2. Жизненный цикл семьи. «Нормативные кризисы».: Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной

Содержание
  1. Семейные кризисы: нормативные и ненормативные, по годам. Причины. Как преодолеть
  2. Семейная психология
  3. Признаки семейного кризиса
  4. Причины семейных кризисов
  5. Запутанный тип семейной системы
  6. Разобщенная семья
  7. Разделенная семья
  8. Связанный тип
  9. Годы развития брака
  10. Нормативные кризисы в семье
  11. Ненормативные кризисы
  12. Рекомендации по преодолению и предотвращению кризисов
  13. Кризисы и задачи семьи по их преодолению
  14. Принятие супружеских обязательств
  15. Освоение родительских ролей
  16. Поступление детей в школу, детский сад
  17. Принятие факта перехода ребенка в подростковый возраст
  18. Взросление ребенка и уход из дома
  19. Жизнь вдвоем взрослых супругов
  20. Смерть одного из супругов
  21. Конфликты = кризисы
  22. Психотерапевтическая функция семьи
  23. Типы семей
  24. По структуре
  25. По власти
  26. По отношению к детям
  27. Семейная система
  28. Послесловие
  29. Формирование супружеских конфликтов на разных этапах жизненного цикла семьи – международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)
  30. Библиографическая ссылка
  31. 2.2 Жизненный цикл развития семьи
  32. f1.2 Молодая семья как один из этапов развития семьи
  33. 2.2 Жизненный цикл российской и американской семьи
  34. fГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ
  35. 2.3 Цикл О-В-И
  36. 2.2 Динамика (жизненный цикл) семьи. Семья подростка
  37. 1.1 Жизненный цикл семьи
  38. 1.2.3 Стадии развития семьи
  39. 3.1 Периоды развития семьи и источники конфликтов
  40. 1.2 Типы молодой семьи и стадии её развития
  41. Жизненный цикл развития личности
  42. f1.2.2 Типы семейной организации и жизненный цикл семьи
  43. 1.2 Структура, динамика и жизненный цикл семьи
  44. 4.1 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в условиях семьи
  45. f2. Типы семейной организации и жизненный цикл семьи
  46. Жизненный цикл семьи и семейные кризисы
  47. 37. Нормативные семейные кризисы
  48. Динамика развития семьи .жизненный цикл семьи

Семейные кризисы: нормативные и ненормативные, по годам. Причины. Как преодолеть

2. Жизненный цикл семьи. «Нормативные кризисы».:  Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной

Семья дает человеку опору, психологическую, эмоциональную и материальную поддержку или же наоборот при неблагоприятном развитии лишает всего это.

Семья – самостоятельно  развивающийся организм, подвижная система. Она проходит ряд нормативных кризисов, при благополучном разрешении которых члены семьи сплачиваются.

Но никто не застрахован от ненормативных кризисов, которые требуют еще больших усилий для их разрешения.

Семейная психология

Психология семьи предполагает оценку и исследование закономерностей функционирования семьи, ее стабильности и динамики межличностных взаимоотношений.

Семья с позиции психологии – один из сложнейших предметов изучения.

Ведь он находится на стыке множества наук и отраслей психологии: демография, социология, политология, медицина, детская психология, психология личности и межличностных отношений, группы, социальная психология, возрастная психология, мужская и женская. Семейная психология как самостоятельное направление функционирует с XX века.

Признаки семейного кризиса

Семейный кризис, вероятно, наступил, если:

  • обострились ситуативные противоречия;
  • семья как система и ее основные процессы расстроились;
  • чувствуется неустойчивость семьи;
  • ощущается влияние кризиса, изменения во всех сферах взаимоотношений в семье.

Причины семейных кризисов

К причинам кризисов современной семьи относятся следующие изменения:

  1. Изменение межпоколенных отношений. Наблюдается тенденция к полному отстранению молодой семьи от родителей, дедушек и бабушек.
  2. Изменение отношения к семье и браку. Люди реже вступают в брак, изменились мотивы вступления. На первом месте – привлекательность партнера или беременность. Неготовность (моральная, материальная, интеллектуальная) будущих супругов уже не играет роли. Растет число внебрачных детей, но вместе с этим и количество пар, не планирующих заводить детей вовсе. В семьях с детьми преобладают супружеские отношения, нежели родительские. Для стабилизации отношений все чаще используется третье лицо или предмет (работа, ребенок, любовник, отдых).
  3. Изменение отношения к разводу. В настоящее время для развода достаточно одному супругу написать заявление, а причины в заявлении все чаще носят крайне субъективный характер.
  4. Снижение рождаемости и желание переложить воспитание ребенка. Женщины все чаще стараются как можно раньше выйти из декрета, переложить ребенка на няню, бабушку. Отмечено, что чаще ребенка воспитывают как кумира и откупаются от него.

Индивидуализация и ценность свободы, культивируемые в обществе, расширяют свободу супругов, но вместе с этим увеличивают риск распада семьи, так как оба партнера постоянно меняются, но нередко в разном направлении.

На кризисы семьи также влияют два фактора – свойства самой семьи: сплоченность и  гибкость.

  • Сплоченность бывает низкой, от низкой до средней, от средней до высокой и чрезмерно высокой. То есть отношения становятся сложными, запутанными, нередко зависимыми.
  • Гибкость бывает низкой, от низкой до умеренной, умеренной и очень высокой. При чрезмерно высокой гибкости жизнедеятельность семьи принимает хаотичный характер, что негативно сказывает на ее функциональности и межличностных отношениях в семье.

Оптимальный вариант сочетания сплоченности и гибкости для успешного функционирования семьи – средний или высокий уровень сплоченности в сочетании с низко умеренной или умеренной гибкостью. Подробнее функционирование семьи при разных комбинациях качеств представлено ниже. Собственно, это и можно назвать причинами кризисов.

Циркулярная модель семьи Д. Олсона

Запутанный тип семейной системы

Уровень сплоченности слишком высокий, от чего члены семьи не могут действовать независимо. Внесемейные интересы, отличные мнения и друзья не приветствуются.

В приоритете – согласие, единая позиция во всем. Нарушено личное пространство участников семьи. Внешние границы (между семьей и обществом) слишком жесткие, а внутренние (между членами семьи) слишком размытые.

Членами семьи руководит страх одиночества.

Разобщенная семья

Характерен низкий уровень сплоченности, но высокая гибкость. Каждый супруг живет своей жизнью, своими интересами и друзьями. Общие проблемы семья решать не умеет. Но как ни странно, за такой отчужденностью скрывается страх быть поглощенным другим человеком, невозможность устанавливать близкие межличностные отношения.

Разделенная семья

Это сбалансированный по параметрам тип. Личное время и интересы в приоритете, но и общие проблемы семья может конструктивно решать. В семье присутствует понимание и поддержка.

Связанный тип

В приоритете общие интересы и совместное времяпрепровождение. Но эмоциональная близость не принимает неадекватное выражение в виде запрета на личную жизнь.

Семья преодолевает стрессовые ситуации за счет гибкости, то есть возможности и способности менять семейные правила, роли, руководство.

  • При недостаточной гибкости в кризисных ситуациях (например, переезд, увольнение, трудоустройство, смерть кого-то из близких, рождение ребенка, взросление ребенка и уход из дома) семья не может адекватно действовать, что и вызывает проблемы.
  • В хаотичной семье кризисы возникают из-за неясности ролей, импульсивности и разрозненности поведения супругов, необдуманности решений, изменчивого руководства.

Самым благополучным для профилактики, минимизации и преодоления конфликтов является гибкий тип семьи. Роли распределяются в соответствии с возможностями членов семьи, при необходимости меняются.

То есть без проблем мужчина может выполнять работу по дому, а женщина работать. Или кто пришел пораньше домой, тот и приготовит ужин. Правила в семье регулярно меняются и корректируются в соответствии с возрастом ее членов.

Дети (если есть) принимают активное участие в решении каждого вопроса.

Годы развития брака

  • Во время ухаживаний пара проявляет высокую гибкость и связанность.
  • При вступлении в брак люди в основном воспроизводят образец взаимоотношений, который присутствует в семье их родителей. Если эти типы не совпадают, то начинается «притирка», выработка нового совместного стиля взаимоотношений.
  • Первый год брака уходит на структуризацию семьи. Распределяются роли, обязанности, формируются правила и нормы. При этом сохраняется эмоциональная близость и сплоченность.
  • На момент беременности семья становится разрозненной. Женщина сконцентрирована на беременности, а мужчина – на работе.
  • После рождения ребенка наблюдается хаотичная связь. На стабилизацию и адаптацию к новой структуре семьи уходит примерно год.
  • Семья становится разделенной. Женщина проводит время с ребенком, а мужчина – на работе.

Каждый из этих этапов опасен кризисами, но их можно миновать, если супруги умеют общаться.

Нормативные кризисы в семье

Кризис – поиск взаимоотношений, при которых сохранится принадлежность и причастность к паре вместе с личностной свободой.

Семейный кризис – ситуация нестабильности и напряжения, ведущего к нарушению равновесия, привычного функционирования семьи. Кризисы наступают между стадиями развития семьи. Существует несколько классификаций периодов развития семьи.

Е. Дюваль выделил 8 стадий развития семьи относительно родителей и детей:

  1. Вовлечение. Встреча будущих супругов и их эмоциональное притяжение.
  2. Пара без детей. Супруги выясняют собственные установки и желания относительно семьи, детей, входят в круг родственников партнера.
  3. Пара с детьми, рождение ребенка. Происходит адаптация, перестройки жизни для удовлетворения потребностей супругов и детей.
  4. Семья с дошкольником (2,5-6 лет). Преодоление трудностей родительства, усталости, нехватки личного времени. Все внимание направлено на удовлетворение потребностей детей и содействие их развитию.
  5. Семьи с детьми от 6 до 13 лет. Родители входят в круг других родителей школьников. Вся деятельность направлена на обучение и поддержание ребенка.
  6. Семьи с детьми от 13 до 20 лет. Семья ищет баланс между свободой и ответственностью. У супругов появляется возможность выстроить круг собственных интересов и отдалиться от ребенка.
  7. Уход ребенка во взрослую жизнь. Если в семье нет младших детей, то родители остаются наедине друг с другом, наступает новый этап адаптации и познания. С детьми сохраняются поддерживающие отношения.
  8. От ухода последнего ребенка до выхода на пенсию. Супруги пересматривают собственные отношения, налаживают отношения с младшим и старшим поколением.
  9. Старение. Внимание отводится личной адаптации каждого к пенсии, новому поиску себя. При смерти одного из супругов – переживание утраты и одиночества.

Э. Г. Эйдемиллер составил периодизацию относительно только супружеских отношений. Как и в первом случае, период = кризис.

  1. Выбор партнера.
  2. Романтизация, или период влюбленности. Партнеры видят только достоинства друг друга, не могут адекватно воспринимать себя и партнера в супружестве.
  3. Формирование семейных правил и поиск индивидуального стиля.
  4. Стабильность, изменяемость. Происходит разбалансировка семьи по главным критериям, описанным выше. Если правила ригидные, то есть негибкие, то семья становится дисфункциональной.
  5. Экзистенциальная оценка. Подведение предварительных итогов, оценка удовлетворенности браком.

Существует и более расширенная классификация стадий = кризисов.

  1. Добрачные отношения. Влюбленные весь мир и друг друга видят в «розовом свете». К концу стадии отношение становится критичным, тогда пара либо расстается, либо заключает брак.
  2. Конфронтация. В простонародье – «притирка». Молодожены сравнивают ожидание от совместной жизни и реальность. Происходит столкновение личного опыта, привычек и правил. Если на этой стадии вмешиваются родители, то ситуация ухудшается.
  3. Компромиссы. Начинается совместное строительство новой семьи, без оглядки на опыт семей супругов. Подход к компромиссу может быть стремительным или плавным.
  4. Зрелое супружество. Семья стабильна и сильна. Конфликты могут возникать, но супруги умеют их конструктивно решать.
  5. Эксперименты с независимостью. Часто совпадают с кризисом среднего возраста одного или обоих супругов. Бессознательно партнер испытывает страх, что вся его жизнь будет до смерти крутиться в нити «работа-быт», а быт в это время еще и, как правило, порядком надоедает. Начинаются попытки что-то изменить: страну, город, семью, работу, себя.
  6. Ренессанс. Если семья преодолела все предыдущие кризисы, то их отношения становятся близкими и доверительными.

Стоит отметить, что в современном мире популярно сожительство, иногда как проверка будущей жизни. На мой взгляд, это разумно: попробовать семейную жизнь до заключения брака и детей. Но это, конечно, несколько меняет стадии развития семьи. Иногда, например, первая накладывается на вторую.

Каждая семья проходит этапы – кризисы, но единой продолжительности, как и возраста каждого этапа, назвать нельзя. Также неясен и исход кризиса. Влияние оказывают внешние условия жизнедеятельности семьи и личностные особенности супругов. Если такой план развития не прерывается ненормативными кризисами, то семья благополучно проходит все этапы.

Ненормативные кризисы

Самый популярный ненормативный кризис – развод. По статистике больше всего разводов приходится на первые пять лет совместной жизни. В это же время у большинства пар появляются дети, что значительно ухудшает ситуацию.

К другим ненормативным кризисам относится:

  • измена,
  • болезнь,
  • смерть,
  • повторный брак.

Ненормативные кризисы не связаны с циклом развития семьи, потому назвать их сложно. Кризис может спровоцировать любое личностно значимое событие, ситуация, условие.

Рекомендации по преодолению и предотвращению кризисов

Для укрепления семьи важно ориентироваться на следующие положения:

  1. Быть самостоятельной личностью в семье своих родителей, роль мужа (жены) должна преобладать над ролью сына (дочери).
  2. Поддерживать баланс между единством супругов и личностной независимостью. Ели внутренних границ нет, то каждый из партнеров неспособен нести ответственность за себя и саму семью.
  3. Каждый человек имеет право на отличные интересы, желания, планы. Они могут расходиться с интересом супруга, но не должны противоречить интересам семьи.
  4. Создавать безопасное внутреннее пространство, где супруги могут выразить ярость, несогласие и не бояться итога. Любой выбор, противоречие – потенциальный конфликт и кризис. Важно уметь обсуждать ситуации и идти на компромиссы.
  5. Полезно выработать правила по решению конфликтов. Например, решать их только дома и наедине, не решать конфликты перед работой, не переходить на оскорбления, не затрагивать больные темы (какие?).
  6. Развивать чувство юмора. Мелкие ссоры оно предотвращает, а крупные – нейтрализует.
  7. Удовлетворять потребности друг друга в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, то есть выполнять психотерапевтическую функцию семьи.
  8. Коммуникативные навыки каждого из супругов – еще один фактор разрешения кризисов. Даже если при нормативном кризисе семья приближается к разбалансировке, то умение общаться, а не только менять гибкость, позволит вернуться в стабильность.

Кризисы и задачи семьи по их преодолению

Нормативные кризисы возникают во всех семьях. Как решить задачи кризиса – индивидуальный вопрос, нужно знать всю подноготную семьи. А вот сами задачи одинаковы.

Принятие супружеских обязательств

В задачи входит:

  • адаптация друг к другу и семейной жизни;
  • определение структуры и границ семьи;
  • поиск баланса между общим и личным;
  • решение жилищного вопроса.

Освоение родительских ролей

В задачи входит:

  • изменение правил и отношений в семье;
  • адаптация к потребностям ребенка;
  • согласование личных и семейных ценностей;
  • забота о ребенке.

Поступление детей в школу, детский сад

В задачи входит:

  • перераспределение обязанностей;
  • помощь ребенку в обучении.

Принятие факта перехода ребенка в подростковый возраст

Задачи:

  • изменение родительского контроля и детской независимости;
  • подготовка к уходу ребенка;
  • перестройка типа родительского поведения.

Взросление ребенка и уход из дома

Задачи:

  • помощь ребенку в самостоятельном становлении;
  • поддержка.

Жизнь вдвоем взрослых супругов

Задачи:

  • переоценка отношений;
  • перераспределение обязанностей и времени;
  • адаптация к пенсии.

Смерть одного из супругов

Задачи:

  • адаптация к одиночеству;
  • поиск новых связей и интересов.

Конфликты = кризисы

Кризисный период всегда сопровождается ростом конфликтов между супругами. К причинам конфликтов (кризисов) чаще всего относится:

  • измена и ревность;
  • биологическая или социальная, психологическая несовместимость;
  • разница интересов и потребностей;
  • разница воспитательных позиций;
  • личностные недостатки супругов.

По зонам можно выделить следующие причины:

  • неадекватные мотивы вступления в брак, разница ожиданий;
  • неадекватное распределение ролей из-за разницы представлений о браке;
  • ролевая перегрузка или некомпетентность, неудовлетворенность из-за этого потребностей;
  • борьба за лидерство;
  • сексуальное несоответствие (чаще вызванное ошибками воспитания в детстве);
  • неадекватное чувство любви у супругов, аномально развитое с детства;
  • недостаток взаимного уважения и личной свободы;
  • неадекватное восприятие партнера и отношений, неразвитая коммуникативная компетенция;
  • материальные и финансовые разногласия, проблемы;
  • отсутствие сплоченности в решении бытовых проблем.

Чаще всего в основе кризиса и конфликта – разногласия в потребностях, неудовлетворенность потребностей одного или обоих супругов. Выяснить проблему можно только разговаривая друг с другом и выражая то, что не устраивает.

От многих проблем можно избавиться, если знать потребности друг друга.

  • К усредненным потребностям в браке у мужчин относится: половое удовлетворение, спутник по отдыху, привлекательная жена, хорошая хозяйка, вдохновение и восхищение.
  • У женщин: нежность, общение, честность и открытость, финансовая помощь, посвященность семье.

Но нельзя забывать и об индивидуально-личностных потребностях.

Психотерапевтическая функция семьи

Не так давно среди привычных функций семьи психологи стали выделять психотерапевтическую функцию. Она представляет особый интерес в рамках данной статьи.

Под психотерапевтической функцией семьи подразумевается способность ее членов создавать психологически благоприятный климат, комфорт. Это реализуется по двум направлениям:

  • удовлетворение потребностей детей, нежность, ласка, забота;
  • удовлетворение потребностей супругов в эмоциях и любовном тепле, оказание психологической поддержки, вдохновение друг друга на социальные, профессиональные и личностные достижения.

Типы семей

Существует несколько типологий семьи. Каждый тип имеет свои особенности и оказывает свое влияние как на развитие взрослых, так и на развитие детей.

По структуре

  1. Нуклеарная. Родители и дети, то есть только два поколения.
  2. Расширенная нуклеарная. Родители, дети, бабушки, дедушки и другие родственники входят в структуру семьи.
  3. Полная семья. Дети и оба родителя.
  4. Неполная семья.

    Дети и один родитель.

  5. Функционально неполная. Дети и оба родителя, но один родитель в силу определенных причин не может выполнять семейные обязанности.

Отмечено, что семьи, проживающие отдельно от родителей, испытывают меньше ссор, кризисов и конфликтных ситуаций.

По власти

  1. Эгалитарная семья. Власть в равной мере распределена между мужем и женой.
  2. Патриархат. Семью ведет муж или старший мужчина (свекр, тесть).
  3. Матриархат. Семью ведет жена или другая старшая женщина, например, свекровь или теща.

Оптимален тот вариант, который устраивает обоих супругов.

По отношению к детям

  1. Традиционная. Дети подчинены авторитету взрослых. В итоге дети имеют развитое чувство долга и хорошо усваивают социальные нормы, но испытывают проблемы в общении и налаживании контактов, неинициативны.
  2. Детоцентрическая. Семья функционирует для ребенка и ради него.

    В результате чего, как правило, ребенок страдает завышенной самооценкой, конфликтен, эгоцентричен, дезадаптивен.

  3. Демократическая. Каждый член семьи независим и самостоятелен, отношения строятся на доверии и уважении. Ребенок из такой семьи активен, самостоятелен, дружелюбен, уверен в себе и эмоционально устойчив. Но иногда он может не подчиняться социальным требованиям.

    Конфликты в семье возникают редко и легко решаются.

Предпочтителен последний тип.

Семейная система

В психологии принято рассматривать семью как систему. Каждая семья проходит ряд этапов и стадий развития от рождения (заключение брака) до смерти (развод или распад семьи).

Семья как система включает несколько обязательных элементов:

  1. Самоорганизация. Мотивы и потребности людей меняются, а значит, меняется и функциональность семьи.
  2. Открытость. Взаимный обмен энергией семьи и общества. Необходимо для развития семьи в стабильном обществе (семья открыта) или для сохранения функциональности в кризисный момент развития общества (закрытая семья). Но при нормальном функционировании общества и закрытой семье ее развитие страдает. Как правило, это семьи с девиациями.
  3. Неравновесность. Проявляется при нормативных кризисах. Преодоление кризиса всегда переводит семью на новый, более высокий уровень.
  4. Нелинейность развития. У семьи постоянно есть множество вариантов реакций на внешние обстоятельства.
  5. Сообщения. Это любые действия членов семьи. Хлопок дверью и уход, занимаемое рядом положение на диване, фразы о любви.
  6. Стереотипы взаимодействия. Жена «пилит» – муж кричит, хлопает дверью и уходит. Это повторяется каждый день и не по разу. Это и есть стереотип взаимодействия.
  7. Семейные правила. Это любые гласные и негласные условия существования семьи. Например, в семье принято предупреждать о том, что кто-то задерживается или принято только хвалить ребенка, запрещено ругать.
  8. Семейный миф. «Мы идеальная семья», «Мы дружная семья» и другое. Миф формируется поколениями и во многом обуславливает поведение участников семьи. Нередко после разрушения выясняется, что у людей нет ничего общего, а семья на самом деле далеко не идеальная и не дружная.
  9. Границы. Внешние границы с миром и внутренние границы между поколениями. Размытые границы приводят к дисфункции семьи, например, опасному объединению детей и одного из родителей при отстранении другого.
  10. Стабилизаторы. Сохранение семьи из-за чего-то общего. Можно выделить функциональные стабилизаторы и дисфункциональные. К первым относится общий бюджет, общие дела, общее проживание. К дисфункциональным – болезнь, дети, девиации, измены.
  11. История. Оценивается история в трех поколениях: профессиональные успехи, переезды, смерти, болезни, рождение, неудачи. История семьи всегда диктует стереотипы современного функционирования семьи, объясняет мотивы и потребности молодого поколения. Позволяет предположить дальнейшие перспективы развития.

Каждый из этих элементов важен для оценки проблем и кризисов семьи, составления плана их разрешения. Преодоление кризисов предполагает исключительно частный подход.

Послесловие

Развитие семьи можно сравнить с развитием личности и возрастным развитием. Каждый человек так же проходит возрастные кризисы, как и семья: при успешном преодолении – развивается, при неуспешном – деградирует.

Для современной российской семьи характерна замкнутость, ужесточение внешних и нечеткость внутренних границ, преобладание внутренних стабилизаторов. Возможно, именно это объясняет рост кризисов и рост обращений за психологической помощью.

Как определить, кто в семье главный, и перестать скандалить? Узнайте из видео.

Ваши комментарии появятся после проверки

Источник: https://psychologist.tips/1093-semejnye-krizisy-normativnye-i-nenormativnye-po-godam-prichiny-kak-preodolet.html

Формирование супружеских конфликтов на разных этапах жизненного цикла семьи – международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)

2. Жизненный цикл семьи. «Нормативные кризисы».:  Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной
1 Бартуль Е.С. 1 1 Дальневосточный федеральный университет Реформирование государственного и общественного строя России, начавшееся в конце прошлого века, привело к радикальным изменениям во всех сферах общественной жизни.

Наибольшее влияние испытывают на себе супружеские отношения людей, так как именно на семейной психологии сказываются все происходящие вокруг процессы: падение уровня жизни, появление новых членов семьи, смена жительства и т.д.

На данном этапе развития общества семейные отношения считаются одним из самых важных аспектов жизни человека, однако вышеперечисленные изменения в семье могут вести к появлению супружеских конфликтов, что, в свою очередь, сказывается на отношениях между супругами.

В статье описаны последствия реформирование государственного и общественного строя Россия в сфере семейных и супружеских отношений. Приведена статистика браков и разводов с 1960 года. Проанализированы наиболее распространённые причины супружеских конфликтов в зависимости от этапа жизненного цикла семьи.

Описаны нормативные кризисы семьи и характер протекания конфликтного взаимодействия между супругами. Дана характеристика функциональной и дисфункциональной семьи. Делаются выводы, имеющие значение для дальнейших исследований супружеского конфликта и этапов жизненного цикла семьи в условиях динамично развивающего общества. 1. Ковтун Г. С., Куперман А. А.

Гендерные представления современной студенческой молодежи (на материале г. Владивостока) // Женщина в российском обществе. – 2017. – № 1. – С.54.
2. Кочергина Е.Р., Потаева В.С., Статистика браков и разводов в Российской Федерации.

[Электронный ресурс] // Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Самара. – Стерлитамак: АМИ, 2018. – С.150-152.- Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_36603012_19594857.pdf )
3. Зайцева, Т. В.

Факторы и условия супружеской удовлетворенности браком: дилемма двойной идентичности / Т. В. Зайцева // Семейная психология и семейная терапия. – 2007. – № 1. – С. 3-12.
4. Коннер, М. Социальная психология семьи / М. Коннер. ‒ М.: Гуманитарный центр, 2012. ‒ 264 c
5. Добреньков, В. И. Социальные институты и процессы / В. И. Добреньков. ‒ М.: МГУ, 2005. – 412 с
6. Варга, А.Я.

Введение в системную семейную психотерапию./А.Я.Варга. – М.:Когито-Центр, 2014.- 182с
7. Змановская, Е. В. Психология семьи. Основы супружеского консультирования и семейной психотерапии: учебн. пособие / Е. В. Змановская.– М.: ИНФРА-М, 2018. – 372 с.
8.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996.- 86с.

Реформирование государственного и общественного строя России, начавшееся в конце прошлого века, привело к радикальным изменениям во всех сферах общественной жизни. В социологии изменения подобного рода принято называть трансформационным процессом. Важнейшей составляющей этого процесса является трансформация семьи, жизненных стратегий мужчин и женщин, их поведения в семейно-брачной сфере [1, с.54].

К основным демографическим тенденциям поведения россиян в сфере семейно-брачных отношений, большая часть которых сложилась еще в советский период, относится опережающий рост числа разводов по сравнению с ростом числа заключенных браков.

Так, число разводов с 1940 г. по 2016 г. увеличилось почти 6 раз, а число заключенных браков за этот же период – только в 1,5 раза.

Данная тенденция оказывает огромное негативное влияние не только на демографическую, но и на экономическую ситуацию в России [2, с.150-152].

Проблема разводов относительно новое явление в общественной жизни. Так, например, до революции 1917 г. В России разводы встречались крайне редко, что было обусловлено укладом жизни, который вела большая часть населения России в то время.

В период СССР законодательство значительно упростило процедуру разводов. Основанием для развода было признано длительное проживание супругов отдельно, а также требование развода одного из супругов. Таким образом, можно сделать вывод, что если раньше закон был на стороне сохранения семьи, то теперь приоритетным является решение самого индивидуума.

Рисунок 1 – Статистика браков и разводов России за период с 1940 по 2016 год.

Изменения произошли не только в юридическом поле, но и в экономическом. Плановую экономику сменила рыночная, так же изменилась правящая партия. В связи с этим произошли коренные изменения в институте семьи и брака, изменилось психологическое отношение общества к разводам, у людей изменилась система ценностей – на первый план вышла самореализация и карьера.

Заключая брак, люди стремятся удовлетворить систему потребностей личностного характера – появление детей на свет, общие радости, общение, духовные чувства и т.д.

Вместе с этим семья является не только средством достижения потребностей, но и сложной структурой из переплетающихся интересов и взглядов на жизнь супругов.

Реализация семьи – это сопоставление различных взглядов и представлений о браке, выстраивание идеальной системы целей супругов [3, с.3-12].

В таких условиях одной из основных причин совместной семейной жизни людей становится взаимное удовольствие, помощь и поддержка друг друга. И важными параметрами семьи становятся уровень конфликтности в семье, качество совершаемых конфликтов и степень удовлетворённости браком супругов.

Понятия семьи, как социального института раскрывали различные деятели, в число которых входят С.И. Голод, В.И. Добреньков, М. Коннер, В.Н. Лавриенко и другие.

Каждый из социологов и психологов по-разному раскрывают понятие семьи. М. Уэдделл, зарубежный исследователь, описывает семью, как группу людей, связанных родственными связями и имеют определенные социально-экономические возможности [4].

Советский социолог Владимир Иванович Добреньков рассматривает семью, как малую ячейку общества, внутри которой формируются индивидуальные культура и традиции, образ бытовой жизни.

Добреньков В.И. утверждал, что семья основывается исключительно на паре людей (мужчины и женщины), скрепленных браком, и имеющих от одного и более детей. Особое место в структуре семьи социолог вносил взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами и т.д [5].

Данное определение можно так же рассматривать и с социально-психологической точки зрения, так как в определении семьи с психологической точки зрения входит малая группа людей, связанных между собой различными отношениями.

Несмотря на различия в определениях исследователями семьи, как социального института, каждые определения между собой имеют сходства: семья – это психологически и социально связанные между собой люди, представляющие собой малую ячейку общества.

В семье мы рождаемся, взрослеем, набираемся сил и опыта, и чаще сего заканчиваем свои дни тоже в семье, среди близких и родных людей.

В такой системе интенсивного взаимодействия возникновение споров, конфликтов и кризисов является закономерным и может иметь разные последствия.

Рассматривая семью как систему в рамках направления системного подхода семейной системной психотерапии, посмотрим на формирование супружеского конфликта с точки зрения теории жизненного цикла семьи [6].

В рамках этого направления любая семейная система находится в постоянных процессах изменений, развития и гомеостаза.

Жизненный цикл семьи – закономерная последовательность этапов развития семьи на протяжении всего периода ее существования, обусловленная объективными изменениями в ее составе и жизни, а также необходимостью решения ряда психосоциальных задач. Переход с этапа на этап чаще всего сопровождается кризисом, преодолевая который семья приобретает новые качества навыки и способы взаимодействия.

В рамках системного подхода психологами (Е.М. Дюваль, А.В. Черников, А.Я. Варга и другие), выделяется восемь стадий жизненного цикла семьи.

На разных стадиях семья переживает определённые кризисы и решает психосоциологические задачи, что может являться причинами формирование конфликтов между супругами [7].

Переход с этапа на этап чаще всего сопровождается кризисом, преодолевая который семья приобретает новые качества навыки и способы взаимодействия.

В своих исследованиях возрастных периодов жизни человека Э. Эриксон отмечает закономерность изменения и развития психологических потребностей в зависимости от возрастного периода человека.

Вместе с возрастом меняется стиль взаимодействия, манера общения и развития отношений человека в кругу семьи и социуме.

Вслед за изменениями личности человека меняется и его отношения в семье, в частности кргу причин, проблем и эмоциональных реакций, которые могут служить началом конфликтного взаимодействия между супругами [8].

Специфика российской семьи подразумевает, что переход с этапа на этап жизненного цикла семьи проходит в условиях недостаточности ресурсов, зачастую в условиях жизни в трехпоколенной семьи. В этом случае переход с этапа на этап усложняется нерешенными проблемами предыдущих этапов жизненного цикла семьи, что ведет к росту напряжения и конфликтов.

В этом случае к поддерживающим ресурсам можно отнести знания о тех возможных рисках, которые наиболее актуальны для того или иного этапа супружества и развития семьи в целом.

Можно выделить следующие важные этапы развития семьи и факторы формирования риска супружеского конфликта.

На первом этапе отношений, который длится с момента появления семьи до рождения первого ребенка, молодых супругов волнуют вопросы совместимости, лидерства, превосходства, написание и согласование пунктов «негласного брачного договора», который регламентирует права и обязанности в семье, супруги учатся жить вместе и договариваться, а также формируются отношения между новой и родительским семьями.

В этот период конфликты могу носить весьма эмоциональный и напряжённый характер, и личный комфорт выше потребностей молодой семьи, что обуславливает большое количество разводов на данном этапе отношений. Этот этап характеризуется также большим влиянием близкого круга окружения на эмоциональный фон и принятие супругами друг друга по истечении периода влюбленности.

Рождение и воспитание детей приносит в семью новые актуальные темы для конфликтного взаимодействия, при этом острые точки первого этапа значительно идут на убыль, рождая меньше эмоций и противоречий.

В сферу взаимоотношений супругов, построенную на совместном досуге и развлечениях взрослых людей, приходит хозяйственно – бытовая нагрузка по уходу и воспитанию несовершеннолетних членов семьи. Появляется важная задача сохранения эмоционально-духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья.

Именно на этом этапе особо часто наблюдаются различные появления эмоционального остывания, супружеские измены, сексуальные дисгармонии и разводы по причине “разочарования в характере” и любви к другому человеку. Основные нарушения здесь связаны с нарушением иерархии и структуры семейной системы.

Ярким примером такого нарушения является большое количество детоцентрированных семей, в которых дети занимают место родителей и диктуют семье правила поведения и развития.

Пик конфликтности между супругами относительно методов и подходов к воспитанию детей имеет максимальную высоту в двух этапах жизненного цикла семьи.

На этапе выхода детей во внешний мир (детский сад, школу) супруги получают первую обратную связь от социума о «качестве» применяемых им методов воспитания и адаптации ребенка к социуму.

Успешность или неспешность ребёнка в школе, его оценки, ожидания обоих или одного из родителей зачастую становятся дополнительными причинами конфликтности между супругами.

Вторым кризисным пиком является этап преодоления семьи подросткового возраста ребенка. Причины супружеских конфликтов все чаще основываются на противоречивости взглядов родителей о воспитании детей. Супруги, погруженные в вопросы обучения молодого поколения и обеспечения семьи, чаще испытывают эмоциональное истощение в отношении друг друга.

Этот этап является драматичны, потому что здесь требования гомеостаза семейной системы сталкиваются с кризисом идентичности подростка. А также, потому что часто тот кризис подросткового возраста ребенка совпадает с кризисом среднего возраста родителей.

Степень неудовлетворенности браком и напряжения между супругами на данном этапе максимально высокая.

По мере взросления детей и их ухода в самостоятельную жизнь у супругов формируются новые факторы возможных конфликтов, которые напрямую связанны с поиском новых смыслов жизни в целом и с супругом в частности. Протекание конфликтов на данном этапе часто носит скрытый характер, нет яркой эмоциональной окраски и остроты переживания.

Супруги могут жить длительное время как соседи и друзья, каждый в своем внутреннем пространстве, переживая потерю близости и интимности в отношениях.

Идет процесс осмысления пройденного жизненного путь, наиболее частым явлением считается супружеский конфликт на фоне «неудовлетворенности» личностных потребностей, юношеских устремлений, поиск причин и людей, виноватых в собственном «неуспехе».

Старение супругов. Как правило, на данном этапе в семье не возникают конфликты. Если же тенденция супружеской конфликтности сохраняется, то чаще всего по причине уже сложившихся негативных отношений на протяжении всей семейной жизни. В таком случае причиной конфликтов между супругами могут стать обиды прошлого, бытовые причины, финансовые аспекты.

Конфликтным и кризисным может быть любой год и период совместной жизни, потому как к нормативным кризисам семьи, которые были описаны выше могут добавляться ситуационные кризисы и конфликты, связанные с жизненными обстоятельствами и трудностями. Тут важно понимать, что застревая в конфликте, семья останавливается в своем развитии.

Функциональная семья – это семья, которая справляется со своими внешними и внутренними задачами на разных этапах жизненного цикла семьи.

При этом важно понимать, что каждая семья может оказаться дисфункциональной в любой момент, то есть не справляющейся со предъявляемыми задачами.

Это ситуация когда семья хочет, но не может решить текушие задачи и напряжение в супружеской системе начинает расти.

Задача супругов на любом этапе не игнорировать кризисы и проблемы в отношениях, не стараться решить их в одностороннем порядке, самостоятельно с помощью манипулирования, разрыва эмоциональной близости, обесценивания другого супруга или угроз, а активно общаться друг с другом, обсуждать, договариваться, искать новые смыслы и интересы в отношениях, изучать, и понимать основы семейных взаимоотношений, повышая свою компетентность и грамотность.

Обращение за помощью к квалифицированным специалистам, специализирующимся на семейных отношениях может быть эффективной формой профилактики и разрешения конфликтов на любом этапе жизненного цикла семьи.

Для разрешения конфликта первостепенное значение имеет установление истинных причин конфликта. Это необходимое условие не только для того, чтобы направить супружеский конфликт в конструктивное русло, но и найти способы избежать его, предупредить его возникновение.

Также проблему супружеского конфликта необходимо решать в поле научно – исследовательского пространства и в области прикладной семейной психотерапии, объединяя и консолидируя исследовательских опыт семейных психотерапевтов, академических ученых, государственных социальных служб и самих семей. Необходимо проведение современных лонгитюдных исследований, учитывающих специфику современного супружеского взаимодействия и многообразие возможных форм брака.

Сейчас эта тема является особо актуальной.

Институт семьи претерпевает трансформацию, увеличивается вариативности возможных форм взаимодействия, расширения рамок гендерного взаимодействия, произошла смена смысловой нагрузки семейных отношений.

Все эти факторы требуют переосмысления подходов к профилактике и урегулированию супружеских конфликтов, снижения напряжённости в семье и повышения грамотности в паре.

Гармоничная семья и надежный семейный корабль – это осознанный выбор каждого!

Библиографическая ссылка

Бартуль Е.С. ФОРМИРОВАНИЕ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19637 (дата обращения: 14.02.2020).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19637

2.2 Жизненный цикл развития семьи

2. Жизненный цикл семьи. «Нормативные кризисы».:  Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной
Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

Жизнь ceмeйнoй cиcтeмы пoдчиняeтcя двyм зaкoнaм: Зaкoнy гoмeocтaзa и Зaкoнy paзвития. Зaкoн гoмeocтaзa глacит: “Bcякaя cиcтeмa cтpeмитcя к пocтoянcтвy, к cтaбильнocти”. Oднoвpeмeннo дeйcтвyeт Зaкoн paзвития: вcякaя ceмeйнaя cиcтeмa cтpeмитьcя пpoйти пoлный жизнeнный цикл…

Выявление основных мотивов вступления в брак у молодежи

f1.2 Молодая семья как один из этапов развития семьи

Переломным моментом в развитии науки о семье было возникновение представления о ней как о системе и введение в семейную психологию терминов “семейная система”, “семейные подсистемы” и т.п. Такой подход к семье означает…

Гендерные и социокультурные особенности имплицитных теорий семьи у взрослых

2.2 Жизненный цикл российской и американской семьи

Сначала рассмотрим вариант типичного жизненного цикла американской семьи, как он был описан в классических работах по семейной психологии (из Будинайте, Варга, 2005): 1. Первая стадия — жизнь одинокого молодого человека…

Гендерные особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи

fГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ

Джордж Келли: когнитивная теория

2.3 Цикл О-В-И

Келли представил различные модели для иллюстрации действий человека перед лицом новой или неопределенной ситуации. Ключевым моментом является цикл ориентировка – выбор – исполнение (О-В-И)…

Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания

2.2 Динамика (жизненный цикл) семьи. Семья подростка

«Семья, как и ее социальный контекст, постоянно находится в процессе изменения. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Понятие «жизненного цикла семьи», исследовалось многими авторами…

Кризисы в жизненном цикле семьи и особенности ненормативных стрессов, связанных с болезнью ребенка

1.1 Жизненный цикл семьи

Определение понятий «стресса» и «семейного кризиса» в социологии и психологии Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества…

Личностные типы медицинских сестёр с разными семейно-брачными условиями

1.2.3 Стадии развития семьи

Семья — это единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жизненном пространстве и в течение такого короткого времени. По определению В. В. Столина, семья — это «открытая система…

Межличностные конфликты, связанные с кризисными периодами семейной жизни и личностными характеристиками каждого из супругов

3.1 Периоды развития семьи и источники конфликтов

Однако семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации и членам семьи приходится реагировать на все изменения. И на их поведение в различных ситуациях оказывают влияние темперамент…

1.2 Типы молодой семьи и стадии её развития

В отечественной и зарубежной научной литературе предлагаются различные типологии и классификации семьи – семьи различаются по следующим основаниям: по количеству детей, по составу, структуре, по типу главенства в семье…

Жизненный цикл развития личности

В теории Э. Эриксона развитие личности рассматривается как прерывная последовательность качественно отличающихся друг от друга стадий…

Роль системы семейных отношений в социализации подростков детского дома

f1.2.2 Типы семейной организации и жизненный цикл семьи

Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно и полигамию. Моногамная семья – это семья, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличие от полигамии…

Семейные конфликты и их характеристика

1.2 Структура, динамика и жизненный цикл семьи

Анализ структуры семьи даёт возможность ответить на вопрос, каким образом реализуются функции семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. Там же, С…

Социальная ситуация развития ребенка

4.1 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в условиях семьи

Подросток по-прежнему продолжает жить вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как привыкают к ним в детстве. Теперь наступает пора взаимных оценок…

Сущность, структура и функции семьи

f2. Типы семейной организации и жизненный цикл семьи

Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моногамию и полигамию. Моногамная семья – такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличие от полигамии…

Источник: https://psy.bobrodobro.ru/26762

Жизненный цикл семьи и семейные кризисы

2. Жизненный цикл семьи. «Нормативные кризисы».:  Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной

Жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья.

Жизненный цикл семьи включает шесть стадий: добрачный период, за­ключение брака и образование новой семейной пары, семья с маленькими детьми, семья с детьми подросткового возраста, период приобретения детьми взрослого статуса и их отделения («птенцы покидают родное гнездо»), период жизни после отделения детей.

Даже простое перечисление стадий жизненного цикла семьи убедительно свидетельствует о том, что важней­шей стержневой функцией современной семьи признается функция родительства и воспитания детей. Стаж супружества не определяет стадию жиз­ненного цикла семьи. Переход семьи на качественно новую стадию своего развития определяется решением задач рождения и воспитания детей.

Стадия 1. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного сою­за), или «время монады». Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.

 Задачи: 1) эмоциональная дифференциация Я от семьи родителей, автономизация личности, приобретение независимости; 2) развитие интимности межличностных отношений, способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с про­тивоположным полом, поиск брачного партнера и пр.

Стадия 2. Заключение брака, образование новой семейной пары, или «время диады». Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.

Задачи: 1) выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада; 2) распределение ролей, принятие ответственности супругов за их вы­полнение;   3) определение финансово-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (пробле­мы проживания); 4) брачно-семейная адаптация супругов как приспособление к жизни в семье и пр.

Стадия 3. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста). Цель: начало реализации функции воспитания детей, расширение се­мейной системы с включением в нее новых членов. Задачи: изменение структурно-функционального строения семьи с формиро­ванием супружеской и родительско-детской подсистем; формирование родительской позиции матери и отца и пр.

Стадия 4. Семья с детьми подросткового возраста.

Основная психологическая характеристика семьи на данной стадии жиз­ненного цикла — совпадение или значительное пересечение кризисных возра­стных стадий каждого поколения семейной системы (родители родителей становятся пенсионерами,  родители вступают в кризис середины жизни, требующий переосмысления жизненного пути и подведения итогов, подростки — заявляют права на признание их нового статуса — статуса взрослого, что с необходимостью приводит к перестройке системы родительско-детских отношений. Именно на этой ста­дии констатируются максимальная тревожность членов семьи, переживание чувства утраты безопасности, незащищенность.

Стадия 5. Период отделения детей, приобретающих взрослый статус (семья со взрослыми детьми). На этой стадии жизненного цикла семьи существует значительное разно­образие форм отношений родителей со взрослыми детьми. Дети могут про­живать вместе с родителями, не имея собственной семьи.

Взрос­лые дети могут проживать отдельно от родителей – если уезжают на учебу в другой город или снимают жилье, стремясь к долгожданной самостоятельно­сти и автономии и утверждая свой взрослый статус. Они могут состоять в бра­ке или оставаться холостыми, незамужними.

Отличительной особенностью данной стадии жизненного цикла семьи являются прекращение выполнения супругами функции воспитания детей и сохранение ими профессиональной и социальной активности.

Стадия 6. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости). Специфику последней, шестой стадии жизненного цикла семьи опреде­ляет вхождение супругов (либо одного из них, если разница в возрасте до­статочно велика) в завершающий период онтогенетического развития — пе­риод старения и старости.

Возрастные задачи развития в этот период опосредуют задачи развития семейной системы в целом. Выход на пенсию приводит к коренной перестройке всех жизненных устремлений личности. Еще одна проблема, специфическая для данной стадии, – это вдовство и формирование новой модели жизнедеятельности после утраты супруга.

Переход со стадии на стадию жизненного цикла семьи представляет со­бой нормативные кризисы в развитии семейной системы, т.е. кризисы, пе­реживаемые каждой семьей, содержание которых — в разрешении противо­речий между новыми задачами, встающими перед семьей, и характером взаимодействия и общения между членами семьи. С.

Кратохвил выделяет «стандартное» время наступления таких кризи­сов в зависимости от стажа брака: в интервалах 3-7 и 17-25 лет стажа. Кризис 3-7 лет продолжается около года. Он проявляется в утрате роман­тических настроений, снижении (утрате) взаимопонимания, росте кон­фликтов, эмоциональной напряженности, чувстве неудовлетворенности браком, супружеских изменах.

Кризис 17-25 лет выражен не столь ярко, но более продолжителен (до нескольких лет). Его симптомы — нарастание эмоциональной неустойчивости, возникновение чувства одиночества, свя­занного с уходом взрослых детей из семьи, переживание старения.

Наиболее яркие проявления кризисов в жизненном цикле семьи связаны с началом осу­ществления супругами функции родительства и воспитания детей и с ее пре­кращением.

Наряду с нормативными кризисами можно говорить и о ненорматив­ных кризисах семьи, вызванных такими событиями, как развод, супружес­кая измена, изменение состава семьи, не связанное с рождением ребенка, усыновление приемных детей, невозможность совместного проживания супругов в силу различных причин, подростковая беременность, финансовые трудности и т.д.

Источник: https://magref.ru/zhiznennyiy-tsikl-semi-i-semeynyie-krizisyi/

37. Нормативные семейные кризисы

2. Жизненный цикл семьи. «Нормативные кризисы».:  Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной

Нормативныекризисы – естественные кризисы, которыенеобходимы личности для дальнейшегороста и развития в соответствии свозрастом личности (например: рождениедетей, создание семьи, начало трудовойдеятельности и т.д.)

Семейныекризисы – это закономерные этапысуществования любой семьи.

Первыйгод и первый семейный кризис.

Первыйкризис связан со вступлением в брак.Это важное событие в личной жизни каждогоиз супругов. Основным на данном этапеявляется то, как молодожены организуютначало своей семейной жизни.

Послесвадьбы молодожены начинают видетьдруг друга как бы с другой стороны.Проявляются особенности характера ипривычки каждого в повседневной жизни.

Первые сложности происходят на этапеустановления правил существованияновой семьи.

Если семья договорится инайдет компромисы по ее функционированию:устройство быта, организация свободногои личного времени каждого из партнеров,то возможно спокойное протекание такогокризиса.

Второйкризис связан с рождением ребенка.

Еслисупруги благополучно пришли к согласиюи в их семейной жизни появилась гармонияи внутренний комфорт для каждого, нолюбые изменения, которые возникают вих семейной жизни вызывают напряжение.

Такое напряжение может возникать втакие моменты, когда кто-то из родственниковрешил погостить у молодоженов или уодного из супругов меняется график ирежим работы. Это связанно с тем, что упары нет достаточного опыта совместнойжизни и умения гибко реагировать натакие ситуации.

Но благодаря именнотаким ситуациям отношения в пареразвиваются и супруги узнают друг другас разных сторон.

Искорее всего именно в этот момент параможет узнать, что скоро их станет трое.Реакции на такое событие могут бытьсовершенно разные. Одни радуются вместеи планируют обустройство своего жилищас учетом появления малыша. Их отношениястановятся более трепетные друг к другу,они как голубки воркуют вокруг маминогоживотика.

Четырнадцатьлет. Кризис сорокалетних.

Еслидаже случилось так, что супруги долгиегоды жили душа в душу, то ближе к 40 годаму них наступает самый главный кризис.У женщин это связанно с приближениемклимакса, что сопровождается повышеннойраздражительностью.

Так же могутвозникнуть проблемы и в сексуальнойжизни, как следствие эмоциональногозастоя. Часто именно в этот периодмужчина в возрасте от 40 и до 50 летвступает в новый брак. Многие из них женятся на женщинах моложе на 15-20 лет,другие меняют одну партнершу за другой.

Есть мнение, что “бунт сорокалетних”- мужской вариант климакса, реакция нагормональную перестройку, но большинствоученых считают, что во всем виноватбанальный страх.

Мужчина начинаетосознавать, что жизнь проходит, и ужене случится ничего нового и необычного,впереди старость. Такие размышленияприводят к скрытым неврозам.

Уходдетей из родительской семьи.

Оченьмного усилий пара приложила для сохранениясемьи, но дети выросли. И здесь наступаетследующий кризис. Как отпустить своечадо в свобдное плаванье? Как он будетсам со всем справляться? И в паре сновавозникает конфликт.

Один супруг считает,что уже пора их ребенку и самостоятельножизнь устраивать,а другой думает,пустьеще с нами поживет. И чем раньше ониприйдут к решению, что ребенок, которому20-25 лет может жить самостоятельно,темлучше будет для всех.

В чем же здесьзаключается помощь психолога? А в том,чтобы каждый из супругов понял, что онипара. Что здесь нет времени для одиночества.Именно в этот период у многих возникаютновые профессиональные идеи. Появляетсябольше времени как для себя так и дляпартнера.

Если пара проживает этот периоддостойно,то в их отношениях может сновапоявиться романтика. Это как второерождение. И впереди их ждет награда, вбудущем они станут бабушкой и дедушкойи снова смогут делиться своей любовьюс малышами.

Пенсионныйвозраст и старость.

Ивот,когда основная часть жизнипрожита.Наступает период относительнойгармонии. Сложность возникает лишь стем, когда пара уходит на пенсию. Имприходится проводить 24 часа вместе.

Именно здесь возникаю проблемыпсихоэмоционального характера.Возможно,для того,что бы не былоэмоционального застоя, один из супруговможет заболеть. И это потребует отдругого большей заботы и внимания.

Ипара начнет жить решением этих проблем.

Носамое сложное возникает тогда, когдаодин из супругов умирает. Другомустановится очеь сложно находится одномуи как правило он может прожить годполтора.

Но если рядом будут находитьсязаботливые дети и внуки,то и одинокаястарость будет не страшна. Это оченьважный момент в жизни для всей семьи.

Ведь то как заботятся о стариках младшие,становится образцом того, как будутобращаться с ними,когда они в свою очередсостарятся, так и продалжается семейныйцикл.

Источник: https://studfile.net/preview/5707628/page:20/

Динамика развития семьи .жизненный цикл семьи

2. Жизненный цикл семьи. «Нормативные кризисы».:  Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной

Динамика семьи – это изменение ее структуры и функций в зависи­мостиот этапов жизнедеятельности. Семья не статичное образование, с тече­ниемвремени она развивается. Развитие семьи отражается в фазах ее жиз­ненного цикла(ЖЦС). Обычно исследование ЖЦС начинается с изучения формирования семьи впериод ухаживания и брака.

После этого в большин­стве случаев она сначаларасширяется за счет растущих в ней детей, а затем сокращается, когда детипокидают дом, чтобы вступить в самостоятельную жизнь. В 1948 г. на национальной общеамериканской конференции по се­мейной жизни Э.Дюваль и Р. Хилом был сделан доклад о динамике семейно­го взаимодействия, гдебыл использован термин «цикл развития семьи».

По­нятие «жизненный циклсемьи» введено в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-хгодов XX в. Словарь Ожегова дает два значения слова «цикл»: законченный ряд чего-либо(например, цикл песен) и совокупность явлений, составляющая кругооборот втечение какого-то промежутка времени. Оба толкования, предложенные Ожеговым,очень точно определяют присущие семье измене­ния.

С одной стороны, можноговорить о законченном ряде явлений – от­дельная семья начинается с моментазаключения брака и заканчивается в мо­мент распада семьи или смерти супругов.

Сдругой стороны, рожденные и выращенные в этой семье дети через определенноевремя создают свои се­мьи, повторяя, таким образом, цепь характерных для семьисобытий и позво­ляя говорить о кругообороте за определенный период времени.

В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется впервую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейшихсобытий, а «расстояние» от одного события до другого называ­ется «стадией жизненного цикла». В своем развитии семья проходит ряд циклов: (Картер и Мак Голдрих).
1.

Монада – человек живет сам по себе, научается сам о себе заботиться. Ребенок становится независимым от родителей. Человек отсоединяется от родителей и учится жить сам сам для себя. Потребность в самотрансценденции завершается вступлением в брак. 2. Диада – стадия заключения брака, молодые люди сами удовлетворяют свои потребности.

Основная задача – формирование устойчивых супружеских взаимоотношений, распределение власти, ролей. Молодые должны научиться конфликтовать, устанавливать правила, творить свою новую семейную систему. Также важной задачей является сохранение идентичности на фоне супружеских отношений. 3. Триада. Появление ребенка в семье.

Установление новых форм взаимоотношений, формирование родительской подсистемы, адаптация к новым ролям, образу жизни. 4. Пубертат первого ребенка. Если родители передадут ребенку часть ответственности, будут относиться к нему как ко взрослому, то у него наступит стадия монады. Ребенок включается как член семьи во все семейные дела. Родители – супруги, со своей собственной частой жизнью. 5.

Стадия ухода детей из семьи, опять остается диада. Новое перераспределение ролей.

6. Развод или смерть одного из супругов. Существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. Также, как и в вопросах периодизации индивидуального разви­тия, это зависит оттого, что служит критерием для деления. Е. Дюваль в 1950 г.

первым опубликовал работу по проблемам разви­тия семьи иподразделил ЖЦС на восемь стадий: Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притя­жение друг к другу. 1. Супружеские пары без детей.

Задачи стадии:сформировать брач­ные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулироватьвопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в кругродст­венников. 2.Появление в семье детей (возраст ребенка – до 2,5 лет).

Задачистадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота о правильном разви­тиимладенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родите­лей, так идетей. 3.Семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка – от 2,5 до6 лет).

Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонно­стям детей сучетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанныхс усталостью и отсутствием личного пространства. А.Семьи с детьми—младшими школьниками (возраст старших – от 6 до 13лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного воз­раста;побуждение детей к достижению успехов учебе.

5.Семьи с подростками (старший ребенок — от 13 до 20 лет). Задачистадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственно­стью;создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскимиобязанностями, и решение проблем карьеры. 6.Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до мо­мента,когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация ос­вобождениямолодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основысемьи. 7.Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода напен­сию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержаниеродственных связей со старшим и младшим поколением. 8.Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоихсуп­ругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблемтяже­лой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация кстарости. В социологической литературе в большинстве случаев цикл семей­ной жизнирассматривают как организованный вокруг развития ребенка или попоследовательности стадий родительства. С точки зрения этого подхода, вразвитии семьи различными учеными выделяются примерно одни и те же этапы.

Кризисные периоды в браке.

Кризисы. Стрессоры – факторы которые вызывают стресс. Под их влиянием члены семьи конфликтуют, находятся в депрессивном состоянии, оказываются перед необходимостью перестраивать семейные отношения. Стрессоры – это разного рода влияния на семейную систему.

Мак Голдрик выделяет горизонтальные и вертикальные семейные стрессоры. К горизонтальным относятся: внутренние (нормативные кризисы) и внешние (ненормативные кризисы). Внутренние .

Ситуация при которой повышается конфликтность внутри семьи, семья вынуждена решать задачи перестройки семейной системы. Нормативные т.к.

характерны для любой семьи, в каждой семье наблюдаются одни и те же нормативные кризисы, они связаны с процессом развития семейной системы и с процессом перехода семейной системы от одной стадии развития на другую.

Виды нормативных кризисов развития брака.

1.)Кризис медового месяца. Наступает в первые 1-2 месяцы семейной жизни. Первые ссоры, конфликты. Основная психологическая составляющая – разочарование (чаще у женщины), что связано с факторами: объективные изменения связанные с двумя психологическими феноменами: 1. Феномен срывания масок. Связан с тем, что добрачные роли супругами отыграны, которые были связаны с ритуалом ухаживания и с тем что добрачной общение носило досуговый характер. После заключения брака меняются задачи (до брака нужно было очаровывать).

2.)Эффект нижнего белья. Связан с тем, что супруги перестают следить за своей внешностью, начинают проявляться неприличные характеристики, исчезают шарм и очарование, начинаются бытовые проблемы. Часто у мужчины и женщины разные установки, задачи и ожидания от брака. Для женщины брак это фигура, то к чему ее готовили с детства. Для мужчины брак – это фон.

Семья важна для него, но это та база, от которой он отталкивается в карьерном росте, самоактуализации. Женщина реализуется в семье, а мужчина вне семьи и после брака он быстро переключается на внесемейное поведение, при этом жена чувствует себя обманутой. После свадьбы она обнаруживает, что у него есть работа, хобби, друзья.

Для мужчины любовь – это действия, результаты, а для женщины – это отношения.

3.) Кризис связанный с появлением первого ребенка. Первые 3-5 лет совместной жизни. Кризис, как правило, связан с недовольством жены своим мужем (мало помогает по хозяйству, не любит ребенка так, как любит его она), у жены часто может возникать послеродовой психоз. Часто мужья выражают недовольство тем, что жена запускает хозяйство, больше внимания уделяет младенцу, не обеспечивает комфорт. Муж на время становится единственным кормильцем семьи, не может восстановить силы после работы. Ребенок скидывает мужа с пьедестала. Раньше он для жены был фигурой, а теперь стал фоном. Жена меньше уделяет ему внимания мужа перестает тянуть домой . Он не испытывает особого удовольствия от помощи, что приводит к конфликтам. Муж начинает ревновать жену к ребенку. Мужчина труднее переносит сексуальное воздержание, чем женщина. Муж и жена не оказывают друг другу необходимой, прежней поддержки. Через 1,5-2 месяца жена чувствует себя компетентной, состоявшейся, она чувствует отдачу от ребенка. Происходит эмоциональная измена жены с ребенком. Женщина чувствует себя все более и более нужной и постепенно приходит в норму. Муж уделяет больше времени карьерному росту, маме, свекрови, друзьям, хобби, другим женщинам.

4.) Кризис опустевшего гнезда.

Стаж семейной жизни больше 18 лет. Основные аспекты: Аспект межличностного характера, (между мужем и женой). Супруги вынуждены восстанавливать либо заново выстраивать супружеские отношения. В процессе этого могут актуализироваться неразрешенные конфликты прошлого. Начинается выяснение отношений. Конфликт может появиться в результате того, что муж и жена изменились. Конфликты связаны с адаптацией к новым ролям.

а) Внутриличностный (кризис середины жизни, среднего возраста). Связан с подведением промежуточных итогов. Сравниваются цели, задачи, поставленные в юношеском возрасте с результатами.

в) Сексологический аспект кризиса. Начинается проявляться гетерохронность психосексуального развития мужа и жены. (разные временные рамки). После полового созревания сексуальность девушек переходит в латентное состояние. У мужчины пик сексуальности 18-25 лет, после 45 мужчине необходима дополнительная сексуальная стимуляция. Пик женской сексуальности 30-45 лет. Часто до 60 лет женщина легко сексуально возбудима. Женщине не нужны изменения, такие как мужчине, вследствие чего возникают конфликты (сексуальная неудовлетворенность). Если семья создавалась ради ребенка, то на этой стадии она распадается.
Внешние горизонтальные кризисы– непредсказуемые, непрогнозируемые. Внешнее влияние на семейную систему, которые также приводят к повышению уровня конфликтности в семье. Но данные кризисы не способствуют, а препятствуют развитию семейной системы отношений.
5) Сверхсильные стрессоры – это то, что семья не может контролировать (смерть близкого, супружеская измена, тяжкое хроническое заболевание одного из членов семьи, лишение свободы, резкое изменение материального или социального статуса и т.д.).
6) Хронические стрессоры: высокая напряженность профессиональной деятельности (бизнесмены, актеры, педагоги); постоянные материальные трудности, жилищная неустроенность; воспитание детей. Переживание стрессов зависит от ресурсов семьи, также социальной поддержке.

Вертикальные стрессоры. Влияние в виде образов, факторы связанные с историей семьи, рода. Семейные мифы, ожидания, традиции, модели взаимодействия, то, что связано с генетическим наследованием от родительской семьи.



Источник: https://infopedia.su/7xc89.html

Medic-studio
Добавить комментарий