21. «Мюнхенская модель одаренности» К. Хеллера.: Долговременное исследование К. Хеллера по выявлению и специальному

20. «Пятифакторная модель а. Танненбаума»

21. «Мюнхенская модель одаренности» К. Хеллера.: Долговременное исследование К. Хеллера по выявлению и специальному

Этумодель часто называют психосоциальной,т.к. автор предлагает классифицироватьодаренных людей по критерию потребностив них общества.

Испытывая необходимостьв одних талантах, общество может считать,что потребность в других вполнеудовлетворена («по норме»), таланты,относящиеся к третьему типу, уже являютсяизбыточными, а некоторые таланты вообщеследует относить к числу аномальных.Важно определить, к какому из этих типовотносится одаренность конкретногочеловека.

По мнению А. Танненбаума,наличие высокого уровня интеллектуальногоразвития и креативности не могутгарантировать достижения выдающихсятворческих результатов.

Для этогонеобходимо взаимодействие следующихпяти факторов развития одаренности: ·фактор«g»или общиеинтеллектуальные способностиспециальныеспособностив конкретной области; ·специальныехарактеристики неинтеллектуальногохарактера (личностные,волевые), которые необходимы дляреализации специальных способностейв конкретной области деятельности (кчислу таких характеристик относятпреданность делу, эмоциональнуюстабильность, способность к преодолениюпреград и др); ·стимулирующееокружение,способствующее развитию этих способностей(семья, школа и др.); ·случайныефакторы,счастливое стечение обстоятельств илиудача(«оказатьсяв нужном месте в нужный момент»)

21. «Мюнхенская модель одаренности» к. Хеллера

Мюнхенскаямодель одаренности, разработаннаяК.Хеллером, помимо таких фактороводаренности, как интеллектуальныеспособности, креативность, социальнаякомпетентность, личностные особенности(мотивация достижения, преодолениестресса, стратегии работы и др.), достижения(естественные науки, искусство, спорти др.

), включает и факторы среды (микроклиматв семье и в классе, критические событиив жизни и др.). На основании экспериментальныхданных К.Хеллер приходит к выводу, чтовысокоодаренные отличаются отсреднеодаренных по следующим диагностическизначимым личностным параметрам: 1.высокие интеллектуальные способности;2.

выдающиеся креативные способности(например, оригинальность, гибкость,разработанность); 3. способность к болеебыстрому усвоению и выдающаяся память;4. интеллектуальное любопытство истремление к знаниям; 5. интернальныйлокус контроля и высокая личностнаяответственность; 6. убежденность всобственной эффективности исамостоятельность суждений; 7.

позитивнаяакадемическая Я-концепция, связаннаяс адекватной самооценкой. В этой моделивысокие достижения рассматриваютсякак продукт одаренности, личностныххарактеристик и социального окружения. Модель включает: 1. факторы одаренности(интеллектуальные способности,креативность, социальную компетентностьи др.), 2. факторы среды (микроклимат всемье, классе), 3.

достижения (спорт,языки, естественные науки др.) 4. некогнитивные личностные особенности(преодоление стресса, мотивациидостижений, стратегии работы и учебы иряд других).

  1. «Рабочая концепция одаренности» д.б. богоявленская, в.д. шадриков и др.

Врамках реализации презид прогр «Одардети» была предпринята попытка научнойразработки концепции одаренности нагосуд ур-не. Концепции, кот выражала быне частное мнение одного, пусть дажесамого авторитетного исследователя, атеорет модель,кот вобрала бы в себя все лучшие достижениясовр отеч и заруб психологии.

Этопозволило быейсыграть роль своего рода госуд директивы,слу­жить точкой отсчета, от кот берутначало прикладные исследования и педпрактика. С этой целью к работе былапривлечена большая группа авторитетныхученых.

Созданную ими концепцию следуетрассматр как первичную, подлежащуюдальнейшей разработке, на что указываетсамо на­звание – «Рабочая концепцияодаренности» (под ред. Д. Б. Богояв­ленскойи В. Д. Шадрикова).

Поопределению авторов: «Одаренность-этосис­темное, развив-ся в теч-е жизникач-во психики, кот определ возм-тьдостижения человеком более высоких(необычных, незаурядных) рез-тов в одномили неск ви­дах д-ти по сравнению с дрлюдьми».

Этооп­ределение нельзя назвать удачным.Потому что неизвестно «качество психики»,которое можно назвать «несистемным» и«не развивающимся в течение жизни».Таких качеств не существует.

Стремлениеавторов к глобальному взгляду наодаренность лишило данное ими определениетой специфичности, кот свойственналюбому реальному проявлению человечпсихики.

Ведь «системным, развивающимсяв теч-и жизни качеством психики»,определяющим «возможность достижениячеловеком более высоких (необычных,незаурядных) рез-тов в одном или несквидах д-ти по сравнению с др.

людьми» сравным правом могут считаться не толькоодаренность, но и такие психич явле­ния,как «характер», «потребности» и др.

Оригинальнымявл-ся предложение авторов концепциипредставить «ядро одаренности» не ввиде трех, как в западных моделях, а ввиде двух основных компонентов инст­рументальногоимотивационного.Этосущественный шаг вперед по сравнениюс моделями, выполнявшими ранее ф-цииофиц точки зрения (С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А. М. Матюшкин и др.).

Разведениеинтеллекта и креативности – предметдавних спо­ров наших исследователей.Авторы «Рабочей концеп­ции одаренности»провели эту дифференциацию внутри такназываемого «инструментальногокомпонента» одаренности, что представляетсяв дан случае вполне оправданным, логичными весьма продуктивным шагом.

Мотивациядифференцирована авторами болеетрадиционно.

Она содерж 5 осн признаков:1)повышенная избира­т чувствительностьк определ сторонам предм д-ти; 2)ярко выраж интерес к тем или инымзаня­тиям или сферам д-ти, чрезвычайновысокая увлеченность предметом; 3)повышенная познават потребность; 4)предпочтение парадоксальной, противоречивойи неопределенной информации; 5)высокая критичность к результатамсобств труда, склонность ставитьсверхтрудные цели, стремление ксовершенству.

Принципиальноиначе, по сравнению с господствовавшимиранее представлениями, рассмотренаавторами проблемавидов одаренности.

Ими выделено пятькритериев для их определения:1)Видд-ти и обеспечивающие ее сферы психики(к ос­н видам д-ти авторы относят:практич, тео­ретич, худож-эстетиче,коммуникативную и духовно-ценностную;сферы психики представлены:интеллелектуальной, эмоциональной имотивационно-волевой); 2)Степеньсформированности (дифференцируетсякак потенциальная и актуальная); 3)Формапроявлений (явная одаренность и скрытаяодаренность); 4)Широтапроявлений в различных видах деятельности(общодар-тьи спец одаренность); 5)Ос-тивозрастного разв-я (ранняя одар-ть ипоздняя одар-ть).

Возможно,в дальн данная теоретич модель будетдорабатываться и внедряться в образоватпрактику.

  1. Одаренность как проблема средовой и генотипической детерминации развития личности.

Еслиречь идет о дет одар-ти, то имеется ввиду сложный сплав генетич особенностейи влияний внешней среды.

Исследователис давних пор пытались количественнооп­ределить, какова доля наследственных(генотипических) факторов и каков вкладфакторов средовых в разв-е умственныхспос-тей.

То есть насколько выдающийсяинтеллект, способность к творчествузависят от наследственной предрасположенности,а насколько – от внешнего окружения ивоспитания.

Вотеч психологич и пед лит-ре и в обыденномсознании в теч-е многих десятилетийутвержда­лась в качестве неоспоримойистины мысль о том, что «все здоро­выедети одарены одинаково», что «вундеркиндов»и «бесталан­ных» создает окружение,или «среда». Все это естественноепродол­жение «войны» с генетикой.

Внаст время спец-тами в области генетикии психо­генетики открыто многоинтересных фактов, выявлены любопыт­ныезакономерности, позволяющие диагностироватьи прогнози­ровать развитие живыхорганизмов, в т.ч.

человека, осно­вываясьна знании генотипич ос-тей. Эти знанияпроливают свет и на представления охар-ре завис-ти ур-ня разв-я умств спос-тейч-ка от его гено­типич ос-тей.Генотипомназ генетич конституцию, совок-ть генов,получ от родителей, т.е.

– это информация,запис в молеку­лах ДНК.

Подтермином «среда»в пед и психол лит-ре понимают веськомплекс внешних факторов, влияющ напроцесс разв-я. Этоткомплекс можно условно поделить на«макросреду»и «микросреду».

К ф-рам «макро­среды»обычно относ такие глобальные средствавозд-я, как «ос-ти нац культуры», «спецификусоц-политич устройства общества»,«географическую среду».

К ф-рам«мик­росреды»следует отнести все то, с чем ребеноквступает в непо­средственный контакт:«семья», «школа», -одним словом, ближайшееокружение. Эти факторы относятся к числунаиболее мощных средств воздействияна процесс форми­рования личности.

Порез-там психогенетич исслед-й (20-30-хго­дов) генотипич ф-ры рассматр какдоминирую­щ. На их долю отводилось всреднем 80% и более (Н. Ньюман, А. Джонсон,Д. Шилдс, Н. Джойс-Нельсен и др.),ур-ньразв-я интеллекта (определенный посистеме IQ)на 80% зависит от генотипа и только на20% от средового влияния.

В80-х годах предст-я об этом соотношенииизменились. Доля генотипа, по даннымэксперимен­т исслед-й, колеблется винтервале от 70% до 65% (Р. Уильсон, Д.Де-Фрес, Д. Горн, С. Скарр и др.), т.е.генотипич ф-ры по-прежнему рассматр какдоминирующие, однако представления ороли среды изменились в сторону ееуве­личения.

Интересентот факт: если для первых ис­следователейв обл психогенетики среда – это простоне гено­тип, то в последующих работахопределение среды значительнодифференцируется. Вводятся понятия«межличностная среда», «внутрисемейнаясреда», и даже более детально – «близнецоваясреда», «материнский эффект»,«ассортативность» и т. д.

Рассматриваяпроблему генотипич и средовой детер­минацииразв-я психики ч-ка, надо отметить дваважных момента (они выделены исследователямиИ. В. Равич-Щербо и М. С. Егоровой).Большинство методов психогенетикипозволяет получить дан­ные не онаследуемости той или иной изучаемойхарактеристики, а о роли наследственностив формировании ее межиндивидуаль­ныхразличий.

Чтоможет повлиять на генотип?Однимиз первых эту пробл изуч Ф. Гальтон,утверждав­ший, что гениальный ч-к естьпродукт гениального рода. Но это утвержд-е справедливо лишь частично. Наследо­ваниепризнаков не имеет прямого характера.Одар-ть,в ос-сти ярко выраженная, м.б.

ре­з-том«ошибки природы» при делении клетки ирепликации генетич мат-ла. «Именноошибкам – отклонениям от ге­нетичпрограммы разв-я, кот происх всегда ина всех ур-нях жизни, обязан прогрессорганизмов, видов, родов, се­мейств,- счит спец-ты в обл генетики Н.Д. Тарасенко и Г. Н. Лушанова.

Внезапные,скачкообразные и при этом стойкиеизменения в стр-ре генотипа спец-ты вобл генетики наз мутациями.Факторы,вызывающие мутации, называютсямутаге­нами.Выделяютобычно мутагенытрех категорий:физические(радиация, электромагнитное излучение,давление, температура и т. д.

); химические;биологические(бактериии вирусы).

Источник: https://studfile.net/preview/5706990/page:5/

Наиболее популярные модели одаренности

21. «Мюнхенская модель одаренности» К. Хеллера.: Долговременное исследование К. Хеллера по выявлению и специальному

В настоящее время число концепций одаренности весьма велико, но самой популярной считается концепция одаренности, разработанная известным американским ученым Дж.Рензулли, согласно которой одаренность есть сочетание трех характеристик:

интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

креативности;

настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, в его теоретической модели учтены знания на основе опыта (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Автор отмечает.

Что в соответствии с его концепцией число одаренных детей может быть значительно выше, чем при их идентификации по тестам интеллекта или достижений. Он не связывает понятие «одаренность» лишь с экстремально высокими оценками по каждому параметру.

Подкупает демократичность этой модели, позволяющая относить к категории одаренных, тех, кто проявляет высокие показатели хотя бы по одному из параметров.

Данная концепция активно используется для разработки прикладных проблем, раскрывая довольно подробно суть одаренности как природного явления, Дж.Рензулли достаточно определенно указывает направление педагогической работы.

Примечательно, что термин «одаренность» заменен им на термин «потенциал».

Это свидетельство того, что данная концепция – своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей.

Выделенная Дж.Рензулли триада в несколько модифицированном варианте присутствует в большинстве современных зарубежных концепций одаренности. Так например, много общего с моделью Рензулли имеют рассмотренные выше концепции П.Торренса и концепция одаренности, предложенная Д.

Фельдхьюсеном: состоящая из трех пересекающихся окружностей ядро, по его мнению, должно быть дополнено Я-концепцией и самоуважением. Она сходна с моделью Рензулли, но имеет свои способности.

Если он также в категорию в категорию общих способностей включает креативность, то мотивация другого толка – мотивация достижения.

Важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика (Ю.Д.Бабаева, А.И.Савенков и др.).

Одаренность реально существует лишь в движении, в развитии такое понимание привело к созданию теоретических моделей одаренности, которые наряду с факторами, характеризующими потенциал личности включены факторы среды. К таким, например, можно отнести модель Ф.Монкса – «мультифакторная модель одаренности». Ф.

Монкс дополняет уже три традиционных пересекающихся круга Дж.Рензулли треугольником, обозначающим основные факторы микросреды: «семья», «школа», «сверстники». Наиболее интересный вариант такого решения – «пятифакторная модель» А.Таннебаума.

Он подчеркивает, что само по себе наличие выдающихся интеллектуальных, творческих качеств не может гарантировать реализацию личности В творческой деятельности. Для этого требуется взаимодействие пяти условий, включающих внутренние и внешние факторы:

фактор «д» или общие способности;

специальные способности в конкретной деятельности;

специальные характеристики неинтеллектуального характера, подходящие для конкретной области специальных способностей (личностные, волевые);

стимулирующее окружение, соответствующее развитию этих способностей (семья, школа);

случайные факторы (очутиться в нужном месте в нужный час)

Современными исследователями Р.Стренбергом и Е. Григоренко предложена так называемая «инвестиционная модель» одаренности. Авторы утверждают, что для творчества необходимо наличие интеллектуальных способностей, знаний, стилей мышления, личностных характеристик, мотивации и окружения (среды).

Отмеченное выше доминирование интегративного выражено в преобладании представлений об одаренности, как о суммарном личностном свойстве, имеющим в основе одну или несколько общих характеристик (Ч.Спирмен и др.

), не является абсолютным. Так, например, известный немецкий ученый К.Хеллер считает наиболее эффективными в педагогическом отношении многофакторные модели одаренности.

Этой же точки зрения придерживаются и отечественные специалисты ( Ю.Д.Бабаева и др.).

Долговременное исследование К.Хеллера по выявлению и специальному обучению одаренных детей построено на базе разработанной им многофакторной модели («Мюнхенская модель одаренности») (рис. 3)

Модель включает: факторы одаренности (интеллектуальные способности, креативность, социальную компетентность и др.), факторы среды (микроклимат в семье, классе), достижения (спорт, языки, естественные науки др.) и не когнитивные личностные особенности (преодоление стресса. Мотивации достижений, стратегии работы и учебы и ряд других).

Основой для разработок учебных программ по предметам послужила знаменитая модель Б.Блума, ориентированная на сферу познавательных функций (таксономия целей обучения)

Изучение и исследование спектра одаренности привели американских ученых к необходимости сочетания когнитивных аффективных аспектов развития. Примером такого подхода является трехблочная модель Ф.Уильямса:

блок – основные предметы изучения (естествознание, язык. Математика, изобразительное искусство, обществоведение):

блок – стратегические направления преподавания и поведения учителя (его профессиональные умения);

блок – показатели развития учащихся как в познавательной, так и в эмоционально-личностной сферах (оригинальность мышления, готовность рисковать, любознательность и т.д.).

Уильямс указывает на теснейшую связь аффективного развития с когнитивным, он предлагает их одновременный учет в развитии одаренных детей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_154503_naibolee-populyarnie-modeli-odarennosti.html

Medic-studio
Добавить комментарий