23. Индивидуальный стиль трудовой деятельности (ИСД) и интегральная

2.2. Индивидуальный стиль трудовой деятельности

23. Индивидуальный стиль трудовой деятельности (ИСД) и интегральная

  Изучение индивидуальности человека в психологии имеет достаточно давние традиции, и это отражено в ее отдельных дисциплинах – дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Индивидуальные особенности деятельности постепенно стали предметом отдельного изучения и получили название индивидуального стиля деятельности (ИСД).

  В отечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается с 50-х гг. XX в. в работах В.С. Мерлина, Е.А. Климова и др. К настоящему времени изучены и описаны стили: когнитивные, эмоциональные, деятельности, руководства, общения, поведения, жизни; перцептивные, реактивные, аффективные, рациональные, эмпирические и др.

  Индивидуальный стиль деятельности в широком понимании отображает всю систему отличительных признаков деятельности человека, обусловленную его индивидуально-личностными особенностями.

Стиль деятельности проявляется на поведенческом уровне в устойчиво повторяющихся приемах и способах деятельности, своеобразной временной организации действий, качественных особенностях продукта деятельности.

Внутрисубъектные особенности индивидуального стиля представлены типичными стратегиями деятельности, индивидуально-своеобразными особенностями контроля, саморегуляции действий и состояний.

  Индивидуальный стиль деятельности – это совокупность приемов и способов деятельности, обусловленная определенными свойствами личности и сложившаяся как средство приспособления к объективным требованиям.

  С помощью этих способов, приемов человек сознательно или стихийно компенсирует слабые стороны своих типологических особенностей и наилучшим образом использует свои природные преимущества.  Основными исходными идейно-теоретическими положениями концепции индивидуального стиля деятельности, интегрирующей идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Б.М.

Теплова, В.С. Мерлина и др., были следующие посылки:  1. Есть стойкие личностные качества, существенные для успеха деятельности, но практически не воспитуемые (типологические свойства нервной системы).  2. Возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления к деятельности.  3.

Имеются широкие возможности компенсаторного преодоления слабо выраженных способностей.  4. Формирование личности можно вести только с учетом внутренних условий наряду с внешними.  5. Субъективное, будучи отражением объективного, обладает собственной активностью.  В развитии концепции индивидуального стиля деятельности выделяется несколько этапов. В 1950-60-е гг.

основными задачами достаточно широких исследований, проводимых сначала под руководством В.С. Мерлина, а затем и Е.А.

Климова, были следующие:  1) показать возможность успешной адаптации к требованиям деятельности лиц с разными биологически обусловленными особенностями психики (типологическими свойствами нервной системы);  2) доказать возможность существования разных видов индивидуального стиля деятельности;  3) показать социальную равноценность разных стилей деятельности и отсюда – равноценность лиц с разными психологическими особенностями.  Характерные особенности проведенных исследований:  1. Постулировалось, что разные индивидуальные стили деятельности одинаково эффективны, различия в адаптации к требованиям деятельности разных по типологии субъектов подчеркиваются сопоставлением двух противоположных стилей.  2. Констатировалось, что эффективный индивидуальный стиль – это не просто совокупность всех наиболее рациональных приемов деятельности, а именно индивидуально-своеобразная система.  3. Успешность-неуспешность деятельности субъекта объяснялась типологически адекватным, т.е. соответствующим типологическим свойствам, или неадекватным индивидуальным стилем деятельности, его стихийным формированием.  В 1970-80-е гг. проводятся комплексные исследования индивидуального стиля в соответствии с классификацией видов деятельности. Для выделения, обоснования и описания индивидуальных стилей деятельности широко используются многомерные методы математической статистики. Е.П. Ильиным выделяются три типа адаптации субъекта к деятельности (приспособление субъекта к деятельности, приспособление деятельности к субъекту и взаимное «уравновешивание»). Механизм адаптации рассматривается им как взаимодействие типологической принадлежности и способностей, мотивации, результативности деятельности.

  Сравнительный анализ основных подходов к изучению индивидуального стиля деятельности представлен в табл. 2.

Таблица 2. Подходы к исследованию индивидуального стиля деятельности

  В рамках компенсаторного подхода рассматриваются следующие виды компенсаторных возможностей человека в деятельности:  1. Недостаток способностей компенсируется приобретенными знаниями и умениями (Б .М. Теплов). Например, абсолютный слух может быть компенсирован приобретенными умениями.  2.

Недостаточно выраженные способности компенсируются за счет формирования типологического стиля деятельности (Е.П. Ильин).  Индивидуальный стиль деятельности отражает индивидуальную неповторимость мастера своего дела, в то время как типологический стиль деятельности – это типичный для группы лиц с одинаковыми типологическими особенностями стиль деятельности.

  Успешные индивидуальные приемы и способы выполнения формируются лишь при условии активного положительного отношения к деятельности. Возможности компенсации с помощью индивидуального стиля недостаточно сформированных свойств ограничены. Индивидуальный стиль деятельности не может компенсировать отсутствия необходимых задатков (музыкальных, художественных и т.п.).

Ограничения в формировании эффективного индивидуального стиля касаются также типологических свойств нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность, подвижность, динамичность и лабильность), необходимых для успешной деятельности в экстремальных условиях (дефицит времени, повышенная ответственность и пр.).  3.

Недостаточное развитие одной способности компенсируется другой, более развитой ортогональной, т.е. не связанной с первой, способностью.  4. Одинаковая выраженность у разных людей одной и той же сложной способности определяется различной выраженностью составляющих ее простых способностей.  Исследования индивидуального стиля деятельности в русле концепции интегральной индивидуальности В.С.

Мерлина определяют содержание интегрального подхода к изучению данного явления (Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин).  Целостную характеристику индивидуальных свойств человека В.С. Мерлин обозначил понятием «интегральная индивидуальность». Теория интегральной индивидуальности возникла в русле дифференциальной психофизиологии и имеет следующие особенности:  1.

Интегральная индивидуальность является саморазвивающейся и самоорганизующейся системой, состоящей из относительно замкнутых подсистем метасистемы «человек-общество».  2. Интегральная индивидуальность – это не совокупность особых качеств и свойств человека, а индивидуально-своеобразный характер связи между всеми его свойствами, т. е. это целостная характеристика индивидуальности человека.  3.

Интегральная индивидуальность – это динамическая система активной адаптации человека к конкретным условиям среды.  В.С. Мерлин выделяет следующие иерархические уровни интегральной индивидуальности:  1. Система индивидуальных свойств организма.  1.1. Биохимические свойства.  1.2. Общесоматические свойства  1.3. Свойства нервной системы (нейродинамические).  2.

Система индивидуальных психических свойств.  2.1. Психодинамические свойства (темперамент).  2.2. Психические свойства личности.  3. Система социально-психологических индивидуальных свойств.  3.1. Социальные роли в социальной группе и коллективе (отношения личности, личностный статус).  3.2. Социальные роли в социально-исторических общностях (класс, народ).

  Свойства человека находятся между собой в особой зависимости, организованы в подсистемы и структурированы по иерархическому принципу. При этом каждый уровень интеграции свойств конкретного человека определяется уникальным сочетанием его свойств выше- и нижележащего уровней в силу разнообразных связей между ними.

  Между свойствами одного иерархического уровня интегральной индивидуальности существуют однозначные статистические связи (одноуровневые), которые характеризуют систему свойств как относительно замкнутую. Между свойствами разных уровней интегральной индивидуальности существуют много-многозначные связи, которые характеризуют систему как открытую для воздействия.

Оба типа связей меняются в процессе выполнения деятельности и на протяжении жизни. На начальных этапах овладения деятельностью в структуре индивидуального стиля важную роль играют психо- и нейродинамические свойства, по мере ее развития возрастает значение свойств личностного уровня.

  Становление интегральной индивидуальности и индивидуального стиля деятельности взаимосвязано, при этом индивидуальный стиль деятельности рассматривается как психологическая система, опосредующая взаимодействие индивидуальности человека и внешних условий его жизнедеятельности.

Индивидуальный стиль деятельности выступает в качестве механизма интеграции разных уровней индивидуальности и важнейшего условия ее развития. При этом необходимо соблюдать следующие условия:  1. Наличие «зоны неопределенности» деятельности: возможность осуществления объективных требований деятельности при помощи различных промежуточных целей, операций, движений.

Успех деятельности в данном случае будет определяться умением субъекта выбрать, создать максимально приспособленный для данной деятельности стиль поведения, в котором можно учесть собственные преимущества и добиться эффективного выполнения поставленных целей.  2.

Наличие «зоны определенности» деятельности: осуществление объективных требований деятельности в соответствии с принятыми нормативами.  3. Наличие мотивов выбора способов деятельности, наиболее соответствующих особенностям человека.  Согласно системогенетическому подходу (В.Д.

Шадриков), в основе формирования индивидуального стиля деятельности лежит развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда, которая содержит:  1. Блок мотивов деятельности.  2. Блок целей деятельности.  3. Блок программы деятельности.  4. Блок принятия решения.  5. Блок профессионально важных качеств.

  На основе освоения нормативно одобряемой деятельности происходит ее индивидуализация по следующим направлениям:  1. Функциональная настройка отдельных психических функций в соответствии с требованиями деятельности приводит к развитию индивидуального способа деятельности.  2.

Индивидуальный способ деятельности приобретает своеобразие в зависимости от качеств субъекта труда, что приводит к развитию индивидуального стиля деятельности.  Таким образом, индивидуальный стиль является следствием преломления деятельности сквозь призму личностных качеств, выступает результатом развития психологической системы деятельности.   В.А.

Толочек отмечает, что индивидуальный стиль деятельности формируется не только под влиянием свойств индивидуальности субъекта, но и в зависимости от организационной среды, в которой протекает деятельность, а также от стилей и особенностей поведения людей, с которыми взаимодействует данный субъект деятельности.

Автор рассматривает индивидуальный стиль деятельности как целостную систему психологических средств наилучшего (с точки зрения продуктивности деятельности и удобства, комфортности ее процесса для субъекта) уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности .

  Данная система включает в себя используемые действия, приемы, характерные для данного индивида, а также отвергаемые им как неудобные и некомфортные. В процессе деятельности способы ее выполнения могут меняться, но некоторая ее устойчивая часть сохраняется.

Стиль меняется в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, к среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, но при этом существуют универсальные особенности стиля как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды и деятельности.

В целом индивидуальный стиль деятельности понимается как гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, имеющая определенные качественно-количественные границы, в частности границы субъектно удобных и неудобных способов, режимов работы, эффективных и неэффективных приемов деятельности.  В рамках типологического подхода в структуре индивидуального стиля деятельности Е. А.

Климов выделяет следующие компоненты:  I. Ядро (способы индивидуализации деятельности, которые реализуются на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы):  A. Типологические особенности, обеспечивающие успешное выполнение деятельности.  B. Типологические особенности, противодействующие успешному выполнению деятельности.

  Одна и та же типологическая особенность субъекта деятельности может быть как благоприятствующей, так и противодействующей успешности деятельности в зависимости от характера требований.  II. Пристройка к ядру (способы индивидуализации деятельности, которые формируются в процессе поиска личностью путей успешного выполнения деятельности):  В. Формирование компенсаторных механизмов в структуре типологических особенностей, противодействующих успешному выполнению деятельности (компенсация составляющей «Б»).   Г. Максимальное использование типологических особенностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности (усиление составляющей «А»).  В соответствии с данной структурой механизм формирования индивидуального стиля деятельности включает в себя:  1. Выделение конкретной системы «субъект-объект» и определение того, что должно быть сформировано у субъекта в процессе взаимодействия с объектом.  2. Определение условий, от которых зависит достижение желаемого результата.  3. Выделение содержания типологических особенностей, противодействующих успешному выполнению деятельности (элемент «Б»).  4. Выделение содержания типологических особенностей, благоприятствующих успешному выполнению деятельности (элемент «А»).  5. Определение способов формирования элементов «В» и «Г».

  Е.А. Климов обращает внимание на тот факт, что не все люди оказываются в состоянии самостоятельно найти свой индивидуальный стиль деятельности. Задача профессионального обучения состоит в том, чтобы помочь человеку найти наиболее подходящий, наиболее выгодный для него стиль работы, а не стараться сделать всех обучаемых на одно лицо посредством стандартизации приемов и способов работы.

Источник: https://txtb.ru/141/8.html

Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности

23. Индивидуальный стиль трудовой деятельности (ИСД) и интегральная

Понятие «стиль» фигурирует в житейском сознании для отображения индивидуального своеобразия процесса и результатов деятельности данного человека в отличие от других людей (стиль писателя, художника, способ работы профессионала).

Это понятие имеет статус междисциплинарной категории, которая используется для фиксации не только индивидуальных, но и социально-типических явлений (национальный стиль в одежде, стиль театральной школы, архитектурный стиль и т.д.).

В психологии стиль имеет отношении главным образом к проявлениям индивидуальности. Понятие «стиль» впервые введено в психологический оборот Альфредом Адлером (1927) для объяснения своеобразия жизненного пути личности.

Существование индивидуальных дефектов, физических ограничений в организме, психике, дефекты социальных взаимоотношений в семье создавали почву для угрозы пониженной или отрицательной социальной оценки личности.

Защищая свое Я от сознания неполноценности, личность вырабатывает, согласно Адлеру, систему целей, которые она ставит перед собой, защищая свою социальную полноценность, при этом складывается определенный стиль жизни.

Таким образом, жизненный стиль формируется вынужденно, и его возникновение детерминируется объективными особенностями организма, социальными условиями жизни, а не является чем-то случайным, произвольно выбранным.

Традиция рассмотрения стиля жизни как личностно обусловленной формы поведения сохранила свою актуальность и в настоящее время.

В отечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается с 50-х гг. XX века в работах В.С. Мерлина, Е.А. Климова и др. Для В.С. Мерлина индивидуальный стиль деятельности (учебной, спортивной, трудовой) как частный случай жизнедеятельности является системообразующим звеном, формирующим интегральную индивидуальность человека [5].

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) в широком понимании отображает всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленную его индивидуально-личностными особенностями.

ИСД проявляется на поведенческом уровне (доступном внешнему наблюдателю) в форме устойчиво повторяющихся приемов и способов деятельности, выбранных субъектом, в форме своеобразной временной организации действий, качественных особенностях продукта деятельности.

Могут быть выделены и внутрисубъектные особенности ИСД (типичные стратегии деятельности, своеобразные особенности функционирования в деятельности, обусловленные свойствами индивидуальности, разная субъективная значимость компонентов деятельности, своеобразие форм сознательного контроля, саморегуляции действий, состояний).

Е.А. Климов исследовал ИСД у ткачих-многостаночниц в зависимости от выраженности у них свойств подвижности (инертности) нервных процессов. Была обследована группа ткачих, перевыполняющих норму выработки, и в этой группе были выделены подгруппы работниц, обнаруживших при экспериментальном обследовании выраженные свойства подвижности и инертности нервной системы.

Таким образом, оказалось, что можно обладать выраженными противоположными нейродинамическими свойствами и при этом одинаково успешно работать.

Работницы были обследованы на подвижность-инертность свойств нервной системы потому, что выполняемая ими профессиональная деятельность состояла в осуществлении целого ряда действий (подготовительных, основных рабочих, контрольных, действий по устранению брака), и продуктивность труда ткачихи напрямую зависела от того, как она сумеет обеспечить непрерывную, с минимальным количеством брака, обрывов нити работу ткацких станков-автоматов. Продуктивность труда определялась суммарным временем функционирования станков в режиме производства ткани за смену.

Предстояло выявить, имеются ли отличия в приемах, способах работы у ткачих с подвижной и инертной нервной системой? Для выявления таких своеобразных приемов работы с ткачихами проводилась беседа, использовался также метод наблюдения за особенностями их трудового поведения.

В результате исследования было установлено, что работницы, обладавшие подвижной нервной системой, достигали успеха в работе за счет быстрых движений при ликвидации возникших ситуаций остановки станка, обрыва нити. Они быстро устраняли возникшие неполадки. Их стратегия выражалась словами «Надо все делать быстро… волка ноги кормят», они надеялись на свою расторопность, маневренность.

Стратегия ткачих с выраженной инертностью нервных процессов состояла в том, что они уделяли больше внимания подготовительным, предупредительным операциям, чаще осматривали работающие машины, чтобы скорректировать программу своей деятельности, старались избегать ситуаций профессиональной деятельности, требующей экстренного вмешательства.

Е.А. Климов отмечает, что эффективный стиль трудовой деятельности не формируется сам собой, дается нелегко, требует поисков.

Доля инертных работниц среди успешных ткачих, обслуживающих четыре станка существенно меньше, чем в группе ткачих, работающих на трех станках, где работа менее напряжена.

ИСД успешных ткачих, выступающих в роли наставника учениц профтехучилища, обнаруживает существенные различия.

Эффективность обучения молодых будущих ткачих может быть повышена в том случае, если у ученицы и наставницы окажутся сходные свойства индивидуальности, а именно выраженная подвижность или инертность нервных процессов.

В этом случае приемы работы, составляющие суть ИСД, рекомендуемые ученице, будут адекватны свойствам ее индивидуальности, обучение может быть в этом случае индивидуализировано, профессиональная адаптация пройдет успешнее.

Исследуя особенности профессиональной деятельности и социально-производственной среды, требования профессии к личности, индивидуальности, опыту субъекта деятельности, психолог может помочь в составлении индивидуализированных программ профессиональной подготовки, в ускорении и облегчении начальной профессиональной адаптации, в преодолении трудностей профессионального становления, развития интерналов в самых разных видах труда.

Внимание к труду управленцев с каждым днем растет не только за рубежом, но и в нашей стране.

Индивидуальные свойства менеджера оказываются значимым фактором, так как проявляются в особенностях саморегуляции (управлении собой), в системе ценностей и целей, направляющих активность менеджера, в стремлении к саморазвитию, открытости (закрытости) менеджера новому опыту, в умении и готовности решать проблемы, в выраженности творческого подхода к делу, в организаторских способностях и т.д. свойства индивидуальности несут в себе преимущества и ограничения в работе менеджера, понимание природы, сущности этих ограничений и составляют основу программы их преодоления.

Однако ИСД не всегда оказывается эффективным. Иногда людям не удается выработать эффективный ИСД, так как они не обладают необходимыми свойствами индивидуальности.

ИСД может оказаться неэффективным также и в том случае, если он выработан стихийно, с малым участием рефлексии субъекта, если ИСД сложился в определенной деятельности, но при изменении ее содержания, условий выполнения субъект не внес никаких корректив.

Учитывая многообразие форм деятельности (в нашем случае – трудовой), можно прийти к общему заключению: человек может обладать инвариантными особенностями деятельности, стихийно сложившимися в его прошлом опыте и проявляющимися в разных формах его активности.

Если субъект деятельности пассивен, не проявляет выраженной заинтересованности в результатах труда, он будет действовать в новой профессиональной роли в соответствии со своим прошлым опытом, с ранее сложившимися операциональными установками, то есть он будет обладать некоторым ИСД, но этот ИСД может быть неэффективным, неадекватным новой конкретной трудовой деятельности.

Виды труда, в которых может быть сформирован эффективный ИСД.

Основные проблемы формирования эффективного ИСД представлены на Рис.5.

Рис. 5. Проблемы формирования индивидуального стиля деятельности.

ИСД может быть сформирован (по Мерлину) при условия существования в деятельности «зоны неопределенности» в выборе способов, приемов выполнения задач, форм временной организации деятельности.

Если деятельность жестко регламентирована по способам и временному режиму выполнения, субъект деятельности вынужден действовать по предписанию и его продуктивность будет в большей мере зависеть от наличия у него требуемых деятельностью индивидуальных свойств, возможности приспособления его будут ограниченны. И наоборот, чем больше зона неопределенности, тем в большей мере успех деятельности будет определяться умением субъекта выбрать, создать максимально приспособленный для данной деятельности стиль поведения, в котором можно учесть собственные преимущества и недостатки и добиться эффективного выполнения поставленных целей.

Другим принципиальным ограничением формирования эффективного ИСД являются требования деятельности к трудно развиваемым способностям человека, обусловленным природными задатками (окраска голоса, тембр, музыкальный слух – для оперного певца; эмоциональная гибкость, выразительность мимики, особенности устной речи – для драматического актера; зрительная память, воображение – для художника и т.д.). Систематическое развитие, труд ученика при слабо выраженных способностях, природных данных в профессиях сферы искусства не всегда позволяет добиться требуемых результатов.

Наконец, деятельность может осуществляться в экстремальных условиях, в условиях дефицита времени, повышенной ответственности за результат, при этом от субъекта труда требуются природно обусловленные, трудно компенсируемые в случае недостаточности свойства индивидуальности (сильная нервная система, гибкость, подвижность нервных процессов и психических функций и пр.).

В этих случаях, как бы ни старался субъект, не обладая необходимыми свойствами индивидуальности, он не сможет быть эффективным работником [5].

К.М. Гуревич выделил два типа профессий:

I – виды деятельности, в которых либо отсутствует зона неопределенности, то есть жестко заданы способы выполнения, либо неопределенность слишком высока (профессиональные задачи очень разнообразны и в профессиональном обучении нельзя подготовить человека к их успешному выполнению, отсутствует алгоритм правильного точного действия, который мог бы стать основой обучения); либо деятельность выполняется в экстремальных условиях; либо деятельность требует трудно развиваемых свойств индивидуальности. Успех в этих профессиях обусловлен природно заданными свойствами индивидуальности, в связи с чем полезен профессиональный отбор для обеспечения высокопродуктивной деятельности. Эти случаи соотнесения требований профессии и субъекта труда К.М. Гуревич называет абсолютной профессиональной пригодностью.

II – профессии, степень разнообразия профессиональных задач в которых невысокая, и может быть выработан алгоритм успешного выполнения задач.

При этом существует известная «зона неопределенности», позволяющая выбрать оптимальные внутренние и внешние способы деятельности, компенсирующие ограничения и опирающиеся на преимущества индивидуальных свойств субъекта. Для профессий второго типа К.М.

Гуревич предлагает использовать термин «относительная профессиональная пригодность», означающий, что успех деятельности может быть обеспечен ИСД, сформированным в профессиональном обучении и в ходе профессиональной адаптации.

Онтогенез ИСД. Относительно устойчивый ИСД может сложиться у человека тогда, когда он будет обладать относительно устойчивыми свойствами индивидуальности. Как показывают исследования в области психологии развития, интегральная индивидуальность складывается в онтогенезе к подростковому возрасту, по мере завершения созревания структур мозга, нервной системы человека.

ИСД как проявление особенностей функционирования человека может быть относительно устойчив на достаточно длительных отрезках онтогенеза (в течение нескольких лет) в зависимости от сохранения относительной устойчивости свойств индивидуальности, составляющих ядро ИСД. Разные свойства индивидуальности человека могут приобретать качества основных, или ядерных, в структуре ИСД в зависимости от функционального содержания выполняемой деятельности (иначе говоря, от требуемых от субъекта функций).

Так, типичный для человека ИСД в видах деятельности, предъявляющих особые требования к психодинамическим свойствам субъекта, будет относительно устойчивым в жизни человека до тех пор, пока будут сохраняться в качестве относительно устойчивых соответствующие свойства его индивидуальности.

ИСД может быть связан со свойствами индивидуальности разных уровней, с некоей их совокупностью (например, с психодинамическими свойствами организма, особенностями его характера, свойствами памяти, интеллекта, свойствами метаиндивидуальности).

Если указанные свойства индивидуальности меняются с возрастом или в результате специальной тренировки, либо снижаются вследствие болезни, травмы, то ИСД, обусловленный этими свойствами, будет изменяться.

Каждый человек выполняет не одну какую-либо деятельность, он сталкивается с изменчивым многообразием деятельности. Поэтому единый, типичный ИСД конкретного человека если и существует относительно продолжительное время, то, возможно, в виде предпочитаемых форм занятий, активности, инвариантных способов самоорганизации деятельности.

В.А. Толочек отмечает, что ИСД формируется не только под влиянием свойств индивидуальности субъекта, но и в зависимости от организационной среды, в которой протекает деятельность, а также от стилей и особенностей поведения других лиц, с которыми взаимодействует данный субъект деятельности.

ИСД, согласно В.А.

Толочеку, является целостной системой психологических средств наилучшего (с точки зрения продуктивности деятельности и удобства, комфортности ее процесса для субъекта) уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности. Эта система включает в свой состав не только самые характерные, используемые действия, приемы, но и отвергаемые (как неудобные, некомфортные).

В.А. Толочек отмечает, что в процессе деятельности способы ее выполнения могут меняться, но при этом сохраняется некоторая ее устойчивая часть. При неэффективной деятельности, в условиях стресса субъект может использовать способы деятельности, неадекватные ее условиям.

Стиль изменчив в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, но существуют и универсальные формы стиля как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды, деятельности.

В целом индивидуальный стиль деятельности понимается как гибкая, вариативно изменчивая функциональная система, имеющая определенные качественно-количественные границы, в частности границы субъективно удобных и неудобных способов, режимов работы, границы эффективных и неэффективных приемов деятельности.

Формирование ИСД опирается как на сознательные, так и на бессознательные механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельности.

К сознательным механизмам формирования и реализации ИСД относятся проявления рефлексии и саморефлексии, саморегуляции своей активности, выбор способов деятельности; к бессознательным механизмам ИСД – формирование навыков и эмоциональное переживание удобства, предпочтения, легкости или, напротив, трудности, дискомфорта, сопровождающих процесс деятельности.

Источник: https://studopedia.su/14_76226_individualniy-stil-deyatelnosti-kak-sistemoobrazuyushchaya-funktsiya-integralnoy-individualnosti.html

2.6. Индивидуальный стиль трудовой деятельности

23. Индивидуальный стиль трудовой деятельности (ИСД) и интегральная

Понятие «стиль»отражает индивидуальное своеобразиепроцесса и результатов деятельностиданного человека в отличие от другихлюдей (стиль писателя, художника, способработы профессионала).

Это понятие имеетстатус междисциплинарной категории,которая используется для фиксации нетолько индивидуальных, но и социально-типичныхявлений (национальный стиль в одежде,стиль театральной школы, архитектурныйстиль и т.д.).

В отечественной психологиипроблема стиля деятельности рассматриваетсяс 1950-х гг., в частности в работах В.С.Мерлина, Е.А. Климова и др.

Так, для Мерлинаиндивидуальныйстиль деятельности (учебной,спортивной, трудовой) являетсясистемообразующим звеном, формирующиминтегральную индивидуальность человека.Основываясь на идеях Б.Г.

Ананьева оцелостном изучении индивидуальностичеловека, Мерлин собрал воединомногочисленные частные данные обиндивидуально-психологических различияхи в рамках концепции интегральнойиндивидуальности выделил три уровняиндивидуальных свойств: уровеньорганизма, уровень индивидуально-личностныхсвойств, уровень субъекта социальныхотношений.

На уровне организмабиохимическиесвойства индивидуальностичеловека характеризуются уникальнымидля каждого организма особенностямиобменных процессов, неповторимойструктурой белка, тканей органов,пропорцией гормонов, выделяемыхэндокринными железами.

Общесоматическиесвойства индивидуальностиотражают особенности тела какбиомеханической машины: вес, рост,мышечную массу, давление крови, объемлегких, силу сокращения мышц, общеесостояние здоровья человека, его общуютрудоспособность, наличие хроническихзаболеваний.

Нейродинамическиесвойства характеризуютскорость возникновения, развития ипротекания нервных процессов, их силу,лабильность и другие показатели. Подфункциональнойасимметрией мозга понимаетсядоминирование одного из полушарий корыголовного мозга. У леворуких доминируетправое полушарие, у праворуких – левое.

Асимметрия затрагивает также работуглаз, слухового анализатора, управлениедвижением ног, функции восприятиязапахов левой и правой половиной носа.Есть данные о том, что у людей спреобладанием правого полушария чащевстречается талант художника, чемученого, и наоборот.

В системеиндивидуально-личностных(по Мерлину,индивидуально-психических) свойствпредставленытемперамент и психические свойстваличности. Темперамент рассматриваетсяМерлиным как вторичное индивидноесвойство, характеризующее устойчивоповторяющиеся динамические особенностиповедения человека.

Характерв системеинтегральной индивидуальности понимаетсякак индивидуально своеобразное сочетаниеустойчивых психических особенностейчеловека, задающих типичный для данногочеловека способ поведения, эмоциональногореагирования.

Если темперамент отражаетформально-динамическую сторону поведенияи эмоциональных реакций человека, тохарактер связан с поступками человека,содержательными особенностями отношениячеловека к жизненным обстоятельствам.Черты характера формируются прижизненнона фоне свойств нижележащих уровнейинтегральной индивидуальности.

Онипредставляют собой закрепленныеустойчивые отношения человека к разнымсторонам действительности. Характер визвестной мере может быть изменен самимчеловеком в процессе самовоспитанияили под влиянием изменений в организме,т.е. непроизвольно (например, у хроническибольных людей).

Уровеньсоциально-психологическихсвойств индивидуальностиотражает специфику личностногои социальногостатуса человека,понимаемую как совокупность особенностейчеловека, вытекающих из его социальныхролей, принадлежности к конкретнымсоциальным группам (друзья, семья,трудовой коллектив, профессия) исоциально-историческим общностям илибольшим группам (этнос, класс, страна).Данный уровень индивидуальности Мерлинобозначает также терминомметаин-дивидуальность,ибо здесь имеются в виду психологическиехарактеристики взаимоотношений человекас окружающими его людьми. Мерлин полагает,что метаиндивидуальность человека иее свойства зависят как от требований,ожиданий социальной группы, так и отсвойств интраиндивидуальности(относительноавтономных от социального окружения).К интраиндивидуальности можно отнестисвойства первого и второго уровнейинтегральной индивидуальности, а такжете внутриличностные качества человека,которые определяют выбор им социальнойроли, ее принятие личностью. По Мерлину,связь между личностным статусом иинтраиндивидуальными свойствамичеловека – сложно опосредованная,непрямая. Человек представляет собойцелостное единство индивидуальныхсвойств разных уровней. В разных жизненныхситуациях могут быть особенно важнымиразличные свойства. Индивидуальныйстиль определяется всеми иерархическимиуровнями индивидуальности, под влияниемвышележащих иерархических уровнейпроисходят направленные изменения впроявлениях нижележащих уровнейиндивидуальности.

Индивидуальныйстиль деятельности (ИСД)в широком понимании отображает всюсистему отличительных признаковдеятельности данного человека,обусловленную его индивидуально-личностнымиособенностями.

ИСД проявляется наповеденческом уровне (доступном внешнемунаблюдателю) в форме устойчивоповторяющихся приемов и способовдеятельности, выбранных субъектом, вформе своеобразной временной организациидействий, в качественных особенностяхпродукта деятельности.

Могут бытьвыделены и внутрисубъектные особенностиИСД (типичные стратегии деятельности,своеобразные особенности функционированияв деятельности, обусловленные свойствамииндивидуальности, разная субъективнаязначимость компонентов деятельности,своеобразие форм сознательного контроля,саморегуляции действий, состояний (Е.А.Климов, В.И. Моросанова и др.).

ИСД выполняетфункцию приспособления человека ктребованиям деятельности с учетомсвойств его индивидуальности (О.Г.Носкова) и представляет собой системуиндивидуально-своеобразных приемов,обеспечивающих успешное выполнениечеловеком определенной деятельности.

Учет и формирование ИСД является важнойзадачей трудового обучения, так как онотеснейшим образом связано с развитиемпрофессиональных способностей ипрофессиональной пригодности. Связьмежду индивидуальным стилем ипрофессиональной пригодностью необходимоучитывать уже при проведениипрофориентационной работы с молодежью.

Проектирование трудового пути учащихсяпредполагает выявление их индивидуальныхособенностей и прогнозирование на этойоснове индивидуально-своеобразныхспособов деятельности в зависимостиот требований профессий.

Проблемыиндивидуального стиля имеют непосредственноеотношение к решению важных практическихзадач. Особое значение приобретаетзадача выявления условий, обеспечивающихуправление формированием индивидуальногостиля. Знания о строении и внутреннейорганизации ИСД являются существеннойпредпосылкой для индивидуализацииподхода при обучении труду.

Е.А.

Климов вструктуре индивидуального стиля выделяетдве группы особенностей: первая группа,образующая ядро стиля, включает в себяособенности, которые проявляютсянепроизвольно или без заметных усилий,базируется на свойствах нервной системы;вторая группа, образующая «пристройку»к ядру, включает в себя особенности,которые вырабатываются в результатесознательных или стихийных поисков. Вядро включаются две категории особенностей:одни благоприятствуют успеху, другиепрепятствуют ему. Последние «обрастают»компенсаторными механизмами. В«пристройку» к ядру стиля также входятдве категории особенностей: одни связаныс использованием положительныхвозможностей субъекта, другие имеюткомпенсаторное значение. В соответствиис этим в структуре стиля выделяютсямеханизмы адаптации и компенсации.Структура индивидуального стиляхарактеризуется особенностями соотношенияориентировочной, исполнительной иконтрольной деятельности.

Хотя механизмыадаптации и компенсации играют оченьважную роль в индивидуальном стиле, онине всегда обеспечивают достижениенеобходимого результата деятельности.Кроме этих механизмов, существенноезначение имеют особые механизмы,обеспечивающие выполнение трудовыхдействий в оптимальных границах (М.Р.Щукин).

Необходимость доведенияхарактеристик трудовых действий дотаких границ связана с тем, что в рядеслучаев некоторые негативные особенностидеятельности, обусловленные свойстваминервной системы, невозможно компенсироватьдругими особенностями, а также с тем,что благоприятные возможности человекане всегда реализуются в трудовойдеятельности. Так, М.Р.

Щукиным обнаружено,что инертность нервной системы можетиметь явно нежелательные проявления,выражающиеся в чрезмерной растянутостивыполнения как отдельных операций идействий, так и заданий в целом. Отмеченнаяособенность может закрепиться, статьпривычной и в конечном счете отрицательновлиять на уровень производительноститруда.

Наряду с этим некоторые подвижныесубъекты деятельности проявляютторопливость, что выражается не тольков быстром темпе деятельности, но и внедостаточной тщательности выполнениядействий и ослабленном контроле. Редкоевыполнение контрольных действий в рядеслучаев приводит к ухудшению качественныхпоказателей работы.

Недостатки ввыполнении контрольных действийнаблюдаются и у инертных лиц, онипроявляются в многократных повторенияхотмеченных действий и медленном ихвыполнении.

Описанные случаиследует характеризовать как нерациональныйиндивидуальный стиль, или псевдостиль(М.Р. Щукин), так как особенности выполнениятех или иных трудовых действий явновыходят за пределы оптимальных границ,что приводит к низким или одностороннимрезультатам (низкая производительностьпри высоком качестве или наоборот).

В индивидуальномстиле наряду с механизмами адаптациии компенсации Щукин выделяет механизмыкоррекции. Благодаря этим механизмамв одних случаях особенности выполнениятрудовых действий ограничиваются, а вдругих – «подтягиваются» до определенногоуровня.

ИСД связан преждевсего с выделением индивидуально-своеобразныхприемов деятельности, характеризующихразные ее стороны.

Во многих исследованияхв первую очередь отмечаются типологическиобусловленные особенности выполненияисполнительных и ориентировочныхдействий: лица с подвижной и лабильнойнервной системой обладают повышеннымискоростными возможностями в выполненииразличных действий, а лица с инертнойнервной системой обладают благоприятнымивозможностями для выполнения медленныхи однообразных действий. Кроме того, уинертных лиц и лиц со слабой нервнойсистемой наблюдается развернутаяориентировочная деятельность. Такимобразом, у одних лиц имеются болееблагоприятные возможности для достижениявысокой производительности труда, а удругих – для достижения высокогокачества. Однако благодаря использованиюмеханизмов компенсации и коррекцииобеспечивается достижение высокихрезультатов по обоим названным показателямдеятельности.

Особенностивыполнения исполнительных и ориентировочныхдействий занимают центральное место всистеме трудовых приемов, так как онив первую очередь влияют на результатыдеятельности. Вместе с тем эти результатызависят и от особенностей деятельности,относящихся к другим ее сторонам.

У субъектов трудаобнаруживается избирательность вотношении различных ситуаций и заданий,базирующаяся на тенденции создаватьболее удобные, соответствующие своиминдивидуальным особенностям условиядеятельности.

Так, лица с подвижной илабильной нервной системой склонныварьировать, разнообразить работу, вто время как представители инертнойнервной системы охотно выполняютзадания, требующие однообразныхмногократных действий.

Еще одна сторонадеятельности, в которой обнаруженытипологически обусловленные различия,связана с организацией рабочего места.

Если у инертных наблюдается склонностьзаранее расположить инструмент иприспособления в определенном и привычномпорядке и запастись материалом, то уподвижных в расположении инструментаи обеспечении будущей работы строгойорганизации не наблюдается. Этиособенности, несомненно, связаны стенденцией создавать удобные условиядеятельности.

Индивидуальныеособенности существуют также в соблюдениипредъявляемых к работе требований (втом числе и правил техники безопасности).

Лица с инертной и слабой нервной системойболее тщательно и пунктуально выполняютэти требования, в то время как у лиц сподвижной и сильной нервной системойнаблюдаются более частые отступленияот них.

Это, естественно, приводит кболее частому возникновению ошибок ибрака в работе.

Трудовые приемызависят не только от свойств нервнойсистемы. Проявления этих свойствиспытывают на себе влияние мотивов иотношений личности. Известно, что сильнаямотивация способствует ограничениюотрицательных проявлений свойствнервной системы и темперамента.

Положительное отношение к деятельности,высокий уровень мотивации способствуютболее полному использованию благоприятных,типологически обусловленных возможностей,облегчают компенсацию недостаточновыраженных особенностей и позволяютдоводить характеристики трудовыхприемов до требуемых оптимальных границ.

Типологически обусловленные особенностидеятельности, обеспечивающие достижениевысокого успеха, активизируют мотивационнуюсферу и закрепляют положительноеотношение к работе.

Таким образом,взаимодействие между свойствами личностии свойствами нервной системы имеетнепосредственное отношение к управлениюформированием индивидуального стилятрудовой деятельности, в связи с чемвозникает необходимость в учетепсихологических механизмов, обеспечивающихэто взаимодействие.

Одним из такихмеханизмов является эмоциональныйфактор. В индивидуальном стиле онвыступает в нескольких аспектах.Во-первых, эмоциональное состояниеявляется показателем соответствиявыполняемых действий, заданий, а такжеситуаций деятельности типологическимособенностям человека.

Во-вторых, взависимости от свойств нервной системыситуации напряжения (возникновениенеполадок в работе, контрольная работаи т.д.) по-разному влияют на деятельность.Если у лиц с сильной и подвижной нервнойсистемой в этих ситуациях деятельностьулучшается, то у лиц со слабой и инертнойсистемой – ухудшается.

В-третьих,индивидуальное своеобразие в эмоциональныхреакциях определяется устойчивымиэмоциональными качествами, связаннымис типом нервной системы и темперамента(тревожность, высокая или низкаяэмоциональная возбудимость и т.д.). Этикачества могут существенно обусловливатьособенности трудовых приемов.

В частности,повышенная тревожность, характернаядля лиц со слабой нервной системой,выступает как фактор, способствующийболее развернутому проявлениюориентировочных действий.

Другими компонентамииндивидуального стиля, играющимисвязующую роль между личностным инейродинамическим уровнями индивидуальности,являются самооценки и установки.

У лицс противоположными типологическимиособенностями были обнаружены достаточноотчетливые различия в самооценках иустановках: подвижные в целом оцениваютсебя выше, чем инертные.

Особенности всамооценках и установках требуютпроведения дифференцированной работыс обучающимися с целью нейтрализациивнушенных негативных оценок своихдинамических качеств, формированияуверенности в своих возможностях, показадостоинств и недостатков в работе,создания благоприятного эмоциональногофона при критическом анализе деятельности,перестройки неправильных установок.Такая работа способствует более глубокомуосознанию выполняемой деятельности исозданию установок на овладениерациональными трудовыми приемами,обеспечивает положительную мотивациюв учебно-производственной деятельности.

Таким образом,индивидуальный стиль представляетсобой систему приемов работы,характеризующих различные стороныдеятельности: особенности выполненияисполнительных и ориентировочныхдействий, выбора ситуаций и заданий,организации рабочего места, подготовкик работе и соблюдения предъявляемыхтребований.

В качестве определяющегокомпонента в этой системе выступаютособенности выполнения исполнительныхи ориентировочных действий. В основесистемы трудовых приемов лежат механизмыадаптации, компенсации и коррекции.

Своеобразие выполнения трудовыхдействий, их соотношение и взаимосвязьобусловлены влиянием свойств различныхиерархических уровней индивидуальности,прежде всего личностного и нейродинамическогоуровней.

В качестве связующих звеньевмежду этими уровнями выступают такиекомпоненты индивидуального стиля, какэмоциональный фактор самооценки иустановки. Они позволяют осуществлятьнаправленное влияние свойств личностногоуровня (как вышележащего) на проявлениясвойств нервной системы (как нижележащегоуровня) (М.Р. Щукин).

Индивидуализированныерекомендации психологов в процессепрофессионального консультированиядолжны быть направлены, во-первых, намаксимальное использование благоприятныхтипологически обусловленных возможностей,во-вторых, на компенсацию нежелательныхпроявлений свойств нервной системы и,в-третьих, на коррекцию трудовых действийс целью доведения их характеристик дооптимальных границ. Недостаточноевнимание к индивидуальным особенностямвыполнения трудовых приемов можетпривести к появлению псевдостиля,препятствующего успешному выполнениюдеятельности.

Важно такжеучитывать индивидуальные различия вовладении трудовыми умениями и навыками.Скоростные свойства нервной системы(подвижность и лабильность) существенновлияют на динамику овладенияпрофессиональными умениями и навыками.

Е.А.

Климов отмечает,что эффективный стиль трудовойдеятельности не формируется сам собой,дается нелегко, требует поисков. ИСДможет быть сформирован (по Мерлину) приусловии существования в деятельности«зоны неопределенности» в выбореспособов, приемов выполнения задач,форм временной организации деятельности.Если деятельность жестко регламентированапо способам и временному режимувыполнения, субъект деятельностивынужден действовать по предписанию иего продуктивность будет в большей мерезависеть от наличия у него требуемыхдеятельностью индивидуальных свойств,возможности приспособления его будутограничены.

И наоборот, чем больше зонанеопределенности, тем в большей мереуспех деятельности будет определятьсяумением субъекта выбрать, создатьмаксимально приспособленный для даннойдеятельности стиль поведения, в которомможно учесть собственные преимуществаи недостатки и добиться эффективноговыполнения поставленных целей.

К.М. Гуревич выделилдва типа профессий. К профессиямпервого типа онотнес виды деятельности, в которых либоотсутствует зона неопределенности,т.е.

жестко заданы способы выполнения,либо неопределенность слишком высока(профессиональные задачи оченьразнообразны, в профессиональномобучении нельзя подготовить человекак их успешному выполнению, отсутствуеталгоритм правильного точного действия,который мог бы стать основой обучения),либо деятельность выполняется вэкстремальных условиях, либо деятельностьтребует трудно развиваемых свойствиндивидуальности. Успех в этих профессияхобусловлен природно заданными свойствамииндивидуальности, в связи с чем дляобеспечения высокопродуктивнойдеятельности полезен профессиональныйотбор. Эти случаи соотнесения требованийпрофессии и субъекта труда Гуревичназывает абсолютнойпрофессиональной пригодностью.

В профессияхвторого типа степеньразнообразия профессиональных задачневысокая, может быть выработан алгоритмуспешного выполнения задач.

При этомсуществует известная «зона неопределенности»,позволяющая выбрать оптимальныевнутренние и внешние способы деятельности,компенсирующие ограничения и опирающиесяна преимущества индивидуальных свойствсубъекта.

Для профессий второго типаГуревич предлагает использовать термин«относительная профессиональнаяпригодность», означающий, что успехдеятельности может быть обеспечен ИСД,сформированным в профессиональномобучении и в ходе профессиональнойадаптации.

Несмотря на то чтостиль меняется в процессе приспособлениясубъекта к требованиям деятельности,среде ее протекания, к особенностямпартнеров по деятельности, существуюти универсальные формы стиля как устойчивоповторяющиеся формы адаптации субъектак разным условиям среды, деятельности(В.А. Толочек).

В целом индивидуальныйстиль деятельности понимается какгибкая, вариативно-изменчиваяфункциональная система, «имеющаяопределенные качественно-количественныеграницы» (В.А.

Толочек), в частностиграницы субъективно удобных и неудобныхспособов, режимов работы, границыэффективных и неэффективных приемовдеятельности.

Удобные способы и приемыдеятельности применяются субъектом изакрепляются, так как помогают достичьцели комфортно и в сопровожденииположительных эмоций. Неудобные способытакже входят в ИСД, но только для того,чтобы быть отвергнутыми (В.А. Толочек).

В большинствеслучаев ИСД формируется у субъектадеятельности стихийно. Однако вариантыИСД могут быть скорректированы в рамкахспециально организованных тренинговлибо могут стать образцом для начинающихработников как примеры успешных формпрофессиональной адаптации.

Источник: https://studfile.net/preview/5254604/page:13/

Примерные ответы на вопросы к экзамену по

23. Индивидуальный стиль трудовой деятельности (ИСД) и интегральная

Вид материалаВопросы к экзамену

Подобный материал:

  • Экзаменационные вопросы. Учкекен 2005 Составитель к э. н. Кумыкова А. М. Настоящее, 1733.51kb.
  • Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология управления», 11.1kb.
  • Примерные вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по специальности 12. 00., 13.69kb.
  • Примерные вопросы к экзамену по сипт (вечернее отделение 1 семестр 2010-2011 уч год), 15.1kb.
  • Серия «подготовка к экзамену», 1831.32kb.
  • Примерные вопросы к экзамену, 144.78kb.
  • Примерные вопросы к зачету / экзамену по дисциплине “Налоги и налогообложение”, 29.98kb.
  • Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Гражданский процесс», 52.69kb.
  • Примерные вопросы к экзамену: по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)», 31.17kb.
  • Компетенция Федерального Собрания и его палат закон, 23.64kb.

Рисуется линия жизни от рождения до предполагаемой смерти, делится на участки по 5 лет. Для каждого отрезка следует указать число значимых событий. Общее количество событий должно быть в пределах 15-21.

События надо относить к одной из сфер: природа, общество, работа, семья, внутренний мир, здоровье, досуг. Сравниваются этапы жизни по насыщенности. Строится каузограмма. Строится карта жизни: ОУ – важность события, ОХ – возраст. Разными цветами отмечаются события, относящиеся к прошлому, будущему и настоящему.

На основе этой карты можно оценить: психологический возраст, масштаб замыслов, отношение к жизненным трудностям, эмоциональность, удовлетворенность жизнью, умение ее планировать, уверенность в себе, готовность к переменам. Этот метод полезен в контексте карьерного консультирования.

Профессиональные деформации личности (ПДЛ)

Пример: генерал, который приказывал подчиненному защищать его диссертацию. Деформации имеют двоякую природу – влияние процесса труда и внутриличностные предпосылки. ПДЛ ведут к нарушению целостности личности, снижают ее способность к адаптации, устойчивость в общественной жизни.

Виды ПДЛ по Рогову:

  1. Общепрофессиональные: типичны для большинства людей, занятых в этой профессии. Обусловлено особенностями использованием средств труда, предметов труда, профессиональных задач, установок, привычек или форм общения. Это профессиональные акцентуации. Пример: типичный математик.

  2. Типологические: слияние личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности. Пример: педагог-организатор, подвинутый на общественной работе.
  3. Индивидуальные: ситуация, когда профессия создает благоприятные условия для проявлений каких-либо черт личности, которые были еще до начала профессионализации.

    Пример: жажда власти, подчинения, управления слабыми у учителя начальных классов. Если нет самоконтроля и самокритики, получается деспотичная ведьма.

Варианты карьер. Карьера – профессиональный рост (в широком смысле), должностной рост (в узком). Базаров, Еремина.

  1. профессиональная карьера – связана с ростом знаний и умений.

    Два подварианта: специализация (рост знаний в узкой сфере) и транспрофессионализация (овладение несколькими профессиями).

  2. внутриорганизационная:
    1. вертикальная
    2. горизонтальная
    3. центростремительная (продвижение к центру организации, которая принимает решения)

Укке.

  1. Обычная карьера: выбор профессииовладение еюразличные кризисы, рост
  2. Нестабильная карьера: несколько смен профессии
  3. Комбинированная карьера: стабильные и нестабильные периоды.

Планирование карьеры: сопоставление возможностей и целей организации.19.

Типы профессиональных умений, обусловленные особенностями ориентировочной основы действий при их формировании. Психологические требования к построению эффективных тренажеров, системы тренировочных упражнений для освоения профессиональных умений и навыков. Умения – способность человека быстро и точно выполнять задачи, действия, применяя целесообразные способы и средства.

Чем выше уровень владения умением, тем более свернут сознательный контроль. Когда большая часть исполнительных механизмов в подсознании – автоматизированный навык. Навык – действие, способ выполнения которого автоматизирован в ходе упражнения. Перенос упражнения:

  • положительный – прежний опыт помогает в овладении новыми умениями.

    Пример: знаешь немецкую грамматику, легче будет учить языки романо-германской группы.

  • Отрицательный – прежний навык бездумно используется в новой ситуации. При этом механизм навыка неадекватен ситуации.

Специальные (профессиональные) умения необходимы для выполнения профессиональных задач и приобретаются в профессиональных учебных заведениях.

Общетрудовые умения – умения, необходимые при выполнении любого вида труда, составляющего основу общей трудоспособности: умение планировать, организовыать последовательность действий, умение приложить волевые усилия и довести начатое дело до конца, умение контролировать свои действия и состояние в работе. Сейчас к этому набору добавились навыки работы с компьютером, знание иностранного языка.

Критерии эффективных тренажеров (Платонов)

  1. учебные задания на тренажере должны быть психологически близки к реальной профессиональной ситуации, с которой обязан научиться справляться ученик
  2. учебные задания должны быть разной степени сложности и начинать надо с простых ситуаций, постепенно усложняя их.

  3. ученик должен получать объективную оценку правильности своих действий, обратную связь.
  4. Тренажер должен обеспечить многократное повторение учебных заданий.

Тренажеры должны в итоге сформировать необходимую ориентировочную основу действия (вспоминаем ТПФУД Гальперина), которая складывается из специальных знаний и чувственных представлений. 20. Роль психологии труда и педагогической психологии в деле совершенствования профессиональной подготовки.

Изменение структуры профессионально-важных качеств в процессе становления профессионала. Психология труда – отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности, взаимосвязи обучения и развития личности. В центре внимания педагогической психологии – процессы усвоения знаний, формирования различных сторон личности учащегося.

Развитие личности в онтогенезе выступает как процесс усвоения опыта, накопленного человечеством. Этот процесс всегда осуществляется с той или иной мерой помощи других людей. Важное место в психологии труда занимает проблема профессионального развития личности в онтогенезе. Этот процесс, также как и любой другой процесс развития, не протекает сам собой.

Он необходимо связан со взаимодействием людей, которые обмениваются опытом. Процесс становления профессионала тесно связан с кристаллизацией у него структуры ПВК. Чтобы ускорить, упростить и сделать этот процесс более эффективным, нужна работа педагогических психологов.

На основе данных профессиографирования и психограмм, полученных благодаря работе психологов труда, педагогические психологи могут создавать учебные программы, системы треннингов, направленные на выработку этих ПВК, на их совершенствование.

Без участи педагогических психологов невозможно составление адекватных учебных программ, которые позволят воспитать грамотного специалиста в своей области, предотвратить грубые профессионально-личностные деформации, помочь на начальных этапах профессиональной адаптации.В этом вопросе можно рассказывать про развитие профессионала в онтогенезе, про профессиональную ориентацию и адаптацию, про профпригодность и профподбор.21. Методы оценки профессиональной успешности. Метод экспертных оценок в психологии труда. В учебниках и лекциях вопроса оценки профессиональной успешности НЕТ, так что далее следует сочинение на тему:

Оценка профессиональной успешности предположительно проводится по следующим пунктам:

  1. эффективность труда (то есть собственно продуктом деятельности). содержание труда (насколько он нравится работнику)
    • Оценивается продуктивность и качество труда (частота брака, ошибок по вине работника, число аварий за определенный период, кол-во обслуженных клиентов и др. – это зависит от профессии).
  • Оценка уровня владения профессиональными знаниями и умениями (видимо, используются критериально-ориентированные тесты-опросники)
  • Экспертная оценка успешности деятельности работника
  1. удовлетворенность оплатой → Опрос по поводу “Сколько получает в среднем представитель вашей специальности?”, “Как вам нравится ваша зарплата ?” и “Сколько вы бы хотели получать?”
  2. удовлетворенность отношениями в коллективе + показатели дисциплины. Опять же опрос о взаимодействии в коллективе, распределении ролей и др. Также можно анализировать число выговоров за опоздания на работу и подобную статистику.
  3. низкий уровень травматизма и профессиональной заболеваемости. Оценивается кол-во травм за период времени, состояние здоровья работника.
  4. оценка мотивации труда – см. вопрос 16

Метод экспертных оценок. Факты не очищаются от их интерпретации. Напротив, мы сосредотачиваемся на истолковании фактов, оцениваем их. Ограничения экспертных методов:

  • Профессий слишком много и невозможно составить полный список профессионально-важных качеств (ПВК) + этого не стоит делать т.к. тогда опросник будет слишком громоздким и неудобным в использовании.→ При изучении новой профессии можно пропустить ПВК.
  • При заполнении опросника профессионал должен мысленно перечислять выполняемые им задачи. Это эффективно только если действий не слишком много.
  • Профессионалы в роли экспертов хорошо выявляют задачи и внешние характеристики деятельности, но затрудняются оценить, каких психических функций они требуют.

22. Психология профессиональной и социальной адаптации новых работников в организации. Психологическое обеспечение нововведений в организациях

Климов построил цикл профессионализма, состоящий из последовательности стадий: оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник (см. вопр. 17).

Это именно цикл, потому что:

  • если человек решает сменить область деятельности, то он из любой достигнутой на старом месте стадии снова становится оптантом,
  • даже оставаясь в рамках одной профессии, человек периодически оказывается в роли адепта.

Причина этого – непрерывные процессы внедрения новых технологий, форм организации, орудий, правовых основ труда и т.д. Итак, в случае нововведений в организации работник становится отчасти адептом: он вынужден осваивать эти нововведения, пополняя свои профессиональные знания и умения. Типичные проблемы в этой связи – программа обучения и дообучения. В случае же, когда человек адаптируется при приходе в организацию, он находится в роли адаптанта: он должен приспособиться.

Социальная адаптация – это адаптация к трудовому коллективу и организационной культуре учреждения, профессиональная адаптация – к особенностям проф. ситуаций, личностная адаптация – к своей новой проф.

роли, её включению в систему личностных смыслов, потребностей и мотивов, определённые изменения системы ценностей и образа Я в связи с этим.

Работа психолога в данной ситуации: диагностика специфических трудностей новых работников, построение индивидуализированных программ оптимизации процессов адаптации; за счёт этого происходит сокращение периода адаптации, более быстрое и субъективно более лёгкое становление человека интерналом (т.е. переход на следующую ступень проф. развития).

В рамках адаптации человека к организации и психологического сопровождения нововведений используются методы профессионального обучения, главным образом, тренинги профессиональных умений. Это могут быть общепрофессиональные умения, важные для широкого круга профессий (например, навыки делового общения) или специальные (например, навыки продаж для работников торговли или обучение работе на новом оборудовании в технических специальностях). Бывают и специальные тренинги, направленные на первичную профессиональную адаптацию новичков. В современных организациях различные обучающие мероприятия организуют с целью: – помощи новым работникам в их социальной и профессиональной адаптации; – устранения выявленных пробелов в профессиональной подготовке сотрудников, которые мешают качественной и продуктивной работе – обучения новым технологиям и средствам труда – помощи в освоении новой сложной должности в организации (если раньше её просто не было) Формы обучения: традиционные (лекции), активные (семинары, учебные ролевые и деловые игры, разбор реальных проф ситуаций (кейс-стади)), с использованием компьютерных средств.

В случае, если работа связана с вредными и стрессирующими воздействиями, часто приходится говорить о психической дезадаптации работника.

Это – кризисное состояние, которое может быть обусловлено самыми разными по природе воздействиями (от нарушения временных ритмов до особенностей информационного потока, с которым нужно работать, или одиночества по причине работы), но всегда ведёт к нарушению или разрушению деятельности, часто – к нервно-психическим расстройствам. В связи с этим есть ещё два важных понятия.

Психическая переадаптация – это внутренняя работа личности, направленная на преодоления, восстановление нарушенного душевного равновесия, возникшего под влиянием экстремальной ситуации.

У профессионалов, работающих в сложных технических системах, эти процессы сопровождаются специфическими нарушениями восприятия пространства-времени, особыми состояниями сознания (снижение нервно-психической устойчивости, нарастание внутриличностных конфликтов и т.д.).

Психическая реадаптация – это процесс перестройки адаптационных механизмов, сложившихся в экстремальных профессиональных условиях, неадекватных в обычной жизни. Она необходима, когда человек возвращается в обычную, не связанную с экстремальными факторами жизнь.

В качестве мер помощи профессионалу в восстановлении нормального психического состояния и профилактики острых (требующих длительного отдыха и лечения) форм дезадаптации рекомендуются активные виды досуга, переключающие личность на другие, спокойные формы предметной деятельности.

Это могут быть: домашний труд, рыбалка, охота, спорт, музыка, занятие искусством, общение с друзьями и близкими и т.д. Но эти средства могут помочь не всем людям.

В исследовании Даровской (на инкассаторах) было показано, что определяющую роль в развитии дезадаптации играют устойчивые свойства индивидуальности (такие как локус контроля или стили копинг-поведения).

Лиц, обладающих определённого рода индивидуальными особенностями (например, высокая внутренняя конфликтность, внешний локус контроля, установка на сохранение здоровья), рекомендуется не использовать в опасных профессиях.

Ещё одна проблема, связанная с адаптацией к профессии, – изменение личности, которое может проявляться как профессионально-обусловленные акцентуации или даже как профессиональные деформации личности, актуальные для выполнения профессиональных обязанностей, но неадаптивные в остальных жизненных ситуациях. Эта проблема – новая, исследований на эту тему пока мало, и как в этих случаях помогать, Носкова не пишет

23. Индивидуальный стиль трудовой деятельности (ИСД) и интегральная индивидуальность; устойчивость и изменчивость ИСД; ИСД и эффективность труда.

Концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина.

Опирался на идеи Ананьева. Собрал воедино данные об индивидуально-психологических различиях в рамках своей концепции.

Уровни индивидуальности Свойства индивидуальности
Уровень свойств организма
  1. биохимические свойства
  2. общесоматические свойства (рост, вес, объем легких, особенности конституции)
  3. нейродинамические свойства (особенности развития нервной системы, ее типологические свойства, функциональная асимметрия мозга)
Уровень индивидуально-личностных свойств
  1. психодинамические свойства (темперамент)
  2. психические свойства личности (характер, особенности психических процессов, способности, опыт, эмоционально-волевая сфера, речь, движения, мимика и пр.)
  3. возрастно-половые свойства, гендерные различия.
Уровень социально-психологических свойств личности (метаиндивидуальность)
  1. осуществление социальных ролей в группе (семье, на работе, в группе друзей и пр.)
  2. осуществление социальных ролей в социально-исторических общностях (этническая, классовая идентичность)

Личность – некая неповторимая целостность, выполняющая роль высшего регулятора жизнедеятельности человека. Эта функция доступна благодаря наличию самосознания. (Асмолов). Человек – целостное единство индивидуальных свойств разных уровней.

Индивидуальный стиль. Понятие «стиль» ввел Адлер  своеобразие жизненного пути личности. Стиль формируется вынужденно, он детерминируется объективнымим особенностями организма, социальными условиями жизни.

Когнитивный стиль – метакогнитивные способности, отражающие особенности управления субъектом процессом переработки информации. Когнитивный стиль определяется организационными и структурными особенностями процессов переработки информации, формами контроля познавательных процессов, мотивацией и ценностными ориентациями. НЛП как развитие идей когнитивных стилей (выделяют типы людей по преобладающему способу кодирования информации: визуальному, аудиальному, кинестетическому и словесно-логическому). В работе с персоналом надо учитывать экспериментально установленные связи между параметрами когнитивных стилей и некоторыми чертами личности. Это надо использовать в психодиагностике, профотборе.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) (Мерлин, Климов) – вся система отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленная его индивидуально-личностными особенностями. Проявляется на поведенческом уровне в форме повторяющихся приемов и способов деятельности.

Функция – приспособление человека к требованиям деятельности с учетом свойств его индивидуальности.

ИСД и эффективность труда.

Исследования Климова ткачих-многостаночниц, зависимость ИСД от свойств подвижности нервных процессов. Среди успешных ткачих были и инертные, и подвижные. Почему? У них разные стратегии, разный ИСД. Инертные долго готовятся, поэтому у них нет брака, и они не тратят время на его устранение. А подвижные – быстро устраняют возникающие неполадки. За счет разных стратегий достигается сходный результат. ИСД формируется сложно, его надо искать. Хорошо, если у учителя и ученика одинаковые, похожие свойства индивидуальности. Тогда этот процесс будет существенно облегчен. ИСД не всегда оказывается эффективным. Он может быть неэфективным в силу отсутствия определенный личностных свойств, в силу стихийности и непроработанности его формирования. ИСД надо корректировать при изменении ситуации, условий, иначе его эффективность снизится. Эффективный ИСД может быть сформирован в ситуации неопределенности, когда есть некоторая свобода выбора стратегий, приемов выполнения задач, нет жестких временных рамок. Гуревич. Типы профессий:

  1. первый тип:  абсолютная профпригодность.
    1. Либо нет зоны неопределенности, все жестко задано.
    2. Либо зона неопределенности необъятно широка.
    3. Либо деятельность выполняется в экстремальных условиях.
    4. Либо деятельность требует трудно развиваемых свойств личности.
  2. второй тип:  относительная профпригодность.
    1. Степень разнообразия профессиональных задач невысокая
    2. Есть известная зона неопределенности

Источник: http://geum.ru/next/art-142158.leaf-4.php

Medic-studio
Добавить комментарий