2. Валеология как наука. Предмет. Основные задачи валеологии.

����� 2. ���������� ��� ������� ����������

2. Валеология как наука. Предмет. Основные задачи валеологии.
�����: ����� 3. ���������� ������� �����: ��������������� ������ �������� �����: ����� 1. ������������ �������

�������� ������� ����������. �� ����������� �.�.

���������� (1996), ���������� – ��� ����������������� ������� �����������, ��������������� ������� ��������, ���� ��� �����������, ������������ � ���������� � ���������� �������� �����������������.

���������� ��� ������� ���������� ������������ ����� ������������ ������ � �������� � �������� ������ �����.

����������� ��������� ���������� �������� ��������� � ��������������� �������� � ���������� �������� �������� � �������� ��������������� �������� ��������.

��������� ���������� �������� �������������� �������� � ������� �������� ��������, � ����� �������� ����� �����.

�������� ���������� �������� ����������� ��������, � ����� ����������� � ��������� ����������� (� “������� ���������”) ������� �� ���� ������������ ������������ ��� ���������������������, ���������������� � ������ �������� �������������.

������� ���������� �������� �������������� � ������������ ������ �������� �������� � ��� ��������, � ����� ������������ ����������� �� ���������.

�������� ����� ���������� �������� ������������ ���������� �������������� ���������� � �������� ����������������� ��������, ����������� �� ������� ������ ������������ ��� ��������� � �������� ������� � ���������� �����.

��������� �������� ���������� ��������:

������������ � �������������� ������ ��������� �������� � �������� �������� ��������;

������������ ��������� �� �������� ����� �����;

���������� � ���������� �������� � �������� �������� ����� ���������� � ��������� ������ �����.

�������� �������, ������������ �������������� ��������� ����� ��������, ���������: �����, ���������, ���������, ������� � �������, �������� � �������, ����� �����.

����� – ������, �� ��������� � ���������� � ����������, ����� ������������� �������, ����������� ����������� ��� ������������ �������� � �������� �� ��������.

����� ������� ���������� �� ������� ������� ������� – ����������� �������� �����, ������������ � �����������, �����, �������� ��������� ������ ������� � �������, ���������� ������� ��������, ��������������, ������������������ � ����� � �. �.

��������� – �������� ��������� ������������ ���� ��������� � ��������������� ������� � ������������ ���������, ���������� �� ������������ ���������� �����.

������ ���� ���������� – ����������� � ���������� (����������� ����������� ���������� ����� ���������) – �������� ��������������� ��� ������������� ������ ��������.

��������� ��������� (���������� �������, �� �����, ������������ ���������� ������� � ��.) ���������� ������, ������ ���� � ������������ ��������� ��������� � �������� ������������������ ����������. ������� ��������� �������� ����������� �������� ���������� �����, � ��������� ������������ ����������� ���� ������� ��������.

�������, � ������� ���������� ��������, ��������� ��������, ��� ���������� ����� � ���������� ����������� ����������. ��� ����������� �������� �������� “������ ���������� ���������� ��� ������� ��������” � ���������� ������������� ���������� ����������� �������� ��� ������������� ���� � ����������������� ���������� ���������� � � ����������� ��������.

��������� (��������������, ����������������� �������) – ���� �������� ����� ������������� ������� � ���������, �������������� ����������������� ���������� ��� ��������� ������� ������� ����� ��� ���������� ����� ����������.

����������������� �������� ����� – ���� �� �� ������������ ������������: ��� ����������������� ��������� ��������� � ������������ � ��������� ������� �����, ��������� ������� ������������� � ��������� �����������������. ���� ����� ��������� � ��������� – ����������� ���������� � ����������� �����, ��������.

��������� ��������� ������������ ����������� ���������� �����, ����������� �������� ���������������� ����������, ������������ ����� � ������� ������ �, � �������� �����, ��������� ���������� ������������ ��������� ��������� � ��������������� ��������, �������������� ������������ �������.

� �������� �������� ������� ��������� ������� ������� �����������. �� ����������������� ����� �������������� ��������� �������: �������� ���� ��������� ���������� ����� �������������� ������������� ��������� (����������� ��������) � ��������� ����������� ��������� �����.

�� ������ ��������� �.�. �������, ������ �������� ������������ ����� ������������ ��������� ������������ � ������������, � ������� ����������������� ������� �������� ��� ������������� ������������ �������� ������ ���������.

������� � �������. ��� ��������� ���������� �������������� ������ ���������, ������������ �����, �������������� � ����������.

������� – ��� ������������ ���� ��������� � ������� ���������, ���������������� � �������� ��� ��������������� ��������. ������� ������������ ��������������� ��������, �� ���� �������������� ������ ���������, � ��������� �����, � ������� ��������� ��� ��������.

���������� ��������, ��� � ����������� ��������, � ����������� ��������� ������ ����� �� ���������� ������� �������������� ���������� �� ��������� �������� ��������. ���� ����� ������������ ������������ �� ������������ �������� ����� �������� �������� � �� ��������� �������������� �������������� ������������.

����� ���������� � ������� ����.

���������� – ��� �������� ����, ��� ����������������� �����������, � ������ �������� ����� ������������� � ������������, �������������������� �������� ���������, �������������� ������������ ����������������, ��������������, ���������������� � ���������������� �������� � ���������� �������� �������� � �������� ������� �� ���� ���������� ������� ������� � ���������� �����.

��������������, ��� ����� � �������� ������ ���� ������������, ������������� �� ����� ��������, ��������, ��������, ����������, ���������� � ������ ���� (���. 1).

���������� ����� ���� �������, ������, ������, ���� � ������. ��� �� �����, ������� ���������� ����� ������ ��������������� ���������� ��� ��������������� ����� (��� �������� �����������) � ������� �������, ������, ������ ����� �� ����, ��� ��������� ���������� �������� ��������.

�������� (����� ��������, ��������, ��������� � ��.) ��������� �������������� ����������������� ���������� � ����������, ��������� ������������ ������ �� ������� ��������, ������� ��������� ������� �������������� ����.

�������� ������������ ������� ������ ������������� ������������������, ��������� �������� ��������������� “�������� – ������� – �����” � ������������� ����������� ������ �� ����������, ��������� ������ �� �������� ����������� �������� �� ���������� �����.

�������� (��������, ����������, �������, ��������� � ��.

) ������������� ��������� ����������� ��������, ������������ ������� ������ � ������������ ������������ �� ���������� � ���������� ��������, �� �������������� � ������� �����������.

���������� �������� ������� ��������� ����������: ����� � �������� (���������), ����� � �������� ����� �������� (�������), ����� � ���������� ������������� (���������) � ����� �� ������������ �������� (���������).

���������� ���������� � ���������� �������� ���������� �������������� ����������� � ����������������� ����������� �������� � ���������� ���������������� �������� ��� ������������ ������������� ��������.

���������� ������� �������������� ������������ �������� ��������, ��������� ������� � ��������� �������� �����������������, ��������������� ������� ����������� ��������.

���. 1. �������������� ���������� � ������� �������.

���������� ������������� ����, ������, ���������� � ���������� ���������������� ����������� � ����������, ������������ �� ������������ �������� ���������� ��������� �� �������� � �� ���������� �������� � ��������� ������ �����.

���������� �������� ���������� ������� �����������, ���������� � ���������� �������� � ������� ����� ��������.

����������� ���������� ����, ��������� � ������� ����������� � ����������� ������������ �������� �������.

��������� ������������ ������������� ������� ����������� ��������, � ����� �������, � ������������� �������� �������� � ����������� �������������� ������ � ������������ �����������, � ������ �������.

��������� ���������� �������������� �������� ������� � ��������. ������������ ������������, ��������������� ������������� �������� �������� ������������ �������� � ���������� ������ ���� �������� � ������������ �����.

������������� ���������� ���� � ���� ������������������ ���������� ��������, ������������ ������ ������� �������� ��������������� ��������.

������� ������������ ������������ �����, ��������������� �����, ������� � ������� ����������� �������� � ����, �������, ������.

��������� ������������� ��������������������� � ���������-������������� ��������� ������� � ��������������� �������� �� ������ �������� � ������� ��������� �������� � ����������� ��������� ������ �����.

������������ ���� ����������� ���������� �� �������� ������ �������, ��� ��� � �������������� ��������� ����� ������ ���������� ������, � ���������� �������� ���� ����� �� ������ ��� ������� ������������� ������, ������� ���������� ������, ��������� ������� �������� �������.

������������� ����������. �������� �� ����� ���� ����, ���������� ������������ ��������������, � ���������� ������� � ��������� ����� � ��� �������� ��������� �������� �����������.

����� ���������� ������������ ����� ������, ����������� ���������� ��� ������� ������. ��� ���������� ����� ���������� � ������� ���� � ��������, �������, ������, ����, ������, ������� �� �����������.

����������� ���������� ���������� �������� ����� ���������, �������� � �� �����������, ������� ������� �������� ����������� �������� � �������������� �����������, ������������� ������ � �������� ������ ��������� �������� ��������� � ��������� ���������-���������� ����� � ������ ������������� ��������� ������������ ��������� ��� ���������� ���������� �������.

�������������� ���������� ������� ������� �������� � ���������� ��������, �������� ������� ��������� ��������� �� �������� � �������� ����� ����� �� ��������� ���������� ������ ��������.

��������� ��������� �������������� ���������� �������� ��������������� �����������, ��������������� ��������, ��������������� ����������, ��������������� ������, ��������������� ��������.

���������� ���������� ������� ����������� ����������� ����������� �������� ��������, ��� ��������������� � ��������� ������� � ���������� ����� � ��������� ���������� ������� � ��������� � �������� �����������������.

���������������� ���������� ���������� ������������� �������������-�������������� ������������ ��������, ����������� �� ������������ � �������������� ������ ��������; ������������� ����������� ���������� �������������� �������� ��������� ���������� � �������� ��������.

���������������� ���������� ������� �������, ��������� � ��������� ����������������� ������������ � ���������������� ����������, ����������� �� ������ ������������ ������� ������ �������������� �������������� ������������ ��������. ����� ����, ��� ������������� ����������� ������� ���������������� �������� �� �������� ��������, ���������� ������ � �������� ���������������� ������������ ��� � �������� �������� ������������, ��� � � ������� ���� �����������������.

����������� ���������� ��������� ������� ��������� ������, ������� � ������������� �������� ��� �������� �������� � �������� ������������ ���� ��������, ���������� ������ � �������� ���������� � �������������� �������� � ������� � � ���������� ����������� ����� ��������. ����������� ���������� ����� ������� � ����������� “������ ������������ �����������������”.

�������� ���������� ������� ���� � ����� ����� � ������� �� �� ������ � ������������ ��������, ������������� ������������ ����� � ������� ����������� �������� ������� �� ��������� � ���� ����� � �����.

������������� ���������� ��������� ������� ��������� �������� � ����������� ������������� ��������� � ������� �� �������� ��������, ���������� ��������� �������� � �������������� �������� ������� ����� � ����� ���������� ��������.

���������� ���������� ������ ����� ����� �������� �������� �������� � �������, � ��� ���������� ����������� ��������� � ������ � ���������. � ����� ��������� ���������� ���������� ��������� � �������� ��������� �������� � ���������� ������� (���������� ��� ���������), ��� � ����� (����������, ������), ��� � ������� �� �� ���������.

������� ��� ������������

  1. ����� ����������� ����������.
  2. ������ �������, ������, ���� � ������ ����������?
  3. ������ �������� ������� ��������� ������������� ���������?
  4. ������ ����������� ���������� � ������� �������?
  5. ������ �������� ����������� � ����������� ����������?

�����: ����� 3. ���������� ������� �����: ��������������� ������ �������� �����: ����� 1. ������������ �������
����, ����� �������������� ���������� ��������
11.03.2008

Источник: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met73/node3.html

Валеология: цели, задачи и решения

2. Валеология как наука. Предмет. Основные задачи валеологии.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра специальной психологии и педагогики

ДОКЛАД

по курсу «Концепции современного естествознания»

на тему: Валеология: цели, задачи и решения

2016

f

  • Введение
  • 1. Предмет изучения валеологии и её отличительные черты от других наук о здоровье
    • 1.1 Определение и основные понятия валеологии
    • 1.2 Отличительные черты валеологии от других наук о здоровье
  • 2. Цели, задачи и решения валеологии
    • 2.1 Общие цели и задачи валеологии
    • 2.2 Педагогическая валеология. Цели и задачи педагогической валеологии
    • 2.3 Решения валеологии
  • Заключение
  • Литература
  • fВведение
  • Здоровье – величайшая человеческая ценность. Очевидно, хорошее здоровье – главное условие для полноценной жизни человека.
  • Говоря о здоровье российской нации, следует отметить одну очень важную особенность. Около 70 % россиян находится в так называемом состоянии предболезни – «я ещё не болен, но уже не здоров». [3, c. 21]
  • и всем известная наука о здоровье – это медицина. Однако медицина изучает болезни, а чтобы помочь нации, нужна «медицина здоровья». «Медициной здоровья» является валеология (от лат. valeo – здравствовать).
  • Несмотря на то, что сам термин «валеология» был введён в науку совсем недавно, в конце 80-х годов XX века, это направление исследований как поиск ответа на вопрос «Как быть здоровым?» было актуально всегда.
  • Нет необходимости повторять данные о состоянии здоровья населения нашей страны – они неутешительны. Причин много, но некоторые следует отметить: отсутствие в общественном сознании приоритета “здоровья” и недостаток двигательной активности человека. Главными средствами в борьбе с указанными недостатками являются формирование соответствующего сознания и внедрение средств физической культуры и спорта в повседневную жизнь каждого человека.
  • В современном мире в связи с вышеперечисленными факторами, а также с экологическими проблемами интерес к данной проблеме, а соответственно, и к науке валеологии, растёт. Однако отношение общества, в том числе и людей, занимающихся научной деятельностью, к ней весьма неоднозначно.
  • В связи с этим целью данной работы является изучение целей, задач и решений этого молодого межнаучного направления.
  • К числу основных задач относятся:
  • 1. Выяснить, в чём заключается отличие валеологии от других наук, изучающих здоровье человека;
  • 2. Изучить цели и задачи, которые ставит перед собой валеология;
  • 3. Рассмотреть научные решения, разработанные данной наукой.
  • В решении поставленных задач, в основном, был использован учебник по валеологии Вайнера Э. Н. В этом учебнике довольно подробно рассмотрены все особенности валеологии как науки, все основные решения и методы, которые она предлаглает. Также значительная часть этой инфомации была взята из курса лекций по валеологии Тихомировой А. П. Учебники по биологии Туляковой О. В. и Богдановой Т. Л. Были использованы для нахождения определений основных биологических терминов, используемых в работе. В статье Давиденко Д. Н. «Валеология – Научно-педагогическая основа культуры здоровья» очень хорошо обозначена актуальность данной темы, особенно для России.

f1. Предмет изучения валеологии и её отличительные черты от других наук о здоровье

1. Богданова Т. Л. Биология: справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. – 816 с.

2. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.

3. Давиденко Д. Н. Валеология – Научно-педагогическая основа культуры здоровья: журнал: Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта Выпуск № 21 / 2006.

4. Тихомирова И. А. Физиологические основы здоровья:

Краткий курс лекций по валеологии, ГОУ ВПО “Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского”, 2007.

5. О. В. Тулякова Биолгия: учебник Москва 2013 М: Директ-Медиа – 449 с.

fПриложение 1

Таблица 1: Отличительные черты валеологии

Признаки наукиМедицинаГигиенаВалеология
Объект изученияЧеловек, подверженный заболеваниямСреда обитания и условия жизнедеятельности человекаПрактически здоровый человек
Предмет исследованияБолезни человека, ихпричины и механизмыразвития; диагностика,лечение и профилактиказаболеванийЗдоровые условияжизнедеятельности человекаи оптимальныехарактеристики среды егообитанияЗдоровье человека и егорезервы; их оценка,развитие и укреплениефункциональныхвозможностей человека
ОсновныенаправлениянаукиИзбавление человека отзаболеваний, ихдиагностика, лечение ипредупреждениеИсследование иподдержание здоровыхусловий жизнедеятельностичеловека и среды егообитанияФормирование,укрепление исохранение здоровьячеловека
МетодыисследованияМетоды диагностики,лечения ипредупреждениязаболеваний человекаМетоды исследования,создания и поддержанияоптимальных для здоровьяхарактеристик среды иусловий жизнедеятельностиМетоды количественнойи качественной оценкирезервов здоровья,профилактики ихснижения и коррекцииих отклонений от нормы
Путидостиженияцели ирезультатовСнижениезаболеваемости,инвалидизации исмертности населенияСнижение заболеваемости,травматизма иинвалидизации населенияУкрепление здоровьячерез формированиеЗОЖ населения

fПриложение 2

Таблица 2: Распределение факторов риска при различных заболеваниях и нарушениях

ЗаболеваниеНеблагоприятные факторы, в %
Генетические факторыВнешняя средаМедицинское обеспечениеОбраз жизни
ИБС (Ишемическая болезнь сердца)18121060
Рак26191045
Диабет5321035
Пневмония18432019
Цирроз печени189370
Суицид2515355
Транспортный травматизм327565

Размещено на Allbest.ru

  • Валеология: наука об индивидуальном здоровье человека. Исследование основных типов и функций семьи. Характеристика влияния семьи на воспитание здорового ребенка. Роль медицинской активности семьи в формирования здорового образа жизни всех членов семьи.реферат [16,4 K], добавлен 31.05.2013

Источник: https://knowledge.allbest.ru/biology/2c0b65635b3ad79b5d53a88421206d36_0.html

Предмет, объект, метод и задачи валеологии. Основные понятия валеологии (стр. 1 из 64)

2. Валеология как наука. Предмет. Основные задачи валеологии.

Билет № 1

1. Предмет, объект, метод и задачи валеологии. Основные понятия валеологии.

2. Память и ее тренировка

Основные понятия валеологии

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечении, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметомвалеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Объектвалеологии — практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования.

Имея дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

Методомвалеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения.

Основная цельвалеологии- максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и влешней среды.

Основные задачивалеологии:

1.Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

2.Формирование установки на здоровый образ жизни.

3.Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Основные понятия.

Жизнь — высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движении, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т.д.

Гомеостаз— свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.

Гомеостаз зачастую рассматривается как биологическая основа здоровья.

Для сохранности биохимических и функциональных констант организма необходимо поддержание постоянной температуры всего организма, его частей и систем и даже органов, содержания глюкозы, рН и других физико-химических свойствах крови, стабильности клеточного состава и т.д.

Адаптация — приспособление к изменениям внешней среды таким образом, что человек не теряет трудоспособности.

Приспособительный характер жизни — одна из ее существенных особенностей: вся жизнедеятельность организма протекает в соответствии с событиями внешней среды, изменения которой обусловливают и изменения жизнедеятельности.

Адаптация позволяет поддерживать постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических механизмов, осуществляет связь с внешней средой и, в конечном итоге, позволяет удерживать существенные параметры организма в физиологических пределах, обеспечивающих стабильность системы.

Различают три вида адаптивных изменений — срочные, кумулятивные и эволюционные.

Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, возникающими в ответ на непрерывно меняющиеся условия среды.

Характерные свойства срочной адаптации:

· возникновение только при непосредственном внешнем
воздействии, поэтому срочные реакции не закрепляются в организме и исчезают сразу после устранения этого воздействия;

· характер и интенсивность срочной адаптативной реакции
точно соответствуют характеру и силе внешнего раздражителя;

· срочными реакциями организм может отвечать только на воздействия, которые по своей силе, характеру и времени не превышают физиологических возможностей организма.

Кумулятивная адаптация отличается такими изменениями, которые возникают в ответ на длительные повторяющиеся внешние или внутренние воздействия.

Суть эволюционной адаптации заключается в том, что если изменившиеся условия среды сохраняются достаточно долго (предполагается не менее 10 поколений), то это приводит к адаптивным изменениям в генной структуре, в результате чего для последующих поколений подобные условия становятся «своими», естественными.

Адаптивные защитно-приспособительные реакции разделяются на специфические и неспецифические.

Первые из них обеспечивают устойчивость и сопротивляемость организма только против данного раздражителя (типичные примеры — адаптация к физическим нагрузкам в тренировке, невосприимчивость организма к определенным видам возбудителей инфекционных заболеваний в виде иммунитета). Неспецифические адаптивные реакции способствуют повышению устойчивости, обшей сопротивляемости организма к любым возмущающим факторам внешней среды.

Генотип и фенотип.Под генотипом понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах. В более широком смысле это совокупность всех наследственных факторов организма.

Под фенотипомпонимается совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями сре­ды, в которых протекает его развитие.

Принадлежность к виду Ноmo Sapiens совсем не означает, что все его представители генотипически идентичны. В этом отношении все люди отличаются рядом гено- и фенотипическими особенностями:

· адаптивного характера, детерминированного климато-географическими факторами; поэтому адаптация эскимоса кусловиям Центральной Африки (как и эфиопа — к условиям тундры) окажется довольно неадекватной;

· историко-эволюционного характера в виде этноса, отличающегося религиозным, национальным развитием;

· культурологическими и т.д. особенностями, поэтому, например, скандинавский этнос отличается от монголоидного;

· социального характера, ведущего к различиям в образе жизни, культуре, социальных притязаниях и др., между интеллигентом и крестьянином, горожанином и жителем деревни;

· экономического характера, обусловленного принадлежностью к той или иной социально-экономической группировке (банкир и рабочий, бизнесмен и клерк).

Память – способность нервной системы воспринимать и хранить информацию и извлекать ее для решения разнообразных задач и построения своего поведения. Благодаря этой сложной и важной функции мозга человек может накапливать опыт и использовать его в будущем.

Информационные сигналы вначале воздействуют на анализаторы, вызывая в них изменения, которые держатся, как правило, не более 0,5 секунды.

Эти изменения называют сенсорной памятью – она позволяет человеку сохранять, например, зрительный образ во время мигания или просматривать кинофильм, воспринимая единство изображения, несмотря на сменяющиеся кадры.

В процессе тренировки продолжительность действия этого вида памяти может удлиняться до десятков минут – в этом случае говорят об эйдетической памяти, когда ее характер становится подконтрольным сознанию (по крайней мере, частично).

Следующей за сенсорной памятью по длительности хранения информации выделяют краткосрочную память, которая позволяет оперировать информацией десятки секунд. Наиболее же важная, наиболее значимая часть информации храниться в долговременной памяти, которая обеспечивает эти функции годы и десятилетия.

Лежащее в основе памяти запоминание может происходить неосознанно и сознательно. В первом случае воспроизвести информацию обычными способами сложно, во втором – легче.

Механизм запоминания можно представить себе в виде цепочки: потребность (или интерес) – мотивация – выполнение – концентрация внимания – организация информации – запоминание. При этом нарушение любого участка цепи ухудшает память.

Тем не менее люди часто жалуются на плохую память, имея в виду трудности фиксации необходимой информации и главное – извлечения ее из кладовых долговременной и иногда краткосрочной.

Хотя часто люди жалуются на плохую память, как правило, дело не в ней, а в низком уровне внимания. Внимание трудно концентрировать, если вокруг много посторонних раздражителей, например, шум, включены ТВ, радио и т.д.

Трудно сосредоточить также внимание, если человек утомлен, болен, находится в состоянии повышенного нервно-психического напряжения, с другой стороны, целенаправленно тренируя и управляя вниманием, можно улучшить свою память.

Запоминается лучше всего интересная информация.

Разные люди неодинаково запоминают информацию разной модальности: одни лучше фиксируют информацию зрительную, другие – словесную. Кроме того, в связи с функциональной асимметрией мозга можно выделить вербальную форму памяти и образную, поэтому в младших классах, например, большее значение имеет иллюстративная и эмоциональная подача информации, а в старших – логическая.

Огромную роль в запоминании играет мотивация. Человек должен осознавать, для чего нужна эта информация, – если уровень мотивации высок, то запоминание идет успешно.

Исходя из этого, само запоминание должно носить не характер механического процесса, а мотивационно–эмоционального, или с заранее определенной целью. Проблема упрощается, если использовать в качестве механизма формирования мотивировки самовнушение.

Последнее может реализоваться не только через аутотренинг, но и помощью дополнительных приемов психотренинга, которые развивают возможности человека в этом направлении.

Важный резерв тренировки самовнушения – развитие образно-чувственного мышления, которое само по себе расширяет возможности запоминания в виде образов. В этом отношении эффективным оказывается перевод в чувственные образы различной вербальной информации (слова, предложения, мысли) у людей правополушарного типа.

Источник: https://mirznanii.com/a/154334/predmet-obekt-metod-i-zadachi-valeologii-osnovnye-ponyatiya-valeologii

Лекции по валеологии – файл 2.doc

2. Валеология как наука. Предмет. Основные задачи валеологии.
Лекции по валеологии
скачать (142.4 kb.)

Реклама MarketGid:
2. Характеристика валеологии как науки. Основные задачи валеологии

 Основные   задачи   валеологии  :

1. Разработка и реализация представлений о сущности индивидуального здоровья, поиск моделей его изучения, методов оценки и прогнозирования. 2. На основе количественной оценки здоровья индивида разработка систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения. 3. Формирование “психологии здоровья”. 4. Разработка методологии и методов формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья. 5. Обеспечение первичной и вторичной профилактики заболеваний путем повышения уровня здоровья. 6. Разработка программ повышения уровня здоровья популяций через индивидуальное здоровье.
По определению В.П. Казначеева (1996), валеология – это междисциплинарное научное направление, рассматривающее причины здоровья, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни.

Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни (в “третьем состоянии”) человек.

является количественная и качественная оценка здоровья человека и его резервов, а также исследование возможности их повышения.

Основной целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека, поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

Валеология – это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

Предполагается, что наука о здоровье должна быть интегральной, развивающейся на стыке биологии, генетики, медицины, педагогики, психологии и других наук Валеология имеет свой предмет, методы, объект, цели и задачи. Тем не менее, следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или научного направления) с другими науками, исходя, прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.

Биология (общая биология, генетика, цитология(исследование клеток) и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.

Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений “общество – человек – среда” и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.

) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний.

Структурой медицины считают следующие компоненты: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).

2.

определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.

Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.

Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.

Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторы риска здоровья.

Политология определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении формирования здоровья граждан.

Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья, с одной стороны, и экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства, с другой стороны.

Философия определяет закономерности развития природы и общества. Формирование философского, диалектического мировоззрения человека является существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.

Культурология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.

История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, этносе.

География устанавливает климатогеографическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.

Определенные выше взаимосвязи валеологии не отражают полной картины, так как в количественном отношении таких связей неизмеримо больше, и валеология является лишь одной из ветвей той области человеческого знания, которая называется наукой, предметом которой является человек. Скачать файл (142.4 kb.)
Нажми чтобы узнать.

Источник: http://gendocs.ru/v3793/?cc=21

Medic-studio
Добавить комментарий