22. Профессионализация и социализация: Восхождение человека к профессионализму называется

Лекция 5.Становление профессионализма

22. Профессионализация и социализация: Восхождение человека к профессионализму называется

Профессионализм его стороны и уровни. Компетентность. Психологические закономерности становления профессионала. Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Профессиональное и личностное самоопределение. Профессионализация и социализация. Профессионализм и карьера. Профессиональное возрастное развитие. Процесс индивидуализации в труде.

Понятие «профессионализм» используется в разных смыслах. В одних случаях имеются в виду нормативные требования профессии к личности человека — нормативный профессионализм, в других — обладание человеком необходимым нормативным набором психических качеств — реальный профессионализм.

Профессиональное выполнение труда — это всегда осуществление его на высоком уровне. Близко к реальному профессионализму примыкает слово «компетентность».

Компетентность— это сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Различают следующие виды профессиональной компетентности:

1. Специальная компетентность — владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность планировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

2. Социальная компетентность — владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, готовность к сотрудничеству, социальная ответственность за результаты своего труда.

3. Личностная компетентность — владение приемами личного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

4. Индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд.

Названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке. Компетентность конкретного человека уже, чем его профессионализм. Обычно рассматривают две стороны профессионализма: мотивационную и операционную. Главной характеристикой мотивационного компонента для высоких уровней профессионализма является духовное наполнение профессии:

– направленность профессии на благо других людей, желание оставаться в профессии;

– мотивация высоких уровней достижений в своем труде;

– сильное профессиональное целеполагание;

– отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере;

– внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин успеха или неуспеха в себе самом;

– отсутствие перегрузок, стрессов, срывов.

Для операционной сферы профессионализма главным является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии:

– развитое профессиональное сознание;

– высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов;

– профессиональная обучаемость и открытость;

– творческое отношение к профессии.

Выделяют следующие уровни профессионализма:

1. Допрофессионализм — уровень дилетанта, новичка в профессии, который обычно проходит каждый, осваивая профессию.

2. Профессионализм — уровень, который охватывает большую часть жизни человека (превращение специалиста в профессионала). Внутри этого уровня выделяют следующие этапы:

– адаптация человека к профессии;

– самоактуализация человека в профессии;

– свободное владение профессией в форме мастерства.

3. Суперпрофессионализм — уровень, характеризующий расцвет профессиональной деятельности в ее высоких достижениях и творческих успехах. Люди этого уровня опережают свое время, готовят общество и профессию к постановке новых задач.

4. Псевдопрофессионализм — уровень, на котором человек осуществляет внешне достаточно активную деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала, приводящие к отсутствию профессионализма.

5. Послепрофессионализм — этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, но проходят по-разному.

Самоопределение — это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоопределения, которые постоянно взаимодействуют между собой.

Жизненное самоопределение — это определение и реализация себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни. Оно лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения.

Личностное самоопределение — это определение и дальнейшая действенная реализация себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев

Социальное самоопределение — это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу.

Профессиональное самоопределение — это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма.

Все виды самоопределения взаимосвязаны. Но в то же время между ними существуют и принципиальные отличия: профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий; личностное самоопределение — от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя в полной мере (герои появляются в переломные эпохи).

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом. В течение всей профессиональной жизни у человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения.

Этот процесс выражается в том, что расширяется образ профессионала, принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д. Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения как «…

поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой профессиональной деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения».

Восхождение человека к профессионализму называется профессионализацией – этоцелостный непрерывный процесс становления личности и профессионала, который длится в течение всей профессиональной жизни.

Стадиями профессионализации являются профориентация, профотбор, профобразование, профадаптация, включение человека в профессиональную деятельность, специализация, повышение профессиональной квалификации, расцвет профессиональной деятельности, завершение и отход от активной профессиональной деятельности. В целом профессионализация — это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала — это один из аспектов развития личности.

Социализация– это процесс становления личности. Она предполагает:

– усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций;

– активную переработку человеком этого общественного опыта с точки зрения своих внутренних позиций;

– становление у человека образа Я и выработку собственного мировоззрения;

– участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей;

– воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности.

Различают стадии социализации: дотрудовую, трудовую, послетрудовую.

Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на его основе складываются требования к профессии. Личностное определение — это определение человеком того, кем он хочет стать, что он может, что от него хочет общество. Здесь процесс социализации оказывает влияние на профессионализацию.

Профессиональное самоопределение.Человек, овладевая профессией, более зрело начинает представлять и оценивать себя. Может происходить переоценка отношения человека к себе как к личности.

По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает мотивация, актуализируются потенциальные возможности, возрастает уровень притязаний, то есть профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека.

Вид профессии может определить личность человека: общие профессиональные цели, похожие условия труда и быта, одинаковые пути повышения материального благосостояния, профессионального и социального роста.

Все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности, общения, поведения, формирует общие по содержанию интересы, установки, традиции. У людей одной профессии складываются близкие ценностные ориентации, особенности общения, даже манера одеваться.

Таким образом, профессия сама накладывает отпечаток на человека. Но в некоторых случаях, например, при появлении у личности новых потребностей, человек может менять профессию.

Карьераопределяется в словарях как успешное продвижение вперед в той или иной области. Различают широкое понимание карьеры как профессионального продвижения, профессионального роста, как этапов восхождения к профессионализму.

Результатом карьеры в широком понимании является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса. В более узком понимании карьера — это должностное продвижение, т. е.

достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности.

Человек может осознанно выбирать и строить свою карьеру, как в профессиональном, так и в должностном плане. Различают виды карьеры по характеру ее динамики:

обычная карьера как профессиональное развитие с прохождением всех основных этапов профессиональной жизни;

стабильная карьера как прямое продвижение от профессионального обучения к единственному постоянному типу работы;

нестабильная карьера, в которой после этапов проб и уточнений следуют новые пробы. Эти пробы могут быть вынужденными (потеря трудоспособности), добровольными (смена интересов) или вызванными переопределением профессии без интереса и приложения усилий («перекати-поле»);

комбинированная карьера, когда короткие периоды стабильной профессиональной жизни сменяют этапы вынужденной безработицы или смены профессии, доучивания.

На карьеру человека влияют, прежде всего, внутренние факторы — мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье. Чем более зрелым является человек как профессионал и как личность, тем более велика роль внутренних факторов в его карьере. На карьеру могут влиять и внешние факторы — социально-профессиональная среда, тип профессиональной организации, а также банальная случайность.

Известная в современном менеджменте концепция по общим вопросам карьеры выделяет четыре стадии карьеры:

– «разведка боем»;

– становление;

– процветание;

– затухание.

Каждая из этих стадий характеризуется своими задачами, действиями и сферами отношений.

Во многих фирмах обязательным является планирование карьеры, то есть определение путей, ведущих к достижению ее целей. Основой планирования карьеры часто становятся так называемые карьерограммы.

Этот документ составляется на 5—10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой — обязательства последнего повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства.

Профессиональная жизнь взрослого человека не является одинаковой на протяжении всей его жизни. Профессиональным возрастным развитием называется процесс профессионального становления личности, опосредованный его возрастом. Для возрастного развития характерны следующие закономерности:

1. Качественное своеобразие каждого возраста. В каждом возрасте складываются новые психические качества (новообразования), они означают вклад этого возраста в общее психическое развитие.

2. Неравномерность. По Б.Г. Ананьеву, не совпадает во времени наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и субъекта труда (трудоспособность).

3. Необратимость. Нельзя объективно вернуть себя в предыдущий возраст.

4. Преемственность. Все последующие фазы развития связаны с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а входят в состав новых, перестраиваясь.

5. Сензитивность. На отдельных этапах развития человек наиболее чувствителен (сензитивен) к некоторым внешним воздействиям.

6. Наличие кризисов. В критический период развитие не прекращает своей созидательной работы (Л.С. Выготский, Э. Эриксон).

Процесс индивидуализации в труде может иметь разные выражения:

индивидуальные различия как фрагментарные проявления непохожести людей в профессиональной деятельности, индивидуальные различия могут проявляться практически во всех сторонах труда;

индивидуальный стиль как устойчиво сохраняющиеся в течение длительного времени различия в профессиональной деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач профессиональной деятельности;

индивидуальность как выражение неповторимости, самобытности личности в труде, индивидуальное профессиональное мировоззрение, нередко индивидуальный вариант профессионального типа личности человека в труде.

Очень важно, чтобы каждый человек нашел свое место в профессиональной структуре общества, соответствующее его индивидуальным устремлениям, индивидуальной активности и инициативе, его индивидуальным мотивам и способностям.

Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении препятствий в пути к этой цели. Здесь наиболее эффективным является принцип равновесия и баланса.

Источник: https://studopedia.su/10_147340_lektsiya-stanovlenie-professionalizma.html

2 Профессионализация и профориентация Профессионализация Восхождение человека к профессионализм.html

22. Профессионализация и социализация: Восхождение человека к профессионализму называется
Работа добавлена на сайт samzan.

ru: 2016-01-17

  1.  Проведение методической работы с преподавателями (лекции, семинары, педагогические чтения, оказания помощи в самообразовании);
  2.  Проведение занятий с учащимися по основам выбора профессии (факультативов, классных часов по профориентации);
  3.  Организацию встреч учащихся с представителями профессии;
  4.  Организацию массовых мероприятий по профориентации (тематических вечеров, диспутов, читательских конференций);
  5.  Организацию выставок технического творчества учащихся, продуктов их труда;
  6.  Проведения индивидуально работы с учащимися (справочной консультации учащихся по вопросам потребностей общества в кадрах, порядка трудоустройства, путей и формы подготовки кадров, трудового законодательства);
  7.  Проведение родительских собраний и консультаций родителей по вопросам выбора профессии их детей;
  8.  Изучение и обобщение передового опыта работы коллектива педагогов по профориентации учащихся.

Ведущие направление профориентации, которые наиболее успешно могут осуществляться на базе кабинета: профессиональное просвещение и профессиональная консультация.

Профессиональное просвещение – ознакомление учащихся с различными видами труда, особенностями профессий, тенденциями их развития, потребностями в кадрах страны в целом и данного экономического района.

В этом процессе учащиеся овладевают знаниями, позволяющиu001fми им ориентироваться в мире профессий, и на основании собстu001fвенной оценки объектов выбора принимают обоснованное решение.

Профессиональное просвещение — одно из наиболее разрабоu001fтанных направлений в работе школы по профориентации.

Часто работа по профпросвещению строится на основе знакомства школьников как можно с большим количеством профессий при акценте на профессиях, наиболее необходимых обществу.

Однако профессиональное просвещение на практике подчас сводится к бессистемu001fному потоку информации о профессиях.

Чтобы избежать бессистемности профессионального просвеu001fщения, следует систематизировать знания о мире труда, которые получают учащиеся.

Взяв за основу принцип системности, можно ознакоu001fмить учащихся с довольно широким кругом профессий.

Данный подu001fход предоставляет учащимся возможность самостоятельно анализировать профессии, входящие в ту или иную сферу деятельности, выделять в профессии главное, разобраться в предмете, целях, оруu001fдиях и условиях труда и в тех требованиях, которые профессии определенного типа предъявляют к человеку.

Профессиональное просвещение должно проводиться с учётом возрастных особенностей учащихся.

Профессиональная консультация, цель которой оказать поu001fмощь учащимся в выборе профессии на основе изучения интересов, склонностей, способностей и других особенностей личности, осуu001fществляется по трем направлениям: справочно-информационная раu001fбота, консультация по психолого-педагогическим вопросам и медиu001fцинская (врачебная) профконсультация.

Профессиональная консультация носит, как правило, индивиu001fдуальный характер и исходит из затруднений, возникающих у учаu001fщихся при выборе профессии. Естественно, что не каждому учащеu001fмуся нужна индивидуальная консультация. Но с теми, кому она неu001fобходима, следует проводить серьезную индивидуальную работу.

Установлено, что в индивидуальной профконсультации нужu001fдаются по меньшей мере 50% школьников. К ним относятся:

1) учащиеся, не сумевшие по тем или иным причинам самосu001fтоятельно выбрать профессию;

2) школьники, у которых возникли противоречия с родителями;

3) учащиеся, желающие подтвердить правильность выбора своего профессионального пути;

  1.  школьники с отклонениями в развитии и поведении.

Справочно-информационная консультация направлена на расu001fширение знаний учащихся о трудовой и профессиональной деятельu001fности, сообщение конкретных сведений относительно возможностей получения специального образования и трудоустройства (приложение А). Справочно-информационная консультация проводится непосредственно руu001fководителем кабинета профориентации на базе кабинета. Для этого в кабинете необходимо иметь справочную литературу о правилах приема в учебные заведения.

Чтобы учащийся мог ознакомиться подробнее с миром професu001fсий и конкретным видом деятельности, в качестве индивидуальной работы можно порекомендовать ему чтение определенной научно-популярной литературы.

 Психолого-педагогическая консультация формирующего типа предполагает на основе всестороннего изучения личности учащеu001fгося оказание ему помощи в выборе наиболее соответствующей для него сферы деятельности, активизацию деятельности самой личности в подготовке к выбору профессии.

Работу по индивидуальной профконсультации целесообразно проводить на базе учебно-методического кабинета профориентации, где имеются все необходимые методические материалы, а также хранится информация об учащемся за период обучения его в школе.

В роли, профконсультанта могут выступать классный руководитель, учитель-предметник, руководитель кабинета профориентации.

Осноu001fвой консультации является долговременное наблюдение за учащимся в процессе учебной и внеклассной работы, хорошее знание профессий и учебных заведений.

Медицинскую профконсультацию следует проводить с V класса, поскольку именно в этом возрасте могут возникнуть устойчивые познавательные интересы, которые в дальнейшем, при закреплении могут перейти в профессиональные.

Если у учащегося есть отклоu001fнения в состоянии здоровья, которые могут помешать ему овладеть интересующей его профессией, то лучше предупредить его об этом заранее. Как правило, реориентация, если сложившийся интерес стал устойчивым, воспринимается подростком болезненно, у него может возникнуть чувство собственной неполноценности, ущербu001fности.

В этом случае работа врача и педагога очень осложняется. Поэтому, как только в процессе диспансеризации у учащегося выu001fявлены отклонения в состоянии здоровья, школьный врач совместно с заведующим кабинетом профориентации должны провести с ним консультацию. Задача врача: объяснить учащемуся, какие проu001fфессии и почему ему противопоказаны.

Профконсультант должен показать учащемуся, как широк и многообразен мир профессий, и, несмотря на отклонения в состоянии здоровья, учащийся всегда сможет найти себе дело по душе.

На каждого учащегося, имеющего отклонения в состоянии здоu001fровья, заводится профконсультационная медицинская карточка, куда вносятся данные о состоянии его здоровья, о противопоказанu001fных профессиях и рекомендации по выбору соответствующей проu001fфессии.

Указанные направления работы кабинета профориентации не исчерпывают всех его возможностей как центра профориентации в школе, но являются основными при работе с учащимися.

Источник: http://samzan.ru/17600

Профессионализация и социализация

22. Профессионализация и социализация: Восхождение человека к профессионализму называется

Восхождение человека к профессионализму называется профессионализацией. В литературе (9) профессионализацию определяют как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность.

Результатами профессионализации можно считать становление профессионала, развитие новых профессионально важных качеств, переход человека на следующий уровень профессионализма и т.д.

Стадиями профессионализации называют: профориентацию, профотбор, профобразование, профадаптацию, включение человека в профессиональную деятельность, специализацию, повышение профессиональной квалификации, переподготовку на другую специальность, расцвет профессиональной деятельности (акме), завершение и отход от активной профессиональной деятельности.

Эффективность процесса профессионализации определяется в литературе (9) рядом показателей: объективные показатели, которые позволяют судить о степени соответствия личности человека требованиям профессии (производительность, надежность и т.д.

труда человека), и субъективные показатели, выявляющие степень соответствия профессиональной деятельности требованиям личности (степень удовлетворенности человека трудом, отношение к себе как профессионалу и т.д.). Определить для каждого вида профессиональной деятельности адекватные ей объективные и субъективные показатели успешности профессионализации – важная задача профессионального психолога.

Профессионализация – это не только длительный, непрерывный, но и «многоканальный» процесс, он идет сразу по нескольким направлениям, Процесс профессионализации – это приближение состояния профессиональной деятельности к профессиограмме, к эталону модели специалиста Если принять, что профессиограмма отражает пространство профессии, то процесс профессионализации есть освоение этого пространства по вертикали и по горизонтали. Иными словами, процесс профессионализации имеет, по крайней мере, два вектора. Первый вектор – по вертикали профессиограммы – состоит

в том, что происходит овладение все новыми задачами профессиональной деятельности, а значит и новыми модулями профессии (см. выше). Вначале человек ставит и решает ограниченный круг профессиональных задач, то есть реализует один – два модуля профессии. Затем круг этих задач и соответственно число модулей все более расширяется.

Другой вектор – по горизонтали профессиограммы – заключается в том, что идет освоение средств, техник для решения каждой новой профессиональной задачи, упрочение психологических качеств, необходимых специалисту для решения этих задач.

Причем движение по вертикали профессиограммы и движение по горизонтали профессиограммы может сразу идти в нескольких направлениях.

Например, человек берется освоить несколько новых функциональных профессиональных задач (по вертикали) и одновременно стремится овладеть сразу несколькими ступенями, позициями, а также работает над несколькими своими профессиональными качествами. Таким образом, содержание профессионализации зависит от трактовки профессиограммы и от степени активности человека по освоению профессии.

Процесс профессионализации, хотя и имеет намеченные выше общие признаки, реально проходит всегда очень индивидуально, зависит от многих внешних условий и самое главное – от активности самого субъекта процесса профессионализации.

Обратимся к соотношению социализации и профессионализации.

Социализация – процесс становления личности человека.

Этот процесс предполагает: усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную переработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей; в литературе (см. 4, в 2, 6) отмечается также воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности, преобразование самим человеком социального опыта, продвижение его на новую ступень (с. 338).

Профессионализация – это процесс становления профессионала. Этот процесс включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др.

В целом профессионализация – эта одна из сторон социализации, подобно тому как становление профессионала – один из аспектов развития личности. Личностное пространство шире профессионального.

В литературе (6) отмечается, что «профессиональное» и «личностное» могут находиться у человека в разном соотношении:

– существование рядом, без пересечения, когда человек функционирует формально, отбывая время на работе и считая его потерянным;

– полное совмещение, когда человек не мыслит себя вне работы и свое личное «втискивает» в профессиональные рамки;

– частичная идентификация личности со своей профессиональной ролью;

– полное включение профессиональных ценностей в личное пространство, значительно более широкое и многомерное (с.270).

Наиболее оптимальным и гармоничным является, по-видимому, последний вариант, когда «профессиональное» вписывается в «личностное» как одна из его сторон.

У взрослого человека в ходе его развития эти два процесса, два начала – социализация и профессионализация то гармонично сближаются, то вступают в противоречие, то расходятся по разным векторам развития.

Рассмотрим возможные этапы и варианты динамики соотношения социальногои профессионального на примере личностного и профессионального самоопределения и саморазвития,

– Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складываются требования к профессии. Личностное самоопределение – это определение человеком того, кем он хочет стать, что он хочет, что может, что от него хочет общество.

Без такого личностного самоосознания, если оно не сложилось, профессиональное самоопределение затруднено.

Здесь процесс социализации оказывает влияние на профессионализацию (соц-проф); далее в изложении мы сочетанием «соц-проф» будем обозначать влияние социализации на профессионализацию, а сочетанием «проф-соц» – влияние профессионализации на социализацию).

– Дальнейшее профессиональное самоопределение человека уточняется в зависимости от индивидуально-психологических, в том числе природных особенностей, от возраста (соц-проф).

– Укрепившись, профессиональное самоопределение начинает влиять на личностное. Ибо, овладевая профессией, человек более зрело начинает представлять и оценивать себя. Критерии профессионализма влияют на критерии оценки личности. Может происходить переоценка отношения человека к себе как личности (проф-соц).

– По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает его общая мотивация, актуализируются потенциальные способности, возрастает уровень притязаний. Профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека (проф-соц).

– Характер межличностных отношений, в которые вступает человек в трудовой деятельности, влияет на личностное развитие и на шлифовку человека как профессионала (соц-проф).

– Профессиональная деятельность, в зависимости от того, как она протекает, оказывает влияние на отдельные черты личности. По мере дифференциации профессиональных мотивов и ориентации развиваются те или иные личностные качества.

Например, отмечается, что у учителя при ориентации на учащихся развиваются диагностические способности, при ориентации на коллег – организационно-коммуникативные способности, при ориентации на администрацию – дидактические, (проф-соц).

– Вид профессии может определять личность человека. В работах (3) обобщены результаты исследований, показывающих, что участие людей в профессиональной деятельности, обладающей существенными общими признаками, может приводить к формированию у них сходных черт личности.

Общие профессиональные цели, похожие условия труда и быта, близкие условия жизни, одинаковые пути повышения материального благосостояния, профессионального и социального роста – все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности, общения, поведения, формирует общие по содержанию интересы, установки, традиции, что оказывает влияние на становление социально-профессионального типа личности. У людей одной профессии складываются близкие ценностные ориентации, характер, особенности межгруппового и внутри-группового общения, даже манера одеваться. Так, отмечает автор, у представителей науки и культуры развиты любознательность и интерес к взаимоотношениям людей. Напротив, у представителей технических профессий интерес к взаимоотношениям людей низок, а высок интерес к интеллектуальной деятельности и т.д. Таким образом, профессия сама накладывает отпечаток на человека. Приведем положение, встреченное нами в одной из газет, которое может позабавить читателя: «Не раз уж отмечено, что те, кто занимается физикой, естественной историей, физиологией или химией, обычно отличаются мягким, уравновешенным и, как правило, жизнерадостным нравом, тогда как авторы сочинений по вопросам политики, законоведения и даже морали – люди угрюмые, склонные к меланхолии и т.д. Объясняется это просто: первые изучают природу, вторые – общество; первые созерцают создания великого творца, вторые вглядываются в дело рук человека. Следствия не могут не быть разными» (Никола-Себастьен де Шамфор). (проф-соц).

– Средствами профессии происходит самовыражение личности человека, труд является безусловно главным путем самореализации личности (проф-соц), но в отдельных случаях личность самореализует себя во внепрофессиональных увлечениях (семья, хобби), здесь профессиональное и социальное существует как бы параллельно.

– Неудачи, неуспех в профессиональной деятельности могут приводить к ее деформации при условии, что личность стремится реализовать себя в труде. Такого человека огорчают, расстраивают его неуспехи в профессии (проф-соц).

Если же человек не стремится реализовать себя в профессиональной деятельности и только отбывает в ней, то неуспехи в профессии его меньше трогают.

Не так уж мало людей, которые работают и даже трудятся успешно, но не для самореализации своей личности, а только для материального заработка и поддержания своего существования.

– В течение всей жизни человека личность корректирует профессиональную деятельность под углом зрения своих ценностных ориентации. Если же меняются установки, мотивы личности, это влияет и на профессиональное развитие человека (соц-проф),

– В отдельных случаях пересмотр человеком своей личности или появление у личности новых потребностей может приводить к тому, что человек меняет профессию (соц-проф).

– То, как человек строит сценарий своей профессиональной жизни, как он достигает профессиональных вершин, как протекает его профессиональное старение, как он уходит из профессиональной деятельности – все это тоже зависит от личности (соц-проф).

– В целом личностное пространство шире профессионального, личностное лежит в основе профессионального, личностное определяет начало, ход и завершение профессионального.

Так, социализация определяет содержание и ход профессионализации человека.

Вместе с тем профессионализация в течение всей жизни человека оказывает влияние на личность, может ее стимулировать и наоборот разрушать, деформировать.

Приведем созвучные положения в литературе (4, в 2.

6): Различают стадии социализации: дотрудовая – до начала трудовой деятельности, ранняя социализация; трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, продолжается в течение всей его трудовой жизни; послетрудовая стадия социализации, предполагающая, что пожилой возраст может вносить (с учетом специфики активности личности в этот период) важный вклад в развитие социального опыта (с.344-347).

Интересно проследить индивидуальные варианты соотношения личностного и профессионального в жизни отдельных конкретных людей.

На эффективность профессиональнрй деятельности оказывают существенное влияние два фактора; профессиональная мотивация и профессиональные способности. Рассмотрим их в двух последующих параграфах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/18_711_professionalizatsiya-i-sotsializatsiya.html

Профессиональная социализация

22. Профессионализация и социализация: Восхождение человека к профессионализму называется

Социализация сегодня определяется в качестве одного из значимых процессов становления личности. Что касается профессиональной социализации, то она является в большей степени процессом самоопределения и вхождения личности в профессиональную среду и, соответственно, в профессию. Профессиональная социализация включает в себя следующие элементы:

  1. Профессиональную ориентацию;
  2. Профессиональное самоопределение;
  3. Профессиональную адаптацию;
  4. Развитие профессионального самосознания специалиста;
  5. Развитие профессионально-трудовой социализации в процессе осуществления своих трудовых функций.

Личность совершенствует себя в конкретных трудовых условиях, существуя при этом в условиях профессиональной среды. Она оказывает очень сильное влияние на профессиональное развитие личности, ее становление и способности совершенствоваться в различных профессиональных областях. Такие области могут быть схожими с профессиональными интересами индивида, а могут быть совершенно противоположными.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Профессиональная социализация и ее эффективность определяется постепенным самоопределением, а также «вхождением» обучаемых в профессию в период их профессионального образовательного становления.

При этом многие исследователи отмечают, что профессиональную социализацию следует определять как систему взаимозависимых и взаимосвязанных подсистем, которые описаны как в педагогической, так и в психологической литературе.

Необходимо соблюдать комплекс «лицей-колледж-вуз» для того, чтобы человек получал определенные знания и навыки на разных этапах своего профессионального становления и развития.

Результатом профессиональной социализации становится профессиональная ориентация. Но, тем не менее, некоторые авторы указывают на то, что ориентацию можно считать также и исходным моментом профессиональной социализации.

Наиболее точно о результате можно говорить тогда, когда человек полностью социализируется и получает наиболее полные и конкретные навыки в желаемой профессиональной сфере. Это значит, что он окончательно адаптируется к условиям и осознает свою ответственность за совершаемые поступки.

При этом профессиональная социализация может привести человека к сомнениями по поводу осваиваемой профессии и, соответственно, натолкнуть его на мысли о том, что следует попробовать себя в иной сфере для того, чтобы усовершенствовать заложенные в личность навыки и знания.

Замечание 1

Таким образом, профессиональная социализация формирует потенциал будущего специалиста, особенности его успешного включения в процесс трудовой деятельности и обеспечивает последующее поддержание высокого уровня его профессиональной мобильности, гибкости в течение всей профессиональной карьеры.

При оптимальном процессе профессиональной и трудовой социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче знаний и опыта из поколения в поколение.

Также передаются социокультурные установки, профессиональные взгляды, ценностные ориентации и социопрофессиональные навыки и умения, мастерство.

Благодаря профессиональной социализации обеспечивается постепенное вхождение индивида не только в профессиональную, но также и в социальную жизнь. Им достигается та необходимая устойчивость, которая становится залогом успеха.

Особенности профессиональной социализации

Замечание 2

Профессиональная социализация разными исследователями рассматривается под разным углом.

Тем не менее, все они сходятся во мнении о том, что это специфический адаптационный, интеграционный социально-психологический процесс, благодаря которому происходит усвоение профессионально-ролевых установок личности, норм и знаний, образцов профессионального поведения. В дальнейшем все вышеуказанные аспекты могут воспроизводиться в профессиональной деятельности. Все это лежит в основе потенциала для профессиональной мобильности личности.

Но профессиональная социализация – это не только обширный процесс: это также и механизм, который нацелен на осуществление формирования личностных, профессиональных и социальных качеств будущего специалиста.

Именно эти качества и черты позволят ему в дальнейшем успешно выполнять определенные социальные роли и исполнять свои функции, которые обозначены в трудовом договоре и предполагают результаты их деятельности.

Важно отметить тот факт, что профессиональная социализация будущего специалиста обусловлена спецификой ее осуществления в условиях профессиональной образовательной организации. Эффективность такой профессиональной социализации во многом зависит от ряда взаимосвязанных факторов:

  • Нацеленность основных профессиональных программ в системе образования на развитие профессиональных компетенций, которые пригодятся человеку в тех или иных условиях;
  • Развитие профессиональных и социальных качеств обучающегося как профессионала определенного профиля и уровня квалификации;
  • Продолжительность адаптации будущего специалиста, независимо от его звена (среднего или высшего) к постоянно динамично меняющимся условиям окружающей действительности;
  • Сформированность умений принимать и осознавать реальные, а также будущие требования со стороны профессионального сообщества, которые могут меняться в зависимости от изменений в социальной, экономической, политической или правовой системах;
  • Создание микроклимата организации и последующее конструирование наиболее логических и подходящих способов для взаимодействия с субъектами социальных отношений, которые окружают индивида на протяжении всей его профессиональной карьеры.

Таким образом, профессиональная социализация индивида необходима ему для того, чтобы успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. К тому же, социализация сама по себе предполагает, что индивид осваивает новые знания и умения, а также навыки, которые определяют его как будущего профессионала.

Социализация позволяет также осознавать самого себя, не бояться пробовать новые способы работы и получения опыта. Сегодня она должны контролироваться со стороны более опытных профессионалов, а также со стороны руководства организаций, где появляется и осваивается новый коллега.

Именно от этого зависит успешное вхождение человека в новые условия, его адаптация и желание в дальнейшем развиваться, осваивать новый опыт и делать из себя специалиста более высокого уровня.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/professionalnaya_socializaciya/

Medic-studio
Добавить комментарий