21. Когнитивное направление в изучении личности.: Личность — это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его

Основные направления изучения личности в отечественной психологии

21. Когнитивное направление в изучении личности.: Личность — это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его

Основные направления изучения личности в отечественной психологии

В отеч. психологии направления изучения личности связаны с теоретическими работами С.Л. Рубинштейна (1889-1960), Л. С. Выгот¬ского (1896-1934). А. Н. Леонтьева и Л. И. Божович, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева.

В «Основах общей психологии» С.Л. Рубинштейн определяет личность через триединство: что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности) и что он есть (характер).

Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, и не статичное, а развивающееся: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, развивает способности, формирует характер.

В итоге, “Личностью в подчеркнуто специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть своя позиция, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в результате большой сознательной работы”.

Формирование личности, по Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием.

Личность формируется в результате такого исторического развития, и сама по себе исторична. Показателем личности является соотношение натуральных и высших психических функций.

Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации разви¬тия, введенные Л. С. Выготским, Л.И.

Божович показала, как в сложной динами¬ке взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внут¬ренней позицией.

Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих моти¬вов деятельности.

Критерии сформировавшейся личности (по Божович): 1) Наличие иерархии мотивов 2) сознательное руководство своим поведением.

Концепция А.Н. Леонтьева также продолжала линию Л.С. Выготского, утверждая роль социальной детерминации в развитии личности. Если Индивид – это продукт филогенетического и онтогенетического развития, то Личность – «”производится”, создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности».           

А. Н. Леонтьев разработал концепцию структуры и развития личности. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Основной внутренней характеристикой личности является мотивационная сфера личности, иерархия мотивов (смыслообразующих мотивов, т.е.

мотивов-целей, а не мотивов-стимулов). По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий …

образуют как бы общий «психологический» профиль личности».

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов». Первое рождение личности происходит, когда у ребенка проявляются полимотивированность и соподчинение мотивов (к 3 годам). Второе рождение личности (в подростковом возрасте) происходит, когда возникает осознание мотивов своего поведения, в поступках делается осознанный выбор.

Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

Далее идет петербургская школа

Основное различие подходов к изучению личности между Московской и СПб. школами, по мнению Маклакова, состоит в следующем; «в работах московских ученых чаще всего можно встретить мнение о том, что социальные детерминанты играют более значимую роль в развитии и формировании личности.

В то же время в рабо¬тах представителей Санкт-Петербургского университета доказывается идея о рав¬ной значимости для развития личности социальных и биологических детерми¬нант».

И соответственно, эти две школы, понимая в целом под Личность одно и тоже, включали в её состав немного разные составляющие.

Ананьев Борис Герасимович предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке. Б. Г. Ананьев подчерки¬вает, что ему достаточно близка позиция К. К.

Платонова, выделившего в структуре личности четыре подструктуры (направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства). Личность рассматривается Б. Г.

Ананьевым как составляющая индивидуальности.

В.Н. Мясищев, развивая идеи Лазурского (о классификации личн., согласно типам их отношений к окружающей действительности), разработал концепцию личности, центральным элементом которой является понятие отношение.

Отношения – сознательно-избирательная, построенная на опыте, психологическая связь с различными сторонами объективной действительности, которая выражается в действиях и переживаниях. По мысли В. Н.

Мясищева отношение – это системообразующий элемент личности, а сама личность предстает как система отношений.

Эта система отношений структурирована по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом, в частности.      

Источником нарушений личности, ее патологии, являются проблемы, которые возникают в процессе установления или реализации отношений в разных сферах деятельности.

Концепция личн. Узнадзе строится на понятии «установки». Поведение личн. может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей чел. и ситуации, в которой они актуализируются.

На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому чел. противопоставляет себя внеш.

среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

В зависимости от способности чел. к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический – личн., имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; 2) статичный – личн.

, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий; 3) вариабельный – личн.

, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

В.С. Мерлин разработал интегральную теорию индивидуальности.

Более значимым считалось изучение личности не с позиции выделения состава, компонент, а изучение взаимосвязей компонентов личности между собой (структура), это важно даже при одном и том же ее составе.

Направленность, характер, способность или самосознание как различные формы отношений Мерлин включал в состав личности. Но по его мнению, темперамент не может рассматриваться в структуре личности в силу иных источников своего происхождения.

Проблема личности в психологии

 » основные направления исследований.

Давайте посмотрим на основные направления в разработке проблемы личности за рубежом. Итак. Типологическое направление.

В рамках этого направления психология личности понимается как учение о типах личности, а основной характеристикой конкретного человека считается его принадлежность к определенному типу.

Внутри типологического направления, в свою очередь, выделяются некоторые его виды, варианты. Так, достаточно широкое распространение получила попытка связать типологические особенности личности с типом организма, типом строения тела.

 Направление, связанное с изучением черт личности. Второе направление, которое выявляет проблемы личности в психологии, что остается достаточно популярным и сегодня, связано с изучением черт личности. Это направление представлено, в частности, работами Джеймса Кеттела. Теорию Кеттела так и называют – теория черт личности.

 Данная теория, как и направление в целом, характеризуется следующим основным постулатом: личность конкретного человека может быть адекватно описана путем ее локализации в системе шкал, совокупность которых представляет собой набор черт личности.

В рамках данного направления исследований проблем личности в психологии не уделяется достаточного внимания проблеме изменчивости черт личности, не говоря уже об их формируемости, целенаправленном изменении.

Черты здесь понимаются как нечто стабильное, устойчивое, как то, что необходимо выявить с помощью специальной техники, а потом подсчитать корреляции.

 Психоаналитическая теория личности. Ещё одно направление, которое занимается исследованиями проблем личности в психологии. Выделяют два аспекта психоаналитической концепции личности.

Один аспект касается трактовки развития личности в онтогенезе, второй аспект связывается с динамикой функционирования личности на каждом этапе ее развития.

Это, конечно, условное различение, тем не менее оно работает.

 В чем основная идея психоаналитического учения об онтогенетическом развитии личности? Процесс онтогенеза описывается как последовательность стадий психосексуального развития.

Считается, что на каждой из этих стадий могут возникать известные кризисы, конфликты, и если эти кризисы не преодолеваются, то возникает явление фиксации.

Фиксацией называется закрепление и сохранение характеристик, свойственных человеку на конкретной стадии психосексуального развития, на все последующие годы.

 Социально-когнитивное направление. Немаловажное направление, исследующее проблемы личности в психологии. В последние годы достаточно популярной становится социально-когнитивное направление в теоретическом осмыслении проблемы личности. Его представляют, в частности, социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры и теория социального научения Джулиана Роттера.

 Предметом исследования здесь становятся не устойчивые и всеобщие характеристики личности, а характеристики ситуативные, изменчивые. В рамках этого направления основное внимание уделяется изучению податливости, изменчивости поведения и методам направленного изменения поведения. Эти теории, по существу, в наибольшей степени впитали в себя традиции бихевиоризма.

(http://mywebpro.ru/probl_lichn_psih_osn_napr_is_tss.html)

Каковы основные направления изучения личности в психологии?

Чаще всего в современной психологии выделяются и рассматриваются как отдельные следующие основные направления исследований личности: психодинамическое, социодинамическое, интеракционистическое и гуманистическое.

Психодинамическим называется такое направление в изучении личности, в котором человек как личность представляется и описывается с помощью терминов, характеризующих его внутренний мир, а объяснение поступкам дается исключительно изнутри, без учета факторов, влияющих на поведение человека со стороны окружающей среды.

Такие, например, понятия, как потребности, способности, воля, характер и другие, — это и есть понятия, относящиеся к внутреннему миру человека, поэтому то рабочее определение личности, которое было приведено выше, более всего представляет именно психодинамическое направление в изучении личности.

Это направление называется так еще потому, что при рассмотрении процесса формирования и развития личности его динамика здесь изучается только как изменение психологии человека.

Если в ответ на вопрос о том, почему конкретный человек в определенной обстановке ведет себя именно так, а не иначе, мы ссылаемся на его характер, темперамент, волю, чувства, то фактически находимся в рамках психодинамического понимания личности.

Если, отвечая на тот же вопрос, мы для объяснения поведения человека ссылаемся лишь на внешние, не зависящие от него обстоятельства жизни, например на сложившуюся в данный момент окружающую обстановку, на действия других людей, вынуждающие человека так себя вести, то мы выходим за рамки психодинамического объяснения поведения и переходим к другому, альтернативному пониманию личности — социодинамическому.

Социодинамическим называют такое направление в изучении и представлении личности, в котором человек как личность описывается в поведенческих терминах, а объяснение его поступкам дается исключительно на основе анализа и учета внешней обстановки или фактически не зависящих от данного человека жизненных обстоятельств.

Мы можем, например, представлять и описать человека как личность через характерные для него поступки, через его реакции на различные жизненные ситуации, через привычки и т.д.

Во всех подобных случаях для описания личности используются не внутренние свойства человека, а внешние формы его поведения — такие, за которыми можно наблюдать и которые можно объективно фиксировать и оценивать со стороны.

Если в рамках социодинамического направления необходимо научно объяснить поведение человека, то оно рассматривается как реакция на внешние обстоятельства.

При этом изучаются связи между внешними воздействиями, оказываемыми на человека, и его поступками и на основе знания самих воздействий и законов реагирования на них предлагаются объяснения его поведения. Иными словами, источники поступков человека помещаются вне его, и объяснения поведению даются не изнутри, а извне.

Заметим, что как психодинамическое, так и социодинамическое направления, а также способы объяснения поведения человека в русле этих подходов являются односторонними. В рамках психодинамического направления не принимается в расчет зависимость поведения от внешних обстоятельств, в то время как в рамках социодинамического направления, наоборот, — зависимость поведения человека от его собственной психологии.

Это обстоятельство побудило некоторых психологов обратиться к компромиссному, комплексному, двухстороннему описанию и объяснению поведения человека: как изнутри, так и со стороны. В результате возникло третье направление в изучении личности — интеракционистическое.

Его можно определить как направление, в рамках которого личность представляется и описывается в терминах, характеризующих одновременно и внутренний мир человека и его поведение, а объяснение самому поведению дается с учетом как собственной психологии человека, так и обстоятельств жизни, складывающихся независимо от него.

При этом, однако, ничего существенно нового в само понимание и описание психологии человека как личности по сравнению с психодинамическим и социодинамическим направлениями не вносится; сторонники данного направления предпочитают использовать в своей теории понятия, относящиеся и к психологии человека, и к окружающему его миру.

В объяснениях поведения человека здесь механически сочетаются оба рассмотренных выше способа. Весьма удобным для данного понимания личности и объяснения ее поведения является понятие социальной роли. Такая роль включает в себя и психологические установки человека, и определенные внешние формы поведения.

Кроме того, взятие на себя определенной социальной роли зависит и от психологии данного человека, и от жизненной обстановки, в которой он оказался. Особым, одним из наиболее популярных в настоящее время направлений в изучении личности представляется то, которое называется гуманистическим.

Оно возникло позднее, на волне справедливой критики других направлений. Дело в том, что проблема личности привлекла к себе внимание психологов и стала актуальной в то время, когда сильное влияние на психологию и на другие гуманитарные науки стала оказывать теория эволюции Ч.

Дарвина, а также достижения в области физиологии высшей нервной деятельности И. П. Павлова. В соответствии с тенденцией, возникшей в конце XIX — начале XX в.

под влиянием этих научных достижений, стало считаться не только нормальным, но и необходимым, обязательным сравнивать психологию и поведение человека с психологией и поведением животных и доказывать, что между ними нет принципиальных различий. Под влиянием этой тенденции ученые-психологи стали выбирать такие темы и проблемы для научного исследования и предлагать такие объяснения психологии и поведению человека, которые бы сближали человека и животных.

Источник: https://www.freepapers.ru/18/osnovnye-napravleniya-izucheniya-lichnosti-v/209365.1337893.list1.html

Тема 3 Основы психологии личности

21. Когнитивное направление в изучении личности.: Личность — это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его

Занятие 1

  1. Теории исследования личности: бихевиорестическая, психоана-литическая, гештальтпсихологическая, когнитивная, гуманистическая

  2. Деятельностный подход в развитии личности

  3. Культурно  исторический подход в изучении личности по Л.С. Выготскому.

Занятие 2

  1. Структура личности по К.К. Платонову

  2. Механизмы психологической защиты личности: вытеснение, проекция, замещение, идентификация, рационализация

Основные понятияпо теме

Понятие «человек»самое широкое и общее, которое наделяетлюбого представителя рода человеческоговсей совокупностью характе­ристик,свойственных людям вообще.

Вязыке слово «личность» имеет широкийспектр упот­ребления.Личностьэтои человек, и нечто связанное с человеком,какой-то его срез, ракурс, перспектива.С од­нойстороны, аспект, проекция, с другой основопола­гающееначало.

Лич­ностьэто особое качество людей, приобретаемоеими в социокультурнойсреде в процессе совместной деятельно­стии общения.

Впроцессе взаимодействия и общения людивзаимно влияютдруг на друга, вследствие чего формируетсяин­теллект,взгляды, социальные установки, отношенияк обществу,конкретным людям и к самому себе.

Личностьэтодинамичная, относительно устойчивая,целостная система интеллектуальных,социально-культурных иморально-волевых качеств человека,которые выражены виндивидуальных особенностях егосознания, поведения идеятельности.

Проблемаличности в психологии до конца неиссле­дованаи представляет большой интерес дляспециали­стов.При этом наряду с понятием «личность»ученые используют термины «индивид» и«индивидуальность».

Индивидэтоотдельный представитель биологическоговидаhomosapiens(человек разумный), представительчело­веческойобщности.

Киндивидным свойствам человека относятсяне толь­коего врожденные свойства (пол, телосложение,задат­кии т.д.), но и приобретаемые в ходежизнедеятельности (способности,характер, ценностные ориентации и т.п.).

Появляясьна свет как индивид, человек включаетсяв системуобщественных взаимоотношений, врезультате чегоприобретает социальные качества, тоесть становит­ся личностью.Это значит, что не всякий индивидявляет­сяличностью. Личностью не рождаются,личность фор­мируется,а также может разрушаться.

Понятие«индивид» соотносится с целостной(биосоциальной) организацией человека,а по­нятие«личность» характеризует егосоциокультурную ор­ганизацию,но если личность по своей сущностисо­циальна, то по способу существованияиндивидуальна.

Индивидуальностьпонятиеболее узкое и содержит в себелишь те индивидные или личностныесвойства челове­ка,такое их сочетание, которое отличаетданного человека отдругих людей.

Индивидуальностьэто оригинальность человека. Ин­дивидуаленкаждый человек, но индивидуальностьодних проявляетсяочень ярко, других малозаметно. Индивиду­альностьхарактеризует человека конкретнее,детальнее и, тем самым, полнее.

Теорииисследования личности:

Бихевиоризм(от англ.behaviorповедение) разрабатывался американскимипсихологами Э.Л. Торндайком , Дж. Уотсоном и др.: человек это чистый лист бу­маги, на котором спомощью специально составленнойпрограм­мы подкреплений и наказанийможно «нарисовать» личность с любымисвойствами («SR:стимул реакция»).

Психоанализ основательЗ. Фрейд:поведениечеловека опреде-ляется не толькосознательными, но и бессознательнымимотивами, желаниями, переживаниями.

Неофрей­дизмпредставителиЭрих Фромм, Карл Юнг, Карен Хорни, АльфредАдлер, Эрик Эриксон и др. отрицали исклю-чительную роль сексуальныхфакторов в развитии, придавая основноезначе­ние социальным.

Гештальтпсихология основатели М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер:психика, должна изучаться с точки зренияцелостных структур (гештальтов), основныесвойства которых нельзя понять путемсум­мирования свойств отдельных егочастей. Именно свойства це­логоопределяют свойства его составляющих.

Когнитивнаяпсихология(от лат.cognitio знание, позна­ние) направление, представители которогоУ. Найсер, Дж. Капли, П. Жане решающуюроль в поведе­нии человека отводилизнанию.

Гуманистическаяпсихология(К. Роджерс,А. Маслоу) основанана оптимистическом под­ходе к пониманиюприроды человека : вере в творческиевозможности и силы каждого, в егоспособность сознательно выбирать своюсудь­бу и строить собственную жизнь,т.к. любой человек рождается с по­требностьюделать только добрые дела.

Деятельностныйподход(М.Я. Басов,С.П. Рубинштейн,А.Н. Леонтьев) рассматриваетличность, ее фор­мирование и развитиес позиции практической деятельностикак особой формы психической активности.Внутреннее богат­ство человекаопределяется разнооб-разием видовдеятельности, в которые он реальновключен, и тем личностным смыслом,ко­торым он их наполняет.

Культурно-историческийподход(Л.С. Выготский) изучаетличность как продукт освоения индивидомценностей культуры: именно словознакпервично по отно­шению как к практическомудействию, так и к мышлению.

Личность –особое качество человека, приобретаемоеим в социокультурной среде в процессесовместной деятельности.

Структураличности:

  • биологическое (эндопсихика), отождествляемое с нервно-психической организацией человека и включающее в себя его анатомические и психофизиологические особенности;
  • социальное (экзопсихика), определяющее отношение че­ловека к внешнему миру в его социальном опыте.

Функционально-динамическаяструктура личности (К.К.Платонов):

  • направленность личности (включает в себя такие харак­теристики, как интересы, склонности, идеалы, моральные свой­ства, мировоззрение, убеждение; формируется в процессе вос­питания);
  • жизненный опыт (включает такие характеристики, как знания, умения, навыки, привычки; формируется в процессе обучения);
  • особенности психических процессов (включает такие ха­рактеристики, как воля, чувства, восприятие, мышление, ощу­щения, эмоции, память; формируется в процессе упражнений);
  • биопсихические свойства, объединяющие темперамент, по­ловые и возрастные свойства личности.

Психологическаязащита личности связанас тем, что в жизни часто человек не всостоянии взвесить все обстоя­тельстваи выбрать такое поведение, которое моглобы из­бавить его от неприятныхпереживаний.

Тогда и срабатыва­ютмеханизмы психологической защиты.Механизмы психологической защитыстабилизируют наше состояние, отторгаютили изменяют неблагоприят­нуюинформацию о себе и других, служат дляпреодоле­ния дискомфорта.

Основныемеханизмы психологической защиты:

Замещениезащитныймеханизм, когда действие, направ­ленноена какой-либо объект, спровоцированоне им и не ему предназначено, а вызванодругим недоступным объектом

Идентификациязащитный механизм, при котором чело­веквидит в себе другого, переносит на себямотивы и качества, ему присущие.

Подавление(репрессия)вытеснениенеприемлемых, потенциально опасныхжеланий и мыслей из сознания, чтопредотвращает их возможное разрешение.Психиче­ская энергия подавленныхжеланий не исчезает бесследно, апродолжает существовать в человекенезависимо от его сознания и частонаходит свое болезненное проявление ввиде, головных болей, язв, сердечныхзаболеваний, гипертонии и т.д.

Отрицаниеустранение,игнорирование травмирую­щих восприятийвнешней реальности. Это бегство вфанта­зию, кажущуюся абсурднойобъективному наблюдению. При этом,игнорируя логику, человек не замечаетпроти­воречий в своих суждениях.

Рационализацияпостроениеприемлемых оснований для оправданиянеприемлемых форм поведения, мыслей ичувств. Рационализация маскирует,скрывает истинные мотивы от сознаниясамого субъекта во имя внутреннегокомфорта, сохранения чувства собственногодостоинства, самоуважения.

Инверсияподменамыслей, чувств, отвечающих под­линномутравмирующему мотиву, диаметральнопроти­воположным поведением, мыслями,чувствами.

Напри­мер, неразумная,необъяснимая неприязнь к кому-либоможет подменяться в отношениях с этимчеловеком осо­бой предупредительностью,подчеркнутой вежливостью.

И, наоборот,симпатия, любовное увлечение могутдемонстрироваться как неприязнь,нарочитое игнори­рование и дажебестактность.

Проекцияприписываниедругому человеку своих соб­ственныхкачеств, мыслей или чувств, в которыхчеловек не хочет признаваться себеиз-за их неприглядности.

Изоляция (отчуждение)обособлениеили локали­зация внутри сознаниятравмирующих человека факто­ров так,что связь между определенным событиеми его эмоциональной окраской не отражаютсяв сознании. В ре­зультате можетнаступать явление двойника, то естьраз­двоение,расщепление личности.

Регрессиявозвращениек более раннему, примитив­ному способуреагирования на травмирующие события,чтобы избежать внутренней тревоги,сохранить чувство са­моуважения.Яркий пример регрессии это инфантиль­ность (младенчество,детскость) в поведении и отношени­яхвзрослых людей.

Сублимацияпреобразование энергии сексуальныхвлечений в социально приемлемые формыактивности: творчество, социальныеконтакты и т.п.

Психологическуюзащиту нельзя однозначно рассмат­риватькак полезное или вредное психическоеявление. Позволяя сохранить устойчивостьличности на фоне дес­табилизирующихпереживаний и добиться определеннойадаптации, психологическая защита в тоже время лиша­ет человека возможностиактивно воздействовать на си­туациюи устранить источник переживаний.

Тематика рефератов

  1. Бихевиоризм (Дж. Уотсон, А. Бандура и др.)

  2. Гуманистическая теория личности (А. Маслоу).

  3. Феноменологическая теория личности (К. Роджерс).

Вопросы длясамоконтроля

  1. Что такое личность?

  2. Каковы особенности понятия «личность»?

  3. Каковы особенности понятия «индивид»?

  4. Всякий ли индивид является личностью? Почему?

  5. Что такое индивидуальность человека?

  6. Каковы особенности понятия «индивидуальность»?

  7. Каковы особенности бихевиористической теории исследования личности?

  8. Каковы основные положения психоанализа?

  9. В чем сущность гештальтпсихологической теории исследования личности?

  10. Что лежит в основе когнитивной теории исследования личности?

  11. Каковы основные положения гуманистической теории исследования личности?

  12. Каковы отличия деятельностного и культурно-исторического подхода в изучении личности?

  13. Какова структура личности?

  14. Чем вызвана психологическая защита личности?

  15. Каковы основные механизмы психологической защиты? Каково их значение?

Литература

  1. Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. Т.2 / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1996.  376 с.

  2. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.  Мн.: Хэлтон, 1998.  399 с.

  3. Коломинский, Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский.  М.: Просвещение, 1986.  219 с.

  4. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ.; под общ. ред. В.А. Янчука.  Мн.: Попурри, 2001.  848 с.

  5. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.  СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006.  490 с.

  6. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 2007.  606 С.

Тест

1В психологииличность определяют через совокупность:

  1. физических качеств;

  2. интеллектуальных качеств;

  3. социальных качеств;

  4. умственных способностей.

2 Что из указанногосоставляет систему качеств человека:

  1. интеллект;

  2. социальные установки;

  3. взгляды;

  4. культурный уровень;

  5. мораль;

  6. волевые качества;

  7. сознание;

  8. поведение.

3 Какие свойстваотносятся к индивидным свойствамчеловека:

  1. сознание; 6) поведение;

  2. взгляды; 7) задатки;

  3. интеллект; 8) способности;

  4. пол; 9) характер;

  5. телосложение; 10) ценностные ориентации.

4 Направленностьличности включает:

  1. знания; 7) идеалы;

  2. интересы; 8) привычки;

  3. склонности; 9) навыки;

  4. моральные свойства; 10) чувства;

  5. мышление; 11) мировоззрение;

  6. убеждение; 12) память.

5 Жизненный опыт личности включает:

  1. знания; 7) умения;

  2. интересы; 8) привычки;

  3. склонности; 9) навыки;

  4. моральные свойства; 10) чувства;

  5. мышление; 11) мировоззрение;

  6. эмоции; 12) память.

6 Особенностипсихических процессов личности включают:

  1. воля; 7) темперамент;

  2. интересы; 8) привычки;

  3. восприятие; 9) навыки;

  4. ощущения; 10) чувства;

  5. мышление; 11) эмоции;

  6. убеждение; 12) память.

7 Основныемеханизмы психологической защитывключают:

  1. зрение и слух; 10) идентификация;

  2. подавление; 11) рационализация;

  3. направленность; 12) инверсия;

  4. темперамент; 13) проекция;

  5. отрицание; 14) изоляция;

  6. способности; 15) регрессия;

  7. характер; 16) сублимация;

  8. замещение; 17) задатки;

  9. воля; 18) умения.

Источник: https://studfile.net/preview/7082613/page:6/

Современные концепции личности

21. Когнитивное направление в изучении личности.: Личность — это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его

Современные концепции личности

В настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми.

В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения.

Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей.

Основные функции теорий личности

1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какиелибо классы наблюдаемых, взаимосвязанных явлений

2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека.

Отечественные теории личности

А. Мясищев, Смирнов, Малышев… Личность это система отношений, отношения это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е.

“доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека “). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п.

Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.

Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.

Б. Ананьев, Платонов, Мерлин… Личность не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности “некие абстрактные духовные образования “.

Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.

Платонов: концепция динамической функциональной структуры личности.

Выделяет 4 подструктуры взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д); 4) биологически обусловленная подструктура биологические свойства (темперамент, возраст, патологии…).

В. Рубинштейн. Личность это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.

Зарубежные теории личности

Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), СуперЭго (формируется последним, это моральная сторона личности).

Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная.

Зрелая личность способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека “ради него самого “.

Индивидуальная психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке.

Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения.

Последний конструкт личности социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности показатель психологического здоровья.

Аналитическая психология. К.Г.

Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества).

Личность может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.

Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.

Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.

Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиологогенетическое объяснение поведения.

Социальнокогнитивное направление. А.Бандура, Дж.Роттер. Личность результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.

Когнитивная психология. Дж.Келли теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное то, как человек объясняет любое событие.

Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.

Феноменологический подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает Я-концепция.

источник: azps.ru

Источник: https://hr-portal.ru/article/sovremennye-koncepcii-lichnosti

21. Когнитивное направление в изучении личности

21. Когнитивное направление в изучении личности.: Личность — это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его

Личность—это динамичная, относительно устойчивая,целостная система интеллектуальных,социально-культурных и морально-волевыхкачеств человека, которые выражены виндивидуальных особенностях егосознания, поведения и деятельности.

Существуют различныетеории развития личности. Одни учёныеотдают предпочтение окружающей средекак источнику развития личности иотрицают роль врожденных, биологическихфакторов. Другие, наоборот, считают, чтобиологическая природа человека —идеальный источник развития. Нужно лишьдовериться ей и не мешать естественномупроцессу.

Современнаяпсихология отказывается от противопоставлениябиологических и социокультурных факторовразвития личности в пользу пониманияважности тех и других. При этом всефакторы, под воздействием которыхличность развивается, подразделяют навнешние и внутренние.

Представителикогнитивной психологииобъясняют пове­дение человека наоснове его знаний или познавательных(когнитивных) способностей.

В отличиеот бихевиористов, они утверждают, чточеловек — это не машина, слепо имеханически реагирующая на внешниестимулы или внут­ренние факторы.

Напротив, благодаря разуму человекможет: анализировать поступающуюинформацию, про­водить сравнение,принимать решения и т.д.

Когнитивнаяпсихология подчеркиваетвлияние интел­лектуальных илимыслительных процессов на поведениечело­века.Например, психолог А.

Эллис (США) считает,что причинами неправильного поведениячеловека являются прежде всегоиррациональные мысли, возникающие воп­ределенных ситуациях.

Выработкау человека более разум­ного восприятиясобытий приводит его к поиску новыхэффективных решений, то есть изменениемыслей приво­дит к изменению поведения.

22. Бихевиористическое направление в изучении личности

Личность—это динамичная, относительно устойчивая,целостная система интеллектуальных,социально-культурных и морально-волевыхкачеств человека, которые выражены виндивидуальных особенностях егосознания, поведения и деятельности.

Существуют различныетеории развития личности. Одни учёныеотдают предпочтение окружающей средекак источнику развития личности иотрицают роль врожденных, биологическихфакторов. Другие, наоборот, считают, чтобиологическая природа человека —идеальный источник развития. Нужно лишьдовериться ей и не мешать естественномупроцессу.

Современнаяпсихология отказывается от противопоставлениябиологических и социокультурных факторовразвития личности в пользу пониманияважности тех и других. При этом всефакторы, под воздействием которыхличность развивается, подразделяют навнешние и внутренние.

Бихевиоризмкак направление в психологии появилсяв США в XX веке. Его основатель Джон Уотсонсчитал, что предметом психологии являетсяне психика, не соз­нание, а поведение.Бихевиоризм можно перевести с анг­лийскогокак «поведенческая психология».

Личность человекав теории бихевиоризма есть не что иное,как совокупность поведенческих реакций,прису­щих данному индивиду. Согласноэтой теории та или иная поведенческаяреакция возникает в ответ на стимул —си­туацию. Формула S— R(стимул — реакция) является в бихевиоризмеопределяющей.

Согласно законуэффекта Торндайка (также американ­скогопсихолога) связь между Sи Rусиливается, если есть подкрепление.Оно может быть положительным либоот­рицательным. Поведение человекачаще всего вытекает из ожиданияположительного подкрепления (похвала,мате­риальное вознаграждение и т.п.

),но иногда преобладает желание преждевсего избежать отрицательногоподкрепле­ния, т.е. наказания, боли ипр. Личность, с позиции бихевиоризма,это организован­ная и относительноустойчивая система навыков.Навыки — основаустойчивого поведения, они приспособленык жиз­ненным ситуациям.

Изменениеситуации ведет к формиро­ванию новыхнавыков.

Следовательно,изменяя стимулы и подкрепления, мож­нопрограммировать человека на необходимоеповедение.

Отдельную линию вразвитии бихевиоризма представля­етучение Б. Скиннера(США). Скиннер выдвинулпринцип, согласно которому поведениеживых существ полностью оп­ределяетсяпоследствиями, к которым оно приводит.

В зави­симости от того, будут ли этипоследствия приятными, без­различнымиили неприятными, живой организм проявиттенденцию повторять данный поведенческийакт, не при­давать ему никакого значенияили же избегать его повторе­ния вдальнейшем.

Сейчас бихевиористскийподход к личности считается весьмаупрощенным. Более научным психологипризнают подход сторонниковтеории социального научения,истоки которой, тем не менее, находятсяв бихевиоризме.

Источник: https://studfile.net/preview/2229516/page:4/

Основные понятия по теме

21. Когнитивное направление в изучении личности.: Личность — это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его

Занятие 2

Занятие 1

1 Теории исследования личности: бихевиорестическая, психоана-литическая, гештальтпсихологическая, когнитивная, гуманистическая

2 Деятельностный подход в развитии личности

3 Культурно – исторический подход в изучении личности по Л.С. Выготскому.

1 Структура личности по К.К. Платонову

2 Механизмы психологической защиты личности: вытеснение, проекция, замещение, идентификация, рационализация

Понятие «человек» – самое широкое и общее, которое наделяет любого представителя рода человеческого всей совокупностью характе­ристик, свойственных людям вообще.

В языке слово «личность» имеет широкий спектр упот­ребления. Личность – это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его срез, ракурс, перспектива. С од­ной стороны, аспект, проекция, с другой – основопола­гающее начало.

Лич­ность – это особое качество людей, приобретаемое ими в социокультурной среде в процессе совместной деятельно­сти и общения.

В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется ин­теллект, взгляды, социальные установки, отношения к обществу, конкретным людям и к самому себе.

Личность это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.

Проблема личности в психологии до конца не иссле­дована и представляет большой интерес для специали­стов. При этом наряду с понятием «личность» ученые используют термины «индивид» и «индивидуальность».

Индивид это отдельный представитель биологического вида homo sapiens (человек разумный), представитель чело­веческой общности.

К индивидным свойствам человека относятся не толь­ко его врожденные свойства (пол, телосложение, задат­ки и т.д.), но и приобретаемые в ходе жизнедеятельности (способности, характер, ценностные ориентации и т.п.).

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений, в результате чего приобретает социальные качества, то есть становит­ся личностью. Это значит, что не всякий индивид являет­ся личностью. Личностью не рождаются, личность фор­мируется, а также может разрушаться.

Понятие «индивид» соотносится с целостной (биосоциальной) организацией человека, а по­нятие «личность» характеризует его социокультурную ор­ганизацию, но если личность по своей сущности со­циальна, то по способу существования – индивидуальна.

Индивидуальность понятие более узкое и содержит в себе лишь те индивидные или личностные свойства челове­ка, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.

Индивидуальность – это оригинальность человека. Ин­дивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других – малозаметно. Индивиду­альность характеризует человека конкретнее, детальнее и, тем самым, полнее.

Теории исследования личности:

Бихевиоризм(от англ. behavior – поведение) разрабатывался американскими психологами Э.Л. Торндайком , Дж. Уотсоном и др.: человек – это чистый лист бу­маги, на котором с помощью специально составленной програм­мы подкреплений и наказаний можно «нарисовать» личность с любыми свойствами («S-R: стимул – реакция»).

Психоанализ – основательЗ. Фрейд: поведение человека опреде-ляется не только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями.

Неофрей­дизмпредставители Эрих Фромм, Карл Юнг, Карен Хорни, Альфред Адлер, Эрик Эриксон и др. – отрицали исклю-чительную роль сексуальных факторов в развитии, придавая основное значе­ние социальным.

Гештальтпсихология – основатели М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер: психика, должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов), основные свойства которых нельзя понять путем сум­мирования свойств отдельных его частей. Именно свойства це­лого определяют свойства его составляющих.

Когнитивная психология(от лат. cognitio – знание, позна­ние) – направление, представители которого У. Найсер, Дж. Капли, П. Жане решающую роль в поведе­нии человека отводили знанию.

Гуманистическая психология(К. Роджерс, А. Маслоу) основана на оптимистическом под­ходе к пониманию природы человека : вере в творческие возможности и силы каждого, в его способность сознательно выбирать свою судь­бу и строить собственную жизнь, т.к. любой человек рождается с по­требностью делать только добрые дела.

Деятельностный подход(М.Я. Басов, С.П. Рубинштейн,А.Н. Леонтьев) рассматривает личность, ее фор­мирование и развитие с позиции практической деятельности как особой формы психической активности. Внутреннее богат­ство человека определяется разнооб-разием видов деятельности, в которые он реально включен, и тем личностным смыслом, ко­торым он их наполняет.

Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский) изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры: именно слово-знак первично по отно­шению как к практическому действию, так и к мышлению.

Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности.

Структура личности:

биологическое (эндопсихика), отождествляемое с нервно-психической организацией человека и включающее в себя его анатомические и психофизиологические особенности;

социальное (экзопсихика), определяющее отношение че­ловека к внешнему миру в его социальном опыте.

Функционально-динамическая структура личности (К.К. Платонов):

направленность личности (включает в себя такие харак­теристики, как интересы, склонности, идеалы, моральные свой­ства, мировоззрение, убеждение; формируется в процессе вос­питания);

жизненный опыт (включает такие характеристики, как знания, умения, навыки, привычки; формируется в процессе обучения);

особенности психических процессов (включает такие ха­рактеристики, как воля, чувства, восприятие, мышление, ощу­щения, эмоции, память; формируется в процессе упражнений);

биопсихические свойства, объединяющие темперамент, по­ловые и возрастные свойства личности.

Психологическая защита личности связана с тем, что в жизни часто человек не в состоянии взвесить все обстоя­тельства и выбрать такое поведение, которое могло бы из­бавить его от неприятных переживаний.

Тогда и срабатыва­ют механизмы психологической защиты. Механизмы психологической защиты стабилизируют наше состояние, отторгают или изменяют неблагоприят­ную информацию о себе и других, служат для преодоле­ния дискомфорта.

Основные механизмы психологической защиты:

Замещение -защитный механизм, когда действие, направ­ленное на какой-либо объект, спровоцировано не им и не ему предназначено, а вызвано другим недоступным объектом

Идентификация – защитный механизм, при котором чело­век видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, ему присущие.

Подавление (репрессия)вытеснение неприемлемых, потенциально опасных желаний и мыслей из сознания, что предотвращает их возможное разрешение.

Психиче­ская энергия подавленных желаний не исчезает бесследно, а продолжает существовать в человеке независимо от его сознания и часто находит свое болезненное проявление в виде, головных болей, язв, сердечных заболеваний, гипертонии и т.д.

Отрицаниеустранение, игнорирование травмирую­щих восприятий внешней реальности. Это бегство в фанта­зию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению. При этом, игнорируя логику, человек не замечает проти­воречий в своих суждениях.

Рационализация построение приемлемых оснований для оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей и чувств. Рационализация маскирует, скрывает истинные мотивы от сознания самого субъекта во имя внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.

Инверсияподмена мыслей, чувств, отвечающих под­линному травмирующему мотиву, диаметрально проти­воположным поведением, мыслями, чувствами.

Напри­мер, неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо может подменяться в отношениях с этим человеком осо­бой предупредительностью, подчеркнутой вежливостью.

И, наоборот, – симпатия, любовное увлечение могут демонстрироваться как неприязнь, нарочитое игнори­рование и даже бестактность.

Проекцияприписывание другому человеку своих соб­ственных качеств, мыслей или чувств, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности.

Изоляция (отчуждение)обособление или локали­зация внутри сознания травмирующих человека факто­ров так, что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражаются в сознании. В ре­зультате может наступать явление двойника, то есть раз­двоение, расщепление личности.

Регрессия возвращение к более раннему, примитив­ному способу реагирования на травмирующие события, чтобы избежать внутренней тревоги, сохранить чувство са­моуважения. Яркий пример регрессии – это инфантиль­ность (младенчество, детскость) в поведении и отношени­ях взрослых людей.

Сублимация– преобразование энергии сексуальных влечений в социально приемлемые формы активности: творчество, социальные контакты и т.п.

Психологическую защиту нельзя однозначно рассмат­ривать как полезное или вредное психическое явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дес­табилизирующих переживаний и добиться определенной адаптации, психологическая защита в то же время лиша­ет человека возможности активно воздействовать на си­туацию и устранить источник переживаний.

Источник: http://5rik.ru/best/best-171163.php

Основные направления психологии

21. Когнитивное направление в изучении личности.: Личность — это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его
После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.

:• бихевиоризм;• психоанализ, или фрейдизм;• гештальтпсихология;• гуманистическая психология;• генетическая психология;• индивидуальная психология;• и другие.

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э.

Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание.

Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно.

В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т.

п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Психоанализ, или фрейдизм – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З.

Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т.д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве.

Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Гештальтпсихология – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов».

Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона.

Главные представители этого направления – М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К.

Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями.

Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка.

Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.

https://www.youtube.com/watch?v=_qjgeeBCuM4

Психология прошла длинный путь становления. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались разные направления.

Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии.

В свою очередь, благодаря идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др.

Источник: Луковцева А. К. «Психология и педагогика. Курс лекций»

Источник: https://psychojournal.ru/article/318-osnovnye-napravleniya-psihologii.html

Medic-studio
Добавить комментарий