21. Физическая активность как средство укрепления здоровья и

Содержание
  1. Физическая активность – основной фактор укрепления здоровья
  2. Физическая активность как основной фактор укрепления здоровья
  3. Введение в тему: физическая активность как основной фактор укрепления здоровья
  4. Виды и формы физической активности
  5. Какая же польза от физической активности
  6. Поговорим о пользе физических упражнений
  7. Рекомендации по занятию физическими нагрузками
  8. Вывод: физическая активность как основной фактор укрепления здоровья
  9. Физическая активность, как средство укрепления здоровья
  10. Физическая активность человека как фактор укрепления здоровья
  11. ВВЕДЕНИЕ
  12. ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ О ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  13. 1.1 Мышечная деятельность
  14. 1.3 Двигательная деятельность
  15. f
  16. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  17. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  18. Двигательная активность, как фактор сохранения и укрепления здоровья школьников
  19. Выступление на конференции

Физическая активность – основной фактор укрепления здоровья

21. Физическая активность как средство укрепления здоровья и

Здоровье – первая и важнейшая потребность человека. При наличии учеловека здоровья возможна  реализация его творческого потенциала,биологических и социальных функций. Движение – одно из наиболее важных условий сохранения здоровья. Междутем, двигательной активности с каждым годом становится меньше.

Повсеместное внедрение научно-технических достижений сделалофизические нагрузки минимальными. На работу и по делам людидобираются либо общественным транспортом, либо на машине, рабочеевремя проводят в офисах, сидя перед экраном компьютера, вечером, придядомой, лежат на диване перед телевизором.

Постепенно многие стализабывать, что движение – это здоровье и жизнь и получили серьёзнуюпроблему – малоподвижный образ жизни. Всемирная организацияздравоохранения (ВОЗ) включила гиподинамию в число трех основныхфакторов риска развития хронических заболеваний, которыми обусловлено60% всех случаев смерти в мире.

Жизнь и движение – одно целое, неотделимое, обязательное свойствоорганизма человека, важнейшее условие существования. Физическаяактивность, регулярная мышечная деятельность лежит в основежизнедеятельности всего организма. Мышечный «голод» так же опасен, каки недостаток кислорода или витаминов.

Движение строит наш организм, укрепляет опорно-двигательный аппарат,развивает мышцы, делает фигуру стройной и красивой. Тесную взаимосвязьздоровья человека и его двигательной активности обнаружили учёные иврачи ещё в глубокой древности, которые считали, что без движения изанятий физической культурой человек не может быть здоровым.

 В своихтрудах они указывали на необходимость рациональной двигательной

активности и ежедневных занятий физическими упражнениями. В древней

2Элладе на огромной скале были высечены слова: «Если хочешь бытьсильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным -бегай». В XVIII веке великий французский мыслитель К. Ж.

Тиссоутверждал, что движение, как таковое, может по своему действию заменитьлюбое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменитьдействие движения.

Современными учёными собраны убедительные научные доказательства, чтоотсутствие физической деятельности отрицательно влияет практически навсе клетки, органы и системы в организме, вызывает их дисфункцию и ведет

к ускоренному старению и смерти.

Отсутствие спортивных нагрузок удваивает риск ожирения. По данным ВОЗ,люди, которые физически неактивны, имеют риск развития ожирения в двараза выше. Ожирение является серьезной проблемой здравоохранения длялюдей всех возрастов, включая детей.

Даже средняя физическая активностьснижает выработку гормона грепина, усиливающего аппетит. Это позволяетлучше контролировать количество съеденного.Ежедневная утренняя зарядка способна сэкономить сердцу 10 ударов вминуту. Об этом стоит задуматься и сделать утреннюю зарядку регулярной.

Сначала человек работает на своё сердце, а потом сердце работает на него. Уфизически активных людей снижается риск развития сердечно-сосудистыхзаболеваний, инсульта, диабета второго типа.Без должной физической нагрузки кости становятся хрупкими и легкоразрушаются.

Такое состояние костей часто возникает у пожилых людей.Физическая активность помогает укрепить кости и предотвратить развитие

остеопороза.

3Если оставаться физически активным всю жизнь, в пожилом возрастеснижается вероятность серьёзных травм благодаря сохранению ловкости ичувства равновесия, а также сохраняется ясность ума, так как деятельностьмозга стимулируется физической активностью.

Активное движение уменьшает симптомы депрессии – в связи с тем, что придвижении тела увеличивается количество гормонов, таких как серотонин иэндорфины. Их еще называют «гормонами счастья.

Физически активныелюди могут быстрее побороть действия гормонов стресса и, следовательно,могут бороться с нервными расстройствами в течение короткоговремени. Благодаря физическим упражнениям, в организме формируютсядополнительные рецепторы, которые контролируют количество гормонов иинициируют высвобождение полезных ферментов.

 Физическая активность является хорошей заменой вредным привычкам,например курению.Таким образом, движение – это признак полноценной жизни и деятельностичеловека в любом возрасте. Никогда не поздно начать вести здоровый образжизни. Необходимо максимально отказаться от личного и общественноготранспорта. Чаще ходите пешком.

Старайтесь не использовать лифт, дажеесли вы живёте на верхних этажах. Можно начать с пеших прогулок,заняться плаванием или бегом, только предварительно проконсультируйтесьс лечащим врачом. Также, не забудьте принять соответствующие мерыпредосторожности, например, когда вы ездите на велосипеде.

Но никакаяфизическая нагрузка не будет эффективной, если организм получает её времяот времени, по воле случая. Для достижения эффекта необходимасистематичность, цикличность. Также трудно ожидать хороших результатовбез «дополнительных» мер: правильного питания, закаливания, отсутствия

вредных привычек.

4Физическая активность – основной фактор укрепления здоровья. Будьте

здоровы и счастливы!

Врач – методист высшей категории Татьяна Николаевна Старолетова.

Источник: http://detsanatorij.ru/index.php/publikatsii/item/350-fizicheskaya-aktivnost-osnovnoj-faktor-ukrepleniya-zdorovya

Физическая активность как основной фактор укрепления здоровья

21. Физическая активность как средство укрепления здоровья и

Доброго времени суток, ЗОЖники! Ни о каком абсолютном здоровье не может идти речь при отсутствии физической активности. Движение — это жизнь! Физическая активность просто необходима для каждого из нас. И сейчас я вам это докажу!

Введение в тему: физическая активность как основной фактор укрепления здоровья

Здоровый образ жизни включает в себя комплекс взаимосвязанных между собой компонентов.

Тот, кто постоянно следит за своим здоровьем знает, что для того, чтобы чувствовать себя на протяжении 24 часов в сутки, 7-ми дней в неделю, 12-ти месяцев в году бодрым, активным и счастливым, необходимо следить за режимом и рационом питания, давать своему телу регулярную физическую нагрузку, стараться избегать стрессов, гнева, психических перенапряжений, регулярно проводить духовное и физическое очищение своего организма, а также заниматься интеллектуальным развитием. Это конечно же не полный перечень действий для обретения абсолютного здоровья, однако указанные компоненты ЗОЖ являются фундаментальными.

Сюда можно добавить и посещение русской бани, прогулки на природе, правильную организацию труда и отдыха, здоровый сон, личную гигиену. Вместе с тем, мы видим, что физическая активность занимает одно из главных мест в списке здорового образа жизни. Именно поэтому ей необходимо уделять значительное внимание.

Многие люди почему-то думают, что физическая активность означает частое посещение изнурительных спортивных тренировок. Это вовсе не так! Физическая активность имеет множество форм и видов. Она начинается с простой пешей прогулки от дома до магазина, и заканчивается профессиональными занятиями в спортивном зале или стадионе.

Кстати, рекомендую прочитать статью «разница между физической культурой и спортом».

Поэтому мы с вами можем выбрать для себя абсолютно любую форму физической активности и уделять ей большее внимание для поддержания своего здоровья.

Виды и формы физической активности

Итак, все физические упражнения можно разделить на аэробные, анаэробные и упражнения на гибкость. Каждый тип упражнений воздействует на организм определённым образом, поэтому они не конкурируют, а дополняют друг друга.

  • Аэробные упражнения характеризуются ритмичной и длительной по времени активностью, при этом особенно энергично работают не только мышцы, но и сердце, лёгкие. К аэробным упражнениям относятся такие, как бег и езда на велосипеде в среднем темпе, танцы, плавание. Именно аэробные упражнения являются основными при сгонке веса и развитии выносливости.
  • Анаэробные упражнения представляют собой кратковременную активность высокой интенсивности и силового характера. Этот вид физической активности направлен в первую очередь на укрепление и развитие мышечной массы и увеличение специальной выносливости. К анаэробным упражнениям относят занятия с силовыми тренажерами и «железом», подъём тяжестей, бег или езда на велосипеде в высоком темпе и др.
  • Упражнения на гибкость (на растяжку) – это статичный вид физической активности, при которой мышцы и сухожилия максимально разминаются и растягиваются с целью повышения их эластичности. Этот вид упражнений не способствует сжиганию калорий и развитию выносливости, но делает тело более гибким (а это очень важно) и формирует красивый силуэт. К упражнениям на гибкость относят различные физические комплексы. Отдельные упражнения на растяжку должны обязательно входить в программу разминки перед любой тренировкой.

Однако хочу отметить, что такое разделение на формы физической активности в большей степени будет интересовать профессиональных спортсменов. Для приверженцев же здорового образа жизни важна иная классификация:

  1. Физическая активность высокой интенсивности. Требует больших усилий, приводит к значительному учащению дыхания и сердечных сокращений. Это бег, плавание или езда на велосипеде в быстром темпе, аэробика, командные игры (футбол, баскетбол, волейбол), а также энергичный подъём в гору и по лестнице, активные земляные работы, перенос тяжестей больше 20 кг.
  2. Физическая активность умеренной интенсивности. Требует средних усилий, в результате чего частота сердечных сокращений увеличивается, но не так значительно, как в первом случае. Это быстрая ходьба (5 км/ч), медленный бег, расслабленная езда на велосипеде, танцы в среднем и низком темпе, выполнение стандартных упражнений (приседаний, отжиманий), а также работа по дому и в саду, активные прогулки с детьми и домашними животными, строительные работы.
  3. Физическая активность низкой интенсивности. Такая форма физической активности включает ежедневные прогулки, ходьбу по улице, дому, на даче. Она не требует особых усилий, однако очень важна, так как для полноценного здоровья взрослый человек должен проходить в день расстояние в 10 км. Именно поэтому необходимо чаще ходить пешком, а не использовать свой личный или общественный автотранспорт.

Какая же польза от физической активности

Дело в том, что тело человека состоит из 600 различных мышц, а их составной частью является белок. Именно этот продукт считается самым ценным для организма.

Мы устроены таким образом, что мышечная и белковая массы могут накапливаться и сохраняться, только если мышцы будут регулярно работать, а при длительном нахождении в состоянии покоя наступает их атрофия.

Поэтому важна любая активность, и физическая активность в том числе.

Движение — это жизнь! Физическая активность делает организм здоровее и выносливее, что позволяет жить дольше. Физическая активность — это основной фактор укрепления здоровья!

Существует несколько основных причин (на что влияет физическая активность):

  1. Укрепление мышц. Регулярная нагрузка позволяет сделать мышцы более выносливыми и оптимально расходующими энергию. Кроме того, являются щитом нашего тела и защищают от негативного внешнего воздействия.
  2. Контроль веса. Физическая нагрузка (физическая активность) помогает избавиться от лишнего веса за счет расхода дополнительных калорий, полученных с пищей.
  3. Тренировка сердечно-сосудистой системы. Сердце — тоже мышца. Регулярные правильно дозированные нагрузки помогают сделать ее выносливее, а стенки сосудов — эластичнее.
  4. Выработка двигательных навыков. Специально подобранные упражнения улучшают гибкость тела, устраняют его дряхлость.
  5. Затормаживают инволюционный процесс (процесс старения организма).
  6. Помогают активизировать работу мозга, умеренные нагрузки увеличивают умственную способность.
  7. Способ борьбы со стрессом. Физическая нагрузка (физическая активность) способна избавить человека от повышенной тревожности и депрессии.
  8. Метод отвлечения от насущных проблем.
  9. Способ общения. Отвлечься от насущных проблем.
  10. Развитие дыхательной системы.
  11. Повышение иммунитета организма, то есть его естественного сопротивления от болезнетворных организмов. Укрепление здоровья.

Поговорим о пользе физических упражнений

  1. Одна только ежедневная физическая зарядка по утрам способна сэкономить сердцу 10 ударов/минуту. Это при условии, конечно же, регулярных занятий в течение нескольких лет! Однако я же считаю, что стоит уделить длительное время на выполнение зарядки по утрам.

    Уже через пару месяцев утренняя гимнастика войдёт в привычку и в дальнейшем вы будете выполнять её в автоматическом режиме. Сначала вы работаете на своё сердце, потом сердце работает на вас! Запомните это!

  2. Улучшает работу сердца.

     У физически активных людей снижается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, инсульта, диабета второго типа — всех тех болезней, которые появляются в том числе из-за избыточного веса.

  3. Меньше травм в старшем возрасте.

    Если оставаться физически активным всю жизнь, в пожилом возрасте снижается вероятность серьезных травм благодаря сохранению ловкости и чувства равновесия, а также сохраняется ясность ума, потому что деятельность мозга стимулируется и двигательной активностью.

  4. Физическая активность при беременности позволяет подготовить организм матери к родам, избежать нарушений развития малыша во время внутриутробного периода и осложнений у него во время и после родов.
  5. Счастье в личной жизни. Регулярные физические упражнения стимулируют выработку половых гормонов.

    Кроме того, они повышают настроение.

  6. Здоровый аппетит. Даже средняя физическая активность снижает уровень гормона грелина, усиливающего аппетит. Это позволяет лучше контролировать количество съеденного.
  7. Замена вредным привычкам.
  8. Развитие дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

Рекомендации по занятию физическими нагрузками

Итак, мы с вами выяснили, что значение физической активности человека велико, но нужно знать, как правильно заниматься ею.

Во-первых, рекомендую отказаться от личного и общественного автотранспорта. Чаще ходите пешком. Не используйте автомобиль для поездки в продуктовый магазин.

Старайтесь не использовать лифт, даже если вы живёте на верхних этажах. Сердце и вены вам потом скажут спасибо!

Если вы занимаетесь спортивными тренировками, будь то бег, плавание, ходьба на лыжах и др., то здесь важно соблюдать количество занятий в неделю и интенсивность тренировочного процесса. Тренировка должна идти на пользу, то есть заниматься следует, не превышая аэробный режим.

Частота занятий должна быть около 5-6 раз в неделю, но не менее трёх. Один день оставляйте для полноценного отдыха. Мышцы и организм в целом должны восстанавливаться. Можно заниматься через день. Продолжительность одной тренировки каждый человек определяет индивидуально. Я же рекомендую в среднем заниматься 50-60 минут.

Разделить занятие следует на три фазы:

  • Разминка (5-10 минут), необходима для разогревания мышц.
  • Непосредственное выполнение физических упражнений должно занимать от 15 до 40 минут. Контролировать уровень нагрузки нужно по пульсу (ЧСС — частота сердечных сокращений).
  • Расслабление (заминка — обязательна). Крайний этап (заминочный) направлен на расслабление мышц после нагрузки и их растяжение. Длится обычно 3-5 минут. 

Нагрузка должна дозироваться и подбираться индивидуально, с учётом возраста и общей физической подготовленности человека.

Вывод: физическая активность как основной фактор укрепления здоровья

Физическая активность и здоровье человека – эти два неразделимых между собой понятия. Только сбалансированные и регулярные физические нагрузки обеспечат правильную работу организма.

Для людей с патологиями сердца оздоровительные тренировки значительно отличаются от тех, которые предназначены для здоровых.

Но для них также разрабатывают специальные методики, которые подразумевают постоянный контроль.

Все принципы физической активности нужно обязательно соблюдать, только в этом случае можно получить желаемый оздоровительный эффект. Более подробно об этом я писал в своей книге «Исцеляющий бег».

Физическая активность и здоровье каждого человека между собой непосредственно связаны, но достичь состояния тренированности можно в одном случае: если она будет регулярной, а не тогда, когда желание появилось.

Энергетический потенциал в человеке растёт только тогда, когда он восстанавливается после нагрузок.

Одна из главных рекомендаций, которая касается физической активности, – это выбор регулярности тренировок и длительность каждого отдельного занятия с учётом интенсивности.

Как я уже отметил ранее, если не обращать внимание на физическую активность, то старость может наступить очень рано.

Благодаря нагрузкам сохраняется длина так называемых теломер (концевых участков хромосом), своеобразных «крышек» на концах цепочек ДНК, которые защищают хромосомы от разрушения.

Постепенно в процессе жизни они теряют свою силу, что в итоге приводит к разрушению клеток, и, как следствие, наступает старение, а потом и смерть.

Поэтому важна любая активность. Физическая активность даёт возможность долгое время сохранять нужную длину теломер, а это значит, что молодость можно продлить, а старость отдалить, оставаясь энергичным и оптимистичным человеком.

Важно помнить, что любые упражнения помогают активизировать энергетические станции клеток. Также происходит стимуляция генов, которые отвечают за работу каждого из органов, что в итоге приводит к тому, что даже дряблый старик может «омолодить» свой организм и стать сильнее.

Ну и нельзя забывать, что физическая активность является одним из основных компонентов для успешного человека в реализации поставленных перед собой целей.

Вот так, дорогие друзья! Если вы всё ещё сомневаетесь, заниматься вам физической культурой или нет, то напрасно вы это делаете. С каждым днём, каждым годом ваш организм стареет и дряхлеет.

А ведь всего этого можно предотвратить и продлить себе жизнь! Поэтому вперёд трудиться над собой: в сад, на огород, в тренажёрный зал, на стадион, на пробежку, убираться в квартире и делать иные полезные физические упражнения!

Ну, а если вы не знаете какой вид физической активности выбрать для себя, то рекомендую приобрести книгу «Исцеляющий бег». Она ознакомит вас с основными принципами оздоровительного бега, поможет подобрать правильную нагрузку и определиться с техникой. Всего вам доброго, успехов в ваших начинаниях!

Если эта статья была вам полезна, поделитесь ею с друзьями!

Источник: https://mir-zdorovja.com/fizicheskaya-aktivnost/

Физическая активность, как средство укрепления здоровья

21. Физическая активность как средство укрепления здоровья и

Данная тема в наше время очень актуальна, поскольку она обусловлена тем, что физическая активность является важнейшим средством повышения трудовой и социальной активности людей. Поскольку правильное применение физической нагрузки способствует выздоровлению, а атак же возвращению к нормальной жизнедеятельности.

Цель моей работы заключается в определении роли физической активности для укрепления здоровья среди молодежи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить и рассмотреть эффект физической активности.
  2. Изучить литературу по физической активности, как средство укрепления здоровья.
  3. Определить роль физической активности в укреплении здоровья у студентов «Самарского государственного экономического университета».

В методах исследования будут использованы:

  1. Изучение и анализ литературных источников.
  2. Социологический опрос.
  3. Статистический анализ.

Физическая активность – сфера социальной деятельности, имеющая цель с помощью осознанной двигательной активности направленная на сохранение и укрепление здоровья[1].

К физической активности относится физическая деятельность: физический труд, занятия атлетической гимнастикой, физкультурой и многое другое.

Влияние физической деятельности на организм человека очень велико. В организме происходит ряд адаптивных процессов, которые помогают ему приспособиться к условиям регулярной нагрузки. Движение для человека — это физические нагрузки.

Факт тесной взаимосвязи физической работоспособности и состояния здоровья с образом жизни, объемом и характером ежедневной двигательной активности общепризнан. Исследования доказывают, что человеческий организм запрограммирован на интенсивную и систематическую двигательную активность[2].

Но на сегодняшний день, разрушительным воздействием на организм человека является уменьшение двигательной активности, которое вызвано разными последствиями научно-технического прогресса.

Физические занятия оказывают тогда положительное воздействие, когда при упражнениях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья — это следует для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими занятиями.

  Так, например, если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. То, не рекомендуется заниматься спортом сразу после болезни.

Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, только после этого, физкультура естественно принесет пользу[3].

«Движение может по своему действию заменить любые средства, но все лечебные средства мира не могут заменить влияние движения». Это высказывание принадлежит французскому врачу 18 века Мюссе А.

Положительные эффекты от правильного выполнения физической активности:

  1. Укрепление опорно-двигательного аппарата;
  2. Укрепление и развитие нервной системы;
  3. Улучшение функций сосудов и сердца;
  4. Повышение защитных функций иммунитета и качественному изменению состава крови;
  5. Улучшение метаболизма;
  6. Изменение отношения к жизни;

Ряд специалистов единогласны в вопросе, что физическая активность благотворно влияет на организм. Занятия спортом, важны и необходимы каждому человеку. Следовательно, правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата.

Мной была проведена анкета социального опроса, который помог ответить на ряд вопросов. В опросе принимали участие 68 студентов, от 17-19 лет, 2 курса «Самарского государственного экономического университета».

Рисунок 1. Как вы считаете, способствует ли физическая активность на укрепление здоровья человека?

Исходя из данного опроса, можно сделать вывод: что абсолютное большинство респондентов 74% считают оптимальную двигательную активность определяющим фактором для укрепления здоровья, 17% респондентов считают, что двигательная активность – не самый главный фактор, достаточно большой процент, 9% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

Нехватка двигательной активности, создает особые неестественные условия для жизнедеятельности человека, которая  отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма человека. Вследствие чего, наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличивается риск возникновения заболеваний[3].

Человек, который ведёт здоровый образ жизни, лучше спит и восстанавливается после сна, у него начинает увеличиваться количество богатых энергий, благодаря чему повышаются практически все возможности и способности.

Влияние физической нагрузки на организм человека трудно недооценить. Регулярные занятия спортом воздействуют на укрепление мускулатуры, сердца и органов дыхания. Занятия повышают силу, выносливость, гибкость и скорость человека, улучшают кровообращение и обменные процессы[4].

Таким образом, мы можем сделать выводы:

  1. В специальной литературе существует единогласие, что под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.
  2. Большинство студентов «Самарского государственного экономического университета» считают двигательную активность важнейшим фактором для сохранения и укрепления здоровья

Список литературы:

  1. Скоробрущук Ю.А., Николаева И.В.Факторы, влияющие на мотивацию молодежи к здоровому образу жизни // Известия Института систем управления СГЭУ. 2017. № 2 (16). С. 74-78.
  2. Шиховцов Ю.В., Николаева И.В., Николаев П.П. Волейбол – универсальное средство оздоровления студенческой молодежи // Безопасность жизнедеятельности и здоровьесбережение на современном этапе: перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Самара, 25-26 окт. 2012 г.) – Самара, 2012. – С. 154-155.
  3. Галкин А.А., Шиховцов Ю.В., Николаева И.В. Спортивно-игровое троеборье в физическом воспитании студентов // Известия Института систем управления СГЭУ. 2015. № 1 (11). С. 17-23.
  4. Николаев П.П. Система подготовки спортсменов в высшей школе: пауэрлифтинг (силовое троеборье): учеб. пособие / П.П. Николаев, И.В. Николаева, Ю.В. Шиховцов. – Самара: Изд-во Самар.гос.экон. ун-та, 2016. – 112 с

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xlii/102402

Физическая активность человека как фактор укрепления здоровья

21. Физическая активность как средство укрепления здоровья и

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное частное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Кубанский социально-экономический институт»

РЕФЕРАТ

Дисциплина «Физическая культура»

Тема: «Физическая активность человека как основной фактор укрепления здоровья»

Краснодар 2016

ВВЕДЕНИЕ

Постоянными атрибутами жизни людей, проживающих в промышленно развитых странах, является не только нервно-психологическое напряжение, которое они испытывают в процессе повседневной деятельности, но и воздействие на их организм факторов физической, химической и биологической природы, в частности таких, как загрязнение атмосферы и воды, химизация сельского хозяйства.

Диапазон компенсаторно-приспособительных способностей и резервных способностей человека не измеряется альтернативой – здоровье или болезнь. Между здоровьем и болезнью располагается целый ряд промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеваемости и все же не являющиеся ни тем и ни другим. физический здоровье адаптация двигательный

Для адаптации к окружающей среде человек должен двигаться активно, ведь движение играет большую роль в социально-биологическом процессе.

С появлением на Земле человека разумного получила развитие новая форма адаптации к факторам внешней среды. Принципиальным ее отличием от адаптации в животном мире явилось сознательное управление ее содержанием с помощью достижений общечеловеческой культуры.

Средства физической культуры – физические упражнения, различной интенсивности, естественные силы природы, гигиенические факторы – стали важными средствами повышения адаптивных способностей человека, совершенствование его социальной и биологической природы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень. Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм, как из внешней, так и из внутренней среды.

Центральная нервная система регулирует и управляет двигательной деятельностью человека. В процессе занятий физическими упражнениями она совершенствуется, более тонко осуществляя взаимодействие процессов возбуждения и торможения различных нервных центров, регулирующих работу многих мышечных групп и функциональных систем.

Тренировка помогает более дифференцированно осуществлять двигательные действия, формирует способность к усвоению новых двигательных навыков и совершенствованию уже имеющихся.

Двигательный навык формируется по механизму образования условных рефлексов на базе безусловных в результате соответствующих систематических упражнений. Физиологической основой формирования двигательных навыков служат временные связи, возникающие между нервными центрами.

Различают три стадии (фазы) в этом процессе:

– генерализации;

– концентрации;

– автоматизации.

Фаза генерализации связана с иррадиацией нервных процессов и отдельных частных действий в целостный акт.

Фаза концентрации в процессе освоения движениями сменяется фазой стабилизации (закрепления), высокой степенью координации и автоматизации, движения становятся точными, выполняются без излишнего напряжения, экономично и стабильно.

Движение – продукт определенным образом организованной нервно-мышечной деятельности, регулируемой физиологическими механизмами и обеспеченной многочисленными морфологическими и функциональными системами организма.

Движение является одним из главных условий существования животного мира и прогресса в его эволюции.

От активности скелетной мускулатуры зависит резервирование энергетических ресурсов, экономное их расходование в условиях покоя и как следствие этого- увеличение продолжительности жизни.

В ряду факторов сохранения и укрепления здоровья ведущая роль принадлежит физической культуре, разнообразным средствам повышения двигательной активности.

Высокий уровень физической и умственной работоспособности людей, занимающихся физическими упражнениями, сохраняется значительно дольше, чем у не занимающихся. Снижение активной двигательной деятельности пагубно сказывается на здоровье.

В первую очередь оно способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний, приводит к нарушению обмена веществ.

Физические упражнения предупреждают атеросклеротические изменения в сосудах, уменьшают риск заболевания ишемической болезнью сердца.

Способность противодействовать изменениям внутренней среды организма, которыми сопровождается выполнение физических упражнений, является специфическими свойствами тренированного организма.

Вместе с тем, физические упражнения повышают и естественную, защитную устойчивость организма: человек обретает надежную способность активно бороться с болезнетворными агентами внешней среды.

1.1 Мышечная деятельность

Мышечная деятельность позволяет рассматривать физические упражнения как рычаг, воздействующий через мышцы на деятельность всех систем организма.

Когда мышечное волокно приводится в состояние возбуждения, оно сокращается и выполняет определенную работу.

За возбуждением следует состояние торможения, которое приводит к оживленным процессам восстановления организма, связанного с тем, что он (организм) принимает питательные вещества, поступающие в него в форме пищи, и с их помощью восстанавливается.

Восстановление работоспособности организма после состояния возбуждения не только доходит до исходного уровня, но и заметно превышает его. В этом случае наступает сверхвосстановление, при котором работоспособность определенного органа увеличивается.

Если физическая нагрузка проводится регулярно, то работоспособность повышается постоянно, упражняемый орган увеличивается в массе и переходит на новый, более высокий функциональный уровень. Однако физические упражнения влияют не только на органы. Для того чтобы мышца сократилась, она должна получить импульс – своеобразный приказ от соответствующей нервной клетки.

Далее импульс передается через большие моторные клетки в передние отростки спинного мозга к мышцам, которые выполняют движение.

Высокий уровень развития двигательных функций человека может быть охарактеризован как таковой только тогда, когда те или иные двигательные задачи успешно осуществляются в сложных психических и физических условиях среды.

1.2 Нервная деятельность

Важнейшим фактором в регуляции состояния внутренней среды является высшая нервная деятельность. Физические упражнения могут положительно влиять на баланс возбудительно-тормозных процессов в первой и второй сигнальных системах, что нормализует поток пусковых и трофических нервных импульсов.

За счет развития условно рефлекторных реакций улучшается и углубляется взаимодействие организма со средой.

Физические упражнения призваны сыграть корригирующую роль в формировании топографии функций различных групп мышц опорно-двигательного аппарата человека, поскольку не все мышцы в одинаковой степени участвуют в уравновешивании сил гравитации.

1.3 Двигательная деятельность

Активная двигательная функция положительно сказывается на развитии и состоянии вегетативной сферы организма. Физические упражнения понижают повышенное и повышают пониженное давление крови, нормализуют содержание холестерина в крови и некоторые стороны солевого обмена, а также ряд других процессов.

В процессе физической тренировки возникает повышенная устойчивость организма (обеспечивается сохранение постоянства внутренней среды) к неблагоприятным внешним факторам – радиации, инфекциям, температурным колебаниям и т. д.

Эти процессы связаны не только с совершенствованием системы нейрогуморальных регуляционных систем. Глубокие изменения затрагивают явления, непосредственно происходящие в органах и тканях. Они захватывают структуру, химизм тканей, систему кровообращения, состояние рецепторного аппарата мышц.

Мышца тренированного человека располагает не только большим запасом энергетических потенциалов, но и более глубокими возможностями их использования в ассимилятивных и диссимилятивных процессах. Большие изменения происходят и в некоторых процессах обмена веществ.

Тренировка приводит к значительным положительным сдвигам в системе кровообразования. Увеличивается количество гемоглобина.

Физически тренированные люди лучше переносят недостаток кислорода. При этом отмечается способность как к перенесению относительно низкого парциального давления кислорода в крови, так и к более быстрым восстановительным процессам.

Двигательная деятельность нормализующее влияет на состояние различных функций, а высокая предварительная физическая подготовка активизирует протекание процессов, обеспечивающих улучшение взаимодействия организма с окружающим миром и компенсацию его влияний, а также сохранение постоянства внутренней среды.

Двигательная функция (мышечное сокращение) является важнейшим фактором, обеспечивающим уравновешивание процессов во внутренней среде, сохранение постоянства внутренней среды, сдвиги в которой постоянно возникают под влиянием меняющихся внешних и внутренних раздражителей.

В процессе длительного развития и постоянного взаимодействия организма со средой мышечное сокращение рефлекторным и гуморальным путем все более связывалось со всеми его функциями.

Поэтому при достаточной силе и длительности оно вызывает весьма глубокие и широкие адаптационные реакции, которые наблюдаются при изучении устойчивости организма к действию ряда неблагоприятных и в определенных условиях благоприятных факторов.

f

Адаптация физиологическая – совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства внутренней среды – гомеостаза.

Благодаря гомеостазу, организм способен поддерживать относительное постоянство внутренней среды организма.

Гомеостаз представляет собой динамическое равновесие, которое обеспечивается комплексом регуляторных функций организма (гомеокинез).

Физические нагрузки – самый естественный и древний фактор, способствующий развитию адаптации организма к физическим нагрузкам, при этом использующий физиологические резервы организма.

Повторность и постепенное наращивание тренирующих воздействий позволяют совершенствовать функциональные возможности органов и систем и их энергетическое обеспечение на основе саморегуляции организма, благодаря которым организм человека легче и быстрее приспосабливается к повышенным нагрузкам, совершенствуя свои физические физиологические и психические качества, повышая состояние тренированности.

Физиологическая сущность состояния тренированности – это такой уровень функционального состояния организма, который характеризуется совершенствованием механизмов регуляции физиологических резервов и готовностью к их мобилизации, что выражается в его повышенной устойчивости к длительным и интенсивным физическим нагрузкам, и высокой работоспособности. Адаптация к физическим нагрузкам заключается в том, что уже имеющиеся механизмы начинают работать совершеннее, интенсивнее и экономичнее. В основе адаптации к физическим нагрузкам лежат нервно-гуморальные механизмы, включающиеся в деятельность и совершенствующиеся при работе двигательных единиц (мышц и мышечных групп). При адаптации спортсменов происходит усиление деятельности ряда функциональных систем за счет мобилизации и использования их резервов, а системообразующим фактором при этом должен являться полезный приспособительный результат – выполнение поставленной задачи, т.е. конечный спортивный результат.

Адаптация бывает двух видов:

1. Срочная адаптация возникает в пределах 1 часа, нескольких десятков минут.

2. Долговременная адаптация – более длительный процесс, растягивается на несколько недель, и даже месяцев.

Возможности тренированного организма характеризуются тремя основными чертами:

1. Тренированный организм может выполнять мышечную работу такой продолжительность и интенсивности, которая не под силу не тренированному организму.

2. Тренированный организм отличается более экономным функционированием физиологических систем при умеренных, не предельных нагрузках, и способностью достигать при максимальных нагрузках очень высокого уровня функционирования.

3. У тренированного организма появляется устойчивость (резистентность) к повреждающим воздействиям и благоприятным факторам.

Этапы адаптации.

– Специфический.

Это приспособления конкретных органов, систем, биохимических механизмов, которые обеспечивают эффективную работу всего организма.

Специфические приспособления образуются благодаря изменению активности определенных участков генома в тех клетках, от которых это приспособление зависит. Это происходит долго.

Обычно человеку необходимо 6-8 недель на то, чтобы приспособиться к воздействию нового для него фактора.

– Неспецифический.

Который выявляется всегда, независимо от природы действующего фактора. Имеет 3стадии развития.

1. Реакция тревоги – представляет собой активизацию защитных сил организма. При воздействии любого стресс-фактора, прежде всего, активизируется мозговое вещество надпочечников, которое вырабатывает адреналин. Эта функция, контролируемая симпатическим отделом вегетативной НС всегда первой, реагирует в ответ на любые неблагоприятные воздействия.

2. Стадия резистентности (устойчивость к физической нагрузке) – отмечается разжижение крови и усиление в тканях процессов синтеза. В итоге быстро повышается уровень глюкозы в крови, что и обеспечивает энергетические потребности нервной и др. тканей.

3. Стадия истощения – если процесс адаптации затягивается, и организм длительное время вынужден жить в условиях повышенного выделения гормонов. Наблюдается гиперактивность желез внутренней секреции, вслед за которой может наступить гормональное истощение. После длительного воздействия стрессора достигнутая адаптация снова теряется.

Способность к адаптации не безгранична.

Должен работать принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок.

1. Суммарную нагрузку, складывающуюся на протяжении серии знаний необходимо регламентировать с учетом конкретных показателей адаптаций к этой нагрузке.

2. Очередное увеличение нагрузок нужно осуществлять после того, как в результате адаптации к предыдущей нагрузке начинают уменьшаться, вызванные ею функциональные сдвиги.

3. В зависимости от степени прироста суммарной нагрузки и хода адаптации. Для регулирования адаптации нагрузки временно могут, стабилизированы или несколько снижены. Об адаптации при этом судят по ряду функциональных показателей и по динамике работоспособности.

Адаптация организма к физическим нагрузкам – это приведение строения и функций организма в соответствии с потребностями спортивной деятельности. В зависимости от силы воздействия раздражителей окружающей среды, условий и функционального состояния организма адаптивные факторы могут вызывать как благоприятные, так и неблагоприятные реакции организма.

Условия, при которых организм человека должен адаптироваться к холоду, могут быть различными. Холод действует не круглосуточно, а чередуясь с нормальным температурным режимом.

Первые дни в ответ на низкую температуру теплопродукция нарастает неэкономично, избыточно, теплоотдача еще недостаточно ограничена.

После установления стойкой адаптации процессы теплопродукции становятся интенсивнее, а теплоотдачи снижаются, чтобы поддерживать стабильную температуру тела в новых условиях. Речь идет об усилении липидного (жирового) обмена.

Идет повышение содержания в крови жирных кислот, уровень сахара в крови снижается. Повышается активность щитовидной железы, надпочечника и гипофиза, обуславливая механизм адаптации.

Высокая температура может действовать на организм человека в искусственных и естественных условиях. Фаза адаптации связана с отсутствием баланса теплопродукции и основным механизмом теплоотдачи (потоотделением).

Адаптация идет за счет снижения теплопродукции, формирования перераспределения кровенаполнения сосудов, так что с поверхности тела отдача тепла облегчается. Потеря с потом воды и солей компенсируется питьем подсоленной воды.

Помогает восстановительным процессам и облегчает адаптацию к условиям высокой температуры.

Систематическая физическая нагрузка формирует физиологические процессы, дает возможность подготовки организма к адаптивным механизмам, к различным условиям внешней среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие двигательных и вегетативных функций организма у детей и совершенствование их у взрослых и пожилых людей связано с двигательной активностью. Оздоровительное значение физической культуры общеизвестно.

Имеется огромное количество исследований, показывающих положительное влияние физических упражнений на опорно-двигательный аппарат, центральную нервную систему, кровоооращение, дыхание, выделение, обмен веществ, теплорегуляцию, органы внутренней секреции. Велико значение физических упражнений и как средства лечения.

В зависимости от силы воздействия раздражителей окружающей среды, условий и функционального состояния организма адаптивные факторы могут вызывать как благоприятные, так и неблагоприятные реакции организма.

Систематическая тренировка формирует физиологические механизмы, расширяющие возможности организма, его готовность к адаптации, что обеспечивает в различные периоды (фазы) развертывания приспособительных физиологических процессов. Под готовностью к адаптации понимается такое морфофункциональное состояние организма, которое обеспечивает ему успешное приспособление к новым условиям существования.

Для готовности организма к адаптации и эффективности в ее осуществлении значительную роль играют факторы, укрепляющие общее состояние организма, стимулирующие его неспецифическую резистентность (устойчивость):

1. рациональное питание;

2. обоснованный режим;

3. адаптирующие медикаментозные средства;

4. физическая тренировка;

5. закаливание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. -528с.

2. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие /Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов / Под общ. ред. Л.С. Дворкина. – Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглория, 2008. – 700 с.

3. Холодов Ж К. ,Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений .-3-е изд.. стер. -М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 480 с.

4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». / Ю.И. Евсеев – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384с.

5. Материалы, на сайте: http://www.fizkult-ura.ru

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/biology/00801118_0.html

Двигательная активность, как фактор сохранения и укрепления здоровья школьников

21. Физическая активность как средство укрепления здоровья и

Шашкина Вера Павловна
Двигательная активность, как фактор сохранения и укрепления здоровья школьников

Двигательная активность как фактор сохранения и укрепления здоровья школьников.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении.»

Ж. – Ж. Руссо.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья школьников.

Слайд 2 Здоровье – это награда, которую получает человек за усердие и терпение при необходимости действовать в соответствии с предусмотренными нормами поведения. Здоровье – это важнейшее достояние человека, основа его жизни, работоспособности, творческих успехов, семейного благополучия, настроения и долголетия.

Поэтому здоровый человек – это, как правило, образованный человек, усвоивший одну простую истину: «чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым».

Поэтому очень важно, сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху научно-технического прогресса. Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.

В наш век – век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов.

К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечнососудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.

Движение – это жизнь. Движение – естественная потребность человека, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности

Важность и высокую значимость физической культуры в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как закладывается с детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое долголетие.

Базовая физическая культура является основным звеном системы физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте.

Работами известного отечественного физиолога профессора И. А. Аршавского и его учеников установлено, что, двигаясь, организм не только расходует энергию, но и с лихвой восполняет израсходованное.

При этом он старается накопить энергию с некоторым избытком, запасом на будущее. И вот такой запас является базой, необходимым условием дальнейшего развития. За счет этого растет и развивается детский организм.

Поэтому чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма.

На сегодняшний день сохранение здоровья подрастающего поколения – задача государственной важности. Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни.

Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом.

СЛАЙД 3 Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.

Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

Она оказывает положительное влияние на состояние здоровья, стимулирует деятельность нервной и эндокринной систем организма, повышает его устойчивость к неблагоприятному воздействию фактов риска, снимает психическое и эмоциональное напряжение, укрепляет нервно-мышечный аппарат, повышает умственную и физическую работоспособность.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья.

«Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить.

Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.

СЛАЙД 4 Поэтому главная задача нашего лицея – организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью.

В нашей работе мы используем различные формы и методы двигательной активности, СЛАЙД 5 в первую очередь рекомендуем родителям выполнять вместе с детьми утреннюю зарядку, чтобы это вошло в привычку.

СЛАЙД 6 Далее: педагоги нашего лицея проводят физкультминутки на уроках и подвижные игры на переменах, что способствует смене двигательной активности.

СЛАЙД 7 Большое количество обучающихся нашего лицея занимаются в кружках и спортивных секциях дополнительного образования вне и внутри образовательного учреждения.

СЛАЙД 8 Также широко используем занятия и прогулки на свежем воздухе, массовые, культурные спортивно-оздоровительные мероприятия.

СЛАЙД 9 Традиционно стало проведение мини-футбола на «Кубок Автобакса» среди 4-х школ (СШ №5, СШ №16, СШ №22, Лицей №11).

Совместно с РДШ запланировали расширить программу, включить такие виды спорта как волейбол и баскетбол.

Также принимаем активное участие в сдаче норм ГТО, СЛАЙД 10 Президентских играх и Президентских состязаниях, где ребята нашего лицея были не однократно победителями городского и областного, участниками российского уровней.

СЛАЙД 11 Налажено сотрудничество с дошкольным учреждением. Проводятся соревнования между воспитанниками.

СЛАЙД 12 Два раза в год в начале и в конце проводятся традиционно Дни здоровья с выездом на природу.

СЛАЙД 13 Принимаем активное участие во Всероссийских спортивных мероприятиях как: Кросс Нации, Азимут, лыжня России.

В лицее проводятся спортивные мероприятия с участием родителей и их детей.

СЛАЙД 14 Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.

Взрослые ошибочно считают, что для ребенка самое важное – это хорошо учиться. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т. д.

но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!».

Лицей и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

Слайд 15-23 Каждый год традиционно проводится праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные мероприятия, проводимые в рамках обороно-массовой работы, школьные спартакиады, зарядка с сотрудниками правопорядка, турнир по мини-футболу, пионерболу, волейболу, баскетболу, бадминтону, соревнования по шашкам, шахматам, а в 1-х классах проводился квест по пожарной безопасности. Помимо практической двигательной активности у нас в лицее проводятся конкурсы и праздники, где дети соревнуются в теоретических знаниях по физической культуре и спорту.

Необходимо донести до сознания каждого школьника, чтобы здоровый образ жизни был для него не капризом взрослого, а условием для успешного саморазвития.

СЛАЙД 24 Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа в лицее является основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, позволяет повысить адаптивные возможности организма, становится средством сохранения и укрепления здоровья школьников. Осуществляя комплексный подход, учитель добивается максимальной заинтересованности обучающихся, высокой активности, а также оптимального уровня допустимых нагрузок при выполнении упражнений, постоянно контролируя состояние здоровья детей.

История показывает, что общество испытывает постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки (ходьба, бег, плавание и т. п.

, развивать до оптимальных уровней его физические способности (силу, выносливость, ловкость и т. п.) в интересах труда, обороны, активного отдыха и других видов деятельности.

Все эти потребности общества удовлетворяет такой вид активной деятельности, как физическая культура и спорт.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.

Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/dvigatelnaja-aktivnost-kak-faktor-sohranenija-i-ukreplenija-zdorovja-shkolnikov.html

Выступление на конференции

21. Физическая активность как средство укрепления здоровья и

Выступление на конференции. «Двигательная активность как фактор укрепления здоровья младших школьников»

Толстиков Андрей Евгеньевич, учитель физической культуры, ГБОУ ООШ с. Четыровка м. р. Кошкинский, Самарская область, высшая квалификационная категория.

Введение

В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку  ежедневно приходилось пробегать и проходить десяти километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать.

  Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из  которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье – для  преодоления препятствий, метание – для защиты и нападения. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования  человека – выживал тот,  кто лучше других владел ими.

Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей.

Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем  стало отрицательно сказываться на их здоровье.   Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека.

Полное удовлетворение её особенно важно в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказано, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Учёные рекомендуют педагогам использовать движения как важнейшее средство умственного развития детей [46, c.4].

Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разных болезней, особенно таких, которые связаны, с сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это и эффективнейшее лечебное средство.

Врач и педагог В.В.

Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений  не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

По мнению психологов: маленький ребенок познаёт мир через деятельность. И деятельность его выражается,  прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве.

Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психологического развития в раннем возрасте.

Познание окружающего посредствам движения наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни. Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией.

Два последних обстоятельства, по мнению учёных, ведут к акселерации – ускоренному развитию ребенка, и в первую очередь – увеличению роста и массы тела. Внутренние органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания.

Ученые установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Появилась необходимость компенсировать «движение-существование»  специально придуманными движениями – физическими упражнениями

       Актуальность данной проблемы в том,  что дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Гиподинамия угрожает здоровью наших детей. Многие понимают это понятие упрощенно – как недостаток движения.

Но это совсем неверно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе «нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением, сердечно – сосудистыми заболеваниями, что приводит к сокращению жизни на 5-15 лет.

Таким образом, двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени, удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие. 

  С позиции изучаемой мною проблемы, необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, которые в значительной мере перекрывают врождённые двигательные задатки благодаря высокой пластичности мозга и удлиненному периоду биологического созревания, может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в школе.

В работе соблюдены следующие принципы организации двигательного режима младших школьников:

• Принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья научно обоснованными и практически апробированными методиками.

• Принцип комплектности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.

• Принцип активности, сознательности – участие в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

• Принцип адресованности и преемственности – поддерживание связи между возрастными категориями, учет состояния здоровья.

• Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение помощи и поддержки

Проанализировав работы специалистов в данной области, нами сформулированы следующие задачи: 1.Изучить состояние проблемы оптимизации двигательной активности младших школьников. 2.Провести комплекс диагностик по выявлению уровня двигательной активности. 3.

Разработать методический комплекс мероприятий по оптимизации двигательного режима. Методы исследования.

Теоретические: –       анализ педагогической литературы по теме исследования; –       интерпретация литературных источников; –       обобщение; Эмпирические: –       наблюдение; –       тестирование; –       беседа; –       методы математической обработки данных эксперимента.

Особенности двигательной активности в жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста

        Потребность в движении  заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Появилась необходимость компенсировать «движение – существование»  специально придуманными движениями – физическими упражнениями. Постепенно встала проблема определения норм двигательной активности детей.

Я поставил перед собой  два вопроса:

• достаточно ли двигаются дети младшего школьного возраста  в условиях образовательного учреждения;

• существуют ли нормы двигательной активности  детей школьного возраста?

При анализе режима дня детей младшего школьного возраста  выявились  факторы, ограничивающие двигательную активность детей.

До введения ФГОС учебным планом было отведено 3 часа физической культуры, несмотря на то, что учителя начальных классов на каждом уроке проводят физминутки, дети проводят большую часть в статичном положении – за партами, а это увеличивает статичную нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Таким образом, снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривления позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости силы. Проанализировав самостоятельную деятельность младших школьников,  я сделал  вывод, что дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

Кроме того, эти дети затрудняются в организации своей деятельности, что также неблагоприятно сказывается на их двигательной активности. Дети находят себе занятие, учитывая свои интересы, но разнообразить свою деятельность, ещё не могут. Во многом подвижность детей зависит от их двигательных умений. Возникает потребность в организованной двигательной деятельности.

В результате специальных исследований учеными установлены ориентировочные нормы двигательной активности детей.

В каких единицах можно измерить движения ребенка? Прежде всего – условных шагах. Для этого используется специальный прибор – шагомер. Это так называемый объем движений. Для детей младшего школьного возраста он равен  11000-12500 тысяч шагов.

Другим показателем является продолжительность двигательной активности школьников. Дети должны двигаться не менее 45 – 50%  всего периода бодрствования, что позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребёнка в движении.

Таким образом, по результатам диагностики общий двигательный режим не способствует достижению должного уровня двигательной активности детей.

Так, число детей младшего школьного возраста, у которых отмечается более благоприятный уровень двигательной активности, составило 45% от общего числа обследованных, а 55% составляют гиперактивные и малоподвижные дети.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования двигательного режима детей, который будет способствовать максимальному развитию каждого ребёнка, мобилизации его активности  самостоятельности.

В зависимости от степени подвижности детей можно распределить их на три основных  подгруппы  (высокая, средняя, низкая  подвижность). Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня.

Движения обычно уверенные, чёткие, целенаправленные Дети высокой  подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. По моим наблюдениям из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается « малая степень её осознанности».

Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны.

Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами движений. Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик.

Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков.

Таким образом,  организация двигательного режима должна быть направлена на развитие двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными  способностями и здоровьем.

Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья детей поступающих в школу. Все дети имеют 2 группу здоровья.

Рассматривая структуру хронических заболеваний,  следует отметить, что на первом месте находятся заболевания органов дыхания; на втором заболевания костно-мышечной системы, на третьем – аллергические заболевания.

У детей  наблюдаются частые заболевания ОРВИ в период эпидемий, и из-за неблагоприятных факторов окружающей среды.

В связи с этим разработаны оздоровительные мероприятия, направленные на повышение сопротивляемости организма заболеваниям, общего тонуса и двигательной активности, а также включены упражнения по предупреждению заболеваний глаз и костно-мышечной системы.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной активности  младших школьников.

В нашей школе имеются необходимые условия для повышения двигательной активности учащихся, а так же для их расслабления и отдыха: имеется  спортивная площадка, на которой имеется спортивное оборудование.

Имеется спортзал, в котором представлено разнообразное  оборудование, детская игровая площадка которые повышают интерес к организованной и самостоятельной двигательной активности, развивает физические качества.

Особую значимость в формировании двигательного творчества младших школьников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения, которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.

Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье.

Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин: здоровый образ жизни,- показатель уровня развития общества, в котором он живет. Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка.

Прежде она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности.

Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий.

      Таким образом, необходимо показать детям зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний).

Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Двигательная активность – важный фактор формирования личности младшего школьника. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков.

А значит, обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития.

          Обучение двигательным умениям и навыкам требует у ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений детьми; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательность выполнения всех элементов упражнения, содержания и действия в подвижной игре и самостоятельного их выполнения; двигательной – моторной – в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений. Таким образом, в процессе обучения движения у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

         Таким образом, можно вывести такую формулу:

Движение              +            Движения              =           Основа основ

Фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития

Важнейшие условие и средство общего развития ребенка, формирование его психики, способностей, жизненной активности

Физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания

Программа физической культуры в младших классах включает на каждом занятии двигательные упражнения, подвижные игры. Еженедельно через 2 обычных урока проводится урок подвижных игр.

С введением ФГОС во внеурочные занятия введено еще 3 часа занятий физической культурой( это подвижные и спортивные игры) Расписание составлено так, что ежедневно в начальных классах проводится одно занятие, связанное с двигательной активностью.

Кроме того, в школе проводятся подвижные перемены, спортивные секции (мини-футбол, спортивные игры), еженедельно проводятся школьные спортивные соревнования, « веселые старты».

Заключение

        Систематическое проведение оздоровительных мероприятий и  рационально организованный двигательный режим на занятия физической культуры и внеурочной деятельности  позволит добиться улучшения состояния здоровья детей, повысит уровень их функциональных возможностей и моторного развития.

        Таким образом, с позиции изучаемой мною проблемы, необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, которые в значительной мере перекрывают врождённые двигательные задатки благодаря высокой пластичности мозга и удлиненному периоду биологического созревания, будет достигнуто при  целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме на урочных и внеурочных занятиях.

           Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Список литературы

1.Александрова Е.Ю. Программа «Остров здоровья», Волгоград: учитель,  2006.г.

2.Алиев М.В. Физическое воспитание дошкольников с ослабленным здоровьем. Ашхабад, 1984.- 147 с.

3.Алямовская В.Г. Лекция №4 «Оздоровительная направленность физкультурных мероприятий». – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.г.

4.Алямовская В.Г. Лекция №8 «Технологии разработки базовой и профильной оздоровительной программ».  – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005г.

5. Бернштейн Н.А. Ловкость и ее развитие. М.: Просвещение, 1991г.

6. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. М.: Физкультура и спорт,1982г.

7.Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: 1983.- 126 с.

8.Шишкина В.А. Движение + Движения. М.: Просвещение

Источник: https://infourok.ru/vistuplenie-na-konferencii-dvigatelnaya-aktivnost-kak-faktor-ukrepleniya-zdorovya-mladshih-shkolnikov-2811218.html

Medic-studio
Добавить комментарий