21.Предмет и задачи криминальной психологии.: Криминальная психология — отрасль юридической психологии, изучающая

Криминальная психология

21.Предмет и задачи криминальной психологии.: Криминальная психология — отрасль юридической психологии, изучающая

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему люди совершают преступления, что мотивирует их к нарушению закона? Думаем, что как минимум у вас возникали подобные мысли, хотя бы во время просмотра популярных детективных сериалов.

Между тем, есть люди, которые занимаются изучением данной проблемы профессионально. Есть даже специальное направление психологии, изучающее поведение преступников – криминальная психология.

Сегодня мы вкратце расскажем вам о том, что конкретно она исследует, на чем акцентирует внимание и к каким выводам приводит.

Криминальная психология: направления исследований и теоретические задачи

Криминальная психология – это особый раздел юридической психологии, которая в свою очередь является одним из разделов психологии человека. Она занимается изучением психических явлений, служащих основой преступных деяний, а также самих преступных деяний, личностей преступников, преступных групп и условий преступности в обществе.

Объект научных изысканий криминальной психологии – это психические явления, приводящие к преступному поведению отдельных людей и групп людей. Также объектом служит и сама преступность в социуме.

Если говорить более конкретно, можно определить несколько объектов научного познания, которыми занимается криминальная психология:

  • психические явления, вследствие которых формируются криминогенные личности и криминогенные группы;
  • психические явления, обуславливающие криминогенные дефекты общественного сознания;
  • психические состояния и процессы, проявляющиеся в преступном поведении человека и групп людей (сюда относится восприятие объектов преступных посягательств и социальных ситуаций, мотивация преступной деятельности, особенности формирования преступных умыслов, особенности принятия решений о совершении преступных действий, реализация преступных умыслов и т.д.);
  • криминогенные особенности личности людей-преступников и преступных групп, являющихся субъективными предпосылками противоправного поведения;
  • особенности общественного сознания, выступающие катализаторами преступности в социуме.

Предмет криминальной психологии состоит в видах, качественных характеристиках, взаимосвязях психических явлений, продуцирующих преступное поведение людей, групп людей и преступность в обществе вообще, а также в механизмах и закономерностях, по которым формируются и проявляются описанные явления.

Отсюда можно заключить, что предмет криминальной психологии служит выражением аспектов и форм научного описания и толкования объектов ее изучения – психических явлений, приводящих к преступному поведению. А описание и трактовка данных явлений с позиции науки и углубление получаемых знаний следует считать теоретическими задачами криминальной психологии.

Если говорить о предмете и теоретических задачах данного направления науки более детально, можно сказать, что она занимается изучением:

  • психологических механизмов и закономерностей психической регуляции противоправного поведения;
  • психологических особенностей разного рода преступлений и правонарушений;
  • психологических механизмов и закономерностей формирования личности, склонной к криминальным деяниям;
  • характеристик социально-психологических явлений, свойственных преступным социальным образованиям;
  • психологических особенностей разных типов преступных групп различной величины;
  • типов, структур и качественных характеристик ведущих психологических свойств криминогенных личностей;
  • психологических особенностей личности преступников различных типов;
  • видов и характеристик социально-психологических явлений в обществе, продуцирующих преступные явления, а также закономерностей, по которым они формируются;
  • психологических закономерностей и механизмов воздействия социальных условий на преступность в отдельных социальных группах и социуме в общем и целом;
  • психологических закономерностей воздействия социальных условий, обстоятельств ситуаций и особенностей поведения потерпевших в результате преступного поведения.

Но теоретическими задачами криминальная психология, конечно же, не ограничивается. Они служат базой для перехода в практическую плоскость, т.е. к решению прикладных задач. О них мы поговорим в следующем разделе, но для начала предлагаем немного расслабиться и решить несколько задач на тему преступлений и проверить свою наблюдательность, сообразительность и дедукцию.

Криминальная психология: практические задачи

Практические задачи криминальной психологии диктуются теми сферами, где используются получаемые криминальными психологами научные данные.

Однако все они сводятся к тому, что разрабатываются методические основы психологического исследования и анализа разных типов преступных деяний и разных типов личности преступников и преступных групп, а также основы изучения общественного правосознания.

Благодаря данным, получаемым через изучение объектов криминальной психологии, появляется возможность разрабатывать рекомендации, позволяющие более эффективно решать задачи и достигать цели правоохранительного характера.

Во-первых, научные сведения о личности людей, склонных к преступлениям, и знания о психической регуляции противоправного поведения нужны, чтобы максимально эффективно расследовать и раскрывать преступления.

Во-вторых, эти же знания обладают огромной ценностью для судопроизводства, т.к. помогают делать более правильную оценку характера и особенностей совершенных преступлений, изучать их объективную и субъективную сторону.

В-третьих, психологические знания об особенностях криминогенной личности позволяют максимально правильно оценивать личность виновного, чтобы назначить для него адекватное наказание.

А знания об особенностях преступных групп позволяют устанавливать роли их участников и степени их участия, а также степень взаимовлияния их членов и особенности внутригруппового взаимодействия в процессе совершения преступных деяний.

Не менее серьезную роль играют психологические знания о криминогенной личности как в процессе исправления осужденных людей, так и в процессе индивидуальной профилактики разного рода преступлений.

Знания об индивидуально- и социально-психологических явлениях, служащих внутренними причинами преступных деяний, и знания о воздействии социальных условий на правовые позиции людей, крайне важны для предупреждения преступности в обществе.

Если же обобщить сказанное, мы придем к выводу, что информация, которой оперирует криминальная психология, может успешно применяться (и делает это) во множестве смежных с ней областей юридической психологии: исправительной, судебной, оперативной, экспертной, следственной, превентивной и других.

Вместе с тем, не менее серьезную роль в практической деятельности играет и методология, берущаяся на вооружение криминальной психологией. Безусловно, в рамках одной статьи мы вряд ли сможем рассмотреть этот вопрос во всех тонкостях, но основные данные представить все же можем.

Методологическая база

Методологическая база криминальной психологии – это целый комплекс методов, категорий и принципов исследования и научной интерпретации психических явлений, которые относятся к ее объекту.

Кроме того, эта база состоит еще и из общепсихологических и частных конкретно-научных теорий, служащих основой для описания и толкования психических явлений – причин преступного поведения и преступности в обществе.

В криминальной психологии используются общие для психологии категории и теоретические знания, относящиеся к ее отдельным областям. Здесь можно выделить психологические теории, которые раскрывают основные психологические категории, такие как:

  • психическое отражение;
  • деятельность;
  • сознание;
  • бессознательное;
  • установки;
  • эмоции;
  • мотивация и т.д.

Нельзя забывать и о криминологических категориях, среди которых:

  • причины и условия преступности;
  • преступность;
  • криминогенная личность;
  • преступное поведение;
  • виктимное поведение и т.д.

Находят место и категории, относящиеся к теории государства и права (правосознание, правоохрана и т.д.)

Огромное внимание в криминальной психологии уделяется психологическому аспекту явлений, обозначающих все вышеназванные термины. Специалисты руководствуются общепсихологическими теориями и разрабатывают относящиеся исключительно к криминальной психологии конкретно-научные теоретические положения.

Серьезным подспорьем в практике криминальной психологии оказываются еще и научные сведения, явления и понятия из области других гуманитарных и социальных наук. Это и психиатрия, и педагогика, и этика, и социология, и социальная философия, и другие направления, так или иначе соприкасающиеся с изучением поведения человека.

Стоит отметить, что результаты научных изысканий и научные разработки из сферы криминальной психологии применяются и многими из перечисленных отраслей психологии, гуманитарными, социальными и юридическими науками. К примеру, для системного психологического объяснения просоциального поведения человека нужно обладать знаниями о механизмах и закономерностях противоправного поведения.

Это же можно отнести и к научному подходу к проблеме воспитания социально добропорядочной личности. Чтобы эту проблему понять и раскрыть, необходимо иметь знания о явлениях противоположного характера, таких как криминогенные дефекты личности и закономерности, по которым они формируются.

Возвращаясь к юридическим наукам, можно заметить, что знания из области криминальной психологии способствуют более глубокому развитию криминологических учений о личности человека, склонного к преступлениям, условиях, причинах и предупреждении преступности.Развивается и уголовное право, т.к. появляется возможность глубже понимать субъективную сторону преступления, личность виновных, конкретные обстоятельства, способные смягчить или отяготить ответственность.

Для теории уголовно-исполнительного права криминальная психология служит источником ценных сведений об особенностях личности осужденного человека и степени его исправления. А для теории государства и права – источником знаний о правосознании и других не менее важных явлениях.

Кроме того, именно развитие криминальной психологии послужило зарождению профайлинга, который можно рассматривать как один из практических ее методов.

Основополагающими идеями и правилами получения и толкования научных фактов, касающихся объекта и предмета исследований криминальной психологии, являются ее принципы. Эти принципы можно разбить на три большие группы: общепсихологические, философские и конкретно-научные.

Среди общепсихологических принципов выделяют:

  • принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психических свойств, состояний и процессов;
  • принцип формирования и развития личности в процессе деятельности, познания и общения;
  • принцип личностного подхода;
  • принцип единства сознания и деятельности.

Философскими принципами выступают:

  • принцип развития, гласящий, что психические явления формируются, изменяются, преобразуются и прекращаются, и рассматривать их необходимо именно в таком ключе;
  • принцип системности, согласно которому психические явления нужно изучать в их совокупности, выделять среди них наиболее существенные и зависимые от них, выстраивать их структуры и раскрывать взаимосвязи;
  • принцип детерминизма, исходя из которого социальные условия и психические явления имеют причинные взаимосвязи.

Что касается конкретно-научных принципов, то к ним относят:

  • принцип дифференцированного подхода к психологическому изучению личности преступников, преступных групп и преступных деяний, призывающий выделять разные типы преступников и преступных групп, изучать особенности образования и механизмы разного рода преступных деяний, а также устанавливать их качественные отличия;
  • принцип криминогенетического подхода для объяснения формирования личности преступника, требующий учитывать влияние жизненных обстоятельств и социального окружения, влияние деятельности и поступков человека в течение жизни на формирование его социально-правовой направленности и правосознания;
  • принцип иерархии криминогенных факторов преступности, согласно которому изучение внутренних и внешних причин и условий преступного поведения происходит таким образом, что все это дифференцируется, исходя их того, насколько они существенны;
  • принцип примата личностных предпосылок преступного поведения, опирающийся на идею свободы воли человека и определяющий, что катализатором преступного поведения выступают личностные качества (внутренние предпосылки), а обстоятельства социальной ситуации не являются предопределяющими при совершении противоправных действий.

Нельзя не сказать и о методах исследования, применяющихся в криминальной психологии. На самом деле тут нет ничего необычного, потому что все эти методы используются и другими направлениями психологической науки. К ним относятся:

  • беседа;
  • наблюдение;
  • опрос;
  • тестирование;
  • интервью;
  • биографический метод;
  • анализ продуктов деятельности (здесь ими выступают преступные деяния);
  • анализ независимых характеристик;
  • экспертная оценка;
  • эксперимент.

При помощи перечисленных методов специалисты в области криминальной психологии разрабатывают специальные методики для исследования психических явлений, соприкасающихся с ее объектами.

Использование данных методов и производных от них методик психологических исследований позволяет решать специфические задачи криминальной психологии – как научные, так и прикладные.

А теперь давайте подведем итог.

Коротко о значении криминальной психологии

Итак, что же можно сказать (помимо того, о чем мы уже говорили) в общем и целом о значении криминальной психологии? Для чего необходимо так тщательно и скрупулезно изучать особенности личности преступника, преступных групп и прочие смежные вопросы?

В первую очередь нужно отметить, что данные требования предписаны законодательством. На них основан принцип индивидуализации наказания, играющего в обществе огромную роль. Этот принцип – важнейший признак цивилизованного и гуманного отношения к человеческой личности.

Криминальная психология позволяет выносить правильные и адекватные заключения о мотивах преступлений, выступающих их субъективной стороной. И это уже можно смело назвать основой профессиональной квалификации совершенных противоправных действий.

С другой стороны, знание о мотивах преступников способствуют разработке мер по адекватному и эффективному воспитательному воздействию на отдельных людей в условиях исправительного режима. Такая информация помогает четко устанавливать, что конкретно необходимо подвергать ресоциализации через изменение ценностей, установок, норм и ценностей человека.

Информационная база, предоставляемая криминальной психологией, существенно упрощает и облегчает процесс предварительного следствия – досудебного расследования преступлений, а также проведение предупредительных работ, необходимых для заблаговременного пресечения совершения противоправных действий.

И, наконец, криминальная психология дает возможность в адекватной и полной форме объяснять мотивы преступников и доносить их до их же сознания, что зачастую помогает таким людям осознавать себя и свои сложности, а значит, и принимать ответственность за свои поступки и действия.

Таким образом, криминальная психология обладает огромным значением для общества, способствуя эффективному предупреждению и расследованию преступных деяний, а также объяснению психологических особенностей криминогенной личности и мотивов совершаемых преступлений.

Но, конечно, как мы и сказали, в рамках одной статьи рассмотреть такую сложную тему во всех деталях невозможно. Поэтому, если вам хочется изучить ее подробно, мы можем посоветовать почитать тематическую литературу.

Вот несколько книг российских авторов:

  • А. Ф. Зелинский «Криминальная психология»
  • Ф. С. Сафуанов «Психология криминальной агрессии»
  • С. В. Познышев «Криминальная психология. Преступные типы»
  • В. Ф Пирожков «Криминальная психология»
  • В. В. Собольников «Основы криминальной психологии»

И несколько работ зарубежных авторов:

  • Чезаре Ламброзо «Человек преступный»
  • Габриэль Тард «Преступник и толпа»
  • Роберт Д. Хаэр «Лишенные совести. Пугающий мир психопатов»
  • Курт Бартол «Психология криминального поведения»
  • Филип Зимбардо «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев»

И в дополнение к этим книгам рекомендуем посмотреть запись лекции «Криминальная психология» заведующего кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии МГППУ.

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/

Предмет и задачи криминальной психологии. Соотношение криминальной психологии с криминологией и другими отраслями юридической и психологической науки

21.Предмет и задачи криминальной психологии.: Криминальная психология — отрасль юридической психологии, изучающая

Система криминальной психологии. Ее теоретическое и прикладное значение

Криминальная психология имеет свою систему, включающую в себя два больших раздела: “Психология личности преступника и преступное поведение” и “Психология профилактики преступлений”.

В разделе “Психология личности преступника и преступное поведение” рассматриваются: понятие, предмет, методы криминальной психологии; психологические механизмы, причины и условия преступного поведения; психологические особенности личности преступника; социально-психологические критерии и уровни классификации личности преступника; особенности индивидуальной и социально-психологической мотивации преступного поведения; психология криминальных сообществ.

В разделе “Психология профилактики преступлений” анализируются: психологические основы общей профилактики преступлений; психологические аспекты профилактики преступлений, совершаемых группой лиц; психолого-педагогические основы индивидуальной профилактики преступлений.

Теоретическое значение криминальной психологии состоит в том, что она систематизирует психологические знания о личности преступника и преступном поведении, исследует индивидуальные и социально-психологические предпосылки преступности, функционирования криминальной среды.

Криминальная психология углубляет знания о генезисе преступного поведения и влиянии на него психологических факторов.

Криминальная психология определяет и обосновывает комплекс психологических и организационных мер профилактики преступлений, формирует у сотрудников правоохранительных органов адекватное восприятие механизмов и закономерностей преступности, основы профессионального мышления.

Прикладное значение криминальной психологии заключается в том, что она вырабатывает предложения по совершенствованию правоохранительной практики, вооружает сотрудников научно обоснованными и апробированными рекомендациями и методиками, позволяющими осуществлять эффективную борьбу с преступностью.

Литература

1 См.: Петровский А.В. История советской психологии. М.: РГзд-во Моск. ун-та, 1967. С.181.

2См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. М.: Юрид. лит., 1991. С'.214-268; Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юрид. лит.. 1995. СМ 15-131.

3 См.: Васильев В.Л. С. 214; Чуфаровский Ю.В. С.115.

4 Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. С. 90.

Основная литература

Васильев В.Л. Юридическая психология. М.: Юрид. лит., 1991. С. 8-40.

Ениксев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юристъ, 1996. С. 301.

Криминология и профилактика преступлений / Под ред. А.И.Алексеева. М.: Моск. высш. шк. милиции МВД СССР, 1989. С. 3-16.

Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии / Под ред. А.А.Крылова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. С. 78-84.

Ной И.С. Методологические проблемы советской криминологии. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975. 222 с.

Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. Л.: Госиздат, 1926. С. 4-26.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юрид. лит., 1995. 268 с.

Яковлев A.M. Преступность и социальная психология (социально-психологические закономерности противоправного поведения). М.: Юрид. лит., 1971. 288 с.

Яковлев A.M. Теория криминологии и социальная практика. М.: Наука, 1986. 247 с.

Дополнительная литература

Ковалев О.Г., Ушатиков А.И. Криминальная психология. Библиогр. укач. Рязань: Ин-т права и экономики МВД России, 1996. 92 с.

Социально-психологические и правовые проблемы профилактики правонарушений в ИТУ / Тр.Рязань: РВШ МВД СССР, 1982. 108 с.

Фоке В. Введение в криминологию. М.: Прогресс, 1988. С. 19-36.

Лекция 2. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА

1. Личность преступника как предмет познания криминальной психологии.

2. Методы изучения личности преступника.

3. Социально-психологическая характеристика личности преступника.

4. Использование данных о личности преступника в борьбе с преступностью.

Литература

См.: Ломброзо Ч. Преступление. М.: Спарк, 1994. С. 138-140.

Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М.: Академия МВД СССР, 1975. 168 с.

Антонян Ю.М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. Ереван: Звартоне, 1987. 204 с.

Антонин Ю.М., Голубев В. П., Кудряков Ю.Н. Личность корыстного преступника. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. 159 с.

Васильев В.Л. Юридическая психология. М.: Юрид. лит., 1991. 406с.

Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юристъ, 1996. С. 301-305.

Криминология и профилактика преступлений / Под ред. А.И.Алексеева. М.: МВШМ МВД СССР, 1989. С.118-141.

Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976, 286с.

Механизмы преступного поведения / Под ред. В.Н.Кудрявцева. М.: Наука, 1981. 248 с.

Романов В.В. Основы криминальной виктимологии. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1980. 168 с.

Яковлев A.M. Теория криминологии и социальная практика. М.: Наука, 1985. С.95-150.

Дополнительная литература

Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М.: Академия МВД СССР, 1973. 136 с.

Антонин Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991. 245 с.

Бафия Ежи. Проблемы криминологии (диалектика криминогенной ситуации) / Пер. с польск. М: Юрид.лит., 1983. С. 69-113.

Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М.: Политиздат, 1989. С. 179-231, 296-322.

Карпец И.И. Преступность: иллюзия и реальность. М.: Рос. право, 1992. 432с.

Ковалев О.Г. Особенности онтогенетического развития личности преступника (осужденного) и их учет в пенитенциарной практике // Биологическое и социальное в личности преступника и проблемы ее ресоциализации. Уфа: УВШ МВД РФ, 1994. С. 98-99.

. Ковалев О.Г, Об эмоциональных состояниях преступника (по материалам оперативных аппаратов органов внутренних дел)//Человек: преступление и наказание. Рязань: РВШ МВД РФ, 1992. С. 95-102.

Лсвкович В. П. Моральные нормы – регуляторы поведения личности // Сов. педагогика. 1976. N 3. С.96-107.

Ломброзо Ч. Преступление. М.: Спарк, 1994. 187с.

Старков О.В. Взаимодействие личности преступника и криминогенной ситуации в первичном механизме бытового насильственного преступления // Проблемы криминологии и профилактики правонарушений. М.: ВНИИ МВД СССР, 1980. С. 58-61.

Тард Г. Преступник и преступление. М: Изд-во Моск. унта, 1907. 272с.

Таблица 1

Типы взрослых преступников   Типы несовершеннолетних преступников
1 . Профессиональный вор   1 . Делинквент, впервые участвующий в преступлении, совершаемом шайкой
2. Профессиональный преступник, совершающий тяжкое преступление 2. Делинквент, участвующий в конфликтной шайке
3. Полупрофессиональный преступник, совершающий преступление против собственности 3. Делинквент, случайно участвующий в преступлении, совершаемом шайкой
4. Непрофессиональный преступник, один раз совершивший преступление против собственности. 4. Случайный делинквент, не входящий в шайку  
5. Автомобильный вор 5. Автомобильный вор
6. Преступник, совершающий неквалифицированную подделку чеков 6. Делинквент, потребляющий наркотики
7. “Беловоротничковый” преступник 7. Сверхагрессивный делинквент
8. Профессиональный “пограничный” правонарушитель 8. Девушка-делинквент
9. Растратчик 9. Делинквент с неадекватным поведением
10. Преступник, один раз совершивший преступление против личности
1 1 . Психопат, совершивший нападение
12. Преступник, совершающий по- ловые преступления, соединенные с насилием
13. Преступник, совершающий преступление, не сопряженное с насилием
14. Преступник, совершающий преступление, приравненное за- коном к изнасилованию
15. Наркоман

-антисоциальных с сильными эго и супер-эго”;

– асоциальных со слабым “супер-эго” и сильным “эго”, а также сильно развитым либидо22.

С.Вайнберг создал типологию личности преступников на основе социальных и культурных факторов. Он не ограничивается анализом психической структуры личности и описывает окружающую среду.

По С.Вайнбергу, существуют такие типы преступников: действительный психопат, у которого отсутствовали эмоциональные контакты в детстве; невротик, испытывающий бессознательное чувство вины.

Криминолог Джибэнс выделил 15 типов взрослых и 9 типов несовершеннолетних преступников (табл. 1) .

Недостатком рассматриваемой типологии является отсутствие четкого описания типов и трудности в их разграничении23.

Т.Фердинанд с позиции степени отчуждения создал социальную типологию делинквентных подростков (табл. 2)24.

Д.Глейдер (1972 г.) предложил классификацию преступников, в основу которой положил криминальную мотивацию.

1. Лица, периодически повторяющие в зрелом возрасте преступления, которые совершили в юности. К этой категории относятся многие мужчины в возрасте 20-30 лет, содержащиеся в тюрьмах. Они борются за осуществление юношеской мечты об обеспеченной жизни, но не идут к цели честным путем и в стрессовых ситуациях вновь совершают преступления.

2. Лица, живущие в среде, где насилию придается особое значение и где оно иногда считается обязательным. В таких субкультурах гораздо чаще происходят убийства и нападения.

3. Лица, совершающие преступления против собственности для того, чтобы удовлетворить потребность в алкоголе и наркотиках.

4. Лица, совершающие преступления против собственности с целью обеспечить себя и свою семью. Речь

Таблица 2

Тип Социальная структура Степень отчужденности от общины
Подростки, избалованные попустительством родителей Плохо организованы, иногда объединяются в компании Несколько отчуждены от законопослушных ровесников и взрос- лых.
Подростки с агрессивно-потребительской ориентацией Хорошо организованы, объединяются в клубы, шайки Делинквентное поведение неизвестно взрослым, для них ха-
рактерно изменение
Криминализированные подростки Плохо организованы, объединяются в ком- отчужденности Успешно объединяются со взрослыми преступ-
пании никами, не отвергаются
законопослушными
лицами
“Драгуны” Хорошо организованы, объединяются в Люди из непосредственного окружения
сплоченные группы, осуждают их и от-
имеющие четкую носятся к ним с пре-
структуру зрением, степень от-
Воры Плохо организованы, чуждения высокая Люди из непосредствен-
поддерживают между собой дружеские от- ного окружения их не отвергают, особой от-
Подростки с расстроенным реактивным по- ношения Какая-либо организация почти полностью чужденности нет Поведение почти не отличается от обычного
ведением отсутствует поведения взрослых

прежде всего идет о мошенничестве, профессиональном ограблении банков, взломе сейфов, краже из магазинов, вооруженном разбое.

5. Лица, входящие в криминальные сообщества, занимающиеся предоставлением незаконных товаров и услуг.

6. Лица, совершившие преступление ради получения дополнительного дохода. К этой категории относятся многие преступники, совершающие кражи из магазинов, на производстве, грабежи, а также большинство так называемых “беловоротничковых” преступников.

7. Лица с законопослушным поведением, совершающие преступления против собственности, чтобы выйти из необычной кризисной ситуации.

8. Убийцы и насильники, поведение которых обусловлено субкультурой насилия. К этому типу принадлежат большинство известных убийц, например, “Джек-потрошитель” в Англии, “Бостонский душитель”, семья Монсона в Калифорнии, А. Чикатило в России.

9. Лица, нарушающие правила дорожного движения в нетрезвом состоянии, занимающиеся бродяжничеством.

10. Лица, потребляющие наркотики, но не совершающие при этом преступлений25.

Таким образом, основу классификаций и типологий личности преступников в зарубежной криминальной психологии и криминологии составляют учения и теории преступности (теории обучения, дифференциальной ассоциации, контроля, устойчивости, социальной связи, несовпадающих предложений, интеракции и т.д.).

1 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. II.К). Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989. С. 651.

2 См.: Зелинский А. Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении. Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1986. О. 19.

' См.: Миненок М.Г. Личность расхитителя. Калининград: Ичд-во Калинин, пед. ун-та, 1981. С'. 18.

4 См.: Антонин Ю.М. Личность корыстного преступника. Томск: Ичд-во Том. ун-та, 1981. С. 14.

5 См.: Познышев С.П. Криминальные психопаты. М: Изд-во Моск. ун-та, 1926. С. 15-16.

6 См.: Познышев С. В. Криминальная психология (преступные типы). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1924. С. 34.

7См. : Лазурскип А.Ф. Классификация личностей. Спб: Гос. изд-во, 1922. С. 49-52.

8 См.: Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. М.: МООП СССР, 1968. С. 103-105.

См.: Платонов К.К. О социально-психологической ринологии преступников. М.: Академия МВД СССР, 1978. С. 20-22.

См.: Махов Ф.С. США: молодежь и преступность. М.: Политиздат. 1972. С',. 65-67.

См.: Бочкарева Г.Г. Вопросы изучения личности преступника и их значение для криминологии // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М.: ВНИИ МВД СССР, 1970. С. 94.

12 См.: Миньковский Г.М. Особенности понятия и структуры личности несовершеннолетних и молодых преступников // Психологическое изучение трудновоспитуемых подростков и школьников. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1974. С'.38; Миньковский Г.М.

Личность несовершеннолетнего преступника и современные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР: Дис. … д-ра психол. наук. М.: Академия МВД СССР. 1972. Т. 1. С. 123-127; Ушатиков А.И., Деев В.Г. Характеристика направленности личности несовершеннолетних правонарушителей.

Рязань: Ряз. вые. шк. МВД ССОР, 1979. С. 32-36.

13 См.: Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юристъ. 1996. С. 301-305.

14 См.: Ковалев А.Г. Психология личности. Л.: Лениздат. 1968. С. 235-237; Он же. Психологические основы исправления правонарушителей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. С. 111.

15 См.: Мслик-Дадаева И.А., Трубицына Э.М. Типология преступников в буржуазной криминологии // Типология личности преступника и индивидуальное предупреждение преступлений. М.: Всесоюз. ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1979. С. 129.

16 Ferdinand Г. Typologies of Delinquency. N.Y.. 1968. P. 163.

l7JenkinsR., Hewitt L. Types Personality Structure Encountered in Child Guidance Clinics on .1.Roebuck, Criminal typology. Springfield. N.Y., 1967. P. 49-52.

18 См.: Фрейд 3. Психология обыденной жизни. М.: Прогресс, 1968. С. 54-55.

“См.: Шнайдер Г.И.- Криминология. М.: Прогресс, 1994. С. 315-316.

20 Фоке R. Введение в криминологию. М.: Прогресс, 1988. С. 211.

21 См.: Там же. С',. 125.

22 Ferdinand Г. Typologies of Delinquency. N.Y., 1968. P. 163.

23 Weinberg S. Society and Personality Disorders. N.Y.. 1952. P. 102.

24 См.: Шнайдер Г.И. С. 312-313.

25 См.: Меяик-Дадаева И.А., Трубицына Э. М. С. 145; Шнайдер Г.И. С. 307-308.

Основная литература

1. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юристъ, 1996. С. 301-305.

2. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М.: ВНИИ МВД СССР, 1971. С. 114-171.

3. Личность преступника. М.: Юрид. лит., 1975. С.46-67.

4. Личность преступника как объект психологического исследования /Подред. А.Р.Ратинова. М.: Юрид. лит., 1979. С. 13-48.

5. Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии /Под ред. А.А.Крылова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. С. 3-16.

6. Миньковский Г.М. Особенности классификации несовершеннолетних преступников // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М.: ВНИИ МВД СССР, 1970. С. 79-84.

7. Сахаров А.Б. Личность преступника и типология преступников // Соц. законность. 1973. N 3. С. 53-60.

8. Типология личности преступника и индивидуальное предупреждение преступлений / Тр. М.: Всесоюз. ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1979. С.3-129.

Дополнительная литература

Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. М.: ВНИИ МВД СССР, 1982. 114с.

Антонян Ю.М. Личность корыстного преступника. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. С. 60-85.

Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотиваци-онной сферы подростков-правонарушителей: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: ВНИИ МВД СССР, 1968. С. 8-19.

Давыденко Л.М. Психологические основы исправления правонарушителей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. С. 48-56.

Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. С. 108-124.

Личность преступников и индивидуальное воздействие на них / Тр. М.: ВНИИ МВД СССР, 1989. С. 21-26.

Петелин Б.Я. Направленность личности и мотивы преступного поведения. М.: ВНИИ МВД СССР, 1973. 215 с.

Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. Л.: Лениздат, 1926. С. 202-211.

Социальные отклонения. М.: Юрид. лит., 1989. С. 358.

Эдвин М.Шур. Наше преступное общество. М.: Прогресс, 1977. С. 87-140.

Яковлев А.М. Преступность и социальная психология (социально-психологические закономерности противоправного поведения). М.: Юрид. лит., 1971. С. 247.

Предмет и задачи криминальной психологии. Соотношение криминальной психологии с криминологией и другими отраслями юридической и психологической науки

По мнению В.Л.Васильева и Ю.В.Чуфаровского3, предметом криминальной психологии являются психические закономерности формирования преступной установки, образования преступного умысла и совершения преступления, а также создания преступного стереотипа поведения.

Иными словами, она исследует личность преступника, пути и способы воспитательного воздействия на нее и группу в психологическом аспекте. Именно психологические, глубинные механизмы формирования и развития личности преступника служат ее предметом.

“Процесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию, но, строго говоря, не является предметом их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о человеке”4.

Задачи криминальной психологии можно подразделить на теоретические и прикладные. К основным теоретическим задачам относятся:

– систематизация и обобщение психологических знаний о личности преступника и преступном поведении,

– установление и обоснование психологических причин преступности и социально-психологических закономерностей преступного поведения;

-изучение психических процессов, состояний, свойств и качеств личности преступника и их проявлений в преступном поведении;

– создание научно обоснованной классификации (типологии) личности преступников;

– психологический анализ поведения потерпевшего в криминогенной ситуации;

– определение перспективных направлений развития криминальной психологии, ее взаимодействия с правоохранительной практикой.

Основными прикладными задачами являются:

– изучение причин эстетической и нравственной деформации лиц, совершающих преступления;

-рассмотрение психологических особенностей преступного поведения при приготовлении к преступлению, его совершении, сокрытии следов;

– изучение криминальной мотивации и конкретных мотивов преступления;

– изучение социально-психологических механизмов криминальной среды (лидерства, традиций и обычаев, иерархической соподчиненности и т.д.);

– реализация психологических знаний по проблемам общей, групповой и индивидуальной профилактики преступлений;

– создание и внедрение в правоохранительную практику специальных психологических методик, рекомендаций и тренингов, направленных на совершенствование деятельности правоохранительных органов.

Криминальная психология взаимосвязана с юридическими и психологическими науками. Уголовное право, например, изучает преступление в четырех плоскостях: объект, субъект, объективная и субъективная сторона. Криминологи рассматривают правонарушение как процесс, проявляющийся в пространстве и во времени.

Они исследуют не только само преступное деяние, но и причины, обстоятельства и условия, ему предшествовавшие. Однако криминологи не дают исчерпывающей информации о психических особенностях личности, совершившей преступление: особенностях когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационной сфер и т.д.

у ученых-криминологов отсутствует специальный психологический инструментарий, и поэтому они не могут выявить и обосновать все индивидуальные, социально-психологические механизмы и закономерности преступного поведения, общения в криминогенной среде.

На эти и другие сугубо психологические вопросы пытается ответить криминальная психология.

Таким образом, криминальная психология взаимосвязана с юридическими науками, опирается на правовые нормы, криминальные понятия и исследования. Она изучает психологическое содержание личности преступника, его поведение, описывает психологию преступных сообществ и криминального общения, психологические особенности профилактики преступлений.

В этих целях психологи используют специальный категориальный аппарат и научный инструментарий.

В перспективе, по мере накопления эмпирического и теоретического материала, данные о психологии личности преступников, их поведении, криминальных сообществах и общении в них могут использоваться юристами при подготовке нормативных актов, организации и проведении криминальных исследований, а также в профилактической деятельности.

Криминальная психология взаимосвязана с такими отраслями психологии, как общая, социальная, возрастная, дифференциальная, педагогическая и др-Криминальная психология опирается на общепсихологические принципы, распространенные в этих науках.

Она использует некоторые психологические понятия и методы, обеспечивая творческую преемственность категориальных аппаратов, методологии и методики.

Вместе с тем предмет криминальной психологии весьма специфичен, поэтому нельзя формально переносить в нее общепсихологические понятия, их необходимо адаптировать к этому направлению юридической психологии, развивать и дополнять, а также создавать новые.

Являясь частной теорией юридической психологии, криминальная психология в большей степени взаимосвязана с пенитенциарной, судебной, следственной, правовой, оперативно-розыскной психологией, которые изучают психологические характеристики лиц, включенных в различные виды правоохранительной деятельности. Указанные направления юридической психологии взаимодополняют и обогащают друг друга, создают предпосылки для развития прикладной юридической психологии.

Источник: https://cyberpedia.su/16xc1f8.html

Предмет и задачи криминальной психологии.: Криминальная психология изучает психологические закономерности ,

21.Предмет и задачи криминальной психологии.: Криминальная психология — отрасль юридической психологии, изучающая

Криминальная психология изучает психологические закономерности , связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла , подготовкой и совершением преступления , а также психологические пути воздействия на него .

Необходимость изучения личности преступника диктуется прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью

Криминальная психология исследует механизмы иммунитета личности в криминогенной ситуации и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в области .

индивидуальной профилактики преступности .

В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных , но и корыстных преступников , структура и психологические особенности преступных групп.

Процесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию ,но строго говоря не является предметом их изучения ;это дело педагогики и психологии .

Успешная социализация в процессе развития и становления личности предопределяется наличием достаточно прочных социальных “тормозов” и внутреннего контроля .

Умысел возникает в процессе мышления. На его формирование оказывает влияние понятия и представления ,не соответствующие общественному правосознанию.

На образование противоправного умысла влияет и тип нервной системы , и темперамент , и характер . Но этот вопрос и остается спорным из-за отсутствия серьёзных научных исследований в этой области.

Постулирование того факта , что преступность обусловлена прежде всего социально , вовсе не означает , игнорируются индивидуальные свойства личности при изучении преступного поведения .

Общие сведения о биологическом и социальном в личности не дают прямого ответа на многие важные вопросы : какие индивидуальные особенности, начинания с какого периода , в каком сочетании с другими условиями жизнедеятельности , воспитания и обучения способны дать те или иные отклонения в сознании и поведении ребёнка или взрослого.

Анализ социального и биологического в личности предполагает прежде всего рассмотрение соотношения этих факторов в процессе социального развития , формирования личности . Попытку сопоставить соотношение биологического и социального развития, формирование личности.

Косвенное, опосредованное влияние социального фактора на особенности биологической подструктуры не менее очевидно, как влияние биологического на подструктуру социальной направленности, хотя пол ,тип нервной системы и задатки человек получает при рождении.

Известны и такие явления , как “воскресные дети ” , ” дети карнавала” , дети , зачатые пьяными родителями и появляющиеся на свет с различными патологиями нервной системы, затрудняющими их социальную адаптацию. Так , по данным , приведенным Ф.

Г Угловым , наблюдения за 1500 роженицами показали , что различные отклонения в организме детей наблюдаются у 2 % непьющих матерей , 9 % умеренно пьющих , и у 74 % матерей ,злоупотребляющих спиртным.

Эти факты свидетельствуют о том , что даже биологическая подструктура , где речь идёт о сугубо врождённых наследственных свойствах индивида , не свободна полностью от влияния среды, воздействующей на него опосредованно, через организм матери.

Достаточно сложным оказывается также взаимодействие биологического и социального факторов в подструктуре направленности , проявляющейся прежде всего в личностных качествах и поведении человека , в характере его социальной активности .Как известно , героями и преступниками не рождаются, а становятся , и , следовательно , в формировании этих качеств ведущее место отводится социальным , прижизненным факторам :воспитанию, обучению, влиянию среды.

Однако, было бы неправильно вообще игнорировать роль биологических факторов в формировании социальных качеств личности .

Выявление так называемых психобиологических предпосылок асоциального поведения как неблагоприятных свойств психики и организма, которые затрудняют социальную адаптацию индивида , являются отнюдь не самоцелью, а имеет смысл прежде всего в связи с превентивной практикой, так как позволяет проводить воспитательно-профилактическую деятельность с учетом всех, в том числе и индивидуальных факторов ,обусловливающих отклонения в поведении и сознании личности .Неблагоприятные психобиологические предпосылки требуют , как правило, дополнительных как психолого-педагогических ,так и медицинских корректирующих мер и воздействий . Общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов ,которые имеют неблагоприятную органическую отягощенность , но при этом социально-воспитательные профилактические программы должны строиться с учетом этих имеющих неблагоприятных характер психобиологических особенностей части правонарушителей .Отсюда понятен тот интерес ,который проявляют к данному вопросу представители различных отраслей психологии, криминологии, медицины , исследующие проблему отклоняющегося поведения и преступности .

Выделяют следующие биологические предпосылки ,играющие отрицательную роль в поведении человека :

1. Патология биологических потребностей ,нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений.

2. Нервно-психические заболевания ( психопатия , неврастения , ), которые повышают возбудимость нервной системы , обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями.

3. Наследственные заболевания ,особенно отягощенные алкоголизмом , которым страдают 40 % умственно отсталых детей .

4. Психофизические нагрузки , конфликтные ситуации ,изменение химического состава окружающей среды , использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминогенным фактором.

Один из существенных компонентов причинного комплекса преступности -неудовлетворенность запросов людей в сфере потребностей ,разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями их реализации .Потребности людей формируются в результате сравнения с жизнью других социальных групп и слоёв. Сравнение осуществляется через общение с окружающими и массовые коммуникации.и развития соответствующего законодательства и т. д.

При криминологическом изучении важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой , поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда ,а их взаимодействие.

Социальная среда-это не только объективные условия и обстоятельства, определяющие поведение человека , но и непрекращающаяся деятельность людей ,которые создают и изменяют указанные обстоятельства, – людей как продукта и источника социального развития.

Личность преступника представляет для криминальной психологии и самостоятельный интерес , поскольку она не просто отражает определенные внешние условия , но и является активной стороной взаимодействия .Для нее характерна сознательная ,целенаправленная деятельность.

Таким образом , связь социальных условий с преступным поведением носит сложный характер , причем всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность.

Отличие преступного поведения от правомерного коренится в системе ценностных ориентаций , взглядов и социальных установок ,другими словами , в содержательной стороне сознания. Сами по себе преступления нельзя рассматривать с точки зрения их внешней характеристики как какие-то особые деяния , которые требуют необходимых физических и психических возможностей индивида.

Преступность-это не только совокупность преступных деяний , но и совокупность лиц , которые их совершают.

Не случайно при исследовании состояния, структуры и динамики преступности анализируются не только факты преступления ,но и контингент преступников.

Преступность можно также рассматривать в рамках взаимодействия социальной среды и личности ,но уже на типическом уровне среды ,личности и их взаимодействия .

Одна из основных задач криминальной психологии- выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии прежде всего мотивационной сферы личности с определенными факторами внешней среды могут создавать для данной личности криминогенную ситуацию.

Психологическая зависимость преступников отличается по своему характеру от аналогичной особенности, которая присуща большинству людей.

Каждому человеку в силу социального характера его развития и воспитания свойственно стремление к объединению с другими людьми для удовлетворения своих потребностей ,достижения личных и совместных целей .В этих объединениях человек неизбежно занимает социальную позицию ,в том числе и зависимую ,подчиненную.

Однако, в отличие от убийц , правопослушные люди способны выйти из группы , уйти от неудовлетворяющего или травмирующего их контакта ,либо постараться изменить свое отношение к обстоятельствам.

Источник: https://sci-book.com/yuridicheskaya-psihologiya/predmet-zadachi-kriminalnoy-86940.html

1. Объекты и предмет исследований и теоретические задачи криминальной психологии

Криминальная психология представляет собой один из разделов такой отрасли психологической науки как юридическая психология. Криминальная психология изучает психические явления, детерминирующие преступные деяния. Она включает изучение с позиций психологической науки преступные деяния, личность преступников и преступные группы, причины и условия преступности в обществе.

Объектом научных исследований криминальной психологии являются психические явления, детерминирующие преступное поведение индивида, группы и преступность в обществе.

Эти психические явления присущи личности преступника и преступным группам, общественному сознанию, а также процессу психической регуляции преступного поведения.

Конкретизируя можно выделить следующие объекты научного познания в области криминальной психологии:

  • криминогенные свойства личности преступников, преступных групп, которые являются субъективными предпосылками преступного поведения, а также свойства общественного сознания, выступающие детерминантами преступности в обществе;
  • психические процессы и состояния, которые проявляются в психической деятельности, детерминирующей преступное поведение индивида или группы, а именно: в восприятии социальных ситуаций и объектов преступных посягательств, в мотивации преступных деяний, в формировании преступного умысла и принятии решения на совершение противоправных действий, в реализации преступного умысла и др.;
  • психические явления, которые обусловливают формирование криминогенной личности, формирование преступных групп и криминогенных дефектов общественного сознания.

Предметом криминальной психологии являются виды, качественные характеристики, взаимосвязи психических явлений, выступающих внутренними детерминантами преступного поведения индивида, группы и преступности в обществе, а также механизмы и закономерности формирования и проявления этих явлений в порождении преступных деяний.

Предмет криминальной психологии, таким образом, выражает собой аспекты и формы научного описания и объяснения ее объектов – психических явлений, детерминирующих преступное поведение. Научное описание и объяснение этих явлений, углубление научных знаний о них выступает в качестве теоретических задач криминальной психологии.

Раскрывая более детально предмет криминальной психологии и, соответственно, ее теоретические задачи, необходимо отметить, что она призвана изучать:

  • закономерности и механизмы психической регуляции преступного поведения, а также психологические особенности преступлений различных видов;
  • виды, структуры и качественные характеристики криминогенно значимых психологических свойств личности преступника, а также психологические особенности личности преступников различных типов;
  • психологические закономерности и механизмы формирования криминогенной личности, т.е. личности, склонной к совершению преступления;
  • характеристики социально-психологических явлений, присущих преступным группам, психологические особенности преступных групп различных типов и более широких общностей преступников;
  • виды и характеристики социально-психологических явлений в обществе, выступающих детерминантами преступности, закономерности их формирования;
  • психологические закономерности влияния социальных условий, обстоятельств ситуации и поведения потерпевшего на преступное поведение,
  • психологические закономерности и механизмы влияния социальных условий на преступность в определенных социальных группах и обществе в целом.

2. Прикладные задачи криминальной психологии

Прикладные задачи определяются сферами использования ее научных данных. Эти задачи заключаются в разработке методических основ психологического изучения и оценки различных видов преступных деяний, личности различных типов преступников, преступных групп, а также общественного правосознания.

На основе данных, полученных в результате изучения объектов криминальной психологии осуществляется разработка рекомендаций для эффективного решения задач правоохранительной деятельности.

Так, научные знания о личности преступников, преступных группах и психической регуляции преступного поведения необходимы для эффективного раскрытия и расследования преступлений. Эти знания также необходимы в уголовном судопроизводстве для правильной оценки характера совершенного преступления, его субъективной стороны.

Психологические знания о личности преступника позволяют более правильно оценить личность виновного для назначения адекватного наказания, а знания о преступной группе – установить роль и степень участия и взаимовлияния ее членов при совершении преступного деяния.

Важное значение имеет использование знаний о криминогенной личности в процессе исправления осужденных и индивидуальной профилактике преступлений.

Предупреждение преступности в обществе требует знаний об индивидуально-психологических и социально-психологических явлениях, выступающих ее внутренним причинами, а также знаний о том, как влияют на правовые позиции людей социальные условия. Таким образом, научные знания криминальной психологии получают использование в различных областях юридической психологии: оперативной, следственной, экспертной, судебной, исправительной, превентивной и т.д.

3. Методология криминальной психологии

Методология науки представляет собой систему категорий, принципов и методов исследования и научного объяснения психических явлений, относящихся к ее объекту.

Она также включает общепсихологические и конкретно-научные (частные) теории, на которых основывается описание и объяснение и психических явлений, детерминирующих преступное поведение и преступность в обществе.

Криминальная психология использует категории общие для психологической науки и опирается на теоретические знания ее отдельных отраслей.

К ним относятся психологические теории, раскрывающие основные категории психологии: психического отражения, деятельности, сознания и бессознательного, образа, личности, мотивации, эмоций, установки, социально-психологическая теория группы и др.

Криминальная психология также опирается на категории юридических наук и теоретические положения, раскрывающие их правовую сущность. В качестве таковых выступают категории уголовного права – “личность преступника”, “преступная группа”, “преступная организация”, “преступное деяние”, “умысел”, “неосторожность”, “потерпевший” и др.

Используются также категории криминологии – “преступное поведение”, “криминогенная личность”, “преступность”, “причины и условия преступности”, “виктимное поведение”, а также категория теория государства и права – “правосознание” и т.д. Криминальная психология исследует психологический аспект явлений, которые обозначают указанные понятия, опираясь на общепсихологические теории, и разрабатывает собственные конкретно-научные теоретические положения. Она также опирается на определенные понятия и научные данные других социальных и гуманитарных наук: социальной философии, социологии, этики, педагогики, психиатрии и др.

В свою очередь научные разработки в области криминальной психологии используются перечисленными отраслями психологической науки, юридическими, социальными и гуманитарными науками.

Так, для того чтобы системно объяснить с позиций психологии просоциальное поведение индивида необходимо знать закономерности и механизмы его диалектической противоположности – противоправного поведения. То же самое относится к научной проблеме воспитания социально добропорядочной личности.

Ее раскрытие требует знаний о противоположных явлениях – криминогенных дефектах личности и закономерностях их формирования.

Что касается юридических наук, то данные криминальной психологии позволяют глубже развивать криминологические учения о личности преступника, причинах и условиях преступности, ее предупреждении; теорию уголовного права – о субъективной стороне преступления, личности виновного, отдельных обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность; теорию уголовно-исполнительного права – о личности осужденного, степени его исправления; теорию государства и права – о правосознании и т.д.

Наряду с использованием категорий различных отраслей психологической науки, юридических и других социальных наук, криминальная психология формирует свой специфический понятийный аппарат.

В частности к понятиям собственно криминальной психологии относятся: “психологический механизм (и генезиз) преступного поведения”, “криминогенный комплекс личности”, “криминогенная склонность личности”, “антикриминальная устойчивость личности”, “криминогенная мотивация”, “криминогенные социально-психологические явления”, “криминогенные дефекты правосознания”, “криминогенные психологические свойства группы”, “психологический генезис криминогенной личности” и др.

Принципы криминальной психологии это основополагающие идеи и правила получения и объяснения научных фактов, относящихся к объектам и предмету исследования криминальной психологии.

Криминальная психология основывается на философских, общепсихологических и конкретно-научных принципах познания. В качестве философских принципов выступают:

  • принцип детерминизма, в соответствии с которым психические явления и социальные условия должны рассматриваться как имеющие причинные взаимосвязи, в частности – психическая деятельность детерминирующая социальное поведение индивида (в том числе и преступное) включает процессы индивидуально своеобразного отражения внешних условий и обусловлена результатами этого отражения. В то же время социальное поведение, его результаты оказывают влияние на формирование психологических свойств личности его субъекта;
  • принцип системности, который требует изучения психических явлений в целостной совокупности, выделения наиболее существенных и соподчиненных явлений, построения их структур и раскрытия взаимосвязей;
  • принцип развития, согласно которому психические явления должны рассматриваться как изменяющиеся, формирующиеся, преобразующиеся и прекращающие свое проявление.

Кроме этих принципов криминальная психология использует общие принципы психологической науки: принцип единства сознания и деятельности; принцип личностного подхода; принцип формирования и развития личности в процессе деятельности, познания и общения; принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психических процессов, состояний и свойств и другие.

В криминальной психологии складываются и свои конкретно-научные принципы. К ним можно отнести:

  • принцип примата субъектных (личностных) предпосылок преступного поведения, который опирается на идею свободы воли субъекта поведения и определяет, что в детерминации преступного поведения первостепенное значение имеют личностные качества субъекта, выступающие внутренними его предпосылками, а обстоятельства социальной ситуации непосредственно не предопределяют совершение вменяемым лицом антиобщественного деяния;
  • принцип иерархии криминогенных факторов преступности, в соответствии с которым внутренние и внешние причины и условия преступного поведения необходимо рассматривать, дифференцируя по степени существенности;
  • принцип криминогенетического подхода к объяснению формирования личности преступника, который требует учета влияний жизненных событий, воздействий социального окружения, видов деятельности и посупков индивида в его жизненном пути на формирование его правосознания и социально-правовой направленности личности;
  • принцип дифференцированного подхода к психологическому изучению личности преступников, преступных групп и преступленных деяний, определяющий необходимость выделения различных типов преступников (криминогенной личности), преступных групп, генезиса и механизма преступных деяний различных видов и их качественных отличий.

В криминальной психологии используется широкий комплекс методов исследования, которые применяются в различных отраслях психологической науки.

В качестве таких методов выступают методы наблюдения, беседы, интервью, тестирования, опроса, биографический метод, методы анализа продуктов деятельности (преступных деяний), независимых характеристик, экспертных психофизиологического эксперимента (с использованием полиграфа).

На основе указанных методов в криминальной психологии осуществляется разработка специальных методик исследования психических явлений, относящихся к ее объектам. Применение указанных методов и методик психологического исследования направлено на решение специфических научных и прикладных задач криминальной психологии.

Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий:

Что изучает криминальная психология ?

Какие психические явления относятся к объектам криминальной психологии ?

Что является предметом криминальной психологии ?

Какие теоретические задачи стоят перед исследованиями в области криминальной психологии ?

Какие прикладные задачи решает криминальная психология ?

На какие юридические категории опирается криминальная психология ? Назовите основные понятия криминальной психологии ?

На какие философские принципы опирается криминальная психология ?

На какие общепсихологические принципы опирается криминальная психология ?

Какие конкретно-научные принципы используются в исследованиях в области криминальной психологии ?

Какие методы исследований используются в криминальной психологии ?

“past.htm#b”>

Источник: http://yurpsy.com/files/ucheb/past/01.htm

Medic-studio
Добавить комментарий