20 Профессиональная позиция и статус педагога-психолога

Правовой статус практического психолога образования

20 Профессиональная позиция и статус педагога-психолога

Несмотря на довольно значительный период времени, прошед­ший с момента введения должности психолога в учреждениях об­разования, многие их руководители и сами начинающие специа­листы до сих пор затрудняются в определении своего правового статуса.

Реальная практика показывает, что существующие нор­мативно-правовые материалы оказываются для них труднодоступ­ными.

Используя анализ сложившегося опыта и опираясь на доку­менты, представленные в нашем пособии, психолог может до­вольно четко сориентироваться в своих правах и обязанностях.

Практический психолог — это специалист с высшим образова­нием, уравненный в отношении оплаты труда, присвоения раз­ряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а так­же других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений (вне зависимости от места его работы, будь то образовательные учреждения — детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и др. или рай­онные, городские, областные, региональные психологические центры образования).

На должности практического психолога могут работать специа­листы с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную пере­подготовку в области детской практической психологии, психо­логической службы образования в объеме не менее 1200 ч на фа­культетах и курсах переподготовки кадров. Программы обуче­ния, переподготовки иповышения квалификации проходят про­фессиональную экспертизу вЭкспертном совете по подготовке

практических психологов образования при Министерстве образо­вания Российской Федерации и утверждаются Управлением выс­ших учебных заведений упомянутого министерства.

Должности практических психологов устанавливаются на осно­ве ETC (9—14-й разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, об­ластные, региональные центры психологической службы образо­вания, являющиеся сетевыми учреждениями образования Россий­ской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок увеличивается.

Практические психологи образования имеют двойное подчи­нение: по административной и профессиональной линиям. Адми­нистративное управление осуществляется отделами психологиче­ской службы республиканских, региональных, городских и рай­онных управлений и департаментов образования, руководителя­ми образовательных учреждений; профессиональное — через сеть психологических центров разного уровня.

Рабочее время специалиста устанавливается с учетом норм прак­тической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.

Продолжительность рабочего времени психологана предприя­тиях, в организациях и учреждениях определена статьей 42 КЗОТа РФ и составляет 40 ч в неделю. Однако для отдельных категорий работников согласно статье 45 КЗОТа РФ установлена сокращен­ная недельная нагрузка.

К ним относятся и педагоги-психологи образовательных учреждений, так как в соответствии со стать­ей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редак­ции 1996 г.

) все педагогические работники учреждений образо­вания пользуются правом на сокращенную 36-часовую рабочую неделю, а согласно приложению 1 к Приказу Министерства об­разования и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 педагоги-психологи считаются педагогически­ми работниками.

Этим правом пользуются педагоги-психологи об­разовательного учреждения любого типа и вида, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (государ­ственного, муниципального, негосударственного).

В отношении школьных психологов необходимо упомянуть об учебной нагрузке, которую зачастую путают с продолжительно­стью рабочего времени. Если обратиться к тарифно-квалифика­ционным характеристикам педагога-психолога, то мы не найдем в них обязанности иметь педагогическую нагрузку, т. е. вести уро­ки.

Последнее рассматривается как совмещение профессий и мо­жет осуществляться с согласия администрации и самого психоло­га.

Если объем педагогической нагрузки не превышает 240 ч в год, то увеличения рабочего времени не происходит и такая работа осуществляется одновременно с основной, причем ее распреде-

ление по дням, неделям и месяцам может быть произвольным. Если же учебная нагрузка больше, то продолжительность рабоче­го времени соответственно увеличивается.

Сокращенная продолжительность рабочего времени не влечет за собой снижения размеров оплаты труда, ограничения продол­жительности отпуска, исчисления трудового стажа и других тру­довых прав граждан.

С понятием рабочего времени тесно связано понятие рабочего дня. Продолжительность последнего зависит от того, в условиях какой недели (пятидневной или шестидневной) работает органи­зация. В соответствии со статьей 46 КЗОТа РФ это устанавливается администрацией предприятия, учреждения совместно с профсо­юзным комитетом и по согласованию с органами местного само­управления.

Продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе и недельной норме 36 ч не может превышать 6 ч.

При пяти­дневной рабочей неделе она определяется правилами внутренне­го распорядка или графиком сменности, которые утверждаются администрацией по согласованию с профсоюзным органом, с уче­том мнения трудового коллектива, специфики работы и соблюде­ния установленной продолжительности рабочего времени.

Время начала и окончания ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка и графиком смен­ности. Законодательство не содержит запрета на установление ин­дивидуальных графиков работы.

Также нет в законе указаний на то, что вся работа специалиста должна проходить в стенах учреждения. В отношении психолога вполне естественно, что часть рабочего времени ему необходимо проводить в библиотеке или методическом.

кабинете, в различных медицинских и психологических учреждениях и т. п.

Администра­ция вправе установить психологу такой режим работы, который позволял бы ему осуществлять свою служебную деятельность и вне пределов предприятия, учреждения», организации.

Психологам необходимо проявлять инициативу и обращаться к своей администрации с просьбой об установлении индивиду­ального графика работы. Он может быть закреплен в должностных обязанностях специалиста, правилах трудового распорядка или приказом администрации.

Выбор приоритетных направлений работы, соотношение раз­личных ее видов определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психо­логов, которыми оно располагает.

Для психолога в образовательном учреждении выделяется спе­циальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.

Районные, городские, областные и региональные центры обо­рудуют рабочие места психологов и других специалистов в соот­ветствии с их функциональными обязанностями. Методическое, аппаратурное и материальное обеспечение городских, областных и региональных центров осуществляется за счет соответствующих статей бюджета образовательных учреждений.

Оформление и содержание кабинета в образовательном учреж­дении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.

Практические психологи представляют отчет о проводимой работе по административной и профессиональной линиям в со­ответствии с формами отчетности, утвержденными Министерством образования Российской Федерации. Отчет психологической служ­бы образовательного учреждения включается в соответствующую документацию образовательного учреждения, центров психоло­гической службы и органов управления образованием.

Права педагога-психолога:

быть членом педагогического совета школы с правом решаю­щего голоса;

принимать участие в заседаниях структурных подразделений учебного заведения по обсуждению результатов исследования кон­кретных личностей и коллективов, по вопросам создания и функ­ционирования педагогического коллектива и коллективов детских групп и классов, организации различных форм дифференциро­ванного обучения, аттестации педагогов и др.;

обращаться в администрацию образовательного учреждения и его общественные организации с предложениями по созданию ус­ловий, необходимых для успешного функционирования психоло­гической службы, совершенствования обучения, воспитания и раз­вития детей и подростков, сохранения их психического здоровья;

изучать любую документацию по организации учебно-воспи­тательного процесса, личные дела детей, преподавателей и дру­гих работников учебного заведения;

выбирать формы и методы работы с детьми и их родителями, пе­дагогами и другими работниками, выделять приоритетные направле­ния, устанавливать очередность, продолжительность и характер работ;

проводить в коллективе учебного заведения групповые и инди­видуальные психологические обследования;

давать рекомендации заинтересованным лицам по вопросам рационального подбора, расстановки кадров, выбора кандидатур на административные должности, по оптимизации нагрузки пре­подавателей и учащихся, профилактике и разрешению конфликт­ных ситуаций, методике комплектования учебных групп и вопро­сам демократизации и гуманизации педагогического процесса.

Практический психолог имеет статус независимого эксперта кон сулътанта по психологическим проблемам обучения и воспитания.

1) все его действия, затрагивающие административные пол­номочия или выполнение намеченных руководством учебного за­ведения планов, предварительно согласовываются с руководите­лем образовательного учреждения;

2) указания и рекомендации по профессиональной линии осу­ществляются представителями региональных центров психологи­ческой службы (районными, городскими, областными и т.д.);

3) выполнение распоряжений руководителя образовательно­го учреждения, не находящихся в противоречии с психологи­ческой наукой и практикой, должно обеспечиваться наличием у психолога соответствующих профессиональных возможностей и средств и не ставить под угрозу выполнение утвержденных педагогическим советом планов и программ психологической службы;

4) работа практического психолога определяется целями, за­дачами и принятыми программами психологической службы и включает повышение профессиональной компетентности, изуче­ние литературы, освоение психодиагностических методов, их ап­робацию и т. п. Распорядок дня согласуется с общим расписанием учебного заведения и утверждается руководителем;

5) администрация имеет право расширить полномочия психо­лога в пределах его функциональных обязанностей представлен­ными ему временным положением и решением педагогического совета.

Приведенный в приложениях 2 и 3 перечень основных норма­тивных документов, регламентирующих деятельность практиче­ского психолога образования, поможет ему организовать свою дея­тельность на правовой основе и быть убедительным в работе с администрацией учреждения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_5259_pravovoy-status-prakticheskogo-psihologa-obrazovaniya.html

Статус и профессиональное место психолога в учреждении образования

20 Профессиональная позиция и статус педагога-психолога

⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒

Все взрослые люди, работающие в учреждениях образования, решают общую задачу – обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения.

При этом каждый из них играет определённую роль и занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои задачи, цели и методы.

Практически психолог приходит в детско-образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей.

Психолог – равноправный член педагогического коллектива и отвечает за эту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно – за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников.

КОМУ ПОДЧИНЯЕТСЯ И С КЕМ РАБОТАЕТ ПСИХОЛОГ

Практический психолог образования имеет двойное подчинение. По административной линии он, как и все члены педагогического коллектива, подчиняется директору школы.

По профессиональной – психологическому Центру, где работают специалисты – психологи и который не только осуществляет функции контроля за деятельностью психолога в образовательном учреждении, но и оказывает ему методическую, организационную помощь и обеспечивает сотрудничество и профессиональное общение с другими практическими психологами района, округа, города.

План работы психолог составляет самостоятельно, но обязательно учитывает при этом пожелания руководителей учреждения, воспитателей, учителей. План желательно согласовывать с работниками психологического Центра.

Психолог работает с детьми, воспитателями, учителями, администрацией образовательных учреждений, органами опеки и милиции, родителями детей и их родственниками. При этом главное, чтобы в центре все его работы находились интересы ребенка как формирующейся личности.

Этот ориентир – интересы ребенка – нельзя терять ни в коем случае. Иначе психолог начинает работать не на ребенка, а на образовательную систему. Образовательная система определяет и психическое развитие, и психологическое здоровье детей.

Но она не должна стать самоцелью ни для педагогов, ни для психологов.

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. НАЧАЛО РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Психолог в образовательном учреждении – явление все еще новое и непривычное. Не все педагоги хорошо представляют смысл и содержание работы практического психолога. Взаимное понимание зависит прежде всего от самого психолога, от его профессиональной подготовки и умения профессионально работать, от его терпения, благожелательности спокойствия, тактичного отношения ко всем.

Первый период работы практического психолога можно назвать периодом адаптации: психолог должен адаптироваться к детскому учреждению и сотрудникам, а сотрудники – к психологу. Это относится и к тем случаям, когда психолог, ранее работавший в учреждении и получивший специальное психологическое образование приходит в школу и все равно начинает новую деятельность.

Здесь будут уместны беседы с администрацией, воспитателями, учителями, детьми, их родителями, посещение занятий и уроков, заседаний педсоветов, родительских собраний и прочее.

Одновременно следует знакомить всех с содержанием, задачами и методами работы практического психолога. Содержательную работу лучше содержать с проблемных детей, классов, ситуаций.

Причем выбирать тот возраст детей, тот круг проблем, в которых психолог наиболее компетентен.

Психологу необходимо знать и уметь все, но ни в коем случае за все сразу браться не надо, даже если на этом настаивает администрация.

С самого начала своей деятельности психологу следует заботиться об оформлении психологического кабинета и о содержании работы в нем. Кабинет – это не прихоть и не роскошь, а необходимый компонент психологической службы в детском учреждении.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций педагог-психолог учреждения образования обязан:

3.1. Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия учащихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях.

3.2. Проводить регулярные массовые обследования, выявления, учета лиц, нуждающихся в психологической помощи с целью контроля за ходом психического развития, процессами обучения и воспитания.

3.3. Проводить необходимые психолого-педагогические измерения, обработку результатов, подготовку психологических заключений и рекомендаций.

3.4. Вести просветительскую работу среди учеников, родителей, учителей.

3.5. Участвовать в семинарах для психологов.

3.6. Планировать и организовывать профориентационные исследования и проводить профконсультации.

3.7. Заботиться о психическом здоровье личности, участвовать в создании для нее развивающей психологически комфортной среды.

3.8. Проводить психопрофилактическую работу, выявлять лиц, находящихся в зоне психологического риска.

3.9. Оказывать помощь семье в налаживании микроклимата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов.

3.10. Проводить психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений.

3.11. Проводить работу по развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным отношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях.

3.12. Принимать участие в создании благоприятного психологического климата в группах и коллективах.

3.13. Проводить психодиагностическую работу, участвовать в углубленном изучении детей, подростков и учащейся молодежи совместно с учителями-дефектологами, врачами, юристами и другими специалистами.

3.14. Оказывать психокоррекционную помощь учащимся и воспитуемым с особенностями психофизического развития.

3.15. Проводить научно-методическую работу, включающую формирование базы данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях учителей, учеников и студентов, новых методиках диагностики.

3.16. Разрабатывать и апробировать новые диагностические и коррекционные методики и программы.

3.17. Принимать участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых методик и др.

3.18. Принимать участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров.

3.19. Взаимодействовать с центрами коррекционно-развивающегося обучения и реабилитации, региональными психологическими службами, учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов.

3.20. Вести консультационную работу.

3.21. Вести документацию по установленной форме и использует ее по назначению.

ПРАВА

Педагог-психолог учреждения образования имеет право:

4.1. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.

4.2. Знакомиться с соответствующими документами и информацией, необходимыми для качественного выполнения своих обязанностей.

4.3. Повышать свою квалификацию в установленном порядке.

4.4. Требовать от руководства оказания содействия в осуществлении своих обязанностей.

1. Педагог-психолог учреждения образования относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя учреждения образования.

1.2. На должность педагога-психолога учреждения образования высшей квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее психологическое образование и стаж работы в должности педагога-психолога учреждения образования I квалификационной категории не менее 3 лет.

На должность педагога-психолога учреждения образования I квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее психологическое образование и стаж работы в должности педагога-психолога учреждения образования II квалификационной категории не менее 3 лет.

На должность педагога-психолога учреждения образования II квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки, стаж работы в должности педагога-психолога учреждения образования не менее 2 лет.

На должность педагога-психолога учреждения образования назначается лицо, имеющее высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки без предъявления требований к стажу работы.

В своей деятельности педагог-психолог учреждения образования руководствуется:

– законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы;

– методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;

– уставом учреждения;

– приказами руководителя учреждения (непосредственного руководителя);

– правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;

– настоящей должностной инструкцией.

Педагог-психолог учреждения образования должен знать:

– нормативные правовые акты и другие методические материалы по вопросам образования, воспитания, прав и свобод личности;

– нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости учащихся (воспитанников) и их социальной защиты;

– общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, основы дефектологии, психотерапии, сексологии;

– методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

– современные методы индивидуальной и групповой профконсультации;

– диагностики, коррекции нормального и аномального развития ребенка;

– основы трудового законодательства;

– правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Во время отсутствия педагога-психолога учреждения образования его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

ФУНКЦИИ

На педагога-психолога учреждения образования возлагаются следующие функции:

2.1. Выявление, учет лиц, нуждающихся в психологической помощи.

2.2. Проведение просветительской и профилактической работы среди населения.

2.3. Проведение профориентации и профконсультаций.

2.4. Выполнение психокоррекционной работы.

2.5. Проведение консультационной работы.

2.6. Ведение необходимого документооборота.

⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 900 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/7-9879.html

Профессиональная позиция и личностные особенности практического психолога

20 Профессиональная позиция и статус педагога-психолога

Личностные особенности практического психолога

Практический психолог образования – удивительный человек, профессионально его отличают:

¦ широта интересов и независимость взглядов;

¦ готовность к контактам и умение их поддерживать;

¦ умение эмоционально притягивать к себе людей;

¦ стремление к познанию себя и других.

Джоун Эриксон писала, что чем больше человек познает самого себя, тем терпимее он относится к другим. Не обязательно соглашаться с тем, что делают другие, говорила она, но надо понимать их мотивы. Такая позиция приводит к прощению того, чего мы не одобряем:

¦ способность сохранять эмоциональное самообладание при общении;

¦ осознание границ своей профессиональной компетенции;

¦ повышенное чувство ответственности за свои действия, слова;

¦ способность предвидеть, какого рода последствия повлечет за собой отдельный поступок или поведение в целом.

Многообразие форм и методов работы, постоянное общение с людьми разного возраста, положения, культуры, профессий предполагают постоянную работу психолога по саморазвитию этих и других профессионально-личностных качеств.

Иными словами, психолог – это умный, доброжелательный и обаятельный человек, работающий в сложнейшей профессиональной области. психический психологический психолог диагностический

Таким образом, высокий профессиональный уровень психолога включает безусловное знание психологии, безупречное владение самыми разнообразными психологическими техниками, методиками, диагностическими средствами, развитой ум и незаурядность личности.

Только все вместе взятое позволяет ему грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка, находить общий язык со всеми участниками образовательного пространства, устанавливать с ними профессиональное взаимодействие.

Профессиональная позиция

Практический психолог по роду своей деятельности неизбежно оказывается в роли арбитра в решении конфликтов других людей и до определенной степени корректора их ошибок.

Это выдвигает повышенные требования к его личностным качествам и пониманию нравственной сути своей профессиональной деятельности.

А суть эта очень проста – не решать за другого человека любого возраста его проблему, а решать эту проблему вместе с ним, укрепляя его веру в свои силы, свои возможности, в самого себя.

Психологическая служба образования защищает и обеспечивает право каждого родившегося ребенка на полноценное психическое и духовное развитие.

Но она защищает ребенка не от конкретного кого-то, а от нарушений условий, способствующих нормальной жизни и благоприятному развитию. Поиск виновного или «козла отпущения» – непродуктивен, неэтичен, психологически не оправдан.

Успех взаимодействия и сотрудничества во многом зависит от позиции психолога: не допускать назидательность в общении, поучающего тона.

Любой трудный случай в поведении или развитии ребенка – не повод для упреков педагога (воспитателя, учителя, родителя), а сигнал к совместной работе. Однако любой успех воспитателя или учителя (да и родителя) – повод поддержать его, похвалить, укрепить веру в свои способности решать трудные проблемы детей.

17.Основные направления деятельности психологической службы в образовательном учреждении

Можно выделить следующие направления работы психолога в образовательном учреждении.

1.

Организационно-методическая работа.

В рамках данного вида деятельности решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справок, обзоров и т.п.).

2.

Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, социально-психологических характеристик деятельности и коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями,

3. Психологическая помощь.

Под психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, Основными видами психологической помощи являются психотерапия и психокоррекция, психореабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, а также психопрофилактика и психогигиена.

4. Психопрофилактика и психогигиена – это система психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем, направленных на сохранение психического здоровья людей и создание нормальных условий для их жизнедеятельности.

Психопрофилактические мероприятия проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными

5.

Психологическое консультирование – вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его компетентности и оказании непосредственной помощи в решении сложных личностных проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, учебной и профессиональной деятельности и других ситуациях, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения.

6. Психологическое обучение и просвещение – комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психики, механизмах возникновения негативных психических состояний,.

7. Психотерапия и психокоррекция – деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, формирование качеств, необходимых для профессиональной деятельности, а также оптимизацию социально-психологического климата в коллективе.

В психотерапии как форме психологической помощи различают ее медицинское направление, охватывающее лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и немедицинское, ориентированное на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии. При этом психокоррекционные мероприятия проводятся тогда, когда психологом выявлены негативные отклонения от нормы в развитии и функционировании психики конкретного человека.

18. Психологическое просвещение в деятельности психолога образования

Психологическое просвещение как вид деятельности психолога образования Психологическое просвещение – это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в учебном учреждении.

Формы психологического просвещения:

-лекции,беседы,семинары,подборка литературы,

-выступления на родительском собрании и пр.

Психологическое просвещение школьников ориентировано на создание условий для активного присвоения и использования школьниками соц-психолог знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.

При отборе содержания очень важно учитывать не только возрастные потребности и ценности школьников, уровень их реального развития, готовности к усвоению тех или иных знаний и навыков, но и реальную групповую ситуацию в том или ином классе или параллели, существующие актуальные проблемы. Просветительская работа может быть организована в ответ на актуальный запрос со стороны школьников на определенные знания.

Например, такой запрос, касающийся психологических требований к определенным профессиям, может поступить от старшеклассников. Для подростков соц-психолог знания могут стать актуальными после внутригруппового конфликта или нарушения взаимоотношений со значимым учителем.

Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание.

Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам: организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения построить взаимовыгодные взаимоотношения со школьниками и коллегами.

19.Психологическое консультирование, как основной вид деятельности психолога образования

Консультативная деятельность – это оказание помощи участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.

В целом задача консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

1.

Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка.

2.

Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации.

3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами).

4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц.

5.

Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье.

6. Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации с детьми и родителями.

7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся.

Это наиболее распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка и его обучения.

Консультирование в этом направлении может быть организованно, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребёнке и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки. Организация по запросу учителя наиболее эффективна, а форме индивидуальных консультаций.

Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др.

в рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала оппонентом отдельно, затем – совместно.

Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения проблемы.

Консультирование родителей. Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога.

Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование их о школьных проблемах ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

Центральный момент консультации — процесс взаимодействия психолога и консультируемого, установление доверительных взаимоотношений между ними. Психолог ответствен за помощь консультируемому в том, чтобы последний стал активным лицом в консультативном процессе: удовлетворенность этим процессом.

Подобное достигается только тогда, когда психолог принимает, уважает консультируемого и рассматривает его как значимого человека, помогает ему увидеть собственные потенциальные возможности. Консультируемый рассматривается как равный, а не подчиненный и. следовательно, имеет равные с психологом права в процессе принятия решения.

Иерархизированные отношения могут ограничить свободу общения.

Важно, чтобы консультация основывалась на добровольных началах. Многие психологи свидетельствуют, что очень трудно «заставить» воспитателя, учителя или родителей проконсультироваться. Лучше, когда инициатива исходит от них самих, так как в этом случае они сознают существование проблемы и мотивированы на ее решение.

20.Психологическая диагностика в работе психолога образования.

Психодиагностика предполагает профессиональное владение методами психологического исследования ребенка.

В процессе психодиагностики основными задачами психолога становятся оценка и квалифицированная психологическая характеристика индивидуальных особенностей и поведения детей и взрослых в системе образования, опирающаяся на достоверные и надежные данные.

Проводя психодиагностические процедуры, психолог должен знать не только технику их применения, но и теории, в рамках которых они были первоначально созданы и в дальнейшем совершенствовались.

Психолог – специалист по диагностике – должен сам уметь конструировать новые методики и адаптировать уже существующие, владеть способами научной оценки их валидности и надежности. От психолога требуется научно обоснованная и корректная интерпретация результатов проводимых обследований, не допускающая произвола и непоследовательности их истолкования.

21. Развивающая и психокоррекционная работа в деятельности психолога образования

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности (Исурина Г. Л., 1990).

Термин «коррекция психического развития» как обозначение определенной формы психологической деятельности впервые возник в дефектологии применительно к вариантам аномального развития.

Там он означает исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка.

В психологии психокоррекция стала трактоваться как совокупность мер психологического воздействия, направленных на доформирование отсутствующих психических функций, а также устранение отставания, отклонений, нарушений психического развития.

В дальнейшем по мере развития прикладной возрастной психологии произошло расширение сферы приложения понятия «коррекция» на область нормального психического развития.

Психокоррекцией в настоящее время стали называть чуть ли не любое проявление активности психолога–практика, выходящее за рамки диагностики. Близким по смыслу является термин «компенсация» — уравновешивание, выравнивание, развитие нарушенных функций и перестройка сохранных для замещения нарушенных, в результате чего устраняются неравномерности психического развития.

Термин «коррекция» подразумевает целенаправленное психологическое воздействие «сверху», дабы привести психическое состояние человека в соответствие с заранее известной «нормой психического развития».

Это означает внешнее, постороннее вмешательство, порой достаточно жесткое, в те или иные психические проявления человека (в зависимости от содержательно–психологической направленности в рамках нормального онтогенетического развития различается коррекция умственного развития, коррекция развития личности, коррекция и профилактика развития невротических состояний и неврозов).

Как указывает Г. С. Абрамова (1994), осуществление психокоррекционной работы может происходить в трех важнейших позициях:

1.

«Делай как я!» (психолог берет ответственность на себя и предлагает довольно жесткую схему работы);

2.

«Давай сделаем вместе!» (психолог делится ответственностью с клиентом);

3. «Выбирай из этих способов сам!» (клиенту предлагается самому взять ответственность за себя). Не следует категорично утверждать безусловную предпочтительность какой–либо одной позиции по сравнению с другими.

Конкретные задачи, возникающие в ходе психокоррекционной работы, диктуют выбор тактики и стратегии профессиональной деятельности практического психолога. Психокоррекционная работа проводится в двух основных формах — групповой и индивидуальной.

Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.

Понятие психокоррекции, как следует из его наиболее распространенной трактовки, тесно связано с понятием нормы психического развития.

Поскольку «норма» того или иного возраста, тех или иных психических функций довольно часто трактуется исследователями по–разному, то границы «нормального» не являются в науке четко определенными.

В связи с относительностью понятия «норма» возникает вопрос о возможных путях осуществления психокоррекционной работы.

Стратегически можно обозначить два основных подхода:

1.

Реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной» психотехнологии;

2.

Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и, в целом, на уникальность его психического и личностного развития.

Общая характеристика методов и приемов психокоррекции.

Разнообразные методы психокоррекции формировались в рамках существующих психологических направлений, основными из которых считаются психоаналитическое, бихевиористское и экзистенциально–гуманистическое.

Методы и приемы психокоррекции можно рассматривать не только с позиций основных теоретических направлений психологии, но и с точки зрения целей психокоррекции. Так, авторы «Рабочей книги практического психолога» (М., 1996) в индивидуальной психокоррекции выделяют два направления:

1.

Методы усиления регулирующих функций психики, развития эмоционального самоконтроля и самоуправления; при этом задача улучшения психической саморегуляции клиента решается с помощью деловых бесед, в ходе которых обсуждаются конкретные поступки, действия клиента, имеющие место затруднения; осуществляется коррекция познавательных и эмоциональных компонентов саморегуляции через убеждение, развитие контролирующих эмоций и формирование адекватных реакций на различные внешние воздействия со стороны руководителя или коллеги, члена семьи или случайного инициатора конфликтной ситуации;

2.

Методы нормативно–ценностной коррекции, объектами которых выступают нормативные комплексы, обусловливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам, протест против регламентации; ощущение необоснованного лишения свободы часто приводит к вредным привычкам, нездоровым пристрастиям. Методы групповой психокоррекции, как правило, нацелены на выработку норм личностного поведения и межличностного взаимодействия, развития способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

В качестве таких методов используются специально разработанные психотехники, упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии и т. п.

В отличие от коррекционной развивающая работа направлена на дальнейшее развитие качеств, способностей и умений в пределах нормы.

А поскольку границы нормы в психическом развитии бывают недостаточно четкими, определяются теоретической концепцией или конкретной методикой, то и строгого разделения развивающих и коррекционных занятий на практике часто не существует.

Источник: https://cyberpedia.su/1x175e.html

5.1 Квалифицированный и неквалифицированный психолог

20 Профессиональная позиция и статус педагога-психолога

Работа практического психолога очень специфична своим предметом – индивидуальностью человека.

Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право.

В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии практического психолога, например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации.

Опыт работы практических психологов позволяет выделить и описать десять основных качеств работы квалифицированного психолога, которые существенно отличают его профессиональную деятельность от работы неквалифицированного психолога.

1. Цели психологической помощи.

Квалифицированный психолог ориентирует клиента в его целях, дает возможность найти максимально возможное число вариантов поведения. Рассматривает клиента и его цели как цели потенциальной культурно-продуктивной личности, т.е.

личности, способной к жизни в контексте культуры, обладающей чувством перспективы, необходимым уровнем рефлексии для проявления разнообразных подходов к проблемам своей жизни. Т.е.

рассматривает цели психологической помощи как новые возможности клиента, которые он должен выявить во взаимодействии.

Неквалифицированный психолог преследует свои цели, использует клиента для реализации своих склонностей. Может демонстрировать свою исключительность как носителя профессии, подчеркивать свою компетентность как психолога.

Может дискредитировать все высказывания клиента своими суждениями, обесценивая переживания клиента.

Рассматривает цели психологической помощи на основе своей личной Я-концепции, игнорирует Я-концепцию клиента, не может дать ему направление и поддержку в совершенствовании Я-концепции.

2. Отклики и реакции.

Квалифицированный психолог может найти множество реакций – вербальных и невербальных – на широкий спектр ситуаций и проблем. Избегает оценочных суждений по поводу действий и чувств клиента.

Неквалифицированный – обладает типичным стилем поведения, не имеет адекватного ситуации отклика. Использует шаблонные оценки действий клиента.

3. Концепция (мировоззрение).

Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невозможность исследования в рамках одной концепции, поэтому стремится использовать множество концепций.

Неквалифицированный – не имеет ясной концепции, не рефлексирует на предмет своей практической деятельности, ограничивает свою работу рамками какой-то одной концепции. Часто происхождение концепции ему не ясно.

4. Культурная продуктивность практического психолога.

Квалифицированный психолог способен к выработке множества мыслей, слов и моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур. Его индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность являются основой для культурной продуктивности.

Это позволяет ему присоединиться к миру клиента, обрести понимание жизненного пути, отличного от собственного.

Таким образом, осуществляет культурную продуктивность не на основе своей Я-концепции, а на основе своего отношения к профессии практического психолога, которое предполагает высокую культурную продуктивность за счет рефлексии на содержание профессионального взаимодействия с клиентом.

Неквалифицированный – способен работать только в рамках одной культуры, которую он понимает через содержание своей Я-концепции, свою культурную продуктивность рассматривает как проявление стандарта поведения, проявление общекультурной нормы.

5. Конфиденциальность

В деятельности квалифицированного психолога присутствует всегда. Рефлексирует на содержание психологической информации и ее значимости для клиента.

Может и должен проводить четкое разграничение заказчика психологической информации, клиента и пользователя информации.

Понимает меру ответственности всех участников ситуации профессиональной деятельности и владеет юридическими нормами регуляции ответственности.

Неквалифицированный психолог нарушает правило конфиденциальности, склонен к распространению психологической информации, не заботиться о ее сохранении.

6. Ограничения в деятельности.

Неквалифицированный психолог работает без ограничения, берется за любой метод без рефлексии на ситуацию его применения. Не работает с другими специалистами. Ориентируется только на свою Я-концепцию. Отношение к своей профессии включено в Я-концепцию и не является предметом рефлексии.

Квалифицированный психолог реально оценивает свои возможности и уровень квалификации.

Понимает и принимает ограничения своих возможностей, проводит совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей.

Свое отношение к профессиональной деятельности не отождествляет с собственной Я-концепцией. Адекватно относится к проблеме профессионального роста.

7. Межличностное влияние в работе.

Квалифицированный психолог понимает обоюдное влияние друг на друга клиента и его самого. Во взаимодействии специально выделяет свои чувства, мысли, желания и возможности, равно как и клиента.

Все виды воздействия ( пересказ переживаний, открытые и закрытые вопросы и т.п.) на клиента показывают межличностное влияние, т.е.

показывают изменения в чувствах, мыслях, желаниях и возможностях как клиента , так и психолога.

Для неквалифицированного психолога характерно отсутствие понимания межличностного влияния, он склонен видеть в действиях клиента отражение своих прямых воздействий.

8. Человеческое достоинство.

Уважение достоинства клиента является аксиомой деятельности квалифицированного психолога, которая определяет его честность в общении с клиентом при получении, использовании и передаче ему психологической информации. Он старается в адекватной форме сообщить ему данную информацию.

Неквалифицированный психолог склонен приписывать своей профессии сверхзначимость, которая позволяет ему относиться к другим людям с позиции сверху. Неуважительное отношение не является предметом рефлексии. В работе часто использует псевдоквалифицированный жаргон, перегружает свою речь специальными терминами.

9. Обобщенная теория.

На основе обобщенного научного знания квалифицированный психолог создает и развивает собственную концепцию психологической помощи. Постоянно открыт для освоения нового знания, для восприятия альтернативных точек зрения, стремится к системному переходу в своей практической работе.

Неквалифицированный – привязан к одному подходу, не размышляет об альтернативах, оценочное отношение к другим точкам зрения.

10. Отношение к обобщенной теории.

Квалифицированный психолог рассматривает теорию как отражение реальности, он видит в ней манеру мышления.

Рассматривает теорию как способ мышления, который может совершенствоваться и меняться в зависимости от культурной и половой принадлежности человека.

Понимает, что в любой теории есть предмет и способ его описания: если предмет для всех исследователей один (внутренний мир человека), то способы его описания, анализа, обобщения для всех авторов будут разными.

Неквалифицированный психолог игнорирует способы мышления авторов различных теорий, не видит предмета теории и способа мышления автора. Для него нет проблемы соотношения своей теории с теориями других авторов. Обобщенная теория не является его личным способом мышления, свой подход принимает в качестве аксиомы.

У квалифицированного психолога принципиально отличная от неквалифицированного исходная точка зрения в понимании и получении психологической информации о клиенте, т.е. позиция психолога.

Позиция квалифицированного психолога основана на профессиональной рефлексии, позиция неквалифицированного психолога основана на его личной Я-концепции. Это различие позиций, т.е.

исходных оснований для построения взаимодействия с клиентом, можно зафиксировать в виде следующих обобщенных формул:

ПКП=Р (ОТ; Я-ПСИХОЛОГ, Я-КОНЦЕПЦИЯ)ПКП – позиция квалифицированного психологаР-рефлексия

ОТ- обобщенная теория.

ПНП=(Я-ПСИХОЛОГ; Я-КОНЦЕПЦИЯ)
ПНП- позиция непрофессионального психолога.

Это описание позволяет выделить сложный момент — необходимость постоянной профессиональной рефлексии во взаимодействии с клиентом.

Далее рассмотрим более подробно, что включает в себя понятие профессиональной компетенции.

Источник: http://extusur.net/content/6_pedpsiholog/5_1.html

Глава 5. Профессиональная позиция и статус

20 Профессиональная позиция и статус педагога-психолога

Работа практического психолога очень специфична своим предметом-

индивидуальностьючеловека. Специфичность проявляется ив том, что сам

психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на

нее полное право.В этом смысле возникает множествопроблем, связанных с

социальным статусом профессии практического психолога, например, про-

блема критериевэффективности его работы, уровня егоквалификации.

Опыт работы практических психологов позволяет выделить и описать

десять основных качеств работы квалифицированного психолога, которые

существенноотличают его профессиональную деятельностьот работы неква-

лифицированногопсихолога.

1.Целипсихологическойпомощи.

Квалифицированный психолог ориентирует клиента в его целях, дает

возможность найтимаксимально возможное число вариантовповедения. Рас-

сматривает клиента и его цели как цели потенциальной культурно-

продуктивнойличности, т.е. личности, способной кжизни в контексте куль-

туры, обладающейчувством перспективы, необходимымуровнем рефлексии

для проявленияразнообразных подходов к проблемамсвоей жизни. Т.е. рас-

сматриваетцелипсихологическойпомощикакновыевозможностиклиен-

та,которыеондолженвыявитьвовзаимодействии.

Неквалифицированныйпсихолог преследует свои цели, используеткли-

ента для реализации своих склонностей. Может демонстрировать свою ис-

ключительность как носителя профессии, подчеркивать свою компетент-

ность как психолога. Может дискредитировать все высказывания клиента

своимисуждениями, обесценивая переживанияклиента. Рассматривает цели

психологическойпомощинаосновесвоейличнойЯ-концепции,игнориру-

етЯ-концепциюклиента,неможетдатьемунаправлениеиподдержкув

совершенствованииЯ-концепции.

2.Отклилииреакции.

Квалифицированныйпсихолог может найти множествореакций–вер-

бальныхи невербальных – на широкий спектрситуаций и проблем. Избегает

оценочныхсужденийпо поводу действий и чувств клиента.

Неквалифицированный– обладает типичным стилем поведения, не

имеетадекватного ситуации отклика. Используетшаблонныеоценкидейст-

вий клиента.

3.Концепция(мировоззрение).

Квалифицированныйпсихолог понимает сложность предметасвоего ис-

следования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невоз-

53

можностьисследования в рамках одной концепции,поэтому стремитсяис-

пользоватьмножествоконцепций.

Неквалифицированный– не имеет ясной концепции, не рефлексируетна

предметсвоей практической деятельности,ограничиваетсвоюработурам-

камикакой- тооднойконцепции.Часто происхождение концепции ему не

ясно.

4.Культурнаяпродуктивностьпрактического психолога.

Квалифицированныйпсихолог способен к выработке множествамыслей,

слов и моделей поведенияв своей культуре и в рамках других культур. Его

индивидуальная икультурная эмпатия, наблюдательностьявляются основой

длякультурной продуктивности. Это позволяет ему присоединиться к миру

клиента, обрести понимание жизненного пути, отличного от собственного.

Таким образом, осуществляет культурную продуктивность не на основе

своей Я-концепции,а на основе своего отношения к профессиипрактическо-

гопсихолога, которое предполагает высокуюкультурную продуктивность за

счетрефлексиинасодержаниепрофессиональноговзаимодействияскли-

ентом.

Неквалифицированный– способен работать только в рамкаходной куль-

туры, которую он понимает через содержание своей Я-концепции, свою

культурнуюпродуктивностьрассматривает какпроявлениестандарта

поведения,проявление общекультурной нормы.

5.Конфиденциальность

В деятельности квалифицированного психолога присутствует всегда.

Рефлексирует насодержание психологической информациии ее значимости

для клиента. Может и должен проводить четкое разграничение заказчика

психологической информации, клиента и пользователя информации. Пони-

маетмеруответственностивсехучастниковситуациипрофессиональ-

ной деятельности и владеет юридическими нормами регуляции ответ-

ственности.

Неквалифицированныйпсихолог нарушаетправилоконфиденциально-

сти, склоненк распространениюпсихологической информации, не забо-

титьсяоеесохранении.

6.Ограничениявдеятельности.

Неквалифицированный психолог работает без ограничения, берется за

любой метод безрефлексии на ситуацию его применения.Не работает с дру-

гими специалистами.Ориентируется только на свою Я-концепцию.Отноше-

ние к своей профессии включено в Я-концепцию и не является предметом

рефлексии.

Квалифицированныйпсихолог реальнооцениваетсвоивозможностии

уровеньквалификации. Понимает и принимаетограничениясвоих возмож-

ностей, проводит совместную работу с коллегами и представителями смеж-

ных специальностей. Свое отношение к профессиональной деятельности не

54

отождествляет ссобственной Я-концепцией. Адекватноотносится к проблеме

профессиональногороста.

7.Межличностноевлияниевработе.

Квалифицированный психолог понимает обоюдное влияние друг на

друга клиента и его самого. Во взаимодействии специально выделяетсвои

чувства, мысли,желания и возможности, равно как иклиента. Все виды воз-

действия( пересказ переживаний, открытые и закрытыевопросы и т.п.) на

клиента показывают межличностное влияние, т.е. показывают изменения в

чувствах, мыслях,желаниях и возможностях как клиента ,так и психолога.

Для неквалифицированного психолога характерно отсутствие пони-

мания межличностного влияния, он склонен видеть в действиях клиента

отражение своихпрямых воздействий.

8.Человеческоедостоинство.

Уважениедостоинстваклиентаявляется аксиомой деятельности ква-

лифицированногопсихолога, которая определяет егочестность в общении с

клиентом при получении, использовании и передаче ему психологической

информации. Онстарается в адекватной форме сообщитьему данную инфор-

мацию.

Неквалифицированныйпсихолог склонен приписывать своейпрофессии

сверхзначимость,которая позволяет ему относиться кдругим людям с пози-

циисверху. Неуважительноеотношениене является предметом рефлексии.

Вработе часто использует псевдоквалифицированный жаргон, перегружает

свою речь специальнымитерминами.

9.Обобщеннаятеория.

На основе обобщенного научного знания квалифицированный психо-

логсоздает и развиваетсобственную концепцию психологическойпомо-

щи. Постояннооткрыт для освоения нового знания, длявосприятия альтерна-

тивных точекзрения, стремится к системному переходув своей практической

работе.

Неквалифицированныйпривязан к одномуподходу, неразмышляет

об альтернативах,оценочное отношение к другим точкамзрения.

10.Отношениекобобщеннойтеории.

Квалифицированныйпсихолог рассматривает теорию какотражение ре-

альности, он видит в ней манеру мышления. Рассматривает теорию как

способмышления,который может совершенствоваться именяться в зависи-

мости от культурной и половой принадлежности человека. Понимает, что в

любой теории естьпредмет и способ его описания: еслипредмет для всех ис-

следователей один(внутренний мир человека), то способыего описания, ана-

лиза, обобщениядля всех авторов будут разными.

Неквалифицированный психолог игнорирует способы мышления авто-

ров различныхтеорий, не видит предмета теории испособа мышления авто-

ра. Для него нетпроблемы соотношения своей теории стеориями других ав-

55

торов.Обобщеннаятеориянеявляетсяеголичнымспособоммышления,

свой подходпринимает в качестве аксиомы.

У квалифицированногопсихолога принципиально отличная отнеквали-

фицированногоисходная точка зрения в понимании иполучении психологи-

ческой информации оклиенте, т.е. позиция психолога. Позицияквалифици-

рованного психологаоснована на профессиональной рефлексии,позиция не-

квалифицированного психолога основана на его личной Я-концепции. Это

различие позиций,т.е. исходных оснований для построениявзаимодействия с

клиентом можнозафиксировать в виде следующих обобщенныхформул:

ПКП=Р (ОТ; Я-ПСИХОЛОГ,Я-КОНЦЕПЦИЯ)

ПКП – позицияквалифицированного психолога

Р-рефлексия

ОТ- обобщеннаятеория.

ПНП=(Я-ПСИХОЛОГ;Я-КОНЦЕПЦИЯ)

ПНП- позициянепрофессионального психолога.

Это описаниепозволяет выделить сложный момент-необходимость по-

стояннойпрофессиональной рефлексии вовзаимодействии с клиентом.

Рассмотрим более подробно, что включает в себя понятие профессио-

нальной компетенции.

Источник: https://studfile.net/preview/3822409/page:18/

Статус практического психолога в системе образования

20 Профессиональная позиция и статус педагога-психолога

Профессиональные позиции, установки и в целом со­держание профессиональной деятельности психолога во мно­гом определяются его статусом.

Наиболее благоприятной представляется ситуация, когда специалист занимается своей работой, являясь практическим психологом, принимает эпизодическое участие в преподава­нии спецпредметов (психология, основы выбора профессии).

Всю свою энергию и рабочее время он отдает психологичес­ким задачам. Как психолог он может взглянуть на педагоги­ческий процесс со стороны. Ему как заинтересованному лицу больше доверяют учащиеся и родители.

Тем не менее в этой ситуации наблюдается определенная настороженность со сто­роны педагогов. Если психолог не имеет педагогического опы­та, недостаточное знание школьных проблем очень затрудня­ет его адаптацию.

Как правило, слаба его методическая подготовленность, не хватает жизненного опыта. В таких случа­ях необходим тесный контакт с учителями, открытыми к психологии, всегда ищущими путь к ребенку.

При возвращении бывшего педагога, окончившего спец­факультет, в родной коллектив в новом качестве, новой профессиональной роли адаптация часто тормозится из-за сложившихся ранее стереотипов отношений и соответству­ющих им социальных ожиданий.

Большие перемены в лич­ностных установках и статусе специалиста иногда вступают в противоречие со стереотипами. Психолог пытается наделе доказать правильность своих новых установок — берет часть учебной нагрузки, не понимая, что состояние ролевой неопределенности мешает его становлению в новом статусе.

Совмещение должностей — дело очень трудное и порой не­посильное для начинающего специалиста. Поэтому такой пси­холог, хотя и может лично участвовать в анализе педагоги­ческого процесса, зная его «изнутри», делает это эпизоди­чески, только в случае крайней необходимости.

Психолог в большей степени зависим от коллег и администрации, и самое главное — слабо и медленно входит в новый статус.

Еще более невыгодно положение начинающего специа­листа, когда его назначают на административную или пе­дагогическую должность и «догружают» половиной ставки психолога. В этой ситуации он должен в полном объеме вести основную работу.

В его деятельности доминируют пе­дагогические установки и стереотипы поведения, которые он пытался преодолевать во время обучения. Катастрофи­ческая нехватка времени на психологическую работу не дает возможности совершенствовать профессиональную компетентность психолога.

В практической работе он огра­ничивается эпизодическим консультированием, психоло­гической пропагандой и подготовкой административных мероприятий.

Часть специалистов работают при отделах народного обра­зования в качестве районного психолога, психолога-методи­ста. Они независимы от администрации и педколлектива, вме­сте со статусом психолога получают статус руководящего ра­ботника.

Именно последнее вызывает настороженность педколлективов, которые будут стараться сглаживать про­блемы, не выносить сор из избы.

Как правило, начинают эти психологи свою деятельность с масштабных исследований, консультирования различных категорий, а приходят к наи­более приемлемым вариантам — осуществлению психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей, оказанию методической помощи и координации деятельности школьных психологов района.

Таким образом, уже сам статус психолога в значитель­ной мере определяет его ориентации на тот или иной тип отношений со школьным коллективом и ведущие направ­ления его деятельности.

1.4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА                                                                                                        

Для эффективной работы психологу нужен отдельный кабинет и помещение для групповых занятий.

Кабинет обору­дуется автоматизированным рабочим местом, включающим, как минимум, персональный компьютер с программным обеспечением, аудио- и видеоаппаратуру, фонд психодиаг­ностических методик, «телефон доверия», закрытые шка­фы для хранения психологической информации и докумен­тов конфиденциального характера.

Уроки психологии, факультативы, лекции для родителей и педагогов могут проводиться в обычных учебных классах или специальном психологическом кабинете.

В нем можно расположить учебно-методические материалы: психологичес­кий календарь; почтовый ящик психолога; психологические советы дня — рекомендации для педагогов, родителей и учащихся разного возраста. Возможно оформление сменных тематических стендов по актуальным проблемам социаль­ной, возрастной и педагогической психологии.

Большое зна­чение должно придаваться адресной психологической ин­формации: наглядной презентации обобщенных результатов проводимых психологических исследований, рекламе про­водимых психологических мероприятий.

Помещение для сеансов психологической разгрузки, кон­сультирования должно быть оформлено особым образом. Три стены — две боковые и передняя — расписаны. Задняя стена выполнена в виде двойной массивной шторы темно-зелено­го цвета.

В кабинете установлены в три ряда 12 кресел, обивка кресел по окраске и фактуре соответствует задней шторе. Кресла глубокие, мягкие, с высокими спинками, мягкими подлокотниками. Стены кабинета — двойные. Наружные сте­ны облегченные, представляют собой подрамники, на ко­торые натянут живописный холст.

К росписи предъявляют­ся определенные требования. Холст должен быть тщательно загрунтован так, чтобы через рисунок не проступала фактуpa ткани, рисунок выполняется тщательно, с выписывани­ем мелких деталей, в сочной колоритной манере, матовы­ми красками, не отражающими блики света.

Роспись мо­жет быть выполнена и на стенах. Ее назначение — способ­ствовать формированию эмоционального состояния покоя, отдыха.

Закругленный потолок и стены создают иллюзию рас­ширенной перспективы, «стереоскопический эффект», что очень важно при ограниченных габаритах помещений — по­толок и стены не должны давить и создавать угнетающего впечатления. Этим же задачам соответствует сюжет картины.

Передняя стена, несущая максимальную зрительную нагруз­ку, изображает спокойную темно-голубую гладь озера с зарослями камышей на втором плане и склонившейся к воде ветвями ивой.

Плавная закругленная линия перехода на боковые стены, которая постепенно сливается с негус­той береговой рощей, изображенной на них, углубляет сте­реоскопический эффект пространства, светлые стволы строй­ных берез также решают психологическую задачу: подчер­кивают колорит сочной зелени листвы и травы, способствуют умиротворенности, ощущению пространства, создают свет­лое, приподнятое состояние. На росписи не должно быть следов деятельности человека: изображения дорог, постро­ек и других отвлекающих деталей, которые могут вызвать ненужные для поставленной цели ассоциации, или, напри­мер, срубленных, поваленных деревьев, которые вызывают отрицательные эмоции. В световой гамме преобладают свет­лые, сочные зеленые тона, почти исключен фиолетовый цвет. Ограниченно используются красный, оранжевый, жел­тый оттенки, способствующие возбуждению, повышению активности центральной нервной системы. С другой сторо­ны, зеленая трава, кустарники выполняются с минималь­ным содержанием холодных тонов. Пространство между внут­ренней и наружной сторонами стен около 0,5 м. Оно служит для дополнительной звукоизоляции и размещения акусти­ческих колонок. Потолок также двойной в виде полусферы, имитирующей небо.

Настенная роспись освещается светильниками, установ­ленными над шторой задней стенки. Светильники снабже­ны специальными светофильтрами, обеспечивающими три типа освещения: утренне-вечерний, дневной и ночной свет (А.А. Репин).

Если в образовательном учреждении работают несколько психологов, они могут выполнять супервизорские функции по отношению к деятельности друг друга. Это удобно делать, имея в помещении для тренингов и консультаций завуалированное окно со стеклом Гезелла (для наблюдения за клиентом или психологом без ощущения присутствия).

Таким образом, рабочий кабинет практического психо­лога содержит следующие блоки:

—    документацию, планирующую его деятельность;

—    документацию, отражающую итоги психодиагности­ческих исследований;

—    программное, аппаратурное и инструментальное обес­печение коррекционно-развивающей работы;

—     программное и инструментальное обеспечение релак­сационных, тонизирующих и других тренингов;

—     компьютерные базы данных о методах, психологичесческой диагностики, коррекции, профилактики, кон­сультирования;

—   компьютерные базы данных о клиентах и их проблемах;

—    компьютерные базы данных о психологических цент­рах Российской Федерации;

—     Интернет практического психолога;

—        библиотеку, картотеку, видеотеку.

Такой кабинет способствует повышению эффективности работы, помогает создать обстановку доверительного обще­ния, психологического комфорта для клиентов.

Большие затраты на оборудование рабочего кабинета бы­стро оправдывают себя, если психолог активно использует его площади и оборудование. Для этих целей важно четко продумывать циклограмму использования кабинета в рабо­те с педагогами, учащимися и их родителями. В ней должны быть указаны время, категории клиентов и формы психо­логической помощи.

Ниже приводится пример циклограммы работы кабинета школьного психолога, рассчитанной на неделю (табл. 2). При планировании работы на месяц психологу желательно раз­работать и довести до сведения всего школьного коллектива полную циклограмму его деятельности. Возможно составле­ние циклограммы года, предусматривающей важнейшие психологические мероприятия.

Планирование работы психолога состоит из перспектив­ного плана на учебный год, месячного календарного, еже­недельных текущих планов и ежедневного рабочего плана.

Перспективный план на учебный год отражает стратегию психологической службы учреждения образования: цели и задачи психологического сопровождения естественного развития детей, выявление психологических причин трудно­стей развития, связанных с неэффективностью педагоги­ческого процесса; определение направлений педагогических экспериментов. Этот план обязательно соотносится с перс­пективными планами учреждения (школа, детский сад).

Таблица 2

День

Время

Учителя

Учащиеся

Родители
Поне­дельник

9—12

12—14

!5—16

18—19

Индивидуаль­ное консульти­рование

Психодиагностика (обработка резуль­татов)

Психологическая гимнастика

Школа для родителей, I— IV класс
Втор­ник

9—12

12—14. 15-16 18—19

Психодиагнос­тика

Психодиагностика

(обработка резуль­татов)

Факультатив для девочек (тренинг)

«Телефон доверия» (I смена)

Школа для родителей, V—VIII класс
Среда

9—12 12 — 14 15—16

Модульные

курсы

Факультатив для мальчиков (тренинг)

Психологическая гимнастика

Индивидуаль­ные консуль­тации

Четверг

9—12

12—14

15—18

Педконсилиум ((Телефон доверия» (II смена) Школа трех «С»

Индивидуаль­ные консуль­тации

Пятни­ца

9—10

11—12

12—14 18—19

Консультатив­ное совещание с администра­цией Психотерапия

«Телефон доверия»

Школа для родителей, IX—XI класс

Календарные планы помогают практическому психологу в полном объеме реализовать свои функции. Чтобы регули­ровать выполнение функциональных обязанностей, мы ре­комендуем в плане-сетке предусмотреть доминирующие на­правления деятельности.

Понедельник (психодиагностика). Психодиагностика и об­работка результатов исследования.

Вторник (психологическое консультирование). «Телефон доверия», индивидуальное и семейное консультирование.

Среда (психокоррекция). Психокоррекционная и психо­профилактическая работа.

Четверг (психопрофилактика). Проведение тренинга об­щения, сеансов психотерапии, психологической гимнастики.

Пятница {психолого-педагогическая пропаганда). Про­ведение модульных курсов, педконсилиумов, педсоветов, участие в координационных совещаниях.

В плане-сетке на неделю, который составляется на осно­ве перспективного плана, заявок педколлектива, админис­трации, индивидуальных запросов клиентов, отражается все содержание деятельности психолога.

На каждый день определяется конкретный объем работы. Один день в неделю нужно уделить самообразованию и об­работке материалов психодиагностики. Профессиональная деятельность психолога отражается в его документации:

1. Программа психологического обеспечения опытно-эк­спериментальной работы учреждения по конкретной, акту­альной теме (2—3 года).

2.      План работы практического психолога на год, состав­ленный по следующим направлениям:

—   диагностика детского и воспитательского коллективов;

—   диагностика, прогнозирование и гуманизация педаго­гического процесса;

—        консультативная работа с детьми, учащимися, педа­гогами, родителями, руководителями;

—      коррекционная работа с детьми;

—     психопрофилактическая работа в педколлективе;

—   организационная работа.

3.      Циклограмма работы кабинета психолога.

4.      План-сетка работы психолога на неделю (месяц).

5.     Психодиагностическая документация.

6.       Краткие планы (программы) проводимых занятий.

Источник: https://studopedia.net/15_76256_status-prakticheskogo-psihologa-v-sisteme-obrazovaniya.html

Medic-studio
Добавить комментарий