимметрии в морфологическом строении будущих речевых зон.

Исследования, проведенные на детях первого года жизни, позволили обнаружить признаки функциональной неравнозначности полушарий к воздействию речевых стимулов и подтвердить концепцию исходной речевой специализации левого полушария у праворуких.

У детей, особенно в дошкольном возрасте, правое полушарие играет значительно большую роль в речевых процессах, чем у взрослых. Однако прогресс в речевом развитии связан с активным включением левого полушария.

Общепризнанно, что поведенческим критерием овладения языком является способность ребенка к осознанной произвольной регуляции речевой деятельности. Именно этот сознательный и произвольный уровень организации речевой деятельности обеспечивается структурами доминантного по речи (у правшей) левого полушария мозга.

Источник: http://www.newreferat.com/ref-18035-3.html

Речь как система сигналов

2. Речь как система сигналов:  И.П. Павлов предложил выделить совокупность словесных раздражителей

И.П.Павлов предложил выделить совокупность словесных раз-дражителей'в особую систему, отличающую человека от животных.

Вторая сигнальная система.Согласно И.П.

Павлову, у людей существует две системы сигнальных раздражителей: первая сиг­нальная система — это непосредственные воздействия внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. •«Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает различ­ные сенсорные воздействия на человека.

Таким образом, с помощью понятия второй сигнальной системы И.П. Павлов обозначил специальные особенности ВНД человека, существенно отличающие его от животных.

Этим понятием охва­тывается совокупность условнорефлекторных процессов, свя­занных со словом. Слово при этом понимается как «сигнал сигна­лов» и является такими же реальным условным раздражителем, как и все другие.

Работа второй сигнальной системы заключается пре­жде всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Развитие этих представлений нашло свое отражение в трудах М.М. Кольцовой, Т.Н.Ушаковой, Н.И.Чуприковой и др. Так, напри­мер, Т.Н. Ушакова (1979), опираясь на эти идеи и привлекая совре­менные представления о строении нервных сетей (см. главу 1), пред­ложила выделять три иерархически организованных уровня в стро­ении внутренней речи, разделение которых четко прослеживается уже в онтогенезе.

Три уровня внутренней речи.Первый уровень связан с меха­низмами действия и владения отдельными словами, обозначающи­ми события и явления внешнего мира. Этот уровень реализует так

209

тишштт/мшшшшш

называемую номинативную функцию языка и речи и служит в он» тогенезе основой для дальнейшего развития механизмов внутрен­ней речи. В работах М.М.

Кольцовой, посвященных онтогенезу ре­чи, было показано, что следы словесных сигналов в коре мозга ре­бенка вместе с образами воспринимаемых предметов образуют спе­циализированные комплексы временных связей, которые можно рассматривать как базовые элементы внутренней речи.

Второй уровень соотносится с образованием множественных связей между базовыми элементами и материализованной лекси­кой языка, так называемой «вербальной сетью».

В многочислен­ных электроэнцефалографических экспериментах было показано, что объективной языковой связанности слов соответствует свя­занность их следов в нервной системе. Эти связи и есть «вербаль­ные сети» или «семантические поля».

Показано, что при активации узла «вербальной сети» затухающее возбуждение распространя­ется на близлежащие узлы этой сети. Подобные связи «вербаль­ной сети» оказываются стабильными и сохраняются на протяже­нии всей жизни. Т.Н.

Ушакова предполагает, что в структуре «вер­бальной сети» материализуется языковой опыт человечества, а сама «вербальная сеть» составляет статическую основу речевого общения людей, позволяя им передавать и воспринимать речевую информацию.

Поскольку речь человека всегда динамична и индивидуальна, то «вербальная сеть» в силу своих особенностей, таких как статич­ность и стандартность, может составлять лишь предпосылку и воз­можность речевого процесса. Поэтому, согласно Т.Н.

Ушаковой, в механизме внутренней речи существует третий динамический уровень, соответствующий по своим временным и содержательным характеристикам продуцируемой внешней речи.

Этот уровень со­стоит из быстро сменяющихся активаций отдельных узлов «вербаль­ной сети», так что каждому произносимому человеком слову пред­шествует активация соответствующей структуры внутренней ре­чи, переходящая путем перекодирования в команды артикуляцион­ным органам.

Вербальные сети фактически представляют собой морфофунк-циональный субстрат второй сигнальной системы.

210

мишки' -i.'ii

8.3. Периферические системы обеспечения речи

К периферическим органам речи относятся:

1) энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма);

2) генераторная система — звуковые вибраторы, при колеба­нии которых образуются звуковые волны (ые связки горта­ни — тоновый вибратор; щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции);

3) резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и груд­ная клетка).

Речь образуется в результате изменения формы и объема над­ставной трубки, состоящей из полости рта, носа и глотки. В ре-зонаторной системе, отвечающей за тембр голоса, образуются оп­ределенные форманты, специфические для данного языка. Резо­нанс возникает в результате изменения формы и объема надстав­ной трубки.

Артикуляция — это совместная работа органов речи, необходи­мая для произнесения звуков речи. Артикуляция регулируется ре­чевыми зонами коры и подкорковыми образованиями. Для правиль­ной артикуляции необходима определенная система движений ор­ганов речи, формирующаяся под влиянием слухового и кинестизи-ческого анализаторов.

Процесс речи можно рассматривать как результат работы пери­ферических органов, основанный на генерации дифференциро­ванных акустических последовательностей (звуков) и являющий­ся высоко координированной произвольной моторной активностью фонационного и артикуляционного аппаратов.

Все характеристи­ки речи, такие, как скорость, сила звука, тембр, окончательно складываются у мужчины после так называемой «ломки голоса», а у женщины по достижении старшего подросткового возраста и представляют собой устойчивую функциональную систему, кото­рая остается практически неизменной вплоть до глубокой старо­сти.

Именно поэтому мы легко узнаем знакомого человека по го­лосу и по особенностям речи.

211

8.4. Мозговые центры речи';..'…,-■. :.■

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/25204.html

А теперь серьезно психофизиология речевых процессов рассмотрим

2. Речь как система сигналов:  И.П. Павлов предложил выделить совокупность словесных раздражителей

А теперь серьезно: Психофизиология речевых процессов

Рассмотрим вопросы • 1. Неречевые формы коммуникации • 2. Речь как система сигналов • 3. Периферические системы обеспечения речи • 4. Мозговые центры речи • 5. Речь и межполушарная асимметрия • 6. Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе • 7. Электрофизиологические корреляты речевых процессов

РЕЧЬ • – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

РЕЧЬ • – разноэлементный и многозвенный психофизиологический процесс. • этот процесс основан на работе различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного и двигательного), с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов.

речевая деятельность • – это не только восприятие речевых сигналов и произнесение слов. • Полноценное речевое общение предполагает также и понимание речи для установления смысла сообщения.

Неречевые формы коммуникации • Принято считать, что словесное общение – уникальная особенность человека.

Неречевые формы коммуникации Невербальная коммуникация • общение посредством знаков присуще не только животным, но и человеку. • люди интенсивно используют мимику и жесты. • в процессе общения информация, передаваемая словом, занимает лишь 7% от общего объема, 38% приходится на долю интонационных компонентов и 55% занимают невербальные коммуникативные сигналы.

Неречевые формы коммуникации Невербальная коммуникация • в среднем человек говорит лишь 10 -11 минут в день. • среднее предложение звучит около 2, 5 секунд.

• и вербальный компонент разговора занимает около 35%, а невербальный — 65%.

Считают, что с помощью слов передается в основном информация, а с помощью жестов — различное отношение к этой информации, при этом иногда жесты могут заменять слова.

Неречевые формы коммуникации Невербальная коммуникация • считают, что с помощью слов передается в основном информация, • а с помощью жестов — различное отношение к этой информации, при этом иногда жесты могут заменять слова.

Неречевые формы коммуникации Невербальная коммуникация • в среднем человек говорит лишь 10 -11 минут в день. • среднее предложение звучит около 2, 5 секунд.

• и вербальный компонент разговора занимает около 35%, • а невербальный — 65%.

Неречевые формы коммуникации Невербальная коммуникация • считают, что с помощью слов передается в основном информация, • а с помощью жестов — различное отношение к этой информации, при этом иногда жесты могут заменять слова.

Речь как система сигналов • И. П. Павлов предложил выделить совокупность словесных раздражителей в особую систему, отличающую человека от животных.

Речь как система сигналов • по И. П. Павлову, у людей существует две системы сигнальных раздражителей: • первая сигнальная система — это непосредственные воздействия внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) • и вторая сигнальная система, состоящая только из слов.

Вторая сигнальная система (по И. П. Павлову) • специальные особенности ВНД человека, существенно отличающие его от животных. • совокупность условнорефлекторных процессов, связанных со словом.

Вторая сигнальная система (по И. П. Павлову) • Слово при этом понимается как “сигналов” и является такими же реальным условным раздражителем, как и все другие. • Работа второй сигнальной системы заключается, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Три уровня внутренней речи Первый уровень • связан с механизмами действия и владения отдельными словами, обозначающими события и явления внешнего мира. • реализует так называемую номинативную функцию языка и речи и служит в онтогенезе основой для дальнейшего развития механизмов внутренней речи.

Три уровня внутренней речи Второй уровень • соотносится с образованием множественных связей между базовыми элементами и материализованной лексикой языка, так называемой “вербальной сетью”.

Три уровня внутренней речи Второй уровень • В многочисленных электроэнцефалографических экспериментах было показано, что объективной и языковой связанности слов соответствует связанность их следов в нервной системе. • Эти связи и есть “вербальные сети”, или “семантические поля”.

Три уровня внутренней речи Второй уровень • Показано, что при активации узла “вербальной сети” затухающее возбуждение распространяется на близлежащие узлы этой сети. • Подобные связи “вербальной сети” оказываются стабильными и сохраняются на протяжении всей жизни.

Три уровня внутренней речи Третий уровень • динамический уровень, соответствующий по своим временным и содержательным характеристикам продуцируемой внешней речи.

• состоит из быстро сменяющихся активаций отдельных узлов “вербальной сети”, так, что каждому произносимому человеком слову предшествует активация соответствующей структуры внутренней речи, переходящая путем перекодирования в команды артикуляционным органам.

Периферические системы обеспечения речи периферические органы речи • энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма);

Периферические системы обеспечения речи периферические органы речи • генераторная система — звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны (ые связки гортани — тоновый вибратор; щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции);

Периферические системы обеспечения речи периферические органы речи • резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка).

Артикуляция • это совместная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. • регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями.

Артикуляция • Для правильной артикуляции необходима определенная система движений органов речи, формирующаяся под влиянием слухового и кинестизического анализаторов.

Процесс речи • результат работы периферических органов, основанный на генерации дифференцированных акустических последовательностей (звуков) и являющийся высоко-координированной произвольной моторной активностью фонационного и артикуляционного аппаратов.

характеристики речи (скорость, сила звука, тембр) • окончательно складываются у мужчины после так называемой “ломки голоса”, • а у женщины по достижении старшего подросткового возраста • и представляют собой устойчивую функциональную систему, которая остается практически неизменной вплоть до глубокой старости.

Мозговые центры речи • локальные поражения левого полушария различной природы у правшей приводят, как правило, к нарушению функции речи в целом.

Мозговые центры речи • Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, тесно связана с развитием фонематического слуха. • роль в адекватном функционировании фонематического слуха принадлежит слухоречевой зоне коры больших полушарий — задняя треть верхней височной извилины левого полушария, т. н. центр Вернике.

Мозговые центры речи • т. н. зона Брока обеспечивает моторную организацию речи, • Зона Брока у лиц с доминированием речи по левому полушарию, находится в нижних отделах третьей лобной извилины левого полушария.

Афазии • – нарушения речи

Синтагматические и парадигматические нарушения речи • Синтагматические – связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария.

Синтагматические и парадигматические нарушения речи • Парадигматические – возникают при поражении задних отделов левого полушария и связаны с нарушением кодов речи (фонематического, артикуляционного, семантического и т. д. ).

Синтагматические афазии (афазии Брока) • возникают при нарушениях в работе передних отделов головного мозга, в частности центра Брока. • эфферентная моторная афазия, при которой собственная речь нарушается, а понимание чужой речи сохраняется почти полностью.

Синтагматические афазии (афазии Брока) – эфферентная моторная афазия • нарушается кинетическая мелодия слов по причине невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой. • Больные осознают большую часть своих речевых ошибок, но могут общаться с большим трудом и лишь незначительное количество времени.

Динамическая афазия • Поражение в нижних отделах премоторной зоны коры сопровождается так называемой динамической афазией, когда больной теряет способность формулировать высказывание, переводить свои мысли в развернутую речь (нарушение программирующей функции речи).

При поражении центра Вернике • возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). • речь достаточно беглая, но обычно бессмысленная, т. к. больной не замечает своих дефектов.

При поражении центра Вернике возникают афазии: • акустическо-мнестическая, • оптико-мнестическая в основе которых лежит нарушение памяти, • семантическая — нарушение понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения предметов.

Механизмы восприятия речи • переход к осмыслению сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован в последовательность дискретных элементов. • далее предполагается, что эта последовательность может быть представлена цепочкой символовфонем, (в рус. яз. – 39).

Механизмы восприятия речи • механизм восприятия речи обязательно включает блок фонетической интерпретации, который обеспечивает переход от речевого сигнала к последовательности элементов.

Модель опознания букв и слов при чтении (Д. Мейер и Р. Шваневельдт) • процесс опознания начинается в тот момент, когда ряд букв поступает на “анализатор деталей”. • получающиеся при этом коды, содержащие информацию о форме букв (прямые линии, кривые, углы), передаются на детекторы слов.

Модель опознания букв и слов при чтении (Д. Мейер и Р. Шваневельдт) • при обнаружении этими детекторами достаточных признаков генерируется сигнал, подтверждающий, что обнаружено некоторое слово. • обнаружение определенного слова также активизирует расположенные рядом слова.

Модель опознания букв и слов при чтении (Д. Мейер и Р. Шваневельдт) • возбуждение семантически связанных слов облегчает их последующее обнаружение. • модель привлекательна и тем, что открывает путь к пониманию структуры семантической памяти.

Организация речевого ответа • у взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение слов опосредуются внутренними кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слова.

• относительно простая лексическая задача, связанная с восприятием и анализом слов, требует участия целого ряда зон левого и частично правого полушария

Речь и межполушарная асимметрия. Речевые функции левого полушария. • Речевые функции у правшей локализованы преимущественно в левом полушарии и лишь у 5% правшей речевые центры находятся в правом.

• Большая часть леворуких — около 70% также имеют речевые зоны в левом полушарии.

• Примерно у 15% речь контролируется правым полушарием, а у оставшихся (около 15%) — полушария не имеют четкой функциональной специализации по речи.

Левое полушарие • обладает способностью к речевому общению и оперированию другими формализованными символами (знаками), • хорошо “понимает” обращенную к нему речь, как устную, так и письменную и обеспечивает грамматически правильные ответы.

Левое полушарие • доминирует в формальных лингвистических операциях; • свободно оперирует символами и грамматическими конструкциями в пределах формальной логики и ранее усвоенных правил; • осуществляет синтаксический анализ и фонетическое представление; • способно к регуляции сложных двигательных речевых функций.

Уникальные особенности левого полушария • управление артикуляционным аппаратом, а также высокочувствительными программами различения временных последовательностей фонетических элементов.

Правое полушарие • различает интонации речи и модуляции голоса, • чувствительно к музыке как к источнику эстетических переживаний; • распознает сложные образы, не поддающиеся разложению на составные элементы, • способно к идентификации изображений обычных человеческих лиц и неформальному, эстетическому восприятию произведений искусства.

модель взаимодействия полушарий мозга в восприятии речи • разработана на основе метода дихотического тестирования.

модель взаимодействия полушарий мозга в восприятии речи в каждом полушарии мозга имеются два последовательных блока: • обработки сигналов • принятия решения.

модель взаимодействия полушарий мозга в восприятии речи Левополушарный блок обработки • выделяет сегменты сигнала, связанные с лингвистическими единицами (фонемами, слогами), • определяет их характеристики (спектральные максимумы, шумовые участки, паузы), • осуществляет идентификацию сегментов.

модель взаимодействия полушарий мозга в восприятии речи Правополушарный блок обработки • сопоставляет паттерн предъявляемого сигнала с хранящимися в памяти целостными эталонами. • на базе полученных результатов блок принятия решения соответствующего полушария формирует лингвистическое решение.

модель взаимодействия полушарий мозга в восприятии речи в процессе обработки речевых стимулов возможен обмен информацией: 1. между аналогичными блоками обоих полушарий; 2. между блоками обработки и принятия решения в каждом из полушарий.

модель взаимодействия полушарий мозга в восприятии речи Такой тип взаимодействия обеспечивает промежуточную оценку и открывает возможность коррекции.

модель взаимодействия полушарий мозга в восприятии речи • каждое полушарие способно самостоятельно осуществлять распознавание сигнала, • НО!!! для правого полушария имеются ограничения, связанные с величиной объема словаря целостных эталонов.

модель взаимодействия полушарий мозга в восприятии речи предполагает параллельную обработку речевой информации на основе разных принципов: • левое полушарие осуществляет посегментный анализ речевого сигнала, • правое использует целостный принцип анализа на основе сравнения акустического образа сигнала с хранящимися в памяти эталонами.

Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе Вспомните различия: ОНТОГЕНЕЗ ФИЛОГЕНЕЗ

Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе две концепции: • эквипотенциальности полушарий • прогрессивной латерализации.

Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе Концепция эквипотенциальности полушарий • предполагает изначальное равенство, или эквипотенциальность, полушарий в отношении всех функций, в том числе и речевой.

Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе Концепция прогрессивной латерализации: • специализация полушарий существует уже с момента рождения.

Перенос центров речи • высокая пластичность полушарий мозга на ранних стадиях развития.

пластичность полушарий • проявляется в возможности восстановления речевых функций при локальных поражениях левого полушария путем переноса центров речи из левого полушария в правое.

пластичность полушарий • по мере созревания пластичность снижается и наступает период, когда замещение становится невозможным.

Сензитивный период освоения речи • — все дошкольное детство, • пластичность нервных центров постепенно уменьшается и утрачивается к началу полового созревания. • к 7 -8 годам формируется преимущество правого полушария в восприятии эмоций, в пении и речи.

Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе • поведенческий критерий овладения языком – способность ребенка к осознанной произвольной регуляции речевой деятельности. • этот сознательный и произвольный уровень организации речевой деятельности обеспечивается, структурами доминантного по речи (у правшей) левого полушария мозга.

Язык и речь Язык – орудие, средство общения. • Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. . Речь – проявление и функционирование языка, сам процесс общения; • она единична для каждого носителя языка.

Язык и речь – две стороны одного и того же явления. • язык присущ любому человеку, • речь – конкретному человеку.

Источник: https://present5.com/a-teper-serezno-psixofiziologiya-rechevyx-processov-rassmotrim/

Medic-studio
Добавить комментарий