21. Понятие психологического влияния, виды, их краткая характеристика

Виды психологического влияния: способы влияния на людей,средства, методы, приемы

21. Понятие психологического влияния, виды, их краткая характеристика

Психологическое влияние – процесс, в результате которого меняются поведение и тип мышления другого человека. Различают разные виды влияния (убеждение, заражение, внушение, подражание и т. д.) и противостояния влиянию (игнорирование, критика, отказ и т. д.).

Понятие влияния

Психологическое влияние – понятие, которое часто используется в психологии и социологии. Оно означает процесс, в результате которого происходит изменение поведения, установок, намерений, желаний и представлений постороннего человека.

Механизмы психологического влияния помогают в реализации потенциала внутригруппового или массового взаимодействия. Понятие подразумевает применение способов дезинтеграции или групповой дифференциации.

Особенности психологического влияния:

  • носит спонтанный, неосознанный характер;
  • не подлежит социальному контролю;
  • используется с определенными целями (позитивными или негативными);
  • является промежуточным состоянием человека.

Тема психологического влияния особенно интересна предпринимателям, рекламистам, маркетологам и бизнесменам. С помощью механизмов воздействия они могут реализовать свой товар. От умения пользоваться инструментами психологического влияния зависят результаты деятельности представителей этих профессий.

Понятие психологически конструктивного влияния подразумевает, что воздействие не должно негативно сказываться на личности. Обязательные требования — психологическая грамотность и корректность.

Воздействие на человека часто применяется людьми в повседневной жизни. Обычно с корыстными намерениями или с целью получения выгоды. Зная особенности своего собеседника, добиться желаемого результата несложно.

Основные виды

В психологии и социологии различают направленное и ненаправленное психологическое влияние. К направленному относятся такие методы психологического воздействия, как убеждение и внушение. К ненаправленному – заражение и подражание.

Нужно знать различия между критикой и внушением. Критика прямо указывает на то, как делать нельзя, а внушение – на то, как делать нужно. Критика и внушение также различаются предметом обсуждения.

Убеждение

Направлено на снятие определенных страхов. Необходимо для устранения препятствий на пути информации к сознанию человека.

Убеждение – вид влияния, целью которого является воздействие индивида на психику человека через обращение к его личному суждению, удовлетворение своих потребностей с помощью других людей.

Реализуется оно через коммуникацию с нужным объектом. Главное предназначение – изменить взгляды человека на определенные вещи. Первым предпринимает попытку поговорить инициатор беседы.

Основа убеждения – сознательное отношение индивида к определенной информации, ее самоанализу, критике, оцениванию. Убеждение построено на системе доводов. Они сформированы по законам логики и должны быть обоснованы тем, кто наводит убеждение.

Такой вид влияния лучше всего внедрять во время обсуждений, групповых дискуссий, споров. Основные требования к убеждению:

  • логичность;
  • последовательность;
  • аргументированность;
  • обоснованность на научно доказательных материалах.

Успешность этого вида влияния напрямую зависит от умений человека, который его проводит. Если убеждение было внедрено удачно, то индивид примет и в дальнейшем будет руководствоваться при выборе чего-либо новыми сведениями. В процессе трансформируется мировоззрение.

Убеждение наиболее часто используется в воспитании детей и научной полемике. Оно требует больших усилий и использования различных ораторских приемов.

Заражение

Самый старый способ влияния. Чаще всего применяется по отношению к большим группам людей – на стадионах, концертах. Особенно эффективен во время митингов, протестов, страйков. Быстрее всего развивается в мало сплоченном коллективе, где уровень организованности плохой или полностью отсутствует. Главный признак заражения – стихийность.

В процессе такого влияния коммуникатор передает человеку свой настрой, настроение, эмоции, побуждения. Реализуется это не через общение, а через эмоциональную среду. Процесс перехода настроения одного человека к другому неосознанный.

В психологии явление заражения объясняют как способ передачи эмоционального состояния одного индивида другому на психологическом уровне. Бывает, что оба человека желают провести заражение одновременно. Успешным окажется тот, чей эмоциональный заряд более сильный.

Степень заражения толпы зависит от:

  • уровня развития;
  • силы энергетического заряда коммуникатора;
  • психологического состояния;
  • возраста;
  • убеждений;
  • степени внушаемости;
  • самосознания;
  • эмоционального настроя и т. д.

Заражение напоминает цепную реакцию. Изначально может заразиться один человек, который передает эмоциональный заряд другому и т. д.

Этот вид влияния легче всего реализовать в толпе, т. к. в такой ситуации человек становится более уязвимым. Сужается критичность к оценке и восприятию информации.

Иногда заражение используют спикеры на своих тренингах. Их цель – мотивировать слушателей, буквально заразить их своей жизненной энергией.

Внушение

Внушение считают самым опасным видом влияния. Это основной инструмент воздействия при разных видах гипнотерапии. С его помощью можно заставить человека выполнять определенные функции, сменить тип поведения, мышление или мнение о какого-либо объекте.

Внушение заключается в снижении критичности индивида к полученной информации. Потому как отсутствует желание проверить ее на достоверность.

Внушение очень эффективно, если налажены доверительные отношения собеседника и врача. Поэтому гипнолог, прежде чем внедрять внушения, пытается выстроить с пациентом контакт и лишь тогда приступает к введению в транс и навязыванию определенных моделей поведения или мыслей.

Важная особенность внушения – оно направлено не на способность мыслить, а на готовность принять предложение, новые мысли, противоречивые утверждения и реализовать их. Есть 2 формы этого типа влияния – аутосуггестия (самовнушение) и гетеросуггестия (влияние со стороны). Отличительная черта самовнушения – оно является сознательным саморегулированием.

На результаты использования внушения влияют такие показатели (по отношению к спикеру):

  • авторитетность;
  • статус;
  • волевые качества;
  • уверенность в себе;
  • категоричный тон;
  • выразительная интонация;
  • вера в свои силы;
  • умение переубеждать и т. д.

Внушение активно используется при подаче информации в СМИ. Другой по популярности источник внедрения этого инструмента влияния – реклама. Реализуется она с помощью ярких, коротких и запоминающихся слоганов. Это необходимо для достижения собственных выгод.

Подражание

Одна из самых популярных форм поведения в межличностных контактах. Развивается она из-за закомплексованности одного из собеседников. Желая стать лучше, он начинает копировать поведение, манеру общения, ходьбу, интонацию, произношение и прочие уникальные характеристики другого человека.

Подражание влияет на процесс социализации личности, ее воспитание и развитие. К этому типу влияния очень уязвимы маленькие дети и подростки, у которых еще нет точного видения себя или сформированного характера. Они подражают окружающим и тем, кого считают авторитетными. Это проявления сознательного подражания.

Несознательное подражание – результат активного влияния на психику. Рассчитывая на определенную реакцию, инициаторы стимулируют ее различными методами. Такое воздействие имеет двойной характер. В зависимости от человека, который использует подражание как инструмент влияния, результат может быть позитивным или негативным для другого индивида.

Самое известное проявление подражания – мода. Это форма стандартизированного массового поведения людей. Возникает из-за навязывания определенных вкусовых предпочтений.

Второстепенные виды психологического влияния

Один из часто используемых способов влияния – слухи. Это сообщения, которые поступают от определенного человека. Обычно являются ложными и используются, чтобы унизить другого индивида. Часто они не подтверждены какими-либо фактами. Люди воспринимают слухи из-за желания побыстрее получить нужную информацию.

Формирование благосклонности

Этой техникой часто пользуются торговцы и продавцы с целью продать свой товар. Они высказывают благоприятные суждения о человеке, особенно о его внешнем виде. Могут дополнительно использовать подражание, копируя поведение человека, его жестикуляцию, мимику, манеру общения.

Коммуникатор делает это, чтобы сформировать положительное впечатление о себе. В процессе формирования благосклонности используются такие приемы:

  • внимание;
  • комплименты;
  • обращение за советом;
  • подыгрывание выявленным комплексам и т. д.

Успешность этого типа влияния зависит от первого впечатления. Второй важный залог успеха — самопрезентация.

Чтобы формирование благосклонности дало должный эффект, нужно иметь отличные коммуникационные способности. Нужно уметь находить подход к человеку, видеть его слабости и давить на них морально.

Просьба

Ситуация, когда коммуникатор обращается к кому-то с просьбой. Он может делать это спокойно или навязчиво. Результат влияния зависит от отношений между индивидами.

Часто это обращение с пожеланием удовлетворить потребности коммуникатора. Секретными оружиями являются ласковый голос, спокойный тон, улыбчивость и максимальная искренность и открытость.

Важно умение говорить «нет». Наличие такой способности поможет избегать конфликтных ситуаций и избавлять человека от аргументации своего выбора. Криков друг на друга также не будет.

Самопродвижение

Это открытый тип влияния. Предназначен для показа своих лучших качеств, профессиональных навыков, умений. Этот способ используют люди с чувством собственной значимости. В процессе воздействия происходит открытая демонстрация профессионализма и квалификации.

Частая цель самопродвижения – получение конкурентных преимуществ, необходимых для достижения собственных целей. Может происходить произвольным и непроизвольным путем.

Самопродвижение часто реализуется на:

  • конференциях;
  • заседаниях;
  • переговорах;
  • собеседованиях;
  • публичных выступлениях.

Эту технику влияния часто используют политики, баллотируясь на определенную должность. Их цель – получить признание со стороны граждан.

Принуждение

Этот вид влияния нужен для принуждения людей работать или исполнять определенные действия. В формах принуждения могут использоваться угрозы, шантаж, лишение свободы. Наиболее грубые формы – физическая расправа, насилие, ограничение свободы действий.

Кроме физических средств воздействия, могут применяться моральные. Это унижения, оскорбления, субъективная критика в грубой форме.

Жертва воспринимает принуждение как сильное психологическое давление и отбирание необходимых благ для нормальной жизни. Угроза может быть смертельно опасной или предупредительной. Подразумевается возможность применения социальных санкций или физических побоев.

Нападение

Одна из форм разрядки эмоционального напряжения. Осуществляется внезапная, нарочная атака на психику человека, чтобы сделать его раздражительным, нервным и агрессивным.

Этот вид влияния часто используется спортсменами, особенно когда вид спорта связан с физическим контактом между 2 и более людьми. Говоря о нападении, следует сказать, что противостояние чужому влиянию — это сопротивление воздействию внушения.

Основные инструменты влияния при нападении:

  • негативные высказывания;
  • грубые, оскорбительные суждения;
  • осмеивание жизни или определенных качеств;
  • напоминание о поражениях или постыдных случаях из биографии.

Человек, использующий нападение, может навязывать свое мнение коммуникатору или давать ему советы. Часто такой индивид получает удовольствие, потому что сделал больно другому.

Аргументация

Обычно используется с целью переубедить человека в неправильности его мыслей. Спикер с помощью наведения конкретных аргументов пытается переубедить человека сменить свое решение.

Главные требования к аргументации:

  • точность;
  • корректность;
  • подкрепление доведенными и признанными фактами;
  • лаконичность.

Этот вид влияния часто используется преподавателями в учебных заведениях. Пытаясь довести ученику или студенту его ошибку, они начинают наводить множество аргументов. Право ответить обычно дается тогда, когда человек уже всё обдумал и готов огласить контраргумент.

Другой вариант применения аргументации – сфера рекламы. Проводится совместно с убеждением. Изначально рекламисты описывают товар или услугу, а потребность в ее приобретении доказывается с помощью аргументов. Они являются детальным описанием преимуществ рекламируемого объекта.

Манипуляция

Одна из самых часто используемых методик влияния в повседневной жизни. Манипуляции – это скрытые побуждения к переживанию определенных состояний.

С помощью определенных фраз коммуникатор пытается повлиять на выбор, принятие решения другим человеком. Он это делает из корыстных побуждений для достижения собственных целей.

Виды психологического противостояния влиянию

Первая разновидность – игнорирование. Это умышленная невнимательность, рассеянность по отношению к собеседнику. Отличается отсутствием реакции на какие-то действия другого человека.

Воспринимается как признак неуважения со стороны собеседника. В определенных случаях является единственным правильным вариантом поведения в неловкой ситуации. Используется для прощения бестактности со стороны.

Другие виды психологического противостояния влиянию:

  1. Конструктивная критика. Используется в противоречивой ситуации для доказательства собственной правоты. С помощью критики обосновывают неправильность действий, мыслей или целей. Должна быть обязательно подкреплена фактами. В обратном случае это будет не конструктивная критика, а навязчивое субъективное мнение.
  2. Контраргументация. Это попытка убеждения кого-то с подкреплением определенных фактов. Используется для оспаривания чужого мнения, которое полностью противоречит мыслям собеседника. Обязательное условие – подкрепление научными или всемирно признанными фактами.
  3. Конфронтация. Это прямое противопоставление мыслей. Проводится в прямой (жесткой и вербальной) форме или в скрытой с внедрением невербальных приемов. Часто используется психологами при проведении когнитивно-поведенческой терапии.
  4. Отказ. Конкретное обозначение собеседником своего недовольства или несогласия. Обычно принимается с целью отказа исполнять просьбу другого человека. Может озвучиваться мягким и спокойным тоном. В другом случае – властным, грозным голосом. Помогает избежать факта увольнения или побоев.
  5. Психологическая самооборона. Конкретное обозначение своих границ без выслушивания других. Помогает предотвратить поведение, контролирующее все действия человека. В процессе внедряются вербальные и невербальные приемы в виде словесных формул и интонаций. Цель, с которой употребляется психологическая самооборона, является потребностью устранить себя от участия в конфликтах, сохранить спокойствие. Так человек получает дополнительное время на обдумывание услышанной критики, манипуляций.
  6. Творчество. Создание образа мыслей также может быть произвольным. Оно предполагает осуществление ранее неиспользованных решений, непредсказуемых поступков. Проявляется как желание быть уникальным, а не соответствовать другим. Применяется против подражания. Формируется под влиянием тяги к самовыражению.
  7. Уклонение. Это стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором. Причинами могут быть личная неприязнь или негативный настрой против такого собеседника. Избегаются любые встречи. Происходит сокращение регламента времени, условий проведения беседы. Подобное отношение партнера к другому в попытках уклониться от встреч нужно для личного спокойствия.

Еще один часто используемый метод противостояния — энергетическая мобилизация. Проявляется как сопротивление попыткам внушения, передачи, навязывания определенных действий, модели поведения, типа мышления и прочих факторов.

Это преобразование любых негативных эмоций в гнев, ярость и агрессию. Иногда это происходит из-за того, что человек не знает, как реагировать на определенную ситуацию в меру своей непроинформированности. Это помогает привести свое эмоциональное состояние в тонус.

Предпринимателями часто используется такая техника противостояния влиянию, как творчество. Это дает им конкурентные преимущества перед другими и позволяет создавать уникальные товары. Подражание – то, от чего молодому предпринимателю нужно избавляться в первую очередь.

Заключение

В психологии и социологии выделяют разные методы влияния на человека. Главными среди них являются убеждение, заражение, подражание и внушение. Противостоять им помогают такие техники, как творчество, контраргументация, конструктивная критика, конфронтация, отказ, уклонение и т. д.

Источник: https://psyhoday.ru/obshchenie/vidy-psihologicheskogo-vliyaniya.html

Психология влияния — как человека заставляют подчиняться

21. Понятие психологического влияния, виды, их краткая характеристика

Современное общество устроено таким образом, что человек постоянно подвергается стороннему воздействию. Психология влияния задействует процессы общения и восприятия информации, подразумевает определенное целенаправленное изменение чувств и стремлений личности.

Одна из главных задач данного направления психологии — понять и разобрать все существующие механизмы воздействия на человеческую психику. Параллельно данная наука исследуется механизмы общения людей в домашней и общественной обстановке.

Любое психологическое воздействие имеет конечную цель. Например, заставить человека подчиниться или сделать что-то, выполнить работу, купить товар, прибыть в какую-то точку. Однако можно и самостоятельно научиться всем этим приемам, чтобы в итоге скрытно влиять на других людей.

Человек зачастую неосознанно использует психологию влияния и ее различные методы. Однако если научиться этому искусству и знать его основы, можно добиться значительного успеха. В некоторых случаях это может помочь защититься от мошенников, которые используют их с целью обмана.

Психология влияния — виды воздействия

Существует примерно четыре основных способа осуществления воздействия на человека:

  • заражение;
  • подражание;
  • внушение;
  • убеждение.

Все они вполне могут использоваться людьми неосознанно. Однако тонкое знание психологии, анализ настроя собеседника и понимание направления его мышления позволяют радикально влиять на психологическое состояние человека.

Психология влияния через внушение

Следующий уровень воздействия, при котором происходит убеждение человека в том, что ему надо поступить так, как говорят. При этом, чтобы внушение оказалось успешным, необходимо соответствовать своим словам.

Жизненные нравоучения от человека, который сильно пахнет алкоголем и надел рваную одежду, вряд ли будут иметь эффект.

Также важна внушаемость — обычно дети до 13 лет и нерешительные люди наиболее внушаемы и серьезно относятся к чужим словам.

Эффективность внушения повышается, если говорить голосом, в котором не будет и тени сомнения. Уверенность — один из главных ключей для правильного внушения. Кроме того, словам можно придать куда больший вес, если использовать различные крылатые выражения и цитаты.

Владимир Соловьев о психологии влияния — видео

Источник: https://mind-control.ru/psikhologiya-vliyaniya/

Понятие и виды психологического влияния

21. Понятие психологического влияния, виды, их краткая характеристика

Говоря о проблеме влияния, необходимо прежде всего обратиться непосредственно к терминам.

Существует несколько определений понятий «психологическое влияние» и «психологическое воздействие». Вот некоторые из них:

· Влияние (в психологии) — процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.[1]

· Влияние в процессе психологического воздействия — результат деятельности субъекта воздействия, приводящий к изменению каких-либо особенностей личности объекта, его сознания, подсознания и поведения.[2]

· Психологическое воздействие — это процесс и результат эффективного (успешного) психологического влияния.[3]

· Психологическое влияние — это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.[4]

· Процесс социального влияния предполагает такое поведение одного человека, которое имеет своим следствием — или целью — изменение того, как другой человек ведет себя, что он чувствует или думает по отношению к некоему стимулу.[5]

Легко заметить, что приведенные определения являются взаимодополняющими, это позволяет вывести некую общую дефиницию.

В соответствии с целями и задачами данной работы мы выводим следующее определение Итак, в данной работе под термином «психологическое влияние» будет пониматься процесс и результат изменения одним человеком мыслей, поведения, установок, чувств, состояния и т.п. другого человека в ходе непосредственного взаимодействия, а также посредством рекламы, СМИ и т.д.

«Психологическое воздействие» будет рассматриваться как такой вид влияния, который всегда носит целенаправленный и осознанный характер.

Важно отметить, что перестройка психики и поведения посредством психологического влияния может быть различной как по широте, так и по временной устойчивости. По первому критерию различают парциальные (частичные) изменения, т.е.

изменения какого-нибудь одного психологического качества (например, мнения человека о конкретном явлении), и более общие изменения психики, т.е. изменения ряда психологических качеств индивида (или группы).

По второму критерию изменения могут быть кратковременными и длительными.

В коммуникативном плане влияние – процесс односторонний, поэтому в нем выделяют субъект и объект влияния.

Человек, действия которого служат причиной изменений в сознании и поведении другого, — субъект влияния (или воздействия).

Объект— это человек, на которого направлено влияние.

Традиционно выделяют три сферы (среды), в которых осуществляется психологическое влияние:

· сфера межличностных отношений;

· специально создаваемая среда убеждения (пример – публичные выступления);

· среда, характерная для СМИ (телевидение, радио, печатные издания и т.п.).

В данной работе основное внимание будет уделяться сфере межличностных отношений, т.к. влияние в деловом общении осуществляется главным образом при непосредственном взаимодействии.

Различают множество видов психологического влияния, основаниями для выделения которых могут быть, например, цели влияния, используемые способы и методы и т.д. Остановимся на этом подробнее

Исторически сложилось так, что одновременно выделили след. Виды влияния и отеч и заруб ученые. в 20-30 года в россии исслед приостановились по политическим причинам. В это время зарубежные авторы исследовали след виды влияния.

Поискать, сколько было диссертаций на нашей кафедре по этой теме (сайт ВАК).

В исследованиях отечественных авторов выделены и достаточно изучены такие виды влияния, как подражание, заражение, внушение (В.М. Бехтерев); убеждение, внушение, заражение (Б.Д. Парыгин, А.В.

Кириченко); внушение, убеждение, конформизм (В.Н. Куликов); заражение, подражание, убеждение, внушение (Г.М. Андреева, В.Г. Зазыкин); убеждение (А.Ю. Панасюк); манипулирование (Е.Л. Доценко, Л.И.

Рюмшина).

Зарубежные психологи помимо перечисленных выше изучают следующие виды влияния: …. Он включает убеждение (аргументацию), самопродвижение, внушение, просьбу, принуждение, игнорирование, нападение (агрессию), заражение, побуждение к подражанию (уподобление), формирование благосклонности (завоевывание симпатии, расположение), манипуляцию.

К видам психологического влияния можно также отнести нейролингвистическое программирование (НЛП), слухи и управление людьми.

Существует несколько основных классификаций видов психологического влияния, используемых большинством авторов.

В зависимости от осознанности и уровня организации различают непреднамеренное и преднамеренное (целенаправленное) влияние.

Непреднамеренное психологическое влияние осуществляется, как правило, неосознанно, оно не имеет изначальной цели изменения поведения или состояния другого человека. В качестве методов в данном виде влияния выделяют заражение и подражание.

Заражение – это такое социально-психологическое явление, при котором эмоциональное состояние передается от одного человека к другому на психофизиологическом уровне, причем изменение состояния происходит неосознанно. Возникает в неорганизованной, зачастую стихийно образовавшейся группе людей.

Подражание подразумевает копирование чужого поведения, следование какому-либо примеру. С помощью данного явления осуществляется социальное научение. Написать , что они взаимосв

Второй вид психологического влияния – целенаправленное влияние (или психологическое воздействие) – подразумевает наличие определенной цели. Результатом выступают изменения в поведении объекта влияния, его установках, убеждениях и т.п. Здесь используются методы убеждения, внушения, утаивания информации, принуждения, провоцирования и т.п.

Также влияние можно разделить на скрытое и явное. При явномвлиянии объект знает о совершаемом воздействии и его целях, при скрытом зачастую даже не подозревает.

К явному типу влияния относят: убеждение, самопродвижение, внушение, просьбу, принуждение, игнорирование, нападение, слухи; к скрытому: заражение, уподобление, расположение, манипуляцию.

Основываясь на том, какие используются методы, каковы цель и последствия, влияние различают положительное (созидательное) и отрицательное (разрушительное).

Помимо основных классификаций психологического влияния существуют также менее распространенные классификации.

В качестве примера можно привести выделение типа психологического влияния в зависимости от коммуникативно-личностного потенциала субъекта влияния.[6]

Ряд авторов считает, что у каждого человека есть собственный коммуникативно-личностный потенциал влияния, и в зависимости от особенностей личности используются разные способы влияния. (см Харламову)

На таком основании принято выделять основные и компенсаторные типы коммуникативно-личностного влияния.

Основные типы влияния – социальный интеллект, личный магнетизм, фрустрационное влияние, доверительно-партнерское влияние.

Социальный интеллект – тип влияния, используемый главным образом активными, независимыми, работоспособными, открытыми, общительными личностями, оказывающими положительное влияние на окружающих.

https://www.youtube.com/watch?v=c1VcChwv__w

Личный магнетизм свойственен ответственным, саморазвивающимся, склонным к рефлексии и обладающим способностью к эмпатии зрелым личностям. Относится к высшему уровню проявления влияния.

Фрустрационный тип влияния используется чаще ориентированными на карьеру людьми, зацикленными на собственных проблемах. Такие личности отличаются напряженностью, конфликтностью, но им также присущи рефлексивность, общительность, высокая активность.

Доверительно-партнерское влияние выбирают скромные, уступчивые, альтруистически направленные люди.

К компенсаторным типам влиянияотносят манипулятивную адаптивность, ответственность и компетентность и «воинствующую добродетель». Как правило, такие типы выбирают сверхосторожные люди с заниженной самооценкой.

Манипулятивная адаптивность – тип психологического влияния, свойственный достаточно общительным, но недоверчивым и ригидным личностям с заниженным уровнем самооценки.

Ответственность и компетентность используется ответственными, надежными, трудолюбивыми людьми.

«Воинствующая добродетель» характерна для личностей с высокими моральными установками, но низкой рефлексией.

Отметим также некоторые виды психологического воздействия.

По мнению некоторых зарубежных и отечественных авторов психологическое воздействие может быть:

1) информационно-психологическим (осуществляется посредством речи, информации; целью выступает формирование убеждений, установок, взглядов);

2) психогенным(может осуществляться двумя способами – физическим воздействием на мозг и путем неадекватного, шокового воздействия на сознание человека; результатом является нарушение психической деятельности объекта воздействия; к данному виду воздействия также относят воздействие цветом на психическое состояние человека);

3) психоаналитическим (также называют психокоррекционным; осуществляется психотерапевтическими методами, например, с помощью гипноза, нередко с использованием лекарственных препаратов);

4) нейролингвистическим (изменение сознания человека путем введения определенных лингвистических программ);

5) психотронным (электромагнитное, инфразвуковое, ультразвуковое и т.п. воздействие);

6) психотропным(воздействие с помощью биологических и химических веществ).[7]

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/28997.html

11. Понятие и виды психологического влияния

21. Понятие психологического влияния, виды, их краткая характеристика

психологическоевлияние – влияние на психическоесостояние, чувства, мысли и поступкидругих людей, идущее в обход сознания,логики и разума: через внушение изаражение, через обращение к чувствами переживаниям, к бессознательному ипривычкам, к живым впечатлениям и мутнымстрахам.

Видыпсихологического влияния

Аргументация- Высказываниеи обсуждение доводов в пользу определенногорешения или позиции с целью формированияили изменения отношения собеседника кданному решению или позиции.

Самопродвижение- Объявлениесвоих целей и предъявление свидетельствсвоей компетентности и квалификациидля того, чтобы быть оцененным подостоинству и благодаря этому получитьпреимущества на выборах, при назначениина должность и др.

Манипуляция- Скрытоепобуждение адресата к переживаниюопределенных состояний, принятию решенийи/или выполнению действий, необходимыхдля достижения инициатором своихсобственных целей.

Внушение- Сознательноенеаргументированное воздействие начеловека\ группу, имеющее своей цельюизменение их состояния, отношения кчему-либо и создания предрасположенностик определенным действиям. Заражение-Передачасвоего состояния или отношения другомучеловеку или группе людей, которыекаким-то образом.

Передаваться состояниеможет как непроизвольно, так и произвольно,усваиваться – также непроизвольно илипроизвольно. Пробуждениеимпульса к подражанию – Способностьвызывать стремление быть подобным себе. Может проявляться как непроизвольно,так и произвольно использоваться.

Стремление подражать и подражание(копирование чужого поведения и образамыслей) также может быть произвольными непроизвольным.

Формированиеблагосклонности- Привлечениек себе непроизвольного внимания адресатапутем проявления инициатором собственнойнезаурядности и привлекательности,высказывания благоприятных сужденийоб адресате, подражания ему или оказанияему услуги. Просьба – Обращениек адресату с призывом удовлетворитьпотребности или желания инициаторавоздействия.

Игнорирование- Умышленноеневнимание, рассеянность по отношениюк партнеру, его высказываниям и действиям.Воспринимается как признак пренебреженияи неуважения, однако в некоторых случаяхвыступает как тактичная форма прощениябестактности или неловкости, допущеннойпартнером. Принуждение- человека к выполнению определенныхдействий с помощью угроз и лишений.Нападение- Внезапная атака на чужую психику,совершаемая с сознательным намерениемили без такового и являющаяся формойразрядки эмоционального напряжения.

(2-ойисточник:)Псих. влияние может бытьоперативное и стратегическое, бытовоеи профессиональное, аналитическое иконструктивное, на разных уровнях -коммуникативном уровне, уровне отношений,уровне деятельности и жизнедеятельности.См.→

12. Методы и приемы псих. Воздействия: (методы)

Термин“метод” (от греч. methodos- исследование) означает путь исследованияили познания, способ практическогоосуществления чего-либо.

1.1Убеждение- воздействие на сознание, волю людейпосредством сообщения, разъяснения идоказательства важности того или иногоположения, взгляда, поступка либо ихнедопустимости с целью заставитьслушающего изменить существующиевзгляды, установки, позиции, отношенияи оценки. Основан на активизацииумственной деятельности человека,обращении к рациональной сторонесознания. 1.

2Внушение: осуществляетсяцеленаправленное словесное воздействие,вызывающее некритическое восприятиеили усвоение какой-либо информации. 1.Прямоевнушение.Внушение достигается путем непосредственногословесного воздействия эмоциональнонасыщенным, повелительным тоном.. Фразырезкие, легко запоминающиеся. Наиболееважные фразы повторяют несколько раз.

Речь сопровождается жестами, мимикой,интонацией и ритмом. 2.Косвенноевнушение.При косвенном внушении всегда прибегаютк помощи добавочного раздражителя.Можно без слов: внешний вид, авторитет,обстановка и предметы, поведение.Принуждениеимеет две модификации: физическое иморально-психологическое принуждение.

Первая связана с применением физическойили военной силы и нами не будетрассматриваться. Вторая модификацияпроявляется, например, в управленческойили воспитательной практике. Методпринуждения, по сути совпадает с методомубеждения. Как при убеждении, так и припринуждении, субъект обосновывает своюточку зрения с помощью доказательств.

особенность метода принуждения,по сравнению с убеждением, заключаетсяв том, что базовые посылки, с помощьюкоторых обосновывается данный тезис,потенциально содержат о себе негативныесанкции для объекта. Поощрение- внешне активное стимулирование,побуждение человека к положительной,инициативной, творческой деятельности.

Наказаниепредставляет собой способ конфликтноготорможения, приостановления сознательносовершаемой людьми вредной, безнравственной,противоречащей интересам коллективаи отдельной личности деятельности

Приемыпсихологического воздействия:

Намек.Основанна использовании механизма косвенноговнушения. Заключается он в том, что,желая затормозить развитие нежелательногокачества, не указывает на требуемоеповедение прямо, не критикует, а идетокольными путями.

Мнимыйзапрет. Желаяпривлечь внимание сотрудников к чему-либообыденному, руководитель может умышленнодраматизировать ситуацию, подчеркнутьтрудность и рискованность достиженияцели, ограниченность возможностей дляудовлетворения заявок и т. п.

Отступление.Используется чаще всего в конфликтныхситуациях, чтобы разрядить обстановкуи не дать конфликту достичь своегоапогея.

Демонстрацияусиления ресурсов.Сущность приема заключается в том, чтосубъект информирует объект о том, чтоу него есть возможность увеличитьсобственные ресурсы в такой мере, чтоони будут намного превышать ресурсыобъекта .

Маскировкаответственности. Суть в передачеответственности за результаты работына другого, Это стимулирует деятельность,воспитывает

самостоятельность,снимает избыточную тревожность. Ещё(Информирование, Аргументация,Доказательство фактами., Иллюстрация,Спор, Дискуссия,Аналогия,Активизациявнимания)

Источник: https://studfile.net/preview/5351069/page:4/

Суть и виды психологического влияния

21. Понятие психологического влияния, виды, их краткая характеристика

В ходе взаимодействия, взаимоотношений, общения и управления неизменно имеет место психологическое влияние.

Оно представляет собой социально-психологическую активность одних людей, исполняемую в разных формах и разными средствами и направленную на иных людей (их группы) с целью реорганизации или модификации психологических характеристик личности, общественного мнения, групповых норм, переживаний людей, опосредующих их занятие и поведение.

Виды психологического воздействия:

Информационно-психологическое воздействие (информационно-пропагандистское, идеологическое) ― влияние информацией, словом. Оно назначает своей первоочередной целью формирование у людей обусловленных идеологических (социальных) идей, представлений, взглядов, убеждений, одновременно вызывая у них положительные, либо отрицательные эмоции, чувства, реакции.

Психогенное воздействие является следствием:

– физического действия на мозг индивидуума.

В результате чего отмечается нарушение обычной нервно-психической деятельности, например, человек, приобретает травму головного мозга, следуя из этого он утрачивает возможность рационально мыслить, у него исчезает память и т.д.

Или на мозг воздействуют следующие факторы: температура, звук, освещение, и др., которые через обусловленные физиологические реакции меняют состояние его психики, деятельности;

– шокового влияния окружающих условий или каких-либо событий, например, картин массовых разрушений, многочисленных жертв, на сознание человека, вследствие чего он не в состоянии разумно действовать, ощущает аффект или депрессию, впадает в панику. Чем меньше подготовлен человек к психотравмирующим влияниям окружающей действительности, тем более резко будут выражены его психические травмы, которые получили название психогенных потерь.

Психоаналитическое воздействие ― влияние на подсознание индивида терапевтическими способами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна.

Нейролингвистическое воздействие ― вид психологического влияния, который изменяет мотивации людей путем внедрения в их сознание специальных лингвистических программ. Можно составлять тексты сообщений в средствах массовой информации, таким образом, и в такой форме, что они вызывают предуготовленные реакции психики и поведения людей.

Психотронное воздействие (экстрасенсорное, парапсихологическое) ― влияние на других людей, которое осуществляется способом передачи информации сквозь неосознаваемое восприятие.

Психотропное воздействие ― влияние на психику людей при помощи медицинских препаратов, химических и биологических веществ.

Методы психологического воздействия:

Убеждение ― логически аргументированное действие на разумную область сознания людей.

Внушение ― действие на разум индивида или социальной группы, которое основано на некритическом, часто неосознанном, восприятии информации.

Заражение ― влияние, которое основано на неосознанной восприимчивости людей (особенно в составе группы) эмоциональному воздействию в условиях непосредственного контакта.

Подражание ― способ изучения традиций общества, механизм умышленного или неосознанного отображения опыта действий и поступков другого человека, в частности его манер, действий, движений и т.д.

Гипноз ― неосознанное вoсприятие инфoрмaции в прoцессe снa.

м психологического влияния постоянно выступает воздействие одного индивида на других. Распознают несколько видов такого влияния.

Индивидуально-специфическое влияние лица, которое осуществляет психологическое действие, содержится в передаче, либо навязывании людям еще не изученных примеров личностной и иной активности, где проявляются его индивидуально-психологические характеристики ― общительность, доброта или, наоборот, недоброжелательность, эгоизм.

Функционально-ролевое влияние личности психологического воздействия― форма реализации им собственных функций и взаимодействия с другими людьми, которая выражается в навязывании иным людям социальных ценностей и поступков. И способов вероятного поведения.

Направленное влияние ― воздействие лица психологического влияния, ориентированного на определенных людей или конкретные их личностные качества и социально-психологические особенности.

Ненаправленное влияние ― действие, которое не нацелено на установленный объект.

Прямое влияние ― непосредственное воздействие самого лица психологического влияния или его личностных качеств на других людей.

Косвенное влияние ― действие, которое направлено непосредственно не на объект воздействия, а на окружающую его среду.

Влияние осуществляется через формы психологического действия: например, поощрение, принуждение.

Пример выступает в роли целеустремленного и планомерного воздействия на поведение и сознание людей системой положительных образов, которые призваны служить им образцом для подражания, основанием для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством социального саморазвития.

Поощрение ― внешне энергичное стимулирование, побуждение людей к инициативной, положительной, творческой деятельности.

Принуждение ― применяются такие меры, к объектам психологического влияния, побуждающие их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и корректировать свое поведение

⇐ Предыдущая21222324252627282930

Date: 2015-11-15; view: 339; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/9-91220.html

Понятие и виды психологического воздействия

21. Понятие психологического влияния, виды, их краткая характеристика

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Люди не просто взаимодействуют, общаются, выстраивают свои отношения, но и оказывают воздействие друг на друга. Последнее применяется столько времени, сколько существует сам человек.

Однако в далеком своем историческом прошлом люди умели влиять друг на друга только посредством слов, интонации, жестов, мимики.

Сегодня способы воздействия на человеческое сознание стали намного более разнообразными и эффективными благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также за счет создания специальных технологий.

Психологическое воздействие — социально-психологическая активность одних людей, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения, настроений и переживаний.

По мнению отечественных и зарубежных ученых, психологическое воздействие подразделяется на следующие виды: информационно-психологическое, психогенное, психоаналитическое, нейролингвистическое, психотронное, психотропное.

Информационно-психологическое воздействие (часто его называют информационно-пропагандистским, идеологическим) — это воздействие словом, информацией.

Психологическое воздействие такого вида ставит своей основной целью формирование определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, убеждений. Одновременно оно вызывает у людей положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовые реакции, формирует устойчивые образы-представления.

Психогенное воздействие является следствием:

• физического воздействия на мозг индивида, в результате которого наблюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности.

Например, человек получает травму головного мозга, в результате которой он теряет возможность рационально мыслить, у него пропадает память и т.п.

Либо он подвергается воздействию таких физических факторов (звука, освещения, температуры и др.), которые через определенные физиологические реакции изменяют состояние его психики;

• шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий (например, картин массовых разрушений, многочисленных жертв и т.п.) на сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве, испытывает аффект или депрессию, впадает в панику, в ступор и т.д.

Чем менее подготовлен человек к различного рода опасным воздействиям окружающей действительности, тем более резко выражены его психические травмы, получившие название психогенных потерь.

Частным, но весьма показательным случаем психогенного воздействия выступает, например, влияние цвета на психофизиологическое и эмоциональное состояние человека.

Так, экспериментально установлено, что при воздействии пурпурного, красного, оранжевого и желтого цветов учащается и углубляется дыхание и пульс человека, повышается его артериальное давление, а зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета оказывают обратный эффект. Первая группа цветов является возбуждающей, вторая — успокаивающей.

Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие — это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна.

Существуют также методы, исключающие сознательное сопротивление как отдельного индивида, так и групп людей в бодрствующем состоянии. Например, в 1980-е гг. прошлого века профессор И.В.

Смирнов разработал технологию компьютерного психоанализа и компьютерной психокоррекции, позволяющую:

• осуществлять математический и статистический анализ реакций организма на внешние воздействия, возникающих при очень быстром визуальном просмотре или звуковом прочтении различных «стимулов» — слов, образов, фраз;

• абсолютно точно определять наличие в подсознании человека конкретной информации и измерять ее значимость для каждого человека, выявлять скрытую мотивацию, истинные стремления и наклонности людей;

• на основе выявленной и проанализированной информации получать полную картину невротических, беспокоящих человека (или целые группы людей) состояний психики;

• при необходимости проводить целенаправленную (по желанию — действующую немедленно либо с отсрочкой) коррекцию психических состояний, основным действующим фактором которой выступают слова-команды, картинки-образы и даже запахи-мотиваторы определенного поведения.

В частности, в процессе звукового управления психикой людей и их поведением словесные внушения (команды) в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио- или телепередачи, шумовые эффекты).

Человек слушает музыку или шум прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажей фильма и не подозревает, что в них содержатся невоспринимаемые сознанием, но всегда фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что предписано.

Нейролингвистическое воздействие (НЛП — нейролингви-стическое программирование) — вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ.

При этом основным объектом воздействия является нейрофизиологическая активность мозга и возникающие благодаря ей эмоционально-волевые состояния.

Главным средством воздействия выступают специально подобранные вербальные (словесные) и невербальные лингвистические программы, усвоение содержания которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления человека (как отдельного индивида, так и целых групп людей).

Субъектом нейролингвистического воздействия выступает специалист (инструктор). Он сначала выявляет находящиеся в психике противоречивые (конфликтующие) взгляды и убеждения, а также возникающие из-за этого и беспокоящие людей отрицательные эмоциональные состояния (переживания, настроения, чувства).

На следующем этапе инструктор посредством специальных приемов помогает им осознать дискомфортность их реального состояния (социально-экономического, культурного, физического и как следствие — психологического) и вносит изменения в сознание, заставляющие людей по-другому воспринимать жизненные ситуации и строить отношения с другими людьми.

Интересно, что после того, как под воздействием инструктора человек «понял», что ему «требуется», он самостоятельно (но под влиянием заложенного в его сознание стереотипа восприятия) начинает собирать информацию о своей повседневной деятельности, о своих состояниях и переживаниях. Сравнивая свое реальное, присутствующее в данный момент состояние с желаемым (возможным), он определяет, какие собственные ресурсы ему нужно мобилизовать и что конкретно надо сделать, чтобы достичь комфортности чувств и настроений.

Психоаналитический и нейролингвистический виды воздействий полезны тогда, когда они используются в гуманных целях. Если же их применяют для завоевания и обеспечения господства над другими людьми, то они представляют собой средства психологического насилия.

Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие — это воздействие на других людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие.

В данной связи необходимо отметить, что телевизионные и другие массовые сеансы якобы экстрасенсорного воздействия (например, Кашпировского, Чумака и других «волшебников») являются яркими примерами самого обыкновенного обмана. Отчасти здесь имеет место массовый гипноз, но в гораздо большей мере — массовая истерия и массовое психическое заражение.

Что же касается психотронного воздействия, то известны факты работ по созданию генераторов высокочастотной и низкочастотной кодировки мозга, биолокационных установок, по использованию химических и биологических средств в целях стимулирования определенных психологических реакций.

Психотроника ориентируется преимущественно на методы, связанные с применением технических средств воздействия на сознание.

Например, используется эффект, вызываемый цветовыми пятнами, встроенными в компьютерный вирус, обозначенный апокалипсическим «числом зверя» — 666 (V666).

Этот вирус способен негативно воздействовать на психофизиологическое состояние оператора персональной ЭВМ (вплоть до смертельного исхода). Принцип его действия основан на феномене так называемого 25-го кадра, являющегося весьма мощным средством внушения

«Феномен 25-го кадра» связан с тем, что человек имеет не только сенсорный (осознанный) диапазон восприятия, но и субсенсорный (неосознанный), в котором информация усваивается психикой, минуя сознание.

Например, если в течение фильма к двадцати четырем кадрам в секунду добавить еще один — 25-й — с совершенно иной информацией, то зрители его не замечают, но на их эмоциональное состояние и поведение он ощутимо воздействует.

Многочисленные эксперименты показали, что в течение одной секунды центры головного мозга успевают принять и обработать 25-й сигнал. Более того, информация, предъявляемая в субсенсорном режиме восприятия, усваивается человеком с эффективностью, превышающей обычную норму.

Ученые связывают это с тем, что примерно 97% психической деятельности «среднего» человека протекает на уровне подсознания и только 3% — в осознаваемом режиме.

Итак, V666 выдает на экран монитора в качестве 25-го кадра специально подобранную цветовую комбинацию, погружающую человека в своего рода гипнотический транс. Через определенные промежутки времени картинка меняется.

По расчетам создателей вируса подсознательное восприятие нового изображения должно вызывать изменение сердечной деятельности: ее ритма и силы сокращений. В результате появляются резкие перепады артериального давления в малом круге кровообращения, которые приводят к перегрузке сосудов головного мозга человека.

По данным специального исследования, за последние несколько лет только в странах СНГ зафиксированы 46 случаев гибели операторов, работающих в компьютерных сетях, от подобного вируса.

Аналогичным примером психотронного воздействия стала массовая «телевизионная эпидемия», вспыхнувшая в Японии 1 декабря 1997 г. после демонстрации очередной серии популярного мультфильма «Покемон» (Pocket monsters — «Карманные чудовища»).

Более 700 детей были доставлены в больницу с симптомами эпилепсии. По мнению психиатров, массовый недуг вызвали эпизоды, сопровождавшиеся многочисленными ослепительными разноцветными вспышками.

Медики доказали, что мерцание красного цвета с частотой от 10 до 3030 вспышек в секунду вызвало сначала раздражение глазных нервов и частичный спазм сосудов головного мозга, а затем потерю сознания, судороги и даже спазматическое прекращение дыхания (удушье).

Психотропное воздействие — это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ.

Сильно воздействуют на психику, например, некоторые пахучие вещества. Американский психиатр А. Хирш достаточно давно установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и поведение человека. Начинал он с простого, но очень выгодного для бизнеса дела.

Он распространял специально разработанную им эссенцию в различных секциях магазинов и установил, что там резко возрастает продажа товаров по сравнению с неопыленными секциями. Потом он набрал 3193 добровольцев, страдающих избытком веса и заставил их за полгода похудеть в среднем на 12,7 кг.

Все было очень просто — как только люди чувствовали голод, Хирш разрешал им есть, но предлагал при этом понюхать специальный ароматизатор. Чем чаще испытуемые нюхали его, тем больше веса они сбрасывали. Некоторые худели настолько интенсивно, что их пришлось вывести из эксперимента.

И, наконец, исследователь установил, что запахи влияют на производительность труда.

По его мнению, запах —это что-то вроде пульта управления, который руководит человеческими эмоциями и через них поступками людей. С помощью запахов можно повышать или понижать кровяное давление, замедлять или ускорять сердцебиение, возбуждать или, наоборот, — усыплять.

Установлено, что некоторые запахи снимают депрессию у больных, улучшают их настроение. Клинические эксперименты показали, что аромат лаванды, ромашки, лимона и сандалового дерева ослабляет активность головного мозга быстрее, чем любой депрессант.

А жасмин, роза, мята и гвоздика возбуждают.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_170735_ponyatie-i-vidi-psihologicheskogo-vozdeystviya.html

Характеристика психологического влияния

21. Понятие психологического влияния, виды, их краткая характеристика

Психологическое влияние – этовоздействие на психическое состояние,чувства, мысли и поступки людей.

Психологическое влияние осуществляетсяодним из партнеров по общению по отношениюк другому.

Инициатор влияния – тот из партнеров,который первым предпринимает попыткувлияния любым из способов.

Адресат влияния –тот из партнеров,к которому обращена первая попыткавлияния. В дальнейшем инициатива влиянияможет переходить от одного партнера кдругому, и инициатор и адресат влияниямогут меняться ролями, но всякий разтот, кто первым начал психологическое влияние будет считаться инициатором,а тот, кто первым испытал влияние –адресатом.

Психологическое влияние осуществляетсяс помощью исключительно психологическихсредств: вербальных, невербальных,паралингвистических. Ссылки на возможностьприменения административных санкцийили физического воздействия такжесчитаются психологическим воздействием.

Угрозы преподавателя, например, поставитьнизкую оценку, удалить учащегося сзанятия или отчислить являетсяпсихологическими средствами воздействия,а сам факт неудовлетворительной оценкиили отчисления является административнымвоздействием, которое, несомненно, имеютпсихологический эффект, но самипсихологическими средствами воздействияне считаются.

Также угроза примененияфизического насилия являетсяпсихологическим воздействием, а самонасилие – физическим воздействием.

Таким образом, психологическое влияниеможет осуществляться без физическогои административного, а административноеи физическое воздействие не могутосуществляться без психологическоговлияния.

Важной особенностью психологическоговлияния является то, что у адресатавлияния есть возможность ответить нанего психологическими же средствами.Иными словами, ему предоставляетсяправо ответить на влияние и время дляответа.

Для педагогического общения это положениеявляется чрезвычайно важным, так каксоответствуют диалоговому характеруотношений педагога и учащегося в учебномпроцессе.

Психологическое влияние – основной видвлияния педагога на учащегося, инструментпедагогического воздействия, гдевзаимодействие принимает характерпсихологического соприкосновенияличностей педагога и учащегося.

Итак, психологическое влияние – этовоздействие на эмоциональную, мыслительнуюсферу другого человека и его готовностьдействовать определенным образом.

Противостояние чужому влиянию–это сопротивление адресата воздействиюинициатора влияния.

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ

(ПО Е.В. СИДОРЕНКО)

Вид влияния

Определение

1.Убеждение

Сознательное аргументированное вербальное воздействие на адресата с целью изменения суждения, отношения, намерения или решения

2.Самопро-движение

Сознательное вербальное аргументированное воздействие на адресата, которое заключается в объявлении о своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству, благодаря чему получить преимущество на выборах, при назначении на должность и др.

3. Внушение

Сознательное вербальное и невербальное неаргументированное воздействие на личность или группу с целью изменения их эмоционального состояния, отношения к чему-либо, и готовности действовать определенным образом

4. Заражение

Сознательная или бессознательная передача своего состояния или отношения человеку или группе, которые каким-то (пока не нашедшим объяснения образом) сознательно или бессознательно воспринимают это состояние или отношение

5. Пробужде-

ние импульса к подражанию

Произвольное или непроизвольное воздействие, проявляющееся в способности вызывать стремление быть подобным себе. Подражание чужому поведению также может быть как произвольным, так и непроизвольным

6. Формирова-

ние благо-склонности

Сознательное вербальное и невербальное воздействие, заключающееся в привлечении к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги

7. Просьба

Сознательное вербальное воздействие на адресата с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора влияния

8.Принужде-

ние

Сознательное, целенаправленное вербальное воздействие через угрозу применения своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения.

Контролирующие возможности – это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы.

Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором как собственное давление, адресатом – как давление на него инициатором или обстоятельств.

9.Деструктив-

ная критика

Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности и/или грубое агрессивное осмеяние дел и поступков адресата. Разрушительность такой критики – в том, что она не позволяет адресату «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

10.Манипуляция

Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/ или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Источник: https://studfile.net/preview/4114022/page:18/

Medic-studio
Добавить комментарий