20. Интеллект как предмет психогенетики. Современные

Психогенетика

20. Интеллект как предмет психогенетики. Современные

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образование

Тюменский государственный университет

Институт психологии, педагогики, социального управления

Кафедра клинической и юридической психологии

Психогенетика

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

для студентов заочной формы обучения

специальности 030301.65 «Психология»

Тюменский государственный университет

2009

Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности 030301.65 «Психология». Тюмень, 20с.

Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля, рекомендуемую литературу.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психогенетика [электронный вариант] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой клинической и юридической психологии Тюменского государственного университета.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой клинической и юридической психологии, доктор психологических наук, доцент.

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009.

© , 2009

1. Пояснительная записка

Цель дисциплины – сформировать у студентов-психологов представления о роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам.

Место дисциплины в учебном процессе. Психогенетика относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. ОПД. Ф.14

Для успешного освоения курса студентам необходимы знания по генетике (минимум – в объеме школьной программы), общей и дифференциальной психологии, физиологии ВНД и психофизиологии, математическим методам в психологии.

Требования ГОС: студент должен освоить основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных; знать методы психогенетики и их разрешающую способность; результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; место психогенетики в системе психологических знаний.

Количество учебных часов по дисциплине. Дисциплина читается в 5 семестре студентам заочной формы обучения, обучающимся по специальности «Психология». В соответствии с учебным планом на дисциплину отводится 60 часов, из них:

Виды учебных работКоличество часов
1.Лекции4
2.Семинарские занятия4
3.Самостоятельная работа52
Всего60

2. Тематический план изучения дисциплины

Для студентов ОЗО

ТемыЛекцииСеминарские занятияСамостоятельная работа
1.  Введение.0,250,252
2.  Современные представления генетики о механизмах наследственности.0,50,58
3.  Методы психогенетики.0,50,58
4.  Психогенетические исследования интеллекта.0,50,58
5.  Психогенетические исследования двигательной сферы.0,50,56
6.  Психогенетические исследования темперамента.0,50,56
7.  Психогенетические исследования функциональной межполушарной асимметрии.0,250,252
8.  Генетическая психофизиология.0,50,56
9.  Психогенетика аномального и девиантного поведения. Дизонтогенез.0,50,56
Итого часов:4452

Форма контроля – зачет.

3. тем лекционных занятий

Тема 1. Введение

Предмет психогенетики. Определение понятий биологическое и социальное, врожденное и приобретенное, наследственное и средовое. Психогенетика и проблема происхождение индивидуальности. История развития психогенетики. Гальтона и других исследователей. Оформление методов психогенетики. Евгеника, медицинская генетика.

Тема 2. Современные представления генетики о механизмах наследственности

Гены и хромосомы. Генотип и среда, норма и диапазон реакции. Фенотип как результат взаимодействия генотипа со средой. Ген и признак.

Моногенные, полигенные признаки, количественные и качественные признаки. Плейотропное действие гена. Законы Менделя, их ограничения. Отклонения от законов Менделя. Количественная генетика.

Популяционная изменчивость. Человек как объект генетических исследований.

Тема 3. Методы психогенетики

Популяционный метод. Определение популяции, изолята, дема. Генетический полиморфизм. Генофонд популяции, факторы, влияющие на формирование генофонда. Количественные математические методы в популяционных исследованиях. Закон Харди-Вайнберга. Ограничения метода.

Генеалогический метод. Гальтона. Основная схема метода, принципы построения родословных. Ограничения метода, как основное – невозможность развести генетические и средовые влияния.

Метод близнецов. История развития метода, его разновидности. Моно – и дизиготные близнецы. Ограничения метода. «Близнецовая ситуация» («эффект близнецовости») и ее влияние на развитие детей.

Метод приемных детей. Основная схема метода. Его достоинства и недостатки. Разновидности метода.

Тема 4. Психогенетические исследования интеллекта.

Неопределенность самого понятия «интеллект» в психологии и связанные с этим проблемы генетических исследований. Данные, полученные в результате применения различных психогенетических методов – близнецового, приемных детей, популяционного.

Доказательства вывода о значительной обусловленности вариативности оценок IQ генетическими факторами. Психогенетические исследования вербального и невербального интеллекта, вывод о большей генетической обусловленности вербального интеллекта.

Тема 5. Психогенетические исследования двигательной сферы.

Отсутствие систематических исследований. Разнообразие двигательных функций и сложность их мозговой организации. Тренируемость двигательных функций. Классификация работ на группы: исследование сложных поведенческих навыков (почерка, мимики, пантомимики, ходьбы и пр.

); исследование стандартизированных двигательных проб (спортивных и психометрических); физиологического обеспечения движений. Вывод о большей генетической обусловленности простых движений.

Чем позже в онтогенезе образуется движение, чем сложнее его мозговая организация, тем больше влияние средового компонента.

Тема 6. Психогенетические исследования темперамента.

Разнообразие представлений о темпераменте. Неоднородность состава темперамента в разные возрастные периоды. Соотношение темперамента и характера.

Исследования темперамента у детей младшего возраста с применением метода приемных детей и метода близнецов. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма у взрослых. Психогенетические исследования темперамента в рамках представлений , и .

Генетические исследования признаков темперамента на животных (генетика поведения животных).

Тема.7. Психогенетические исследования функциональной межполушарной асимметрии.

Развитие представлений о функциональной межполушарной асимметрии (ФМА). Формы проявления ФМА. Неоднородность групп левшей и правшей. Социально-культурная теория происхождения право – и леворукости. Патологическая теория. Генетические теории. Совокупность влияний культурных, патологических и генетических факторов на формирование ФМА.

Тема 8. Генетическая психофизиология.

Значение генетических исследований морфофункционального субстрата психических функций. Развитие мозга в онтогенезе, избыточность закладывающихся нейронов и синапсов. Биохимия мозга.

Нейроэндокринная регуляция функций. Исследования ЭЭГ как основное направление. Исследования ЭЭГ покоя. Исследования вызванных потенциалов, сенсорных и связанных с движением.

Исследование вегетативных показателей.

Тема 9. Психогенетика аномального и девиантного поведения. Дизонтогенез.

Психогенетические исследования олигофрении, аутизма, шизофрении, маниакально-депрессивных психозов, пресенильных и сенильных психозов. Психогенетические исследования алкоголизма, наркоманий. Психогенетические исследования агрессивности, преступности. Психогенетические исследования дислексий, дисграфий, ММД, школьных трудностей.

4. Планы семинарских занятий

Тема 1. Введение.

Вопросы для подготовки:

· Предмет психогенетики.

· Определение понятий биологическое и социальное, врожденное и приобретенное, наследственное и средовое.

· Психогенетика и проблема происхождение индивидуальности.

· История развития психогенетики.

· Гальтона и других исследователей.

· Евгеника, медицинская генетика.

Тема 2. Современные представления генетики о механизмах наследственности.

Вопросы для подготовки:

· Основные понятия генетики. Наследственность и изменчивость

· Хромосомная теория наследственности

· Хромосомы человека

· Ген. Аллель

· Генотип и фенотип. Соотношение генов и признаков

· Формы изменчивости

· Норма реакции

· Законы Менделя

· Наследование, сцепленное с полом

· Цитоплазматическая наследственность

· Наследование полигенных и количественных признаков

· Мутации

· Редкие формы неменделевского наследования

Тема 3. Методы психогенетики.

Вопросы для подготовки:

· Генеалогический метод

· Близнецовый метод

· Метод приемных детей

· Популяционный метод

· Закон Харди-Вайнберга

· Коэффициент наследуемости

· Генотип-средвые взаимодействия

Тема 4. Психогенетические исследования интеллекта.

Вопросы для подготовки:

· Интеллект как объект генетических исследований

· Оценки наследуемости IQ по данным применения различных методов

· Популяционные исследования интеллекта

· Изменения наследуемости интеллекта с возрастом

· Влияние среды на IQ

· Эффект Флинна

· Эмергенез и импрессинг

· Психогенетика одаренности (гениальности)

· Исследования различных форм памяти

· Исследования когнитивных стратегий

· Исследования когнитивных функций на животных

Тема 5. Психогенетические исследования двигательной сферы.

Вопросы для подготовки:

· Генетические исследования спортивных достижений

· Исследования сложных поведенческих навыков

· Исследования мимики и пантомимики

· Исследования стандартизированных двигательных тестов

· Исследования физиологического обеспечения движений

Тема 6. Психогенетические исследования темперамента.

Вопросы для подготовки:

· Темперамент как объект психогенетических исследований

· Неоднородность состава темперамента в разные возрастные периоды.

· Исследования темперамента у детей младшего возраста с применением метода приемных детей и метода близнецов.

· Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма у взрослых.

· Психогенетические исследования темперамента в рамках представлений , и .

· Генетические исследования признаков темперамента на животных (генетика поведения животных).

Тема 7. Психогенетические исследования функциональной межполушарной асимметрии.

Вопросы для подготовки:

· Развитие представлений о функциональной межполушарной асимметрии (ФМА).

· Формы проявления ФМА. Неоднородность групп левшей и правшей.

· Социально-культурная теория происхождения право – и леворукости.

· Патологическая теория.

· Генетические теории.

Тема 8. Генетическая психофизиология.

Вопросы для подготовки:

· Исследования спонтанной ЭЭГ

· Характер наследования ЭЭГ

· Взаимосвязь параметров ЭЭГ с психологическими свойствами

· Исследования вызванных потенциалов

· Взаимосвязь параметров вызванных потенциалов с психологическими свойствами

· Исследования ЭДА

· Генотип-средовые отношения в изменчивости параметров вегетативных реакциий

Тема 9. Психогенетика аномального и девиантного поведения. Дизонтогенез.

Вопросы для подготовки:

· Психогенетические исследования олигофрении

· Психогенетические исследования аутизма

· Психогенетические исследования шизофрении

· Психогенетические исследования маниакально-депрессивных психозов

· Психогенетические исследования пресенильных и сенильных психозов

· Психогенетические исследования алкоголизма

· Психогенетические исследования наркоманий

· Психогенетические исследования агрессивности

· Психогенетические исследования преступности

· Психогенетические исследования неспособности к обучению

5. самостоятельная работа студентов.

Темы рефератов

Студент выбирает вариант реферата по номеру зачетной книжки – последняя цифра номера соответствует номеру варианта (например, если последняя цифра в номере зачетной книжки 1, то выбирает вариант 1, если последняя цифра в номере зачетной книжки 0, то выбирает вариант 10). Реферат объемом не менее 15 страниц печатного текста, для его подготовки необходимо использовать не менее 10 источников, в том числе – журнальные статьи, опубликованные в последние 5 лет.

1. Закон Харди-Вайнберга

2. Молекулярные основы наследственности

3. Генная инженерия

4. Генетические основы эволюции

5. Этология человека

6. Человек как объект генетики

7. Генетика пола

8. Евгеника, ее место в генетике человека

9. Клонирование

10.Генетика гениальности

Темы контрольных заданий

· Психогенетические исследования олигофрении

· Психогенетические исследования аутизма

· Психогенетические исследования шизофрении

· Психогенетические исследования маниакально-депрессивных психозов

· Психогенетические исследования пресенильных и сенильных психозов

· Психогенетические исследования алкоголизма

· Психогенетические исследования наркоманий

· Психогенетические исследования агрессивности

· Психогенетические исследования преступности

· Психогенетические исследования неспособности к обучению

6. Контрольные вопросы к зачету

1. Предмет психогенетики. Психогенетика и проблема происхождения индивидуальности.

2. Определение понятий биологическое и социальное, врожденное и приобретенное, наследственное и средовое.

3. История развития психогенетики. Гальтона и других исследователей. Евгеника, медицинская генетика.

4. Основные понятия генетики. Наследственность и изменчивость. Формы изменчивости. Генотип и фенотип. Соотношение генов и признаков. Норма реакции

5. Хромосомная теория наследственности. Хромосомы человека

6. Ген. Аллель

7. Законы Менделя

8. Наследование, сцепленное с полом

9. Цитоплазматическая наследственность

10. Наследование полигенных и количественных признаков

11. Мутации

12. Редкие формы неменделевского наследования

13. Генеалогический метод

14. Близнецовый метод

15. Метод приемных детей

16. Популяционный метод

17. Закон Харди-Вайнберга

18. Коэффициент наследуемости

19. Генотип-средвые взаимодействия

20. Интеллект как объект генетических исследований. Оценки наследуемости IQ по данным применения различных методов. Влияние среды на IQ

21. Психогенетика одаренности (гениальности)

22. Исследования различных форм памяти

23. Исследования когнитивных стратегий

24. Исследования когнитивных функций на животных

25. Исследования сложных поведенческих навыков

26. Исследования стандартизированных двигательных тестов

27. Исследования физиологического обеспечения движений

28. Темперамент как объект психогенетических исследований

29. Исследования темперамента у детей младшего возраста с применением метода приемных детей и метода близнецов.

30. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма у взрослых.

31. Психогенетические исследования темперамента в рамках представлений , и .

32. Генетические исследования признаков темперамента на животных (генетика поведения животных).

33. Теории происхождения право – и леворукости. Роль генотипа в формировании ФМА

34. Исследования спонтанной ЭЭГ. Взаимосвязь параметров ЭЭГ с психологическими свойствами

35. Исследования вызванных потенциалов. Взаимосвязь параметров вызванных потенциалов с психологическими свойствами

36. Исследования ЭДА

37. Генотип-средовые отношения в изменчивости параметров вегетативных реакциий

38. Психогенетические исследования олигофрении

39. Психогенетические исследования аутизма

40. Психогенетические исследования шизофрении

41. Психогенетические исследования маниакально-депрессивных психозов

42. Психогенетические исследования пресенильных и сенильных психозов

43. Психогенетические исследования алкоголизма

44. Психогенетические исследования наркоманий

45. Психогенетические исследования агрессивности

46. Психогенетические исследования преступности

47. Психогенетические исследования неспособности к обучению

7. учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Александров, А. А.. Психогенетика: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии/ . – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2006.

Дополнительная литература

1. Александров, А. А.. Психогенетика: учеб. пособие для вузов по спец. психологии/ . – Санкт-Петербург: Питер, 2004, 20с.

2. Атраментова, Л. А.. Введение в психогенетику: учеб. пособие/ , ; гл. ред. . – 2-е изд., испр.. – Москва: Флинта: МПСИ, 20, [2] с.

3. Малых, С. Б.. Психогенетика: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. “Психология”/ Сергей Борисович Малых; . – Санкт-Петербург: Питер. Т.8 с.

4. Малых, С. Б.. Психогенетика: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. “Психология”/ Сергей Борисович Малых; . – Санкт-Петербург: Питер. Т.6 с.

5. Мастюкова, Е. М.. Основы генетики: клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии : учеб. пособие для студ. пед. вузов/ , . – Москва: Владос, 20с.

6. Медицинская генетика: учеб. для студ. мед. училищ и колледжей/ ред. . – 2-е изд.. – Москва: Академия, 20с.

7. Мутовин, Г. Р.. Основы клинической генетики: учеб. пособие для вузов по биол. и мед. спец./ . – 2-е изд.. – Москва: Высшая школа, 20с.

8. Плотникова, М. В.. Психогенетика: учеб. пособие/ ; Тюм. гос. ун-т. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 20с.

9. Психогенетика: хрестоматия : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии/ авт.-сост. , -Щербо. – 2-е изд., стер.. – Москва: Академия, 20с.

10. Равич-Щербо, И. В.. Психогенетика: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. и напр. “Психология”/ -Щербо, , . – Москва: Аспект-Пресс, 1999, 2000, 2002, 2003, 2004, 20с.

11. Топорнина, Н. А.. Генетика человека: Практикум для вузов/ , . – Москва: ВЛАДОС, 20с.

12. Хандогина, Е. К.. Основы медицинской генетики: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образов./ , , . – Москва: Форум, 20с.

13. Шевченко, В. А.. Генетика человека: учеб. для студентов вузов/ , , . – Москва: ВЛАДОС, 20с.

14. Щипков, В. П.. Общая и медицинская генетика: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ ; . – Москва: Академия, 20с.

15. Щипков, В. П.. Практикум по медицинской генетике: учеб. пособие/ , . – Москва: Академия, 20с.

Источник: https://pandia.ru/text/79/338/30957.php

Генетика и интеллект — лонгриды от ПостНауки

20. Интеллект как предмет психогенетики. Современные

ЖУРНАЛ Вопрос интеллекта — один из наиболее старых в психогенетике. Он восходит к исследованиям английского антрополога Фрэнсиса Гальтона во второй половине XIX века. Гальтон, двоюродный брат Дарвина, одним из первых начал изучать людей, которых остальные считали умными.

Как оценить интеллект

В начале 1900-х годов были созданы количественные оценки интеллекта. Английский психолог Чарльз Спирмен в 1904 году задался вопросом, что мы имеем в виду, когда говорим об интеллекте, если все понимают его по-разному. Спирмен назвал интеллектом общие когнитивные способности — фактор G.

Существуют сотни тестов на когнитивные способности. С их помощью проверяют разные типы памяти, владения языком, словарный запас, способности к ориентированию в пространстве. Когнитивные способности взаимосвязаны, поэтому, если у человека все в порядке с речью, то, вероятно, у него хорошая память и он неплохо ориентируется в пространстве.

Фактор G — это все общее, что есть в тестах. Результаты совершенно разных, вербальных и невербальных, тестов на интеллект показывают IQ — количественную оценку общих когнитивных способностей.

Фактор G важен, так как предсказывает социально важные вещи — результат образования и трудоустройство — лучше, чем другие показатели, и эти результаты обладают наследуемостью.

Главы | Эмоциональная ДНК

Нейроученые проявляют все больше интереса к вопросам интеллекта, это помогает понять, как работает и функционирует мозг.

Раньше нейропсихологи считали, что за разные действия отвечают конкретные участки мозга, активность которых можно проследить во время функциональной МРТ.

Но мозг развивался как глобальный инструмент для решения проблем, то есть он одновременно использует все доступные ему ресурсы.

Лучше всего фактор G показывают тесты на абстрактное мышление и решение проблем в незнакомых ситуациях. По-настоящему умных людей выделяет именно это, а не количество фактов, которые они запомнили. То есть фактор G, интеллект, — это, по сути, способность к обучению. Некоторым детям учеба дается легче. Не будем рассматривать влияние окружения, а попробуем проследить связь с генетикой.

Можно ли унаследовать интеллект

Наследуемость описывает, до какого предела наблюдаемые между нами различия связаны с генетикой. Кажется логичным предположить, что наследуемость со временем снижается из-за различий в окружающей среде, несчастных случаев, болезней.

И чем дольше живут люди, тем больше различия между ними должны быть связаны с влиянием окружающей среды. На самом деле ситуация диаметрально противоположна, и исследования показали, что наследуемость интеллекта со временем только растет.

Психогенетики знают, что индивидуальные различия в уровне интеллекта наследуются. Массив работ в этой области — сотни исследований близнецов, приемных детей и их семей — показывает 50% наследуемости. Существует линейный рост наследуемости интеллекта: в младенчестве — 20%, в детстве и подростковом возрасте — 40%, во взрослой жизни — 60%, а в поздней жизни — 80%.

В ДНК не запрограммированы результаты тестов на интеллект, гены только позволяют вам легче учиться. Вы можете изучать более сложные дисциплины и выбрать среду, которая им соответствует, в которой комфортно читать серьезные работы, вступать в дискуссии, общаться с теми, кому нравится обсуждать интеллектуальные вопросы.

Таким образом вы создаете условия жизни, которые коррелируют с генетическими задатками. Небольшие различия, которые в младенчестве достигают 20%, растут как снежный ком с течением жизни, когда человек выбирает окружающую среду, соответствующую его генетической предрасположенности.

Поэтому наследуемость интеллекта растет в течение жизни, и это нужно учитывать в образовании.

От чего зависят успехи в учебе

В Англии детей тестируют больше, чем где-либо в мире. Мы обнаружили, что на первом году обучения грамотность и счет — то, чему мы учим в школах, — наследуются примерно на 65%.

Различия между детьми, даже когда они приходят в школу, в основном связаны с генетическими факторами. Потом наследуемость интеллекта идет вверх.

И если в первые несколько лет учебы наследуемость школьных достижений выше, чем наследуемость интеллекта, то позднее, когда наследуемость интеллекта вырастает, они становятся почти вровень.

Достижения в учебе одинаково наследуются как в естественных и точных предметах, так и в гуманитарных. Многие генетические влияния пересекаются: за изучение и математики, и английского отвечают одни и те же гены. Их по большей части мы и называем интеллектом.

Как меняются индивидуальные различия

Обычно мы смотрим на индивидуальные различия: почему у людей такие разные интеллект и достижения в образовании. К вопросу о росте интеллекта существует немалый интерес. Постепенное повышение показателей IQ называется эффектом Флинна.

Новозеландский философ Джеймс Флинн в 1980-х опубликовал работу, в которой отмечал, что в последние несколько десятков лет наблюдается большой рост в уровне интеллекта. Судя по всему, сейчас он слегка замедлился, но никто не знает точно, в чем дело.

То ли мы делаем более сложные тесты, то ли это последствия методов стандартизации.

Нужно признать, что причины различий между нами и людьми, которые жили пятьдесят лет назад, не обязательно связаны с индивидуальными различиями. Хороший тому пример — эпидемия ожирения.

Люди не только становятся более умными, но и набирают вес, и особенно это заметно в развитых странах. Такие изменения должны быть связаны с окружающей средой: для генетики они слишком быстрые.

Но наследуемость веса тоже высока на протяжении десятилетий.

Психогенетика: как гены влияют на нашу жизнь

Мы опрашивали людей, выясняя, насколько, по их мнению, наследуется рост человека. Респонденты отвечали: «Крайне сильно, на 90%», подразумевая, что бо́льшая часть различий связана с генетикой. Потом мы задавали похожий вопрос о весе.

Люди считают, что он наследуется на 30–40%. На самом деле на 60–70%: бо́льшая часть наших различий в весе связана с наследуемыми различиями в ДНК.

Даже если на протяжении десятилетий мы набираем вес, наследуемость остается высокой, потому что причины индивидуальных различий не обязательно связаны с причинами средних различий. Есть высокая вероятность, что наш мозг по-прежнему живет в каменном веке и хочет копить жир.

Это хорошо, если вы не знаете, когда в следующий раз сможете поесть, но не в век фастфуда, где вас со всех сторон заваливают едой. В этом случае люди, у которых есть генетическая предрасположенность, наберут вес.

О наследуемости интересно думать с точки зрения окружающей среды. Можно избавиться ото всех различий в обществе, исключить привилегированные положения и запретить наследовать деньги родителей. Но нельзя избавиться от генетических различий. При прочих равных наследуемость растет, а значит, это индекс социальной мобильности.

Важно, что мы говорим о влиянии генов на поведение в рамках конкретной популяции в данный момент времени с определенным соотношением генетических факторов и факторов окружающей среды. Мы описываем то, что есть, а не то, что могло бы быть. Но предположим, что условия изменились.

Например, как изменится наследуемость в постапокалиптическом мире «Безумного Макса», где совершенно другая среда? В таких условиях наследуемость, вероятно, повысилась бы, поскольку генетические различия стали бы более важны. Вам постоянно приходилось бы решать вопросы жизни и смерти.

Вы не смогли бы жить на автопилоте, как мы это делаем в нашем сравнительно цивилизованном мире, где мы нечасто удивляемся тому, что происходит.

Сложно знать наверняка, что случится в будущем и какой будет окружающая среда. Но если уравнять условия, наследуемость вырастет. И это действительно интересный вопрос, касающийся равенства возможностей: он подразумевает, что наследуемость — это индекс равных окружающих обстоятельств.

Самая главная молекула: тест про ДНК и гены

Источник: https://postnauka.ru/longreads/86864

Интеллект как предмет психогенетики

20. Интеллект как предмет психогенетики. Современные

В разных теоретических подходах за показатели интеллекта принимаются разные характеристики. Условно эти подходы можно разделить на две большие группы: к первой относятся подходы, в которых выделяются корреляты когнитивной деятельности; ко второй — подходы, в которых определяются ее компоненты.

К числу первых относятся, например, подходы, в которых скоростные параметры выполнения простых заданий (время реакции) рассматриваются как косвенные показатели особенностей обработки информации и, следовательно, интеллекта.

Компоненты же интеллекта, выделяемые во втором случае, определяются по специфике выполнения некоторой деятельности, предположительно свидетельствующей о включенности в нее какой-либо составляющей интеллекта.

Выбор таких компонентов определяется целью исследования и теоретическими позициями самих исследователей и варьирует от дихотомических схем (например: вербальный — невербальный интеллект, флюидный — кристаллизованный) до многомерных моделей.

Именно компонентный подход чаще встречается в психогенетических исследованиях интеллекта. Реализуется он в рамках основных направлений изучения индивидуальных различий человека. Эти направления развиваются в дифференциальной психологии с 30-х гг. и до нашего времени связаны, во-первых, с теорией тестов и, во-вторых, с факторным анализом.

Что касается психогенетических представлений о тестовой оценке интеллекта, то они заключаются в следующем. Уровень интеллекта является функцией генотипа и среды, особенно среды, окружающей ребенка в раннем детстве.

Результатом воздействия как этого окружения (раннего опыта), так и генотипа является онтогенетическая стабильность показателей интеллекта, понимаемая не как отсутствие развития, а как сохранение относительного уровня интеллекта индивида, т. е. его рангового места в группе.

В тех случаях, когда говорят о наследуемости интеллекта, подразумевают отношение генотипической дисперсии показателей интеллекта к общей их дисперсии (наблюдаемой в эксперименте, фенотипической).

Важно отметить, что наследуемость является популяционной характеристикой, а не свойством изучаемой черты и зависит от того, насколько широко представлены в популяции генетические и средовые факторы, влияющие на интеллект. По ряду причин их представленность может увеличиваться или уменьшаться, что отражается и в показателе наследуемости.

18.Тесты интеллекта и их использование. Тесты интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека.

Задания тестов интеллекта:

адресуются к словесно-логическому мышлению; или

направлены и на оценку развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;

позволяют характеризовать память, внимание, пространственную ориентировку, вербальное развитие и др.

Полезно помнить, что существуют различные

Тесты интеллекта, или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Понятие интеллекта еще со времен первых интеллектуальных тестов претерпевало различные изменения со стороны подходов к тестированию интеллекта как психической реальности. Еще в 20-х гг. возникла кризисная ситуация в психологии интеллекта.

Встал вопрос о существовании термина “интеллект” в статусе психологической категории. Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического.

Суть тестологического направления заключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно совокупность познавательных способностей.

Кризис в этом направлении заключается в том, что понятие ''интеллект''' было подменено понятием “способность к учению”. Неотестологические теории интеллекта признают IQ-концепцию, где за IQ стоят внутренние когнитивные процессы: восприятие, память, мышление и т.д. (см. ниже).

Экспериментально-психологическое направление как реакция на неконструктивностьтестологических теорий представлено теориями Ж.Пиаже (идея генетического объяснения интеллекта на основе учета закономерностей его онтогенетического развития) и Л.С.

Выготского (влияние социально-культурных факторов на развитие интеллекта).

Кроме вышеназванных существует структурный подход к исследованию интеллекта (8) как пример отечественного исследования, направленного на изучение интеллекта как психической реальности.

Полученные с помощью тестов интеллекта результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта (IQ).

Итак, под интеллектом как объектом измерения в психодиагностике понимается структура познавательных свойств человека, возникающая на основе наследственно закрепленных задатков, формирующаяся во взаимодействии с ними.

19. Вклад генетических и средовых факторов в проявлении межиндивидуальных различий интеллекта.

Только лонгитюдные исследования могут показать, как влияние генов и среды меняется с возрастом, а также дать ответ на вопрос о том, обусловлено ли увеличение наследуемости проявлением новых, дополнительных генетических факторов, начинающих функционировать по мере взросления ребенка, или же происходит амплификация уже существующих генетических влияний.

Л.Ивз, Дж.Лонг и А. Хит [11] использовали для анализа лонгитюдных данных Луизвильского близнецового исследования [29] общую возрастную модель.

Интеллект прослеживали у близнецов от трех месяцев до 15 лет, используя шкалу психического развития Бейли в младенческом периоде, WPPSI (Wechslerpreschoolandprimaryscaleofintelligence) в возрасте 4, 5 и 6 лет и WISC (Wechslerintelligencescaleforchildren) в более старшем возрасте. Анализ полученных оценок IQ выявил изначально небольшое, но устойчивое и усиливающееся влияние одних и тех же генетических факторов. Внутрисемейная среда также играла существенную роль, систематические эффекты сохраняли преемственность, хотя с возрастом появлялись и новые. Несистематические средовые эффекты были менее устойчивы, чем генетические и систематические средовые эффекты.

Дж.Лоелин, Дж.Хорн и Л.Виллерман [12] анализировали IQ у приемных детей в двух возрастах, с интервалом приблизительно 10 лет. В первой возрастной точке возраст детей был между 3 и 14 годами. Родители обследовались однократно.

Данные хорошо описывались моделью фенотипиче-ской передачи. Л.Ивз и коллеги [11] отмечают, что такая модель объясняет ситуацию, при которой генетическая и средовая передачи были равны.

Во втором возрасте наследуемость несколько возрастала, а влияние внутрисемейной среды исчезало.

20) Факторы, влияющие на наследование и проявление одаренности и гениальности.В норме и патологии Наследственная теория основывается на генетической обусловленности гениальности, а также на допущении, что гениальность передается по наследству из поколения в поколение.

Эти идеи впервые были концептуально оформлены Ф. Гальтоном в его знаменитой книге «Наследственность таланта» (1869) и поддержаны Л. Терменом и Г. Холлингвортом.

Современные последователи данной теории утверждают, что не существует одного-единственного гена гениальности, а есть комбинация целого ряда генов и генетических программ.

Патологическая теория гениальности утверждает, что в основе гениальности лежат всевозможные отклонения от нормы, различные нарушения физического и психического здоровья, которые проявляются в эксцентричности поведения, неврозах и даже душевных болезнях и безумии.

Эта концепция была подробно изложена и продемонстрирована многочисленными примерами в книгах Ч. Ламброзо (1863), М. Нордау (1902), В. Ланге-Эйхбаума (1928), Э. Кречмера (1931), D. Kenmare (1960), V. Grant (1968).

Авторы данной теории, на основании многочисленных, часто тенденциозно подобранных и субъективно понимаемых фактов утверждали, что гениальность напрямую связана с физическими, психическими или душевными болезнями.

Теория «5 стигм». По мнению П. Эфроимсона, у гениальных людей значительно чаще встречаются наследственные болезни, которые определенным образом стимулируют творческую активность.

При этом ученый выделяет 5 факторов или “стигм” гениальности: 1. Склонность к подагре. 2. Синдром Морфана или диспропорциональный гигантизм. 3. Синдром Морриса, который сопровождается повышенной активностью половых гормонов – андрогенов.

4. Маниакально-депрессивный психоз. 5. Высоколобие.

Пробуждение, становление и самоосуществление гения осуществляется в течение его творческой жизни и представляет собой некоторую идеальную траекторию, которая на каждом временном этапе вычеркивается оптимальным взаимодействием личности с миром, родителями, учителями, ближайшим профессиональным окружением, обществом и миром культуры.

При этом необходимо подчеркнуть, что гениальность определяется не одним, и не несколькими факторами, а скорее целой системой факторов при обязательном действии центрально-интегрирующей, духовно-смысловой детерминанты, а именно активного творческого “Я” – центра осознания, переживания и свободы, субъекта принятия самостоятельных решений и осуществления свободного выбора на всех этапах существования и развития.

Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

Психогенетика в России | Проблемы индивидуальности в психогенетике | Гальтон | Психические расстройства , связанные с хромосомными абберациями. | Мутации.Типы мутаций. | Наследственные и средовые причины интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости). | Сенсорное восприятие и генотип. | Темперамент , как динамическая характеристика поведения | Генотип-средвые исследования темперамента у детей. | Характеристика темперамента у взрослого. |

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/3-166324.html

Психогенетические исследования интеллекта

20. Интеллект как предмет психогенетики. Современные

Оглавление                      

Введение

     Умственные способности человека являются одной из наиболее социально значимых характеристик. Неслучайно именно с изучения роли наследственности и среды в интеллектуальных различиях между людьми и началась история психогенетики.

     Первые исследования по наследуемости интеллекта были проведены еще в XIX в. Фрэнсисом Гальтоном.

Работа Гальтона явилась побудительным моментом для развития не только психогенетики, но и психологии индивидуальных различий, и психодиагностики.

Необходимость измерения психологических различий между людьми привела к созданию различных психологических тестов, в том числе и измеряющих умственные способности.

     Первые попытки экспериментально исследовать интеллект опирались на психометрические тесты. Начиная с Альфреда Бине и до сегодняшнего дня, психометрический подход является ведущим в исследованиях интеллекта. Именно на этот подход и ориентируется психогенетика.

     Подвергнув факторному анализу различные тесты интеллекта, Ч. Спирмен пришел к выводу, что в основе корреляций между частными оценками по субтестам лежит общий фактор, который он обозначил буквой g (от слова general – общий).

     В исследованиях, проводящихся в психогенетике и ориентирующихся на психометрический подход, общепринятым было и продолжает оставаться представление о существовании общего фактора интеллекта.

Однако если в ранних работах интерес исследователей ограничивался выяснением генотип-средовых детерминант общего интеллекта, то позднее, с 60-х гг.

, начинают появляться работы, посвященные роли генотипа и среды в изменчивости отдельных когнитивных способностей, а в последнее десятилетие формируется качественно новый подход к их исследованию.

 

1. Представления об интеллекте, используемые в психогенетике

     Психологические исследования интеллектуальной сферы человека имеют более чем вековую историю. Начиная с работ Ф.Гальтона, проведенных во второй половине XIX в.

, и по сей день в психологии неизменно сохраняется интерес к индивидуальным различиям, отчетливо проявляющимся в познавательной сфере, в способностях, в творческих потенциалах.

Различия между людьми в памяти и внимании, в легкости овладения знаниями и в эффективности их использования, в глубине анализа и широте общения привлекают внимание психологов, занимающихся самыми разными проблемами – развитием, обучением, успешностью профессиональной деятельности.

     Устойчивый интерес к интеллектуальной сфере человека у психологов, различающихся по своим теоретическим направлениям и решающих самые разные теоретические и практические задачи, закономерно привел к возникновению множества подходов к изучению интеллекта и более частных особенностей познавательной деятельности, которые принято называть когнитивными способностями. В современной психологии насчитываются десятки направлений, существенно различающихся и по взглядам на структуру интеллектуальных характеристик, и по методам их диагностики, однако наибольшее признание и распространение имеют те направления, которые разработаны в русле психометрической традиции исследования интеллекта.

     Одним из наиболее общих определений интеллекта является общая способность к познанию и решению проблем. Все психометрические теории интеллекта исходят из того предположения, что успешность выполнения какой-либо интеллектуальной деятельности обусловлена способностями, лежащими в ее основе.

Эти способности являются латентными переменными, которые невозможно определить непосредственно, но которые проявляются при выполнении разных интеллектуальных тестов.

Если баллы, получаемые испытуемыми по разным тестам, коррелируют друг с другом (то есть, если испытуемые, более успешные в одном виде деятельности, оказываются более успешными и в другом), то предполагается, что успешность выполнения этих тестов определяется одной и той же способностью.

     Основным методом определения этих латентных переменных (способностей, определяющих успешность выполнения разных заданий) является факторный анализ.

     Начало психометрическому подходу, использующему факторный анализ для исследования структуры свойств интеллекта, было положено учеником Ф.Гальтона, английским психологом и статистиком Чарльзом Спирменом.

     Ч.Спирмен обратил внимание на то, что между разными интеллектуальными тестами существуют корреляции: тот, кто хорошо выполняет одни тесты, оказывается, в среднем, довольно успешным и в других. Для того чтобы понять причину этих корреляций, Ч.

Спирмен разработал в 1904 г.

специальную статистическую процедуру (факторный анализ), позволяющую объединить коррелирующие показатели интеллекта и определить то минимальное количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо для объяснения связей между разными тестами.

     Проведя факторизацию разных тестов интеллекта, Ч.Спирмен пришел к выводу, что корреляции между тестами являются следствием общего фактора, лежащего в их основе.

Этот фактор он назвал «фактор g» (от слова general – общий). Общий фактор имеет решающее значение для уровня интеллекта: согласно представлениям Ч.

Спирмена, люди различаются по своим способностям главным образом потому, что они в разной степени обладают фактором g.

     Кроме общего фактора, есть еще и специфические, определяющие успешность выполнения разных конкретных тестов. Так, выполнение пространственных тестов зависит от фактора g и пространственных способностей, математических тестов – от фактора g и математических способностей.

Чем больше влияние фактора g, тем выше корреляции между тестами; чем больше влияние специфических факторов, тем меньше оказывается связь между тестами. Влияние специфических факторов на индивидуальные различия между людьми, как считал Ч.

Спирмен, имеет ограниченное значение, поскольку они проявляются далеко не во всех ситуациях, и поэтому на них не стоит ориентироваться при создании тестов интеллекта.

     Таким образом, структура интеллектуальных свойств, предложенная Ч. Спирменом, оказывается чрезвычайно простой и описывается двумя видами факторов – общим и специфическими. Эти два вида факторов и дали название теории Ч. Спирмена – двухфакторная теория интеллекта.

     Наиболее адекватными для диагностики таких общих психологических характеристик оказались тестовые задания, связанные с поиском аналогий.

Примером методики, в основе которой лежит поиск аналогий, является тест Равена (или Прогрессивные матрицы Равена), который был создан специально для диагностики фактора д. Идеология двухфакторной теории интеллекта Ч.

Спирмена использовалась при создании ряда интеллектуальных тестов, некоторые их которых применяются в психологии по сей день.

     Наиболее известную в современной психологии иерархическую структуру интеллекта предложил американскитй исследователь Раймонд Кэттел. Р.

Кэттел и его коллеги предположили, что отдельные интеллектуальные характеристики, выделенные на основе факторного анализа (такие, как первичные умственные способности Л. Терстона или независимые факторы Дж.

Гилфорда), при вторичной факторизации объединятся в две группы или, в терминологии авторов, в два широких фактора. Один из них, названный “кристаллизованным интеллектом”, связан с теми знаниями и навыками, которые приобретены человеком – “кристаллизованы” в процессе обучения.

Второй широкий фактор – флюидный интеллект – меньше связан с обучением и больше со способностью адаптироваться к незнакомым ситуациям. Чем выше флюидный интеллект, тем легче человек справляется с новыми, непривычными для него проблемными ситуациями.

     Структура, предложенная Р.Кэттелом, представляет собой трехуровневую иерархию. Первый уровень – первичные умственные способности, второй уровень – широкие факторы (в частности, флюидный и кристаллизованный интеллект) и третий уровень – общий интеллект.

     В исследованиях, проводящихся в психогенетике и ориентирующихся на психометрический подход, общепринятым было и продолжает оставаться представление о существовании общего фактора интеллекта.

Однако если в ранних работах интерес исследователей ограничивался выяснением генотип-средовых детерминант общего интеллекта, то позднее, с 60-х гг.

, начинают появляться работы, посвященные роли генотипа и среды в изменчивости отдельных когнитивных способностей, а в последнее десятилетие формируется качественно новый подход к их исследованию.

Теперь при изучении генотип-средовых детерминант когнитивных способностей делаются попытки оценить вклад общего интеллекта в ту или иную когнитивную характеристику. Иначе говоря, в современных работах выясняется, чем обусловлена связь когнитивных способностей с генотипом – их связью с общим интеллектом или их собственной спецификой.         

2. Факторы, влияющие на развитие интеллекта

     Как уже говорилось ранее, различные тесты когнитивных способностей коррелируют между собой. Измеряя корреляции между оценками способностей, мы получаем фенотипические корреляции.

В среднем такие корреляции между различными субтестами составляют 0,30. Фенотипические корреляции – это статистическая связь между параметрами. В основе таких корреляций может лежать зависимость обоих параметров от какого-либо общего фактора.

Для субтестов интеллекта это предположительно некий фактор g.

     Близнецовый метод позволяет получать так называемые кросс-корреляции.

При обычном использовании близнецового метода мы коррелируем оценки близнецов по одному и тому же признаку (например, по решению арифметических задач) и получаем коэффициент корреляции, указывающий на степень сходства или несходства МЗ или ДЗ близнецов.

При подсчете кросс-корреляций мы выбираем два признака (допустим, кроме решения арифметических задач, еще складывание геометрического узора из кубиков). Далее корреляции подсчитываются похожим образом, но как бы крест-накрест.

Значения первого признака (решение арифметических задач) первого близнеца объединяются для корреляционного анализа со вторым признаком (складыванием узора) второго близнеца. Таким образом, вычисляют коэффициенты кросс-корреляции отдельно в группах МЗ и ДЗ близнецов. Если кросс-корреляции в группе МЗ выше, чем в группе ДЗ, значит, в основе фенотипических корреляций может лежать общий генетический контроль обоих признаков.

     На основе кросс-корреляций вычисляются генетические корреляции. Оказалось, что генетические корреляции между отдельными когнитивными способностями гораздо выше их фенотипических корреляций и составляют порядка 0,80. Столь высокие генетические корреляции позволяют предположить существование общего генетического фактора, лежащего в основе умственных способностей.

     Одним из перспективных направлений современной психогенетики интеллекта является изучение генетического и средового происхождения ковариаций между проблемами в поведении детей и их интеллектом.

Генетический анализ множественных переменных позволяет выявить различный характер генетических влияний при нарушениях развития, приводящих к снижению интеллекта.

Например, если в случаях тяжелой умственной отсталости мы обнаруживаем, что сибсы пораженных имеют нормальный интеллект, значит, мы имеем дело либо с редким геном, либо с хромосомным нарушением или спонтанной мутацией. Следовательно, такое заболевание не имеет отношения к нормальной вариативности интеллекта.

При умеренной умственной отсталости, напротив, мы выявляем, что сибсы также имеют сниженный интеллект. Это признак того, что умеренная умственная отсталость носит семейный характер и связана с популяционной вариативностью IQ. В дальнейшем для анализа генетических механизмов разных форм умственной отсталости должны применяться и различные молекулярно-генетические подходы.

     Итак, было установлено, что для общего интеллекта, по-видимому, имеет место аддитивный тип наследования и подверженность средовым влияниям. Это означает, что IQ – это сложный количественный признак, зависящий от действия множества генов с суммирующимся эффектом и множества влияний среды.

Для поиска генов таких признаков адекватной является процедура анализа сцепления для локусов количественных признаков (QTL). Именно эта процедура и была применена в исследовании Р. Пломина и И. Крейга в 2001 г. (Plomin R., Craig I., 2001).

Вслед за этим было выполнено еще несколько подобных исследований, обзор которых приводится в одной из статей Р. Пломина (Plomin R., 2003).

     Имеются свидетельства положительной связи между нормальной вариативностью общего интеллекта (или g) с двумя генами-кандидатами. Один из них – катпсин D (CTSD), второй – холинэргический мускариновый рецептор (CHRM2).

Эффекты этих генов незначительны (3% и 1% вариативности соответственно), как это и ожидается для локусов количественных признаков (QTL). Чтобы выявить такие эффекты, требуется преодолеть 1% барьер, что обеспечивает 80% вероятность верного определения QTL.

Получение таких результатов требует обследования групп испытуемых порядка 800 человек на один генетический маркер.

     Работа по гену CTSD особенно интересна тем, что она связана с проводящимися в широких масштабах генетическими исследованиями деменции (старческого слабоумия).

В этой работе интеллект тестировался у людей пожилого возраста, начиная с 50 лет, в течение 15-летнего периода, чтобы зафиксировать падение интеллекта, связанного с развитием деменции. Первоначальные оценки g, как и в других подобных исследованиях, отрицательно коррелировали с падением интеллекта с возрастом.

Однако оказалось, что ген CTSD никак не связан с возрастным падением но хорошо ассоциируется с первоначальными оценками интеллекта в 50 лет. Другие лонгитюдные исследования интеллекта (Plomin) показывают, что возрастная стабильность интеллекта в основном связана с генетическими причинами, тогда как его изменения – со средовыми.

Дальнейшие генетические исследования нормальной вариативности общего интеллекта и деменции, по-видимому, внесут ясность в вопрос, перекрываются ли эти два признака или каждый наследуется по своему механизму.

Источник: https://www.stud24.ru/psychology/psihogeneticheskie-issledovaniya-intellekta/120039-352963-page1.html

Medic-studio
Добавить комментарий