22. Цели и принципы поведенческой коррекции.: Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и

22. Цели и принципы поведенческой коррекции.: Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и

 Воропай Людмила Алексеевна, воспитатель.  Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная  школа-интернат VIII вида

п. Ильского  Краснодарского края

     Поведенческая коррекция признаётся одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением.

      Отклоняющимся (девиантным) поведением называют социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.

         Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм.

Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

 В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов: стимулирование мотивации изменения поведения; коррекция эмоциональных нарушений; методы саморегуляции; методы угашения нежелательного поведения; методы формирования позитивного поведения.

 Научить ребенка осознавать свои состояния, переживания, настроения очень сложно, так как дети их не замечают. Воспитателю необходимо проговаривать переживания ребенка вслух: «Тебе обидно? Ты расстроился? Тебе приятно, что дети с тобой играют? Тебе приятно, что тебя похвалили?
Навыки планирования свободного времени.

1. Подумай, что нужно делать в выходной день? (уроки, чинить вещи, вышивать, вязать, рисовать и т.д.). 2. подумай, что тебе нравится делать в выходной день? (смотреть телевизор, гулять, читать книги, работать на огороде) 3. Подумай, с кем ты будешь проводить выходной день? (Выбор и наличие друга, товарища по группе, как сделать предложение другим и т.д.)

4.

 Навыки, связанные с умением регулировать свое поведение, управлять своими эмоциями. К ним относятся:  соблюдение правил игры, поведение в том случае, если ты проиграл (не сердись, не обижайся, поздравь противника, ответь, когда другой издевается над тобой, подтрунивает, спроси, попроси помощи, если не знаешь, как поступить, прекрати игру, занятие вовремя).

   Перечень навыков можно было бы продолжить, но нам представляется важным обратить внимание на тот момент, что воспитатель может помочь ребенку самостоятельно овладеть навыками планирования свободного времени, что облегчит во многом умение быть занятым в свободное время, а не бездельничать.

Необходимо осуществлять интегративный подход к коррекционной работе и использовать модель пошагового изменения. 1. Осознание: расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения. 2. Переоценка собственной личности: оценка того, что ребенок чувствует и думает о своем поведении и себе самом. 3.

 Переоценка окружения: оценка того, как агрессивное поведение влияет на окружение. 4. Внутригрупповая поддержка: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения. 5. Катарсис: ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивности. 6.

 Укрепление: поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности в способности изменить поведение. 7. Поиск альтернативы: обсуждение возможных замен агрессивного поведения. 8. Контроль  за стимулами: избегание или противостояние стимулам, провоцирующим агрессивное поведение. 9.

 Подкрепление: самопоощрение и поощрение со стороны окружающих за изменение поведение.

10. Социализация: расширение возможностей в социальной жизни в связи с отходом от агрессивности поведения.

    В работе с агрессивными детьми полезны психогимнастика, изотерапия, игровая коррекция поведения.

Они направлены на снижение эмоционального напряжения, формирование у детей моральных представлений, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние, обучение саморелаксации.

Одним из видов работы современных психологов, направленной на преодоление нарушений поведения – это психокоррекция, которая является одним из способов психологического воздействия на развитие ребенка, с целью изменения свойств и качеств его личности.
Существует несколько видов психокоррекции:

Музыкотерапия – метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Дети активно выражают себя в музыке. Музыкотерапия может быть:

– индивидуальной (вокалотерапия) – групповой (вокальный ансамбль, хор)

– в форме игры на музыкальных инструментах.

2. Психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний и проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов.

Задачи психогимнастических занятий: – уменьшение напряжения участников группы; – снятие страхов и запретов; – развитие внимания; – развитие чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей; – сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы; – формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей.

Такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами, с нарушениями характера  и другими нервно-психическими расстройствами.

3. Арт-терапия – это специальная форма психотерапии основанная на творческой деятельности. Ее цели: – Дать социально-приемлемый выход агрессии и другим негативным проявлениям. – Облегчить процесс лечения. – Наладить отношения между психологом и ребенком.

– Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. – Развить художественные способности и повысить самооценку ребенка.

К средствам арт-терапии относятся: резьба по дереву, чеканка, витражи, поделки из меха и ткани, плетение, шитье, выжигание и т.

д.

4. Сказкатерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей и для совершенствования отношений с окружающим миром. Основные приемы работы со сказкой: – Анализ сказок, т.е.

интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией . – Рассказывание сказок ребенком или группой от 1-го и 3-го лица для развития воображения. – Переписывание сказок, т.е. ребенку предлагается переписать и изменить конец.

– Разыгрывание сказок с помощью кукол. – Сочинение сказок.

В сказках главный герой переживает изменения в личности, преодолевает препятствия и борется со страхами и поэтому они дают возможность человеку эмоционально подготовиться к кризисным ситуациям.

Прослушивая страшные сказки, ребенок разряжает свои страхи и его эмоциональный мир становится более гибким.

5. Игротерапия – это метод психологического динамического воздействия на детей с использованием игры.

Функции игротерапии: ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ – заключается в уточнении характера нарушений и особенностей общения ребенка с внешним миром, в игре ребенок демонстрирует на сенсомоторном уровне то, что он когда-либо испытал.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ – состоит в предоставлении ребенку возможности выразить себя, отреагировать на напряжения и страхи. Для ребенка важен процесс игры, а не результат.

ОБУЧАЮЩАЯ – игра организуется спонтанно, а научение происходит незаметно, в процессе игры.

Куклотерапия – это метод, при котором в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Метод основан на идентификации ребенка с любимым сказочным персонажем, героем мультфильма.

Куклотерапия позволяет снизить нервнопсихическое напряжение, объединить интересы родителей и ребенка. Используются для профилактики девиантного поведения. Выделяются следующие виды кукол: Куклы-марионетки.

Работа с куклой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и проявлять те эмоции, которые, по каким-то причинам, ребенок проявить не может. Процесс куклотерапии проходит в 2 этапа: – Изготовление. – Использование кукол для отреагирования эмоций.

Благодаря куклотерапии: – развивается речь детей, – развивается моторная и эмоциональная адекватность, – развиваются коммуникативные навыки,

– укрепляется союз с родителями.

Таким образом, целью психокоррекции является исправление нарушений психического развития, гармонизация формирующейся личности, а также профилактика нервно-психических расстройств и нарушений поведения.

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка как со взрослыми, так и сверстниками, и «лечение» социальной ситуации, то есть коррекцию педагогических позиций учителей, родителей, разрешение острых и вяло текущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Чрезвычайно важным представляется также анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того,насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и сои таковая имеется, определение ее корней и причин, а также возможных путей преодоления.

    Основные направления психолого – педагогической деятельности по профилактике  и преодолению девиантного поведения детей и подростков.  Выделяют следующие направления: 1.

 Повышение роли семьи в профилактике воспитания социально-отклоняющегося поведения у детей: • Подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей; • Создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях – морально-психологического климата семьи; • Предупреждение ошибок в семейном воспитании; • Формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции; • Воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать нравственно-волевые качества; • Недопущение насилие над ребенком, подавляющего волю; • Недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм; • Побуждение ребенка к самовоспитанию и обучению его методике работы над собой. 2. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков. 3. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков. 4. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семьи и детям в преодолении девиантного поведения. 5. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.

6. Приобщение детей и подростков к участию в позитивной деятельности  (спортивной, культурно-досуговой, туристской, театральной и др.).

Таким образом, работу с детьми, с отклонениями в поведении необходимо вести во взаимодействии участников образовательного процесса: детей, педагогов, социальных педагогов, медиков, психологов и родителей (законных представителей).Коррекционная работа с подростками осуществляется на уроках и во внеурочной деятельности и направлена на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обучения.

Вместе с тем внеурочная и учебная воспитательная деятельность сама по себе не решает проблем предупреждения отклонений в поведении подростков, в преодолении недостатков развития личности ребенка.

Для того чтобы она обладала необходимым коррекционно-развивающим потенциалом, она должна быть соответствующим образом организована и педагогически инструментирована, снабжена общепедагогическими и специальными методами, приемами и средствами.

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности: – методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера; – методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков; б) переориентировки самосознания; в) переубеждения; г) прогнозирования отрицательного поведения; – методы перестройки жизненного опыта: а) предписания; б) ограничения; в) переучивания; г) переключения; д) регламентации образа жизни;

– метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения: а) поощрения и наказания; б) соревнования; в) положительной перспективы.

В целях увеличения положительного влияния на подростка с девиантным поведением , усиления коррекционного воздействия коллектива на него можно использовать следующие педагогические приемы: – доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения; – постепенного приучения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью; – поддержки коллективистических проявлений – поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих; – недоверия – коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике; – отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы; – осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка; – переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

– включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

В своей работе используем следующие приемы педагогического воздействия на учеников, имеющих нарушения в поведении. 1.

Приемы, способствующие упражнению в нравственных поступках и накоплению социально жизненного опыта: -организация успехов в учебе (помощь ребенку, пока он не догонит сверстников и не начнет лучше учиться) -моральная поддержка и укрепление веры в свои силы -вовлечение в интересную деятельность -убеждение -доверие -нравственные упражнения 2.

Приемы, способствующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником: -просьба -поощрение -авансирование личности -обходное движение (отведение от воспитанника заслуженного обвинения со стороны коллектива) -проявление огорчения -прощение -поручительство -проявление внимания, доброты и заботы -проявление умения и превосходства педагога в какой-либо области 3.Приемы,  которые строятся на понимании интересов и чувств воспитанников: -опосредование (предъявление ребенку определенного условия) -фланговый подход (воздействие на те чувства, которые побуждают постоянно преодолевать отклонения в поведении) -активизация сокровенных чувств воспитанников (тактичное проникновение в сокровенные мысли и чувства воспитанников) 4.Тормозящие приемы: А) в которых открыто направляется власть педагога. -констатация поступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ребенка, показывает, что ему известно о них) -осуждение (проявляется в отрицательном отношении к поступку) Б) со скрытым действием: -параллельное педагогическое действие (наказание всего коллектива, чтоб в будущем сам коллектив влиял на провинившегося) -намек (воспитаннику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению, или наказанию) -ласковый упрек

-мнимое безразличие

Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного психолого-педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми  с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении воспитанников реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Вам понравился материал?

Источник: http://lomonpansion.com/articles_2_3508.html

Психокоррекционная работа с детьми

22. Цели и принципы поведенческой коррекции.: Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и

Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ.

Для него характерны концептуальная четкость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие изменения и имеет выраженный практический характер. Поведенческая интервенция хорошо сочетается с фармакотерапией.

Среди других ее достоинств: широкий спектр возможностей, наглядная результативность метода, краткосрочность.

Эффективность воздействия определяется его целями, которые, в свою очередь, формулируются на основе изучения ведущих механизмов и причин нежелательного явления. С момента зарождения бихевиоризма и до наших дней поведение личности преимущественно ассоциируется с внешними действиями, а поведенческие методы — с условными рефлексами.

Тогда как современная поведенческая психология выходит далеко за рамки внешне наблюдаемого поведения. В настоящее время она является синтезом нескольких направлений, таких, как классическая поведенческая теория, необихевиоризм, когнитивный подход, теория социального научения, нейропсихология, копинг-теория.

Более того, поведенческая психология широко использует данные, полученные в других областях психологической науки, например в психоанализе.

Интеграция психологических знаний закономерно привела к углублению самого понятия «поведение». Сегодня в структуре поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:

· мотивация, побуждающая к поведению; эмоциональные процессы, сопровождающие поведение;

· саморегуляция поведения; когнитивная переработка информации;

· внешне наблюдаемые проявления и действия.

Нарушения в данных подсистемах выступают причинами отклоняющегося поведения личности и определяют направления психологического воздействия.

Основные подсистемы отклоняющегося поведения.

Девиантная мотивация — это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы – все, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности.

Человеческие потребности – нормальные, например, в комфорте или безопасности – становятся причинами отклоняющегося поведения в тех случаях, когда личность испытывает дефицит в приемлемых способах их удовлетворения.

Отклоняющееся поведение также может быть связано с дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Наконец, мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов.

Другую группу причин составляют эмоциональные проблемыи тесно с ними связанные трудности саморегуляции. Отклоняющееся поведение, как правило, сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными расстройствами, например агрессией или депрессией. Ведущую роль в происхождении девиантного поведения играет тревога.

Эмоциональные проблемы порождают трудности релаксации (расслабления) и саморегуляции в целом. Нарушения также затрагивают регуляцию произвольных действий – целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль.

Саморегуляция, в свою очередь, может быть нарушена вследствие личностных особенностей, таких, как неразвитая речевая регуляция, низкая рефлексивность, заниженная самооценка.

Следующая группа причин отклоняющегося поведения включает негативно-девиантный социальный опыт. Это дезадаптивные поведенческие стереотипы (привычки, навыки), когнитивные искажения и дефициты, подкрепляемые социальными условиями. Это также элементарное отсутствие в опыте индивида позитивных навыков (поведенческий дефицит), составляющих основу дезадаптивности личности.

Рассмотренные причины девиантного поведения позволяют сформулировать стратегические цели психологической помощи личности с отклоняющимся поведением:

· формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение);

· интеграция индивидуального опыта;

· совершенствование саморегуляции;

· повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности;

· выработка жизненно важных умений;

· устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения;

· расширение социальных связей и позитивного социального

опыта личности;

повышение уровня социальной адаптации.

Более частными и конкретными задачами психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности могут выступать:

· устранение дефицита в поведенческих репертуарах;

· усиление адаптивного поведения;

· ослабление или устранение неадекватного поведения;

· устранение изнурительных реакций тревоги;

· развитие способности расслабляться;

· развитие способности самоутверждаться;

· развитие эффективных социальных навыков;

· достижение адекватного сексуального функционирования;

· развитие способности к саморегулированию.

Ведущую цель психологической коррекции отклоняющегося поведения личности можно сформулировать как достижение позитивных поведенческих изменений в выделенных направлениях. Психологическая интервенция может осуществляться в форме консультирования, педагогической коррекции, тренингов, психотерапии.

Также она может иметь вид индивидуальной, семейной или групповой работы. Во всех случаях, независимо от формы и условий, должны соблюдаться основные принципы поведенческой коррекции.

Методы коррекции

В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов:

· стимулирование мотивации изменения поведения;

· методы коррекции эмоциональных состояний,

· методы саморегуляции;

· методы когнитивного переструктурирования;

· методы угашения нежелательного поведения;

· методы формирования позитивного поведения.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/19221.html

Змановская Е. В девиантология (Психология отклоняющегося поведения)

22. Цели и принципы поведенческой коррекции.: Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и

Суицидальное поведение

Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска, оказание медико-психологической помощи конкретной личности. Психологическая превенция суицида (предотвращение суицидального поведения) осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям.

Психологическую помощь человеку с уже сформированным суицидальным поведением принято называть кризисной интервенцией. Ведущим методом в этом случае выступает кризисное консультирование, а его целью – удержание человека в живых.

Согласно результатам исследований Всесоюзного научно-мето-Дического суицидологического центра [26], покушения на самоубийство совершаются: » здоровыми людьми; » лицами с пограничными нервно-психическими расстройствами; » страдающими психическими заболеваниями.

Для первых двух групп прежде всего предназначена телефонная служба медико-психологической помощи – Телефон экстренной психологической помощи (Телефон доверия).

Кризисное консультирование также осуществляется в условиях специализированных центров и кабинетов.

Для страдающих психическими заболеваниями имеются суицидологические кабинеты при психоневрологических диспансерах и специализированные отделения психиатрических больниц.

Особенно актуальна психологическая помощь людям с острыми суицидальными реакциями, подавляющее большинство которых является практически здоровыми людьми. Суицидоопасные реакции проявляются на нескольких уровнях личностного функционирования. В аффективной сфере это интенсивные отрицательные эмоции (тревога, одиночество, отчаяние, тоска, обида).

В когнитивной области возникает неадаптивная концепция ситуации с пессимистической оценкой настоящего и будущего, с искаженным восприятием времени. Нарушения личностной идентификации затрагивают самооценку, снижают способность принимать решения, нарушают уверенность в переносимости аффективного напряжения. Поведение часто бывает импульсивным, непродуктивным.

Считается, что период острых суицидальных реакций в среднем длится около месяца.

цель неотложной помощи – предотвратить дальнейшее развитие реакции и покушение на самоубийство [17, 26]. Для этого человеку требуется помощь в овладении ситуацией, а также коррекция неадаптивных личностных установок, обусловливающих развитие кризисных состояний и суицидальных тенденций.

Мы должны исходить из того, что кризис – следствие не столько обстоятельств, сколько негативного отношения к ним. В большинстве случаев имеет место ситуация, когда семейные, профессиональные или социальные ценности обладают большей значимостью, чем собственная жизнь.

Наблюдается стойкая фиксация на психотравмирующих событиях.

Шаги неотложной помощи – кризисной интервенции.

Решающее значение имеет первый шаг- беседа (1,5-2 ч). Первая важная задача – установление контакта и достижение доверия. Для этого необходимо убеждать клиента в эмоциональном принятии (“Что бы я мог сделать для вас?”), поощрять открытое выражение мыслей и чувств с помощью сострадательной эмпатии, уменьшать напряжение через “выговаривание”.

На данной стадии также необходимо провести оценку обстоятельств и степени угрозы суицида.

Угроза суицида “1” – у обратившегося были суицидальные мысли, но он не знает, как и когда он их осуществит (“Я больше так не могу…”; “Лучше бы я умер…”).

Угроза суицида “2” – у обратившегося есть суицидальные мыслеи план, но он говорит, что не собирается покончить жизнь немедленно (“У меня уже есть таблетки снотворного, и если ничего не изменится к лучшему…”).

Угроза суицида “3” – обратившийся либо собирается тут же покончить с собой (нож или таблетки лежат рядом, если он звонит по телефону), либо в процессе разговора, либо сразу после него.

В последнем случае (если угроза реальна и решение принято) беседа может быть направлена на достижение решения об отсрочке его выполнения.

В первых двух случаях целесообразно и возможно реализовать второй шаг- интеллектуальное овладение ситуацией. С помощью специальных вопросов и утверждений необходимо преодолеть чувство исключительности ситуации: “Такие ситуации встречаются нередко”.

Также с помощью включения актуальной ситуации в контекст жизненного пути следует снять ощущение ее внезапности и непреодолимости. Уменьшить остроту переживания можно с помощью подчеркивания, что есть время на обдумывание, или концентрации на предыдущих достижениях и успехах.

На данном этапе беседы также используются такие приемы, как повторение содержания высказывания, отражение и разделение эмоций, вербализация суицидальных переживаний, поиск источников эмоций (“Что именно вас так беспокоит?”).

Третий шаг- заключение контракта – планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации и наиболее приемлемых для пациента. Например, при необратимых утратах возможен поиск лиц из ближайшего окружения, с которыми пациент смог бы сформировать новые значимые отношения.

На этом этапе важно препятствовать уходу пациента от сути кризиса и от поиска позитивных альтернатив (прием “фокусирования на ситуации”).

Основные приемы: интерпретация (гипотезы о возможных способах разрешения ситуации); побуждение к планированию и оформление ясного конкретного плана; удержание паузы (“одобряющее молчание”) с целью стимулирования инициативы пациента и предоставления необходимого времени для проработки.

Четвертый шаг – активная психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах.

Ведущие приемы на этом этапе: логическая аргументация, убеждение, рациональное внушение, актуализация личностных ресурсов.

На завершающем этапе кризисной работы следует также обсудить то, каким образом Преодоление данной психотравмирующей ситуации будет полезным для преодоления жизненных трудностей в будущем.

Таким образом, ведущая задача кризисной интервенции – Коррекция суицидальных установок человека.

Результатом работы должны стать следующие убеждения клиента: » тяжелое эмоциональное состояние временно и улучшится ходе терапии; » другие люди в аналогичных состояниях чувствовали себя также тяжело, а затем их состояние полностью нормализовалось- » жизнь обратившегося нужна его родным, близким, друзьям а его уход из жизни станет для них тяжелой травмой.

В крайнем случае, можно попытаться убедить суицидента в том, что каждый человек имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение этого важнейшего вопроса лучше отложить на несколько дней или недель, чтобы спокойно его обдумать. В целом эффективность работы с суицидальным поведением зависит от точности выявления суицидального риска и мотивации суицидальных намерений.

Помимо оказания кризисной помощи, целесообразна дальнейшая работа, ориентированная на более глубокие личностные изменения – поственция и вторичная интервенция. На данном этапе возможно применение различных методов и методик. Хорошо зарекомендовали себя позитивная и когнитивная психотерапия, логотерапия, аксиопсихотерапия, терапия творческим самовыражением, духовная психотерапия.

Работая с людьми, имеющими суицидальные проявления, особенно важно проявлять деликатность и уважать право личности на собственный выбор.

Парадоксальность ситуации превенции (предотвращения) суицида заключается в том, что в свете современных гуманистических взглядов любой взрослый человек действительно имеет право распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению, но другие люди при этом имеют право помочь ему пересмотреть свое решение.

Помощь в случаях суицидального поведения на фоне психических расстройств (психические заболевания, алкоголизм, наркомания) осуществляется в соответствии с Законом “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (1993).

В заключение следует добавить, что рассмотренные стратегий интервенции основных форм отклоняющегося поведения носят обобщенный характер и требуют адаптации к конкретной ситуации и личности.

Рекомендуемая литература

1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М., 1976.

2. Амбрумова А.Г., Бородин СВ., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. – М., 1980.

3. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. – М., 1978.

4. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А, Диагностика суицидального поведения. – М., 1980.

5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.

6. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психосоциальной работы. – 1994. – № 1. – С. 44-52.

7. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: Пособие-практикум. – СПб., 1999.

8. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 1993.

9. Иванова Е.Б. Как помочь наркоману. – СПб., 1997.

10. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ, пособие. – Минск, 1999.

11. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск, 1988.

12. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб.-метод. пособие. – СПб., 1996.

13. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения У подростков: Учеб.-метод. пособие. – М., 1998.

14. Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток. – СПб., 2001.

15. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. – М., 1981.

16. Морли С, Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. – СПб., 1996.

17. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М., 1999.

18. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.

19. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под Ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. – М., 2000.

20. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М., 2000.

21. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с Девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 1999.

22. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб., 1998.

23. Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. Х.Рем- шмидта. – М., 2000.

24. Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы: Сб. статей. – М., 1989.

25. Суицид: Хрестоматия по суицидологии / Сост. А. Н. Моховиков. – Киев, 1996.

26. Телефон доверия в системе социально-психологической службы. o- М., 1988.

27. Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии: Учеб.-метод пособие. – СПб., 1987.

28. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. – СПб 1991.

29. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Цели и принципы поведенческой коррекции

Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ.

Для него характерны концептуальная четкость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие изменения и имеет выраженный практический характер. Поведенческая интервенция хорошо сочетается с фармакотерапией.

Среди других ее достоинств: широкий спектр возможностей, наглядная результативность метода, краткосрочность.

Эффективность воздействия определяется его целями, которые, в свою очередь, формулируются на основе изучения ведущих механизмов и причин нежелательного явления. С момента зарождения бихевиоризма и до наших дней поведение личности преимущественно ассоциируется с внешними действиями, а поведенческие методы – с условными рефлексами.

Тогда как современная поведенческая психология выходит далеко за рамки внешне наблюдаемого поведения. В настоящее время она является синтезом нескольких направлении, таких, как классическая поведенческая теория, необихевиоризм, когнитивный подход, теория социального научения, нейропсихология, копинг-теория.

Более того, поведенческая психология широко использует данные, получение в других областях психологической науки, например в психоанализе.

Интеграция психологических знаний закономерно привела к углублению самого понятия “поведение”. Сегодня в структуре поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней: мотивация, побуждающая к поведению; эмоциональные процессы, сопровождающие поведение; саморегуляция поведения; когнитивная переработка информации; наконец, внешне наблюдаемые проявления и действия.

Нарушения в данных подсистемах выступают причинами отклоняющегося поведения личности и определяют направления психологического воздействия. Перечислим основные подсистемы отклоняющегося поведения.

Девиантная мотивация – это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы – все, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности.

Человеческие потребности – нормальные, например, в комфорте или бе-юпасности – становятся причинами отклоняющегося поведения в тех случаях, когда личность испытывает дефицит в приемлемых способах их удовлетворения.

Отклоняющееся поведение также может быть связано с дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Наконец, мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов.

Другую группу причин составляют эмоциональные проблемы и тесно с ними связанные трудности саморегуляции. Отклоняющееся поведение, как правило, сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными расстройствами, например агрессией или депрессией. Ведущую роль в происхождении девиантного поведения играет тревога.

Эмоциональные проблемы порождают трудности релаксации (расслабления) и саморегуляции в целом. Нарушения также затрагивают регуляцию произвольных действий – Целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль.

Саморегуляция, в свою очередь, может быть нарушена вследствие личностных особенностей, таких, как неразвитая речевая регуляция, низкая рефлексивность, заниженная самооценка.

Следующая группа причин отклоняющегося поведения включает негативно-девиантный социальный опыт. Это дезадаптивные поведенческие стереотипы (привычки, навыки), когнитивные искажения и дефициты, подкрепляемые социальными условиями. Это гакже элементарное отсутствие в опыте индивида позитивных навыков (поведенческий дефицит), составляющих основу дезадац” тивности личности.

Рассмотренные причины девиантного поведения позволяют сформулировать стратегические цели психологической помощи личности с отклоняющимся поведением: » формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение); » интеграция индивидуального опыта; » совершенствование саморегуляции; » повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности; » выработка жизненно важных умений; » устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения; » расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности; » повышение уровня социальной адаптации.

Более частными и конкретными задачами психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности могут выступать [11, с.

250]: » устранение дефицита в поведенческих репертуарах; » усиление адаптивного поведения; » ослабление или устранение неадекватного поведения; » устранение изнурительных реакций тревоги; » развитие способности расслабляться; » развитие способности самоутверждаться; » развитие эффективных социальных навыков; » достижение адекватного сексуального функционирования; » развитие способности к саморегулированию.

Ведущую цель психологической коррекции отклоняющегося поведения личности можно сформулировать как достижение позитивных поведенческих изменений в выделенных направлениях.

Психологическая интервенция может осуществляться в форме консультирования, педагогической коррекции, тренингов, психотерапии. Также она может иметь вид индивидуальной, семейной или групповой работы.

Во всех случаях, независимо от формы и условий, должны соблюдаться основные принципы поведенческой коррекции – наиболее общие требования к деятельности специалиста. Ведущими принципами поведенческой психологии являются: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество [5, 7, 11, 15].

При этом должны также соблюдаться общие принципы оказания психологической щи, рассмотренные в предыдущей главе.

Принцип объективности предполагает ориентацию преимущественно на внешне проявляемые и измеряемые переменные.

Это могут быть: эмоциональные реакции, высказывания, жесты, физиологические проявления (сердцебиение, покраснение, дрожь), двигательные реакции, симптомы (головокружение, спазм мышц, страхи), мысли, конкретные действия и поступки. Поведенческие проявления должны фиксироваться максимально конкретно (объективно) и систематически.

Другой важный принцип – поведенческой оценки – указывает на необходимость проведения функционального анализа поведения клиента. Поведенческая оценка проводится при первой же встрече, а также впоследствии для оценки эффективности работы или изменения тактики воздействия.

Она может осуществляться в форме заполнения таблицы с тремя колонками, каждая из которых, соответственно, содержит: » стимулы и ситуации (что предшествовало поведению); » поведенческие реакции личности (как реагировала личность); » результаты и последствия данных реакций (что следовало сразу за поведением).

Например, агрессивное поведение фиксируется каждый раз, как только возникает, с отметкой о форме, силе и продолжительности во втором столбце.

В первый столбец заносятся пометки о конкретной ситуации, в которой разворачивалось поведение, и стимулах, его вызывающих, например: время, окружение, конкретная фраза начальника.

В третью графу помещают данные о последствиях данного агрессивного поведения – переживания и мысли самого человека или реакции окружающих людей.

Поведенческую оценку обычно проводят в ходе интервью с клиентом или людьми, хорошо его знающими. Другой распространенной формой анализа поведения является дневник самонаблюдения клиента.

Также используются: прямое наблюдение за клиентом; получение информации от других специалистов; организация ролевых игр.

Дополнительными источниками данных, необходимых для оценки, могут быть: медицинская информация, результаты анкетирования и тестирования, экспертные оценки.

Следующий принцип обязывает рассматривать отклоняющееся поведение личности в системе ее значимых отношений. Принцип системности предполагает оценку роли девиантного поведения в Различных социальных системах и жизни личности в целом.

Важно понимать, какую функцию симптоматическое поведение выполняет в различных ситуациях и системах (в семье, группе сверстников, учебно-профессиональной группе).

Необходимо также оценить, как сами системы поддерживают дисфункциональное поведение.

Полученные данные позволяют определить: в чем суть проблем, они возникают и что способствует их закреплению. При этом важное значение имеет оценка функционального значения отклоняющегося поведения – той психологической “выгоды”, которую человек из него извлекает и которая самоподкрепляет данное поведение.

В результате поведенческого анализа формулируются цели помощи, а также способы контроля ее эффективности. Поскольку у клиентов обычно бывает несколько проблемных областей, необходимо выявить степень опасности каждой из них, в соответствии с чем спланировать последовательность работы.

Поведенческая интервенция оценивается как достаточно авторитарная система, предполагающая контроль специалиста за поведением другого человека. Для личности с поведенческими проблемами возникает реальная опасность передачи ответственности за свое поведение специалисту.

Все это делает особенно актуальным соблюдение принципа сотрудничества.

В соответствии с данным принципом клиент не только должен проявлять осознанное желание изменения собственного поведения, но и активно участвовать в выборе целей и методов последующей работы (с учетом конкретных внутренних и внешних условий).

Разделение ответственности происходит в форме заключения договора о сотрудничестве. Важную роль в повышении продуктивной активности личности играет самостоятельная работа (клиента) по выполнению домашнего задания в промежутках между терапевтическими встречами.

Таким образом, ведущим условием эффективности воздействия на отклоняющееся поведение личности является следование выделенным принципам поведенческой интервенции. Другим важным моментом, безусловно, можно назвать методы поведенческой интервенции.

В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов: » стимулирование мотивации изменения поведения; » коррекции эмоциональных нарушений, » методы саморегуляции; » методы когнитивного переструктурирования; » методы угашения нежелательного поведения; » методы формирования позитивного поведения.

Ниже рассматриваются основные методы и методики воздействия на отклоняющееся поведение личности.

1   …   12   13   14   15   16   17   18   19   20
перейти в каталог файлов

Источник: http://uhimik.ru/zmanovskaya-e-v-deviantologiya-psihologiya-otklonyayushegosya/index18.html

Medic-studio
Добавить комментарий