24. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

Ответы к зачету по психологии стресса – файл n1.doc

24. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.
Ответы к зачету по психологии стресса
Скачать все файлы (3107.5 kb.)Доступные файлы (1):

n1.doc3108kb.30.03.2014 04:27скачать

24. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание. Фрустрация – это невозможность реализации существующей потребности.

Фрустрации могут приводить к психосоматическим заболеваниям (артериальной гипертензии, язве желудка, неспецифическому колиту, бронхиальной астме и др.

) Формы проявления фрустрации:

              1. агрессия и антисоциальное поведение
              2. замыкание в себе и переживание обиды на окружающий мир
              3. обесценивание потребности при помощи механизмов психологической защиты
              4. анализ возможных причин своих стрессов и коррекция своих действуий.

Первый и второй пути ведут к углублению стресса, третий и четвертый помогают свести стресс до минимума. Фрустрация, связанная с недостижением поставленных целей приводит к «стрессу рухнувших надежд».

Но часто крах поставленных планов заключается не в объективных причинах, а в неумении поставить цель или подобрать нужный ресурс. Использование алгоритма эффективного целеполагания поможет избежать этого. Алгоритм постановки жизненных целей:

  1. Позитивная формулировка ( в формулировке цели должна отсутствовать частица «НЕ»).
  2. Принципиальная достижимость (цели не должны противоречить физическим, биологическим и экономическим законам).
  3. Максимальная конкретность (не «стать смелее», а научиться преодолевать страх высоты, для этого : а) прыгнуть с парашютом, б) прыгнуть с 3, 5, 10 метровой вышки и т.д.)
  4. Цель должна максимально зависеть от нас.

    (не «хочу, чтобы мне повысили зарплату», а «каких профессиональных умений и навыков я должен достигнуть, чтобы мне повысили зарплату»)

  5. Приемлемая цена (сколько времени, сил и денег я согласен потратить на достижение этой цели)
  6. Определение необходимых ресурсов, внутренних и внешних.

25. Постоянный цейтнот как источник стресса. Тайм-менеджмент.

Признаки неэффективного использования времени (выделил А.Элкин, США): ощущение постоянной спешки, нехватка времени на хобби и семью, постоянные опоздания, отсутствие четкого плана времени, неумение делегировать полномочия другим людям, неумение отказать людям, отнимающим время, периодически возникающее ощущение напрасной траты времени. П.Друкер, один из основателей тайм-менеджмента предлагает овладеть следующими этапами формирования навыков для успешного управления временем: 1. анализ собственного времени 2. планирование распределения времени 3. сокращение непроизводительных затрат времени 4. укрупнение времени.

26. Объективные методы оценки уровня стресса

  1. Оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы: регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС-пульс), определение показателей артериального давления, ЭКГ, определение параметров работы дыхательной системы (частота и глубина дыхания, газовый состав выдыхаемого воздуха и др.)
  2. Анализ активности вегетативной нервной системы
  3. Оценка психомоторных реакций организма при стрессе: определение степени напряжения отдельных мышечных групп при помощи миограммы (запись электрических разрядов мышечных волн), определение избыточного напряжения мышц и плавности движений по показателю тремора, определение скорости простой или сложной сенсомоторной реакции. Наиболее точный количественный учет возможен в отношении степени напряжения мышц по показателям тремора (отсутствие тремора-0, умеренный тремор 1-5, выраженный тремор 6-10, сильный тремор 11-20, очень сильный тремор больше 21 касания прибора рукой)
  4. другие: определение работы системы терморегуляции, величины кожно-гальванической реакции (или сопротивления кожи).

27. Субъективные методы оценки уровня стресса

  1. Психологические тесты (бланковые и проективные) выявления тревожности. Выделяют личностную (черта личности) и ситуативную (реакция на ситуацию) тревожность. (описать тесты на тревожность и стресс: шкала Гамильтона, шкала Цунга, методика Спилбергера, цветовой тест Люшера и др).
  2. Интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе): ответить на вопросы: не переполняют ли меня отрицательные эмоции?, в каком состоянии мои мышцы?, как я дышу?,

28. Подходы к прогнозированию стресса и оценки стрессоустойчивости человека.

Прогнозирование стрессовых ситуаций имеет большое научное и практическое значение. Оно позволяет заранее выявить лиц, с особенностями психофизиологического состояния, которое нарушается во время стресса. В настоящее время существуют различные методы прогнозирования реакций человека на стресс. Их основная задача – учет индивидуальных психических и физиологических особенностей испытуемого и перенос полученных данных на аналогичные ситуации в будущем. Метды: 1. использование идентичных стрессоров (изучение разных реакций студента на одном экзамене, помогает сделать прогноз его состояния на другом экзамене) 2. использование дозированных тестовых стрессов в лаборатории (воздействие зрительных, слуховых и тактильных раздражителей) 3. мысленное моделирование стрессорных ситуаций (например, при помощи НЛП) 4. прогнозы на основе психологических тестов и опросников 5. математическое моделирование (простой, множественной регрессии и пр.) 6. создание при помощи различных устройств модельной стрессорной ситуации, которая по своим параметрам была бы близка к ситуации реальной. (спортивные, военные тренировки, подготовка работников МЧС и т.д.)

29. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса

По Г.Селье стресс имеет 3 фазы:

  1. стадия тревоги (мобилизация защитных сил организма)
  2. стадия резистентности (адаптация)
  3. стадия истощения (истощение адаптационной энергии организма)

на уровень стресса влияют факторы или характеристики стресса. К ним относят: интенсивность, продолжительность, индивидуальную восприимчивость человека к стрессу. 1.Р.Йеркс и Дж.Додсон установили, что максимальная результативность работы бывает при среднем уровне эмоциональной активности. Слишком высокая и слишком низкая эмоциональность вредят эффективности работ. Вместе с тем на это влияют и сами профессии. Интенсивность стресса важна при выполнении различных работ в различных профессиях. Для бухгалтера и программиста высокая интенсивность стресса при работе вредна, а для политика, спортсмена важна для лучшего результата. Уровень приемлемой интенсивности стресса также зависит от типа темперамента. У человека со слабой НС уровень интенсивности ниже. 2.Наибольшую опасность представляет продолжительности стресса. Сильные и короткие стрессы активизируют человека, «встряхивают» его, но не истощают защитные силы организма. Длительный и менее сильный стресс более пагубно влияет на здоровье.Это связано с генетической программой «борьба или бегство», в которой не заложены длительные, мелкие эмоциональные нагрузки (мелкие конфликты, пробки на дороге и т.п.) Главный вывод из этого – нельзя доводить стрессы до болезни, проблемы нужно решать сразу. 3.Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу – уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (аустресс), а также критический порог истощения при стрессе – наступает дистресс. Существует мнение, что у каждого организма имеется 2 вида адаптационных резервов: поверхностные и глубокие. При коротком стрессе срабатывает поверхностный резерв, если стресс затягивается или усиливается, подключается глубинный резерв. трудность при определении стрессоустойчивости человека возникает при оценке его реакций на психологические факторы (это связано с личностными ценностями, мотивами, установками). В этом случае лучше использовать субъективные критерии, для этого человек должен прислушиваться к своим ощущениям, максимально доверяя своему организму и своей интуиции. Чтобы понять где проходит граница между эустрессом и дистрессом, нужно экспериментировать с эмоциональными и психическими нагрузками, но только таким путем можно установить индивидуальные пороги стрессочувствительности и стрессоустойчивости человека.

30. Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром

Психосоматические заболевания – это болезни, развитие которых зависит от психологических факторов, в т.ч. стресса. Существует несколько гипотез, описывающих возникновение психосоматических заболеваний.

  1. Психотравма – стресс – нарушение нейрогуморальной регуляции органов – психосоматическое заболевание
  2. Психотравма – внутренний конфликт – метафорическая реакция подсознания на конфликтную ситуацию – психосоматическое заболевание
  3. Психотравма – депрессия – ослабление защитных сил организма и срыв работы любого органа по принципу «слабого звена» – психосоматическе заболевание.

Список заболеваний см. в лекциях. Помимо собственно психосоматических заболеваний психофизиологии выделяют пограничные состояния – начальные стадии развития дистресса, возникающие при длительном воздействии стрессора. Особенностью данного состояния является «маскировка» под серьезное заболевание, хотя нужно обращатья не к терапевту и т.п., а к психологу или психиатру. Посттравматический синдром (ПТСР). Травматические события, вызывающие ПТСР: 1. природный катаклизм, 2. катастрофа (авиа и т.п.), 3. ЧС (война, изнасилование и т.п.). Для ПТСР характерны клинические симптомы:

  1. Повышенная тревожность – обычный эмоциональный фон (на психологическом и физиологическом уровне)
  2. Повышенная агрессивность – тенденция решать вопросы с помощью грубой силы (периодические приступы ярости)
  3. Немотивированная бдительность, переходящая в подозрительность
  4. Пониженное настроение, депрессия, чувство отчаяния
  5. Нарушения памяти, концентрации внимания, трудности сосредоточения в социально значимых ситуациях (экзамен)
  6. Наличие «непрошенных воспоминаний» (неприятный сцены, связанные с событием)
  7. Притупленность эмоций, агедония (отсутствие радости жизни)
  8. Бессонница
  9. Тенденция к злоупотреблению никотином, алкоголем, наркотиками и т.п.
  10. Чувство вины.

По разным концепциям механизмы ПТСР различаются: физиологическая (И.П.Павлов) – застойный очаг возбуждения в коре головного мозга; биохимическая – снижение уровня гормонов (норадреналина, серотонина, допамина) в мозге, повышение ацетилхолина и эндогенных опоидов; психоанализ – ПТСР – нарушение процесса символизации, элемент нарциссического конфликта, приводит к регрессу на оральную стадию развития, смещению либидо с объекта на «Я», ремобилизации садомазохистских инфантильных импульсов, идентификации с агрессором, регрессу к архаичным формам функционирования; когнитивная – разрушение базовых представлений о мире и о себе. Информационная модель ПТСР соединяет когнитивные, психоаналитические, психофизиологические модели ПТСР. Согласно этой модели сильный стресс приводит к поступлению в сознание информации, которая не укладывается в когнитивные схемы. В результате часть информации переводится в бессознательное, сохраняясь в активной форме.

Стратегии преодоления ПТСР: восстановление целостности и гармоничности картины мира (согласование негативного опыта и текущей реальности); поиск и актуализация необходимых ресурсов (спокойствия и уверенности в себе); включение старых поведенческих программ в контекст социально-приемлемых действий (работа спортивным тренером для бывшего солдата).

Источник: http://perviydoc.ru/v34446/%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%BA_%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%83_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0?page=4

Фрустрации как источник стрессов эффективное целеполагание

24. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

Еще одним источником стресса может быть фрустрация, связанная с недостижением поставленных целей (как в личной жизни, так и в профессиональной сфере).

Довольно часто крах поставленных пла­нов связан не столько с непреодолимыми объективными трудностя­ми, сколько с неправильной постановкой цели или неумением подоб­рать нужные ресурсы.

В этом случае использование эффективного алгоритма постановки целей позволит в будущем избежать «стресса рухнувших надежд», вызывающего серьезные психологические и со­матические последствия, о которых писал Ганс Селье в своих книгах.

Он отмечал: «Успех всегда способствует успеху, крушение ведет к даль­нейшим неудачам. Даже самые крупные специалисты не знают, почему «стресс рухнувшей надежды» со значительно большей вероятностью, чем стресс от чрезмерной мышечной работы, приводит к заболеваниям. .

Пре­пятствие на пути осуществления нормальных побуждений приводит к та­кому же дистрессу, как вынужденное продление и интенсификация любой деятельности выше желаемого уровня.

Забвение этого ведет к фрустра­ции, утомлению, истощению сил, к душевному и физическому надрыву» 1 .

В свете данного высказывания понятно, что чем конкретней будет определена цель и чем точнее человек оценит вероятность ее дости­жения, тем больше у него будет шансов ее достичь, а значит — избе­жать стресса «рухнувших надежд» [6].

Алгоритм постановки жизненных иелей

1. Позитивная формулировка. Это правило означает, что в формули­ ровке цели должна отсутствовать частица «не». В соответствии с

этим правилом, цели «Я не буду больше пить», «Я ни разу не заку­
рю», «Я не буду больше бояться»
и пр. являются трудно достижи­

мыми из-за особенностей нашего подсознания, которое плохо вос­

принимает операцию логического отрицания.

Например, если у вас болит голова, то формула не должна звучать: «У ме­ня не будет головной боли». Лучше сказать: «Я хочу, чтобы моя голова ста­ла легкой и ясной, чтобы у меня было отличное самочувствие».

2. Принципиальная достижимость. Цели, которые вы ставите, долж­ ны быть принципиально достижимы, т. е. не противоречить физи­

ческим, биологическим и экономическим законам.

1 Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М., 1992, с. 121-122.

. 194 Глава 6. Методы оптимизации уровня стрессов

Например, цель «Яхочу научиться летать» достижима, если иметь в виду самолет или дельтаплан, но не достижима, если иметь в виду способ поле­та птиц при помощи махания конечностями.

Цель «Я хочу вечно оставать­ся молодой» недостижима, так как в каждом организме генетически зало­жена программа старения, но цель «Я хочу замедлить процесс старения и как можно дольше продлить состояние молодости» является более ре­альной.

3. Максимальная конкретность. Речь идет, скорее, о способе форму­ лировки, которая должна четко описывать ожидаемый конкрет­

ный результат. В этом плане цели «стать смелее», «стать счаст­
ливее»
и т. д. абстрактны, а посему принципиально недостижимы.

Тысячи людей испытывают стресс, безуспешно стараясь достичь

целей типа «выучить английский язык». Для избавления от такого

рода стрессов их необходимо конкретизировать.

Например, первая из приведенных в этом разделе целей может быть моди­фицирована следующим образом: Хочу стать не просто смелее, а «смелым настолько, чтобы погладить незнакомую собаку», или «смелым настолько, чтобы я мог заговорить с понравившейся женщиной», или «смелым на­столько, чтобы попросить у своего шефа повышения в должности».

4. Цель должна максимально зависеть от нас.

Например, когда вы говорите: «Хочу, чтобы начальник повысил мне зар­плату на 200 долларов», то ваше желание, в принципе, понятно.

Но в такой формулировке его выполнение не зависит от желающего/Для того чтобы подобные цели можно было достичь, их нужно переформулировать, зада­вая себе вопрос: «Каким я должен стать, чтобы. » или «Что я должен сде­лать, чтобы. ».

Тогда и формулировка желания будет отвечать указанному правилу: «Я хочу сталь настолько полезным нашей фирме, чтобы началь­ник захотел меня удержать и дал мне прибавку в размере 500 долларов».

Здесь задайте себе ряд вопросов:

1. В каком случае вы бы не хотели достичь этой цели?

2. Не будет ли цена за ее достижение слишком высокой?

3. Сколько своего времени, сил и денег вы согласны потратить на дости­
жение этой цели?

4. Есть ли другие цели примерно такой же или меньшей цены, которые
кажутся вам столь же привлекательными, но более дешевыми?

6. Определение необходимых ресурсов.

Для этого необходимо ответит на такие вопросы:

1. Обладаете ли вы ресурсами, необходимыми для достижения цели?

2. В чем именно вы нуждаетесь?

3. Как вы собираетесь получить эти ресурсы?

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 195

Ресурсы бывают внутренние (ум, терпение, уверенность, профес­сионализм) и внешние (деньги, время, оборудование и другие люди). Для получения внешних ресурсов вам придется ввести в свои планы достижение вспомогательных целей.

Опыт показывает, что если при составлении планов и постановки целей использовать данный алгоритм, то вероятность возникновения стрессов резко снижается. При этом движение к цели становится бо­лее рациональным и сознательным, а интенсивность и частота воз­никновения отрицательных эмоций уменьшаются.

Вопросы и задания аля проверки усвоения знаний

1. Назовите житейские методы снятия стресса, которые обычно при­
меняют люди для снятия нервно-психического напряжения.

2. Перечислите четыре основные группы методов уменьшения
стресса, отличающихся по природе антистрессорного воздействия.

3. Перечислите физиологические методы снятия стресса.

4. Назовите три группы методов снятия стресса, отличающихся по способу внедрения в сознание антистрессорной установки, и при­

ведите примеры.

5. Перечислите организационные методы, которые применяются в психологии труда и инженерной психологии для уменьшения

уровня профессионального стресса.

6. Опишите, в чем состоит сущность аутогенной тренировки.

7. В чем состоят уникальные особенности дыхания в плане саморе­
гуляции и антистрессорного воздействия?

8. Перечислите когнитивные постулаты рациональной терапии.

9. Перечислите четыре способа диссоциирования от стрессора.

10. Какая связь существует между методом нейролингвистического программирования и учением И. П. Павлова?

Выберите правильный вариант ответа

1. К какой группе антистрессорного воздействия относится аутотренинг?

196 Глава 6. Методы оптимизации уровня стрессов

2. К какой группе антистрессорного воздействия относится алкоголь?

3. К какой группе антистрессорного воздействия относится массаж?

4. К какой разновидности антистрессорных методов относится биологиче­
ская обратная связь?

б) к методам, требуюшим участия другого человека;

5. Какой из нижеприведенных методов не относится к организационным?

а) усовершенствование орудий и средств труда;

б) воздействие цветом и функциональной музыкой;

в) разработка оптимальных режимов труда и отдыха;

г) рациональная организация рабочих мест.

6. Кто является основателем аутогенной тренировки?

Какой из основных навыков аутогенной тренировки назван неверно?

а) умение вызывать ошушение тяжести в конечностях;

б) умение вызывать ошушение тепла в конечностях;

в) умение вызывать ошушение тепла в эпигастральной области;

г) умение вызывать ошушение тепла в области лба.

Какой из перечисленных ниже антистрессорных методов основан на со­вершенствовании поведенческих навыков?

Литература Основная

1. Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом. М., 2002, с. 5-33.

2. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002,
с. 14-233.

3. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в ус­
ловиях стресса. СПб., 2001, с. 135-246.

4. Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические ас­
пекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998, с. 182-237.

5. Щербатых Ю. В. Психология страха. М., 1999, с. 313-375.

6. Щербатых Ю. В. Психология успеха. М., 2004, с. 62-120; 177-209.

7. Щербатых Ю. В. Психология стресса. М., 2005, с. 176-273.

Дополнительная

8. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб., 1994, с. 11-163.

9. Гиссен Л. Д. Время стрессов. М., 1990, с. 10-76.
10. Грасиан Б. Карманный оракул. М., 1981, с. 5-65.

И. Гройсман А. Л. Медицинская психология. М., 1998, с. 120-220.

12. Джафарова О. А., Донская О. Г., Изарова О. И., Путилов А. А. Метод игро­ вого биоуправления и регуляция ритма сердца // Бюллетень Сибирского

отделения РАМН. 1999. № 1 (91), с. 62-67.

13. Козлов В. Я. и др. Взаимосвязь между психофизиологическими показате­ лями и успешностью деятельности операторов // Клинико-физиол. ас­

пекты медицинской реабилитации летного состава. 1996, с. 67-68.

14. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных функ­
циональных состояний человека. М., 1987, с. 5-53.

15. Линдеман X. Система психофизического регулирования. М., 1992, с. 5-102.

16. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1986, с. 5-272.

17. Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996.

Т. 17. №6, с. 119-122.

18. Психофизиология: Учебник для вузов // Под ред. Ю. И. Александрова.
СПб., 2006, с. 342-343.

19. Скок А. Б., Филатова О. В., Штарк М. Б., Шубина О. С. Биоуправление в психоневрологической практике // Бюллетень Сибирского отделения

РАМН, 1999. № 1, с. 30-35.

20. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 2000, с. 9-238.

21. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 3-168.

22. КоннорДж., СейморДж. Введение в нейролингвистическое программиро­
вание. СПб., 1996, с. 3-202.

23. Ромен А. С. Самовнушение и его влияние на организм человека. Алма-
Ата, 1970, с. 4-174.

24. Хессет Дж. Введение в психофизиологию. М., 1981, с. 175-190.

25. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988,
с. 10-133.

26. Шайхтдинов Р. 3. Личность и волевая готовность в спорте. М., 1987, с. 74-
111.

27. Щербатых Ю. В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоцио­
нальном стрессе // Физиология человека. 2000. Т. 26. № 5, с. 151-152.

198 Глава 6. Методы оптимизаиии уровня стрессов

28. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000, с. 119-142.

29. Щербатых Ю. В. Использование методов саморегуляции и нейролингви- стического программирования для снижения уровня стресса у студен­ тов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж,

2003, с.105-107.

30. МаЬМ А, атойаап Л. 51гезз йие *о ехат т тесИса! з1ис1еп1з-го1е оГ
уоа // Шип]. РЬузю! РЬагтасо!. 1999. V. 43. № 2. Р. 218-224.

31 ЗНаргго 5.1., ЗсЪяоаПг С. Е., Воппег С. Е#ес1 оГ тхпЫпезз згезз гейисИоп оп теаЫ апа ргетеёюа! зШЙепз //]. ВеЬау. Меа. 1998. V. 21. № 6. Р. 581-599.

32. 5сНегЪа1уЪН Е. V., &а Е. I. СопбШопа! геиЬНоп оГ апх!е1у 5и1е8 аз а шау оГсоггесНоп оЬе етоНопа! з1гезз // АЬз 1

1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-балльной системе ка­ ждое событие, поставив любое число от «1» (совершенно не заде­

вает) до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает).

1.1. Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду). _

1.2. Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег. _

1.3. Машина, которая обрызгала вас грязью. _

1.4. Строгий, несправедливый начальник (преподаватель, роди­
тель). _

1.5. Правительство, депутаты, администрация. _

2. Отметьте по 10-балльной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов — если данное свойство у вас

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

очень выражено, 1 — если оно отсутствует).

2.1. Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе. _

2.2. Стеснительность, робость, застенчивость. _

2.3. Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях
и проблемах. _

2.4. Плохой, беспокойный сон. _

2.5. Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негатив­
ные черты. _

3. Как проявляются ваши стрессы на вашем здоровье (оцените по
10-балльной шкале признаки).

3.1. Учащенное сердцебиение, боли в сердце. _

Источник: Щербатых Ю. В. Психология стресса. М., 2005.

3.2. Затрудненное дыхание. _

3.3. Проблемы с желудочно-кишечным трактом. _

3.4. Напряжение или дрожание мышц. _

3.5. Головные боли, повышенная утомляемость. _

4. Насколько для вас характерно применение нижеприведенных при­емов снятия стресса (отметьте по 10-балльной системе, где «1» -совсем не характерно, а «10» — применяю почти всегда).

4.5. Агрессия (выплеснуть зло на другого человека).

5. Насколько для вас характерно применение нижеприведенных при­ емов снятия стресса (отметьте по 10-балльной системе, где «1» —

совсем не характерно, а «10» — применяю почти всегда).

5.1. Сон, отдых, смена деятельности. _

5.2. Общение с друзьями или любимым человеком. _

5.3. Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лы­
жи и т. д.). _

5.4. Анализ своих действий, поиск других вариантов. _

5.5. Изменение своего поведения в данной ситуации. _

6. Как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние
три года? (Отметьте V.)

Значительно уменьшилсяНезначительно уменьшилсяНе изме­нилсяНезначительно возросЗначительно увеличился
-20-10+10+50

Подсчет результатов

Фактически данный стресс оценивает уровень стрессочувствительно-сти — показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительность человека. Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам.

Вы полу­чите сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базо­вый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным. Затем подсчитывается показатель динамической чувствительно­сти к стрессам.

Для этого из базового результата вычитается сумма

Приложение 1. Тесты 203

результатов по 5 пункту (она показывает способность сопротивлять­ся стрессам с помощью адекватного поведения).

Затем к полученному результату добавляется показатель 6 пунк­та (с «+» или «-») в зависимости от выбора испытуемого. Если стрес­сы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нараста­ют, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.

источник

24. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

Фрустрация – это невозможность реализации существующей потребности. Фрустрации могут приводить к психосоматическим заболеваниям (артериальной гипертензии, язве желудка, неспецифическому колиту, бронхиальной астме и др.)

Формы проявления фрустрации:

              1. агрессия и антисоциальное поведение
              2. замыкание в себе и переживание обиды на окружающий мир
              3. обесценивание потребности при помощи механизмов психологической защиты
              4. анализ возможных причин своих стрессов и коррекция своих действуий.

Первый и второй пути ведут к углублению стресса, третий и четвертый помогают свести стресс до минимума.

Фрустрация, связанная с недостижением поставленных целей приводит к «стрессу рухнувших надежд». Но часто крах поставленных планов заключается не в объективных причинах, а в неумении поставить цель или подобрать нужный ресурс. Использование алгоритма эффективного целеполагания поможет избежать этого.

Алгоритм постановки жизненных целей:

  1. Позитивная формулировка ( в формулировке цели должна отсутствовать частица «НЕ»).
  2. Принципиальная достижимость (цели не должны противоречить физическим, биологическим и экономическим законам).
  3. Максимальная конкретность (не «стать смелее», а научиться преодолевать страх высоты, для этого : а) прыгнуть с парашютом, б) прыгнуть с 3, 5, 10 метровой вышки и т.д.)
  4. Цель должна максимально зависеть от нас. (не «хочу, чтобы мне повысили зарплату», а «каких профессиональных умений и навыков я должен достигнуть, чтобы мне повысили зарплату»)
  5. Приемлемая цена (сколько времени, сил и денег я согласен потратить на достижение этой цели)
  6. Определение необходимых ресурсов, внутренних и внешних.

Источник: https://deltarecycling.ru/stress/frustratsii-kak-istochnik-stressov-effektivnoe-tselepolaganie/

Читать онлайн Психология стресса и методы коррекции страница 41. Большая и бесплатная библиотека

24. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

Между психологическим состоянием неуверенности, ее телесными признаками и поведенческими реакциями имеется тесная взаимосвязь, поэтому со стрессом неуверенности можно бороться разными способами: с помощью рациональных самоуговоров, изменением поведенческих паттернов или телесных признаков (рис. 48).

Рис. 48. Механизмы воздействия рациональной психотерапии на чувство уверенности в себе.

Таким образом, если человек испытывает стрессы по поводу своей неуверенности, он может сознательно изменить телесное состояние (позу, жесты, параметры дыхания и ые характеристики), в результате чего почувствовать себя более уверенно.

Другой способ – это действовать более компетентно (изменение поведенческих проявлений деятельности), что отразится как на самооценке индивидуума, так и на его оценке со стороны окружающих, что в итоге также позволит ему действовать более уверенно.

Еще один способ – это применение рациональной психотерапии (уже рассмотренный нами в разделе 6.2.5). Ниже приводится таблица, применяя которую можно научиться сознательно вызывать чувство уверенности в себе за счет изменения телесных параметров (табл.

8).

Таблица 8. Признаки уверенного поведения.

Изменение поведенческих признаков (помимо совершенствования профессиональных навыков) заключается в освоении ряда приемов противодействия психологическому давлению во время общения. Они описаны в соответствующих книгах по психологии @@@@@20#####, поэтому в этом учебном пособии мы перечислим только наиболее известные из них.

Бесконечные встречные вопросы

Суть техники: снять эмоциональную часть обвинений и перейти к рассмотрению сути претензий.

Эффект: прояснение для обоих участников конфликта причин их разногласий.

Пример

Жена. Ты давно обещал починить полку в кладовой и, как я вижу, не собираешься выполнять свои обещания.

Муж. Как мне лучше починить полку?

Жена. Просто прибей ее обратно.

Муж. Может быть, есть смысл сделать ее потолще и пошире, чтобы она была более вместительной?

Жена. Просто прибей ее, и дело с концом.

Муж. Я бы хотел, чтобы эта моя работа тебе понравилась. Уточни, пожалуйста, еще раз, какую бы полку ты хотела видеть в кладовой?

“Заигранная пластинка”

Суть техники: спокойное повторение того, чего вы хотите (или того, чего вы не хотите), снова и снова, пока оппонент не отступится. При исполнении этой техники выигрывает тот, у кого больше терпения. Применяющий ее имеет преимущество, так как он в отличие от собеседника заранее настроен на многократное повторение однотипных слов и фраз.

Эта техника учит настойчивости, а также тому, что вы не обязаны объяснять причины своих желаний. В классической интерпретации требуется только бесконечно повторять одну и ту же фразу, причем без всякого выражения, как “робот”, однако иногда такая техника слишком выводит из себя собеседника, что чревато дополнительными конфликтами.

Поэтому имеет смысл все-таки немного разнообразить ответы, вводя в них элементы усиления своей правоты.

Эффект: игнорирование попыток манипулировать вами за счет отстранения от ситуации и спокойного повторения однотипных формул.

Пример

Муж. Ты опять утром не помыла посуду. Я пришел с работы, а в раковине полно грязных тарелок.

Жена. Когда опаздываешь на работу, то не до посуды.

Муж. Так что, я должен мыть эту чертову посуду?

Жена. Не знаю, но я так опаздывала сегодня утром, что еле успела вовремя.

Муж. Но ведь посуда осталась грязной, и мне не из чего было есть!

Жена. Утром каждая минута на счету, я еле успела одеться и собрать ребенку бутерброд в школу… и т. д.

Для того чтобы вышеприведенные методы “психологической самообороны” действовали эффективно, необходимо придерживаться определенной тактики поведения. В частности, можно применять приемы, приведенные ниже.

+ Смотрите в глаза собеседнику. Взгляд должен быть внимательный, изучающий, оценивающий и т. д. Вы должны его рассматривать, а не он вас.

+ Перед ответом выдерживайте паузу. Это даст вам возможность подобрать оптимальный ответ и покажет оппоненту, что вы не спешите удовлетворять его просьбы или требования.

+ Используйте четкие, “обкатанные” дома речевые формулы.

+ Применяйте соответствующую интонацию.

+ Ответ должен быть гораздо более общим, чем заданный вопрос. (На требование “Дай взаймы тысячу рублей” может подойти ответ “Да, денег никогда не хватает, сколько бы их ни было”).

6.4.3. Эффективное целеполагание как метод профилактики стрессов

Еще одним источником стресса может быть фрустрация, связанная с недостижением поставленных целей (как в личной жизни, так и в профессиональной сфере).

Довольно часто крах поставленных планов связан не столько с непреодолимыми объективными трудностями, сколько с неправильной постановкой цели или неумением подобрать нужные ресурсы.

В этом случае использование эффективного алгоритма постановки целей позволит в будущем избежать “стресса рухнувших надежд”, вызывающего серьезные психологические и соматические последствия, о которых писал Ганс Селье в своих книгах.

Он отмечал: “Успех всегда способствует успеху, крушение ведет к дальнейшим неудачам. Даже самые крупные специалисты не знают, почему “стресс рухнувшей надежды” со значительно большей вероятностью, чем стресс от чрезмерной мышечной работы, приводит к заболеваниям.

…Препятствие на пути осуществления нормальных побуждений приводит к такому же дистрессу, как вынужденное продление и интенсификация любой деятельности выше желаемого уровня. Забвение этого ведет к фрустрации, утомлению, истощению сил, к душевному и физическому надрыву”.

В свете данного высказывания понятно, что чем конкретней будет определена цель и чем точнее человек оценит вероятность ее достижения, тем больше у него будет шансов ее достичь, а значит – избежать стресса “рухнувших надежд” @@@@@6#####.

Алгоритм постановки жизненных целей

1. Позитивная формулировка. Это правило означает, что в формулировке цели должна отсутствовать частица “не”. В соответствии с этим правилом, цели “Я не буду больше пить”, “Я ни разу не закурю”, “Я не буду больше бояться” и пр. являются трудно достижимыми из-за особенностей нашего подсознания, которое плохо воспринимает операцию логического отрицания.

Например, если у вас болит голова, то формула не должна звучать: “У меня не будет головной боли”. Лучше сказать: “Я хочу, чтобы моя голова стала легкой и ясной, чтобы у меня было отличное самочувствие”.

2. Принципиальная достижимость. Цели, которые вы ставите, должны быть принципиально достижимы, т. е. не противоречить физическим, биологическим и экономическим законам.

Например, цель “Я хочу научиться летать” достижима, если иметьв виду самолет или дельтаплан, но недостижима, если иметь в виду способ полета птиц при помощи махания конечностями.

Цель “Я хочу вечно оставаться молодой” недостижима, так как в каждом организме генетически заложена программа старения, но цель “Я хочу замедлить процесс старения и как можно дольше продлить состояние молодости” является более реальной.

3. Максимальная конкретность. Речь идет, скорее, о способе формулировки, которая должна четко описывать ожидаемый конкретный результат. В этом плане цели “стать смелее”, “стать счастливее” и т. д.

абстрактны, а посему принципиально недостижимы. Тысячи людей испытывают стресс, безуспешно стараясь достичь целей типа “выучить английский язык”.

Для избавления от такого рода стрессов их необходимо конкретизировать.

Например, первая из приведенных в этом разделе целей может быть модифицирована следующим образом: хочу стать не просто смелее, а “смелым настолько, чтобы погладить незнакомую собаку”, или “смелым настолько, чтобы я мог заговорить с понравившейся женщиной”, или “смелым настолько, чтобы попросить у своего шефа повышения в должности”.

4. Цель должна максимально зависеть от нас.

Например, когда вы говорите: “Хочу, чтобы начальник повысил мне зарплату на 200 долларов”, то ваше желание, в принципе, понятно. Но в такой формулировке его выполнение не зависит от желающего.

Для того чтобы подобных целей можно было достичь, их нужно переформулировать, задавая себе вопрос: “Каким я должен стать, чтобы..?” или “Что я должен сделать, чтобы..

?” Тогда и формулировка желания будет отвечать указанному правилу: “Я хочу сталь настолько полезным нашей фирме, чтобы начальник захотел меня удержать и дал мне прибавку в размере 500 долларов”.

5. Приемлемая цена.

Здесь задайте себе ряд вопросов:

1. В каком случае вы бы не хотели достичь этой цели?

2. Не будет ли цена за ее достижение слишком высокой?

3. Сколько своего времени, сил и денег вы согласны потратить на достижение этой цели?

Источник: https://dom-knig.com/read_230413-41

Ю. В. Щербатых «Психология стресса и методы коррекции» учебное пособие

24. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

Вид материалаУчебное пособие

Подобный материал:

  • М. Б. Позина психология и педагогика учебное пособие, 2357.6kb.
  • Г. В. Психология делового общения. Бороздина Г. В. Психология делового общения : Учебное, 2307.7kb.
  • Г. Г. Филиппова психология материнства учебное пособие, 3589.91kb.
  • В. М. Минияров педагогическая психология Учебное пособие, 4342.2kb.
  • Слепухина г. В. Психология травматического стресса (учебное пособие), 1047.01kb.
  • Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим советом угаэс уфа-2009, 2459.47kb.
  • Е. М. Дубовская социальная психология малой группы учебное пособие, 5324.13kb.
  • Тарабрина Надежда Владимировна Психология посттравматического стресса: интегративный, 806.6kb.
  • Учебное пособие для студентов специальности 050706 «Педагогика и психология» ибакалавриата, 953.19kb.
  • Учебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета, 5335.58kb.

«Заигранная пластинка»

Суть техники: спокойное повторение того, чего вы хотите (или того, чего вы не хотите), снова и снова, пока опонент не отступится. При исполнении этой техники выигрывает тот, у кого больше терпения.

Применяющий ее имеет преимущество, так как он, в отличие от собеседника, заранее настроен на многократное повторение однотипных слов и фраз. Эта техника учит настойчивости, а также тому, что вы не обязаны объяснять причины своих желаний.

В классической интерпретации требуется только бесконечно повторять одну и ту же фразу, причем без всякого выражения, как «робот», однако иногда такая техника слишком выводит из себя собеседника, что чревато дополнительными конфликтами. Поэтому имеет смысл все-таки немного разнообразить ответы, вводя в них элементы усиления своей правоты.

Эффект: игнорирование попыток манипулировать вами за счет отстранения от ситуации и спокойного повторения однотипных формул.

Пример:

Муж. Ты опять утром не помыла посуду. Я пришел с работы, а в раковине полно грязных тарелок.

Жена. Когда опаздываешь на работу, то не до посуды.

Муж. Так что, я должен мыть эту чертову посуду?

Жена. Не знаю, но я так опаздывала сегодня утром, что еле успела вовремя.

Муж. Но ведь посуда осталась грязной, и мне не из чего было есть!

Жена. Утром каждая минута на счету, я еле успела одеться и собрать ребенку бутерброд в школу… и т. д.

Для того чтобы вышеприведенные методы «психологической самообороны» действовали эффективно, необходимо придерживаться определенной тактики поведения. В частности, можно применять приемы, приведенные ниже. + Смотрите в глаза собеседнику. Взгляд должен быть внимательный, изучающий, оценивающий и т. д. Вы должны его рассматривать, а не он вас. + Перед ответом выдерживайте паузу. Это даст вам возможность подобрать оптимальный ответ и покажет оппоненту, что вы не спешите удовлетворять его просьбы или требования. + Используйте четкие, «обкатанные» дома речевые формулы. + Применяйте соответствующую интонацию. + Ответ должен быть гораздо более общим, чем заданный вопрос. (На требование «Дай взаймы тысячу рублей» может подойти ответ «Да, денег никогда не хватает, сколько бы их не было»).

3. Эффективное целеполагание, как метод профилактики стрессов

Еще одним источником стресса может быть фрустрация, связанная с недостижением поставленных целей (как в личной жизни, так и в профессиональной сфере). Довольно часто крах поставленных планов связан не столько с непреодолимыми объективными трудностями, сколько с неправильной постановкой цели или неумением подобрать нужные ресурсы. В этом случае использование эффективного алгоритма постановки целей позволит в будущем избежать «стресса рухнувших надежд», вызывающего серьезные психологические и соматические последствия, о которых писал Ганс Селье в своих книгах.

Он отмечал: «Успех всегда способствует успеху, крушение ведет к дальнейшим неудачам. Даже самые крупные специалисты не знают, почему “стресс рухнувшей надежды” со значительно большей вероятностью, чем стресс от чрезмерной мышечной работы, приводит к заболеваниям.

Препятствие на пути осуществления нормальных побуждений приводит к такому же дистрессу, как вынужденное продление и интенсификация любой деятельности выше желаемого уровня. Забвение этого ведет к фрустрации, утомлению, истощению сил, к душевному и физическому надрыву».

В свете данного высказывания понятно, что чем конкретней будет определена цель и чем точнее человек оценит вероятность ее достижения, тем больше у него будет шансов ее достичь, а значит — избежать стресса «рухнувших надежд» [6].

Алгоритм постановки жизненных целей

1. Позитивная формулировка. Это правило означает, что в формулировке цели должна отсутствовать частица «не». В соответствии с этим правилом, цели «Яне буду больше пить», «Я ни разу не закурю», «Я не буду больше бояться» и пр. являются трудно достижимыми из-за особенностей нашего подсознания, которое плохо воспринимает операцию логического отрицания.

Например, если у вас болит голова, то формула не должна звучать; «У меня не будет головной боли». Лучше сказать: «Я хочу, чтобы моя голова стала легкой и ясной, чтобы у меня было отличное самочувствие».

2. Принципиальная достижимость. Цели, которые вы ставите, должны быть принципиально достижимы, т. е. не противоречить физическим, биологическим и экономическим законам.

Например, цель «Я хочу научиться летать» достижима, если иметь в виду самолет или дельтаплан, но не достижима, если иметь в виду способ полета птиц при помощи махания конечностями.

Цель «Я хочу вечно оставаться молодой» недостижима, так как в каждом организме генетически заложена программа старения, но цель «Я хочу замедлить процесс старения и как можно дольше продлить состояние молодости» является более реальной.

3. Максимальная конкретность. Речь идет, скорее, о способе формулировки, которая должна четко описывать ожидаемый конкретный результат. В этом плане цели «стать смелее», «стать счастливее» и т. д.

абстрактны, а посему принципиально недостижимы. Тысячи людей испытывают стресс, безуспешно стараясь достичь целей типа «выучить английский язык».

Для избавления от такого рода стрессов их необходимо конкретизировать.

Например, первая из приведенных в этом разделе целей может быть модифицирована следующим образом: Хочу стать не просто смелее, а «смелым настолько, чтобы погладить незнакомую собаку», или «смелым настолько, чтобы я мог заговорить с понравившейся женщиной», или «смелым настолько, чтобы попросить у своего шефа повышения в должности».

4. Цель должна максимально зависеть от нас. Например, когда вы говорите: «Хочу, чтобы начальник повысил мне зарплату на 200 долларов», то ваше желание, в принципе, понятно. Но в такой формулировке его выполнение не зависит от желающего. Для того чтобы подобные цели можно было достичь, их нужно переформулировать, задавая себе вопрос: «Каким я должен стать, чтобы…?» или «Что я должен сделать, чтобы..?». Тогда и формулировка желания будет отвечать указанному правилу: «Я хочу сталь настолько полезным нашей фирме, чтобы начальник захотел меня удержать и дал мне прибавку в размере 500 долларов». 5. Приемлемая цена. Здесь задайте себе ряд вопросов: 1.В каком случае вы бы не хотели достичь этой цели?

  1. Не будет ли цена за ее достижение слишком высокой?
  2. Сколько своего времени, сил и денег вы согласны потратить на достижение этой цели?
  3. Есть ли другие цели примерно такой же или меньшей цены, которые кажутся вам столь же привлекательными, но более дешевыми?

6. Определение необходимых ресурсов.Для этого необходимо ответит на такие вопросы:

  1. Обладаете ли вы ресурсами, необходимыми для достижения цели?
  2. В чем именно вы нуждаетесь?
  3. Как вы собираетесь получить эти ресурсы?

Ресурсы бывают внутренние (ум, терпение, уверенность, профессионализм) и внешние (деньги, время, оборудование и другие люди). Для получения внешних ресурсов вам придется ввести в свои планы достижение вспомогательных целей. Опыт показывает, что если при составлении планов и постановки целей использовать данный алгоритм, то вероятность возникновения стрессов резко снижается. При этом движение к цели становится более рациональным и сознательным, а интенсивность и частота возникновения отрицательных эмоций уменьшаются.

Литература

  1. Вьльям К. Тренинг по управлению стрессом. М, 2002, с. 5-33
  2. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002, с. 14-233.
  1. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведением и саморегуляция человека в условиях стресса; СПб, 2001, с. 135-246.
  2. Щербатых Ю. В., Ивлева Е.И. Психофизиологических и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998, с. 182-237.
  3. Щербатых Ю.В. Психология страха. М, 1999, с. 313-375.
  4. Щербатых Ю.В. Психология успеха. М, 2004, с. 62-120; 177-209.
  5. Щербатых Ю.В. Психология стресса. М., 2005, с. 176-273

Источник: http://geum.ru/next/art-206119.leaf-4.php

Фрустрация как форма психологического стресса

24. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

Фрустрация (от лат.

frustratio — обман, расстройство, разру­шение планов) — психическое состояние человека, вызываемое объ­ективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к реше­нию задачи.

Таким образом, фру­страция — это острое переживание неудовлетворенной потребности. Фрустрацию можно описать следующей формулой: «Потребности — блокировка — отрицательные эмоции» [Красовский, 1997].

Фрустрация переживается особенно тяжело, если барьер, меша­ющий достижению цели, возникает внезапно и неожиданно. Какие причины могут вызвать состояние фрустрации? При всем разно­образии причин фрустрации их можно разделить на четыре группы:

  • Физические барьеры (причины) — стены тюрьмы, полом­ка машины на безлюдном шоссе. Преодоление данного барьера про­демонстрировал герой Т. Хэнкса в фильме «Изгой», пытаясь выжить на необитаемом острове.
  • Биологические барьеры — болезнь, плохое самочувствие, сильная усталость, старение. Этот барьер может быть причиной сильных профессиональных стрессов у спортсменов и артистов ба­лета, вынужденных уходить из профессии в возрасте до сорока лет.
  • Психологические барьеры — страхи и фобии, неуверен­ность в собственных силах, негативный прошлый опыт. Ярким при­мером этого барьера является, например, чрезмерно высокое пред­стартовое волнение, в результате которого даже отлично подготов­ленная презентация может закончиться провалом.
  • Социокультурные барьеры — нормы, правила, запреты, существующие в обществе. В профессиональной деятельности со­циокультурные барьеры могут проявляться в виде необходимости поддерживать мнение большинства или начальника, даже если мы уверены, что он абсолютно не прав, соблюдать многие бесполезные внутрифирменные ритуалы.

Фрустрация обычно сопровождается переживанием негативных эмоций — гнева, агрессии, чувства вины, раздражения. Сильное пе­реживание этих чувств может привести к дезадаптивным формам поведения:

  • агрессивные реакции, направленные на другого человека (если находится «козел отпущения») или самого себя («рвать на себе волосы», «стучать головой об стенку»). В некоторых случаях агрессия может быть эффективной и уместной;
  • уход из ситуации, отказ от любой деятельности, апатия;
  • регрессия, когда взрослые начинают вести себя как дети — отка­зываются от еды после ссоры, перестают общаться, обижаются, ждут чуда, которое им поможет разрешить данную ситуацию;
  • двигательное возбуждение, когда человек не может контролировать свое внешнее поведение и совершает бесцельные и неупорядоченные действия: скажем, человек может многократно дергать ручку двери, зная, что дверь закрыта, и он не может попасть в помещение;
  • включение механизмов защиты, которые в данном случае помогают пережить остроту фрустрации («Не очень-то и хотелось этого достигать!»).

Понятно, что эти формы поведения не способствуют решению проблемы, однако дают возможность снизить накопившееся в результате переживания фрустрации напряжение.
Рассмотрим адаптивные реакции на фрустрацию. К этим реакциям относят такое поведение, которое помогает каким-то образом разрешить ситуацию и тем самым снижает напряжение. К такому поведению можно отнести:

  • преодоление препятствия с использованием новых методов и средств или с помощью изменения своей стратегии поведения; поиск путей, чтобы обойти препятствие;
  • компенсация — поиск другой сферы для удовлетворения потребности;
  • отказ от намеченной цели, выбор новой цели, переоценка ценностей.

Актуально для психологии изучение фрустрационной толерантности — устойчивости личности к воздействию фрустраторов.

На адаптивное поведение в состоянии фрустрации во многом влияет родительский сценарий о том, как надо вести себя в подобных ситуациях, усвоенный ребенком в детстве.

То есть, оказавшись в ситуации фрустрации, мы актуализируем те модели поведения, которые использовали наши отец и/или мать в момент переживания острого стресса.

Рассматривая фрустрацию как острый стресс, специалисты предлагают различные методы, повышающие адаптацию к фрустрации.

Например, это может быть отказ от каких-либо действий (так как в момент фрустрации мы теряем способность мыслить логически и просчитывать последствия наших действий) или использование приемов самоконтроля и техник саморегуляции.

Мощным поддерживающим фактором является также составление и проговаривание формул самозащиты — кратких формул самовнушения, составленных в позитивном ключе («Я справлюсь!», «Мы прорвемся!» и т. д.).

Фрустрационная толерантность возрастает, если, оказавшись в аб­солютно безвыходной на первый взгляд ситуации, человек начинает придумывать и искать возможные варианты выхода из нее. На дан­ном этапе даже фантастические и рискованные идеи лучше, чем мысль о том, что выхода нет.

Укажите свой Email, чтобы получать информацию о свежих публикациях прямо на свой почтовый ящик. Вы можете отписаться в любое время

Источник: https://5psy.ru/samopoznanie/frustraciya-kak-forma-psihologicheskogo-stressa.html

Психология стресса и методы коррекции

24. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

Примерный тематический план для студентов дневного отделения.

Примерный тематический план для студентов заочного отделения.

Примерная программа по курсу «Психология стресса»

Введение

Учебная дисциплина «Психология стресса» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки специалистов-психологов в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Цель изучения дисциплины – дать студентам знания о психологической сущности стресса, механизмах его развития и основных методах его психопрофилактики и психотерапии.

Основной задачей учебной дисциплины является изучение студентами современных концепций биологического и психологического стресса, его влияния на психическое и соматическое здоровье, закономерностей его развития, факторов, способствующих его модификации в эустресс или дистресс, особенностей профессиональных стрессов, методов саморегуляции и психотерапии стрессовых состояний.

Актуальность курса «Психологии стресса» связана с возрастанием темпа и напряженности жизни в современных условиях и многообразием социально-политических предпосылок его возникновения в сочетании с низкой психологической культурой населения.

В результате в настоящее время отмечается значительное распространение феномена стресса со всеми его негативными последствиями, включая развитие невротических и психосоматических заболеваний.

В этих условиях существенно возрастает роль психолога, который должен уметь вовремя выявить у своих клиентов первые признаки начинающегося стресса и принять соответствующие меры по его нейтрализации или коррекции.

Методическая концепция курса заключается в оптимальном сочетании теоретических и практических занятий, в результате чего предполагается не только вооружение студентов набором определенных знаний по тематике стресса, но и приобретение практических умений и навыков по управлению стрессом. В связи с этим учебный процесс осуществляется в форме лекций, семинаров и практических занятий студентов.

После завершения курса студент обязан:

+ иметь представление о современных концепциях стресса в биологии, медицине и психологии, методологии и методах исследования стрессовых состояний;

+ знать основные причины возникновения психологического стресса, закономерности его развития, методы прогнозирования, диагностики, психопрофилактики и психотерапии;

+ уметь использовать знания, полученные в процессе изучения курса в процессе профессиональной деятельности психолога, а также для оценки и коррекции собственного психического состояния;

+ иметь навыки диагностики и регуляции стресса у себя, у лиц, обращающихся за психологической помощью, и в рабочих коллективах (по заказам организаций).

Программа курса

Тема 1. Стресс как биологическая и психологическая категория.

Проблема стресса в биологии и медицине. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие. Биохимические и физиологические проявления стресса. Роль гормонов надпочечников в адаптации организма человека к стрессорному фактору.

Введение понятия психологического стресса Р. Лазарусом. Особенности психологического стресса. Дифференцировка стресса и других состояний.

Тема 2. Оценка уровня стресса.

Формы проявления стресса: поведенческие, интеллектуальные, физиологические и эмоциональные.

Объективные методы оценки уровня стресса: показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма; анализ активности вегетативной нервной системы; оценка психомоторных реакций организма человека при стрессе.

Субъективные методы оценки уровня стресса: психологические тесты и интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе).

Подходы к прогнозированию стресса. Проблема оценки стрессоустойчивости человека.

Тема 3. Динамика протекания стресса.

Общие закономерности развития стресса. Классическая динамика развития стресса.

Влияние характеристик стрессора на уровень стресса (интенсивность стресса, его продолжительность и характеристики индивидуальной чувствительности к стрессу).

Факторы, влияющие на развитие стресса: врожденные особенности организма; родительские сценарии; личностные особенности, уровень тревожности; факторы социальной среды; когнитивные факторы.

Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром.

Тема 4. Причины возникновения стрессов.

Субъективные причины возникновения психологического стресса: несоответствие генетических программ современным условиям; стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психологической защиты; стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности; стресс, вызванный невозможностью реализации актуальной потребности; стресс от неадекватной реализации условных рефлексов.

Объективные причины возникновения психологического стресса: условия жизни и работы; взаимодействие с другими людьми; политические и экономические факторы; чрезвычайные обстоятельства.

Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрессоров различного типа.

Тема 5. Профессиональные стрессы.

Общие закономерности профессиональных стрессов. Феномен профессионального выгорания. Синдром хронической усталости. Профессиональная деформация личности.

Примеры профессиональных стрессов: учебный стресс; стресс руководителя; медицинский стресс; спортивный стресс.

Тема 6. Методы оптимизации уровня стресса.

Общеоздоравливающие методы снятия стресса. Традиционные методы нейтрализации стресса. Новые информационные методы нейтрализации стресса.

Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.

Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса: аутогенная тренировка; дыхательные техники; мышечная релаксация; работа с собственными мыслями и убеждениями (ауто-рациональная терапия); диссоциация; визуализация; условно-рефлекторные техники; прагматизация стресса; религия как способ борьбы со стрессами.

Нейтрализация стресса с помощью психотерапии. Рациональная психотерапия, нейролингвистическое программирование, гипноз.

Тема 7. Неадекватное поведение как причина возникновения стрессов.

Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения. Фрустрации как источник стрессов. Обучение навыкам эффективного целеполагания. Постоянный цейтнот как источник стресса. Освоение приемов тайм-менеджмента.

Примерные вопросы к экзамену для студентов дневного отделения [57]

1. Проблема стресса в биологии и медицине.

2. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.

3. Гормональные и физиологические проявления стресса.

4. Эволюционная структура психики человека и стресс.

5. Особенности психологического стресса.

6. Поведенческие признаки стресса.

7. Интеллектуальные признаки стресса.

8. Физиологические признаки стресса.

9. Эмоциональные признаки стресса.

10. Объективные методы оценки уровня стресса.

11. Субъективные методы оценки уровня стресса.

12. Подходы к прогнозированию стресса и оценки стрессоустойчивости человека.

13. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса.

14. Факторы, влияющие на развитие стресса.

15. Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром.

16. Субъективные причины возникновения психологического стресса.

17. Объективные причины возникновения психологического стресса.

18. Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрессоров различного типа.

19. Общие закономерности профессиональных стрессов.

20. Примеры профессиональных стрессов.

21. Здоровый образ жизни и его влияние на стресс. Физическая активность – важный фактор нормализации стресса.

22. Биологическая обратная связь как метод нейтрализации стресса.

23. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.

24. Общий обзор способов саморегуляции психологического состояния во время стресса.

25. Аутогенная тренировка как метод оптимизации уровня стресса.

26. Дыхательные техники как метод оптимизации уровня стресса.

27. Мышечная релаксация как метод оптимизации уровня стресса.

28. Ауторациональная терапия как метод оптимизации уровня стресса.

29. Нейтрализация стресса с помощью психотерапии. Виды психотерапии, применяемые для уменьшения уровня стресса.

30. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

31. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков.

32. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения.

33. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

34. Постоянный цейтнот как источник стресса. Тайм-менеджмент.

35. Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса у клиента.

36. Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса в организации.

Семинар 1. Проблема стресса в биологии, медицине и психологии.

Вопросы к семинару:

1. Главные положения концепции стресса Ганса Селье и их отличие от традиционных взглядов на защитные реакции организма.

2. Механизмы приспособления к факторам внешней среды согласно теории Ганса Селье.

3. Роль вегетативной нервной системы в адаптации организма человека к факторам среды обитания.

4. Основные отличия биологического и психологического стресса.

5. Влияние субъективных факторов на развитие психологического стресса.

При разборе пятого вопроса семинара можно выполнить упражнение 1.1 из приложения 5.

Темы рефератов.

1. Концепция стресса Г. Селье и ее развитие в настоящее время.

2. Взгляд на проблему стресса в биологии, медицине и психологии.

3. Вегетативная нервная система человека и стресс.

4. Концепция психологического стресса Р. Лазаруса.

5. Особенность психологического стресса у человека.

Семинар 2. Формы проявления стресса и методы его оценки.

Вопросы к семинару

1. Поведенческие, интеллектуальные, физиологические и эмоциональные признаки стресса.

2. Методы оценки состояния сердечно-сосудистой системы и вегетативной нервной системы при стрессе.

3. Методы оценки психомоторных реакций при стрессе.

4. Психологические тесты, используемые для оценки причин стресса и характеристик его проявления.

5. Интроспекция как метод оценки стресса.

Рекомендуемая практическая работа к семинару – упражнения 2.1–2.3 из приложения 5.

Темы рефератов.

1. Изменение эмоционального состояния при стрессе.

2. Особенность поведенческих реакций при психологическом стрессе.

3. Нарушения деятельности различных физиологических систем при стрессе.

4. Анализ вариабельности сердечного ритма как современный метод диагностики стресса.

5. Сравнительная оценка различных психологических тестов, применяемых для выявления уровня тревожности при стрессе.

6. Способы прогнозирования уровня стресса.

Семинар 3. Закономерности развития стресса.

Вопросы к семинару.

1. Классическая динамика развития стресса в концепции Г. Селье.

2. Влияние интенсивности и длительности стресса на характер его течения.

3. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт как факторы, определяющие уровень исходной стрессоустойчивости организма.

4. Влияние особенностей личности на развитие стресса.

5. Механизмы развития посттравматического стресса.

Темы рефератов.

1. Генетические факторы стрессоустойчивости.

2. Родительские сценарии и характер реагирования на стресс.

3. Особенности характера человека и его реакции на стресс-факторы.

4. Роль социального окружения человека в формировании его стрессоустойчивости.

5. Когнитивные факторы психологического стресса.

6. Посттравматический стресс и способы его нейтрализации.

7. Психосоматические заболевания как следствие психологического стресса, перенесенного человеком.

Семинар 4. Причины возникновения стрессов.

Вопросы к семинару.

1. Субъективные причины возникновения стрессов.

2. Объективные причины возникновения стрессов.

3. Каузальная классификация возникновения стрессов.

Темы рефератов.

1. Стрессы как следствие отрицательных сторон научно-технического прогресса.

2. Причины стрессов в рамках концепции иерархической системы потребностей А. Маслоу.

3. Механизмы психологической защиты как факторы, снижающие уровень стресса.

4. Стрессы, связанные с неадекватными установками и убеждениями личности.

5. Объективные причины возникновения стрессов.

Семинар 5. Профессиональные стрессы.

Вопросы к семинару.

1. Общие закономерности профессиональных стрессов.

2. Феномен профессионального выгорания.

3. Учебный стресс и его формы.

Темы рефератов.

1. Стресс напряженной учебы.

2. Экзаменационный стресс.

3. Стресс спортсменов.

4. Синдром эмоционального выгорания в деятельности психолога.

5. Синдром эмоционального выгорания в деятельности социального работника.

6. Стресс участников боевых действий.

7. Стресс бизнесмена и руководителя.

Семинар 6. Методы нейтрализации стрессов.

Вопросы к семинару.

1. Классификации методов нейтрализации стрессов.

2. Основные способы саморегуляции.

3. Нейтрализация стрессов с помощью методов психотерапии.

4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

Темы рефератов.

1. Аутогенная тренировка.

2. Метод биологической обратной связи.

3. Дыхательные техники.

4. Мышечная релаксация.

5. Рациональная психотерапия.

6. Использование позитивных образов (визуализация).

7. Нейролингвистическое программирование.

Источник: https://bookap.info/book/shcherbatyh_psihologiya_stressa_i_metody_korrektsii/gl5.shtm

Эффективное иелеполагание как метод профилактики стрессов

24. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

Еще одним источником стресса может быть фрустрация, связанная с недостижением поставленных целей (как в личной жизни, так и в профессиональной сфере).

Довольно часто крах поставленных пла­нов связан не столько с непреодолимыми объективными трудностя­ми, сколько с неправильной постановкой цели или неумением подоб­рать нужные ресурсы.

В этом случае использование эффективного алгоритма постановки целей позволит в будущем избежать «стресса рухнувших надежд», вызывающего серьезные психологические и со­матические последствия, о которых писал Ганс Селье в своих книгах.

Он отмечал: «Успех всегда способствует успеху, крушение ведет к даль­нейшим неудачам. Даже самые крупные специалисты не знают, почему “стресс рухнувшей надежды” со значительно большей вероятностью, чем стресс от чрезмерной мышечной работы, приводит к заболеваниям. …

Пре­пятствие на пути осуществления нормальных побуждений приводит к та­кому же дистрессу, как вынужденное продление и интенсификация любой деятельности выше желаемого уровня. Забвение этого ведет к фрустра­ции, утомлению, истощению сил, к душевному и физическому надрыву»1.

В свете данного высказывания понятно, что чем конкретней будет определена цель и чем точнее человек оценит вероятность ее дости­жения, тем больше у него будет шансов ее достичь, а значит — избе­жать стресса «рухнувших надежд» [6].

Алгоритм постановки жизненных иелей

1. Позитивная формулировка. Это правило означает, что в формули­ ровке цели должна отсутствовать частица «не». В соответствии с

этим правилом, цели «Я не буду больше пить», «Я ни разу не заку­
рю», «Я не буду больше бояться»
и пр. являются трудно достижи­

мыми из-за особенностей нашего подсознания, которое плохо вос­

принимает операцию логического отрицания.

Например, если у вас болит голова, то формула не должна звучать: «У ме­ня не будет головной боли». Лучше сказать: «Я хочу, чтобы моя голова ста­ла легкой и ясной, чтобы у меня было отличное самочувствие».

2. Принципиальная достижимость. Цели, которые вы ставите, долж­ ны быть принципиально достижимы, т. е. не противоречить физи­

ческим, биологическим и экономическим законам.

1 Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М., 1992, с. 121-122.

7-2435

. 194 Глава 6. Методы оптимизации уровня стрессов

Например, цель «Яхочу научиться летать» достижима, если иметь в виду самолет или дельтаплан, но не достижима, если иметь в виду способ поле­та птиц при помощи махания конечностями.

Цель «Я хочу вечно оставать­ся молодой» недостижима, так как в каждом организме генетически зало­жена программа старения, но цель «Я хочу замедлить процесс старения и как можно дольше продлить состояние молодости» является более ре­альной.

3. Максимальная конкретность. Речь идет, скорее, о способе форму­ лировки, которая должна четко описывать ожидаемый конкрет­

ный результат. В этом плане цели «стать смелее», «стать счаст­
ливее»
и т. д. абстрактны, а посему принципиально недостижимы.

Тысячи людей испытывают стресс, безуспешно стараясь достичь

целей типа «выучить английский язык». Для избавления от такого

рода стрессов их необходимо конкретизировать.

Например, первая из приведенных в этом разделе целей может быть моди­фицирована следующим образом: Хочу стать не просто смелее, а «смелым настолько, чтобы погладить незнакомую собаку», или «смелым настолько, чтобы я мог заговорить с понравившейся женщиной», или «смелым на­столько, чтобы попросить у своего шефа повышения в должности».

4. Цель должна максимально зависеть от нас.

Например, когда вы говорите: «Хочу, чтобы начальник повысил мне зар­плату на 200 долларов», то ваше желание, в принципе, понятно.

Но в такой формулировке его выполнение не зависит от желающего/Для того чтобы подобные цели можно было достичь, их нужно переформулировать, зада­вая себе вопрос: «Каким я должен стать, чтобы..?» или «Что я должен сде­лать, чтобы..?».

Тогда и формулировка желания будет отвечать указанному правилу: «Я хочу сталь настолько полезным нашей фирме, чтобы началь­ник захотел меня удержать и дал мне прибавку в размере 500 долларов».

Приемлемая цена.

5.

Здесь задайте себе ряд вопросов:

1. В каком случае вы бы не хотели достичь этой цели?

2. Не будет ли цена за ее достижение слишком высокой?

3. Сколько своего времени, сил и денег вы согласны потратить на дости­
жение этой цели?

4. Есть ли другие цели примерно такой же или меньшей цены, которые
кажутся вам столь же привлекательными, но более дешевыми?

6. Определение необходимых ресурсов.

Для этого необходимо ответит на такие вопросы:

1. Обладаете ли вы ресурсами, необходимыми для достижения цели?

2. В чем именно вы нуждаетесь?

3. Как вы собираетесь получить эти ресурсы?

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 195

Ресурсы бывают внутренние (ум, терпение, уверенность, профес­сионализм) и внешние (деньги, время, оборудование и другие люди). Для получения внешних ресурсов вам придется ввести в свои планы достижение вспомогательных целей.

Опыт показывает, что если при составлении планов и постановки целей использовать данный алгоритм, то вероятность возникновения стрессов резко снижается. При этом движение к цели становится бо­лее рациональным и сознательным, а интенсивность и частота воз­никновения отрицательных эмоций уменьшаются.

Вопросы и задания аля проверки усвоения знаний

1. Назовите житейские методы снятия стресса, которые обычно при­
меняют люди для снятия нервно-психического напряжения.

2. Перечислите четыре основные группы методов уменьшения
стресса, отличающихся по природе антистрессорного воздействия.

3. Перечислите физиологические методы снятия стресса.

4. Назовите три группы методов снятия стресса, отличающихся по способу внедрения в сознание антистрессорной установки, и при­

ведите примеры.

5. Перечислите организационные методы, которые применяются в психологии труда и инженерной психологии для уменьшения

уровня профессионального стресса.

6. Опишите, в чем состоит сущность аутогенной тренировки.

7. В чем состоят уникальные особенности дыхания в плане саморе­
гуляции и антистрессорного воздействия?

8. Перечислите когнитивные постулаты рациональной терапии.

9. Перечислите четыре способа диссоциирования от стрессора.

10. Какая связь существует между методом нейролингвистического программирования и учением И. П. Павлова?

Выберите правильный вариант ответа

1. К какой группе антистрессорного воздействия относится аутотренинг?

а) к физическим;

б) к физиологическим;

в) к биохимическим;

г) к психологическим.

196 Глава 6. Методы оптимизации уровня стрессов

Литература 197

2. К какой группе антистрессорного воздействия относится алкоголь?

а) к физическим;

б) к физиологическим;

в) к биохимическим;

г) к психологическим.

3. К какой группе антистрессорного воздействия относится массаж?

а) к физическим;

б) к физиологическим;

в) к биохимическим;

г) к психологическим.

4. К какой разновидности антистрессорных методов относится биологиче­
ская обратная связь?

а) к методам самопомощи;

б) к методам, требуюшим участия другого человека;

в) к техническим методам.

5. Какой из нижеприведенных методов не относится к организационным?

а) усовершенствование орудий и средств труда;

б) воздействие цветом и функциональной музыкой;

в) разработка оптимальных режимов труда и отдыха;

г) рациональная организация рабочих мест.

6. Кто является основателем аутогенной тренировки?

а) И. Шульи;

б) У. Джеймс;

в) А. Ромен;

г) Э. Ажекобсон.

Какой из основных навыков аутогенной тренировки назван неверно?

а) умение вызывать ошушение тяжести в конечностях;

б) умение вызывать ошушение тепла в конечностях;

в) умение вызывать ошушение тепла в эпигастральной области;

г) умение вызывать ошушение тепла в области лба.

Какой из перечисленных ниже антистрессорных методов основан на со­вершенствовании поведенческих навыков?

а) аутогенная тренировка;

б) медитация;

в) визуализация;

г) активное слушание.

Литература Основная

1. Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом. М., 2002, с. 5-33.

2. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002,
с. 14-233.

3. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в ус­
ловиях стресса. СПб., 2001, с. 135-246.

4. Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические ас­
пекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998, с. 182-237.

5. Щербатых Ю. В. Психология страха. М., 1999, с. 313-375.

6. Щербатых Ю. В. Психология успеха. М., 2004, с. 62-120; 177-209.

7. Щербатых Ю. В. Психология стресса. М., 2005, с. 176-273.

Дополнительная

8. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб., 1994, с. 11-163.

9. Гиссен Л. Д. Время стрессов. М., 1990, с. 10-76.
10. Грасиан Б. Карманный оракул. М., 1981, с. 5-65.

И. Гройсман А. Л. Медицинская психология. М., 1998, с. 120-220.

12. Джафарова О. А., Донская О. Г., Изарова О. И., Путилов А. А. Метод игро­ вого биоуправления и регуляция ритма сердца // Бюллетень Сибирского

отделения РАМН. 1999. № 1 (91), с. 62-67.

13. Козлов В. Я. и др. Взаимосвязь между психофизиологическими показате­ лями и успешностью деятельности операторов // Клинико-физиол. ас­

пекты медицинской реабилитации летного состава. 1996, с. 67-68.

14. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных функ­
циональных состояний человека. М., 1987, с. 5-53.

15. Линдеман X. Система психофизического регулирования. М., 1992, с. 5-102.

16. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1986, с. 5-272.

17. Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996.

Т. 17. №6, с. 119-122.

18. Психофизиология: Учебник для вузов // Под ред. Ю. И. Александрова.
СПб., 2006, с. 342-343.

19. Скок А. Б., Филатова О. В., Штарк М. Б., Шубина О. С. Биоуправление в психоневрологической практике // Бюллетень Сибирского отделения

РАМН, 1999. № 1, с. 30-35.

20. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 2000, с. 9-238.

21. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 3-168.

22. КоннорДж., СейморДж. Введение в нейролингвистическое программиро­
вание. СПб., 1996, с. 3-202.

23. Ромен А. С. Самовнушение и его влияние на организм человека. Алма-
Ата, 1970, с. 4-174.

24. Хессет Дж. Введение в психофизиологию. М., 1981, с. 175-190.

25. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988,
с. 10-133.

26. Шайхтдинов Р. 3. Личность и волевая готовность в спорте. М., 1987, с. 74-
111.

27. Щербатых Ю. В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоцио­
нальном стрессе // Физиология человека. 2000. Т. 26. № 5, с. 151-152.

198 Глава 6. Методы оптимизаиии уровня стрессов

28. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000, с. 119-142.

29. Щербатых Ю. В. Использование методов саморегуляции и нейролингви- стического программирования для снижения уровня стресса у студен­ тов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж,

2003, с.105-107.

30. МаЬМ А, атойаап Л. 51гезз йие *о ехат т тесИса! з1ис1еп1з-го1е оГ
уоа // Шип]. РЬузю! РЬагтасо!. 1999. V. 43. № 2. Р. 218-224.

31 ЗНаргго 5.1., ЗсЪяоаПг С. Е., Воппег С. Е#ес1 оГ тхпЫпезз згезз гейисИоп оп теаЫ апа ргетеёюа! зШЙепз //]. ВеЬау. Меа. 1998. V. 21. № 6. Р. 581-599.

32. 5сНегЪа1уЪН Е. V., &а Е. I. СопбШопа! геиЬНоп оГ апх!е1у 5и1е8 аз а шау оГсоггесНоп оЬе етоНопа! з1гезз // АЬз

Источник: https://stydopedia.ru/3x67e5.html

Medic-studio
Добавить комментарий