22. Психофизиологические компоненты работоспособности

Психофизиологические компоненты работоспособности персонала

22. Психофизиологические компоненты работоспособности

Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности определяет содержание работос­пособности как основной составляющей надежности человека.

При рассмотрении работоспособности как сложного многопланового явления, для ее оценки приме­няется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам:

1. показатели эффективности или продуктивности деятельнос­ти,

2. показатели самочувствия человека

3.

психофизиологические показатели состо­яния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности.

На основании совместного анализа данных по соотношению изменений в продуктивности деятельности и в психофизиологических показателях в процес­се рабочего дня для физической и умственной деятельности на кривой ра­ботоспособности (рис. 1) были выделены следующие стадии:

Рис.1. Стадии работоспособности, выделенные по соотношению показателей деятельностного, психического и психофизиологического уровней функциональной системы деятельности .

1 – врабатываемость 2 – оптимальная работоспособность 3 – полная компенсация 4 – неустойчивая компенсация 5 – конечный прорыв 6- прогрессивное снижение работоспособности а – максимальные резервные возможности б – эффективность работы в – утомление г – напряженность

1. Стадия врабатывания, которая включает три подстадии:

1.1. первичной мобилизации : наблюдается в момент начала деятельности и длиться до нескольких минут. Она характеризуется кратковременным снижением значений практически всех показателей деятельности и активации физиологических систем. Этот эффект связан с внешним торможением, возникающим в результа­те изменения характера стимуляции;

1.2. гипермобилизации — охватывает «предстартовый» период и характеризуется повышением как неспецифической активации, так и специфических сдвигов, например активизацию анализаторов, переход организма в состояние готовно­сти к восприятию информации.

На психологическом уровне происходит пост­роение плана деятельности и мысленное «проигрывание» ее ключевых этапов.

Постепенное повышение работоспособности сопровождается выраженными ко­лебаниями продуктивности, точности, качества работы и состоянием повышен­ной нервно-психической напряженности: учащением пульса и дыхания, повы­шением кровяного давления, депрессией альфа-ритма, повышением доли тета и бета-ритмов (см. гл. 2);

1.3. гиперкомпенсации — происходит поиск адекватного приспособления к требова­ниям деятельности и формирование устойчивого динамического стереотипа де­ятельности. Показатели деятельности и психофизиологические показатели отличаются нестабильностью.

2. Стадия оптимальной работоспособности характеризуется стабильными па­раметрами деятельности и организма.

Она определяется как «устойчивое рабочее «состояние» или состояние «функционального комфорта», отражающее оптималь­ность психофизиологических затрат (высокая продуктивность достигается мини­мальными затратами).

Статистически достоверных изменений в психофизиологи­ческих показателях не наблюдается.

3.

Стадия полной компенсации, которая постепенно приходит на смену преды­дущей и отражается в снижении работоспособности и развитии начальных при­знаков состояния утомления, субъективно переживаемом как состояние усталости.

Компенсация утомления происходит за счет волевых усилий и активизации физи­ологических механизмов, что отражается в более высоких, чем в период врабатываемости, вегетативных сдвигах и развитии состояния нервно-психического напряжения.

4. Стадия неустойчивой компенсации (или выраженного утомления) характеризуется нарастающим утомлением и снижением работоспособности.

В этом со­стоянии наблюдается выраженное чувство утомления и разнообразные по направ­ленности и интенсивности изменения психофизиологических показателей как следствие сложного взаимодействия активационных, регуляторных и компенса­торных систем различного уровня, изменения в которых происходят неодновре­менно и зависят от структуры конкретной деятельности и от того, какая психическая функция испытывает большее напряжение. В этой стадии выделяются подстадии субкомпенсации — сохраняется высокая продуктивность. Компенсация возникающих трудностей осуществляется за счет менее ответственных (энергети­чески и функционально) процессов и, в частности, путем подключения дополни­тельных ресурсов.

5.

Стадия «конечного порыва» — в конце работы при адекватном воздействии на мотивационно-волевую сферу, в особенности при наличии высокозначимых для субъекта целей, может происходить кратковременное повышение продуктивности за счет привлечения «неприкосновенных» психофизиологических резервов организма. Очевидно, что такой режим работы является экстремальным для организма и ведет, как правило, к переутомлению и хроническим заболеваниям.

6.

Стадия декомпенсации — прогрессивное снижение работоспособности, ког­да быстро нарастают симптомы утомления, снижается продуктивность и эффективность работы и наблюдаются значительные сдвиги во всех психофизиологиче­ских показателях, связанных с системами активации. В этом состоянии волевые усилия уже не обеспечивают активизацию компенсаторных и защитных систем, в операторской деятельности появляются отказы и срывы, когда дальнейшее выпол­нение деятельности может и должно быть прекращено.

Как показывают эти данные, построение кривой работоспособности для конк­ретного субъекта возможно только с привлечением психофизиологических изме­рений. Эти исследования имели исключительное практическое значение для раз­работки режимов труда, для оценки эффективности и надежности человека, рабо­тающего в системах «человек—техника—среда».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/13_39343_psihofiziologicheskie-komponenti-rabotosposobnosti-personala.html

Компоненты и виды работоспособности

22. Психофизиологические компоненты работоспособности

Тема 5. Психофизиологические компоненты работоспособности

1. Компоненты и виды работоспособности.

2. Динамика работоспособности

3. Уровни работоспособности

4. Показатели работоспособности

Проблема изменчивости, динамичности внутренних ресурсов работающего человека в течение рабочей смены, недели, месяца, года издавна волновала ученых. Результативность и качество работы субъекта труда, проявляющиеся в профессиональном поведении, обозначают терминами «продуктивность» или «эффективность», «производительность» труда.

Для обозначения внутренних, субъектных факторов, влияющих на продуктивность труда (как возможность человека выполнять данную работу на заданном уровне временных и качественных показателей в течение определенного времени), был введен термин «работоспособность».

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворённость этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности субъекта труда, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оцени­вается в ходе ее реализации.

Работоспособность — это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

Ра­ботоспособность определяется комплексом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда.

Рисунок 24. – Структура понятия «работоспособность субъекта труда»

Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависит от инже­нерно-психологических, гигиенических и других характеристик, средств (орудий), содержания, условий и организации конкретной деятельности, а также от системы психолого-физиологического прогнозирования и формирования профессиональной пригодности, то есть системы отбора и подготовки специалистов. Уровень работоспособности отражает, во-первых, потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функ­циональные резервы и, во-вторых, мобилизационные возможности личности акти­визировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период. Степень устойчи­вости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а также запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

Различают общую и профессиональную, оптимальную, экстремальную, пониженную, потенциальную и актуальную работоспособность (Медведев В.И., Парачев А.М., 1971).

Общая работоспособность отражает способности человека выполнять любую общественно полезную деятельность. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека. Синонимом общей работоспособности является понятие «трудоспособность», используемое в практике врачебно-трудовой экспертизы.

Профессиональная работоспособность отражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения профессиональных задач. Например, в результате заболевания или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обязанностей, связных с корректировкой текстов в типографии.

Потенциальная работоспособность (выносливость) характеризует максимальную продолжительность непрерывной деятельности субъекта труда на требуемом уровне эффективности (такое понимание отражает выносливость человека к определенной нагрузке).

Второе значение термина «потенциальная работоспособность» характеризует максимально возможный объем работы, который способен выполнить данный человек.

Это значение близко понятию «экстремальная работоспособность», если имеется в виду объем работы, доступный человеку в экстремальной ситуации при полной мобилизации всех его сил.

Актуальная работоспособность характеризует состояние субъекта деятельности, определяющее уровень его эффективности в данный промежуток времени (например, в начале третьего часа работы).

Предполагается, что актуальная работоспособность меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу.

Понятие «актуальная работоспособность» соответствует термину «функциональное состояние» субъекта труда, которое также задается через характеристики «наличного уровня активности функциональных систем организма», характеризующегося «степенью её адекватности предстоящей деятельности человека». Следует различать состояние работоспособности (или функционального состояния) отдельных клеток, органов, систем организма и человека как субъекта труда в целом.

https://www.youtube.com/watch?v=M-rmKq0xuSk

Основными целями изучения работоспособности являются следующие:

1. Обществу, руководителям производственных организаций важно на научной основе определять объем работы для субъекта труда.

Это должен быть достаточно большой и вместе с тем реализуемый объем заданий / норма выработки (при имеющихся орудиях труда, технологиях, условиях труда).

При выполнении нормы выработки в течение многих лет люди не должны перенапрягаться и терять здоровье из-за развития профессионального истощения и связанных с ним заболеваний. Это задачи психофизиологического нормирования и охраны труда.

2. Выполнение некоторых видов труда сопряжено с высокой ответственностью; цена ошибки велика, и поэтому важно контролировать состояние не только оборудования, технологических субъектов, но и субъекта. Это задача обеспечения надежности, безошибочности трудовых действий, требующая контроля состояния работоспособности человека до начала работы и в процессе её выполнения.

3. Индивидуальные свойства работоспособности персонала учитываются в профессиональном отборе кадров.

4. Исследование работоспособности субъекта труда позволяет выявить негативные факторы и наметить пути оптимизации труда, повышения работоспособности.

5. Измерение сдвигов работоспособности субъекта труда используется в целях выбора предпочтительных вариантов ременных режимов работы, орудий и видов труда. Критерием выбора является высокая эффективность труда при обеспечении состояния функционального комфорта у работника.

Источник: https://studopedia.su/13_27549_komponenti-i-vidi-rabotosposobnosti.html

Психофизиологические компоненты работоспособности

22. Психофизиологические компоненты работоспособности

Реферат

Тема: «Психофизиологические компоненты работоспособности»

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3

1. Экстремальные факторы труда …………………………………………5

2. Общий адаптационный период …………………………………………7

3. Особенности оценки тяжести труда при статическом напряжении мышц ……………………………………………………………………………..10

4. Эргономическая концепция анализа работы, напряжения организма и стресса ……………………………………………………………………………15

5. Оценка тяжести умственного труда ………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………..25

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..27

ВВЕДЕНИЕ

Труд является необходимым условием существования человеческого общества, – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он видоизменяет и приспосабливает предметы природы или ранее произведенные предметы для удовлетворения своих потребностей. Трудовую деятельность условно можно разделить на три типа: энергетическую, управляющую и эвристическую.

В реальных условиях в чистом виде не существует ни один из этих типов, а в какой-то мере все они переплетаются в любой производственной деятельности. Производственные процесс – это сложная функционирующая система, состоящая из множества элементов, между которыми существуют определенные динамические связи и важнейшим и самым активным элементом этой системы является человек [6, С. 45].

Деятельность человека осуществляется благодаря двум тесно связанным способностям организма – дееспособности и работоспособности.

Дееспособность, означает способность человека формировать целесообразную деятельность, она создает качественную сторону трудовой деятельности человека.

Однако человек не может выполнить ни одну качественно определенную целесообразную деятельность, не может достичь ни одной намеченной цели, если при этом одновременно не включается его работоспособность.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что для развития средних и крупных предприятий в России необходимо успешно развивать социальное партнерство, регулярно перезаключать коллективные договоры и соглашения, развивать производственную демократию, т.е. исходя из интересов и потребностей предприятий необходимо поднимать качество трудовой жизни. А это значит проводить [11, С. 52]:

– диагностику состояния организации трудовой жизни на предприятии на основе комплекса, используемых показателей, экспертных результатов социологических опросов;

– организацию работ по выявлению резервов качества трудовой жизни персонала; 

– выявление и классификацию факторов, влияющих на качество трудовой жизни персонала;

– выбор возможных методов повышения качества организации труда персонала; 

– создание подсистемы повышения организации труда персонала. 

Качественная организация труда персонала – важнейшее условие роста производительности труда и должно базироваться на росте материальных потребностей и концепции всестороннего развития личности.

Очень важно рационально, точно организовать рабочее место, гармонично увязать все элементы организации, т.е. планировку, оснащение, обслуживание и конечно предоставить работнику благоприятные и комфортные условия для эффективного осуществления трудового процесса с максимально высокой производительностью.

Цель работы: раскрыть суть организации физического и умственного труда человека на основе методов и концепций эргономики.

Задачи:

– рассмотреть влияние экстремальных факторов труда на человека;

– раскрыть особенности оценки тяжести умственного труда и труда при статическом напряжении мышц;

– выявить оптимизационные методы эргономики трудовой деятельности.

1. Экстремальные факторы труда

Условия труда по вредным факторам оцениваются по 4 классам [8, С. 136]:

  1. оптимальные (комфортные) условия труда – максимальная производительность и минимальная напряженность организма; этот класс установлен только для оценки микроклимата и психофизических факторов;
  2. допустимые условия – характеризуются такими уровнями факторов среды, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест;
  3. вредные условия труда – характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих негативное воздействие на работающего и/или его потомство:

3.1) вызывающие, обратимое функциональное состояние организма;

3.2) приводящие к стойким функциональным нарушениям и росту заболеваемости;

3.3) приводящие к развитию профессиональной патологии и росту хронических заболеваний;

3.4) приводящие к профессиональной патологии и высокому уровню заболеваемости с утратой трудоспособности;

4) опасные (экстремальные) условия труда – воздействие вредных факторов на протяжении рабочей смены или ее части создают угрозу для жизни или риск возникновения тяжелых форм профзаболеваний.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. и тяжелых форм.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

На человека в процессе его трудовой деятельности могут воздействовать опасные (вызывающие травмы) и вредные (вызывающие заболевания) производственные факторы. Опасные и вредные производственные факторы подразделяются на четыре группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

К опасным физическим факторам относятся [2, С. 36]: движущиеся машины и механизмы; различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования; отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента, электрический ток, повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и т.д.

К химическим опасным факторам относятся: обще-токсические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутагенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят пары и газы: пары бензола и толуола, окись углерода, сернистый ангидрид, окислы азота, аэрозоли свинца и др., токсичные пыли. Сюда же относятся агрессивные жидкости (кислоты и т.д.), вызывающие ожог.

К биологическим опасным факторам относятся микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.) и макроорганизмы (растения и животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания.

К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др.).

Вредными производственными факторами для здоровья человека являются повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; высокие влажность и скорость движения воздуха; повышенные уровни шума, вибраций.

К вредным производственным факторам относятся также запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов; повышенная яркость света и пульсация светового потока.

2. Общий адаптационный период

Прикладной раздел физиологии, который изучает механизм адаптации человека к работе с целью разработки мероприятий, направленных на сохранение здоровья, повышение производительности труда при минимальном негативном воздействии на здоровье, называется физиологией труда. Изучает не только организм человека, его адаптацию, но и условия труда, вредные факторы.

Адаптация – процесс приспособления, который формируется на протяжении жизни человека [12, С. 78]. Благодаря адаптационным процессам человек приспосабливается к необычным условиям или новому уровню активности, повышается устойчивость его организма к воздействию негативных факторов.

Организм человека может адаптироваться к высокой и низкой температуре, к воздействию необычных эмоциональных раздражителей (страх, боль и т.п.), к низкому атмосферному давлению или даже к некоторым патогенным факторам.

В реальных условиях жизнедеятельность человека – постоянный адаптационный процесс.

Организм адаптируется к воздействию различных природных (атмосферное давление, состав воздуха, длительность и интенсивность инсоляции, температура и влажность воздуха, сезонные и суточные ритмы), социальных и производственных факторов. Как правило, организм адаптируется к воздействию комплекса факторов.

Естественно, что любой фактор окружающей среды, к которому адаптируется организм, действует длительно или интенсивно, может перейти в стресс – способ достижения резистентности организма при воздействии на него стрессового (травмирующего) фактора. Реакция организма, характер изменений зависит от состояния и возможностей организма, силы и воздействия фактора.

Процесс адаптации имеет несколько стадий развития (физиологическая и морфологическая). Вначале активизируются энергетические, а потом и пластические ресурсы клеток.

Если этих ресурсов достаточно (это бывает в случае действия не очень сильного раздражителя), состояние организма нормализуется, если их недостаточно, то возникает потребность в мобилизации ресурсов всего организма и тогда начинаются развиваться все стадии адаптации [12, С. 80].

Физиологическая (краткосрочная) стадия. В случае воздействия на организм необычного по силе и воздействию фактора, организм использует свои физиологические резервные возможности, что обусловлено мобилизацией его структур. Обычно, структуры органов используют 1/6-1/10 потенциальных возможностей.

Например, в условиях относительного спокойствия минутный объем дыхания составляет до 6л, а при работе, даже у нетренированных людей может достигнуть 120-150л., минутный объем крови может увеличиться до 20-24л (в состоянии покоя 5-6л).

Физиологическая фаза развивается при активном участии симпатико-адреналиновой системы, механизмов, которые отвечают за эмоциональную сферу, поэтому эта фаза называется реакцией тревоги.

Морфологическая (длительная) стадия. В случае повторного или длительного воздействия раздражителя, первая стадия переходит в следующую, морфологическую.

Морфологическая основа органа (органов) увеличивается – нарастают функциональные резервы, то есть раздражитель становится обычным и благодаря изменению структуры, организм легко справляется с ним, повышается устойчивость организма к конкретному фактору. Эта фаза – фаза резистентности.

Адаптация у людей различная [5, С. 82]. Это зависит от врожденных и приобретенных на протяжении жизни индивидуальных особенностей организма, которые определяют уровень его функциональных резервов.

Величина их, в значительной мере, зависит от генетических особенностей человека. Возможность человека к адаптации возможно рассматривать как меру его индивидуального здоровья. Состояние здоровья человека зависит от количества и силы его адаптационных резервов.

Одним из важнейших направлений безопасности жизнедеятельности и здоровья человека – разработка мероприятий по расширению функциональных резервов.

В современных условиях человек чаще подвержен воздействию различных стрессовых, субстрессовых и экстремальных факторов, которые необходимо изучать, а знания использовать для профилактики возможных заболеваний.

Деятельность человека в сложной производственной сфере реализуется с учетом процессов перестройки большинства функций под воздействием различных факторов, которые воздействуют в процессе трудовой деятельности.

Одним из основных механизмов, которые формируются в процессе овладения трудовых навыков, является динамический стереотип.

Создание трудового динамического стереотипа в человеке осуществляется под воздействием факторов наследственного развития морфофункциональных механизмов нервных центров, факторов окружающей среды и целенаправленного педагогического воздействия.

3. Особенности оценки тяжести труда при статистическом напряжении мышц

Тяжесть труда является количественной характеристикой физического труда. Напряженность труда — количественная характеристика умственного труда. Она определяется величиной информационной нагрузки [7, С. 60].

На производстве различают четыре уровня воздействия факторов условий труда на человека:

  • комфортные условия труда обеспечивают оптимальную динамику работоспособности человека и сохранение его здоровья;
  • относительно дискомфортные условия труда при воздействии в течение определенного интервала времени обеспечивают заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывают субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы;
  • экстремальные условия труда приводят к снижению работоспособности человека, не вызывают функциональные изменения, выводящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим изменениям;
  • сверхэкстремальные условия труда приводят к возникновению в организме человека патологических изменений и к потере трудоспособности.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_18/psihofiziologicheskie-komponenty-rabotosposobnosti/164145.1954813.page1.html

Medic-studio
Добавить комментарий