22. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование

24.Стресс как следствие и источник конфликта. Повышение «стрессоустойчивости» как одна из основных задач менеджера

22. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование

Стресс – этосовокупность защитных физиологическихреакций, возникающих в организме животныхи человека в ответ на воздействиеразличных неблагоприятных факторов.

Стресс как причина и следствие конфликтов

Практическинеизбежное последствие любого конфликта – стресс. Его неприятные признаки(повышенная возбудимость, невозможностьсосредоточиться, чувство беспричиннойусталости и пр.) проявляются мгновенно.

Первым человеком,который дал определение понятия стресса,был канадский врач и биолог Ганс Селье. В динамике стрессового реагированияГ.

Селье видит три фазы: 1) реакцию тревоги,проявляющуюся в срочной мобилизациизащитных сил и ресурсов организма; 2)фазу сопротивления, позволяющую организмууспешно справ-ляться с вызвавшими стресс воздействиями; 3) фазу истощения,если слишком затянувшаяся и чересчуринтенсивная борьба приводит к снижениюадаптационных возможностей организма и его способности сопротивлятьсяразнообразным заболеваниям.

Стресс может нетолько понизить, но и повыситьустойчивость организма к негативнымфакторам.

Групповой тренингповышения стрессоустойчивости– один из главных приёмов закалить своёвнутреннее состояние и оградить себяот множества факторов, влекущих за собойуныние и апатию.

Чтобы научитьсятвёрдо противостоять стрессу, нужнопервым делом определить для себя, какиестрессоры несут наибольший вред.

В групповом тренингеесть свои методики и их не так уж и много(по И.В. Вачкову):

групповая дискуссия;

игровые методы;

методы, направленныена развитие социальной перцепции;

методытелесно-ориентированной психотерапии;

медитативнаятехника

Наиболее простыеи в то же время крайне действенные, этогрупповая дискуссия и игровые методы.Групповаядискуссияпомогает членам тренинга поделитьсясвоим опытом либо страхами в тех илииных ситуациях. Тренингуемым оченьполезно видеть и слышать человека спохожими проблемами, это сближает ихдруг с другом, помогает вести себяискренне по отношению к партнёрам.

Этотметод “передачи опыта” помогаетгруппе определить рамки работы тренинга,непосредственно направление путиработы, расставляет для каждого еголичные цели, определяет желаемыерезультаты.

Выслушивая поочерёдно всехчленов тренинга, необходимо вычленитьнужную информацию, по необходимости,дождавшись своей очереди, задатьинтересующие вопросы, что-то посоветовать,либо в ответ рассказать о подобныхтревожащих моментах.

Групповая дискуссияв свою очередь тоже делится на тематическую,биографическую и интеракционную.Тематическаядискуссияпредставляет собой обсуждение значимыхдля всех членов тренинга проблем.Биографическиедискуссииосновываются на прошлом опыте.Интерактивныедискуссиизатрагивают взаимоотношения междуучастниками группы.

25. Cоциально-психологический климат в организации: понятие; факторы, влияющие на спк, оценка спк

Социально– психологический климат.

Понятие психологическийклимат впервые ввел Мансуров в 60 – 70годах 20 века. Понятие спк раскрыл Шепелев

Спк – эмоциональнаяокраска психологических связей членовколлектива, возникающая на основе ихсимпатий, совпадений характеров,склонностей и интересов.

СПК имеет 3составляющие: социальный климат,моральный и психологический

Социальный климатопределяется осознанием общих целей изадач организации.

Моральный климатопределяется принятыми моральнымиценностями организации. Вопросы духовные,нравственности

Психологическийклимат – те неофициальные отношения,которые складываются между работниками.

Роберт Шо считает,что центральной характеристикой,являющейся основной является доверие.

Важнейшей проблемойв изучении СПК, является выявлениефакторов, которые его формируют. Ключевымииз них является личность руководителяи система подбора и расстановкиадминистративного персонала.

Факторы, определяющиесостояние СПК

  1. Служебно – функциональные факторы – условия труда и оборудования рабочих мест; обеспеченность труда техникой, связью, защитными средствами и т.п; организация труда, режим, график работы и т.п; обоснованность и четкость распределения функций между работниками, четкость обязанностей прав и ответственности; отношение руководства к вопросам организации труда работников.

  2. Экономические факторы – своевременность получения денежного содержания; система оплаты труда; установление границ окладов в соответствии с затратами труда; справедливое – несправедливое распределение материальных вознаграждений; льготы, премии, надбавки.

  3. Управленческие – стиль и методы управления персонала; отношение руководителей к работникам; сплоченность управленческого звена; социальная дистанция между руководителями и подчиненными; этика взаимодействия управленческого и исполнительного звена.

  4. Психологические – взаимоотношения работников между собой; степень социально – психологической совместимости, уровень конфликтности; состояния взаимодействия между подразделениями; взаимоотношения сотрудников с непосредственным руководителем; групповое мнение, нормы и традиции поведения.

  5. Факторы профессионально – квалификационной характеристики персонала – численность персонала; укомплектованность личного состава; соответствие квалификации персонала выполняемой деятельности; обеспечение адаптации и вхождение в должность; перспектива повышения квалификации, служебного роста и карьеры.

  6. Правовые факторы – оптимальность и непротиворечивость правовых актов, регулирующих проф.деятельность; соответствие правовых актов требованиям современной деятельности; наличие по каждой должности должностной инструкции с указанием объема обязанностей, прав и ответственности.

СПК проявляется втаких групповых эффектах как: настроениеи мнение коллектива, индивидуальноесамочувствие и оценка условий жизни иработы личности в коллективе. Членыколлектива как личности определяют егосоциальную микроструктуру, своеобразиекоторой обуславливается социальнымии демографическими признаками, возрастом,полом, профессией, образованием,национальностью, социальнымипроисхождением.

Выделяют благоприятныйи неблагоприятный СПК:

Благоприятный СПКНеблагоприятный СПК
Преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дняЧастые опоздания и длительное отсутствие на работе
Чувство групповой сплоченности и товариществаОбсуждение указания руководителей в кулуарах
Высокий уровень проф.подготовки работниковДлительные перекуры во время работы
Нежелание членов коллектива уходить из данного подразделения даже на вышестоящую должностьНеточное выполнение решений и приказов руководства
Охотное согласие подменить товарища, оказать ему помощьРаспространение слухов друг о друге
Хорошие взаимоотношения между руководителем и подчиненнымСкрытая критика условий труда
Равномерность распределения работы и нагрузок на каждого члена коллективаПустая трата рабочего времени
Своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуацийОтказ от работы в сверхурочное время
Справедливость и гласность в оценке деятельности членов коллективов, а так же распределения вознаграждения, решения материальных и жилищных проблемЧастые конфликты между работниками и устранение коллектива от их разрешения
Частые нарушения дисциплины, высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на равнозначные должности, низкая активность пр обсуждении служебных и специальных вопросов.

ОценкаСПК

Проводится дляподдержания максимально благоприятныхусловий труда сотрудников за счетпрофилактики трудовых конфликтов,повышения командной сплоченности иподдержания основных элементовкорпоративной культуры компании.Изучение СПК строится на основе 2подходов:

  1. С применением методов не имеющих специальной психологической подготовки(наблюдение, анализ результатов деятельности, анализ движения кадров и состояние служебной дисциплины, обобщение независимых характеристик и др.

  2. Требуется специальная подготовка (шкалирование, социометрический опрос, анкетирование, референтометрия и пр.)

Оценка проводитсяв плановом порядке по гибкому плану –графику во всех структурных подразделенияхкомпании; в подразделениях, куда принятновый сотрудник; в подразделениях, вкоторых были неоднократные увольнениясотрудников в течение последнегополугодия; при наличии жалоб на затрудненияв работе, вызваны СП причинами.

Мероприятия:индивидуально психологическая работас сотрудниками, групповые тренинги,развития навыков межличностнойкоммуникации и т.п.

Результат: снятиепричин напряженности, повышениесплоченности команды и поддержаниеосновных элементов орг.культуры.

Источник: https://studfile.net/preview/7515184/page:15/

Юрий Щербатых – Психология стресса и методы коррекции, страница 47, читать на Topreading.ru

22. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование

Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром.

Тема 4. Причины возникновения стрессов.

Субъективные причины возникновения психологического стресса: несоответствие генетических программ современным условиям; стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психологической защиты; стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности; стресс, вызванный невозможностью реализации актуальной потребности; стресс от неадекватной реализации условных рефлексов.

Объективные причины возникновения психологического стресса: условия жизни и работы; взаимодействие с другими людьми; политические и экономические факторы; чрезвычайные обстоятельства.

Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрессоров различного типа.

Тема 5. Профессиональные стрессы.

Общие закономерности профессиональных стрессов. Феномен профессионального выгорания. Синдром хронической усталости. Профессиональная деформация личности.

Примеры профессиональных стрессов: учебный стресс; стресс руководителя; медицинский стресс; спортивный стресс.

Тема 6. Методы оптимизации уровня стресса.

Общеоздоравливающие методы снятия стресса. Традиционные методы нейтрализации стресса. Новые информационные методы нейтрализации стресса.

Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.

Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса: аутогенная тренировка; дыхательные техники; мышечная релаксация; работа с собственными мыслями и убеждениями (ауто-рациональная терапия); диссоциация; визуализация; условно-рефлекторные техники; прагматизация стресса; религия как способ борьбы со стрессами.

Нейтрализация стресса с помощью психотерапии. Рациональная психотерапия, нейролингвистическое программирование, гипноз.

Тема 7. Неадекватное поведение как причина возникновения стрессов.

Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения. Фрустрации как источник стрессов. Обучение навыкам эффективного целеполагания. Постоянный цейтнот как источник стресса. Освоение приемов тайм-менеджмента.

Примерные вопросы к экзамену для студентов дневного отделения [57]

1. Проблема стресса в биологии и медицине.

2. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.

3. Гормональные и физиологические проявления стресса.

4. Эволюционная структура психики человека и стресс.

5. Особенности психологического стресса.

6. Поведенческие признаки стресса.

7. Интеллектуальные признаки стресса.

8. Физиологические признаки стресса.

9. Эмоциональные признаки стресса.

10. Объективные методы оценки уровня стресса.

11. Субъективные методы оценки уровня стресса.

12. Подходы к прогнозированию стресса и оценки стрессоустойчивости человека.

13. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса.

14. Факторы, влияющие на развитие стресса.

15. Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром.

16. Субъективные причины возникновения психологического стресса.

17. Объективные причины возникновения психологического стресса.

18. Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрессоров различного типа.

19. Общие закономерности профессиональных стрессов.

20. Примеры профессиональных стрессов.

21. Здоровый образ жизни и его влияние на стресс. Физическая активность – важный фактор нормализации стресса.

22. Биологическая обратная связь как метод нейтрализации стресса.

23. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.

24. Общий обзор способов саморегуляции психологического состояния во время стресса.

25. Аутогенная тренировка как метод оптимизации уровня стресса.

26. Дыхательные техники как метод оптимизации уровня стресса.

27. Мышечная релаксация как метод оптимизации уровня стресса.

28. Ауторациональная терапия как метод оптимизации уровня стресса.

29. Нейтрализация стресса с помощью психотерапии. Виды психотерапии, применяемые для уменьшения уровня стресса.

30. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

31. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков.

32. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения.

33. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

34. Постоянный цейтнот как источник стресса. Тайм-менеджмент.

35. Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса у клиента.

36. Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса в организации.

Приложение 4 Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология стресса и методы его коррекции»

Семинар 1. Проблема стресса в биологии, медицине и психологии.

Вопросы к семинару:

1. Главные положения концепции стресса Ганса Селье и их отличие от традиционных взглядов на защитные реакции организма.

2. Механизмы приспособления к факторам внешней среды согласно теории Ганса Селье.

3. Роль вегетативной нервной системы в адаптации организма человека к факторам среды обитания.

4. Основные отличия биологического и психологического стресса.

5. Влияние субъективных факторов на развитие психологического стресса.

При разборе пятого вопроса семинара можно выполнить упражнение 1.1 из приложения 5.

Темы рефератов.

1. Концепция стресса Г. Селье и ее развитие в настоящее время.

2. Взгляд на проблему стресса в биологии, медицине и психологии.

3. Вегетативная нервная система человека и стресс.

4. Концепция психологического стресса Р. Лазаруса.

5. Особенность психологического стресса у человека.

Семинар 2. Формы проявления стресса и методы его оценки.

Вопросы к семинару

1. Поведенческие, интеллектуальные, физиологические и эмоциональные признаки стресса.

2. Методы оценки состояния сердечно-сосудистой системы и вегетативной нервной системы при стрессе.

3. Методы оценки психомоторных реакций при стрессе.

4. Психологические тесты, используемые для оценки причин стресса и характеристик его проявления.

5. Интроспекция как метод оценки стресса.

Рекомендуемая практическая работа к семинару – упражнения 2.1–2.3 из приложения 5.

Темы рефератов.

1. Изменение эмоционального состояния при стрессе.

2. Особенность поведенческих реакций при психологическом стрессе.

3. Нарушения деятельности различных физиологических систем при стрессе.

4. Анализ вариабельности сердечного ритма как современный метод диагностики стресса.

5. Сравнительная оценка различных психологических тестов, применяемых для выявления уровня тревожности при стрессе.

6. Способы прогнозирования уровня стресса.

Семинар 3. Закономерности развития стресса.

Вопросы к семинару.

1. Классическая динамика развития стресса в концепции Г. Селье.

2. Влияние интенсивности и длительности стресса на характер его течения.

3. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт как факторы, определяющие уровень исходной стрессоустойчивости организма.

4. Влияние особенностей личности на развитие стресса.

5. Механизмы развития посттравматического стресса.

Темы рефератов.

1. Генетические факторы стрессоустойчивости.

2. Родительские сценарии и характер реагирования на стресс.

3. Особенности характера человека и его реакции на стресс-факторы.

4. Роль социального окружения человека в формировании его стрессоустойчивости.

5. Когнитивные факторы психологического стресса.

6. Посттравматический стресс и способы его нейтрализации.

7. Психосоматические заболевания как следствие психологического стресса, перенесенного человеком.

Семинар 4. Причины возникновения стрессов.

Вопросы к семинару.

1. Субъективные причины возникновения стрессов.

2. Объективные причины возникновения стрессов.

3. Каузальная классификация возникновения стрессов.

Темы рефератов.

1. Стрессы как следствие отрицательных сторон научно-технического прогресса.

2. Причины стрессов в рамках концепции иерархической системы потребностей А. Маслоу.

3. Механизмы психологической защиты как факторы, снижающие уровень стресса.

4. Стрессы, связанные с неадекватными установками и убеждениями личности.

5. Объективные причины возникновения стрессов.

Источник: https://topreading.ru/bookread/325011-yurii-shcherbatyh-psihologiya-stressa-i-metody-korrekcii/page-47

Источники стрессов и конфликтов в организации

22. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование

Эффективность деятельности организации зависит от многих причин, но основными можно назвать: грамотное управление трудовыми ресурсами, производственным персоналом; грамотное взаимодействие с окружающей средой.

Качество трудовой жизни влияет на производительность труда, межличностные отношения, конкурентноспособность организации и выражается следующими правилами:

  • работа должна быть интересной;
  • работа должна оплачиваться справедливо;
  • условия труда должны быть нормальными;
  • надзор за работой должен быть минимальным.

Любое выпадение одной из этих составляющих может вызвать беспокойство, повышенную тревожность, а впоследствии и стресс.

Часто причиной  волнения бывают наши мысли или интерпретации событий, которые не должны были бы нас трогать.

Порой мы понимаем, что возникающая ситуация не такая уж серьезная, что не стоит из-за нее расстраиваться, и все-таки она лишает нас покоя. Мы без конца вспоминаем о ней, мысли изводят нас, тревожат, раздражают, печалят.

Друзья пытаются переубедить, и хотя мы понимаем, что их доводы верны, все равно не можем выбросить проблему из головы.

В подобных ситуациях причина беспокойства в качестве мышления. По мнению психолога Д.

Мейхенбаума, в зависимости от этого мыслительного процесса, переработка абсолютно одинаковых событий, может приводить к самым разнообразным последствиям.

Именно в состоянии стресса актуализируются многие нерациональные и деструктивные мысли. Изменив эти мысли, можно подготовить человека к испытываемым им или ожидаемым трудностям.

Болезненные состояния, с точки зрения Д. Мейхенбаума, возникают в сложной ситуации тогда, когда:

  • происходящие или ожидаемые события (например, хирургическая операция вызов к начальнику в кабинет) воспринимаются как угрожающие;
  • человек низко оценивает свои шансы предотвратить эту угрозу.

Нужно при этом иметь в виду, что речь идет исключительно о субъективных оценках.

Причиной повышенной тревожности в большинстве случаев, является необъективное представление о ситуации.

Мозг человека не отличает реальной угрозы от кажущейся. Всякий раз, когда ситуация кажется нам опасной, все происходит так же, как и при реальной угрозе. Чем чаще окружающая обстановка кажется нам враждебной, тем больше времени наш организм пребывает в состоянии боевой готовности под влиянием реакции «бей или беги» – в ситуации хронического стресса.

Причиной стресса  может также являться:

  • Организационный фактор  (перегрузка, недогрузка, конфликт ролей, неинтересная работа, плохие условия работы).
  • Личный фактор  (семейное положение, ссора и т. д.).
  • Неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью.

Организационный фактор. Предоставленная человеку работа может требовать от него той роли, которая не подкрепляется его полномочиями и властью и неинтересна ему. Как правило, следствием такой ситуации возможен «надрыв» исполнителя и как следствие «срыв».

Личный фактор.  В основе вредных привычек лежит такое сложное психологическое состояние, как тяга или пристрастие. Как правило, тяга к табаку, пристрастие к алкоголю и переедание почти не поддаются контролю со стороны человека.

Каждая из этих привычек формируется под влиянием разнообразных социальных норм, поддерживается с помощью специфических механизмов, имея ряд отличительных особенностей. Но у них есть очень важная общая черта.

С помощью таких форм поведения многие люди пытаются избавиться от нервного напряжения в стрессовых ситуациях.  Так создается порочный круг. Возникающие эмоциональные состояния (сильное волнение, беспокойство, страх, тоска и т. д.

) усиливают тягу к еде, сигаретам или спиртному, у тех, кто привык с помощью этих средств управлять своими эмоциями, успокаиваться и расслабляться.

Вот почему тем, кто хочет похудеть, приходится преодолевать навязчивое переедание, усиливающееся при стрессе, подавлять стремление утешать себя едой. Тем же, кто решил бросить курить, приходится привыкать обходиться без сигареты в ситуациях, вызывающих напряжение. А те, кто лечится от алкоголизма, стараются не прибегать к спиртному, чтобы сбросить накопившиеся за день напряжение, усталость.

Добиться этого, разорвав порочный круг, люди стремятся различными способами самостоятельного преодоления стресса: навыками релаксации, делового и неформального общения, анализа системы представлений, лежащих в основе восприятия тех или иных событий. Анализ наших суждений и обыденных представлений, помогает находить причины многих эмоциональных переживаний. Такой анализ весьма полезное средство самоконтроля, позволяющего человеку совладать с неблагоприятным эмоциональным состоянием.

Неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью.

Если работа четко не определена, не ясны ресурсы для ее исполнения, не понятна конечная цель, то в этом случае и не понятна роль исполнителя, его полномочия и ответственность.

В случае отрицательного результата на этого человека возлагается весь груз ответственности за неудачно выполненную работу. Очень важно вовремя акцентировать на этом внимание руководства и отказаться от таких условий работы.

Причинами стресса может стать осуществление перемен в организации и сопротивление любым изменениям, что вызывает у человека страх: потери функции, потери заработка, перед новыми проблемами.

Для разрешения подобной ситуации можно использовать методы преодоления сопротивления: передачу сотрудникам достоверной информации о будущих организационных изменениях, привлечение работников к непосредственному участию в организации перемен и принятию решений, эмоциональная и психологическая поддержка, кооптацию (предоставление сопротивляющемуся лицу ведущей роли во введении новшеств), маневрирование (выборочное использование информации для своей пользы).

Повышению производительности труда и нормализации межличностных отношений в коллективе, также может препятствовать конфликтная ситуация.   В нашей жизни, к сожалению, конфликтов бывает больше, чем литературных диспутов и мирных переговоров.

Они рождаются на почве расхождений во взглядах, разногласий во мнениях, побуждениях, желаниях, стилях жизни, личностных особенностях. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т.

д.

Причинами возникновения конфликтов психологи называют раздражение и недоверие.

Раздражение. Попытки выразить негативное отношение приводят к еще большим обидам, подпитывая раздражение другого человека, и наоборот.

В результате, как правило, бывает скандал или полное прекращение общения между сотрудниками, поэтому бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать или немедленно разрешать, как только он возникнет.

Недоверие – результат недостатка в общении между коллегами.

Не испытывая доверия к человеку, трудно с ним общаться, но тем не менее свои чувства лучше скрывать или подавлять, не демонстрируя их; такой подход – наилучший.

В нашей жизни бывают ситуации, когда можно прекрасно общаться с людьми, которым не доверяешь. Если вопрос о недоверии все же возникает, то проще сразу его прояснить.

На сегодняшний день существует другая точка зрения на этот вопрос. Заключается она в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже и желательны.

Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется несколько определений.

Конфликт  (лат. conflictus  – столкновение) – столкновение противоположных интересов, противоречие во взглядах и в отношениях между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

При этом каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Обычно причины, порождающие конфликт, не являются самоочевидными, ясными для самого человека. Они не представляют безусловного запрета, «табу» и всегда сплетены с условиями проблемной задачи.

Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т. д.

Это делает процесс разрешения конфликта более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении к себе и власти.

Это также может привести к более эффективному выполнению планов и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения происходит до их фактического исполнения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным   и привести к повышению эффективности организации.

Или он может быть дисфункциональным, когда снижается личная удовлетворенность, групповое сотрудничество и эффективность организации.

Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтами, необходимо выявить причины возникновения конфликтной ситуации.

Внутриличностный конфликт. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результата его работы.

Межличностный конфликт. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии. Межличностный конфликт может проявляться и как столкновение личностей.

Механизм действия и формирования причин конфликта, в общем виде, можно представить следующим образом :

В ситуациях, когда каждый участник конфликта усматривает в действиях противоположной стороны злые намерения и считает новое действие оппонента атакой, может произойти включение психологических защитных механизмов, как формы поведения личности, избираемой для самозащиты от внешнего, агрессивного, по ее мнению, воздействия.

Все критические ситуации от сравнительно легких до самых трудных (стресс, фрустрация, конфликт, кризис) требуют от человека различной внутренней работы, определенных умений по их преодолению и адаптации к ним.

Можно сказать, что вся человеческая жизнь в основном есть история преодоления критических ситуаций, обстоятельств и содержит множество примеров их успешного преодоления.

Источник: https://psyera.ru/6509/istochniki-stressov-i-konfliktov-v-organizacii

Конфликты как источник стрессов совершенствование коммуникативных навыков

22. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование

Далее будем рассматривать конфликт, как стресс, связанный с неправильной коммуникацией. Существует множество причин, вызывающих стресс во время общения. Основные из них показаны на рис. 1.2.1

Рис. 1.2.1. Общение как источник стрессов

Одним из важнейших источником коммуникативных стрессов являются межличностные конфликты, т.е. взаимодействие двух или более людей, чьи потребности в данной ситуации кажутся участникам взаимодействия несовместимыми. Исследования физиологов показали, что затяжные конфликты могут приводить к серьезным нарушениям функционирования организма [61]. В частности, К.В.

Судаков отмечал важную роль так называемых «конфликтных ситуаций», в которых человек не может удовлетворить жизненно необходимые биологические или социальные потребности.

На основании как собственных исследований, так и литературных данных автор сделал вывод, что следствием конфликтных ситуациях являются эмоциональные стрессы, которые являются ведущей причиной развития церебровисцеральных нарушений [53].

Конфликтные ситуации отличаются рядом особенностей, которые усиливают интенсивность возникающих на их основе стрессов: перенос ответственности за конфликт на другого человека и сведение к минимуму собственной ответственности за происходящее; появление и дальнейшее усиление отрицательных эмоций по отношению к другому человеку, причем негативные чувства сохраняются и вне ситуативной конфликтной ситуации; полное нежелание изменить свою точку зрения и принять точку зрения оппонента [19].

В последнее время многие исследователи [18, 4] обращают внимание на негативные последствия стресса, вызванного производственными или бытовыми конфликтами.

Как отмечено в [60, 61], причины межличностных стрессов чрезвычайно разнообразны. Их могут вызывать: дети (которые плохо учатся и не слушают родителей); родители (которые чрезмерно поучают и опекают детей); супруги (которые недостаточно демонстрируют свою любовь); любовницы или любовники (которые чрезмерно пылко выражают любовь). (рис. 1.2.2).

Рис. 1.2.2 Межличностные отношения как источники стрессов

Не лишены стрессов и деловые отношения, которые легко из рациональных переходят в эмоциональную сферу (разговор налогового инспектора и предпринимателя часто начинается спокойно, но может закончиться сердечным приступом у последнего).

Производственные отношения также полны разнообразных стрессов.

Руководитель, особенно в жестких иерархических системах (армия, силовые структуры, муниципальные администрации, правительственные структуры, банки), очень часто является источником стресса для подчиненных, но в коммерческих структурах некомпетентные или недобросовестные работники могут также являться источником стресса уже для хозяина предприятия.

Важной психологической характеристикой конфликта является его динамика, из которой видно, как он развивается и какое психологическое влияние оказывает на личность. Она (динамика) находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия.

Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.

), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта. Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения. Основными фазами конфликта являются:1) начальная фаза; 2) фаза подъема; 3) пик конфликта; 4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 1.2.3):

Рис. 1.2.3 Циклическое протекание конфликта

источник

30. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

31. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков.

32. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения.

33. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

34. Постоянный цейтнот как источник стресса. Тайм-менеджмент.

35. Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса у клиента.

36. Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса в организации.

Приложение 4
Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология стресса и методы его коррекции»

Семинар 1. Проблема стресса в биологии, медицине и психологии.

1. Главные положения концепции стресса Ганса Селье и их отличие от традиционных взглядов на защитные реакции организма.

2. Механизмы приспособления к факторам внешней среды согласно теории Ганса Селье.

3. Роль вегетативной нервной системы в адаптации организма человека к факторам среды обитания.

4. Основные отличия биологического и психологического стресса.

5. Влияние субъективных факторов на развитие психологического стресса.

При разборе пятого вопроса семинара можно выполнить упражнение 1.1 из приложения 5.

Темы рефератов.

1. Концепция стресса Г. Селье и ее развитие в настоящее время.

2. Взгляд на проблему стресса в биологии, медицине и психологии.

3. Вегетативная нервная система человека и стресс.

4. Концепция психологического стресса Р. Лазаруса.

5. Особенность психологического стресса у человека.

Семинар 2. Формы проявления стресса и методы его оценки.

1. Поведенческие, интеллектуальные, физиологические и эмоциональные признаки стресса.

2. Методы оценки состояния сердечно-сосудистой системы и вегетативной нервной системы при стрессе.

3. Методы оценки психомоторных реакций при стрессе.

4. Психологические тесты, используемые для оценки причин стресса и характеристик его проявления.

5. Интроспекция как метод оценки стресса.

Рекомендуемая практическая работа к семинару – упражнения 2.1–2.3 из приложения 5.

Темы рефератов.

1. Изменение эмоционального состояния при стрессе.

2. Особенность поведенческих реакций при психологическом стрессе.

3. Нарушения деятельности различных физиологических систем при стрессе.

4. Анализ вариабельности сердечного ритма как современный метод диагностики стресса.

5. Сравнительная оценка различных психологических тестов, применяемых для выявления уровня тревожности при стрессе.

6. Способы прогнозирования уровня стресса.

Семинар 3. Закономерности развития стресса.

1. Классическая динамика развития стресса в концепции Г. Селье.

2. Влияние интенсивности и длительности стресса на характер его течения.

3. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт как факторы, определяющие уровень исходной стрессоустойчивости организма.

4. Влияние особенностей личности на развитие стресса.

5. Механизмы развития посттравматического стресса.

Темы рефератов.

1. Генетические факторы стрессоустойчивости.

2. Родительские сценарии и характер реагирования на стресс.

3. Особенности характера человека и его реакции на стресс-факторы.

4. Роль социального окружения человека в формировании его стрессоустойчивости.

5. Когнитивные факторы психологического стресса.

6. Посттравматический стресс и способы его нейтрализации.

7. Психосоматические заболевания как следствие психологического стресса, перенесенного человеком.

Семинар 4. Причины возникновения стрессов.

1. Субъективные причины возникновения стрессов.

2. Объективные причины возникновения стрессов.

3. Каузальная классификация возникновения стрессов.

1. Стрессы как следствие отрицательных сторон научно-технического прогресса.

2. Причины стрессов в рамках концепции иерархической системы потребностей А. Маслоу.

3. Механизмы психологической защиты как факторы, снижающие уровень стресса.

4. Стрессы, связанные с неадекватными установками и убеждениями личности.

5. Объективные причины возникновения стрессов.

Семинар 5. Профессиональные стрессы.

1. Общие закономерности профессиональных стрессов.

2. Феномен профессионального выгорания.

3. Учебный стресс и его формы.

1. Стресс напряженной учебы.

4. Синдром эмоционального выгорания в деятельности психолога.

5. Синдром эмоционального выгорания в деятельности социального работника.

6. Стресс участников боевых действий.

7. Стресс бизнесмена и руководителя.

Семинар 6. Методы нейтрализации стрессов.

1. Классификации методов нейтрализации стрессов.

2. Основные способы саморегуляции.

3. Нейтрализация стрессов с помощью методов психотерапии.

4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

2. Метод биологической обратной связи.

5. Рациональная психотерапия.

6. Использование позитивных образов (визуализация).

7. Нейролингвистическое программирование.

Упражнение 1.1. «Мои главные стрессоры».

В первой колонке коротко обозначьте ваши главные стрессоры – то, что чаще всего беспокоит вас и создает психологические проблемы.

Во второй колонке оцените интенсивность каждого из них по 10-балльной шкале (10 баллов – это сверхзначимое событие, 1 балл – событие, вызывающее минимальный стресс).

В третьей колонке попробуйте определить, какие из стрессогенных факторов доступны вашему контролю? Какие неподконтрольны? Степень вашего возможного воздействия на ситуацию также определите по 10-балльной системе.

В четвертой колонке подумайте, где расположен стрессор – в прошлом (если вас тревожат мысли о прошедших событиях), в будущем (если вы беспокоитесь о том, что еще не произошло, но может произойти) или в настоящем? Соответственно в этой колонке поставьте буквы П, Б или Н.

Пятая колонка оценивает частоту появления данного стрессора в вашей жизни.

Что это? Редкое событие, которое надолго выбивает вас из колеи, или же хроническая ситуация в виде семейных разборок либо шумных соседей, которые регулярно отравляют вашу жизнь. Оцените частоту также по 10-балльной системе, где 1 – это крайне редкое событие, а 10 – регулярно повторяющееся.

После выполнения упражнения проанализируйте свои стрессы и обсудите их на семинаре.

Теперь у вас появился первый повод к размышлению. Вы уже можете выяснить, что вас больше беспокоит: крупные события или досадные мелочи, вы больше волнуетесь по поводу прошлого или будущего, вас угнетает нечто, на что вы не можете повлиять, или же вы просто пока не научились справляться с ситуацией.

В ходе общей дискуссии ответьте на вопросы:

1. С чем могут быть связаны индивидуальные различия в реагировании на стрессы?

2. Почему у людей могут возникать стрессы при размышлении о будущих событиях, которые еще не наступили и, быть может, не наступят?

3. Как влияет возможность контроля над ситуацией на характер развития стресса?

Упражнение 2.1. Работа с опросником по выявлению признаков стресса.

Работа выполняется в индивидуальном порядке. Студенты дважды заполняют бланк опросника (приложение№1, «Комплексная оценка проявлений стресса»). Первый раз – оценивают свое текущее состояние (при наличии признака «галочка» ставится слева от каждого признака).

Второй раз студенты вспоминают ряд эмоционально значимых событий из своего ближайшего прошлого (экзамен, публичное выступление, ожидание приема у стоматолога и пр.), стараясь вспомнить, какие признаки эмоционального стресса для них были характерны.

При этом отметка о наличии данного признака ставится справа от соответствующей строчки в опроснике.

Затем по приведенной ниже схеме подсчитываются суммарные баллы и делаются выводы.

Протокол к упражнению 2.1.

источник

Стресс (от лат. «туго натянуть») — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильного воздействия, конфликта. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют такие ситуации и такие условия работы, которые вызывают стресс.

Так, например, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Есть проблема и нет ей альтернативы, но решить ее надо срочно.

Это также стресс .

Незначительные стрессы неизбежны и почти безвредны, но чрезмерное напряжение сил создает большие проблемы для каждого человека и, соответственно, организаций.

В связи с этим важно научиться различать допустимую степень проявления стресса и слишком большой стресс, который характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Физиологические признаки стресса — язва желудка, болезнь сердца, астма и т.п.

; психологические его проявления — раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Чрезмерные стрессы снижают работоспособность человека, значительно ухудшают его здоровье.

Основной причиной стрессов являются конфликты. Любой конфликт нарушает хрупкий баланс, который поддерживается окружении. Отдельные сотрудники в различных организациях настолько подвержены влиянию стрессовой ситуации, что вынуждены оставлять работу.

Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации; реакция «битвы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде .

Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над устранением факторов, вызывающих чрезмерный стресс. В связи с этим очень важно знать симптомы стресса (рис. 3).

Рис. 3. Типичные симптомы стресса

По мере того как менеджеры учатся справляться со своей собственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая вероятность возникновения стрессовых ситуаций в коллективе.

Разные люди по-разному будут реагировать на каждую ситуацию, поэтому менеджеры должны пытаться так спроектировать обстановку на работе, чтобы по возможности исключить источники стресса.

Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему самому, так и всей организации [8, 118-120].

Источник: https://deltarecycling.ru/stress/konflikty-kak-istochnik-stressov-sovershenstvovanie-kommunikativnyh-navykov/

Medic-studio
Добавить комментарий