20 Воспитание в социальном смысле: В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного

Воспитание

20 Воспитание в социальном смысле: В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 37Следующая ⇒

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Тем не менее общепринятого определения понятия «воспитание» не существует. Одно из объяснений этого – его многозначность.

Воспитание можно рассматривать как общественное явление, деятельность, процесс, результат, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д.

Каждое из этих значений справедливо, но ни одно их них не позволяет охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом.

Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют воспитание как социальное или как педагогическое явление, рассматривая их, в свою очередь, в широком или узком смысле.

Воспитание как социальное явление – один из факторов жизни и развития общества. Воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Под опытом понимаются знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы, духовное наследие человечества. Как социальное явление воспитание носит:

а) исторический характер. Оно возникло вместе с обществом и будет существовать, пока существует общество;

б) конкретно-исторический характер. Смена уровня развития производственных сил и производственных отношений влечет за собой смену целей, задач и форм воспитания;

в) классовый характер. Хорошее воспитание требует больших затрат, в том числе и финансовых, а значит, становится недоступным для всех людей в обществе, начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность;

г) социальный характер. Цели, содержание, формы воспитания определяются потребностями общества и формулируются исходя из его интересов.

Воспитание в узком социальном смысле – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка, трудовые коллективы и т. д.) с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни.

Воспитание как педагогическое явление в широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества, эстетических взглядов и т. д.).

Признаки воспитания как педагогического понятия:

• целенаправленность (наличие какого-то образца, идеала воспитания);

• соответствие социально-культурным ценностям (воспитывается то, что принято в обществе);

• присутствие определенной системы организуемых влияний. В педагогике принято выстраивать траекторию движения

к цели через комплекс решаемых задач. К задачам воспитания традиционно относят задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, гражданского воспитания.

Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.

Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В.А. Сухомлинский).

Задача школьного воспитания – разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся.

Для решения этих задач используются такие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение. Существуют приемы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль и др.

Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание, понимаемое как перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества.

Процесс изменения, ломки сознания и поведения очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. В перевоспитании нуждаются ученики, называемые трудными, имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе.

Причиной этого являются, как правило, ошибки в семейном и (или) школьном воспитании, влияние малых социальных групп.


⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒

Date: 2016-02-19; view: 213; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/10-146832.html

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»

Программа профессиональной переподготовки: «Учитель математики. Технологии проектирования и реализации учебного процесса в основной и средней школе с учетом требований ФГОС»

Тема: понятие «воспитание» в широком социальном смысле, узком социальном смысле и в педагогическом значении.

Выполнила: Кудина Л.В. .

Талица 2018

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего- люди. Из них на первом месте- родители и педагоги.» А.С.Макаренко

«Воспитание — это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становление его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека».

 Воспитание направлено на передачу накопленного ранее опыта (знаний, трудовых умений, способов мышления, этических и правовых норм, культурных ценностей) от поколения к поколению.

Воспитание в узком социальном смысле призвано упорядочить влияние социального окружения на подрастающего человека, сформировать его собственный разносторонний опыт, компенсировать в нем недостаток того, что необходимо для полноценного развития личности, преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации.

Понятие «воспитание» — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества. В педагогике можно встретить понятие «воспитание», употребляемое в нескольких значениях:

-в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности;

-в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательный процесс;

– в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся;

– в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.

«воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Сущность воспитания как педагогического процесса:

1.Создание условий для самовоспитания, саморазвития личности. «Воспитание есть, в сущности самовоспитание…Строго говоря, с научной точки зрения нельзя воспитывать другого». (Л.С.Выгодский)

2.Формирование у детей отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира. «Предметом воспитания является отношение а не умения, знания, навыки и даже не поступки ребенка; именно отношение определяет образ жизни и поступки человека».(А.С.Макаренко)

Воспитание-это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.(В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко)

Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория “воспитание” – одна из основных в педагогике.

Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).

Воспитание в широком смысле – это воздействие общества на личность человека.

Сущностные характеристики понятия «воспитание»

Сущностные характеристики

понятия «воспитание» в широком социальном смысле

Сущностные характеристики

понятия «воспитание» в узком социальном смысле

понятие «воспитание» в широком педагогическом значении

понятие «воспитание» в узком педагогическом значении

1.Стихийный, спонтанный процесс социального воздействия. 2.Передача от поколения к поколению и усвоение накопленного ранее опыта. 3.Способствует подготовке людей к трудовой деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций.

1.Процесс целенаправленной контролируемой социализации. 2.Призвано упорядочить влияние социального окружения на школьника и сформировать собственный разносторонний опыт. 3.Способствует преодолению или ослаблению отрицательных последствий социализации.

Воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательный процесс

Под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся

Общие и отличительные признаки понятия воспитания в широком и узком социальном смысле.

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.

Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов в процессе которого формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека, нравственные ценности, политическая ориентация и подготовка к жизни. Координаторами воспитательного процесса выступают учебно-воспитательные учреждения, где осуществляется социально-организованное воспитание.

В широком педагогическом смысле воспитание-это специально организованное, целенаправленное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

Общим является то, чтопроцесс воспитания (в широком и узком социальном смысле) направлен на то, чтобы человек стал полноценным членом общества; усвоил социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, т.е. не только адаптировался к обществу, но и активно участвовал в процессе социализации, влиял на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

Сходство и различия понятия «воспитание» в широком и узком социальном смысле:

-воздействие социальной среды на человека,

-освоение школьниками социального опыта.

Различия:

-осуществляется, в основном, стихийно, спонтанно.

-процесс целенаправленный, организованный

Каково соотношение социализации и воспитания в широком и узком социальном смысле?

«Социализация-развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленными, создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» (А.В.Мудрик).

В педагогической литературе часто рассматривают социализацию и воспитание как два разных процесса.

Социализация представлена как неосознанное и случайное влияние на личность человека, которое происходит без его непосредственного участия в жизни общества, в то время как воспитание – это осознанное целенаправленное воздействие на личность через и при помощи образовательных и общественных институтов.

Необходимо отметить, что общество использует все лучшее, что накоплено воспитанием, особенно важны общественные отношения и цели. Общественные отношения объединяют действия воспитания и социализации, а цели придают воспитанию осознанный характер и отличают его от социализации.

Таким образом, воспитание и социализация являются как общественной практикой, так и общественным результатом по отношению к любому общественному проявлению (культура, мораль, труд, идеология, общественное сознание, общественные отношения и др.).

Социализация и воспитание связаны одновременно со всеми общественными проявлениями, но таким образом, что использоваться они должны только по отношению к данному обществу, и разделить или выделить по отдельным функциям эти два явления невозможно.

Современная школа стремится соединить систему воспитания с разными формами общественной жизни: привлекаются общественные организации, организуется общественная практика на базе внешкольных организаций, с целью дать воспитанникам общественный опыт, который понадобится им в дальнейшей жизни.

Ведущую роль в нем играют учитель, организация школьного дня, распределение учеников по классам, школьные требования и т.д., что содействует сближению учеников с общественной жизнью. При внимательном рассмотрении механизма данного процесса, можно отметить его идентификацию с процессом социализации, а разница лишь в том, что воспитание – это деятельность, которая сознательно использует механизмы социализации.

 И социализация, и воспитание включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена на развитие духовного здоровья общества, а воспитание – на развитие духовности в личности.

В случае, когда общество не стремится к поддержанию своего духовного здоровья, социализация в нем во многом заменяется простой адаптацией. Поддержание общества основано на его стремлении к здоровью, устойчивому саморазвитию, гармоничности свободы, прав и обязанностей личности и социальных институтов.

Если все это поддерживается в основном принудительными, силовыми мерами, это говорит о нездоровье общества.

        Стабильность, духовное здоровье общества невозможны без духовного развития личности. От уровня нравственной культуры общества зависит успех или неудача социальных преобразований. Процессы воспитания и социализации неразрывно соединены.

На пересечении областей социализации и воспитания находится процесс индивидуализации личности, когда, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность.

Воспитание и социализация тесно связаны между собой; они опираются на те же процессы, которые направлены на связь индивида с обществом.

Разница между этими процессами в том, что воспитание – это сознательное создание условий для общественной практики воспитанника и сознательное использование в своих целях механизмов социализации, а значит, социализация является более широким понятием, которое включает в свою сферу и воспитание.

2. Приведите примеры из педагогической практики, иллюстрирующие следующие особенности воспитательного процесса: а) длительность,  б) вариативность и неопределённость результатов воспитания.

Длительность педагогического процесса.

Воспитательный процесс, по сути, длится всю жизнь. К. Гельвеции писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание».

В наш колледж в середине учебного года был переведен из другого техникума Дерябин Михаил. Мальчик был замкнут, груб, не мог построить дружеские отношения с ребятами. Он стал самоутверждаться, оскорбляя, унижая студентов.

Михаил также не мог спокойно разговаривать и с преподавателями. Воспитательная деятельность была направлена на формирование качеств личности, определяющих отношение человека к обществу, к другим людям, к труду, к самому себе.

Преподавателями, работающими на отделении Михаила, была поставлена задача – организация нравственного просвещения: воспитание нравственных убеждений, а также качеств, определяющих отношение к обществу (патриотизм, гражданственность), труду (ответственность, чувство долга, сознательность, уважение труда взрослых, трудолюбие), другим людям (коллективизм, принципиальность, инициатива, гуманизм, толерантность, товарищество и др.),к самому себе (сознательная дисциплинированность, честность, правдивость, настойчивость и др.).

Нельзя быстро воспитать чуткого, душевного, отзывчивого человека. Процесс идёт очень медленно, который нельзя форсировать. Ещё сложнее перевоспитать человека. Нет универсальных методик, чтобы лентяя перевоспитать в труженика, эгоиста переделать в альтруиста, хама и грубияна в вежливого и тактичного человека.

Процесс воспитания считается нескончаемым действием, меняется только роль и соответствие разных воспитательных причин факторов: семья, школа, колледж, трудовой коллектив, собственная семья, а также различные общественные, политические, религиозные организации.

К четвертому курсу Михаил изменил свое отношение к сокурсникам, преподавателям, жизни. Он приобрел необходимые навыки успешной социализации и возглавил студенческую комиссию по самоуправлению в колледже.

б) вариативность и неопределённость результатов воспитания.

Вариативность (неоднозначность и неопределенность результатов): В одних и тех же условиях одними и теми же действиями могут быть достигнуты разные результаты. Это обусловлено:

Различиями в индивидуальных качествах учеников, их социальном опыте, в отношении к воспитанию;

Зависимостью от уровня профессиональной подготовленности преподавателей, умения сотрудничать с детьми;

Например, первые уроки по математике для первокурсников я провожу в виде деловой игры « Развитие понятия о числе. (на примере истории развития колледжа». Хотя информация одна и та же для всех студентов, она воспринимается совсем по-разному. Студенты, проживающие в нашем городе и знающие историю колледжа, выполняют математические расчеты с меньшим энтузиазмом, чем приезжие.

3. В чём заключается взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания? Почему в реальном воспитательном процессе педагогу необходимо руководствоваться  принципами воспитания?

Взаимосвязь общих закономерностей и общих принципов воспитания.

Принцип общественной направленности воспитания. Принцип субъектности – развитие способности ребенка осознавать свое “Я”.

2.Результаты воспитания обусловлены согласованностью воспитательных воздействий: воздействий объективных и субъективных факторов.

Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей ребенка. Принцип согласованности прямых и параллельных педагогических воздействий.

3. Положительная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, требовательным и почтительным к ней отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития.

Принцип личностно ориентированного подхода Принцип гуманистической направленности воспитания. в воспитании. Принцип опоры на положительное.

4. Эффективность воспитания определяется степенью собственной активности личности, содержанию и способам организации деятельности, к которой она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью детей.

Принцип деятельностного подхода. Принцип стимулирования активности личности, ее участие в социальном полезной и значимой деятельности. Принцип согласованности педагогического руководства деятельностью и развития инициативы и самостоятельности воспитанников. Принцип вариативности деятельности, соответствие ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности.

5. Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организацией воспитательных воздействий и взаимоотношений.

Принцип целостного подхода в воспитании. Принцип ориентации педагогической. деятельности и взаимодействия на формирование сознания и опыта деятельности. Принцип эстетизации детской жизни.

6. Эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлено способностью воспитателей понять стремление юного человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых способов педагогического воздействия

Принцип сотрудничества, партнерства в воспитательных отношениях. Принцип активизации морально-волевых сил ребенка и пробуждение непосредственного интереса к делу.

Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, в том числе и к педагогическим влияниям.

В ходе воспитательного процесса постепенно формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения – весь тот комплекс причин и условий, который и называется отношением к воспитанию.

Сформировавшись, оно определяет уровень и эффективность педагогического взаимодействия, оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания В воспитательном процессе организуются также специальные воздействия, нейтрализующие, а часто и пресекающие негативное поведение воспитанников.

Если организация не соответствует цели, воспитательный процесс не достигает успеха. И наоборот, чем целесообразнее организация, чем лучше применяемые формы, средства и методы соответствуют поставленным задачам, тем выше эффективность воспитательного процесса.

Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике.

Педагогическое воздействие на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью: чем оно качественнее, тем лучше. Именно в воспитательном процессе внешние влияния трансформируются во внутренние достижения школьника.

И если влияния достаточно сильны, отвечают потребностям ребенка, если они вызывают активность самого школьника, то трансформация целей в мотивы самой личности происходит значительно легче и быстрее.

Источник: https://infourok.ru/ponyatie-vospitanie-v-shirokom-socialnom-smisle-uzkom-socialnom-smisle-i-v-pedagogicheskom-znachenii-2989886.html

Принципы и закономерности воспитания

20 Воспитание в социальном смысле: В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного

Принципы и закономерности воспитания

Воспитание в широком социальном смысле

Воспитание в узком социальном смысле

Воспитание в педагогическом значении

 совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

 специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

 процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

 В широком  социальном  смысле воспитание рассматривается как объективно-закономерное явление действительности, неразрывно связано с развитием человеческого общества

 Процесс целенаправленный и сознательно контролируемой социализации осуществляющейся через специально создаваемые государственные и общественные институты  рассматривается как воспитание  в узком социальном смысле (семейное, школьное, религиозное)

 Важная существенная характеристика воспитания в педагогическом значении – формирование у детей отношение к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира

      Понятия «воспитание» в широком  социальном  смысле, узком социальном смысле и в педагогическом значении являются смысловыми значениями одного многократного понятия «воспитание» и как составные части одного понятия имеют общие признаки, а именно:

  • воспитание появилось  с момента зарождения общества  и будет существовать пока существует общество;
  • воспитание направлено на передачу накопленного ранее опыта (знаний, трудовых умений, способов мышления, этических и правовых норм, культурных ценностей) от поколения к поколению;
  • воспитание –  вечная общечеловеческая категория;
  • воспитание – категория социальная, свойственная людям;
  • воспитание – как общественное мнение имеет исторический характер, оно не остается неизменным на протяжении всего периода развития общества;
  • воспитание – носит классовый характер, господствующий класс определяет его направленность, цели, содержание и формы;

   Вместе   с тем, как собственное смысловое значение, каждое из трех понятий имеет  и собственные отличительные признаки:

  • воспитание в широком  социальном  смысле происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой;
  • воспитание  в узком социальном смысле призвано упорядочить влияние социального окружения на подрастающего человека, сформировать его собственный разносторонний опыт, компенсировать в нем недостаток того, что необходимо для полного развития личности, преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации;
  • воспитание в педагогическом значении является наиболее узким, специализированным и углубленным направлением воспитания;

 Воспитание как общественное явление, как процесс взаимодействия поколений, обеспечивающий передачу социального опыта, накопленных знаний, традиций и родственных норм  и ценностей отожествляется с социализацией.

 В процессе социализации человек формируется как потенциальный член общества. Любое общество заинтересованно, чтобы его члены были законопослушными гражданами (политическая социализация), компетентно участвовали в производительной деятельности (профессиональная социализация), строили свою жизнь по законам морали (нравственная социализация).

Процесс социализации носит в основном стихийный характер, но  может быть направляемой, а так же частично контролируемой. Стихийный характер процесса социализации соответствует воспитанию в широком смысле, направляемая и частично контролируемая социализация рассматривается как воспитание в узком социальном смысле.

Воскресная школа, занятие с будущими первоклассниками. Дети выполняют задания. Ухоженный мальчик, не единственный, но поздний ребенок в семье, вдруг перестает быть центром внимания. Говорит вслух: – Я не буду выполнять. Педагог с улыбкой спрашивает: «Не будешь, но и не делай».

Родители улыбаются. Мальчик посидел немного, посмотрел вокруг, взял в руки карандаш и начал выполнять задание  и  между прочим сделал очень хорошо. Да и сейчас успешно учится.

Воспитание вроде нет, а результат есть и школа не стала местом принуждения – вариативность воспитательного процесса.  

Закономерности воспитания

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей.

Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности к жизни и окружающим людям. Личность развивается только в том случае, если она побуждается к активной деятельности. Из этого вытекает следующая закономерность воспитания: овладение общечеловеческой профессиональной культурой наиболее эффективно осуществляется в различных видах деятельности.

Эффективность воспитания во многом зависит от собственной активности воспитанника, от содержания и способов организации его деятельности.

Развитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Нравственное профессиональное развитие дает возможность воспитаннику испытать радость от осознания собственного роста

В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выраже­ны основные требования , методам и организации воспитательного процесса.

Принципы воспитания

1. принцип педагогической целесообразности. (Данный принцип предусматривает такую педагогическую деятельность, которая бы стимулировала и формировала у учащихся духовные, физические, нравственные качества, составляющие своеобразную программу личности.)

2. Принцип воспитания в коллективе ( предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Для того чтобы воздействие коллектива было благотворным и эффективным, необходима социальная работа по развитию его воспитательных функций.)

3. Принцип связи воспитания с жизнью. (Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников жизнен­ный и профессиональный опыт. При этом воспитанники должны активно вклю­чаться в общественно полезную деятельность.)

4. Принцип развития самодеятельности личности. (главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность ученика. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у учащихся актив­ность, самостоятельность и инициативу.)

5. Принцип единства требований в сочетании с уважением к личности учащихся (определяет направления развития отношений педагога и воспитанников. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности учащихся)

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания.

Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом.

Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.

Воспитание – основной элемент социализации т.к. именно оно дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценности и норм. Ведущая роль в этом процессе принадлежит образовательным учреждениям в частности школе.

В образовательных учреждениях воспитание организуется педагогами профессионалами, которые наделены обществом специальными полномочиями и несут перед ним профессиональную ответственность.

В этом случае речь идет о воспитании как о педагогическом явлении, а само понятие «воспитание» рассматривается в педагогическом значении.

В педагогическом значении можно определить общие признаки:

  • целенаправленность, освоение ребенком социального опыта;
  • создание условий для усвоения определенных норм отношений;

В процессе воспитания ребенок не только познает мир, но и самого себя,  осознает свое место среди других людей, свои возможности в различных видах деятельности, свой личностный потенциал.

Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как только культивировать у себя такие качества, которые они хотели бы привить своим детям.

 Воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры.

Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.

Принципы и закономерности воспитания

Воспитание в широком социальном смыслеВоспитание в узком социальном смыслеВоспитание в педагогическом значении
 совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
 В широком социальном смысле воспитание рассматривается как объективно-закономерное явление действительности, неразрывно связано с развитием человеческого общества Процесс целенаправленный и сознательно контролируемой социализации осуществляющейся через специально создаваемые государственные и общественные институты рассматривается как воспитание в узком социальном смысле (семейное, школьное, религиозное) Важная существенная характеристика воспитания в педагогическом значении – формирование у детей отношение к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира

Понятия «воспитание» в широком социальном смысле,узком социальном смысле и в педагогическом значении являются смысловыми значениями одного многократного понятия «воспитание» и как составные части одного понятия имеют общие признаки, а именно:

  • воспитание появилось с момента зарождения общества и будет существовать пока существует общество;
  • воспитание направлено на передачу накопленного ранее опыта (знаний, трудовых умений, способов мышления, этических и правовых норм, культурных ценностей) от поколения к поколению;
  • воспитание – вечная общечеловеческая категория;
  • воспитание – категория социальная, свойственная людям;
  • воспитание – как общественное мнение имеет исторический характер, оно не остается неизменным на протяжении всего периода развития общества;
  • воспитание – носит классовый характер, господствующий класс определяет его направленность, цели, содержание и формы;

Вместе с тем, как собственное смысловое значение, каждое из трех понятий имеет и собственные отличительные признаки:

  • воспитание в широком социальном смысле происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой;
  • воспитание в узком социальном смысле призвано упорядочить влияние социального окружения на подрастающего человека, сформировать его собственный разносторонний опыт, компенсировать в нем недостаток того, что необходимо для полного развития личности, преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации;
  • воспитание в педагогическом значении является наиболее узким, специализированным и углубленным направлением воспитания;

 Воспитание как общественное явление, как процесс взаимодействия поколений, обеспечивающий передачу социального опыта, накопленных знаний, традиций и родственных норм и ценностей отожествляется с социализацией.

В процессе социализации человек формируется как потенциальный член общества. Любое общество заинтересованно, чтобы его члены были законопослушными гражданами (политическая социализация), компетентно участвовали в производительной деятельности (профессиональная социализация), строили свою жизнь по законам морали (нравственная социализация).

Процесс социализации носит в основном стихийный характер, но может быть направляемой, а так же частично контролируемой. Стихийный характер процесса социализации соответствует воспитанию в широком смысле, направляемая и частично контролируемая социализация рассматривается как воспитание в узком социальном смысле.

Воскресная школа, занятие с будущими первоклассниками. Дети выполняют задания. Ухоженный мальчик, не единственный, но поздний ребенок в семье, вдруг перестает быть центром внимания. Говорит вслух: – Я не буду выполнять. Педагог с улыбкой спрашивает: «Не будешь, но и не делай».

Родители улыбаются. Мальчик посидел немного, посмотрел вокруг, взял в руки карандаш и начал выполнять задание и между прочим сделал очень хорошо. Да и сейчас успешно учится.

Воспитание вроде нет, а результат есть и школа не стала местом принуждения – вариативность воспитательного процесса.

Закономерности воспитания

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей.

Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности к жизни и окружающим людям. Личность развивается только в том случае, если она побуждается к активной деятельности. Из этого вытекает следующая закономерность воспитания: овладение общечеловеческой профессиональной культурой наиболее эффективно осуществляется в различных видах деятельности.

Эффективность воспитания во многом зависит от собственной активности воспитанника, от содержания и способов организации его деятельности.

Развитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Нравственное профессиональное развитие дает возможность воспитаннику испытать радость от осознания собственного роста

В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

Принципы воспитания— это общие исходные положения, в которых выраже­ны основные требования , методам и организации воспитательного процесса.

Принципы воспитания

1. принцип педагогической целесообразности. (Данный принцип предусматривает такую педагогическую деятельность, которая бы стимулировала и формировала у учащихся духовные, физические, нравственные качества, составляющие своеобразную программу личности.)

2. Принцип воспитания в коллективе (предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Для того чтобы воздействие коллектива было благотворным и эффективным, необходима социальная работа по развитию его воспитательных функций.)

3. Принцип связи воспитания с жизнью. (Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников жизнен­ный и профессиональный опыт. При этом воспитанники должны активно вклю­чаться в общественно полезную деятельность.)

4. Принцип развития самодеятельности личности. (главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность ученика. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у учащихся актив­ность, самостоятельность и инициативу.)

5. Принцип единства требований в сочетании с уважением к личности учащихся (определяет направления развития отношений педагога и воспитанников. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности учащихся)

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания.

Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом.

Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.

Воспитание – основной элемент социализации т.к. именно оно дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценности и норм. Ведущая роль в этом процессе принадлежит образовательным учреждениям в частности школе.

В образовательных учреждениях воспитание организуется педагогами профессионалами, которые наделены обществом специальными полномочиями и несут перед ним профессиональную ответственность.

В этом случае речь идет о воспитании как о педагогическом явлении, а само понятие «воспитание» рассматривается в педагогическом значении.

В педагогическом значении можно определить общие признаки:

  • целенаправленность, освоение ребенком социального опыта;
  • создание условий для усвоения определенных норм отношений;

В процессе воспитания ребенок не только познает мир, но и самого себя, осознает свое место среди других людей, свои возможности в различных видах деятельности, свой личностный потенциал.

Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как только культивировать у себя такие качества, которые они хотели бы привить своим детям.

Воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры.

Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/printsipy_i_zakonomiernosti_vospitaniia

Воспитание в педагогическом смысле

20 Воспитание в социальном смысле: В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного

Целивоспитания

Понятияи типы воспитания.

Воспитаниев социальном смысле

Вшироком социальном смысле воспитание —это передача накопленного опыта (знания,умения, способы мышления, нравственные,этические и правовые нормы) от старшихпоколений к младшим.

Вузком социальном смыслепод воспитанием понимаетсянаправленное воздействие на человекасо стороны общественных институтов сцелью формирования у него определенныхзнаний, взглядов и убеждений, нравственныхценностей, политической ориентации,подготовки к жизни.

Всовременном обществе воспитаниевыполняет три основных функции:   1) культурно-созидательную функцию(сохранение, передача новому поколениюи воспроизведение культурного наследиячеловечества);   2)  гуманистическуюили человекообразующую функцию (развитиепотенциала личности ребёнка);   3) функцию социализации и социальнойадаптации (подготовка воспитанника квхождению в систему общественныхотношений). Культурно-созидательнаяфункция воспитания является звеном,связывающим две другие функции на основеусвоения воспитанниками норм индивидуальной(гуманистическая функция) и социальной(функция социализации) культурной жизни.  Тесная связь воспитания с общественнойжизнью предполагает обусловленностьвоспитания особенностями культуры иисторической памяти каждого народа,сложившимися в обществе национальнымиобычаями и традициями, национальнымменталитетом. 

Вшироком педагогическом смысле воспитание —это специально организованное,целенаправленное и управляемоевоздействие коллектива, воспитателейна воспитуемого с целью формированияу него заданных качеств, осуществляемоев учебно-воспитательных учреждениях иохватывающее весь учебно-воспитательныйпроцесс.

Вузком педагогическом смысле воспитание —это процесс и результат воспитательнойработы, направленной на решение конкретныхвоспитательных задач.

Рольвоспитания оцениваетсяпо-разному — от утверждения его полнойбессмысленности (при неблагоприятнойнаследственности и плохом влияниисреды) до признания его единственнымсредством изменения человеческойприроды. Воспитанием можно добитьсямногого, но полностью изменить человеканельзя.

Важнейшаязадача воспитания —выявление склонностей и дарований,развитие в соответствии с индивидуальнымиособенностями человека, его способностямии возможностями.

Типывоспитания.

Умственноевоспитание.

Цельвоспитания —это то, к чему стремится воспитание,будущее, на достижение которогонаправляются его усилия.

Сегодня главнаяцель средней школы — способствоватьумственному, нравственному, эмоциональномуи физическому развитию личности,всемерно раскрывать ее творческиевозможности.

Физическое воспитание

Физическоевоспитание — неотъемлемаясоставляющая часть почти всехвоспитательных систем. Физическоевоспитание способствует выработкеу молодежи качеств,необходимых для успешной умственной итрудовой деятельности.

Трудовое воспитание

Трудовоевоспитание охватывает те аспектывоспитательного процесса, где формируютсятрудовые действия, складываютсяпроизводственные отношения, изучаютсяорудия труда и способы их использования. Труд впроцессе воспитания выступает икак ведущий факторразвитияличности.

Политехническое воспитание

Политехническоеобразование направлено наознакомление с основными принципамивсех производств, усвоение знаний осовременных производственных процессахи отношениях.

Главные задачиполитехнического воспитания —формирование интереса к производственнойдеятельности, развитие техническихспособностей, нового экономическогомышления, изобретательности, началпредпринимательства.

Правильнопоставленное политехническое образованиеразвивает трудолюбие,дисциплинированность, ответственность,готовит к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание

Нравственноевоспитание— формируетнравственные понятия, суждения, чувстваи убеждения, навыки и привычки поведения,соответствующие нормам общества.

В основе нравственного воспитанияподрастающего поколения лежат какобщечеловеческие ценности, непреходящиеморальные нормы, выработанные людьмив процессе исторического развитияобщества, так и новые принципы и нормы,возникшие на современном этапе развитияобщества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое(эмоциональное) восстание —базовый компонент цели воспитания ивоспитательной системы, обобщающийразвитие эстетических идеалов,потребностей и вкусов у воспитанников.Задачиэстетического воспитания условноможно разделить на две группы —приобретение теоретических знаний иформирование практических умений.

Целивоспитания.

Цельвоспитания -это то, к чему стремится воспитания.Целью воспитания в педагогике принятосчитать конечный результат формированияличности. Вместе с тем, такое определениедостаточно условно, ибо конечногорезультата формирования личности несуществует. Человек формируется втечение жизни. 

Целивоспитания, как и цели любой человеческойдеятельности, являются исходным моментомв построении всей системы воспитания,ее содержания, методов, принципов.

Цель— идеальная модель результатадеятельности. Цель воспитания сетьзаранее определяемое представление орезультате воспитательного процесса,о качествах, состоянии личности, которыепредполагается сформировать. Выборцелей воспитания не может быть случайным.

Какпоказывает исторический опыт, целивоспитания формируются под влияниемизменяющихся потребностей общества ипод воздействием философских ипсихолого-педагогических концепций.Динамизм, вариативность целей воспитанияподтверждаются и современным состояниемэтой проблемы.

Современнаяпедагогическая практика руководствуетсядвумя основными концепциями целейвоспитания:

  • прагматической;
  • гуманистической.

Прагматическаяконцепция, утвердившаясяс начала XX в. в США и сохраняющаяся здесьдо настоящего времени под наименованием«воспитание ради выживания». Согласноэтой концепции, школа должна воспитыватьпрежде всего эффективного работника,ответственного гражданина и разумногопотребителя.

Гуманистическаяконцепция,имеющая много сторонников в России ина Западе, исходит из того, что цельювоспитания должно быть оказание помощиличности в реализации всех заложенныхв ней способностей и талантов, восуществлении ею собственного «Я».

Крайнимвыражением этой концепции являетсяоснованная на философии экзистенциализмапозиция, предлагающая вообще не определятьцелей воспитания, предоставляя человекуправо свободного выбора направлениясаморазвития и ограничивая роль школылишь представлением информации онаправлении этого выбора.

Традиционнойдля России, как это показано в гл. 2,является воспитательная цель,соответствующая гуманистическойконцепции, ориентирующейся на формированиевсесторонне и гармонически развитойличности.

Формально она сохранялась ив период советской власти.

Однакогосподствовавшая в этот периодмарксистская идеология жестко связывалавозможность достижения этой цели скоммунистическим преобразованиемобщества.

Гуманистическийидеал обнаружил свою устойчивость,сохранившись и в постсоветской Россиив условиях коренного изменения социальныхцелей, когда коммунистические установкисменились демократическими.

Вэтой обстановке в современной Россиипроизошло возрождение гуманистическихцелей воспитания, сформулированных внаиболее полном виде еще К.Д. Ушинскими развитых в творчестве лучших советскихпедагогов, таких, как А.С.Макаренко, В.Л. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов.

Сегодняцель воспитания формулируется какоказание помощи личности в разностороннемразвитии.

В Законе РФ «Об образовании»сказано, что образование служитосуществлению «задач формированияобщей культуры личности, ее адаптациик жизни в обществе, помощи в осознанномвыборе профессии» (ст. 9, п. 2.).

Образование,согласно Закону, должно обеспечитьсамоопределение личности, созданиеусловий для ее самореализации (ст. 14, п.1).

Такимобразом, вечную педагогическую проблемуо приоритете в воспитании интересовличности или интересов общества, Законрешает в пользу личности, заявляя оприверженности отечественной системыобразования гуманистической концепциивоспитания.

Посколькуцель воспитания отличается некоторойабстрактностью, чрезмерной общностью,она конкретизируется, уточняется спомошыо формулировки комплексазадач воспитания.

Средизадач воспитания в современной системероссийского образования выделяютсяследующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализацияцелей и задач воспитания обеспечиваетсясовместными усилиями всех его участников:

1.Преподавателей, консультантов, тренеров,руководителей всех уровней. Именно ониявляются субъектами воспитательногопроцесса, несут ответственность за егоорганизацию и эффективность.

«Воспитатель,поставленный лицом к лицу с воспитанником,— говорил Ушинский, — в себе заключаетвсю возможность успехов воспитания».

2.Но это не означает, что процесс воспитанияможет реализоваться без всякого участияего объекта, т.е. самого воспитанника.Сам воспитанник может или восприниматьвоспитательные воздействия, илисопротивляться им — от этого в огромнойстепени также зависит эффективностьвоспитательной деятельности.

3.Третьим участником воспитательногопроцесса является тот коллектив, вкотором, как правило, он осуществляется.Коллектив оказывает огромное влияниена каждого своего члена, причем этовлияние может быть как позитивным, таки негативным. Конечно, коллектив, учебнаяили рабочая группа сами могут бытьобъектом воспитания со стороныпреподавателя, руководителя.

4.И наконец, еще одним активным участникомвоспитательного процесса является табольшая социальная макросреда, в которойсуществуют учебные и трудовые коллективы.Социальная среда, окружающаядействительность, всегда выступает вкачестве мощного фактора, оказывающегоогромное влияние на результаты воспитания.

Итак,воспитание — это сложный, многофакторныйпроцесс. Характеризуя его, А.С Макаренкописал: «Воспитание есть процесс социальныйв самом широком смысле. Воспитываетвсе: люди, веши, явления, но прежде всегои больше всего — люди. Из них на первомместе — педагоги».

http://uchebnikionline.ru/pedagogika/pedagogika_-_zaychenko_ib/teoriya_vihovannya.htm

Источник: https://studfile.net/preview/4283218/

Воспитание в социальном смысле

20 Воспитание в социальном смысле: В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщенная классификация включает в себя:

· Умственное;

· трудовое;

· физическое воспитание

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

Критерии воспитанности. Прежде всего, необходимо отметить, что нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности. Подходы исследователей различны не только в определении тех или иных критериев, показателей, но и в определении сущностных признаков этих понятий.
В.И.

Журавлев, например, определяет критерии как научно обоснованные эталоны, по которым устанавливается степень достигнутого в развитии, формировании, обучении, воспитании учащихся.

А показатели – как явления, характеризующие уровень развития личности, ее обученность, воспитанность, наблюдаемые визуально и устанавливающие меру реализации на практике выработанных у школьников навыков и умения поведения, знаний.

В “Большом энциклопедическом словаре «критерий определяется как «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки»
Критерий выражает сущностные изменения объекта и представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении.

Это средство – необходимый инструмент оценки, но сам он оценкой не является. Но, как отмечает А.К. Маркова, “выбор критерия во многом определяется практическими интересами, заключающимися в достижении компетентной, максимально результативной и в то же время приоритетно наиболее значимой для психолога деятельности.

В этом случае он может быть представлен как научно обоснованная “модель”, характеризующая сущность профессиональной деятельности практического психолога, совокупность знаний о ней, через которую она максимально выражена, или же, как сумма знаний о реальных достижениях и возможностях оптимизации этой деятельности”.

Н.Е. Щуркова так определяет, что такое показатель: “то, что доступно восприятию, то, что “показывает” наличность чего-либо”

Среди основных показателей воспитанности ею выделяются следующие:

    • внешний вид ребенка;
    • мимический и пластический образ;
    • речь;
    • поведение, складывающееся из отдельных поступков;
    • избирательная деятельность;
    • реакции на социальные явления;
    • система его взаимоотношений с окружающими;
    • качественность его предметной деятельности;
    • идеалы

На основе критериев воспитанности и воспитуемости А.К. Маркова выделяет следующие уровни воспитанности и воспитуемости.

Уровни воспитанности.
Воспитанность (высокий уровень): широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальноемировоззрение. Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами.

Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. “Сильное” целеполагание – удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца.

Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении.
Воспитанность (низкий уровень): слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков.

Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди — воспитатели — воздействуют на других людей — воспитанников — с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого.

Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции.

Р. С. Немов предлагает несколько классификаций методов воспитания: они делятся на прямые и косвенные, осознанные и неосознанные, когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Прямые методы воспитания включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом.

Косвенные методы содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов воспитателя и воспитываемого (через чтение книг, ссылки на мнение авторитетного человека и т. п.).
По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания методы делятся на осознанные и неосознанные.

Осознанные методы характеризуются тем, что воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее.

При использовании неосознанных методов воздействия воспитуемый принимает воспитательные влияния без сознательного контроля со своей стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, ее преобразование. Сами знания человека о мире не только формируют его как личность (воспитывающая функция обучения), но и оказывают решающее влияние на его поведение.

В современных условиях значение этой области воспитательных воздействий существенно возрастает.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные эмоциональные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту, осуществляющему воспитательное воздействие.

Отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитуемого от воспитателя, блокируют оказание воспитательного воздействия. Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека, вынуждают его действовать определенным образом и обеспечивают соответствующие положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам.

В данном случае воспитуемый сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, тогда как при использовании других методов изменения сначала происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.

Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей делать акцент на каких-либо избранных воспитательных воздействиях, добиваясь нужного результата.
Каждое из рассмотренных средств воспитания имеет свои сильные и слабые стороны.

Например, достоинством прямого воспитательного воздействия одного человека на другого является то, что при этом используются психологические механизмы заражения, подражания и внушения. В данном случае воспитатель может обойтись и без слов, ему достаточно продемонстрировать образец поведения и обеспечить его полное и правильное принятие воспитуемым.

Это средство является к тому же единственно возможным на ранних этапах детского развития, когда ребенок еще не понимает обращенную к нему речь, но большое значение имеет и на последующих возрастных этапах. В педагогике его называют воспитанием на личном примере.

Недостатком данного средства воспитания является персональная и временная ограниченность его применения: воспитатель может передать воспитуемому только то, чем располагает сам, и только в те моменты, когда находится в непосредственном личном контакте с ним.

Косвенное воспитательное воздействие через книги, СМИ и другие системы передачи информации может быть разносторонним и сколь угодно длительным, его можно сохранять и неоднократно воспроизводить, побуждая человека вновь и вновь обращаться к материальным источникам воспитательных влияний (перечитать книгу, еще раз посмотреть фильм).

Но такое воспитание по сравнению с прямым воздействием имеет меньше ресурсов живой эмоциональной силы. Кроме того, ограничением его применения является то, что оно применимо лишь к детям, уже владеющим речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного и прочитанного.

Достоинство осознанного воспитательного воздействия состоит в том, что оно является управляемым, с заранее предвидимыми и, следовательно, контролируемыми результатами. Однако оно также ограничено в применении к детям раннего дошкольного возраста, у которых еще не сформировалась рефлексия.

Неосознанное воспитательное воздействие имеет место раньше, чем осознанное, но его достоинства и недостатки трудно оценить на практике по причине недостаточной контролируемости сознанием.
Ни одна из рассмотренных классификаций не дает однозначного ответа на вопрос, что же является общим для всех методов воспитания. Все методы направлены на жизненный опыт и отношения детей, проявляющиеся не только в предпринимаемых ими поступках, но и в их осмыслении, определении своей позиции, осознании своих успехов и ошибок.

РЕФЛЕКСИЯ – обращение субъекта на самого себя, на своё сознание, на продукты своей активности, также на их переосмысление.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_157601_vospitanie-v-sotsialnom-smisle.html

Medic-studio
Добавить комментарий