22. История развития ребенка (психологический анамнез): понятие,

Содержание
  1. История развития ребенка
  2. Применение психологического анамнеза в процессе изучения детей
  3. Понятие «психологическая диагностика»: основные категории психодиагностики (стр. 3 )
  4. 1. Методика «Изучение образной памяти дошкольников»
  5. 2. Методика Векслера (изучение зрительной памяти)
  6. 4. Оценка внимания детей 5-7 лет с помощью колец Ландольта: ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта (кольца с разрывами в разных местах) и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них с рвзрывом в определённом месте и зачёркивать их
  7. 3.3. Психологический анамнез. Его основные разделы
  8. Тема: История развития ребенка, или психологический анамнез
  9. Задание для самостоятельной работы
  10. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка в детском саду
  11. Контрольные вопросы
  12. Консультативной практике
  13. Практическое занятие 3
  14. Первичная анкета для родителей младших школьников

История развития ребенка

22. История развития ребенка (психологический анамнез): понятие,

Наряду с данными наблюдений и экспериментально-психологического обследования ребенка важнейшим источником информации, необходимой для оценки хода его психического развития, является история развития ребенка. Как писал Л. С.

Выготский, на основе данных о развитии и Боепитании ребенка психолог должен создать не просто «летопись» различных событий, не просто перечисление отдельных обстоятельств, повлиявших на развитие ребенка, а причинное жизнеописание его развития и воспитания [см.: 17].

Другими словами, психолог должен выявить источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности ребенка, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребенка, учесть специфику содержания и реального состава необходимых условий в каждом возрастном периоде детства.

Особое значение условий, в которых развивается ребенок, вытекает из разрабатываемой в советской психологии концепции онтогенеза как процесса прижизненного формирования психической деятельности и личности ребенка.

Кроме того, неоднозначность многих особенностей поведения и психической деятельности ребенка, ограниченность возможностей исследования их в ситуации однократных и достаточно кратковременных встреч с консультантом-психологом также ставят в необходимость придавать большое значение анамнестическим данным при интерпретации результатов обследования.

Дети с существенно разными по своему происхождению психологическими нарушениями и трудностями могут обнаруживать не только сходную картину поведения, но и давать близкие результаты в диагностическом обследовании (например, эмоциональные нарушения у детей в результате так называемых «стертых форм госпитализма» и в связи с некоторыми формирующимися акцентуациями характера, или нарушения познавательной деятельности у детей, страдающих легкой мозговой дисфункцией, и у детей с педагогической запущенностью и т. д.). Как правило, наличное состояние психического развития ребенка, его «психологический статус» может быть правильно оценен и истолкован только в свете всей предшествующей истории его развития. Именно поэтому психолог-консультант должен с особым вниманием отнестить к анализу сложного комплекса жизненных условий, в которых рос ребенок.

В литературе по вопросам консультирования история развития ребенка все чаще называется психологическим анамнезом

72

[см.: 73; и др.]. Как известно, анамнез — понятие медицинское, в узком смысле слова обозначающее историю развития болезни. В более широком значении анамнез включает не только данные о начале и развитии заболевания, сообщаемые больным (или его близкими), но и сведения об условиях его жизни, работы и т. д.

Медики выделяют личный и семейный анамнез, анамнез пренатального периода, периода новорожденности и т. д. в зависимости от того, кто сообщает сведения и к какому периоду развития они относятся.

Таким образом, если о собственно анамнезе уместно говорить в связи с наличием аномалий или заболеваний, то понятие «психологический анамнез» свободно от обязательной связи с болезненным процессом и употребляется как синоним понятия «история индивидуального психического развития ребенка».

Значение анамнестического метода в различных областях медицины существенно различно. Оно весьма велико, например, в детской психиатрии. Считается, к примеру, что при установлении умственной недостаточности «точный и детальный анамнез может оказаться наиболее важной частью диагноза.

В результате искусного собирания нередко можно поставить предположительный диагноз до получения объективных данных» {40, с. 67]. Закономерно, однако, что заимствование термина «анамнез» из медицины не может означать переноса в психологию принципов сбора и анализа анамнестических данных.

Вполне естественно, что представителей этих наук интересуют разные стороны развития ребенка, даже если речь идет об одних и тех же фактах.

Так, для психолога на первый план выдвигается процесс усвоения ребенком социального опыта, а значит, механизмы и условия формирования его деятельности и общения.

В целях учета возрастных закономерностей процесса психического развития ребенка в основу психологического подхода к сбору и систематизации анамнестических данных о ребенке может быть положена схема возрастной периодизации [см.: 99].

По этой схеме характеристика каждого этапа развития опирается на общую структуру возраста, включая, таким образом, описание особенностей социальной ситуации развития ребенка, квалификацию развития деятельности, оценку уровня развития познавательной деятельности и личности ребенка (на основе показателей важнейших психологических новообразований). Подчеркнем в этой схеме исходно широкий охват существенных условий развития ребенка. На наш взгляд, психологический анамнез ребенка, необходимый для решения консультативных задач, не может сводиться к прослеживанию истории возникновения и развития главным образом нежелательных, негативных особенностей ребенка, тех проблем и трудностей, которые заявлены в жалобах родителей.

Одна из существенных трудностей, возникающих при составлении психологического анамнеза, связана с необходимостью опираться на те данные, которые сохранились в памяти родите-

4 Зал. 2\Ь                                               73

лей. Как правило, многие особенности поведения, занятий, черты характера ребенка, а также обстоятельства семейной жизни, отдельные яркие эпизоды, обнаруживающие характерные реакции ребенка, родители помнят достаточно хорошо.

Однако воссоздание в ретроспективном плане специфических для каждого возрастного этапа характеристик психического развития ребенка, хотя бы косвенно свидетельствующих о тех или иных новообразованиях, обычно оказывается крайне ограниченным.

Далеко не всегда удается установить реальную динамику определенных сторон развития ребенка.

Составляя историю психического развития ребенка, консультанту важно установить не только систему объективных условий и обстоятельств жизни ребенка, но главным образом характер и степень их влияния на него.

Переживание одних и тех же обстоятельств разными детьми или даже одним и тем же ребенком, но в разном возрасте нередко может быть совершенно различным в зависимости от возрастных возможностей понимания, осмысливания их ребенком, от сложившихся у нега потребностей, привязанностей, взаимоотношений и т.

д. В связи с этим необходимость установления отношений между ребенком и различными значимыми сторонами его среды (а не самих по себе их внешних особенностей) настоятельно подчеркивается многими психологами. В работах Л. С. Выготского, а затем Л. И.

Божович это содержание вложено в понятие «переживание», несущее в себе единство внешних, объективных и внутренних, субъективных условий [см.: 8].

Применительно к составлению анамнеза это означает, что практически все вопросы консультанта к родителям по поводу событий и изменений в жизни ребенка должны включать попытку выяснить реакцию ребенка, характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним, а далее —характер и средства приспособления к тем или иным трудностям. В качестве примера здесь можно привести огромный диапазон возможных индивидуальных реакций детей на такие существенные изменения в ситуации развития, как, скажем, помещение в ясли или детский сад, смена места жительства, появление в семье еще одного ребенка, отчима и т. д. Все эти факторы одними детьми могут переживаться сравнительно легко или даже восприниматься сугубо положительно как несущие, например, новое интересное содержание и более широкие возможности общения и действия, тогда как у других детей могут возникать тяжелые реакции дезадаптации, переживания утраты, чувства отверженности и т. д. Выяснение такого рода реакций имеет большое диагностическое значение.

В анализе истории развития ребенка определенное место должно быть отведено также установлению стрессовых (в терминах психиатрии — психогенных) факторов и факторов риска нервно-психических заболеваний. К числу неблагоприятных воздействий на психику ребенка относят разлуку с матерью или

74

семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь члена семьи или 'близкого человека, появление новых членов семьи (отчима, мачехи и т. д.

), неправильное воспитание, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успеваемость в школе, тяжелые соматические заболевания, хронические болезни, травмы, госпитализации, перемены места жительства, чужое окружение за рамками семьи (язык, культура) и многие другие [см.: 41; и др.].

Особого внимания требуют хронические, постоянно действующие факторы, среди которых в первую очередь необходимо выделить различные виды неправильного воспитания.

Разумеется, психологу-консультанту важно выявить не само по себе наличие перечисленных факторов в психологическом анамнезе, а индивидуальную реакцию и механизм их влияния на формирование личности ребенка.

Иначе возникает опасность переоценки значения тех или иных факторов в возникновении психологических проблем ребенка, осложнении его развития.

Эта опасность связана с тем, что анамнез большинства детей содержит, как правило, указания на многие неблагоприятные факторы, но далеко не все из них реализуют свое влияние. В случае переоценки их значения и недостаточного исследования всей совокупности условий развития истинные источники нарушений или проблем ребенка могут остаться нераскрытыми.

Устанавливая как объективные обстоятельства жизни ребенка, так и их субъективные переживания, психолог должен также стремиться не менее четко дифференцировать фактические сведения о жизни ребенка, сообщаемые взрослым, от той интерпретации или оценки этих сведений, которая всегда (вольно или невольно) присутствует в сообщениях родителей.

На этом моменте как важнейшем в психологическом обследовании специально останавливался Л. С. Выготский: «Обычно мы имеем дело с тем, что собираются жалобы в обобщенном виде и вместо фактов нам сообщают мнения, готовые выводы, часто тенденци-•озно окрашенные. Исследователя же интересуют факты, которые должны ему указать отец и мать…

Сам по себе факт, что отец считает своего ребенка злым, должен быть учтен исследователем, но он должен быть учтен именно в своем значении, т. е. как мнение отца. Это мнение должно быть проверено в течение исследования, но для этого должны быть вскрыты факты, на основе которых получено данное мнение, факты, которые исследователь должен толковать по-своему…» [17, с. 55].

Рассмотрим схему составления истории развития ребенка, включающую основные вехи этого процесса, признаки, имеющие важное диагностическое значение. Строится данная схема по возрастному принципу (за исключением трех первых разделов, включающих сведения общего характера).

I. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст па момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования

4*

75

и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).

II. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка.

(При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, психолог должен получить медицинское заключение; соответственно сведения относительно медицинской части анамнеза собираются врачом.)

III. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

IV.

Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные, специальные — логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

V. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения.

Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости.

Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

VI. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка.

В какие игры и с кем любит играть ребенок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстника-

76

ми- Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные

запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т. д. Проязляет ли ребенок инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?

VII. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т. д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий.

Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т. д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т. д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка.

Наиболее типичные конфликты.

VIII. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Приведенный перечень вопросов для составления истории развития ребенка является не более чем схемой, отдельные пункты которой подлежат существенной конкретизации в зависимости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (например, близнецовой ситуации или наличия в семье нескольких детей разного возраста и т. д.). Очерчивая круг существенных условий и показателей развития ребенка, да иная схема не содержит указаний на их диагностическое и прогностическое значение, которое раскрывается лишь з соответствующих психологических исследованиях.

Завершая беседу с родителями по поводу истории развития ребенка, целесообразно вновь вернуться к беспокоящим их особенностям его поведения.

Теперь можно попытаться более конкретно выяснить: в чем они видят проблему; с чем связано нежелательное поведение ребенка; что они уже предпринимали и что предпринимают в данное время для устранения проблемы; какова, по их мнению, их собственная роль в возникновении и сохранении трудностей ребенка? При достаточно хорошем контакте психолога с родителями изложение жалоб последними в конце беседы становится, как правило, не только более точным и подробным, но и более откровенным, чем при первичном приеме. Как показывает практика, нередки случаи, когда первоначально родители скрывают или сами до конца не осознают истинные причины своего обращения, сбои подлинные тревоги и опасения по поводу ребенка (например, опасения в спязи с неблагоприятной наследственностью у приемных детей, сложности

супружеских отношений, личные проблемы, планирование развода и заключения нового брака и т. д.), но затем раскрывают действительные мотивы своего обращения.

Это показывает особую важность подробной, заинтересованной беседы психолога с родителями по поводу истории развития ребенка как специфической процедуры консультативной работы.

Подчеркнем, что такая беседа ни в коей мере не может быть заменена самостоятельным заполнением родителями анкеты с теми же, по существу, вопросами.

Анкета, предлагаемая им при первичном приеме, предназначена главным образом для того, чтобы, готовясь к встрече с консультантом, родители могли припомнить основные вехи в развитии ребенка, особенности его поведения в разные возрастные периоды.

Таким образом, с помощью родителей (или других близких ребенку взрослых) составляется объемная, по возможности полная и разносторонняя характеристика истории развития и поведения ребенка. Полнота психологического анамнеза ребенка имеет принципиальное значение в нескольких отношениях.

Во-первых, вместе с результатами обследования она необходима для построения достаточно широкого круга гипотез относительно сущности и причин трудностей или проблем ребенка (особенно важно избежать предвзятого, «зауженного» видения проблемы под влиянием конкретных жалоб родителей).

Во-вторых, без данных анамнеза, позволяющих судить о степени благоприятности условий развития ребенка, часто нельзя однозначно оценить результаты психологического обследования ребенка, потенциал его развития в целом.

Составление анамнеза, полнота и достоверность его данных существенно зависят от родителей. В связи с этим необходимо учитывать особенности личности родителей и внутрисемейных отношений и стремиться установить их подлинное влияние на формирование ребенка. Для этого в практике консультативной работы применяется ряд специальных методов [см.: 25; 61; 86; 96].

Глава 4 ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Источник: https://megaobuchalka.ru/14/23326.html

Применение психологического анамнеза в процессе изучения детей

22. История развития ребенка (психологический анамнез): понятие,

ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
I. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА

Анамнез — медицинский термин, греческого происхождения, бук­вально означающий «воспоминание».

Это совокупность сведений о больном и развитии заболевания, получаемых при опросе самого больного и знающих его лиц и используемых для установления диагноза и прогноза болезни, а также выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики.

Понятие «психологический анамнез» поначалу применялось в медицинской психологии. Представители данной отрасли психологической науки уже тогда выделяли «объективный» и «субъективный» анамнез. «Объективный» анамнез — получение сведений от окружающих больного людей. «Субъектив­ный» анамнез — получение сведений от самого больного.

В настоящее время понятие «психологический анамнез» вышло за рамки медицинской психологии. Оно свободно от обязательной связи с процессом болезни и употребляется как синоним понятия «история индивидуального развития ребен­ка».

В процессе сбора информации и поиска ответа на практи­ческий запрос о причинах нарушений в обучении, воспитании, развитии ребенка, о его потенциальных возможностях, о на­правленности его интересов и т. д.

выдвигается ряд гипотез и в соответствии с этим применяются различные методы обследования детей, осуществляется поиск путей коррекции психического развития.
2.

ПРИНЦИПЫ АНАМНЕСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Методологическими принципами анамнестического метода являются принципы детерминизма и личностный подход к исследованию психических процессов и свойств ребенка.

Детерминистический подход четко сформулирован С. Л. Рубинштейном, который подчеркивал, что внешние причины всегда действуют лишь опосредованно через внутренние ус­ловия.

Следует при этом помнить, что внутренние условия, через которые преломляются внешние воздействия, сформи­ровались ранее от предшествующих внешних воздействий. Поэтому психологический эффект каждого внешнего воздей­ствия обусловлен историей развития личности, его внутрен­ними закономерностями.

Это обстоятельство следует учиты­вать как при изучении личности, так и воспитании ее. Отсюда вытекает необходимость анамнестического исследования личности.

Личностный подход проявляется в том, что, во-первых, любое психическое явление рассматривается в связи с други­ми явлениями, и прежде всего с теми свойствами человека, которые характеризуют его как личность (например, мотива­ми поведения); во-вторых, личность человека рассматривается как одна из детерминант его поведения; в-третьих, понимание личности в целом и отдельных ее проявлений возможно с учетом истории ее развития. Таким образом, личностный подход к исследованию также ведет к применению психо­логического анамнеза.

По мнению Л. С. Выготского, к получаемым данным пси­холого-анамнестического исследования необходим объек­тивный подход: «Сам по себе факт, что отец считает ребенка злым, должен быть учтен исследователем, но этот факт дол­жен быть учтен именно в своем значении, т. е. как мнение отца».

Он отмечает необходимость изучения психи­ческого развития ребенка в динамике, получение сведений о наследственности, истории утробного и внеутробного разви­тия ребенка, об условиях среды и воспитания. Л. С.

Выготским выделяются следующие принципы собирания анамнестиче­ских данных:

Первый принцип:

– структурность — оценка каждого явления через сумму общих сведений;

– комплексность — учет и анализ всех данных, полученных в ходе анамнестического исследования;

– детерминированность — причинная обусловленность про­явлений психики личности.

Л. С. Выготский пишет: «Общим и существенным для составления научной истории развития ребенка является требование, чтобы вся эта история развития и воспитания была причинным жизнеописанием.

В отличие от простой летописи, от простого перечисления отдельных со­бытий (в таком-то году случилось то-то, в таком-то — то-то) причинное жизнеописание предполагает такое изложение событий, которое ставит их в причинно-следственную зависи­мость, вскрывает их связи и рассматривает данный период истории как единое, связное, движущееся целое, стремясь раскрыть законы, связи и движения, на которых построено и которым подчинено это единство.

Второй принцип — целенаправленность. Анамнестическое исследование имеет смысл постольку, поскольку по­могает в постановке психологического диагноза с выходом на пути решения имеющейся проблемы, т. е. на коррекцию и развитие. Разумеется, в процессе изучения жизни ребенка имеют смысл и значение все факты. Следует отметить, что собирание анамнестических сведений служит решению двух основных задач. Во-первых, это важнейший источник информации, необходимый как для оценки хода психического развития ребенка, так и для выдвижения гипо­тезы о причинах нарушения психики, поиска путей коррекции. Во-вторых, психологический анамнез может служить цели подтверждения уже выдвинутой гипотезы или отказа от нее.

м анамнестического метода изучения личности являются все сферы психики ребенка — познавательная, эмо­ционально-волевая, интеллектуальная, коммуникативная, сфе­ра мотивации и т. д., данные о динамике развития. В связи с этим закономерно возникает вопрос о норме. Нормативные показатели изучаются и описываются в рамках возрастной психологии.

Опора анамнестического исследования на возрастную психологию позволяет решить две задачи: 1) срав­нить уровень развития психики ребенка на том или ином этапе с нормой, опирающейся на особенности социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, психологические но­вообразования; 2) при составлении схемы анамнестического исследования опираться на схему возрастной периодизации.

Используются различные формы сбора анамнестических данных: 1) объективный анамнез осуществляется в форме беседы с родителями, другими родственниками, опекунами, воспитателями детских дошкольных учреждений, учителями, другими лицами, хорошо знающими ребенка (например, с тренером, руководителем предметного кружка); 2) субъек­тивный анамнез, т. е. беседа с самим ребенком (при условии достаточного контакта и отсутствия опас­ности нанесения психической травмы и т. д.); 3) изучение до­полнительной информации: документации, медицинской карты, характеристик, ведомостей успеваемости, дневников, сохранившихся продуктов деятельности ребенка.

Основная задача — установить факторы, опре­делившие тот или иной путь психического развития, то есть значимые обстоятельства жизни ребенка и степень их влия­ния на развитие психики.

Естественно, трудно ожидать не только от знакомых ре­бенка, но и от его родителей объективного анализа психиче­ского развития, достаточно полного и конкретного. При сборе данных объективного анамнеза следует использовать прием опосредованного выяснения необходимых для исследования обстоятельств, о чем писал применительно к медицинской психологии В. К.

Мясищев: «Многое узнать о болезни и о больном врач может в процессе беседы… на темы, близкие его болезни, затрагивающие вопросы его жизни. При этом выбор темы может изменяться в ходе самой беседы.

Такая свободная беседа, обмен мнениями по разным вопросам способствует улучшению взаимопонимания между врачом и больным, позволяет нередко узнать о больном то, чего дру­гим путем узнать нельзя».

Данные анамнестической беседы уточняются дополнитель­ной информацией, среди которой особое значение придается родительским дневникам. Как источник информации дневники высоко оцениваются М. В.

Гамезо: «Другие методы не могут дать такой полной картины развития, в которой можно было бы проследить формирование психических качеств, возник­новение и развитие отдельных психических процессов».
3.

БЕСЕДА КАК СРЕДСТВО ПОЛУЧЕНИЯ АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИИ О РЕБЕНКЕ

Беседа является одним из опросных методов психологии. В тех случаях, когда беседа осуществляется в самом начале воспитания и изучения личности, она применяется с целью собирания анамнестических данных об истории развития изучаемой личности.

Беседа с близко знающими ребенка людьми дает исследо­вателю ценный материал, позволяет выявить новые факты развития психики, увидеть в новом свете уже известные, а также понять причины действий и поступков ребенка.

Со­держание вопросов в зависимости от степени компетентности опрашиваемых может варьироваться.

В беседе эти вопросы могут быть направлены на выявление особенностей развития познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы.

Беседа может строиться в свободной форме или в форме «вопрос—ответ». Специалист может иметь ориентировочную схему опроса, но при этом необходимо помнить, что эта схема должна быть достаточно гибкой и вариабельной.

Сле­дует учитывать и необходимую зависимость протекания бе­седы от ответов опрашиваемых на предшествующие вопросы.

Успешность проведения беседы с целью получения ана­мнестических данных определяется следующими условиями:

1. Подготовленность. Вопросы опрашиваемому следует давать подготовленные и тщательно продуманные. Содержа­ние и форма вопросов определяются, во-первых, задачами исследования и, во-вторых, возрастом и положением испыту­емых. В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов опрашиваемых.

2. Непринужденность, живой характер проведения беседы. Она должна проводиться в атмосфере доверия, доброжела­тельности и искренности, в обстановке максимальной есте­ственности, не настораживающей опрашиваемых. Это требо­вание особенно важно соблюдать при проведении «субъек­тивного» анамнеза.

3. Беседа должна строиться по плану (схеме). Можно пользоваться готовой схемой или разработать самому. Сле­дует при этом помнить, что эта схема должна носить ориен­тировочный характер, так как в условиях свободного общения план может измениться в зависимости от ответа испытуемых.

4.

Учет индивидуально-психологический особенностей оп­рашиваемых.

5. Фиксирование ответов беседы может осуществляться путем ведения протокола или магнитофонной записи. Во многих случаях фиксирование ответов можно осуществлять сразу после окончания беседы.

4. ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА

Рекомендуются две схемы собирания анамнестических данных о ребенке: для родителей и для учителей.

На основе проведенного анамнеза с этими группами опрашиваемых, когда исследователь уже получит значительную информацию об истории развития ребенка, значительно легче составить схему беседы с другими людьми из ближайшего ребенку окружения. Опрос этих лиц будет в основном направлен на дополнение и уточнение ранее полученных сведений у ро­дителей и учителей.

Ниже приведенная схема беседы с родителями включает в себя вопросы, касающиеся перинатального периода разви­тия ребенка, его психического развития в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте, школьном периоде, а также условий, в которых рос и развивался ребенок. Схема отли­чается достаточной полнотой и позволяет глубоко осмыслить характер взаимосвязи внешних и внутренних условий разви­тия, его своеобразия у изучаемого ребенка.

Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка.

Полный состав семьи с указанием возраста, обра­зования и характера работы всех членов семьи, а также род­ственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка.

Общие сведения о жилищных, материальных и бы­товых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).

2. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, необходимо получить медицинское заключение; соот­ветственно сведения относительно медицинской части анам­неза собираются врачом).

3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хро­нических или частных заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет психоневролога или других спе­циалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

4.

Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, напри­мер, круглосуточные или дневные, специальные— логопедиче­ские, для детей с неврологическими заболеваниями и др.) Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

5.Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения.

Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навы­ков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости.

Какие труд­ности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

6.Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка.

В какие игры и с кем любит играть ребенок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Име­ются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конф­ликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрос­лых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т. д. Прояв­ляет ли ребенок инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?

7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т. д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успе­ваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий.

Отношения с одноклассниками (друже­ские, конфликтные и т. д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т. д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка.

Наиболее типичные конфликты.

8. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Многое может дать получение анамнестических данных у учителей, в т. ч. классного руководителя. Сведения о про­явлениях психики ребенка на разных возрастных этапах полу­чить у одного учителя нельзя, так как на протяжении всего школьного периода ребенка учителя меняются.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ И ДРУГИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Психологический анамнез предваряет применение тестовых и нетестовых методов психологической диагностики. Следует помнить, что данные анамнеза содержат в себе много субъ­ективного, а потому являются лишь частичным источником для постановки диагноза.

Вместе с тем ценность психологи­ческого анамнеза состоит в том, что в нем реализуется метод генетического (исторического) изучения психических фактов. Генетический метод является одним из интерпретационных.

Согласно этому методу всякое психическое явление рассма­тривается как процесс, и исследователь пытается восстановить все моменты его диалектического развития, смену одного этапа другим. Одним словом, реализация этого принципа дает возможность представить изучаемый психологический факт в его конкретной истории.

Генетический метод изучения психики находит свое кон­кретное проявление в реализации метода продольного (лонгитюдинального) изучения личности ребенка.

С помощью это­го метода развитие психики прослеживается на основе длительного, на протяжении ряда лет, изучения личности ребенка.

Психологический анамнез как бы восстанавливает те этапы исторического развития школьника, которые имели место до момента встречи психолога с этим школьником и вместе с тем фиксирует информацию о наличном уровне развития ребенка.

Данные психологического анамнеза интерпретируются на основе психологической теории после чего вычленяются те еще не решенные проблемы познания личности, которые можно разрешить с помощью других методов: анализа продуктов деятельности, наблюдения, эксперимента, психодиаг­ностических тестов и др. На основе математической обработки всех материалов исследования, сопоставления данных, полу­ченных различными методами, интерпретации всех найденных фактов формулируются выводы о диагнозе психических свойств личности исследуемого школьника.

Принципы психологического анализа

Собрав анамнестические данные о ребенке, необходимо их проанализировать, руководствуясь следующими принципами:

— раскрывать особенности объективно существующих ка­честв и свойств ученика, опираясь на анализ его поведения и деятельности;

— рассматривать психические явления в их связях и отно­шениях на фоне личности в целом и в тесной связи с условия­ми ее формирования;

— видеть личность в развитии;

— искать причины и мотивы поступков и действий, выявлять диалектику внешнего — внутреннего;

— выявлять лучшие, сильные стороны личности, на кото­рые можно, опереться в процессе ее воспитания, и те слабые и отрицательные ее черты, которые следует преодолевать; — определять своеобразие ее психики и опосредованность этого своеобразия условиями развития и воспитания.

Достарыңызбен бөлісу:

Источник: http://dereksiz.org/primenenie-psihologicheskogo-anamneza-v-processe-izucheniya-de.html

Понятие «психологическая диагностика»: основные категории психодиагностики (стр. 3 )

22. История развития ребенка (психологический анамнез): понятие,

Игрушки – любые предметы, бытовые мелочи, краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги, картинки и т. д. Использование игрушек дает возможность клиенту рассмотреть, потрогать, ощутить и вспомнить то, что беспокоило многие годы и породило болезнь.

Лечение считается эффективным, если ребенок оказывается способным играть свободно и с радостью.

22. История развития ребенка (психологический анамнез): понятие, содержательная характеристика.

Психологический анамнез — совокупность сведений о ребёнке, полученных с целью организации с ним эффективной работы.

= Получение информации о значимых этапах развития и жизненных событиях, повлиявших на проявление симптомов расстройства.

Обстоятельства рождения и развития ребёнка, состояние здоровья, образование (сад, школа, кружки), хобби, отношения с окружающими, условия в семье, ожидания в отношении ребёнка, как пытались справляться в расстройством до психолога.

В ходе всего консультирования следует дополнять «портрет» личности ребёнка новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительная информация – из наблюдения за внешним видом и поведением, тестирования, беседы и других средств (рассказ ребёнка о себе, сны, рисунки, сочинения).

Источники анамнеза:

– Опрос родителей, учителей, друзей, одноклассников;

– Анализ продуктов деятельности и творчества (сны, рисунки, сочиненеия);

– Тестирование (результаты);

– Наблюдение за внешним видом, поведением и деятельностью ребёнка;

– Беседа с ребёнком.

23. Схема составления истории развития ребенка по возрастному принципу.

— рождение ребенка и связанные с этим события (беременность, осложнения при родах, употребление матерью психоактивных веществ в течение беременности);

— развитие ребенка (возраст, в котором ребенок начал ходить, говорить, приучился к туалету, получил навыки самообслуживания);

— медицинская история (травмы, несчастные случаи, операции, заболевания, принимаемые препараты);

— характеристика и история семьи (возраст семьи и родителей, род занятий родителей, их образование, сведения о психических болезнях родственников);

— социальные навыки ребенка (отношения с родителями, педагогами, медработниками, друзьями, другими детьми, в какие игры играет, какую деятельность предпочитает);

— история образования ребенка (когда пошел в детский сад, школу, успеваемость, какие школы посещал, имеет ли дополнительные занятия, каковы отношения с учителями и одноклассниками);

— информация о досуге и отношениях со сверстниками (у подростков);

— как пытались справиться с расстройством до обращения к психологу;

— ожидания окружающих в отношении этого ребенка.

24. Типичные проблемы психического развития детей в раннем возрасте.

1) Отклонения (олигофрения) или задержка развития (обычно проходит);

2) Гиперактивность и гиперподвижность;

3) Проблемы во взаимоотношениях с родителями (недостаток общения с родителями, агрессия, непослушание, истерики, слёзы);

4) Синдром дефицита внимания и двигательной расторможенности (крутятся, вертят в руках, не сосредотачиваются, не могут долго заниматься чем-то);

5) Расстройства развития речи (не говорят до 1,5 лет отдельных слов).

Признаки нарушений в раннем психическом развитии:

– замедленное развитие прямостояния и ходьбы (нормы: ребенок начинает сидеть к 6-8 месяцам, стоять – к 9-11 месяцам, ходить – к 12-14 месяцам);

– замедленное развитие речи (нормы: лепет (ба-ба-ба) – с 6 месяцев; отдельные слова (мама, дай) – к 11—14 месяцам; простейшие фразы (2-3 слова)  – к 18-24 месяцам);

– отсутствие или запоздалое появление комплекса оживления – активной радостной реакции при виде взрослого (норма – к 3 месяцам);

– отсутствие или позднее появление, бедность и однообразие сюжетных игр (норма появления – с 3-х лет).

25. Типичные проблемы психического развития детей в дошкольном возрасте.

1) Проблемы взаимоотношений со сверстниками.

2) Отклонения в поведении (агрессия, тревожность, гиперактивность или аутичность).

3) Расстройство понимания речи – с 4 лет.

4) Расстройство артикуляции – картавость, лепетание, пропуск трудных звуков и слогов («боно» – больно, «какотик» – колокольчик). Интеллект обычно не нарушен. Выявляется между 3 и 6 годами.

У старших дошкольников выделяют:

1. Проблемы, связанные с умственным развитием (плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании);

2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность);

3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность);

4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания, повышенная обидчивость);

5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли, энурез).

Психологические проблемы детей:

1. Тревожность. 2. Депрессивное настроение. 3. Агрессивность. 4. Формирование неадекватной самооценки.

Могут также обнаружиться черты акцентуаций характера.

26. Типичные проблемы психического развития детей в младшем школьном возрасте.

1. Школьная дезадаптация (безответственность, неприспособленность к коллективу, недисциплинированность, несформированность навыков учебной деятельности; несформированность мотивации учения, неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности, неумение приспособиться к темпу школьной жизни.

2. Расстройство учебных навыков: чтения (дислексия, алексия); грамотного письма, способности к счёту (дискалькулия, акалькулия);

3. Расстройства речи: дефицит словарного запаса, проблемы понимания, артикуляции

4. Психический инфантилизм (задержка психического развития на уровне детского сада, стремление к общению с младшими по возрасту).

5. Проблемы умственного развития (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала);

6. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность);

7. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность);

8. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость);

9. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли, энурез).

Психологические проблемы детей:

1. Тревожность. 2. Депрессивное настроение. 3. Агрессивность. 4. Формирование неадекватной самооценки.

Проблемы, связанные с самим фактом поступления в школу:

1) Трудности, связанные с новым режимом дня.

2) Трудности адаптации к классному коллективу.

3) Трудности во взаимоотношениях с учителем.

4) Трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.

38.  Метод практической коррекции: арттерапия. Общая характеристика метода.

Арттерапия – лечение искусством (рисунок, лепка, поделки, коллаж и пр.)

Цель – гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.

В отличие от игры искусство позволяет творить.

Варианты арттерапии:

– использование готовых произведений искусства: их анализ и интерпретация клиентами;

– самостоятельное творчество клиентов;

– творчество психотератпевта, направленное на взаимодействие с клиентом.

При работе с детьми обычно используется рисуночная, песочная и сказкотерапия.

Можно использовать цветотерапию (цветовые предпочтения клиента – для диагноза, определённую гамму – для лечения), музыкотерапию, библио – (книжную) и танцтерапию, сказкотерапию и пр.

27. Базовый диагностический инструментарий для изучения особенностей познавательной сферы в дошкольном возрасте.

Познавательная сфера: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь.

1. Методика «Изучение образной памяти дошкольников»

Испытуемому предлагается в течении 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, – нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил. Оценка результатов проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.

2. Методика Векслера (изучение зрительной памяти)

Ребенку предлагается 4 рисунка с геометрическими фигурами (вписанные друг в друга квадраты, кольца, флажки); не каждую картинку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

3. Методика «Заучивание 10 слов» (изучение слуховой памяти). Ребенку зачитывают 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак, предлагают воспроизвести их. Оценивают количество правильно воспроизведённых слов.

4. Оценка внимания детей 5-7 лет с помощью колец Ландольта: ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта (кольца с разрывами в разных местах) и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них с рвзрывом в определённом месте и зачёркивать их

5. Методика  «Найди и вычеркни» (на продуктивность и устойчивость внимания). Ребен­ку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изоб­ражения предметов: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребёнку предлагается искать и вычёркивать изображения определённых предметов.

6. Методика «Узнай фигуры» (на узнавание). Детям предлагаются 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по­хожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку.

7. Методика «Кубики Кооса» (наглядно-образное мышление): с помощью одинаковых кубиков (2 стороны – сплошной раскраски, 2 остальных окрашены в два цвета, разделённые на 2 треугольника) требуется воспроизводить узоры, изображённые на карточках. Последовательно даются узоры возрастающей сложности.

8. Модика «Четвёртый лишний» (на способность к классификации, выявление общих понятий): испытуемому предлагается четыре изображения, три из которых объединены общим понятием, одно к данному понятию не относится. Это изображение надо вычеркнуть.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5

Источник: https://pandia.ru/text/80/516/29262-3.php

3.3. Психологический анамнез. Его основные разделы

22. История развития ребенка (психологический анамнез): понятие,

В соответствии с общимипринципами психологической диагностикиистория развития ребенка, или анамнез,является источникомпостроения психологической диагностическойгипотезы.

Под анамнезом понимаютсяне только психологические данные, но иданные, которые психолог может почерпнутьиз иных источников: медицинских,социальных, педагогических и проч. Вэтом, в определеннойстепени, заключается смысл комплексности(междисциплинарности) как одного изосновных принципов деятельностиспециального психолога.

87

Сбор психологическогоанамнеза, безусловно, может опиратьсяна уже известные факты из историиразвития ребенка (например, факты,описанные врачом, то есть медицинскийанамнез). Однако сборпсихологического анамнеза имеет своицели и задачи и представляет собойдостаточно специфический набор тем, поповоду которых ведется беседа.

В случаедетально прописанного врачебногоанамнеза не имеет смысла повторятьвопросы, ранее заданные врачом, а следуетлишь детализировать интересующиепсихолога этапы и специфику развития.

В любом случае умение оценить ипроанализировать информацию, считавшуюсядо сих пор исключительно медицинской,является показателем профессионализмаспециалиста, в особенности тогда, когдамы говорим о психологах, работающих сдетьми с отклоняющимся развитием.

Важным для анализа развития ребенкаявляется состояние матери как во времябеременности, так и в первые годы жизниребенка. Это позволяет выдвинуть гипотезуоб особенностях родительско-детскихотношений в этот период, о гипо- илигипераффективных взаимодействиях вдиаде «мать — дитя».

Общий анализразвития ребенка, отдельные его фактыпозволяют уже до получения объективныхданных сделать предположения о характереразвития ребенка, о тех точках, зонах,где происходили сбои или девиации этогоразвития.

Это позволяет более эффективнои технологично строить само обследованиеуже на уровне диагностической гипотезы.

С самого начала работы с семьей необходимоучитывать исходный социокультурныйуровень родителей, а часто и спецификуих эмоционального состояния, общуюмотивацию консультирования. Именноэтим будет определяться и процесс опросародителей, и тактика консультированияв целом.

Важно, чтобы разговор с родителямипроисходил конфиденциально, то естьбез присутствия посторонних лиц, в томчисле и самого ребенка. Это время можетбыть эффективно использовано для того,чтобы ребенок сделал какие-либопроективные рисунки или, если психологпредполагает наличие выраженныхотклонений в развитии, просто порисовалили поиграл в другом помещении.

В случае, когда ребенок очень хочетприсутствовать при обсуждении своихпроблем, необходимо тщательным образомотслеживать все его реакции на туинформацию, которую сообщают о немродители. В такой ситуации об отдельных

88

неприятных моментах можно расспрашиватьродителей иносказательно, в максимальнозавуалированной форме.

Вполне очевидно, что в психологическоманамнезе должна быть представленасемейная и социальная ситуация, на фонекоторой протекало развитие ребенка вразличные возрастные периоды.

Как правило, беседа с родителяминачинается- с предъявления жалоб. Вначале обследования психолог долженотметить, с чьих слов (мамы, папы, бабушки,опекуна и т.п.) описывается историяразвития ребенка.

В то же время мы должныотдавать себе отчет в том, что всесведения, особенно если они подаются сточки зрения только одного из родителей,достаточно субъективны и во многомопределяются особенностями состояниясемьи, семейным мифотворчеством.

При невозможности сбора анамнеза (вситуации отсутствия родителей во времяобследования при наличии их согласияна обследование и т.п.) более подробноописываются жалобы лиц, обратившихсяза консультацией, и их наблюдения заребенком. Точно так же обязательнодолжно быть зафиксировано, с чьих словпроизводится запись.

Следует отметить, что для каждоговарианта отклоняющегося развития,особенно для вариантов дефицитарногоразвития (нарушения анализаторныхсистем, опорно-двигательного аппарата,сложного комплексного дефекта) существуютсвои специфические особенностипсихологического анамнеза. Соответственно,специальный психолог, работающий вкоррек-ционном учреждении определенноговида, должен знать такие особенности иуметь отразить их в диагностическойгипотезе и собрать соответствующиеанамнестические данные.

Имеет смысл проводить опрос родителей(лиц, их заменяющих) в соответствии спредлагаемой схемой (последовательностьютем).

Условия и особенности протеканиябеременности и родов

В первую очередь выясняются особенностипротекания беременности в физиологическомплане: угроза выкидыша, повышенноеартериальное давление, нефропатия,вирусные или инфекционные заболеванияи т.п.

Эти факторы часто определяютпопадание ребенка в группу риска поневрологическим особенностям, а,следовательно, по темпу и особенностямраннего психомоторного развития,выяснение которого является непосред-

89

ственной сферой интересов психолога.Интересны и психологические аспектыэтого периода жизни ребенка и его семьи:наличие тревоги в период беременности,конфликтные отношения в семье,нежелательность беременности, социальнонеблагоприятные факторы, на фоне которыхона протекала.

Отмечается также наличиехронических заболеваний родителей,генетических предрасположенностей илинаследственных заболеваний с обеихсторон, а также множественные порокиразвития у других членов семьи,предшествующие выкидыши, мертворождение,какие-либо зависимости: табакокурение,алкоголизм, наркотическая илитоксикоманическая зависимость и т.п.

Отмечаются характер и особенностиродов: сроки наступления родов(недоношенность или переношенность),наличие осложнений в процессе родов,своевременность первого крика ребенка.

Чрезвычайно важным, с нашей точки зрения,является показатель времени первогоприкладывания ребенка к груди, посколькуэто является одним из немногих косвенныхпоказателей состояния новорожденного.

Также выясняются сроки выписки ребенкаи его матери из родильного дома — какобъективная оценка благополучияпротекания первых дней жизни новорожденного(исключением является задержка сроковвыписки в связи с осложнениями у материноворожденного).

Раннее моторное и психоэмоциональноеразвитие

Данный раздел психологического анамнезаимеет решающее значение для оценкихарактера формирования базовыхсоставляющих психической деятельности.

К важным особенностям периодановорожденности и младенчества следуетотнести последовательность и особенностимоторного развития (как основнуюпредпосылку формирования произвольногокомпонента деятельности и пространственныхпредставлений) и раннее психоэмоциональноеразвитие (как основу становлениябазальных уровней аффективной регуляции).

Необходимо проанализировать поведениеребенка на первом году жизни в целом:спокойным или беспокойным был ребенок,были ли проблемы питания, сна в этотпериод, какие-либо другие проблемы.

Отмечается наличие страхов раннеговозраста: боязнь интенсивной переменысвета, громких звуков, чужих людей,трудности привыкания к твердой пище,болезненная реакция на изменение режима,наличие симбио-тической связи с матерью(непереносимость ее отсутствия). В

90

этой части анамнеза очень важно отметитьхарактер реакции ребенка на другогочеловека.

Не менее важным является ретроспективнаяоценка эмоционального состояния материв этот период.

Одним из важных косвенных показателейсостояния ребенка являются срокипроведения вакцинации (прививок).

Также должны быть отмечены знаки, имеющиеотношение к неврологическому состояниюна первом году жизни, такие, как наличиемышечной гипо- или гипертонии, частыесрыгивания, тремор ручек, подбородка,слишком ранние сроки вставания на ножки(до 7 месяцев), беспричинные пронзительныекрики, судороги на фоне высокой температуры(феб-рильные судороги).

Выявляются сроки моторного развития(сроки возникновения новых моторныхнавыков) и их последовательность. Особоевнимание должно быть уделено наличиюили отсутствию периода ползания и срокамего возникновения.

Сходным образом (сроки возникновенияи последовательность) анализируется ипсихоэмоциональное развитие: эмоциональныереакции (первые улыбки, комплексоживления, появление страха чужоголица), характер манипуляций с игрушками,особенности игровых действий (сопровождениеигровых действий вокализацией исоответствующей мимикой). Важнымпоказателем собственно эмоциональногоразвития ребенка в этом возрастномпериоде является изменение характераигровой активности в присутствиизначимых лиц. Как важная характеристикаотмечается общий эмоциональный фон ипреобладающие типы поведенческихреакций.

Оценивается понимание интонационнойстороны речи взрослых, собственнообращенной речи и ее интонации, срокии особенности собственно речевогоразвития (гуление, лепет, первые слова,указывание частей тела). При оценкеречевого развития также отмечаютсяречевые реакции ребенка и изменения ихинтенсивности и качества в присутствиивзрослых.

Отдельно отмечаются заболевания и/илитравмы первого года жизни, какие-либохирургические вмешательства, особеннос применением общего наркоза.

Оценка развития ребенка от 1 года до3 лет

Выявляется в первую очередь, где находилсяребенок в этот Период (в домашних условияхс матерью, с другими родствен-

91

никами, например с бабушкой, с няней иличужими людьми, в дошкольном учреждении,доме ребенка и т.п.). В случае, если ребенокпроходил этап социализации в ясельнойгруппе детского сада, должны бытьотмечены характер и протекание периодаадаптации к детскому учреждению идетскому коллективу.

Также отмечаются значимые изменения всемейном и социальном статусе родителей,произошедшие в этот период, и их влияниена общее состояние обследуемого ребенка(развод, смерть одного из родителей,рождение младшего ребенка, переезд нановое место жительства и т.п.).

Анализируются темпы, сроки и особенностиречевого развития, в том числе возраст,в котором ребенок начинает использоватьместоимение «я», сроки появления простойфразы, развернутой фразы, качествозвукопроизношения, элементы словотворчества,знание элементарных детских стихов,потешек и т.п. В случаях ненормативного(слишком раннего или слишком позднего)речевого развития анализируются способыпривлечения внимания взрослых ребенком,адекватное использование при этоммимики и жестов.

Далее можно выяснить особенностиэмоционального развития и развитиякоммуникативных навыков: характерпривязанности и отношений с близкими(в том числе степень независимости отних), особенности игровой деятельности.Например, ребенок охотно играл в кубикии складывал аналогичные конструкциитолько в присутствии взрослого;предпочитал неигровые предметы (шуршаниегазетами, пересыпание круп и т.п.).

В этом же разделе необходимо оценитьтакой важный показатель психоэмоциональногосостояния, как сон: его особенности вэтот период (скрип зубами во сне,психомоторное возбуждение, наличие илиотсутствие периодичности подобныхпроявлений), а также характер засыпанияребенка.

Анализируются сроки и характер развитияразличных сложных видов моторики (впервую очередь — общей): сформированностьбега, возможности произведения реципрокныхдвижений: марширования, лазания вверхи вниз по лестнице, катания на велосипеде,а также других элементарных бытовыхнавыков, указывающих на уровень развитиядифференцированной моторики(самостоятельная еда, застегиваниемолний, попытки самостоятельногоодевания-раздевания и т.п.). Отмечаютсясроки формирования навыков опрятности.

92

Выясняются (со слов близких или измедицинской карты) особенности состоянияздоровья ребенка, на фоне которогопротекало его развитие: частотазаболеваний, их тяжесть, наличие травми госпитализаций в этом возрастномпериоде, использование общего наркозапри операциях.

Здесь же отмечаютсяпризнаки неврологического неблагополучия:невро-генные или просто частые рвоты,аффективно-респираторные приступы,беспричинный подъем температуры и др.

Подобные проявления, несомненно, немогут быть адекватно оценены психологом,но отмечаются им как факторы, осложняющиепсихическое развитие ребенка.

История развития ребенка от 3 до5—5,5-летнего возраста

Основные разделы и показателипсихологического анамнеза этого периодатождественны предыдущим. Также отмечаютсясемейные и социальные условия, основныехарактеристики познавательного (в томчисле речевого), эмоционального имоторного развития ребенка, состояниеего здоровья на этом этапе в целом.

Необходимо отметить ведущие показателиразвития ребенка в этот период, которыедолжны быть описаны и, в случае выраженныхособенностей, детализированы. В любойпоследовательности должно быть освещеноследующее:

• длительность, тяжесть и особенностипротекания периода около 3 лет;

• адаптированность в детском учреждении:умение ладить со сверстниками, возможностьадаптации в детском коллективе, адаптацияк требованиям социального окружения,наличие специфических реакций напосещение детского учреждения;

• особенности игры в целом как ведущейдеятельности этого возраста;

• общий уровень активности ребенка(вялый, заторможенный или, наоборот,излишне шустрый и неугомонный).

Для этого периода являются характернымипрогрессирующая латерализация функцийи начало становления ведущих органовчувств и конечностей.

Имеет смыслрасспросить, отмечалось ли ранее и имелоли место в этот возрастной период стойкоепредпочтение ребенком той или инойруки.

Должно быть выяснено также наличиенеправосторонних латеральных предпочтенийв действиях ребенка (или отсутствиестойкого Предпочтения какой-либо рукиили ноги), а также наличие левшества илиамбидекстрии у родственников.

93

История развития ребенка от 5,5 до7-летнего возраста

Психолога в первую очередь должныинтересовать проблемы, возникшие в этотпериод, или усугубление ранее намеченныхтрудностей с точки зрения поведения ипознавательного развития. Также важноотметить уровень готовности к школьномуобучению (знал ли буквы, умел ли читатьслоги, был ли прямой счет до 10 и т.п.).

Безусловно, необходимо оценить особенностинаиболее важной деятельности ребенкав это время — игровой (насколько в этомвозрастном периоде присутствуетсюжетно-ролевая игра, игры по правилами пр.).

Также психологу необходимо выяснитьтакие неспецифические особенности, какповышенная истощаемость и сниженнаяработоспособность, темповые особенностиребенка («торопыжка» или медлительный,пунктуальный или несобранный), повышеннаявозбудимость и трудности регуляцииповедения на фоне или без явных признаковистощения, эмоциональная лабильность(неустойчивость настроения, легкостьперехода от смеха к слезам и наоборот).

Точно так же, как и для предыдущихпериодов, важно отметить в предшкольномвозрасте наличие частых респираторныхзаболеваний или обострение хронических,тяжелых инфекционных заболеваний,травм, хирургических операций, наркоза,возможно в той или иной степени повлиявшихна психическое развитие ребенка.

Развитие ребенка в младшем школьномвозрасте (от 7 до 10-11 лет)

Отмечается характер протекания процессаадаптации к регулярному обучению(трудности адаптации, трудности поведения,непереносимость нагрузок) и собственнотрудности овладения программнымматериалом по отдельным предметамбазовой школьной программы.

Необходимоотметить сроки и условия возникновенияотмечаемых трудностей. Например,невозможность работать в условияхобучения в классе, в ситуации увеличенияобъема нагрузки и темпа прохожденияматериала к концу 2-й четверти, концу1-го класса.

Отмечается возникновениесопутствующих проблем (энуреза, тиков,заикания, выраженной двигательнойрасторможенности и

94

неуправляемости) как наряду свышеописанными, так и изолированно.

Все эти проблемы могут возникнуть,безусловно, не только в начале обученияв школе, но и появиться на любом этапеобучения. Необходимо попытаться выяснитьу родителей, какие, с их точки зрения,социальные или семейные событияпредшествовали или сопровождаливозникновение такого рода проблем.

Психологу также следует приблизительнооценить влияние частоты пропусковзанятий по болезни и общего состоянияздоровья ребенка на нарастание проблемобучения и поведения, а также обратитьвнимание на наличие травм, госпитализацийи т.п. как возможных причин школьнойдизадаптации.

С нашей точки зрения, история развитияребенка при возникновении проблем вподростковом возрасте, с одной стороны,может иметь определенную специфику,исходить из проблем развития впредшествующих возрастах и, такимобразом, может быть отражена в предлагаемомпсихологическом анамнезе. С другойстороны, большая часть проблемподросткового возраста неотвратимоопределяется спецификой социальной исемейной ситуации пред- и непосредственноподросткового периода, что выходит зарамки нашей компетенции и, соответственно,в данном пособии не рассматривается.

Источник: https://studfile.net/preview/2976767/page:12/

Тема: История развития ребенка, или психологический анамнез

22. История развития ребенка (психологический анамнез): понятие,

Практическое занятие 1

Тема: Проблемы и задачи психологического консультирования в детском возрасте

1.Распространенные проблемы современного поколения детей, возникающие в рамках нормативного русла развития:

а) психологические проблемы, связанные с ослаблением нервно-психического здоровья детей;

б) психологические проблемы детей, связанные с неблагоприятными особенностями социальной ситуации развития.

2.Основные задачи психологического консультирования детей и подростков:

а) повысить компетентность родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

б) своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

в) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

г) составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;

д) составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;

е) коррекционная работа индивидуально или(и) в специальных группах при консультации с детьми и родителями;

ж) психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

Задание для самостоятельной работы

Разработайте лекционно-просветительное занятие для повышения

родительской компетентности по вопросам возрастных кризисов (возрастной

кризис может быть выбран самостоятельно) или кризисных моментов

(подготовка к поступлению в детский сад, появление второго ребенка в семье,

развод родителей и т.д.) на 30-40 минут.

Контрольные вопросы

1. Какие проблемы не входят в область рассмотрения возрастно-психологического консультирования?

2. Перечислите психологические проблемы детей, связанные с неблагоприятными особенностями социальной ситуации развития.

3. С чем связано резкое возрастание за последнее время психосоматических заболеваний у детей? Обоснуйте свой ответ.

4. Почему именно в подростковом возрасте процент выявленных психических заболеваний возрастает?

Практическое занятие 2

Тема: Основные положения отечественной возрастной психологии в

Консультативной практике

1.Основные положения концепции возраста Л.С. Выготского

(психологический возраст, социальная ситуация развития, деятельность,

возрастные новообразования) и их реализация в консультативной практике.

2.Заполните таблицу:

Возрастные критерии возникновения кризиса Основные новообразования Ведущий вид деятельности Основные психологические проблемы связанные с данным кризисом

3.Понятие «психологический диагноз».

4.Понятие «психологический прогноз».

Задание для самостоятельной работы

1.Разработайте ситуацию и составьте примерный вариант условно-вариативного прогноза по одной из выбранных проблем:

а) авторитарность родителей или родителя;

б) высокая тревожность ребенка старшего дошкольного возраста;

в) слабо выраженные коммуникативные навыки младшего школьника;

г) отсутствие произвольности у ребенка младшего школьного возраста;

д) повышенная агрессивность в подростковом возрасте.

Контрольные вопросы

1.Раскройте содержание понятия «психологический возраст».

2.Каковы основные компоненты понятия «психологический диагноз»?

3.Почему Л.С. Выготский называл психологический диагноз «диагнозом развития»?

4.Какие варианты развития ребенка рассматриваются при построении условно-вариативного прогноза?

Практическое занятие 3

Тема: История развития ребенка, или психологический анамнез

1. Понятие и значение психологического анамнеза.

2. Принципы и особенности составления психологического анамнеза.

3. Схема составления психологического анамнеза.

Задание для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с предложенными вам вариантами заполнения родителями первичных анкет и проанализируйте их (приложение 1). Раскройте психологическое значение тех вопросов, которые содержаться в пунктах схемы анамнеза. ( с какой целью используется каждый из вопросов)

2.Составьте свою схему согласно возрасту ребенка и осуществите сбор психологического анамнеза.

Контрольные вопросы

1.Каково специфическое значение метода анамнеза в комплексном психологическом обследовании ребенка?

2.Охарактеризуйте особенности позиции психолога в процессе беседы с родителями при составлении истории развития ребенка.

3.Перечислите основные компоненты психологического содержания, выявляемого с помощью метода анамнеза.

4.Какие стороны психического развития ребенка обсуждаются с родителями в процессе воссоздания истории его развития?

Приложение 1

Дата добавления: 2017-01-28; просмотров: 414 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/14-22286.html

Задание для самостоятельной работы

Разработайте лекционно-просветительное занятие для повышения

родительской компетентности по вопросам возрастных кризисов (возрастной

кризис может быть выбран самостоятельно) или кризисных моментов

(подготовка к поступлению в детский сад, появление второго ребенка в семье,

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка в детском саду

… проблемы развития речи у старших дошкольников на занятиях театрального кружка в детском саду. Объект исследования – развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – развитие речи детей … становление эмоционального фона психического развития детей; дети овладевают навыками эмоциональной регуляции … постановка танцев.

Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов …

развод родителей и т. д.) на 30−40 минут.

Контрольные вопросы

1. Какие проблемы не входят в область рассмотрения возрастно-психологического консультирования?

2. Перечислите психологические проблемы детей, связанные с неблагоприятными особенностями социальной ситуации развития.

3. С чем связано резкое возрастание за последнее время психосоматических заболеваний у детей? Обоснуйте свой ответ.

4. Почему именно в подростковом возрасте процент выявленных психических заболеваний возрастает?

Консультативной практике

1.Основные положения концепции возраста Л.С. Выготского

(психологический возраст, социальная ситуация развития, деятельность,

возрастные новообразования) и их реализация в консультативной практике.

2.Заполните таблицу:

Возрастные критерии возникновения кризисаОсновные новообразованияВедущий вид деятельностиОсновные психологические проблемы связанные с данным кризисом

3.Понятие «психологический диагноз».

4.Понятие «психологический прогноз».

Практическое занятие 3

1. Понятие и значение психологического анамнеза.

2. Принципы и особенности составления психологического анамнеза.

3. Схема составления психологического анамнеза.

Первичная анкета для родителей младших школьников

Уважаемые родители!

Для создания точной и подробной картины нынешнего психологического состояния вашего ребенка, а также для определения ближайших перспектив его развития просим вас помочь нам в проведении психологического обследования вашего ребенка и предоставить необходимую информацию. Со своей стороны гарантируем полную конфиденциальность и использование предоставленной информации только в интересах вас и вашего ребенка.

Пожалуйста, укажите фамилию, имя и возраст вашего ребенка:

_____________________________________________________(лет, месяцев)

1. Ваши фамилии: (мама) _________________________________Ваш возраст:

(мама)_____

Ф.И.О./(папа)_______________________________________________

Возраст (папа)____________________________

Ваше образование: (мама)_________________________

(папа)_____________________________________

2. Перечислите полный состав семьи, в которой постоянно живет ребенок, а также укажите возраст всех детей в семье:

3. Доношен ли ребенок, были ли осложнения в дородовой период?

4. Были ли осложнения при родах (родовая травма)?

5.Как долго ребенка кормили грудью?

6. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания (в каком возрасте, тяжесть заболевания):___________. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний, наследственных заболеваний:______________________________________________________

7. Кто воспитывал ребенка первые два года, кто ухаживал за ребенком?

8. Когда начал сидеть______________, ползать_________, стоять____________,

ходить________?

Когда появились первые слова_________, было речевое общение?__________

9. Насколько активным был ребенок в первые два года? _________________________

С кем предпочитал общаться ребенок?

Как складывались отношения ребенка с незнакомыми людьми (боялся чужих, легко вступал в контакт и т. д.)?

10. Были ли длительные разлуки с родителями (матерью___, отцом __)?

Какова была реакция ребенка?_______________________________________

11. Когда стал самостоятельно есть _____, проявлять навыки самообслуживания? ________ Как проходило приучение к горшку (с трудом, достаточно поздно, рано и т. д.)? ______________________________________

12. С какого возраста ходил в ясли, детский сад, другие детские учреждения?

___________ Как проходила адаптация к учреждению (болезненно, с трудом первое время, спокойно и т. д.)?

13. Любимые занятия и игры в раннем детстве?

14. Осуществляли ли вы специальную подготовку ребенка к школе? Как именно (чтение, рисование, речевые занятия)?____________Как ребенок к этому относился (без особого желания, крайне негативно, положительно)?

15. В каком возрасте поступил в школу?______ Легко ли адаптировался к школьной жизни? ______Тип посещаемого учебного заведения (общеобразовательная школа, гимназия, лицей).____ Была ли смена школы____, класса_____и по какой причине?____________________________

16. Устраивает ли вас успеваемость ребенка?_________________

Почему?_____________ Любимые _____и нелюбимые____________предметы.

17. Как ребенок выполняет домашние задания (самостоятельно, частично с вами, только с вами)?___

18. Каковы отношения с одноклассниками?_______________ С учителями?

19.Какие особенности поведения вашего ребенка более всего вас беспокоят? (Например, страхи: боязнь темноты, животных, машин, конфликтов в семье, наказания, определенных людей, ситуаций, предметов и др.).__________________________________

20. Бывают ли у вашего ребенка и как часто: нарушения сна, питания, внезапные изменения настроения (безудержный плач, смех), икание, недержание мочи и кала, лицевой тик, избыточное потение и сердцебиение при волнении и т. д.?________________________________________________

21.Есть ли у вашего ребенка такие привычки, как: обгрызание ногтей, постукивание, посвистывание, поплевывание, почесывание, пощелкивание пальцами, сосание пальцев и др.?_____________________________________

22. Бывают ли у вашего ребенка боязнь общения со взрослыми, старшими или младшими детьми, сверстниками, навязчивые желания и мысли? __________________________________________________________

23. Не беспокоят ли вас такие речевые проявления у ребенка, как: заикание, горловой спазм при волнении, неправильное произношение звуков, ограниченный словарный запас, речевые ритуалы (протяжное произношение звуков в определенных ситуациях, «сюсюкание» и др.)?____________________________________

24. Какие ритуалы требует осуществлять от вас (близких взрослых) ваш ребенок: при утреннем вставании, при одевании, при приеме пищи, на прогулке, когда вы принимаете гостей, когда вы ходите в гости, при подготовке ко сну, при купании и др.?____________________________________________

Вместе с данной анкетой просим вас передать лично в руки нашему сотруднику последние рисунки вашего ребенка, а также сочинения всех членов вашей семьи (в которой живет ребенок) на тему «Мои ребенок».

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, дяди и тети, друзья и знакомые! При написании сочинений будьте, пожалуйста, независимы друг от друга. Пишите самостоятельно.

Благодарим вас за подробные и искренние ответы

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/individualnaya/tema-istoriya-razvitiya-rebenka-ili-psihologicheskiy-anamnez/

Medic-studio
Добавить комментарий